Альбом одной фотографии

Лет несколько тому назад к нам в руки попали сканы, сделанные с негативов, выполненных на стеклянных пластинах большого размера. Это были фотографии с видами дореволюционной Елабуги. Качество их было потрясающим: снимки можно было разглядывать почти без конца, открывая всё новые и новые подробности и детали.

К сожалению, о происхождении этих фотографий известно очень мало. Человек, который предоставил нам сканы, пожелал остаться неназванным и сообщил, что подлинники стеклянных негативов принадлежали в своё время елабужскому фотографу Михаилу Карповичу Петрову (дореволюционные открытки с видами Елабуги из его собрания мы уже публиковали в альбоме «Елабуга. Начало ХХ века»).

Исторические фотографии подобного качества, безусловно, представляют интерес как для историков и краеведов, так и для простых зрителей. Тем более, если на них запечатлены объекты, которые давно не существуют, а мы имеем возможность не только увидеть их, но и рассмотреть подробно, со множеством деталей.

Ниже мы публикуем первую из этих фотографий вместе с несколькими фрагментами, позволяющими рассмотреть детали снимка. На ней запечатлён Елабужский Казанско–Богородицкий женский монастырь. Кроме того, подобным же образом — каждая в отдельном альбоме, где будет представлена не только сама фотография, но и несколько её фрагментов, — будут даны снимки Троицкой кладбищенской церкви, улицы Казанской с видом на аптеку Ватеркамфа, Покровской церкви, а также пристани на Каме.

Определить точную датировку этих снимков без дополнительных данных затруднительно. Вероятнее всего, все они были сделаны в первое десятилетие XX века.

* * *

Чтобы наши читатели могли лучше рассмотреть подробности публикуемых фотографий, все они даны в размере 1800 пикселей по длинной стороне. При клике мышкой по фотографии небольшого размера она открывается во всплывающем окне в большем размере. Но и здесь, в свою очередь, существуют ограничения по величине: скрипт, открывающий фотографию, подгоняет её размер под высоту экрана. Однако в правом нижнем углу увеличенной фотографии можно увидеть иконку из четырёх стрелок — кликнув по ней мышкой, вы, наконец, откроете полноразмерную фотографию и сможете рассмотреть все детали представленного вашему вниманию снимка.

Елабужский Казанско-Богородицкий женский общежительный монастырь. Общий вид

История монастыря начинается в 1850 году, когда купец Григорий Иванович Стахеев обратился к епархиальному начальству с предложением устроить в городе Елабуге женский монастырь, обещав обеспечить будующую обитель необходимыми средствами.

Колокольня монастырского храма во имя Казанской иконы Божией Матери

Однако сам Григорий Иванович не дожил даже до начала строительства монастыря. Он скончался в 1851 году. А постановление Синода об учреждении в Елабуге женского монастыря было принято только в 1855 году. Император Александр II утвердил это постановление в следующем 1856 году. Строительством монастыря пришлось заняться Ивану Ивановичу Стахееву — «на счет капитала переданнаго ему на сей предмет, по духовному завещанию, братом его, купцом Григорием Стахеевым».

Колокольня

Строительство началось в 1856 году и продолжалось 12 лет. Денежные средства, кроме оставленных по завещанию Григорием Ивановичем Стахеевым, выделяли Иван Иванович Стахеев, Дмитрий Иванович Стахеев (купец, а не писатель) и Пётр Капитонович Ушков. Суммы, израсходованные на постройку обители, назывались позднее самые различные: и 300 тысяч рублей, и 500 тысяч, и так по нарастающей — вплоть до миллиона.

Фрагмент колокольни

Монастырь строился по проекту архитектора Г.Боссе. Немец, родившийся в Риге и умерший в Дрездене, Гаральд Юлиус фон Боссе (1812-1894) большую часть своей жизни провёл в России. Здесь он принадлежал к числу известных архитекторов XIX века и даже, начиная с 1858 года, занимал должность архитектора императорского двора. По его проектам было построено множество особняков в Санкт-Петербурге и немалое количество храмов в различных городах России.

Ворота обители и монастырский храм

Через 18 лет после того, как Григорий Иванович Стахеев выразил желание устроить в Елабуге женскую иноческую обитель, состоялось торжественное открытие монастыря. Произошло это 9 сентября 1868 года.

«Для сего торжества приезжал из г.Вятки Преосвященный Вятский Аполлос с благочинным монастырей архимандритом Иосифом и со всей своей свитой. При многолюдном стечении народа совершено было освящение главного престола в храме трехпрестольном; за литургией Его Преосвященство произнес назидательное слово…»

Надо полагать, что для провинциального городка событие это было грандиозным.

Грандиозный пятиглавый храм во имя Казанской иконы Божией Матери с шатровыми куполами

В октябре того же года «Вятские Епархиальные Ведомости» напечатали торжественное «Поучение», с которым выступил на освящении монастырского храма епископ Вятский и Слободской Аполлос. В небольшом примечании к речи Владыки архимандрит Иосиф, тогдашний редактор «Вятских Епархиальных Ведомостей», писал: «По внешнему виду храм Елабужскаго женскаго монастыря есть точная копия С.-Петербургской Конно-егерской церкви».

Одна из боковых главок

Похоже, что так оно и есть. Правда, сама церковь во имя священномученика Мирония при лейб-гвардии Егерском полку не сохранилась. Она, как и елабужская монастырская церковь, была уничтожена в годы советской власти. Но остались фотографии, которые позволяют убедиться в том, что столичная Мирониевская и провинциальная Казанско-Богородицкая церкви — если и не полные близнецы, то, во всяком случае, строились по одному проекту.

При внимательном рассмотрении и сравнении фотографий довольно легко обнаружить различия архитектурных деталей и декора двух храмов, но в целом архимандрит Иосиф был прав. Кстати: петербургская трёхпридельная Мирониевская церковь была построена в 1849-1855 годах по проекту архитектора Константина Андреевича Тона.

Фотографии Мирониевской конно-егерской церкви мы разместили в самом начале альбома — справа на полях.

Башенка у ворот

Впрочем, обвинять Г.Ю.фон Боссе в плагиате не стоит. Действительно, Константин Тон был создателем «русско-византийского» стиля в архитектуре и он же придумал строить пятиглавые шатровые храмы. Кроме того, по поручению правительства он подготовил и издал типовые проекты церквей на 1000, 500 и 200 человек, чтобы архитекторы в империи придерживались одинаковых форм и стиля. Удивительно ли, что в итоге петербургская Мирониевская и елабужская Казанско-Богородицкая церкви, несмотря на проекты разных авторов, оказались настолько похожими, что архимандрит Иосиф счёл их «точными копиями».

А это, надо полагать, бредут домой крестьяне одной из пригородных слобод

Но вернёмся к монастырю. Женская православная община в Елабуге была создана в 1856 году и начала действовать одновременно с началом строительства монастыря. В синодальном определении было указано: «Установить в обители чин, порядок и устав общий всем другим монастырям… быть в ней игумении, в качестве настоятельницы и пятнадцати сестрам…»

И снова монастырские ворота. В левой привратной башенке (с открытыми дверями) располагалась часовня

Однако, начавшись со столь небольшой общины, елабужская обитель буквально через полстолетия превратилась в крупный монастырь. В 1917 году в нём проживало уже не 15, а 295 насельниц — монахинь и послушниц. В основном это были дочери крестьян и мещан из Елабуги и уезда. Правда, тогдашний Елабужский уезд был раз в десять больше сегодняшнего Елабужского района.

А рядом с ней была надвратная икона Казанской Божией Матери с предстоящими ангелами. Перед ней висела лампада

Как пишет казанский историк А.Елдашев: «В начале XX в. Елабужский монастырь считался одним из самых благоустроенных в Вятской епархии. К 1917 г. он имел налаженное свечное производство, живописную и золотошвейную мастерские, пасеку, плодоносящий сад, дойное стадо». И добавляет: «Но после октябрьских событий этому благополучию пришел конец».

Правая башня монастырских ворот

Монастырь закрыли в 1928 году. В 1930 году была уничтожена Казанско-Богородицкая церковь — по причине, как сказано в письме Елабужского Городского Совета, «осторого недостатка в кирпиче» на стройках социализма.

Но разрушали не только храмы. В Елабуге не сохранилось ни одной могилы Стахеевых, этих строителей монастыря из некогда обширного и богатого купеческого клана, — они были уничтожены вместе с кладбищами. А памятники и надгробные плиты со старого городского (Троицкого) и монастырского кладбищ легли в качестве фундаментов в основание социалистических бараков, частных банек и сараев. — На страну наступало светлое будущее.

А так выглядит Елабужский Казанско-Богородицкий монастырь сейчас, в июне 2013 года Фото А.Куклина © 2013

Однако на этом история елабужской иноческой обители не закончилась.

В 1995 году монастырская община вновь стала действующей. Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери была отстроена заново, правда, в более скромных масштабах, чем до революции. А 31 октября 2012 года митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий освятил новый храм и отслужил в нём первую литургию.

Сегодня восстановленную женскую обитель населяют семь монахинь и несколько послушниц.

Дополнения

В дополнение к основной фотографии, которой посвящён альбом, мы разместили ниже три почтовые карточки (открытки) с изображением Елабужского Казанско-Богородицкого женского монастыря из фондовых коллекций Елабужского государственного музея-заповедника, а также письмо, адресованное одной из насельниц монастыря, — из нашего архива.

Елабуга. Женский монастырь Почтовая карточка (Из фондов ЕГМЗ)

Конечно, изображения на этих открытках по качеству проработки и детализации не идут ни в какое сравнение с той основной фотографией, которую мы представили в этом альбоме. Однако и эти карточки, больше напоминающие рисунки, сделанные на основе фотографии, чем фотографические изображения, позволяют получить представление о монастыре в целом и о зданиях на его территории. Кроме того, их даже удобнее сравнивать с той открыткой, на которой изображена Конно-егерская церковь в Санкт-Петрбурге.

Елабуга, Женский монастырь Почтовая карточка. Издание Т-ва А.Ф.Леденцовой с С-ми. (Из фондов ЕГМЗ)

Если предыдущая открытка не имела никаких пометок на реверсе, то у этой почтовой карточки на оборотной стороне значится, что она выпущена «Товариществом А.Ф.Леденцовой с Сыновьями». Известно, что это товарищество было елабужским торговым домом, который специализировался на галантерейных товарах. А попутно, как видим, занимался ещё и издательской деятельностью.

Елабуга, Женский монастырь Почтовая карточка. Издание Т-ва А.Ф.Леденцовой с С-ми. (Из фондов ЕГМЗ)

Здесь представлен раскрашенный вариант предыдущей открытки с аналогичной пометкой на реверсе: «Издание Т-ва А.Ф.Леденцовой с С-ми». Очевидно, что в основе обеих почтовых карточек лежал один и тот же фотоснимок.

Конверт письма, адресованного в елабужский монастырь монахине матушке Александре

И в завершение рассказа о монастыре — небольшой документ из нашего личного архива. Это — письмо, адресованное одной из насельниц обители, монахине Александре. На конверте надпись: «Г-дъ Елабуга въ Монастырь Свечной З-дъ Матушке Александре», что в переводе на современный язык означает: «Город Елабуга, в Монастырь. Свечной Завод. Матушке Александре».

Текст письма Николая Алексеевича Анюнова(?) к матушке Александре

Сохранилось и само письмо:

«Здравствуите мать Александра и мать Еликонида и другия Кланяюсь и посылаю книшки которыя вы мне давали почитать благодарю за них только извините что я немного замарал получите салфетку и ведерко

Как работает Ваш паровик и затем Желаю всего благополучия в делах ваших

Извесный вам Николай Алексеич Анюнов

Основан в 1856 г. по инициативе горожан Елабуги. В 1850 г. купец Григорий Стахеев обратился к епископу Вятскому Елпидифору (Бенедиктову) с предложением на предоставленной Елабужским градским обществом земле учредить женскую обитель. Место под строительство было выделено на выгонной земле к северу от города, «между дорогою в село Сарали и оврагом Безымянным, у Сарапульскаго тракта, за чертою земляного назначенного для города вала». В представлении, направленном в Святейший Синод, епископ Елпидифор писал, что основание Елабужского монастыря «представляется возможным, а по отдаленности города Елабуги и всего тамошнего края от двух существующих в Вятской епархии женских монастырей, признается полезным и нужным». Определением Синода от 31 октября 1855 г. и указом императора Александра II от 15 июля 1856 г. Елабужский монастырь был учрежден как нештатный общежительный, но торжественное открытие монастыря, в котором приняли участие архиепископ Вятский Аполлос (Беляев), благочинный монастырей архимандрит Иосиф, городской голова Д. М. Пупышев, состоялось лишь 9 сентября 1868 г. Благотворитель, купец первой гильдии, И. И. Стахеев (брат Г. И. Стахеева) истратил на строительство обители и последующее содержание монашествующих свыше 1 млн. руб. Жертвователями монастыря были также Д. И. Стахеев и П. К. Ушаков.

В 1857-1868 г.г. по проекту известного петербургского архитектора Г. А. Боссе в Елабужском монастыре был возведен пятиглавый трёхпрестольный каменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери с четырёхъярусной надпапертной колокольней, освященный 9 сентября 1868 г. архиепископом Вятским Аполлосом (Беляевым). Приделы были освящены в честь Иоанна Предтечи и великомученицы Параскевы Пятницы.

В монастыре также были выстроены два трехэтажных каменных сестринских корпуса — северный и восточный. В северном корпусе размещалась монастырская больница с домовой церковью во имя великомученицы Варвары (1872). К западу от собора находился 2-х этажный дом игуменьи; в одной линии с этим домом, к югу от восточного корпуса — полутораэтажный дом монастырских служителей. Имелись также каменные просфирня и гостиница, три деревянных флигеля. Территория монастыря обнесена каменной стеной, при вратах которой 18 августа 1869 года была освящена часовня.

На территории обители имелись также хозяйственный двор, огород, фруктовый и ягодный сад. Рядом с ним — кладбище для монахинь и благодетелей обители. Предположительно, за алтарем главного храма в 1926 г. была похоронена почетная гражданка города, благотворительница обители Глафира Федоровна Стахеева, построившая в 1903 г. Елабужское епархиальное женское училище.

Среди святынь монастыря почиталась принесенная в 1869 году икона Божией Матери «Достойно есть» — копия с чудотворной иконы, хранящейся на Святой Горе Афон.

К началу XX в. обитель была крупнейшей в Вятской епархии. Елабужский монастырь возглавляли с 18 апреля 1868 г. постриженица Кирсановского Тихвинского монастыря Тамбовской губернии игумения Анфия (1822-1890), с 1889 г. — игумения Елисавета (Симонова), затем игумения Ангелина (Багаева). Первый монашеский постриг шести сестер состоялся 27 и 28 июля 1869 года. В 1869 году в монастыре проживало 106 насельниц, в 1877 г. — 130, в 1884 г. — 159, 1893 г. — 255, в 1900 г. — 273 насельницы. Среди монахинь представители самой многочисленной социальной группы населения — крестьянства — составляли от 50 % в 1875 г. до 79 % в 1914 г. А среди рясофорных послушниц и ещё выше — от 52 % в 1869 г. до 81 % в 1914 г.

Подобная картина в конце XIX в. наблюдалась в большинстве провинциальных монастырей. В их числе и Чистопольский Успенский женский монастырь Казанской Епархии. В отчете игумении обители Апполинарии за 1883 г. среди восьми монахинь лишь одна из крестьянства, из восьми рясофорных послушниц — их уже пятеро, а среди 55 послушниц белиц уже 43 (78%). Заметное место в пополнении Елабужского монастыря занимали представительницы мещанского сословия. Среди монахинь их было от 11% в 1914 году до 43% в 1875 году. Среди рясофорных послушниц — от 12% в 1905 году до 38% в 1869 г. В Елабужском монастыре практически нет представителей купечества (за весь дореволюционный период существования обители — одна монахиня и две рясофорные послушницы), офицерских дочерей, выходцев из высших сословий российского общества, которые предпочитали больше столичные монастыри.

Отметим и незначительную долю пополнения монастыря из духовенства. Хотя среди рясофорных послушниц их число несколько больше нежели среди монахинь (до трёх среди монахинь и семи среди рясофорных послушниц). За всю 50-летнюю дореволюционную историю монастыря среди рясофорных послушниц было всего семь дворянок и только две из них приняли монашеский постриг. Это монахиня Евпраксия (Софанеева Екатерина Федоровна) и монахиня Мареопила (Анферова Мария Спиридоновна).

Своеобразное «хождение» дворянок и разночинок в послушницы было примечательным явлением тех лет, оставшимся, к сожалению, почти незамеченным в нашей литературе. Думается, оно было связано с общим настроением «возвращения долга народу», которым жило молодое поколение 60-х годов. Юноши и девушки становились сельскими учителями, врачами, фельдшерами, занимали другие должности в земстве. Многие молодые люди шли в революционные кружки. Девушки, имевшие религиозное мировоззрение, предпочитали общины или монастыри с благотворительным уклоном. В этих общинах они работали бок о бок с мещанками и крестьянками. Некоторые из этих последних сознательно отказывались от замужества ради религиозного поприща, у других не сложилась личная жизнь, третьи (особенно рано овдовевшие бездетные женщины) бежали в общины от гнета большой патриархальной семьи, надеясь найти себе здесь приют и трудиться равными среди равных.

С самого начала монастырь формировался из числа прихожан православных общин Елабужского уезда. Так, в 1869 г. из 21 рясофорной послушницы 17 чел., или 81% были из сёл и городов Вятской губернии (Елабуги, Сарапула, Слободского, Еранска), а из 80 белиц послушниц — 67 чел., или 84%. Но были монашествующие и издалека: Перми, Рыбинска, Орловской, Смоленской, Оренбургской, Тобольской губерний. Основная часть монашествующих в 1914 году прибыла из Вятской губернии (77 чел., 76%), из Казанской губернии (7 чел., 7%), остальные из Уфимской, Самарской губерний, Перми, Рыбинска.

Для обучения послушниц, не знавших грамоты, уже в сентябре 1869 г. в монастыре была открыта школа. В 1870 г. в ней обучались 31 насельница. Сестры работали на пасеке, в саду, а также в иконописной и златошвейной мастерских.

С 1870-х г.г. при монастырях, в том числе женских, стали создаваться иконописные школы академической ориентации. Эта тема недостаточно ещё изучена и освещена в современной исторической литературе. Даже в «Православной энциклопедии», изданной к 2000-летию Рождества Христова в обширной статье «Живопись» И. Л. Бусевой-Давыдовой имеется лишь беглое упоминание о женщинах-иконописцах. Иконописная деятельность монахинь Елабужского монастыря насчитывает более 40 лет. В отчете игуменьи обители матушки Анфии за 1877 г. отмечалось, что послушание в живописных кельях несла монахиня Феофания Титова. Судя по всему, она и была одной из первых, кто начинал в монастыре иконописную деятельность. Анализируя архивные данные, нами установлено, что за период с 1877 по 1918 год несли послушание в живописной мастерской одиннадцать монахинь и рясофорных послушниц. Старшими в мастерской были — в 80-е г.г. XIX в. — монахиня Евпраксия (Анастасия Иванова Фирсова); в 90-е г.г. XIX в. — монахиня Аполлинария (Анна Димитриева Иконникова), а последние пятнадцать предреволюционных лет — монахиня Аглаида (Александра Петрова Тютикова). Примечательно, что церковной живописью занималась целая семья Иконниковых выходцев из починка Удалово Елабужского уезда: сестры Анна и Евдокия, а также их племянница Ольга. Отметим, что ещё две их сестры Стефанида и Мария были тоже монахинями обители.

В первые годы XX столетия старшей в живописной мастерской становится монахиня Аглаида из семьи государственного крестьянина села Лекарево Елабужского уезда Тютикова Петра Ивановича. Под её началом было шесть сестёр-инокинь: Мария (31 год), Надежда (34 года), Ольга (35 лет), Елизавета (46 лет), Елена (47 лет) и Анастасия (49 лет). Спустя девять лет, в 1914 году, — пять рясофорных послушниц. Состав тот же, отсутствует лишь Надежда, а послушница Елизавета 7 июля 1907 г. была пострижена в монашество и стала монахиней Емилией. Особо отметим, что иконописцы монастыря в основном были родом из Елабужского уезда. Для сравнения, в Казанско-Богородицком монастыре несли послушание в живописной мастерской больше монахинь и послушниц, нежели в Елабужской обители. По отчетам настоятельниц монастыря видно, что в 1873 г. их было 14, а в 1910 г. 20 человек и даже в 1927 г., накануне его закрытия, в иконописной мастерской трудилось 21 человек.

В 1918 г. монастырь был официально закрыт. В 1922 г. монастырь был зарегистрирован как «Казанско-Богородицкое православно-христианское религиозное общество», в котором состояло 243 чел., в т.ч. 173 монахини и послушницы во главе с игуменией Ангелиной (Багаевой). Решением президиума Елабужского горсовета от 20 ноября 1928 г. общество было ликвидировано. 17 декабря того же года в Елабужский горсовет безуспешно обращалась община Казанской церкви с просьбой вернуть помещение храма. Сестры переселились к родным, прихожанам, длительное время спустя подвергались репрессиям. Последний клирик, служивший в монастыре в 1920-х г.г., священник Василий Головин, решением Кировского областного суда от 9 мая 1939 г. был осужден к 8 годам лишения свободы (по статье 58-10).

В 1930-е г.г. XX в. Казанский храм был разрушен. До настоящего времени сохранились лишь фрагменты стен с башенками-пинаклиями, 2 двухэтажных сестринских корпуса, одноэтажный флигель, основание колокольни и трапезной. До войны постройки монастыря использовались под детский городок Наркомата просвещения. В 1943 г. в кельях бывшей обители разместили немецких военнопленных из дивизий Паулюса. После 1945 г. в помещениях монастыря находился психоневрологический интернат, в иконописной мастерской — авторемонтная база.

Елабужский монастырь — единственный в республике среди бывших женских православных обителей, учрежденных в конце XIX столетия, в котором возродилась монашеская жизнь. 16 июля 1995 г. святая обитель была открыта. К 2007 г. в монастыре проживает около 20 сестер, настоятельница игумения Вера (Шевченко). Богослужения совершались в небольшом домовом храме во имя великомученицы Варвары (1872), находящемся в восстановленном 3-х этажном келейном корпусе. В 2012 г. заново был отстроен храм Казанской иконы Божией Матери на средства директора банка «Заречье» Н. В. Девятых. 31 октября этого же года был освящен митрополитом Казанским и Татарстанским Анастасием. При монастыре имеется скит в селе Анзирка — с восстановленной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери (1847–1858). Храм 27 сентября 2003 г. был торжественно освящен архиепископом Казанским Анастасием в сослужении священников из Елабужского и Набережночелнинского благочиний. В скиту ведется собственное хозяйство для нужд обители.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *