Тело — души

Душа бессмертна и переходит из одного тела в другое.

Важнейший долг че­ловека — очищение души и подготовка ее к истинному бытию в мире идей.

Из философских мыслей Платона

Человек состоит из тела и души. Тело — темница души, оно смертно. Душа — идея че­ловека. Она бессмертна и переходит из одно­го тела в другое. Платон — последовательный сторонник орфико-пифагорейской теории пе­реселения душ (метемпсихоза). Важнейший долг человека есть «забота о душе», т.е. ее очищение (катарсис) от всего чувственно­го и материального и подготовка к истин­ному бытию в мире идей. Настоящая жизнь начинается, когда умирает тело — источник зла, физических и духовных болезней.

могут управлять государством.

Из философских мыслей Платона

Душа человека имеет два основных начала: разумное (логисти-коп) и неразумное (алогои). В последнем выделяется страстное, яростное начало (дюмойейдес) и чувственно-вожделеющее (епитю-мэкоп). Какое начало души больше развито — таков и человек по своим способностям, склонностям, характеру и стремлениям. Поэтому в своей модели идеального госу­дарства Платон делит людей па три груп- Зная Благо и обла-пы: 1. Правители-философы. У них разви- дая Мудростью, та разумная душа. Они способны умосозер- только философы цать идеальный мир, вершина которого — Благо. Зная Благо и обладая мудростью, они могут и должны управлять государст­вом. 2. Воины. У них развито яростное, волевое начало души. Их добродетель — мужество и отвага. Сле­довательно, они должны защищать государство от внешних и внутренних врагов. 3. Работники. У них развита чувственная душа. Им доступен и понятен только материальный мир. Значит, они должны приумножать материальное благосостояние государ­ства и следовать мудрости правителей-философов. Платон отрицательно относится к другим формам государственного уст­ройства, так как считает их искажениями идеальной модели. Не признает он и демократию, при которой государством правит не­разумная толпа, способная осудить па смерть самых благородных и достойных граждан. Смерть Сократа сильно повлияла па миро­воззрение его ученика.

В решении проблемы познания Платоп опирается на орфи-ко-пифагорейскую теорию перевоплощений и сократовскую идею о существовании истины в глубинах души. Душа за период стран­ствований из тела в тело много раз соприкасалась с физическим и идеальным миром и идеальным миром. Воплощаясь в очередной раз, она в теле за­бывает истины, которые знала в мире идей. Поэтому познание в чувственном физическом мире — это только припоминание (анамнез) того, что содержится в недрах разумной души.

Исходя из троичного деления реальности па мир идей (бы­тие), мир материи (небытие) и промежуточный физический мир становления, Платой выделяет три типа знания — науку, или, точнее, знание как таковое (эпистема), невежество и про­межуточное полузнание — мнение (докса). Мнение никогда не гарантирует истину. Оно может быть истинным и ложным. Из-за этой обманчивости ему нельзя доверять. Оно делится па верования (иистис) и простое воображение (эйкасиа). Нау­ка же разделяется на чистую мудрость (поэзис) — непосред­ственное прямое познание идей умосозерцапием или припо­минанием, и опосредованное познание (диапойя). Дианойя — это преимущественно математико-символический способ пос­тижения истины, в котором используются символы (числа, фигуры, соотношения). Этот способ ставится ниже чистой мудрости.

Одним из учеников Академии — философской школы Платона — в течение двадцати лет был сын Никомаха — придворного врача македонского царя Амипты III. Звали его Аристотель (IV в. до н.э.). Спустя годы он станет крупным философом и создаст свою философскую школу — Ликей. Творчество Аристотеля сильно повлияет па всю европейскую и арабскую философию. Его учение, как и система Платона, ох­ватывает все основные философские разделы и многие научные дисциплины.

Философию Аристотель разделяет па два вида: «первая фило­софия» (несколько веков спустя ее назовут «метафизикой») и «вторая философия», которая у пего преимущественно соотно­сится с физикой. Предмет физики как «второй философии» — природа, т.е. физический мир. Предмет «метафизики» — мир сверхфизический, т.е. то, что существует над природой в качестве ее причин и оснований. Истинная философия — это метафизика. Она ценится выше «второй философии».

Четыре определения метафизики, сформулированные Аристо­телем, конкретизируют ее предметную область: 1) это исследова­ние высших причин и первоначал; 2) познание бытия как таково­го; 3) познание субстанции; 4) познание сверхчувственной суб­станции и Бога.

Четыре определения мета­физики («первой философии») у Аристотеля:

Исследование высших причин и первоначал

Познание бытия как такового

Познание

Высших причин четыре. Первая — формальная. Отвечает па вопрос: «Что есть?» Это — форма (сущность). Вто­рая — материальная. Отвечает па воп­рос: «Из чего?» Это — материя, из кото­рой образованы вещи. Третья — дейст­вующая (двигательная). Отвечает на вопрос: «Что есть начало движения?»

Если для Платона бытие — это только сверхчувственный мир идей, то для Аристотеля оно имеет много разновидностей и смыс­лов. Он их формирует в четыре группы: а) бытие как категория; б) бытие как акт и потенция; в) бытие как акциденция; г) бытие как истина (небытие как ложь).

Проблему субстанции Аристотель решает не так однозначно, как ранние натуралисты (материальные первоэлементы) или по­следователи Платона (идеи). Он говорит о форме как подлинной субстанции в полном смысле этого понятия. О материи как «суб­страте формы» (то, что форма оформляет). И о соединении фор­мы и материи в едином образовании («сиполос») как субстанци­ональности. Это соединение есть индивид, или единичная вещь.

Сверхчувственной субстанцией, являющейся причиной веч­ного движения и времени, выступает Божественный Неподвиж­ный Перводвигатель. Он не толкает, как действующая причина, а притягивает, как причина финальная.

Аристотель критикует платоновскую теорию мира идей за то, что тот наделяет идеи самостоятельным бытием в отрыве от вещей. Но он непоследователен. В его учении (понимал ли это Аристотель?) практически проводится та же самая мысль о двойственности бытия, а формы оказываются не зависимы от материальных вещей. В этом вопросе Аристотель противо­речив.

Единичные вещи, согласно Аристотелю, есть соединение сущности (формы) как активного (актуального) начала и ма­терии как начала пассивного, по потенциального. Форма пе­реводит потенциальное бытие вещей в актуальное. Это «энте­лехия» — осуществленное!-!*, или реализованность. Например, шарообразное чугунное ядро есть соединение сферической формы (сущности) и чугуна как материи, из которой оно бы­ло отлито и оформлено.

Центром антропологии Аристотеля является учение о ду­ше. Душу имеют только естественные, природные вещи. Искусственные, например лопата, ее не имеют. Душа — это сущность и форма (эйдос), которая позволяет безжизненному телу реализовать потенциальную возможность жизни. Следо­вательно, душа — это энтелехия живого тела. Души существу­ют в трех видах: 1) вегетативные (растительные) — отвечают за питание, рост и размножение; 2) животные — отвечают за ощущения и способность желания; 3) разумные — отвечают за способность размышления. Растение обладает одной душой — вегетативной. Животные — двумя: вегетативной и животной. Человек — всеми тремя. Разумная душа является высшей. В отличие от двух низших душ, она не может быть энтелехией тела, так как способна отделяться от пего. Главное в разумной душе — разум, который может существовать и без тела. После смерти тела разум человека продолжает свое бытие, воссоеди­няясь с космическим разумом. Теорию перевоплощения души Аристотель не признавал.

В теории познания философ опровергает скептицизм и субъ­ективный идеализм. Объективное познание вещей возможно. Оно бывает двух видов: чувственное (сенсуализм) и разумное (раци­онализм). Но как взаимосвязаны эти виды познания, он толком не объясняет. Определенно можно сказать лишь то, что раци­ональное ставится выше чувственного, так как оно способно пос­тигать общее.

Аристотеля считают отцом логики — как науки о законах мышления. Он сформулировал закон запрещения противоречия (А не есть пе-Л) и закон исключения третьего (А или пе-А — ис­тинно, третьего быть не может). Очень близко подошел к опреде лепию двух других законов логики: тождества (А есть А) и доста­точного основания. Отталкиваясь от законов логики, Аристотель развивает учение о силлогизме (правилах умозаключений) и тео­рию доказательств, в которой объясняет непреднамеренные (пара­логизмы) и преднамеренные (софизмы) ошибки. Особое внима­ние уделяется изучению категорий (понятий), каждую из которых Аристотель рассматривает: а) как род бытия; б) как форму мысли; в) как высказывание.

В познании Аристотель выделял три вида паук: 1) теоретиче­ские (стремятся к знанию ради самого знания); 2) практические (стремятся к знанию как средству нравственного совершенствова­ния человека); 3) творческие, или продуктивные (стремятся к вос­произведению конкретных объектов). Теоретические или созерца­тельные пауки — это метафизика, физика, психология, математика. Практические — этика и политика. Творческие «науки» — это различные виды искусства.

Проблематика практических паук у Аристотеля определяется высшей целью поступков человека. Это достижение «конечного блага», которое есть счастье. Счастье все понимают по-разному (наслаждения, богатство, слава и т.д.).

Смысл жизни чело-блага, по, по его мнению, не они приносят века — совершенст­вование себя как человеку счастье и составляют его «конеч-существа разумного ное благо» как смысл жизни. Смысл жиз-и добродетельного.

Добродетели «не даются нам от природы», говорит философ, по природа дала нам возможность приобретать их самостоятельно — «в пашей власти быть правст-еиными или порочными людьми». Важнейшую роль в совершен-твовапии человека играют: воспитание благих привычек, благой фимер и стремление к мере («ничего слишком»).

Формы государственного устройства бывают правильными когда реализуется общее благо) — монархия, аристократия, но-тития, и неправильными (когда реализуется благо избранных) — ирапия, олигархия, демократия. Монархия и тирания — власть од-юго. Аристократия и олигархия — власть небольшой группы (меньшинства). Аристократия — доброде­тельная власть меньшинства во благо большинства. Сам Аристо­тель отдавал предпочтение политии и монархии. Назначение и выс­шую цель правильного государства он видел в служении общему благу, в обустройстве счастливой жизни людей.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *