Атаман – глава казачьего объединения

Барщина – все виды принудительных работ, выполняемые зависимыми крестьянами на феодала, прежде всего на господской земле в течение нескольких дней в неделю.

Баскаки – представители ордынского хана на Руси , которые осуществляли контроль за действиями князей и ведали сбором дани.

«Белые слободы» — городские поселения, освобождённые от государственных

повинностей.

Бобыли – представители бедного слоя крестьянского сословия, не имеющие двора и лично-зависимые.

Бортничество – сбор мёда диких пчёл у древних славян

Бояре – в Киевской Руси старшие дружинники князя, помогавшие ему управлять

государством. С 15 века бояре – высший чин среди служилых людей.

Боярин — представитель высшего слоя общества на Руси в XI-XVII вв. Изначально бояре были вассалами князей, обязанными служить в их войсках, но впоследствии сделались самостоятельной политической силой в ряде русских княжеств. В XIV в. делились на бояр введенных (ближайшие советники князя) и бояр путных (возглавлявших отдельные отрасли управления). С конца XV в. звание боярина стало высшим думным чином, его носители принимали непосредственное участие в управлении государством наряду с монархом.

Боярская Дума – высший совет при князе на Руси (1547 года при царе).

Братчина – древнерусское застолье.

Былина – произведения устного народного творчества в Древней Руси, основанные на реальных событиях. Рассказывают о подвигах русских богатырей.

Варяги – так в Древней Руси называли норманнов (викингов), выходцев из Скандинавии, участников грабительских походов.

Великий князь – первоначально титул киевского князя, позже глава великого княжества на Руси.

Великое переселение народов – эпоха грандиозных этнических перемещений на

протяжении 4-7 веков н.э.,составной частью которых явилось расселение славян.

Вервь – община свободных крестьян («веревка» — с её помощью определялись границы между общинами).

Вече – в Древней Руси – народное собрание у восточных славян, на котором решения принимались большинством голосов. В Новгородской и Псковской республиках вечу принадлежала высшая законодательная и судебная власть. Собиралось на специально отведенных местах; решения принимались большинством присутствовавших. Атрибутами веча были вечевой колокол и специальная трибуна.

Византия — средневековое государство от названия г. Византий, на месте которого

император Римской империи Константин I Великий (306-337) основал Константинополь и перенес сюда из Рима столицу. Существовала до середины XV в., когда была уничтожена турками-османами; до конца XII в. это было могущественное, богатейшее государство, игравшее огромную роль в политической жизни Европы и стран Ближнего Востока.

Викинги — скандинавские мореплаватели средневековья, предки современных шведов, норвежцев, датчан и исландцев. В VIII-XI вв. их опустошительные набеги приводили к разорению целых областей европейских стран. В Англии викингов называли датчанами, в других странах Западной Европы — норманнами, на Руси — варягами.

Вира – денежный штраф в пользу князя в Древнерусском государстве, налагавшийся за убийство свободного человека.

Воевода – военачальник в Древней Руси. Впоследствии (с конца XV в.) воеводы

назначались командующими основными полками в составе московского войска. В XVI-XVIII вв. воеводы также стояли во главе местного управления в Русском государстве (были царскими наместниками в городах). Имели в своих руках всю полноту административной и военной исполнительной власти в городе и уезде (в XVIII в. — в провинции).

Воеводство – территориальная единица княжества Литвы. Воевода – глава воеводства.

Волхв — языческий жрец, служитель культа в Древней Руси; человек, за которым

признавались сверхъестественные способности, кудесник, колдун. Согласно языческим верованиям, волхвы могли предсказывать будущее, узнавая волю богов, и творить чудеса. С введением христианства стали считаться противниками государственной власти, возглавляли ряд социальных выступлений.

Вотчина – феодально-земельное владение, передававшееся по наследству.

Гетман – глава литовской армии.

Глаголица – одна из первых славянских азбук, по предположению, созданная славянским просветителем Кириллом. В отличие от кириллицы не получила широкого распространения.

Голова – военачальник, ниже, чем воевода.

Городище – остатки древнего укреплённого поселения или города.

Гости – купцы, занимавшиеся междугородней и международной торговлей.

Грамота – письменный документ.

Греческий огонь – горящая смесь из смолы и других горючих веществ, способная гореть даже на вода.

Гривна – самая крупная денежная единица древней Руси в московской Руси – 10 копеек или 20 денег.

Дань – натуральный или денежный сбор с побеждённых в пользу победителя, а также одна из форм налога с подданных.

Дворяне – феодальное служилое сословие, которое владело землёй на условии

обязательного несения воинской службы без права продажи своей земельной собственности, которая являлась вознаграждением за эту службу.-+—

Дворянство — привилегированное сословие светских землевладельцев и государственных служащих. В XIII-XIV вв. термин обозначал лиц, обязанных князьям военной службой и исполнением поручений. С XV в. дворяне наделялись землей и сливались с основной массой феодалов. В XVI-XVII вв. существовали московские и выборные (городовые) дворяне, с начала XVIII в. окончательно сложилось единое дворянское сословие. Обязательность службы, введенная при Петре I, была отменена манифестом 1762 г., права и привилегии дворянского

сословия юридически закреплены при Екатерине II в ходе губернской реформы 1775 г. и в Жалованной грамоте 1785 г.

Денежный оброк – форма платежа крестьянина феодалу в виде денег.

Десятина (церковная)– одна десятая часть урожая или иных доходов, отдаваемая

населением на содержание церкви.

Десятина – русская мера площади земли, равная 1,0925 га.

Дети боярские – небогатые дворяне.

Династический брак – брак между представителями правящих в разных странах династий с целью укрепления союза между государствами.

Династия – ряд правителей, последовательно сменявших друг друга по принципу родства и традиции престолонаследия.

Домен княжеский – комплекс земель, населённых людьми, принадлежащих

непосредственно главе государства, главе династии.

Дружина – отряд воинов, объединявшихся вокруг вождя. В Древнеё Руси – вооружённый конный отряд при князе, участвовавший в военных походах, управлении княжеством, а такжеличным хозяйством князя.

Дьяк – с 15 по 18 века должностное лицо (чиновник): управляющий делами приказа, письмоводитель, начальник канцелярии разных ведомств. Дьяки составляли верхушку слоя бюрократии («приказных людей») в Московском государстве, во второй половине XVI в. появляется чин думного дьяка. На них возлагались обязанности ведения текущего делопроизводства в центральных учреждениях, а также при воеводах на местах. Дьяки были, в основном, выходцами из недворянских слоев общества, хотя в XVII в. в составе приказной бюрократии появились и представители титулованной аристократии.

Дьякон – низший чин православной церкви, помощник священника.

Ересь – религиозное учение, вступающее в противоречие с официальным вероучением.

Житие – произведение, жизнеописание духовного или светского лица, как правило, причисленного христианской церковью к лику святых.

Жито – хлеб.

Житница – склад для хранения зерна.

Заповедные лета – годы, в которые запрещался переход крестьян от одного владельца к другому («заповедь” – запрет). Первоначально были введены Иваном IV в 1581 г. и планировались как временная мера. Однако потом неоднократно продлевались

Закупы – те крестьяне и общинники, которые становились зависимыми, взяв в долг «купу» (ссуду).

Залежная система земледелия – примитивная система хозяйствования, при которой траву на участке выжигали и удобренную землю использовали до полного истощения, после этого участок оставляли на 2-4 года до восстановления травяного покрова.

Земский собор – высший законосовещательный орган власти в России в XVI-XVII вв. Первый Земский собор созван в 1549 г. В дальнейшем соборы созывались вплоть до конца XVII в. по инициативе царя. В состав участников Земского собора входили представители всех основных сословий: бояре (в составе Боярской Думы), духовенство («Освященный собор”), дворяне, горожане и даже черносошные крестьяне. Земские соборы собирались нерегулярно и для решения важнейших государственных дел (избрание нового царя, важнейшие реформы внутри страны, вопросы внешней политики). Время действия Земских собор связывают со временем существования сословно-представительной монархии в России.

Зодчество – так называлось на Руси строительное искусство.

Золотая Орда – монголо-татарское государство, основано в начале 40-х гг. XIII в. ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили территории Западной Сибири, Северного Хорезма, Волжской Болгарии, Северного Кавказа, Крыма, восточная часть Казахстана. В вассальной зависимости от Золотой Орды находились русские княжества. Столицы: Сарай-Бату, с первой половины XIV в. – Сарай-Берке (Нижнее Поволжье). В XV в. распалась на Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское и др. ханства

Игумен – глава (настоятель) русского православного мужского монастыря.

Идол – изображение божества, которому поклонялись язычники, выполненное чаще всего из камня или дерева.

Икона – живописное изображение бога или святых в православном христианстве.

Иконопись – церковная живопись.

Индоевропейская группа народов – это обобщающее понятие для племён из

индоевропейской языковой семьи и имеющих на ранней стадии своего развития общие корни (англичане, немцы, французы, греки, иранцы, армяне, ирландцы)

Иноки – монахи.

Избранная рада – круг приближенных царя Ивана IV Васильевича, фактически неофициальное правительство России в 50-х гг. XVI в. Активные члены Избранной рады: протопоп Сильвестр, А. Ф. Адашев, князь А. М. Курбский, И. М. Висковатый, митрополит Макарий. «Рада” – польский термин, происходит от немецкого rat – «совет”. Термин «рада” впервые употреблен А. М. Курбским, писавшим свое сочинение в Литве, куда он бежал в 1564 г.

Каган – титул главы государства у древних тюркских (кочевых, племенных) народов, наряду с титулом — князь у восточных славян.

Каганат – государство тюркоязычных племён, во главе которого стоит каган.

Казаки – вольные жители окраин Российского государства, несшие военную службу, а также занимавшиеся земледелием, охотой, а иногда и разбоем.

Киевская Русь – так в историографии принято называть Древнерусское государство середины 9 — начала 12 веков.

Кириллица – древнеславянская азбука, созданная в 9 веке православными миссионерами братьями Кириллом и Мефодием. На её основе возник русский алфавит.

Крестово-купольный храм – тип христианского храма, возникший в средневековой архитектуре Византии. Купол или барабан опирается на 4 столба в центре здания, расчленяющие внутреннее пространство храм

Князь – военный вождь у восточных славян, позже глава государства Древней Руси.

Кормление – территория и система содержания бояр-наместников за счёт поборов с местного населения.

Кормленщик — представитель местной княжеской администрации XIII-XV вв., которого население обязано было содержать («кормить») в течение всего периода службы. В города и волости князья посылали бояр в качестве наместников, предоставляя им также право сбора пошлин в свою пользу. Произвол и злоупотребления кормленщиков привели к необходимости

регламентировать их доходы специальными грамотами. В результате земской реформы 1555-1556 гг. система кормлений была ликвидирована, а сборы на содержание кормленщиков правительство преобразовало в особый налог в пользу казны.

Кремль – (детинец) центральная укреплённая часть древнерусских городов, обнесённая крепостными стенами с башнями.

Крепостное право – такие общественные порядки, при которых владелец земли имел право на принудительный труд, имущество и личность прикреплённых к его земле и принадлежащих ему крестьян.

Крепостные крестьяне – земледельцы, прикреплённые к земле и определенному

помещику, считались его личной собственностью, подлежащей купле-продаже и даже лишению жизни.

Крепость – письменный документ на владение крестьянином, холопом, имуществом.

Крестьяне – (от слова «христиане») – в 13-14 веках название сельских и городских

жителей, а с 15 века – обобщённое название только сельских жителей в отличие от прежнего деления (люди, смерды).

Куны – деньги в Киевской Руси, равные 1/50 гривны.

Купа — в Древней Руси денежная или натуральная ссуда, выданная кому-либо в долг ростовщиком или землевладельцем, на том условии, что для ее возврата должник («закуп») на какое-то время попадает в зависимость от своего кредитора и работает в его хозяйстве, выполняет различные поручения и т. д. В случае неуплаты долга заимодавец имел право сделать несостоятельного должника своим холопом.

Курултай – собрание монгольской знати и военачальников при хане.

Ладья — быстроходная однодеревка, лодка из выскобленных стволов огромных деревьев, с веслами или под парусами, рассчитанная на несколько сот пудов груза или экипаж в 40-50 человек.

«Ледовое побоище» — разгром немецких рыцарей на льду Чудского озера в 1242 году новгородскими дружинниками во главе с князем Александром Невским.

Летописный свод – собрание летописей.

Летопись – древнерусские исторические произведения, в которых события описываются по годам (летам).

«Люди» — свободные крестьяне-общинники.

Местничество – порядок назначений на должность по знатности рода и давности службы великому князю.

Митрополит (греч. mitropolitis — человек из главного города) — один из высших чинов христианской церковной иерархии. С конца X в. и до учреждения патриаршества митрополит возглавлял церковную организацию на Руси. В церкви Византийской империи термин означал епископа столичного города той или иной провинции. До середины XV в. Русская митрополия являлась одной из провинций Константинопольской патриархии.

Мозаика – изображения, составленные из разноцветных кусочков стекла или камешков. Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления и государство, во главе которого стоит одно лицо (монарх), власть которого передается по наследству. Монархия может быть абсолютной, и тогда она сливается с самодержавием, но может быть и конституционной, парламентской.

Монастырь — религиозная община, живущая обособленно по единым правилам (уставу) и ведущая свое хозяйство. Крупнейшие монастыри на Руси назывались лаврами. Монастыри владели землями и крепостными крестьянами. В начале XVI в. на почве отношения к монастырскому имуществу в русской православной церкви произошел раскол на иосифлян и нестяжателей. В 1764 г. при Екатерине II была осуществлена секуляризация (конфискация) церковных земель.

Монгольская империя — государство на территории Евразии, сложившееся в XIII в. В результате завоевательных походов его основателя Чингисхана в состав империи вошли Северный Китай, Средняя Азия, большая часть Ирана и Кавказа. При его потомках завоевания продолжались (поход Бату-хана на Русь и в Восточную Европу, захват Китая Хубилаем), но одновременно начался распад империи на несколько самостоятельных государств, одним из которых стала Золотая Орда.

«Москва – III Рим» — теория, созданная игуменом Псковского Елеазарова монастыря Филофеем в начале 16 века, в которой утверждалось, что центр мирового христианства после падения Византийской империи переместился в Москву, т.к. Россия осталась единственным независимым православным государством, гарантом сохранения истинной христианской веры.

Налоги – установленные государством обязательные платежи, взимаемые с населения.

Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором продукты труда производились для удовлетворения собственных потребностей, а не для продажи на рынке.

Натуральный оброк – платежи крестьян в пользу феодала в виде натуральных продуктов.

Наместник – на Руси X-XVI вв. должностное лицо, возглавлявшее местное управление. Назначался князем. В XIV-XV вв. получал кормление. Должность наместника упразднена с отменой кормлений в 1555-1556 г.

Норманнская теория – возникшее во второй четверти 18 века направление в русской и зарубежной историографии, сторонники которого ставили в заслугу норманнам (варягам) создание государства у восточных славян.

Оброк – форма платежа зависимого крестьянина феодалу за пользование землёй в виде денег (денежный) или натуральных продуктов (натуральный).

Огнищанин – управляющий вотчиной (огнище – очаг).

Окольничий — второй (после боярина) по значимости думный чин (Боярская Дума) в Русском государстве XV-XVII вв. Наряду с боярами, окольничие с конца XV в. входят в состав Думы и Государева двора, позднее возглавляют приказы и отдельные отрасли государственного управления. Чин окольничего давался вначале младшим представителям знатных княжеских и боярских родов, но со второй половины XVI в. его получают и дворяне.

Орда – форма сообщества кочевых народов, объединявшая несколько родов.

«Ордынский выход» — дань Золотой Орде, которую собирали баскаки при помощи

вооружённых отрядов.

Отроки – младшие дружинники, сопровождавшие князя.

Отчина – наследственное владение князей.

Паны – богатые литовские землевладельцы.

Пергамен – материал для письма, изготавливавшийся из кожи домашних животных – мелкого и крупного рогатого скота.

Племя – несколько родов, проживающих вместе на одной территории, говорящих на одном языке и связанных общими обычаями, единым вождем, традициями и религиозным культом.

«Погосты» — определённые места, куда в указанный срок должна была свозиться дань (налог). А так же название административных единиц, с которых взимался определённый размер налога.

Подсечная система земледелия – примитивная система хозяйствования, при которой на участке леса деревья подрубали и оставляли сохнуть на корню, а затем выкорчёвывали и сжигали. Участок использовался до полного истощения, а потом расчищали новый. Требовала коллективного ведения хозяйства всем родом и даже племенем.

Пожилое – денежный сбор с крестьян при их переходе от одного владельца к другому, установленный Судебником 1497 года.

Полюдье– объезд князем и дружиной подвластных ему территорий (племен) с целью сбора дани (9-10 века).

Поместье – форма феодального землевладения в России в XIV-XVII вв., базировавшаяся на условном праве распоряжения собственностью. Поместья давались их владельцам (дворянам) на условии несения военной службы в пользу сюзерена — сначала великого князя, затем царя. В условное владение на поместном праве получали земли, в основном, дворяне и дети боярские, составлявшие конное ополчение в русской армии того времени. К началу XVIII в. правовой статус поместья сливается с вотчиной, так что их владельцы приобретают все права безусловного распоряжения собственностью.

Помещики – новый вид дворян, возникающий в 13-14 веках — княжеские дворяне,

наделяемые землёй (поместьем) на определённых условиях (чаще всего на условии несения военной службы).

Посад — торгово-ремесленная часть русского города, населенная купцами и мастеровыми. Как правило, жители городов находились под управлением княжеского наместника и несли повинности в пользу государственной казны. Борьба за ликвидацию внутри посадов частных земельных владений и дворов, принадлежавших крупным феодалам, завершилась в XVII в. с принятием Соборного Уложения.

Посадник – выборное должностное лицо в древнерусских городах республиках (Новгород, Псков), глава исполнительной власти, городского управления. Назначался князем или избирался на вече.

Постриг – пострижение в монахи (иноки).

Политическая (феодальная) раздробленность – этап в истории средневековых европейских государств, когда они были разделены на феодальные владения и собственник каждого из них сам издавал законы, судил, собирал налоги, содержал свою армию, а центральный правитель не имел реальной власти.

Православие — одно из и главных направлений в христианстве, возникшее с разделением в 395 г. Римской Империи на Западную и Восточную. Окончательно сложилось в 1054 году.

Привилегии – особые права или преимущества.

Присваивающее хозяйство – такое хозяйство, при котором человек ничего не производит сам, его кормит природа. Он занимается собирательством и охотой.

Производящее хозяйство – такое хозяйство, при котором человек сам разводит скот, обрабатывает землю, выращивает урожай, т.е. сам кормит себя.

Путь из «варяг в греки» — основной торговый путь, проходивший по территории

Киевской Руси, который до 12 века связывал напрямую страны Западной Европы с Востоком.

Рада – совет высшей знати при великом князе литовском, а также народное собрание в Литве и Польше.

Рать – русское войско.

Резиденция – местопребывание высокопоставленного лица.

Ремесло – производство различных товаров ремесленниками – мастерами.

Республика – форма государственного правления, при которой верховная власть

принадлежит избранным населением представителям.

Род – группа кровных родственников в первобытном обществе.

Родовая община – объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на

общности имущества и труда. Объединение родственных семей

«Русская правда» — первый писаный свод законов в Киевской Руси.

Ряд – договор, соглашение в Древней Руси.

Рядовичи – лица, служившие феодалам по договору (ряду), близки к закупам.

Скоропись – самый быстрый тип письма, при котором буквы выходят за край строчки, много сокращений слов.

Слобода – населённая людьми (ремесленниками) сходных профессий часть города, чаще всего на окраине, жители которой освобождались от государственных повинностей (белые слободы). Черные слободы не освобождались от тягла.

Смерды – крестьяне-общинники в Древней Руси, зависимые от князя.(Затем свободные и лично зависимые).

Собор – главный храм города, в котором богослужение совершают высшие духовные лица.

Соседская община – объединение людей, основанное на общности хозяйственных

интересов.

Сословие – группа людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Сотни – купеческие объединения (корпорации).

Сруб – дом, построенный из бревен.

Стан – лагерь.

Станица – казачий лагерь.

Старейшина – выборный глава общины, который обеспечивал порядок и справедливое распределение в рамках рода или племени.

«Стояние на Угре» — длительное противостояние монгольских и русских дружин у р. Угра в 1480 году, закончившееся бегством хана Ахмата и его войск. Это знаменовала освобождение Руси от монголо-татарского ига.

Стрельцы – в Русском государстве XVI – начала XVIII вв. служилые люди, составлявшие постоянное войско; пехота, вооружённая огнестрельным оружием. Изначально набирались из свободного сельского и городского населения, затем их служба стала пожизненной и наследственной. Получали жалованье деньгами, хлебом, иногда землёй. Жили слободами и имели семьи, занимались также ремёслами и торговлей. Стрельцы были активными участниками Московского восстания 1682 и стрелецкого восстания 1698. Стрелецкое войско упразднено Петром I в связи с созданием регулярной русской армии.

Стоглавый собор – церковный собор с участием Ивана IV в 1551 г. Был созван по инициативе светской власти. Унифицировал церковные обряды, объявил всех местночтимых русских святых общечтимыми, предписал создание училищ для подготовки священнослужителей, регламентировал нормы поведения духовенства, запретил монастырям основывать слободы в городах, установил неподсудность духовенства светскому суду и неприкосновенность церковного имущества.

Судебник – свод законов единого Российского государства, принятый великим князем московским Иваном III Васильевичем в 1497. Были установлены единые нормы суда для всей территории страны. 57-я статья Судебника вводила ограничение на крестьянский переход: крестьяне могли уходить от своих владельцев раз в году – неделю до и после осеннего Юрьева дня (26 ноября). При этом обязательна была выплата «пожилого” – единовременного платежа за проживание на земле феодала. Судебник также ограничил источники холопства. Судебник Ивана IV (1550 г.) подтвердил ограничение крестьянского перехода, ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных государственных судебных органов.

Таможенный сбор (пошлина) – плата, собираемая государством за провоз через границу иностранных товаров.

Темник – глава монгольского тумена.

Тиун – слуга, управлявший боярским или княжеским хозяйством. Помощник огнищанина.

Торг – центральная площадь древнерусского города.

Трехполье — система ведения хозяйства в средневековой Руси, когда пашня делилась на три участка, из которых ежегодно засевался только один (по очереди), а два других оставались нетронутыми, дабы восстановить плодородие почвы. Применялась с XIII в., стала господствующей в стране с XV в. и сохраняла свое значение в крестьянском хозяйстве вплоть до конца XVIII в. один засевался весной – яровыми, другой – осенью – озимыми, третий – под паром.

Троичность божества (Троица) – христианский догмат, утверждающий, будто единый бог существует в трёх лицах: Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа святого.

Тумен — одно из боевых подразделений в составе монгольской армии XIII в.,

Тысяцкий – в Новгороде был ближайшим помощником посадника, ведал вопросами торговли и налогов. Также – это выборный руководитель городского ополчения.

Тысяча – городское ополчение.

Тягло – совокупность всех денежных и натуральных повинностей крестьян и посадских людей в пользу государства, отсюда «тяглые крестьяне» — «черносошные» и частновладельческие, платившие государственные налоги и несшие повинности в пользу государства (участие в различных общественных работах).

Удел – земля, часть государства, которую князь выделял своим сыновьям или

родственникам.

Удельный период Руси – эпоха раздробленности, когда владения князей стали

обособляться от единого Киевского государства.

Уезды – территориальные единицы, на которые делилось русское государство в 16 веке. Они делились на станы и волости.

Улус – в переводе с монгольского – владение. Самоуправляющееся владение

Монгольского государства. Русь была улусом хана Золотой орды, а русские князья, таким образом, являлись вассалами хана.

Уния (лат. unio — единение, союз) — объединение двух монархических государств общим монархом или объединение церквей.

«Уроки» — ведённые княгиней Ольгой размеры налогообложения (дани).

Усобицы (междоусобицы) – войны между князьями за великокняжеский престол.

Устав – древнейший тип письма на Руси. Тщательное неторопливое письмо.

Феодалы – в Средние века земельные собственники, получившие землю в наследственное владение от князя на условиях несения службы у него.

Феодальная раздробленность – период в истории феодализма, закономерный процесс обособления отдельных земель во главе с князьями, претендующими на политическую самостоятельность. При этом власть верховного правителя значительно ослабевала.

Хан – предводитель племени у некоторых восточных народов в средние века, в частности у монголо-татар.

Холопы – категория зависимого населения на Руси, близкая по своему правовому

положению к рабам.

Хоромы – жилой деревянный дом, часто из отдельных строений, соединённых сенями и переходами; жилище князей и бояр.

Царь – в России в 1547-1721 годах официальный титул главы государства.

Челядь – домашние: женщины, дети, слуги, рабы.

Черносошные крестьяне – лично-свободные крестьяне, находящиеся в собственности государства.

«Чёрные» люди – общее название городского и сельского населения в 12-17 веках,

нёсшего тягло в пользу государства.

Шапка Мономаха – великокняжеский головной убор.

Шляхта – служилые землевладельцы Польши и Великого княжества Литовского.

«Юрьев день» — единый срок (неделя до 26 ноября и неделя после) перехода крестьян от одного владельца к другому, установленный Судебником 1497 года.

Языковая семья – объединение родственных языков.

Язычество — религиозные верования, для которых характерно многобожие (политеизм) и обожествление предметов и животных (фетишизм и тотемизм). За природой, космосом признается судьбоносная, творческая сила. Боги олицетворяют силы природы или какие-либо занятия человека.

Ярлык – ханская грамота на княжение, дававшая право русским князьям властвовать в своих землях. Также – это ханская грамота церковным иерархам на определенные права.

Ярмарка – периодически организуемые (1-2 раза в году) в одном установленном месте торги.

Ясак – натуральный налог с народов Севера и Сибири, состоял главным образом из пушнины, поэтому население (так называемые «инородцы»), облагаемое подобным налогом, получило название «ясачных» людей. В XVII в. они стали лично свободными.

УДК 2: 947.07 / 08 (471.324) ББК 86: 63.3 (2) 5

ПОЛОЖЕНИЕ БЕЛОГО И ЧЕРНОГО ДУХОВЕНСТВА В ГУБЕРНИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ В XIX — НАЧАЛЕ XX ВВ.

Б.А. Ершов1

Воронежский государственный технический университет, 394026, г. Воронеж, Московский пр., 14.

Рассматривается положение белого и черного духовенства в социальной структуре российского общества в губерниях Центрального Черноземья в XIX — начале XX вв. Показано, что специфика мироощущения представителей духовного сословия и его высокий социальный статус находили своё отражение в культовой деятельности. Только священник мог совершать отпущение грехов и другие таинства над всеми прихожанами, которые были перед ним равны, независимо от их сословия и материального положения. Библиогр. 11 назв.

Ключевые слова: духовенство; церковь; епархия; сан; иерархия.

STATUS OF WHITE AND BLACK CLERGY IN PROVINCES OF CENTRAL CHERNOZEM REGION IN XIX — EARLY XX CENTURIES B.A. Ershov

Voronezh State Technical University. 14, Moskovsky Av., Voronezh, 394026.

Key words: clergy; church; diocese; dignity; hierarchy.

История развития белого и черного духовенства в XIX — начале XX вв. является важнейшей составной частью не только церковной, но и социальной истории России. Не случайно этот вопрос привлекает внимание как историков, так и представителей других гуманитарных наук. К числу актуальных задач отечественной исторической науки относятся: всесторонний анализ особенностей формирования духовного сословия; эволюции черного и белого духовенства; изучение исторической роли и места приходского духовенства в социальной структуре российского общества, характере взаимоотношений церковного причта со своими прихожанами и, наконец, особой культуры и менталитета высших и низших иерархов русской православной церкви. По мере расширения церкви, по мере того, как появились люди, предпочитавшие семейной жизни монашескую, стали складываться разные типы христианской жизни. Появилось разделение духовенства на «белое» и «черное». Черное духовенство -это монахи, уходящие от «мира» и земных соблазнов, живущие в монастырях, полностью посвятившие свою жизнь служению Богу. В XIX веке «черное» духовенство было тем привилегированным слоем клира, для которого в силу целибата (обета безбрачия) был открыт и проложен путь к почестям высших званий. В России законом 16 апреля 1869 года рукоположение целибат-ных священников было узаконено только после 40 лет.

Целибат вносил с собой ряд теневых сторон в жизнь духовенства. Здесь приходится указать и на некоторые иные психологические отрицательные стороны целибата. Целибатный священник легче поддавался искушению эгоизма и некоторой «засушенно-сти»; у него не было опыта семейной жизни, что мешало ему в пастырствовании; у него легко развивался комплекс заброшенности, одиночества, меланхолии, подчас и уныния; лишение семейного уюта и неведение родственных привязанностей в близкой среде приводило нередко к комплексу «нераспечатанных отцовских чувств». Нормой оставалась все же возможность священнику, не связанному обетами монашества, вступить до рукоположения в канонический брак. Черное духовенство делилось на пять степеней, или санов. Высшие — митрополит и архиепископ, к ним следовало обращаться «ваше высокопреосвященство»; затем епископ — «ваше преосвященство». Всем трем высшим санам принадлежал также общий титул — «владыко». Более низшие степени черного духовенства — архимандрит и игумен (возглавлявший монастырь), к ним обращались «ваше высокопреподобие». Игуменьей, то есть настоятельницей женского монастыря, могла быть женщина, а вот в белое духовенство женщины не допускались.

К белому духовенству принадлежали священники, живущие «в миру», среди людей, имеющие семью,

1 Ершов Богдан Анатольевич, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории и политологии, тел.: (4732) 247122, 89192430634, e-mail: ershovbogdan@rambler.ru

детей. Белое духовенство также делилось на пять санов. Это протопресвитер, протоиерей (обращение -ваше высокопреподобие), иерей, протодиакон и диакон (ваше преподобие). Помимо понятия «священнослужители» в литературе можно встретить и термин «церковнослужители». К церковнослужителям относились причетники, псаломщики. Их задача состояла в помощи священнику во время богослужения. В сан их не рукополагали.

Для того, чтобы стать священнослужителем и получить иерархическое звание в церкви, нужно было пройти особый акт: рукоположение (или хиротонию) от епископа. Рукоположение в сан давало ряд личных привилегий: личная неприкосновенность, ограждаемая особо строгими наказаниями, как каноническими (церковными) так и уголовными; привилегированная подсудность. Этот термин подразумевал под собой подсудность духовенства исключительно церковной власти по любому гражданскому или уголовному делу, свободу от личных и некоторых имущественных повинностей. Таким образом, духовенство было привилегированным сословием, высокий социальный статус которого нашёл свое отражение в законодательстве Российской империи. Однако священный сан давал его владельцу не только привилегии, он возлагал на его обладателя и серьёзную ответственность, и довольно значительные обязанности в богослужебной жизни.

Само богослужение русской православной церкви разделено на три круга: суточный, недельный и годовой. К суточному кругу богослужения относятся девять служб, которые священнослужитель должен проводить каждый день: — Девятый час, Вечерня, Повечерие, Полуношница, Утреня, Первый час, Третий час, Шестой час и Божественная Литургия. На практике Повечерие и Полуношница совершались лишь в монастырях. Необходимо учесть, что церковный день начинается с вечера. В приходских храмах вечером совершались: Девятый час, Вечерня, Утреня и Первый час, а утром следующего дня служились Третий и Шестой часы, а также Божественная Литургия.

Помимо вышеуказанных каждодневных служб, совершались особые службы так называемого «Недельного круга Богослужений». Он имел в своей основе поминовение церковью особых церковных дат. В воскресенье проходило богослужение в честь Воскресенья Христова, в понедельник — в честь Святых Ангелов, вторник — в честь Святого Иоанна Предтечи, среда и пятница — в честь Иоанна Крестителя, в четверг -богослужение в честь Святого Николая. В субботу совершалась молитва об упокоении всех усопших. Ко всему вышеуказанному следует прибавить и богослужения в честь больших праздников.

Иерархия православной церкви именовалась «трехчинной», потому что она состояла из трех основных ступеней: диаконата, священства и архиерейства. Представители «белого» и «черного» духовенства имели свои структуры почетных титулов, которые присваивались за «выслугу лет» или за особые заслуги перед церковью. Примером может служить грамота Федора Логинова от 1874 года. Грамота была состав-

лена Тихоном — епископом Воронежским и Елецким. Дана она была иерею Федору Логинову в связи с тем, что он поистине все время отдавал себя церковному таинству, за что был повышен в сане . Черное духовенство (монашествующее) имело свою внутреннюю иерархию, состоящую из трех степеней (принадлежность к ним обычно не зависела от принадлежности к той или иной собственно иерархической степени): иночество (рясофор), монашество (малая схима, малый ангельский образ) и схима (великая схима, великий ангельский образ). Большинство монашествующих принадлежало ко второй степени — к собственно монашеству, или малой схиме. Получить рукоположение в архиерейский сан могли только те монашествующие, которые имели именно эту степень. К названию сана монашествующих, принявших великую схиму, прибавлялась частица «схи» (например, «схиигумен» или «схимитрополит») . К низшей ступени церковной иерархии относился пономарь, прислужник в церкви, не имеющий духовного сана. В его обязанность входило зажигание свечей, подготовка кадила, бой в колокола, чтение вслух молитв, что делалось им обычно формально. Рознь «белых» и «черных» священников начиналась в области бытовой и житейской, от самого начала уже окрашивалась чувствами личной обиды и несправедливого предпочтения. Перейти из белого в черное духовенство могли только неженатые, вдовцы и разведенные, приняв монашеский постриг. При этом слагались все церковные награды. Наибольшую часть белого духовенства составляло духовенство епархиальное. Получение мест здесь покоилось, как и в предыдущий период, первоначально на выборном начале — признанное духовным регламентом, оно получило там только одно ограничение, а именно, в праве епископа перед поставлением испытывать ставленника и определять его годность к месту. Однако постепенно, по мере усиления бюрократизации церкви и все большему включению ее составной частью в государственный аппарат, выборное начало упраздняется, ослабленное малым интересом к нему самого приходского населения, и заменяется уже сугубо епископским назначением. Всего в России к концу XIX века, по свидетельству историка и общественно-политического деятеля П.Н. Милюкова, лиц духовного звания было 137178 человек . Духовенство осознавало себя пастырями и учителями, ведущими всех «мирян» к спасению, в царство Божье. Подобная вера в своё высокое предназначение была «краеугольным камнем» менталитета лиц духовного звания.

Специфика мироощущения представителей духовного сословия и его высокий социальный статус находили своё отражение в культовой деятельности. Только священник мог совершать отпущение грехов и другие таинства над всеми прихожанами, которые были перед ним равны, независимо от их сословия и материального положения, в церкви или в момент совершения таинств.

Многие священнослужители в XIX веке обращались за советом о церковном одеянии в Воронежскую духовную консисторию. Дьякон Васильевской церкви Дмитрий Алехин просил разрешения надевать скуфью

черного цвета при богослужениях на открытом воздухе. Воронежская духовная консистория постановила: объявить дьякону Алехину, что черная скуфья должна одеваться только вне церкви при богослужениях, похоронах и притом в холодное ненастное время . Поскольку черное духовенство в качестве отрекшихся от мира монахов не имело потомства, либо прекращало всякие гражданские связи с детьми, родителями и всеми родственниками, говорить о духовенстве как о сословной группе, интересной для историков-религоведов, можно, прежде всего, применительно к белому духовенству. Средствами содержания белого духовенства служили: 1) казенное жалованье — заграничное духовенство, придворное, военное морское и часть приходского; 2) земельные наделы — от 33 до 99 десятин на причт, кроме усадеб, каковые земли не подлежали никаким налогам и могли быть отчуждаемы не иначе, как с высочайшего соизволения; 3) добровольные подаяния, частью деньгами, а часто — в сельских приходах — хлебом и разными естественными продуктами.

Трения между белым и черным духовенством особенно обострились с появлением пресловутого академического монашества. Это были выпускники духовных академий, принимавшие монашеский постриг еще в стенах академии или вскоре после ее окончания. Естественно, при исключительно монашеском епископате монашеский постриг при дипломе об окончании академии открывал максимальные возможности духовной карьеры. Поэтому многие «академические монахи», принимая постриг, руководствовались карьерными соображениями, и дальнейший образ их жизни не имел ничего общего с иночеством. Естественно, что такая обстановка огорчала тех их бывших однокурсников, которые были слишком честны и нравственны, чтобы ради карьеры вступать на этот псевдо-монашеский путь.

При монашеском постриге приносились три основных обета — безбрачия, послушания и нестяжания (т. е. отречения от всяческой собственности), а также присваивалось новое имя в знак начала новой жизни. Последний обет носил личный характер, не распространяясь на сами монашеские общины, могущие иметь в своей собственности различное имущество, однако все три правомочия собственника были ограничены здесь особым назначением имущества, т. е. собственность в данном случае носила целевой характер и могла быть использована исключительно для целей, согласных со священным чином и назначением монашества. Русские государственные законы XIX века устанавливали особые правила вступления в монашество, отличные от канонов вселенской церкви. В первую очередь эти особые правила касались возраста, достаточного для принятия пострига, и гражданских обязанностей постригающихся. Для мужчин он был установлен в 30 лет, а для женщин — в 40 (ст. 344 т. IX Свода законов Российской империи). Внутри-причтовая возрастная дифференциация была одним из факторов, влиявших на положительный или отрицательный микроклимат внутри такого коллектива, как церковный причт. В некоторых случаях этот фактор

становился определяющим в отношении священника и диакона. Хотя следует заметить, что всё же данный фактор, всегда выступал в комплексе с другими (характер членов причта, их наклонности, привычки, сложившиеся внутрипричтовые связи). Влияние возраста больше заметно в отношениях: священник (молодой) — диакон (старый) или священник (старый) — псаломщик (молодой).

Возраст принимающих ту или иную степень церковного посвящения, определялся церковными правилами следующим образом: 25-летний возраст для посвящения в сан диакона и 30-летний возраст — в сан иерея. Сравнивая возраст посвящения в сан для духовенства Кирсановского округа 1836 года и 3-го Тамбовского округа за 1911 год, мы обнаруживаем, что как в начале XIX века, так и в начале XX века возрастной ценз не был решающим фактором при посвящении. И хотя в 1836 году всё же стремились соблюсти каноническую норму (число близких к 30-ти годам при посвящении — 11, а в 1911 году — 8), но общепризнанная норма для посвящения в священнический сан на практике равнялась 25-ти годам . Также нужно отметить, что существовали причины, по которым в 1-ой половине XIX века сохранялся принцип семейного происхождения при формировании причтов. Проще говоря, отцы-священники имели более высокий доход и могли дать соответственное образование своим детям, а причетники такого, за редким исключением, позволить себе не могли.

Играла свою роль и традиция закрепления места за одним из сыновей, то есть, если отец был священником, его место наверняка займет сын или зять. Уже в 70-х гг. XIX века, после проведения реформ духовно-учебной системы, принцип семейного происхождения не был так распространен. Среди 10 священников Козловского уезда Тамбовской губернии в 1877 году 6 были детьми причетников, а из 14 причетников — 1 из священнической семьи, но здесь все теперь было связано не с их семейным происхождением, а с образованием.

Примерно такая же ситуация была и в городских приходах. По городу Моршанску Тамбовской губернии в 1852 году в трех случаях члены причта — близкие родственники. По сравнению с сельскими приходами здесь более ранний возраст поставления на причетнические должности: 7 из 17 поставлены на эти места, будучи несовершеннолетними. Имеющиеся при городских церквях по две пары причетников всегда были в сочетании младший — старший. Очевидно, что это связано с естественной сменой поколений. Таким образом, фактически причт являлся своеобразной семьёй, во главе которой стоял священник, и где иерархические должности разделялись в соответствии с возрастом.

В XIX веке были установлены соответствующие ограничения по выбору местожительства (в частности, для расстриг-монахов въезд в столицы воспрещался на семь лет по оставлении ими монашеского звания -п. 4 ст. 349 т. IX СЗ РИ). Неблагоприятным для лиц, вышедших из духовного звания, были и последствия поимущественные — не допускалась реторсия внесен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ного в монастырь при пострижении или отданного иным лицам (ст. 356 т. IX СЗ РИ). Священники являлись основной стратой духовенства, занимавшей важнейшее положение среди категорий священнослужителей. Священнику отводилась весьма специфичная роль. Он возглавлял приходское собрание и приходской совет, а также выполнял функцию контроля за прихожанами, что заключалось в сборе своеобразных досье с отметками об исповеди и причастии прихожан, сроках отъезда и возвращения крестьян, их настроениях.

Важным показателем в общей характеристике духовенства являлось социальное происхождение. Законы Российской империи не поощряли замкнутость корпорации духовенства. Теоретически доступ в него был открыт, однако на практике, вплоть до начала революции, возникало множество препятствий. Хотя и здесь есть некоторые особенности. Если до 70-х годов

XIX века в число белого духовенства было сложно попасть в силу профессиональной корпоративности последнего, то с конца XIX — начала XX вв., с устранением этого препятствия обнаружилось, что теперь слишком мало желающих связать свою жизнь со служением церкви. В некотором роде хранителями корпоративной замкнутости сословия были сами священнослужители.

Как показывает анализ архивных документов среди белого духовенства ни в 1814, ни в 1836, ни в 1852 гг. не было представителей иных сословий. Можно заметить одну интересную деталь: священниками чаще становились именно дети священников или диаконов, а низшими членами причта — дети причетников. Так по 2 Лебедянскому округу Тамбовской губернии в 1870 году среди 18 священников только 3 — из причетнических семей. А среди 27 причетников нет ни одного из священнической или диаконской семьи. Следует также заметить, что в клировых ведомостях вплоть до 90-х гг. XIX века в графе «происхождение» обязательно ставилось не общее слово «духовное», а требовалось конкретно указать, кем служил отец. Это правило стало необязательным после 90-х годов XIX века, а в

XX веке уже просто ограничивались указанием того, из какого сословия происходил священнослужитель. В XIX веке духовенство постепенно наделяется административно-полицейскими функциями: это запись актов гражданского состояния, наблюдение за политической благонадежностью прихожан. Принудительные и обременительные обязанности духовенства, ничего общего не имевшие с ролью проповедников, превращали его в особый слой государственных служащих.

По самым скромным подсчетам в начале XIX века черного духовенства насчитывалось 7 тысяч человек, а белого — 53 тысячи. К концу XIX века примерная численность всего духовенства — белого и черного -до революции равнялась 300 тысячам. Русская православная церковь в лице приходского духовенства, как белого, так и черного, значительно расширила направления культурно-просветительской деятельности и усилила их, особенно с 40-х гг. XIX века . Сюда входили социально-гуманитарные аспекты: открытие приходских школ и преподавание в них, общение с

прихожанами на родном языке, благотворительность, помощь населению в борьбе с пожарами и болезнями, историко-краеведческая работа, совершенствование духовно-нравственных качеств православного клира.

Представители черного и белого духовенства неоднозначно воспринимали начавшиеся преобразования, и в новых условиях старались доступными способами оживить практическую деятельность и нравственное воспитание мирян. Но обстоятельства реформ, менявших и облик страны, и положение различных сословий, потребовали от духовенства более активного включения в общественную жизнь, в новое социальное пространство. Белое и черное духовенство объективно было готово выполнять возложенные на него обязанности. В начале XX века Орловская епархия входила в группу епархий с наибольшей численностью духовенства. Так, в 1910 году соотношение категорий духовенства между собой и по отношению к православной пастве выглядело следующим образом: протоиереев — 0,002%, священников — 0,05%, дьяконов — 0,02%, причетников — 0,05% . Большинство Орловских архиереев были уроженцами Центрального и Центрально-Черноземного районов. Орловская губерния была абсолютным лидером в России по числу родившихся в ней будущих архиереев. Большинство будущих орловских иерархов родилось в глубокой провинции, где и провело детство. По достижении определенного возраста мальчиков отправляли на учебу. Что касается детей духовенства, составлявших большинство епископата, то они, как правило, получали образование в ближайших к дому родителей духовных училищах, а затем продолжали его в духовных семинариях своих епархий, то есть в губернском (кафедральном) городе. Поэтому можно сделать косвенный вывод, что именно провинция, будучи более нравственно здоровой, закладывала основы православия в душах будущих епископов и архиепископов, стояла у истоков формирования их характеров, воспитывала уважение и стремление к архиерейскому сану. К концу XIX века классовая структура российского общества начинала постепенно меняться. Государство стремилось привлечь в духовное сословие только лиц, непосредственно несущих службу в церкви. Лица податных сословий могли вступать в ряды духовенства только при удостоверении местного епархиального начальства о недостатке лиц духовного звания для замещения соответствующей должности, при «одобрительном» поведении и при наличии увольнительного свидетельства от крестьянского или городского общества. Постепенно, награждённое орденами духовенство, начинает приобретать дворянские права.

Белое духовенство получало наследственное дворянство, а чёрное — возможность передавать имущество по наследству вместе с орденом. Всего за период 1825-1890 гг. дворянские права получили более 10 тысяч представителей белого и черного духовенства . Сборы с белого духовенства были изъяты из ведения светских чиновников и отданы выборным поповским старостам и их помощникам — десятским священникам.

Тем самым, при формальном закреплении новых правил, еще в течение длительного времени сохранялся прежний наследственный порядок занятия церковных должностей, поскольку у сторонних кандидатов отсутствовали реальные возможности осуществить принадлежавшие им права, вследствие чего они и отказывались от пустых притязаний. Церковный историк П.В. Знаменский писал о ситуации, сложившейся в это время: «вместо уничтожения владельческих отношений наследников к церковным местам, пришлось, напротив, даже утвердить их, признать официально, что лишить наследника его наследственного места в пользу более достойного кандидата можно не иначе, как откупив это место по оценке» . Белое духовенство, кроме всего, содержало архиерейских чиновников, давало им кормы и подводы при их поездках по епархии, строило и ремонтировало дом архиерея.

Положение белого духовенства было особенно тяжело, потому, что оно не было освобождено от платежей и повинностей в пользу государства. Жившее на чужих землях духовенство отбывало повинности в пользу владельца, а жившее на чёрных землях несло тяглую повинность вместе с чёрными людьми, платило оброки и кормы чиновникам, ямские, стрелецкие и

пищальные деньги. Церковная земля была, правда, освобождена от платежей, но духовенство и с неё в крайних случаях несло повинности. Несравненно лучше жилось чёрному духовенству, т. к. повинностей в пользу государства с него не требовалось, а пожертвования на монастыри увеличивались постоянно. К концу XIX века Синод отпускал на содержание православного духовенства 7 миллионов рублей в год, а государственное казначейство — 18 миллионов в год, не считая пожертвований на приходское духовенство, доходов от церковных земель, имуществ и процентов с капиталов .

Подводя итог, можно сказать, что разделение духовенства на белое и черное способствовало становлению духовно-нравственных основ жизни, и его роль несомненна не только в качестве одной из социальных опор власти, но и в социально-экономической жизни губерний Центрального Черноземья. Просветительская деятельность видных священнослужителей епархий Центрального Черноземья сыграла значительную роль в развитии христианских ценностей населения исследуемого региона посредством приобщения их к православной культуре, издательской деятельности.

Библиографический список

1. Святитель Феофан Затворник. Спасение в семейной жизни. М.: Благовест, 1995. 63 с.

2. ГАВО (Государственный архив Воронежской области). Ф. И-84, оп. 1, д. 1937, л. 3.

4. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. II,

4. 1, С. 197-201.

5. ГАВО (Государственный архив Воронежской области).Ф. И-84, оп. 1, д. 1945, л. 15.

6. ГАТО (Государственный архив Тамбовской области). Ф. 181, оп. 1, д. 1496, л. 8-10.

7. Миротворцев В.В. Меры правительства к преобразованию быта белого духовенства в царствование Александра II // Православный собеседник. 1890. С. 3-8.

8. ГАОО (Государственный архив Орловской области). Ф. 580, оп. 1, д. 2063, л. 16.

9. РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 804, оп. 1, д. 104, л. 3.

10. Знаменский П. В. Приходское духовенство в России со времен реформы Петра Великого. Казань, 1873. 851 с.

11. Записки Ростиславова Д.И. О белом духовенстве // Русская старина, 1888. С. 57-59.

УДК-801

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ (ЛСП) АБСТРАКТНЫХ ИМЁН НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ С ЛСП АБСТРАКТНОГО ИМЕНИ БОЛЬ

Ю.А. Калашникова1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представлена попытка частичного описания лексико-семантического поля боли, основанного на пересечении его элементов с компонентами абстрактных имён негативных эмоций и выявления места этих элементов в структуре поля боли.

Ил. 4. Библиогр. 14 назв.

Ключевые слова: категория боль; лексико-семантическое поле; ядро поля; периферия поля; абстрактное имя; негативные эмоции.

Википедия Значение слова в словаре Википедия
рыцарь и простолюдин (книжная иллюстрация, Франция , XIII век) Сословное деление было характерно для средневековой Европы, и обычно включало аристократию, священников и общинников . В ряде государств последние разделялись на бюргеров и крестьян. Первые…

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-я, ср. Сложившаяся на основе феодальных отношений общественная группа со своими наследственными правами и обязанностями, закрепленными обычаями или законами. Податные сословия (в России до середины 19 в.: крестьяне, мещане). Привилегированные сословия…

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ср. Общественная группа с закрепленными законом или обычаями наследственными правами и обязанностями (окончательно сложившаяся на основе классового деления феодального общества). Группа лиц, объединенных профессиональными интересами (в Российском государстве…

Большой юридический словарь Значение слова в словаре Большой юридический словарь
в истории феодальной Европы социальная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна иерархия. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное…

История духовного сословия как части народа христианского, несущего на себе особое служение в церкви, неотделима от истории Церкви, как и, впрочем, от истории Государства Российского.

Русская Церковь разделяла судьбу народа и Государства как в трагические годы, так и в триумфальные, славные эпохи, а потому основные этапы истории Церкви и Государства Российского были общими. В то же время особое назначение и служение Церкви, являющейся Богочеловеческим учреждением, порождает свои особенности. В принятой церковной наукой периодизации истории Церкви выделяются шесть периодов (1, стр 26-31). Среди них особое место занимает четвертый период, так называемый синодальный. Именно в это время, в XVIII веке окончательно сложилось в Росси духовенство, как особое сословие.

Реформы Петра I, на фоне преодоления церковного раскола, времен Патриарха Никона, и ослабления церкви, а также упразднение института Патриаршества, складывали новый облик государства, в котором абсолютизм государственной власти нового петербургского периода существенно отличался от старомосковского самодержавия. Правительство смотрело на Церковь теперь как на одно из учреждений государственного аппарата, для чего понадобилось сломать старый строй церковного управления, построенный на сочетании соборного начала и Первосвятительства, а на его место учредить новую, синодальную систему (Святейший Правительствующий Синод).

В результате новой системы управления и взаимоотношения Церкви и Государства сложилась особое российское духовное сословие, отличающееся чрезвычайной замкнутостью. Выйти из него, равно как и войти из другого сословия, было весьма трудно. К этому времени на приходах закрепляется практика наследования церковных должностей. В ней были заинтересованы священно и церковно служители, имеющие большие семьи, и часто дом на церковной земле, построенный собственными силами, или приобретенный у предшественника по должности. Единственный путь оставить дом семье после ухода за штат служителя — это передать одному из сынов своих должность, или выдать замуж дочь свою за человека, способного занять освободившееся («праздное») место. В таком решении были заинтересованы и правящие епископы, желающие разрешить проблемы быта духовенства, а кроме того, иметь подготовленных ставленников на своих приходах, замещая праздные места детьми лиц духовного сословия. В то же время светские власти всячески стремились уменьшить число церковнослужителей на приходах, то путем укрупнения приходов, и ликвидации малых, то прямым сокращением штатов. Преследуя цели максимального сбора налогов с населения, власти стремились в проводимых ревизиях выявить «лишних» церковников, живущих при приходах, но не состоящих на штатных должностях. Следует заметить, что отнесение духовенства к привилегированному сословию, весьма условное. Указ 1720 г о введении подушной подати распространялся также на белое духовенство и их сыновей, за исключением самих священнослужителей, которые попадали в особый список. Все протесты Святейшего Синода поначалу оставались безрезультатными, пока, наконец, через 2 года, 4 апреля 1722 г, не вышел императорский указ с разъяснением правовых недоразумений. Свободными от уплаты налогов объявлялись все действующие священнослужители и члены их семей; церковнослужители, не являющиеся же сыновьями таких священнослужителей, обязаны были платить подушную подать. В 1723 году от подушного налога были освобождены также заштатные священнослужители, но не их сыновья (2, стр 339).

Весьма сложное материальное положение приходского духовенства священноначалие и светские власти пытались облегчить наделением приходского клира землей. Церковная земля стала основой материального обеспечения приходского духовенства (2, стр 366). Тем самым оно было вынуждено само заниматься обработкой земли, по своему образу жизни ничем не отличаясь от крестьян. Для поощрения занятий духовенства землепашеством в 1840 г в семинариях были введены новые учебные предметы: сельское хозяйство и естествоведение (2, стр. 368). Митрополит Филарет, который еще в 1826 г. в своей записке, поданной лично императору, рекомендовал наделение землей, начал теперь сомневаться, полагая, что из-за этого могут пострадать пастырские обязанности духовенства: «Если по обстоятельствам места возложит он (священник) руки на рало, то редко будет брать в руки книгу». (2, стр 368).

Человеку, приступившему к практическому исследованию генеалогии духовенства, необходимо знать, что к духовному сословию относились люди духовного звания, как священно, так и церковно служители. Подавляющая часть духовенства служила в приходских церквях. Следует заметить, что большая часть из приходов России той поры представляла собой сельские приходы. Церковные должности и их названия претерпевали некоторые изменения, в связи с различными обстоятельствами и реформами. Основу духовенства составляли священнослужители в трех степенях : епископ, священник, диакон. Епископ в РЦ всегда был выходцем из черного духовенства, т.е. из монашествующих, и обладал полнотой церковной власти, надзирая как над монашествующими монастырей, так и над белым духовенством, которое жило в браке и имело семьи. Помимо названия «священник» в нашей церкви усвоилось также названия, заимствованные из греческой церкви: «пресвитер», «иерей», а также производные от них «протопресвитер», «протоиерей». Для черного духовенства приняты названия: иеродиакон, иеромонах, игумен, архимандрит. Насельниками монастырей являются также послушники, монахи, постриженные в рясофор или в мантию. Постриженные в схиму (схимонахи, схии еромонахи, схиигумены, схиархимандриты) имели самую высокую степень отречения от мира и аскетику). Должности черного духовенства, служащих в монастырях, можно найти в Уставе для монашествующих (www.reshma.nov.ru/doc/ustav_mon.htm).

Полный приходской притч состоял из священника, диакона, дьячка, пономаря, сторожа, просфорни (просфорницы). В больших приходах, бывало по два священника, дьячка и пономаря, в соборных церквах по два сторожа. Часто и просфорниц было не менее двух. При этом все клиры стремились совмещать некоторые должности в приходе, так пономарь часто выполнял функции сторожа. В клировых ведомостях не всегда указывалась просфорница, которая, как правило, была вдовой умершего при сем приходе священнослужителя или причетника. Церковные реформы, проводимые в 1867-1871 годах по инициативе обер-прокурора Д.А.Толстого, отменили сословную замкнутость духовенства: юридически была уничтожена наследственная передача церковных мест, а затем и принадлежность к духовному сословию, светские учебные заведения стали доступны для детей клириков (1, стр. 273, 125). Тогда же из духовного ведомства были исключены певчие, звонари, церковные сторожа, сверхштатные псаломщики и все взрослые дети клириков. В духовном чине оставались лица, состоящие на действительной церковной службе.

Псаломщики вначале не входили в духовное сословие и были из числа мирян, служивших при городских соборах. Позднее псаломщиком стали называть служащих при церкви служителей. Это звание было утверждено 16 февраля 1885 года определением Священного Синода. Причт обычно состоял из священника, диакона (редко) и псаломщика. Псаломщик обеспечивал проведение богослужений в церкви, сопровождал священника при выполнении им треб, исполнял должность письмоводителя на приходе и в церкви. Он вел метрические книги, обыскные книги, исповедные росписи, клировые ведомости. Указом Святейшего Синода за №49 от 05.01.1888 года произошел очередной пересмотр штатов церквей в сторону их уменьшения. Именно с этого времени в большинстве приходов пономарские вакансии были упразднены . Приходские старосты из мирян были введены специальными инструкциями, по инициативе Петра I, выбирались на приходских собраниях и утверждались правящим архиереем, получали определенные награды и в духовное сословие не включались.

Следует указать, что в 1-ой и 2-ой ревизиях священников в документах называли «поп» или «протопоп» (старший из священников), с третьей ревизии в документах уже писали «священник», «протоиерей», наименование «поп» в дальнейшем не использовалось и считалось не благочестивым.

Особенностью синодального периода РПЦ является выделение среди духовенства три особые группы: военно-морское, придворное и зарубежное. ВМД было образовано по личной инициативе Петра I, чтобы обеспечить духовное окормление и регулярное отправление богослужений в армии и на флоте. С 1706 г. с приходов стал взиматься особый сбор — «подможные» деньги в пользу полковых священников и флотских иеромонахов. В армии назначался обер-священник, во флоте — обер-иеромонах. В первый период военное духовенство еще не было объединено в особую группу и в мирное время подчинялось архиерею той епархии, где был расквартирован полк. (2, cтр. 382, 383) В 1797 г все войсковое и флотское духовенство было подчинено обер-священнику армии и флота, которым стал протоиерей П.Я.Озерцовский, вошедший в Святейший Синод (1800 г.), и награжденный митрой, с пожалованием звания главного обер-священника. В позднейшие времена главный священник военного духовного ведомства назывался протопресвитер (1890 г.). Многие церкви военного ведомства являлись одновременно приходскими церквами, особенно в Западном крае, в Польше, Сибири и Центральной Азии, и поэтому священники этого ведомства обладали правом выполнять требы местного населения в мирное время (2, стр 384). В случае необходимости воинским частям придавались также католические священники, евангелические пасторы, мусульманские муллы и даже представители буддийского духовенства (2, стр 385).

Придворное духовенство существовало уже в Московской Руси. Во главе его обычно стоял царский духовник, надзирающий за храмами и духовенством дворца. Некоторые московские соборы, например, Благовещенский, считались дворцовыми храмами, и их духовенство причислялось к придворному. С увеличением царской семьи в XVIII и XIX вв росло число дворцов, в которых непременно имелись домашние церкви. Духовник царя, которому были подчинены эти церкви с их приходами, носил звание протопресвитера придворного духовенства и по своему рангу следовал сразу за епископами.

Православное духовенство за рубежом — при посольствах, дипломатических миссиях, некоторых консульствах и при дворах членов царского дома, проживающих за пределами России — принадлежало к ведомству МИД, а в церковном отношении с 1867 г подчинялось Петербургскому митрополиту. Его назначение и увольнение производилось Священным синодом по согласованию с министром иностранных дел (2, стр 385).

Восстановление родословной лиц духовного сословия облегчается существовавшей практикой наследования приходских должностей, что часто позволяет, используя фонды одного регионального архива, проследить жизнь нескольких поколений конкретного духовного рода. В то же время, существующие церковные традиции духовного сословия изменять фамилию по различным поводам, иногда, усложняет поиск и восстановление родословных связей. В 1847 году принятый Указ Императора, запрещающий произвольно изменять фамилии священно и церковно служителям и придерживаться принятой традиции, хотя и был удерживающим фактором в этом явлении, но, как показывают исследования, не исключил полностью такого обычая.

Следовало бы отдельно сказать о тех священно и церковно служителях, которые оказались в расколе (старообрядцы), или в не подчинении, полном или частичном, официальной Церкви групп: обновленцев и Русской Зарубежной церкви. В некоторых отечественных архивах и библиотеках имеются особые малочисленные фонды, в которых сохраняются данные по раскольникам. Что касается обновленцев, то хотя в некоторых хранилищах, есть фонды, обозначенные как обновленческие, отнести всех персоналий, указанных в этом фонде, к обновленцам — неправомерно. Многие из них служили вынужденно под руководством идеологов обновленчества, часто доминирующих во многих епархиях, оставаясь по своему мировоззрению традиционно-православным духовенством. Представляется, что объединение Зарубежной РЦ с Московским Патриархатом создает в настоящее время благоприятные условия для восстановления родословной духовенства, оказавшегося за пределами России.

Указанные в тексте источники:

1. Православная энциклопедия. РПЦ, том общий, М, Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»

Принадлежность к духовному сословию усваивалась при рождении и при вступлении в ряды белого духовенства из других сословий. Разрешалось поступать в духовенство лицам всех сословий, кроме крепостных, не получивших увольнительной от своих владельцев, но лица податных сословий могли вступать в ряды духовенства только при удостоверении местного епархиального начальства о недостатке лиц духовного звания для замещения соответствующей должности, при «одобрительном» поведении и при наличии увольнительного свидетельства от крестьянского или городского общества.

Дети священно- церковнослужителей наследовали их сословную принадлежность, но остающиеся при отцах до 15-летнего возраста без соответствующего обучения или исключенные из духовных училищ за непонятливость и леность исключались из духовного звания и должны были приписаться к какой-либо общине податного сословия — мещанской или крестьянской — или записаться в купцы. Избирать себе род жизни должны были и дети священно- церковнослужителей, добровольно уклоняющихся из духовного сословия. До 1860-х для «излишних» детей духовенства периодически устраивались так называемые «разборы», при которых дети священно- церковнослужителей, нигде не записанные и никуда не определенные, отдавались в солдаты.

Принадлежность к духовному сословию сохранялась при достижении совершеннолетия только при поступлении на священно- церковно-служительскую должность. Принадлежность к духовному сословию могла сочетаться с прирожденными или полученными (например, по ордену) правами дворянства и почетного гражданства.

Выпускники духовных семинарий и духовных академий могли пожелать избрать для себя светскую карьеру. Для этого они должны были уволиться из духовного ведомства. Рожденные в духовном звании при поступлении на гражданскую службу пользовались правами, одинаковыми с детьми личных дворян, но это касалось лишь священнослужительских детей. При поступлении в военную службу дети духовенства, окончившие среднее отделение семинарии и не уволенные из семинарии за пороки, пользовались правами вольноопределяющихся. Но для лиц, добровольно сложивших с себя священный сан и желавших поступить в гражданскую службу, такое поступление было запрещено для священников в течение 10 лет после снятия сана, а для диаконов — 6 лет.

На практике наиболее распространенным вариантом перемены сословной принадлежности для детей духовенства в XVIII — нач. XIX вв. было поступление в гражданскую службу в канцелярские служители до достижения первого классного чина, а позднее — в университеты и другие учебные заведения. Запрещение в 1884 выпускникам семинарий поступать в университеты значительно ограничило этот путь изменения сословия.

Жены духовных лиц усваивали их сословную принадлежность и сохраняли ее после смерти мужей (до вторичного брака).

Лица, принадлежавшие к православному духовенству, подлежали суду духовного ведомства.

Доказательствами принадлежности к духовному сословию были метрические свидетельства, клировые ведомости, а также ставленнические грамоты. Клировые ведомости хранятся в федеральных архивах (фонды Синода, синодальных учреждений) и в региональных архивах (фонды духовных консисторий, епархиальных управлений, духовных правлений, монастырей, приходских и полковых церквей).

Правами, в основном аналогичными православному духовенству, в России пользовались духовные лица армяно-григорианской церкви. Протестантское духовенство пользовалось правами почетных граждан. Духовные лица нехристианских исповеданий либо получали почетное гражданство после определенного срока исполнения своих обязанностей (мусульманское духовенство), либо не имели никаких особых сословных прав, кроме принадлежавших им по рождению (иудейские духовные лица), либо пользовались правами, оговоренными в особых положениях об инородцах (ламаистское духовенство).

(Иллюстрация: Корин П.Д. Русь уходящая. 1935-1959)

«Клерик» перенаправляется сюда. Для использования в других целях, см Клерик (значения) . (слева направо) Джордж Кэри , архиепископ Кентерберийский (1991–2002 гг.); Джонатан Сакс , главный раввин (Великобритания) ; Мустафа Серик , муфтии из Боснии ; и Джим Уоллис , Соджурнерс , США. Всемирный экономический форум 2009 г. в Давосе, Швейцария .

Духовенство — формальные лидеры в рамках установленных религий . Их роли и функции различаются в зависимости от религиозных традиций, но обычно включают руководство определенными ритуалами и преподавание доктрин и практик своей религии . Некоторые из терминов, используемых для обозначения отдельных священнослужителей, — это священнослужитель , священнослужительница и церковник . Менее распространенные термины — клерик , церковница и священнослужитель , в то время как клерк в святых орденах имеет долгую историю, но редко используется.

В христианстве конкретные имена и роли духовенства различаются в зависимости от деноминации, и существует широкий спектр формальных и неформальных должностей духовенства, включая диаконов , старейшин, священников , епископов , проповедников , пасторов , служителей и папу .

В исламе религиозный лидер часто формально или неформально известен как имам , кади , муфтий , мулла или аятолла .

В еврейской традиции религиозным лидером часто бывает раввин (учитель) или хазан (кантор).

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *