Мария Хайнц | Рубрика: Марафон по методике Селигмана

Последнее время я много писалао жизни в настоящем вне рамок нашего марафона счастья по методике Мартина Селигмана. Однако и он не обошел эту тему стороной. По его мнению, счастье в настоящем сосредоточено вокруг двух явлений: удовольствий и духовного удовлетворения.

Удовольствия

Удовольствия преходящи и почти не затрагивают процессы мышления. Это могут быть телесные удовольствия и более высокие. Телесные удовольствия возникают спонтанно – их определила за нас природа. Все, что помогает человеку существовать и продолжать род,- хорошо и доставляет удовольствие (вкусная еда, приятные запахи, секс и т.д.). Более высокие удовольствия требуют более сложных внешних стимуляторов, они интереснее и разнообразнее обычных физических удовольствий. Высокие удовольствия описываются такими словами: блаженство, экстаз, трепет, эйфория, возбуждение и т.д. Удовольствия скоротечны и могут вызвать привыкание, но, думаю, никто из нас не откажется от них;) Как правильно наслаждаться на телесном уровне, вы можете прочитать в посте «Наслаждаться жизнью правильно».

Духовное удовлетворение

Духовное удовлетворение мы получаем, занимаясь любимым делом. Чем лучше нам удается сконцентрироваться на деле, войти в состояние потока, тем более глубокое духовное удовлетворение мы получаем. Мы забываем о времени, растворяемся в себе, эмоции при этом могут полностью отсутствовать! «Такие впечатления оставляют более глубокий след, чем удовольствия, — пишет Мартин Селигман, — они заставляют нас думать и делать выводу, не так быстро приедаются…» Чем более благой является цель такой деятельности, тем сильнее духовное удовлетворение. Духовное удовлетворение от удовольствия отделяет та же пропасть, которая лежит между жизнью счастливой и жизнью приятной.

Почему люди предпочитают удовольствия духовному удовлетворению?

И все же люди очень часто отдают предпочтение удовольствиям. Причина этого – технический прогресс. Нам не нужно горбатиться на полях, чтобы поесть картошки, не нужно идти за зрелищами в театр и зарабатывать на билет деньги. Достаточно просто включить кнопку телевизора.

Научитесь делать выбор в пользу духовного удовлетворения!

Постоянное предпочтение удовольствия духовному удовлетворению чревато печальными последствиями: плохим настроением, отсутствием энергии, депрессиями. Поэтому, если вы хотите быть счастливым, научите себя делать выбор в пользу духовного удовлетворения. Не сериал посмотреть, а написать пост в блог или почитать полезную книгу.

«Удовольствие – мощный источник мотивации, однако оно не вызывает в нас внутренних перемен, — пишет Михай Чиксентмихайи, — Это сугубо консервативная сила, подталкивающая к удовлетворению сиюминутных потребностей… Духовное удовлетворение, напротив, не всегда приятно, порой связано с сильным стрессом. Так, альпинист может чувствовать себя измученным, полуобмороженным, оказаться на краю бездонной пропасти – и все же он не променяет это состояние ни на что другое».

Вот и я: дописала этот пост, получила духовное удовлетворение, а теперь какой-нибудь фильм посмотрю;)

Ваша Маша

P.S. Если вам для удовольствия или духовного удовлетворения не хватает молодого человека, то на этом блоге о счастье вы узнаете как понравиться парню.

Духовные потребности, или потребности в самореализации, — это стремление к самореализации, выразить через творческую активность все, на что способен человек, осуществить себя .

«Духовная потребность представляет собой не что иное, как определенное состояние сознания и проявляется как осознанное побуждение человека к духовному творчеству, к созданию и потреблению духовных ценностей. Последние же есть воплощение ума и чувств людей» .

А.Г. Здравомыслов выделил несколько аспектов термина «духовные потребности»:

1) стремление к обладанию результатами духовного производства: приобщение к науке, искусству, философской культуре;

2) как формы выражения потребностей материального порядка и социально-классовых отношений в современном обществе;

3) гармоническое развитие личности.

Духовные потребности предстают как внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению. «Духовные потребности людей обусловлены внутренним миром человека, стремлением «уйти в себя», самоуглубиться, сконцентрироваться на том, что не связано с физиологическими и социальными потребностями. Такие потребности побуждают к занятию искусством, культурой, религией не ради удовлетворения физиологических и социальных нужд, а из внутреннего духовного побуждения, из стремления понять высший смысл своего существования» .

Данные потребности характеризуются своей ненасыщаемостью: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. «Духовные потребности имеют принципиально неограниченный характер. Пределов роста потребностей духа не существует. Естественными ограничителями такого роста могут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств, возможности и сила желания человека участвовать в их производстве» .

Признаки духовных потребностей, позволяющие отличить их от материальных:

  1. духовные потребности возникают в сознании;

  2. духовным потребностям присущ относительный характер необходимости, а степень свободы в выборе средств и способов их удовлетворения значительно большая, нежели у материальных;

  3. удовлетворение большинства духовных потребностей связано главным образом со сферой свободного времени;

  4. в духовных потребностях связь между субъектом и объектом характеризуется определенной бескорыстностью;

  5. процесс удовлетворения духовных потребностей безграничен.

Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира. «Чем более цивилизованно развитым является оно, тем заметнее действует закон «возвышения потребностей», т.е. тем важнее для многих людей духовно-культурные ценности их жизни» . В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и самосознания.

Развернутую классификацию духовных потребностей дал Ю.В. Шаров . Среди них он выделил следующие потребности:

  1. потребности трудовой деятельности;

  2. потребности общения;

  3. нравственные потребности;

  4. эстетические потребности;

  5. научно-познавательные потребности;

  6. потребности в укреплении здоровья;

  7. потребности воинского долга.

Важнейшая духовная потребность человека — в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию». А французский мыслитель XVI в. М. Монтень утверждал: «нет стремления более естественного, чем стремление к знанию».

Другая важнейшая духовная потребность — эстетическая. Понятию «эстетические потребности» Шаров дал следующее определение – «потребность в наслаждении прекрасным, в постоянном общении с искусством и самовыражении в нем, в развитии художественного кругозора, эстетического вкуса, художественных способностей, потребности в овладении умениями и навыками художественной деятельности в облюбованных видах искусства, стремлении вносить красоту в окружаюшую жизнь, труд и быт» . Тараткевич М.В. так говорит об эстетической потребности. «Эстетическая потребность – это потребность в ”художественном освоении действительности”. В процессе этого освоения у человека складываются свои нормы и оценки, свое субъективное отношение не только к прекрасному — возвышенному, комическому, трагическому, иронии, юмору, но и к безобразно-низменному, уродливому. А поскольку эстетическое представляет собой единство внешнего и внутреннего, то и соответствующие потребности выступают не только в эстетических оценках всего окружающего – вещей, людей и их действий, но и в стремлении творить по законам красоты» . Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения – все это грани единой эстетической потребности.

Еще одна духовная потребность человека — в общении. » Потребность человека в общении выступает как потребность человека в человеке. С общения начинается процесс узнавания человеком самого себя. В личных контактах формируется весь спектр человеческих эмоций, этических и эстетических представлений и навыков, волевых качеств» . Любовь к человеку, дружба, товарищество – подлинно человеческие потребности. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество — таковы некоторые проявления потребности в общении.

Существенной стороной духовной жизни является процесс удовлетворения духовных потребностей, который называется духовным потреблением. Этот процесс неизменно связан с творческим процессом. «Духовное потребление – всегда творческий процесс, даже если он заключается «лишь» в созерцании, это все равно активный процесс сотворчества. Таким образом, в процессе потребления ценностей культуры человек обогащается духовно, развивается как личность, формирует себя» . В подтверждение сказанному, приведем высказывания Есенкулова Б.А. «В творческой деятельности заключается сущность человеческого способа бытия, результат человеческой свободы, форма самораскрытия, развертывания сущностных сил. Утверждая себя в творчестве, личность удовлетворяет высшие духовные потребности» . «От сознания того, что он творит, человек по-настоящему испытывает духовное наслаждение, удовлетворяя тем самым свои высшие потребности» . «По мере своего интеллектуального развития человек осознает свои потенциальные возможности созидателя, воспринимая культуру как важный фактор активизации его жизнедеятельности» . Возникновение самодвижения потребностей высо­кого духовного порядка, например, потребности в позна­нии, в искусстве, в творчестве, в достижении моральных и общественных ценностей, необходимо для полноценного формирования личности человека. Более того, отсутствие роста этих потребностей, обеспечивающих активное функ­ционирование человеческих способностей, обязательно ведет сначала к застою личности, а затем и к ее распаду. Напротив, при развитии духовных потребностей человека будет решена проблема внутренней стимуляции его актив­ности и непрекращающегося совершенствования его лич­ности. Следовательно, полноценное формирование человече­ской личности решающим образом зависит от того, какие именно по своему содержанию потребности приобретут у него форму самодвижения, и дело воспитания заключается в том, чтобы управлять этим процессом .

Потребителя нужно воспитывать путем систематического приобщения к настоящей духовной культуре, для этого она должна быть доступной и интересной каждому человеку. В том случае, если духовное потребление никем не направляется, человек, ориентируясь на свой вкус, сам выбирает для себя духовные ценности, то такое самостоятельное приобщение находится под влиянием того склада жизни общества, в котором человек живет. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой культуры и т.д.

Будущее нашей страны зависит от того, какой духовно-нравственный фундамент будет сформирован у современной молодежи. «Проблематика духовных потребностей молодежи приобретает особую значимость в условиях социально-экономической и духовной культурной трансформации российского общества, вызванной ситуацией перехода к новому государственному укладу, социальным и гражданским отношениям, сопровождающихся кардинальной переоценкой духовных потребностей» .

«Отечественная система образования подошла к необходимости восстановления, воспроизводства своих социальных и духовно-нравственных функций, которые всегда являлись основным ценностным ориентиром ее развития» .

Литература:

Приятные и хорошие чувства удержать долго невозможно. Они появляются как результат и освобождение от какого-то стесняющего напряжения.
Радость — редко выпадающий успех, свобода от вины.
Радость -ощущение большого душевного удовлетворения. Плодом душевного удовлетворения являются любовь, радость, мир в сердце человека и вера в счастливое будущее.
Человеческое представление о радости заключается в том, чтобы быть счастливым насколько это возможно.
Список самых распространенных источников радости. Это:
* прием пищи;
* межличностные взаимосвязи и любовные отношения;
* физические упражнения и занятия спортом;
* успех и социальное одобрение;
* применение умений;
* музыка, другие виды искусства и религия;
* погода и окружающая природа;
* отдых и релаксация.
Кроме того, радостное событие часто содержит не один из указанных факторов, а несколько.
Все мы радуемся, когда приходит конец скорбям и страданиям. Нам всем дорога неомрачаемая радость в общении с близким, совершенным и благословенным человеком.
Люди, дух которых сломлен и наполнен всевозможными страхами всегда находятся в напряженном состоянии и ощущении ужасающего унижения и отверженности. Хроническое напряжение, ригидность препятствует приятным и хорошим чувствам и ведет к отказу от позитивного самопознания и радости.
А.Лоуэн в своей книге «Радость» пишет, что радость принадлежит к кругу позитивных телесных ощущений; она не является умственным чувством и не присуща разуму. Человек не в состоянии заставить свой разум испытать радость. Чувства подобны погоде, бываю изменчивы. В какой-то момент мы можем быть обозлены, потом полны любви, а ещё позже начать плакать. Подавление чувств влечет за собой снижение жизненной силы, положительного возбуждения.
Но, есть личности не испытывающие опыт переживания радости — это нарциссические индивиды.
Нарциссические индивиды отторгают чувства и не испытывают стыда или вины, они не способны также почувствовать и любовь. Эти индивиды кажутся лишенными всяких запретов и совершенно свободными в своем поведении, но вся эта их свобода — чисто внешняя, а не внутренняя, и она проявляется лишь в действиях и поступках, а не в чувствах. Они проживают жизнь полную коварства, манипулирования и самообмана.
Спасение этих личностей заключается в отказе от собственного эготизма, обязать себя вести моральную жизнь. Человеку предстоит открыть самого себя вместе с психологом-помощником и подвергнуться психологическому консультированию. Такой человек, если решится погрузится в этот темный мир отчаяния, мучения, мании — получит поддержку и поощрение от психолога.
Позитивные эмоции, удовлетворенность жизнью, душевный покой, интерес, восторг, увлеченность, довольство всё это составляющая счастья. Радость и счастье является субъективным показателем, который зависит от внутренних впечатлений, переживаний и ощущений, возникающих вследствие непосредственного знакомства с предметом внутренних изменений со своей жизнью, внутреннего мнения и сложившегося настроения в моменты обращения к данным предметам, людям, явлениям в окружающем мире и своей жизни (М.Аргайл,2003).
Без радости и счастья, интереса — жизнь не является полноценной, так как в них предполагается уверенность человека в достижении её смысла. Радостное эмоциональное состояние и наличие смысла существования рождает позитивную жизненную установку.
Литература:
Лоуэн А. Радость. Минск: «Попурри», 2009.
Радость
МАТЕРИАЛ http://www.psychologos.ru/articles/view/radost
Н.И. Козлов
Радость — жизнь в ощущении «мир прекрасен». Смотри Шкала эмоциональных тонов
Радость -ресурсноеразвлечение. Радость — одна из главных ценностей для ребенка и важный расходный материал для деятеля. По затратам энергии: если стала привычкой — абсолютно незатратное и может быть естественным, фоновым эмоциональным состоянием.
Как узнается радость? Радость не сложно узнать издалека: это улыбка на лице, блеск в глазах и яркость интонаций в голосе. Вы это умеете?00:00
Как делается радость? Самое главное, что радость — делается. Конечно, бывает, что радость приходит к нам сама, и это здорово, но когда она сама прилетать не торопится, бодрые люди умеют создавать ее самостоятельно. Зачем? Потому что с радостью жить веселее. И для того, чтобы было чем порадовать тех, кого мы любим.
Радость, как и любая другая эмоция, делается тремя составляющими:
• Внутренним текстом. «Рад видеть!».
• Рисунком тела. Брови и лоб спокойные, Верхние веки спокойные, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки. У наружного края уголков глаз морщинки — «гусиные лапки». Рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты. От носа к внешнему краю губ тянутся морщинки — носогубные складки.
• Картинкой-ситуацией. Встреча хороших знакомых. Милая беседа в кафешке обо всем на свете.
О радости и людях00:00
00:00
В мышцах плеч находится склад эндорфинов — гормонов радости.
Человека с стабильным радостным фоном называют оптимистом. Этот человек активно и охотно берется за новые дела, весело и бодро работает, обычно вокруг него много людей. Еще бы — ведь так здорово тоже получить кусочек радости, которой он так щедро делится!
Самое интересное: чем больше радости люди дарят, тем больше радости получают в ответ. Ведь чтобы чем-то делиться, у вас этого должно быть очень много!
Для детей радостный эмоциональный фон — скорее норма, а вот для взрослых, то есть для выросших детей, не всегда. Более того, чем больше возраст человека, тем с меньшей радостью он сморит на окружающий мир. И тем больше понимает, что «не пристало нам как маленьким прыгать…», и жизнь-то она штука такая, и не понятно еще что там будет.
Да и вообще. Много радоваться неприлично.И сил требует. Ну его. Дайте телевизор…
А между тем и для взрослых и для детей радостный эмоциональный фон — это показатель душевного здоровья. Это — обязательная норма.
Температура 36’6, эмоциональный фон — радостный.
При этом, жить на позитиве для нас менее привычно, и в это приходится вкладывать силы. Не скупитесь, эти вложения окупятся сполна! Позитивный подход к жизни щадит и укрепляет здоровье и продлевает жизнь.
А есть еще информация, что по полезности 5 минут смеха заменяют 15 минут зарядки, представляете какой КПД?
Так что улыбнитесь хотя бы сейчас. Хоть один раз. А лучше не раз. И не экрану — а милому человеку. Или животному. Или себе в зеркале — на худой конец.
Пусть всегда будет солнце!
Приятно — радость — счастье
Приятное не равно радости, а радость не равна счастью. Это все — разные вещи. Приятное — физиология, радость — психология, а счастье — философия жизни.
Приятно — радость – счастье
Материал Чтобы сильно радоваться, нужно иметь много здоровья.
Приятное и прочие удовольствия не равно радости, а радость не равна счастью. Это все — разные вещи. Приятное — физиология (тело), радость — психология (душа), а счастье — философия жизни (ум).
Радость — жизнь в ощущении «мир прекрасен».
Эмоция радости — меньше, чем счастье, но больше, чем просто ощущение удовольствия. Последнее приносят нам простые чувственные ощущения — например, вкусовые или осязательные. Удовольствие совсем не обязательно сопровождается переживанием радости.
Согласитесь, вкусный ужин доставляет большое удовольствие, но мы редко говорим, что радуемся ему.
Как правило, люди довольно хорошо представляют себе, что именно может принести им удовольствие (и, соответственно, что его не доставляет). Эмоция радости отличается от ощущения удовольствия, в частности, тем, что она гораздо более неуловима: определить, что именно принесет человеку радость, каким-то образом «запланировать» радостное переживание удается далеко не всегда. Когда нам хочется получить удовольствие, мы покупаем себе шоколадку или отправляемся за город, чтобы поваляться на пляже под ласковым солнышком, но, согласитесь, «организовать» радость — задача намного более трудная.
Удовольствие идет к нам от тела, а на свое тело большинство из нас влиять умеет. А свою радость мы делаем себе сами, но только те, кто своими эмоциями владеет, кто хозяин своей душе.
Счастье: стиль жизни или улыбка судьбы? — статья
Автор — Татьяна Сабрекова, Университет практической психологии
«На мгновение толпа от удивления оцепенела.
И сказал он им: «Если человек сказал Богу, что больше всего он желает помочь миру, полному страданий, и неважно какой ценой, и Бог ответил и сказал ему, Что он должен сделать, следует ли ему поступить, как ему было сказано?»
«Конечно, Учитель!» — закричала толпа. «Ему должно быть приятно испытать даже адские муки, если его об этом попросит Господь!»
«И неважно, каковы эти муки и насколько сложна задача?»
«Честь быть повешенным, слава быть распятым и сожженным, если о том попросил Господь,» — сказали они.
«А что вы сделаете», — сказал Мессия толпе, — «если Господь обратится прямо к вам и скажет: Я ПРИКАЗЫВАЮ ТЕБЕ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ В ЭТОМ МИРЕ ДО КОНЦА ТВОЕЙ ЖИЗНИ. Что вы тогда сделаете?»
И толпа стояла в молчании, ни единого голоса, ни единого звука не было слышно на склонах горы и во всей долине, где они стояли».
Р.Бах «Иллюзии»
О счастье было сказано и написано так много. Теперь пришла моя очередь. Я готова сказать свое яркое слово, мотор!
Что такое счастье
Счастье – это когда тебя понимают…(отрывок из школьного сочинения)
Счастье – это просто. Я знаю теперь это. И счастье на самом деле в узнавании его.
Картинка по теме:
Вечер. «Старбакс» на Покровке, мы с подругой готовимся уже выходить в сумеречный вечер. Я задерживаюсь у кружек, выставленных для продажи, я трогаю их керамику, разглядываю рисунки на них, представляю себя, держащую вот такую кружку с крепким, дымящимся кофе…. Улыбаюсь своим мыслям. Счастье. Я вижу девушку, присевшую рядом за столик: у нее на стаканчике кофе маркером написано «Пуся» — так она назвала себя, когда заказывала свое Эспрессо или Капуччино…Забавно. Улыбаюсь и снова Счастье. В ночном клубе О.Г.И. моя любимая группа, и звук их прекрасной акустики льется мне в уши чудодейственным бальзамом, слов почти не слушаю, ловлю только состояние и настроение песни, закрываю глаза. Счастье. И, наконец, вижу молодого человека и девушку, они сидят за столиком, смотрят друг другу в глаза и держаться за руки. А позади их окошко словно лубяное с желтым, матовым светом. Как в сказке, очень красиво. Счастье…
Счастье в изгибах и хитросплетениях судеб, вещей, событий. Как автор, художник, великий комбинатор, можно иронично взглянуть на свою жизнь и подумать, что из этого «добра» можно «приготовить». Слепить, замесить, с

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *