б) (Исх.28:6 , Исх.39:2 , 1Цар.2:28 , Ос.3:4 и др.) верхняя одежда, которую носили Еврейские первосвященники. Она состояла из двух кусков дорогой материи, сотканной из золота, виссона и шерсти гиацинтового, пурпурового и червленого цвета, соединенных вверху на плечах двумя нарамниками, на которых сияли в 12 камнях имена колен Израилевых. Внизу концы ефода связывались, вероятно, шнурами или лентами. Вообще он очень походил на саккос настоящего архиерейского облачения, только без рукавов. Ефод носили единственно первосвященники. Но употреблялся еще другого рода ефод, чисто льняной без всяких украшений — его надевали простые священники (1Цар.22:18 ), равно как и другие лица, не состоявшие в свящ. сане, но прислуживавшие при Скинии, во время отправления своей должности. «Отрок же Самуил, говорится в (1Цар.2:18 ) служил пред Господом, надевая льняной ефод». И Давид, при перенесении Ковчега из дома Аведдара в Иерусалим, был одет в льняной ефод (2Цар.6:14 ). Близкое отношение ефода к наперснику судному было причиною употребления ефода в языческом идолослужении во времена Судей (Суд.8:27 , Суд.17:5 , Суд.18:14 ). Гедеон сделал ефод, положенный им в г.Офре. «И был он, говорит свящ. писатель кн. Судей, сетью Гедеону и всему дому его. И был у Михи, говорит он в другом месте, дом Божий. И сделал он ефод и терафим». В этом же доме его стоял истукан и литой кумир (Суд.8:27 , Суд.17:3 ,4, Суд.18:14 ).

Для военного снаряжения см. Боевой жилет Ephod . Информацию о менеджере iPod см. В ephPod .

Часть серии статей о

Священство в иудаизме

Коэн · Признание происхождения священников
Священнический завет

Аарон · Елеазар · Финеес
· Илия · Ахимелех · Авиафар
(Первый храм)
· Садок · Шаллум · Хелкия · Иодайада
(Второй храм)
Иисус Навин, первосвященник
Симеон Справедливый
Ишмаэль Бен Элиша
Иегошуа бен Гамла
Пинхус Бен Шмуэль

Десять даров, данных в Храме
1. Приношение за грех · 2. Приношение за грех
3. Приношение мирное причастие
4. Приношение за грех из птицы · 5. Остатки приостанавливающего приношения вины
6. Масло от приношения прокаженному
7. Хлеб из первых плодов · 8. Хлеб предложения
9. Остатки жертвы
10. Остатки первого снопа.

Четыре подарки , приведенные в Иерусалиме
11. первенцев животных · 12. начаток
13. Всесожжение (Иудаизм) ·
14. Части благодарственного приношения и назореем «s предложение

Десять подарков (даже) за пределами Иерусалима
15. Приношение небесное
16. Приношение небесное в виде десятины левита
17. Приношение теста
18. Первая стрижка овцы
19. Плечо, щеки и пасть
20. Монеты для выкупа первородного сына · 21. Выкуп осла
· 22. Посвящение имущества священнику
· 23. Поле, не выкупленное в юбилейный год · 24. Имущество иностранца, не имеющего наследника.

Священнические одежды Все Священники
нижнее белье · Туники · Тюрбан · Sash
Первосвященник
Robe · Ефода · повязку
Кираса · Урим и Туммим

Еврейский первосвященник в священном облачении. Ефод здесь изображен желтым цветом.

Ефод ( иврит : אֵפוֹד «Epod ; / ɛ х ɒ д / или / я е ɒ д / ) был артефакт и объект , чтобы быть почитали в древней Израильтянской культуре, и были тесно связан с оракульской практикой и иерейской ритуал .

В книгах Царств и книги Паралипоменон , Дэвид описывается как носить ефод , когда танцы в присутствии Ковчег Завета (2 Царств 6:14, 1 -я Паралипоменон 15:27) и один описывается как стоя в святилище в Нове , с мечом за ним (1 Царств 21: 9). В Книге Исход и в Левите один описывается как созданный для Первосвященника, чтобы носить его как часть своего официального облачения (Исход 28: 4+, 29: 5, 39: 2+; Левит 8: 7).

В Книге Судей , Гедеона и Михея каждый бросок одного из металла. Гедеон постыдился ( Судей 8: 26-27 ); Михея почитали ( Судей 17: 5 ).

ЕФО́Д, I

Одежда священника. Специальный ефод, который носил первосвященник, подробно описывается в указаниях Бога, данных Моисею (ИЛЛЮСТРАЦИЯ. Т. 1. С. 539). Ефод был похож, по-видимому, на передник и сделан из «золота, синей нити, пурпурной шерсти, ярко-красной пряжи и лучшей крученой льняной нити», «это работа вышивальщика». Он состоял из передней и задней частей, соединенных вместе. Пояс, сделанный из тех же материалов, был «на нем»: возможно, он крепился к ефоду, чтобы тот прилегал к талии. В золотые оправы на плечевых деталях были вставлены два камня оникс, на которых было вырезано по шесть имен сыновей Израиля. К этим золотым оправам с камнями крепились свитые, словно веревки, золотые цепочки, на которых висел нагрудник. От двух нижних углов нагрудника тянулся синий шнурок, который проходил через золотые кольца, прикрепленные к низу двух плечевых деталей ефода, над его поясом. Ефод, по-видимому, был ниже талии, но, возможно, не доходил до колен (Исх 28:6—14, 22—28).

Первосвященник надевал ефод поверх синего безрукавного платья, названного «платьем ефода», которое он надевал поверх длинной рубашки (Исх 29:5). Первосвященник носил ефод не всегда. Когда нужно было спросить Иегову о чем-то важном для народа, первосвященник надевал ефод и нагрудник, в котором хранились урим и туммим (Чс 27:21; 1См 28:6; Езд 2:63). В ежегодный День искупления, принеся приношения за грех, первосвященник омывался и переодевался: он снимал чистую белую одежду и, по-видимому, надевал свою красивую одежду, в том числе ефод, прежде чем принести всесожжения (Лв 16:23—25).

Ефод, который священник Авиафар унес из святилища в Номве в лагерь Давида, вероятно, был ефодом первосвященника, принадлежавшим отцу Авиафара, первосвященнику Ахимелеху, которого, как и других священников, убил Доик (1См 22:16—20; 23:6). Давид велел Авиафару принести ефод, чтобы он мог спросить Иегову о том, как ему поступить (1См 23:9—12; 30:7, 8).

Ефод священников. Кроме первосвященника, ефод также носили священники, хотя в указаниях Иеговы относительно одежды священников упоминается только ефод первосвященника. В описании одежды, предназначенной для сыновей Аарона, служивших как подчиненные ему священники, упоминаются лишь «длинные рубашки», «пояса», «головные уборы» и «штаны до колен» (Исх 28:40—43). Очевидно, со временем священники тоже стали носить ефод. Самуил, хотя и не служил священником, носил ефод, когда маленьким мальчиком служил Иегове при святилище (1См 2:18); ефод также носили 85 священников, которых по приказу царя Саула убил Доик (1См 22:18). Возможно, в этих случаях ефод указывал на то, что носивший его был священником; его носили не потому, что при совершении священнических обязанностей это требовалось по Закону. Ефод священников, вероятно, напоминал ефод первосвященника по форме, однако он был сделан из простой, не вышитой, белой ткани, и качество льна, возможно, было не таким высоким. Для описания ефода, который носили юный Самуил и 85 священников, используется еврейское слово бад, а не шеш, которое означает «лучший лен» и применяется к ефоду первосвященника (Исх 28:6; 1См 2:18; 22:18).

Когда Давид переносил ковчег соглашения в Иерусалим, на гору Сион, чтобы установить его рядом со своим домом, он надел безрукавное платье из ткани тонкой работы, а сверху льняной ефод и плясал перед Иеговой, отмечая это радостное событие (2См 6:14; 1Лт 15:27).

Ефод, сделанный Гедеоном. Одержав победу над мадианитянами, Гедеон из захваченного золота сделал ефод (Сд 8:26, 27). Некоторые подвергают сомнению этот отрывок, утверждая, что 1 700 сиклей (19,4 кг) золота — это намного больше, чем нужно для изготовления ефода. Было выдвинуто предположение, что Гедеон также сделал золотого идола. Однако слово «ефод» не указывает на идола. Гедеон имел крепкую веру в Бога. Он не стал бы поступать как Иеровоам, который позднее ввел в десятиплеменном царстве поклонение теленку. До этого Гедеон уже выразил свое отношение к поклонению Иегове, когда отказался от возможности основать правящую династию в Израиле. Он отклонил это предложение, сказав: «Иегова будет править вами» (Сд 8:22, 23). Вполне возможно, что бо́льшая часть золота ушла на то, чтобы заплатить за драгоценные камни и другие материалы, которые могли потребоваться для изготовления ефода. Не исключено, что ефод действительно обошелся Гедеону в указанную сумму (218 365 долл. по совр. меркам), особенно если допустить, что он был украшен драгоценными камнями.

Хотя Гедеон сделал ефод из благих намерений — увековечить победу, которую Иегова даровал Израилю, и почтить Бога, ефод «оказался западней для Гедеона и его домашних», поскольку израильтяне начали прелюбодейно поклоняться ему (Сд 8:27). Однако в Библии не сказано, что сам Гедеон ему поклонялся; напротив, апостол Павел упомянул Гедеона среди тех, кто составляет «большое облако» верных дохристианских свидетелей Иеговы (Евр 11:32; 12:1).

Использование в ложном поклонении. Пример того, как ефод использовался в ложном поклонении, можно найти в 17-й и 18-й главах Судей. Один ефремлянин сделал ефод и сначала передал его одному из своих сыновей, который служил у него священником и поклонялся идолу, а затем передал его левиту, потомку Моисея, который, хотя и не принадлежал к священническому роду Аарона, тоже служил у него священником. В конце концов ефод попал в руки людей из племени Дана; живя среди этих людей, левит и позднее его сыновья продолжали поклоняться идолу в городе Дане все то время, пока дом Бога оставался в Силоме.

В книге Исход Бог дал указания Моисею о том, как должны были быть облачены священники при служении в Скинии:

«И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых. И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия. И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил духа премудрости, чтобы они сделали Аарону одежды для посвящения его, чтобы он был священником Мне. Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс. Пусть сделают священные одежды Аарону, брату твоему, и сынам его, чтобы он был священником Мне. Пусть они возьмут золота, голубой и пурпуровой и червленой шерсти и виссона, и сделают ефод из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и из крученого виссона, искусною работою. У него должны быть на обоих концах его два связывающие нарамника, чтобы он был связан. И пояс ефода, который поверх его, должен быть одинаковой с ним работы, из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона. И возьми два камня оникса и вырежь на них имена сынов Израилевых: шесть имен их на одном камне и шесть имен остальных на другом камне, по порядку рождения их; чрез резчика на камне, который вырезывает печати, вырежь на двух камнях имена сынов Израилевых; и вставь их в золотые гнезда и положи два камня сии на нарамники ефода: это камни на память сынам Израилевым; и будет Аарон носить имена их пред Господом на обоих раменах своих для памяти. И сделай гнезда из золота; и две цепочки из чистого золота, витыми сделай их работою плетеною, и прикрепи витые цепочки к гнездам. Сделай наперсник судный искусною работою; сделай его такою же работою, как ефод: из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона сделай его; он должен быть четыреугольный, двойной, в пядень длиною и в пядень шириною; и вставь в него оправленные камни в четыре ряда; рядом: рубин, топаз, изумруд, — это один ряд; второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз; третий ряд: яхонт, агат и аметист; четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис; в золотых гнездах должны быть вставлены они. Сих камней должно быть двенадцать, по числу сынов Израилевых, по именам их; на каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен. К наперснику сделай цепочки витые плетеною работою из чистого золота; и сделай к наперснику два кольца из золота и прикрепи два кольца к двум концам наперсника; и вдень две плетеные цепочки из золота в оба кольца по концам наперсника, а два конца двух цепочек прикрепи к двум гнездам и прикрепи к нарамникам ефода с лицевой стороны его; еще сделай два кольца золотых и прикрепи их к двум другим концам наперсника, на той стороне, которая лежит к ефоду внутрь; также сделай два кольца золотых и прикрепи их к двум нарамникам ефода снизу, с лицевой стороны его, у соединения его, над поясом ефода; и прикрепят наперсник кольцами его к кольцам ефода шнуром из голубой шерсти, чтобы он был над поясом ефода, и чтоб не спадал наперсник с ефода. И будет носить Аарон имена сынов Израилевых на наперснике судном у сердца своего, когда будет входить во святилище, для постоянной памяти пред Господом. На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить во святилище пред лице Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним. И сделай верхнюю ризу к ефоду всю голубого цвета; среди ее должно быть отверстие для головы; у отверстия ее вокруг должна быть обшивка тканая, подобно как у отверстия брони, чтобы не дралось; по подолу ее сделай яблоки из нитей голубого, яхонтового, пурпурового и червленого цвета, вокруг по подолу ее; позвонки золотые между ними кругом: золотой позвонок и яблоко, золотой позвонок и яблоко, по подолу верхней ризы кругом; она будет на Аароне в служении, дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть. И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: «Святыня Господня», и прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару, так чтобы она была на передней стороне кидара; и будет она на челе Аароновом, и понесет на себе Аарон недостатки приношений, посвящаемых от сынов Израилевых, и всех даров, ими приносимых; и будет она непрестанно на челе его, для благоволения Господня к ним. И сделай хитон из виссона и кидар из виссона и сделай пояс узорчатой работы; сделай и сынам Аароновым хитоны, сделай им поясы, и головные повязки сделай им для славы и благолепия, и облеки в них Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, и помажь их, и наполни руки их, и посвяти их, и они будут священниками Мне. И сделай им нижнее платье льняное, для прикрытия телесной наготы от чресл до голеней, и да будут они на Аароне и на сынах его, когда будут они входить в скинию собрания, или приступать к жертвеннику для служения во святилище, чтобы им не навести на себя греха и не умереть. Это устав вечный для него и для потомков его по нем» (глава 28).

Таким образом, одежда ветхозаветного священника была из льна. Надраги (штаны) — нижнее льняное одеяние, простиравшееся от поясницы до голеней (часть ноги от колена до ступни), — прикрывали телесную наготу. Длинную тунику (хитон) до пят с рукавами до ладоней священник подпоясывал длинным льняным поясом узорчатой работы шириной в три пальца. На голове он носил кидар — убор, похожий на восточный тюрбан.

Одежда первосвященника состояла из наперсника, ефода, верхней ризы, льняного тканого хитона (нижней одежды), головного убора (кидара) и пояса, который, согласно преданию, был очень длинным.

Ефод покрывал верхнюю часть туловища. Ефод состоял из четырех видов материала: крученый виссон белого цвета, голубая шерсть, пурпуровая шерсть и червленая (темно-красная) шерсть. В состав ефода входили тонкие золотые нити, которые делали его твердым и напоминающим кольчугу воина. «Производимое толковниками от еврейского глагола «афад» — «связывать», данное название указывает на одежду, состоявшую из двух кусков материи, из которых один покрывал спину, другой грудь до пояса; на плечах они скреплялись нарамниками (см. ст. 7), а при поясе завязками (Исх. 28:8). Материалом для ефода служили нити голубой, пурпуровой и червленой пряжи, виссон (лен) и золото. Последнее растягивалось в листы, разрезалось на нити, которые и были вотканы между петлями указанных цветов (Исх.39:3). «Ефод, говорит блаженный Иероним, соткан из четырех цветов: гиацинтового, льняного, багряного червленного и золотого. Золотые пластинки, т. е. листы, растягиваются до чрезвычайной тонкости, нарезанные из них нити сучатся с утоком из трех цветов и нитяною основою» (А.П. Лопухин. Толковая Библия. Исход).

«Нарамники, или застежки на плечах, связывали ефод на обоих концах его (Исх. 39:4). Это указание дает понять, что ефод не представлял собой цельной одежды, — тогда не было бы нужды скреплять, связывать два конца его на плечах. Она состояла из двух кусков сотканной вышеуказанным способом материи, из которых один оканчивался на плечах первосвященника со стороны груди, а другой со стороны спины. Во избежание распадения концы этих половин связывались на каждом плече нарамником особого рода застежкой. Форма этой последней неизвестна, но, как видно из Исх. 28:9–12, каждая из них была украшена камнем «шогам» — ониксом, вставленным в золотую оправу (Исх. 39:6–7). На плечах два куска материи скреплялись нарамниками, а внизу при поясе — завязками. По преданию на камне, назначенном для правого плеча, были вырезаны имена шести старших сынов Иакова. Вырезанные на каждом камне имена сынов Израилевых носились Аароном пред Господом «для памяти», — для того, чтобы он не забывал народ свой в просительной молитве. Вместе с первосвященником, являвшимся пред лицо Божие, являлись к лицу Божию и колена Израилевы. В наперснике, с передней его стороны должны быть вставлены в золотых оправах 12 драгоценных камней, расположенных в четыре ряда. Какие это были камни, с точностью сказать невозможно. На основании древних переводов можно с вероятностью предполагать, что в верхнем ряду находились сердолик, топаз и изумруд; во втором — карбункул, сапфир и яспис; в третьем — яхонт, агат и аметист; в нижнем, т е. четвертом, — хризолит, берилл и оникс. Сердолик — красного цвета; топаз — золотистого; изумруд — зеленого; карбункул — огненного; сапфир — голубого; яспис — различных цветов; яхонт — золотисто-желтого; агат — различных цветов; аметист — фиолетового; хризолит — зеленоватого; берилл — зелено-голубоватого; оникс — вроде агата. В каком порядке должны следовать имена колен, текст не говорит, но вероятно, в порядке старшинства, как и на нарамниках (Исх. 28:10)» (А.П. Лопухин. Толковая Библия. Исход).

Верхняя риза (подир) не имела рукавов и, вероятно, была длиной до пят. Её подол был украшен гранатами, сделанными из разноцветных шерстяных нитей, и золотыми бубенчиками. Верхняя риза была сделана из голубой шерсти и надевалась поверх хитона, но под ефод. Её надевали через голову, горловину обшивали тканым кантом. В Исх. 39:22 есть указание на то, что верхняя риза была тканой. В то время как гранатовые яблоки, отличавшиеся сладостью, напоминали о сладости возвещаемого первосвященником закона (Пс.118:72), так звук звонков при входе Аарона во святилище и выходе из него имел ближайшее отношение к личной безопасности первосвященника: «и не умрет он». Входя во святилище, место особого присутствия Божия, Аарон, облеченный в свои священные одежды, являлся представителем и ходатаем народа, а не нарушителем святости места; потому Аарон должен быть чужд страха наказания смертью за оскорбление величия Божия.

Кидар первосвященника, вероятно, представлял собой свитый из ткани тюрбан и отличался от головных уборов остальных священников названием. Описания головного убора первосвященника в Библии нет. По словам Иосифа Флавия он состоял из льняной ткани, обыкновенной священнической повязки, поверх которой была другая, сделанная из узорчатой фиолетовой ткани с тройным кованым золотым венком (Иуд. Древн. 3:7-6). На кидаре первосвященник носил укреплённую на голубом шнуре пластинку из чистого золота, на которой было выгравировано «Святыня Господня». Пластинка всегда прикрывала лоб Аарона и всех последующих первосвященников (Исх.28:36–38). Возможно, эта золотая пластинка должна была возместить несовершенство святых даров народа. Но прежде всего первосвященник был отмечен ею как освящённая собственность Господа, как принадлежащий Богу. Священники не священники народа, но священники Богу.

Одежды Аарона и его сыновей указывали на их сан, служили внешним отличием священных лиц от остального народа. Отсюда, как носимые только священниками, они называются «священными». Священны они и потому, что надевались только при священнодействиях (Исх.29:29, 31:10). Говоря о «славе и благолепии» служения, одежды соответствовали благолепию святилища.

В великий день искупления первосвященник должен был надевать хитон, нижнее платье, пояс и кидар, изготовленные только из льняной ткани (Лев.16:4), то есть облачался как простой священник. Ему запрещалось обнажать в знак траура голову и раздирать одежду, что позволялось другим священникам (Лев.10:6).

ЭФО́Д (אֵפוֹד, вариант אֲפֻדָּה, афудда, вероятно, от аккадского эпатту, мн. число эпадатту, род богато украшенной верхней одежды; ср. также сходный по значению угаритский /см. Угарит/ термин ипуд или ипудак; в русской традиции ефод), неоднократно упоминаемый в Библии обрядовый предмет в одежде священнослужителей.

В Пятикнижии эфод — ритуальное облачение Аарона (Исх. 28:2; 29:5; 39:1; Лев. 8:7), которое затем перешло к его сыну Эл‘азару (Чис. 20:28). Согласно Исх. 28:6 и 39:2, эфод был соткан «из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона, искусною работою»; на этом основании в Талмуде (то есть в эпоху, когда эфод уже давно не применялся) утверждается, что каждая нить в нем состояла из 28 прядей — шести голубых, шести фиолетовых, шести алых, шести крученых и четырех золотых (Иома 71б–72а). По всей вероятности, эфод был без рукавов и держался на плечах с помощью лямок (Исх. 28:7; 39:4), а у пояса стягивался перевязью из той же ткани (Исх. 28:8; 39:5). К лямкам эфода прикреплялись два полудрагоценных камня шохам (в русском переводе — `оникс`) в золотой оправе, на которых были вырезаны имена 12 сыновей Иакова (Исх. 28:9–12; 39:6–7). На эфод налагался двойной четырехугольный нагрудник (хошен) с 12 драгоценными камнями (по числу колен Израилевых), прикреплявшийся к нему золотыми цепочками и шнуром голубого цвета (Исх. 28:13–29; 39:13–30); в нагрудник вкладывались урим и туммим (Исх. 28:30). Эфод надевался поверх голубой накидки (в русском переводе — `риза`), к подолу которой были прикреплены золотые колокольчики и разноцветные украшения в форме плодов граната (в русском переводе — `яблоки`; Исх. 28:31–34; 39:22–26). Колокольчикам приписывались магические свойства: считалось, что они предохраняют священника от гибели при входе в святилище, где обитает Бог (Исх. 28:35; ср. Исх. 20:16 /по-русски 20:19/; 33:20). Многие исследователи полагают, что в книге Исход фактически описывается одежда первосвященника периода Второго храма.

В Самуила книге неоднократно упоминается «льняной эфод» (эфод бад), который надевали все священники (I Сам. 2:18; 22:18), а в некоторых случаях — и другие участники религиозных церемоний (II Сам. 6:14; I Хр. 15:27); вероятно, он представлял собой верхнюю одежду из простой ткани, которую носил также Эли (I Сам. 2:28), затем его потомки Ахия (I Сам. 14:3) и Эвиатар (в русской традиции Авиафар; I Сам. 23:6). Поскольку, однако, в I Сам. 2:28 и 14:3 применительно к эфоду употреблен глагол наса, основное значение которого — `перемещать`, `поднимать`, а не `носить в качестве одежды`, некоторые исследователи полагают, что здесь речь идет об ином культовом предмете, использовавшемся, в частности, для прорицания (I Сам. 23:9–12; 30:7–8). В Судей Израилевых книге эфод выступает в качестве принадлежности языческого культа (см. Идолопоклонство): в Суд. 17:5; 18:14, 17, 18, 20 он упоминается наряду с домашними божками (трафим; ср. Хош. 3:4), «истуканом» (песел) и «литым кумиром» (массеха), а в Суд. 8:27 говорится, что эфод, изготовленный Гид‘оном из драгоценностей, захваченных у мидианитов, «развратил» его соплеменников. Не исключено, что первоначально в эфод облекали статуи богов (подобная практика существовала в Месопотамии и в Египте), и лишь с утверждением монотеизма он стал священническим одеянием.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *