Ризоположенский монастырь, основанный в XIII в., занимает самое высокое место в Суздале. Монастырь известен духовными подвигами Евфросинии Суздальской, благодаря которой обитель, единственная в Суздале, выстояла после захвата и разграбления города монголо-татарами в 1238 г. Первые строения монастыря были деревянными. До нас дошли только каменные постройки, начиная с XVI в. Наиболее ранняя из них – Ризоположенский собор, который, вероятно, строился в 1520-х годах. Это был небольшой трехглавый бесстолпный храм, с очень скупо оформленным фасадом. Видимо, поэтому в конце XVII в. трое суздальских мастеров, чьи имена удивительным образом дошли до нас, – И. Мамин, А. Шмаков, И. Грязнов – окружили с юга и запада древний храм галереей, богато украшенной резьбой и изразцами.

Эти же зодчие, возможно, принадлежащие к числу крепостных людей монастыря, создали в 1688 г. самую интересную постройку – двухшатровые Святые ворота, которые были украшены глубокими ширинками с цветными изразцами на дне и поясом изразцов в квадратных обрамлениях под карнизом. Несмотря на внушительные размеры, ворота выглядят очень изящно.

На 72 метра возвышается монастырская Преподобенская колокольня. Она видна практически со всех концов Суздаля и даже за несколько километров от него. Считается, что она была возведена в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 г. Колокольня выполнена в стиле классицизма, характерном для своего времени, но совершенно не вписывается в общий архитектурный образ Суздаля.

Одной из последних построек на территории монастыря была Сретенская трапезная церковь (1882 г.), выполненная из красного кирпича в псевдорусском стиле.

В 1923 г. Ризоположенский монастырь был закрыт, его 12 колоколов были переплавлены, а в келейных корпусах расквартированы охранники политизолятора, который располагался в Спасо-Евфимиевом монастыре. В Ризоположенском соборе была устроена электростанция, Святые ворота использовались как склад горючего.

В 1999 г. монастырь был передан в качестве женской обители Владимиро-Суздальской епархии. В соборном храме монастыря хранятся мощи святой Евфросинии Суздальской (первая половина XIII в.).

Святыня монастыря:

  • мощи преподобной Евфросинии Суздальской.

В. Королькова

Прп. Евфросиния Суздальская. Икона

Евфросиния Суздальская (1212 — 1250), княжна, преподобная

Память 18 сентября в день прославления, 25 сентября, в Соборах Брянских и Владимирских святых

В миру Феодулия, родилась в 1212 году, была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского. Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Господу о даровании им чад. Благоверная княжна Евфросиния была их первой дочерью, испрошенной у Господа в молитвах. Трижды являвшаяся им Пресвятая Богородица сообщала, что их молитва услышана и Господь дарует им дочь.

Феодулия воспитывалась в глубокой вере и благочестии. На ее воспитание большое влияние оказывал образованный боярин Феодор (память 20 сентября). Разностороннее образование и редкая красота княжны привлекали многих.

Княжна была сосватана за святого благоверного князя Феодора (+1233), брата святого Александра Невского, но жених ее скончался в самый день свадьбы. Княжна осталась в Суздальском женском монастыре в честь Положения ризы Божией Матери, где вскоре приняла постриг с именем Евфросиния, в честь Евфросинии Александрийской.

Совсем еще юная инокиня с удивительной ревностью исполняла правила монашеской жизни, заметно превосходя остальных насельниц обители твердостью разума, духовной зрелостью и крайней воздержанностью. Подвижницу посетил Сам Господь, заповедав ей бодрствовать и утверждаться в подвиге. Преподобная Евфросиния до конца земной жизни соблюдала наставления Спасителя, преодолев бесчисленное множество коварных искушений. О редкой подвижнической жизни преподобной Евфросинии вскоре узнали в Суздале и за его пределами. Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении. Часто после таких бесед многие принимали иноческий образ и начинали более ревностное служение Богу. Сама игумения монастыря прибегала к советам преподобной. По просьбе подвижницы сестры обители были разделены на две половины: инокинь-девственниц и инокинь-вдовиц. Это способствовало духовному возрастанию и утверждению в чистоте сестер монастыря. Евфросиния не занимала начальственной должности в монастыре , но своей жизнью и подвигами так возвысила его значение, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси.

Рака с мощами прп. Евфросинии Суздальской. Фотография С.М. Прокудина-Горского. Нач. XX века

В особом откровении Господь предсказал блаженной игумении о мученической кончине ее родного отца, а также о нашествии монголо-татар на Русь. В 1238 году несметные полчища действительно напали на Русское государство. Уничтожая всё на своем пути, они подошли к Суздалю. Город ими был полностью разрушен и сожжен, и только обитель преподобной Евфросинии уцелела по ее молитвам.

Преподобная преставилась к Богу 25 сентября 1250 года.

Мощи и почитание

У гроба преподобной верующие издавна получали благодатную помощь в исцелении различных недугов. Прославление святой первоначально состоялось при митрополите Московском и всея Руси Антонии и царе Иоанне Грозном . Затем, 18 сентября 1698 года, прославление преподобной Евфросинии по благословению патриарха Адриана совершил митрополит Суздальский святитель Иларион. В том же году были обретены покоившиеся под спудом мощи святой. С того времени они стали главной святыней соборного храма Ризоположенского монастыря, где они покоились в течение трёхсот с лишним лет (не считая краткого периода, когда находились в Лазаревской церкви).

В 1919 году по постановлению президиума Суздальского исполкома мощи были вскрыты, а в 1922 году, в ходе изъятия церковных ценностей, реквизированы и поступили в антирелигиозную экспозицию Суздальского музея. 16 ноября 1988 года, когда праздновалось Тысячелетие Крещения Руси, их передали в единственную церковь, действовавшую тогда в Суздале — Цареконстантиновскую. Спустя несколько лет мощи прославленной суздальской святой оказались в руках раскольников т.н. «российской православной автономной церкви» (РПАЦ).

На начало XXI века в Суздальской Ризоположенской обители имелась лишь частица мощей святой. Владимирская епархия не раз заявляла, что считает противозаконным хранение святыни у раскольников. После многолетних разбирательств, в конце марта 2015 года святыня — как «государственная собственность» — была изъята у РПАЦ и передана владимирскому управлению Росимущества, которое вскоре передало мощи в пользование Владимирской епархии канонической Церкви. Митрополит Владимирский Евлогий (Смирнов) переложил честные останки в специальную раку, после чего мощи были положены в Ризоположенском соборе монастыря, где они хранились и до революции. Возвращение святыни было отмечено торжественной архиерейской Божественной литургией в соборе обители 14 апреля того года .

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Святая твоя память Суждальскую страну веселит, / верных же вся созывает во всечестный храм твой, / идеже ныне совершается всеславная память твоя, Евфросиние преподобная: / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Девства чистый сосуд елеем молитвы и любве исполнивши, / неугасимый светильник в сердце своем возжгла еси, преподобная, / с нимже бодренно в сретение Небеснаго Жениха изшедши, / в чертог Того пресветлый прията была еси, / идеже ныне водворяяся с лики ангелов и святых, / молися, молимся, Христу Богу, / части дев юродивых избавитися нам.

Ин кондак, глас 6

Женише мой Сладчайший, / Христу взываше прекрасная Евфросиние, / ибо сладость любве Твоея душу ми надеждею впери / и красота милости Твоея сердце ми услади, / сопотрудитися страданий по Тебе имея на Тя надежду, / да достойну мя чертога с мудрыми девами / и ликовствовати у Тебе причастимся. / Темже, преподобная, почитающе подвиг трудов твоих, молим тя: / моли незазритися и нам чертогу двери.

Ин кондак, глас 8

Девства чистотою возмогла еси свешу своего разума / и просветила еси душевную чистоту, / пощением же и бдением плоть поработила еси духу, / темже, преподобная Евфросиние, / почитающе подвиги трудов твоих, молимся: / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Использованные материалы

Так согласно статье «Ризоположенский женский монастырь города Суздаля» в Монастырском вестнике Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, . В житийной справке календаря портала Православие.Ru, , значится что Евфросиния «после кончины игумении настоятельство».

Макарий (Веретенников), архим., «АНТОНИЙ, митр. Московский», Православная энциклопедия, т. 2, с. 614-615,

Артюх Дмитрий, «Мощи суздальских святых наконец-то обрели покой», владимирский новостной сайт Зебра ТВ, 14 апреля 2015,

Цареградская икона Пресвятой Богородицы была явлена в 1071 году, а в 1458 году ее точный список был подарен Константинопольским Патриархом преподобному Евфросину Псковскому как благословение новоустроенному Спасо-Елеазаровскому монастырю. Святой Евфросин с братией встречал Цареградскую икону в версте от монастыря невдалеке от источника, у которого во время встречи был отслужен молебен Божией Матери с водосвятием. С тех пор воды источника стали целебным. Образ, пребывающий ныне в Спасо-Елеазаровской обители, был обретен в 2000 году Владыкой Евсевием, тогда архиепископом Псковским и Великолукским, в Никольском храме острова Залит и перенесен в возрождающуюся обитель.

В сам день праздника Его Высокопреосвященству сослужили наместник Свято-Благовещенской Никандровой пустыни архимандрит Спиридон (Иващенко), старший клирик Спасо-Елеазаровской обители священник Герман Горяев и клирик храма Рождества Христова поселка Красиковщина, подворья Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, священник Георгий Ширлин.

За богослужением молились настоятельница Спасо-Елеазаровского монастыря игумения Евфросиния (Головнева), настоятельница Спасо-Казанского женского монастыря игумения Маркелла (Павлова), настоятельница Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря игумения Татина (Пашкова) с сестрами обителей, а также прихожане и паломники.

По окончании Божественной Литургии Владыка митрополит возглавил праздничный молебен Господу Богу, Пресвятой Богородице и всем святым, от века благоугодившим Господу, в завершение которого все собравшиеся во главе со своим Архипастырем пропели молитву «Царице моя преблагая…», величание Матери Божией и святому апостолу и Евангелисту Марку, после чего были провозглашены традиционные многолетия.

Затем Высокопреосвященнейший Владыка обратился ко всем собравшимся со словом приветствия и сказал: «Всечестные отцы, всечестные матушки игумении, дорогие о Господе братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с нашим праздником в честь прославления чудотворного образа Матери Божией, именуемого «Цареградская»!

Это праздник для обители нашей. Это праздник благословения нашей обители от древнего града Константинополя, потому что оттуда Константинопольский патриарх Геннадий передал нашему игумену преподобному Евфросину Цареградскую икону Матери Божией. И уже потом, в 2000 году от Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, нам удалось снова вернуть этот образ в нашу новооткрывшуюся святую обитель Спаса Елеазаровского. Это новая милость Божия, новое знамение Пречистой Девы Марии над нашей Русью, над нашей святой обителью. Было время, когда наша Россия была разрушена и большинство святынь было уничтожено. Но то, что милостью Божией осталось, теперь возобновляется. Обновляется сегодня наша Русь и наполняется новыми святынями. Это знак милости Божией, это знак милости и Самой Пресвятой Богородицы, которая взяла царское правление нашей России в Свой державный покров. И теперь мы это осознаем и чувствуем. Только бы не охладевать нам в молитве и любви к Богу, Пречистой Деве Марии и ко всему святому, что дает нам святая наша православная вера.

Как вы знаете, 20 лет тому назад здесь было все разрушено и пребывало в запустении. Кто жил, кто бывал здесь, тот помнит, что мы застали на этом месте. А теперь в новой красоте, в новом сиянии, в новом благодатном утешении мы совершаем наше служение. Отрадно нам было вступить в эту святую обитель, даже не имея ничего. Вокруг разруха, но чувствовалось дыхание благодати Божией, но чувствовалась близость и любовь Бога нашего. Я вспоминаю, когда мы увидели этот образ в храме святителя Николая на острове Залит, в алтаре на обыкновенном месте. И никто не знал, что это за икона, не придавали ей никакого значения. А сейчас у нас здесь она сияет для нашей святой обители. Мы взяли эту икону из алтаря Никольского храма на острове Залит, потом на лодке с пением песнопений в честь Богоматери доставили в селение Толба, а оттуда уже привезли в эту святую обитель. Трудами покойной матушки Елизаветы этот образ был отреставрирован, и сейчас он как будто заново прибыл к нам из Византии.

Когда в свое время святыни Византии уничтожались иноверцами, то этот образ перешел к нам на Русь. И вот уже больше 500 лет пребывает Цареградская Матерь Божия на нашей святой Руси. Это благословение, как знак преемства нашей столицы Москвы от Константинограда или Константинополя, который назывался вторым Римом. И по пророчеству преподобного старца Филофея, Москва – это третий Рим, а четвертому не бывать. По пророчеству и многих других старцев, Русь должна еще восстать и в прежнем сиянии, и в прежней силе, а может быть даже и в большей, чтобы сказать свое слово всему миру, что есть истинный Бог, Творец Вселенной, что всякий град и страна спасается молитвой, а не какими-то уловками или союзами. Стремится враг рода человеческого оторвать от людей святую веру, отвлечь народ от Бога, от Церкви и от святынь. Мы слышим, что теперь и Греция, и православные наши соседи входят в Евросоюз. А по-другому – евросодом, иначе его не назовешь, потому что в этом союзе офишируют и призывают именно к содомскому греху. И условия ставят и России, и Украине, и Грузии, и Сербии – примите это растление, и тогда войдете в союз. А зачем нам входить в какой-то союз? Мы вошли в святую соборную Апостольскую Церковь. Вот наша христианская семья, вот наш дом благодатный, где мы пребываем под покровом Божией Матери. Ни в какие союзы мы не должны входить, если этот союз – без почитания и поклонения Богу крепкому, живому. А этот союз – содомского греха, который растлевает общество, а в конце концов и уничтожает человечество. Это будет уже последний этап жизни на земле, если войдет туда Россия. Мы получили эту веру от Византии через проповедников по воле Самого Господа и через предстательство Богоматери. Но мы должны помнить, что если мы охладеем в любви к Богу, в молитве, в почитании Матери Божией, то будут у нас великие скорби. Одно испытание уже пережила наша Русь, когда все было порушено и в запустении. Да не будет же этого с нами!

От святых отец мы получили завет хранить святую православную веру и, конечно, жить по заповедям Божиим. Одно дело веровать, а другое дело жить. Веруют многие, а вот живут по-разному. Отступают от закона Божия и от святой православной веры, хотя внешне прикрываются этой верой. А в жизни по-другому живут. Бог им судья, но каждый должен помнить, что от дел своих как человек, так и общество, и человечество в целом, или осудится или оправдится. Дай Господи, чтобы нам остаться верными Богу, Матери Божией, Церкви нашей святой Православной, тем традициям и тому усердию в почитании и молитве, которые имели наши предки русские: подвижники, пустынники, мученики, чья вера поддерживала тот огонь и тот свет, который зажегся некогда от святой Византии, от святой земли Палестины, от града Иерусалима. Этим светом веры сияли наши святители Божии Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст и другие подвижники и праведники. Этим светом сияет и образ наш Спаса Елеазаровского, и чтимый ныне образ Цареградской Богоматери. Этим светом веры и любви Божией должны сиять и наши сердца, как об этом учил наш Господь Иисус Христос в притче о десяти девах. Светильники-то у всех горели, только одним не хватило елея, чтобы они продолжали гореть. Это образно Господь показал – этот елей и есть живительная сила молитвы и наших добрых дел. Иссякнет этот елей – прекратиться и сама жизнь. Об этом мы должны помнить, не забывать и других подвигать и к молитве, и к вере, и к любви, занимать себя словом Божиим, чтением Евангелия, назиданий от святых отец и поменьше поддаваться влиянию этих реклам, интернету и телефонам. Поменьше бы заглядывать на эти экраны, а может быть и совсем не надо, если только для пользы Церковной, для пользы души, а не для растления.

Совершая сегодня радостный праздник явления Богоматери в пределах Псковской земли из Цареграда, будем благодарить Матерь Божию, что Она с нами. На десятки лет она покидала эту святую обитель, и потом уже кровью, страданиями и муками нашего русского народа в дни революции и после, Матерь Божия и наша святая вера вернулась к нам с вами. И мы должны поддерживать тот елей духа молитвы и добрых дел, о котором сказал Господь. Потому что немудрые девы не проследили за тем, чтобы елей-то у них был в сосудах. Наши сосуды – это наши сердца, это наши души. Если они охладевают к молитве и доброй жизни, то никакого толка не будет. Мы только будем называться по имени православными, а по делам будем хуже каких-то отступников. Да не будет этого с нами! Да будет с нами помощь Божия и Матери Божией. Утверждайте веру своей молитвой, своими добрыми делами, а наши сердца и души пусть будут всегда обращены ко Господу. Будем же просить Его: «Господи, умножь в нас веру!». А к Матери Божией будем взывать, как взывал во все века наш русский православный народ: «Пресвятая Богородице, сохрани нас, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!». С праздником вас, Христос Воскресе!».

По окончании богослужения все собравшиеся во главе с митрополитом Евсевием направились к часовне, установленной на могиле прежней настоятельницы Елеазаровской обители игумении Елизаветы (Беляевой), где Псковским Архипастырем была совершена заупокойная лития. Также, Владыка митрополит совершил заупокойную литию на могилах почивших братий обители.

Затем дорогие гости и все богомольцы были приглашены в монастырскую трапезную, где состоялся праздничный обед. Перед началом трапезы Владыка митрополит поздравил всех собравшихся с праздником, после чего были провозглашены многолетия Святейшему Патриарху Кириллу, правящему митрополиту Евсевию с паствой, Президенту России Владимиру Путину, богохранимой державе Российской, властям, воинству и народу ея, всечестным матушкам игумениям с сестрами и всем православным христианам, совершающим торжество этого дня.

За непрестанное Архипастырское попечение о вверенной ему пастве дорогого Владыку митрополита поблагодарила настоятельница обители игумения Евфросиния (Головнева) и преподнесла образ преподобного Евфросина Спасо-Елеазаровсокго, а также пожелала горячо любимому архипастырю многая и благая лета.









Преподобная Евфросиния появилась на свет незадолго до того, как на Русь хлынули монгольские полчища, и вся ее жизнь была тесно связана с судьбой несчастной, истерзанной врагом Родины. Как защищала преподобная Россию и в чем заключается ее главный подвиг, мы расскажем в нашем материале.

Отцом Евфросинии был черниговский князь Михаил. У князя и его супруги долго не было детей, поэтому они часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Богу о даровании им чад. Трижды являлась им Пресвятая Богородица и сказала, что молитва их услышана — родится у них дочь, которую нужно назвать Феодулией, — она будет служительницей Влахернской церкви.

В 1212 году у князя с княгиней родилась девочка, которую назвали Феодулия. Девочка росла, радуя родителей своим добрым нравом и послушанием. Князь Михаил и его мудрый советник боярин Феодор стали обучать ее грамоте. Княжне очень нравилось учиться, и скоро она достигла таких успехов, что все только диву давались – что за ум растет!

Чудесное видение

Однажды Господь открыл Феодулии как будет проходить Страшный Суд, который ожидает всех нас в конце времен. В руках у Господа она увидела раскрытые книги, где про каждого было написано все, что он совершил в своей жизни, – все грехи и все добрые дела. По ним Господь судил: наказывать этого человека или помиловать. На востоке княжна увидела цветущий благоухающий райский сад, а на западе кипело адское огненное озеро. Тут явилась Пресвятая Богородица и сказала: – Феодулия! Посмотри, как чудесно в раю Господнем и как ужасен ад. Всегда помни об этом, живи без греха, очищай свою душу покаянием, и тогда наградой тебе будет бесконечное райское блаженство, которое уготовил Господь для любящих Его!

Неудивительно, что после этого видения Феодулия решила всю свою жизнь посвятить Богу.….

Невеста Христова

Прошло несколько лет. Повзрослевшая Феодулия расцвела и стала желанной невестой для многих молодых князей. Редкая красота, доброта, ум, образование привлекали к ней самых лучших и знатных женихов. Наконец, отец посватал юную княжну за молодого суздальского князя Феодора Ярославича, родного брата святого Александра Невского. Узнав о сватовстве, Феодулия стала молить Пресвятую Богородицу избавить ее от замужества.

Богоматерь явилась к ей и сказала: – Чти отца и матерь своих и не противься их родительской воле! Но не бойся: брак твой не состоится. Ты еще будешь на пути в Суздаль, когда жених твой отойдет ко Господу. Назад не возвращайся – в Суздале ты станешь невестой Христовой (монахиней) и будешь жить в девичьем монастыре.

И правда: пока Феодулия была в дороге на пути в Суздаль, жених её тем временем тяжко заболел и скоропостижно скончался в возрасте 14 лет.

В 1227 году Феодулия прибыла в Суздаль. Суздаль был очень живописен и сразу полюбился молоденькой княжне. Прибывшую в Суздаль черниговскую княжну тут же же приняла к себе игумения Ризоположенского монастыря, которой незадолго до этого несколько раз были видения. В них она видела красивую девушку, которая просит принять ее в обитель. И когда Феодулия предстала перед игуменией, та сразу же узнала в ней ту красну девицу из своих видений.

В монастыре Феодулию вскоре подстригли в монахини с именем Евфросиния, что означает «радующаяся”, «радостная”. Ее небесной покровительницей стала преподобная Евфросиния Александрийская, жившая в V веке, на день памяти которой пришелся постриг. Здесь, в обители, Феодулия – Евфросиния и провела всю оставшуюся жизнь. Здесь она и достигла святости.

Юная княжна, став монахиней, усердно старалась исполнять заповеди Божии, главная из которых любить каждого человека, которого Господь ставит на нашем жизненном пути. По началу нелегко давались ей эти подвиги. Постоянно искушая девушку, дьявол надеялся, что она устанет, выбьется из сил и тогда перестанет бороться, сдастся, оставит монастырь. Но Господь оградил ее от бесовских страхований.

Слава о святой жизни подвижницы стала распространяться за пределы Ризоположенского монастыря. В обитель потянулись люди, которые назидались примером Евфросинии, ее наставлениями, и хотели жить как она. Постепенно благодаря святой жизни подвижницы, в монастыре воцарилась особая атмосфера мира и согласия, дух радости и любви. Когда игумения обители скончалась, на ее место управлять монастырем была поставлена Евфросиния. Господь наделил свою угодницу благодатными дарами прозорливости и чудотворения, в том числе и даром исцеления больных и увечных. О чудотворениях преподобной шла громкая слава.

На Руси тогда появились страшные повальные болезни: оспа, чума, холера. Евфросиния много молилась ко Господу и Пречистой Его Матери, прося у них помощи. И Господь услышал её молитвы. Те, кто призывал Евфросинию, получали исцеление. Слух об этом распространился повсюду, к преподобной стали приносить больных разными недугами, и она исцеляла их именем Господним.

Как Евфросиния спасла Ризоположенский монастырь от монгольского хана Батыя

Вскоре напал на Русь монгольский хан Батый. Всю Русь объял страх и трепет. Многие девушки Суздаля шли тогда в Ризоположенскую обитель и принимали здесь монашество – уж если погибнуть от руки чужеземцев, то пусть это будет в монастыре.

Когда хан Батый стоял под стенами Владимира, часть его многочисленной армии подступила к Суздалю. На защиту города выступили горожане. Конечно же суздальцы потерпели поражение. Лишь немногие жители смогли спастись от гибели и плена, укрывшись за стенами Ризоположенского монастыря.

Евфросиния собрала вокруг себя всех монахинь и городских беженок. Встав на колени, они со слезами молились о спасении города и их святой обители. Тогда Бог открыл преподобной, что город будет разрушен, но обитель по их молитвам останется невредимой:

– Обещаю тебе, что знамение креста будет охранять твой монастырь и всех живущих в нем, – сказал ей Господь.

В тот же час над монастырем в лучезарном свете появился Животворящий Крест, по обе стороны его стояли в воздухе два огневидных юноши с натянутыми луками в руках, их послал Господь охранять обитель.

Ризоположенский женский монастырь города Суздаля

Все произошло так, как открыл Евфросинии Господь. Город был сожжен и разграблен. От Суздаля остались развалины и груды пепла. Одна лишь Ризоположенская обитель осталась целой и невредимой. Татары пытались захватить её, но Господь не допустил этого. Когда отряды Батыя, раззорив город, направились к монастырю, они не смогли к нему приблизиться: их попалил огнем чудный свет, сиявший над куполом обители. Попытавшись приблизиться в следующий раз, увидели как нашло на монастырь темное облако, и монастырь утонул во мгле. Батый приказал больше не пытаться овладеть монастырем и увел свои войска.

Заступники православной веры

Когда через два года Батый покорил себе огнем и мечом все земли русские, он заставил подвластные города платить ему богатую дань. Русские князья ездили к хану на поклон. Слуги Батыя, баскаки требовали того же и от отца Евфросинии, князя Михаила Черниговского. Бояре советовали князю ехать в Орду, чтобы продемонстрировать хану свою покорность и не допустить новых набегов на Киев, в котором в это время княжил Михаил.

Князь понимал, что для спасения Киева ему придется-таки ехать в Орду, и там его будут пытаться заставить изменить своей православной вере. Когда князь прибыл в Орду. Перед входом в шатер Батыя монгольские жрецы потребовали от князя и его верного боярина Феодора, чтобы они прошли через посвящение огнем и поклонились монгольским идолам. На что князь Михаил ответил:

«Я могу поклониться Царю вашему, ибо Небо вручило ему судьбу государств земных; но христианин не служит ни огню, ни глухим идолам».

Батый рассвирипел, либо он поклонится нашим богам и тогда будет спокойно княжить, либо умрет лютой смертью! Князь начал было колебаться и раздумывать, как лучше поступить…

В это время Евфросиния, узнав что отец ее в Орде, отправила с гонцом послание отцу:”Ты благий мой отец,послушай меня: держись как добрый воин во славу Христа. А если не послушаешь меня, то знай, что отселе я – чужая, а не дочь твоя. Знай же, что царство Батыя скоро разрушится, ибо кровь православных христиан вопиет на него ко Господу”.

Это письмо очень поддержало дух князя в трудную минуту и укрепило его волю. Видя их решимость палачи отрезали им головы. Господь, за Которого пострадали мученики, явил Свое знамение в подкрепление веры слабых. Над телами святых образовался столб света, а с неба слышалось ангельское пение. Через несколько дней христиане тайно, под покровом ночи, забрали тела мученников, а затем перевезли их в Чернигов. В XVI веке мощи святых почивают в московском Кремле, в Архангельском соборе (соборе Архангела Михаила, небесного покровителя князя мученика).

После гибели отца и боярина Феодора в знак скорби Евфросиния оделась в рубище, которое и не снимала с тех пор – ходила в нем и зимой и летом, в жару и в стужу….

Вскоре благоверный князь Михаил в видении явился дочери в белой ризе и прекрасном царственном венце: – Чадо мое, – сказал он, – прославил меня Богславою многою, сопричислил к лику мученников, и получил я небесное блаженство. Благословенна ты, чадо мое, у Господа, так как была помощницей моего спасения. Твоим письмом я укрепился на этот подвиг и получил жизнь вечную!

Смерть преподобной и чудеса исцеления

Незадолго до кончины преподобная Евфросиния опять увидела во сне своего отца. На этот раз он сказал ей: – Гряди, чадо мое любезное, Христос зовет тебя! Иди насладиться неизреченной радостью и озариться свтом небесным! Преподобная поняла, что день ее кончины приближается , и стала готовиться к смерти. Она исповедалась, причастилась, осенила себя крестным знамением и сказала: – Господи, в руки Твои передаю дух мой! С этит словами она отошла в жизнь вечную.

Преставилась святая Евфросиния Суздальская ко Господу в 1250 году. В 1698 году, когда состоялось прославление Евфросинии в лике святых, ее мощи и даже одежды обретены были нетленными, то есть полностью сохранившимися. В те сентябрьские дни только за 15 дней произошло 56 исцелений при ее мощах! Мы расскажем только об одном из них.

Мощи преподобной Евфросинии Суздальской

Прослышав о великих чудесах исцелений при гробе преподобной, в Суздаль из города Шуи привезли несчастного калеку Василия. В течение шести лет этот горемыка страдал расслаблением всего тела: он не мог пошевельнуть ни руками, ни ногами, оглох, у него отнялся язык, и он не мог говорить. И вот этого полуживого страдальца-инвалида положили во время литургии у гроба преподобной Евфросинии.

Еще шла служба, когда к нему вернулся слух, и он услышал слова богослужения. Затем он почувствовал, что и язык его тоже ожил, и он может вместе со всеми повторять слова молитвы. Пальцы его как бы сами собой сложились в троеперстие, и он осенил себя крестным знамением. После этого Василий смог сам подняться и твердо встать на ноги! Все кто видел это чудо, плакали от радости вместе с исцеленным и прославляли Господа и Его святую угодницу Евфросинию.

В наше время святая Евфросиния так же щедра на помощь всем, кто с верою к ней обращается. Монахини монастыря говорят, что чудеса по молитве к святой угоднице Божией совершаются постоянно. Особенно много чудес связано с появлением у бездетных супругов долгожданных детишек. Ныне в суздальском Ризоположенском храме по воскресным дням после Литургии служат молебен с акафистом преподобной Евфросинии Суздальской. Память святой празднуется 25 сентября (8 октября по новому стилю), в один день со святым преподобным Сергием Радонежским.

Кондак 1

Избранная от чрева матерня, угоднице Христова княжно Евфросиние, прославляюще прославльшаго тя Христа Господа, хвалебная приносим ти песни, мати преподобная: ты же, яко имущая дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти:

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Икос 1

Ангелов Царица и Мати Господа, провидящи равноангельное житие твое, услыша молитву святых твоих родителей и разреши тобою неплодство их, трикратно тем явившися во сне в знамение твоего избрания, блаженная. Мы же таковое о тебе Божие смотрение прославляюще, взываем ти:

Радуйся, святый плоде, молитвами неплодствовавших испрошенный; радуйся, честный даре, Приснодевою безчадствовавшим дарованный.

Радуйся, чудным фимиамом, яко будущее благоуханное селение Духа, до зачатия предзнаменованная; радуйся, в предъосвященном молитвою и Божиим благословением чреве зачатая.

Радуйся, по зачатии, яко чистая голубица, от Пречистыя Девы даемою голубицею предъобразованная; радуйся, до рождения Царицею неба и земли в служебный лик себе предъизбранная.

Радуйся, еяже рождение Богородицею со святыми Антонием и Феодосием яве предвозвещено быти; радуйся, ейже имя, яко имевшей быти верною Богу рабою, Феодулия пронареченно бысть.

Радуйся, рождением своим бывшее свыше обетование оправдавшая; радуйся, по рождении абие великое свое предназначение проявившая.

Радуйся, еще в пеленах сущи, пост иноческий державшая; радуйся, от сосцу доилицы, егда тоя мяса ядяше, николиже млека вкусити хотевшая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 2

Видяще родители твоя, яко услышана бысть молитва их о тебе, блаженная, и чудящеся о явлениих Богоматере, во сне яко яве бывших, слагаху тая в сердце своем: велие же некое о тебе Божие смотрение в тех провидяще, радостно вопияху Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумети хотя, по рождении твоем, Божие о тебе изволение, боголюбивая мати твоя, молящися, усну и виде себе во сне окриленну, в высоту парящу и тя, отроковицу, Богу в руце вдающу: чесо ради, посвящяющи тя по святом крещении, вручи тя покрову и заступлению Царицы Небесныя. Мы же таковое предъустроение о тебе славяще, хвалебно взываем ти:

Радуйся, по изволению Божию в дар Богу от рождения определенная; радуйся, изначала, яко в небесная парити имущая, предъуказанная.

Радуйся, от купели живаго со Христом общения взыскательницею быти предъявленная; радуйся, во святом крещении во Христа облекшися, хритоподражательницею быти назнаменанная.

Радуйся, в троекратном во имя Пресвятыя Троицы погружении во свете лица Ея пребывати начавшая; радуйся, в белы, во образ чистоты, ризы одеянием в чин непорочных вступившая.

Радуйся, с возложением креста на выю благое иго Христово носити восприявшая; радуйся, с препоясанием чресл бодренною подвижницею Христовою быти себе показавшая.

Радуйся, с горящею при купели свещею в светлый лик благодатно освященных вчиненная; радуйся, в троекратном окрест купели хождении, яко обрученная Христу невеста, ликовавшая.

Радуйся, в залог вечнаго с Небесным Женихом единения святым миром запечетленная; радуйся, в осуждение всякия скверны греховныя на всех чувствах знамение дара Духа Святаго приявшая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 3

Силою свыше управляема, преуспевала еси возрастом и благодатию у Бога и человек: о чесом родители твои и ужики радующеся, Богу, из уст младенец хвалу себе совершающему, взываху: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще в памяти бывшая о тебе знамения и чудящеся необычному в отрочестве разуму твоему, родители твоя разсудиша наипаче поучением божественных книг возгревати живущий в тебе дар благодатныя жизни, еже и соверши сам боголюбивый родитель твой святый благоверный князь Михаил. Хвалу воздающе таковому о тебе родителей твоих мудрому попечению, взываем ти:

Радуйся, премудрости Божией пространное приятелище; радуйся, младенцем открываемых таин верное хранилище.

Радуйся, отроковице, млеком слова животнаго воспитанная; радуйся, дево, чистыми токи небесных истин напоенная.

Радуйся, теплотою учения родительскаго огнь любве к Господу в сердце твоем возгревшая; радуйся, живыя стремления юности от земных к небесным возведшая.

Радуйся, невесто, отцем по плоти в уневещение Христу Господу руководствованная; радуйся, красото, паче всех красных мира красоты райския любити наученная.

Радуйся, розго лозы истинныя, вертоград Христов измлада украшавшая; радуйся, древо, от корене свята плоды благи рано приносити начавшее.

Радуйся, из детства чистотою небесным силам подобившаяся; радуйся, во всю жизнь осенением Приснодевы в непорочном девстве сохранившая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 4

Бурю внутрь имеяху помышлений родители твоя, егда приспе время преподавати ти внешняя учения, да не како теми охладится сердце твое к небесным, ведуще же страх Божий и святое житие богомудраго болярина Феодора, того призваша научити тя всякой внешней мудрости, Богу просвещающему умы воспевающе: Аллилуиа.

Икос 4

Слышащи преподаваемая тебе о мире Божием учения, яко пчела, от внешних собирала еси сок, силою действовавшия в тебе благодати сладчайшаго паче меда Господа, в духовный сот превращала еси той, и вся искушающи, добрая точию держала еси. Таковую мудрость твою хваляще, взываем ти:

Радуйся, от видимых тварей к невидимым Божиим возносившаяся; радуйся, от красот мира к Краснейшему паче всех любовию возгаравшаяся.

Радуйся, созерцанием Небес, славу Божию поведающих, к снисканию славы пренебесныя воскрилявшаяся; радуйся, от излияния света солнечнаго на злыя и благая богоподобной любви научавшаяся.

Радуйся, во образе солнца, Всевидящее Око Божие умным оком своим зрети учившаяся; радуйся, в различии славы солнца, луны и звезд, различие Небеснаго по делом прославления познававшая.

Радуйся, от воздыханий суете неволею повинувшияся твари, блаженный о гресех плач восприявшая; радуйся, в тяготе вещей земных тяготу грехов проразумевавшая.

Радуйся, стремлением огня горе горняя мудрствовати научавшаяся; радуйся, прехождением образа мира сего в любви к благом непреходящым утверждавшаяся.

Радуйся, в строении вещей земных тайны устроения спасения прозревавшая; радуйся, яко злато огнем искушаемое, очистительный искушений огнь радостно терпети предначинавшая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 5

Боготечной звезде, волхвов к Солнцу Правды приведшей иногда, подобящися, в дому и княжении родителей твоих на путь спасения приводила еси всех, на святое житие твое взиравших и словес данныя тебе премудрости слушавших, иже тобою просвещаеми, Богу, тя умудряющему, радостно взываху: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще тя умом и красотою паче всех дщерей высокородных славну, сынове княжестии молением стужиша родителем твоим, пояти тя ищуще, но не получиша желаемаго, Богу лучшее нечто о тебе устрояющу. Мы же, о тебе путем Божиим чудящеся, взываем ти:

Радуйся, красотою души паче неже лепотою тела всех другинь превосходившая; радуйся, святостию жития паче неже благородством рода прославившаяся.

Радуйся, славных и прекрасных искателей твоих нивочтоже вменившая; радуйся, Краснейшаго паче всех человек всем сердцем взыскавшая.

Радуйся, к единому жениху Христу тайным сердца желанием влекомая; радуйся, Тому, Егоже возлюби душа твоя, невидимым Божиим промышлением блюдомая.

Радуйся, единаго Господа невозвратным помыслом себе избравшая; радуйся, умом и сердцем в нем исчезавшая.

Радуйся, именем Иисуса паче мира благоуханна услаждавшаяся; радуйся, теплотою любве Христовы паче солнца светозарна согревавшаяся.

Радуйся, во еже духовне Христу обручитися достойно себе уготовлявшая; радуйся, боголюбезным добронравием внутрь и вне богато себе украсити ревновавшая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 6

Провозвестницы бывше божественнаго о тебе промышления родители твоя, тайным Божиим велением влекоми, соизволиша на моление Мины, князя Суждальскаго, паче других искателей твоих и родом и делы славна, и на Бога все упование возложше, на брак тя с ним благословиша, воспевающе вся премудре Строющему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия свет утешения в души твоей, егда в слезных молитвах поведавши скорби сердца твоего Владычице Богородице, о внезапном устроении жизни твоей не по сердцу твоему, услышала еси радостный Тоя глас, волю родителей исполнити тебе повелевавшей, и не разоритися обетом и желанием твоим обещавший. Таковое Матери Божией к тебе благоволение славяще, ублажаем тя, вопиюще:

Радуйся, невесто, дивными путьми во объятия Христова наставленная; радуйся, дево, матерним Приснодевы попечением руководствованная.

Радуйся, теплым воли родителей повиновением связуемая; радуйся, и неизменным желанием девства снедаемая.

Радуйся, таковое в сердце распятие ради Господа претерпевшая; радуйся, преданностию воли Божией, яко на Крест себе в жертву Богу принесшая.

Радуйся, любовь ко Господу с покорностию родителем сочетавшая; радуйся, уповательным послушанием и честь браку воздавшая, и честнейшее брака девство сохраншая.

Радуйся, на брак ити напутствованная, и в безбрачии пребыти несомненно чаявшая; радуйся, на пути во мрак сокровенных о тебе путей Божиих с трепетом воззревавшая.

Радуйся, в приражении недоумений о будущем на камени упования крепко утвердившаяся; радуйся, в данном тебе Богородицею обетовании, яко на лоне матернем, упокоевавшаяся.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 7

Хотящу тако Божию вседержительству, князь Мина, еще не доспевшей тебе града Суждаля, предаде дух свой в руце Божии. Ты же от всяких уз земных свободу улучивши, радостно воспела еси славу Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новую показала еси добродетель, блаженная, егда твердое восприяла еси намерение не возвращатися в дом родителей, вселитися же во граде Суждале, во обители положения ризы Божиея Матере, идеже сокровища своя бедным иждивши, ангельский образ прияла еси. Таковое твое мудрое о себе и спасительно бывшее нам изволение славяще, взываем ти:

Радуйся, во уповании своем не постыжденная; радуйся, получением желания своего обрадованная.

Радуйся, от треволнений мира в небурном пристанищи укрывшаяся; радуйся, вожделенному тебе лику дев радостно сопричетшаяся.

Радуйся, вся утехи земныя во уметы вменившая; радуйся, сокровища вена твоего руками нищих в небесныя сокровищницы предпославшая.

Радуйся, любве ради ко Христу в нищету Его облекшаяся; радуйся, всю славу мира иноческим смирением поправшая.

Радуйся, в пострижении иноческом желанием строгаго постничества горевшая; радуйся, с принятием иноческаго образа духовное всеоружие восприявшая.

Радуйся, по оставлении мира о едином на потребу точию помышлявшая; радуйся, по вселении в обитель черноризиц, духом в общении ангел и святых жити наченшая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 8

Странно житие восприяла еси во обители, преподобная, смиривши себе паче всех: княжна бо сущи, черноризицам проста рода ради Христа служила еси, поношением Христовым честь рода своего возвеличивши, Богу, дивныя подвиги твоя прославльшу, Емуже вопием: Аллилуиа.

Икос 8

Вся в вышних была еси духом, преподобная, и божественною укрепляема благодатию, во всех добродетелех преуспевала еси, образ совершеннаго иноческаго жития всем, сподвизавшимся ти, подавающи. Темже ублажаем тя, всехвальная:

Радуйся, подвигом добрым подвизавшаяся; радуйся, течение свое добре совершившая.

Радуйся, страхом Божиим всякое нечистое желание побеждавшая; радуйся, памятию о смерти всякое суетное попечение отгонявшая.

Радуйся, пощении и бдении плоть свою смирявшая; радуйся, умным деланием душу свою выну горе восторгавшая.

Радуйся, всегдашним уединением от соблазнов мира чувства своя соблюдавшая; радуйся, бодренным трезвением от злых помыслов сердце свое охранявшая.

Радуйся, в молитвах неусыпная и в чтении божественных книг ненасытимая; радуйся, на всякое послушание скорая, на исполнение же воли своея косная.

Радуйся, терпения, кротости и любве зерцало; радуйся, сердечнаго сокрушения, всегдашняго плача и покаяния правило.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 9

Ангелоподобным житием просиявши, жезл настоятельства прияла еси, блаженная, и, добре правящи обитель сию, молитвою и примером жизни своея, словом научения и устроением чина иноческаго, души, тебе вверенныя, к Богу приводила еси, научающи вся пети Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Витийствующий язык не может изглаголати мудрости твоея начальственныя, егда дев от вдовиц отделила еси, да не како от взора и речей помыслы о сластех житейских приемше, осквернятся теми в сердце своем и в добром течении своем запяты будут. Чесо ради дань хвалы тебе приносяще, взываем:

Радуйся, душ боголюбивых мудрая руководительнице; радуйся, невест Христовых неусыпная блюстительнице.

Радуйся, в управлении своем простоту с мудростию соединившая; радуйся, в начальствовании своем снисхождение с взыскательностию сочетавшая.

Радуйся, строгость власти материнскою любовию умерявшая; радуйся, материнскую любовь строгостию власти отрезвлявшая.

Радуйся, мудрыми наставлении добрых в добре утверждавшая; радуйся, и единым взором неисправных к исправности подвизавшая.

Радуйся, крепкою молитвою невидимыя стрелы вражеския от обители отражавшая; радуйся, мудрыми порядками внешния соблазны мира от сестр отвращавшая.

Радуйся, теплыми попечении земную обитель в рай претворившая; радуйся, устроением истиннаго иночества вход в Царство Небесное всем угладившая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 10

Спасти хотя тобою души многих, милосердый Господь многими дары обогати тя, преподобная, чудотворения и пророчества, прозорливости же и слова помазаннаго, имиже прославляющи ущедрившаго тя Господа, подвигла еси пети Ему всех: Аллилуиа.

Икос 10

Стена была еси обители твоей, егда от неистовства Батыева молитвами твоими сохранила еси ю невредиму. Таковое дивное твое заступление поминающе, взываем ти:

Радуйся, трудолюбным Богу служением дерзновение к Нему стяжавшая; радуйся, совершенным страстей очищением Божие благоволение к себе привлекшая.

Радуйся, благодатей богоизбранный сосуде; радуйся, духа благодвижный органе.

Радуйся, алчущия ведения души манною божественных истин питавшая; радуйся, благочестивых чувства благоуханием обетований услаждавшая.

Радуйся, недуги душевныя словом действенным врачевавшая; радуйся, болезни телесныя именем Иисусовым исцелявшая.

Радуйся, будущая, яко настоящая, провидевшая; радуйся, дальняя, яко близ сущая зревшая.

Радуйся, помышления сердечная Духом Божиим прозревавшая; радуйся, потаенныя страсти Божиим озарением обличавшая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 11

Пение всякое превосходят небесная утешения, богоблаженная, имиже труды и подвиги твоя увенча Христос Господь в небесных обителех, идеже водворяющися, со ангелы и всеми святыми непрестанно воспеваеши Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподателен светильник всякаго утешения была еси по преставлении твоем, преподобная мати: яви бо тя Христос Господь молитвенницу и ходатаицу всем, с верою к тебе прибегавшим. Мы же, твоим заступлением ограждаеми, зовем ти:

Радуйся, по преставлении своем Господом неба и земли милостивно приятая; радуйся, по отшествии от земных в небесных обителех водворенная.

Радуйся, венцем славы за смирение венчанная; радуйся, на престоле царствия за победы над страстьми посажденная.

Радуйся, от манны сокровенныя за сокрушение и слезы услаждаемая; радуйся, от древа животнаго за многия лишения питаемая.

Радуйся, с Царицею Небесною у Престола Царя царей предстоящая; радуйся, с ангелы и всеми святыми заступлением своим нас приосеняющая.

Радуйся, мати, и с неба любящих тя теплотою любве согревати не преставшая; радуйся, и среди небесных утешений земных чад своих не забывшая.

Радуйся, ходатаице усердная, прибегающих к тебе не посрамляющая; радуйся, молитвеннице крепкая, смиренных к тебе молитв не презирающая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 12

Благодать на благодать бысть нам открытие нетленных мощей твоих, преподобная, в нихже источник всякаго утешения стяжавше, величаем возвеличившаго тя Христа Господа, благодарно поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Дивнаго во святых Своих Господа, тя, яко избранную невесту Свою, славою и честию венчавша, и твое милостивое и скорое во всех нуждах наших заступление и всепоможение прославляюще, благодарно зовем ти:

Радуйся, всеусердная наша предстательнице; радуйся, неотступная наша хранительнице.

Радуйся, обители сея твердое ограждение; радуйся, града нашего верное защищение.

Радуйся, скорбящим отрадо и утешение; радуйся, обидимых прибежище и заступление.

Радуйся, болящих неоскудное врачевание; радуйся, бедствующих благонадежное избавление.

Радуйся, благочестивым царем нашим скорая помощнице; радуйся, христолюбивому воинству необоримая споборнице.

Радуйся, сене, от праведнаго гнева Божия нас укрывающая; радуйся, росо, огнь всяких скорбей и страстей прохлаждающая.

Радуйся, Евфросиние, невеста Христова прекрасная.

Кондак 13

О преславная мати, приими малое сие тебе наше приношение, и твоим теплым у Престола Божия ходатайством избави нас от враг видимых и невидимых, от всяких бед и скорбей, от всякаго губительства и вечныя смерти, да с тобою и всеми святыми в Царствии Небесном сподобимся пети Богу Спасителю нашему: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангелов Царица …» и 1-й кондак «Избранная от чрева матерня …».

Молитва

О преславная мати, скорая наша помощнице и заступнице и неусыпная о нас молитвеннице! Предстояще иконе твоей и на сию со умилением, яко живей ти сущей, взирающе, молимся тебе усердно: приими прошения наша и принеси я ко Престолу Милосердаго Отца Небеснаго, яко дерзновение многое к Нему имущая. Испроси притекающим к тебе и всем православным христианом вечное спасение и временное благоденствие, на вся же благая дела и начинания наша щедрое благословение и от всяких бед и скорбей скорое избавление. Ей, чадолюбивая мати наша! Тебе, предстоящей Престолу Божию, ведомы суть нужды наша духовныя и житейския: призри на ня матерним оком и твоими молитвами вся злая от нас отврати, паче же злых и богопротивных обычаев умножение. Утверди же во всех веры согласное ведение, взаимную любовь и единомыслие, да во всем житии нашем, словесы же и писании и делы, славится всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Бога, в Троице покланяемаго, Емуже честь и слава во веки веков. Аминь.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *