Древние восточные (нехалкидонские) церкви

Существует шесть древних церквей, которые не принадлежат ни к Православной, ни к Римско-католической церкви. Они подразделяются на две группы, названия которых восходят к христологическим спорам V в.: Несторианская церковь и группа монофизитских (или нехалкидонских) церк- вей (Коптская, Эфиопская, Сирийская (яковитская), Малабарская (яковит- ская) и Армянская церкви). Эти обозначения носят преимущественно исто- рический характер. В действительности приверженность монофизитской или несторианской доктрине на практике нередко играла гораздо меньшую роль в обособлении этих церквей, нежели географические, этнические и церковно- политические причины. На состоявшейся в 1964 г. в Орхусе (Дания) встрече представителей православных и нехалкидонских церквей было достигнуто согласие по целому ряду христологических вопросов, разделявших эти церк- ви на протяжении пятнадцати столетий.

Несторианская, или Сиро-халдейская церковь. Христианство проникло в Месопотамию и другие области региона очень рано. К началу IV в. во главе христиан этого региона стоял католикос Селевкии-Ктесифона. После призна- ния христианства в IV в. государственной религией Римской империи иран- ские власти стали с подозрением относиться к местным христианам, а это, по-видимому, побуждало последних к тому, чтобы подчеркивать свою рели- гиозную обособленность. В 424 г. собор местных епископов провозгласил независимость католикоса от церкви Римской империи. Осужденное Эфес- ским собором (431 г.) христологическое учение Нестория получило распро- странение на Востоке, и в 486 г. Месопотамский собор одобрил несториан- скую догматическую формулировку. Начиная с VI – VII вв. несторианские

 

История религии. Конспект лекций -269-

ЛЕКЦИЯ 10. ХРИСТ.-ВО КАК ГОСУДАРСТВ. РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. РАЗВИТИЕ ХРИСТ. МИРОВОЗЗРЕНИЯ

8. Завершение формирования христ. догматики. Образование отдельных христ. церквей. Древние восточные (нехалкидонские) церкви

миссионеры несли христианское вероучение в Центральную Азию, Индию и Китай. В VII в. Иран был завоеван мусульманами, но завоеватели терпимо относились к несторианам, и последним принадлежала значительная роль в осуществлении переводов греческих философских и естественно-научных сочинений на сирийский и арабский языки. Несториане пользовались боль- шим влиянием у монголов, под властью которых в XIII в. находилась боль- шая часть Азии, однако в конце XIV в. Несторианская церковь была почти полностью уничтожена в результате гонений Тамерлана.

В XVI в. в Несторианской церкви произошел раскол: некоторые ее члены присоединились к Римско-католической церкви в качестве католиков халдей-

ского обряда. Вскоре после этого большинство несториан Индии стало либо католиками малабарского обряда, либо яковитами. К XVIII в. остатки несто- риан жили в горах Курдистана в качестве национального меньшинства, гово-

рящего на одном из арамейских диалектов. В XIX в. они стали называть себя ассирийцами, или айсорами. В период Первой мировой войны многие асси- рийцы были вырезаны, а из уцелевших многие бежали из Курдистана. В 1933 г. патриарх-католикос Мар-Шимун XXI, после его попытки создать незави-

симое ассирийское государство, был выслан из Ирака и поселился в США. Его преемник, Мар-Динха IV, был избран в 1976 г. и возвратился на Ближний Восток. К 1990 г. насчитывалось ок. 500 000 несториан, проживавших пре-

имущественно на территории Ирака, Ирана и США.

Коптская церковь. Египет был одним из главных центров древнего хри-

стианства. Христианское монашеское движение возникло в египетских пус-

тынях под влиянием Антония Великого (умер 356). Египетские миссионеры обращали в христианство жителей Эфиопии и Нубии. После осуждения мо- нофизитства на Халкидонском соборе (451 г.) эллинизированное население крупных египетских городов в основном поддержало имперские власти и православие, а сельские жители, говорившие на коптском языке, в основном были настроены против официальных властей и отдавали пред- почтение монофизитству. Политические и религиозные споры между двумя частями расколовшейся христианской общины продолжались до 641, когда в Египет вторглись мусульманские армии. Многие копты предпочли оказать- ся под властью арабского халифата, а не Византийской империи. В после- дующие века многие коптские христиане приняли ислам, однако Коптская церковь продолжала существовать. В 1990 г. она насчитывала ок.

Древние Восточные Церкви. Сиро-Яковитская Церковь

10 млн членов, преимущественно – в Египте. Во главе Коптской церкви стоит копт- ский патриарх с титулом папы Александрии, Пентаполиса и Эфиопии, рези- денция которого находится в Каире. Между египетским правительством и коптским меньшинством нередко возникали напряженные отношения, и с 1981 г. по 1985 г. папа Шенуте III по распоряжению властей находился в ссылке в одном из монастырей в пустыне.

Эфиопская церковь. Прибывший из Александрии Фрументий, первый епископ эфиопов, был посвящен в епископский сан около 347 г. В после-

дующие века Св. Писание и сочинения позднейших христианских авторов были переведены на геэз – классический язык эфиопов. Возникшая Эфиоп-

 

История религии. Конспект лекций -270-

ЛЕКЦИЯ 10. ХРИСТ.-ВО КАК ГОСУДАРСТВ. РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. РАЗВИТИЕ ХРИСТ. МИРОВОЗЗРЕНИЯ

8. Завершение формирования христ. догматики. Образование отдельных христ. церквей. Древние восточные (нехалкидонские) церкви

ская церковь, в которой важную роль играло монашество, сохраняла тесные связи с Александрией: на протяжении более пятнадцати веков во главе ее стоял абуна – коптский епископ, присылаемый из Александрии, хотя де- лами церкви управлял представитель эфиопского духовенства. Эфиопский абуна впервые был поставлен только в 1951 г. Специфика Эфиопской церкви состоит в том, что она помимо канонических книг Св. Писания использует такие апокрифические книги, как Книга Еноха и Книга Юбилеев, и сохраняет много религиозных обычаев, характерных для иудаизма: это касается обреза- ния, употребления пищи и соблюдения субботы в субботний (как и в воскресный) день. Тринитарные и христологические споры, волновавшие христианскую церковь древности, не утихали здесь вплоть до современной эпохи. В 1990 г. Эфиопская церквоь насчитывала ок. 20 млн членов. Рези- денция ее главы, абуны, находится в Аддис-Абебе.

Сирийская православная (яковитская) церковь. Религиозная жизнь в Сирии в V-VI вв. претерпела почти ту же эволюцию, что и в Египте. Боль- шинство местного сирийскоязычного населения приняло учение монофизи- тов, что в значительной степени было обусловлено неприязнью к эллинизированным землевладельцам и жителям городов, а также к греческому императору в Константинополе. Хотя наиболее выдающимся сирийским монофизитским Богословом был Север Антиохийский (умер 538 г.), Яков Барадай (500-578 гг.) сыграл настолько важную роль в строительстве монофизитской церкви Сирии, что ее стали называть яковит- ской. Первоначально население Сирии составляли по преимуществу хри- стиане, однако позднее большинство населения приняло ислам. В 1990 г. Сирийская яковитская церковь насчитывала ок. 250 000 членов, живших в основном в Сирии и Ираке. Во главе ее стоит яковитский патриарх Анти- охийский, резиденция которого находится в Дамаске (Сирия).

Малабарская яковитская, или Маланкарская сирийская православная

(яковитская) церковь. По преданию, христианство в Индию принес апостол

Фома. К VI в. в юго-западной Индии уже существовали несторианские об- щины. По мере того как Несторианская церковь приходила в упадок, эти христиане приобретали все большую самостоятельность. В XVI в. под влия- нием португальских миссионеров некоторые из них стали католиками. Одна- ко попытки приобщить индийских христиан к западной религиозной практи- ке у многих вызывали протест, и в XVII в. те из верующих, кто не пожелал присоединиться к Римско-католической церкви, стали яковитами. Во главе Малабарской яковитской церкви стоит католикос Востока с резиденцией в Коттаяме, и в 1990 г. она насчитывала около 1,7 млн членов.

Малабарская сирийская церковь св. Фомы, отделившаяся от Яковитской церкви под влиянием англиканских миссионеров в первой половине XIX в.,

насчитывала в 1990 г. около 700 000 членов.

Армянская апостольская церковь. В 314 г. Армения стала первой страной,

провозгласившей христианство государственной религией. После осуждения монофизитства в 451 г. христологические споры в Армении не затихали, и в 506 г. Армянская церковь официально заняла антихалкидонскую пози-

 

История религии. Конспект лекций -271-

ЛЕКЦИЯ 10. ХРИСТ.-ВО КАК ГОСУДАРСТВ. РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. РАЗВИТИЕ ХРИСТ. МИРОВОЗЗРЕНИЯ

8. Завершение формирования христ. догматики. Образование отдельных христ. церквей. Древние восточные (нехалкидонские) церкви

цию. В XII в. Нерсес Благодатный заявил, что христологическое учение Ар- мянской церкви отнюдь не противоречит учению Халкидонского собора; действительно, армяне были привержены монофизитской доктрине в значительно меньшей степени, нежели, к примеру, эфиопские христиане. Армянская церковь уцелела несмотря на жестокую резню, учиненную турка- ми во время Первой мировой войны, и атеизм советского период. В 1990 г. Армянская церковь насчитывала около 4 млн членов в самой Армении и во всем мире. Во главе церкви стоит патриарх-католикос.

МОСКВА, Первоиерарх Коптской православной церкви патриарх Александрийский и всей Африки Феодор (Тавадрос) II во вторник прибывает в Россию с официальным визитом, сообщил РИА Новости секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС) по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов).

«Патриарх Феодор II впервые приедет в Россию. Это его официальный визит в качестве новоизбранного главы Коптской церкви. Основная цель — встреча с патриархом Кириллом и обсуждение как двусторонних отношений между Церквами, так и проблемы положения христиан на Ближнем Востоке», — отметил представитель РПЦ.

Ранее, в интервью РИА Новости патриарх Александрийский и всей Африки Феодор (Тавадрос) II подчеркнул, что высоко ценит «роль России в ее отношениях с Египтом, а также позицию президента Путина и российского государства по поддержке Египта в период кризиса». А нынешний приезд рассматривает, прежде всего, как «возможность выразить свое уважение и признательность патриарху Кириллу и знакомство с ним».

Как отметил собеседник агентства, одна из важных составляющих нынешней поездки — паломническая. «Патриарх Феодор не раз подчеркивал, что любит Россию, хочет посмотреть ее святыни и познакомиться с жизнью Русской православной церкви. Поэтому в программу визита включено посещение многих храмов и монастырей Москвы и Подмосковья», — сказал иеромонах Стефан (Игумнов).

Он также отметил, что у Русской и Коптской православных церквей «давняя история» их взаимоотношений. «Особо интенсивными связи между Церквами были во второй половине 20 века, когда обе Церкви участвовали во всеправославном диалоге с дохалкидонскими (древними восточными) Церквами, в том числе и с Коптской», — пояснил представитель ОВЦС.

С 2001 по 2006 год РПЦ вела тесный двусторонний диалог с тремя древними православными церквами — Коптской, Сиро-Яковитской и Армянской.

ВОСТОЧНЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕРКВИ

В 2010 году, когда патриарх Кирилл побывал в качестве новоизбранного главы РПЦ в Египте, он встретился с предшественником нынешнего коптского патриарха Феодора II, Шенудой III, умершим в 2012 году. Сам патриарх Шенуда III также неоднократно бывал в России. Сегодня Русская и Коптская церкви активно сотрудничают на площадках различных международных христианских организаций, в частности, во Всемирном совете церквей, совместно отстаивая традиционные христианские ценности.

Древние восточные церкви — группа древних церквей восточного христианства, признающих постановления и исповедующих вероучительные догматы только трёх Вселенских соборов. Термины « православные церкви», «древневосточные православные церкви» и «древние православные церкви» используются для обозначения шести восточных церквей, не признающих Халкидонский и все последующие, согласно византийской и латинской традициям, Вселенские соборы, в связи с чем в научной и богословской литературе также называются миафизитскими и нехалкидонскими церквями.

ДиофизитскаяАссирийская церковь Востока, признающая только два Вселенских собора и не состоящая в евхаристическом общении с церквями миафизитской христологии, также относится к группе древних восточных церквей.

Помимо обрядовых различий, по сравнению с Православной и Католической церквями, древневосточные православные церкви отличаются своей христологией, берущей начало в богословии Александрийской школы и, в частности, в учении святого Кирилла Александрийского, «12 анафематизмов» которого были приняты на Третьем Вселенском соборе. Древневосточные православные церкви сохраняют христологическую формулу святого Кирилла «μία φύσις τοῦ θεοῦ λόγου σεσαρκωμένη», поэтому их христологию называют миафизитской.

В халкидонских церквях с древности существует устойчивая традиция именовать древневосточные православные церкви «монофизитскими» и приписывать им исповедание Иисуса Христа только Богом, но не человеком. Поскольку же такое мнение о христологии Древневосточных православных церквей не соответствует действительности, а именование миафизитов «монофизитами» стало в халкидонизме традиционным, то некоторыми римо-католическими и греко-православными авторами используется выражение «номинальные монофизиты». Сами же ориентальные православные церкви анафематствуют монофизитство, как и его создателя Евтихия, и согласно их пониманию, остаются верными дохалкидонскому православию Единой Церкви.

В 1964 году в городе Орхус (Дания) начался диалог между богословами православных церквей и древневосточных православных церквей. Стороны пришли к следующим выводам:

Богословы В. М.

Древние восточные церкви

Лурье и А. В. Кураев в своём открытом письме председателю богословской комиссии Русской православной Церкви МП по поводу возможной Унии диофизитских халкидонитских церквей византийской традиции с дохалкидонскими миафизитскими церквями утверждали, что с точки зрения Византийского православия, «монофизитство» терминологически допустимо в православном дискурсе, но «монофизитство» в том виде, как его понимают исторические дохалкидонские церкви, не соответствует православному вероучению, и является по сути формой монофизитской ереси.

Ассирийская церковь Востока (или просто «Церковь Востока»), единственная существующая в настоящее время древняя восточная церковь, которая отвергает не только Халкидонский собор, но и Третий Вселенский собор. Ассирийская церковь не имеет евхаристического общения ни с одной другой Древневосточной православной церковью, и поэтому считается отдельно стоящей в числе других восточно-христианских церквей. В научных классификациях, Ассирийская церковь Востока причисляется к древним восточным церквям.

Своим богословием Ассирийская церковь Востока являет крайнюю противоположность дохалкидонским древневосточным православным Церквям. Учение Ассирийской церкви Востока строится на христологииАнтиохийской богословской школы, сторонником которой был Константинопольский патриархНесторий, поэтому Ассирийская церковь Востока считается исповедующей «несторианство».

Иногда причисляется к Древним восточным церквям бывшая Древная маронитская церковь (конец VII века — конец XII века).

В настоящее время (с 1182 года) маронитская церковь исповедует католическую догматику и является одной из Восточнокатолических церквей. В отличие от большинства других Восточнокатолических церквей она образовалась не в результате заключения унии с Римско-католической церковью части какой-либо Древней восточной церкви, а в результате принятия католической догматики всей церковью.

КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ (самоназвание — Египетская православная церковь Александрии), одна из древних  восточных христианских церквей, не принявших постановления IV Вселенского (Халкидонского) собора (451).

История. Коптская церковь ведёт свою историю от апостола Марка, который, согласно Священному Преданию, создал христианскую общину в Египте около 48 года. К середине 5 века христианство исповедовало подавляющее большинство населения Египта. В конце 440-х годов александрийский патриарх Диоскор (444-451) выступил на стороне архимандрита одного из константинопольских монастырей Евтихия, учившего о единой Божественной природе Христа (смотри Монофизитство). Выступление Диоскора привело к расколу в Александрийской православной церкви. Учение, поддерживаемое Диоскором, взяло верх на соборе в Эфесе (449), но было осуждено IV Вселенским собором в Халкидоне (451), выработавшим православное учение о соединении двух природ (Божественной и человеческой) во Христе. Диоскор был низложен и отправлен в ссылку, на его место император назначил нового патриарха, не признанного большинством египетских мирян и духовенства.

Реклама

Начиная с 451 года нехалкидонская доктрина была воспринята большинством египтян. В 6 веке у нехалкидонитов возникла отдельная иерархия, с этого времени можно говорить об их самостоятельной Церкви. «Нехалкидонское» духовенство Египта активизировало проповедническую деятельность в Эфиопии, Нубии и некоторых других районах Африки. В 520- 530-х годах египетская Церковь претерпела ряд расколов. Кризис усугубился гонениями, ужесточившимися при императоре Юстиниане I (527-565).

История Восточноправославных (Дохалкидонских) Церквей

Новый виток преследований со стороны византийских властей пришёлся на 620-630-е годы. После завоевания Египта арабами в 641 году египетские христиане воспользовались сложившейся ситуацией, чтобы порвать всякие контакты с Византией. Клир вернулся в храмы, христиане-антихалкидониты заняли большинство должностей в местной администрации. В то же время утрата необходимости вести полемику с византийской Церковью обусловила упадок египетской богословской литературы. В первые века арабского владычества за автохтонными египтянами закрепилось наименование копты, а за египетской Церковью антихалкидонитов — Коптская церковь.

Коптская церковь, основываясь на формуле «единая природа Бога Слова воплощённая» (μία φύσις τοΰ Θεοΰ Λόγου σεσαρκωμένη), признаёт единство Христа (μία φύσις), образованное неразрывным слиянием Божественной и человеческой сущностей «без смешения и без изменения». Т.о., с точки зрения строгой христологической терминологии Коптская церковь является миафизитской, хотя в европейской церковной и исторической традиции 19 века часто именовалась монофизитской. Сама Коптская церковь признаёт монофизитство ересью, обвиняя византийскую Церковь в намеренном искажении смысла её учения.

С начала 8 века завоеватели начали проводить политику арабизации страны, вытеснения коптский язык, а также чиновников-христиан из органов управления. Введение социальных и бытовых ограничений, необходимость выплачивать подушную подать подталкивали коптов к обращению в ислам. В 9 веке христиане стали меньшинством населения Египта. Тем не менее, в 8-12 веках мусульманские власти отличались высоким уровнем веротерпимости, за исключением периода правления фатимидского халифа аль-Хакима (996-1021), подвергнувшего коптскую общину религиозным преследованиям. Патриарх Христодул (1047-77) перевёл резиденцию предстоятелей Коптской церкви из Александрии в столичный Каир, тем самым приблизив управление Церкви к египетским властям и одновременно символически подчеркнув изоляцию Коптской церкви от православных церквей. 12-13 века — короткий период возрождения коптской теологии, апологетики, церковно-исторической науки и канонического права. В период между 1279 и 1447 мамлюкские правители Египта провели около 8 кампаний по изгнанию коптских служащих с государственных постов и ужесточению налагаемых на христиан социальных и бытовых ограничений. Гонения привели к резкому сокращению численности Коптской церкви, закрытию храмов и монастырей, упадку церковной науки. В 14 веке прерывается фиксация хронистами церковной истории. Постепенное восстановление политической и экономической позиций коптской общины, оживление духовной жизни Коптской церкви пришлись на 17-18 века. Начиная с патриарха Бутруса VII (1809-1852), коптский клир стал возвращать себе утраченные влияние и авторитет в глазах египетских властей.

Правления Мухаммеда Али (1805-49), Саида-паши (1854-63) и хедива Исмаила (1863-79) стали для коптов-христиан эпохой активной интеграции в общественно-политические институты Египта. Важными вехами в этом процессе явились отмена в отношении коптов-христиан подушной подати (джизьи), распространение на них воинской обязанности, вхождение в качестве делегатов в египетский Консультативный совет. Предстоятельство патриарха Кириллуса IV (1854-61), получившего впоследствии титул «Отца коптского реформаторства», ознаменовалось фундаментальными преобразованиями в сферах образования, книгопечатания и богослужения. В последней четверти 19 — 1-й трети 20 века обострилось противостояние патриархата и коптской светской верхушки, учредившей в 1874 аль-маджлис альмилли (Совет общины). В то же время в Египте активизировалась прозелитская деятельность западных церквей. Возобновившиеся ещё во 2-й половине 16 века контакты с Римским престолом завершились расколом в Коптской церкви и образованием в 1895 году униатского Александрийского патриархата. В 1899 году из части паствы Коптской церкви была образована протестантская (пресвитерианская) деноминация, впоследствии получившая название Евангелическая церковь Египта — Нильский синод.

В правление короля Египта Фарука (1936-52) наблюдался рост исламистских настроений, который сопровождался постепенным вытеснением коптов из общественной и политической жизни Египта. Одновременно углублялся кризис в Коптской церкви, достигший своего пика в период, когда патриаршая кафедра была вакантна (1942-1944), и во время предстоятельств Макариуса III (1944-45) и Йусуфа II (1946-1956), низложенного по обвинению в симонии. Среди коптов началась эмиграция в страны Европы и США, где образовалась влиятельная коптская диаспора. Период предстоятельства Кириллуса VI (1959-71) стал эпохой подъёма Коптской церкви: восстановление монастырей, возрождение коптского монашества. Активная общественная и благотворительная деятельность Коптской церкви сопровождалась её вовлечением в межконфессиональный диалог в стране и за рубежом. Президент Египта Г. А. Насер лично заложил первый камень при постройке в Каире коптского собора Святого Марка, куда в июле 1968 года была торжественно возвращена из Италии часть мощей апостола Марка. Патриотический настрой коптского духовенства и общины проявился во время войн с Израилем 1956 и 1967, проводились мусульмано-христианские демонстрации национальной солидарности.

Избранный в 1971 году патриархом Шенуда III продолжил деятельность по укреплению Коптской церкви. Его многочисленные визиты за рубеж способствовали сплочению коптской диаспоры. Возглавившему ежемесячные собрания аль-маджлис аль-милли Шенуде III удалось исчерпать противостояние патриархата и светского руководства коптской общины, укрепить позиции Коптской церкви как символа идентичности общины. Вместе с тем рост исламистских настроений в Египте в правление президента А. Садата спровоцировал многочисленные столкновения на религиозной почве, сопровождавшиеся погромами церквей, убийствами и насилием. Произошёл новый виток христианской эмиграции. В знак протеста против попустительства исламскому экстремизму Синод Коптской церкви отменил пасхальные торжества 1980 года.

В ответ Садат обвинил Шенуду III в разжигании межобщинной розни и подрыве единства египетской нации. В 1981 году президент издал указ, отстранявший патриарха от обязанностей предстоятеля Коптской церкви. Были арестованы десятки духовных и светских лидеров коптской общины, патриарх сослан в монастырь Анба-Бешой. Пришедшее в 1981 году к власти новое египетское руководство предприняло ряд шагов по снижению межконфессиональной напряжённости. В 1985 президент М. Х. Мубарак разрешил патриарху вернуться к исполнению своих обязанностей. После объявления в 2003 году Рождества национальным праздником в Египте коптские рождественские и пасхальные богослужения стали регулярно транслироваться по государственному телеканалу.

Современное положение. Каноническая территория Коптской церкви, помимо Египта, охватывает Ливию и Судан. Коптская церковь включает 11 митрополий, 54 епископства в Египте и за его пределами (в Европе, Австралии, Северной и Южной Америке находятся 12 епархий Коптской церкви), 9 викариатств. Имеются также 5 патриарших экзархов, 11 епископов-настоятелей патриарших монастырей, 7 титулярных епископов, хорепископ, патриарший викарий. Всего в Коптской церкви насчитывается около 2 тысяч приходов; к началу 21 века было 22 мужских монастыря (18 в Египте и 4 в Палестине) и 7 женских.

Коптская церковь является церковью-матерью для автокефальных Эфиопской церкви (с 1959) и Эритрейской церкви (с 1998). В 1994 Коптский патриархат принял под свою юрисдикцию в качестве отдельной митрополии Британскую православную церковь, ведущую своё апостольское преемство от сирийской нехалкидонской Церкви.

Предстоятелем Коптской церкви является патриарх, его титул — Александрийский папа и патриарх всея Африки на Священном апостольском престоле Святого Марка, первосвященник Египта, Пентаполиса, Ливии, Нубии, Судана, Эфиопии, Эритреи и всея Африки. Патриарх избирается пожизненно из числа монахов и не должен быть моложе 50 лет. Поместный собор из духовенства и мирян (в соборе 1971 года впервые участвовали представители Эфиопской церкви) выдвигает наиболее достойные кандидатуры, выбор из 3 претендентов производится посредством жребия. Высший орган управления Коптской церкви — Священный Синод из 101 члена (на 2008), собирающийся ежегодно в канун Пятидесятницы. В Синод входят патриарх, епископы, настоятели крупнейших монастырей и члены Духовного совета при патриархе.

Богослужение ведётся на арабском и коптском языках. Служатся литургии святителей Василия Великого, Григория Богослова и Кирилла Александрийского. Каноническое право основано на номоканоне Ибн аль-Ассаля (13 век). Семь таинств догматически и литургически сходны с православными. Церковные праздники отмечаются по юлианскому календарю. Сохранившееся у коптов мужское обрезание воспринято из семитской традиции и получило религиозную коннотацию лишь в 11 веке . При входе в храм положено снимать обувь. Жертвенника в алтаре нет, иконы и фрески в храмах немногочисленны. Молиться принято семь раз в сутки, обратясь на восток, обязательно в головных уборах, мужчины отдельно от женщин. С 1981 года женщины возводятся в чин диаконис без рукоположения и права прислуживать на литургии.

Духовные семинарии находятся в Каире (основана в 1893) и Александрии (основана в 1972). Печатный орган Коптской церкви — журнал «Аль-Кераза», большим влиянием пользуется коптский еженедельник «Ватани».

Коптская церковь находится в евхаристическом общении с другими нехалкидонскими церквами.

С 1948 года является членом Всемирного совета церквей. С 2001 Коптская церковь и Александрийская православная церковь (Александрийский греко-православный патриархат) взаимно признают таинства крещения и брака.

Лит.: Порфирий (Успенский), архимандрит Вероучение, богослужение, чиноположения и правила церковного благочиния египетских христиан (коптов). СПб., 1856; Khs-Burmester О. Н. Е. The Egyptian or Coptic church. А detailed description of her liturgical services and the rites and ceremonies observed in the administration of her sacraments. Le Caire, 1967; Roncaglia М. Histoire de l’Eglise copte. 2 éd. Beyrouth, 1985-1987. Vol. 1-2; Patrick Th. Traditional Egyptian Christianity. А history of the Coptic orthodox church. Greensboro, 1996; Between desert and city: the Coptic orthodox church today. Oslo, 1997; Meinardus О. Two thousand years of Coptic Christianity. Cairo, 2002; Кобищанов Т. Ю. Христианские общины в арабо-османском мире. М., 2003.

Т. Ю. Кобищанов.

Монофизиты

Но Александрия продолжала оставаться великим соперником Константинополя, и религиозный спор между ними продолжался.

В 398 г., к примеру, Иоанн Хрисостом был назначен епископом Константинополя. Его второе имя, по-гречески «златоуст», было дано ему вскоре после смерти в память о его красноречии.

Епископ порицал стремление к роскоши и безнравственность и не щадил никого, даже императрицу. Раздраженная императрица решила отправить Хрисостома в изгнание и нашла себе союзника в Теофиле, который был тогда епископом Александрии и предшественником Кирилла. Несмотря на некоторые трудности, они добились своей цели, и Хрисостом (Иоанн Златоуст) умер в изгнании. Александрия снова победила.

Здесь дело касалось личностей. Более опасная борьба идеологического характера охватила оба города.

В 428 г. Нестор, священник сирийского происхождения, стал епископом Константинополя в период правления императора Феодосия II. В это время ариане и другие еретики прошлого подлежали смертной казни.

Нестор начал новую дискуссию о природе Иисуса. Было уже общепринято, что Иисус имеет божественную сущность, теперь, когда арианство было полностью подавлено, но стоял вопрос о его человеческой сущности, и возник спор о том, как соотносятся между собой эти два аспекта.

Нестор полагал, что Христос был человеком, который преодолел человеческую слабость и стал Мессией. На этом основании он считал Деву Марию не Богородицей, а человекородицей. Ее можно называть матерью Христа, но не Бога. Согласно этой точке зрения, которую назвали несторианством, в Иисусе человеческое и божественное начала пребывают лишь в относительном соединении, никогда полностью не сливаясь.

Это был по меньшей мере частичный шаг в сторону арианства, и снова Александрия вела борьбу против этой точки зрения. Кирилл Александрийский был безжалостным врагом. Феодосий II созвал Третий Вселенский собор в 431 г. в Эфесе — городе на побережье Малой Азии, сопровождавшийся ожесточенными спорами епископов. Собор осудил несторианство и принял Деву Марию Богородицей. Сам Нестор был отстранен от своего поста и отправлен в изгнание в Верхний Египет.

И вновь победила Александрия.

Несмотря на это, несторианство продолжало существовать в Малой Азии и Сирии, и в конце концов, когда давление государства стало слишком сильным, несторианцы отправились в изгнание на восток, в Персию. Благодаря им в конечном счете греческая культура достигла и Китая.

Но затем константинопольский архимандрит Евтихий принял противоположную точку зрения. Он утверждал, что Иисусу присуща одна природа — божественная, а не две — божественная и человеческая. Так возникло учение монофизитов (с греческого «одна природа»), получивших поддержку в Египте, но с презрением отвергнутых в Константинополе.

Кирилл Александрийский умер в 444 г., а его преемник был убежденным монофизитом. Спор стал серьезным и опасным, так же как и арианский вопрос 100 лет назад, и Феодосий II не знал, как справиться с этим.

Но Феодосий II в 450 г. умер, его преемник Марсиан твердо придерживался убеждений о двойной природе Иисуса. Он созвал Четвертый Вселенский собор в 451 г. в Халкедоне — пригороде Константинополя, прямо у пролива в Азию.

Здесь в конце концов Александрия проиграла. Доктрина о двойной сущности, принятая и в Константинополе, и в Риме, стала частью католических догм, и учение монофизитов было объявлено ересью.

Древние восточные (нехалкидонские) церкви

Евтихия отправили в изгнание.

Александрия, однако, не смирилась с поражением. Она упорно придерживалась учения монофизитов, в первую очередь потому, что Константинополь был ее противником.

Религиозный раскол в империи (продолжавшийся, несмотря на очередные вселенские соборы) стал еще опаснее из-за военных неудач, постигших империю после смерти Феодосия I.

В этот период на трон взошли два его юных сына — один на востоке, другой на западе, и после этого империя больше никогда не была полностью единой. Появились две половины, обычно обозначаемые как Восточная Римская империя и Западная Римская империя. Феодосий и Марциан, главенствовавшие на Третьем и Четвертом Вселенских соборах, в таком же порядке были императорами Восточной Римской империи. Естественно, Египет тоже был частью Восточной Римской империи.

Больше всего из-за этого пострадала Западная Римская империя. За столетие после смерти Феодосия I гунны и различные германские племена проходили маршем по европейским провинциям империи. Вандалы, одно из германских племен, даже пересекли узкий пролив к югу от Испании, вошли в Африку и создали царство с центром около Карфагена. Некоторые провинции Восточной Римской империи были также временно захвачены. Но Египет не пострадал.

В 476 г. Западная Римская империя прекратила существование, в том смысле, что последний признанный император был низложен.

Но оставалась Восточная Римская империя, и на некоторое время показалось, что она сможет вернуть утраченное. Император Юстиниан взошел на трон в 527 г. и отправил свои армии на запад, чтобы освободить провинции, оккупированные варварами.

Этим армиям удалось разрушить царство вандалов в Северной Африке и объединить этот регион с Восточной Римской империей. Италия, таким образом, была отвоевана, а также часть Испании. Казалось, угроза от варваров, как во времена Аврелия два с половиной столетия назад, будет ликвидирована.

А пока завоевания на западе обострили проблемы Юстиниана в отношении религии. Юстиниан был пылким католиком, и во время его правления о язычестве уже никто не вспоминал. В 529 г. он закрыл Академию в Афинах после почти девятивекового существования, и печальные философы отправились в изгнание в Персию. В этом столетии также был разрушен храм Исиды на острове Филе, и древняя египетская религия умерла практически через четыре тысячи лет после Менеса. Юстиниан также сурово обошелся с иудеями и другими ересями прошлого.

А что же с монофизитами? Влияние монофизитства усиливалось в Египте и Сирии, и Юстиниан был в растерянности. Его жена Феодора была убежденной монофизиткой. Кроме того, его новые завоевания на западе были явно антимонофизитскими, и общество требовало строгих мер против этой ереси.

Юстиниан ничего не хотел делать, чтобы отчуждать западные провинции, отвоеванные с такими трудностями, но и не желал ослаблять свою власть над важными и богатыми провинциями — Египтом и Сирией.

В 553 г. он созвал Пятый Вселенский собор, состоявшийся в Константинополе, где попытался успокоить монофизитов и добиться единения. Власть императора была употреблена на то, чтобы убедить епископов Александрии и Рима согласиться с решениями собора, но это не удалось. Большинство христиан на западе, как и большинство христиан в Египте и Сирии, сопротивлялись всякому компромиссу.

На самом деле усилия Юстиниана способствовали продвижению монофизитства как национального движения в Египте и Сирии. Например, в Египте, где греки Александрии и других мест под давлением императора стали склоняться к позиции Константинополя, египтяне активно настаивали на монофизитстве. Они даже начали использовать собственный язык (с буквами, заимствованными из греческого) в своих богослужениях, с презрением отвергая греков Константинополя и Александрии.

Национальный язык стал называться коптским (искаженное «египетский»), и таким образом Египетскую церковь монофизитов иногда называют Коптской церковью.

В какой-то степени Коптская церковь была свидетельством возрождения Египта. Несмотря на века чужеземного господства, Египет упрямо настаивал на своей особенности, сохраняя свою культуру и религию. Он остался самим собой после ассирийского, персидского, греческого и римского завоеваний.

Только с приходом христианства Египет уступил и принял новый образ жизни, принесенный извне. И даже тогда Египет стремился придать христианству свои национальные особенности и в итоге нашел разновидность, которую мог сделать своей. Коптская церковь стала национальной контратакой Египта против католического христианства греческого Востока и латинского Запада.

ИСТОРИЯ

Считается, что копты являются прямыми потомками древних египтян. Само слово "копт" происходит от греческого "айгюптос" и означает просто "египтянин". Кроме того, современный коптский язык успешно использовался учеными для расшифровки древнеегипетских папирусов. Но сегодня коптами называют только особые группы христианского населения Северной Африки — в основном Египта и Эфиопии.

Основал коптскую церковь сам св. Марк Евангелист. Он прибыл в Африку в 47-48 гг и проповедовал в Александрии, тогдашней столице Египта. В 69 году св. Марка замучали римляне. Копты считают св. Марка своим первым патриархом. Часть его мощей хранится в коптском храме в Александрии.

Распространению христианства в Египте способствовало в первую очередь его соседство со Святой Землей и наличием святых мест, впрямую связанных со святым Писанием: именно на берегах Нила почти четыре года прятался маленький Иисус вместе с Девой Марией и ее мужем Иосифом от преследований царя Ирода. И сегодня места, где останавливалось Святое Семейство, являются предметом паломничества христиан со всего мира.

Большинство коптов называют себя православными, но в мире их считают представителями "древних восточных" или "дохалкидонских" церквей. Тысячелетия древние египтяне, а затем и копты верили в умирающего и воскресающего бога Осириса. Так что христианство быстро прижилось среди них.

Многие копты находились на римской службе и не без успеха распространяли христианство на просторах великой империи. С легионом из египетских Фив в 285 году пришел в Гельвецию (Швейцарию — www.suisse.com) Святой Морис, и его останки покоятся в одноименном аббатстве в швейцарском кантоне Вале. Его соотечественники Феликс, Регула и Эксуперий, обезглавленные по приказу римского чиновника в местах, где располагается швейцарский кантон Гларус, были захоронены в Цюрихе. Эти коптские миссионеры стали символом Цюриха, и им нашлось место на гербе города (people.delphi.com/ivanor/zroaen0.htm). Сирийские и коптские монахи добрались и до Ирландии, и раннекельтские церкви поразительно напоминают коптские храмы своей архитектурой (www.celtic.org).

Александрия в начале нашей эры была одним из центров Средиземноморья, местом, где встречались египетская и греческая, римская и еврейская культуры. Благодаря деятельности возникших здесь первых христианских поселений город оказался среди пяти первых христианских столиц — вместе с Иерусалимом, Антиохией, Римом и Константинополем. Считается, что именно александрийская школа богословия (Климент, Ориген, Кирилл) пыталась привить христианству философский язык. Сегодня вблизи Александрии расположены четыре самых известных монастыря Египта, куда в праздничные дни стекаются и верующие, и ценители искусства. Как раз копты подарили христианскому миру монашество — оно возникло здесь уже в III в. С другой стороны, вблизи Файюма нашли древнейший фрагмент Библии — так называемый "риланский", размером с почтовую марку и датированный примерно 135 годом.

Свое летосчисление копты ведут от 284 года, начала "эры мучеников", когда на престоле Римской империи воцарился преследовавший христиан Диоклетиан. На последующие столетия приходится расцвет коптской культуры. Ведь какое-то время христианство оставалось официальной религией в Египте.

Официальная дата появления Коптской церкви — 451 год — год раскола, произошедшего на Халкидонском Соборе. Христологическое учение монофизитов, в какой-то степени из-за противостояния господству Византии, было отвергнуто большинством египетской иерархии и верующих. Попытки насильственно навязать решения Собора только усилили сопротивление. В конечном итоге возникла особая Коптская Церковь ("коптами" арабы и греки называли египтян) со своей литургической и богословской традицией. С V по IX век резиденция греческих патриархов находилась в Александрии, а коптских — в монастыре Св. Макария.
Копты очень почитались в Египте. Даже спустя более века после арабского завоевания страны в 639 — 641 годах их положение оставалось относительно благополучным: насильственного отказа от христианства никто не требовал, коптский язык использовался в официальных документах.

Но уже при Аббасидах (750 — 1258) жизнь коптов становится более тяжелой. Хотя они и продолжают занимать ответственные посты, дискриминационные законы, принимаемые после 850 года, усложняют их положение, но не настолько, чтобы копты исчезли окончательно. к середине IX века оказались в Египте меньшинством. Официальным языком страны вместо арабского становится коптский. Хотя исламское господство сопровождалось нередкими преследованиями коптов, бывали и периоды относительной свободы, и тогда Церковь вновь расцветала и создавала выдающиеся богословские и духовные произведения на арабском языке.

ИЗУЧЕНИЕ КОПТОВ

Хотя путешественники XVI и XVII веков неоднократно писали об удивительном
христианском меньшинстве посреди мусульманской страны, изучение коптской культуры насчитывает около полутора веков. Достаточно сказать, что, когда в 1858 году Огюст Марьетт основал в Каире Службу египетских древностей, Египет римлян и коптов вовсе не находился в сфере его интересов. Зато его сотрудники, Альбер Гайе (Gayet) и Жан Кледа, провели много лет в неустанных поисках и раскопках. Результаты их трудов поделены между парижскими и каирскими собраниями. Приятно, что еще одно вошедшее в историю археологии имя связано с Россией: Владимир фон Бок немало поспособствовал нынешним коптским богатствам Эрмитажа и ГМИИ имени А. С. Пушкина.

ЯЗЫК

Язык коптов является последней стадией развития языка древних египтян и был использован Франсуа Шампольоном при расшифровке древнеегипетских иероглифов.
Копские буквы похожи на греческие, из греческого же заимствовано много слов.

ЦЕРКОВЬ — СТРУКТУРА, РИТУАЛ

Вера
Копты относятся к монофизитам, то есть считают, что у Христа была единственная, божественная сущность.
Коптская церковь относится к восточной, православной ветви христианства, и в этом смысле копты — наши единоверцы. Но различий между нашим и египетским христианстов немало — и в теологии, и в традициях.

Храмы

Древний церковный центр — Александрия. Там находятся могилы всех предстоятелей Церкви, начиная от ап. Марка.
Нынешний центр Коптской церкви и вообще всего народа расположен в Каире, недалеко от станции метро Демердеш. Гигантский собор св.

древние восточные церкви

Марка, древний храм апп. Петра и Павла, множество служб и зданий.
Коптские церкви убраны просто. Например, в патриаршем соборе св. Марка в Каире, заложенном в 1969 году, к 1900-летию гибели основателя коптской церкви, — беленые, без фресок, стены. Основная часть иконостаса — просто резные деревянные панели, инкрустированные перламутром, и лишь верхний его ряд — собственно иконы. Иногда вывешивают иконы и на стенах храмов, как в знаменитой Подвешенной церкви в Старом Каире. Фрески встречаются изредка. Иконопись особая. Фигуры людей изображаются плоскими, пропорции не соблюдаются, детали не прописываются, как на рисунках детей.
Пожалуй, самое существенное внутреннее отличие — в большинстве храмов есть скамейки. Нетрадиционную для нас форму имеют и кресты — они ориентированы в двух направлениях, так что с какой стороны ни посмотри — виден Крест.
При входе в храм копты снимают обувь. Молятся семь раз в сутки, обратясь на восток, обязательно в головных уборах. Постятся большую часть года. Но в целом коптские храмы похожи на все православные храмы, особенно внутри — алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи.

Монашество

Египтяне дали христианскому миру монашество — традицию, ставшую неотъемлемой частью и русской культуры. Первый монастырь был основан в египетской Восточной пустыне преподобным Антонием Великим в начале IV века и существует поныне. Почти одновременно с ним в тех же краях возник монастырь св. Павла. На берегах Нила родились и жили такие почитаемые и россиянами святые, как преподобный Макарий Египетский, св.Екатерина, Мария Египетская.
В настоящее время происходит явное возрождение монашества, и немало молодых монахов, занимающихся сельским хозяйством и издательской деятельностью, вновь заселяют древние монастыри. В Церкви имеется двенадцать мужских монастырей с 600 монахами и шесть женских монастырей с 300 монахинями. Больше всего монастырей сосредоточено в Вади-эн-Натруне, в 60 милях к северо-западу от Каира. Режим в монастырях очень строг: монахи питаются главным образом хлебом и водой, много молятся.

Папа
Коптский Александрийский патриарх носил (и носит) титул папы с гораздо более ранних времен, нежели римский епископ.
Папа-патриарх избирается пожизненно на поместном соборе из самых известных монастырских духовников, много лет проживших в пустыне. После этого, он становится лидером нации и пользуется непререкаемым авторитетом.
Нынешний Папа Шенуда III (родился в 1923 году, избран в 1971 году) — глава Коптской церкви и единственный духовный лидер всего народа. Его титул: ПАПА Александрийский, Патриарх престола св. Марка.
Папа доступен, особенно для людей, приехавших издалека. Еженедельно он в сопровождении епископата проводит встречи с народом в соборе Св.Марка. Громадный храм заполняется народом, папа садится за стол на солее, произносит духовное слово минут на 40 и затем около часа без подготовки отвечает на записки, заранее опущенные в специальный сосуд, стоящий в храме.

Служба
Богослужебный язык, так же как у нас, отличается от разговорного. Здесь служат на коптском времен эллинизма — распространения греческого влияния на страны Средмиземноморья и дальше. Копты почитают Богородицу и святых.
Чин их литургии — более древний, чем наш, миряне причащаются как и священнослужители, беря Св. Дары (Тело Христово) в руки и отпивая из Св.Чаши (из рук священника). Перед причастием снимают обувь. Исповедь обязательна. Коптские священники ходят с крестами, сделанными, как правило, из кожи, и в шапочках-тюрбанах, к ним так же подходят под благословение.
Кладбище
Коптское кладбище сильно отличается от нашего. Могилы-склепы представляют собой небольшие, иногда изящно украшенные домики-часовни без крыши (она не нужна, так дождь бывает 3-4 раза в году). Сюда приходят на целый день, чтобы побыть со своими усопшими родственниками. Здесь молятся, готовят пищу. Здесь даже можно жить. Примерно такие же, только с другой символикой могилы — и на исламских кладбищах. В годы войн они заселялись беженцами.

Праздники

Жам эн-Нессим — праздник весны. Этот праздник (его название переводится с арабского как "аромат западного ветра") уходит корнями в Древний Египет, где его отмечали фараоны. Назывался он Опет. Праздник весны, сопровождаемый массовыми выездами за город и пикниками, приходится у коптов на пасхальный Понедельник (совпадает с православной Пасхой).
Коптское Рождество. Этот праздник копты всегда отмечают 7 января.

Духовное обучение

В Египте имеется немало воскресных коптских школ. Главная духовная семинария Коптской Церкви расположена в Каире неподалеку от собора Св. Марка. Почти половина священников закончило эту семинарию. Многие миряне изучают здесь на вечерних курсах Священное Писание и богословие. Основанный в 1954 году Коптский институт высших исследовании расположен на территории патриархата и является важным экуменическим центром по изучению коптской христианской традиции.

Проблема церкви — мусульманский фундаментализм
Рост мусульманского фундаменталнзма в Египте создает для Коптской Церкви новые проблемы. Вслед за антикоптскими выступлениями фундаменталистов в конце 1970-х годов президент Садат в 1981 году заключил папу Шенуда III под домашний арест в одном из монастырей и не выпускал до 1985 года. Считается, что правительство пошло на эту меру, чтобы продемонстрировать свою беспристрастность по отношению к конфликтующим сторонам. Тем не менее, такого рода вмешательство в дела Коптсткой Церкви обеспокоило многих христиан в Египте. В 1997 году участились нападения исламских вооруженных групп на коптов.

Расширение церкви
Между тем, в последние годы чувствуется оживление коптской церковной жизни в мире и рост ее влияния. 19 июля 1994 года Коптский православный патриархат принял небольшую Православную Церковь Британских островов под свою юрисдикцию в качестве отдельной епархии, распространяющейся на Великобританию и Ирландию. Эту Церковь переименовали в Британскую Православную Церковь, а ее предстоятель, митрополит Серафим Гластонберийский, получил новое имя авва Серафим Эль Суриани
Коптская церковь и РПЦ
Коптская церковь — прямая предшественница русской. В V веке после того, как Египет стал частью Византийской империи, в Александрийской церкви произошел раскол. Византийцы образовали собственную церковь, в Александрии возник второй, греческий, патриархат. Ну а из Византии в Х веке христианство пришло в русские земли.

КОПТЫ-ЗНАМЕНИТОСТИ

Коптами были Св. Афанасий, автор праздничной православной церковной литургии Св. Василий и основатель монашеского и отшельнического движения Св. Пахом (www.ocf.org/orthodoxpage/reading/St.Pachomius/index.html), равно как и бывший Генеральный Секретарь ООН Бутрос (Петр) Бутрос-Гали. Все они — потомки фараонов.

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

Коптская культура — это удивительный сплав египетских, греческих и христианских
мифов. Один из крупнейших исследователей коптских древностей, Александр Каковкин,
утверждает, что копты воспринимали языческие божества и героев христианскими
персонажами: "Так, Иустин Философ, или Мученик (ум. ок. 165), в мифах о Дионисе,
Геракле, Асклепии видел искаженные библейские пророчества о Спасителе. Особенно
много общего Иустин находил между Христом и Иосифом"
Едва ли не самое интересное в коптском искусстве — ткани. Ткали в основном
гобеленовой техникой. Среди излюбленных мотивов — подвиги Геракла и история
Иосифа.
Вообще Коптские памятники древности в Египте бережно охраняются, восстанавливаются, на всех висят государственные таблички. Сокровища коптской культуры хранятся в Каирском музее Коптов. А туристов непременно возят на руины древнего христианского монастыря V в. близ Саккары — города мервых при древней столице Египта Мемфисе.

ОБЩИНА

Сейчас копты составляют около 8-9% населения Египта. В руководстве страны нет ни одного копта.
Копты — самая многочисленная христианская община на Ближнем Востоке, заметное и активное меньшинство в Египте. Не исключено, что приводимая ниже численность коптов сильно занижена: папа Шенуда III заявил в феврале 1995 года, что Коптская Церковь насчитывает восемь миллионов верующих.
Живут копты по преимуществу городами и районами. В Каире несколько коптских районов. Их можно отличить по обилию храмов (а всего в Египте их около 1000), портретам Папы Шенуды или предыдущего папы Кирилла в магазинах и аптеках. Проезжая по Каиру нередко можно увидеть колокольни и кресты над куполами. Есть и несколько городов, в большинстве своем населенных коптами.

Африкана по материалам:
Алексей Мокроусов, Христиане в Египте, Новое время, №44 5 ноября 2000
Копты: православные люди в Африке, "Труд", 18 января 2000 года
Загадочные копты, Ортодокс ру, http://www.orthodoxy.ru/koinonia/EL_Coptic.html

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *