Единоверие — одно из течений поповскогостарообрядчества, находящееся под юрисдикцией Русской Православной Церкви

Император Павел I, приверженный древнему чину православного богослужения (в его домовой церкви в Михайловском замке служили по-старому), полагал дело восстановления полноты русской Церкви одной из главных задач своего правления.

В 1796 г. законное священство было даровано старообрядцам Казани, в 1797 г. — Нижнего Новгорода, а 12 марта 1798 г. был издан именной указ императора, в котором всем епархиальным архиереям предписывалось рукополагать священников для старообрядцев, причем в обязательном порядке по древнему чину. По этому же указу было разрешено повсеместное строительство старообрядческих храмов.

Сразу же после издания указа на высочайшее имя было подано прошение московских старообрядцев.

Единоверческая церковь

В прошении содержался в том числе важный пункт — о том, чтобы старообрядцам по их личному желанию было разрешено приобщаться Святых Христовых Тайн в Греко-Российской Церкви, а сынам этой Церкви «приобщаться Святых Тайн от старообрядческих священников».

Из отмены клятв естественно вытекало требование о том, что «распри, раздоры и хулы ни с единыя стороны да не слышатся за содержание разных обрядов и разных книг, употребляемых для богослужения».На поданном ему прошении император начертал: «Быть по сему».

На доработку документ направили московскому митрополиту Платону. Тот составил «11 пунктов единоверия», утвержденные Синодом. В большинстве своем они удовлетворяли стремления просителей, однако некоторые детали были прописаны так, что существенно сужали возможности изживания церковного раскола.

Так, пункт 1 разрешает (отменяет) клятвы, наложенные на приверженцев старого обряда только в случае их перехода в единоверие. Присоединение к единоверию было возможно только для «не менее пяти лет уклонявшихся от Церкви» (пункт 5), а принятие Святых Тайн членом Греко-Российской Церкви от единоверческого священника допускалось только «в крайней нужде, в смертном случае» (пункт 11).

Оговорки лишали стремления как императора Павла, так и старообрядцев силы и ясности, придавали тогдашнему единоверию двойственный характер и были одной из причин того, что в большинстве своем старообрядцы «11 пунктов» не приняли и продолжали поиск церковной иерархии «на стране далече».

Официально единоверческая церковь была утверждена в 1800 г.

Современное единоверческое движение стало формироваться в 1970-е гг. (Поместный собор 1971 г. отменил клятвы на старый обряд) с разрешения российских властей в ответ на ходатайство старообрядцев-беглопоповцев.

Единоверцы, сохранив старую обрядность и верность дореформенным богослужебным книгам, приняли руководство Русской Православной Церкви, епископы которой стали рукопологать для единоверческих церквей священников.

Единоверцы малочисленны, они есть в Москве и Подмосковье (Михайловская слобода), Иванове, Нижегородской области (в районе г. Арзамас), а также на востоке Латвии. По этнической принадлежности — русские.

Использованные материалы

Единове́рие, благословенное согласие — направление в старообрядчестве, сторонники которого сохраняют «древние» богослужебные чины (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) , но признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата. Возникло в конце XVIII века, регламентировалось особыми правилами, принятыми по инициативе московского митрополита Платона (Левшина) . Когда все попы старого посвящения умерли, положение раскольников, приемлющих священство (поповцев) , сделалось затруднительным, ввиду чего старообрядческий инок Никодим, по совету графа Румянцева Задунайского, в 1783 году изложил, во всеподданнейшем прошении, условия, на которых старообрядцы-поповцы соглашались воссоединиться с Церковью. Он просил: а) Чтобы была разрешена клятва прежних русских соборов на старые обряды; б) Чтобы старообрядцам дарован был хорепископ, находящийся в зависимости непосредственно от Святейшего Синода; в) Чтобы этот епископ поставлял для них священников и все богослужение совершалось по старому, дониконовскому чиноположению. г) Чтобы святым миром их снабжал Святейший Синод. д) Чтобы всей пастве этого хорепископа было дано право не брить бород и не носить немецкого платья. Сам Никодим умер в 1784 году — раньше ответа правительства на свою просьбу, успев склонить к своему образу мыслей значительную часть стародубских старообрядцев. Единомысленным с ним старообрядцам, поселившимся в Таврической области, даны были православные священники от Таврического архиерея, устроены монастырь и приходские церкви. Таким образом образовались к 1788 году первые единоверческие приходы. Главным деятелем их был протоиерей Андрей Иоаннов, сам обратившийся из раскола в православие, известный как автор первого после «Розыска» Димитрия Ростовского систематического «исторического известия о раскольниках» , составленного на основании редких первоисточников. Позже, по поводу ходатайства о принятии в единоверие раскольников нижегородских и московских, единоверие, как форма воссоединения старообрядцев с Православной Церковью, было подробно регламентировано «пунктами о единоверии» митрополита Платона, утверждёнными императором Павлом 27 октября 1800 года. Ссылка на тематический сайт: http://www.edinoslavie.ru/index.php

вообще-то, как я понимаю, единоверцы, это люди исповедующие веру сообразно, как и ты, вы.. .

Единоверцы

тот кто говорит об единоверцах, от того лица идет речь. он вместе с ними понимает, прославляет Бога одинаково.

Предатели Христовы. Единоверие — особое старообрядческое согласие, канонически подчиняются РПЦ. По сути те же униаты у католиков — внешняя похожесть Богослужения вместе с принятием еретических никонианских догматов. Их храмы Вы можете увидеть вместе с адресами на сайте staroobrad.ucoz.ru Емкую исчерпывающую информацию найдете в Википедии правда сначала советую ввести "старообрядчество" для полного понимания смысла и целей так называемого "единоверия".

О единоверческих церквях

Нынешнее православное молодое поколение, возможно, с удивлением воспринимает понятие староверы, старообрядцы и тем более не вникает, в чем разница между староверами и православными верующими.

Поклонники здорового образа жизни изучают жизнь современных отшельников, на примере семьи Лыковых, которые прожили 50 лет вдали от цивилизации, пока геологи не обнаружили их в конце 70-х прошлого столетия. Чем же не угодило староверам православие?

Староверы — кто они

Сразу оговоримся, что староверы — люди, придерживающиеся христианской веры дониконовских времен, а старообрядцы поклоняются языческим богам, существовавшим в народной религии до прихода христианства. Каноны православной церкви по мере развития цивилизации несколько видоизменялись. XVII век внес раскол в православии после введения новшеств патриархом Никоном.

По постановлению Церкви менялись обряды и традиции, все несогласные предавались анафеме, начались преследования поклонников старой веры. Приверженцев дониконовских традиций стали называть староверами, но и среди них не было единства.

Гонимые официальной церковью верующие стали селиться в Сибири, в Поволжье и даже на территории других государств, таких как Турция, Польша, Румыния, Китай, Боливия и Австралия.

Нынешняя жизнь староверов и их традиции

Найденное поселение староверов в 1978 году взбудоражило все пространство тогда еще существовавшего Советского Союза. Миллионы людей буквально «прилипали» к телевизорам, чтобы увидеть уклад отшельников, который практически не изменился со времен дедов, прадедов.

В настоящее время в России насчитывается несколько сотен поселений староверов. Староверы сами учат своих детей, старики и родители находятся в особом почитании. Все поселение усиленно работает, для питания все овощи b фрукты выращиваются семейством, обязанности распределены очень строго.

Случайного захожего гостя примут с доброжелательностью, но кушать и пить он будет из отдельной посуды, чтобы не осквернить членов общины. Уборка в доме, стирка и мытье посуды осуществляется только колодезной или родниковой проточной водой.

Таинство крещения

Староверы стараются обряд крещения младенцев провести в течение первых 10 дней, перед этим очень тщательно выбирают имя новорожденному, оно обязательно должно быть в святцах. Все предметы для крещения несколько дней перед таинством очищают в проточной воде. Родители на крестинах не присутствуют.

Кстати, баня у отшельников — нечистое место, поэтому крестик, полученный при крещении, снимают и надевают только после омовения чистой водой.

Венчание и похороны

Староверческая церковь запрещает вступать в брак молодым людям, которые являются родными до восьмого колена или связанные «крестом». Венчание проводится в любой день, кроме вторника и четверга.

Замужние женщины не выходят из дома без головного убора.

Похороны не являются особым событием, у староверов нет траура. Тело покойника омывают люди одного пола, специально выбранные в общине. В сколоченный гроб насыпается стружка, на нее кладется тело и накрывается простыней. Крышки у гроба нет. После похорон нет поминок, все вещи покойных раздаются в селении в качестве милостыни.

Староверческий крест и крестное знамение

Церковные ритуалы и богослужения происходят около восьмиконечного креста.

Помимо большой перекладины, к которой были прибиты руки Спасителя, есть еще две. Верхняя перекладина символизирует табличку, на ней обычно писался грех, за который осужденный распинался. Нижняя маленькая доска — символ весов для взвешивания людских грехов.

Православные верующие накладывают крестное знамение тремя пальцами, которые обозначают единство Святой Троицы. Именно эта традиция легла в основу конфликта между староверами и новым никоновским течением, староверческие христиане отказывались осенять себя, по их словам, кукишем. Староверы до сих пор крестятся двумя пальцами, указательным и средним, произнося при этом дважды «Аллилуйя».

К богослужению отшельники относятся с особым почитанием. Мужчины обязательно надевают чистые рубахи, а женщины — сарафаны и платки. Во время службы все присутствующие в храме стоят со скрещенными на груди руками, демонстрируя смирение и покорность.

В староверческих церквях не признается современная Библия, а только дониконовское Писание, которое тщательно изучается всеми членами поселения.

Основные отличия от православия

Помимо непризнания традиций и обрядов современной православной церкви и вышеперечисленных отличий, староверы:

  • совершают только земные поклоны;
  • не признают четок из 33 бусин, используя лестовки, в которых 109 узелков;
  • крещение производится при троекратном погружении в воду с головой, в то время как в православии принято окропление;
  • имя Иисус пишут Исус;
  • признают иконы только из дерева и меди.

Многие староверы в настоящее время принимают традиции старообрядческих православных церквей, что нашло поощрение в официальной Церкви.

Администратор

«Светское государство нас устраивает»

№22 (899) 4 июня 2016 года

Автор: ВАДИМ БИСЕРОВ | Фото автора

Иерей Никола Татауров – о том, как сегодня живут пермские старообрядцы. История краевой столицы неразрывно связана со старообрядчеством. Первыми работниками Егошихинского медеплавильного завода, с которого в 1723 году начала расти и развиваться Пермь, были старообрядцы, пришедшие на Урал после разгрома властями в 1718-19 годах скитов на реке Керженец в Нижегородской губернии. Журналист «ПО» беседует о жизни пермских старообрядцев с иереем Николой ТАТАУРОВЫМ – настоятелем пермского храма во имя св. Стефана Пермского Русской православной старообрядческой церкви. – Был случай: еду в автобусе мимо вашего храма, и тут какая-то бабушка начинает креститься на него. А мужичок ей в бок тычет, мол, ты что, это же эти! – Люди очень часто разделяют, говоря: «мы – православные, а вы – старообрядцы», забывая о том, что старообрядцы – это и есть православные христиане. Русь называлась православной с момента крещения, и старообрядцы сохраняют те же православные традиции, которые существовали на Руси до XVII века. Мы живем по тому же укладу, что и Церковь до патриарха Никона, пытаемся сохранить традиции древности. Если человек желает перекреститься на православный храм – это должно приветствоваться, такова православная традиция. И если я иду и вижу новообрядческий храм, и крест там правильный, восьмиконечный, я ничтоже сумняшеся крещусь…– Вас не коробит, если вас обзывают «сектантами»? – Мы относимся к такому совершенно спокойно. Это говорит всего лишь о неграмотности людей, не знающих своей истории. Им просто навязали мнение, что старообрядцы чуть ли не жертвы приносят, детей едят… Как-то спрашивают: «У вас, правда, там свальный грех?». Я возмущаюсь: «Что вы такое говорите?!» – «Ну, вот мне так сказали…»– Сложно ли стать старообрядцем? – Я всегда спрашиваю приходящих к нам: ты почему пришел сюда? Если отвечает, что «бабушка и дедушка были старообрядцами, я помню свои корни, и потому пришел», то с этим человеком проще. Но есть такие люди: сегодня побывал в одной конфессии, завтра в другой, послезавтра в третьей, потом еще в четвертую пойдет… Нас такие люди не прельщают. Один человек меня огорчил тем, что считал, что мы какие-то диссиденты и, по его мнению, должны бороться с властью, которая олигархическая, еще какая-то… Но Церковь такой задачи никогда не ставила. Ее задача научить каждого человека бороться с личным грехом, со своими пороками. Если вспомнить Христа, он жил при рабовладельческом строе, но в Евангелии, заметьте, говорил о нравственных, о духовных ценностях людей, и ни разу не высказался о политике. Человек в Церкви не вырезан из общества, он живет, работает, участвует в общественно-политических процессах… Но священник не может говорить: «Братья, мы должны поддержать такую-то партию». Задача Церкви – воспитать правильные понятия в человеке, чтобы он выбирал достойных депутатов, но чтобы это шло на благо нашему народу, а не разрушало его.– В стране есть религиозные организации, которые успешно участвуют в официальном одобрении политических событий… А вы держитесь в стороне. – Почему мы в стороне: во-первых, нас меньше и на нас меньше обращают внимание. Во-вторых, мы более независимы. Есть религиозные организации, которые очень сильно зависят от власти, от материальной поддержки, и это вынуждает их занимать какие-то лояльные позиции. Неоднократно и ко мне приходили, и к нашим иерархам с предложением: давайте прихожан агитировать голосовать за такого-то человека. Я говорю: извините, я не могу. Наша Церковь настолько независима, что это удивительно даже для меня. На Соборе у нас сидят священники, епископы, митрополит и простые делегаты от общины. Говорит что-то архиерей, а любой делегат может сказать: «Владыка, я считаю, что вы неправы, у меня другая позиция, давайте спросим соборное мнение…» Спокойно, не боясь никаких репрессий, можно высказать свою точку зрения и призвать Собор склониться к ней. У нас нет раболепия и подобострастия перед священником, епископом, мы не боимся и другим открыто высказывать свою точку зрения.– Может, потому, что у старообрядчества слишком хорошая «прививка» от излишне тесных отношений с властями? – Наверное, да.

Я бы сказал, что в тот период, когда Церковь гнали, она развивалась в немного других условиях, и я боюсь, что когда Церковь была притесняема, она была даже более живуча. Сегодня другая ситуация, но мы всё помним. Для нас вера – чтобы нам позволили верить и молиться так, как мы считаем правильным, – главнее. Остальное второстепенно. Хорошо, что у нас сегодня светское государство. Нас, старообрядцев, это вполне устраивает. Когда было православное государство, мы были людьми второго сорта. Хотя мы понимаем, что может оказаться так, что завтра опять будет выделена какая-нибудь одна конфессия, а все остальные уйдут на задний план…– Как старообрядцы относятся к объединению с РПЦ? – Многие задают вопрос: батюшка, когда мы объединимся? Я думаю, никогда, потому что разногласия между старообрядцами и новообрядцами, к сожалению, не стираются, они усугубляются. Об объединении, я помню, задавали вопрос патриарху КИРИЛЛУ, и он ответил: сегодня идет разговор о том, чтобы вести равноправный диалог, не с позиции силы. Разговаривать мы готовы. Но об объединении – конечно же, нет. Сегодня эту тему никто всерьез затрагивать не будет.– Был слух, что при епископе ИРИНАРХЕ некоторые священники РПЦ думали о переходе к вам. – Приходили ко мне несколько человек, да. Я не поддержал ни одного из них, потому что это было просто желание убежать от проблем. Вообще, на моей памяти, к нам переходили человек тридцать-сорок, из них остались только двое или трое. Если человек приходит искренне, осознанно, он остается… А из тех, кто бежал от трудностей, никто не остался.

ЕДИНОВЕРИЕ

Почему-то думают, что тут так легко, хорошо… Но нет, в старообрядчестве намного сложней молиться. Приходил один дьякон, который курил. А мы курящего человека вообще не воспринимаем. Я ему говорю: для чего сюда идешь-то, ты вообще понимаешь такие вещи? Если священник закурил, в среду, пятницу или в пост поел мяса, то у нас его никто уважать не будет… Знаете, что у нас за требы денег не берут, да? У нас считается, что священник живет с милостыни, и если он будет что-то делать не так, то всё, на нем можно ставить крест, ему ни одна бабушка ничего не подаст. Вот меня содержит приход, у меня зарплаты практически нет, да? И вот это, ну и внутреннее убеждение, что нужно делать так, а не иначе, меня обязывает быть правильным человеком.– Пермский край сегодня входит в Уральскую епархию РПСЦ, которой управляет сам митрополит КОРНИЛИЙ. Когда у епархии появится «свой» епископ? – У нас несколько «вдовствующих» епархий, в том числе и наша Уральская. Территория ее гораздо шире Пермского края, в нее входят два благочиния – Пермское и Свердловское, куда входит Свердловская область, Уфа и даже Оренбург. Номинально главой Уральской епархии значится сам митрополит Московский и всея Руси Корнилий, который одновременно глава нескольких епархий. Но работа епархии не парализована: оперативно ей управляют два благочинных: в Перми это отец Валерий ШАБАШОВ, он докладывает всё владыке, владыка принимает решения. У нас даже в священниках кадровый голод: в нашей епархии 22 прихода, а священников всего 14. Сегодняшний мир, он, к сожалению, греховный. Где найти таких людей, которые прожили до 20-25 лет и сохранили целомудрие? Это правила, а они гласят: «аще блудник и мертвеца воскресит, но не священнодействует…» У нас ограниченное количество монашествующих кадров. Многие из священников готовы принять монашество, а вот быть епископами не готовы, понимая долю ответственности и нагрузки. У любого монаха молитвенное правило – 5-6 часов в день, а епископ – еще и администратор. Но никто его молитвенное правило не отменял, и это нагрузка колоссальная. У нас почти все владыки – кто два, кто три инфаркта пережил… В других конфессиях, может быть, такого нет, но для нас это про-

Есть ли у старообрядцев святые за последнее время?

Доброго здоровья! Это пишет новообрядческий священник: «Живое дерево должно приносить плоды. Поскольку назначение Церкви — вести своих чад к спасению, то и подводить итоги должно по тем духовным дарованиям, которые стяжали члены церковного сообщества. Сонм святых — плод Церкви. Святость со всей очевидностью доказывает, что жизнь Церкви благодатна, что в ней действует животворящая сила Святого Духа. Светильники невозможно скрыть под спудом.

Единоверие: вчера, сегодня, завтра

Наших святых знают православные, старообрядцы и даже нецерковные люди. Хочется узнать, почему в старообрядчестве нет таких святых, как Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, преподобные Оптинские старцы, Ксения Петербургская и Матрона Московская, и других дивных угодников Божиих? Нет у них таких цельбоносных нетленных мощей, которыми прославились святители Феодосий Черниговский, Иннокентий Иркутский, Иоасаф Белгородский и др. святые». У меня два вопроса: 1. Действительно ли у нас нет святых за последнее время? И почему? Я вот знаю Арсения Уральского, мощи у него нетленны. Может, есть еще кто-то? 2. Как парировать данные высказывания новообрядцев? Они очень часто про это говорят. Чем аргументировать? Спаси Христос за Ваши ответы!

За период, прошедший с момента раскола до сегодняшнего дня, в Месяцеслов Русской Православной Старообрядческой Церкви внесено более 100 новых святых. Это не считая четырехсот Соловецких страдальцев. Поэтому говорить о том, что у старообрядцев нет новых святых, крайне несправедливо. Напомню вам, что за много больший период, с Крещения Руси до середины XVI в., в русский месяцеслов было внесено меньше 70 святых. Но, как бы то ни было, Старообрядческая Церковь никогда не ставила целью своего существования массовую канонизацию. Святых людей прославляет Сам Господь. Он находит способы и меры, как и когда это делать.

Если кто-то более плотно знаком с историей канонизации в Православной Церкви, то может отметить некоторые неоднозначные моменты. Ведь иногда канонизация совершалась не совсем по тем мотивам, которые предполагают общецерковное почитание. Если говорить о канонизации, как каком-то количественном показателе, то почему до сих пор в РПЦ нет единого мнения о канонизации Николая II? Почему РПЦ прибегала и прибегает к «деканонизации»? Все это подтверждает то, что канонизация святых не есть цель нашей веры в Бога.

← Все вопросы

Виктор, г.Москва

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *