§ 11. Средневековая церковь и духовенство

Христианская церковь в жизни средневекового общества

В Средние века большинство европейских стран были христианскими. Христианство было тем, что связывало страны Европы, даже враждовавшие между собой. Общим для их населения был взгляд на мир, единые правила поведения.

Христианский священник

Христианская церковь помогала светским правителям регулировать сложные отношения между людьми, заботилась о больных, стариках и сиротах, открывала школы. Священники крестили детей, венчали молодожёнов, отпевали покойников. Будучи людьми образованными, они часто занимали важные посты при дворах европейских правителей и давали советы императорам, королям, герцогам.

Церковь старалась, чтобы усобицы между феодалами не наносили другим людям слишком большого вреда. Она требовала от феодалов заключать «Божий мир» – соглашение о правилах ведения войны. Воинам запрещалось нападать на безоружных людей: священников, женщин, крестьян; воевать от заката дня в среду до восхода в понедельник и в дни церковных праздников. Таким образом, для ведения военных действий оставалось только сто дней в году.

Вспомните, какую роль сыграла церковь в становлении средневековой культуры.

Раскол христианской церкви

В течение нескольких веков христианская церковь вырабатывала своё учение и правила богослужения. Между сторонниками различных точек зрения часто вспыхивали споры. Важную роль в выработке учения христианской церкви имели собрания всех церковных руководителей – Вселенские соборы. На них в IV веке был принят Символ веры – краткое изложение христианского учения.

Римский папа. Средневековый рисунок

С IX века усилились разногласия между христианами Византийской империи и стран Западной Европы. Западная церковь внесла изменения в Символ веры, в то время как византийские христиане продолжали почитать его в неизменном виде. Но главной причиной противоречий стало различие взглядов на роль римского папы в жизни церкви. На Западе папу называли главой всех христиан, считая, что его авторитет выше решений Вселенских соборов. Византийцы не признавали власти папы над собой, полагая, что решения одного человека не могут быть выше постановлений соборов.

Константинопольский патриарх

Противоречия обострились, и в 1054 году произошёл раскол единой прежде церкви на православную (восточную) во главе с константинопольским патриархом и католическую (западную), подчинявшуюся римскому папе. Так возникли два христианских мира – православный и католический.

Различия между двумя ветвями христианства со временем усилились. Папу римского поддерживали короли государств, созданных на землях Западной Римской империи. Они нуждались в поддержке церкви, имевшей большое влияние на верующих. Со временем папы стали претендовать не только на духовную власть в церкви, но и на господство над всеми королями и императорами. В отличие от них, патриархи Византии обладали лишь духовной властью. Они зависели от могущественных императоров, хотя и имели огромное влияние в империи. Противоречия между двумя центрами христианства усугублялись и различиями в богослужении.

Духовенство – первое сословие средневекового общества

Христиане полагали, что спасение души верующего возможно только через церковь. Поэтому не случайно первым из сословий средневекового общества было духовенство. К христианским священникам относились с почтением, так как их обязанностью было молиться за души всех христиан. Они не платили податей, сама же церковь содержалась за счёт церковной десятины – десятой части доходов, которую должно было выплачивать всё население страны.

Считалось, что церковь и духовенство являются посредниками между Богом и человеком, а спастись от адских мучений человек сможет, только если во всём будет следовать наставлениям священников. Священники отличались от остальных христиан – мирян. Согласно христианскому учению, они обладали особым качеством, божественной силой – благодатью, которая чудесным образом передавалась от Иисуса Христа через его учеников-апостолов священникам. Для того чтобы стать священником, человек должен был пройти особый обряд посвящения и дать обет. Благодаря этому духовенство имело право проводить богослужение, исповедовать, отпускать грехи мирянам, крестить детей, причащать умирающих. Во всех католических странах богослужение проходило единообразно на латинском языке в одно и то же время, по единому календарю.

Средневековое духовенство делилось на чёрное и белое. Чёрным духовенством считались монахи, отказавшиеся от соблазнов обыденной жизни и ушедшие от мира для уединённой молитвы. Белым духовенством называли священников, служивших в своих приходах и не дававших монашеского обета. В католической церкви, в отличие от православной, как чёрному, так и белому духовенству были запрещены браки.

Архиепископ Кёльна с изображениями построенных им церквей

Организация христианской церкви подчинялась строгой иерархии. Во главе католической церкви стоял римский папа, которого считали наместником Иисуса Христана Земле. Папа был ещё и светским владыкой, управляя расположенной в центре Италии Папской областью. Он назначал своих помощников – кардиналов, собрание которых в случае его смерти выбирало нового папу из своей среды. Во главе крупных церковных округов, включавших в себя иногда целые страны, стояли епископы и архиепископы (старшие епископы), назначавшиеся папой. В Средние века епископы были ещё и крупными феодалами, владевшими большими участками земли. В знак их светской власти епископы получали от светского владыки посох и кольцо и приносили ему вассальную клятву. Епископам подчинялись священники, служившие в приходах. На низшей ступени сословия духовенства располагались диаконы. Они помогали священникам проводить службу, читали молитвы, были учителями в церковных школах.

Церковная иерархия

Монашество

Монахи появились ещё в первые века христианства. Сначала они жили в одиночестве, уходя подальше от людей в пустынную местность. Затем стали появляться монастыри. В католической церкви особо почитался Бенедикт Нурсийский, живший в конце V–VI веке. Он был автором «Правил жизни монашеской», которые приняли многие монастыри на Западе. «Правила» требовали от монахов отказаться от всего имущества и вести аскетический образ жизни; проводить свои дни в молитвах, физическом труде, переписке книг. Монахи должны были строго следовать правилам жизни монашеского ордена, беспрекословно подчиняться начальству.

Проповедь в монастыре. Средневековая миниатюра

Средневековый монастырь представлял собой замкнутый мир, отгороженный от всего света. Монахам было запрещено покидать монастырь, всё необходимое для жизни они должны были производить внутри него. Во главе монастыря стоял аббат (от латинского слова, означающего «отец»), которого избирали сами монахи. Монахами могли стать люди из всех сословий, но аббатами чаще всего становились люди знатного происхождения.

К XI веку среди монахов появлялись состоятельные люди; церковные должности, даже самые высокие, продавались и покупались, на обширных монастырских землях работали зависимые крестьяне. Светские правители – короли и императоры беззастенчиво вмешивались в дела церкви. Да и само духовенство больше заботилось о приобретении богатства, чем о душах христиан. В католических храмах стала продаваться особая грамота – индульгенция. Купив её, любой грешник мог получить отпущение грехов. Богатство и роскошь католического духовенства вызывали недовольство населения. Авторитет церкви стал падать.

Почему стал падать авторитет католической церкви?

Нищенствующие ордена

Чтобы поднять пошатнувшийся авторитет церкви и восстановить прежние монашеские идеалы, подвижники церкви в XI–XII веках создали новые ордена – францисканцев и доминиканцев. Основателем первого был Франциск Ассизский (1182–1226). Он происходил из семьи богатого торговца, но, услышав призыв Бога, роздал своё имущество бедным, чтобы подобно Иисусу Христу и его апостолам проповедовать Слово Божие в Италии и других странах. Франциск и его единомышленники посвящали своё время уходу за больными и помощи слабым.

Франциск Ассизский, лечащий больных. Средневековый рисунок

Последователи Франциска – францисканцы – проповедовали христианское учение во многих странах мира, обратив в христианскую веру многие тысячи людей.

Другим орденом, члены которого, так же как и францисканцы, отказывались от своего имущества, был доминиканский. Его основателем стал испанский монах Доминик (1170–1224) – знаток христианского учения и яростный противник всяческих отступлений от католицизма. Доминиканцы славились как учёные люди и искусные проповедники христианского учения.

Доминиканцы и францисканцы не жили постоянно в монастырях, а проповедовали идеалы христианства среди мирян. Они называли себя нищенствующими монахами. Они действительно не имели имущества, и их проповеди были ближе и понятнее крестьянам и горожанам, чем слова богатых епископов и священников.

Еретики и их учения

В Средние века не было человека, который не верил бы в Бога. Однако вера не всегда означала согласие с учением церкви. Люди, сомневавшиеся в её правоте, появились ещё в первые века христианства. Они отрицали правильность Символа веры, признанного церковью, и проповедовали своё учение. Этих несогласных называли еретиками (греч. – «отступники»), а их учения – ересью.

Внутренний вид католического храма в Италии

Среди еретиков было много жителей городов. Горожане были более образованны, чем сельские жители, они чаще путешествовали, общались с разными людьми. Это заставляло их задумываться над вопросами устройства мира, отношений между человеком и Богом. Ответы на эти вопросы, полученные в церкви, где подчас служили малограмотные священники, не могли удовлетворить людей. Самим же мирянам католическая церковь запрещала читать Библию, опасаясь неверного её толкования. Поэтому большинство верующих оставались невежественными в вопросах религии.

Против церкви выступали также обездоленные бедняки и крестьяне, мечтавшие избавиться от гнёта феодалов. Выражая недовольство господством католической церкви, они протестовали и против порядков в обществе, которые защищало духовенство. Большинство еретиков осуждали неправедно нажитые богатства, призывали к полному отказу от всякой собственности. Только бедный человек, по их мнению, мог спасти свою душу.

Католический крест

Богатству церкви завидовали и феодалы. Всё шире среди европейцев распространялось мнение, что поведение священников совсем не похоже на простую и праведную жизнь Иисуса Христа, его апостолов и первых христиан. Выступая против пороков церкви, еретики-проповедники отрицали или искажали и само христианское учение. Их учения христианская церковь объявляла вне закона и вела с ними беспощадную борьбу.

Движение альбигойцев

Еретические движения иногда охватывали целые области. Так, в XI – начале XIII века под властью еретиков находилась Южная Франция. Здесь еретическое движение зародилось в городе Альби, поэтому его участников называли альбигойцами. Существование на Земле зла они объясняли тем, что творцом материального мира был не Бог, а дьявол. Поэтому, полагали альбигойцы, материальный мир должен быть уничтожен, а католическая церковь ликвидирована. Спастись смогут лишь те, у кого чистая душа. Таковыми они считали только себя, называясь катарами, то есть «чистыми». Чтобы достичь «совершенной» жизни, как понимали её еретики, следовало отказаться от всех удовольствий и радостей. Самые ревностные катары даже не заводили семьи.

Каковы были взгляды альбигойцев?

Среди альбигойцев было много горожан и крестьян. Поддержали альбигойцев и крупные феодалы юга Франции. Они присоединили к своим владениям значительные земли, принадлежавшие церкви, и перестали платить церковную десятину.

Развалины замка Монсегюр

В 1209 году по призыву папы Иннокентия III феодалы севера Франции и других стран выступили в поход против еретиков. Начались жестокие альбигойские войны. Участникам похода церковь прощала все грехи и запрещала требовать с них долги. Огнём и мечом прошлись рыцари по городам и сёлам Южной Франции. Не зная пощады, уничтожали они всех, кого подозревали в ереси. Последняя твердыня альбигойцев – замок Монсегюр пал в 1244 году. Земли Южной Франции были отданы феодалам – участникам похода.

Борьба церкви с еретиками

Католическая церковь не могла смириться с распространением ересей. Заподозренных в ереси или неподчинении церковным властям отлучали от церкви. Для верующего человека это была страшная кара. Душа его была обречена на гибель и оказывалась во власти дьявола. Наказанию подвергались иногда целые страны: здесь по приказу папы прекращалось богослужение, запрещалось крестить детей, венчать молодожёнов, отпевать и хоронить умерших. Церковь могла также освободить от присяги верности вассалов сеньора, выступившего против веры или церкви.

Монахи доминиканского ордена. Средневековый рисунок

Борьбу с ересями возглавил доминиканский орден. Доминиканцы подчёркивали свою верность папскому престолу, по созвучию слов называя себя «псы Господни» (по-латыни «Домини конес»).

Там, где не удавалось справиться с ересями уговорами и проповедями, католическая церковь не стеснялась применять силу. После разгрома альбигойцев для разоблачения и расправ над еретиками папа учредил инквизицию, руководство которой было поручено доминиканцам. Для выявления еретиков использовались слежка и доносы. Тот, кто попадал в руки инквизиции, уже не мог быть оправдан. Любыми средствами – изнуряющими допросами, жестокими пытками – судьи добивались от него признания.

Сожжение еретика. Средневековый рисунок

Следствие было тайным. Подсудимый даже не видел лиц своих судей, скрытых тёмными капюшонами. На раскаявшихся еретиков накладывали церковное покаяние или заключали в тюрьму. Такой человек терял всё своё состояние и должен был при стечении народа признать свою вину. Упорствующих в ереси сжигали на костре.

Подведём итоги

Пережив гибель Римской империи, христианская религия стала духовной основой средневекового европейского общества, а христианское духовенство на протяжении всего Средневековья оставалось самым влиятельным сословием. Но из-за недовольства царившими в обществе порядками и пороков, существовавших внутри христианской церкви, возникли ереси. Несмотря на стремление церкви уничтожить ереси, они существовали в течение всего периода средневековой истории Европы.

Духовенство – служители церкви.

Обет – религиозная клятва, обещание не заводить семью и полностью посвятить себя служению Богу.

Иерархия – лестница соподчинённых церковных или светских должностей.

Аскет– человек, ведущий суровый образ жизни, отказывающийся от удобств и наслаждений ради духовного совершенствования.

Монашеский орден – объединение монастырей с одинаковыми правилами жизни и порядками.

Ересь – «отступление от истинной веры», учение, противоречащее вероучению господствующей церкви.

Инквизиция – суд католической церкви, занимавшийся преследованием еретиков.

«Подчинение всякой твари человеческой римскому первосвященнику есть непременное условие спасения».

Римский папа Бонифаций VIII о роли пап

Вопросы

1. В чём состояла роль христианской церкви в средневековом европейском обществе?

2. Когда и почему произошёл раскол христианской церкви? Каковы были различия между православной и католической церковью?

3. Что такое церковная иерархия? Как управлялась католическая церковь?

4. Расскажите, на какие группы делилось средневековое духовенство. Чем эти группы отличались друг от друга?

5. Что такое монашеские ордена и для чего они были созданы?

6. Каковы причины возникновения ересей? Почему многие ереси возникали в городах?

7. Какими способами католическая церковь боролась с ересями?

Задания

1. Используя материалы параграфа, дайте характеристику духовенства как сословия средневекового общества по следующему плану:

I. Объясните, что такое сословие.

II. Опишите условия жизни представителей данного сословия (одежда, пища, жилище).

III. Назовите его основные занятия и орудия труда.

IV. Определите, находилась ли в распоряжении данного сословия какая-либо собственность.

V. Укажите, каково было участие представителей данного сословия в управлении страной.

VI. Сделайте вывод о том, какое место занимало данное сословие в средневековом обществе (какую роль оно играло в хозяйственной, политической или культурной жизни страны).

2*. Почему для борьбы с еретиками католическая церковь создала именно нищенствующие монашеские ордена?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

В октябрьском номере газеты «Крестовский мост» опубликован рассказ духовника священнослужителей города Москвы, настоятеля храма святителя Николая Мирликийского в Кленниках протоиерея Николая Важнова о его непростых годах взросления в эпоху атеизма.

Обойти советскую власть помог игумен

Я родился в верующей семье. Моя бабушка Дуня пела на клиросе. У нее был редкий голос — тенор, который обычно бывает у мужчин. Мамочка моя тоже пела в храме. У папы не было музыкального слуха, он работал столяром, и почти все киоты для икон в нашем храме им сделаны.

Жили мы в глухой деревне в Тверской области. И до ближайшего храма было 7 километров. А до нашего духовника — игумена Никона (Степанова) — еще больше. Сначала ехали 30 километров на пригородном поезде, затем 12 километров пешком.

Батюшка был очень почитаем, к нему приезжало много людей из разных городов. Некоторые даже продавали свои квартиры и покупали в этом селе дома, чтобы жить рядом с ним.

Его мудростью я и в семинарию поступил. В те времена строго следили, чтобы молодые люди не вздумали пойти в семинарию. А чтобы молодежь удержать на селе, не выдавали паспорт.

Мой папа держал кроликов, выделывал их шкурки и шил шапки, шубы. Отец Никон посоветовал мне сказать председателю нашего сельсовета — эту должность занимала очень милая женщина, — что мой отец может для нее что-то сшить. Она так обрадовалась: «Ой, а мне шубка нужна, я так мерзну». И папа сшил ей кроличью шубу. Принимая ее, она спросила, чем может отблагодарить. Папа ответил: «Если бы посодействовали, чтобы моему сыну выправить паспорт». Так я получил паспорт.

Апостолы тоже были рыбаками

Документы для поступления в семинарию нельзя было отправить по почте: все проверялось. Батюшка тогда уже был немолодым, но он прошел вместе со мной 12 километров пешком до пригородного поезда, вместе доехали до Бологого, подождали поезд из Ленинграда в Москву, нашли почтовый вагон, батюшка сам опустил письмо с моими документами в специальную прорезь для писем и благословил: «Поезжайте с Богом». Так поехало мое письмо без всяких проверок. А через какое-то время мне пришел из семинарии вызов на экзамены.

Моя крестная Тася привезла меня в семинарию в Троице-Сергиеву лавру, и я увидел, что на одно место пять человек претендуют. «Куда тебе, все умные, грамотные, а ты деревенский… Поехали обратно», — сокрушалась Тася. А я думал: «Раз приехали, надо поступать».

Тогда в лавре служил старенький иеромонах Зосима. Он шел по лаврской площади, и моя крестная к нему подбежала: «Ой, батюшка, помолитесь, крестника Коленьку привезла поступать, а как ему, деревенскому, экзамены выдержать». Он ей: «Вон апостолы рыбаками были и весь мир просветили». И, получив такое благословение отца Зосимы, я с первого раза поступил.

Когда приехал выписываться из деревни, чтобы получить временную прописку в Загорске, такой шум поднялся: кто выдал паспорт, кто характеристику написал в школе?! Председателя сельсовета сняли с должности. Маму с папой сколько раз вызывали в органы, а мне даже угрожали, что убьют.

Как я оказался в женском монастыре

Отучившись в семинарии и в академии, я начал свое служение с иподиаконства у Патриарха Пимена. В Богоявленском соборе Святейший рукоположил меня в диакона и поставил служить в храм Илии Пророка в Обыденском переулке. В этом храме я прослужил более 12 лет — сначала диаконом, потом священником. Приход был интересный. Много старой интеллигенции, среди которой встречались представители княжеских и боярских родов — Голицыны, Трубецкие.

Долгие десятилетия в Ильинском храме хранилась святыня разоренного большевиками, находящегося по соседству Зачатьевского монастыря — икона Божией Матери «Милостивая». И в начале 1990-х по благословению Патриарха Алексия II в стенах монастыря было создано сестричество в честь иконы Божией Матери «Милостивая», куда вошли некоторые прихожанки Ильинского храма.

Наш приход много делал для того, чтобы эта обитель возродилась. И вот, когда мы добились того, чтобы нам отдали монастырь и освободили надвратный храм, я был поставлен туда в качестве настоятеля. Потом, когда эта община переросла в женский монастырь, я стал старшим священником и прослужил там 20 лет.

Моего первого духовника убили

Сегодня я служу в храме святителя Николая Чудотворца в Кленниках, являюсь его настоятелем. Это старинный московский храм, где некогда служил святой праведный Алексий Мечев. Прихожу в храм и ставлю праведному Алексию свечу, прошу благословения. И чувствую его помощь.

Моего первого духовника, отца Никона, убил какой-то пьяный — так бил батюшку по голове, что в области виска откололась косточка и впилась в головной мозг. Он умер у меня на руках. А ту косточку извлекли и отдали мне. Я положил ее в ковчежец со святой землей из Иерусалима, и теперь батюшка всегда со мной. И я каждый день молюсь этим двум старцам, их молитвами и живу.

Елена Алексеева

«Крестовский мост»

Московская епархия (городская)

Описание:

Правящим архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области, является Святейший Патриарх Московский и всея Руси (Устав Русской Православной Церкви, гл. IV, п. 9).

Епархиальный совет

Отделы и комиссии при Епархиальном совете

Викариатства и благочиния

Кафедральные соборы

  • Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя
  • Богоявленский кафедральный собор

Монастыри на территории г. Москвы

  • Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
  • Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
  • Богородице-Рождественский cтавропигиальный женский монастырь
  • Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
  • Данилов ставропигиальный мужской монастырь
  • Донской ставропигиальный мужской монастырь
  • Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
  • Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
  • Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
  • Марфо-Мариинская обитель милосердия
  • Новодевичий женский монастырь
  • Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
  • Покровский ставропигиальный женский монастырь
  • Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
  • Троице-Одигитриева Зосимова пустынь

Статистические данные (на 20 декабря 2019 г.)

Общее количество храмов и часовен в епархии города Москвы ― 1198. В частности, из них:

  • кремлевских соборов — 6,
  • кафедральных соборов — 2,
  • приходских храмов — 304,
  • крестильных храмов — 33,
  • надвратных храмов — 5,
  • часовен приходских — 66,
  • храмов Патриарших подворий — 125,
  • часовен Патриарших подворий — 2,
  • храмов при представительствах Православных Церквей — 12,
  • часовен при представительствах Православных Церквей — 2,
  • временных храмов (в том числе по программе строительства) — 118,
  • временных часовен — 7,
  • монастырских храмов в монастырях, расположенных в границах города Москвы — 54,
  • монастырских часовен — 11,
  • храмов монастырских подворий — 13,
  • часовен монастырских подворий — 1,
  • храмов при синодальных учреждениях — 20,
  • часовен при синодальных учреждениях — 4,
  • храмов при светских учреждениях — 208,
  • часовен при светских учреждениях — 28,
  • храмов в стадии строительства (в том числе по программе строительства) — 159,
  • часовен в стадии строительства — 2.

Еще 16 храмов не переданы полностью Церкви, но из них при 6 храмах созданы общины и ведутся регулярные богослужения.

В 526 московских храмах богослужение совершается не реже одного раза в неделю.

Московское духовенство объединяет 33 архиерея, 1372 священника и 421 диакона — всего 1826 клириков.

Число ставропигиальных обителей остается неизменным: 15 мужских монастырей и 18 женских, с 1051 насельником и 995 насельницами (включая послушников и послушниц).

***

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (20 декабря 2019 г.)

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (21 декабря 2018 г.)

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (21 декабря 2017 г.)

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (22 декабря 2016 г.)

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (21 декабря 2015 г.)

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (23 декабря 2014 г.)

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (20 декабря 2013 г.)

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (28 декабря 2012 г.)

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (23 декабря 2011 г.)

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (22 декабря 2010 г.)

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (23 декабря 2009 г.)

Протокол Епархиального собрания г. Москвы 12 декабря 2008 г.

***

Постановления Епархиального собрания г. Москвы от 20 декабря 2019 г.

Постановления Епархиального собрания г. Москвы от 21 декабря 2018 г.

Постановления Епархиального собрания г. Москвы от 21 декабря 2017 г.

Постановления Епархиального собрания г. Москвы от 22 декабря 2016 г.

Постановления Епархиального собрания г. Москвы от 21 декабря 2015 г.

Постановления Епархиального собрания г. Москвы от 23 декабря 2014 г.

Постановления Епархиального собрания г. Москвы 20 декабря 2013 г.

Постановления Епархиального собрания г. Москвы от 28 декабря 2012 г.

Постановления Епархиального собрания г. Москвы от 23 декабря 2011 г.

Постановления Епархиального собрания г. Москвы от 22 декабря 2010 г.

Постановления Епархиального собрания г. Москвы от 23 декабря 2009 г.

Страна: Россия Город: Москва Адрес: 119034, г. Москва, Чистый переулок, 5 Телефон: (495) 637-28-40 (дежурный), 637-26-68 (канцелярия) Факс: (495) 637-28-40 Web-сайт: http://moseparh.ru E-mail: mge@patriarchia.ru Викарий Патриарха Московского и всея Руси: Леонид, епископ Можайский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Толмачев Денис Владимирович) Секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве: Владимир Диваков, протопресвитер Викарий Патриарха Московского и всея Руси: Иринарх, епископ Красногорский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Грезин Владимир Кузьмич) Панкратий, епископ Троицкий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Жердев Владислав Петрович) Порфирий, епископ Одинцовский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Шутов Владимир Викторович) Савва, епископ Зеленоградский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Тутунов Сергей Андреевич) Серафим, епископ Истринский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Амельченков Владимир Леонидович) Алексий, епископ Солнечногорский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Поликарпов Анатолий Степанович) Матфей, архиепископ Егорьевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Копылов Константин Иванович) Фома, епископ Павлово-Посадский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Мосолов Николай Владимирович) Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Шатов Аркадий Викторович) Николай, епископ Балашихинский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Погребняк Святослав Владимирович) Феофилакт, епископ Дмитровский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Моисеев Николай Алексеевич) Первый викарий Патриарха Московского и всея Руси: Дионисий, митрополит Воскресенский, управляющий делами Московской Патриархии (Порубай Петр Николаевич) Викарий Патриарха Московского и всея Руси: Феодорит, епископ Звенигородский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Тихонов Михаил Анатольевич) Евгений, епископ Бронницкий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Кульберг Алексей Сергеевич) Фома, епископ Сергиево-Посадский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Демчук Вадим Борисович) Парамон, епископ Наро-Фоминский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Голубка Федор Михайлович) Феогност, архиепископ Каширский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Гузиков Феогност Михайлович) Стефан, епископ Клинский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Привалов Сергей Владимирович)

С начала пандемии коронавируса инфекция была обнаружена уже у 18 священников Московской епархии. Об этом сообщили в рабочей группе при патриархе Кирилле.

Заразившиеся были из храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьино, храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском, храма прп. Симеона Столпника за Яузой, храма св. ап. Андрея Первозванного в Метрогородке и не только.

«Прихожанам этих святынь при необходимости быть внимательными к своему здоровью и самоизолироваться», — добавили в группе.

Как уточнили в группе, еще у 21 священнослужителя и монашествующих выявлены симптомы коронавирусной инфекции, однако диагноз «коронавирус» не подтвержден.

Подробности о состоянии инфицированных священнослужителей не приводятся.

В России на сегодняшний день более 18,3 тыс. зараженны вирусом COVID-19, выздоровели 1470 человек, а умерли — 148.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

— В РПЦ рассказали как освятить куличи самостоятельно

— Коронавирус выявлен у восьми священников Московской епархии

— Массовой встречи благодатного огня в Москве не состоится из-за коронавируса

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *