№ 5 — 2007 г.
22.00.00 социологические науки

УДК 37.034/.037

Г. П. Насырова

МОУ Женская гимназия-интернат (г. Новокузнецк)

Важнейшим направлением реализации принципов государственной политики в сфере образования является программа развития воспитания до 2010 г. Педагоги гимназии пытаются воссоздать отечественные традиции духовно-нравственного воспитания. Сегодня чрезвычайно важно воспитание таких качеств девушки, как доброта, скромность, милосердие, любовь к родителям и детям. Приоритет в воспитательно-образовательном процессе педагоги отдают духовно-нравственному воспитанию. Сложилась традиция проведения основных православных праздников, концертов духовной музыки, чтения литературы, проведения тематических декад, волонтерского движения. Ведется систематическая работа в творческих объединениях флористики, изобразительного искусства, моделирование одежды и в кружке . Формированию нового женского поколения способствует создание образовательных учреждений, которые вернут обществу исконные идеалы нравственности и доброты, остающиеся всегда неизменными.

Ключевые слова: социокультурная среда, духовно-нравственное воспитание, морально-эстетические нормы

Все мы, работники образования, стали очевидцами того, что достаточно длительное время приоритет в процессе образования отдавался обучению. Сегодня, как никогда актуально стоит проблема воспитанности обучающихся, возрождения их духовности, гражданственности.

В настоящее время в стране складывается тенденция, направленная на создание комфортных условий всестороннего развития школьников и свободный выбор жизненной перспективы: вступил в действие Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Указ президента «Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей Российской Федерации», принят Национальный план действий в интересах детей, вступил в действие новый Семейный кодекс РФ, реализуются президентские программы «Дети России», «Молодежь России» и др.

Важнейшим направлением реализации принципов государственной политики в сфере образования является программа развития воспитания до 2010 г., особое внимание в которой уделяется развитию воспитания обучающихся с учетом этнокультурных факторов, обновлению воспитательного процесса на основе отечественных традиций, народной педагогики, инновационного опыта.

Воспитание в узком смысле — воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников.

Духовно-нравственное становление обучающихся, их жизненное самоопределение — это важнейшая составляющая общественного развития. Главная тенденция развития образовательных учреждений — это повышение их роли как центров воспитательной деятельности общества.

Женская гимназия-интернат участвует в экспериментальной работе и является инновационной площадкой Института повышения квалификации г. Новокузнецка по теме «Разработка и внедрение системы духовно-нравственного воспитания и образования с учетом гендерного подхода».

Задача, которую решают педагоги нашей гимназии, — это воссоздание отечественных традиций духовно-нравственного воспитания. Духовное развитие страны определяется решением главной проблемы нашего времени — проблемой выживания подростка. Особенно актуальна проблема выживания подростков, лишенных родительской опеки, а также — многодетных и малообеспеченных семей.

При этом особое значение приобретает проблема социализации девочек, осознание ими специфической роли женщины в обществе и семье. Поэтому и сегодня актуально звучат слова Н. И. Пирогова о том, что не положение женщины в обществе, а ее воспитание требует перемен. Утрата женственности, нарушение осознания социальной роли в современных условиях выдвигают новые требования к женщине в обществе.

Идея духовного воспитания девочек через приобщение к национальной культуре возникло в общественной среде, и является ярко выраженным социальным заказом семей, осознавших острую необходимость такого воспитания с целью защиты своего ребенка от возрастающей агрессии и жестокости.

Для педагогического коллектива женской гимназии сегодня чрезвычайно важным является воспитание таких качеств девушки, как доброта, скромность, милосердие, любовь к родителям и детям. Основополагающим и положительным должен быть образ добропорядочной жены и заботливой матери. У гимназисток формируются такие нравственные качества, как доброта, скромность, милосердие, любовь, эмпатия (сочувствие), толерантность (терпимость).

В настоящее время в гимназии обучаются девочки с 1-го по 9-й классы в количестве 135 человек. Среди них девочки-сироты, девочки, оставшиеся без попечения родителей, опекаемые, из малообеспеченных, многодетных и неполных семей.

Воспитанницы нуждаются в материальной, моральной и психологической помощи государства. Поэтому приоритет в воспитательно-образовательном процессе педагоги отдают духовно-нравственному воспитанию, отсюда логична и цель нашей деятельности — это создание условий для воспитания гармоничной, свободной и творческой личности гимназистки, способной жить в гармонии с миром и собой, способной позитивно воздействовать на мир. На наш взгляд, эту работу возможно построить на материале православных традиций, свидетельством которых является тысячелетняя история России.

Христианские заповеди на протяжении тысячелетий воспитывали и нацеливали на повседневное осуществление добрых дел, созидание мира и любви, на проявление уважения взрослым, престарелым, заботе о больных, бедных людях. «Православная культура дает возможность детям и молодежи познать и реализовать мудрые заповеди, традиции, обычаи, переосмыслить некоторые ценностные ориентации, определить жизненные принципы. Одним словом — получить уроки нравственности и гуманизма» (слова из приветственного послания Губернатора Кемеровской области А. Г. Тулеева участникам Всероссийской научно-практической конференции «Традиции православной педагогики и гуманизации образования).

Педагогический коллектив гимназии пришел к выводу, что создание условий духовно-нравственного воспитания гимназисток будет способствовать нравственному становлению и культурному развитию. На начальном этапе деятельности особую значимость приобретает подготовка педагогических кадров, повышение их профессионального мастерства, формирование гуманистической позиции, внутренняя психологическая установка на субъект-объектные отношения и представление о воспитывающем влиянии собственной личности на социально-нравственное становление обучающихся. Педагоги должны научиться рассматривать содержание образования в контексте отечественной духовной традиции, выявлять критерии эффективности воспитательно-образовательного процесса, использовать методы воспитания и навыки практической реализации воспитательных технологий. Преподаватели Центра духовно-нравственного воспитания и образования Новокузнецкого ИПК реализовали содержание программы следующих курсов: «Православная культура», «Российские традиции воспитания», «Методика преподавания православной культуры», «Организация и проведение православных праздников».

Посещение педагогами вышеназванных курсов способствовало интериоризации (т. е. взаимопроникновению) православных традиций в базовое образование. Например, в учебный план введены факультативные занятия по курсу «Основы православной культуры» (9 класс), способствующие реализации на практике принципа культуросообразности, развитию личности на образцах мировой и национальной культуры, реализации диалога мировоззрений и культур.

Содержание базового гуманитарного образования, изучение курса «Основы православной культуры», способствовало расширению прежде всего историко-общественного образования.

Цель программы курса «Основы православной культуры» — дальнейшее формирование гуманитарного образования через реализацию дисциплин: культурология, философия, теология.

Основные задачи курса:

  • показать воспитанницам гимназии иной, непривычный для современной школьной программы подход к «вечным вопросам человечества»;
  • помочь воспитанницам осмыслить высокие нравственные ценности православия: доброты, истины, любви;
  • заложить фундамент для дальнейшего изучения отечественных традиций и культуры.

Программой курса предусмотрены и вопросы, касающиеся предметных областей: «Философия» включает притчи, духовную поэзию, «Искусство» включает духовную музыку, живопись, архитектуру.

Таким образом, курс «Основы православной культуры» имеет интегрированный характер в системе профильного обучения и по своей сути является ориентационным.

Основную смысловую нагрузку программы несут три самостоятельных модуля: «Мир и человек», «Духовно-нравственный мир», «Духовные основы искусства». На занятиях воспитанницы изучают духовные основы искусства, иконопись, узнают о русской иконе и русских иконописцах. Открывают для себя мир и человека, пытаются найти ответ на вопрос, в чем предназначение человека в мире. Расширяют свои знания о таких качествах личности, как гордость, зависть, лесть, жестокость, безразличие. Находят для себя ответы на вопросы: мир женщины, мир матери, каков он? Как стать хорошей матерью?

По курсу краеведения проводится научно-исследовательская работа с воспитанницами по православной культуре (8-9 классы). Гимназистки готовят и выступают с докладами по темам: «Православные храмы города Новокузнецка» (Андросова Д.), «История колокольного звона на Руси» (Плиско Л.).

В гимназии проводятся традиционные Рождественские чтения, которые интересны для воспитанниц. В течение учебного года священник регулярно проводит беседы с гимназистками о духовно-нравственном воспитании. Сложилась традиция проведения основных православных праздников, концертов духовной музыки, чтения литературы, проведения тематических декад «Мир женщины», где главными направлениями стали воспитание женщины-матери, женщины-гражданина, женщины-хозяйки дома.

Большое внимание уделяется в гимназии волонтерскому движению. Девочки шефствуют над Домом ребенка № 1, над женщиной-инвалидом по зрению (помогают убирать квартиру, ходят в магазин за продуктами и за лекарствами в аптеку). Организаторы волонтерского движения активно сотрудничают с Новокузнецким отделением Всероссийского детского фонда — вокальная и танцевальные группы девочек гимназии выступали перед больными детьми и детьми-инвалидами. Кроме этого девочки старших классов шефствуют над воспитанницами начальной школы. Волонтеры-воспитанницы гимназии поощряются грамотами и денежной премией администрации Кемеровской области.

Одним из главных ориентиров развития образовательных и воспитательных возможностей социокультурной среды — женская гимназия-интернат — район — город, в расширении спектра практико-ориентированных образовательных услуг, посредством которых значительно полнее реализуются интересы воспитанниц и их родителей.

Совместная работа женской гимназии, семьи, других социальных институтов в рамках дополнительного образования направлены на формирование базовой культуры личности и создание каждой воспитаннице условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения ее творческих и образовательных потребностей. Достаточно сказать, что мы сотрудничаем с 10-ю учреждениями дополнительного образования. Педагогический потенциал дополнительного образования трудно переоценить, так как неисчерпаемы его возможности создания ситуации успеха для каждой девочки, ее самореализации, воспитания культурной одаренности. Многогранная деятельность учреждений дополнительного образования требует сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи учителей, работников социальной сферы. Формы сотрудничества самые разные: организация досуга воспитанниц, совместная деятельность в секциях, студиях, других творческих объединениях, помощь нуждающимся семьям, трудным подросткам. Дополнительное образование выполняет функции и социальной защиты, усиливая стартовые возможности личности на рынке труда и профессионального образования.

Период школьного детства характеризуется проявлением талантов. Поддержка и развитие творчества детей является одной из главных задач дополнительного образования. Это тем более важно, что не все девочки обладают равными способностями к академическому учению. Поэтому выход в другие сферы деятельности, их успех в них, в конечном итоге, положительно сказываются и на результатах общего образования. Возможность для формирования каждой воспитанницы собственных представлений о самой себе и окружающем мире, свобода выбора формы образования дополняются свободой принятия решения, самостоятельностью в самоосуществлении благодаря тому делу, которое каждая делает сама.

Связь с учреждениями дополнительного образования играет заметную роль в формировании духовности воспитанниц:

  • занятия в студии духовно-эстетического развития «Родник» Дома детского творчества № 4 гимназисток начальной школы (занятия проводятся по комплексной программе развития творческих способностей детей на основе традиций православия и христианской культуры);
  • сотрудничество с духовным училищем;
  • сотрудничество с воскресной школой при духовном училище.

Учащиеся воскресной школы и воспитанницы гимназии участвуют в совместных мероприятиях: так в прошлом учебном году был проведен День Матери. В этих праздниках принимают активное участие и родители наших воспитанниц.

Связь с православными храмами осуществляется не только в Новокузнецке, но и за его пределами через паломнические поездки педагогов и воспитанниц гимназии по святым местам области. Итогом этих поездок стало издание словаря-справочника по особо чтимым храмовым святыням, находящимся в приходах Кемеровской области. Словарь-справочник был издан преподавателем курса «Основы православной культуры» Антоновой Людмилой Георгиевной.

Кроме того, через дополнительное образование в гимназии ведется систематическая работа в творческих объединениях флористики, изобразительного искусства, моделирование одежды и в кружке «Рукодельница». Лучшие работы гимназисток были отправлены на всероссийскую выставку «Рождественские фантазии» в г. Москву.

Традиции православной культуры, будучи глубоко укоренены в истории русского народа, помогают подрастающему поколению обрести тот нравственный идеал, который в течение многих столетий был главным критерием морально-эстетических поведенческих норм русского человека и который теперь может стать отправной точкой в деле воспитания молодежи.

Наши наблюдения показывают, что формированию нового женского поколения способствует создание образовательных учреждений, подобных нашему, которые вернут обществу исконные идеалы нравственности и доброты, остающиеся всегда неизменными.

Путь к духовному возрастанию через культуру весьма не прост и не изучен. Но наш небольшой опыт подтверждает, что этот путь эффективен.

 

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)

Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России
на образовательную деятельность:
серия ААА № 001052 (регистрационный № 1029) от 29 марта 2011 года,
выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно

Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
серия 90А01 № 0000997 (регистрационный № 935) от 31 марта 2014 года
выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
на срок по 31 марта 2020 года

Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
тел./факс: (383) 229-10-82, адрес электронной почты: mos@ngmu.ru

Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020)
прекращен в связи с перерегистрацией в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174). Периодичность выпуска — 4 раза в год.

Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru.

Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018.

© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2020

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Головнева Е.В. 1 Головнева Н.А. 1 Муртазина Э.А. 1 1 Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» В статье рассмотрена задача воспитания духовности растущего человека как непреходящей ценности в разные периоды развития общества. Проведен анализ понятия «духовность», дана характеристика его компонентов как единство высших человеческих способностей: чувства, мышления, воли в мере их индивидуальной выраженности; как адекватное и интеллектуально-чувственно-волевое выражение закономерностей бытия, базирующихся на общечеловеческих ценностях: красоты, истины, добра. Раскрыты методические пути воспитания духовности детей дошкольного возраста. Показано, что эмоциональная отзывчивость детей дошкольного возраста развивается через приобщение к духовной культуре: музыке, живописи, литературе, народному искусству. В результате интеграции единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для воспитания духовности, для осознания многообразия человеческих ценностей. Воспитание понимается как процесс духовного взаимодействия взрослого и ребенка, как полилоговая деятельность, глубинное общение педагогов с воспитанниками в процессе совместной развивающей, творческой деятельности.

176 KB воспитание духовность компоненты воспитания духовности дошкольный возраст общечеловеческие ценности 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 280 с. 2. Головнева Е.В. Оптимизация процесса формирования личности студента в системе подготовки учителей начальных классов: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. МГОПУ им. М.А. Шолохова. – М., 2005. – 369 с. 3. Головнева Н.А., Перепелицина Т.И. Теоретический анализ функций игры как средства воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/127-20524. 4. Головнева Е.В., Головнева Н.А., Биктимерова Р.Р. Игровые упражнения как средство социального развития детей среднего дошкольного возраста // Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста: Сб. науч. тр. I-ой Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием 1-3 апреля 2015 / под общ. ред. Т.И. Никифоровой, Т.И. Гризик, Л.А. Григорович. – Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2015. – С. 197-200. 5. Головнева Н.А. Роль образовательного учреждения в формировании этнического самосознания личности // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: Сб. науч. трудов по матер. Междунар. науч. практ. конф. 31 января 2013 г.: в 13 частях. Часть 9. – Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. – С.43-44. 6. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. – М., 1991. – С. 56. 7. Начальное и дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы: Сб. материалов IV Всерос. науч.-практ. конф. 5 апреля 2015 г., г. Стерлитамак / отв. ред. Е.В. Головнева, Л.Б. Абдуллина. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2015. 8. Рубинштейн Л.С. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1976. – С.42. 9. Синдикова Г.М. Этномузыкальный компонент поликультурного воспитания младших школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/127-21266. 10. Степанова О.Ф. Педагогические условия воспитания духовности в период дошкольного детства: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2002. – 18 с. 11. Сулейманова Ф.М. Игра как средство нравственного воспитания дошкольников // Актуальные проблемы развития современной науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2015 г.: в 5 ч. Ч. V. – М.: «АР-Консалт», 2015. – С. 7-8. 12. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. – М.: Логос, 1999. – 200 с.

Задача воспитания духовности растущего человека как непреходящей общечеловеческой ценности актуальна в разные периоды развития общества, особенно в моменты социального напряжения человека.

Научная мысль Нового времени, русские космисты, представители экзистенциализма, антропологической философии, давшие необходимые основания для психологических исследований духовной сферы, признавали духовность сущностной силой развития общества, закономерно отражающей окружающий мир и общество в нем, гармоническим единством эмоционального, нравственного, интеллектуального в сознании личности.

Гуманитарная парадигма современного знания утверждает новое понимание сущности человека как духовного существа, достоверно обосновывая тот факт, что духовное образование личности – основа и ценностно-смысловой аспект всей его жизнедеятельности.

Цель нашего исследования заключается в теоретическом анализе проблемы воспитания духовности у детей дошкольного возраста.

В качестве материалов и методов исследования выступили: теоретические – изучение и анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования.

По мнению Л.С. Выготского, в процессе развития ребенок проживает сложный процесс становления эстетических эмоций, формирующихся в контексте освоения духовных ценностей . В раннем возрасте распространенной формой эмоционально-ценностных переживаний является удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это осуществить. Рубинштейн С.Л. назвал его «аффективно-эмоциональной чувственностью» .

В дошкольный период эмоциональная сфера детей развивается от «аффективно-эмоциональной чувственности» до сложной эстетической, мировоззренческой чувственности, связанной с чувственным постижением духовного мира другого человека, отношения к сверстнику, другим людям, к нравственным, эстетическим ценностям. Эстетическое чувство у ребенка в данном случае формируется в контексте духовной культуры и характеризует переход от уровня биофизиологических удовольствий к уровню духовных радостей. Поэтому воспитание духовности у детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач педагогов.

Раннее развитие эмоционально-образного восприятия имеет особое значение, поскольку соотносится с развитием правого полушария головного мозга. Традиционное образование, в том числе и в начальной школе, в большей степени связано с развитием у детей вербально-логического мышления, формированием функций, свойственных левому полушарию головного мозга, при этом правому полушарию, для которого характерна образность, целостность, яркость восприятия событий, анализ тонких эмоциональных компонентов речи, уделяется меньше внимания в практической работе с детьми. Отсюда часто встречающаяся эмоциональная неразвитость детей и, как следствие этого, яркие проявления бездуховности: склонность к жестокости, насилию, неустойчивость к токсикомании, как неосознанному средству компенсации внутренней пустоты.

Воспитание развитого эстетического чувства является необходимым компонентом в системе воспитания духовности детей вследствие своего «духовно-бескорыстного характера». «Духовно-бескорыстный характер» эстетического чувства М.С. Каган объясняет двумя причинами: 1. Эстетические чувства порождены бескорыстным интересом субъекта к объекту. Биологические или социальные потребности вызывают эмоции биофизиологического плана: голод, жажда, стремление к обладанию и др. Эстетические чувства имеют иное происхождение и отражают духовную способность к созерцанию, переживанию явления, предмета, объекта, ценность которого заключена в самом факте его существования. М.С. Каган называет эстетические эмоции альтруистическими, поскольку они вызваны определенной духовной ценностью предмета, его соответствием интересам духа, а не тела. 2. Бескорыстно-духовное переживание возникает не от созерцания объекта как такового, а от его соотнесения с идеалом .

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить сущностное содержание понятия духовности, связанной с проявлением человеком милосердия, сострадания, альтруизма, любви, толерантности.

Среди многообразия психолого-педагогических концепций, рассматривающих проблему духовности, можно выделить направления, исследующие духовность с позиций: особого духовного состояния, связанного с поисками корней духовности в нерефлексируемых глубинах бессознательного Я, потребности личности к познанию и социально-альтруистическому действию, потребности личности в самоактуализации духовных способностей. В нашем исследовании нами было принято как ведущее последнее направление, определяющее духовность как комплекс высших человеческих способностей: чувства, мышления, воли в мере их индивидуальной выраженности; как адекватное и интеллектуально-чувственно-волевое выражение закономерностей бытия, базирующихся на общечеловеческих ценностях: красоты, истины, добра.

С позиций организации работы с детьми дошкольного возраста интерес представляет характеристика понятия «духовность», предложенная О.Ф. Степановой: «духовность – целостное интегративное новообразование периода дошкольного детства, включающее единство трех универсальных способностей: способности к со-чувствию, способности к со-знанию, способности к со-действию, детерминированных духовными ценностями». Сущность и структура духовности отражена в разработанной О.Ф. Степановой модели развития духовного потенциала личности ребенка старшего дошкольного возраста. Центром данной модели является осознание личностью собственного «Я», которое развивается от эгоцентрического мировосприятия до альтруистического действия во благо другого человека.

Модель развития духовного потенциала личности ребенка старшего дошкольного возраста позволяет представить определенный эталон, раскрыть взаимосвязь между его составляющими. Она включает следующие структурные элементы: осознание собственного «Я», как отправная точка развития духовности (В.Д. Шадриков) , являющаяся одновременно причиной и следствием развития духовности личности; эмоционально-чувственный опыт как основание духовного потенциала личности, поскольку «бытие в онтогенезе начинается с эмоционально-чувственного бытия» (П.К. Анохин); развитие, понимаемое как поступательное преобразование в процессе воспитания духовности различных сфер ребенка: эмоциональной, интеллектуальной, произвольной.

О.Ф. Степановой выявлена совокупность педагогических условий воспитания духовности в дошкольном образовательном учреждении: концептуальный блок – теоретическое обоснование концепции, конструирование модели духовного потенциала личности ребенка старшего дошкольного возраста; содержательный блок – определение содержания воспитания духовности, обоснование комплексного использования образовательных программ, способствующих развитию духовного потенциала личности, создание программы «Прекрасный мир вокруг нас», выявление методов, форм и средств, направленных на решение задач воспитания духовности у детей старшего дошкольного возраста, процессуальный блок – разработка организации процесса воспитания духовности .

Исходя из этого, целью воспитания духовности в дошкольном образовательном учреждении является воспитание у детей целостного интегративного новообразования в период дошкольного детства, включающего комплекс универсальных способностей: способности к сочувствию, к сознанию, к содействию, детерминированных ценностями духовной и нравственной культуры общества.

Концепция воспитания духовности в дошкольном образовательном учреждении акцентирует внимание педагогов на развитие духовных способностей личности, основывается на принципах альтруизма, толерантности, эмпатии, взаимопонимания, сотрудничества, проявляющихся в духовных способностях личности.

  1. Альтруизм – универсальный принцип, отражающий способность в бескорыстном служении другому человеку (alter – нем. – «другой»), в готовности к пожертвованию для его блага личными интересами. Центральный мотив деятельности в данном случае – интерес другого человека.
  2. Толерантность – принцип, проявляемый в осознании своих собственных позиций и в способности к снижению уровня эмоционального реагирования на неблагоприятные факторы межличностного взаимодействия.
  3. Эмпатия – в основе данного принципа лежат процессы децентрации и идентификации, характеризуемые не только как способность к сопереживанию, сочувствию, преодолению собственной позиции и принятию позиции Другого, но и как сложное внерациональное понимание духовного мира Другого, интуитивное проникновение в его переживания.
  4. Взаимопонимание – важный принцип воспитательного процесса. Для успешной его реализации необходимо взаимодействие между субъектами всех уровней. Взаимопонимание трактуется в данном случае как способность к проживанию состояния совместности, взаимности постижения смыслов и мотивов деятельности, а также межличностных отношений.
  5. Сотрудничество в данном контексте трактуется не только как принцип совместной активности субъектов образовательного процесса, но и как способность к совместной развивающей деятельности, основанной на межличностном взаимодействии педагога и детей .

Анализ литературы по воспитанию духовности детей выявил наличие ряда работ, раскрывающих инновационные подходы в решении этой задачи в современных исследованиях на основе использования духовно-нравственного потенциала общечеловеческих и национальных ценностей с помощью разнообразных методических приемов и средств. Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к духовной культуре: музыке, живописи, литературе, народному искусству. В результате интеграции единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для воспитания духовности, для осознания многообразия человеческих ценностей (Л.Б. Абдуллина, Р.Р. Биктимерова, Е.В. Головнева; Н.А. Головнева, Т.И. Перепелицина, Г.М. Синдикова, Ф.М. Сулейманова и др.).

В связи с этим особое значение, подчеркивается в работе Г.М. Синдиковой, приобретает использование аксиологического потенциала музыки, музыкального переживания, раскрытие духовно-ценностного содержания музыкально-художественных образов как высших ценностей бытия в процессе изучения курса «Теория и методика музыкального воспитания», поскольку направлено на развитие у будущих педагогов «способности к «одухотворенному», подлинному образованию и воспитанию, мыслимому как сотворение внутреннего мира личности ребенка посредством передачи духовного богатства человечества, его культурных, национальных и общечеловеческих ценностей, без которых жизнь как общества, так и отдельного индивидуума теряет свой высший смысл» .

Ф.М. Сулейманова отмечает, что ведущей линией развития и воспитания в дошкольном возрасте является игра, в ходе которой развиваются моральные нормы, привычки поведения. «Игровая деятельность, по мнению Ф.М. Сулеймановой, оказывает огромное влияние на развитие и становление детской личности. Играя, дети учатся общаться, сотрудничать, жить в коллективе. На формирование нравственных качеств большое влияние оказывают содержание и правила игры. Содержание ролей отражает нормы поведения, существующие в обществе. Играя, ребёнок как бы переходит в развитый мир моральных форм человеческого поведения. Нормы, заключённые в игровой роли, становятся в процессе игры источником развития морального поведения самого ребёнка. Подчиняясь правилам игры, ребёнок получает удовольствие. Например, исполняя какую-либо роль в игре, ребёнок стремится показать её нравственную сущность (быть смелым, ловким, скромным, честным и т.д.). Такая целенаправленность поведения важна для формирования моральной устойчивости личности . Головнева Н.А., Биктимерова Р.Р. рассматривают «игровые упражнения как важное средство социального развития детей среднего дошкольного возраста» . Являясь одним из главных средств воспитания ребенка, игра «выполняет самые различные функции; выступает в форме развивающей деятельности, зоны социализации, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества со взрослыми и сверстниками. Поэтому будущий педагог, подчеркивают Н.А. Головнева, Т.И. Перепелицина, должен обучиться не только целеполаганию игровой деятельности, но и основам игрового взаимодействия, технологии проведения игр, их применению в воспитании детей» .

Богатый методический арсенал воспитания духовности в дошкольном образовательном учреждении представлен в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Начальное и дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы», проведенной на базе факультета педагогики и психологии Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета 5 апреля 2015 г. (Л.Б. Абдуллина, Е.В. Головнева) .

Анализ современных подходов к решению проблемы воспитания духовности у детей дошкольного возраста показал, что в ее основе лежит ценностный поход к воспитанию в системе образования. Воспитание понимается как процесс духовно-нравственного взаимодействия педагога и воспитанника, целью которого является образование из развивающихся способностей гармонического целого, как полилоговая деятельность, гуманистическое общение педагогов с воспитанниками в процессе совместной развивающей, творческой деятельности. Его успешность определяется личностными качествами педагога, его духовными способностями, ориентацией на общечеловеческие гуманистические ценности, стремлением к самосовершенствованию и саморазвитию.

Заключение

Таким образом, в данной статье рассмотрена задача воспитания духовности растущего человека как непреходящей ценности в разные периоды развития общества. Дана характеристика понятия «духовность» как единство высших человеческих способностей: чувства, мышления, воли в мере их индивидуальной выраженности; как адекватное и интеллектуально-чувственно-волевое выражение закономерностей бытия, базирующихся на общечеловеческих ценностях. Раскрыты психологические механизмы воспитания духовности детей. Показано, что эмоциональная отзывчивость детей дошкольного возраста активно развивается через приобщение к духовной культуре: музыке, живописи, литературе, народному искусству. В результате интеграции единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для воспитания духовности, для осознания многообразия человеческих ценностей.

Полученные результаты были использованы автором для разработки обучающей программы и практических занятий по методике воспитания детей дошкольного возраста.

Работа выполнена при поддержке гранта СФ БашГУ № В 16–12 2016 г.

Библиографическая ссылка

Головнева Е.В., Головнева Н.А., Муртазина Э.А. ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25561 (дата обращения: 25.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *