Душа человеческая

Душа есть созданная Богом самостоятельная, бессмертная, личная, разумно-свободная сущность, отличная от тела.

Душа человека самостоятельна, поскольку, по слову св. Феофана Затворника, она не есть проявление иной сущности, иного существа, а сама есть источник явлений от нее исходящих. Душа человека сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу, пребывая в теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, есть печальное следствие грехопадения. Душа человека есть личность, ибо сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Душа человека разумна и свободна, ибо обладает разумной силой и свободной волей. Душа человека отлична от тела, поскольку не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами.

Следуя св. Кириллу Иерусалимскому, душа есть прекрасное Божие творение, сотворенное по образу Создателя, бессмертное и нетленное, живое, свободное и разумное. Следуя св. Феофану Затворнику, душа есть самостоятельная, особая, свободно-разумная личность. Следуя св. Иоанну Дамаскину: "Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная разумом". Разумность, свобода, бессмертие, самостоятельность, личность души говорят о ней как об образе Божьем.

Душа не существует до зачатия человека, не имеет предвечного существования, не может перевоплощаться, но после физической смерти (разлучения с телом) предстает на частный суд Божий и до общего воскресения и Страшного суда находится в ожидании своей вечной участи.

Говоря о человеческой душе, свв. Отцы делали два важных уточнения.

Во-первых, они выделяли в человеческой душе особую способность к познанию Бога, называя ее духом. Именно в этой способности они видели отличие душевной жизни человека от психической жизни, свойственной животному миру.

Во-вторых, они называли душу бестелесной и невещественной условно, а не совершенно. "Бестелесной же и невещественной она называется по сравнению с нами, — говорит св. Иоанн Дамаскин, — ибо все, сопоставляемое с Богом, Который один только несравним ни с чем, оказывается и грубым и вещественным, потому что одно только Божество поистине — невещественно и бестелесно". Человеческая душа рассматривалась святыми отцами как бестелесная в сравнении с грубой материальностью человеческого тела. Однако они признавали наличие у души тонкой телесности, отличной от грубого материального мира. Следуя свв. Отцам, тварное, а значит и обладающее определенной мерой вещественности и телесности, естество человеческой души отлично от совершенно невещественного и бестелесного естества Бога.

В строении души свв. Отцы выделяют три силы (способности) — разумную, раздражительную и вожделевательную.

Разумная сила души (γνωστικον, rationale) также именуется словесной, мыслительной и познавательной. Она признается господствующей частью души. В своем неповрежденном состоянии разумная сила "здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определено и властно, силе желательной, к каким вещам ей подобает склоняться желанием, какие любить, а от каких отвращаться; раздражительная же сила стоит между ними двумя, как благопокорный раб, готовый усердно служить их желаниям" (св. Симеон Новый Богослов).

Раздражительная сила души (παρασηλοτικον, irascile) есть ее чувствующая, эмоциональная сила. Св. Василий Великий называет ее душевным нервом, сообщающим душе энергию для утруждения в добродетелях. Этой части души свв. Отцы приписывает гнев и яростное начало. Однако в данном случае гнев и ярость означают не страсти, а ревность (рвение, энергию), которая в своем первозданном состоянии была ревностью к добру, а после падения должна использоваться как мужественное отвержение зла. "Дело раздражительной части души гневаться на дьявола", — говорят свв. Отцы. Раздражительная сила души также именуется сердцем.

Вожделевательная часть души (επιθυμητικον, concupiscentiale) также называется желательной (пожелательной) или деятельной.

Душа человека (МПДА, 2015.02.03)

Она позволяет душе стремиться к чему-либо или отвращаться от чего-либо. К вожделевательная части души относится воля, которой свойственно действовать.

Все силы души суть стороны ее единой жизни. Они не отделимы друг от друга и непрестанно взаимодействуют. Наибольшего единства они достигают, когда подчиняются духу, сосредотачиваясь на созерцании и познании Бога. В этом познании, по слову св. Симеона Нового Богослова, от их разделения не остается и следа, они пребывают в единстве подобно единству Святой Троицы.

Человеческая душа соединена с телом. Это соединение есть неслиянное соединение. В результате этого соединения в человеке присутствуют две природы — душевная и телесная, которые, по слову св. Симеона Нового Богослова. срастворенны неслиянно. Из двух природ Богом образовано одно человеческое существо, в котором "ни тело не прелагается в душу, ни душа не изменяется в плоть" (св. Симеон Новый Богослов). При всем такое соединение является неслиянным, но не является нераздельным и неразлучным, поскольку человеческое тело приобрело смертность и разделение с душой в результате греха.

Обсудить на форуме

Каждый человек наделен душой и телом. Даже закоренелые материалисты не отрицают, что в человеке есть нечто необъяснимое наукой, некие сверхвозможности. Их можно называть «сверхсознанием», «интуицией» или «высшим инстинктом», объяснять деятельностью мозга, чувствительностью к неким энергетическим полям или просто «внутренней природой» человека. Мы назовем это душой и попробуем разобраться в том, как душа человека связана с нашим телом, как они функционируют и развиваются, в чем душа и тело похожи, а в чем они различаются.

Душа человека начинает свое формирование в момент зарождения человеческой жизни. Можно сказать что сперматозоид и яйцеклетка помимо физической формы обладают некоей энергией, которая объединяясь с вечной Божественной энергией дает начало новой вечной жизни. Пока тело человека развивается в утробе матери, его дух также формируется вместе с ним. Момент рождения человека, его первый вздох – это момент соединения его сформировавшихся тела и души. С этого момента начинается этап земной жизни и время для физического и духовного роста и созревания.

Душа и тело человека представляют собой его внутреннюю и внешнюю природу. Можно сказать, что по внешним характеристикам они совершенно идентичны. Люди, способные видеть духовным зрением, могут четко описать и черты лица и какие-то внешние особенности духовного «я». Экстрасенсы могут по внешнему облику души человека четко определить, какие органы тела у него не в порядке. Например, если в духовном облике человека на месте расположения его желудка находится темное пятно, то это может указывать на серьезные проблемы с физическим органом – желудком.

Душа и тело для своего роста и развития нуждаются в определенных элементах. Для роста и развития нашего тела требуется свет и воздух. Причем и свет и воздух должны обладать строго определенными параметрами. Для идеального развития человека подходит только солнечный свет. Мы, конечно, можем выдержать какое-то время при свете электролампы или свечи, но полноценной такую жизнь назвать уже нельзя. То же самое касается воздуха, который должен обладать строго определенным составом – кислород, азот, водород, другие элементы в определенных соотношениях. Только при этом условии мы сможем полноценно жить и развиваться на земле. Так запрограммировано наше тело.

Наша душа также «запрограммирована» на получение определенных элементов для своего полноценного развития. «Воздухом» для нашей души является любовь Бога. Подобно тому, как человек рвется из душной комнаты к чистому горному воздуху, мы всей душой рвемся и стремимся к чистой Божественной любви. Это уже заложено в каждом человеке, ни один из нас не успокоится, и никогда не будет чувствовать себя полностью удовлетворенным без Бога. Никакая другая любовь никогда не заменит нам того «воздуха», для которого созданы наши «духовные легкие». То же самое касается и света, который нужен нашей душе – Божественной истины. Мы можем выбирать, во что мы хотим верить, можем следовать каким-то определенным философиям, но наша душа всегда будет искать связи с Богом и Его яркого солнечного света. Так уж она создана.

Кроме света и воздуха и душа и тело нуждаются в питании. Человек получает физическую энергию, когда употребляет в пищу растения и животных, а также пьет воду. Подобно этому, человек получает духовную энергию, когда читает книги, слушает музыку, занимается каким-то любимым делом.

Что такое душа человека в православии и с научной точки зрения?

То, чем человек питает и наполняет свои тело и душу – его личная ответственность. Однако не стоит забывать, что питание напрямую влияет на здоровье и качество жизни. Это относится как к телу человека, так и к его душе. Нездоровая еда и вредные привычки ведут к появлению и развитию множества болезней и лишают человека жизненных сил, подобно этому нездоровые увлечения, пошлость, просмотр порнографии, грязные слова и выражения – все это является ядом, отравляющим душу.

Душа и тело взаимосвязаны и непосредственно влияют друг на друга, поскольку обмениваются друг с другом определенными элементами. Происходит это постоянно и непрерывно. Наша душа передает телу духовные элементы, наполняющие наше тело особой духовной энергией и силами. Каждый из нас испытывал моменты вдохновения и радости, когда кажется, что тело просто парит в воздухе. Тогда нам становится по плечу любая задача. Сон, еда, физические удовольствия при этом отходят на второй план, и мы на короткое время становимся суперменами. Это случается обычно в те моменты, когда мы делаем что-то хорошее для других людей. Причина этого кроется в том, что наше тело в момент действия вырабатывает определенный «витальный» элемент, который передается нашей душе.

Положительные витальные элементы дают положительную энергию нашей душе, и в ответ она наполняет наше тело положительным «духовным» элементом, который в свою очередь наполняет нас радостью и вдохновением и способен даже излечивать болезни. Негативные витальные элементы – когда мы совершаем эгоистичные поступки – передают нашей душе негативную энергию. Соответственно получив такую негативную энергию, душа передает нашему телу негативный духовный элемент. Тогда нас начинают переполнять чувства отчаяния, депрессии и наши силы постепенно куда-то исчезают.

Несмотря на то, что душа и тело формируются одновременно и какое-то время развиваются вместе, приходит момент, когда они должны будут навеки разделиться. Тело человека имеет свое определенное время и пространство, тогда как душа существует вне этих понятий. Ответственность человека состоит в том, чтобы в отведенное ему время развить свою душу и приготовить ее для жизни в вечности. Подобно тому, как младенец в утробе матери формирует свои физические органы, душа человека в течение его земной жизни развивает свои «духовные органы», необходимые ему для вечной жизни. И если уж люди так заботятся о своем внешнем виде, своем здоровье, которые во многом заложены генетически и со временем все равно исчезают, насколько же больше мы должны заботиться о своем вечном духовном «внешнем виде» и духовном «здоровье», которые напрямую зависят от нас и будут сопровождать нашу вечную жизнь после смерти физического тела.

Определение души

Словом «душа» мы называем дживу, вечное нематериальное «я». В этом смысле нельзя говорить, например, «у меня есть душа» или «моя душа», потому что душа — это я сам, и у меня (души) есть тело — грубое и тонкое (см. «Парадоксы ошибочного отождествления с телом»).

Такое значение слова «душа» приводится и в словаре русского языка:

Душа3. В религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти (С.

И. Ожегов,Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка, М.: Азбуковник, 1998).

Есть и другие значения этого слова. Например, душой называют психику человека — его характер, мысли, чувства и т. п. Но, как мы уже говорили*, эта сфера является внешней по отношению к нашему «я». Психика человека, его ментально-эмоциональный склад, является формой тонкого материального тела — ума. Характер, желания, образ мыслей человека меняется, тогда как «я» остаётся неизменным.

Приведём диалог Духовного учителя с ученицей, иллюстрирующий этот момент*.

Ученица: Если я — та же личность, как получается, что десять лет назад у меня была совершенно другая философия и взгляды на жизнь, чем сейчас?

Учитель: Откуда ты знаешь, что у тебя была совершенно другая философия?

Ученица: Я помню.

Учитель: Потому что ты существовала. Ты была тем же самым «я», что и сейчас, и у тебя были определённые идеалы, определённая философия, определённые взгляды. Может быть, ты была отчаянной молодой девушкой, а теперь ты консервативная мамаша.

Ученица: Да.

Учитель: Но несмотря на то, что твои личностные качества, твои отношения с людьми изменились, и теперь ты хороший человек, и у тебя другая жизненная философия, твоё «я» по-прежнему то же самое, а всё остальное — меняется. Ты — та же личность, осознающая, какие у тебя взгляды сейчас. И поскольку в прошлом ты существовала, ты знала, какие у тебя были взгляды тогда. Ты понимаешь это?

Ученица: Да.

Учитель: «Я» — это постоянный принцип. Твоё тело и твой ум поменялись. Ум и тело постоянно меняются. Атомные частицы, из которых состоит тело, меняются, твоя философия меняется, твои представления постоянно меняются. Но ты — в центре. Ты — личность, и ты осознаёшь все эти изменения.

Несмотря на непрерывные изменения тела и ума, существует постоянный фактор, или основа, — это вы, живое существо.

Поэтому мы, в отличие от вероучителей христианских церквей, не используем слово «душа» для обозначения психической — ментальной и эмоциональной — сферы, которая не духовна, а материальна. В психике может проявляться также и духовный характер живого существа, но это особый случай, требующий отдельного обсуждения (см. «Проявление духовных качеств в материальной сфере»).

Для того чтобы подчеркнуть полностью духовный, нематериальный характер души, мы часто говорим «духовная душа». Душа — это индивидуальное живое духовное существо, неделимая частица духа, жизни.

Также мы называем духовную душу, или дживу, личностью, поскольку «личность» — синоним слова «я».

Как библия рассказывает о происхождении души?

Джива обладает индивидуальной, личностной природой. В этом смысле личность полностью духовна, хотя иногда под личностью понимают «материальную личность», т. е. опять же ментально-эмоциональный склад человека.

А теперь небольшой фрагмент из книги Духовного учителя «Кто вы? Открытие своего истинного „я“».

Слушатель: Что такое сознание?

Учитель: «Сознание» — это то неотделимое, неотъемлемое, присущее вам, вашему «я», свойство, которое даёт вам возможность воспринимать мысли, чувства, мир и т. д., а также воспринимать само ваше существование как таковое (самосознание, ощущение «я есть»).

В этом смысле под сознанием понимается не поток содержимого ума (мыслей, чувств, эмоций, представлений, образов и т. д.), а то присущее вам свойство или способность, которое позволяет вам, личности, воспринимать поток содержимого ума. Вы, личность, являетесь наблюдателем, свидетелем потока содержимого ума. Сознание — ваше естественное свойство (более того, ваша сущность), которое делает это наблюдение возможным. Как таковое, сознание нельзя отделить от вас, личности.

С другой стороны, под «сознанием» иногда понимают «материальное сознание», т. е. содержимое ума (мысли, чувства, желания и т. д.).

Советуем почитать (послушать, посмотреть) в связи с этой статьёй:
Кто вы? Открывая ваше истинное «я»,
Вы — духовная душа, искра Бога,
Жизнь после жизни (видео)

Основы ежедневной практики медитации и очищения сознания по системе бхакти-йоги даны в статье Урок медитации

* Кто вы? Открывая ваше истинное «я». Часть 2.

* Лекция «Вы — тело?», 31 июля 1983 г.

Чтобы вернуться к чтению текста, нажмите значок сноски

© Omkara (с включением фрагментов из лекций, книг, брошюр Духовного учителя), 2008

Существует ли вечная душа?

Вера в вечную душу является ошибочным представлением, порождённым человеческим сознанием.

Теории о душе

Каждого духовного учителя можно отнести к одной из трёх категорий, в зависимости от того, какую теорию о душе он проповедует:

  • Учитель, который говорит о вечной душе, продолжающей существование после смерти. Он — верующий в вечность.
  • Учитель, который проповедует существование временной души или духа, который уничтожается в момент смерти. Он — материалист.
  • Учитель, который говорит о том, что какой бы то ни было души (вечной или временной) не существует. Он — Будда.

Будда учит, что слова "Я", "эго", "душа", "личность" и т.п. – это всего лишь обычные термины, которые не указывают на какую-то подлинную и независимую сущность. В соответствии с этим учением нет причин верить в вечную душу, приходящую с небес. Также безосновательно верить в душу, которая сама себя создала и которая переселится или сразу попадёт в рай или ад после смерти. Буддисты не принимают идею о том, что в этом или в других мирах есть что-то, что вечно или неизменно. Мы всего лишь привязаны к самим себе и надеемся найти что-то бессмертное. Мы подобны детям, которые хотят ухватить радугу рукой. Для детей радуга – это нечто яркое и настоящее, но взрослые-то знают, что это всего лишь иллюзия, вызванная определёнными лучами света и каплями воды. Свет – это всего лишь последовательность волн или колебаний, реальность которых не больше реальности самой радуги.

Хотя душа не была до сих пор обнаружена, этот факт не мешает человечеству прогрессировать. Не видно никаких знаков утомления или вырождения из-за того, что душу до сих пор не открыли. Нет такого человека, который поспособствовал бы продвижению человечества через постулирование существования души и её воображаемой деятельности. Поиск души в человеке подобен поиску предмета в тёмной пустой комнате. Но бедняга никогда не поймёт, что того самого предмета, который он ищет, в комнате нет. Такому трудно объяснить бесплодность его поиска.

Те, кто верят в существование души, не способны объяснить, что она такое и где находится. Будда советовал не тратить время на эти бесполезные умозаключения, а посвятить своё время упорным усилиям, направленным на постижение реальности. Когда мы достигнем совершенства, то станем способны осознать, есть ли душа или нет. Однажды бродячий отшельник Ваччаготта спросил Будду, есть ли душа (Атман) или нет. Эта история такова:

Ваччаготта подходит к Будде и спрашивает:
— Досточтимый Готама, есть ли Атман?
Будда молчит.
— Значит, досточтимый Готама, Атмана не существует?
Будда опять молчит.
Ваччагота встаёт и уходит.
Когда отшельник ушёл, Ананда спросил Будду, почему он не ответил на вопрос Ваччаготты. Будда объяснил свою позицию: "Ананда, если бы я ответил на вопрос Ваччаготты-странника "Существует ли Атман?" словами "Атман существует", то это означало бы, что я согласен с мнением тех отшельников и брахманов, которые придерживаются теории вечности (sassata-vada)."
И, Ананда, если бы на вопрос странника "Атман не существует?" я ответил "Атман не существует", то это означало бы, что я согласен с мнением тех отшельников и брахманов, которые придерживаются теории об уничтожении (uccedavada).
Далее, Ананда, если бы на вопрос странника "Существует ли Атман" я ответил "Атман существует", то было бы это в соответствии с моим учением о том, что все Дхаммы безличны (не содержат души)?
— Конечно нет, почтенный.
— Снова, Ананда, если бы на вопрос странника "Атман не существует?" я ответил "Атман не существует", то это ещё больше запутало бы и так запутавшегося Ваччаготту. Он тогда мог подумать: "Раньше у меня был Атман, а теперь его нет".

(Ананда сутта, CH 44.10)

Будда считал умозрительные рассуждения о душе бесполезными и иллюзорными. Однажды он сказал: "Только благодаря неведению и заблуждениям люди погружаются в мечты о том, что их души – это отдельные и независимо существующие сущности. Они от всего сердца привязаны к идее о душе.

Душа и дух в чем разница православие

Людям не терпится попасть в рай, и они стремятся к удовольствиям для себя в этом раю. Поэтому они не замечают блаженство праведности и бессмертие истины." Эгоистичные мысли появляются у людей благодаря идее о душе и жажде к существованию.

Учение о безличности (anattā)

Будда противопоставил всем теориям и умозрительным рассуждениям о душе своё учение о безличности (anattā). Слово аnattā переводится по-разному: безличный, лишённый души или духа, лишённый эго.

Чтобы понять учение Будды о безличности, нужно осознать, что теория о вечной душе "У меня есть душа" и материалистическая теория "У меня нет души" являются препятствием к самореализации или спасению. Они появляются из-за ошибочного представления "Я есть". Поэтому, чтобы понять доктрину безличности, человек не должен привязываться к мнениям и взглядам на теорию души, он должен постараться посмотреть на вещи объективно, так, как они есть на самом деле, без всяких умственных проекций. Нужно научиться видеть своё "Я" или эго тем, чем оно является – обычным сочетанием изменяющихся сил. Это требует аналитического объяснения.

Будда учил, что тот объект, который мы считаем вечной сущностью внутри себя – это просто сочетание физических и умственных сил, называемых Пятью Совокупностями (pañcakkhandha): физическое тело (rūpakhandha), чувства (vedanākhandha), распознавание (saññākhandha), умственное конструирование (saṅkhārakhandha) и сознание (viññānakhandha). Эти силы работают вместе в потоке непрерывного изменения, их состояние различно в любых двух последовательных моментах времени. Они являются составляющими факторами психофизической жизни. Когда Будда проводил её анализ, то обнаружил только эти пять совокупностей или сил. Он не обнаружил никакой вечной души. Однако многие люди до сих пор имеют ошибочный взгляд, что душа – это сознание. Будда чётко заявил, что сознание зависит от формы, чувств, распознавания и конструирования и не может существовать независимо от них.

Будда сказал: "Тело, о монахи, безлично (не "Я"). Чувство безлично. Распознавание безлично. Умственное конструирование безлично. И сознание тоже безлично. Осознав это, о монахи, ученик пресыщается телом, чувствами, распознаванием, конструированием и сознанием. Пресытившись, он становится бесстрастным. Благодаря бесстрастию, он полностью освобождается. Освободившись, у него появляется знание: "я освобождён". Он понимает: "Исчерпано перерождение, доведена до совершенства праведная жизнь, сделано то, что надлежало сделать, больше не последует здешнее существование" (Анатта-Лаккхана сутта, СН 22.59).

Учению Будды о безличности уже более 2500 лет. Современная научная мысль движется в этом же направлении. В глазах современных учёных человек – это просто совокупность постоянно изменяющихся ощущений. Современные физики утверждают, что вселенная, с первого взгляда состоящая из твёрдой материи, на самом деле является не твёрдой материей, а потоком энергии. Они считают, что вся Вселенная – это процесс трансформации различных сил, среди которых человек – лишь небольшая частичка. Будда был первым, кто осознал это.

Писатель В.С. Вили (W.S. Wily) однажды сказал: "Существование бессмертного в человеке всё больше и больше ставится под сомнение из-за влияния преобладающих ныне школ мышления". Вера в бессмертие души – это догма, которой противопоставлены результаты наиболее ясного, эмпирического исследования.

Сама по себе вера в бессмертную душу, или убеждённость в том, что что-то продолжает существовать после смерти, не делает нас бессмертными, пока мы не поймём, что это за сущность, которая выживает и с чем мы способны себя отождествлять. Большинство людей выбирают не бессмертие, а смерть путём отождествления себя с тем, что подвержено разрушению и непостоянно. Это происходит из-за упрямой привязанности к телу или к мимолётным элементам нынешней личности, которую они ошибочно принимают за душу или неотъемлемое свойство жизни.

Современные учёные в настоящее время всё больше склоняются к принятию идеи о том, что так называемая душа – это не что иное, как собрание чувств, эмоций, настроений, относящихся к физическому опыту. Об их исследованиях проф. Уильям Джеймс говорит, что термин "душа" — это всего лишь слово, которое не обозначает какую-то существующую реальность.

Именно это учение Будды о безличности было представлено в буддизме Махаяны под именем Шуньяты или пустоты. Хотя это понятие было разработано великим махаянским учёным Нагарждуной путём придачи ему различных интерпретаций, в теории Шуньяты нет никакой необычной идеи, отличной от исходного учения Будды о безличности.

Вера в душу или в собственное Я и Бога-создателя настолько крепко коренится в умах людей, что они не могут себе представить, почему Будда отрицал существование и того и другого, хотя оба эти понятия являются ключевыми для многих религий. Известно, что некоторые люди испытывали шок, волнение и беспокойство, когда слышали, что Будда отверг эти два понятия. Это главная причина, по которой для многих непредвзятых учёных и психологов буддизм считается уникальным в сравнении со всеми другими религиями. В то же время, некоторые другие учёные, которые принимают определённые аспекты буддизма, считают, что эту религию можно обогатить, если намеренно перевести сказанное Буддой слово "Атта" таким образом, чтобы добавить в учение идею о душе или Я. Будда знал об этой неудовлетворённости человека и об идейном перевороте в отношении данной теории:

Всё конструированное (saṅkhārā) – непостоянно,
Всё конструированное имеет неудовлетворяющую природу (dukkha),
Все дхаммы безличны.

(Дхаммапада 277,278,279)

В буддийских текстах есть притча о вере в бессмертную душу. Некий человек, который принял движущуюся верёвку за змею, страшно испугался. Когда приходит понимание, что это всего лишь кусок верёвки, то страх стихает и ум становится спокойным. Вера в вечную душу сравнивается с верёвкой в воображении этого человека.

Примечание переводчика

1. Процесс распознавания, категоризации и обозначения впечатлений, получаемых от органов чувств.

Редакция перевода от 03.07.2015 12:57

Проблема души, ее существования и бессмертия. Бестелесность души как основной аргумент в защиту ее бессмертия. Доказательства бессмертия души в истории философии (Платон, Плотин, св. Григорий Неокесарийский, преп. Максим Исповедник, Фома Аквинский, Лейбниц). Невозможность ответа на вопрос о сущности человека без допущения существования души. Три типа аргументов: от способности к познанию и самопознанию, от свободной воли и нравственной ответственности, от жизни.

Спор свт. Игнатия (Брянчанинова) и свт. Феофана Затворника по вопросу о телесности души. Св. Игнатий: учение о духовности души есть платоновское язычество и ведет к пантеизму и переселению душ. Св. Феофан: мнение св. Игнатия есть ультраматериализм и не учитывает учение о человеке как образе и подобии Божием.

Контрольные вопросы:

Что такое душа? Прот. Михаил Помазанский

Можно ли доказать существование души?

2. Связаны ли друг с другом вопросы о сущности души и ее бессмертии?

3. Какие в истории философии предлагались доказательства бессмертия души?

4. Почему вопрос о телесности души является столь принципиальным для христианского богословия?

5. В чем суть спора о природе души свтт. Игнатия и Феофана?

6. Почему свт. Феофан считает неприемлемым учение о тонкой материальности души?

7. Почему свт. Игнатий считает неприемлемым учение о духовности души?

Литература

1. Афанасий Великий, свт. Слово на язычников, 33.

2. Григорий Неокесарийский, свт. К Татиану краткое слово о душе

3. Лейбниц Г.В. Доказательство бессмертия души посредством непрерывного сорита // Лейбниц Г.В. Сочинения: в 4 т. М., 1982. Т.1. С.83-84.

4. Максим Исповедник, преп. Письмо VI о том, что душа бестелесна.

5. Платон. Федр (245c – 246a). Государство (608d – 612a). Федон (79b – 80c, 105d–e)

6. Плотин. О бессмертии души (1-9).

7. Рождественский Н.П. Основное богословие (О неразрушимости души и возможности личного бессмертия).

8. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о смерти. Прибавление к слову о смерти. М., 1993. С. 186-197, 206-212.

9. Феофан Затворник, свт. Душа и ангел — не тело, а дух. М., 1999.

Тема 11. Отношение христианства к человеческому телу.

Важность телесной жизни для спасения человека, догматические основания для этого — воплощение Иисуса Христа, воскресение из мертвых. Уникальность христианства как религии, объясняющей смысл земной жизни человека, самопротиворечивость всех остальных религий. Необходимость заботы о телесном здоровье, мнения отцов Церкви об этом (преп. Максим Исповедник, авва Фалассий). Евхаристический смысл заботы о теле в христианстве.

Контрольные вопросы:

1. Каково отношение православия к телесной составляющей природы человека?

2. В чем смысл телесной жизни человека?

3. Почему только христианство дает правильный и последовательный ответ на вопрос о смысле жизни?

4. Должен ли православный христианин заботиться о своем здоровье?

5. Каково отношения Церкви к физкультуре и спорту?

Литература

1. Лега В.П. Тело и плоть: платоновское и христианское понимание // Казанский государственный университет. Юбилейная научная конференция: материалы. Казань, 1996.

2. Лега В.П. Отношение к телу в христианстве. На сайте: http://legavp.ru/body-pravmir.doc

Тема 12. Проблема свободы человека.

Свобода человека — и всемогущество Бога и Его промысел. Христианское учение о человеке как образе Божием как основа решения проблемы свободы. Свобода и грехопадение. Учение преп. Максима Исповедника о двух волях в человеке: природной и греховной (гномической). Свобода как выбор и свобода как независимость. Что означает выражение «раб Божий»? Смысл монашеского обета послушания как отказа от своей свободы. Свобода и познание истины. Свобода и необходимость. Критика нехристианских учений о свободе человека.

Контрольные вопросы:

1. В чем суть христианского решения вопроса о соотношении свободы человека и Божественного предопределения?

2. Сопоставьте выражения: «я — раб Божий» и «христианство – религия свободы».

3. Где человек более свободен: в Церкви или вне ее?

4. Связано обретение свободы с познанием истины?

Литература

1. Левицкий С.А. Трагедия свободы. М., 1995. С. 129-141.

2. Лега В.П. Кому быть повешенным, не утонет? http://www.pravmir.ru/komu-suzhdeno-byt-poveshennym-ne-utonet. См. также на сайте http://www.legavp.ru

3. Лега В.П. Христианство и нравственность // Возможна ли нравственность, независимая от религии? М.: Канон+, 2012. – С. 250-263



Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *