Аудио

Чем отличается душевность от духовности?

Вы знаете, что душа человеческая трехсоставна. А именно: одну душу имеют растения (жизнь), совсем другой уровень, неизмеримо выше – животные (они не только чувствуют, они многое понимают, сколько у них эмоций), и, наконец, третий уровень, который присущ только человеческой душе (это то, что по-гречески именуется нус или ноос – отсюда ноосфера, это разумность или дух).

Душевность – это все то, что связано с первыми двумя «этажами», то, что связано со всеми нашими эмоциями, если хотите, все, что связано с «горизонтальным» образом жизни. Мы можем радоваться и страдать, заботиться о всем, что нужно нам в этой жизни, можем решать какие-то проблемы… Но это уровень «горизонтальный», он касается этой жизни. И часто саму религию даже понимают в этом плане. Как понимают? Религия – это то, что освобождает меня от неприятностей, то, что дает мне возможность погрузиться в какие-то другие сферы, где я могу найти удовлетворение, могу помечтать, могу попасть в какие-то мистические слои и т.д. Вся забота о чем? Об удовлетворении, об удовольствии, если хотите – о наслаждении. Недаром часто душевными называли тех подвижников, которые впадали в прелесть, т.е. тех, которые ищут благодатных переживаний, благодатных состояний, благодатных даров (например, чудотворения, видения на расстоянии и т.д.). Про таких подвижников говорят, что они в прелести, т.е. льстят себе в высшей степени. Вот это все связано с душевностью. Поэтому говорят, что душевность и духовность это совершенно разные вещи.

Кстати, любопытная вещь. Во время Первой мировой войны с Германией очень многих поразил следующий факт… Ведь вы знаете о том, что немцы назывались «культур трегеры», т.е. носители культуры. У них еще Ницше учил об «Уберменше» — «сверхчеловеке». Культуроносители, если хотите, чуть ли не сверх люди, которые очень любили своих собак, кошечек, животных, которые были, и, конечно же, детей. Что еще надо? И вдруг все были поражены. Чем? Удивительной жестокостью обращения с пленными людьми, с теми людьми, которые оставались на захваченных территориях. Это мне рассказывали сами люди, свидетели. Поражены и потрясены были. Эти душевные люди, играют на губных гармошках, кажется – такая музыка, такое эстетическое развитие, такая сентиментальность – то есть полнота душевности. И жестокость! И ненависть. Вот как оказывается.

Душевность – это вещи низшего порядка. И если эту душевность не переводить в духовность, если наши симпатии, которые мы можем испытывать к кому-то, не переводить в область любви верной (потому что может быть неверная любовь)… Я люблю того, кто мне нравится и терпеть не могу того, кто мне не нравится; тому, кого я люблю, я могу простить многие вещи, за которые надо бы наказать, а к тому, кого я не люблю, я буду придираться и в таких вещах, где он совсем и не виноват – вот это все душевность, которая связана часто с лирикой, с сентиментальностью, с романтичностью, но в которой нет религии.

Один из святых – преподобный Никита Стефат – говорил: «душевные это как бы полоумные». И апостол Павел тоже об этом пишет. И когда нет духовности, то эта душевность — это все лирика, это все романтика, это все сентиментальность, а только попробуй коснись человека, только прикоснись к нему не так и сразу как ежик тебя уколет тысячами игл. Вот оказывается, что такое душевность.

Душевность – она в религии, в христианстве очень опасна. Но часто мы видим, к сожалению, когда настоятель не смотрит за хором, то – особенно когда хор большой и регент имеет музыкальное образование светское – начинается такая лирика, то «умирают» совсем, почти не слышно, то взрываются громом, что все аж вздрагивают… То есть пытаются произвести эффект. При чем тут молитва? Никакой молитвы тут нет, «эффект» надо произвести. Так и люди, которые ищут такого «эффекта». «Вы куда идете?» — «Я иду на всенощную Рахманинова». Не на всенощную, а на Рахманинова! «А вы куда идете?» — «На литургию Чайковского». Конечно, не на литургию же. А на Чайковского!

Вот это все плоское – сентиментальность, лиричность – называется душевностью.

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор.2,14).

Как это так? Почему «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия», мало того: как он может почитать это «безумием»? И что значит «судить духовно»?

На языке светском «человеком душевным» обычно называют того человека, у которого проявляются лучшие качества души – человека доброго, сердечного. Почему же такой человек может не принимать того, что «от Духа Божия» и даже почитать это «безумием»? Не учили ли нас еще с детства, что человек состоит из души и тела и что, хотя тело создано из земли, но зато душа – это высшее начало в человеке, она Божественного происхождения и стремится к Богу? Как же эта душа может быть чуждой Божию и не принимать то, что от Духа Божия происходит? Но вот и апостол Иуда, брат Господень, в своем соборном послании говоря о том, что «в последния времена появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям, которые отделят себя от единства веры», как бы в пояснение потом прибавляет: «это люди… душевные, не имеющие духа» (Иуд. 1:19).

Что это за люди душевные? И почему Слово Божие относится к ним неодобрительно?

Представление о том, что человек состоит из души и тела, – слишком элементарное, примитивное, а в действительности конструкция человека гораздо более сложна. Когда говорят, что человек состоит из души и тела, то обычно хотят этим выразить, что человек состоит не только из одного мертвого вещества, материи, но и из того высшего начала, которое эту материю оживотворяет, делает живой. «И стал человек душою живою», говорит книга Бытия (Быт.2, 7), после того как Бог, создав человека из праха земного, «вдунул в лице его дыхание жизни». В этом смысле душу имеет и каждое живое существо, каждое животное. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую… и сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся… И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ея, скотов и гадов и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт. 1:20–24). Следовательно, душой называется, в сущности, только жизненное начало в каждом живом существе – не больше.

С этой точки зрения становится вполне понятным изречение Господа, которое без такого предварительного объяснения многим кажется непонятным и даже соблазнительным: «Кто хочет душу свою спасти, погубит ее, а кто погубит душу свою Мене ради и Евангелия, тот спасет ее» (Марк. 8:35). Под «душой» здесь разумеется жизненное начало в человеке, то есть что делает живым мертвое само по себе тело, но не больше, и весь текст приобретает такой, уже вполне ясный смысл: «Кто хочет жизнь свою спасти, то есть кто слишком дорожит своей земной жизнью, тот ее потеряет, а кто отдаст свою жизнь ради Христа и Евангелия, тот именно только и приобретает настоящую жизнь, не эту временную, земную, а вечную, будущую».

Итак, представление о том, что человек состоит из тела и души, есть представление примитивное, далеко не исчерпывающее всей сложности конструкции природы человека. В послании апостола Павла к евреям мы находим более детализированное представление о составе человеческого естества. Апостол Павел говорит, что «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдуостраго, оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечныя» (Евр. 4:12). Тут, как мы видим, различается «душа» и «дух». Это различие «душевности» и «духовности» в человеке мы находим и во многих других местах Священного Писания, почему Церковь и положила считать, что человек по своему естеству трехсоставен или трехчастен и состоит из: 1) духа, 2) души и 3) тела, причем высшее начало в человеке – это дух, а душа, хотя и выше тела, так как она невещественна, нематериальна, но она, по выражению нашего великого психолога и знатока духовной жизни епископа Феофана Вышенского, «вся обращена исключительно на устроение нашего временного быта – «земного» и «познания ея строятся только на основании того, что дает опыт окружающей жизни, и деятельность ея обращена на удовлетворение потребностей временной жизни» («Что есть духовная жизнь», стр.31). Поэтому душа есть низшее по сравнению с духом начало в человеке, и она тесно связана с телом и телесной жизнью, но сама вместе с тем служит как бы связующим началом между телом и духом, представляя собою как бы мост от тела к духу.

Итак, человек трехсоставен. Что же представляет собой каждая из трех составных частей его природы?

Тело создано Богом «из праха земного» (Быт. 2:7), и потому оно принадлежит земле: «Земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3:19), – сказано первому человеку. Телесная жизнь человека состоит в удовлетворении потребностей тела. Своей телесной жизнью человек ничем не отличается от прочих живых существ-животных. Потребности тела многоразличны в соответствии с разными органами тела, но в общем все они сводятся к удовлетворению двух основных инстинктов: 1) инстинкта самосохранения и 2) инстинкта продолжения рода.

Оба эти инстинкта вложены Творцом в телесную природу всякого живого существа с вполне понятной целью – дабы это живое существо не погибло и не уничтожилось бы бесследно. Для общения с внешним миром тело человека наделено пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, без коих человек был бы в этом мире вполне беспомощным. Весь этот аппарат человеческого тела необыкновенно сложен и премудро устроен, но сам по себе он был бы мертвой машиной, если бы его не оживотворяла душа.

Душа дана Богом, как оживотворяющее тело начало, для того, чтобы управлять телом. Все действия, или, вернее, движения души столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, так изменчивы и зачастую трудно уловимы, что их для удобства принято разделять на три вида, три разряда: мысли, чувства и желания. Эти движения души изучаются особой наукой, которая называется психологией. В соответствии с разделением движений души на три части и психология обыкновенно делится на три отдела: 1) психология познания, 2) психология чувства и 3) психология воли. К области познания относятся воображение и память, коим пользуется рассудок для приобретения определенных понятий и знаний о вещах. Понятия и знания, приведенные мыслительным трудом в порядок или систему, дают ту или иную науку. Органом тела, с помощью которого душа производит мыслительную работу, является мозг.

Органом чувства принято считать человеческое сердце. Это потому, что всякое чувство – радость или горе, скорбь или удовольствие, симпатия или антипатия, гнев или мирное расположение духа, покой или беспокойство – всегда отражается на сердце – усилением или ослаблением его деятельности. Сердце – мерило того, что нам приятно или неприятно, а так как человек, естественно, стремится к тому, что приятно и хочет избежать того, что неприятно, то сердце, естественно, является как бы центром жизни человека, центром, в котором вмещается все, что входит в душу совне и из которого исходит все, что обнаруживается душой вовне.

Желаниями человека руководит воля, которая не имеет для себя вещественного органа в нашем теле, а орудия для исполнения ее предначертаний – это наши члены, приводимые в соответствующее движение тем или иным решением воли при помощи мускулов и нервов.

Результат деятельности нашего ума и чувств, порожденных сердцем, оказывает то или иное давление на волю, и наше тело производит то или иное действие или движение.

Таким образом, душа и тело тесно связаны друг с другом. Тело с помощью органов внешних чувств дает те или иные впечатления душе, а душа, в зависимости от этого, так или иначе управляет телом, руководит его деятельностью. Ввиду такой тесной связи души с телом эту жизнь нередко называют общим термином: «жизнь душевно-телесная».

Однако необходимо все же различать: жизнь телесную, как удовлетворение потребностей тела, и жизнь душевную, как удовлетворение потребностей души.

В чем состоит жизнь телесная, мы уже знаем. Она состоит в удовлетворении требований двух главных инстинктов: инстинкта самосохранения и инстинкта продолжения рода. Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства.

Но жизнь человеческая далеко не исчерпывается удовлетворением потребностей тела и души. Тело и душа – это еще не весь человек, неполный человек. Над телом и душой стоит еще что-то высшее, то именно, что часто выступает в роли судьи и души, и тела и дает всему оценку с особенной, высшей точки зрения. Это высшее начало в человеке есть дух, который Божественного происхождения. Это та сила, которую вдохнул Бог в лице человека, завершая его творение. Душа есть и у животных, но она, согласно повествованию книги Бытия, вместе с телом была произведена землей: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ея, скотов, и гадов, и зверей земных» (Быт. 1:24). Душа человеческая во многом сходна с душою животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных, а это зависит от сочетания души человека с духом, который от Бога.

Что же это за дух и каковы его проявления?

«Дух, – говорит еп. Феофан Вышенский, – как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себе обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им («Что есть духовная жизнь»). «Ты, Боже, создал нас со стремлением к тебе, – говорил еще блаженный Августин, – и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе».

Каковы же проявления духа в человеке? Как и в чем они выражаются? Великий психолог и наставник духовной жизни епископ Феофан указывает нам три таковых проявления: 1) страх Божий, 2) совесть и 3) жажда Бога.

1. «Все люди, на каких бы они степенях развития ни стояли, – говорит епископ Феофан, – знают, что есть Верховное Существо Бог, Который все сотворил, все содержит, всем управляет, что и они во всем от Него зависят, и Ему угождать должны, что Он есть Судия и Мздовоздаятель всякому по делам его. Таков естественный символ веры, в духе написанный. Исповедуя его, дух благоговенствует пред Богом и исполнен страха Божия».

2. «Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть». «Совесть указывает человеку, что право и что неправо, что угодно Богу и что неугодно, что должно и что не должно делать». Но совесть не только указывает должное, причем «за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель». Недаром народ называет совесть «голосом Божиим» в душе человека.

3. Духу свойственно искать Бога, стремиться к соединению с Богом, жаждать Бога. Ничем тварным и земным дух удовлетвориться не может. Кто бы сколько ни имел земных благ, ему все кажется мало, все хочется чего-то большего. Эта вечная неудовлетворенность, всегдашнее недовольство показывает, что у нашего духа есть стремление к чему-то высшему, идеальному, как говорят, а потому ничто земное этого высшего и идеального заменить не может, и душа человека мается, не находя себе покоя. Только в Боге, в живом общении с Ним человек находит себе полное удовлетворение и успокаивается, приобретая высшее – благодушевный мир и спокойствие.

Итак, вот каковы проявления духа в человеке. Теперь ясно, в чем состоит и духовная жизнь в отличие от жизни телесной и душевной. Духовная жизнь состоит в удовлетворении потребностей духа, а потребности духа состоят в стремлении человека к Богу, искании живого союза, общения с Богом и желании жить по воле Божией.

Так ли у нас, в наше время, понимают духовную жизнь? Наше время вообще отличается всякого рода маскировкой, фальшью, подтасовкой, извращениями и злонамеренными искажениями. Это и понятно. Ибо дух самоутверждающейся человеческой гордыни в совершенно обнаженном, явно открытом для всех виде очень непривлекателен, так же, как и сам отец его сатана, а потому этому духу необходимо маскировать себя, прикрывать себя разными благовидными личинами. Недаром же и сам сатана, по словам апостола, преобразуется «во ангела светла» (2Кор.11:14–15). В современных понятиях поэтому очень многое извращено и искажено до неузнаваемости. Так обстоит дело и с вопросом о духовной жизни. Современность игнорирует вовсе дух человека, как таковой, сливая дух с душой в одно, причем даже в современной научной психологии явления духовной жизни относятся к разряду душевной жизни: и религиозное чувство, и моральное чувство, и совесть – это будто бы функции все той же души, а так как душа материалистами отрицается и функции ее рассматриваются лишь как функции мозгового и нервного вещества, то и явления духовной жизни тоже оматериализовываются и рассматриваются как функции мозга, нервной системы и т.п. Получается грубейшая и нелепейшая профанация явлений душевной жизни. Явления телесной, душевной и духовной жизни весьма часто современным человеком вовсе не различаются, и получается смешение этих понятий и страшная путаница. Неудивительно поэтому, что когда мы слышим в нынешнее время выражение «духовная жизнь», то оказывается, что под понятием духовной жизни разумеется все, что угодно, но только не подлинное явление духовной жизни. К области духовной жизни относят не только науку, всевозможные открытия и изобретения, но даже кинематографию, театр, балет и чуть ли не цирк. Иными словами, «душевность» выдается за «духовность», и то, что относится к сфере всего лишь «душевной жизни», называют, по недоразумению, «жизнью духовной».

Почему совершился этот подлог и почему жизнь духовная стала уделом лишь немногих избранных личностей?

Да все потому же, что дух самоутверждающейся человеческой гордыни стал господствующим духом нашего времени. Подлинная духовная жизнь, то есть стремление человеческого духа к Богу, естественно, предполагает прежде всего живую веру в личного Бога и искреннее желание жить, руководствуясь голосом совести, а этого-то именно и нет у большинства современных людей. Как мы уже говорили, дух самоутверждающейся человеческой гордыни стремится на место веры в Бога утвердить веру в себя, а голос совести, как обличающий это заблуждение и вообще мешающий свободе действий в этом направлении, усыпить и подавить. Существование духа отрицается, игнорируется, на первый план выступает душа, то есть область ума, чувства и воли, и она-то, эта душа, низшее по сравнению с духом начало, занимает первое место в жизни человека. Поэтому такого человека Слово Божие и называет «душевным» человеком, утверждая, что ему духовное непонятно, область духовного ему чужда, а потому он не может понять и принять то, что происходит от Духа Божия.

Но как бы человек ни подавлял в себе требования духа, они все же заявляют свои права. Дух рвется к Богу и, не находя выхода своим стремлениям под грубым насилием, которое чинит над ним самоутверждающаяся человеческая гордыня, он довольствуется, так сказать, «суррогатами», которые изобретает для его успокоения человеческая гордыня. Вместо подлинной религии какое-либо туманное философское учение, или теософия, или спиритизм, или еще что-либо подобное, а вместо церкви – храм науки, или театр, или балет, вообще что-либо из области душевной жизни, могущее увлечь собой человека. Эта подтасовка, подмена духовности душевностью, особенно характерна для нашего времени. Так, например, многие у нас в России в последнее время ходили, да и теперь ходят в церковь только для того, чтобы получить эстетическое наслаждение – послушать красивое пение. Нет спору, что эстетическое чувство – это, конечно, высокое чувство, ибо чувство прекрасного в душе человека – это отображение высшей Божественной красоты, но поскольку оно является бессознательным, безотносительно от сознательного влечения, стремления к Богу, оно все же относится только к области душевности и чуждо подлинной духовности. Вообще на высших своих ступенях душевные чувства настолько сближаются с духовными, что современному человеку бывает трудно их различить, и он «душевное» принимает за «духовное», и ему иной раз кажется, что он от этого «душевного» получает полное духовное удовлетворение, хотя это, конечно, только самообман, заблуждение. Мне признавался один весьма интеллигентный и развитый душевно, но, к сожалению, малодуховный человек, что он, слушая музыку, испытывает молитвенное настроение. Как отличить душевное состояние от подлинно духовного? Подлинно духовное состояние всегда вполне бесстрастно, оно настолько возвышенно, что как бы уносит человека от земли и не дает ему никаких телесных ощущений, а всякое душевное состояние, сколь бы оно высоко ни было, непременно вызывает те или иные телесные ощущения, как, например, усиленное биение сердца, приятное щекотание нервов или так называемые «мурашки по спине», которые особенно чувствуются любителями красивого пения, красивой музыки.

Этой именно преобладающей «душевностью» современного человека и объясняется то, что настоящее строгое церковное пение, пение, удовлетворяющее лишь «духовности», для большинства даже, казалось бы, церковно-настроенных людей, кажется непонятным, скучным, и им не нравится. Взамен этого строго церковного пения у нас заводится в последние два столетия новое пение, пение итальянское, концертное, удовлетворяющее «душевности», а потому нравящееся современному человеку, погрязшему в тине «душевности». Точно так же не нравится современному человеку и древняя иконопись, так как духовное чутье его слишком неразвито для того, чтобы понять и оценить «духовную» красоту этих вполне отрешенных от земли священных изображений древности. «Душевному» человеку больше нравятся современные Мадонны, полнолицые и румяные, напоминающие более о здешней земной жизни, чем о возвышенном мире духовном. Так и во всем прочем, современный человек туп и глух к истинной «духовности» и чувствителен только к «душевности», которую нередко принимает за «духовность», называя даже официально в литературе, и прессе, и общественных выступлениях свою «душевную» жизнь жизнью «духовной».

Почему так подавлена в нынешнее время жизнь «духовная» и почему на первый план выступила жизнь «душевная»?

Мы уже сказали, что это сделал все тот же дух современности, дух самоутверждающейся человеческой гордыни, который задался целью вытравить представление о Боге из жизни современных людей и богом для себя сделал самого человека. Вся жизнь современных людей строится поэтому таким образом, что нет места для подлинной духовной жизни, и каждый ищущий духовности человек мечется в отчаянии, все больше и больше погрязая в тину душевности. Самый темп современной жизни, темп нервный, не дающий места уединенной самососредоточенности, не благоприятствует ведению духовной жизни. Современный человек – это как винтик или колесико в огромной машине нынешней материалистической культуры: он теряет свою личность, свою индивидуальность и подлинно, по меткому народному выражению, целый день, а нередко и ночь, «вертится как белка в колесе». «Время – деньги» – вот основной лозунг жизни современного человечества, а потому нет времени на то, чтобы углубиться в себя, самососредоточиться, прислушаться к движениям своего духа, к голосу своей совести. Этот темп жизни, нервный и бешеный, чрезвычайно утомляет, обессиливает человека, а потому не остается у него достаточно сил для непременной работы над собой, каковой требует духовная жизнь. Остается только желание как-то развлечься, отдохнуть, отвлекшись на время от этой гнетущей механизации жизни, а потому так распространились теперь всякие дешевые, легкомысленные увеселения вроде кино, танцулек и т.п. мест времяпровождения в свободное от работы и от занятий время. Это несомненный бич современности, разлагающий все здоровье в человеке, но это неизбежное порождение современной культуры человека, отрекшейся от Бога и сделавшей основой своей жизни дух самоутверждающейся человеческой гордыни.

Все эти увеселения и развлечения действуют, как водка и кокаин, на современного человека, они еще более усыпляют в нем духовную жизнь, парализуют духовные движения, подавляют голос совести и все нравственные требования, и человек мало-помалу из области «душевности» спускается еще ниже – в область «телесности» и становится как бы «плотью бездушной», по словам Псалмопевца: «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс.48:13). И исполняется на них грозный приговор Божий, изреченный еще современникам праведного Ноя, погибшим от потопа: «Не имать дух Мой пребывати в человецех сих… зане суть плоть» (Быт. 6:3). И, конечно, когда человек, созданный по образу и подобию Божию, отрекается от своего высокого достоинства и, становясь «плотию бездушною», «прилагается скотам несмысленным и уподобляется им», он сам изрекает смертный приговор. События последнего времени для нас лучшее доказательство, как губительно для человека забвение духовной жизни, подмена ее «душевностью» и ниспадение в область «телесности». Забвение Бога и провозглашение богом самого человека ведет к все большему и большему нравственному падению, а в результате к озверению и к самоистреблению.

Поэтому ясно как белый день, что единственный путь спасения человечества от этой окончательной гибели – это путь духовной жизни, но не той «духовной» жизни, которую подносят современному человеку его культурные вожди, совершающие подлог и подмену «духовностью», а подлинной духовной жизни, проявления которой заключаются в стремлении человека к Богу, искании общения с Богом и желании жить по Его святой воле.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ

«ИШИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИМ. П.П. ЕРШОВА»

Реферат

Духовность и душевность в общении

Выполнила: студентка 911 группы, II курса

Проверил: Андреенко В.М.

2013г.

Духовность и душевность в общении.

Душа (по-еврейски «нефеш) есть сама личность. Душа состоит из разума, чувств (эмоций) и воли.

Духовность – высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности.

Душевные христиане живут и водятся чувствами, т.е. принимают решения, основанные на своих чувствах или своих мыслях, добиваются чего-то собственной волей, а духовные христиане живут ВЕРОЙ в Слово Божие, и принимают решения на основании личного откровения («рэмо»), согласованного с записанным словом Божьим. Душевный человек ходит перед людьми, а духовный — ходит пред Господом.

Душевная мама, спасающая ребенка от наркомании, будет думать: «Если Бог не поможет, то пойду к бабке», — и у нее не возникает мысли об абсурдности такого умозаключения! Хотя она знает из Библии, что это грех. Но она сознательно делает неправильный выбор. Потому, что душевная любовь к своему ребенку для нее выше слова Божьего. Духовная мама скажет: «Господь Всемогущий, мне некуда больше идти, потому что у Тебя глаголы вечной жизни!».

Душевные христиане будут давать взятки судьям (может, осудят не так сурово), выпивать с сослуживцами (чтобы никого не обидеть).

На душевной домашней группе будут обсуждать власть, жаловаться на болезни, делиться рецептами блюд. На 8 марта даже поздравят соседских бабушек. Все как в миру. Читают вместе Библию, ну и что? Просто «так надо», ну и …есть повод поговорить! Много народа приходит на такую группу? На концертах эстрадных звезд народа собирается гораздо больше, но это не говорит о его духовности.

Примеры душевных поступков, или душевных проявлений.

Пример чувственного.

Душевная незамужняя сестра, которая стремится выйти замуж, будет посещать места, где собираются братья, создавать условия для общения, пытаться строить отношения с понравившимся братом. Духовная незамужняя сестра будет служить Господу, в терпении и смирении ожидая устройства своей жизни только от Него.

Пример волевого.

Человек сам бросил курить или пить, и говорит соседу: «Ты как я не сможешь, у тебя силы воли нет! А у меня воля сильная! Я сам бросил!» Кто в таком случае прославляется? Да он сам! Другое дело, когда человек говорит: «Это Господь меня освободил! Слава Ему!». Чувствуете разницу? Дух всегда будет прославлять Христа, а душа — себя.

Вот такие характеристики душевных и духовных отношений приводит в своей проповеди «Общение» (2003г.) Константин Михайлов:

Характеристика душевных отношений

1) в душевных отношениях в основании лежит человеческое — душа, с ее переживаниями, размышлениями, желаниями;

2) человек устремляет взгляд в себя, а не на Господа;

3) в общении душевных людей присутствуют корыстные мотивы.

Цель душевного общения: угодить себе, желаниям своего сердца.

Характеристика духовных отношений:

1) в духовных отношениях в основании лежит истина Слова Божьего;

2) человек смотрит не на себя, а на Господа;

3) нет корыстных мотивов в общении духовных христиан («любовь… не ищет своего» 1Кор.13:5)

Цель духовного общения: угодить Господу, Его желаниям.

Возлюбленные, когда кто-нибудь в церкви молиться за меня: «Господь, исполни желания ее сердца», я всегда мысленно прошу, что бы Господь исполнил во мне желания Своего сердца. Для меня это имеет решающее значение.

И еще хочется сказать, что духовный рост всегда идет через боль, через умирание для себя, через распятие души. Но каков результат — исполнение воли Божьей! Давайте же принимать от Господа с благодарением те моменты нашей жизни, когда душа скорбит смертельно, а дух ликует от радости о том, что угодил Своему Господу.

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 13 (194). Филология. Искусствоведение. Вып. 43. С. 14-18.

Г. Н. Гареева

ПОРТРЕТНАЯ И ЯЗЫКОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ В БАШКИРСКОЙ ПРОЗЕ

Портретная характеристика в башкирской прозе претерпевала длительную эволюцию. Еще в фольклорных произведениях портрет играл определенную роль в раскрытии характерных черт персонажей. В произведениях М. Гафури, написанных в начале ХХ века, портрет приобретал и социальный характер. В современный период на портрет возлагается большая идейно-эстетическая нагрузка. Генерализация портрета в творчестве Н. Мусина, Х. Гиляжева, Ш. Биккула, А. Хакимова, Ш. Янбаева служит емкому выражению комплекса чувств. Языковые характеристики также являются средством экспрессивного выражения душевного состояния героя.

Ключевые слова: портретная характеристика, генерализация портрета, языковая характеристика, внешняя речь, внутренняя речь.

Изучение образного строя и языка литературно-художественных произведений в литературоведении было и остается одной из актуальных проблем. Труды Аристотеля1. В. В. Виноградова2, Б. В. Томашевского3, М. М. Бахтина4, С. Г. Бочарова5, Н. К. Гей6, Л. Я. Гинзбург7, В. А. Грехнева8, Г. Лессинга9, М. Б. Храпченко10, Г. О. Винокура11 посвящены исследованию этой проблемы. В башкирском литературоведении образный строй и языковые особенности произведений частично отражены в исследованиях Г. Б. Хусаинова12, А. Х. Вахитова13, Р. Н. Баимова14.

Портретная характеристика, насыщенная психологическим содержанием, в башкирской прозе претерпевала довольно длительную эволюцию. Портрет в фольклоре служил для подчеркивания силы, могущества батыра и красоты, нежности его возлюбленной, косвенно отражая их душевные качества.

Портретные характеристики в произведениях М. Гафури, написанных еще до революции, не только выступают выразителем душевных качеств, но и приобретают важный социальный характер, превращаются в оценочное явление. Например, в повести «Бедняки» (1907)15 описание Джамили после ее смерти: «Теперь глаза Джамили сомкнулись навек. Теперь она не просит у богатых ни помощи, ни пожертвований, ни сострадания», — ее слезы при жизни выражают протест против капиталистического строя. Портретные характеристики Шарифа и Бадри, Ямили из «Бедняков», Галимы и Закира из «Черноликих» (1927)16, простых тружеников, рабочих из повести «На золотых приисках поэта» (1931)17 М. Гафури

подчеркивают духовную красоту бедных людей, контрастируют с внешне красивыми, но уродливыми душою, черствыми, безучастными людьми имущих слоев.

В 20-30-е годы ХХ века писатели очень часто через портреты своих персонажей передавали их духовное раскрепощение, рост самосознания, изменения во внутреннем мире, во взглядах на жизнь. В повестях Х. Давлетшиной «Айбика» (1931)18, «Волны колос» (1936)19, Г. Хайри «Кооператоры» (1925)20, «Женщина» (1930)21, Б. Бикбая «Солнечный день» (1934)22, А. Карная «Огни в степи» (1932)23 много места отводилось портретным характеристикам Айбики, Насимы, Зухры, Фатимы, Галии. Их портреты ярко, выпукло отражали процесс формирования героинь как личностей, этапы превращения ранее забитых, бессловесных, безропотных, бесправных женщин в активных строителей нового общества.

В современный период на портрет возлагается большая идейная, эстетическая нагрузка. Генерализация портрета в творчестве Н. Мусина, Х. Гиляжева, Ш. Биккула, А. Хакимова, Ш. Янбаева служит емкому выражению комплекса чувств. Языковые характеристики также являются средством экспрессивного выражения душевного состояния героя. Писатели обычно не дают законченных портретов, подчеркивают наиболее существенные черты внешнего облика, которые на протяжении всего повествования дополняются новыми штрихами в зависимости от определенных ситуаций, отражают динамику, текучесть, изменчивость внутренней жизни, показывают движение, развитие образа.

Портреты могут отражать психологические и социальные аспекты характера, они могут даваться и через объективное авторское повествование, и через восприятие других персонажей, и через восприятие самого субъекта.

В повести Р. Султангареева «Теплый дождь» (1976)24 портрет Амантаева, представленный в собственном восприятии героя, значителен в выражении его упадочного душевного состояния: «Булат взял зеркало, глянул на себя. Облик его был очень жалок, лицо заросло щетиной, глаза, как у пленного, смотрят безнадежно. Даже плечи опустились, и сам он стал вроде меньше ростом. Только волосы по-прежнему торчат». Внешний вид, отраженный в зеркале, возбуждает в герое поток переживаний, подталкивает к активным действиям.

Через портретные характеристики могут передаваться сложные психологические процессы, смена переживаний, мыслей в душе персонажа. В романе Н. Мусина «Белый олень

— на Синь-горе» (1980)25 противоречивые чувства, буря негодования в душе Ирназара, несправедливо обвиненного и арестованного, нигде ни разу подробно не описываются. В портретной характеристике: «Ирназар равнодушно смотрел на секретаря райкома. Похудел, лицо покрыто густой бородой, морщины на лбу глубокие, словно изреженные ножом» — емко и точно передано тягостное душевное состояние героя. Можно догадаться и о чувствах Тагира Назарова, в чьем восприятии дается данный портрет.

Х. Гиляжев обычно дает портреты персонажей в наиболее значительные, критические моменты их жизни. В романе «Солдаты без погон» (1965)26 микроанализ душевного состояния Кутлубаева опускается, гамма чувств и переживаний в его душе, вызванные обвинениями Хабирова в анархизме, саботаже и укрывательстве, передается пунктирно, через портретную характеристику: «Лицо Амира сделалось серым, как оберточная бумага», «только бледность да вспухшие бугры желваков выдавали его волнение», и через восприятие Хабибуллина: «Хабибуллин взял из рук секретаря тетрадь, быстро, словно украдкой, покосился на Амира. Тот сидел неподвижно, с каменным лицом. О бушевавшей в его душе буре можно было догадаться лишь по тому, как побелели пальцы, сжимавшие край стола». Если в портретной характеристике Кутлубаева подчеркивается огромная воля,

душевная выдержка сильного характера, то в портрете Байгильдина: «Во время этой речи выражение его лица не менялось, оно застыло» — выражается жесткость, самоуверенность, нетерпимость к возражениям других.

В литературной практике удачно используются выразительные жесты, ярко раскрывающие душевные переживания персонажей. Они часто встречаются в романе Х. Гиляжева: «Амир поднялся, волнуясь, запустил обе пятерни в шевелюру…», «Фатих уронил голову на ладонь», «Амир, будто отбросив слова уполномоченного, резко махнул рукой», «Закричал Байгильдин, потрясая перед лицом кулаками», «Разгоряченный Хуснулла наотмашь махнул рукой, будто отбрасывая возможные возражения» и т. д. — экспрессивно передают душевные движения.

Генерализация портрета служит наиболее полному и емкому выражению целого комплекса чувств, огромных переживаний персонажа. Таков, например, в романе портрет солдата Ямги в эпизоде напряженного, нелицеприятного разговора с Амиром: «Ямги точно подменили. Глаза стали острыми и злыми, губы плотно сжались. Казалось, человек ощетинился, как еж, почуявший опасность… Ямги рванул на груди гимнастерку, зазвенели медали. Кровь отлила от лица. Он замолчал. Вверх-вниз судорожно ходил кадык». В этой портретной характеристике передаются гнев, злость, ярость, обида, отчаяние отважного фронтовика, потерявшего семью во время войны, переживающего тяжелую депрессию.

Принцип пластически наглядного изображения чувств персонажей, получаемый через сумму портретных характеристик, жестов, мимики, движений, сопровождается авторскими комментариями, где значение портретных деталей дополняется, проясняется. Все это способствует созданию определенного впечатления о внутреннем облике персонажа,

об основных нравственно-психологических чертах характера.

Внешняя портретная характеристика не всегда гармонирует с душевными качествами персонажа. Писатели часто обращаются к приему диссонанса, являющемуся одним из основных композиционных принципов портрета. Таковы портреты Байназарова и Суяргулова из романа Ш. Янбаева «Голубой шатер» (1976)27. Мансур, работающий в Уфе, в главном управлении, одевается очень модно, со вкусом. Он красив, солиден, элегантен,

у него всегда хороший костюм, ухоженный внешний вид. А начальник геофизической экспедиции Сынтимер не то что не обращает внимания на свой внешний вид, а, скорее, не находит времени одеваться модно. Он целиком поглощен, увлечен своей работой. Да и в поле, в горах, где ведутся научно-производственные изыскания, не до модной одежды. Итак, портреты Мансура и Сынтимера резко отличаются друг от друга. У Мансура внешняя красота и душевная убогость, у Сынтимера внешняя неказистость и огромная внутренняя сила. В начале романа внешнее противопоставление портретов этих двух действующих лиц с течением событий выражает внутреннее противопоставление. Таким образом, портретные характеристики тесно сливаются с социально-психологической характеристикой персонажей, являются ее продолжением. В описании портретных характеристик героев улавливается и определенное авторское отношение к ним.

Портрет может передавать общее психологическое состояние многих людей одновременно. В романе Д. Исламова «Дорога Москвы» (1968)28 описывается отступление советских войск, оставляющее тяжелое впечатление в душе каждого. «Бойцы, играя желваками, пряча глаза от стыда и бессильной злости, молча проходили мимо безрадостной толпы», — эта психологическая картина крупным планом передает душевное состояние и отступавших бойцов, и оставшихся беззащитными жителей села. В портретной характеристике может отражаться сложное, противоречивое состояние многих персонажей. В повести А. Хакимова «Байга» (1977)29 народ празднует первую послевоенную годовщину Октября. «Собравшийся в клубе народ, словно сговорившись, разом встал. Люди, со слезами на глазах, с улыбкой, осветившей их лица, дружно хлопали», — в душах людей радость оттого, что выстояли, победили врага, что вернулись мирные дни, и слезы от потери близких и родных, погибших на войне.

В определенных психологических ситуациях душевное состояние персонажей передается через одну лишь портретную деталь. Переживания Янузака из романа Ш. Биккула «Мы еще поживем» (1977)30, потерявшего последние надежды достать для матери билет на поезд, передаются через физическое изменение его внешнего облика: «В одно мгновение, то ли оттого, что согнулся, то ли от чего ино-

го, он стал вроде бы меньше ростом». Когда ему помогли достать билет, средством характеристики его душевного состояния также явилась лишь деталь: «Посмотрев на него, я увидел, что не только из здорового, но и из давно выбитого глаза Янузака текли слезы». В этой выразительной детали передан целый поток чувства благодарности, наполнивший душу персонажа.

Через одно лишь описание портрета персонажа, без предварительных комментариев, может передаваться сущность его характера до совершения им какого-либо поступка. В этом случае писатели подбирают подчеркнуто выразительные детали, в которых угадывается симпатия или антипатия к персонажу. В повести М. Карима «Помилование» (1986)31 таков портрет сержанта, члена трибунала, впоследствии требовавшего самого жестокого наказания для Любомира Зуха: заячья губа, круглые, голые без ресниц глаза, блеющий козлиный голос. Писатели очень часто подчеркивают, что именно душевная красота делает человека привлекательным. В романе Ш. Биккула «Мы еще поживем» на фотографии Банат, невеста Интизара, Иршату кажется некрасивой, «большеротой, с носом пуговкой». Но после того как Интизар прочел ее письма, когда Иршат узнал большую душевную силу этой простой, чистой, всегда готовой к самопожертвованию девушки, она видится ему очень красивой.

Язык персонажей является одним из средств непосредственной передачи душевных движений, экспрессивного выражения их индивидуальности. Через диалоги выражаются определенное психологическое состояние ведущих разговор, их жизненные взгляды, нравственные установки, накопленный опыт. В романе Х. Гиляжева «Солдаты без погон» часто приводятся диалоги, фразы, реплики. Короткие, емкие предложения выражают текучесть, быструю смену настроений, чувств, мыслей. Речи Байгильдина, Хабирова выражают такие их душевные качества, как чрезмерная склонность приказывать, подчинять себе всех, нетерпимость к критике. Речи Хабибуллина характерны перебои, отрывистость. Но натуральное изображение речи с неправильностями, перебоями может передавать и совершенно противоположные душевные качества. Так, Сахибъямал, услышав обвинения Хабирова в адрес Амира, говорит: «Не выйдет, секретарь! Ишь, что удумали…

Да я. да я народ окликну! Не позволим!» Ее возмущение до глубины души, волнение передаются через отрывистую речь, полную восклицаний.

В зависимости от специфических обстоятельств речь персонажа может передавать совершенно противоположное тому, что творится внутри человека. В повести Р. Султангареева «Белый подснежник»

(1980)32 героиня повести Рая заинтересовалась незнакомым парнем, ей очень хочется узнать, кто он, откуда приехал, что делает здесь. Но в то же время она старается сохранить внешнее безразличие, равнодушие при разговоре о нем с мастером Кулуевым, старается не выразить вслух свои чувства. В таком случае происходит разрыв между произнесенными словами и течением внутренней жизни. Во время разговора с самим парнем она также скрывает свое внутреннее влечение под покровом внешнего безразличия. Поэтому речевой поток течения чувств, который создается непосредственно в прямой речи героини, неправдоподобен. Для выявления подлинного состояния девушки подключается авторская психологическая интроспекция, комментарии к репликам Раи. Модуляция голоса, дополняемая различными оттенками, авторскими комментариями, способствует раскрытию скрытых переживаний. Кадрия из повести «Свадьба» А. Хакимова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(1981)33 предстает перед читателями неунывающей, простодушной, насмешливой, острой на язык девушкой. Даже самая близкая подруга Алтынсес порою не знает, что скрывается за ее веселыми прибаутками, частушками. Девушка скрывает от людей душевные муки, переживания, хочет казаться людям беспечной, бойкой, радостной. Авторский комментарий, следовавший за ее веселыми разговорами: «Только видимая эта беспечность, словно поплавок, держала ее на холодной глади тоски, только неунывающий нрав не давал упасть духом; и не было у Кадрии иных средств противостоять ударам, которые один за другим наносила ей судьба», — раскрывает истинное ее душевное состояние. В повести «Мост» А. Хакимова (1979)34 подросток Ахтям, возвращаясь из школы в родную деревню, встречается с Санией, которая ждет его на полпути, отстав от товарищей. Увидев ее, Ахтям внутренне радуется. Но язык говорит совсем о другом: «Готовая подвода была

— и не села? Так я тебе и поверил». Гордая

девушка тоже скрывает свои чувства: «А ты что думал, тебя дожидалась? Очень надо! У меня, когда метель, в санях голова кружится, вот и не села». Подлинные чувства подростков из-за их стеснения друг перед другом остаются скрытыми, произнесенные вслух слова не совпадают, и даже контрастируют с их душевным состоянием.

Внешняя речь может скрывать подлинную сущность персонажа, исходя из определенных тайных целей, обстоятельств. В таком случае персонаж специально следит за своими выступлениями, репликами, подбирает нужные слова. Внешняя речь полностью контрастирует с внутренним состоянием. Такая особенность речи чаще всего применяется при раскрытии характеров отрицательных героев. В творчестве С. Агиша мастерски использовалась прямая речь персонажа как средство сатирической психологической характеристики. Саяф из повести «Честь по чести» (1933)35 вынужден скрывать свою сущность, подлинные мысли и чувства от окружающих. Внешняя речь персонажа, произнесенные вслух слова резко противоречат его мыслям и намерениям. Поэтому главную функцию при раскрытии подлинной сути этого человека выполняют внутренние монологи. Если внешняя речь Саяфа, его демагогические выступления расплывчаты, туманны, несвязны, то внутренние монологи его конкретны, четки, точны. Внешне красивые, правильные речи отрицательных персонажей Суяргулова, Сарышева из «Голубого шатра» Ш. Янбаева также скрывают их грязные намерения, служат для показа их мнимой интеллигентности.

Примечания

1 Аристотель. Поэтика. Риторика // Аристотель и античная литература. М. : Наука, 1978. 232 с.

3 Томашевский, Б. В. Стилистика. Л. : ЛГУ, 1983. 288 с.

4 Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1979. 445 с.

6 Гей, Н. К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М. : Наука, 1975. 471 с.

7 Гинзбург, Л. О литературном герое. Л. : Совет, писатель. Ленингр. отд-ние, 1979. 224 с.

8 Грехнев, В. А. О психологических принципах «Княгини Лиговской» М. Ю. Лермонтова // Рус. лит. 1975. № 1. С. 36-46.

9 Лессинг, Г. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М. : ГИХЛ, 1957. 132 с.

10 Храпченко, М. Б. Горизонты художественного образа. М. : Худож. лит., 1982. 332 с.

11 Винокур, Г. О. О языке художественной литературы. М. : Высш. шк., 1991. 448 с.

12 Хусаинов, Г. Б. Литература и наука : избр. тр. Уфа : Гилем, 1998. 614 с.

13 Вахитов, А. Х. Жанр и стиль в башкирской прозе. Уфа : Башкнигоиздат, 1982. 346 с.

14 Баимов, Р. Н. Истоки и устья: Заметки о башкирской литературе. Уфа : Китап, 1993. 350 с.

15 Гафури, М. Повести. М. : Совет. писатель, 1952. 375 с.

16 Гафури, М. Черноликие : повесть. Уфа : Башкнигоиздат, 1975. 224 с.

17 Гафури, М. На золотых приисках поэта : повесть. Уфа : Башгиз, 1936. 133 с.

18 Давлетшина, Х. Айбика : повесть. Уфа : Башгиз, 1936. 178 с.

19 Давлетшина, Х. Айбика : повести и рассказы. Уфа : Башгосиздат, 1960. 246 с.

20 Хайри, Г. Кооператоры : повесть и рассказы. Уфа : Башгиз, 1926. 80 с.

21 Хайри, Г. Женщина : повесть. Уфа : Башгиз, 1931. 23 с.

22 Бикбай, Б. Солнечный день : повести. Уфа : Башгиз, 1934. 37 с.

23 Карнай, А. Огни в степи : повесть. Уфа : Башгиз, 1932. 80 с.

24 Султангареев, Р. Теплый дождь : повесть и рассказы. М. : Совет. писатель, 1976. 252 с.

25 Мусин, Н. Белый олень — на Синь-горе : роман. Уфа : Башкнигоиздат, 1980. 288 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 Гиляжев, Х. Солдаты без погон : роман. М. : Совет. Россия, 1969. 240 с.

27 Янбаев, Ш. Голубой шатер : роман. М. : Современник, 1977. 320 с.

28 Исламов, Д. Дорога Москвы : роман. Уфа : Башкнигоиздат, 1968. 418 с.

29 Хакимов, А. Байга : повесть. М. : Совет. писатель, 1981. 367 с.

30 Биккул, Ш. Мы еще поживем : роман. М. : Совет, писатель, 1981. 207 с.

31 Карим, М. Помилование : повесть. Уфа : Башкнигоиздат, 1986. 224 с.

32 Султангареев, Р. Белый подснежник : повести. Уфа : Башкнигоиздат, 1980. 250 с.

33 Хакимов, А. Свадьба : повесть. Уфа : Башкнигоиздат, 1981. 285 с.

34 Хакимов, А. Мост : повести. Уфа : Башкнигоиздат, 1979. 320 с.

35 Агиш, С. Избранные произведения. Уфа : Башкнигоиздат, 1965. 398 с.

Прочитайте план инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов духовный — душевный

2.Примеры словосочетаний с паронимом духовный

3.Примеры предложений с паронимом духовный

4.Примеры словосочетаний с паронимом душевный

5.Примеры предложений с паронимом душевный

6.Тесты

7.Ответы

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ ДУХОВНЫЙ — ДУШЕВНЫЙ

ДУХОВНЫЙ – интеллектуально-нравственный.

ДУШЕВНЫЙ — 1.Относящийся к душе. 2)Искренне дружелюбный.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ — ДУХОВНЫЙ

1)духовный мир

2)духовные начинания

3)духовная деятельность

4)духовное начало

5)духовная поддержка

6)духовная жизнь человека

7)духовные ценности

8)духовная культура

9)духовный опыт

10)духовная память

11)духовное богатство

12)духовное содержание

13)нравственное и духовное воспитание

14)нравственные и духовные силы России

15)духовные ориентиры

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ — ДУХОВНЫЙ

1)Что же такое духовный мир личности?

2)Вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план.

3)Как изменяется духовный мир героя на каждом этапе развития?

4)Духовное богатство народа очень тесно связано с народной педагогикой, нравственными проповедями.

5)Какова роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей?

6)Патриотизм-это высшее духовное состояние человека как личности.

7)Именно село является основой нравственных и духовных сил России.

8)Духовный человек — это тот, у которого дух доминирует над плотью.

9)Москва – духовный центр Руси.

10)Можно ли назвать духовную и общественную жизнь Сергия Радонежского подвигом?

11)Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. (Фалес)

12)Призвание всякого человека в духовной деятельности – в постоянном искании правды и смысла жизни. (А.П.Чехов)

13)Внутренняя сущность человека зависит не от обстоятельств, не от общественных условий, а от того, есть ли в нём высшее духовное начало… (М.Шатров)

14)Памятники культуры — это генераторы духовной энергии, вложенной в них теми людьми, которые их создавали, а также теми людьми, которые на протяжении многих веков им поклонялись. (Ф.Абрамов)

15)Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства. (Л. Н.Толстой)

16)Библиотека, несомненно, центр духовной жизни школы.

17)Родители должны заботиться не только о физическом, но и о духовном развитии ребёнка.

18)Духовный мир каждого человека уникален.

19)Сильнее всего объединяет людей духовная близость.

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ — ДУШЕВНЫЙ

1)душевные качества

2)душевная сила

3)сохранять душевное спокойствие

4)душевный покой

5)душевное состояние

6)душевный настрой

7)душевная песня

8)душевный фильм

9)душевные стихи

10)душевные муки

11)душевные терзания

12)душевные переживания

13)душевные волнения

14)душевное равновесие

15)душевный надлом

16)душевная трагедия

17)душевный комфорт

18)душевный дискомфорт

19)душевная драма

20)душевная щедрость

21)душевная боль

22)душевный подъём

23)душевный порыв

24)душевная теплота

25)душевное состояние героя

26)душевное здоровье человека

27)душевный контакт с близкими людьми

28)душевное тепло

29)душевный кризис героя

30)душевная красота простого человека

31)душевные слова благодарности

32)душевные поздравления

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ — ДУШЕВНЫЙ

1)Лес вызывал у меня чувство душевного покоя и уюта: в этом чувстве исчезли мои огорчения, забылось неприятное…(М.Горький).

2)Доброта — это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

3)Как писатель показывает душевное состояние героя?

4)Каждый человек… пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы. (К.Г.Паустовский)

5)Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.

6)Счастье в душевном богатстве. (Д. Голсуорси).

7)Душевные переживания – переживания, волнующие душу.

8)Война – это тяжёлый, изнуряющий труд, физический и душевный. Люди переживают неволю, голод, увечья, смерть.

9)Пока будет жить матрешка, излучая истинную русскую красу, не угаснет и вера в наш умный, душевный, красивый русский народ, в нашу неповторимую родину.

10)Почему в минуты душевного волнения ты отправляешься в лес?

11)Душевный человек – это человек, любящий людей.

12)Типичный герой рассказов В.М.Шукшина – человек чудаковатый, душевный, отзывчивый в радости и беде.

13)Оптимизм – вера в успех, увлеченность, душевный подъем.

14)Сумел ли Есенин преодолеть душевный кризис 20-х годов?

15)Красота человека бывает не только внешней, но и внутренней (душевной).

16)Познав истинное горе, Петр выходит из душевного кризиса, и его музыка начинает звучать иначе.

17)Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство.

18)Великодушный – обладающий высокими душевными качествами, готовый бескорыстно жертвовать своими интересами для других; умеющий прощать других людей.

19)Это был высокий, крепкий, не слишком разговорчивый, но очень отзывчивый и душевный человек, хороший товарищ, работник и семьянин.

20)…А спокойствие – душевная подлость. (Л.Н. Толстой)

21)И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды… (М.Ю.Лермонтов)

22)Наша память – это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой. (Ю. Бондарев).

23)А.А. Фет видел в природе источник таинственной и глубокой жизни, которая может быть доступна человеку лишь в мгновения высшего душевного подъёма.

24)Душевный комфорт основывается на доверии, простоте, открытости.

25)Он был душевным, религиозным человеком.

26)Беседа наша была душевной.

6.ТЕСТЫ

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)сохранять душевное спокойствие

2) душевная боль

3)душевная память

4)душевное состояние

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)духовные начинания

2)духовный покой

3)духовная деятельность

4)духовное начало

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)душевная теплота

2)душевное состояние героя

3)душевные ориентиры

4)душевные поздравления

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)душевное содержание

2)душевные муки

3)душевные терзания

4)душевные переживания

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)нравственные и душевные силы России

2)душевная щедрость

3)душевный дискомфорт

4)душевное тепло

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)душевные волнения

2)нравственное и душевное воспитание

3)душевное равновесие

4)душевный надлом

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)духовные ценности

2)духовная культура

3)духовный опыт

4)духовный комфорт

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)Как изменяется духовный мир героя на каждом этапе развития?

2)Духовный комфорт основывается на доверии, простоте, открытости.

3)Духовное богатство народа очень тесно связано с народной педагогикой, нравственными проповедями.

4)Какова роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей?

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды… (М.Ю.Лермонтов)

2)Оптимизм – вера в успех, увлеченность, душевный подъем.

3)Патриотизм-это высшее душевное состояние человека как личности.

4)Сумел ли Есенин преодолеть душевный кризис 20-х годов?

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Родители должны заботиться не только о физическом, но и о духовном развитии ребёнка.

2)Духовный мир каждого человека уникален.

3)Сильнее всего объединяет людей духовная близость.

4)Духовный человек – это человек, любящий людей.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Лес вызывал у меня чувство душевного покоя и уюта: в этом чувстве исчезли мои огорчения, забылось неприятное…(М.Горький).

2)Доброта — это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

3)Внутренняя сущность человека зависит не от обстоятельств, не от общественных условий, а от того, есть ли в нём высшее душевное начало… (М.Шатров)

4)Как писатель показывает душевное состояние героя?

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Душевные переживания – переживания, волнующие душу.

2)Именно село является основой нравственных и душевных сил России.

3)Война – это тяжёлый, изнуряющий труд, физический и душевный. Люди переживают неволю, голод, увечья, смерть.

4)Пока будет жить матрешка, излучая истинную русскую красу, не угаснет и вера в наш умный, душевный, красивый русский народ, в нашу неповторимую родину.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Почему в минуты душевного волнения ты отправляешься в лес?

2)Типичный герой рассказов В.М.Шукшина – человек чудаковатый, душевный, отзывчивый в радости и беде.

3)Беседа наша была душевной.

4)Не наружность надо украшать, но быть красивым в душевных начинаниях. (Фалес)

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Москва – духовный центр Руси.

2)Это был высокий, крепкий, не слишком разговорчивый, но очень отзывчивый и духовный человек, хороший товарищ, работник и семьянин.

3)Можно ли назвать духовную и общественную жизнь Сергия Радонежского подвигом?

4)Библиотека, несомненно, центр духовной жизни школы.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Что же такое духовный мир личности?

2)Вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план.

3)Великодушный – обладающий высокими духовными качествами, готовый бескорыстно жертвовать своими интересами для других; умеющий прощать других людей.

4)Памятники культуры — это генераторы духовной энергии, вложенной в них теми людьми, которые их создавали, а также теми людьми, которые на протяжении многих веков им поклонялись. (Ф.Абрамов)

7.ОТВЕТЫ

№ тестового задания

№ словосочетания или предложения

Слово

духовная

душевный

духовные

духовное

духовные

духовное

душевный

душевный

духовное

душевный

духовное

духовных

духовных

душевный

душевными

Используемые источники

1.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М. «Русский язык» 1990

2.Е.Д.Головина. Различай слова: Трудные случаи современного русского словоупотребления. Экспресс-справочник. – Киров: Кировская областная типография. 1997.

5.К.С.Горбачевич. Словарь синонимов русского языка. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *