Древо жизни и Древо познания (עץ החײם и עץ הדעת). — Библия описывает местопребывание первых людей в виде сада, в котором среди различных деревьев, прекрасных на вид и приятных на вкус, находились два чудесных дерева — Д. жизни и Д. познания добра и зла, עץ החײם ועץ חדעת טוב ורע (Быт., 2, 9). Плоды первого обладали дивным свойством дарить бессмертие тому, кто их вкушал (Быт., 3, 22); несмотря на это, первому человеку не было воспрещено Богом вкушать плоды этого дерева, и, таким образом, путь к бессмертию лежал перед ним открытым (Быт., 2, 17). Там же, в саду Эден, находилось и другое чудесное дерево, плоды которого приносили познание тому, кто их ел; но Господь под страхом смерти запретил первому человеку вкушать эти плоды, ставя, таким образом, познание даже выше бессмертия. Долго под влиянием этого запрещения спало окруженное тьмою сознание первого человека и его жены: «И были они оба наги, Адам и его жена, и не стыдились» (Бытие, 2, 25). Но коварный и мудрый змей убеждал женщину вкусить от запрещенного плода, ибо, говорил он — «ведает Господь, что в тот день, когда вы вкусите от него, раскроются глаза ваши, и вы станете подобны Богу, зная добро и зло» (Быт., 3, 5). Женщина сначала колебалась, боясь смерти за свое ослушание, но потом послушалась змея и вкусила от плода древа познания. «И увидела женщина, что дерево это хорошо для еды, и что услада оно для глаз, и вожделенно это дерево для разумения» (Бытие, 3, 6) и убедила мужа съесть плод с древа познания, после чего «открылись глаза их обоих» и они увидели себя нагими. Тогда они сшили вместе несколько листьев смоковницы и сделали себе из них опоясания. — В наказание за то, что первые люди не оправдали доверия, питаемого к ним Богом, они были изгнаны из рая, и блаженная жизнь под райскими кущами заменилась для них непосильным трудом и муками.

— Взгляд критической школы. — Представление о древе жизни существовало, помимо евреев, еще у множества других народов; полагают даже, что это представление не было оригинальным у евреев, а заимствовано ими у вавилонян. Если даже признать это утверждение правильным, то все же окажется, что идея древа познания не могла быть ими заимствована у кого-либо, так как ни у вавилонян, ни у других древних народов Азии она не встречается. В одном из древнейших иранских преданий о рае рассказывается, между прочим, о двух чудесных деревьях, из которых одно отличалось способностью уничтожать боли и страдания человеческие, другое же обладало соком Наоmа, который живым оставлял бессмертие, а мертвым возвращал жизнь. В еще более первобытном виде представление о древе жизни встречается в индийских Ведах; это дерево носит в себе все семена растительного царства, разбросанного в мире; оно же, как дерево мировое, некогда доставило и тот материал, из которого были сооружены земля и небо. В семитических, в частности ассиро-вавилонских, преданиях точно так же ни одним словом не упоминается о древе познания; представление же о древе жизни здесь приняло несколько иной характер, чем у евреев. В земном вавилонском раю были «вода жизни» и «растение, которое превращало старца в молодого», причем Ut-napistim’y и его жене вовсе не было запрещено пользоваться живой водою и плодами от этого растения. Однако другой весьма древний вавилонский миф о герое Адапе (Adapa-mythus) сообщает, что Адапе позволено было созерцать все тайны земли и неба, но ему же было запрещено божественным отцом его Эа вкушать от «пищи жизни» и пить «воду жизни». «Когда ты явишься пред лицо Ану, — говорит Эа своему сыну Адапе, — они поднесут тебе пищу смерти, но ты не ешь; они поднесут тебе воду смерти, но ты не пей». Адапа повинуется, но впоследствии оказывается, что бог Ану предлагал ему пищу жизни и воду жизни, Адапа же, не зная этого, отказался от этих драгоценных даров, вследствие чего человечество лишилось бессмертия. — Таким образом, идея древа познания, в которую полнее всего вылилось вековечное стремление человечества из слепого раба стихий сделаться их господином исключительно силою своего «познания», — эта идея принадлежит всецело евреям. Ввиду того, что благодаря этому библейский рассказ о райских деревьях резко отличается от всех других аналогичных повествований, библейские критики Будде и Гункель полагали, что в первоначальном рассказе Быт., 2—3 фигурировало только одно дерево, а именно древо познания, т. к. первоначальный автор этого рассказа ни в коем случае не мог бы допустить, чтобы первому человеку было разрешено пользоваться плодами от древа жизни наравне с плодами других деревьев. См. Грехопадение. — Ср.: Budde, Die biblische Urgeschichte, 46—88, Giessen, 1883; Gunkel, Chaos und Schöpfung·, 420 и сл.; Jensen, Kosmologie der Babylonier, 227, 383 и сл.; idem, Adapa und der Südwind, в KB, VI, 1 часть, 92—101; Barton, Sketch of semitic origins, 90—98; Jeremias, Das Alte Testam. im Lichte d. alten Orients, index; Zimmern, Lebensbrot und Lebenswasser im Babylonischen und in der Bibel, в Archiv für Religionswissenschaft, t. II; Zendavest, в The Sacred Books of the East, I, введение, LXIX.

Г. Кр.‎1.

Одним з найулюбленіших і найпоширеніших символів українського традиційного мистецтва є Дерево життя або, як його ще називають, Дерево роду, Світове дерево, Вазон. З давніх-давен на рушниках і килимах, на витинанках і в різьбі, у вишивці і на кераміці, в церковних і хатніхрозписах зображують цей глибокий символ.

Дерево життя – це одночасно модель Всесвіту, і людини, і родини. В ній усе взаємопов´язано, і для кожної істоти, предмета чи явища є своє місце. Внутрішній зміст Дерева життя символізує перехід в людській свідомості від хаосу до впорядкованого світу.

В дохристиянських уявленнях світ ділився на три частини: світ Нави (що було, потойбічний світ), світ Яви (що є, сучасний світ) і світ Прави (що буде, ідеально-небесний світ). Наші предки вважали, що всі явища природи, події в суспільстві, переживання окремих людей, які відбуваються в якомусь одному з цих світів, одночасно відбуваються і в двох інших. Тобто, у світі, все взаємопов´язано, бо це – єдиний організм. І кожна дія має свою причину і наслідок.

В образі дерева поєднались уявлення про час, простір, життя і смерть, які не раз зустрічаються в українському фольклорі:

Стоїть дерево,
на дереві – квіти,
Під квітами – котел,
над квітами — орел,
Орел квіти зриває,
в котел скидає,
Квітів не меншає,
в котлі не більшає.

Найчастіше у фольклорі Світовим деревом виступають дуб, явір, верба, липа, калина, вишня, яблуня, сосна. Розташовується дерево зазвичай у вирію: «Ой, ніхто там не бував, де ся явір розвивав. Ой, яворе, явороньку, зелененький» або на горі, посеред моря, в чистім полі неподалік дороги, в пана-хазяїна на його дворі: Одночасно із творенням в уяві первісних людей образу Світового дерева виникла й розгалужена система протиставлень: день-ніч, літо-зима, життя-смерть, праве-ліве, пряме-криве, верх-низ, вогонь-вода, чоловік-жінка, парне-непарне.

Деревом позначали також час. Збереглися й загадки про дерево-рік:

Дуб-дуб довговік,
На ньому дванадцять гіллів,
На кожній гіллі
по чотири гнізда,
А у кожному гнізді
по сім яєць,
І кожному ім’я є.

Дерево життя господині традиційно малювали на комині на печі. А оскільки хату і піч білили в основному два рази на рік: перед Паскою та перед Різдвом, то й поновлювали малюнок двічі на рік. Створюючи цей малюнок, господиня не просто прикрашала оселю, а закладала інформацію про свою родину, свій рід.

Традиційному подільському розпису притаманні природні приглушені кольори, глибокий символізм та декоративність зображення. Нам для створення малюнку знадобляться: аркуш паперу А4, фарби, пензлі, ватні палички, склянка води. Малюнок можна робити повністю пензлями, але ми використали ватні палички, оскільки ними легше працювати, а малюнок матиме більш декоративний вигляд.

Вазон на аркуші можна розташовувати і вертикально, і горизонтально. Головне, щоб малюнок був симетричним. Оскільки симетрія – це ознака стабільності, рівноваги, гармонії.

Стовбур (вертикаль) – це втілення сили, що живиться енергією землі і усього роду. Його потрібно малювати знизу вгору так, як росте дерево. Далі – умовно розділити на три частини: верхню, середню та нижню.

Верхня частина – образ небесного світу, майбутнього. Як правило, найбільша та найгарніша квітка розташована в цій частині, тут селяться птахи і бджоли, іноді в кроні дерева зображають небесні світила.

Середня частина, найбільша за своїми розмірами, символізує земний світ, ту частину роду − родину, що зараз живе. Тут малюємо гілки дерева (відгалуження роду), різні за розмірами і формою листочки. На гілках розташовують квіти, пуп´янки, листочки – все це діти. В цій частині зображають різноманітних істот: биків оленів, вовків, ведмедів, іноді зустрічається зображення людини. Часто на гілках сидять пташечки – символи душі, присутності божественного в нашому житті.

Нижня частина – коріння (підземний світ, минуле) частіше всього зображується у вигляді вазона. Нерідко можна зустріти зображення заштрихованого трикутника чи ромба, що означає землю. Тут можуть бути присутні змії, риби, жаби, водоплавні птахи й тварини, бо нижня частина дерева – не лише підземний світ, але й море, річка і взагалі – вода. Часто нижня частина зображується у вигляді безконечника (безкінечність життя) або як перевернута вазочка. Нижні листочки, які опускаються донизу – це родина, якої вже немає з нами. Всі елементи на малюнку потрібно зображати окремо. Символ на символ ніколи не накладається – це одна з ознак декоративного мистецтва.

До речі, традиційний жіночий одяг також є повторенням дерева життя. А ще згадаймо весільне деревце, різдвяного дідуха, купальське дерево.

Світове дерево часто зображується в образі жінки-берегині і символізує невичерпну силу, що відтворює все живе, вічне, оновлене. Чи не тому в українських легендах, піснях, повір’ях дівчина або жінка часто перетворюється в дерево: калину, вербу, тополю?

Дерево життя є й одним з головних образів в українських щедрівках та колядках:

Як ще не було початку світа,
То ще не було неба, ні землі.
А лишень було широке море,
А на тім морі явір зелени…

Відгомін про Світове дерево, очевидно, міститься і в гарному повір’ї про те, що людина немарно проживе життя, якщо посадить дерево.

Записала Наталя СЕНТЕМОН

а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь

См. Толкование на Быт. 2:16

Беседы на книгу Бытия. Беседа 14.

Нужно сказать о том, почему это древо названо древом познания добра и зла, если человек не от него получил это знание. Не маловажное дело знать, почему оно носит такое название. И диавол, ведь, сказал: «в оньже аще день снесте от древа, отверзутся очи ваши, и будете яко бози, ведяще доброе и лукавое» (Быт. 3:5). Как же, скажут, ты говоришь, что оно не сообщило познания добра и зла? Кто же, скажи мне, внушил это? Не диавол ли? Да, говорят, он – когда сказал: «будете яко бози, ведяще доброе и лукавое». Так ты представляешь мне свидетельство врага и клеветника? Хотя он сказал: «будете яко бози», но сделались ли они богами? Как не сделались богами, так и не получили они тогда и знания добра и зла. Он лжец и не говорит ничего истинного: «во истине, – сказано, – не стоит» (Ин. 8:44). Не будем же приводить свидетельства врага; мы увидим из самого дела, почему оно называется древом познания добра и зла. И прежде, если угодно, рассмотрим то, что такое добро и зло? Что же такое добро? Послушание. А что такое зло? Непослушание. И затем, чтобы нам не ошибаться касательно существа добра и зла, тщательно исследуем это на основании Писания. Что в этом действительно состоит добро и зло, послушай, что говорит пророк: «что добро, и чесого Господь Бог ищет от тебе» (Мих. 6:8)? Скажи, что добро? Любити Господа Бога, твоего. Видишь, что послушание – добро (происходит) от любви. И опять: «два… зла, – говорит Господь, – сотвориша людие Мои сии: Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут воды содержати» (Иер. 2:13). Видишь, что зло – непослушание и оставление? Итак, будем помнить то, что добро – послушание, а зло – непослушание, и так будем понимать то и другое. Потому названо так древо познания добра и зла, что заповедь, обучавшая послушанию и непослушанию, соединена была с этим деревом. И прежде этого Адам знал, что послушание – добро, а непослушание – зло, а потом он узнал (это) яснее на самом деле, как и Каин, прежде чем убил своего брата, знал, что братоубийство – зло. А что он знал это, послушай, что он говорит: «пойдем на поле» (Быт. 4:8). Для чего ты, вырвав брата из отеческих объятий, ведешь его в поле? Что ты предпринимаешь в пустом месте? Для чего делаешь беззащитным? Для чего ты уводишь его дальше от глаз отца? Для чего скрываешь дерзкое предприятие, если не боишься греха? Для чего и по совершении убийства, когда спрашивают тебя, негодуешь и лжешь? А именно, когда Бог спросил: «где есть Авель брат твой», ты ответил: «еда страж брату моему есмь аз»? (Быт. 4:9). Из этого видно, что (он) приступил к этому делу с ясным сознанием. Таким образом, как он и до совершения дела знал, что убийство – зло, и с большею ясностью узнал (это) потом, когда подвергся наказанию и услышал: «стеня и трясыйся будеши на земли» (Быт.4:12), так и отец его познание добра и зла имел и до вкушения, хотя и не столь ясное, как по вкушении от древа. Что и говорить? Что худо, все мы знаем и до совершения; яснее же узнаем по совершении, а с самою большею ясностью – когда подвергаемся наказанию. Так и Каин знал, что братоубийство – зло и прежде его совершения, а потом яснее узнал из наказания; так и мы знаем, что здоровье – хорошо, а болезнь – тяжкая вещь прежде, чем испытаем это на деле; а гораздо лучше узнаем различие того и другой, когда перенесем болезнь.

Таким же образом и Адам знал, что послушание добро, а непослушание зло, а потом узнал яснее, когда, вкусив от древа, изгнан был из рая и лишился того блаженства. Когда он подвергся наказанию за то, что, вопреки божественному запрещению, вкусил от древа, то наказание яснее, самым делом, показало ему, какое зло составляет непослушание Богу, и какое добро – повиновение. Поэтому и называется это дерево деревом познания добра и зла. Почему же оно называется деревом познания добра и зла, если в самой своей природе оно не заключало этого познания, и человек яснейшим образом узнал это из наказания за непослушание относительно этого дерева? Это потому, что Писание обыкновенно дает названия местам и временам, где и когда совершаются события, от этих событий. И чтобы это было вам яснее, приведу пример. Исаак выкопал некогда колодцы, соседи вздумали испортить эти колодцы, вследствие этого произошла вражда, и Исаак назвал колодезь «Враждою» (Быт. 26:21), не потому, чтобы сам колодезь враждовал, а потому, что за него произошла вражда. Так называется и дерево познания добра и зла не потому, чтобы само оно имело знание, а потому, что у него совершилось обнаружение познания добра и зла. Опять, Авраам выкопал колодезь; Авимелех делал ему козни; сошлись они, прекратили вражду, поклялись друг другу и назвали этот колодезь «кладязем клятвенным» (Быт. 21:31), не потому, что колодезь клялся, а потому, что у него дана была клятва. Видишь ли, как не места бывают причиной событий, хотя и получают названия от событий?

Восемь слов на книгу Бытия. Слово седьмое.

Существует множество положительных знаков в славянской мифологии. Обозначение дерева, благодаря своей структуре, часто используется для отображения человека в мире, его связи с природой, семьей.

Символ древо жизни обладает мощной позитивной энергетикой. Трепетное отношение славян к растительному миру связано с языческими верованиями, в которых деревья приравниваются к живым существам. Встречаются изображения, совмещающие черты растения и человека, символизирующие глубокую связь с природой. Символ используется в качестве семейного оберега, хранителя очага, защитника, покровителя. Его также называют Мировое древо, подразумевая устройство вселенной.

Значение символа древо жизни

Древесная символика присутствует у разных народов, затрагивает языческие, христианские, эзотерические верования. Символ древо жизни у славян показывает представление о мировом устройстве, месте человека на земле. Он имеет обобщенный собирательный образ. Изображается в виде переплетенных ветвей и корней в круге, тем самым подразумевая единство жизни и смерти, земного и духовного, прошлого и будущего.

Кельты высоко чтили деревья из-за глубокой естественной связи с ними. Они кормили плодами, давали строительный материал для жилья, были источником тепла, приготовления пищи. В кельтских верованиях дерево обладает магической силой, является проводником в другие миры.

Значение символа древо жизни связано непосредственно со строением дерева. Корни олицетворяют связь с предками, растущий ствол – жизнь человека, плоды, побеги – детей. Образ объединяет земную и воздушную стихию воедино, подразумевая сочетание быта с духовной сферой. Люди тянутся к небесной силе, она дает им жизнь, подобно свету, необходимому для роста дерева. Символ отображает стойкую связь человека с энергией вселенной.

Оберег

Амулет в виде Древа или с его изображением обладает рядом позитивных качеств:

  • защищает от порчи, сглаза, зависти;
  • придает уверенность, спокойствие, приносит надежду;
  • способствует развитию, достижению целей;
  • хранит семейные ценности, отношения, любовь.

Этот талисман универсален благодаря присутствию во многих верованиях, не провоцирует религиозных конфликтов. Его можно сочетать с другими символами, украшениями. Рекомендуется ношение оберега беременным женщинам для защиты ребенка.

Украшения тончайшей ручной работы, выполненные мастерами Руян, уникальны и неповторимы. Ювелирные изделия на тему древо жизни привнесут особый шарм и энергетику, зарядят позитивом и придадут уверенность.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *