До 1656 года на Руси все крестились двумя перстами и этим Русская Церковь отличалась от всех Православных Церквей.
В 1656 году Патриарх Никон в Москве созвал Собор Русской Православной Церкви, на который прибыли четыре Восточные иерарха:
Макарий, Патриарх Антиохийский
Гавриил, Патриарх Сербский
Григорий Митрополит Никейский
Гедеон, Митрополит всей Молдавии.
В соборе приняло участие и русское духовенство числом 40 митрополитов, архиепископов и епископов, а так же архимандритов и игуменов русских монастырей.
Ещё за три года до собора, Патриарх Никон призвал русское духовенство креститься тремя перстами по примеру Византии. В русском духовенстве возникло недовольство и именно тогда Патриарх Никон решил и собрать этот собор, чтобы разрешить вопрос, как же правильно нужно креститься.
Этому собору предшествовал собор 1654 года, когда с патриархом Никоном в спор вступил епископ коломенский Павел. Считается, что отец епископа Павла был учителем грамматики Патриарха Никона.
В 1652 году был одним из двенадцати претендентов на престол патриарха. Патриархом по настоянию Царя Алексея Михайловича стал Никон.
17 октября 1652 году патриарх Никон возглавил его епископскую хиротонию и возвёл его на Коломенскую кафедру.
Епископ Павел так защищал старые русские обряды , что По старообрядческому преданию, этот спор закончился тем, что Никон сорвал с Павла мантию и собственноручно избил епископа Павла.
Был без Соборного суда (вопреки всем церковным правилам) лишён Никоном епископской кафедры и сослан в Палеостровский монастырь. После этого Никон написал клеветническое письмо патриарху Константинопольскому Паисию I — якобы он и Иоанн Неронов составили новые молитвы и чины церковные, и развращают людей, и отделяются от соборной церкви. Введённый в заблуждение патриарх Константинопольский осудил «сторонников новшеств». Епископ Павел был сослан Никоном на Онежское озеро, в Палеостровский Рождественский монастырь, где пробыл полтора года. Условия содержания были довольно тяжёлыми, но у святителя и исповедника была возможность общаться со стекавшимися к нему мирянами и священниками, получавшими от него советы, утешение и архипастырское благословение.
По старообрядческим источникам , Никон будто бы подослал наёмных убийц, и епископ Павел Коломенский был сожжён в срубе в великий четверток, то есть 3 апреля по старому стилю (13 по новому) 1656 года.
Среди последователей старого обряда почитание епископа Павла как святого началось сразу же после его кончины и продолжается до сих пор.
Для продолжения своей реформы патриарх Никон решил заручиться поддержкой восточных иерархов , для этой цели и был собран собор 1656 года.
На соборе патриарх Никон обратился с вопросом к четырём восточным иерархам о том, как надо креститься, двумя или тремя перстами, ему ответил патриарх Антиохийский Макарий:
== Предание прияхом сначала веры от святых апостол, и святых отец, и святых седьми соборов, творити знамение честнаго креста, с треми персты десные руки, а кто от христиан православных не творит крест тако, по преданию восточныя Церкви, еже держа с начала веры даже до днесь, есть еретик и подражатель арменов, и сего имамы его отлучена от Отца и Сына и Святаго Духа и проклята==

Этот ответ и стал решением собора, все остальные иерархи поставили под ним свои подписи.
В этом же году Великим постом анафема на двоеперстников была провозглашена в церквях в Неделю Торжества Православия. Решения собора были напечатаны в книге «Скрижаль», которая была принята на соборе.
Решение собора 1656 года о проклятии всех крестящихся двоеперстно было подтверждено на Большом Московском соборе 1666—1667 года, на котором была принята подобная анафема не только на двоеперстие, но и на все старые обряды и на тех, кто ими пользуется.
Анафемы соборов 1656 года и Большого Московского собора 1666—1667 года стали главным причинами раскола XVII века Русской Церкви на старообрядцев и на новообрядцев.
Вопрос сложение перстов был одной из причин раскола.
На Поместном Соборе Русской православной церкви 31 мая 1971 года все решения соборов XVII века, в том числе и решение собора 1656 года, против старых обрядов были отменены:
==Утвердить постановление … об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие==
ТАК ДВУПЕРСТИЕ ИЛИ ТРЕПЕРСТИЕ?
ДВУПЕРСТИЕ — принятое в средневековом православии (Церкви на востоке) и доныне среди старообрядцев сложение пальцев (перстов) правой руки для совершения крестного знамения. Двоеперстие стало общеупотребительным на греческом Востоке в VIII веке (вместо наиболее распространённой в древности и известной по святоотеческим свидетельствам формы перстосложения — ЕДИНОПЕРСТИЯ.
Оно вытеснено ТРЕПЕРСТИЕМ — в XIII веке у греков. и в 1650-х годах в Московском патриархате в Русском государстве (см. Раскол русской церкви). Старообрядцы продолжали настаивать на двуперстии на том основании, что крестную казнь через распятие претерпел Иисус Христос, а не вся Троица. Кроме того, старообрядцы указывали на существующие изображения — иконы, миниатюры, где были святые, крестящиеся двуперстно.
При двуперстном сложении большой палец, мизинец и безымянный палец складываются вместе; каждый палец символизирует одну из трёх ипостасей Бога: Отца, Сына и Святого Духа; а их соединение едино Божество — Святую Троицу.
В двоеперстии два пальца являются символическим выражением догмата Халкидонского собора изображают две природы Иисуса Христа. Средний и указательный пальцы остаются выпрямленными и соединёнными между собой, при этом указательный совсем держится прямо, а средний слегка согнут по отношению к указательному, что символизирует две природы в Иисусе Христе — божественную и человеческую , причём согнутый средний палец указывает на умаление (кенозис) божественной природы во Христе.
Вместе с двуперстием, по мнению современных старообрядцев пришёл обычай поднимать руку ко лбу, опускать на живот и затем переносить её на правое, а потом на левое плечо. Движение руки со лба на живот символизирует сошествие Господа на землю; нахождение руки на чреве показывает вочеловечение Христа; подъём руки от живота на правое плечо изображает Вознесение Господне, а нахождение руки на левом плече — воссоединение Христа с Богом-Отцом.

Нет документальных сведений ранее IV века о том, какое перстосложение в раннехристианскую эпоху использовалось при начертании знака креста, но на основе косвенных сведений полагают, что для совершения крестного знамения использовался один палец.
Изображение двоеперстия мы находим на мозаиках римских храмов: образ Благовещения в Усыпальнице св. Прискилы (III век), изображение Чудесного лова в церкви св. Аполлинария (IV век) и т. д Однако, часть историков, начиная с Евгения Голубинского, считает древние изображения двоеперстия не перстосложением для совершения крестного знамения, а одним из ораторских жестов.
Двуперстие при совершении крестного знамения, по мнению русских исследователей XIX — начала XX века, закрепляется после Четвёртого Вселенского собора (V век), когда был выражен догмат о двух природах во Христе, — в качестве контраргумента против монофизитства.
В конце X века киевский князь Владимир при Крещении Руси принял двоеперстие, которое в то время было в общем употреблении у греков. Принятое позже у греков «путём обычая» троеперстие — не получило общего распространения в Московской Руси; более того, двоеперстие — как единственно правильное перстосложение — в Московской церкви было прямо предписано в первой половине XVI века сперва митрополитом Даниилом , а затем Стоглавым собором:
==Аще-ли кто двѣма персты не благословляетъ якоже и Христосъ, или не воображаетъ крестнаго знаменія, да будетъ проклятъ, святіи отцы рекоша==
В начале XVII века учение о том, что необходимо креститься двумя перстами, излагает первый Патриарх Московский и всея Руси Иов в послании к грузинскому митрополиту Николаю:
==» Молящися, креститися подобает двема престы; преж положити на чело главы своея, тоже на перси потом же на плече правое, тоже и на левое; сегбение престу именует сшествие с небес, а стоящий перст указует вознесение Господне; а три персты равны держати — исповедуем Троицу нераздельну, то есть истинное крестное знамение»==
В Русской церкви двуперстие отменено в 1653 году патриархом Никоном.
24 февраля 1656 года, в Неделю Православия, патриарх Антиохийский Макарий, патриарх Сербский Гавриил и митрополит Григорий торжественно в Успенском соборе прокляли тех, кто знаменовался двумя перстами.
В полемике со старообрядцами православные называли двуперстие выдумкой московских книжников XV века , а также латинским или армянским заимствованием. С критикой двуперстия как противного святым уставам выступал Серафим Саровский!
Двоеперстие было допущено к употреблению в конце XVIII века в Российской церкви как икономия, когда было введено единоверие. На Поместном соборе Русской православной церкви 1971 года все дониконовские русские обряды, включая двоеперстное крестное знамение, были признаны «равночестными и равноспасительными».
Тем самым РПЦ в Советское время отменила те свои же постановления за несаблюдение которых был сожжён епископ Павел и протопоп Аввакум и тем самым отделив себя от Вселенской полноты Православия, где двуперстное сложение при крещении недопустимо.

Двуперстие — истинное перстосложение, переданное Самим Господом нашим Исусом Христом Своим апостолам. Они передали его епископам и священникам, и с тех пор оно перешло нам по преемству.

Пе­ремена перстосложения является самым известным примером реформ патриарха Никона. Русская Церковь до Никона творила крестное знамение двуперстием: три пальца (большой и два последних) складывали во имя Святой Троицы, а два (указательный и великосредний) во имя двух естеств во Христе — Божеского и человеческого. Так складывать пальцы для выражения главных истин правосла­вной веры учила и древняя Церковь.

Двуперстие

О древности и истинности двуперстия имеется немало свидетельств. Двуперстным крестным знамением осеняли себя все христиане от времен Исуса Христа: в Риме (со времени принятия христианства (примерно в 350 г.) до возникновения католицизма (примерно в 1054 г.), в Греции, на Руси (до раскола 1666 г.) и в других странах. Так молились апостолы, святитель Никола Чудотворец, Василий Великий, святый Иоанн Златоуст и другие святые. В катакомбах Рима, cохранившихся до настоящего времени от первых христиан (4 век), имеются фрески с изображением святых с двуперстием на правой руке: образ Благовещения в Усыпальнице св. Прискилы (III в.), изображение Чудесного лова в церкви св. Аполлинария (IV в.) и т. д. В Успенском Соборе Московского Кремля хранится Крест. На Кресте у Спаса благословляющая рука сложена в двуперстие.

О двуперстном крестном знамении известно писание святых отец Мелетия Антиохийского, Славостинского епископа, и Феодорита (4 век). Во время спора с арианами люди просили представить доказательства истинности двуперстного сложения, что святой Мелетий и сделал. Вначале он сложил три перста и не было никакого знамения. Потом он сотворил полное двуперстное крестное знамение и благословил людей, и от его крестного знамения, как молния вышел огонь.

… Два совокупив, три согнув и благослови люди, и изыде от него яко огонь молния, достохвальный убо он испусти глас… и тако посрами еретики. (Стоглав, гл. 31)

Св. Мелетий был в большом почете в Константине граде и так учил священников благословлять людей, а мирян креститься.

Истинность двуперстия подтвердил Стоглавый собор на Руси (1551 г.), осудивший неистинность проникшего в страну троеперстия:

Аще кто не знаменается двема персты, яко же и Христос, да будет проклят (Стоглав, гл.31).

Мощи Илии Муромца в Киево-Печерской Лавре

Об истинности двуперстного перстосложения свидетельствуют также мощи святых. В Киево-Печерской Лавре до сего времени находятся нетленные мощи Илии Муромца, персты правой руки которой сложены в двуперстие. Преп. Максим Грек, известный своими многочисленными богословскими трудами, в своей книге также пишет о двуперстии.

В русских же источниках, не говоря уж о бесчисленных иконописных изображениях, двуперстие ясно видно на грамотах, которыми обменялись великий князь тверской св. Михаил с новгородским архиепископом и со всем Новым Городом о взаимном вспоможении против общих неприятелей (1295 — 1302 год). Двуперстие изображено также и на печатях, которыми скреплены грамоты великих князей Иоанна Иоанновича (1356 год), Василия Иоанновича (1523 год) и первого из Романовых — Михаила Феодоровича (1613 год).

Рис.34 — Печать патриарха Филарета (1628 г.). Рис. 40. Патриаршая казенная большая печать (1662 г.)

После реформ, проведенных патриархом Никоном, вместо двуперстия было приказано знаменоваться троеперстием: складывать первых три перста во имя св. Троицы, а два послед­них иметь «праздными», то есть ничего ими не изображать. В народе говорили: новый патриарх упразднил Христа. Троеперстие на Руси было явным новшеством, которое относительно поздно появилось у греков, они же привезли его и на Украину. Ни один святой отец и ни один древний собор не свидетельствуют о троеперстии. В иконографии не было традиции его изображения. Поэтому русские люди опасались его принимать. Мало того, что троеперстие как сим­вол оказалось гораздо менее выра­зительно, в нем еще содержалась и грубая неточность выражения: ибо если мы положим на себя знамение креста, изображая его тремя перста­ми, то получится, будто мы исповеду­ем, что св. Троица была распята на кресте, а не Одно из трех лиц Ее — Исус Христос по своему человечеству.

Истинное крестное знамение

Согласно учению святых отец, нужно сложить вместе три перста правой руки: большой, безымянный и мизинец в знак того, что мы веруем во Святую Троицу (Отца и Сына и Святаго Духа). Два других перста (средний и указательный) складываем вместе, при этом средний перст немного преклоняем, а указательный перст сильно протягиваем (держим прямо). Эти два перста изображают два естества в Богочеловеке Исусе Христе: Божеское и человеческое. Любое изменение искажает смысл крестного знамения и оно теряет свою силу.

Многие христиане осеняют себя крестным знамением слишком быстро, настолько быстро, что не успевают доносить двуперстия до положенного места на правое и левое плечо, и на живот. От этого крестное знамение утрачивает четкое изображение креста, становится похожим на простое махание. Молящийся не успевает проговорить молитву, договаривается она уже после совершения поклона.

Мнозии неразумнии человецы, махающе рукою по лицу своему творят крестящися, всуе труждающеся (напрасно трудятся), тому бо маханию бесы радуются. (Стоглав, г. С. Петербург, 1997, гл. 32)

При крестном знамении надо нажимать пальцами на тело.

«Помни себе и не забывай о кресте, чтобы не платие на себе крестите, но тело свое. Сего ради Крестом осеняешися, прилагай внятно руку свою, чтобы сие на теле внятно было (ощущаемо)».

Они по-разному понимают суть крестного знамения

При перемещении руки слева направо крестное знамение, согласно христианской символике, считается исходящим от человека, который обращается к Богу. А при движении руки справа налево — исходящим от Бога, который благословляет человека. Неслучайно и православный, и католический священник перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Для того, кто стоит напротив священника, это как благословляющий жест справа налево. Кроме того, перемещение руки слева направо означает движение от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве связывается с дьявольским, а правая — с божественным. А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским. Католикам долгое время разрешалось креститься любым из этих двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это слева направо и никак иначе.

Пий V за молитвой. Он указывал: «Благословляющий себя самого… делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому»

Сегодня многие православные, посещающие церковь, не задумываются, когда крестятся. Еще с детства нас учила мама, как правильно креститься, а ее наша бабушка, а бабушку — прабабушка и так далее. Однако сегодняшняя традиция креститься не всегда была такой, какой мы привыкли ее видеть теперь.

Когда-то существовали иные законы, по которым совершалось крестное знамение, а также другие церковные обряды. Приверженцев этих древних традиций мы называем сейчас старообрядцами, или староверами. Как отличается старообрядчество и православие? В чем разница традиций? Чтобы ответить на вопросы, необходимо обратиться к истокам.

В.А. Кузнецов «Божьи люди». Моление старообрядцев. Именно таким образом происходило служение в старообрядческой церкви

Появление староверов связано с историей Древней Руси и принятием Православия

В 988 году князь Владимир крестил Русь. Принятие Православия повлияло на историю страны.

К.В. Лебедев «Крещение киевлян». В 988 году произошло крещение Руси киевским князем Владимиром

Православие на Руси восходило и основывалось на Византийских традициях церковного служения, а митрополит всея Руси назначался в столице Византии. Константинополь как главный центр Православия, был своего рода авторитетом в кругах Русской церкви.

Однако после подписания Византийским императором Унии о признании верховенства папы, (тем самым возвысив западную традицию христианства над восточной), авторитет Константинополя пошатнулся в кругах Русской церкви, а также самого народа.

Стали появляться критические суждения по некоторым греческим обрядам, подвергаться сомнениям их правильность и достоверность.

Споры о принятии Унии послужили одной из причин обособления Русской Православной церкви от Византии

Окончательное отделение от Византии произошло, когда Московское патриаршество самостоятельно назначило митрополита Киевской и Всея Руси. После захвата Константинополя турками, была упразднена Флорентийская Уния.

Несмотря на господствующих завоевателей, православие на Востоке продолжало существовать, и спустя некоторое время отношения между русской и византийской церквями стали налаживаться. Однако пошатнувшийся однажды авторитет, всему русскому народу вернуть не удалось.

Староверческая традиция креститься двумя перстами на самом деле пришла из Византии

Традиция креститься двумя перстами пришла именно от греков.

Сложение пальцев при двуперстном крещении. Именно так крестятся староверы

Со временем византийская церковь переходит на троеперстие, а также видоизменяет другие традиции православия. Что повлекло за собой некоторую размытость в головах не просвещенного русского православного народа.

Кто-то считал, что православные традиции, доставшиеся от древних греков являются истинными и подлинными. А нововведения воспринимали еретическими, навязанными папой и турецким игом.

«Спор о вере». Картина XVIII века. Отличия староверов от православной русской церкви в атрибутах и традициях

Главная фигура церковного раскола, Никон, родился в обычной крестьянской семье

О Никоне мы знаем из жития, написанного Шушериным И.К., который был в услужении у патриарха. В нем говорится, что будущий патриарх Московской и Всея Руси родился в 1605 году в семье крестьян. При рождении мальчику было дано имя Никита Минин.

В ранние годы Никита был отдан изучать Священное Писание и грамоту. Вскоре он сам решает поселиться при монастыре, чтобы не пропускать ни одной службы, а также продолжать учиться. После смерти родителей Никита женился и принял сан священника.

Однако спустя 10 лет, после смерти детей, он решает навсегда оставить мирскую жизнь. Убедив свою жену постричься в монахини, он сам в возрасте 30 лет совершил пострижение в монашество под именем Никон.

Д. Вухтерс(?), 1660-1665 гг. Портрет патриарха Никона с клиром

В 1646 году он прибыл в Москву, где сблизился с правившим тогда царем Алексеем Михайловичем, который впоследствии содействовал становлению Никона патриархом Московским.

Нововведения Патриарха Никона стали причиной Церковного раскола и образования староверов

Чтобы разрешить вопросы и создать единые обычаи и традиции в русском православном мире в 1656 году Патриархом Никоном был созван Церковный Собор в Москве.
На Собор были приглашены представители восточных иерархов, которые в главном вопросе крестного знамения, провозгласили:

«Предание прияхом сначала веры от святых апостол, и святых отец, и святых седьми соборов, творити знамение честнаго креста, с треми персты десные руки, а кто от христиан православных не творит крест тако, по преданию восточныя Церкви, еже держа с начала веры даже до днесь, есть еретик и подражатель арменов, и сего имамы его отлучена от Отца и Сына и Святаго Духа и проклята».

В скрижали были письменно зафиксированы слова трех восточных иерархов о трехперстном крещении, которое признавалось единственно верным. Скрижаль. — Москва : Печатный двор, X. 1655; дополнительные статьи 2. VI. 1656 с. 429

В результате последовали нововведения. Главные реформы коснулись унификации церковных обрядов согласно греческим, в первую очередь совершать крестные знамения тремя, а не двумя перстами; Реформа также затронула корректировку русских православных книг по новопечатным греческим.

Василий Перов. Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880—1881гг. Староверы вели рьяную дискуссию со сторонниками реформ о том, какие традиции Православия истинные

После Собора Русской Православной Церкви совершающие крестное знамение двумя перстами были преданы анафеме. Спустя два года анафема распространилась на древние церковные обряды, а тех, кто следовал им, признавали еретиками. Отлучения от церквей стали главными причинами раскола, и появления старообрядчества.

П.Е. Мясоедов «Сожжение протопопа Аввакума» (протопоп Аввакум был старовер и один из рьяных противников реформ Никона). После реформ Никона все староверы были объявлены еретиками и приговаривались к смертной казни

Поэтому староверами принято сейчас называть людей, которые живут и служат по законам древнего православия дореформаторской Руси, до Церковного раскола.

Не смотря на долгие, жестокие гонения и преследования старообрядчества, стоит отметить, что его отличие от православной церкви не столь велико. Изменения в обрядах затронули лишь некоторые составляющие: как крестились, как писали имя Христа, какой крест признавался, каким образом совершали крестные ходы (по солнцу или против) и несколько других.

Крестное знамение староверов делают двумя перстами

Икона Христа Пантократора с двуперстным жестом. Таким образом складывают пальцы при крещении староверы.

По символике старообрядческая церковь объясняет это так: каждый палец воплощает одно из трех лиц Бога (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), сложенные вместе они образуют Святую Троицу. Два других пальца символизируют божественную и человеческую природы Христа.

Чуть согнутый средний палец по отношению к выпрямленному указательному, показывает уничижение Христа своей божественной природы. При крещении староверы сначала подносили руку ко лбу, затем опускали на грудь (в области сердца), клали на правое, а потом на левое плечо.

Схема как правильно креститься: вначале подносим правую руку ко лбу, далее к груди, а затем к правому и левому плечу

Старообрядцы при крещении должны погружаться в воду с головой трижды

Кроме различий в крестном знамении, само крещение в старообрядческой церкви имеет свои особенности. Так, например, при крещении должно быть совершено полное троекратное погружение в воду. В то время как православие признает крапление водой или частичное погружение.

Погружаются староверы в воду при обряде крещения с головой и трижды

В остальном происходят схожие обряды по миропомазанию, получение нательного крестика, облачению в белую одежду после крещения и др.

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест

В старообрядчестве использование распятия разрешается только на восьмиконечном кресте, в отличие от православного креста, который может быть как четырех-шести- и восьмиконечным.

Слева представлен восьмиконечный крест, которые используют староверы; справа – четырех, который могут использовать только сторонники православия, но не старообрядцы

Старообрядческий крест восходит к Галгофскому, на котором был распят Христос, именно его староверы считают истинным. Восьмиконечный крест, в отличие от шестиконечного, кроме нижней косой перекладины, имеет еще одну поперечную перекладину над крестом.

Во время распятия Христа сверху над головой была прибита табличка с надписью: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Также очень часто можно встретить старообрядческий крест в виде четырехконечного креста, в который вписан восьмиконечный.

Нательные кресты старообрядцев, внутри которых обязательно присутствует восьмиконечный крест

В наши дни старообрядчество и РПЦ тесно общаются и взаимодействуют друг с другом

Сегодня Русская Православная Церковь старается наладить отношения и жить в мире со Старообрядческой. После отмены анафемы в 1971 году, Русская Православная Церковь Заграницей принесла искренние извинения перед старообрядцами за все свершенное над ними зло.

Президент В.В.Путин старается наладить отношения со староверами встречаясь с митрополитом старообрядцев Корнилием

В России стараются проводить заседания и круглые столы, на которых решаются актуальные проблемы старообрядчества. Однако возникает ряд вопросов, о взаимоотношении РПЦ и старообрядческой церкви. Например, может ли старовер быть крестным у православного?

На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Сторонники православной церкви отвечают так: допустимо присутствие крестного неправославной веры христианина, если второй крестный является православным. Также иного исповедания крестный должен обещать не воспитывать будущего крестника(цу) в отличных от православных традициях.

Однако подобное позволение со стороны РПЦ не означает, что сторонники старообрядчества согласятся участвовать в Крещении в «новообрядческой» церкви.

Традиции и обряды старообрядцев проводятся свободно и официально по всей России

ВОПРОС: почему католики и православные по-разному совершают «знак креста»?

ОТВЕТ: знак Креста, или крестное знамение, совершалось в раннехристианской Церкви правой рукой (часто одним перстом) на разных частях тела – на лбу, на груди или на устах (подобно так называемому малому крестному знамению, которое католики латинского обряда совершают на Мессе перед чтением Евангелия).

Крестное знамение постепенно сформировалось как знак благословения, и совершалось оно по-разному: одним или несколькими пальцами или целой кистью руки. На памятниках иконографии – как на Востоке, так и на Западе, — благословляющая рука Иисуса Христа, святых или священнослужителей изображена с вытянутыми средним и указательным пальцами (что символизирует две природы во Христе – человеческую и Божественную), в то время как остальные три пальца сложены вместе.

Иногда крестное знамение совершалось тремя перстами – что символизирует Пресвятую Троицу. Таким образом, формы совершения крестного знамения были разными, и унифицировались они постепенно в рамках отдельных традиций. Так что правильно было бы говорить не столько о «католическом» и «православном» крестном знамении, сколько о разных традициях: так, католики восточных обрядов совершают крестное знамение точно так же, как и православные. Во всех традициях сначала совершается вертикальное движение рукой сверху вниз, а затем горизонтальное: у некоторых слева направо, у других – наоборот.

Первоначально на Западе крестное знамение совершалось почти так же, как и на Востоке: справа налево, тремя пальцами правой руки. Свидетельство этому можно найти в тексте Папы Иннокентия III De sacro altaris mysterio. Со временем эта практика видоизменилась, и крестное знамение стало совершаться слева направо открытой кистью руки. После Тридентского собора (XVI век) этот жест был зафиксирован в документах.

В византийской традиции (у православных и католиков византийского обряда) крестное знамение совершается справа налево тремя пальцами, соединенными вместе – указательным, средним и большим, а два оставшихся перста при этом прижаты к ладони. Три соединенных пальца, согласно толкованиям, символизируют нераздельную Троицу, а два других пальца – две природы Христа. Ранее в византийской традиции существовала другая форма крестного знамения – двуперстие. Она сохранилась по сей день у старообрядцев. При двуперстии знак Креста совершается соединенными вместе указательным и средним пальцами, а к ладони прижаты три оставшихся перста.

Двуперстие и было первоначальной формой крестного знамения, пришедшей на Русь из Византии. Греки впоследствии заменили двуперстие на троеперстие, а на Руси двуперстие сохранялось до реформы Патриарха Никона в XVII веке. Старообрядцы, которые отвергали реформы Никона, сохранили двуперстие.

Интересно, что в православной литературе даны различные толкования символики крестного знамения. В некоторых источниках утверждается, что прикосновение ко лбу означает освящение нашего ума, к животу – наших внутренних чувств, а к плечам – освящение телесных сил. Встречается и такое объяснение: чело означает небеса, чрево – землю, а горизонтальное движение от плеча к плечу – то, что Святой Дух объемлет все, от края до края. Что касается католических толкований символики Креста, то прежде всего они касаются самого смысла совершения этого знака. Так, святой Фома Аквинский писал: «Крестное знамение – это знак Страстей Христовых, который мы совершаем не просто для освящения или благословения, но для исповедания нашей веры в силу Страстей Господа». Для католика совершение крестного знамения – в любой его форме, в любом обряде — означает прежде всего провозглашение принадлежности ко Христу. Крестное знамение – это также исповедание нашей веры в Пресвятую Троицу, Отца, Сына и Святого Духа. Оно означает нашу готовность принять свой крест и последовать за Господом; всякий раз, совершая знак Креста, мы обновляем обязательства нашего Крещения.

По материалам «Радио Ватикана»

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *