Раздел 2. Формирование и развитие древнерусского искусства.

Тема 2. 1. Древнерусское искусство IX – первой половины XIII в.

1. Истоки и первоосновы русского искусства.
2. Возникновение и формирование государственности Руси.
3. Система ценностей древнерусского искусства.
4. Локальные особенности в архитектуре отдельных княжеств периода феодальной раздробленности.
Семинарские (практические) занятия
Тема 2.1.1. Роль христианства в развитии древнерусского искусства.
Вопросы:
1. Византийское влияние и самобытность древнерусской архитектуры и живописи.
2. Храмовое искусство как синтез многих видов искусств (архитектура, мозаика, фрески, живопись).
3. Храмы Святой Софии на Руси и их характерные особенности.
Тема 2.1.2.Прикладное искусство на Руси.
Вопросы:
1. Источники прикладного искусства на Руси.
2. Ювелирное искусство как связь духовного и материального.
3. Древнерусское гончарное ремесло и мастерство деревообработки.
Самостоятельная работа.
Задание 2. 1.1. Памятники Киевской и Владимиро – Суздальской архитектуры IX – первой половины XIII веков. (Общее и особенное).
1. Определить основные Киевские и Владимиро-Суздальские памятники архитектуры указанного периода.
2. Выделить архитектурные направления, стили и их особенности.

3. Показать их роль в развитии древнерусского искусства.

4. Составить таблицу по предложенной схеме.

Памятники Киевской архитектуры

Памятники Владимиро – Суздальской архитектурной школы

Общее

Особенное

Литература.
Афанасьев К.Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М., 1961.
Брунов Н.И. Мастера древнерусского зодчества. М., 1983.
История русского искусства. Т. 1. — М., 1991.
Лифшиц Л.И. История русского искусства. Т. Русское искусство X-XVII веков. М., 2001.
Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1996.
Рапацкая Л. А. Русская художественная культура: Учебное пособие. – М., 1998.
Термины и определения.
Алтарный образ– живописная картина (реже – скульптура), расположенная в христианской церкви на алтаре, выше него или за ним. Изображения могут быть различны по величине, формату и количеству (диптих, триптих, полиптих). Могут быть небольшими и переносными или закреплёнными на месте.
Алтарь – часть христианской церкви, где располагается хор и священнослужители. Первоначально отделялась от нефа. Название возникло в средние века, когда алтари стали возвышаться над уровнем нефа, от которого они отделялись алтарной преградой, также называемой алтарём, с изображением Распятия (у католиков) или в виде иконостаса (у православных).
Арка– в архитектуре криволинейная конструкция, перекрывающая проём в стене или пространство между двумя опорами.
Базилика – прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно три или пять) частей – нефов (кораблей); средний неф, завершающийся апсидой, выше и шире боковых и освещается через окна над крышами боковых нефов; вход в базилику обычно через нартекс (притвор, помещение с западной стороны христианских храмов, предназначавшееся для лиц, не имевших права присутствовать на богослужении.
Гривна – шейное украшение, часто изготавливавшееся из драгоценных металлов — золота или серебра. Позже значение слова трансформировалось и стало платёжно-денежным понятиям.
Жанр – особый вид произведения в рамках художественной формы, отличающийся своей структурой, содержанием или стилем.
Кресто́во-ку́польный храм — основной тип православного храм, господствовавший в архитектуре Древней Руси. История строительства в России каменных крестово-купольных храмов началась с возведения в Киеве Десятинной церкви (989—996 гг) и продолжается в XXI веке в связи с активным церковным строительством по всей России (как восстановлением разрушенных за годы советской власти храмов, так и проектированием новых соборов и церквей).
Миниатюра – красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг. В изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, отличающееся богатством и декоративностью форм, фактуры, орнаментальностью, тонкостью технических приемов. Мозаика — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты керамических плиток и других материалов.
Неф – в архитектуре – центральная часть церкви между хором и входом.
Окла́д — накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно: лика и рук — так называемого лично́го письма), для которых сделаны прорези; значимый вид русского декоративно-прикладного искусства.
Привески — вид подвесных украшений к одежде, сбруе, утвари и т.д. Делались из кости, дерева, раковин, металла.
Фреска — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую пленку, делающую фреску долговечной.
Чернь — традиционное название для черного цвета в геральдике.
Искусство Руси, как и всей культуры, складывается одновременно со становлением государственности. Оно унаследовало оригинальный опыт искусства восточных славян с отдельными региональными чертами (полян, древлян, радимичей и т.д.)
Русь из непрочного племенного союза превратилась в единое раннефеодальное государство с двумя основными центрами Киев (юг) и Новгород (север), княжества со своими культурными традициями поклонялись своим божествам и даже имели собственные денежные системы.
На своеобразие русского искусства большое влияние оказали особенности природы России. Суровый климат русской равнины, лес, реки, степи, бескрайние просторы — все это формировало его основы.

Географическое положение способствовало развитию дипломатических, торговых и культурных отношений. Такие связи с южными соседями — Болгарией, Византией подготовили почву для принятия христианства, которое повлияло на все виды искусства Руси. Н., Путь из варяг в греки.
Русская государственность, культура и искусство формировались на основе славянского язычества, которое «состояло в обожании природы, в признании мыслящей человеческой силы за предметами и явлениями внешней природы, в поклонении солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям, птицам, камням и т. п.» (Н. И. Костомаров). Культура славянских племен лежала в основе русского искусства.
Славянские племена населяли южные земли Восточной Европы за много веков до образования Киевского государства. Их культура была языческой, а потому большинство тех произведений искусства, которые известны нам благодаря археологическим раскопкам, связаны с глубокой верой в магическую силу явлений природы, тайны которой они никак не могли объяснить, а также с их поклонением языческим богам.
Одним из них являлся Велес (Волос). Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой
неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом — вдох, после печали — радость.

Велесова книга – уникальный письменный памятник славянской дохристианской культуры. Его происхождение и история окутаны тайной. До сих пор ведутся споры о том, подделка это или утерянное наследие.
«Велесова книга» — священное писание славян. Была написана на деревянных дощечках (43 доски) в V-IX столетии волхвами Русколани и Древнего Новгорода. Содержит мифологию славян, тексты молитвенные, легенды и рассказы о древней славянской истории с XX тысячелетия до нашей эры по IX век нашей эры Основа всего — Великая Любовь, помогающая в испытаниях.
Когда Владимир стал княжить один в Киеве, он решил создать общегосударственный языческий пантеон: «поставил кумиры на холме за теремным дворцом: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами и Хорса, Даждьбога и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь».(Повесть временных лет)
И на протяжении всех исторических периодов русского искусства эти боги отображались и в литературе, и в живописи, и скульптуре.
Перун — бог грозовых туч, грома и молнии.
У Перуна мысли быстры,
Что захочет — так сейчас.
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз.
К. Бальмонт
Хорс — бог солнечного диска, око неба. Ласковый и добрый бог, который всем отдаёт своё тепло. Победить его никто не может, потому что подступиться к нему нельзя: поднимается он выше всех на небе.
Даждьбог — бог Солнца, податель тепла и света. Его имя слышится в самой краткой, дожившей до наших дней, молитве: «Дай, Боже!»
Древние славяне считали Солнце, Молнию и Огонь — два небесных Пламени и одно земное — родными братьями, сыновьями Неба и Земли.
Стрибог – бог воздушных стихий, верховное божество неба и вселенной. Дышит ровно и шумно, гуляет по морским просторам. А если прогневается – загудит, закрутит, завоет, облака соберёт, волну поднимет, корабли разбросает, а то и потопит.
Симаргл — Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы. Может оборачиваться священным крылатым псом. С Огнем славяне связывают возникновение людей.
Макоша ( Мокошь) – покровительница женских работ, прядения и ткачества. Также земледельческое божество, мать урожая, богиня изобилия. Цветок – мак, пьянящий как любовь. От названия этого яркого цветка, который девушки вышивали на свадебных рушниках, — имя богини.

Стрибог

Симаргл

Даждьбог

Хорс

К сожалению, этим путем князю Владимиру не удалось объединить народ, и он пришел к убеждению принятия христианства.
Русь X-XI веков — эпоха славы и могущества единого феодального государства со столицей в Киеве. Это был период политического и экономического расцвета. В 988 году при князе Владимире официальной религией стало христианство. Это способствовало укреплению связей Руси со странами Западной Европы и с Византией, где христианство существовало с IV века. На Руси была принята и новая система письменности. Из Болгарии пришел тогда алфавит, которым, правда, с некоторыми изменениями, мы пользуемся и до сих пор. Разработанная к этому времени византийскими теологами иконография искусства была также воспринята Русью.
Тот пласт искусства, который пришел на Русь с принятием христианства, приобщил его к высокоразвитому искусству Византии, а через неё к восприятию античности и позволил создать феномен русского средневекового искусства с собственными ценностными ориентациями.
Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим крещение и, таким образом, предопределила принятие православия всем древнерусским народом.
Крещение было пробуждением русского духа, — призывом от поэтической мечтательности к духовной трезвости и раздумью. (Г. Флоровский).
Свято – Ильинская церковь — первый православный храм Киевской Руси. Согласно приданию, церковь Святого Ильи построена киевскими князьями Аскольдом и Диром. Они, будучи язычниками, предприняли поход на Константинополь, пытаясь захватить город. Защищаясь от врагов, горожане во главе с императором и патриархом обратились с молитвой к богу и опустили ризу Божьей Матери в море. Далее летописец повествует, что ниоткуда взявшаяся буря потопила корабли руссов. Увидев такое чудо, князья Аскольд и Дир приняли крещение и, вернувшись в Киев, построили церковь Святого Ильи.
О том, как выглядела церковь вначале, сведений не сохранилось. Допускают, что храм был деревянным. В 1692 году на пожертвования мещанина Петра Гудимы, было построено каменное здание храма. Храм того периода был небольшим сооружением, которому присущи лаконичность и четкость форм, подчеркнутых сдержанным внешним декором. Первый храм на Руси стал прообразом многих храмов Святого Ильи, построенных не только на русской земле.
Недалеко от храма по «Повести временных лет» произошло крещение киевлян: «…вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр и сошлось там людей без числа. Вошли в воду, и стояли там одни до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле, по случаю стольких спасенных душ». («Повесть временных лет»). Там же построен памятник, посвященный крещению Руси.
В 996 году был построен первый каменный храм. Воздвигнутая в Киеве, недалеко от княжеских дворцов, эта церковь получает название Десятинной, так как на ее содержание князь Владимир пожаловал десятую часть своих доходов. Каждый храм по христианскому обычаю должен был посвящен какому-нибудь святому или христианскому празднику. Десятинная церковь была посвящена Успению Богоматери. С этого времени многие русские храмы назывались Успенскими. Богоматерь, по представлению христиан, стала защитницей Руси.

Со времени крещения Руси ведущим началом ее развития стала христианская традиция. Это нашло выражение в становлении письменности, в появлении первых литературных произведений, летописей и переводов иностранных авторов, в храмовом искусстве как синтезе всех других видов искусств.
Основами письменности на Руси было узелковое письмо, а также черты и резы. Идею существования узелкового письма на Руси выдвинул А.И. Барашков, нашедший его на ряде заставок из богослужебных книг и изображений на ювелирных изделиях. Нерасшифрованные русские христианские надписи, найденные археологами, представляют собой образец искусства письма. То же самое можно сказать об узелковом изображении имен языческих богов, неба, слова Русь, а о чертах и резах свидетельствуют лично-родовые знаки князей. и т.д.
Весьма распространенными были эпиграфические памятники — надписи, сделанные на камне, дереве, металле. Так, указывались авторы тех или иных изделий, писались имена владельцев предметов быта и пожелания им. На серебряном сосуде (кратире) новгородского производства читаем надпись: «Господи, помози рабу своему Костяньтину. Коста делал. Аминь». На другом — «Се сосуд Петров и жены его Марье».
Получившая распространение на Руси азбука кириллица была изобретена в IX веке братьями Кириллом и Мефодием по заказу западнославянского князя Ростислава, правителя Великоморавской державы. При помощи этой азбуки были записаны переведенные на славянский язык греческие богослужебные книги. С тех пор кириллица распространилась по всему славянскому миру, а после крещения Руси вошла в обиход и восточнославянского населения.
Нельзя не согласиться с утверждением многих историков, что только с установлением письменности начинается подлинная история народа, история его культуры, история развития его мировоззрения, научных знаний, литературы и искусства.
Особую роль, естественно, играла письменность в образовании. Источники свидетельствуют, что уже в первой половине XI века были известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. «Послал Владимир собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых».
Когда отданы были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные и ясен будет язык гугнивых»
Огромную роль в просвещении играли монастыри, распространявшие греческую образованность. В них хранились ценнейшие библиотеки, трудились переводчики, искусные переписчики и миниатюристы
В 1086 году. «Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постриглась первая дочь его девица Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвлят».
«Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история, и эта тeмa — смысл человеческой жизни». (Д.С. Лихачев).
Русская литература XI-XII вв. удивительна по своему характеру. Почти каждый памятник литературы этой эпохи воспринимается как своего рода чудо.
В истоке всего искусства лежало устное народное творчество. Мифологическую поэзию древних славян составляли заговоры и заклинания — охотничьи, пастушеские, земледельческие, пословицы и поговорки, загадки, обрядовые песни, свадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. С языческим прошлым связано и происхождение сказок. Например, как в искусстве изображали лешего : хозяин леса и зверей, его представляют одетым в звериную шкуру, иногда со звериными атрибутами — рогами, копытами; ЛЕШИЙ может изменить свой рост — становиться ниже травы или выше деревьев; перегоняет стада зверей из одного леса в другой
Лель (Лелья, Лельо, Любич) — в мифологии древних славян бог любовной страсти. О Леле — веселом, легкомысленном боге страсти — до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Он сын богини красоты и любви Лады, а красота, рождает страсть. Особенно ярко это чувство вспыхивало весной и в ночь Ивана – Купалы. Изображался он в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима.
В былинах по-своему выразилось общественное сознание целой исторической эпохи, отразились нравственные идеалы народа, сохранились черты древнего быта, событий повседневной жизни.
«Ценность богатырского эпоса заключается в том, что он по своему происхождению неразрывно связан с народом, с теми смердами-воинами, которые и землю пахали, и воевали под киевскими знаменами с печенегами и половцами» (Б.А. Рыбаков). Например, мы русских богатырей – защитников отечества чаще всего представляем по картине В.М. Васнецова, а много о них полотен было написано и ранее. Но видим их только богатырями.
О герое былин Новгородского цикла Садко мы знаем и из литературы. И из картины И. Репина «Садко в подводном царстве», и из кино, из народных песен, произведений искусства разных исторических периодов.
Если раскрывать жанровый ареал литературы Древней Руси, то можно увидеть и искусство письма, и искусство книжной миниатюры и мн. др.
Книги священного писания и богослужебные книги, помимо чисто учительной и служебной функций, имели и немалое эстетическое значение: Библия содержала яркие сюжетные рассказы, книги пророков отличались повышенной эмоциональностью, яркой образностью, страстностью в обличении пороков и социальной несправедливости; псалтырь и служебные минеи являлись блестящими образцами церковной поэзии, хотя их славянские переводы и были прозаическими. Книги имели буквицы, которые не просто красиво писались, но и рисовались. В каждой из них были миниатюры святых, по которым можно не только их определить, но и увидеть особенность их деятельности. Эти книги часто имели оклады, что было свидетельством замечательного прикладного искусства. Например, исследователь русской истории Н.П. Полевой написал о миниатюре Евангелиста Луки из «Остромирова Евангелия»: «В этой драгоценной рукописи мы обладаем величайшим сокровищем: как в смысле древности, так и в смысле внешней красоты памятника: это замечательный образец письменного искусства наших предков. Никому из славян, кроме нас, русских, не выпало на долю счастье сохранить подобный памятник от своей рукописной старины».
Если говорить о жанрах литературы Древней Руси, то по каждому из них можно привести множество примеров замечательных произведений искусства.
Патристика — сочинения римских и византийских богословов III-XI вв., почитавшихся как «отцы церкви» (Книжная миниатюра Иоанна Златоуста — выдающегося византийского проповедника).
Агиография — житийная литература. Агиографы, как правило, рассказывали и о чудесах, творимых святыми, что и должно было подтвердить их святость. В каждом из них присутствовала книжная миниатюра святого. Например, Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов-апостол любви.
Патерики — сборники коротких рассказов, по большей части о монахах, прославившихся своим благочестием или аскетизмом. Например в Киево – Печерском патерике, сборнике рассказов об истории основания Киево-Печерского монастыря и первых монахах, подвижническая жизнь которых составила его славу, показаны листы с заставкой, которая представляла определенный рисунок и оригинальную надпись.
Летопись — явление не только культурное, это исторический и юридический документ. Во многих летописях присутствуют заставки, иллюстрации. Но, если говорить о «Повести временных лет», то по историческим событиям, указанным в ней, написано много замечательных произведений русских художников. Например, Н.В. Васнецов. Варяжские корабли в Новгороде, упоминание об Илье Муромце в «Повести временных лет» отражено на его памятнике.
Апокрифы — легенды о персонажах библейской истории, однако сюжетно отличающиеся от тех, которые содержатся в библейских канонических книгах. Очень часто сопровождаются иллюстрациями, к сожалению неизвестных художников. Например, о рождении Каина, житии Адама и Евы.
Хронограф — произведения историографии, излагающие всемирную историю. Книжные миниатюры в «Хронике Георгия Амартола» отражают библейскую историю «сотворения мира», историю вавилонских и персидских царей, римских и византийских императоров.
«Слово о полку Игореве» считается одним из самых свободных от церковного влияния произведений литературы домонгольской Руси. Это поэтическое произведение повествует о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев (1185 г.). В иллюстрациях определены языческие корни и христианские мотивы, показан сам князь, его битва, плач Ярославны и мн. др.
«Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей матери». «Сказание» было написано по следам передвижения центра культуры из Киева во Владимир. Литературной «героиней» «Сказания» была икона Божьей матери — сохранившаяся до наших дней византийская икона XI- XII вв., которую князь Андрей Боголюбский перенес во Владимир. Икона стала образцом написания икон в древнерусском искусстве.
Архитектура
Как сообщает «Повесть временных лет», князь Ярослав Владимирович построил второй каменный храм Киева, который посвятил божественной премудрости – Софии. Он был возведен в 1019-1031/32 годах на месте древнего монастыря. Перестроенная в более позднее время церковь св. Софии сохранилась до наших дней. Как и Десятинная церковь, она принадлежит к типу крестово-купольных. Двенадцать столпов образуют пять нефов, оканчивающихся на востоке пятью апсидами. Здание окружено двумя рядами крытых галерей. Их высота меньше основных стен храма. Вместе с тринадцатью куполами полусферической формы, поднимающимися на разных по высоте барабанах, они придают общему силуэту здания ту многоступенчатость, которая не была свойственна византийской архитектуре. Такой сложный силуэт появился у собора св. Софии в известной мере под воздействием деревянного зодчества, может быть, деревянного храма св. Софии, построенного ранее в далеком северном городе Новгороде. Новгородская школа архитектуры – одна из главных школ древнерусского искусства «домонгольского» периода. Искусство новгородских зодчих отличается особой полнокровностью, свежестью и непосредственностью формирования оригинального стиля. Архитектурные сооружения просты и выразительны по форме, их художественный образ отличается невероятной массивностью и силой. Именно в новгородской архитектуре стало формироваться традиционное русское пятиглавие, а компактный объем храма возник естественно от сурового северного климата. Узкие окна также были обусловлены холодами, отсутствием отопления и стекол. Обилие снегов и дождей вызвало появление более заостренного, по сравнению с полусферическим византийским куполом, шлемовидного перекрытия, позднее превратившегося в изысканную форму «луковицы». Владимиро-Суздальская школа архитектуры и белокаменной резьбы – условное название историко-региональ¬ного типа искусства, представляющего собой вершину средневекового искусства домонгольской Руси. Во второй половине XII века вокруг Владимира, Суздаля складывалась оригинальная местная художественная школа. Византийские начала, из которых выросло зодчество и изобразительное искусство Киевской Руси, совершенно иным образом перерабатывались во Владимиро-Суздальском княжестве. В «аристократический по духу стиль» (И.Э. Грабарь) Владимиро-Суздальской школы вклад внесли как русские, так и иностранные мастера. Одни изображения белокаменной резьбы носят ярко выраженный фольклорный характер и близки русской народной резьбе по дереву. Другие – демонстрируют соединение византийского, греко-скифско- персидского «звериного» стиля и западные романские влияния. Архитектурные памятники – шедевр древнерусской архитектуры – церковь Покрова на реке Нерль (1165), Дмитриевский собор во Владимире (1194 – 1197). Изобразительное искусство.

Иконопись развивалась в трех направлениях: станковая (икона, написанная красками на деревянных досках); монументальная (настенная роспись храмов натуральными красками) и мозаика (выкладывание икон специальными камушками — смальтой)
Первые иконы на Руси появляются в X в. Они были привезены на Русь греками из Византии и до XII в. русское иконописание в основных чертах находилось под влиянием византийской школы. Самостоятельные иконописные центры складываются в XII в., наиболее известными были новгородская, псковская, ярославская, киевская школы.
Техника иконописания чрезвычайно проста, но совершенна. Писали иконы на тщательно подогнанных, скрепленных шпонами деревянных досках, используя темперу — натуральные краски, замешанные на яичном желтке. Особенность темперы состоит в том, что она сохраняет яркость, даже спустя несколько столетий.
Особенности иконописи. Глубокая духовность характерная особенность иконы X — XVI вв., поэтому иконописцы уделяли главное внимание изображению лица и рук. Все остальное одежда, фон писались достаточно условно. Плоскостное изображение, обратная перспектива, символика жестов и цвета все это способствовало восприятию иконы как божественного изображения.
Сюжеты первоначально использовались на Руси те, что были привезены из Византии: Богоматерь, распятие, житийные иконы. В XII в. сложились иконографические изображения русских святых (Борис и Глеб). Хотя иконописец должен был строго придерживаться канонов в изображениях святых и праздников, это не сковывало его творческих возможностей и позволяло создавать подлинные произведения искусства.
Самое раннее из известных русских оригинальных произведений станковой иконописи новгородская икона св. Петра и Павла (XII в.).
Цвет иконы.
Золотой цвет – сияние Бога и великолепие Небесного Царства
Красный цвет – цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии
Синий и голубой цвета – означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира.
Пурпурный цвет – цвет царя, владыки — Бога на небе, императора на земле.
Белый цвет – цвет чистоты, святости и простоты.
Зеленый цвет – природный, живой. Цвет юности, надежды, вечного обновления
Монументальная живопись имела свои технические особенности.
Она писалась в технике фрески, т.е. натуральные краски накладывались на сырую штукатурку. Эта техника не допускала ошибок и неточностей со стороны иконописца, т.к. для исправления требовалось сбивать штукатурку.
Сюжеты настенной росписи храмов были посвящены тем праздникам или святым, во имя которых строился храм.
Мозаика как вид изобразительного искусства была известна в Киеве в XI вв. Техника мозаики также была привезена на Русь византийскими мастерами. Изображения святых выкладывались разноцветными стеклообразными камушками — смальтой. Мозаичное изображение Софии сохранилось в Софийском соборе в Киеве. Однако этот вид изобразительного искусства не прижился на Руси в связи с дорогостоящим производством и с XII в. мозаика в русских храмах почти не использовалась.
В XIII вв. влияние Византии в иконописи было очень сильным, кристаллизация русских национальных черт лишь начиналась.
Прикладное искусство древней Руси отличается большим разнообразием, высоким техническим мастерством, совершенством художественного вкуса. В этом отношении показательны многочисленные произведения ювелирного искусства, которые находят в большом числе во время археологических раскопок. Это серьги, подвески, гривны, браслеты. Они выполнены из серебра или золота с применением скани и зерни, техник, известных еще древним славянам. Тонкие крученые проволочки или крошечные зерна напаивали на основу, создавая причудливые орнаменты.
Продукцией древнерусских гончаров была многообразная посуда, детские игрушки, кирпичи, облицовочные плитки.
Уже в IX веке появилась на Руси техника чернения изделий из серебра. При этом обычно фон покрывался чернью, а само изображение делалось выпуклым. Большие достижения были в области эмали. Техника эмали была заимствована в Византии.

< Предыдущая

Алпатов Михаил Владимирович (10 декабря 1902, Москва — 9 мая 1986, там же) — российский искусствовед.
Действительный член Академии художеств СССР (1954), заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). Лауреат Государственной премии СССР (1974).
М. В. Алпатов — выходец из московской буржуазной семьи. Племянник В. А. Капустина — историка подмосковного села Леоново и внук О. А. Найдёновой, сестры московского предпринимателя и краеведа Николая Найдёнова. Двоюродный племянник писателя Алексея Ремизова.
Учился на отделении теории и истории искусства историко-филологического факультета МГУ (1919—1921); в числе его педагогов — Б. Р. Виппер и А. Г. Габричевский. В 1921—1923 гг. Алпатов работал в Музее изобразительных искусств; в1923—1930 годах — в Институте археологии и искусствоведения РАНИОН. В 1925 году защитил кандидатскую диссертацию по истории древнерусской живописи; докторской диссертацией (1940) стала монография «Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто» (1939).
С 1943 года профессор Московского художественного института имени И. В. Сурикова. Среди его учеников — известный современный художник Илья Кабаков.
Научный вклад
Наиболее известным трудом Алпатова является трёхтомная «Всеобщая история искусств». (М. — Л., 1948—1955), до сих пор пользующаяся популярностью у студентов и всех интересующихся историей изобразительного искусства. Круг научных интересов Алпатова был чрезвычайно широк. Он одинаково квалифицированно писал о творчестве Андрея Рублёва, проблемах итальянского Возрождения и искусстве Древней Греции.
Излюбленный им жанр небольшого искусствоведческого «этюда» стал своего рода фирменным знаком научного метода Алпатова, во многом вобравшего в себя исследовательские принципы Ганса Зедльмайра и Д. В. Айналова. Труды Алпатова снискали известность не только в СССР, но и за рубежом. Его книги публиковались на семнадцати языках мира .
Избранные труды
Очерки по истории портрета. М.- Л., 1937.
Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М.- Л., 1939.
Этюды по истории западноевропейского искусства. М.- Л., 1939; 1963.
Всеобщая история искусств. Т. 1-3. М.-Л., 1948-55.
The Russian Impact on Art. N.Y., 1950 (на русском языке эта книга не публиковалась)
Александр Андреевич Иванов. Т. 1-2. М., 1956.
Андрей Рублев. М., 1959.
Этюды по истории русского искусства. Т. 1-2. М., 1967.
Матисс. М., 1969.
Андрей Рублев. М., 1972
Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.
Этюды по всеобщей истории искусств. М., 1979.
Феофан Грек. М., 1979, 1984, 1990.
Камиль Коро. М., 1984.
Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.
Воспоминания. М., 1994.

  • Русское искусство
    • Древнерусская иконопись

Древнерусская иконопись*

* В статье используются иллюстрации из Википедии — свободной энциклопедии.

Иконопись — писание икон, вид живописи посвященной религиозным сюжетам и темам.

Икона как предмет религиозного культа составляет непременную принадлежность каждого православного храма. В Древней Руси, например, существовал культ икон как священных предметов. Им поклонялись, о них слагалось множество сказания, люди считали, что иконы наделены таинственной силой. От них ждали чуда, избавления от болезней, помощи в одолении врага. Икона была обязательной принадлежностью не только церковного убранства, но и каждого жилого дама.

Древнейшие памятники иконописи относятся к VI в. Большие собрания их сосредоточены в монастырях на Синае, на Афоне и в Иерусалиме. Иконопись возникла на основе традиций позднеэллинистического искусства. Первоначальные произведения — «портреты» святых — выполнялись в технике мозаики, энкаустики, затем иконы писали темперой, с XVIII в. — масляными красками на деревянных досках, реже — на металлический.

В X — XII вв. центром иконописи стала Византия. В начале XII в.был создан знаменитый шедевр — икона Владимирской богоматери. Византийский стиль оказал большое влияние на живопись Западной Европы и Древней Руси, южнославянских стран, что было связано с распространением христианства.

Расцвет древнерусской живописи приходится на конец XIV — середину XVI в. Что представляет собой этот период истории? Пройдя через испытания монголо-татарского ига, русский народ стал объединяться ради борьбы с врагом и осознавать свое единство. В искусстве он воплотил свои чаяния и стремления, общественные, нравственные, религиозные идеалы. Среди икон этого времени выделяются замечательные работы Феофана Грека. Его искусство, страстное, драматичное, мудрое, суровое, порой трагически напряженное, производило сильнейшее впечатление на русских мастеров.

По-своему отразилась эпоха в творчестве Андрея Рублева и его учеников. В произведениях Андрея Рублева с необыкновенной художественной силой воплотилась мечта современников о нравственном идеале; его образы утверждают идеи добра, сострадания, согласия, радости, которые отвечали народным чаяниям.

Наряду с московской школой в XIV — XV вв. расцветает иконопись в Новгороде, Пскове, Твери, Суздале и других городах.


Дионисий. Одигитрия Смоленская. 1482.

В конце XV в. на небосклоне Москвы появляется новая звезда — мастер Дионисий. Дионисий оказал на современников большое влияние. На всю первую половину XVI в. ложатся отблески поэзии его красок.

Историческое рассмотрение иконописи помогает понять ее сущность. Иконописцы обычно не придумывали, не сочиняли свои сюжеты, как живописцы. Они следовали выработанному и утвержденному обычаем и церковной традицией иконографическому типу. Этим объясняется то, что иконы на один сюжет, даже отделенные веками, так похожи друг на друга. Считалось, что мастера обязаны следовать образцам, собранным в иконописных подлинниках, и могут проявить себя только в колорите. В остальном они были во власти традиционных канонов. Но даже в рамках постоянных евангельских сюжетов. при всем почтении к традиции, мастерам всегда удавалось что-то прибавить от себя, обогатить, переосмыслить старинный образец.

До XVII в. живописцы обычно не подписывали свои произведения. Летописи и другие литературные источники упоминают наиболее чтимых иконописцев: Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного, Дионисия. Конечно, талантливых мастеров было значительно больше, но их имена остались нам неизвестны.

Древнерусские мастера были глубоко уверены в том, что искусство дает возможность коснуться тайн бытия, тайн мироздания. Иерархическая лестница, пирамидальность, целостность, соподчиненность частей — вот что признавалось основой мирового порядка, в чем видели средство преодоления хаоса и тьмы. Это представление нашло себе выражение в структуре каждой иконы. Христианский храм мыслился как подобие мира, космоса, а купол — небосвода. Соответственно этому едва ли не каждая икона понималась как подобие храма и вместе с тем как модель космоса.

Древнерусская иконопись уделяла большое внимание изображениям евангельских сюжетов из жизни Христа, Богородицы и святых. Среди многочисленных разнообразных мотивов она выбирала наиболее постоянные, устойчивые, общезначимые.

Особо следует выделить группу таких икон, в которых проявились народные идеалы, сказала свое слово земледельческая Русь. Это в первую очередь иконы, посвященные Флору и Лавру, покровителям скота, Георгию, Власию и Илье Пророку, которого изображали на ярком, огненном фоне как преемника языческого бога грома и молнии Перуна.


Андрей Рублев. Троица. 1-я четверть XV в.

Среди сюжетов и мотивов, которые особенно пришлись по душе людям Древней Руси, следует назвать рублевский тип «Троицы»: три фигуры, полные дружеского расположения, составляющие замкнутую группу. Андрей Рублев выразил это состояние с наибольшей наглядностью и пленительным изяществом. Перепевы его композиции, свободные вариации на эту тему постоянно встречаются в русских иконах.

В мире древнерусской иконы огромное значение имеет человеческое начало. Главный предмет иконописи — божество, но оно предстает в образе прекрасного, возвышенного человека. Глубокий гуманизм русской иконы также и в том, что все изображенное прошло через горнило отзывчивой человеческой души, окрашено ее сопереживанием. В своем порыве к высокому человек не теряет способности ласково смотреть на мир, любоваться то резвым бегом лошадок, то пастушками с их овечками, — словом, всей «земной тварью», как принято было тогда говорить.

Иконопись — искусство символическое. В основе его лежит представление, согласно которому в мире решительно все — лишь оболочка, за которой скрывается, как ядро, высший смысл. Художественное произведение приобретает отсюда несколько значений, что затрудняет восприятие иконы. Символичны здесь как сюжет, так и художественная форма. Каждая икона, помимо того что она изображает легендарное событие или персонаж, имеет еще и подтекст, в котором раскрывается ее истинное содержание.

Иконы по своему содержанию обращены не к одному человеку, а к сообществу людей. Они образовывали в храме ряд — иконостас, выигрывая от соседства друг с другом. Древнерусский иконостас представлял собой целостное стройное единство. Первые большие иконостасы с фигурами в рост человека относятся к началу XV в., и с той поры ни один храм не обходился без подобного величественного сооружения. Его буквальное значение — моление святых, обращенное к восседающему на троне Христу — вседержителю (деисусный чин — ряд). Но поскольку существовали еще и местный ряд с иконами на различные темы, и праздничный — со сценами из жизни Христа и Марии, и пророческий (образы апостолов, пророков), то иконостас приобретал значение своеобразной церковной энциклопедии. В то же время иконостас — замечательное художественное создание древнерусской культуры. Его значение в развитии древнерусской иконы трудно переоценить. Многие иконы нельзя объяснить и понять вне того сочетания, в котором они находились в иконостасе.

В иконописи выработалось высочайшее художественное мастерство, особое понимание рисунка, композиции, пространства, цвета и света.

Рисунок предавал очертания предметов так, чтобы их можно было узнать. Но назначение рисунка опознавательным смыслом не ограничивалось. Графическая метафора — поэтическое уподобление человека горе, башне, дереву, цветку, стройной вазе — обычное явление русской иконопись.

Композиция — особенно сильная сторона древнерусский икон. Едва ли не каждая икона мыслилась как подобие мира, и соответственно этому в композиции всегда присутствует средняя ось. В верхней части выситься небо (высшие ярусы бытия), а внизу обычно обозначалась земля («позём»), иногда под ней — преисподняя. Эта основополагающая структура иконы независимо от сюжета влияла на всю ее композицию.

В старинных текстах перечисляются излюбленные краски наших иконописцев: охра, киноварь, бакан, багор, голубец, изумруд. Но в действительности гамма красок древнерусской живописи более обширна. Наряду с чистыми. открытыми цветами было множество промежуточных. Они различны по светосиле и насыщенности; среди них есть порой безымянные оттенки, которые невозможно обозначить словом, их может уловить только глаз человека. Краски светятся, сияют, звенят, поют и всем этим доставляют огромную радость. Иногда одним только цветом, к примеру красным плащом, развевающимся по ветру в иконе «Чудо Георгия о змие», воину дается глубокая характеристика.

Древнерусская иконопись — одно из крупнейших явлений мирового искусства, явление своеобразное, неповторимое, обладающее огромной художественной ценностью. Она порождена историческими условиями развития нашей страны. Но созданные ею ценности являются всеобщим достояние. Для нас древнерусская иконопись представляет огромную ценность, в частности, потому, что ее художественные особенности были использованы в переосмысленном виде крупнейшими художниками (например, К. С. Петровым-Водкиным, В. А. Фаворским, П. Д. Кориным и др.).

Карта сайта | Главная | Образ жизни | Искусство | Кухня | Библиотека

Петрова К.И. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» муниципального образования город Ноябрьск, Библиотека №2 «Златослово» г. Ноябрьск

Введение

Древнерусская иконопись – это выдающееся явление мирового искусства, часть драгоценнейшего наследия нашей национальной культуры, одно из ярчайших свидетельств духовного и художественного гения России.

Начиная с X века (времени принятия христианства на Руси), в качестве государственной религии, тысячи храмов столетие за столетием украшались драгоценными мозаиками, стенными росписями и иконами с изображениями религиозных сюжетов на темы истории жизни Христа, Богоматери, апостолов и многочисленных последователей христианского учения – проповедников.

Киев, Владимир, Новгород, Псков, Москва, Тверь – города, являющиеся древнейшими центрами искусства, оставили нам бесконечное разнообразие местных памятников живописи XI–XVвеков, главным образом, икон, порой весьма различных по стилю, но всегда единых как по содержанию, так и по идейным основам.

Необходимостью изучения является то, что икона – это не только художественное достояние современной системы, она также несёт эстетическую ценность, изначально заложенную в ней для общечеловеческого идеала красоты и высокого гуманизма.

Предметом исследования является искусство древнерусской иконописи.

Объектом исследования является икона.

Цель данной работы – раскрыть влияние древнерусской иконописи на развитие культуры.

Древнерусская иконопись как уникальное явление МХК

Христианству на Руси чуть более тысячи лет, и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греч. «эйкон» – образ, изображение) возникла до зарождения древнерусской культуры и получила широкое распространение во всех православных странах.

А появились иконы в Древней Руси в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой. Русь приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой Византии, эпоху её расцвета, что явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением . Нигде церковное искусство не было развито так, как в Византии. Новообращенная Русь в это время получила уникальнейший шедевр православного искусства – икону Богоматери, впоследствии названная Владимирской.

На Руси имелись в тот момент благоприятные предпосылки для быстрого освоения византийского наследия и, можно сказать, уже подготовленная почва. Согласно последним исследованиям языческая Русь имела высокоразвитую художественную культуру. Немного погодя, русские мастера совместно с византийскими вели сотрудничество и достаточно плодотворно. Новообращённый народ оказался способным воспринять византийское наследие, которое нигде не нашло столь благоприятной почвы и нигде не дало такого результата, как на Руси.

Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная.

Русь приняла крещение от Византии и вместе с этим унаследовала главную задачу живописи – «воплотить слово», то есть воплотить в образы христианское вероучение. И в связи с этим, в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово» . Воплотить слово нужно было как можно яснее — это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского, православного мира – всех стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византии, – разрешило эту задачу, создав художественную систему, невиданную никогда ранее и больше не повторившуюся, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.

В течение долгого времени древнерусская живопись несла людям духовные истины христианства. Именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

Иконой, в узком смысле, мы называем изображение, сделанное на доске. Причина этого явления очевидна, в связи с тем, что основным строительным материалом в то время служило дерево. Икона есть изображение, которое может быть написано как на стене, так и на металле, на предметах церковного обихода, и не только написано, но и выгравировано, и вышито, и выложено мозаикой.

Икона совершенно не похожа на обычную картину. В ней передаётся не совсем то, что художник видит обычно своими глазами, а то, что он рассматривает в реальной действительности, так сказать, «духовными очами». Как говорил русский художник И.С. Остроухов: «Древняя русская икона… радостно-близкая и понятная старым русским людям, открывается изумленному миру как искусство высочайших достижений человеческого духа…»

Непременным условием творчества ставилась и необходимость личной духовной чистоты самого иконописца, ибо только такой мастер, как считалось на Руси, способен передать в иконе всю безмерность и красоту умозрительного мира сакральных ценностей .

Таким образом, как сам художник, так и создаваемые им произведения, являлись носителями глубоко нравственных идей и понятий, столетиями возвышавших душу народа среди всех бед и разрух, войн и насилия, столь характерных для эпохи средневековья.

Древнерусские иконы имеют свою индивидуальную особенность в изображении образов, фигур. В отличие от других религиозных сюжетов итальянских, европейских художников, которые славятся объемистыми фигурами, на русских иконах изображены фигуры плоские, бесплотные, бестелесные, они как бы скользят вдоль плоскости икон.

Художники-иконописцы выражали в своих сюжетах разнообразные символы, приемы, с помощью которых они передавали в иконах идею, мечты и чаяния как свои, так и русского народа. Эти символы были понятны народу, оттого иконы были им так близки и дороги.

Древние русские мастера расточали краски с такой простодушной детской щедростью, на которую никогда не решится ни один взрослый художник, по-видимому, это должно было соответствовать евангелистским словам: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное» .

Фон иконы традиционно покрывали золотом. Золото не только символизировало Божественный свет, но и создавало мерцающий, мистический свет, который озарял икону трепетным пламенем лампады и образ на ней то выступал, то отодвигался за ту черту, куда нет доступа смертным.

Наши предки относились к святым образам с большим благоговением: их не продавали, а старые, «облинявшие» иконы нельзя было просто выбросить или сжечь — их зарывали в землю или пускали по воде. Иконы первыми выносили при пожаре из дома и за большие деньги выкупали из плена. Иконы были обязательны как в крестьянской избе, так и в царском дворце или дворянской усадьбе. «Без Бога — ни до порога» — так отражала реальный быт людей того времени эта поговорка. Иногда иконы объявлялись чудотворными, чудесными, на их счет относили военные победы, прекращение эпидемий, засух. К иконам до сих пор относятся бережно, они источают радость, наслаждение жизнью, силу и чистоту.

Иконопись – особый вид искусства, чаще всего анонимный, в котором был недопустим произвольный полет фантазии иконописца . Живое человеческое чувство всегда пробивается в древнерусской иконе сквозь жёсткий иконописный канон; любой иконописный сюжет неизбежно окрашен личным мироощущением художника, тем чутким лиризмом души, что издревле был присущ русскому человеку.

Список использованной литературы

1. Даниэль, С. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи .– М.: Азбука, 2000. – 79 с.

2. Лазарев, В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVII века .– М.: Искусство, 2002. – 132 с.

3. Майорова, Н., Скоков, Г. Шедевры русской иконописи. – М.: Белый город, 2006. – 89 с.

4. Православная энциклопедия.– М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. – 156 с.

5. Скрынников, Р. Г. Русь . — СПб.: Питер, 2005.– 123 с.

В альбом невозможно было включить все художественные богатства древнерусской иконописи. Составителю альбома, известному советскому ученому М.В. Алпатову, пришлось выбрать лишь то, что вызывает наибольший интерес. Альбом этот представляет собой не простую совокупность шедевров древнерусской иконописи. Его задача — служить чем-то вроде введения в изучение и в понимание творчества многих безымянных мастеров Древней Руси и особенно таких ее гениев, как Андрей Рублев, Дионисий и Кремлевский мастер.
Для выполнения этой задачи во втором разделе альбома воспроизводятся иконы разного времени на одну тему, что дает возможность убедиться в том, что следование канонам не исключало их различного творческого истолкования. В первом разделе представлены русские иконы в сопоставлении с византийскими, что помогает уяснению своеобразия русской школы. В особом разделе альбома собраны иконы, которые входили в иконостасы и несут на себе печать их принадлежности к монументальным ансамблям. В остальных разделах размещены произведения различных школ и эпох. В начале каждого раздела расположены произведения, дающие представление об образе человека в иконописи соответствующей эпохи. При выборе примеров составитель альбома стремился к тому, чтобы читатель, перелистывая альбом, чувствовал себя как бы в музее, чтобы он мог рассмотреть как весь памятник в целом, так и наиболее примечательные его детали.
Во вводной статье в сжатой форме говорится об общих проблемах понимания и истолкования древнерусской живописи. Хотя альбом доступен самому широкому кругу людей, интересующихся искусством, он может быть полезен и искусствоведам и художникам, хорошо знающим памятники древнерусской иконописи. Он представляет собой опыт экспозиции древнерусской иконописи в пределах одной книги. Главная его задача — выявить эстетические ценности живописи Древней Руси, которые ставят ее на почетное место в истории мирового искусства рядом с греческой вазописью, византийской мозаикой, готическими витражами и итальянскими примитивами. Альбом включает 203 репродукции.

***

Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате pdf

Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *