Как и все подсистемы общества, духовная сфера имеет сложную структуру и совпадает с духовной культурой. В этой статье мы кратко расскажем о культурно духовной сфере жизни общества, её формах и институтах. С помощью данного материала можно подготовить дополнительную информацию к уроку, повторить пройденные темы по обществознанию 8 класса.

Формы духовной сферы общества

Взаимоотношения между людьми, касающиеся духовно-нравственной жизни, называют духовной сферой общества. Её значение основано на определении ценностно-нормативной системы, отражающей уровень общественного сознания и интеллектуальный потенциал всего общества в целом.

К формам духовной сферы относятся:

  • мораль;
  • религия;
  • политическое сознание;
  • наука;
  • искусство.

Все перечисленные структурные элементы отличаются содержанием, способом познания и временем возникновения в истории общества.

Самой первой формой общественного сознания является мораль. Именно моральные нормы регулируют и стабилизируют человеческие взаимоотношения.

Последовательность формирования сознания отображает следующая схема: моральное – эстетическое – религиозное – политическое – научное сознание.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Мораль
  • 2. Сферы общественной жизни
  • 3. Образование в жизни человека
  • 4. Социальная сфера общества

Развитие общества предполагает возникновение новых форм сознания.

Переход Российского государства от тоталитарного режима к демократическому государству сопровождается кризисом и в культурно-духовной жизни. А именно перемене ценностей, снижение культуры общества, низкое финансирование культурных объектов.

Структурными элементами духовной подсистемы являются:

  • потребности субъектов общества;
  • культурные ценности;
  • потребление;
  • взаимоотношения между людьми;
  • духовное производство.

Деятельность, направленная на производство, сохранение, обмен, потребление идей, культурных ценностей, называют духовным производством.

Виды духовного производства

  • Культура;

Совокупность материальных и культурных ценностей, способы их создания, возможность использования для развития человека и общества в целом, называют культурой.

Каждый народ имеет свою культуру, так как у каждого своя история, свой путь развития. Духовное и культурное наследие нации порождает национальные традиции.

  • Образование;

Данное понятие включает в себя процесс и результат усвоения субъектом знаний, умений и навыков. С их помощью развивается интеллект, формируются мировоззрение, система ценностей, собственное мнение, познавательный интерес.

Именно образование является главным путём к взрослению, пониманию окружающего мира. Без системы знаний человек не сможет комфортно ощущать себя в социуме, создавать взаимоотношения.

  • Религия;

Является особой формой общественного сознания, которая подразумевает веру в сверхъестественное. Каждый вид религии предусматривает определённые нормы поведения, создания объединённых групп. Церковь является наглядным примером такой организации.

Религия основывается на вере в Бога, понятии о цели и смысле жизни, о добре и зле, о честности и нравственности. Поэтому именно религия является основополагающей в духовной сфере жизни общества.

  • Наука;

Деятельность субъекта, направленная на систематизацию теории и формирование знаний, называют наукой. Без данной формы сознания трудно себе представить развитие цивилизации. Для получения знаний о мире необходимо проводить длительные исследования. В наше время человечество продолжает делать новые открытия.

Что мы узнали?

Духовная сфера жизни общества касается взаимоотношений людей, направленных на формирование духовно-нормативных ценностей. Большое значение в развитии сознания играют институты культуры, науки, образования, религии, искусства.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    Какие взаимоотношения относятся к духовной сфере?

    • Касающиеся нравственности
    • Относящиеся к производству, распределению и обмену материальных благ
    • Бытовые взаимоотношения
    • Направленные на получение и удержание власти

Начать тест(новая вкладка)

Оценка доклада

Урок разработан для учащихся 10-го класса общеобразовательной школы по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова. Базовый уровень.

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Сфокусировать внимание учащихся на новой теме духовной жизни человека и вызвать интерес к изучению нового материала.
  2. Подвести учащихся к пониманию важности значения данной темы в жизни человека и общества.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Образовательная.

  • Познакомиться с духовно-нравственными ориентирами человека и их ролью в жизни общества;
  • узнать чем духовный человек отличается от бездуховного;
  • дать характеристику моральным ценностям;
  • выделить основные типы мировоззрения.

2. Развивающая.

Формировать умения и навыки:

  • высказывать мнение о собственном понимании по данной теме;
  • уметь выделить главное в тексте параграфа, документа и дать свою оценку;
  • использовать информацию, полученную в сети Интернет.

3. Воспитательная.

  • Воспитывать учащихся в духе прекрасного, что возвышает человека;
  • способствовать выбору верных ориентиров в жизни;
  • убедить в необходимости самовоспитания, самосовершенствования.

МЕТОД: ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ.

ОБОРУДОВАНИЕ: МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ УСТАНОВКА, КОМПЬЮТЕР, ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ: ТРИ ПРЕЗЕНТАЦИИ «Духовная жизнь человека» – Приложение 1, «Материальная культура» – Приложение 2, «Духовная культура» – Приложение 3.

Ход урока

СЛАЙД 1.

Тема урока: Духовная жизнь человека.

СЛАЙД 2

Эпиграф к уроку: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (А.П. Чехов)

СЛАЙД 3.

Цель урока: получить представление о многообразии духовной жизни человека и выяснить её роль и значение для общества и каждого человека.

План изучения нового материала:

  1. Духовный мир человека.
  2. Духовные ориентиры личности.
  3. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

СЛАЙД 4.

Обратимся к школьному словарю по обществознанию и познакомимся с определением «духовная жизнь». Духовная жизнь – сфера деятельности человека и общества, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры.

В процессе духовной жизни человек реализует потребности в знании, любви, творчестве, красоте, познавая окружающий мир и самого себя, а также развивая, совершенствуя свою человеческую природу.

Наука, искусство, философия, религия, мораль дают человеку многогранное представление о реальном мире и себе самом.

Рассмотрим, что относится к «духовной культуре».

СЛАЙД 5.

Духовная культура – часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и её результаты.

Духовная культура охватывает нравственность, науку, образование, воспитание, религию, искусство, литературу, право, этику, эстетику.

Духовная культура – это внутреннее богатство сознания, степень развитости человека и общества.

ВОПРОС: Как вы думаете, есть ли связь между духовной и материальной культурой? (обсуждение вопроса)

Действительно: духовная культура тесно связана с материальной, ибо ни один предмет не может быть создан без сочетания действий «мыслящей головы» и «исполняющей руки».

СЛАЙД 6.

ВОПРОС: Как вы думаете, от чего или от кого зависит духовный мир человека? (обсуждение вопроса)

Духовный мир означает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

Рассмотрим на примере таблицы понятия «духовность» и «бездуховность»

СЛАЙД 7.

ДУХОВНОСТЬ БЕЗДУХОВНОСТЬ
Исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека, стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность деятельности людей. Это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. Согласно современным философским взглядам, человек у которого духовная жизнь мало развита – бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.

ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР»; часть 1 (подготовлена учениками класса к новой теме урока по методу опережающего обучения).

СЛАЙД 8.

Переходим ко 2-ому вопросу плана урока.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ДУХОВНЫМИ ОРИЕНТИРАМИ ЛИЧНОСТИ?

МОРАЛЬ – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

ЦЕННОСТИ – это, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.

ИДЕАЛ – это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

СЛАЙД 9.

РАБОТА В ГРУППАХ С МАТЕРИАЛАМИ УЧЕБНИКА

Класс делится на группы, каждая группа получает задание.

  • Выделите основные моральные запреты и требования человека и общества;
  • Определите, какие моральные установки личности сформулировал немецкий философ Иммануил Кант.
  • Перечислите виды ценностей.

СЛАЙД 10.

СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФЫ УТВЕРЖДАЮТ:

Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье, в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии памятников мировой культуры которые на основе самовоспитания позволяют сформировать собственные моральные ценности.

Самовоспитание имеет большое значение в формировании духовной жизни человека. Это самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности.

ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС: ТАК УЖ ЛИ НЕОБХОДИМО ЧЕЛОВЕКУ САМОВОСПИТАНИЕ? ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ? ВЕДЬ У ВАС ТАК МНОГО ВОСПИТАТЕЛЕЙ: РОДИТЕЛИ, УЧИТЕЛЯ… (обсуждение вопроса)

СЛАЙД 11.

Переходим к 3-ему вопросу плана урока.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА?

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

СЛАЙД 12.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

ОБЫДЕННОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ НАУЧНОЕ
Возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, опирается на жизненный опыт, поэтому его ещё называют житейским. Его основой являются религиозные учения, содержащиеся в памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, Талмуд, священные книги буддистов и ряд других. Опирается на достижения науки, включает в себя научную картину мира.

СЛАЙД 13.

Подводим итог изучения 3-его вопроса плана урока.

ВОПРОС: В ЧЁМ СОСТОИТ ЗНАЧЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА? (обсуждение вопроса)

ВЫВОДЫ:

  1. Даёт ориентиры и цели в практической и теоретической деятельности.
  2. Позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает методами познания и деятельности.
  3. Даёт возможность определить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для человека в достижении ориентиров и целей.

СЛАЙД 14.

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ

В учебном пособии представлен отрывок из творческого наследия русского философа С.Н.Булгакова. Читаем документ, разбираем вопросы и задания к документу.

СЛАЙД 15.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ – ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ

  1. Духовная жизнь – это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров.
  2. Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности человека.
  3. Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР»; часть 2 (подготовлена учениками 10 класса по методу опережающего обучения)

Выставление оценок за урок.

Задание на дом.

Духовность индивида как исходная составляющая духовной жизни общества

Духовность индивида в настоящем разделе будет рассматриваться с опорой на положения, развиваемые в теме 4, где анализировался человек как особая форма живой материи, как биофизиологическая и социальная особь (поэтому советуем читающему вспомнить основные положения той темы). Появление духовности индивида обеспечивается наличием в человеке способности отражения. Но что отражает конкретный человек? Ответ на поставленный в такой форме вопрос может быть кратким: «Объективную реальность». Какова же та объективная реальность, которая окружает человека и которая формирует его духовность? И на это ответим кратко: «Объективный природный мир и объективное социальное бытие».

Но описанные выше ясность и краткость, будучи абсолютно истинными, являются вместе с тем крайне абстрактными и потому мало что объясняющими. Причина абстрактности в том, что в жизни нет человека «вообще», а есть конкретные Иваны, Марьи, Смиты и Луизы; одной из особенностей конкретного человека является то, что он живет в конкретной среде, среди конкретных людей, занят конкретным делом. Поэтому конкретный человек имеет соприкосновение не с природой вообще, а с природой данного региона, в котором проживает, с данной рекой, будь то Дон или Волга, с данным лесным массивом. Как видим, над нами только общее небо с его звездами и светилами, а все остальное очень отличительное; поэтому и внутренние впечатления и переживания от окружающей природной среды будут различаться: «кулик» оказывается в окружении «своего» болота. Существенное влияние на духовный настрой индивида оказывает конкретная микросреда, которая его окружает: условия семьи и быта, круг общения, общий микроклимат ближайшего окружения.

Более существенное воздействие на духовный мир индивида оказывает его социальный статус в общей структуре общественных отношений. Кто он? – рабочий госпредприятия или частный предприниматель, госслужащий или работник коммерческого банка, связан с сельским хозяйством, но как? – можно просто работать у фермера или быть самому фермером и т.п. Постовой на улице, вахтер на проходной режимного предприятия, даже студент – все это суть примеры социального статуса.

Духовность, вызываемая социальным статусом личности, играет крайне важную роль в жизни индивида: доволен он своим положением или нет, в состоянии он обеспечить материальное благосостояние семьи или нет, устойчиво ли положение его предприятия в общей структуре рыночной экономики или нет, – эти стороны социального статуса крайне важны для индивида. Кроме этой природно-социальной «конкретики» каждому индивиду далеко не безразличны события, происходящие в обществе и даже во всем мире. Например, теракт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, унесший жизни тысяч невинных людей, отозвался болью в душах миллионов людей во всем мире, а международный терроризм для многих правительств перестал быть чистой абстракцией. Подобной же болью отозвалась в душах миллионов людей, особенно россиян, трагедия с экипажем российской подводной лодки «Курск».

В одинаковой степени духовность индивида испытывает воздействие не только событий трагедийных, но и радостных. Так, урожай зерновых 2001 года позволил России избежать необходимости экспорта зерна из-за границы и, кроме того, вселил надежду на возможность поставки российского зерна на мировой рынок. В такой же степени каждого россиянина радует наметившийся рост валового национального продукта, выход из депрессии оборонных отраслей промышленности, активная позиция России на международной арене, ее реальный возврат в число ведущих мировых держав, с которой другие державы теперь стараются разговаривать «на равных». Подобный рост авторитета в мире вызывает гордость в душе каждого россиянина, вселяет уверенность в будущем России. Здесь объективный процесс хода истории «эхом» отзывается в душе каждого конкретного индивида, которому небезразличны судьбы Родины.

Серьезным элементом духовности индивида является степень его приобщения к научным знаниям, достижениям мировой и отечественной культуры. В этой связи укажем на то, что даже самый ленивый школьник из курса средней школы выносит умение читать и писать, знание элементарной математики, общее представление о виднейших представителях мировой культуры, знание основ естественных наук, получает определенную «обтесанность» своего мышления. А если это школьник со средней подготовкой, то у него уже имеется определенная база знаний для поступления в высшее учебное заведение. Школа для юноши или девушки – это основа становления его будущей духовности. Вот какова в общих чертах «объективная реальность», которая противостоит индивиду и которая отражается в его сознании, формируя в итоге как само сознание, так и духовную составляющую индивидуального бытия. Следовательно, индивид в полном смысле слова оказывается «зеркалом и эхом всей Вселенной», его духовность предельно широка; перечисляя то, что отражает человек, здесь легче перечислить то, чего он не отражает.

В духовном мире индивида отражается целый мир, большой и малый, важный и не очень, что-то постоянное и одновременно преходящее. Однако будет неверным представлять духовность индивида непрерывно текучей, неустойчивой. Из всего многообразия мыслей, знаний, представлений и эмоций в духовности сохраняется неизменным то, что делает индивида определенной социальной личностью, что постоянно сопровождает его бытие, при всех перипетиях течения этого индивидуального бытия. Здесь мы подходим к анализу того мира индивидуальной духовности, который обуславливается социальным статусом, общественным положением данной личности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Духовная жизнь – сфера деятельности человека и общества, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры.
В процессе духовной жизни человек реализует потребности в знании, любви, творчестве, красоте, познавая окружающий мир и самого себя, а также развивая, совершенствуя свою человеческую природу.
Наука, искусство, философия, религия, мораль дают человеку многогранное представление о реальном мире и себе самом.
В индивидуальной человеческой жизни духовные ценности выполняют ориентирующую и направляющую роль. Благодаря ценностям люди могут отличать важное от незначительного.
Ценностями люди считают то, что они ставят выше сиюминутных радостей и удовольствий, что придает смысл и значение их существованию. В реальной, практической жизни духовные ценности являются не в виде абстрактных идей, а в виде конкретных, чувственно осязаемых символов, например образов любимых литературных героев, поэтических строк и картин, гениальных изобретений и научных открытий. Общаясь с символами, люди общаются с ценностями.
Обращение к духовным ценностям делает человека самостоятельным и последовательным в действиях, независимым от случайных оценок, предвзятых мнений. Наверное, вам приходилось встречать таких людей. Они не только много читают, увлекаются искусством, наукой, политикой, но и воспринимают все это глубоко осмысленно, лично. С ними интересно общаться. О таких людях говорят, что они обладают богатым духовным миром. С другой стороны, человек, не соотносящий себя ни с какими духовными ценностями, способен жить только сегодняшним днем. Его судьба зависит от прихоти случая и расхожих мнений, собственных пристрастий и капризов, и в целом его жизнь представляется бессмысленной.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *