Согласно Книге Бытие, евреи переселились в Египет вслед за Иосифом, ставшим первым министром египетского фараона и фактическим правителем Египта, оставив фараону только высшие символы власти.

Иосиф помог своему отцу Иакову со всей семьёй (67 человек) переселиться в Египет и поселиться в земле Гесем (Гошен) (Быт.47).

Переселение евреев в Египет произошло в то время, когда там правила династия гиксосов, или «царей-пастухов» (с XVII в. до н.э), которая принадлежала чужеземной народности, насильственно вторгшейся в Египет и захватившей престол фараонов.

Точно неизвестно, откуда явились завоеватели и к какому племени они принадлежали; но можно думать, что это были кочевники, обитавшие в сирийских степях и постоянно тревожившие Египет своими набегами, так что он должен был защитить себя особой каменной стеной, тянувшейся почти через весь Суэцкий перешеек.

Воспользовавшись слабостью правительства, кочевники завоевали Египет, и первое время их владычества ознаменовалось всевозможными проявлениями дикого варварства, которое, однако же, скоро подчинилось египетской цивилизации, так что через несколько поколений двор гикских царей ничем не отличался от двора туземных фараонов.

При одном из представителей этой династии, по всей вероятности, и правил Египтом Иосиф, так как только при фараоне пастушеской династии мыслимо было, чтобы ничтожный раб, вышедший из презиравшихся природными египтянами пастухов, мог быть назначен на пост верховного правителя страны.

Имя этому фараону Апапи II. С целью упрочения своего положения гиксы покровительствовали инородцам и раздавали им лучшие земли, чтобы найти в них верных союзников в случае нужды. Такой политикой можно объяснить и то, что Апапи II отдал вновь прибывшим поселенцам — евреям один из богатейших округов страны.

Поселённые на богатой почве, окружённые всеми влияниями высокоразвитой культуры и пользуясь выгодным положением племени, родственного первому министру и благодетелю страны, евреи начали быстро размножаться. Между тем в жизни Египта совершилась важная перемена. Из Фив вышло освободительное движение, которое ниспровергло гикскую династию и гиксы были изгнаны из Египта (около 1550 г. до н. э.).

Для евреев этот политический переворот имел роковое значение. На престоле фараонов воцарилась новая, туземная XVII-я династия. Под влиянием продолжительной и упорной борьбы с гиксосами в ней выработался дотоле неизвестный в Египте дух воинственности и завоевательности, а вместе с тем развилась и крайняя политическая подозрительность ко всему неегипетскому и особенно — пастушескому.

Ввиду этого вполне естественно, что новая династия не только не имела склонности сохранить прежние привилегии и вольности еврейских переселенцев, а напротив, вследствие их известной связи с гиксосами начала относиться к ним подозрительно и враждебно.

Так как они уже успели значительно возрасти в числе и представляли собой немаловажную политическую силу, то по отношению к ним началась система угнетения, которая становилась все сильнее с каждым новым царствованием.

Начались труднейшие крепостные пограничные работы, и на них употреблён был даровой труд евреев. Фараоны как бы старались превзойти друг друга своей военной славой и грандиозными постройками и дворцами, которыми украшались их резиденции; но чем знаменитее был фараон, чем блистательнее было его царствование, тем больше стонал народ под тяжестью непосильных работ.

Партиями отвозили изнурённых рабочих в каменоломни, заставляли высекать огромные глыбы гранита и с невероятными усилиями тащить их к месту построек; заставляли рыть и проводить новые каналы, делать кирпичи и месить глину и известь для возводимых построек, поднимать воду из Нила в канавы для орошения полей, под палочными ударами жестоких надзирателей, как это ясно изображает Пятикнижие:

«Евреи Египта» перенаправляются сюда. Для просмотра фильма см. Евреи Египта (фильм) . Расположение Египта в Африке

Египетские евреи
اليهود المصريون
יהודי מצרים

Всего населения

57 500+

Регионы со значительным населением

Израиль

57 500

Египет

Языки

Иврит , египетский арабский

Религия

Иудаизм

Родственные этнические группы

Мизрахим , сефарды , ашкенази , эфиопские евреи , йеменские евреи

Часть серии по

Евреи и иудаизм

  • Этимология
  • Кто такой еврей?
  • Категория
  • Портал

Часть серии о
История Египта
Доисторический Египет до 3150 г. до н.э.
Древний Египет
Ранний династический период 3150–2686 гг. До н. Э.
Старое королевство 2686–2181 гг. До н. Э.
1-й промежуточный период 2181–2055 гг. До н. Э.
Поднебесная 2055–1650 гг. До н. Э.
2-й промежуточный период 1650–1550 гг. До н.э.
Новое Королевство 1550–1069 до н.э.
3-й промежуточный период 1069–664 гг. До н. Э.
Поздний период 664–332 гг. До н. Э.
Греко-римский Египет
Династии Аргеада и Птолемеев 332–30 гг. До н. Э.
Римский и Византийский Египет 30 г. до н.э. — 641 г. н.э.
Сасанидский Египет 619–629
Средневековый Египет
Рашидун Египет 641–661
Омейяды Египет 661–750
Аббасид Египет 750–935
Династия Тулунидов 868–905
Династия Ихшидидов 935–969
Династия Фатимидов 969–1171
Династия Айюбидов 1171–1250
Мамлюкские династии 1250–1517
Ранний современный Египет
Османский Египет 1517–1867
Французская оккупация 1798–1801
Династия Мухаммеда Али 1805–1953 гг.
Хедиват Египта 1867–1914
Поздний современный Египет
Британская оккупация 1882–1922 гг.
Султанат Египта 1914–1922
Королевство Египет 1922–1953 гг.
Республика 1953 – настоящее время
Египетский портал

Египетские евреи составляют одну из старейших и самых молодых еврейских общин в мире. Историческое ядро ​​еврейской общины Египта состояло в основном из арабоязычных раббанитов и караимов . После изгнания из Испании все больше евреев-сефардов и караимов начали эмигрировать в Египет, и их число значительно увеличилось с ростом торговых перспектив после открытия Суэцкого канала в 1869 году. В результате евреи со всех территорий Османской империи Империя, а также Италия и Греция начали селиться в главных городах Египта, где они процветали. Ашкенази сообщество, в основном ограничивается Каирского Дарб аль-Barabira квартале «s, начали прибывать в период после волны погромов , которые попали в Европу во второй половине 19 — го века.

В 1950-х годах Египет начал изгнание своего еврейского населения (по оценкам, от 75 000 до 80 000 человек в 1948 году), а также секвестировал собственность евреев в то время.

В 2016 году статья в египетском периодическом издании содержала цитату Магды Тании Харун (президента еврейской общины Каира), которая, казалось, подразумевала, что во всей стране осталось всего 6 евреев, все женщины старше 65 лет. в последующей статье в другом периодическом издании разъяснялось, что она конкретно имела в виду евреев, остающихся в Каире (где она живет), и что еще 12 евреев проживают в городе Александрия , духовным лидером которого является Бен Юсеф Гаон . После смерти матери Магды Марсель Харун в возрасте 93 лет в июле 2019 года в Каире осталось всего пять евреев.

Египетские еврейские девушки из Александрии , вероятно, между концом 50-х и началом 60-х годов, во время бат-мицвы

Древние книги говорят, что Авраам был свободным и хорошо обеспеченным человеком. Но как получилось, что спустя некоторое время его потомки вдруг очутились в египетском рабстве, понимают немногие. Однако все эти события происходили, следуя определенной логической цепочке.
Несмотря на значительный промежуток между нынешним временем и происходившими в древности событиями, авторитетные исследователи еврейской истории утверждают, что жизнь Авраама приходилась на период расцвета группы кочевых племен хапиру. Подтверждением тому являются документальные свидетельства, обнаруженные при изучении древних артефактов, найденных учеными на территории различных ближневосточных государств.
Согласно современным расчетам, данные события происходили в XVIII-XV веках до н.э. В Книге Бытия о них довольно подробно рассказывается. Примерно в XVII веке до н. э. власть в египетском царстве перешла из рук местных правителей к представителям пришлого народа гиксосов. Сейчас уже невозможно точно установить местность, из которой они пришли в Египет. Однако учитывая, что фараоны из их династической линии именовались «царями-пастухами», можно предположить, что это был кочевой народ, обитавший где-то в сирийских степях. Будучи кочевниками, они ради дополнительной выгоды регулярно совершали рейды на египетские земли.
Угроза от таких разбойников для Египта была настолько значительной, что ради своей защиты египтяне практически через весь Суэцкий перешеек протянули каменную стену. Однако даже она не помогла. Когда в какой-то момент центральная власть в стране ослабла, гиксосы сумели даже свергнуть туземного правителя и посадить на место фараона своего человека. Понятно, что смена власти отметилась проявлениями дикого варварства, но после стабилизации ситуации гиксосовсие правители стали мало чем отличаться от своих египетских предшественников. Очень скоро им понадобились грамотные люди, и вот здесь-то и появился правнук Авраама Иосиф.
Книга Бытия гласит, что он появился в Египте при фараоне Апапи II. Такое в мировой истории случается крайне нечасто, когда малоизвестный человек из низов на государственном поприще начинает делать стремительную карьеру. Однако фараон пастушеской династии имел свою точку зрения на власть. Будучи в Египте пришлым человеком, он старался всецело поддерживать и продвигать по служебной лестнице представителей иноземного происхождения. По всей видимости, Иосиф оказался очень грамотным царедворцем, потому что спустя некоторое время он стал при фараоне первым министром, фактически заняв место главного правителя страны, оставив за фараоном только номинальную власть.
Вслед за Иосифом в Египте появился и его отец Иаков со всем остальным многочисленным семейством (всего 67 человек). Апапи II, благоволивший к инородцам, желая видеть в их лице в случае необходимости верных союзников, предложил еврейским переселенцам земли в одном из богатейших районов страны – регионе Гесем. Освоившись на новых территориях, еврейская диаспора начала усиленно размножаться, причем такими темпами, что это стало раздражать местное население. Рано или поздно это должно было вылиться в конфликт, и он действительно произошел.
В Фивах зародилось движение, направленное против гиксосов. Двинувшись около 1550 года до н.э. в столицу, коренные египтяне изгнали потомков пришлых кочевников, усадив на трон представителей собственной XVII-й династии. Для иудеев это стало переломным моментом, ведь новые правители при полной поддержке коренного населения начали отменять все вольности и привилегии еврейской диаспоры. По отношению к евреям начала устанавливаться система угнетения, при которой они постепенно низводились до уровня рабов. Иудеев стали привлекать к самым непрестижным и опасным работам, в которых коренные египтяне предпочитали не принимать участия: в каменоломнях, на рытье каналов, перекачке воды из Нила в оросительные системы, изготовлении кирпичей и извести для строек.
Видя, что даже столь драконовские меры не приносят должного результата, и евреи в Египте продолжают жить и увеличивать свою численность, очередной фараон издал новое еще более бесчеловечное повеление: убивать всех родившихся в еврейских семьях мальчиков. По своей сути, данный закон мало чем отличался от более близких по времени законов периода Холокоста. И к глухому ропоту работавших до изнурения еврейских мужчин добавились стенания и плач еврейских женщин, у которых отбирали их собственных детей. Но именно в этот момент Всевышний дал евреям Моисея, указавшего путь народу Израиля к свободе.

Приглашаем на наш Телеграм-канал.

Каждый год на Песах евреи рассказывают историю о спасении из египетского рабства, о чудесном переходе через Красное море и рождении народа Израиля. Но были ли в Древнем Египте рабы из региона, в котором сегодня находится Государство Израиль? Правда ли, что люди, поклоняющиеся Яхве, вообще жили в Древнем Египте, тем более в то время, когда, как считается, произошел Исход? Достоверно известно одно: тысячи лет назад Египет кишел семитскими народами.

В древности Египет был житницей мира. Почва в долине Нила приносила богатые урожаи, и в голодные годы жители окрестных земель перебирались в Египет. Археологические находки доказывают, что некоторые из них были семитами — выходцами из Леванта. Семиты начали пересекать пустыню, двигаясь из Палестины в Египет, более 4000 лет назад. Среди них были торговцы, военнопленные и рабы. Об этом свидетельствуют записи на сохранившихся папирусах.

Загадочное племя гиксосов поселилось в Египте не позднее 1650 года до н.э. и правило Нижним Царством. Историки сходятся на том, что гиксосы были выходцами из Ливана или Сирии. Со временем, после кровопролитной войны, длившейся с 1539 до по 1514 г. до н.э. гиксосы были изгнаны из Египта, и их путь лежал через Синай в южный Ханаан.

Иосиф Флавий, опираясь на египетского летописца Манефона, жившего за три столетия до него и писавшего, что изгнанные гиксосы бродили по пустыне, а потом основали Иерусалим, полагал, что гиксосы и есть будущие израильтяне. И, тем не менее, история изгнания гиксосов едва ли стала источником Агады, хотя бы потому, что гиксосы были правителями, а не рабами.

В то же время участь древних рабов в Египте описывается в дошедших до нашего времени папирусах, и она вполне похожа на то, что мы читаем в Агаде. В любом случае, рабы семитского происхождения в Египте были. Поклонялись ли они Яхве? Ряд ученых утверждает, что археологических свидетельств тому не существует.

Климатические условия в Восточной Дельте таковы, что очень немногие папирусы сохранились, но те, что дошли до наших дней, могут снабдить нас некой информацией об исчезнувших израильтянах.

Так, папирус, возраст которого составляет около 3200 лет, рассказывает, как египетские власти разрешили группе семитских кочевников из Эдома, которые поклонялись Яхве, пройти через пограничную крепость в районе, который сегодня известен, как вади Тумилат, и проследовать со своим домашним скотом к Пифомским озерам.

Вскоре после этого израильтяне входят в мировую историю: на стеле Мернептаха впервые упоминается общность, именуемая «Израиль в Ханаане». Стела датируется 1210 годом до н.э.

Эти поклонники Яхве были в древнем Египте много лет спустя после того, как, согласно предположениям, произошел Исход. Поклонники культа Яхве, возможно, присутствовали там и раньше. Убедительных доказательств этого нет, но есть некие признаки, которые на это указывают.

Согласно Манефону, основателем единобожия был Осарсиф, который позже принял имя Моше (Моисей) и во времена правления Эхнатона вывел своих последователей из Египта. В 1987 году группа французских археологов обнаружила могилу человека по имени Апер-эль (в другой транскирпции Апер-иа), визиря Ахменотепа II и его сына Эхнатона.

Оканчание имени визиря «эль» вполне может быть связано с еврейским имением бога – «Элохим»; окончание Апер-иа может означать сохращенное «Яхве». Это истолкование может служить подтвержением гипотезы, по которой евреи жили в Египте в период правления 18-й династии, начавшийся 3600 лет назад (1543-1292 до н.э.).

Знаменитый английский египтолог сэр Мэтью Флиндерс Петри придерживается противоположной точки зрения: Эхнатон подтолкнул евреев к монотеизму, а Исход произошел в 19-й династии (1292-1189, около 3300 лет назад). В Книге Исхода (12:37) говорится: «И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей», а в Книге Чисел (1:46) эта цифра достигает двух миллионов.

Если бы 2 миллиона человек покинули Египет, все население которого составляло от 3 до 4,5 миллионов, этот факт не мог бы пройти незамеченным и был зафиксирован в египетских записях. Но для сравнения можно указать, что когда Геродот утверждает, что в 480 году до нашей эры в Грецию вторгся миллион персов, понятно, что цифра эта преувеличиена, как в большинстве древних источников. Но никто не ставит под сомнение самый факт вторжения персов.

Египтолог Кеннет Китчен указывает, что ивритское слово «элеф», тысяча, может иметь различные значения в зависимости от контекста. Основываясь на этом, некоторые ученые предполагают, что в Исходе фактически участвоали около 20 тысяч человек.

Отсутствие доказательств пребывания евреев в пустыне ничего не доказывает – спасаясь бегством, они не строили на пути следования города и памятники. Они оставляли после себя лишь следы на песке.

В поддержку Агады может выступить стихотворение «Речение Ипувера», переписанное в 13 в до н.э на папирус (считается, что оригинал намного старше). В стихотворении изображен опустошенный Египет, терзаемый чумой, засухой и восстаниями, кульминацией которых является бегство рабов с египетскими богатствами. Все это сильно напоминает историю Исхода, но только с египетской точки зрения.

Кроме того, египтяне имели обыкновение переписывать исторические свидетельства, когда правда не делала им чести или противоречила их политическим интересам. По понятным соображениям, фараоны не выставляли на стенах храма на всеобщее обозрение записи о своих провалах. Тутмос III, придя к власти, попытался стереть память о своей предшественнице Хатшепсут. Сделанные в ее славу надписи были стерты, вокруг обелисков выстроили стены, а ее памятники забыты. В более поздних летописях ее имя не появляется. Более того, создается впечатление, что записи администрации восточной Дельты вообще не сохранились.

Как правило, библейские авторы интерпретировали реальную историю, а не выдумывали ее. Уже в древности было известно, что пропаганда, основанная на реальных событиях, более эффективна, чем сказки. Летописец напишет, что царь А завоевал город, а царь Б потерпел поражение. Писец царя А будет утверждать, что царь Б оскорбил Бога, поэтому последний наказал его, позволив царю A захватить его город. С точки зрения человека древности, вторая версия ничуть не хуже.

У каждого египтолога и археолога есть своя точка зрения на историю Исхода, пусть даже нет никаких доказательств, подтверждающих их теории.

Исход мог быть отголоском воспоминаний семитов об изгнании гиксосов или о малых исходах разных племен и семитских групп в разные исторические периоды. А мог быть и просто легендой. Однако, если подойти к этому вопросу с психологической точки зрения, естественно будет спросить, зачем летописцам было придумывать сказки о столь унизительном начале своей истории, как рабство? Никто, кроме евреев, не пишет, будто история его народа начинается с такой малопочтенной точки. Большинство народов предпочитает приписывать своим лидерам героические деяния или просто ведет свое происхождение от местных богов.

В конечном счете, история Исхода — это вопрос веры. Наши заметки не ставят своей целью доказать, что пасхальная Агада имеет истрические корни или что Земля Израиля была завещана рабам, вышедшим из Египта. Мы просто указываем на то, что существовали исторические фигуры и события, которые могли стать основой книги Исхода. И потому, когда мы за праздничным столом читаем Агаду, задумаемся об истории, которая на протяжении тысячелетий поражала человеческое воображение, вспомним, что порой правда может быть более удивительна, чем вымысел. И не забудем о рабе-исраэлите по имени Апер-эль, который, как и кочевники, осевшие в Египте и поклонявшиеся Яхве, не оставил след в истории.

Филип Бостром, «ХаАрец», М.Р.

ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2009 НИСАН 5769 – 4(204)

С точки зрения египтян

Аркадий Ковельман

Представьте себе, что вы египтянин и живете в Египте. В стране, которая вся – райский сад. А рядом с вами живут евреи. Они построили виллы на протоках Нила, занимаются бизнесом и служат при дворе. Они дышат здоровым египетским воздухом. И каждую весну справляют Песах. Возлежат на обеденных ложах в триклиниях, пьют вино и вспоминают смерть египетских первенцев. Они радуются гибели царя египетского, его колесниц и войска его. Они отмечают Исход из Египта в Египте.

Сцена охоты в нильских зарослях. Роспись гробницы в Фивах. Конец XV века до н. э.

Наверняка у вас как египтянина будет своя версия пасхальной истории. Например, вы скажете, что евреи ушли из Египта не по своей воле. Их просто выгнали. Некогда царь Аменофис решил очистить страну от увечных и прокаженных. Он собрал их и отправил в каменоломни, но потом пожалел и дал для жилья заброшенный город Аварис. В этом городе прокаженные выбрали себе предводителя – жреца по имени Осарсиф, который стал зваться Моше. Под его главенством прокаженные захватили Египет и тридцать лет оскверняли храмы и грабили страну. Фараон, получив предсказание о грядущих бедствиях, бежал со своим войском в Эфиопию. Через тридцать лет он вернулся, одержал над прокаженными победу и изгнал их вон. Так родилось нечестивое и безбожное племя евреев. Так совершился Исход.

Эту историю для просвещенных греков записал египетский жрец Манефон в третьем столетии до христианской эры. История приобрела популярность и испортила евреям репутацию. Их считали потомками прокаженных и поминали это при каждом удобном случае. Например, в правление Нерона в Кесарии Приморской, столице римской провинции Иудея, какой-то грек поставил у входа в синагогу дном кверху большой глиняный кувшин и начал приносить на нем в жертву птиц. «Это привело евреев в не­описуемую ярость: законы их были осквернены и все место осквернено», – пишет Иосиф Флавий. Откуда такая ярость? Иосиф не сообщает, но мы догадываемся. Ведь сказано в Торе: «И сказал Г‑сподь Моше: «Вот закон о прокаженном, когда должно очистить его: да приведут его к священнику. И выйдет священник за стан, и, если увидит священник, что исцелилась язва проказы на прокаженном, то прикажет взять для очищаемого двух птиц живых чистых, кедрового дерева, червленую нить и иссопа. И прикажет священник заколоть одну птицу над глиняным сосудом, над живою водою”» (Ваикра, 14:1-5).

С этого-то намека на родство евреев с прокаженными и началась Иудейская война. А закончилась она разрушением Иерусалима, сожжением Храма и рассеянием евреев по лицу земли.

Суд Соломона (карикатурное изображение). Настенная роспись. Помпеи. 79 год н. э.

* * *

Представьте себе, что вы – египетский грек. Или одесский грек. Вы живете в городе на берегу винно-чермного моря в доме стиля ампир с перистилем и росписью по стенам. И рядом с вами живут евреи. Они торгуют в районе порта близ дворца Птолемеев, они заселили три городских квартала из пяти. Они ссужают ваших купцов под проценты, грабят бедных феллахов, которые тупы и сластолюбивы, но, как и вы, ненавидят евреев. Еврейский кукольный царь, Агриппа, внук Ирода, убийцы детей, явился в ваш город проездом из Рима в Иудею и ходит повсюду с важным видом в сопровождении расфуфыренной стражи. Тогда вы устраиваете легкое шоу, маленький водевиль. Ведь недаром вы подарили миру Эсхила и Аристофана. Вы ловите городского сумасшедшего по имени Карабас, надеваете ему на голову папирусный венец, а в руку даете папирусную трость и поклоняетесь ему со словами: «Радуйся, царь иудейский». Тут дела принимают неслыханный оборот. Египетская чернь врывается в синагоги и еврейские дома, евреи получают то, что они заслужили, – погром.

Представьте себе, что вы живете в египетской глубинке и занимаетесь самиздатом. Вы переписываете сценки допроса в Лукулловых садах, где судят александрийских граждан, философов и риторов. Судят за защиту родного города от евреев. Обвинитель – кукольный царь Агриппа. Судья – старый козел Клавдий, которого так и называют козлом, ведь он живет на Козлином острове (на Капри) и падок до мальчиков и девочек. Обвиняемый – ритор Исидор. «Ради богов, – восклицает Клавдий, – не обвиняй моего друга Агриппу. Ведь ты уже погубил двух моих друзей – Теона и Невия, когда я еще не был императором». – «Мне приказал обвинять их в суде правивший тогда император, – отвечает Исидор. – Прикажи, и я обвиню кого ты пожелаешь. Что за дело тебе до Агриппы, двухкопеечного еврея?» – «Да ты наглец, Исидор, – говорит Клавдий, – ты сын гетеры». – «Я не раб и не сын гетеры, – отвечает Исидор, – а гимнасиарх славного города Александрии. Ты же – незаконный сын Саломеи, еврейки». – «Присуждаю Исидора к смерти», – говорит Клавдий.

И поскольку это самиздат и еще не изобрели Интернета, песок занесет клочки папируса на две тысячи лет, пока археологи их не откопают, а папирологи не издадут под уважительным заглавием «Протоколы александрийских мучеников». А в Александрии и в Одессе почти не осталось греков. Ветшают дома в стиле ампир, где жили когда-то греки, евреи и итальянцы. Произошел Исход.

Увы, Исход обратим, хотя трижды Тора запрещает возвращение. Как сказано у Гомера,

Страшно, предавшись тревогам

туманного моря,

Вновь продолжительно-трудным путем

возвращаться в Египет.

Исход и переход через Чермное море. Фреска из синагоги Дура-Европос

Мы думаем, что есть «мы» и есть другие. Но это не так. Нас окружают и нас ненавидят многие «мы». Со своими пророками, своей памятью и мудростью. И своей точкой зрения. И надо надеяться, что есть еще точка зрения Б‑га, которая не всегда и не всем понятна. Она очень диалектична, эта точка зрения. Вот как ее толкует трактат «Сангедрин» (39б), говоря о гибели в Чермном море фараона, его колесниц и войска его. Тогда воспел Моше и сыны Израилевы песнь Г‑споду, песнь моря.

«Сказал рабби Аха бен Ханина: «При погибели нечестивых – песнь радости” (Мишлей, 11:10) <…> А разве радуется Святой, благословен Он, при погибели нечестивых? <…> Сказал рабби Шмуэль бар Нахман со слов рабби Йонатана: «О чем это сказано: «Вошел в середину между станом Египетским и станом Израилевым, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь» (Шмот, 14:20)?” В тот час хотели ангелы служения сказать песнь перед Святым, благословен Он. Сказал им Святой, благословен Он: Творения рук моих тонут в море, а вы говорите песнь предо Мной? Сказал рабби Йоси бар Ханина: «Г‑сподь не радуется, но другие радуются. Ведь также написано: «И как радовался Г‑сподь, делая вам добро и умножая вас, так обрадует Г‑сподь, погубляя вас и истребляя вас» (Дварим, 28:63). Не «будет радоваться», но «обрадует»”».

Представьте себе, что вы египтянин и живете в Египте.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *