Человек – это всего лишь тело и душа, или же он дух, душа и тело? Полагаю, это один из самых фундаментальных вопросов, на который любому важно знать правильный ответ. Я считаю, что тема тела, души и духа – одна из наиважнейших тем, которых мы касаемся на страницах нашего журнала. Поэтому я попрошу вас быть предельно внимательными, когда мы будем углубляться в Слово Божье, чтобы найти ответы не только на вопрос о духе, душе и теле, но также и на другие, равно важные вопросы, связанные с ним.

Дух, душа, тело: кто умер в день грехопадения Адама и Евы?

Прежде, чем мы приступим к вопросу о духе, души и тела, нам следует обратиться к первой книге Библии – Бытию. Там говорится, что после того, как Бог сотворил человека, Он наложил на него ограничение, ясно обозначив наказание на случай, если данное ограничение будет нарушено. Прочтем:

Бытие 2:16-17
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.»

Итак, ограничение, наложенное Господом, состояло в том, что Адам не должен был есть от дерева познания добра и зла1. Наказание, которое ожидало Адама в случае преступления этого ограничения, было сформулировано так: «в день (обратите внимание: в тот самый день), в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». В тексте наказания необходимо отметить две очень важные вещи. Первая: в случае, если Адам поест с дерева, смерть наступит немедленно, в тот же самый день. Вторая: это произойдет обязательно. Фраза «смертью умрешь» произнесена, чтобы как раз акцентировать тот факт, что смерть придет стопроцентно, всенепременно, в тот же день.

Теперь проследуем к главе 3 книги Бытия, чтобы посмотреть, выполнили ли Адам и Ева то, что наказывал им Бог:

Бытие 3:1-6
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и ЗЛО. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, И ОН ЕЛ.»

В этом отрывке описывается, как змей (это другое имя дьявола2) обманул Еву. В первом выпуске нашего журнала мы узнали, что сатана преуспел в своем замысле потому, что Ева не знала точно Слово Божье. Точное знание Слова Божьего – причина жуткой головной боли дьявола. Итак, в конце концов, Адам и Ева поели с дерева познания добра и зла. Сделав это, согласно сказанному Господом, они должны были в тот же момент умереть. Но проблема в том, что Бытие 5:5-6 говорит:

Бытие 5:4-5
«Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.»

Таким образом, согласно Библии, Адам продолжал жить в своем теле еще много-много лет после того, как поел с дерева познания добра и зла. Но, с другой стороны, Бог сказал, что он обязательно умрет в тот же день, если вкусит с этого дерева. На первый взгляд, тут возникает противоречие в том, что же в конце концов случилось в тот самый день, когда Адам и Ева поели с дерева? Умерли они, как сказал Бог, или все-таки нет? Кто может распутать это «противоречие»? Идеи, теории, религии и традиции людей? Нет! Только одно может дать нам верный ответ, и это не что иное, как Слово Божье. И если вы хотите, чтобы Библия ответила вам, вы должны дать ей свободу говорить самой за себя (самотолкование).

В нашем случае, исходя из того, что Бог не может лгать (Числа 23:19), Адам и Ева действительно умерли в тот день, когда поели с дерева. На самом деле, это дьявол (а не Бог) сказал, обманывая Еву: «нет, не умрете». Значит, если они не умерли в тот день, как сказал Бог, тогда дьявол оказался прав, а Господь – неправ, что просто-напросто невозможно. Однако, именно этому сейчас многие учат, утверждая: «На самом деле, когда Бог сказал, что они смертью умрут, Он имел в виду, что только семена смерти будут посажены». Слово Божье не нуждается в такой защите. Фактически, оно ни в какой защите не нуждается, потому что оно – правда, а правда может сама за себя постоять. Слову нужно, чтобы его правильно разделяли и открыто провозглашали. Возвращаясь к нашей теме: ТАК КАК ГОСПОДЬ СКАЗАЛ, ЧТО ОНИ СМЕРТЬЮ УМРУТ В ТОТ САМЫЙ ДЕНЬ, ОНИ НА САМОМ ДЕЛЕ УМЕРЛИ В ТОТ ДЕНЬ. Однако, поскольку они продолжили жить в своих телах даже после того, как поели с дерева познания добра и зла, очевидно, что в них должна была присутствовать иная форма жизни, кроме жизни их тел, и которая была утрачена в тот день, когда они поели, и поэтому это и была смерть (отсутствие формы жизни). Итак, нам надо поискать в Библии, как был сотворен человек, и из каких частей состояла его сущность. Знание того, что составляло жизнь первого человека, даст нам возможность понять, что он утратил в тот день.

«Ибо вы есть прах».

В начале нашего исследования, касающегося первого человека, обратимся к книге Бытия 2:7. Там говорится:

Бытие 2:7
«И создал Господь Бог человека из праха земного…»

Какую часть человека Господь создал из праха земного? Его тело. Вот почему элементы человеческого тела можно найти в земле. Итак, одна из частей, составляющих первого человека, было тело. Но давайте продолжим:

Бытие 2:7
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (душа — по-еврейски «нефеш»).»

Итак мы увидели, что Бог сотворил тело человека из праха земного. Но это тело не имело жизни. Оно было простой безжизненной формой. Затем, как говорит нам Слово Божье, Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Так что же такое душа? Это то, что дает телу жизнь. Тот факт, что люди не понимают простые истины Слова Божиего, изложенные в этом стихе, порождают бесконечную путаницу. Здесь Слово Божье говорит нам, что душа – это то, что дает жизнь телу. Без души тело мертво. Где находится душа, жизнь тела, жизнь плоти? И опять Слово Божье предельно точно:

Левит 17:11, 13-14
«потому что душа («нефеш» на еврейском) тела в крови… Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею, ибо душа («нефеш» на еврейском) всякого тела кровь его, она душа («нефеш» на еврейском) его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа («нефеш» на еврейском) всякого тела есть кровь его.»

Итак, что же такое «нефеш», или душа? Согласно книге Бытия 2:7, душа – это то, что дает телу жизнь. Где находится «нефеш», жизнь тела, душа? Согласно книге Левит 17:11-14, в крови: «потому что душа тела в крови.» Как жизнь, основанная на душе, передается от поколения к поколению? Через кровь. Вот почему в Деяниях 17:26 говорится:

Деяния 17:26
«От ОДНОЙ КРОВИ Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли.»

«Одна кровь» в этом отрывке – это кровь Адама, которая передается из поколения в поколение, и именно она течет в венах каждого из нас.

На самом деле, душою обладают не только люди. У животных тоже есть душа, которая, опять же, находится в крови. Хотя это и понятно из вышеприведенного отрывка из книги Левит, где говорится, что душа всякого тела есть кровь его, давайте обратимся к книге Бытия 1:20-21, 29-30, чтобы еще раз убедиться в этом:

Бытие 1:20-21
«И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу («нефеш» на еврейском) живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу («нефеш» на еврейском) животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что хорошо.»

Бытие 1:29-30
«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; —вам будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, Я всю зелень травную в пищу. И стало так.”

Стало быть, не только человек, но также и животные имеют «нефеш», то есть «душу». Это не удивительно, если понимать, что душа – это то, что дает телу жизнь. Когда вы умираете, в вас больше нет жизни, нет души. То же самое происходит и с животными. Для них душа – то же, что она для людей, а это значит, то, что дает жизнь телу. И хотя определение души, которое дается в Библии, понятно, возникают проблемы, когда люди обращаются к Слову Божьему с ложным убеждением о бессмертии души. Если бы душа была бессмертна, тогда и души различных животных были бы бессмертны, так как у них, как и у человека, есть «нефеш». Душа – не вечная субстанция. Она просто дает телу жизнь. Когда в вашем теле больше нет жизни, у вас больше нет и души.

Итак, мы узнали, чему учит Библия: Господь создал тело человека из праха земного, дал этому телу жизнь, то есть, душу. То же самое у животных. У них также есть тело и душа. Любой человек мира, верующий и неверующий, обладает душой и телом. Таким образом, можно сделать вывод: очевидно, что Адам, прожив 930 лет, хотя он ел с дерева познания добра и зла, очевидно, не утратил ни тела, ни души. А поскольку что-то должно было умереть для Адама в тот день, у него первоначально была по крайней мере еще одна составляющая, которая умерла, была утрачена, когда он поел. Итак, давайте продолжим искать в Библии информацию по этому поводу.

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его».

Для продолжения нашего исследования обратимся к книге Бытия 1:26-27. Там говорится:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.»

Согласно этому отрывку, Бог сотворил человека «по образу Своему». Это особенно важный, ключевой момент для понимания не только произошедшего в день, когда Адам и Ева поели с дерева познания добра и зла, но также и других отрывков Библии, которые относятся к тому, что здесь сказано. Читая вышеприведенный отрывок, вы должны задать себе вопрос: а что такое образ Божий? На что это похоже? Евангелие от Иоанна 4:24 говорит нам:

«Бог есть дух»

Бог – это не плоть, Он – Дух. Это Его образ. Таким образом, когда Слово Божье говорит, что Господь создал человека по образу Своему, это значит, что кроме тела и души человек получил нечто, что есть образ Божий, то есть, дух. Чтобы лучше понять значение фразы «по образу Своему» в этом ключевом отрывке, давайте посмотрим, где она еще употребляется:

Бытие 5:1-3
«Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. Адам жил сто тридцать лет и родил по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.”

В этом отрывке говорится, что Адам родил сына «по подобию своему по образу своему». Что это значит? Что сын был таким же, как Адам, то есть, у Сифа, как и у Адама, были руки, ноги и так далее. Так же, как и Адам, Сиф обладал телом и душой. Точно так же, когда Слово Божье говорит, что Бог сотворил человека «по образу Своему», «по подобию Божию», это значит, что Адам был таким же, как Бог. Бог – не плоть. У него нет рук, ног, головы. Он – дух. Так, если Господь – дух, то и Адам – дух. Кто-то может спросить, зачем Господь дал Адаму, кроме тела и души, еще и дух? Причина проста: не имея духа, Адам не смог бы общаться с Богом, Который есть дух. Будучи духом, Господь не может общаться с телом и душою. Это разные вещи. Вы ведь не можете получать сигналы радиостанции, если у вас нет радиоприемника. У вас может быть стиральная машина. Но ее наличие не дает вам возможности получать сигналы радиостанции. Вам обязательно нужен радиоприемник. Точно так же Бог – это дух, и чтобы общаться с Ним, у вас должен быть дух. Тела и души достаточно для вещей, воспринимаемых пятью органами чувств. Но когда дело доходит до того, что имеет отношение к Богу, вам нужен дух. Эта истина содержится также в 1-м послании Коринфянам 2:14:

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем судить духовно.»

В данном отрывке слово, переведенное как «душевный», – это греческое прилагательное «ψυχικός» (психикос), образованное от существительного «ψυχή» (психи), что означает душа. Итак, «психикос» – это «душевный человек», то есть человек, обладающий только душой и телом3. Согласно этому отрывку, человек, который состоит только из тела и души, «не принимает того, что от Духа Божия». Как уже было сказано, чтобы «принимать то, что от Духа Божия», чтобы общаться с Господом, вам нужен подходящий приемник – дух. Вот почему в этом отрывке говорится: «и не может разуметь, потому что о сем судить духовно.» Человек только души и тела не может разуметь Божьи вещи по той простой причине, что такие вещи имеют дело с духом, а поскольку ему не хватает духа, он не может их разуметь. Суммируя все сказанное, у Адама было тело, созданное из праха земного, душа, которая дает телу жизнь, и дух, чтобы общаться с Богом. Он был телом, душою и духом. Установив это, несложно понять, что произошло в тот день, когда Адам и Ева поели с дерева познания добра и зла. Господь сказал им, что в день, когда поедят, они обязательно смертью умрут. Имея в виду, что смерть значит отсутствие формы жизни, теперь мы понимаем, что умерло в тот день. Адам был телом, душой и духом, и тело его умерло много лет спустя после того дня когда он поел. Поскольку душа – это то, что дает телу возможность жить, Адам обладал душой и телом и после того, как поел с дерева. С другой стороны, поскольку Бог всегда точен в том, что говорит, что-то должно было умереть. Так как Адам был телом, душой и духом перед тем, как поел, и так как у него остались тело и душа после этого, в тот день он утратил дух, данный ему Господом. У него остались душа и тело, но не осталось духа. Дух покинул его, и эта была смерть для него, потому что дух, форма жизни, бывшая с ним перед тем, как он поел, исчезла.

Видите, как четко Библия расставляет все на свои места, когда вы позволяете ей толковать саму себя. Именно этот дух, утраченный тогда, был восстановлен в день Пятидесятницы, когда сошел Дух Святой; и сегодня, уверовав в Иисуса Христа, вы снова стали духом, душой и телом. Поэтому апостол Павел говорит в 1 Послании Фессалоникийцам 5:23:

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа».

Теперь, уверовав в Господа Иисуса Христа и в Его воскресение и приняв дар Святого Духа, мы уже не просто тело и душа, но дух, душа и тело.

Анастасиос Kиoyлaxoглoy

Русский: Julia Popova (Christian-translation.com)

1. Традиционно многие из нас думают о яблоке, когда читают этот отрывок. Но Библия ничего не говорит о яблоке. Она говорит «от дерева познания добра и зла». Поэтому так называемое «яблоко» – не более чем выдумка людей.

2. Как и в случае с яблоком, мы привыкли думать, что здесь говорит змея. Однако Библия объясняет, что имеется в виду под словом «змей». Откровение 20:1-2 говорит: «И увидел я (Иоанн) Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, ЗМИЯ ДРЕВНЕГО, КОТОРЫЙ ЕСТЬ ДИАВОЛ И САТАНА, и сковал его на тысячу лет.» Может ли быть сказано яснее, что «змей» в книге Бытия 3 – это дьявол?

3. То же самое слово «психикос» (душевный человек, человек тела и души) еще встречается в 1-м послании Коринфянам 15:44, посланиях Иакова 3:15 и Иуды 19.

ДУХ — понятие, выражающее идеальное начало, от которого исходит творческая сила, совершенствующая и поднимающая человека и мир к абсолютному, безусловно ценному. Для философов Древней Индии дух — безличное, бездеятельное, иррациональное — в целом неопределенное высшее вселенское начало — Атман, Пуруша; с ним человек, углубляясь в свой внутренний мир, соединяется и освобождается от воплощений. Античное понимание духа космологично, безличностно, рационалистично. Он выступает в виде Нуса — идеи идей, космической мысли мыслящей себя, перводвигателя, оформляющего темную, хаотичную материю; в виде Логоса — осмысленного слова мира, закона, устанавливающего в нем порядок и гармонию; в виде Пневмы — теплого дыхания, поддерживающего разумную жизненность космического организма. Самое возвышенное в человеке, его разум, — часть мирового духа. Представление о том, что дух есть субстанциальная первооснова действительности, определяющая бытие всего, в том числе вещественного, материального, называется спиритуализмом. Христианское вероучение характеризуется теистическим спиритуализмом. Бог—духовный надприродный личностный абсолют, средоточие и исток блага: бытия, добра, истины, красоты, любви, свободы. Третья ипостась Божественной Троицы — Дух Святой — вездесущ, вечен, всемогущ, чудодейственен, обладает мощью живо творения. Он источник особых благодатных даров, пребывает в мистическом единении с церковью. К нему непосредственно обращена человеческая духовность и от него исходит вдохновение. В философии Нового времени нарастает тенденция к пониманию духа как всеобщечеловеческого личностного начала. Она явственно проступает в немецкой классической философии, начиная с учения Канта о трансцендентальном субъекте. У Гегеля спиритуализм существенно рационализируется, перерастая в диалектический панлогизм; идея проходит стадии субъективного (личного) духа, объективного духа (право, мораль, нравственность — семья, общество, государство) и абсолютного духа (искусство, религия, философия). Саморазвитие духа есть одновременно деятельность мыслительная («самосознание Бога в человеке») и практически созидательная (возвышение, в ходе мировой истории, конечной сущности человека к бесконечному). С Нового времени разворачивается линия на субъективацию духа и в русле материализма. В нем дух представляется вторичным, производным от материи, но вместе с тем совершенствующим действительность. Французские материалисты усматривают дух преимущественно в человеческом разуме, с помощью которого достигается согласование частных интересов с общими. Кризис классической философии ведет к пересмотру принципов прежнего толкования духа. Позитивисты предлагают считать ненаучной саму постановку проблем материального, идеального, духовного и не исследовать их. Марксистская философия совмещает диалектическую и материалистическую ориентации в трактовке духовного, находя его в формах общественного и личного сознания, способствующих практическому преобразованию человека и мира. В философии жизни, интуитивизме, экзистенциализме распространяются воззрения на дух как явление иррациональное, определяющее неограниченную творческую силу личности, ее способность к свободной коммуникации (Бергсон, Бердяев, Шестов, Ясперс, Лосский и др.). Н.А.Бердяев считал, что рациональное определение духа невозможно, — это безнадежное предприятие для разума; о духе нельзя выработать понятия, но можно лишь уловить признаки духа. Он полагал, что дух на Земле выразим в любви, доброте, сострадании, справедливости, творчестве, свободе, долге и т. п., не в объективности, а в экзистенциальной субъективности. Дух, подчеркивал он, есть Божественный элемент в человеке. Дух означает постоянное трансцендирование в человеческой жизни. Дух носит аксиологический характер (Н.А.Бердяев «Дух и реальность», § 2. Признаки духа. «Философия свободного духа». М., 1994). В целом понятие духа помогает человеку осмыслить себя в качестве существа, открытого миру, совершенствующегося, творческого, универсального, свободного.

30 марта 2020История, Антропология

Идеальная компания во время самоизоляции — призрак. Дух точно не заразен, зато может рассказать что-нибудь интересное. Вместе с Музеем современного искусства «Гараж» Arzamas подготовил полезную инструкцию для начинающих медиумов

Подготовила Виктория Малютина-Лукашина

На рубеже XIX–XX веков в России стало очень популярным увлечение альтер­натив­ными теори­ями, учениями, ритуалами и процедурами. В это время культурную жизнь определяли спириты, антропософы, теософы, тамплиеры и масоны, анархо-мистики, знахари, шаманы и травники, толкователи таро и так далее.

Спиритизм (от лат. spiritus — «дух») — религиозно-философское течение, в основе которого лежит вера в реальность посмерт­ной жизни и возможность общения с духами умерших посредством медиумов — людей с особым даром. После того как весной 1848 года газеты написали о сестрах Кейт, Маргарет и Лиа Фокс из Нью-Йорка, кото­рым удалось вызвать духа, спиритизм стал невероятно популярен в США, а оттуда рас­простра­нился по Европе и России. Прак­ти­ка вызывания духов породила оживлен­ную публич­ную дискуссию и быстро преврати­лась в массовое увлечение. Глав­ными адеп­тами спиритизма в Рос­сии стали действи­тельный статский советник Александр Аксаков, профес­сор зоологии Петер­бургского университета Николай Вагнер и химик Александр Бутлеров. Именно Аксаков, Вагнер и Бутлеров организовали в Петербурге темати­ческий кружок. Его участники устраивали сеансы и иссле­довали «медиумические явления».

7 историй о русских писателях и привидениях Столоверчение, гипноз, видения и русская литература XIX века

Спиритизмом увлекался и высший свет, включая царскую семью, также он был очень популярен в литературных кругах, прежде всего московских. Вплоть до октября 1917 года публичные и домаш­ние спирити­чес­кие сеансы проводи­лись по всей стране, выходили специальные журналы. В 1918 году вышел последний номер «Ребуса» — старей­шего в России литературного, обществен­ного и популярно-научного журнала по вопросам спиритуализма, психизма и медиумизма  Первый номер «Ребуса» вышел 11 сентября 1881 года. Сначала журнал выходил как лис­ток загадок и ребусов, а затем стал органом спиритизма и медиумизма..

Репринт передовицы журнала «Ребус», № 1 от 4 января 1887 года © Издательство «Альфарет»

Культурной и общественной жизни этого периода посвящена выставка «Мы храним наши белые сны» в Музее современного искусства «Гараж»: ее кураторы собрали работы, рассказывающие о жизни, твор­честве и личной трагедии людей, чьи авторские поиски были тесно связаны с мис­тическими практиками, «сверхчув­ствен­­ным» познанием мира, тайным знанием, закры­тыми сообществами, а к середине XX века — исходом на советский Восток в поисках истины и лучшей доли. Сейчас музей временно закрыт: увидеть материалы и пройтись по «Гаражу» в режиме онлайн можно благодаря спецпроекту «Самоизо­ля­­ция». А подгото­виться к выставке — с помо­щью инструкции Arzamas.

«Гараж». Самоизоляция Видеоэкскурсии, материалы к выставкам и прямые эфиры — в своевременном спецпроекте Музея «Гараж» self-isolation.garagemca.org

1. Убедитесь, что погода хорошая. Основополож­­ник французского спиритиз­ма Аллан Кардек полагал, что погода никак не влияет на процесс вызова духов, но к на­чалу XX века его последователи решили, что буря делает явления (или манифес­тации, как их еще называют) более слабыми или вовсе прекращает их.

2. Дождитесь вечера. Самим духам чаще всего непринципиально, в какое время и при каком освещении с вами общаться. Тем не менее спири­тизмом принято заниматься вечером или ближе к ночи (22:00–22:30 — отличное время для начала сеанса) в полной темноте или полутьме с тусклой лампадой. Так, Московскому спирити­ческому кружку духи напрямую рекомендовали исполь­зовать слабый зеленый или синий свет  В. С. Раздъяконов, А. А. Маклакова. Учение и практики спиритического кружка П. А. Чистякова и А. И. Бобровой. Studia Religiosa Rossica. 2018..

Ганс Балушек. Спиритический сеанс зимним вечером в мансарде. Иллюстрация из Leipzig Illustrirte Zeitung от 4 января 1906 года © Mary Evans / Diomedia

3. Выберите пространство. Для проведения спиритического сеанса подойдет любое простран­ство — главное, чтобы в нем хвати­ло места для стола. Тот же Аллан Кардек пишет, что форма стола и материал, из кото­рого он сделан, не имеют значения. Поставь­те вокруг стулья — сидеть должны все участ­ники спиритического сеанса, включая меди­ума. Можно собраться в собственном особня­ке (как жившие на Новин­ском бульваре потомки славянофила Алексея Степановича Хомякова), а можно и на работе (как сотруд­ники книжного издательства «Гриф»).

4. Хорошенько подумайте, прежде чем брать с собой друга. Дело в том, что любые изменения в постоянном составе кружка могут тормозить явления или изменить их характер. Если вы в Мос­­кве и собираетесь на сеанс в Русском спиритуалистическом обществе, вам понадобит­ся получить одоб­рение либо духов-руководителей кружка, либо его участников (важно, чтобы реше­ние было принято единогласно). Но скорее всего, вам просто посоветуют органи­зовать свой собствен­ный кружок или «дождаться приез­да кого-нибудь из профес­сиональных меди­умов, привыкших работать со случай­ным или смешанным составом»  На собраниях Русского спиритуалистичес­кого общества. Ребус, №15. 1912 год..

5. Запаситесь временем. Тут никогда не угадаешь. В среднем спиритический сеанс длится от часа до трех, но связь может прерываться, поэтому не исклю­чено, что вы — совсем как Александр Блок — будете сидеть трижды и вернетесь домой в 3 часа ночи  Об одном из таких случаев Александр Блок рассказывает в дневниковой записи, датирован­ной 1 января 1913 года: «Спирити­ческий сеанс. Несчастный, тщедуш­ный Ян Гузик, у которого все вечера распи­саны, испускает из себя бедняжек — Шварценберга и Семёна. Шварценберг — вчера был он — валяет столик и ширму и швыряет в круг шарманку с секретным заводом. Сидели трижды, на третий раз я чуть не уснул, без конца было»..

Медиумы и мистики Серебряного века Кто и как дружил с миром духов в России начала XX века

6. Запаситесь деньгами, в том случае если вы решили позвать известного медиума. Например, популярный польский медиум Ян Гузик, приезжавший в Москву в 1905 году, попросил гонорар в 1200 рублей  Для сравнения: в Петербургской губернии в 1900 году средняя зарплата рабочего была 21 рубль в месяц, а 16 кг (пуд) муки можно было купить за 168,4 коп.. Эти расходы восемнад­цать участников сеанса поделили между собой. Впрочем, можно не звать медиума и обойтись собственными силами, устроив домашний сеанс.

Мужчины узнают у вызванного духа выигрышные номера лотереи. Карикатура из журнала Fliegende Blätter, № 3219. 1907 год © Biblioteca Ambrosiana / Diomedia

7. Не берите с собой детей. В сеансах принимают участие мужчины и жен­щины от 20 до 55 лет. Среди участников встречаются люди самых раз­ных профес­сий: представители литературных кружков, молодые ученые и универ­ситетские приват-доценты. Если вы отправляетесь на сеанс в Петербурге, то вполне вероятно, что вы заста­нете «собрание светских дур», «барышню с соблазнительной мордочкой и знаком Изиды на груди», «жирную и сиплую светскую старуху гренадерского роста, которая рассказывала, как «барон в прошлый раз смешил всех, говоря печальным голосом: дух, зачем ты нас покинул?»»  Блок А. А. Дневник Ал. Блока. Л., 1928. Т. 1: 1911–1913.

Левитация стола во время спиритического сеанса, проводимого медиумом Евсапией Палладино. Париж, 1898 год Wikimedia Commons

8. Не вызывайте духов в одиночестве. Одному вызывать духов не рекомен­дуется: это считается опасным. В среднем на сеансе, как правило, присут­ствуют 7–10 человек. Если приезжает известный медиум, на сеанс могут прийти несколько десятков человек.

9. Заранее подготовьте все необходимое. Вам понадобятся: бумага, каранда­ши, а также специальная доска для спиритических сеансов, которая называется уиджа. Ее можно сделать самостоятельно из листа бристольского картона, нанеся по кругу буквы русского алфавита. Кроме того, запаситесь блюдцем со стрелкой из чер­ной бумаги на одном из краев, планшеткой (это дощеч­ка овальной формы на низеньких ножках), белой тканью и музы­каль­ными ин­стру­ментами (подойдет все, включая свистки и колокольчики). Если в сеансе принимает участие медиум, может также понадобиться ширма.

Норман Роквелл. Фрагмент обложки The Saturday Evening Post от 1 мая 1920 года © Norman Rockwell / Wikimedia Commons

10. Подумайте, к какому духу вы хотели бы обратиться. Тут никаких ограничений нет, и вы можете вызвать духа любого человека: родственника, друга, знаменитость. Дата смерти тоже не имеет значения. Если вы регулярно обща­етесь с одним духом, он может стать постоянным участником сеансов. Например, одним из трех духов-руководителей Московского спиритичес­кого кружка был дух философа Артура Шопенга­уэра. В начале XX века он помогал членам общества составлять его устав. Впрочем, может быть, на сеанс к вам придет совершенно незнако­мый дух. Заранее условьтесь, какой знак будет означать конец сеанса. Например, это может быть определенное количество постукиваний по столу.

11. Начните сеанс. Можно включить тихую музыку. Положите на стол уиджу, на нее — блюдечко дном вверх. Сядьте за стол. Возь­ми­те лист бумаги и поло­жи­те под планшет­ку. В план­шет­ке есть специальное отверс­тие, вставьте в него карандаш. Создай­те цепь, взявшись за руки с другими участни­ками сеанса.

12. Подождите. Сначала вы заметите, как дви­гается стол. Затем услышите звон колокольчиков, а потом — характерный стук как бы изнутри стола. Представи­тели потустороннего мира могут проявляться по-разному: двигать мебель, стучать, играть на музыкальных инструментах, переме­щать предметы на столе, а также материализовы­ваться. Если на сеансе присутствует сильный медиум, дух может проявлять себя гораздо более выраженно, а иногда даже агрессивно. Так, на сеансах Гузика дух плотника Егорова, убитого во время беспоряд­ков 1905 года, ломал мебель и даже бил участни­ков сеанса, а дух некоего Шварцен­берга швырялся шарманками и играл на мандолине.

Карикатура Джона Лича на сеанс медиума Дэниела Дангласа Хоума для журнала Punch. 1853 год Publicdomainvectors.org

13. Поговорите с духом. Раз дух смог явиться, скорее всего, он сам спросит, что вам от него нужно. Отвечайте. Если дух вам незнаком, сна­чала узнайте его имя, а затем задавайте вопросы. Говорите с духом уважи­тельно, но избегай­те сухого и повели­тель­ного тона. Если что-то пошло не так, немед­ленно прекра­щайте сеанс и разбегайтесь с криками.

14. Сфотографируйте его. Да-да, духа вполне можно запечатлеть. Чтобы сде­лать так называ­емую медиумическую фотогра­фию, возьмите коробку, поло­жите в углы четыре пробки из-под фотографи­ческих пластинок, выключите свет и положите сверху фотографическую пластинку чувстви­тельной стороной вверх. Накройте коробку тканью (экраном), поставьте на стол. На по­лу­чивших­ся фотографиях вы сможете увидеть туманную массу, вспышки, фантом­ные формы и даже печальные портреты умерших.

Материализация духа во время спиритического сеанса, проводимого медиумом Чарльзом Виктором Миллером © Mary Evans / Diomedia Призраки на фото Посмотрите, как выглядят привидения, в специальном выпуске микрорубрики «Фотография дня»

15. Составьте подробный протокол сеанса. Под ним должны расписаться все участ­ники. Если сеанс получился интерес­ным, можно отправить текст прото­кола в специализированные журналы — например, «Ребус», «Спиритуалист» или «Изиду».

С 14 марта «Гараж» перешел в режим самоизоляции: музей, образовательный центр, библиотека и архив закрыты, вся команда работает онлайн. микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года Архив

Нам осталось теперь познакомиться с наиболее распространенной формой религиозных верований древнего человека, с его верой, что за каждым кустом, горой, ручьем, любым предметом или явлением природы скрываются невидимые духи, что некая духовная сила — душа таится в человеке и в животных. На ранних ступенях развития религиозных верований человек наделял сверхъестественными свойствами реальные предметы и явления природы. Но постепенно у человека складывались представления о некой второй, сверхъестественной природе вещей, дополняющей их действительную, естественную природу. Ему представлялось, что в каждом предмете находится какой-то таинственный двойник этого предмета, что в нем живет таинственная сила. Со временем этот двойник отделяется от предмета и становится самостоятельной силой.

Следует отметить, что, по-видимому, первоначальные представления об этом двойнике были очень смутными. Это можно проиллюстрировать примерами ответов туземцев Никарагуа, когда им задавали вопросы, относящиеся к религии. На вопрос, что происходит, когда люди умирают, туземцы отвечали: «Когда люди умирают, из их рта выходит нечто, похожее на человека. Это существо отправляется к месту, где находятся мужчины и женщины. Оно похоже на человека, но не умирает. Тело же остается в земле».

Вопрос: Сохраняют ли те, которые отходят туда, то же тело, то же лицо, те же члены, как и здесь, на земле?

Ответ: Нет, туда идет только сердце.

Вопрос: Но когда человеку вырезают сердце при жертвоприношении пленных, что тогда случается?

Ответ: Уходит не самое сердце, но то, что в теле дает людям жизнь, и это покидает тело, когда человек умирает.

В других же ответах указывалось, что «не сердце поднимается вверх, а то, что заставляет людей жить, то есть дыхание, выходящее из рта».

Постепенно эти представления о таинственном двойнике становились все более и более четкими, возникла вера в духов и душу.

Как же представляют себе душу народы, отставшие в своем развитии? По свидетельству крупного полярного исследователя Ф. Нансена, эскимосы верили, что душа связана с дыханием. Поэтому во время болезни человека шаманы дышат на больного, стараясь либо исцелить его душу, либо вдохнуть в него новую душу. Душа представляется самостоятельной, независимой от тела. Ее можно потерять, иногда ее крадут шаманы. Когда человек уезжает в далекое путешествие, душа его остается дома, этим объясняется тоска по родине. Многие народы считают, что во сне душа человека уходит, а тело его спит. Так объясняют онихновидения: это приключения души, двойника, тело же человека не участвует в этих приключениях и продолжает лежать.

У ряда народов (тасманийцев, алгонгкинов, зулусов, басутов) словом «душа» одновременно обозначается и тень. Это говорит о том, что на ранних ступенях своего возникновения понятие «душа» у этих народов совпадало с понятием «тени». У других народов (коренов, папуасов, арабов, древних евреев) душа и кровь обозначаются одним словом.

Пожалуй, особенно наглядно представляли себе душу гренландские эскимосы. Они считали, что у толстых людей и души толстые, а у тощих души тощие. Но если душа может отделяться от плоти, может ее оставлять, уходить из тела, то куда же она девается, когда человек умирает, когда его тело становится трупом?

С появлением представлений о душе появляются и представления о загробном мире, который обычно рисовался по образцу земного. Первобытные люди, не знавшие классового расслоения, имущественного неравенства, эксплуатации и эксплуататоров, представляли себе потусторонний мир единым для всех. Первоначально с загробным миром не связывалась идея воздаяния грешникам за грехи, праведникам за добродетели. В загробном мире древних людей не было ада и рая.

Ученые давно уже разоблачили крайнюю наивность, первобытность верований об отделимой от тела душе. Верования в душу и в духов представляют собой дальнейшую ступень олицетворения древним человеком природы. В их основе лежат бессилие и невежество.

Духовная жизнь, работа мозга человека, его нервов — это свойство его организма. Как же можно это свойство оторвать от самого организма? Это так же невозможно, как нельзя отделить белый цвет бумаги от самой бумаги, отделить от тела объем, плотность, форму, вес. Человек умер, а душа от него осталась. Эти нелепые представления зародились в невежественном, пораженном страхом и бессилием уме первобытного человека. В дальнейшем каждое сколько-нибудь значительное явление природы в сознании первобытного человека получило своего духа. Вместо душ отдельных деревьев возникли сначала духи отдельных лесов и рощ, а затем и дух леса вообще. Для того чтобы умилостивить духов и склонить их на свою сторону, люди стали приносить им жертвы, нередко и человеческие. Так в древнем Перу духам природы ежегодно приносили в жертву нескольких мальчиков и девочек десятилетнего возраста.

Мы рассмотрели основные формы религиозных верований, которые были наиболее характерны для религии первобытнообщинного строя. Вопреки всевозможным богословским теориям об изначальности веры во всемогущего бога оказывается, что первоначально люди почитали грубые материальные предметы, животных, растения. Безудержная фантазия, распаленная бессилием и страхом, наделяла их сверхъестественными свойствами. Затем появилась столь же слепая вера в душу, которая может покидать тело, представления о духах, которые скрываются за любым предметом, за каждым явлением природы.

Какое же место занимала религия в жизни первобытного человека? Там, где человек мог с уверенностью рассчитывать на самого себя, он не обращался за помощью к сверхъестественным силам. У меланезийцев, например, не совершали колдовских обрядов, когда ло= вили* рыбу в реках и озерах. Но когда человек переставал надеяться на свои силы, тогда начиналась область господства религии. Те же меланезийцы, отправляясь на ловлю акул далеко в море, совершали массу колдовских обрядов.

Люди делали свои первые топоры, копья, выдалбливали лодки не потому, что они полагались во всем на духов, на сверхъестественные силы. Как раз наоборот. Если бы они во всем полагались на сверхъестественные силы, они и шагу не сделали бы по пути развития культуры, по пути прогресса. Труд и развивающийся в труде разум вели человека вперед, помогая ему познавать природу. А фантастические вымыслы только мешали ему, увеличивали его бессилие в борьбе с природой.

Самое главное — командный дух! 21.02.17

И вновь в феврале, как и в прошлом году, на территории стадиона «Волга» прошла зимняя спартакиада АО «ЧПО им.В.И.Чапаева», организованная отделом социального развития и профсоюзным комитетом. Теперь уже вторая.

Задорная музыка в исполнении ансамбля народной песни «Родники» зазывала. Это подарок от первичной профсоюзной организации нашего предприятия. Организовать артистов помог ДК «Ровесник».

Под живую музыку заводчане дружно встали в хоровод, ноги просто сами в пляс пускались.

Открыл спартакиаду генеральный директор предприятия А.Б.Лившиц, отметив, что как будто специально нам повезло с погодой. Стало уже хорошей традицией проводить зимние и летние спартакиады. Задача таких мероприятий — привлекать работников предприятия к здоровому образу жизни. Нужно вставать на коньки, выходить в лес кататься на лыжах, садиться на велосипед, — это все для нашего активного образа жизни, а значит, для здоровья. Несмотря на то, что главное в таких соревнованиях – это массовое участие, тем не менее спортсмены, которые показывают хороший результат, будут поддерживаться и морально, и финансово. В прошлом году была создана хоккейная команда, в этом году — предложение создать команду по мини-футболу. У нас большой потенциал, есть много видов спорта, в которых мы можем участвовать.

Главный судья соревнований Анатолий Паршагин огласил программу соревнований: лыжные гонки, комбинированная эстафета, конькобежные соревнования и конкурсы, проводимые советом молодежи.

На лыжных стартах колдовал ведущий специалист по спорту А.Г. Паршагин, а на катке – начальник отдела социального развития С.А.Першин. Команды «Внимание! На старт!» звучали с разных сторон.

Справедливости ради стоит отметить, что на лыжне в этом году заводчан поубавилось, зато на катке прибавилось благодаря нашим доблестным хоккеистам.

А молодежь тем временем проводила командные игры по этапам, в которых были гонки на ледянках, подтягивание, игра «попади в цель», «болото», бег в мешках, гонки с клюшкой, спортивная викторина, «брумбол», и даже песенный конкурс .

Чудесная погода, сделала свое дело. Свежий воздух, неформальное общение, коллективные фото, атмосфера позитива— лучшее средство для разрядки от тяжелых трудовых будней. Коллеги с большим удовольствием вышли и на лед, и на лыжню. Даже те из нас, кто уже давно не занимается спортом даже для собственного удовольствия, с героической стойкостью покоряли ледовую и лыжную трассы. Без тени сомнения могу сказать, что это у них получилось, и все получили массу положительных эмоций. Свидетельство тому— довольные, сияющие лица. В общем, было весело, заводчане участвовали во всех состязаниях с подъемом, шутками. Праздник удался на славу, чему немало поспособствовала прекрасная безветренная, солнечная погода.

В этот день каждый участник спартакиады, будь то спортсмен или просто болельщик, не прошел мимо буфета под открытым небом, в котором работники цеха продовольствия и питания бесплатно потчевали всех свежеиспеченными булочками и горячим сладким чаем. В конце праздника было награждение лучших спортсменов денежными призами, которые они по праву заработали в честной борьбе.

У женщин 1 место досталось Т.И.Глуховой (ОТК), 2 место — С.С.Сидельниковой (УЭБ); 3 место — Н.М.Федорова (отдел бюджетирования).

В комбинированной эстафете команда ПРТИ вышла на первое место, цех № 8 — на второе, цех № 28 — третье.

Этот день спорта запомнится надолго. Общее мнение за всех высказал Михаил Лапин, работающий в ОМТСиК: «Я работаю на предприятии недавно, в спартакиаде участвую первый раз. Здорово, что такие мероприятия проводятся в объединении, это сплачивает людей, мы становимся конкурентными и непобедимыми. Очень приятно, когда люди занимаются не только работой и достигают успехов не только в труде, но и в спорте. Спартакиада — хорошая возможность объединить коллектив, проведение спортивных мероприятий положительно влияет на настроение и обстановку в коллективе».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *