ПоделитьсяФото хора с международного фестиваля церковной музыки «Хайнувка»

В Православной Церкви некоторые богослужебные песнопения исполняются только Великим постом. В списке таких уникальных молитвословий находится, например, канон святого Андрея Критского. Каноном принято называть большое поэтическое произведение, которое поётся и читается на вечерней службе по частям или иначе — песням. Канон Андрея Критского назван так в честь своего автора. Святой Андрей родился в середине 7-го века в Дамаске. Согласно житию, он был немым от рождения до семилетнего возраста, когда чудесным образом исцелился, приняв Святое причастие. С этого времени он начинает изучать Священное Писание и богословские науки. В возрасте 14 лет Андрей поступил в монастырь преподобного Саввы Освящённого возле Иерусалима, где быстро заслужил уважение иноков, ведя строгую монашескую жизнь. Впоследствии Андрей был рукоположен в священный сан и затем стал архиепископом города Гортина на острове Крит. Здесь он раскрылся как проповедник и поэт. Свой великий талант святой Андрей буквально вложил в канон, названный затем его именем. Многие православные прихожане знают это произведение, в том числе, благодаря проникновенному песнопению «Душе моя, восстани, что спиши». О смысле молитвословия рассказывает священник Антоний Борисов.

Канон Андрея Критского читается и поётся в православных храмах на первой неделе Великого поста. Он исполняется равными частями по вечерам — с понедельника по четверг. Затем уже на пятой неделе поста канон читается полностью. Песнопение «Душе моя восстани» проникнуто тем же покаянным чувством, что и всё произведение Андрея Критского. Послушаем церковнославянский текст молитвословия: «Душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй». В переводе на русский язык этот текст звучит следующим образом: «Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается, и ты смутишься; пробудись же, чтобы пощадил тебя Христос Бог, Вездесущий и всё наполняющий». Текст песнопения отсылает нас к евангельской притче о десяти девах. Пять из них были мудры и оказались готовы встретить Жениха. Так в притче именуется Христос. Другие же пять проспали его приход, были не готовы и в итоге не были допущены на свадебное торжество. Святой Андрей призывает нас быть собранными, помнить, что однажды наши дни на земле закончатся, и мы предстанем перед Богом.

В Русской Церкви с пением «Душе моя, восстани, что спиши» связана трогательная традиция. В наших храмах принято вставать на колени, когда хор начинает исполнять эту проникновенную молитву. Встаёт на колени и священник. Так выражается покаянное чувство, сожаление о содеянных греховных ошибках. Послушаем пение молитвы «Душе моя, восстани» в исполнении хора Свято-Елизаветинского монастыря г. Минска.

Слово перед Чином прощения

Слово перед Чином прощения. (MP3 файл. Продолжительность 06:49 мин. Размер 3.12 Mb)

play / mute Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin. Дорогие братья и сестры, наступает время Великого поста. В течение последних недель мы молились: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», словами этой молитвы и других покаянных молитв мы будем обращаться к Богу и в течение всего Великого поста.

Покаяние – это путь Великого поста, путь всей нашей жизни, путь человека от его пробуждения от греховного сна, нечувствия, расслабленности к решительному вступлению на путь заповедей, с постижением, открытием, путей Промысла Божия.

На предстоящей первой седмице Великого поста мы будем читать Покаянный канон преподобного Андрея Критского, в словах которого мы слышим напоминание: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?».

«Увидеть себя таким, какой (человек) есть на самом деле, трудно, но крайне необходимо для спасения души. Рождается из этого видения самоукорение и истинное смирение». Как говорят святые, «когда увидишь свои грехи, как песок морской, это и есть начало здравия души». И видит тогда человек «полную искаженность своей души, которая постоянно источает всякие грехи, больше того – даже добрые дела, и те пронизаны у нее ядом греха».

Слово Божие показывает человека, который не живет по заповедям Божиим, погруженным в глубокий сон. В таком состоянии, хотя он и бывает непрестанно в беспокойстве о многих делах и заботах, человек оказывается совершенно равнодушен ко всему духовному, к своему спасению, не осознает, в какой опасности находится, не видит своего состояния, не заботится о доброй жизни, не заботится о других, не замечает другого человека, его нужд, переживаний и думает только о себе, о своих трудностях. Такой человек пребывает в полной, ничем не нарушаемой уверенности, что живет в правильных порядках, что и нечего желать, что так всему и необходимо оставаться, как оно есть. А между тем душа его замерла, не видно в ней движений духовной жизни.

Состояние сна – это отсутствие жизни главнейшей части человеческой души, жизнь которой, когда она живет Богом, проявляется:

– в видении своей нищеты (своих грехов) и своего богатства во Христе, в уповании на Бога и благонадежии, твердой надежде на Него во всех обстоятельствах жизни, в потребности усердного, непрестанного к Богу обращения из-за сознания окружающих опасностей, могущих прекратить течение духовной жизни,

– в воодушевленной, живой, самоотверженной, ненасытимой ревности о Богоугождении, исполнении заповедей Божиих, с решительным неприятием всего греховного, недоброго, неугодного Богу.

Грех опутывает душу многими сетями. Наши привычки, наш образ жизни представляют собой порой всестороннее угождение самому себе: стремление к удовольствиям (повкуснее поесть, побольше поспать, потратить время на развлечения) и стремление к приобретениям, превозношение, печаль и возмущение при неудачах – ослепляют и усыпляют душу в отношении всего духовного. При этом требования духа слабеют и слабеют до того, что как бы совсем замирают.

Поэтому святые советуют при обращении к доброй жизни, жизни по заповедям Божиим, прежде всего, преодолевать угождение себе. Потому не позволяй себе проводить время в развлечениях и удовольствиях. Продли время молитвы, сократи обычную меру пищи, присоедини к трудам новый труд.

Заботы не оставляют времени обратиться к своей душе, не дают возможности осмотреться и взглянуть на себя. Желание углубиться в себя и заняться собою, с преодолением рассеяния мыслей и заботливости как неизбежного средства потребует от человека, конечно, с одной стороны, уединения, с другой, – прекращения обычных занятий. Отложи на время заботы, все без исключения, отложи только на время, после опять возьмешься за обычные дела, только теперь прекрати их. И наступающее время Великого поста для этого самое благоприятное. Обращаясь внутрь себя, человек приходит тогда к видению самого себя, как говорит Покаянный канон преподобного Андрея Критского: «В лености, расслабленности и нерадении всю жизнь свою растратили», «богатство душевное расточили грехом, не приобрели добродетелей». И в другом месте: «Согрешили, жили беззаконно, неправо поступали пред Тобою, не сохранили, не исполнили то, что Ты заповедал нам». Но при этом мы с упованием не перестаем обращаться: «Не оставь нас, Бог отцов наших», «милости подателю Господи, спаси», «настави на повеления Твоя и научи, Спасе, творити волю Твою».

«Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?» Постараемся обратить эти слова к себе, увидеть состояние собственной души и вступить на путь доброй жизни по заповедям Божиим.

По традиции нашей Церкви в этот день, мы просим друг у друга прощения. И сегодня, вступая в Великий пост, «я от лица всей братии нашей обители и, конечно же, сам грешный, прошу у всех прощения, если согрешили делом, словом, помышлением, если обидел кого-либо, был невнимателен, непочтителен, груб. Простите и благословите меня грешного!»

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *