Ниже предоставлены ответы на вопросы 11-го параграфа «Духовный мир личности» первой главы «Общество как мир культуры» учебника по Обществознанию за 10 класс Боголюбова Л.Н. Если есть вопросы, дополнения, правки, вопросы к тексту ответа, пишите на странице обсуждения.

Духовный мир личности

Духовность человека

  • Чем духовный человек отличается от бездуховного? Есть ли кормчий у корабля по имени «личность»? Есть ли люди, не имеющие мировоззрения?

Духовный человек обладает высокими моральными качествами. Он добр, беспристрастен, честен. Его действия всегда согласуются со словами. Он говорит только то, во что на самом деле верит. Часто те, кто проповедует равенство, считают себя выше остальных. Они призывают вести простую жизнь, но сами живут в роскошных домах, носят дорогие одежды и украшения. Человек духовный не скажет того, что не совпадает с его действиями. Он демонстрирует свои принципы на практике, следуя сказанному. Бездуховный же человек лишён вышеперечисленных качеств, являясь антиподом духовного человека.

Есть ли кормчий у корабля по имени «личность»? Конечно, каждый человек обладает сознанием, а сознание в силу определённых обстоятельств (такие как окружение, культура, воспитание) человека определяет по какому направлению ему двигаться в жизни

Есть ли люди, не имеющие мировоззрения? Конечно есть, в мире столько разных людей с разным воспитанием, психологическим, моральным состоянием и среди есть и те, у которых вообще нет никакого мнения в общем и мировоззрения в частности.

Нравственность человека

Из творческого наследия русского философа С. Н. Булгакова (1871 — 1944).

В человеке непрестанно борются два начала, из которых одно влечёт его к активной деятельности духа, к работе духовной во имя идеала… а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готов наложить на него свою омертвляющую руку, как только слабеет его духовная энергия. В борьбе с самим собой, включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека.

  • В чём состоит, по мысли философа, нравственная жизнь человека?

Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!

  • Этот раздел задания необходимо заполнить. Комментарии могут быть на странице обсуждения.
  • Чтобы ввести текст в этот раздел, нажмите кнопку «править».
  • {{{описание3}}}

Понятия «душа» и «дух»

  • Чем различаются понятия «душа» и «дух» у Булгакова?

Давайте сначала определимся, о каком Булгакове идёт речь. В данном случае — не о писателе М. А. Булгакове, а о философе Н. С. Булгакове. Философ противопоставляет дух, стремящийся к высокому, и душу, тянущую его вниз. Фактически Н. С. Булгаков подразумевает под душой то, что мы обычно называем плотским или даже греховным началом, но философ не противопоставляет телесное и духовное, но находит такое противоречие внутри человеческого сознания, противопоставляя то, что он называет духом, более низкому — душе. Стремясь к высокому, человек борется с самим собой. Без борьбы низкое побеждает, к высокому человек приходит лишь через борьбу с самим собой.

От себя стоит отметить, зачем вообще поднимаются такие вопросы, когда с научной точки зрения вообще никак не определяются ни «дух», ни «душа».

Дух и духовность

  • В каком смысле автор использует слова «дух», «духовный»? Аргументируйте ответ, используя текст.
  • Какие идеи, высказанные в параграфе, созвучны идеям философа?
  • Какие выводы можно сделать из этого текста?

Этот раздел требует полной доработки. Знаете ответ? Тогда Вы можете помочь проекту!

  • Этот раздел задания необходимо заполнить. Комментарии могут быть на странице обсуждения.
  • Чтобы ввести текст в этот раздел, нажмите кнопку «править».
  • {{{описание3}}}

Духовно-нравственные ориентиры человека

  • Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в его деятельности?

Духовно-нравственные ориентиры человека – это то, к чему стремиться человек в духовном и нравственном плане. Их роль в деятельности человека очень велика, т.к. его поступки, действия будут напрямую зависеть от духовно-нравственных ориентиров. Человек, у которого развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Напротив, человек, у которого духовная жизнь не развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.

Сущность категорического императива

  • Какова сущность категорического императива?

Категорический императив – термин, введённый Кантом в «Критике практического разума» (1788) и обозначающий основной закон его этики. Нравственный закон — объективный принцип воли, который дается разумом и свидетельствует о ее разумности. И он должен был бы быть самоочевидной основой поведения всех. Однако человек — не просто разумное существо, он — несовершенное разумное существо. Человеческая воля руководствуется не только разумом, представлениями о законах, но на нее действуют и сами законы, ее субъективные принципы могут быть необходимыми, а могут быть и чаще всего и бывают случайными. Она сообразуется не только с разумом. Поэтому нравственный закон в случае человеческой воли выступает как принуждение, как необходимость действовать вопреки тем многообразным субъективным эмпирическим воздействиям, которые эта воля испытывает.

Моральные ценности

  • Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их.

Моральные ценности – это стандарты добра и зла, которые определяют поведение и выбор человека. Человеческая мораль может проистекать из общества и правительства, религии или личности. Когда моральные ценности вытекают из общества и правительства, они могут меняться по мере изменения законов и социальной морали. Пример влияния изменяющихся законов на моральные ценности можно увидеть в случае брака и «совместной жизни».

Можно выделить следующие типы моральных ценностей:

  • Моральные ценности в обществах — Моральные ценности могут быть переменными, то есть они могут различаться между различными обществами или социальными группами. Например, для группы лиц действие может считаться правильным, в то время как для других такое же отношение отвергается и воспринимается как неправильное или аморальное.
  • Универсальные нравственные ценности — есть некоторые ценности, которые представлены как «универсальные», потому что они присутствуют почти в каждом обществе в мире. Например: свобода, равенство, уважение, образование и справедливость.
  • Ценности во Всеобщей декларации прав человека — Некоторые из этих моральных ценностей настолько фундаментальны, что они предусмотрены во Всеобщей декларации прав человека. Среди ценностей, отмеченных в Декларации, — свобода индивидуального выбора, политическая свобода и развитие солидарности.
  • Моральные и социальные ценности — В жизни общества нравственные ценности имеют важное значение, поскольку они диктуют поведение людей, форму взаимодействия между членами этой группы и порядок социального быта.
  • Морально-этические ценности — это принципы, которые не ограничиваются только нормами, обычаями и культурными традициями общества (моральными ценностями), но также стремятся сосредоточиться на характеристиках, понимаемых как важнейшие для лучшего образа жизни или деятельности в общество в целом.
  • Моральные и религиозные ценности — религия — это одна из основных сущностей общества, которая помогает формировать нравственные ценности и семью. Таким образом, религиозные учения также могут быть источниками нравственных ценностных ориентаций.
  • Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?

Когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки.

Работа над собой требует от человека точных и ясных целей, твердой организации всей своей жизни, постоянного волевого усилия и умения пользоваться методами самовоспитания… Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо определил, что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели (идеал, образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент.

Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Но надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах. Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков, как и выработка желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания.

Сущность мировоззрения

  • В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?

Мировоззрение — устойчивая система ценностей, норм поведения и жизненных установок, которой руководствуется человек при определении окружающего мира и своего места в нём. Мировоззрение отражает определённое отношение человека к окружающей его действительности, но при этом имеет свои особенности. Мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности, так как именно оно формирует личность, его ощущение о отношения к окружающей действительности, к людям, к себе, к обществу и так далее.

Типы мировоззрения

  • Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?

Существуют три основных типа мировоззрения — житейское (обыденное), религиозное и философское:

  • Житейское (обыденное) мировоззрение порождается непосредственно условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. В категориальном строе этого типа мировоззрения отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке.
  • Религиозное (мифологическое) мировоззрение даёт специфически — преобразованную картину мира, связанную с признанием сверхъестественного мирового начала, и выражается преимущественно в эмоционально-образной форме (опирается на веру).
  • В философском мировоззрении теоретически обобщается опыт духовного и практического освоения мира. Опираясь на достижения наук о природе и обществе (естественных и гуманитарных наук), философия создаёт новые умозрительные (понятийные, категориальные) модели мира. На основе рационального осмысления культуры философия вырабатывает мировоззренческие ориентации, осуществляет свою прогностическую функцию (предвидеть, прогнозировать события). Опора философского мировоззрения — разум.

Мораль и мировоззрение

  • Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чём их различие?

Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, отно­сящийся к нраву, характер) — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде.

Смысл морали воплощен в ее «золотом правиле»: «По­ступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе» (или: «Не де­лай другому того, чего себе не желаешь»).

Мировоззрение — это система человеческих представлений и знаний о мире и о месте человека в мире, выраженная в ценностных установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природной и социальной действительности. Мировоззрение возникает как сложный результат практического взаимодействия человека с внешней действительностью — природой и обществом. Оно определяет социальное самочувствие и самосознание личности, её понимание своей жизни, социокультурные ориентации, оценки и поведение, отношение человека к внешнему миру, другим людям, себе самому и формирует его личностные структуры. В этом смысле мировоззрение нередко называют высшим уровнем самосознания индивида.

Если ответить простыми словами о том, чем отличается мораль от мировоззрения, то мировоззрение — это как мы смотрим на мир, а мораль — как мы его воспринимаем.

  • В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

Мировоззрение, несомненно, имеет больше значение в деятельности человека. Это связано с тем, что именно с его помощью непосредственно формируется внутренний мир, а также главные ценности и нормы, которые представляют собой фундамент его существования на протяжении всей жизни. В своей повседневности человек не просто старается познать окружающий его мир и его логику, но также еще и пытается оценить действительность, осознать смысл собственного существования. Благодаря этому люди способны разделить мир на хорошее и плохое, красивое и уродливое, правдивое и обманчивое, справедливое и несправедливое и так далее.

В результате общечеловеческие ценности становятся критериями степени духовного и социального развития личности. Для самоопределения индивид не станет обращаться к научным трактатам, хоть их и можно охарактеризовать как необходимую базу представлений об окружающем мире.

Дополнительные вопросы. Задания

Это заготовка страницы с решением задания. Помогите внести ответы!

  • Вы можете помочь проекту, доделав страницу этого задания. Все комментарии на странице обсуждения.
  • Это объявление можно удалить после полного завершения описания решения задания.
  • {{{описание3}}}
  • Как вы думаете, мораль принуждает человека действовать определённым образом или она даёт свободу? Аргументируйте свой ответ.
  • Учёные утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, «генеральную линию индивида». Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.

Ценностные ориентации – это понятие, выражающее позитивную или негативную значимость для индивида предметов или явлений социальной действительности (психологический словарь).

В психологии личности ценностные ориентации рассматриваются как компонент направленности. Ценностные ориентации – это ведущая и системообразующая характеристика направленности, ее ядро.

Можно выделить две основные функции ценностных ориентаций: Мотивирующая функция – ценности задают цели, к реализации которых мы стремимся и регуляция деятельности и поведения личности. Ценностные ориентации влияют на выбор, процесс принятия решений. Поэтому, да, можно сделать вывод, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека и его «генеральную линию» поведения в жизни.

  • Английский мыслитель Адам Смит отмечал важность мудрого и созидательного образа действий, сочетания благоразумия с доблестью, с любовью к человечеству, со священным уважением к справедливости, с геройством. «Это благоразумие, — говорил Адам Смит, — предполагает соединение превосходной головы с превосходным сердцем». Как вы понимаете тезис автора о «соединении превосходной головы с превосходным сердцем»? В чём, на ваш взгляд, состоит связь этого положения с моральными ценностями?
  • Академик Б. В. Раушенбах писал: «Не тревожно ли, что характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»? Согласны ли вы с мнением учёного? Аргументируйте свою позицию. Попробуйте сформулировать своё определение понятия «порядочность».
  • Российскими социологами было проведено исследование ценностей студентов. Наиболее для себя важными в жизни студенты назвали следующие ценностные ориентации: получить хорошее образование — 29% из числа опрошенных; иметь интересную работу — 34 %; получить престижную работу — 26 %; достичь материального достатка — 42 %; иметь хорошее здоровье — 50%; моя семья — 70%; получать от жизни удовольствие — 26 %. Назвали что-либо другое или затруднились ответить — 5 % опрошенных студентов. Как вы относитесь к этим результатам? Какие ценности из приведённого списка вы считаете наиболее важными для себя? Что бы вы добавили к этому списку?

Ответы на вопросы других параграфов

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература
  • English

Стерхов А.А. 1 1 ЧОУ «Гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца» Статья посвящена изучению воспитательных ресурсов православно-ориентированной общеобразовательной организации, где воспитательный процесс функционирует на базе традиционных для российского социума ценностей духовности и нравственности. Проводится предметный анализ места и роли гимназии с православным уклоном в российском образовательном пространстве в условиях модернизации образования, дается аргументированное обоснование высокой эффективности воспитательной концепции на основах православия. Выявлены проблемы деструктивного влияния массовой культуры на личность подростка, преодолеть которые призвано традиционное воспитание в конфессионально-ориентированной школе. Представлен понятийный аппарат по изучаемой проблеме, включающий в себя такие основополагающие термины, как «духовность», «нравственность», «традиционные ценности». Рассмотрена специфика нормативной базы, которая является законодательной опорой современного православного образования, а также научные труды современных религиозных и светских учёных-педагогов, посвятивших себя проблемам исследования духовности и нравственности в системе российского общего образования. Указаны методологические основы духовно-нравственного воспитания православных обучающихся, совокупность методологических подходов, оптимальных для построения системы духовно-нравственного воспитания учащихся в православной гимназии. Приведена авторская классификация духовных ценностей, направленных на развитие личности выпускника как социально ответственного гражданина нашей страны. Разработаны концептуальные позиции духовно-нравственного воспитания, сделан вывод о результативности данных позиций не только в православной, но и в светской школе. 384 KB духовность нравственность духовные ценности духовно-нравственное развитие исторические традиции православно-ориентированное общее образование система воспитания 1. Шитякова Н.П. К вопросу о таксономии целей усвоения младшими школьниками духовно-нравственных ценностей // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2016. – №22. – С. 55–58. 2. Дивногорцева С.Ю. Моделирование духовно-нравственного воспитания личности // Педагогическое образование и наука. – 2016. – №4. – С. 58–64. 3. Метлик И.В. Социальное партнёрство государства и конфессий в духовно-нравственном воспитании школьников // Педагогика. – 2015. – №7. – С. 61–70. 4. Меньшиков В.М. Духовно-нравственное воспитание: предмет и содержание // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. – 2013. – №3. – С. 28–50. 5. Никандров Н.Д. Традиции в век инноваций // Высшее образование сегодня. – 2013. – №2. – С. 11–15. 6. Склярова Т.В. Православное образование в современной России: структура и содержание // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. – 2016. – №1. – С. 9–16. SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION ON THE BASIS OF THE VALUES OF ORTHODOX CULTURE Sterkhov A.A. 1 1 Grammar school in the name of St. Nicholas Abstract: The article is devoted to the study of the educational resources of the Orthodox-oriented general education organization, where the educational process functions on the basis of the values of spirituality and morality traditional for Russian society. A substantive analysis of the place and role of the gymnasium with an Orthodox bias in the Russian educational space in the context of the modernization of education is carried out, a reasoned justification of the high efficiency of the educational concept based on Orthodoxy is given. The problems of the destructive influence of mass culture on the personality of a teenager are revealed, which traditional upbringing in a confessional-oriented school is designed to overcome. The conceptual apparatus of the problem under study is presented, which includes such fundamental terms as «spirituality», «morality», and «traditional values». The specificity of the regulatory framework, which is the legislative pillar of modern Orthodox education, as well as the scientific works of modern religious and secular scholars and educators who have dedicated themselves to the problems of the study of spirituality and morality in the system of Russian general education are considered. The methodological foundations of spiritual and moral education of Orthodox students, a set of methodological approaches that are optimal for building a system of spiritual and moral education of students in an Orthodox gymnasium are indicated. The author’s classification of spiritual values ??aimed at the development of the personality of a graduate as a socially responsible citizen of our country is given. Conceptual positions of spiritual and moral education have been developed, a conclusion has been made on the effectiveness of these positions not only in the Orthodox, but also in the secular school. Keywords: spirituality morality spiritual values spiritual and moral development historical traditions Orthodox-oriented general education education system

На современном этапе развития общества проблема формирования основ духовности и нравственности среди учащихся становится наиболее острой, поскольку на всём протяжении развития личности подростка наблюдается противостояние псевдоценностей массовой культуры с ценностями традиционного мировоззрения многонационального российского народа. В детском возрасте достаточно сложно отличить созидательное от деструктивного для духовной основы личности, так как базовым критерием для принятия определенной модели поведения становится модность какого-либо явления. Традиционные истины без системного воспитания подростка со стороны школы зачастую уступают место ложным убеждениям, которые привлекают ребёнка показной, внешней яркостью и красотой, подменяющей собой красоту истинных духовно-нравственных начал. И в этих условиях воспитанием целых поколений, ставших жертвой массовой западной культуры и несвойственного для российского народа утилитарного менталитета, должна заниматься, прежде всего, православная гимназия.

Цель исследования: проанализировать место и роль православной гимназии в современном общеобразовательном пространстве, выявить воспитательные возможности православного общеобразовательного учреждения в формировании духовности и нравственности учащихся на основе традиционных российских ценностей.

Материалы и методы исследования

Формируя методологическую базу настоящего исследования, автор опирался как на ряд общенаучных методов познания, в числе которых использовались как общелогические методы, связанные с анализом изучаемого материала, так и теоретические, среди которых прежде всего следует назвать обобщение, системный и гипотетический методы. Кроме того, применялись эмпирические методы, а именно измерение, наблюдение и описание.

Результаты исследования и их обсуждение

По мнению Н.П. Шитяковой, проблема формирования духовно-нравственных ценностей у школьников обусловлена новыми вызовами времени, существующими противоречиями между социальным заказом общества на приобщение детей к традиционным отечественным ценностям и трудностями, возникающими перед педагогами в реализации данного процесса . Следует подчеркнуть, что в отечественной культуре основополагающими ценностями, носящими характер фундамента социума, считались испокон веков ценности традиционной религиозной культуры, отличающие господством духовного начала над материальным, а это, в свою задавало свой вектор воспитанию – «дать личности человека раскрыться в полноте ее духовных и нравственных сил» . Важность постоянного взаимного сотрудничества государства с церквовью подчёркивает И.В. Метлик, указывая на необходимость социального партнёрства этих двух важнейших социальных институтов в процессе воспитания и развития подрастающего поколения . По мнению В.М. Меньшикова, в основе общечеловеческих нравственных норм лежат религиозные нормы, при этом явственно прослеживается сходство нравственных позиций всех традиционных религий нашей страны: «если мы возьмем нравственные заповеди разных мировых религий, то увидим, что, несмотря на свою исходную духовную религиозную разность, даже противоположность, в нравственных нормах они достаточно близки друг другу» .

Воспитательный процесс в православной гимназии тесно связан с понятиями гражданственности и патриотизма. О необходимости такого методологического подхода, как сочетание религиозного и патриотического воспитания, говорит академик Н.Д. Никандров, который акцентирует внимание на том факте, что, хотя любая религия мыслит себя во вселенском плане, традиционные религии России и, конечно, православие всегда призывали любить свою Родину, заботиться о ней, защищать ее .

По нашему мнению, только конфессионально-ориентированное общеобразовательное учреждение может синтезировать такую духовную атмосферу, которая изначально строится на аксиоматической по сути своей любви к ближнему, безусловном отрицании эгоистических начал личности, взаимопроникающем чувстве абсолютного доверия и родства в духовном плане всех участников образовательного процесса (педагогов, учащихся и их родителей). Комфортнее всего ребёнок чувствует себя в семье, а потому православная гимназия, основанная на принципах духовного родства её коллектива, способна стать для школьника продолжением его родной семьи. Данный подход особенно важен, поскольку прежде всего отеческой любви, непрерывной заботы и элементарного внимания в современном стремительно развивающемся мире катастрофически не хватает ребёнку. Понятие «дефицит внимания» становится неотъемлемой частью роста ребёнка в семье, так как в непрерывном стремлении достигнуть финансового благополучия родители забывают о росте духовном, игнорируют тот факт, что их ребёнок нуждается в постоянных позитивных эмоциях, поддержке взрослых, элементарной радости каждому, пусть даже незначительному, успеху своего ребёнка. Взрослые никогда не забывают наказать своего ребёнка за любые проступки, но так ли часто выражают ему своё одобрение хотя бы за полученную в школе пятёрку? Состояние отчуждения между миром взрослых и миром детей в информационном обществе достигло пика. Так, автор настоящего исследования фиксировал неоднократные случаи, когда родители (законные представители) обучающихся абсолютно равнодушно воспринимали даже их победы на конференциях юных исследователей всероссийского уровня. Радикальная разница интересов родителей и детей приводит к тому, что в высшей степени сложно светской общеобразовательной школе добиться симфонии мировоззрений родителей, учащихся и педагогов. Однако в православной общеобразовательной организации подобная, основанная на духовном единстве общность по определению существует. Семья, доверившая своего ребёнка педагогам православной гимназии, является носителем аналогичных религиозно-нравственных ценностей, а потому нравственный конфликт между ними принципиально невозможен.

Ритм образовательного процесса в православной гимназии развивает в личности учащихся самодисциплину, терпеливость, спокойствие, заставляет задуматься о своём поведении как в данный момент времени, так и о своём образе жизни в целом, помогает выявить свои недостатки, признать постыдность своих аморальных поступков, если таковые имеются, составить программу коррекции качеств собственной личности. Способность к неторопливому и вдумчивому самоанализу очень важна в ментальном поле постиндустриального компьютеризированного общества, где даже время как физическая научная категория объективно ежегодно ускоряется, не позволяя человеку замедлить темп и психологически отдохнуть, поразмыслить над собой и своим образом жизни. И вновь подчеркнём, что данное явление не было бы столь опасным для духовных основ нашего повседневного бытия, если бы интенсивнейший ритм жизни, диктуемый нам постиндустриальном обществом, не отнимал общения взрослых членов семьи с собственными детьми.

Сравнивая религиозное и светское общее образование, обратимся к определению, данному Т.В. Скляровой. Религиозное образование, по мнению учёного, это единый целенаправленный процесс обучения религии и ее культуре, воспитания на основе религиозной традиции, осуществляемый в интересах человека, семьи, религиозной общины (организации), общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его духовно-нравственных и образовательных потребностей и интересов . Из вышеозначенного тезиса проистекает, что православное образование призвано противопоставить разрушительным вызовам современности незыблемость традиционных ценностей. Однако это не означает, что оно должно оставаться сугубо консервативным до уровня полного неприятия модернизационных процессов, быть полностью самоустранившимся от прогресса, от констурктивных образовательных и воспитательных инноваций. Православно-ориентированное учебное заведение призвано активно способствовать формированию личности компетентного гражданина, соответствующего темпу XXI века, готового стать частью инновационного процесса в меняющемся мире, но с традиционным для многонационального российского народа жизненным укладом и особым стилем мышления, с неизменными ценностями в плане духовности и нравственности.

Православное общее образование в такой активно развивающейся с конца 1990-х – начала 2000-х годов форме, как деятельность православных гимназий, сегодня не может оставаться только транслятором религиозных традиций, духовно-нравственного воспитания, но и должна стать конкурентоспособным и эффективным поставщиком образовательных услуг высокого уровня. Уровень профессиональной и гражданской компетентности обучающихся и педагогов православной гимназии не просто обязан быть полностью соответствующим российским и международным стандартам в плане качества образования, реализуемым в муниципальных и частных светских общеобразовательных школах, но и стремиться к непрерывному росту. Несомненным преимуществом православной общеобразовательной организации является мощный духовный фундамент, объединяющий компоненты полисубъектной среды образовательного процесса, включающей в себя педагогов, детей и их родителей (законных представителей). Отсутствие психологических, социальных и духовных противоречий между ними, строящееся на единообразии мировоззренческих и конфессиональных ценностных установок, следует эффективно использовать в качестве инструмента для формирования и развития на базе православной гимназии принципиально нового, уникального в своём роде образовательного учреждения, где система традиционных для нашего Отчечества духовно-нравственных ценностей будет абсолютно органично сочетаться с самыми передовыми достижениями научно-педагогической мысли.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует весьма обширную автономию общеобразовательным учреждениям, в том числе, согласно пункту 1 статьи 28, в формировании базы локальных нормативных актов, на основании которых школа будет строить свою деятельность. И если муниципальное общеобразовательное учреждение при составлении пакета локальных нормативных актов опирается исключительно на федеральное законодательство, то у православной гимназии ситуация гораздо сложнее. Не нарушая прав участников образовательного процесса, предусмотренных соответствующими законами, принятыми на государственном уровне, руководство православной гимназии должно одновременно следовать тем требованиям, которые выдвигает к подобному учреждению Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (Московского Патриархата). Поскольку пункт 11 статьи 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» позволяет частным общеобразовательным учреждениям, учредителями которых являются религиозные организации, устанавливать дополнительные условия приёма и отчисления обучающихся, а также их права и обязанности, православная гимназия формирует локальные акты с учётом собственной специфики.

Исходя из вышеуказанных требований, в гимназии составляется Положение о порядке реализации православного компонента образования, основанное на Стандарте Православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) образования (утверждён решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля 2011 г.), а также Программа реализации Стандарта Православного компонента за период действия конфессионального представления, и система контрольно-измерительных материалов по предметам, включенным в Стандарт Православного компонента. К таким предметам относятся: латинский язык, греческий язык, логика, основы православной веры, церковное пение, церковнославянский язык.

Составляя Программу развития православной общеобразовательной организации на 5 лет, необходимо учитывать её направленность не только на развитие системы обеспечения качества образовательных услуг и совершенствование системы воспитания и дополнительного образования, но и на реализацию духовно-нравственного компонента в образовательном и воспитательном процессе. Развитие православной гимназии (и это должно быть отражено в программе) необходимо строить на основе тесного сотрудничества с такими социальными партнёрами, как местные приходы православных храмов, Воскресные школы, благотворительные организации, православно-ориентированные детские сады и т. п.

При подготовке положения о приёме обучающихся в православную гимназию указываются в качестве необходимого условия специфические вступительные испытания: беседа поступающего и его родителей (законных представителей) с духовником, тестирование поступающего на знание основных православных молитв и категориального аппарата, связанного с православной религией. Для тех, кто уже обучается в гимназии, предусматривается данным локальным актом промежуточная аттестация при переходе из 4 в 5 класс и из 9 в 10 класс в виде тестирования по базовым вероучительным предметам – основам православной веры и церковнославянскому языку.

Ключевую роль в подготовке локальной нормативной базы общеобразовательной организации играет заместитель директора по научно-методической работе, так как на данного представителя администрации возлагается основная ответственность за составление и унификацию всех основных положений и целого ряда текущих приказов, без которых не предусматривается начало, продолжение и завершение всего учебного года. Кроме того, ответственный за научно-методическую работу обязан создать такие документы фундаментального характера, как Программа развития общеобразовательной организации на 5 лет; годовой план работы (включающий анализ за прошедший учебный год), объединяющий в себе исчерпывающую информацию по организационной, учебной, научно-методической и воспитательной работе, по деятельности классных руководителей, социальной службы и школьного психолога.

С методологической точки зрения в основу духовно-нравственного воспитания целесообразно заложить такие подходы, как системный, аксиологический, культурологический, личностно-ориентированный, средовой, компетентностный и деятельностный. При этом необходимо классифицировать традиционные ценности, разделив их на несколько групп:

• связанные непосредственно с религиозным компонентом духовно-нравственного воспитания школьников;

• связанные с воспитанием юного гражданина – патриота своего Отечества, впитавшего со школьной скамьи такие понятия, как долг, гражданская ответственность, любовь к Родине, правовая культура;

• связанные с физическим развитием учащегося, конструктивным отношением к охране природы, здоровьесбережению, укреплению своего организма;

• связанные с развитием эстетических чувств, формированием чётких представлений о прекрасном, с развитием способности к художественному творчеству.

Назовём ряд концептуальных позиций, при помощи которых реализуется эффективная система духовно-нравственного воспитания и развития личности в специфических условиях православной гимназии.

Прежде всего, это усвоение системы правил поведения в гимназии, которые поддерживаются на уровне самоконтроля и включают себя поведение на основе понятий чести и достоинства, самодисциплину, борьбу с дурными поступками, употреблением в повседневной речи ненормативной и сленговой лексики, употреблением алкогольных напитков и иных вредных и запрещенных веществ, отказ от фильмов и компьютерных игр, возводящих на уровень культа безнравственность, насилие и жестокость.

Во-вторых, гармоничное сочетание в образовательном процессе государственного и православного стандартов, включающих в ежегодный учебный план, помимо базовых предметов, нескольких вероучительных дисциплин, развивающих духовность и нравственность обучающихся. Здесь следует назвать такие основополагающие предметы, как «Основы Православной веры», «Церковнославянский язык», «Латинский язык», «Греческий язык», непосредственно влияющие не только на повышение уровня духовности, но и на формирование лингвистической культуры подростков.

В-третьих, развитие внеурочной деятельности в виде комплекса интеллектуально-творческих, научно-исследовательских, спортивно-оздоровительных и иных воспитательных мероприятий, объединенных общей целью: духовно-нравственного воспитания и развития учащихся с опорой на традиционную культуру нашей страны.

В-четвёртых, образовательная среда гимназии как воспитывающий фактор способствует формированию высокого уровня духовно-нравственной культуры личности, если на дополнена такими организационными структурными компонентами, как Воскресная школа, вечерняя школа для родителей, православный летний лагерь, в который следует приглашать детей не только из гимназии, но и всех желающих из других школ города. Православный лагерь является своеобразной площадкой апробации своих сил для детей и их родителей, если последние вынашивают перспективные планы отдать ребёнка в гимназию, но предварительно хотели бы удостовериться в правильности своего выбора, изучив её особенности с помощью временного пребывания в православно-ориентированной образовательной среде.

Наконец, важнейшую роль в непрерывном духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся играет духовник гимназии, который поддерживает здоровый психологический климат в образовательной среде на основе принципов доброты, взаимопонимания и взаимопрощения, методически разрабатывает и проводит регулярные духовные беседы, отражающие актуальные проблемы жизни подростка, наблюдает за направлением воспитательного воздействия на учащихся и при необходимости корректирует его, служит наставником для всех участников образовательного процесса.

Выводы

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что православная гимназия как центр духовно-нравственного воспитания и развития личности учащихся берёт на себя обязанности подготовки для государства и общества такого выпускника, который органично сочетает в себе ряд важнейших социально полезных качеств: высокий уровень образования, позволяющий обеспечить ребёнку поступление в престижные вузы страны; развитые интеллектуальные способности, позволяющие участвовать в борьбе за победы на конференциях исследовательского характера и за научные гранты; творческая активность личности, позволяющая реализовать созидательные компетенции инновационного характера; духовное богатство, подготовленность к прогрессивной жизнедеятельности в современном социуме. Таким образом, выпускника православной гимназии со сформированной на высоком уровне духовно-нравственной культурой как результатом системного духовно-нравственного воспитания, можно охарактеризовать социально ценную, ответственную в гражданственном и правовом аспектах и способная к позитивно-созидательному творчеству личность, фундаментальными основами менталитета которой становятся религия, добро, человек, природа, семья, государство, общество, трудолюбие, чувство долга и ответственности, патриотизм и беззаветное служение Родине.

Библиографическая ссылка

Стерхов А.А. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 36-40;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1914 (дата обращения: 25.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Бенджамин Франклин был одним из отцов-основателей США, ученым, начальником почтовой службы США, теоретиком политики, писателем, изобретателем, активистом и дипломатом – и все это помимо прочих занятий. Его называли одним из самых влиятельных и успешных людей своего времени. В жизни он всегда стремился к нравственному совершенству.

Вы можете пойти по стопам Франклина и значительно улучшить свою жизнь.

Что такое нравственное совершенство?

Мораль (как ее определял Франклин) – принципы поведения, которые делают жизнь осмысленной, содержательной и уравновешенной. Соблюдать мораль значит правильно вести себя в любой ситуации. Это значит улучшать свою жизнь – и личную, и публичную, а также улучшать свои физические, эмоциональные, психические и духовные качества.

Достижение нравственного совершенства кому-то может показаться сложной или даже невыполнимой задачей. Так что будет полезно смотреть на нее не так серьезно и не относиться к ней как к суровой дисциплине, а больше фокусироваться на процессе совершенствования, чем на результате. Подходите к вопросу веселее – в этом залог успеха!

Как двигаться навстречу нравственному совершенству?

Вот несколько способов приблизиться к нравственному совершенству. Эти мысли взяты из учений Бенджамина Франклина, а также из других кладезей мудрости человечества.

    1. Будьте внимательны к тому, что говорите. Если то, что вы должны сказать, не несет в себе добра, неправдиво или не является необходимостью, не говорите этого.
  • Стремитесь к равновесию в жизни. Разграничивайте работу и личную жизнь и правильно распределяйте между ними свое время и энергию.
  • Тщательно заботьтесь о своем теле при помощи правильного питания, медитаций (для избавления от стресса), физических упражнений и сна. Помните, ключ к успеху – это умеренность во всем.
  • Что бы вы ни делали, делайте это наилучшим образом.
  • Меньше обещайте и больше делайте.
  • Помните, что лучше меньше да лучше. Ваша жизнь определяется не тем, сколько у вас имущества, а богатством ваших отношений и жизненных переживаний. Освободитесь от груза избыточного потребления!
  • Используйте время с умом. У каждого из нас 24 часа в сутках и некоторое количество суток в жизни. Что вы делаете со своим драгоценным временем? Это не значит, что вам все время нужно работать, работать и работать. Отдых и расслабление тоже необходимы, но не стоит убивать свое время, занимаясь вещами, которые высасывают из вас жизнь, например, просмотром бесполезных телепередач.
  • Живите просто и скромно. Разумеется, иногда можно себя побаловать, но не стоит делать разнообразные излишества главной целью в жизни. Блестящие побрякушки со временем теряют свою привлекательность, в то время как расточительность имеет свойство входить в привычку.

Используйте время с умом и делайте все наилучшим образом!

  • Будьте спокойны. Будьте эпицентром бури и не беспокойтесь по пустякам. Зачем носить в себе груз негатива? Учитесь избавляться от негативных мыслей и эмоций при помощи метода Сильва. Перепрограммируйте себя на то, чтобы отпустить, перепрограммируйте себя на улучшение реакции (психической, эмоциональной и физической) на любую ситуацию, перепрограммируйте себя на то, чтобы мыслить более позитивно.
  • Будьте благодарны. Учитесь в любых неприятностях видеть что-то хорошее. Будьте благодарны за то, что имеете, вместо того, чтобы постоянно жить будущим, ожидая, что кто-то или что-то сделает вас счастливым. Будьте счастливы сейчас!

  • Уделяйте меньше внимания себе и больше другим. Расширьте область своего внимания, чтобы туда попадали другие люди, а не только вы. Делайте что-нибудь доброе каждый день!
  • Никогда не жалуйтесь, не обвиняйте, не судите и не критикуйте. Вместо этого предлагайте свое понимание и сочувствие.
  • Фокусируйтесь на возможностях и благах, а не на проблемах.
  • Сначала слушайте, а потом уже говорите. Слушайте «всем нутром» — с участием, вниманием и уважением – вместо того, чтобы наполовину слушать и наполовину думать над тем, что собираетесь сказать.
  • Контролируйте свои мысли и эмоции. Этого можно добиться при помощи медитации.
  • Учитесь смотреть на вещи новым взглядом. Все люди разные. Мы смотрим на мир сквозь фильтры своего жизненного опыта и убеждений, и нам может быть трудно принять, а тем более понять, другие точки зрения. Всегда старайтесь поставить себя на место другого человека и посмотреть на мир его глазами.
  • Бросайте вызов самому себе. Каждый день делайте что-нибудь маленькое (или большое!), что вас пугает. Расширяйте пределы своей зоны комфорта. Все хорошее, чего вы хотите, лежит за переделами вашей зоны комфорта. Иначе оно бы у вас уже было. Выйдите за рамки – и вперед, к своим целям!
  • Верьте в свои мечты. У вас есть эти мечты (не такие, как у других людей), потому что вы уникальны и у вас есть свое предназначение. У вас есть эти мечты, потому что вы созданы друг для друга. Будьте смелее. Живите своими мечтами!
  • Верьте в себя. Используйте метод Сильва, чтобы подкреплять самооценку при помощи упражнений для позитивного внутреннего диалога и самосознания. Раскройте свой потенциал и свое величие!
  • Чаще пользуйтесь воображением. Это стимулирует ваши творческие способности. Чем бы вы ни занимались, иногда нужно выйти за пределы обычного мышления. Именно так рождаются все великие идеи!
  • Говорите «нет», если действительно не согласны, и говорите «да», только если действительно согласны. Иногда бывает тяжело сказать «нет». Устанавливайте четкие границы!
  • Будьте примером для других. Вдохновляйте других своими поступками.

Существуют и другие способы достижения нравственного совершенства. Приведенный выше список далеко не исчерпывающий. Существуют сотни прекрасных качеств, к которым стоит стремиться. Вы можете дополнить список по своему усмотрению, а затем взять на себя обязательство всегда делать все как можно лучше!

Достижение совершенства

Одно дело – ставить цели, другое – достигать их. Самый надежный способ добиться продолжительных перемен – делать это м-е-д-л-е-н-н-о. Шаг за шагом. Используйте упражнение метода Сильва для управления привычками, чтобы развивать новые, позитивные привычки, чтобы ваши действия автоматически придавали вам сил и обогащали вашу жизнь, а не мешали достижению целей и исполнению желаний. Выберите один из этих советов и возьмите на себя обязательство воплощать его в жизнь, пока он не станет привычкой, частью вас, и тогда переходите к следующему совету. Помните, маленькие, постепенные шаги ведут к длительным позитивным изменениям!

Ваша,
Ирина Хлимоненко
и команда метода Сильва

P.S. А с чего вы начнете свой путь достижения морального совершенства? Расскажите нам об этом в комментариях внизу.

P.P.S. Нажмите «Мне нравится» и поделитесь с друзьями, если вам понравилась наша статья.

10 УРОКОВ МЕДИТАЦИИ

Введите свое имя и электронный адрес, чтобы получить мгновенный доступ. Уже 95,300 человека получили этот БЕСПЛАТНЫЙ путеводитель по методу Сильва.

Книжно-иллюстративная выставка, посвященная книжным традициям в российской семье.

Традиции – это не только то, что отличает один народ от другого, но и то, что способно объединить самых разных людей. Семейные традиции русского народа – наиболее интересная часть истории и культуры Российского государства, которая знакомит нас с опытом наших предков. Начнем с того, что семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии: было стыдно не знать родословную, а самой обидным прозвищем считалось «Иван, не помнящий родства». Составление подробной родословной, своего фамильного дерева являлось неотъемлемой частью традиций каждой семьи. Когда появились фотоаппараты, люди стали составлять, а потом и хранить семейные альбомы. Этот обычай успешно дошел и до наших дней – наверное, у большинства имеются старые альбомы с фотокарточками дорогих сердцу родных, может быть, уже ушедших из жизни. Кстати, чтить память своих родственников, поминать тех, кто покинул этот мир, тоже относятся к исконно русским традициям, равно как и постоянная забота о престарелых родителях.

Давней русской традицией можно назвать и передачу вещей, принадлежащих далеким (и не очень) предкам, своим потомкам. Например, прабабушкина шкатулка или прадедушкины часы – семейные реликвии, которые хранятся долгие годы в укромном уголке дома… История вещей становится не только достоянием отдельно взятой семьи, но и историей народа и всей Родины в целом. Существует также прекрасный обычай называть ребенка в честь кого-нибудь из членов семьи (есть так называемые «семейные имена»). Кроме того, нашей уникальной традицией считается присвоение отчества. Когда малыш рождается, он тут же получает часть имени рода по «прозванию» своего отца. Отчество отличает человека от тезки, проливает свет на родство (сын-отец) и выражает почтение. Называть кого-то по отчеству – значит, быть с ним вежливым. Имя может даваться и по церковным книгам, святцам, в честь святого, которого чествуют в день рождения ребенка.

А вот семейные традиции, примеры которых в настоящее время практически не найти, это старинные профессиональные династии (то есть когда все члены семьи занимались каким-то одним видом деятельности). Известны целые династии потомственных пекарей, кондитеров, военных, сапожников, плотников, священников, артистов.

Известно, что семья способствует развитию личности человека, является мощным фактором воздействия. Именно в семье закладываются первые навыки общения, взаимоотношения между её членами. Именно семья формирует основы мировоззрения человека, его образ жизни и ценностные ориентиры.

Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.

Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых – следствие отсутствия чтения с раннего детства. Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства — степени овладения речью.

Семейное чтение – эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.

Несмотря на то, что традиция семейного чтения в России на сегодня практически утрачена, именно развитие в нашей стране традиций семейного чтения имеет удивительную историю.

Говоря о традициях, в первую очередь следует сказать о чтении в кругу семьи или друзей, в России девятнадцатого века это было, пожалуй, важнейшим занятием культурных людей — существовали салоны, где авторы читали свои новые произведения, образовывались литературные кружки. Чтение в кругу домочадцев было прерогативой исключительно взрослых людей, детям читали сказки отдельно, зачастую этим занимались не родители, а нянечки или гувернантки.

В русских семьях было принято читать друг другу книги вслух — стихи, прозу, порой и нехудожественные произведения, обмениваться мнением о прочитанном. Старшие члены семьи обращали внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им в детские и юношеские годы, и часто эти любимые книги хранили в домашних библиотеках. Домашние библиотеки собирали всей семьёй, обсуждая необходимость каждого нового приобретения. О семейных чтениях, о привычке собираться вместе и читать новые произведения, публикуемые в литературных журналах, пишут мемуаристы и писатели Н. С. Лесков, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн и многие другие. Художественную литературу использовали и в тех случаях, когда деликатность мешала членам семьи открыто обсудить волнующие их проблемы.

Семейное чтение — традиция прекрасная. В среде просвещённого сословия семейные чтения не имели специальной целевой установки, а были естественным атрибутом духовного общения взрослых между собой с детьми, выражением нравственных исканий, столь характерных для сознания и души интеллигенции некоторых славянских стран.

XIX век стал свидетелем уже закрепившейся традиции семейного чтения. Значительным явлением в русской народной традиции явились вечера семейных чтений. Эмоциональную атмосферу таких вечеров описывает И. Бестужев-Лада: «Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства — чаще всего, понятно, глава семьи, но это совсем не обязательно, — читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное».

Подобные семейные чтения проходили в семьях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Дети рассматривали их как светлые, счастливые моменты духовного общения с родителями, как этапы своего роста. В качестве примера можно сослаться на высказывания старшего сына Льва Николаевича Сергея: «Отец читал нам путешествия Жюль Верна «80 дней вокруг света”. Книга, по которой он читал, не была иллюстрирована. И он сам чертил к ней иллюстрации, приводившие нас в восторг. Рисовал он довольно плохо, но у него бывали характерные штрихи. Мы очень любили эти рисунки отца и с нетерпением ждали следующего вечера».

А. Г. Достоевская вспоминает о том, что их гостиная оживлялась тогда, когда в ней устраивали музыкальные вечера. Но особенно памятными были семейные чтения, проходившие при свечах за овальным столом. Читали вслух Н. Карамзина, биографию М. Ломоносова, стихи Г. Державина, В. Жуковского, романы М. Загоскина, И. Лажечникова, А. Пушкина. Ф. М. Достоевский, вспоминая своё детство, писал: «Я вынес из этих чтений столько прекрасного и возвышенного».

Обычным материальным достатком семья Достоевских не отличалась, но в ней был культ книги, и на книгу часто тратились последние деньги. И ещё интересный факт: ко дню рождения в семье в качестве подарка читали наизусть любимые стихи, отрывки из произведений. Например, Фёдор прочитал в день рождения мамы «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина.

Пожалуй, самое яркое, запоминающееся воспоминание о роли и значении семейного чтения в детские годы даёт отечественная писательница И. Грекова. Она пишет, что детство было всякое: и горе, и бедность, и голод, детство «праздничное, насквозь пронизанное литературой, искусством слова, духом слова». Семейные вечера были ежедневными: «Каждый вечер мы трое, накормленные, умытые, приготовленные к предстоящему торжеству, лежали в своих кроватях, мама пристраивалась рядом со своим рукоделием, а папа брал книгу… и начинал читать». Это было систематическое чтение — «чтение-ритуал, который нельзя было нарушить, несмотря ни на какие бытовые трудности, а они сопровождали нас постоянно… Даже в тяжёлые времена гражданской войны, голодного и холодного «военного коммунизма» вечернее чтение не отменялось… Эти, год за годом, чтения вслух были, как я теперь понимаю, настоящим подвигом».

Можно предположить, что чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему «смотрению» телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета — выпуск новостей, фельетон из еженедельника — выступление юмористов. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие ещё в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли.

После революции 1917 года многие культурные традиции вместе с лучшей частью интеллигенции были утрачены, в том числе и чтение в семье. Вера в то, что художественная литература имеет прямое отношение к формированию мировоззрения «широких масс» не только не была утрачена, но, напротив, усилилась. Одно время взрослые в силу разных причин обсуждали «актуальные» произведения не в семейном кругу, а во время библиотечных мероприятий, в беседах, на литературных вечерах. В России в те годы существовала одна из самых отлаженных в мире система библиотечного обслуживания населения, начиная с дошкольников и заканчивая людьми преклонного возраста. В библиотеках регулярно проходили читательские конференции, обзоры литературы, обсуждение книг, диспуты, литературные вечера, работали литературные клубы и гостиные и др. С особой тщательностью были разработаны методы обслуживания в библиотеках детей разного возраста. Открывались специализированные семейные библиотеки, при них действовали «курсы молодой семьи» и «родительские университеты», опытные профессионалы читали лекции, знакомили посетителей с литературой, рекомендуемой для чтения в семье.

С начала 1990-х годов отношение к чтению изменилось, и связано это было со своеобразной приватизацией духовной жизни, когда чтение стало важным уже не в качестве средства подключения к социуму, а как возможность удовлетворения практических потребностей. Но собственная библиотека и сегодня остаётся характерной чертой домашнего интерьера и образа жизни российского человека. Согласно недавнему опросу Фонда «Общественное мнение», свыше двух третей опрошенных имеют в своих домах и квартирах более или менее солидные собрания художественной литературы.

Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Поэтому без возрождения традиций семейного чтения решить эту проблему невозможно. Именно дом, а не школа, является наиболее важным образовательным учреждением в стране, и самые важные наставники — родители. Именно в семье закладываются нравственные основы, прививаются духовные ценности, зарождаются истоки детской души и основы мировоззрения.

В то же время в обществе нарастает убежденность, что книга сегодня, независимо от формы ее представления (печатной или электронной), по-прежнему остается основой культуры и грамотности. Важность книги и чтения неоспорима, и эта идея особенно поддерживается в последние годы мировым сообществом. В частности, повысилось значение книги как средства воспитания, связи между культурами разных поколений, в этом отношении особую роль сегодня приобретает вопрос культивирования чтения в условиях семейных отношений, и, в частности, общения посредством книги родителей и детей.

Наличие в семье навыков разностороннего общения является одним из действенных средств укрепления семьи и создания доверительных отношений между взрослыми и детьми как основы воспитания. Чтение способствует такому общению и реализует целый спектр разнообразных семейных функций: эмоциональное единение, обмен информацией, передача жизненного опыта от старших к младшим и ряд других функций. Мы с вами знаем, что в наше время дети и родители часто не находят общего языка, отдаляются друг от друга. В этой ситуации также следует признать: книга — идеальный посредник для диалога ребенка и взрослого, т.к. книга, чтение, а на основе этого – общие интересы способствуют объединению семьи.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Амбарова, Ирина. Вдали от шума городского / И. Амбарова // Библиотечное дело. — 2012. — № 5. — С. 14-16.

Антипова, И. А. Образ читающего ребенка в русской литературе ХХ века / И. А. Антипова // Школьная библиотека. — 2004. — № 1. — С.19-23.

Безрукова, С. В. Я люблю читать : книга для детей и родителей / С. В. Безрукова. — Ростов н/д : Феникс, 2001. — 146 с.

Будаченкова, Ирина. Встречи, объединяющие близких / И. Будаченкова // Библиополе. — 2015. — № 10. — С. 56, 57.

Волкова, Татьяна Васильевна. Читаем всей семьёй / Т. В. Волкова // Современная библиотека. — 2014. — № 7. — С. 76-79.

Вяткин, Лев. Книжные истории в семейном кругу / Л. Вяткин // Библиополе. — 2015. — № 4. — С. 16-17.

Громова, О. М. Откуда берутся нечитающие взрослые / О. М. Громова // Библиотека в школе. — 2008. — № 1. — С. 2-9.

Губина, Валентина. Забытые традиции возрождаются / В. Губина // Библиополе. — 2011. — № 12. — С. 46-48.

Губина, Валентина. «Привет, «шнурки»!» : Читаем вместе, читаем всей семьёй / В. Губина // Библиотека. — 2012. — № 3. — С. 45-47.

Движение «Молодая Россия читает» / гл. ред. Р. А. Айгистов. — М. : Школьная библиотека, 2006. — 224с.

Иванова, Ирина. Где найти время для общения с ребёнком / И. Иванова // Библиополе. — 2015. — № 5. — С. 34-37.

Ивановна, Ольга. Добрые книги и радость общения / О. Ивановна // Библиотечное дело. — 2015. — № 2. — С. 15-17 : ил.

Калинина, Е. А. Семейное чтение как урок добротолюбия / Е. А. Калинина // Библиография. — 2014. — № 4. — С. 64-69.

Калинина, Е. А. Уроки добролюбия / Е. А. Калинина // Библиотечное дело. — 2014. — № 14. — С. 36-41.

Калинина, Е. А. Уроки добротолюбия / Е. Калинина // Библиотека. — 2015. — № 1. — С. 52-56.

Карпова, Н. Л. Семейное чтение — семейная библиотерапия / Н. Л. Карпова // Школьная библиотека. — 2004. — № 5. — С. 53-57.

Кашкаров, Андрей. Сотрудничество с книгой, и что бывает, когда его недостает / А. Кашкаров // Семейное чтение. — 2010. — № 3. — С. 2-9.

Клименова, Лидия. Читают родители — читают дети / Л. Клименова // Библиополе. — 2015. — № 4. — С. 2-5.

Козлова, Надежда. Всё дело в шляпе / Н . Козлова // Библиотечное дело. — 2014. — № 14. — С. 6-7.

Курбатова, Татьяна. Мостик в детство. Книги детям от 3 до 7 / Т. Курбатова // Библиотечное дело. — 2010. — № 13. — С. 26-27 : ил.

Лутошкина, И. Как увлечь ребенка книгой / И. Лутошкина // Домашнее воспитание. — 2004. — № 1. — С. 7-8.

Научно-методическая деятельность региональных детских библиотек в поддержку чтения. — М.: Российская государственная детская библиотека, 2003.

Очирова, Эржена. Тайны хранятся в «волшебном рюкзачке» / Э. Очирова, Л. Самбуева // Библиотека. — 2014. — № 7. — С. 31-33 : фот.

Переверзева, Валентина. Сочиняю сказку с мамой / В. Переверзева // Библиополе. — 2015. — № 5. — С. 45-47

Рабович, Галина Васильевна. Шаги на пути к книге / Г. В. Рабович // Библиография. — 2010. — № 6. — С. 70-72 : ил.

Россинская, Светлана. Солнечный коктейль с книжным мороженым / С. Россинская // Ваша библиотека. — 2015. — № 5/6. — С. 84-89.

Степичева, Т. В. Семейное чтение. Зачем? / Т. В. Степичева // Школьная библиотека. — 2004. — № 4. — С. 87-92.

Степичева, Татьяна Викторовна. К вопросу о традиции семейного чтения / Т. В. Степичева // Библиотековедение. — 2010. — № 5. — С. 59-62.

«Читаем всей семьей» / сост. Н. П. Ткач. — Иркутск : МУК «Гуманитарный центр-библиотека имени семьи Полевых», 2009. — 12 с.

Чудинова, В. Что читают современные подростки / В. Чудинова, Е. Голубева // Воспитание школьников. — 2004. — № 4. — С. 38.

Юный читатель и книжная культура России : Сборник статей. — М. : Российская государственная детская библиотека, 2003.

Шацкий, Евгений. Произведения Лидии Чарской в семейном чтении / Е. Шацкий // Семейное чтение. — 2010. — № 6. — С. 16-19 : цв.ил.

Список литературы

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977. 193 с .

2. Гурье Л. И. Проектирование педагогических систем: учеб. пособие/ Казан. гос. технол. ун-т. Казань, 2004. 212 с.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2005. 384 с.

4. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. 96с.

6. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы: учеб. пособие / под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Гардарики, 2002. 383 с.

ABOUT MOTIVES OF STUDYING OF PROFILE ECONOMIC DISCIPLINES FOREIGN STUDENTS AT THE PRE-UNIVERSITY COURSE

The article considers the real state of the motivational sphere of foreign students at the pre-university course

Keywords: pre-university course of foreign students, motivation, motive

Получено 30.10.2011 г.

УДК37.02

В.М. Кириллова, канд. пед. наук, доц., (4872) 35-52-55, kirillova@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Рассмотрены вопросы духовного развития личности человека, которые требуют использовать весь имеющийся этический потенциал, обогатить его новым содержанием, применяя такие формы и методы обучения и воспитания, которые бы создавали внутренние предпосылки для саморазвития, прежде всего нравственных и духовных качеств человека.

Ключевые слова: нравственность, духовность, развитие личности.

Социально-нравственный портрет современного молодого человека имеет сегодня совершенно новые характеристики, разительно отличающиеся от таковых ещё лет десять назад. Всё с большей ясностью проступают в этом портрете черты как нравственного, так и безнравственного, — черты, по сути, того, что подпитывалось в ребёнке с раннего возраста всем его окружением: и социумом, и родителями, и

педагогами. И не секрет, что порой в этом портрете проявляется не высшая, а низшая природа человека с её необузданными эмоциями, самомнением, жестокостью, эгоизмом.

Современные проблемы, которые мы сегодня столь обильно пожинаем (и экологические, и экономические, и социальные, и пр.), — по сути, все имеют корни в так называемом человеческом факторе. Доказывать это уже нет необходимости, поскольку все они признаны (и наукой, и философией, и религией) как грани одного глобального духовно-экологического кризиса.

В настоящее время большинством ученых осознается и признается, что воспитанию и развитию духовно-нравственной культуры педагогов и учащейся молодежи должен быть отдан приоритет.

Необходимо подчеркнуть, что мы недостаточно занимаемся специальной подготовкой учителя средней школы, а также преподавателя высшей школы к целенаправленному и системному духовно-нравственному воспитанию учащейся молодежи, что является одной из острых проблем не только системы образования, но и современного общества.

Признанным на сегодняшний день является и тот факт, что поиск решения всего комплекса этих проблем лежит на пути духовного возрождения человека и общества. В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что будущее молодёжи России в целом, на наш взгляд, напрямую связано с успехом или неуспехом данного поиска.

Вынесенная в название проблема духовно-нравственного становления современного молодого человека обозначена как социально-педагогическая неслучайно. В современном мире социальное воздействие на молодое поколение, в сравнении с педагогическим, во многих случаях оказывается доминирующим.

Содержание же и интенсивность такого воздействия всем нам хорошо известны. Думается, что многими осознаётся и направленность такого воздействия: укрепление и питание всё той же низшей (животной) природы человека.

Юность психологи называют возрастом любви. Для любви в юношеском возрасте характерна идеализация объекта любви, что само по себе даже хорошо. Однако нередко молодые люди за любовь принимают увлечение, а порой и просто половое влечение, которое стремятся сразу удовлетворить.

Так, очень часто сегодня можно столкнуться с подменой слова «любовь» искусственно внедряемым в нашу речь словом «секс». А ведь «секс» в осмысленном переводе значит: плотское вожделение, похоть, блуд, грех.

Неграмотно и небезобидно для смысла смешивать его со словом «любовь». «Любить» в русском языке означает чувство, имеющее не

плотское, а духовное начало. И входит оно в такой смысловой ряд: жалеть, благоговеть, боготворить и т.д. Те же, кто перестаёт это понимать, постепенно духовно вырождаются, незаметно «расчеловечиваются» в своём отношении к любви и к жизни», — с великой болью констатирует доктор филологических наук В. Троицкий .

По результатам исследования Научного центра психического здоровья РАМН формирования материнского поведения и его влияния на психическое развитие детей раннего возраста — с этапа беременности до достижения ребенком возраста 4 лет — поведение лишь небольшой части матерей можно назвать по-настоящему материнским.

К сожалению, количество агрессии по отношению к детям таково, что можно уверенно сказать: общество переживает критический период. Идёт массовое унижение и осквернение самого чистого и святого, что дано человеку, — Любви, Красоты, Истины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время к биологическим, психологическим причинам, приводящим к резкому снижению возраста вступления в интимные отношения, прибавились и социальные, крайне усугубляющие эту всегда существовавшую для молодёжи проблему. Немалую роль в этом сыграло развитие средств массовой информации и коммуникаций. В результате на детей обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей насилие, преступность и т. д.

Культурный прогресс общества измеряется и определяется масштабами создаваемой им человеческой личности, а, значит, культура должна заключать в себе истинные эталоны здоровья и красоты. Современное общество, к сожалению, переполнено разнообразными негативными и вредоносными культурными явлениями.

Этический и эстетический идеал утверждается на протяжении времени теми или иными народами, этносами, классами. Его можно представить как некий эталон красоты и здоровья, к которому стремятся люди.

Согласно уставу ВОЗ, здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В связи с этим очевидна роль духовности для формирования процветающего общества, складывающегося из здоровых индивидуумов.

Обозначенная проблема — социальная. Однако она и педагогическая, поскольку именно педагог в первую очередь призван «сеять разумное, вечное, доброе».

Формулировка духовно-нравственного становления человека подразумевает синтез двух неотъемлемых для человеческого становления и развития компонентов — духовности и нравственности, каждый из которых имеет свои характеристики. Кроме этого, вычленение и определение духовной компоненты на первый план обусловлено доминирующей ролью в становлении человека Человеком, формировании духовности.

Антропологический подход, всё увереннее занимающий своё место в методологии педагогической науки, предусматривает выделение системообразующих внутренних характеристик человека, определяющих его сущностную природу и качественное своеобразие.

Таковой в структуре человека выступает своеобразное триединство его биологического, социального и духовного начал, или, говоря языком христианской антропологии, — тела, души и духа. Признание современной педагогической наукой духовного начала в человеке позволяет по-новому взглянуть и на самого человека, и на задачи его воспитания и образования, в частности, и на проблему духовно-нравственного становления человека.

Изучение, анализ и последующий синтез знаний по данной проблеме (в трудах по философии, религии, в наследии христианских подвижников и мистиков Востока, духовных учениях и работах современной науки) позволяют сделать вывод о том, что духовность и нравственность — явления нетождественные.

Нравственность в энциклопедическом педагогическом словаре трактуется как термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину мораль, реже — этика. Так же, как понятия «этика» в греческом, «мораль» в латинском, русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер) и лексически закреплено в Словаре Академии Российской (1793).

В целом можно сказать, что нравственность характеризует личность человека, его социальную сущность. В некоторой степени её можно отнести и к человеческой душе, которая проявляется в физическом мире через нашу личность. И если определить своего рода пространственную направленность нравственности, то это «горизонтальные» связи, то есть -социальные. Нравственность своего рода мерило принятия, присвоения человеком общественных норм и ценностей, а потому она в определённой степени может быть воспитана.

Духовность — это проявление высших человеческих чувств, которые порой не объяснимы или, будучи объяснимы, теряют свою неповторимость, свою тайну. Любовь к ближнему, любовь к учителю, любовь к тому, что ты делаешь, все это проявления, а значит и развитие духовности.

Взгляды на сущность данного понятия представителей разных сфер познания (философии, науки и религии) в большой мере идентичны.

Духовность неразрывно связана с духом человека; с действием Святого Духа, с Благодатью; с тончайшей, высшей энергией в человеке; с сознанием человека; с открытостью и возжжением сердца и духа; с божественной энергией Любви.

Созвучны этим взглядам и мысли И.А. Ильина: «.Говоря о духовности или о духе, не следует представлять себе какую-то непроглядную метафизику или запутанно-непостижимую философию. Дух не есть ни привидение, ни иллюзия. Он есть подлинная реальность, и притом драгоценная реальность, — самая драгоценная из всех. Дух есть дыхание Божие в природе и человеке; сокровенный, внутренний свет во всех сущих вещах; начало, во всём животворящее, осмысливающее и очистительное. Он освящает жизнь, чтобы она не превратилась в мёртвую, невыносимую пустыню, в хаос пыли и в вихрь злобы; но он же сообщает всему сущему силу, необходимую для того, чтобы приобщиться духу и стать духовным».

Духовность часто рассматривается как состояние нравственного переживания, проявления нравственных качеств.

Когда речь идет о совершенствовании образования современной молодёжи, то для развития духовности личности требуется использовать весь имеющийся этический потенциал, обогатить его новым этическим содержанием, применяя такие формы и методы обучения и воспитания, которые бы создавали внутренние предпосылки для саморазвития, прежде всего нравственных и духовных качеств человека.

Восхождение человека к духовности хотя и трудная, но реальная задача, если её целенаправленно решать с нашей молодёжью путём: глубоких размышлений о высшем предназначении человека; воспитания сердечности, совестливости, отзывчивости, стимулирования в наших детях и учениках добронравия в делах и помыслах; поощрения самосознания, самосовершенствования, саморазвития, самореализации; преодоления легкомысленного, поверхностного, одномерного мышления; воспитания чувства внутренней свободы и одновременно ответственности; разъяснения и показа ложных ценностей, оберегания от безвкусицы, пошлости и невежества; показа достижений науки и техники через призму гуманных целей и ценностей; приобщения к духовности через приобщение к искусству в любых его видах и формах на всех этапах образования и воспитания.

Список литературы

1.Воспитание школьников. 1998. № 44. С. 15.

2.Здоровьесберегающее обучение и воспитание./ под научной ред. В.И. Андреева Казань: Центр инновационных технологий .2000.

3.Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 Т. Т.3 М.: Русская книга,

4.Проблемы образования. Молодёжь и вопросы воспитания. Выпуск №1. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. С. 312-330.

5.Соловьёв В.С. Соч. в 2 т. Т.1.М.:Мысль, 1990.

6.Троицкий В. О духовной сущности слова и языковом образовании школьников // Воспитание школьников. 1998. № 44. С. 15.

7.Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс,1990.

V.M. Kirillova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: morality, spirituality, personality development.

Получено 10.10.2011 г.

УДК 378.011.3-51

Т.В. Крылова, соискатель,

t krilova@inbox.ru (Россия, Москва, РГСУ)

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГА (НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА ВУЗА)

Рассматривается процесс управления развитием и самореализацией педагога в условиях учебной и профессиональной среды вуза, под воздействием определенных психических условий и механизмов, который характеризуется адекватной субъектной позицией по отношению к собственному профессиональному становлению, развитием профессиональных и жизненных планов, реальных путей их достижения; формированием позитивных личностных стратегий и ориентаций в профессиональной и учебной деятельности.

Ключевые слова: сущность личности педагога вуза, детерминанты развития личности, учебно-воспитательные стратегии, активность в развитии личности, профессиональная активность, педагогическое взаимодействие, интерес, регулирование профессиональной подготовки, модель деятельность специалиста-педагога, типы личности студентов.

Социально-политическая ситуация на современном этапе характеризуется уникальностью, ибо общественный организм, а вместе с ним и сознание каждого индивида проходят период изменения и качественного обновления. Важной проблемой становится разрыв между теми ценностями, которые декларируются в высшем учебном заведении, и

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *