Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с . Становое

Руководитель: Поздняков Дмитрий Сергеевич

Становое – 2016 год.

Введение

Тысячу лет стоит Елец на берегах Быстрой Сосны. Основанный, по предположению историков в 986 году при киевском князе Владимире Святославовиче, город как существующий, впервые упомянут в Никоновской летописи за 1146 год: «Князь же Святослав Олегович еде в Рязань и быв АО Мченске, и в Туле, и в Дубке на Дону, и в Ельце, и в Пронске и преде в Рязань на Оку…» Елец– чудом сохранившийся памятник русского градостроительства. Теплое чувство вызывают чудесные домики с деревянным кружевом карнизов и наличников, на уютных улочках — причудливые формы металлических решеток лестниц и балконов. Единство городского и природного ландшафта, славное историческое прошлое – делает Елец поистине уникальным. Недаром он включен в число 115 городов Российской Федерации. Елец, один из древнейших и красивейших русских городов, основан в 1146 году, является единственным городом области, внесённым ЮНЕСКО в перечень 115 городов Российской Федерации, имеющих ценные памятники истории и архитектуры. До сих пор Елец сохраняет особую атмосферу старинного русского города. Здесь современный турист возвращается в эпоху 19-го столетия. Неповторимый колорит в городе создают 13 храмов (10 из которых действующие) и два монастыря. Богатое историко – культурное наследие, приверженность духовным традициям привлекают в регион множество туристических и паломнических групп. На Липецкой земле родились или просияли своим служением Тихон Задонский, Иннокентий Херсонский, Феофан Затворник, Амвросий Оптинский и многие другие. История Православия на территории современной Липецкой области традиционно связывается с первыми веками христианства. Все церкви были деревянными, а следовательно, недолговечными. Одним из каменных храмов, дошедшим до наших дней со второй половины XVI в. является Введенская церковь в г. Ельце. Елец не раз становился на пути захватчиков Руси, разорявших его грабежами и убийствами, сжигавшими город дотла. Сохранилось предание, согласно которому разоренную елецкую землю в конце августа 1357г. посетил святитель Алексей, митрополит Московский. Садясь на берегу реки Сосны в ладью, он благословил ельчан и предрек Ельцу славу и богатство.

Аннотация

Известна легенда о том, что елецкие купцы ходили на поклон к царю просить, чтобы сделали Елец губернским городом. Царь им на это ответил: «Как тридцать три церкви построите, так сделаю Елецкую губернию». Подтверждением легенды служили купола более чем тридцати храмов, ослепляющие красотой взгляд всякого, кто подъезжал к городу. Наша экскурсия расскажет о прекрасных храмах Ельца. Церкви, часовни, монастыри являют собой настоящее богатство Елецкого края.

Епископ Тихон Задонский однажды так сказал о Ельце: «Нет, не Елец, а Сион новый, Божие жилище». После испрошенной отставки святитель мог поселиться где угодно, но не уехал далеко от Ельца. Одной из причин не покидать наши края могла стать любовь к этим местам. Тихон Задонский говорил: «Мне жаль расставаться с этим городом, точно я в нём родился». И до сих пор Елец притягивает к себе своей духовностью, красотой и величием многочисленных церквей, всем тем, что связано с богоугодной деятельностью елецких подвижников. Искренне верующие ельчане не оставляли церковь даже тогда, когда верить открыто означало подвергать себя серьезной опасности.

В ходе экскурсии «Елец – город 33 храмов» мы побываем в местах, обладающих благодатной силой, духовной славой, намоленных десятками тысяч верующих людей. В Ельце все дороги ведут к храму. И первым храмом в нашей экскурсии будет собор Вознесения Господня – один из крупнейших православных храмов России. Его величие символизирует главенствующую в то время идею «Самодержавие. Православие. Народность».

1. Вознесенский собор

8. Казанская церковь

2.Часовня на братской могиле ельчан

9. Церковь иконы Елецкой Божией матери

3. Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы

10. Церковь Михаила Архангела

4. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

11. Церковь Спаса Преображения

5. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

12. Великокняжеская церковь

6. Церковь Владимирской иконы Божией Матери

13. Успенская церковь

7. Церковь Рождества Христова

14. Церковь Вознесения Господня в Ольшанце

Описание маршрута экскурсии

Вознесенский собор

Часовня на братской могиле ельчан

Церковь Введения

Первый храм в Аргамачьей казачьей слободе был освящён в честь св. Николая Чудотворца. Но в 1680-х годах на месте Никольской церкви была выстроена новая деревянная в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Этот храм простоял почти сто лет, и в 1768 году священник Герасим Андреев и прихожане ходатайствовали о строительстве каменной церкви в честь Рождества Богородицы и приделами св. Николая и свв. Бориса и Глеба. 24 июля 1768 года была совершена закладка первого камня. Освящение главного алтаря состоялось в 1789 году. В 1922 и 1923 годах из храма изъяли церковную утварь для антирелигиозного музея. Церковь была закрыта в 1930-х годах, и до 1962 года её помещение пустовало. За это время полностью разрушилась кровля и обветшала кладка. В 1993 году храм передан верующим, а в 1997 году РПЦ.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Первая деревянная Покровская церковь возведена в Ельце в конце XVI века. Храм служил приходом для Кузнецкой, Александровской и Казачей слободам, при нём же было кладбище. В 1660-1670 гг. старый храм был заменён новым также деревянным. В середине XVIII века прихожане решились на строительство каменного храма, о чем и попросили разрешения в Воронежской духовной консистории. И в 1759 году строительство завершилось, и храм был освящён. В середине XIX века назрела необходимость капитального ремонта. Изношенность была такова, что было принято решение о строительстве новой храмовой части. Главными жертвователями стали почётные граждане Сергей и Николай Петровичи Хренниковы, церковный староста купец Николай Матвеевич Криворотов и другие. Проект был заказан брату знаменитого К. А. Тона, архитектору Андрею Андреевичу Тону. Который к 1853 году предоставил проект нового храма в стиле позднего классицизма и по образу Исаакиевского собора в Петербурге. Но всё же елецкие строители отошли от классического стиля в пользу барочного.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери

Церковь Владимирской иконы Божией Матери (1779-1843), построена в долине Ельчика. В советское время использовалась для хранения соли, в результате чего почти разрушена. Объёмно-пространственная композиция «восьмерик на четверике» была традиционна для Ельца того времени. В 1809 году была построена четырёхъярусная 40 метровая колокольня. В 1829 году известным архитектором И. И. Шарлеманем был выполнен проект по расширению трапезной. Работы в соответствии с проектом происходили в 1841-1842 году, а год спустя храм был расписан. В 1865 году к храму были пристроены два придела. Службы во Владимирском храме продолжались вплоть до 1937 года. За годы советской власти богатый и красивый храм превратился в страшные руины. Вновь община Владимирской церкви была создана в 1943 году. Верующие пригласили двух священников и ходатайствовали о возвращении храма.

Церковь Рождества Христова

Деревянная церковь Рождества Христова впервые упоминается в 1628 году. В то время она находилась на территории современного Бабьего базара, в западной его части, в 400 метрах к юго-востоку от ныне существующего каменного Христорождественского храма. Храм в то время, был самым маленьким в городе, однако имел своё кладбище. В приход Рождественской церкви входили казаки Александровской слободы. Первый деревянный храм к кону XVII века пришёл в ветхое состояние, по этому к началу 18 на прежнем месте выстроен новый деревянный, также освящённый в честь Рождества Христова. В 1730-х годах по неизвестной причине церковь сгорела и в течении 20 лет не восстанавливалась. Новый каменный храм был построен всего за три года, и в 1772 освящён. Весной 1860 года старый храм разобрали, и началось строительство новой пятиглавой церкви на средства старосты купца Никиты Лагутина. Главный престол освящён в 1871 году во имя Спаса нерукотворного образа. В 1922 году из храма изъяли церковные ценности. Церковь прекратила действовать в первой половине 1930-х годов, после ареста и ссылки священника Николая Преображенского. В 1937 году был разобран иконостас, а в помещении устроен склад. За это время церковь осталось достаточно крепкой, были утеряны лишь малые главки на храмовой части. В 2004 году Спасовский храм был передан общине Знаменского монастыря.

Казанская церковь

Казанская церковь на старом городском кладбище начала свою историю в виде небольшого деревянного приходского храма в центре Ельца. Впервые церковь Казанской иконы Божией Матери была построена на месте современного Архангельского храма на средства донского казака Иосифа Лося в 1680-х годах. Просуществовавшую почти сто лет и пришедшую в ветхость деревянную церковь около 1771 года заманил на этом месте Архангельский храм. А новая Казанская церковь построена была в камне на вновь отведённом кладбище в полуверсте от города. После революции 1917 года из Казанской церкви властями изымалось то, ранее пожертвовано верующими. Во время компании по расторжению договоров с приходскими общинами в 1929 году власти воспользовались случившимся в храме небольшим пожаром для закрытия церкви, однако решение так и не было принято. В эти годы в церкви служили обновленческие священники, «бежавшие» из уже закрытых, к тому времени городских храмов. Казанская церковь была закрыта в сентябре 1941 года (последняя в городе).

Церковь иконы Елецкой Божией матери

Одно из немногих запоминающихся строений в городе. Начало строительства — 1893 г. Постройка в духе древнерусских деревянных церквей. Строительство приходского храма в районе Лучка планировалось ещё в конце XVIII века. С 1769 года переселённые жители этой части города продолжали числиться в приходах теперь уже далёких от них Покровской и Введенской церквей. Они подали прошение о строительстве на южной окраине города – Лучке – каменной церкви Богоявления Господня. Но далее рассмотрения прошения дело не пошло. Церковь в Лучке предусматривалась так же генеральным планом Ельца 1827 года, но к строительству приступили лишь в конце XIX века.

10. Церковь Архангела Михаила

Проект церкви был утвержден в ноябре 1844 г. императором Николаем I. Необычность церкви в том, что у храмовой части отсутствуют апсиды. Принятие такого решения оправдано условием участка: апсиды перекрыли бы Соборную (Октябрьскую) улицу.
«…Я помню тебя, Михаил,
И храм этот, темный и старый.
Где ты мое сердце пленил…»
И.А. Бунин.

Церковь Спаса Преображения

Деревянный Преображенский храм был построен между 1678 и 1691 годами и заменил собою древнюю церковь св. Праскевы Пятницы. Храм был очень мал и к тому же к середине XVIII века весьма обветшал. Поэтому в 1761 было принято решение о строительстве каменной церкви. К 1771 году все работы были завершены. Построена она была по образу московского храма Иоанна Воина «восьмерик на четверике». В 1960-е годы церковь сначала пустовала, а после была тиром. В 1971 году Преображенская церковь взята под охрану как памятник архитектуры, но к восстановительным работам приступили лишь в 1983 году. В 1997 году храм передан РПЦ и определён к приходу Вознесенского собора, что позволило продолжить возрождение древней церкви.

12. Великокняжеская церковь

Этот храм называют «жемчужиной в архитектурном ожерелье города». Она является настоящим символом купеческой благотворительности. Церковь была возведена по самым современным строительным технологиям начала XX века. Внутреннее украшение храма цветной майоликовой плиткой поражает своим богатством. Венчает храм хрустальный крест. Поводом к строительству Великокняжеской церкви стало посещение Ельца Великим князем Михаилом Александровичем, братом императора Николая II в октябре 1909 года.

13. Успенская церковь

Построена в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г., активное участие в которой принимали и жители Ельца. Храм своими размерами выражает величие этой победы. Одним из настоятелей храма был Алексий Борисович Борисов, отец знаменитого церковного деятеля, проповедника архиепископа Иннокентия Херсонского. Будущий святитель, носивший тогда имя Иван, был крещен в церкви Успения и там помогал своему отцу во время службы.

14. Церковь Вознесения Господня в Ольшанце

История храма Вознесения Господня в Ольшанце связана с историей церковного прихода казачьей Беломестной слободы, появившейся за рекой Сосной в 1593 году. Внутри казачьего острога находилась Дмитриевская церковь, в честь которой через два с половиной века был освящён придел в новопостроенном храме в Ольшанце. Нынешняя каменная церковь построена по проекту 1863 года. Ольшанская церковь перестала действовать в 1930-х годах. Помещение храма долгое время использовалось под склад зерна. В 1992 году храм был передан РПЦ и в нём начались богослужения и восстановительные работы.

Выводы:

  • Елец – город древней православной культуры.

  • Многие жители города и многочисленные гости и паломники посещают православные святыни, молятся о благополучии родного города и России.

Используемая литература и ресурсы

Клоков А.Ю., Найдёнов А.А. и Новосельцев А.В.книга «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец»

Вознесенский собор / / Елец / под ред. В. П. Горлова. — Воронеж, 1978. — С. 143—144.

Фото 14.01.2013:

1234

Фото 04.05.2014:

12

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Адрес: Липецкая обл., г. Елец, ул. Маяковского, д. 17

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (по материалам книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец / А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов, А.В. Новосельцев — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2006. — 512 с.»)

Первая деревянная Покровская церковь построена в Ельце в конце XVI — начале XVII вв. Упоминание храма в документах связано с заверением 27 ноября 1617 г. «покровского попа Богдана» своей подписью свидетельских показаний прихожан по делу о краже денег из царской казны. Подобные документы он заверял также 16 и 27 января 1618 г. Приход Покровского храма состоял в основном из казаков Александровской и Кузнецкой слобод.

В переписных книгах 1646 г. значится «Церковь Покрова Пресвятые Богородицы, что в Кузнецкой слободе, за попом за Обросимом бобыли Яшка Леонтьев, Мартынка Миленин, Афонька Фёдоров с сыном с Тараском. Всего три двора, людей в них четыре человека».

Деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы на посаде в Казачьей слободе, «строение попа Михаила», и кладбище при ней упоминается в окладных книгах Рязанской митрополии 1676 г. «У тое церкви двор попа Михаила, двор дьячков. Церковные земли дватцать четвертей сенного покосу на 10 копен. Рыбных ловлей нет. В приходе 30 дворов казаков и драгун, несколько дворов кузнецов, всего 40 дворов». Сведения из окладных книг дают основания предполагать, что в 1660-х — 1670-х гг. прежний деревянный храм был заменён новым, «строения попа Михаила», который упоминается в качестве священника Покровского храма в документах с 1676 по 1691 г. Это же подтверждает писцовая и межевая книга Тихона Камынина 1691-1693 гг., в которой приводится наиболее полное описание Покровского храма: «Церковь Покрова Пресвятые Богородицы в Козачей, в Олександровской же и в Кузнецкой слободе, да колокольня древянная. А в той церкви Царские Двери, и Деисусы, и праздники, и пророки, и месные иконы, и книги, и ризы, и всякая церковная утварь, и на колокольне колокола. Строение попа Михаила и мирское, а мерою той церкви в длину с олтарем и с трапезою и с папертью двенатцать сажен, поперег пять сажен с третью. И круг той церкви огорожено кладбище вновь по наезду. А мерою того кладбища поперечнику по восточной стране 17 сажен, по заподной 20 сажен бес трети, а длину по южной стране дватцать две сажени да попов двор 3 сажени, по северной стороне 22 сажени с третью, да в дьяческом дворе 3 сажени. А от церкви мерою до городьбы от олторя на восток две сажени, на юг тринатцать сажен с полусаженью, да той же церкви на церковной земле живут староста покровской поп Михайло с сыном, с попом Иваном, дьячок Стенька Иванов…».

В середине XVIII столетия прихожане решились на строительство новой каменной церкви вместо старой деревянной, о чём и просили разрешения епархиального начальства. Указ о постройке каменного храма был выдан из Воронежской духовной консистории 20 марта 1751 г., после чего на средства прихожанина, елецкого купца Никиты Криворотова до 1759 г. велось сооружение одной из первых в Ельце каменных церквей. Указ Преосвященного Кирилла (Ляшевецкого), епископа Воронежского и Елецкого, архимандриту Елецкого Троицкого монастыря об освящении Покровского храма датирован 13 января 1759 г., а доставлен он был в Елец купцом Никитой Криворотовым, хлопотавшим о строительстве храма. Кроме главного Покровского престола, в новопостроенной церкви были устроены и два придельных, освящённые во имя небесных покровителей супругов Криворотовых — св. Никиты Халкедонского и св. муч. Варвары. Во вновь сооруженную церковь были перенесены Царские Врата, иконостас и местные иконы из старого деревянного храма. Тогда же построена и каменная колокольня.

Сложившееся мнение елецких историков о 1729 г. как дате строительства Покровской церкви не подтверждается, поскольку по указу Петра I, изданному в январе 1714 г., всякое каменное строительство в Российской империи кроме Петербурга было запрещено. Запрет был снят лишь к 40-м годам XVIII в., а архивные документы за 1787 г. прямо указывают на 1759 г. как дату освящения Покровского храма.

Современные исследования сохранившейся части здания Покровского храма подтверждают эту датировку: нижний ярус руинированной колокольни сложен из большемерного кирпича, применявшегося в первой половине XVIII в., и, судя по уцелевшим тромпам в углах четверика, второй ярус её был восьмериковым и, вероятно, завершался каменным шатром. Таким образом, остатки колокольни Покровского храма вместе с фундаментами старого Воскресенского собора на Красной площади, вскрытые при археологических работах 1996 г., являются древнейшими по времени памятниками архитектуры города Ельца.

В конце XVIII столетия между колокольней и храмовой частью была построена трапезная, а на двух древних нижних ярусах колокольни, имевших в основании толщину стен в сажень (2,13 м), были выстроены ещё три яруса.

В XVIII столетии приход Покровского храма был одним из самых многолюдных в Ельце, и составляли его, кроме жителей Александровской и Кузнечной слобод, уже многие горожане, чьи дома были разбросаны по всему городу. Поэтому причт Покровской церкви был в это время трёхштатным. После построения в 1813 г. Сретенской церкви в неё был переведён священник Иоанн Морозов с причтом и в новый приход отчислена значительная часть городских жителей, находившаяся до этого в приходе Покровского храма. А в 1857 г. при открытии второго штата при Христорождественской — Спасовской церкви к ней в приход отошла пригородная Александровская слобода, что ещё значительно уменьшило количество прихожан Покровской церкви. С 1847 г. к Покровскому приходу относилась Елецкая городская больница, где священнослужителями Покровского храма безвозмездно совершались церковные требы.

К середине ХIХ столетия стала очевидной необходимость ремонтных работ в храмовой части Покровской церкви, поскольку уже давно были заметны трещины в её стенах. Осматривавшие здание на предмет исправления повреждений елецкие архитекторы Померанцев и Ефимов, приходили к одному выводу — исправить их невозможно, а нужно перестраивать всю храмовую часть.

Вследствие этого 29 марта 1852 г. прихожане Покровской церкви обратились к Преосвященному Смарагду (Крыжановскому), архиепископу Орловскому и Севскому, с прошением, в котором изложили свою озабоченность состоянием храма и испрашивали мнения Владыки о дальнейших действиях. Когда же по благословению Преосвященного Смарагда был снят иконостас и открылись большие трещины в алтарной арке и клиросных столбах, стало ясной необходимость скорейшей перестройки храма. При этом прихожане обязались собрать необходимые средства для строительства нового храма. Главными жертвователями стали почётные граждане Сергей и Николай Петровичи Хренниковы, пожертвовавшие 3 тыс. руб. сер., церковный староста купец Николай Матвеевич Криворотов и его брат Алексей Матвеевич Криворотов дали 2 тыс. руб. сер., Иван Платонович Горшков и купеческая жена Александра Алексеевна Горшкова пожертвовали 100 тыс. штук кирпича, купец Стратон Корнилович Ходов — 100 тыс. штук кирпича, купец Иван Петрович Заусайлов — 50 тыс. штук кирпича. Были среди ельчан и другие неизвестные благотворители, которые «…с усердием жертвовали по силам своим на сие святое дело».

Проект был заказан харьковскому архитектору Андрею Андреевичу Тону, брату знаменитого зодчего К.А. Тона, который к началу 1853 г. и выполнил его в традициях поздней классики и по образцу Исаакиевского собора в С.-Петербурге.

По сохранившемуся в архиве делу, в котором был представлен отчёт о состоянии древнего храма и приложен его чертёж, можно представить, какими были первые каменные храмы города. Судя по чертежам и планам 1853 г., Покровский храм, построенный в 1751-1759 гг., был небольшим и традиционным для Ельца: восьмерик на четверике с завершавшим их кирпичным куполом и световой восьмигранной главкой. Изображённый на чертеже высокий восьмигранный купол говорит о том, что конструкция кирпичного свода, перекрывавшего храмовый восьмерик, была еще близка к конструкции шатра, как это можно наблюдать и в сохранившемся своде, перекрывающем храмовую часть Владимирской церкви в Ельце. Следует также отметить, несмотря на то, что на чертеже изображено здание со сложившимися классическими формами, всё же перестроено было оно на основе конструкций барочных форм.

Орловская губернская строительная комиссия на своем заседании 2 апреля 1853 г. признала проект А.А. Тона «удовлетворительным», и 30 апреля т.г. архиепископ Смарагд направил все планы фасадов и чертежи в Святейший Синод, откуда они поступили в июне в Департамент проектов и смет Главного управления путями сообщения и публичных зданий. При рассмотрении там проекта перестройки Покровской церкви он был найден неудовлетворительным и «для благовидности фасада» переделан, «не выходя при том из размеров проекта». На разрезе, соответствующем второму варианту, значится, что составлял его «архитектор, коллежский асессор Василий Моргалов». Вероятно, ему же принадлежит и новый вариант фасада, выполненного в «русско-византийском» вкусе. Храму были приданы черты официального «русско-византийского» стиля, причём без изменения конструктивной основы, предложенной первым, классическим вариантом, с нанесением прямо на классический фасад гипертрофированных форм кокошников вместо классического портика, полуколонн по углам многогранного барабана вместо колоннады и огромной, не имеющей, пожалуй, равных в русской архитектуре, луковицей вместо полусферического купола. За пример архитектурного оформления Покровской церкви были взяты элементы строившегося в это время в Ельце Вознесенского собора. Так, на примере Покровской церкви зримо происходила отставка классицизма и замена его официальным византийским стилем, прочно вошедшим в моду в середине XIX в.

Издержки на приведение нового проекта в исполнение должны были простираться до 60 тыс. руб. В сентябре 1853 г. проект был препровождён в Синод, где он был рассмотрен 14-20 октября и по предложению обер-прокурора Синода графа Н.А. Протасова «Высочайшим образом» утверждён после 27 октября 1853 г. и отослан архиепископу Орловскому для исполнения.

В 1854 г. Покровская церковь была разобрана (кроме трапезной), отстроена вновь старанием купца Алексея Матвеевича Криворотова и освящена в 1867 г. епископом Орловским Поликарпом (Радкевичем). Постройка церкви обошлась в сумму около 80 тыс. руб.

Покровский храм бесстолпный, одноглавый, с небольшими выступами-ризалитами по сторонам света и прямоугольной апсидой. Фасады его выполнены из маломерного кирпича тычковой кладки с декором из пилёного известняка. Цокольная часть выложена из тщательно обработанных пилёных блоков известняка, которые обрабатывались местными мастерами, в том числе расположенного неподалеку от города села Сазыкино. Памятник этот интересен как редкий образец переходного стиля от позднеклассицистического к «русско-византийскому», совмещающего в себе планировочные особенности одного и сугубо декоративные другого. Храмовая часть Покровской церкви стала уникальным по своей наглядности примером смены стилей. Несмотря на то, что по заключению комиссии, обследовавшей Покровскую церковь перед перестройкой 1854 г., «колокольня и трапезный храм в настоящем виде находятся в прочном состоянии», после окончания в 1867 г. постройки храмовой части было решено перестроить и трапезную. На средства ктитора Матвея Криворотова она была разобрана и построена вновь в 1869 г., получив новое архитектурное оформление, причём нижние участки старых стен были частично сохранены.

В результате перестроек середины XIX в. Покровский храм стал одним из самых больших и величественных храмов города, и выходил своими фасадами на две стороны целого квартала между улиц Соборной и Старооскольской, а его пятиярусная колокольня на целое столетие стала высотной и градостроительной доминантой Ельца. Самый большой колокол на ней, отлитый старанием ктитора храма, елецкого купца Ивана Петровича Хренникова, весил 500 пуд.

Покровский храм с трёх сторон был окружён кирпичной оградой с железными решётками, внутри которой располагалось каменное здание бывшего Елецкого духовного правления, построенное из кирпича разобранной колокольни древнего Троицкого монастыря и занятое в начале XX в. сторожкой.

Кроме того, в 7 саженях от церкви находились два каменных здания так называемой Покровской богадельни, основанной в 1770-х гг. елецкой помещицей Екатериной Феоктистовной Даниловой. По сведениям 1801 г., собранным А.Г. Пупаревым, в это время в богадельне призревались: отставной солдат 90 лет с женой 80 лет, больная солдатка 60 лет с 10-летней дочерью и безумная солдатка 100 лет, которые питались на подаяния городских жителей. В начале XX в. в богадельне содержались на пожертвования ельчан и выделяемые городом средства 30 «бедных стариц».

История Покровской церкви тесным образом связана с именем святителя Тихона Задонского. В ней хранилось несколько реликвий, имеющих к нему непосредственное отношение и переданных в храм прихожанами. В Покровской церкви служил о. Василий Никитин, которого местные предания называли другом Святителя Тихона. Священник этот был погребён в северо-западной части трапезной церкви, и, когда трапезный храм перестраивался в 1868-1869 гг., тело о. Василия было обретено нетленным. Очевидцами чудесного события стали протоиерей Николай Фёдорович Леонов и пономарь Пётр Григорьевич Красин.

Во второй половине XVIII в. долгое время ктитором Покровской церкви состоял купец Косьма Иванович Студеникин, известный ельчанам своим благочестием и целомудрием. Будучи старостой храма и достаточно богатым человеком, К.И. Студеникин раздал своё имущество нуждающимся, «оставил свой благоустроенный дом и, поселившись в церковной сторожке, в ней безвозмездно обучал детей соседних жителей грамоте». Именно у Студеникина, который проводил большую часть своей жизни в посте и молитве, чаще всего останавливался при посещении Ельца святитель Тихон, называвший Косьму своим другом. Целые ночи проводили они в беседах на душеспасительные темы в скромном жилище Студеникина в Ельце или в келье святителя Тихона, которого часто посещал блаженный Косьма в Задонском монастыре. Святитель подарил духовному другу свой портрет, который тот как святыню хранил до самой своей смерти, последовавшей 2 января (по ст. ст.) 1802 г. Могила К.И. Студеникина на Казанском кладбище Ельца до сих пор привлекает почитателей его памяти, заказывающих панихиды. На могильной плите надпись: «Здесь покоится прах в Бозе почившего друга новаго святителя и чудотворца Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, — Казьмы Игнатьевича Студеникина, родившегося в 1729 году января мес. Скончавшегося в 1802 г. янв. 2 дня, имея от роду 73 года».

Портрет святителя Тихона размером 5 x 4 четверти, «ценный по верности черт лица», стал главной святыней Покровского храма. Потомки К.И. Студеникина передали его в церковь в 1909 г., где он был помещён в медную с позолотой раму. По ходатайству председателя Елецкого общества хоругвеносцев в портрет-икону святителя Тихона в Задонском монастыре была вложена частица мощей великого угодника Божия, после чего сия святыня торжественно с крестным ходом была возвращена в Покровскую церковь. Наследники блаженного Косьмы подарили храму и шёлковый платок, который, согласно семейному преданию, в 1770 г. святитель Тихон подарил племяннице Студеникина пятилетней Татьяне. Платок этот хранился в Покровской церкви на престоле, и от него, по уверениям ельчан, многие получали исцеление от головной боли.

Другими достопримечательностями Покровской церкви считались древние иконы Божией Матери: Покрова (разме­ром 2,5 х 2 арш.), Тихвинская и Боголюбская тех же размеров, а также Корсунская.

В приходе Покровской церкви было несколько учебных заведений. После открытия в Ельце мужской гимназии, по случаю которого в Покровском храме 20 сентября 1871 г. был отслужен торжественный молебен, она вместе с женской гимназией и начальными городскими училищами была причислена к Покровскому приходу. Законоучитель мужской гимназии, не имевший своего прихода, с 1891 г. сверх штата был причислен к Покровской церкви без права получения дохода. Кроме него, в это время в Покровском храме служили два священника, диакон и два псаломщика. Приписной к Покровской церкви после 1911 г. считался Александро-Михайловский храм, официально числившийся «при богоугодных заведениях».

Самым известным из священно- и церковнослужителей елецкого храма Покрова Пресвятой Богородицы был её настоятель в 1847-1874 гг. — протоиерей Алексей Иосифович Вуколов. Он родился около 1817 г. в семье широко известного и весьма уважаемого впоследствии священника с. Крутое Елецкого уезда Иосифа Захаровича Вуколова. По окончании Орловской духовной семинарии и Киевской духовной академии со степенью магистра богословия в 1843 г. Алексей Иосифович около двух лет был инспектором и преподавателем Задонского духовного училища, а с 1845 г. состоял профессором в богословском классе Орловской семинарии. Но полезная и заслужившая благодарность начальства, уважение коллег и учеников деятельность его на этом поприще был непродолжительна — в 1847 г. по собственному желанию выбрал пастырскую службу и был рукоположен в священника к Покровской церкви города Ельца.

Кроме служения на приходе, о. Алексей выполнял множество других обязанностей, возлагаемых на него по назначению епархиального начальства или по выбору елецкого духовенства. С 1865 г. и до самой своей кончины он состоял благочинным сначала по Елецкому уезду, а затем и по городскому округу, с 1848 г. — сотрудником попечительства и безвозмездным исполнителем треб при Елецкой городской больнице, с 1854 г. — цензором проповедей по городу и уезду, а также катехизатором и депутатом от духовенства при экзаменах в учебных заведениях. Кроме того, однажды о. Алексею был поручен надсмотр за братией Елецкого Троицкого монастыря по случаю смерти его настоятеля до назначения нового. На долю о. Алексея выпали труды по перестройке Покровской церкви в середине XIX столетия. Сохранилось свидетельство, что в 1869 г. по баллотировке протоиерею Алексею Вуколову предлагалась должность ректора Орловской духовной семинарии, но он от неё отказался.

За свою многолетнюю и многополезную пастырскую деятельность о. Алексей Вуколов был удостоен ряда церковных наград, среди которых: сан протоиерея в 1850 г., наперсный крест в 1867 г. и орден св. Анны II степ., в 1870 г. Но главной наградой для пастыря были любовь и уважение прихожан, наглядным выражением которых стали похороны почившего протоиерея 18 августа 1874 г. По свидетельству очевидца, «нужно было видеть это грустно-торжественное зрелище: обширный Покровский храм не вместил всех желающих почтить прощальной слезой покойника; тысячи желающих поклониться ему в последний раз наполняли улицы города от храма и до кладбища. Редкий не уронил слезы во время проповеди, произнесённой пред погребением и во время речи, которой перед прощанием с покойником почтил его директор здешней мужской гимназии, — речи, дышащей глубокой правдой и чувством уважения к доброй душе и заслугам покойного. Всё елецкое духовенство, настоятель монастыря с некоторыми из братии и многие из духовенства сельского провожали усопшего до места его вечного покоя и попеременно несли его на своих руках. Честно жил почивший, и каждый день жизни составил светлую страницу его биографии, и при воспоминании о нём сердце невольно наполняется надеждой, что и смерть этого добросовестного трудолюбивого человека, без сомнения, честна пред Господом».

Причт Покровского храма в начале XX в. пользовался принадлежавшими церкви 63 дес. земли.

По страховой оценке 1910 г. Покровская церковь оценивалась в 85,5 тыс. руб., была вся оштукатурена, имела тёплую трапезную, отапливаемую «камерною печью, устроенной под церковью». Главный иконостас храма «высотой 21 арш. и шириной 14 арш., в трапезной … высотой 7 арш. и шириной 16 арш., считая и боковые». Общая стоимость иконостасов составляла 19 700 руб.

В начале XX в. старостой Покровской церкви был Н.И. Криворотов — представитель известной елецкой купеческой династии, представители которой на протяжении более полутора веков на свои средства строили и благоукрашали приходской храм. В приходе Покровского храма в это время числилось 1 762 жителя Ельца, среди которых был и выдающийся русский композитор Тихон Николаевич Хренников, мальчиком певший в церковном хоре Покровского храма.

В начале 1911 г. жители Покровского прихода «прославились» на весь Елец, когда открыто и громогласно выступили против назначения в их церковь священника Василия Архангельского из городского храма Архистратига Михаила вместо умершего 30 декабря 1910 г. уважаемого протоиерея Николая Александровича Крутикова. Все городские газеты описывали необычную для своего времени ситуацию, когда после первой службы о. Василия Архангельского в Покровской церкви прихожане стали кричать в храме: «Не нужен он нам! Не нужен! Крестом дерётся! Не желаем!» Ни увещевания священника, ни его сына-семинариста на прихожан воздействия не возымели. Лишь когда кто-то сказал, что уже послали за полицией, люди быстро разошлись по домам. Случай этот получил широкую огласку по всей Орловской губернии, и вскоре о. Василий Архангельский указом Преосвященного Григория (Вахнина) был возвращён на прежнее место служения, а в Покровский храм переведён из Архангельского другой священник — Василий Хлебтовский, против которого прихожане уже не возражали.

Первое время после революции Покровский храм продолжал действовать в прежнем режиме, за исключением того, что священники его теперь не преподавали Закон Божий в учебных заведениях города.

В феврале 1921 г. власти изъяли из Покровской церкви и передали в Елецкий пролетарский музей главную храмовую святыню — портрет-икону св. Тихона, а также резное изображение Христа в темнице.

В 1922 г. из храма изъята серебряная утварь весом 31 фунт 27 золотников 40 долей, а 9 декабря т.г. музей получил из Покровской церкви плащаницу XVII в., с тканой ризой, выполненную на холсте маслом.

Закрытие храма произошло после 1933 г. — уже в 1937 г. он был занят под ссыпку хлеба. В декабре 1943 г. церковь пустовала и, по свидетельству протоиерея Иоанна Красовского, в ней начали ломать полы.

Согласно документам 1962 г. Покровская церковь использовалась как складское помещение.

В 1965 г., по воспоминаниям члена Липецкого областного краеведческого общества Рувима Николаевича Кузьмина, к Покровской церкви подогнали четыре бульдозера, зацепили тросами крест главного купола и сбросили его и всю крышу. Вырытая неподалеку от стен ко­локольни по улице Октябрьской траншея для прокладки коммуникаций и в 1961 г. стоявшая в ней вода ослабили грунт, и колокольня рухнула. При этом не пострадал ни один из стоящих вблизи домов.

Здание Покровского храма постановлением главы администрации Липецкой области №41 от 20 апреля 1997 г. было передано церкви. Однако реставрационные работы на одной из самых величественных по размеру и архитектурному решению елецких церквей, которые потребуют огромных материальных затрат и времени, ещё впереди.

XX век

1900 Ремонт внутри и снаружи храма Казанской иконы Божией Матери, устроено паровое отопление.

1901, 7 октября Освящена часовня в память императора Александра III в Ламской слободе.

1902, май Состоялась закладка храма Покрова Пресвятой Богородицы Нежинского полка на территории военного городка в Засосенской части города.

1902 Закрыты фабрики елецкого купца Н.И. Черникина.

1903 Создание елецкой социал-демократической группы.

1905, 11 февраля Первая крупная забастовка елецких рабочих (фабрика Черникина), поддержанная рабочими других предприятий.

1905, 10 октября Участие ельчан в Октябрьской стачке.

1905, 1, 8, 9, 15 и 28 декабря Крупные выступления елецких железнодорожников и рабочих городских предприятий, захват телеграфа на ж. д. станции, мастерских.

1906 Состоялось открытие детского приюта имени купца первой гильдии Николая Петровича Черенова и домовой церкви святителя Николая Чудотворца (ПТУ-13).

Реставрирована часовня на Старомосковской улице «у Шурова моста».

1908 Павловский Андрей Федорович открывает частное училище на Торговой улице в доме Тимофеева.

1909, 2 октября Часовню в память императора Александра II посетил внук императора Александра II великий князь Михаил Александрович.

1909, 15 ноября Закладка храма святых князей Михаила Тверского и Александра Невского.

1909 Павловский Андрей Федорович открывает частную мужскую гимназию – начальная школа и пансион для детей из бедных семей (ныне здание школы №15), в гимназии ставились спектакли, действовали библиотека и музей. Заложен храм по проекту архитектора Вильфарта, несколько икон были заказаны художнику Васнецову, инициатива строительства храма принадлежала Елецкому обществу хоругвеносцев на средства купца (председателя Елецкого общества хоругвеносцев) Александра Николаевича Заусайлова, храм пристроен к Царской часовне.

1910 На территории Троицкого мужского монастыря организована школа. Численность Ельца составила 57 тыс. человек. Построено здание железнодорожного вокзала. Водружен полый внутри «хрустальный» крест над храмом в честь святых Михаила Тверского и Александра Невского (Великокняжеская церковь), выполненный на металлическом каркасе, подсвечиваемый ночью электричеством, омываемый водой, купола храма вызолочены, кровля покрыта медью, чердачное помещение отапливаемое, вес главного колокола 100 пудов.

1911, 11 февраля Освящение храма свв. Благоверных князей Михаила Тверского и Александра Невского в присутствии великого князя Михаила Александровича.

1911 В Троицком мужском монастыре открыто церковное древлехранилище – музей Елецкого края как отделения Орловского церковного историко-археологического общества, налажен выпуск брошюр духовно-нравственного и церковно-исторического содержания «Троицкие листки».

1912-1913 При храме святых князей Михаила Тверского и Александра Невского (Великокняжеская церковь) построен Дом Призрения в память 300-летия царствования дома Романовых.

1912 В Троицком мужском монастыре открыта псаломщическая школа на 20 учеников.

1913, 14 марта В гимназии Павловского А.Ф. освящена домовая церковь Феодоровской иконы Божией Матери.

1913 Началось богослужение в храме святых князей Михаила Тверского и Александра Невского (Великокняжеская церковь). Началось богослужение в храме Елецкой иконы Божией Матери.

1914 18-й гусарский Нежинский полк отбыл на театр военных действий в связи с началом первой Мировой войны. В подвале храма святых князей Михаила Тверского и Александра Невского (Великокняжеская церковь) смонтировано паровое отопление. В подвале храма Елецкой иконы Божией Матери смонтировано паровое отопление.

1915 В Троицком мужском монастыре действует госпиталь на 20 нижних чинов. Освящен храм святых князей Михаила Тверского и Александра Невского (Великокняжеская церковь). Освящен храм.

Скончался елецкий купец-меценат А.Н. Заусайлов, захоронен в склепе под главным алтарем пещерного храма под храмом святых князей Михаила Тверского и Александра Невского (Великокняжеская церковь)

1916 В Троицком мужском монастыре действует приют для 20 мальчиков-беженцев.

1917 9 марта — Первое собрание Совета рабочих депутатов. 10 марта — Первое собрание Совета солдатских депутатов. Апрель — Первое легальное собрание Елецкой группы РСДРП(б). Начало организации Елецких профсоюзов. 2 мая — Съезд елецкого уездного Совета крестьянских депутатов, который принял резолюцию «О переходе всех земель в общественное достояние». Июнь (не позже 14-го) — Официальное создание партийной организации Ельца и избрание партийного комитета. Июль — Создание боевых рабочих отрядов, послуживших началом организации Красной гвардии в Ельце. 26 октября — В Ельце принята телеграмма, сообщающая о победе Великой Октябрьской социалистической революции. 27 октября — Провозглашение в Ельце на общегородском митинге Советской власти на Ceнной площади (ныне пл. Революции). 11 ноября — В Ельце создай ревком. 30 декабря — В Ельце состоялся 1-й съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, который одобрил действия ВРК и трибунала и принял всю власть в городе и уезде на себя.

1917 Железнодорожное училище преобразовано в среднетехническое училище строительных специальностей.

1918-1920 М.М. Пришвин живет вместе с семьей в Ельце, работает в бывшей елецкой гимназии, откуда был исключен из 4-го класса, работает инспектором народного образования Елецкого уезда, кладет начало краеведческой работе в Ельце.

1918, 2 января Вышел первый номер газеты «Известия Елецкого Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».

1918 Закрыт храм святителя Тихона Задонского в Елецкой тюрьме. 6 мая открыт советский народный театр пьесой «Цена жизни». 30 мая В.И. Ленин принял представителей Елецкого Совдепа А.X. Бровкина и А.С. Зайцева. 5 июля В.И. Ленин принял председателя Елецкого Совдепа И.Н. Горшкова. 11 июля — Создание в Ельце советской милиции. 2 и 6 августа — В.И. Ленин дважды принял председателя президиума Елецкого Совета рабочих депутатов, члена укома РКП(б) К.Ф. Гроднера и вручил ему письмо к Елецким рабочим. 11 августа в Ельце в «Советской газете» опубликовано письмо В. И. Ленина к Елецким рабочим. 6 сенября открыт Елецкий краеведческий музей.

1919 Троицкий мужской монастырь закрыт, часть помещений передана коммуне.

С колокольни Троицкого мужского монастыря были обстреляны белоказаки генерала Мамонтова, затем казаки расстреляли у стен монастыря несколько коммунаров, в честь которых и была названа проходившая мимо монастыря улица.

1919, 31 августа Героическая оборона города от прорвавшегося в тыл Красной Армии конного корпуса генерала Мамонтова. Трагическая гибель красного комиссара Вермишева А.А.

1919-1920 М.М. Пришвин заведует библиотекой в с. Стегаловка и инспектирует библиотеки всего Елецкого уезда.

1920, 7 марта Создание елецкой организации РКСМ.

1920 М.М. Пришвин навсегда уезжает из Ельца.

1921 Из храма Покрова Пресвятой Богородицы изъята и передана в музей икона-портрет Тихона Задонского, резное изображение Христа в темнице. Организован союз елецких кружевниц.

1922 Из храма Воскресения Христова изъята церковная серебряная утварь, исторические ценности для пролетарского музея. Из храма Покрова Пресвятой Богородицы изъята церковная серебряная утварь, изъята плащаница XVII в. – передана в музей. На территории Троицкого мужского монастыря поломаны купола, выброшен иконостас из Тихвинского храма, сам храм обращен в складское помещение, на кладбище в монастыре порублены деревья, все деревянные кресты и оградки, часть церковной утвари передана в Вознесенский собор, часть икон – в музей.

Из храма Введения в храм Пресвятой Богородицы изъята серебряная утварь.

Из Знаменского женского монастыря изъята серебряная утварь.

Из храма святых князей Михаила Тверского и Александра Невского (Великокняжеская церковь) изъята серебряная утварь.

Из храма Казанской иконы Божией Матери изъята серебряная утварь.

Из храма Рождества Христова (Спасовский) изъята серебряная утварь.

Из храма Владимирской иконы Божией Матери изъята серебряная утварь.

Из храма Рождества Пресвятой Богородицы изъята серебряная утварь.

Из храма Преображения Господня изъята серебряная утварь.

Из храма Архистратига Михаила изъята серебряная утварь.

Из храма Сретения Господня изъята серебряная утварь.

Из храма Усекновения главы Иоанна Предтечи изъята серебряная утварь.

Переименование табачной фабрики – Елецкая махорочная фабрика имени Пятого Красного Октября.

1923, 15 сентября Создание елецкой пионерской организации.

1923 Изъята из храма Рождества Пресвятой Богородицы и передана в музей скульптура XVIII в. «Христос в темнице», допетровское евангелие и две иконы XVIII в.

1925, 24 января Решением Главнауки Народного Комиссариата просвещения Галичья гора объявляется государственным заповедником и передается в ведение Елецкого краеведческого музея.

1928 Организована травля обитателей монастыря в газетах. В храме святых князей Михаила Тверского и Александра Невского (Великокняжеская церковь) создан антирелигиозный музей. Образована Центрально-Черноземная область, 11 округов – Елец стал центром одного из них. Открыта городская поликлиника со специализированными кабинетами. Оборудован городской радиоузел.

1929-1931 Строительство и пуск кожевенного завода им. Ленина и известкового завода им. Кирова.

1929 Закрыт Вознесенский собор.

Закрыт храм Воскресения Христова на Красной площади.

Закрыт храм Воскресения Христова на Чернослободском кладбище.

Закрыт Знаменский женский монастырь, обитатели монастырских келий выселены, церковное имущество передано в музей, чугунная часовня на могиле затворницы Мелании снесена.

Закрыт храм святых князей Михаила Тверского и Александра Невского (Великокняжеская церковь).

Закрыт храм Елецкой иконы Божией Матери.

Пожар в храме Казанской иконы Божией Матери.

1930 Вознесенский собор открыт. Закрыт храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Закрыт храм Преображения Господня. Упразднены округа, Елец стал центром района. 11 апреля Закрыт храм Сретения Господня.

1930-1940-е Расхищение храма Сретения Господня.

1930-е Храм Вознесения Господня в Ольшанце закрыт, используется как зернохранилище. Закрыт храм Рождества Христова (Спасовский). Успенский храм закрыт и переведен в разряд складских помещений. Уничтожены четыре ложные главки храма Архистратига Михаила, завершения основной главы и колокольни, чугунная ограда и часовня разобраны, здание использовалось как складское помещение – хранилась бумага, подвалы – склад горпродторга, в результате аварии снесено северное крыльцо.

Разобран храм Воскресения Христова на Чернослободском кладбище. Снесен храм Покрова Пресвятой Богородицы Нежинского полка на территории военного городка в Засосенской части города. Часовня святителя Алексия, митрополита Московского, разрушена.

1931 Храм Воскресения Христова (Старый собор) разрушен, на месте алтаря впоследствии установлен памятник И.В. Сталину.

1933 Все колокола Вознесенского собора сняты под лозунгом «Перельем колокола на трактора». Строительство железной дороги Москва – Донбасс (через Елец). Строительство Кракумовского моста через р. Быстрая Сосна в связи с автопробегом Москва – Каракумы. Закрыт храм Покрова Пресвятой Богородицы.

1934 В городе Ельце осуществлено всеобщее обязательное начальное обучение.

Галичья гора передана в ведение Воронежского государственного университета

1935 Численность Ельца составила 35 тыс. жителей. В центре города оборудована площадь и установлен памятник В.И. Ленину.

1936 Пуск первой очереди завода «Прожекторные угли».

1937 Закрыт Вознесенский собор, использовался под ссыпку хлеба. Разобрана железная кровля, междуэтажные перекрытия, балки и пол в закрытой монастырской церкви Знаменского женского монастыря. Церковный инвентарь храма Рождества Христова (Спасовский) передали местному театру, уничтожены 4 главки на храмовой части.

Храм Владимирской иконы Божией Матери закрыт и занят военным ведомством.

Храм Преображения Господня используется как склад Заготзерна. Храм Покрова Пресвятой Богородицы используется как склад зерна. Закрыт храм Иверской иконы Божией Матери. Началось строительство крупнейшего в городе Элементного завода.

Елец становится районным центром Орловской области после разукрупнения Центрально-Черноземной области. На международной выставке в Париже мастерство елецких кружевниц отмечено дипломом и большой Золотой медалью.

1938 Закрыт храм Введения во храм Пресвятой Богородицы. Закрыт храм Святой Троицы.

1939 Численность Ельца составила 51 тыс. человек. Открыт Елецкий учительский институт.

1940 Началось строительство станкостроительного завода союзного значения «Гидропривод» на базе местного литейного завода, выпускавшего кухонные плиты.

Построены железнодорожная больница и детская поликлиника.

1941, 1 сентября Элементный завод выдал первую продукцию. 4 декабря Советская Армия оставила город Елец под давлением превосходящих сил фашистов. 7 декабря Войска Советской Армии под командованием полковника Филиппа Михайловича Черокманова освободили Ольшанец. 9 декабря Советская Армия при поддержке партизан после кровопролитных боев изгнала из Ельца гитлеровских захватчиков.

1941 Храм Казанской иконы Божией Матери закрыт после ареста священника «За антисоветскую пропаганду», занят военным ведомством. Табачная фабрика эвакуирована в г. Саратов. Первая эвакуация железнодорожного техникума в г. Саратов

1941-1945 Храм святых князей Михаила Тверского и Александра Невского (Великокняжеская церковь) используется военным ведомством. Храм Елецкой иконы Божией Матери используется военным ведомством. В трапезную Успенского храма попала бомба, свод был разрушен.

1942-1943 Командный пункт Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского размещается в Ельце.

1942 Табачная фабрика вновь начинает выпускать продукцию для армии. Вторая эвакуация железнодорожного техникума в г. Можгу Удмуртской АССР.

1943, сентябрь Организована двухгодичная профтехшкола для подготовки мастеров и инструкторов-производственников для кружевного производства.

1943 Храм Покрова Пресвятой Богородицы пустует, в нем ломают полы. Официально зарегистрирована община Казанской церкви. Ельчанами создана община Владимирского храма. Вернулся из эвакуации железнодорожный техникум.

1944 Бывший чугунолитейный завод получает название завода «Станочной гидроаппаратуры» и переходит на выпуск новой продукции. Из храма Владимирской иконы Божией Матери растаскиваются полы. Организован завод тракторных гидроагрегатов (первоначально как моторемонтный).

1946 Снесена алтарная часть храма Преображения Господня (мешала движению транспорта).

1947 Вознесенский собор передан верующим.

1948 Вознесенский собор поставлен под охрану как памятник культуры. Храм святых князей Михаила Тверского и Александра Невского (Великокняжеская церковь) перешел в собственность Елецкого горторга. Храм Елецкой иконы Божией Матери перешел в собственность елецкой горторга.

1950 Разобраны верхние ярусы колокольни храма Владимирской иконы Божией Матери.

Численность Ельца составила 50 тыс. человек.

1952, 11 августа Открыт Елецкий педагогический институт в соответствии с постановлением Совета Министров СССР на базе учительского института.

1954 Численность Ельца составила 70 тыс. человек.

1955 Пуск первой очереди елецкой ТЭЦ.

1956 Храм святых князей Михаила Тверского и Александра Невского (Великокняжеская церковь) арендован горторгом. Воронежский «Облпроект» составил «проект планировки и застройки» Ельца.

Табачная фабрика переоборудуется на выпуск сигарет и папирос. Начато строительство завода медицинского оборудования.

1957 Поставлена ограда вокруг Вознесенского собора по проекту архитектора Лоренса. Расформировано Елецкое художественное училище. Елецкие кружева завоевали диплом второй степени и большую серебряную медаль на всемирной выставке в Брюсселе.

1960-е Упали и раскололись 6 чугунных колонн трапезной храма Преображения Господня.

1962 Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы используется как складской помещение, керосиновая лавка. Храм святых князей Михаила Тверского и Александра Невского (Великокняжеская церковь) передан Елецкому горпромторгу и использовался как складское помещение, Дом призрения поделили на коммунальные квартиры, а надписи на фасаде и царский герб были сбиты еще во время революции, отопительная система выведена из строя.

В храме Преображения Господня устроен тир.

29 июня Вступил в строй завод «Эльта» – первый выпуск кинескопов.

1963 Все постройки Троицкого мужского монастыря переданы тресту «Елецстрой».

1964 Разработан генеральный план Ельца московской организацией «Гипрогор» – государственный институт планирования города.

1965-1969 Разбирается храм Сретения Господня.

1965 Вступил в строй сахарный завод.Взорван Троицкий собор на территории Троицкого мужского монастыря.Бульдозерами сбросили крест главного купола и крышу храма Покрова Пресвятой Богородицы, а траншея для прокладки коммуникаций, вырытая неподалеку, заполнилась водой и ослабила грунт – в результате рухнула колокольня, но ни один из стоящих вблизи домов не пострадал.

1966 Разобран храм Иверской иконы Божией Матери.

1967, 29 марта Утвержден герб города Ельца.

1969 Взорвана Тихвинская церковь Троицкого мужского монастыря.

2 июля в 14 часов взорван храм Усекновения главы Иоанна Предтечи.

В июле взорван храм Святой Троицы.

29 июля В 16 часов взорван храм Сретения Господня.

13 ноября Новый состав заповедника Галичья гора: Галичья гора, Быкова шея, Морозова гора, Плющань, Воронов камень, Воргольские скалы.

1970-е Нарушена гидроизоляция из-за строительства в непосредственной близости многоэтажных домов, в подвал храма иконы Елецкой Божией Матери поступают грунтовые воды.

30 июля 1970 г. постановлением Госкомитета по делам строительства и архитектуры Совета Министров РСФСР и коллегии Министерства Культуры РСФСР Елец включен в число 115 городов российской Федерации, имеющих ценные в историческом, художественном и градостроительном отношении ансамбли и комплексы городской застройки, природные ландшафты, образцы древней планировки, а также культурный слой, представляющий интерес

1970 Закрыто городское (старое елецкое городское) кладбище.

1971 Ельчане торжественно отметили 825-летие своего города. Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы поставлен под охрану как памятник архитектуры республиканского значения. Храм Владимирской иконы Божией Матери поставлен под охрану как памятник архитектуры местного значения. Храм Преображения Господня поставлен под охрану как памятник архитектуры. Часовня над могилой ельчан, погибших в битве с Тамерланом в 1395 г., (территория Вознесенского собора), поставлена под охрану как памятник истории и культуры.

1972 Завод «Эльта» начинает выпуск сувенирной продукции из дротового стекла, прессованную стеклопосуду.

1974 Комплекс Знаменского женского монастыря поставлен под охрану как памятник истории и культуры. Успенский храм поставлен под охрану как памятник архитектуры республиканского значения.

1976 За успешное завершение 9-й пятилетки г. Елец награжден переходящим Красным знаменем Совета Министров РСФСР и ВЦСПС.

Завод «Эльта» начинает выпуск изделий из хрусталя.

1978 Московским институтом проектирования городов составлен генеральный план города.

1979 В результате автомобильной аварии разрушено крыльцо Храма Введения во храм Пресвятой Богородицы

1980-е Ремонт монастырской стены и лестницы Женского монастыря.

1980 Стараниями священника Владимира Вылуска произведен ремонт храма Казанской иконы Божией Матери, позднее реставраторами возведена новая главка в характерном для XVIII в. стиле.

1983 Начались реставрационные работы в храме Преображения Господня.

1987 Восстановлена кровля трапезной Храма Введения во храм Пресвятой Богородицы

1988-1990 Восстановительные работы в храме Введения во храм Пресвятой Богородицы.

1989 Передан верующим храм святых князей Михаила Тверского и Александра Невского (Великокняжеская церковь). Передан верующим храм Елецкой иконы Божией Матери.

1990-е В храме Рождества Христова (Спасовский) находился реставрационный участок.

1990-1995 Восстановительные работы в: отремонтированы карнизы, восстановлена разрушенная кладка, подведено паровое отопление, застеклены окна, установлен насос для откачки грунтовых вод в храме Елецкой иконы Божией Матери.

1991 Возобновились богослужения в храме святых князей Михаила Тверского и Александра Невского (Великокняжеская церковь).

Возобновились богослужения в храме Елецкой иконы Божией Матери.

В храме святых князей Михаила Тверского и Александра Невского (Великокняжеская церковь) начались восстановительные работы.

1992 Комплексу храма святых князей Михаила Тверского и Александра Невского (Великокняжеская церковь) присвоен статус памятника регионального значения. Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы передан Русской Православной Церкви. Храм Вознесения Господня в Ольшанце передан Русской Православной Церкви, начались реставрационные работы. Храм Рождества Христова (Спасовский) поставлен под охрану как памятник архитектуры регионального значения. Храму Архистратига Михаила присвоен статус памятника регионального значения.

1993 Передан верующим храм Рождества Пресвятой Богородицы. Передан верующим храм Архистратига Михаила.

1995 Успенский храм частично восстановлен. Восстановлена часовня «у главных городских ворот» по проекту архитектора А. Новосельцева.

1996 Общине храма святых князей Михаила Тверского и Александра Невского (Великокняжеская церковь) передан дом призрения. Сохранившаяся часть Златоустовского храма передана приходу Казанской кладбищенской церкви, началось восстановление по проекту архитектора А.В. Новосельцева.

1996, лето К 850-летию Ельца при сооружении памятника на Красной площади проводились археологические раскопки, вскрыты часть центрального фундамента Воскресенской церкви и несколько захоронений XVII-XVIII вв., раскопки музеефицированы.

1997 Комплекс монастырских строений Знаменского женского монастыря передан Русской Православной Церкви. В храме Рождества Пресвятой Богородицы начинаются реставрационные работы. При храме Казанской иконы Божией Матери начинает действовать воскресная школа.

1997 10 января Освящен храм Воскресения Христова, построенный по проекту архитектора А.В. Новосельцева на территории ИК-4 (исправительная колония). 30 апреля Здание храма Покрова Пресвятой Богородицы передано Русской Православной Церкви.

1998 В храме Введения во храм Пресвятой Богородицы возобновлено богослужение.

XXI век

2000 Восстановлена (по проектам архитекторов А. Новосельцева и А. Шашина) на остатках фундамента часовня святителя Алексия, митрополита Московского, на берегу р. Быстрой Сосны.

2001, сентябрь Освящен храм Спаса Нерукотворного Образа на территории ИК-3 (исправительная колония).

2003, 7 сентября У храма святых князей Михаила Тверского и Александра Невского (Великокняжеская церковь) установлен бронзовый бюст А.Н. Заусайлова, увековечивший память строителя.

2004 На территории Знаменского женского монастыря начались постоянные богослужения, в том же году Синод определил открыть Знаменский женский монастырь. 28 сентября решением Елецкого городского Совета депутатов (#372) утвержден Герб города Ельца. «В серебряном поле на зеленой земле перед елью того же цвета червленый, с золотыми рогами и копытами, идущий олень», флаг города Ельца «Прямоугольное полотнище белого цвета с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее фигуры гербовой композиции: в центре перед зелёной ель красный с жёлтыми рогами и копытами олень, идущий в сторону древка; вдоль нижнего края зелёная полоса в 1/5 ширины».

2005 Восстановлена часовня, построена купель над святым источником у подножия Знаменского женского монастыря. Храм Рождества Христова (Спасовский) передан Знаменскому женскому монастырю, возобновлены богослужения. Освящен домовый храм святого Пантелеимона (второй этаж ОГУ «Елецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов», ул. Свердлова). 15 мая освящен построенный комплекс купальни, часовни и источник у стен Знаменского монастыря.

2006 По проекту архитектора А.В. Новосельцева в древней части Знаменского женского монастыря (где стояла в 1769 г. Никольская церковь) построен деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца. Златоустовская церковь передана в ведение монашеской общины, готовящей восстановление Троицкого мужского монастыря, при входе оборудована звонница. В ноябре создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Елец». В декабре создан Елецкий туристско-информационный центр.

2007, 8 октября Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ о присвоении городу Ельцу почетного звания «Город воинской славы».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *