Содержание

Учение Будды как исток религиозных течений в Юго-Восточной Азии

«Школа созерцания» возникла в Китае, куда учение Будды принес один из его последователей — буддийский Бодхидхарма, более известный как Дамо. Он считается 28 по счету патриархом буддизма (первым был сам Будда Шакьямуни). От Будды учение перешло без слов и записей в цветке лотоса его ученику — Махакашьяпе. Этот момент считается основой формирования принципа, на котором впоследствии и будет построен дзен буддизм — передаче учения не путем изучения религиозных текстов и исторических трактатов, а при непосредственном нематериальном контакте учителя и ученика – «от сердца к сердцу».

Сейчас дзен считается наиболее распространенной и популярной буддийской школой, которой посвящено множество печатных и мультимедийных изданий, монографий и исследований. Ее название у всех на слуху и ассоциируется с особым умиротворенным и созерцательным состоянием, которого не касаются материальные мирские проблемы.

Особенности учения в Китае

Прибыв в Китай, Бодхидхарма обосновался в монастыре Шаолинь, откуда и начал распространяться китайский дзен буддизм. Бодхидхарма считается первым патриархом чань буддизма, а всего до распада учения на северную и южную ветвь их насчитывается шестеро.

Чань — это китаизированная форма слова «дхьяна», то есть «созерцание». Учение сформировалось в Китае, где махаянский буддизм удачно наложился на местные традиции даосизма. В результате и возник чань-буддизм, который широко распространился по всему Китаю, а потом был перенесен в соседние государства — Японию, Корею и Вьетнам. В каждой новой стране религиозное направление «обрастало» своими местными традициями и образами, получая специфические особенности на общей базовой основе буддизма. В результате родились и окрепли такие местные направления, как тхиен во Вьетнаме, которая оформилась в отдельную ветвь раньше всего — в VI веке, затем, в течение VI-VII веков нашей эры появилась школа сон в Корее, и уже в XII веке сформировалась школа дзен в Японии.

Во времена Маньчжурской династии (Цинь, XVII-XX века) китайский чань постепенно утрачивал свои позиции, в то время как дзен в Японии постепенно распространился за пределы этой страны и стал очень популярен в других странах. С течением времени японское название стало распространятся на все школы буддизма в Азии, и они стали называться национальными школами дзен.

Китайский дзен буддизм распространялся последователями этого учения, которые путешествовали во всей огромной стране, разнося свои знания и обучая народ боевым искусствам и каллиграфии. При этом они жили среди обычного люда, также занимаясь земледелием, как и весь остальной народ. Таким образом, учение распространялось от человека к человеку, в точном следовании основным четырем принципам чань-буддизма:

  • Не опираться на письменные источники или религиозные тексты.
  • Передавать знания без слов, как Будда передал их Махакашьяпе.
  • Находится в непосредственном контакте с духовной составляющей человека.
  • Путем созерцания своей исконной природы достичь состояния Будды.

Школа чань внесла свой существенный вклад и в искусство, не только в религиозно-философскую жизнь страны. Чаньскими монахами была создана и доведена до состояния высокого искусства каллиграфия — изображение китайских иероглифов. Наиболее совершенные образцы каллиграфии создавались в состоянии глубокой медитации.

Некоторые сторонники учения слишком буквально воспринимали четыре основных постулата и уничтожали документальные свидетельства, считая, что они противоречат самой базовой идее передаче знаний и просветления без религиозных трактатов или каких-либо записей в любом материальном виде. При этом неправильным считался и слишком активный, прямолинейный «поиск Будды внутри себя». Считалось, что человек уже Будда, только он этого не знает и не постиг этого. Но сделать это волевым усилием невозможно, осознание этого должно прийти само собой, почти на бессознательном уровне, как озарение или просветление.

Влияние буддизма на религию Вьетнама

Во Вьетнаме дзен буддизм появился в результате миссионерской деятельности Винитаручи. Этот человек родился на юге Индии, но совершил путешествие в Китай, где стал учеником Сэн Цаня — третьего по счету патриарха китайского буддизма чань. Он перемещался по стране и пришел с миссионерской деятельностью на территорию нынешнего Вьетнама, где стал основателем школы тхиен, которая является местным вариантом буддийской традиции, переосмысленной в Китае и воспринявшей многие местные традиции и религиозно-философские веяния.

Как и в большинстве государств Юго-Восточной Азии, во Вьетнаме к началу прошлого века это направление постепенно угасало и теряло свою былую влиятельность и популярность. Однако уже в 30-х годах в народе возникло течение за возрождение старинных традиций вьетнамского тхиен, благодаря чему по стране стали строится многочисленные пагоды и монастыри. В этой стране традиции пользуются большим уважением и почитаются в народе, а сейчас их стало поддерживать и государство как символ преемственности современного Вьетнама достижений великих царств прошлого.

Сон-буддизм в Корее

В Корею дзен буддизм также проник извне, будучи принесенным туда мастером Помнангом. Он был учеником Даосиня, который был четвертым патриархом в традиции чань. Особенностью корейского дзен, который получил название сон, стало то, что в отличие от предыдущих стран (Китая и Вьетнама), здесь он развивался и распространялся достаточно долго с VII до середины IX века.

За этот период в Корее возникает сразу 9 школ, исповедующих дзен. В период с начала X по конец XIV века между школой сон и другими, более формализованными и оторванными от реальной жизни школами наблюдаются серьезные противоречия и напряженная обстановка, из-за чего сон стал более популярным и распространенным течением. Однако в последующий длительный период вплоть до начала XX века сон постепенно утрачивал свои передовые позиции из-за проникновения в страну неоконфуцианства и завоевания им главенствующих позиций в стране. Ситуация обострялась еще и благодаря тому, что неоконфуцианство поддерживалось официальными властями и правящей верхушкой страны. Буддизм подвергается гонениям, число монастырей постепенно сокращается, в результате чего в стране остается сначала две, а затем всего одна буддийская школа — сон. Монахов не пускают в города, из-за чего распространение учения становится сложным занятием.

После распада страны на Север и Юг, буддизм уцелел только на территории Южной Кореи, будучи полностью уничтоженным коммунистической идеологией КНДР.

После окончания Корейской войны это течение стало возрождаться на территории Южной Кореи, благодаря чему сейчас в стране функционирует сразу несколько крупных монастырей и имеются две большие буддийские школы. Кроме того, существует международная школа корейского дзен, которая имеет множество филиалов по всему миру, включая США и Российскую Федерацию. На данный момент именно корейское направление считается наиболее чистым и более всего соответствующим исходным позициям дзэн.

Японский дзен

В отличие от двух предыдущих государств, в Японию дзен буддизм не был принесен иностранным проповедником-миссионером. Японский монах по имени Досё отправился в середине VII века нашей эры в Китай для ознакомления с основами и изучения Йогачары, одного из двух базовых философских направлений махаянского буддизма.

В Китае он стал обучаться у мастера дзен Сюань Цзяна. Благодаря ему Досё полностью проникся духом этой школы и, вернувшись в Японию, создал свою школу, которая наследовала традиции йогачаров и исповедовала дзэн буддизм. Постепенно по стране сформировались несколько школ, основанных на базе китайского чань и испытывавшие сильное влияние местных традиций.

Постепенно из Китая в Японию приходили другие учителя, приносящие с собой традиции чань, что способствовало формированию философии в стране и развитию ряда традиций, сохранившихся до наших дней. Как и в других государствах, буддизм в Японии неоднократно испытывал взлеты и падения, в последние века находясь под сильным влиянием других религий и философий, в частности, христианства и традиционной японской религии — синтоизма.

Так как японское государство и общество всегда было сильно формализовано и исповедало строгое соблюдение всех правил и законов, то для буддизма это представляло определенные трудности. Государством длительное время велся строжайший учет всех существующих монастырей и даже монахов, причем их перемещения и деятельность также находились под контролем. Это препятствовало свободному развитию течения, сохраняя стабильность и незыблемость дзен. Однако внешне оно процветало, так как государство строило новые храмы, один красивее и богаче другого — это было свидетельством богатства и процветания страны.

В более поздние годы в Японии, как и во многих других странах, также неоднократно предпринимались попытки возвращения к исходной, «чистой» форме буддизма, а также прогрессивные методы соединения традиции с современностью. Как бы то ни было, на данный момент в Японии существует более шести миллионов буддистов — последователей дзэн, а это говорит о том, что у него в этой стране множество сторонников и хорошая перспектива на будущее.

Дзен и современность

Естественно, что такое объемное, мощное и всеобъемлющее религиозно-философское течение, как дзен буддизм, не могло не заинтересовать передовые умы на Западе. Однако знакомство с ним осложняла закрытость и труднодоступность многих восточных государств, в частности, Японии, которая открылась западному миру только лишь в X|X веке. Не способствовала этому и враждебность и подозрительность, с которой первоначально относились к европейским путешественникам, военным, торговцам и исследователям. Их воспринимали как нечто инородное, вторгнувшееся в устоявшийся внутренний мир государства и религии. Постепенно, очень медленно и поэтапно, дзен стал распространяться за пределы Японии, Кореи и Китая. Немаловажную роль в этом, как ни странно, сыграли христианские миссионеры.

В истории проникновения христианства на Восток есть немало темных пятен и неприятных историй, когда спорящие между собой представители противоборствующих религий опускались до прямых столкновений верующих и даже до поджога церквей и буддийских храмов и монастырей. Но в то же время между некоторыми значимыми фигурами в местном христианстве и буддизме существовали глубоко уважительные и даже дружеские отношения. Самые умные и дальновидные из христианских проповедников нашли много общего между своей религией и местными верованиями, даже восхищались некоторыми проявлениями дзен. Именно они первыми принесли в Европу и Америку известия о существовании такого интересного религиозно-философского направления.

В начале XX века в некоторых государствах, особенно в США, появляются книги и научные труды на эту тематику, а также люди, всерьез увлекшиеся восточными практиками. Но основной всплеск интереса приходится на 60-е годы, когда на фоне сексуальной революции случилась революция духовная, и молодежь массово стала увлекаться религией и философией восточных стран.
Из-за сложности соединения традиционного уклада буддийского монастыря и современного образа жизни появились значительные изменения в стиле дзен. Монастыри перестали существовать исключительно как закрытые сообщества, в них стали допускаться женщины, разрешаться семейная жизнь и работа вне обители. Женщины даже смогли становиться монахинями и глубоко изучать основы дзэн. Постепенно это направление трансформируется в более светскую, отвлеченную форму. Многие считают такую трактовку извращением природы учения и не хотят признавать его права на существование. Действительно, крайне трудно сочетать медитации и отвлеченные размышления с практическими и очень приземленными реалиями обычного быта и сексуальной жизнью, рождением детей и «добыванием» денег, средств для существования. Сейчас наряду с упрощенным вариантом существуют и традиционные формы дзен буддизма, признаваемые американцами квадратными, то есть предпочитающими следовать четким историческим указаниям.

Большой интерес представляет симбиоз христианства и дзэн, причем и в этой сфере существуют христианские теологи и буддийские учителя, которые как приветствуют такие тенденции, так и резко негативно о них отзываются. Словом, у дзен на Западе существует большое будущее, несколько потесненное относительно недавно сюда проникшим и очень популярным тибетским буддизмом, но вполне возможно, способное дать нам уникальный симбиоз нескольких религиозных направлений и течений. Кто знает, не станет ли он основой новой, универсальной всемирной религии?

С чего начать постижение дзен-буддизма?

Sergey Michko 6 4 года назад лентяй

Однажды вечером в двери дзенского монастыря постучался монах. Он устал, был голоден и хотел остаться там на ночь. Хозяин открыл дверь, но вместо того, чтобы поприветствовать монаха, встретил его дзенским коаном — очень знаменитым. Он сказал: «Каково ваше изначальное лицо, лицо, которое было у Вас до того, как родились ваши отец и мать?». Монах снял с ноги свою сандалию и сильно ударил ею хозяина по лицу. Хозяин отступил назад, поклонился и сказал: «Добро пожаловать, добро Вам пожаловать. Ваше понимание просто потрясает». Потом у них была трапеза. Среди холодной ночи они сидели у огня, и гость спросил: «А сами Вы получили ответ на тот коан, который задали мне?». Хозяин сказал: «Я не так удачлив. Нет, я не получил ответа. Но я так много слышал о Дзен, так много читал, что я смог понять непосредственность Вашего ответа. Вы не колебались ни мгновения, Вы не думали над ним. Он исходил из вашей целостности. Он был не из головы — вот что я смог понять…».

Гость не отвечал. Он продолжал потягивать свой чай. Но тогда хозяин немного заподозрил что-то. Он снова посмотрел на лицо гостя и нашел в нем что-то, что ему не понравилось. Поэтому он спросил: «Пожалуйста, скажите мне — Вы действительно знаете ответ? Вы получили ответ?». Гость расхохотался и сказал: «Нет, уважаемый. Я тоже слишком много читал о Дзен и слишком много слышал о Дзен».

Здравствуйте, дорогие читатели! В этой статье будут рассмотрены основы такого распространенного восточного учения как дзен-буддизм. Это самостоятельная религия, целью которой является постижение природы ума и мудрости. Мы рассмотрим ее основные принципы и как на практике можно постичь истину при помощи этого древнего знания.

Кратко об учении
Принципы
Первый принцип
Второй принцип
Третий принцип
Четвертый принцип
Практическое применение
Дзен-буддизм в современном мире
Заключение

Дзен зародился в Китае на заре VI века. Однако, только попав в Японию, учение получило широкое распространение. Произошло это лишь в VII- VIII. Главным основоположником этого направления считается Бодхидхарма, олицетворяющий просветление и буддийскую мудрость.

Основной формулой постижения природы ума является медитация, которая позволяет достичь совершенно нового уровня самосознания и просветленности.

Принципы

Дзен-буддизм нельзя подвести под какую бы то ни было формальность. Это путь освобождения, но никак не философия, не психология и не наука. Дзен проявляется во всем, что окружает человека. Это роднит его с даосизмом, йогой и некоторыми другими восточными знаниями.

Основные принципы дзен-буддизма можно сформулировать следующим образом:

  1. Становление «буддой» через созерцание своей природы.
  2. Человеческое сознание – вершина всего.
  3. Неприемлемость священных текстов, их особая трактовка.
  4. Отказ от слов и текстов, применимых в качестве базы знания.

Эти четыре идеи описывают философию религии в мировой традиции и четко ограничивают учение от других направлений буддизма.

Первый принцип

Это положение предполагает созерцание собственной природы для достижения особого уровня сознания. Основываясь на священных текстах, человек, практикующий этот принцип, не стремится стать Буддой, так как это не является конечной целью учения.

Однако Будда не воспринимается высшим разумом, как Господь или Аллах, он не стоит сверху человека, он «рассеян по миру». Его частичка находится в каждом из живущих людей, растений, животных и любых окружающих предметах.

Дзен-буддизм призывает видеть природу «открытым сознанием», воспринимать себя и окружающее пространство как часть великого целого организма. Главная цель – достижение сатори, как особого состояния ума, посредством медитации.

Второй принцип

Внутренняя гармония и спокойное состояние ума – постоянная индивидуальная работа над своим разумом. Дзен учит, что у каждого человека свой путь избавления и своя дорога, пройдя которую можно достигнуть просветленного сознания.

Избавляясь от внутренних конфликтов и противоречий, последователь постепенно обретает дар отличать «зерна от плевел» и перестает беспокоиться о мелочах, живет более осознанно, созерцая мир вокруг и внутри себя.

Третий принцип

Тексты и книги применяются только на первом этапе обучения последователя. Они помогают узнать основные интеллектуальные моменты буддийской философии. Дальнейшее углубленное изучение специальной литературы, по мнению учителей, напротив, помешает ученику постигать знания.

Однако не стоит считать, что цель – намеренное совершенствование себя и своего характера. Все изменения, происходящие с последователем, случаются спонтанно, в свое время.

Четвертый принцип

Дзен – ветвь буддизма. Она отличается большой практической направленностью, поэтому так важно общение ученика и учителя. Концепция претендует на связь с буддизмом, однако, его последователи не изучают сутры и шастры, считая их не более чем ненужными бумагами.

Истинное сознание достигается путем «прямой передачи дхармы» от учителя к ученику и является наивысшим проявлением «патриаршего чань»(линии преемственности). Очень важно, что дзен не практикует уход от мира, а помогает жить и взаимодействовать с окружающими.

Практическое применение

Духовный опыт и рост в дзен-буддизме не привязан к изучению специальной литературы. Практика в этой религии – основа всех изменений сознания человека. Именно поэтому дзен так популярен во всем мире, ведь для того, чтобы стать последователем этого учения не важна страна проживания, политические взгляды и социальное положение.

Практиковать учение могут как адвокаты, юристы из США, так и бедные рыбаки во Вьетнаме. И каждый из них имеет все шансы достичь просветления и гармонии.

В качестве психотренинга учителя частенько предлагают последователям истории из жизни известных патриархов (коаны). Их цель – поставить под сомнение рациональность размышлений, тем самым делая ум более гибким.

Медитация – ведущая практика в дзен-буддизме, настоящий символ освобождения. Эти занятия позволяют решить следующие проблемы:

  1. Избавиться от злости и ненависти. Человек учится не творить плохие поступки, поддаваясь негативным эмоциям. Медитация позволяет искоренить источник зла внутри себя и сохранять спокойствие в любых ситуациях.
  2. Карма. Цель практических занятий – смириться с нынешним положением вещей и принять все обстоятельства, происходящие с человеком. Такой подход позволяет грамотнее «отработать» свою карму.
  3. Отказ от лишнего. Большинство окружающих вещей, предметов, людей, исходя из концепции дзен-буддизма, непременно приносят страдания, поэтому целью каждого последователя учения является достижение независимости от всего этого.
  4. Гармония со своим Дао. Путь, который предначертан человеку высшей силой, ученик в дзен-буддизме воспринимает как неотвратимый. Он является частью духовного роста и его неприятие значительно усложнит достижение сатори.

Ежедневная практика, проходящая под ненавязчивым руководством учителя, а также отсутствие упора на изучение специальной литературы, позволяет дзен-буддизму уверенно шагать по земному шару.

Дзен-буддизм в современном мире

Повышенный интерес Запада к японской культуре после второй мировой войны приоткрыл для американцев и европейцев загадочный и манящий мир Востока. Влияние этой религии можно отследить в киноиндустрии, музыке, скульптуре и искусстве.

Мировое сообщество, опустошенное войнами и стремительным развитием технологий, стремилось найти островок свободы и безмятежности. Этому и учит дзен-буддизм. Также западного человека привлекает быстрый результат просветления, отсутствие изнурительных тренировок и многолетнего изучения специальной литературы.

Дзен-буддизм – не религия в классическом понимании этого слова. Это спонтанность, естественность и гармония, которая достигается работой с собственным сознанием. Взгляд внутрь себя – это то, чего так не хватает современному человеку для того, чтобы прекратить бессмысленную гонку за вещами и осознать истинную ценность окружающего мира.

Если информация в статье, уважаемые читатели, показалась вам интересной, поделитесь ею в социальных сетях. Дзен-буддизм многогранен и каждый сможет найти себя, последовав этому знанию.

Коаны – неразрешимые загадки судьбы

Фото: Nickolay Adamiuk/Rusmediabank.ru «Один ест мало, но не голоден; другой не прекращает есть, но не насыщается». Хякудзё — персонаж классических дзенских коанов
Жизнь – поразительная вещь. Она непрерывно загадывает нам загадки и требует их разрешения. Только так она может заставить нас развиваться, найти свое предназначение и стать счастливыми.
Все мы находимся на разном уровне развития. Кто-то уже близок к просветлению. А кто-то барахтается в низших слоях атмосферы. У каждой души свой путь. Многим приходится крутиться на одной и той же орбите, пока он не поймет чего-то важного о жизни и не перейдет на новый виток постижения.
Как здорово было бы сразу все знать и мгновенно достичь нирваны. Но так не бывает. В постижении законов жизни заключено условие нашего взросления. Мы до всего должны дойти самостоятельно.
Понять смысл многих жизненных загадок помогают придуманные восточными мудрецами дзенские истории. Это так называемые коаны, разгадка которых сродни откровению или просветлению. Загоняя наш разум в тупик, такие истории заставляют работать высший «разум», открывают истинный смысл бытия.
«Нетрудно заметить, — писал Тейтаро Судзуки (японский буддолог, философ и психолог, популяризатор дзен-буддизма), — что коан совершенно не допускает умственной интерпретации. Скальпель интеллекта не в состоянии вскрыть его и посмотреть, что находится внутри, так как коан не является логическим утверждением, а вызывает определенное умственное состояние, вызванное практикой Дзена».
Дзенские истории помогают развивать интуитивную мудрость, изменять свою жизнь и по-новому смотреть на мир.
По большому счету вся наша жизнь состоит из коанов. Многие из них сопровождают нас с младенчества и связаны с самим фактом рождения в той или иной семье. Иногда наши родители неумышленно программируют в нас тяжелые жизненные дилеммы, мешающие нам найти свое счастье. Это программы типа «все мужики сволочи» или «все женщины стервы». Или этикетки, которые приклеиваются к нашему лбу критикующими нас взрослыми: «Ты неумеха, неудачник, толстуха, недотепа, раззява» и т.д., и т.п. Когда такими именами называют нас самые близкие люди, мы невольно верим им и вырастаем такими, какими они нас увидели. Попадаем в ловушки подсознания.
Мы хотим любви, дружбы, душевного тепла, но наша внутренняя установка говорит нам: «все вокруг плохие», «нет хороших мужчин и женщин», «я недостоин». Так естественная потребность блокируется навязанными когда-то моделями.
И только немногие люди могут активно сопротивляться родительским программам, разгадав их и понимая причину своего невезения.
Мы часто задаем себе вопрос: «Почему в нашу жизнь не приходит любовь?» Попробуйте посмотреть на этот вопрос с высоты дзенской притчи. Скорее всего, это случается тогда, когда вы либо боитесь ее, либо не хотите ее впускать.
Коаны – это загадки или истории, понимание которых приводит человека к просветлению, расширению сознания, к истинному знанию. Это новый взгляд на привычные вещи.
Например, самая простая фраза — «нельзя наполнить полную чашу» — при внимательном рассмотрении наталкивает на глубокие рассуждения о жизни. Согласитесь, для того, чтобы получить (понять) что-то новое в жизни, следует освободиться от прошлого. С другой стороны, смысл этой загадки в том, что переполненные чем-то, вы обязательно выльете это наружу. Ваша любовь или ваша ненависть при переполненности рискуют излиться на окружающих. Иногда не хватает только одной капли, чтобы запустить процесс. Коаны многозначны, и каждый из нас разгадывает их по-своему.
Нельзя украсть Луну!
Есть известная буддистская притча о грабителе, который пришел в дом бедняка, но не нашел того, что можно было украсть. Хозяин, вернувшийся домой и заставший там непрошеного гостя, обрадовался ему. И отдал ему в знак благодарности за то, что тот его посетил, свою последнюю одежду. А ночью бедный мечтатель забрался на крышу и, глядя на прекрасную Луну, сказал: «Как жаль, что я не смог подарить своему гостю самую красивую вещь, которая у меня есть – Луну!».
Смысл этой причти заключается не только в том, что нельзя украсть Луну, а в том, что у человека есть ценности, находящиеся внутри него. Их нельзя украсть, купить или продать. Ими можно только добровольно поделиться как частью своей души. Мне кажется, этот наивный бедняк, поделившийся последней рубахой, заставил вора удивиться и задуматься о собственной никчемности.
К разряду известных коанов, помогающих философски смотреть на жизнь и понимать законы Вселенной, можно отнести известное выражение, иллюстрирующее вечное движение перемен: «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды».
Коаны помогают в формировании гармоничного мировосприятия. Нельзя потерять того, чего не имеешь. И жалеть о том, что тебе не нужно. Но ведь как раз об этом мы больше всего и грустим. То, что уже прошло, и то, что еще не случилось, составляет 90% наших переживаний. Это не должно быть предметом нашего волнения. Потому что реальным является только настоящее.
«Когда вы перестанете копаться в том, что уже произошло… И тревожиться о том, что еще не случилось… Тогда вы сможете ощущать Радость Жизни». (Тхить Нят Хан). Наше зависание в прошлом мешает нам жить.
У грязного ручья
Об этом идет речь в истории о двух монахах, встретивших прекрасную девушку у грязного ручья. Она боялась его перейти. И один из них подхватил ее на руки и перенес через бурный поток. Всю дорогу его спутник хмурился, а когда они подходили к монастырю, осуждающе промолвил:
– Мы не должны увлекаться мирскими страстями. Ты поступил скверно, брат.
– Ты о чем?
– О той девушке.
– А… Я давно забыл о ней, а ты все несешь!
О чем эта притча? О том, что мы несем в себе много мысленного балласта, не позволяющего нам быть здесь и сейчас.
Посмотрите на жизнь с иного ракурса. Это поможет нейтрализовать множество мучающих вас проблем и противоречий.
Последняя ягодка
Позвольте рассказать еще одну историю — о человеке, который случайно попал на тропу, где охотился тигр. Спасаясь от хищника, человек упал в пропасть. В последний момент он зацепился за лозу, которой был увит крутой склон холма. Представьте: висит человек над пропастью. Сверху тигр. Лоза еле держит. К тонкой ветке подползают мыши и вот-вот перегрызут ее. Безвыходное положение. И в этот безумный миг наш герой замечает растущую на уступе землянику. Он ни разу не видел такой красивой и крупной ягоды. На мгновение он высвобождает руку и срывает ягоду. Вкуснее ее он не ел никогда в жизни!
Как вы думаете, в чем мудрость этого коана?
Он о том же. О том, что каждый миг нашей жизни может быть прекрасен, если мы этого захотим. Счастье не в прошлом, не в будущем. Оно сейчас. И надо увидеть его, поймать и запечатлеть в своем сердце. А для этого быть максимально открытым для любых сюрпризов жизни.
Один из самых распространенных шаблонов, ограничивающих нас, заключается в том, что мир жесток и от него надо защищаться. Множество разочарований, боль, страдания, плохие примеры из собственной и чужой жизни буквально парализуют нас и накрепко закрывают от окружающих. Взаперти как-то безопаснее. Посмотрите вокруг. Всюду металлические двери. Кодовые замки. Сложные системы безопасности. Все это касается не только охраны нашего жилища, но и нашего внутреннего мира. Но парадокс заключается в том, что, плотно упаковавшись в защитный саркофаг, мы обрекаем себя на одиночество и медленное умирание. Не открываясь миру, невозможно стать его частью. Встретить любовь. Поделиться тем, что владеешь, и получить то, в чем нуждается твоя душа. Тут вступает в действие один из самых сложных жизненных коанов: «Как быть открытым и защищенным одновременно». Непростая задача. Практически неразрешимая.
Но в том-то и дело, что решение коанов позволяет нам выйти за рамки ума. Не следовать правилам и шаблонам, а как бы подниматься над ними. Уже одно понимание того, что есть некие правила, они придуманы людьми, их можно выполнять или нарушать, делает твою жизнь осознанной. Слепое же подчинение чужим ожиданиям или законам не дает возможности быть собой и жить своей уникальной жизнью.
Не нарушая законов, но понимая, зачем они придуманы и как они защищают тебя от жестокого мира, ты можешь выполнять или осознанно не выполнять их. Или придумать свои собственные правила и играть по ним. В таком случае ты открыт миру и одновременно защищен от его агрессии.
Позиция «над правилами» и осознанное, а не слепое следование им делает тебя свободным. А ощущение свободы – главное условие счастья. Научившись таким образом смотреть на свою жизнь, ты будешь получать огромное удовольствие от той земляники, которую сможешь увидеть, даже зависнув над пропастью.
Собственно, мы все время висим над пропастью (никто не знает, когда лоза, поддерживающая нашу жизнь, оборвется). Глубокое понимание этой метафоры помогает радоваться каждой минуте жизни, ведь она может стать последней.
Мы очень часто заняты совершенно пустыми и не нужными для нашей души делами. Озабочены карьерой и приобретением благ, все время стремимся крепко стоять на земле. Земля (материальность) поддерживает нас, дает нам силы. Чем сильнее мы упираемся в нее ногами, тем устойчивее стоим, тем больше она возвращает нам сил.
А теперь ответьте: «При каком условии земля отдаст всю свою силу?»
Ответ на этот коан заставит вас пересмотреть всю философскую систему собственной жизни. Вы поймете, что стоять на земле – это только часть жизни, маленькая часть материального мира. Главное, что есть на свете, понимаешь, когда отрываешься от земли.
Каждый миг нашей жизни – коан, который мы обречены разрешить. Стать виртуозным толкователем загадок своей судьбы – достойный и чрезвычайно интересный путь. Скучно не будет! Унывать и печалиться не придется. Уныние – болезнь праздного ума. Займите его разгадкой собственной жизни и тайнами своего счастья, и вы его обретете.

Как погрузиться в медитативное Дзен состояние всего за час?

Раньше мастерам требовалось более 10 лет, чтобы освоить это удивительное Дзен состояние… Теперь вы можете погрузиться в него всего за час!

Что такое Дзен состояние?

В переводе с японского Дзен — это особое состояние, в котором человек испытывает творческий подъем, внутреннюю чистоту, приподнятое настроение, ощущение счастья, радости и свободы. По сути, это непрекращающаяся медитация, состояние, в котором человек всегда ощущает себя позитивно.

Конечно, обычный человек без должной подготовки не может всегда находиться в Дзен состоянии. Это по силам лишь просветленным, монахам, йогам и тем, кто достиг очень высокого уровня саморазвития.

НО! Это состояние действительно стоит испытать, чтобы понять, насколько счастливым и свободным можно быть!

Что дает Дзен состояние обычному человеку?

Дзен состояние позволяет:

  • глубже понять себя и суть человеческого бытия;
  • отрешиться от проблем и забот;
  • ощутить внутреннюю свободу;
  • восстановить психику;
  • высвободить свою естественную энергию, чтобы реализовать свои способности.

Дзен состояние — это возможность погрузиться в свой внутренний мир и достичь высокого духовного развития. В то же время это измененное состояние сознания¹ способствует тренировке ума, позволяет укрепить память и предотвратить развитие склероза.

Что дает регулярная практика Дзен состояния?

Постепенно, занимаясь Дзен медитацией, человек переносит это уникальное состояние счастья и внутренней свободы в повседневную жизнь. А это значит, что никакие стрессы и негативная энергетика ему будут нипочем!

Раньше требовались годы, чтобы постичь Дзен состояние…

Вы можете достичь его всего за час!

Зачем медитировать годами, если можно погрузиться в уникальное Дзен состояние всего за один час?

Получив этот бесценный опыт, можно научиться легко входить в состояние Дзен самостоятельно. У многих практиков на это уходит всего пару недель.

Но как такое возможно?

Специальная медитация Ленни Россоловского позволяет погрузиться в Дзен состояние всего за час! Простое прослушивание этой записи активирует оба полушария мозга, а также центральную его часть – шишковидную железу.

И это не просто слова, это опыт многих практиков!

Просто кайф и освобождение! Лучше заниматься прослушиванием перед сном, потому что потом сильно хочется спать.

К тому же, данная запись помогает некоторым людям видеть очень яркие сны, ощущать реальные провалы в пустотное Дзен состояние…

В этом состоянии также можно открыть третий глаз и увидеть яркие видения, если во время медитации концентрироваться на области межбровья.

У каждого эта уникальная запись работает по-своему и дает свои удивительные эффекты.

Словами не выразить, нужно пробовать. Штука потрясающая!

Вот ссылка на эту запись >>> >>>

P.S. Как говорилось, Дзен состояние позволяет человеку раскрыть заложенные в нем качества и способности. Но какие именно? Узнать о своем личном даре и потенциальных способностях, которые помогут вам достичь успеха в самых разных сферах жизни, вы можете с помощью своей персональной диагностики жизненного предназначения.

Чтобы бесплатно получить ее, перейдите по ссылке и заполните краткую анкету >>>

P.P.S. Диагностика составляется для вас лично, поэтому займет некоторое время.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Изменённые состояния сознания — качественные изменения в субъективных переживаниях или психологическом функционировании, замечаемые самим человеком или наблюдателями (Википедия).

Лучшие способы освоения различных измененных состояний сознания

Дзен — что значит?

В этой статье мы поговорим о таком неоднозначном понятии, как Дзен. Вообще для белого человека, всё что идёт с востока кажется излишне вычурным и многогранным, как сама жизнь. Некоторые пытливые граждане занимаются самообразованием, пытаясь понять смысл множества непонятных слов. Именно поэтому вам стоит определить наш сайт в закладки, поскольку мы рассказываем о сложном, простым языком. Отвечая на вопрос, что значит Дзен, попробуем объяснить это на «пальцах». Прежде чем продолжить, я хочу посоветовать вам прочесть ещё несколько толковых статей, например, как расшифровать аббревиатуру ТТП, что значит ТСЖ, что такое Трейд-ин? Этот термин был заимствован из японского языка, и своей историей восходит к индийскому понятию «дхьяна», что можно перевести, как «глубокое созерцание», «погружение». Все люди, исповедующие дзен-буддизм стремятся с помощью медитации познать своё внутреннее «Я», почувствовать своё единство с мирозданием, отрешиться от бытовых проблем и полностью погрузиться в таинство религиозных практик.
Дзен — это важнейшая школа восточно-азиатского буддизма, полностью оформившаяся в 5 — 6 веках нашей эры под сильным влиянием Даосизма
Дзен — это учение о просветлении или так называемая школа мистического созерцания, которая вышла из буддийского мистицизма

Дзен-буддизм

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Культурология»

на тему «Дзен-буддизм»

Москва — 2007

  1. Введение………………………………………………………………………….3
  2. Дзэн-буддизм…………………………………………………………………….5
  3. Является ли дзэн религией?………………………………………………………………………5
  4. Есть ли в дзэне нигилизм?…………………………………………………………………………7
  5. Сатори……………………………………………………………………………7
  6. Коан………………………………………………………………………………8
  7. Препятствия росту ученика в свете дзэн………………………………………10
  8. Учитель в свете дзэн……………………………………………………………11
  9. Заключение………………………………………………………………………13
  10. Список литературы…………………………………………………………….14

Введение

Не цепляйтесь за прошлое, не ищите будущее; Прошлое минуло,

будущее не пришло. Но смотрите ясно туда, где находится сейчас

предмет, в то же время, однако, ища и живя в покойном, недвижи-

В этом мире есть много религиозных систем, служащих средством к достижению счастья всеми живыми существами. Каждая из этих систем отличается методами практики и формами своего выражения. Все эти системы сходятся в учении о неприемлемости дурных деяний речи, таких, как ложь и злословие, а также дурных физических деяний, таких, как воровство и убийство. Чтобы последователи различных религиозных систем могли достичь согласия, они должны иметь возможность узнать и понять друг друга. Именно с этой целью я предлагаю краткое введение в дзэн-буддизм.

Буддизм с его несколькими формами начинается с рождения принца Сиддхартхи из рода Гаутамы, сына царя Шуддходаны и царицы Махамайи. Мудрецы напророчили царю, что его сын станет либо великим миродержцем, либо великим религиозным учителем. Его отец, царь Шуддходана, решил, что его сын должен стать миродержцем и для этого сосворил вокруг него сказочный мир удовольствий и роскоши. Сиддхартха вырос, женился и у него родился сын, но его не оставляло желание увидеть то, что происходило за стенами дворца. Прогулки за стенами дворца неожиданно поставили его перед реальностью жизни и страданием человечества. Во время первой прогулки Гаутама встретил старого человека, изнурённого тяжёлым трудом и лишениями. Во время второй он увидел человека, больного тяжёлой болезнью. Во время третьей прогулки он столкнулся с похоронной процессией. Он понял, что болезнь, старость и смерть — неизбежный конец самой счастливой и благополучной жизни. Неизбежность человеческих страданий стала фундаментальной проблемой духовных исканий Гаутамы. В четвертый свой выезд за стены дворца Сиддхартха повстречал странствующего монаха и увидел перед собой новую возможность в этой жизни. Он оставляет дворец и вступает на путь великого подвижничества. В течение шести лет он овладевает духовными практиками своего времени. Он обучился сосредоточению мысли и стал на стезю сурового аскетизма, но освобождение по-прежнему ускользало от него. Не будем подробно останавливаться на его пути к постижению истины, а добавим лишь, что в конечном итоге, он достиг просветления и стал Буддой. В Бодх-Гае он указал путь достижения полного просветления и затем поочередно совершил три знаменитых поворота колеса Учения.

В первый период, в Варанаси, Будда повернул колесо Учения, изложив доктрину о Четырех благородных истинах; в средний период, в Гриндхракуте, он повернул колесо Учения во второй раз, изложив доктрину об отсутствии самосущего бытия всех явлений; в последний период, в Вайшали, он повернул в третий раз колесо Учения, изложив доктрину о разграничении явлений, существующих истинно и не истинно.

В процессе своего развития буддизм вылился в форму, которая так сильно отличается от первоначальной, что мы имеем право подчеркнуть его историческое разделение на две школы: хинаяна (малый путь спасения) и махаяна (великий путь спасения). Хинаяна — метод индивидуального освобождения от круговорота бытия. Последователи махаяны стремятся достичь состояния Будды ради спасения других. Фактически махаяна во всем своем разнообразии форм представляет собою не что иное, как видоизмененную форму буддизма и восходит в оригинале к своему индийскому основателю Будде Шакьямуни (как иногда называют Сиддхартху Гаутаму). Когда эта видоизмененная форма буддизма появилась в Китае, а затем в Японии, то она получила в этих странах свое дальнейшее развитие.

Дзэн-буддизм

Среди многочисленных буддистских сект, мы находим один уникальный орден, претендующий на то, что он передает сущность духа буддизма непосредственно от его автора, причем без помощи какого-либо тайного документа или таинственного обряда. Научное название этого пути — «Сердце Будды» («Будда-хридайя»), а более популярное — «дзэн».

История дзэна начинается с приходом Бодхидхармы (Бодайдарума) с запада (из Индии) в 520г. в Китай. Бодхидхарма родился в Канчи, столице Южно-Индийского царства Паллава. Он был брамином по происхождению и третьим сыном короля Симхавармана. Еще в молодости он обратился в буддизм и позднее получил наставления от Праджнятары, которого отец пригласил из древнего центра буддизма Магадхи. Именно Праджнятара велел Бодхидхарме отправиться в Китай. Бодхидхарма подчёркивал важность размышления и личной дисциплины, а не религиозного ритуала.

Является ли дзэн религией?

Это не религия в популярном понимании, т.к. в дзэне нет бога, которому можно было бы поклоняться, нет также никаких церемонных обрядов, ни земли обетованной для отошедших в мир иной, а также в дзэне нет такого понятия, как душа, о благополучии которой должен заботиться кто-то посторонний и бессмертие которой так сильно волнует некоторых людей. Дзэн свободен от всех этих догматических и религиозных затруднений. Но это не значит, что дзэн отрицает существование Бога. Дзэн не имеет дела ни с утверждением, ни с отрицанием. Когда что-либо отрицается, то само отрицание уже включает в себя противоположный элемент. В логике это неизбежно. Дзэн стремится подняться выше логики и найти высшее утверждение, не имеющее антитезы. Поэтому дзэн не отрицает Бога, не утверждает его существования, так что в дзэне нет такого Бога, к которому привыкли европейцы. Дзэн в равной мере не является ни религией, ни философией. Между тем в храмах дзэна можно встретить множество изображений и статуй Будд, но это не более чем куски дерева, камня или металла. Поклонение статуям в свете дзэн — это условности. Дзэн — это дух человека. Дзэн верит во внутреннюю чистоту этого духа и его божественность. Все что не естественно прибавляется или с силой вырывается, вредит целостности духа. Поэтому дзэн решительно против всяких религиозных условностей. То, как дзэн относится к формальному поклонению Богу, видно еще яснее из следующего примера. Когда Дзесю (один из учителей дзэн) увидел, как один монах с почтением отвесил поклон Будде, он ударил его по щеке. «Разве то, что я совершил, не похвально?» — спросил ученик. «Похвально, но лучше обойтись без похвального» — ответил учитель.

Не следует также путать дзэн с той формой медитации, которая присуща другим буддистам. Медитация (дхьяна) в обычном понимании не соответствует практике, имеющей место в дзэне. Человек может размышлять над религиозными и философскими проблемами в процессе практики дзэна, но это носит лишь случайный характер, сущность дзэна совсем не в этом. Его цель — посредством проникновения в истинную природу ума так повлиять на него, чтобы он стал своим собственным господином. И все же дзэн без медитации — не дзэн! Иногда дзэн называют «убийством ума». В действительности в дзэне нет даже такого понятия, как ум, который нужно убивать. Дзэн поистине неуловим в отношении его внешних аспектов. Если мы думаем, что уловили его, то это уже не дзэн. Издали он кажется легкодоступным, но как только мы подходим к нему, он отдаляется от нас еще больше.

Основная идея дзэна — войти в контакт с внутренними процессами нашего существа, причем сделать это самым прямым образом, не прибегая к чему-либо внешнему или неестественному. В связи с этим, все что связано с внешней стороной, отрицается, т.к. единственный авторитет в нем это наша собственная внутренняя природа. Даже рассудочная деятельность не может считаться чем-то конечным или абсолютным. Наоборот, она препятствует уму вступить в прямую связь с самим собой. Миссия интеллекта — служить в качестве посредника, а дзэн не имеет ничего общего с посредничеством, за исключением тех случаев, когда дело касается общения с другими людьми. По этой причине дзэн считает, что все теоретические трактаты и руководства условны и отвлечены и не содержат всей полноты истины. Дзэн стремится ухватить самую суть жизни самым решительным и непосредственным образом. Главная заслуга дзэна заключается в том, что он верит в способности человека, отбросив всякие предвзятости и ограничения, проникнуть в основу самой жизни.

Есть ли в дзэне нигилизм?

Китайский император У из династии Лян, попросил однажды Бодхидхарму поведать ему о святой истине буддизма. Мудрец ответил: «Беспредельная пустота и ничего святого», другой очень известный учитель дзэна, живший в Японии несколько сот лет назад, часто говорил своим ученикам, как можно порвать оковы жизни и смерти: «Жизнь и смерть не существуют». Примеров подобного рода можно привести множество. Тем не менее, дзэн не проповедует философию чистого отрицания. Дзэн не имеет дела ни с отрицанием, ни с утверждением, а с простым фактом, чистым опытом, самой основой нашего существа и мысли: ворона черная, а снег — белый.

Один монах спросил Дзесю: «Что ты скажешь, если я приду к тебе с ничем?» Дзесю сказал: «Брось его на землю». Монах возразил: «Я же сказал, что у меня ничего нет, что же мне тогда остается бросить?» Дзесю ответил: «Если так, то унеси его».

Этим Дзесю ясно показал всю бесплодность философии нигилизма. Чтобы достичь цели, преследуемой дзэном, нужно откинуть даже саму идею об отрицании или утверждении.

Сатори.

Дзэн-буддизм — это образ жизни и взгляд на жизнь, который нельзя свести к какой-либо формальной категории современной мысли. Учение дзэн делало акцент на методе, а не на доктрине. Так по дзэн, истина — непознаваема с помощью рассудочной деятельности и не выразима словом. Дзэн-буддизм отрицает «слово» как средство передачи истины. Целый комплекс весьма своеобразных технических приемов, призванных пробудить интуицию (неожиданные прикосновения, щипки, толчки, удары кулаком или палкой) использовался в процессе коллективных бесед учеников с наставником. Дело в том, что в отличие от других школ буддизма, где пробуждение (просветление) представляется чем-то далеким, достижимым лишь после многих и многих существований, полных терпеливого усилия, в дзэн озарение (сатори) может придти в любой момент. По утверждению Д. Судзуки, «Дзэн может лишиться всей своей литературы, всех монастырей и всего своего убранства, но до тех пор, пока в нем есть сатори, он будет вечно жив». Приведу несколько примеров:

Монах по имени Дзе пришел к Ринзаю и спросил: «В чем сущность буддизма?» Ринзай поднялся со своего соломенного сиденья, схватил монаха, дал ему пощечину, а затем отпустил. Дзе застыл на месте. Монах, находящийся рядом сказал: «О Дзе, почему ты не кланяешься?» И не успел Дзе совершить поклон, как к нему пришло понимание.

Басе шел однажды с Хякудзе, одним из своих учеников. Увидев стаю диких гусей, пролетавших в небе, он сказал: «Что это такое?» Хякудзе ответил: «Это дикие гуси, учитель» — «Куда они летят?» — снова спросил Басе. «Они уже все улетели». Басе повернулся к Хякудзе и ущипнул его за нос и продолжил: «Они действительно улетели?» Это пробудило в Хякудзе состояние сатори. Когда Басе ущипнул Хякудзе за нос, он имел целью пробудить в своем ученике чувство абсолютного настоящего, а не просто обратил внимание на пролетающих гусей. Гуси находятся в пространстве и летят во времени, глядя на них, мы попадаем в область пространственных отношений. Как только мы оказываемся в рамках пространства и времени, мы покидаем абсолютное настоящее и перестаем быть свободной, самостоятельной духовной сущностью, а становимся обычными людьми, связанными законами причин и следствий и мыслящими логическими категориями. Сатори никогда не является следствием такого существования. Вот почему Басе ущипнул Хякудзе за нос. Сама боль не имеет никакого отношения к его сатори как таковому. Это событие предоставило ему возможность сбросить цепи сознания, которые намертво сковывали ум законами пространства и времени и логической умозрительностью. Задача учителя — снять эти цепи с разума ученика. Он делает это обычно посредством отрицаний или противоречий, предлагая посмотреть, «как висит дождь» или «не называть веер веером, а лопату лопатой». Щипание за нос, удар в грудь или дергание за воротник — достаточно необычные методы с точки зрения любой другой духовной практики, однако эффективность этих приемов постоянно и полностью доказывается учителями дзэна.

Дзен-буддизм

()

Дзэн-буддизм Дзэн – буддизм-это образ жизни и взгляд на жизнь , который нельзя свести к какой-либо формальной категории современной мысли. Это не религия и не философия , не психология и не наука . Это образец того ,что в Индии и Китае называют «путь освоения» и здесь дзэн- буддизм родственен даосизму , веданте и йоге . Будучи формой буддизма одной из систем Махаяны , учение дзэн делало акцент на методе , а не на доктрине . Так по дзэн , истина – непознаваема с помощью рассудочной деятельности и не выразима словом . Дзэн-буддизм отрицает «слово» как средство передачи истины . Целый комплекс весьма своеобразных технических приёмов , призванных пробудить интуицию ( неожиданные прикосновения , щипки , толчки , удары кулаком или палкой ) использовался в процессе коллективных бесед учеников с наставником . Главный приём , с помощью которого наставник добивался эффекта – ориентация на шок , так называемая шоковая терапия . «Путь освобождения» не поддаётся положительному определению. Его можно описать лишь косвенно ,указав чем он не является , подобно тому ,как скульптор раскрывает образ ,удаляя лишние куски мрамора или камня . В историческом отношении Дзэн является результатом развития двух древних культур : Китая и Индии и он носит скорее китайский ,чем индийский характер . С XII века Дзэн распространился в Японии и получил там поистине творческое развитие . Дзэн-буддизм – это ценнейший дар Азии миру. Дзэн связал своё происхождение как с даосизмом так и с буддизмом и так как он обладает ярко выраженной китайской спецификой , лучше начать или изучать его китайские истоки и на примере даосизма показать что такое «путь освобождения» . Большинство затруднений и мистификаций , возникающих при изучении Дзэн связано с незнанием китайского мышления . И следовательно основная задача заключается в том чтобы найти и оценить различия в основных предпосылках мысли и в самом методе мышления . Именно эти клише , совершенно непригодные для таких явлений , как Даосизм и Дзэн , создают впечатление , что «восточный склад ума» представляет собой нечто мистическое , иррациональное и непостижимое . Но нельзя сказать , что эти чисто китайские и японские материи не имеют ничего общего с нашей культурой . Благодаря исследованию Р.Х.Блиса, которые он опубликовал в книге «Дзэн в английской литературе» было показано , что основные прозрения Дзэн носят универсальный характер. Основной причиной , по которой Даосизм и Дзэн являются загадкой для европейского ума – заключается в ограниченности представления европейцев о человеческом познании .Европейцы считают знанием , лишь то , что Даос назвал бы условным , минимальным ,конвенциальным знанием: «Мы не чувствуем , что знаем нечто до тех пор , пока не можем определить это в словах или в какой-нибудь традиционной знаковой системе , выражая их в математических или музыкальных символах . И такое знание называется конвенциальным , условным потому ,что оно является предметом общественного соглашения (конвенции) – договорённости относительно средств общения . По другому Дзэн называют Чань ( по японский) . Признаки отличающие Дзэн(Чань)– буддизм от других направлений буддизма трудно различимы . Дзэн обладает вполне определённым и присущим только ему духом . Хотя само слово Дзэн ( дхиана ) означает медитацию , другие школы буддизма придают медитации больше значения . Но характерной особенностью для Дзэн является то , что для Дзэн вовсе не обязательны упражнения в форменной медитации . Принцип Дзэн : » нечего больше сказать» – не оригинален также как и убеждение в том , что истина невыразима словами . Это было в Мадхьямике и в учении Лао-Цзы : Знающие не говорят, Говорящие не знают. Дух Дзэн обладает определённой прямотой . В других школах буддизма пробуждение (бодхи) представлялся чем-то далёким , почти сверхчеловеческим , достижимым лишь после многих и многих существований , полных терпеливого усилия . В Дзэн же всегда присутствует такое ощущение , будто пробуждение – нечто вполне естественное , почти осязаемое , и которое может произойти в любой момент. Если его трудно достичь , то лишь потому , что всё слишком просто . Та же прямота характеризует и методы обучения Дзэн : он указывает истину прямо и непосредственно , не отвлекаясь игрой в символы . Прямое указание ( чжи-чжи ) означает открытое выражение Дзэн с помощью несимволических действий или слов . Многим они могут показаться странными , а порой бессмысленными . В ответ на вопрос о природе буддизма учитель произносит какие-то пустые слова о погоде , о явлениях или производит обыкновенное впечатление (действие) , внешне не связанное с философскими или духовными материями . До середины династии Тан дзэн не достиг зрелости . Ещё характерным признаком Дзэн является внезапное (мгновенное) пробуждение (дунь-у) без какой-либо предварительной подготовки ,то следовательно предпосылки этого принципа надо искать в Индии . Ланкаватара Сутра : «Существуют как постепенные и внезапные (югапат) достижения просветления : 1. Очищение загрязнённых устоев или проекций ума 2. Внезапный переворот в глубинах сознания , при котором исчезает дуалистический взгляд на мир (паравритти) Тогда сознание уподобляется зеркалу , мгновенно отражающему любые появляющиеся перед ним формы и образы . По принципу Ваджрачхедика или Сутры Алмазного меча – «достигнуть побуждения равно тому что ничего не достигнуть» . То есть если нирвана действительно возможна только здесь и сейчас , так что искать её – означает её потерять и следовательно постепенное приближение к ней вряд ли уместно . Достичь её можно только сейчас непосредственно . Возникновение Дзэн вполне естественно объясняется знакомством Даосов и Конфуцианцев с основными принципами буддизма Махаяны . И возникновение традиций , близких Дзэн , наблюдается почти сразу , как только прославленные сутры Махаяны стали известны в Китае . Вималакирти Сутры оказала значительное влияние на Дзэн Вималакирти , отвечающий «громовым молчанием» – является любимой темой художников — дзэн- буддистов . Основное значение этой сутры для Дзэн – состоит в том что совершенное просветление не противоречит занятиям каждодневной жизни , что высшим достижением человека является – «вступить в просветление , не истребив омрачения (клеша)». Такой взгляд импонировал и конфуцианскому и даосскому складу ума . В дзэн придавалось особое значение выражению буддийского духа в формально светских сферах во всех видах искусства , в ручном труде , в любви к миру природы . Большую роль в развитии Дзэн сыграли две разработанные Шен-Чжао (384-414) молодой монах , один из лучших учеников Кумараджива , который был переписчиком конфуцианских и даосских текстов ), концепций : его взгляд на время и перемены и идея о том , что «праджня» — это «знание» . «Прошлое- находится в прошлом и не проистекает из настоящего . Настоящее – находится в настоящем и не проистекает из прошлого «. По Дзэн : каждый момент жизни «содержит сам себя и неподвижен» . Дзэн-буддистская «естественность» расцветает лишь в том , кто расстался с самоутверждением и самосознанием в любом виде . Но этот дух приходит и уходит как ветер , и учредить его или удержать абсолютно невозможно . К 845-му году Дзэн-буддизм стал расцветать , но популярность почти неминуемо ведёт к снижению качества и превращаясь из неофициального духовного движения в стабильный общественный институт , Дзэн подвергался изменениям . Так , возникла необходимость в «стандартизации» его методов и в создании средств , обеспечивающих воздействие учителя на большие массы слушателей . В этих новых условиях первой задачей стала проблема дисциплины . Дзэн – суровая палочная дисциплина . Хотя Дзэн – и является эффективным методом освобождения , он в основном занят дисциплинарным режимом , который «закаляет характер» . Дзэнский тип человека – прекрасен , насколько вообще могут быть прекрасными типы . Это человек уверенный в себе , с чувством юмора , опрятный и аккуратный донельзя , деятельный без суетливости , и твёрдый как сталь , с тонким эстетическим вкусом , в них нет жестокости и их «на лопатки» уложить практически невозможно . X-XI век – полоса процветания Дзэн , которая породила ощущение «утраты духа» и это дало толчок тщательному изучению термина дух . Дзэн не так жесток , чтоб подвергать человека принципу : «не ешь , так как всё равно умрёшь» или «не чеши там , где чешется». Дзэн против иллюзорности , в частности против погони за добром , которая не влечёт за собой зло . «Выбирать – абсурдно , ибо выбора нет». На первый взгляд может показаться , что Дзэн как фатализм отрицает свободу выбора , но это не фатализм , так как имеет место подчинение судьбе . Так как подчинение судьбе подразумевает того , кто подчиняется ей , то тот кто подчинился оказывается беспомощной игрушкой в руках ситуаций и обстоятельств, а для Дзэн такая личность неприемлема. Жизнь в Дзэн начинается с раздробления несуществующих целей : таких как — нет хорошего без плохого ; удовлетворение «Я» представляющей собой лишь идею ; забота о «завтра» , которое не наступает . То есть это всё призраки –символы , которые только притворяются реальностью . Стремиться к ним – всё равно , что попытаться пройти сквозь стену , на которой мелом нарисована дверь . Дзэн начинается там , где уже не к чему стремиться , нечего приобретать . Все трудности Дзэн состоят в повороте от абстрактного к конкретному , от символики к истине , и поэтому Дзэн выработал метод «прямого указания» именно для того , чтобы ткнуть монаха или простолюдина носом прямо в реальное . Хотя Дзэн не предписывает действиям никакой определённой направленности , так как не имеет цели , ни мотивов , он не колеблясь обращается к тому делу , которое возникает перед ним как необходимое . Сознание , функционирующее без затора , без колебаний между альтернативными ( мо-чжи-чу ) и в обучении Дзэн много места занимают упражнения , когда ученика ставят перед диалемой (выбором) , которую он должен решить , не застревая на обдумывании и выборе . И при этом реакция на вопрос должна быть мгновенной , как искра за ударом кремня или как звук после хлопка в ладоши . В целом появление дзэн тесно связано с Махакашьяпой , который был одним из учеников будды . Если верить историческим хроникам то Хуэй-нэн является основоположником дзэн и был шестым патриархом дзэн (638-713);первым патриархом был Бадхидхарма .Линия развития дзэн может быть прослежена в буддийской канонической литературе , нно лишь Хуэй-нэн выразил её в чисто китайской мысли . Окончательное оформление дзэн-буддизма происходит в период с VIII-IX веках . В этот же период были разработаны правила поведения для монахов этого течения . По правилам Дзэн человек должен был заниматься повседневной работой в поле , а в случае неподчинения человек был вынужден ложиться спать на голодный желудок .Махалнисттские тексты – были ключом к овладению техникой дзэн . Первейшими считаются Ваджрачхедика (Алмазная сутра) и Махапраджняпарашита- хрдал — сутра (сердечная сутра) , следом идут Гуань-инь Цзын (Сутра об Аволокитешваре) , Ланкаватара Сутра, Сурантама — Сутра , Вималакирти- нирдеша , Юань-чю-Цзин (сутра о полном просветлении), Лю-цзю-тань-цзин (Алтарная сутра 6-го порядка). Дзэн-буддисты высмеивают любые логические аргументы учеников , их ссылки на священные писания и авторитеты . Дзэн открывает третий глаз – глаз мудрости . Дзэн ничего не объясняет , не обобщает , не осуждает и единственной характерной чертой является следствие за фактами , а не за логикой . Эгоцентризм – это главная преграда на пути к просветлению , то есть склонность человека оценивать факты с собственных позиций . Задачи Дзэн вырисовываются прежде всего в дисциплинировании и реконструкции характера . Д.Судзуки отмечает , что сатори – это и есть дзэн . Всего существует 8 важнейших черт сатори : 1. Иррациональность , необъяснимость , непередаваемость 2. Интуитивное проникновение в сущность природы 3. Авторитетность сатори , которое трудно опровергнуть , не испытав этого состояния 4. Ощущение необычности состояния сатори 5. Саттори не относится к моральным ценностям 6. Невыраженность сатори в цвете , запахе , звуке , образе . Судзуки отмечал , что сатори приходит в сером цвете , без запаха и в крайне непривлекательной обстановке. 7. При этом испытывается чувство восторга , как результат самоудовлетворения , при реализации чего-то неосознанного , подсознательного 8. Краткость , внезапность , мгновенность сатори В результате логики человек искажает истинную картину бытия , а истинность бытия проявляется в единстве субъекта и объекта , в восприятии компонентов бытия без искажения их форм . Основные краткие диалоги дзэн написаны в коанах . С точки зрения дзэн , любой вопрос является абсурдным , так как тот , который спрашивает , искажает факт , извлекая его из единства бытия . Ответ наставника столь же абсурден и появляется такое ощущение , что он отвечает невпопад . Всего существует 1700 коанов . По Судзуки противником дзэн является интеллект , стремящийся отделить субъект от объекта . Чтобы появилось сознание дзэн , необходимо нарушить стремление интеллекта анализировать . Одним из толкователей дзэн был Цзын-ми , который был пятой главой школы Хуань (*Аватамсака*) (780-841) ; он опирался на наследие древних выдающихся мыслителей этого направления , в том числе Ду-шуня , Фа-цзана , Чжэнь-гуаня . Он рассмотрел 3 учения дзэн: . Первое учение Учение о совершенствовании сознания и устранения иллюзий. Он говорит , что все должны знать ,что заслуги и добродетели простолюдинов и мудрецов различны и внешние объекты ( вишая , цзин) и внутреннее сознание ( читта , синь) разделены между собой и ограждены друг от друга . Следовательно надо поворачиваться спиной к объектам и созерцать своё сознание , приостанавливать и и уничтожать свои иллюзии . Когда мысли больше не возникают , наступает просветление , в котором нет ничего не познанного . Эта практика подобно зеркалу на которой есть пыль . При очищении поверхности зеркала от пыли , поверхность зеркала очищается и не будет ничего , чего бы оно не отразило . Второе учение Учение полного отрицания и отсутствие опоры в сознании . Это учение гласит , что все ничего не имеют в качестве своего основания . Они изначально пусты и успокоены , а такое отсутствие субстанциональности дхарм – вечно . Но и мудрость , познавшая отсутствие также не может быть приобретена . Всякое действие является заблуждением ,а всякая истина является иллюзией . Таким образом нужно постигнуть изначальное отсутствие вещей (бэнь лай у –ши ) , сознанию будет не на что опереться в ментальном конструировании и оно тем самым избежит возникновения ложных представлений . Это изначально и называлось освобождением . Третье учение Учение о непосредственном проявлении сознания и исторической природы . Оно гласит , что всё множество дхарм , реальны они или пусты , есть не что иное как истинная природа (бхутататхата) . Истинная природа не имеет свойств и не является причинно — обусловленной . Сознание , которое определяет умение говорить , возможность к действию , возникновению жадности , гнева , сострадания и терпения , и созданию благой и неблагой кармы и восприятию хорошего и дурного является природой Будды . Познав эту небесную истину человек обретает естественность . Следовательно невозможно , возбуждая сознание , совершенствоваться в пути , так как путь и есть сознание . Нельзя , основываясь на сознании , вернуться к сознанию. Не пересекая неблагое и не совершенствуясь пребывать в естественности – это и есть освобождение . Природа сознания в дзэн как пространство , которое не возрастает и не умаляется . Таким образом путь просветления заключается в приостановлении кармической деятельности и спонтанном осознании тождества с Буддой . И чтобы достичь просветления надо достичь состояния «не-различения» , которое является условием следования по пути совершенствования и непривязанности , так как в этом состоянии исчезает всё неблагое и аффективное , в том числе и привязанность к просветлению . И в заключение я хочу в качестве примера показать беседы наставника с учениками или другими персонажами : Кто-то спросил : -Чью мелодию вы , наставник поёте ? Последователем какой школы дзэн Вы являетесь ? Наставник отвечал: -Когда я был у Хуан-бо я трижды обращался к нему и трижды был избит . Монах колебался . Тогда наставник произнёс «кхэ» , потом ударив его палкой сказал : «В пустоту не вобьёшь гвоздя». Какой-то монах спросил : -В чём состоит основной смысл Дхармы Будды ? Наставник произнёс «кхэ» . Монах низко поклонился . Наставник сказал : -Этот почтенный монах очень хорош как собеседник . Наставник поднялся в Зал . Монах ( его ученик ) спросил его : -Как обстоит дело с лезвием меча ? Наставник : -Ужасно , ужасно . Монах заколебался и тут наставник избил его . Использованная литература: В.И. Корнев «Буддизм и его роль в общественноё жизни стран Азии» Москва : «Наука» 1983 год . Алан Уотс В. «Путь Дзэн» Киев «София» 1993 год . Буддизм : история и культура . Москва : «Наука» 1989 под ред.Вертоградова. Буддизм в переводах . Альманах . СПГУ 1992 год . Чань(дзэн)-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае . Новосибирск 1983

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *