Древнерусские жития святых как исторический источник : исследование В. Ключевскаго. — Москва : издание К. Солдатенкова, 1871. — III, 465, IV, III с. ; 20 см. —
Указатель рассмотренных житий и сказаний в азбучном порядке имен святых и монастырей: с. I-IV.
Экземпляр РГБ со штампом: Из книг О. Д. Карнеева.
Исследование известного русского историка Василия Осиповича Ключевского (16.01.1841 – 12.05.1911) посвящено одной из наименее разработанных тем в русской исторической науки XIX в. – установлению степени достоверности информации, которой обладают Жития древнерусских святых XI – начала XVII в. Для изучения Житий В. О. Ключевский привлек широкий круг источников, в том числе неопубликованные рукописные и архивные материалы. В этих источниках исследователь надеялся найти новый, обогащенный достоверными фактами, материал для изучения вопросов участия древнерусских монастырей в колонизации Северо-Восточной Руси. Эта работа стала его магистерской диссертацией, которую В. О. Ключевский блестяще защитил на историко-филологическом факультете Московского Университета в 1871 г. Большое внимание исследователь уделил поиску источников, образцов, приемов и форм для создания Житий древнерусских святых. Весьма критический подход в их изучении, который не был свойственен церковно-исторической историографии XIX – начала XX в., был задан данной работой В. О. Ключевского. Это определило дальнейший научный подход исследователей при изучении истории Русской Православной церкви. Несмотря на яркие характеристики разных сторон древнерусской духовной и светской жизни, В. О. Ключевский остался скептиком в вопросе привлечения Житий древнерусских святых как исторического источника .

  • Авторы
  • Файлы
  • Литература

Петрухин С.С. 1 1 ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» 513 KB 1. Антонова М.В., Семенюк Ю.В. Общие принципы композиционного строения славяно-русских переводных житий Киевского периода // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2008. – №1. – С.147-155. 2. История русской литературы. / Под ред. Пруцкова Н.И. – В 4-х томах. . Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/160882

Житие – распространенный жанр древнерусской литературы – буквально соответствует греческому «жизнь» и латинскому «vita». Он представляет жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов – основателей монастырей, реже биографии светских лиц, но только тех, которые считались церковью святыми. Отсюда жития в науке часто обозначаются также термином «агиография» (от agios – святой и grafo – пишу). Агиография – искусство дореалистическое, ближайшей параллелью которому может быть древнерусская иконопись. В человеке устранялись все черты его индивидуальности, «временности», он становился обобщенным воплощением либо добра, либо зла.

Составление житий требовало соблюдения правил и стиля изложения. К ним относилось: неторопливое повествование в третьем лице, композиционное соблюдение трех частей: вступления, собственно жития и заключения. Главное действующее лицо изображалось непреложно святым, а отрицательный герой вводился для контраста и действовал на заднем плане. Жанр жития неподвижен, он исключает описание становления характера и сводится обычно к подбору материала для иллюстрации святости героя.

По объему излагаемого биографического материала выделяют два вида жития:

1) биографическое (биос) дает описание жизни христианского подвижника от рождения до смерти

2) мученическое (мартириос) рассказывает только о мученической смерти святого.

В композиционном отношении жития строились по строгому тематическому плану (композиционному канону), который включал в себя «стандартные» положения и мотивы, «общие места». Как правило, к ним относились следующие эпизоды:

– Рассказ о благочестивых родителях.

– Благочестие проявляется с младенчества.

– Чуждается сверстников, не играет в игры, уединяется.

– Семи лет отдают в учение, он быстро овладевает грамотой и читает божественные книги.

– Решает посвятить себя Богу, избирает форму подвижничества и приступает к ней.

– Терпит невзгоды и искушения, но всегда одерживает чудесную победу по вере своей.

– Предсказывает день и час своей кончины молится и благочестиво умирает, окруженный учениками или принимает мученическую смерть. Тело его остается нетленным.

– Посмертные чудеса – самая главная часть, доказывающая право подвижника называться святым: чудеса на могиле, от мощей, от икон святого, в тех местах, где он жил.

Жития в древнерусской литературе в течение семи веков претерпели определенные изменения. Современные исследователи выделяют четыре этапа развития древнерусской агиографии.

На первом этапе развития жанра широко распространяются переводные византийские жития, но уже первые русские жития отступают от традиционной схемы в сторону сближения с реальной жизнью.

Второй этап в эволюции русской агиографии (конец XIV – начало XV вв.) связан с так называемым вторым югославянским влиянием. В житиях расцветает торжественный риторический высокопарный стиль.

В XVI в. – третий этап развития древнерусской агиографии – жанровые критерии в русской литературе снова укрепляются. Создаются монументальные житийные своды. Жития для них специально перерабатываются, по возможности сглаживаются различия между ними, все подводится под общую государственную концепцию (обоснование государственного и церковного единства), пишутся в официозном, пафосном, риторическом стиле, приподнято взволнованным старославянским языком.

Четвертый этап развития древнерусской агиографии – XVII век. Происходит окончательная ломка жанра, завершающаяся его отрицанием в форме пародии. Именно в это время в развитии житийного жанра намечаются две различные линии:

1) отказ от биографизма, усиление бытовых деталей и сюжетных подробностей,

2) подчеркнутый биографизм, выделение одной центральной фигуры и подробное описание ее истории и ее внутреннего мира.

Первая линия приведет к бытовым повестям и авантюрным новеллам, вторая – к психологическим повестям и историко-мемуарной прозе.

По преданию, Нестору-летописцу принадлежит авторство трех первых дошедших до нас житий – двух житий первых христианских мучеников князей-братьев Бориса и Глеба и житие игумена Феодосия – основателя Киевской лавры.

«Житие Феодосия» своей композицией и основными сюжетными мотивами вполне отвечает требованиям византийского агиографического канона: в начале жития повествуется о рождении будущего святого от благочестивых родителей, о его пристрастии к учению и чтению «божественных книг». Отрок Феодосий чуждается игр со сверстниками, усердно посещает церковь, предпочитает заплатанную одежду одежде новой, в которую настойчиво одевает его мать. Став иноком, а затем и игуменом Киево-Печерского монастыря, Феодосий поражает всех своим трудолюбием, исключительным смирением. Он, как и подобает святому, творит чудеса: одолевает бесов, по молитве его пустой сусек в монастырской кладовой наполняется мукой, «светьл отрок» приносит золотую гривну в тот момент, когда братии не на что купить еду. Феодосий заранее знает день своей кончины, успевает наставить братию и попрощаться с ней; когда он умирает, князю Святополку дано увидеть «стълъп огньн, до небесе сущь над манастырьмь».

Трагическому сюжету посвящены два агиографических памятника: «Чтение о житии и о погублении… Бориса и Глеба», написанное Нестором, и «Сказание о Борисе и Глебе» (автор неизвестен, написано в начале XII в.) Согласно летописной версии после смерти Владимира один из его сыновей – удельный князь Святополк захватил великокняжеский престол и задумал истребить своих братьев, чтобы «принять власть русскую» одному. Первой жертвой Святополка был ростовский князь Борис, а затем убийца «вынез нож, зареза Глеба».

Разница в приемах агиографического повествования в «Житии Феодосия Печерского» и «Сказании о Борисе и Глебе» объяснима спецификой жанра. Рассказ о святом подвижнике, подвизающемся в пустыне, монастыре, традиционно допускал большее отражение вещного мира, более живую характеристику персонажей, чем житие-мартирий (рассказ о мученической смерти), где все внимание было сосредоточено на изображении страданий святого и прежде всего величия его духа перед лицом смерти. Отсюда и большая скупость деталей, и большая условность характеристик, и – с другой стороны – большая эмоциональность молитв или обличений.

Библиографическая ссылка

Петрухин С.С. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АГИОГРАФИИ В ЛИТЕРАТУРЕ КИЕВСКОЙ РУСИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-2. – С. 119-120;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=5236 (дата обращения: 25.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

М.: Наука, 1989. — 512 с.

Репринтное издание 1871 года. Русский историк Василий Осипович Ключевский (1841-1911) впервые в отечественной историографии, исследовав жития XII-XVII вв., дал картину развития русской агиографии, методы научной критики житийных текстов, позволяющие установить верное соотношение между действительными событиями и позднейшими простодушными или тенденциозными преданиями. Очищенный научной критикой, этот источник в дальнейшем активно использовался самим Ключевским в его знаменитом Курсе русской истории, а также более поздними авторами для характеристики быта, культуры, народного сознания, хозяйственного и культурного освоения территории Северо-Восточной Руси, составившей основу будущего Русского государства. Эта книга стала событием не только научной, но и общественной жизни 70-х годов XIX в. И сегодня она не утратила научного значения, помогая современному читателю понять исторический опыт тысячелетней христианской культуры на Руси. Для всех, изучающих отечественную историю. Оглавление:
Введение.
Древнейшие предания о ростовских святых в позднейшей литературной обработке.
Древнейшие жития на Севере.
Киприан и Епифаний.
Пахомий и Логофет.
Русские подражания до Макарьевского времени.
Жития Макарьевского времени.
Перечень позднейших житий и редакций.
Общие замечания.
Приложения.
Указатель.
Послесловие (А.И. Плигузов, В.Л. Янин).
Археографический обзор рукописных источников, упоминаемых в книге В.О. Ключевского (А.И. Плигузов).
Список печатных изданий, цитируемых в книге В.О. Ключевского (Н.А. Кобяк, А.И. Плигузов).[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *