Успенский женский монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Ивановская митрополия, Шуйская епархия, Монастырское благочиние
Настоятельница — игумения Ольга (Соколова)

Храмы монастыря:
Храм в честь Успения Божией Матери
Покровская церковь
Часовня-купальня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»
Домовая церковь в честь святой равноапостольной княгини Ольги

Подворья:

Храм в честь Покрова Божией Матери (Шуйский р-н, с. Дунилово, ул. Шуйская, 1)

Храм в честь всех святых (Шуйский р-н, с. Дунилово, ул. Шуйская, 1)

Храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Шуйский р-н, с. Дунилово,ул. Советская, 18А)
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Шуйский р-н, с. Горицы)

Храм в честь Вознесения Господня (Шуйский р-н, с. Горицы)

Храм в честь Благовещения пресвятой Богородицы (Шуйский район, с. Дунилово, ул. Сельская, 6А)

st-usp.dunilovo@yandex.ru (49351) 3-64-41 http://www.dunil.ru Адрес: Ивановская область, Шуйский р-н, с.Дунилово, ул.Родниковская, 15Идет

История:
Свято-Успенский монастырь в Дунилово основан основан в конце 17 века боярином Федором Абрамовичем Лопухиным, отцом царицы Евдокии. На средства Лопухина в пойме реки Тезы на краю Дунилова (в старину Дубнилова) была построена Успенская общежительная мужская Пустынь с двумя деревянными храмами, освященными в честь Успения и Покрова Богородицы. В 1725 году Успенская Пустынь была приписана к Юрьев-Польскому Архангельскому монастырю, а позднее передана в ведение Свято-Николо-Шартомского монастыря.
В 1764 году, при Екатерине П, по церковной реформе Пустынь была упразднена, имущество передано Дуниловскому Благовещенскому женскому монастырю, а деревянные храмы и строения сгорели.
В начале 19 века на месте закрытой пустыни были отстроены два каменных храма с теми же престолами. Летний Успенский храм освящен в 1819 году, а зимний Покровский в 1848 г.
В Успенском храме было три престола: В честь Успения Божией Матери, в честь Всемилостливого Спаса и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В храме находилась чудотворная икона Божией Матери Смоленской.
Оригинальна архитектурная композиция Успенской церкви, в ней произошло слияние двух стилей: классические формы соединяются с формами барокко. Массивная ротонда, покоящаяся на четверике основного объемацеркви с высоко поднятой сферической кровлей, завершается пятью стройными барабанами. Перекрытыми изящными главками После революции оба храма закрыли. В советское время на территории бывшей обители находился психоневрологический интернат, Покровский храм был переделан в больничную палату, в алтаре разместили процедурный кабинет, а Успенский использовался как склад.
В 1991 году на месте бывшей Успенской Пустыни был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери.
Реставрацию начали с Покровского храма. Потом начали восстанавливать Успенский храм, сильно разрушенный. Летом 1995 года на колокольню подняли купола, а в 1996 году на колокольню подняли главный 16-ти пудовый колокол, привезенный из Тутаева. В 1997 году, на праздник Успения в храме прошло первое богослужение. С этого времени богослужение в храме совершалось в дни престольного праздника, в остальное время храм закрыт на реставрацию.
Из существовавших до революции в Дунилово 12 храмов, уцелело десять. В 1995 году распоряжением Архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия все храмы села Дунилова были переданы в ведение Свято-Успенского женского монастыря.

Село Дунилово стало юбилейным 150-м поселением, которые я посетил в рамках путешествий по России за последние 4 года. Что дают мне эти путешествия? Жизненную энергию и возможность понять свою Родину. Из потаенной страны, которая на долгие годы потеряла величие, закопала в пепел свою историю и национальное наследие, мне открывается истинная Россия – величественная, красивая, обладающая несметными богатствами не только недр, но и истории. Чтобы уравновесить критиков внутреннего туризма, я скромно сообщу, что посетил также 61 страну мира, но теперь считаю возможным открывать для себя Россию.

Да она и без меня потихоньку открывается миру. И этому не только чемпионат мира по футболу поспособствовал. В течение всех 4 лет моих путешествий я вижу, что многие города, городки и исторические села выбираются из праховых ям, куда их загнали годы советской власти и ад 90-х.

Дунилово. Фото: Андрей Малосолов/Телеканал «Царьград»

В Советскиом Союзе делали немало для индустриализации и больших свершений. Огульно охаивать эти времена я бы тоже не стал. Ивановская область тогда была цветущим регионом, где работали фабрики, заводы, а на земле паслись тучные стада и росли все виды злаков.

Главная претензия любого путешественника к Союзу в том, что он буквально изничтожал свою историю. Борясь с религией, он обезобразил храмы и монастыри, зачем-то убивал и превращал в бараки не только купеческие усадьбы, но и добротные крестьянские дома. Из зажиточных городков советская власть делала рабочие поселки, где жители вывешивали свои портки сушиться на памятники предыдущих эпох. СССР запускал людей в космос, создавал великую науку и культуру, а другой рукой разрушал все, что было создано столетиями до него.

Дунилово — безработица на фоне древних декораций

Село Дунилово, что в 19 км от Шуи – типичный образец постсоветского развала. Запустение и вырождение здесь началось еще в конце 70-х, а к 90-м историческое село, основанное в XIV веке, деградировало. Времена ельцинизма убили все окончательно.

Благовещенский монастырь. Фото: Андрей Малосолов/Телеканал «Царьград»

Богатейшее русское поселение, в котором находятся памятники величия и России, и всего региона, только сейчас потихоньку начинает возрождаться духовно и хозяйственно. Даже сейчас, глядя на остатки церквей и монастырей Дунилова, построенных более 500 лет назад, понимаешь, что мы почти потеряли. В Дунилово, ныне небольшом селе, стоят сразу два монастыря — строгий, ортодоксальный женский Свято-Успенский, в который вне службы в праздничные дни попасть нереально, и остатки Благовещенского монастыря, располагающегося на берегу Тезы.

Дунилово. Фото: Андрей Малосолов/Телеканал «Царьград»

Здесь находятся еще две действующие церкви XVIII и XIX века, а также колоссальный храмовый ансамбль Покровской церкви и Всех Святых. Полюс еще порядка 30 домов, имеющих огромную культурную ценность — купеческие усадьбы, каменные крестьянские дома, гимназия и множество других достопримечательностей XVII-XIX веков! А какая здесь красота! Дунилово расположено на берегах реки Теза в окружении полей и лесов. Виды – закачаешься!

В хорошем состоянии из всего наследия находится только женский монастырь. В него меня не пустили – устав очень строгий, на въезде стоит шлагбаум и охрана явно не из числа пьянчужек. Монастырь основан в XVI веке при поддержке князя Лопухина, тогда еще тестя Петра Первого. Разговорился с охранником, он и рад был поговорить с другим, не из мира обители, человеком. Монахини соблюдают множество послушаний, в том числе обет на общение.

На территорию женского монастыря пройти можно только по большим праздникам. Фото: Андрей Малосолов/ Телеканал «Царьград»

Охранник сказал, что в монастырь можно попасть только по большим праздникам и только по предварительному благословению. Обитель невероятно красива, стоит прямо посреди пшеничных полей. Но красоту внутреннего убранства могут увидеть только монахини и трудники, увы.

Продавец магазина в Дунилове. Фото: Андрей Малосолов/ Телеканал «Царьград»

О монашеском быте разговорился с Катей, продавцом маленького ткацкого производства в Дунилове, одного из немногих предприятий, которые здесь еще работают. Жизнь обители строга и непроста, говорит Катя, в мир насельницы выбираются так редко, что это целое событие. Монахини и священнослужители стараются ухаживать за остатками дуниловской роскоши – за ансамблем церквей и остатками Благовещенского монастыря. У церкви восстановили купола необычного белого цвета, а Благовещенский оградили забором, привели в порядок наружные виды, но денег на дальнейшее восстановление очень мало.

Необыкновенные белые купола на церкви в Дунилове. Фото: Андрей Малосолов/Телеканал «Царьград»

«Хорошо хоть так, потому что на остальное – старинные дома вдоль Тезы, где особенно выделяется особняк промышленника Балина, нет ни средств, ни желания властей что-то изменить», — грустно говорит Катя. У нее маленький бизнес – производство различных тканей, изготовление ручных вышивок, полотенец из льна, сувениров. Продукции много, весь магазин увешан ею. Много заказывают из других городов – Москвы, Иваново и Плеса, куда приезжают сотни тысяч туристов. «У вас-то туристы бывают?» — спрашиваю я. «Мало, — отвечает Катя. — Последний раз были 12 июня, целый автобус приехал. А до революции в Дунилово ехали люди из Шуи и Костромы – посмотреть на величественные храмы и посетить знаменитые дуниловские ярмарки».

Магазин текстиля в Дунилове. Фото: Андрей Малосолов/Телеканал «Царьград»

Катя — девушка хотя и деревенская, но говорит на прекрасном русском языке. Производство активно работает, имеет сайт в интернете, дистанционно можно заказать любую работу. В течение 2-х недель любой авторский заказ исполнят. Зарплата в цеху – 20-30 тысяч рублей в месяц, работают всего 4 женщины-ткачихи. Катя еще раз грустно улыбается, когда я задаю вопрос о работе в селе: «Колхоз еле пыхтит, все наши ездят в Шую, а в основном в Москву». Мда. И это село, в котором в лучшие годы зажиточных дворов было больше, чем в Шуе, а населения – чем в городе Кинешма! Где работало 5 ткацких фабрик, а люди могли позволить себе отдохнуть в трактирах и чайных. И где, кстати, еще до революции у рабочих было целых два выходных в неделю!

Шуя – выход из цивилизационной комы

Андрей Малосолов в городе Шуя

Что-то похожее, только в большем масштабе, было в Шуе — городе, который был заложен в XV веке на берегах Клязьмы. Крупный торговый и промышленный центр целого региона стал родоначальником ткацкого промысла, когда купец Яков Игумнов открыл первый полотняный завод на этих землях. Шуя также прославилась своими владельцами – здесь зародился род Шуйских, откуда вышел последний русский царь рода Рюриковичей – Василий Шуйский. А также род Пожарских, ключевой представитель которого, Дмитрий, стал спасителем отечества в Смутное время. Шую неоднократно посещали Иван Грозный, Петр Первый, который излечился здесь от болезни во время Персидского похода. В Шуе любила охотиться царица Елизавета, эти места в сопровождении поэта Жуковского посетил будущий император Александр II. К 1917 году в городе было 20 церквей.

Воскресенский собор в Шуе. Фото: Андрей Малосолов/Телеканал «Царьград»

Комплекс Воскресенского собора начала XIX века известен своей 106-метровой колокольней — первой в Европе среди звонниц, стоящих отдельно от храмов. В 1891 году на третий ярус колокольни был поднят седьмой по величине колокол в России (весом 1270 пудов). Он был отлит в Москве на средства крупнейшего фабриканта М. А. Павлова. С 1991 года Воскресенский собор является подворьем Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря — шуйской православной обители, известной с 1425 года.

Звонница Воскресенского монастыря в Шуе. Фото: Андрей Малосолов/Телеканал «Царьград»

В последние годы СССР и в лихие 90-е древняя, работящая Шуя впала в цивилизационную кому. Местный житель Александр Вединеев, с которым я пообщался на улице, описывает те времена как ужас и страх, безнадегу и полный беспредел. «Все шуйские заводы и фабрики остановились, потому что, как нам объявили новые власти демократов, стране не нужны наши ткани, наши рубашки, трусы, носки, одеяла и прочее, что всю жизнь вырабатывала шуйская земля, — поясняет Александр. — Россия зачем-то, теперь понятно, зачем, переориентировалась на турецкие и китайские рынки, и весь текстиль пошел оттуда».

Улица Шуи. Фото: Андрей Малосолов/Телеканал «Царьград»

«Народ стал деградировать, спиваться и уезжать из Шуи. И это при том, что, будучи промышленным, в отличие от Иваново, Шуя – еще и очень эстетичный и красивый городок!» — восклицает он. Александр надолго уезжал из региона, но теперь вернулся – ткацкие промыслы стали вновь возрождать несколько лет назад. В столице региона Иваново, по словам моего собеседника, сейчас вновь запустили работу 80 процентов производств. В Шуе все идет медленнее, и заброшенные фабричные корпуса остаются печальной визитной карточкой города. «Но теперь России вновь понадобились свои рубашки, трусы с носками и вообще текстильные изделия», — смеется Вединеев.

Пешеходная улица Шуи. Фото: Андрей Малосолов/Телеканал «Царьград»

Шуя стала оживать уже года как 3-4. Помимо полотняных промыслов дошло дело и до городской эстетики. В Шуе сделали небольшую пешеходную зону, по обеим сторонам которой располагаются лавки, магазинчики и торговые ряды. Полностью восстановили поруганную легендарную шуйскую колокольню. Сколько трудов и любви вложили в ее строительство люди! Активно восстанавливается малый бизнес – пекарни, сувенирные товары, ткани. В Шуе производят отменнейшие фирменные настойки и наливки большими партиями. «В Москву с нашими настойками зайти трудно, — сообщил местный бизнесмен Олег, — но Кострома, Иваново и многие регионы охотно берут – качество очень хорошее. Специальные партии забирают магазины курортного Плеса – продукцию хорошо раскупают туристы и иностранцы».

Шуя. Фото: Андрей Малосолов/Телеканал «Царьград»

Но в целом говорить, что Шуйский район, как и вся Ивановская область, живет исключительно на позитиве, нельзя. Регион в 90-е потерпел, наверное, самый большой урон, лишившись, по сути, всего, чем жил. Чтобы все это возродить, нужно не только желание и даже деньги. Нужны кадры, которые поредели, нужно новое поколение рукастых людей. И, конечно, нужны принципиально новые управленцы, которые бы восстановили не только фабрики и заводы, но и храмы, исторические здания и объекты, которые бы привлекли в область туристические потоки. Потому что смотреть на нашу историю и культуру в Ивановской области — не пересмотреть!

А я отправляюсь дальше по региону!

Благовещенско-Казанское подворье Свято-Успенского женского монастыря, село Дунилово: Благовещенская церковь

В начале XVII века на месте прихода существовала женская обитель с деревянным шатровым собором в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. После упразднения монастыря в 1764 году собор был превращен в летний приходской храм.

В настоящее время на территории подворья расположены два храма.

Благовещенская церковь (летняя). Сооружена в 1675 году на месте древней шатровой, паперть и приделы более позднего происхождения. На стенах церкви имелась стенная надпись: «…освятися храм сей в лето от сотворения мира 7183, от воплощения Бога Слова 1675 года марта 21 дня на память прп. отца нашего Иакова исповедника, при благоверном государе Алексее Михайловиче, при преосвященном епископе Стефане Суждальском и Юрьевском». В числе строителей Благовещенской церкви были «ярославского уезду села Пчелок каменного дела мастера Назарко Борисов да Ивашко Исаев с товарищи». В церкви было три престола: Благовещения Пресвятой Богородицы, свт. Тихона Амафунтского, свт. Николая Чудотворца. В 1685 году на пожертвования владельца села, боярина Феодора Абрамовича Лопухина, царского тестя, собор был надстроен на один ярус и поставлена высокая шатровая колокольня, первый ярус которой служил входом в монастырь.
В настоящее время церковь реставрируется. Богослужение не совершается.

Адрес: Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Дунилово, ул. Родниковская, д. 6А

Назад к списку

Всехсвятский единоверческий женский монастырь 3-го класса образован из монашеской общины при единоверческой церкви Всех Святых (община при церкви образована в 1886 г.) определением Св. Синода от 05.05.1889 г. Значительное участие в строительстве и благоустройстве монастыря принимали известные шуйские промышленники и купцы, имевшие старообрядческие корни (главным образом династия Рубачевых – жертвовали землю, средства на строительство собора, часовни, каменных корпусов, В.В. Рубачев был старостой Всехсвятской церкви). В 1897 г. в число монашествующих, согласно клировым ведомостям. составляли – игумения (Досифея), одиннадцать инокинь, семь послушниц, пятьдесят три белицы. При монастыре существовала школа для девочек.

Комплекс архитектурных сооружений монастыря включал Успенский собор (1901 г.), Всехсвятскую церковь с колокольней (1871 .), трапезную, кельи, часовню, низкую ограду с башенками. Часовня – первое церковное сооружение на территории монастыря построена 1886 г. В.В. Рубачевым в «благодарственное воспоминание 19 февраля 1861 г.”. Небольшая Всехсвятская церковь (белая) с колокольней построена в 1871 г. На колокольне в 1898 г. было 5 колоколов, пожертвованных шуянами – Болотовым П.И., Воиновым М.П., Романовой Ю.Ф. Храм был каменным, одноглавым, с лаконичным внешним оформлением и шатровой колокольней. Снаружи оштукатурен и побелен. Крупный Успенский собор (серый) – доминанта Миллионной (Советской) улицы символизировал въездные ворота в старую часть города. Собор строился десять лет (1891-1901 гг.). Заложен 02.06.1891 г. Вначале собор был краснокирпичным, впоследствии был оштукатурен и выкрашен в серый цвет. Представлял собой крупный пятиглавый храм в традициях русской архитектуры с богатым декором. Освящение Успенского собора проводили единоверческий архимандрит Филарет, архиепископ Серафим, настоятельница – игумения Досифея. На церемонии освящения присутствовали многие благотворители, участвующие в устройстве собора и монастыря – представители шуйских, ивановских, петербургских, московских купеческих династий (К.Н. Балина, Я.Н. и Ф.Я. Фокины, К.М. Машков, Е.П. Зендолинская, П.Н. Корнилова и др.). В монастырские храмы при освящении были пожертвованы единоверцами Шуи и Иваново-Вознесенска «20 икон старого монастырского, 10 новгородского, 4 строгановского писем 17 и 18 веков”. При монастыре существовало кладбище. В приходе монастыря в 1892 г. числилось 46 дворов (131 человек).

Монастырские храмы закрыты в 1930 г. Необходимость уничтожения монастыря (в частности, для строительства дворца культуры) в 1920-е годы регулярно обсуждалась в местной газете «Серп и молот”. Успенский собор взорван в 1931 г. (на взрыв потрачено 50000 рублей). Руины лежали неразобранными до начала 1950-х гг. Всехсвятская церковь с колокольней, часовня, церковно-приходское училище разрушены в 1954-1955 гг. перед строительством 76-квартирного дома. На месте монастырского кладбища построены пятиэтажные дома в 1990-е гг. Сохранились отдельные сооружения – одноэтажная монастырская баня (используется по назначению), двухэтажная краснокирпичная трапезная с крыльцом и декором в псевдорусском стиле (1888 г.), фрагмент монастырской стены.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *