Методическая разработка

Задачи урока

  1. Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

  2. Предметные: знакомство с основными нормами христианской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе

  3. Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Планируемый результат

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

— формирование уважительного отношения к иному мнению;

— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— готовность и способность обучающихся к саморазвитию

— знакомство с христианским представлением о возникновении мира, жизни на земле;

— понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

— осознание ценности человеческой жизни.

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

— активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

— готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

— овладение начальными сведениями о сущности христианского мировоззрения.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Основные понятия

Библия. Ветхий Завет, Новый Завет. Сотворение мира Богом. Древо познания добра и зла. Грехопадение. Первородный грех.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

История

Изобразительное искусство

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Технологическая карта урока «Древние предания христиан» в 4 классе

Прогнозируемый результат

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап.

(Задачи этапа: создать благоприятный психологический настрой на работу).

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию.

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

2. Определение темы урока

(Задачи этапа: вывести учащихся на самостоятельную формулировку темы урока).

3. Целеполагание, мотивация учебной деятельности учащихся.

(Задачи этапа: создание условий для осознания на личностном уровне готовности к усвоению знаний (хочу узнать)).

Элементы игровой технологии.

Метод «Вопрошание»

Технология развития критического мышления развития. Прием «корзина идей».

На экране эпиграф урока:

«Земля же была безвидна и

пуста,

И Дух Божий носился над

Водами».

Книга Бытия

Обращается к классу:

Ребята, ваши одноклассники сейчас прочли замечательное стихотворение Б. Заходера. Чему оно посвящено? Какова тема нашего урока?

Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться?

Ребята, «соберите в корзину» все свои мысли, представления, понятия, факты, все, что вам уже известно по теме нашего урока (учитель раздает изображения корзинки, в центре которой и работают учащиеся).

Трое ребят у доски

читают стихотворение

Б. Заходера

«Сотворение мира»

(опережающее задание)

Это ты,

Соловей

Был в Начале Начал.

Это твой

Над землёю призыв

прозвучал, –

Над Землёй,

Что безвидна была и

пуста:

– Возникай!

– Возникай!

– Возникай, красота!

Бесновавшийся хаос

Застыл.

Замолчал.

Словно понял

Что этот призыв означал –

И как звёзды,

Горящие звуки текли

В первозданной тиши

Первозданной земли…

И повеяло ветром прохладным с полей

Зашумела листва

Вторя песне твоей,

И на небе зажглись

Неземные цветы

Отозвавшись на голос

Земной красоты…

Б. Заходер

Остальные ребята, прослушав стихотворение, прочитав эпиграф урока на экране, отвечают на вопросы учителя и формулируют тему урока.

Отвечают на вопросы учителя и формулируют цели урока.

Работают с «корзиной идей».

Личностные:

проводят самооценивание, формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

осознание необходимости в получении новых знаний

Предметные: знакомятся с христианским взглядом на сотворение мира Богом

Личностные:

установление связи между целью и ее мотивом

Предметные: способность применять, ранее полученные знания.

Метапредметные: слушать и понимать других, строить речевое высказывание, оформлять свои мысли в устной форме

4. Актуализация знаний

(Задачи этапа: научиться применять ранее полученные знания для связи с действительностью).

Технология развития критического мышления.

Работа со схемой.

Фронтальная беседа.

Учитель задает вопросы:

— Как называется священная книга христиан?

— восстановите схему на доске (две части Библии — Ветхий Завет и Новый Завет).

А теперь, ребята, отгадайте, что у меня в руках? Демонстрирует Библию детям.

Отвечают на вопросы.

Один из учеников восстанавливает схему на доске.

Знакомятся с Библией для детей.

Личностные: усвоение христианского мировоззрения

Предметные: способность применять, ранее полученные знания.

Метапредметные: готовность к сотрудничеству; умение полно и ясно формулировать свои мысли.

5. Первичное усвоение новых знаний.

(Задачи этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемой темы и новых источников

информации).

Технология развития критического мышления школьников (работа с текстом и схемой)

Работа в парах

Предлагает план изучения новой темы:

  1. Сотворение мира

  2. Сотворение человека

  3. Жизнь в раю. Грехопадение человека

  4. Жизнь первых людей на земле

Сотворение мира

Учитель раздает текст Библии на парты, дети читают стихи Библии «по цепочке». (Приложение 1). Вопросы:

— Что сотворил Бог в 1-6 дни?

Сопоставьте, пожалуйста, карточки «Сотворение мира»: к карточке с периодом творения подберите карточку, изображающую, что было сотворено. После самостоятельной работы – проверка правильности выполнения задания и восстановление схемы на слайде.

— Итак, какая красота наполнила мир! После каждого дня творения Бог смотрел на дело своих рук и говорил: «Все хорошо». Почему Бог говорил так? Он думал о своём драгоценном творении – человеке. Бог сотворил всё

на земле прекрасным, удобным для жизни человека. Во всем творении

полнейшая гармония. Находилось бы солнце чуть-чуть дальше от земли – все бы замерзло,

ближе – все бы сгорело. На земле достаточно кислорода, чтобы все могло

жить и развиваться. Бог создал реки и моря – дал воду для жизни людей и

животных. Мы видим, что весь мир создан премудростью Божией и пропитан любовью Бога к человеку.

Сотворение человека

И вот Господь создаёт венец своего замысла – человека.

Сначала мужчину – Адама. Господь сотворил его по образу и подобию

своему…. Значит человек похож на Бога, подобен Ему. Посмотрел Бог, что

нехорошо быть человеку одному и создаёт для него помощницу – женщину – Еву. На седьмой день Бог отдыхал и радовался Своему Творению.

Когда мы говорим «6 дней», мы не имеем в виду наши земные дни.

Мы не можем знать, какие это были дни – год, сто лет, тысяча лет или несколько часов. Называя цифру 7, мы подразумеваем 7 этапов творения.

Жизнь в раю, Грехопадение (змей-искуситель, Древо познания добра и зла)

Жизнь первых людей на земле

(изгнание из Рая):

Как же жил человек в Раю и что случилось потом, мы узнаем, просмотрев мультфильм «Адам и Ева» из цикла «Истории Ветхого Завета» (https://www.youtube.com/watch?v=jxzn0lVGTn0). На доске записаны ключевые понятия, учитель обращает внимание учеников на них и говорит о необходимости дать определения этим понятиям в карточках (рабочих листах) во время просмотра видеофрагмента.

Грехопадение

Древо познания добра и зла

Первородный грех

Свобода выбора

Читают текст – отрывок из Библии о сотворении мира, отвечают на вопросы

В парах сопоставляют карточки «Сотворение мира». Сверяют свои схемы с представленной на экране.

Слушают рассказ учителя, сопровождаемый презентацией.

Слушают рассказ учителя, сопровождаемый презентацией.

Смотрят видеофрагмент «Адам и Ева» и выполняют задания по карточкам (заполняют пропуски в тексте, вписывают определение/ понятие и др.)

Личностные: обогащение внутреннего мира личности духовным чтением.

  • Метапредметные: формирование у обучающихся представлений о законах и ценностях христианской морали

  • Предметные: усвоение библейской истории о сотворении мира и жизни

6.Первичная проверка понимания

(Задача этапа: Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу).

Фронтальная беседа

Проверка выполненных заданий, корректировка ответов учащихся, объяснение непонятных положений.

Человек, если действует несвободно, как бездумная палка в чьих-то руках, не может стать лучше. Только если человек сам свободно выбрал свой поступок, он становится добрым. Поэтому человеку дана свобода. Но свободный несмышлёныш может быть опасен. Вот почему к свободе полагается ещё и разум. Но если рядом с разумом нет ни совести, ни любви, то может получиться хитрый преступник. Поэтому людям также даны совесть, доброта, любовь.

Читают определения понятий, проверяют правильность выполнения задания (сверяя их со слайдами)

Личностные:

обогащение внутреннего мира личности духовным чтением

Предметные: знают библейскую историю о грехопадении человека, могут дать определения понятиям «Грехопадение», «Свобода выбора»,

«Древо познания добра и зла»,

«Первородный грех»

  • Метапредметные: формирование у обучающихся представлений о законах и ценностях христианской морали

7.Первичное закрепление

(Задачи этапа: установление правильности и осознанности изучения темы).

Игровая технология.

Создание иллюстрации к библейскому сюжету

Дает ученикам задание изобразить в альбоме любой заинтересовавший их библейский сюжет.

Изображают любой библейский сюжет исходя из своих интересов.

Личностные: личностное, эмоциональное восприятие изучаемых событий

Предметные: закрепление новых знаний

Метапредметные: формирование способности применять теоретические знания, полученные из исторических источников, в сфере художественной деятельности

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(Задачи этапа: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания).

Элемент метода проектов

Выдает листы с домашним заданием (опережающее домашнее задание): необходимо соотнести указанные пословицы и заповеди христианства.

Работают с дневниками, фиксируют домашнее задание

Личностные: воспитание ответственного отношения к своей деятельности

Предметные: применение теоретических знаний о заповедях христианства на конкретных примерах, ситуациях жизни (пословицы)

Метапредметные: формипрование интереса к учебной деятельности

9. Рефлексия

(Задачи этапа: инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе).

Метод

неоконченных предложений

Ребята, вы большие молодцы! У вас на партах лежат бумажные сердечки как символ любви Бога ко всем людям на земле. Я попрошу вас написать в этих сердечках ваши впечатления от урока и своей работы:

— я бы хотел попросить своего учителя…

— я доволен своей работой…

— у меня вызвало затруднение…

— мне остался непонятен вопрос…

Отвечают на вопросы, обобщая полученные знания. Дают оценку уроку и своей деятельности.

Личностные:

Объективность в оценивании своей деятельности

Метапредметные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

С внешней стороны православная история отмечена рядом внезапных разрывов: захват Иерусалима, Александрии, Антиохии арабо-мусульманами, сожжение Киева монголами, два разграбления Константинополя, октябрьская революция в России. Но эти события, преобразовавшие внешний облик православного мира, никогда не прерывали внутренней преемственности Православной церкви. Первое, что обычно поражает далекого от православия человека, – это его дух древности, его кажущаяся неизменность. Православные все еще совершают крещение через троекратное погружение, как в первоначальной церкви; все еще приносят младенцев и приводят маленьких детей для получения святого причастия; во время литургии диакон все еще возглашает: «Двери! Двери!» в памятование тех дней, когда вход в церковь тщательно охранялся, и только члены христианской семьи могли присутствовать на семейной службе; Символ веры все еще произносится без каких-либо добавлений.

Это лишь несколько примеров того духа, которым пронизан любой аспект православной жизни. Когда на проходящих в наше время межцерковных форумах православных просят кратко определить, в чем заключаются отличительные черты их церкви, они часто указывают именно на ее неизменность, ее решимость сохранять верность прошлому, ее чувство живой преемственности церковью древних времен. В начале XVIII в. восточные патриархи то же самое сказали «неприсягнувшим» в выражениях, напоминающих язык Вселенских соборов:

Мы сохраняем учение Господа в целостности и твердо привержены вере, которую Он дал нам, и бережем ее от повреждения и умаления как царское сокровище и памятование о великой благодати, ничего не прибавляя и ничего не отнимая от нее.

Эта идея живого преемства суммируется для православных в слове Предание. «Мы не изменяем вечных границ, установленных отцами, – пишет Иоанн Дамаскин, – а храним Предание таким, каким получили его».

Православные всегда говорят о предании. Но что они подразумевают под этим словом? Предание в обиходном языке означает мнения, верования или обычаи, унаследованные потомками от предков. В этом смысле христианское предание – это вера и практика, которые были переняты апостолами от Иисуса Христа и с апостольских времен передавались в церкви от поколения к поколению. Но для православных христиан предание означает нечто более конкретное и специфичное: книги Библии, символ веры, постановления Вселенских соборов и писания св. отцов, каноны, богослужебные книги, святые иконы. Иначе говоря, это вся система вероучения, церковного управления, культа, духовности и искусства, выработанная православием на протяжении веков. Сегодняшние христиане считают себя наследниками и хранителями богатств прошлого, они видят свой долг в том, чтобы передать это наследие будущим поколениям в целости и сохранности.

Заметим, что Библия составляет часть предания. Иногда предание определяют как устное учение Христа, не запечатленное в письменном виде Его непосредственными учениками. Не только неправославные, но и многие православные авторы усвоили себе такую манеру говорить о Писании и предании, трактуя их как две разные вещи, два разных источника христианской веры. Но в действительности есть только один источник, ибо Писание существует внутри предания. Разделять и противопоставлять их – значит обеднять и то, и другое.

Принимая свое наследие от прошлого, православные в то же время сознают, что не все унаследованное от прошлого равноценно. Среди многообразных элементов предания доминирующее положение занимают Библия, символ веры и вероучительные определения Вселенских соборов: их православные воспринимают как нечто абсолютное и неизменное, что не может быть отменено или пересмотрено. Остальная часть предания не обладает равной авторитетностью. Постановления соборов в Яссах или в Иерусалиме уступают в этом смысле Никейскому символу, а сочинения, скажем, Афанасия или Симеона Нового Богослова – Евангелию св. Иоанна.

Не все воспринятое из прошлого равноценно, и не все непременно истинно. Как заметил один из епископов на Карфагенском соборе 257 г., «Господь сказал: Я есмь истина. Он не сказал: Я есмь обычай»1. Есть разница между преданием и традициями: многие унаследованные от прошлого традиции имеют человеческую и случайную природу. Это благочестивые (или неблагочестивые) мнения, но не истинная часть предания – основания христианской вести.

Это чрезвычайно важно для нашего подхода к прошлому. В византийские и послевизантийские времена православные часто занимали некритическую позицию по отношению к прошлому, и это приводило к застою. Сегодня такая некритическая позиция более не приемлема. Более высокие образовательные стандарты, оживление контактов с западными христианами, нападки секуляризма и атеизма вынудили православие XX в. более внимательно вглядеться в собственное наследие и более тщательно провести различение между преданием и традициями. Задача различения никогда не бывает легкой. Необходимо в равной мере избежать заблуждений как староверов, так и «Живой церкви»: первые впадают в крайний консерватизм, не допускающий ни малейших изменений в традициях, вторая вовлекается в духовные компромиссы, подрывающие предание. Но несмотря на некоторые очевидные помехи, сегодняшние православные находятся, пожалуй, в более выгодном положении для такого различения, чем их предшественники в течение многих столетий. Часто именно контакты с Западом помогают им все яснее понимать, что же является необходимым в их собственном наследии.

Истинная православная верность прошлому всегда должна быть творческой верностью. Истинное православие никогда не может довольствоваться бесплодным «богословием повторения», которое твердит, словно попугай, вызубренные формулы, даже не пытаясь понять, что же за ними стоит. Верность преданию, правильно понятая, – не механический, пассивный и автоматический процесс передачи некоей мудрости, заимствованной из отдаленного прошлого. Православный мыслитель должен видеть предание изнутри, должен проникнуть в его внутренний дух, вновь пережить его смысл таким образом, чтобы это переживание стало открытием, исполненным отваги и творческого воображения. Чтобы жить внутри предания, недостаточно интеллектуального признания вероучительной системы: ведь предание есть нечто гораздо большее, чем просто набор абстрактных положений. Это жизнь, личная встреча со Христом в Духе Святом. Предание не просто сохраняется Церковью – оно живет в Церкви, оно есть жизнь Святого Духа в Церкви. Православное понимание предания не статично, но динамично: это не бесплодное принятие прошлого, но живое открытие Святого Духа в настоящем. Будучи внутренне неизменным (ведь Бог не меняется!), предание непрестанно принимает новые внешние формы, которые дополняют старые, не уничтожая их. Православные часто говорят так, словно период доктринальных формулировок закончился. Но ведь это не так! Возможно, в наши дни соберется новый Вселенский собор, и предание обогатится новыми формулами веры.

Такое представление о предании как о чем-то живом хорошо выразил Георгий Флоровский:

Предание есть свидетельство Духа, непрерывное откровение и проповедование Благой Вести Духом… Чтобы принять и понять Предание, мы должны жить внутри Церкви, должны сознавать благодатное присутствие в ней Господа… Предание – не только охранительное и защитительное начало, оно есть прежде всего начало роста и возрождения… Предание есть постоянная верность Духу, а не только памятование слов2.

Предание есть свидетельство Духа: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин 16:13). Именно это божественное обетование составляет основу православной верности преданию.

Архимандрит Клеопа (Илие; 1912–1998) – известный румынский подвижник и духовный писатель XX века. В его книге «Истины нашей веры» одна из глав посвящена раскрытию православного учения о Священном Предании, с защитой этого учения от критики протестантов. Знакомство с этой главой, построенной как диалог, будет полезно и в плане апологетики, и в плане лучшего уяснения места Предания в Православной Церкви.

Вопрошающий: Что такое Священное Предание, которое православные почитают наравне со Священным Писанием?

Старец Клеопа: Священное Предание – это учение Церкви, которое было получено от Бога и передавалось живым голосом; часть этого учения впоследствии была записана. Как Священное Писание, так и Священное Предание содержат Божественное Откровение и, следовательно, имеют решающее значение для нашего спасения. Священное Предание есть жизнь Церкви во Святом Духе, оно является источником Божественного Откровения и обладает тем же авторитетом, что и Священное Писание.

От Адама до Авраама прошло 3678 лет, а если добавить 430 лет, во время которых израильтяне оставались в Египте, то мы получим 4108 лет. В этот период не было Священного Писания. На протяжении многих тысячелетий верующие и избранные люди были направляемы на путь спасения только Священным Преданием, а именно – учением о Боге, которое они получили с живого голоса. Только на протяжении 1400 лет – от Моисея до пришествия Христова – они руководствовались Священным Писанием Ветхого Завета.

Но, как и прежде книги Ветхого Завета были написаны людьми, руководимыми в познании Бога только Священным Преданием (полученным с живого голоса, устно), так же было и до написания книг Нового Завета. Священное Предание являлось проводником, с помощью которого ранние христиане направляемы были на путь спасения. Первый, кто донес учение Нового Завета живым голосом до слуха людей, был наш Спаситель Иисус Христос, Который в течение трех с половиной лет постоянно учил людей, распространял Евангелие, ничего, однако, не записывая. Поскольку он выполнял послушание Своему Отцу, Он послал Своих апостолов не для того, чтобы написать, но чтобы проповедовать Евангелие всему миру, сказав им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания мира. Аминь» (Мф. 28: 19–20). Со дня своего основания (33 год по Р.Х.) до 44 года по Р.Х., когда святой апостол Матфей написал первое Евангелие, Церковь управлялась без Писания Нового Завета, а одним Священным Преданием, только часть которого была записана. Было много других писателей, о которых было известно как о верных помощниках апостолов, но именно Церковь была тем, кто признавал или не признавал их творения Священным Писанием, – ибо она не ошибается. Церковь жила евангельской истиной еще до того, как что-либо было зафиксировано в письменной форме, живя Преданием с самого начала.

Итак, Священное Предание – источник и корень двух Заветов: Ветхого и Нового, и поэтому мы называем его источником Божественного Откровения, так как оно имеет тот же вес, что и Священное Писание.

Вопрошающий: Но ведь известно, что Священное Писание, как Слово Божие, не может быть заменено Преданием, которое является словом человеческим, как написано в Евангелии: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?.. Вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия: народ этот устами Меня чтит, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15: 3, 6–9; Мк. 7: 13). Так что нам нет никакой нужды заменять или добавлять Предание человеческое к закону Божию, который содержится в Священном Писании.

Старец Клеопа: То, что сказали вам ваши друзья, неверно, так как закон Божий содержится не только в Священном Писании. Послушайте, что говорит святой евангелист Иоанн: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» (Ин. 21: 25). И тот же евангелист заявляет в одном из своих посланий: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2 Ин. 1: 12). Как видите, святой евангелист, когда он имел возможность, учил своих учеников больше живым голосом, чем посланиями. Пока ваши друзья настойчиво продолжают воспринимать только то, что написано, они упускают из виду, что и Сам Спаситель, и большинство Его апостолов не оставили ничего в письменной форме, а учили устно, живым голосом Предания.

Вопрошающий: А как, в таком случае, христианам понимать заповедь не соблазняться лжеучениями, основанными на предании? Ведь апостол пишет: «Остерегайтесь, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2: 8). Это наша обязанность – оградить себя от ложных учений.

Старец Клеопа: Возлюбленный о Христе, вы не видите разницы между учениями, основанными на человеческом предании, и учениями, которые исходят от апостольского и евангельского Предания. Приведенный вами отрывок относится к человеческому преданию и псевдофилософии, которая не имеет никакого отношения к евангельскому и апостольскому Преданию Церкви Иисуса Христа. Священное Предание не является ни человеческим преданием, ни философией, ни каким-то обманом, но это слово Бога, которое Он передал нам лично. Великий апостол Павел учит и призывает нас держаться силы Предания, говоря: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2: 15). Вопреки этим словам некоторые советуют слабым в вере христианам обольщаться и отказываться от апостольского и евангельского Предания, не понимая, что Священное Писание само по себе является плодом Духа Святого, который вырос из корней и ствола Священного Предания.

Вопрошающий: То, что Священного Писания достаточно для веры и спасения, без какой-либо необходимости в Предании, вытекает из слов апостола Павла к Тимофею: «Притом же ты из детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3: 15–16). Эти слова ясны. Никакое дополнение к Священному Писанию не нужно.

Старец Клеопа: Здесь апостол говорит лишь о Писании Ветхого Завета, так как Новый Завет тогда еще не был написан. Этими словами Павел указывал Тимофею, что хороший учитель может использовать Ветхий Завет для укрепления своей веры во Христа и проповеди христианства. А из вашего ошибочного утверждения следует, что ни одна из книг Нового Завета, которые были написаны после Послания к Тимофею, не должна быть принята. Вернее, что достаточно признать лишь книги Ветхого Завета, упоминаемые в том отрывке, на который вы ссылаетесь.

Вопрошающий: Некоторые люди не признают Предание, объясняя это тем, что с течением времени оно приняло в себя множество чисто человеческих идей, так что сегодня мы уже не в состоянии отличить истинное апостольское Предание от ложного.

Старец Клеопа: Церковь Христова определила истины веры в соответствии с долгой традицией, через догматы и каноны святых Вселенских Соборов, символы веры и исповедания святых отцов, которые были признаны на многих Поместных Соборах, проводившихся с древнейших времен. На этих Соборах истинность святой православной веры была твердо установлена, и, прежде всего, в том, в чем она подвергалась нападению со стороны ересей того времени. Из совокупности этих Соборов видно окончательное и неизменное содержание Священного Предания. Оно может быть определено на основании следующих условий:

  • не признаются учения, которые содержат несоответствия между собой или противоречат апостольскому Преданию и Священному Писанию (учение считается достойным Предания, когда исходит от Спасителя или святых апостолов или получено непосредственно под влиянием Святого Духа);
  • Преданием является то, что имелось в Апостольской Церкви и имеет непрерывную преемственность до сегодняшнего дня;
  • Преданием является то, что признано и практикуется всей Православной Церковью;
  • Преданием является то, что находится в согласии с большинством святых отцов.

Если предание не соответствует этим условиям, оно не может считаться истинным и святым и, следовательно, не может считаться приемлемым или необходимым для соблюдения.

Вопрошающий: Несмотря на все усилия, которые, как вы рассказываете, Православная Церковь сделала и делает для сохранения истинного Предания, некоторые считают, будто нужно верить лишь тому, что содержится в Священном Писании. «Первые христиане, – говорят они, – принимали только сочинения, содержащиеся в Священном Писании, как там и сказано: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так” (Деян. 17: 11). Из этого следует, что и мы должны хранить именно то, что описано в Священном Писании».

Старец Клеопа: Тем не менее, великий апостол Павел одобрял христиан Коринфа не за то, что они хранили письменные учения, но за то, что слушали с усердием его устное учение: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11: 2). Рассудите, что лучше: держаться только того, что записано, или же следовать словам великого Павла, который восхваляет тех, кто хранит также и неписаные предания? Кроме того, мы знаем, что апостолы и евангелисты учили в проповедях многому из древнего Священного Предания, что не было записано где-либо в Священном Писании.

Вопрошающий: А где именно сказано, что апостолы проповедовали то, что не имелось в Писании?

Старец Клеопа: Вот два свидетельства. Святой апостол Иуда в своем Соборном послании указывает: «Но когда архангел Михаил говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь”» (Иуд. 1: 9). Возлюбленый о Христе, возьмите Священное Писание и попробуйте найти это высказывание. Еще дальше в том же послании апостол ссылается на пророчество Еноха, говоря: «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых ангелов Своих сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники”» (Иуд. 1: 14–15). И апостол Иуда не единственный, кто говорил из преданий. Послушайте, что знаменитый Павел говорит в своем 2-м послании к Тимофею: «Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере» (2 Тим. 3: 8). И в другом месте апостол Павел, наставляя священников Ефеса, говорит: «Помните слова Господа нашего Иисуса Христа, как он сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать”» (Деян. 20: 35). Теперь я спрошу вас, настаивающего на доверии только тому, что сохранилось в письменном виде: откуда взяли эти два апостола – Иуда и Павел – вышеуказанные слова, потому что вы не найдете их записанными в Священном Писании?

Вопрошающий: И все же я сомневаюсь, что Священное Предание могло сохраниться до наших дней столь же чистым и подлинным во всех отношениях, как в самом начале. Не имеем ли мы больше гарантий сохранности Священного Писания?

Старец Клеопа: Как вы могли видеть, знаменитый Павел хвалит христиан Коринфа за хранение, заботливое и внимательное, неписаных преданий, которые они получили непосредственно из его уст. Кроме того, вы слышали, что апостолы Павел и Иуда использовали в своей проповеди слова из Священного Предания, например пророчества Еноха и другие. Также я указал вам, каким способом Священное Предание сохранялось в веках. Далее, тот же апостол Павел убеждает и наставляет фессалоникийских христиан быть бдительными в хранении Священного Предания: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2: 15). И в другом месте он говорит: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1: 8).

Вопрошающий: Но как Священное Предание сохранилось в Церкви на протяжении тысяч лет? В наше время некоторые утверждают, что изо дня в день духовенство и церковные писатели постепенно искажали истины Священного Писания и апостольского Предания. Говорят, что если вы возьмете книгу, опубликованную 50 лет назад, и ту же самую книгу, опубликованную сегодня, то они не будут иметь ничего общего. Из этого следует, что если иерархи делали это со священными книгами, то они будут делать то же самое и с Преданием, которым православные хвастаются как невредимым со времен апостолов.

Старец Клеопа: То, что ваши товарищи изложили, совсем не верно. Учение Церкви Христовой охраняется Святым Духом и не может ошибаться (см.: Мф. 10: 17–20; Ин. 4: 16–26; 1 Тим. 3: 15). Ее истинный основатель Иисус Христос будет управлять ею невидимым образом до конца времен (см.: Мф. 28: 20). Если какие-то церковные писатели, иерархи, священники и миряне переводили Библию на другой язык или вносили поправки в некоторые отрывки, где некоторые выражения не соответствуют современной разговорной речи, то это были изменения именно строя предложения, а не содержательные изменения библейского текста. Если бы сегодня мы могли воскресить румынского отца Мирчи или Стефана Великого († 1504), и вы захотели бы поговорить с ними, то едва ли поняли бы их, потому что современный язык уже не тот, каким говорили тогда. Именно это произошло в отношении книг. С течением времени в слова и выражения вносились поправки в соответствии с современным языком, не меняя, однако, смысла глубоких и священных писаний. Ранее я называл вам основу, на которой покоится Священное Предание, и какими средствами его сохранность обеспечивается на протяжении веков. Это касается, в частности, древнего символа веры, апостольских постановлений и догматических решений семи Вселенских Соборов. К ним также могут быть добавлены следующие свидетельства, доказывающие сохранность в Церкви апостольского Предания:

  • документы ранней Церкви, написанные свидетелями и преемниками апостолов, среди которых – святой Игнатий Богоносец († 107) и святой Поликарп Смирнский († 156). Эти отцы наставляли верующих своего времени защищать себя от учений еретиков и хранить в полном объеме апостольское Предание (см.: Евсевий Кесарийский. Церковная история. Кн. 2. 36);
  • Гегезипп, как говорит Евсевий, пытался собрать все апостольские предания, и ему это почти удалось; он собрал более пяти книг ценного материала, который изучал Евсевий. К сожалению, с течением времени эти книги были утеряны (Там же. Кн. 4: 8).
  • святые Ириней Лионский († ок. 202) и Климент Александрийский († ок. 215) сообщают нам: «Тот, кто объясняет Писание без помощи Священного Предания, разрывает на куски значение истины» (Строматы. Кн. 7). Кроме того, эти выдающиеся свидетели показывают нам веру апостольских времен и периода, непосредственно следующего за ним, вплоть до IV века. Документы древней Церкви являются важным свидетельством значения Священного Предания и чести, оказываемой ему с тех пор и до сего дня;
  • святитель Епифаний Кипрский († 403) пишет: «Следует держаться Предания, поскольку не все возможно найти в Священном Писании. Святые апостолы передавали некоторые вещи посредством письменного слова, а некоторые – посредством устного»;
  • святитель Иоанн Златоуст († 407) говорит: «Отсюда очевидно, что апостолы не все передали чрез послания, но многое сообщали и через устную речь; между тем и то и другое равно заслуживает доверия. Поэтому мы должны признавать достоверным и церковное Предание. Если есть Предание, то не нужно ничего больше» (Проповедь 4 на 2-е послание к фессалоникийцам, 2);
  • святитель Григорий Нисский († после 394) пишет: «Мы имеем от отцов дошедшее к нам предание как некое наследство, сообщаемое по порядку от апостолов через последующих святых» (Против Евномия. 4: 5);
  • святитель Василий Великий († 379) в своих трудах представляет аналогичные свидетельства. Вот как он выражается: «Из сохраненных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от апостольского Предания, по преемству в тайне; и те и другие имеют едину и ту же силу для благочестия. И сему не воспрекословит никто, хотя бы мало сведущий в установлениях церковных» (О Святом Духе. 27). Далее святой Василий объясняет, что мы должны держаться Священного Предания с большим почтением и благочестием, поскольку в Священном Писании мы не найдем всего, что необходимо для нашего спасения. Священное Писание учит нас делать многое, но не говорит как. Например, оно учит нас принимать крещение, но не объясняет, каким образом. Оно учит нас исповедовать грехи, причащаться, венчаться (при вступлении в брак), но нигде не описывается обряд проведения этих таинств. Более того, оно учит нас молиться, но ничего не говорит о том, как, где и когда. Оно заповедует нам творить крестное знамение перед собой, согласно слову псалмопевца: «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи», но не показывает, как это сделать. Какое писание научило нас при молитве обращаться на восток? Где в Священном Писании есть слова призывания Святого Духа для освящения святых даров? Какое Писание учит нас благословлять воду для крещения? Какое место в Писании учит нас тройному отречению от сатаны перед святым крещением? Молитву прославления Святой Троицы – «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу” – из какого Писания мы можем узнать?»

Предваряя вопросы клеветников на Предание, святой Василий говорит: «Если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обычаи как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя».

Итак, вот порядок, которого придерживается Церковь в отношении всего неписаного: все, что имеет апостольское происхождение или получено из опыта святых отцов, обретает силу Предания и власть закона в Церкви Христа (Кормчая. 87: 91). В связи с этим оно должно быть гарантировано важностью и пользой, вытекающей из отношений, существующих между ним и Священным Писанием. Правда, оба остались в единстве и взаимно близких отношениях, основанных на том, что оба составляют Святое Откровение от Бога, являясь для нас его источником. Следовательно, не может существовать внутреннего противоречия между ними двумя или чтобы исключить один из другого. Священное Писание обладает уникальным свидетельством библейского канона, а его догматический характер (Божественное вдохновение) и есть только Священное Предание, а Священное Предание в состоянии доказать подлинность своей истины только вместе со Святым Писанием.

Основное назначение преданий – сохранять память о национальной истории. Предания стали записываться раньше многих фольклорных жанров, так как были важным источником для летописцев. В большом количестве предания бытуют в устной традиции и в наши дни.
Жанровые разновидности преданий
Ученые выделяют разные жанровые разновидности преданий. Среди них называются предания
исторические,
топонимические,
этногенетические,
о заселении и освоении края,
о кладах,
этиологические,
культурологические
– и многие другие. Все известные классификации условны, так как универсального критерия предложить невозможно.
Часто предания подразделяются на две группы:
исторические и топонимические.
Однако историческими являются все предания (уже по их жанровой сущности); следовательно, любое топонимическое предание также исторично.
По признаку воздействия формы или содержания других жанров среди преданий выделяются группы
переходных, периферийных произведений.
Легендарные предания – это предания с мотивом чуда, в которых исторические события осмыслены с религиозной точки зрения.
Иное явление – сказочные сюжеты, приуроченные к историческим лицам.
Особенности преданий
В преданиях существуют свои способы изображения героев. Обычно персонаж только называется, а в эпизоде предания показывается какая-то одна его черта. В начале или в конце повествования допускаются прямые характеристики и оценки, необходимые для того, чтобы образ был правильно понят. Они выступают не как личное суждение, а как общее мнение (о Петре I: Вот оно царь — так царь, даром хлеба не ел; лучше бурлака работал; об Иване Сусанине: …ведь он спасал не царя, а Россию`!).
Портрет (наружность) героя изображался редко. Если портрет появлялся, то был лаконичен (например: разбойники – силачи, красавцы, статные молодцы в красных рубахах). Портретная деталь (например, костюм) могла быть связана с развитием сюжета: неузнанный царь ходит переодетым в простое платье; разбойник является на пир в генеральском мундире.
Собиратели преданий
Легенды и предания, рожденные в недрах русской народной жизни, давно уже считаются отдельным литературным жанром. В связи с этим чаще всего называют известных этнографов и фольклористов А. Н. Афанасьева (1826–1871) и В. И. Даля (1801–1872). Пионером же собирательства старинных изустных рассказов о тайнах, кладах и чудесах и тому подобном можно считать М. Н. Макарова (1789–1847).
Одни повествования разделяются на древнейшие – языческие (сюда относятся предания: о русалках, леших, водяных, Яриле и прочих богах русского пантеона). Другие – принадлежат ко временам христианства, более глубоко исследуют народный быт, но и те все еще перемешаны с языческим мировоззрением.
Макаров писал: «Повести о провалах церквей, городов и проч. принадлежат к чему-то непамятному в наших земных переворотах; но предания о городцах и городищах, не указка ли на странствия по Русской земле руссов. Да и славянам ли только они принадлежали?» Происходил он из старинной дворянской семьи, владел поместьями в Рязанском уезде. Воспитанник Московского университета, Макаров некоторое время писал комедии, занимался издательской деятельностью. Эти опыты, однако, успеха ему не принесли. Истинное свое призвание он нашел в конце 1820-х годов, когда, состоя чиновником для особых поручений при рязанском губернаторе, стал записывать народные легенды и предания. В многочисленных его служебных поездках и странствиях по центральным губерниям России и сложились «Русские предания».
В те же годы другой «первопроходец» И. П. Сахаров (1807–1863), тогда еще семинарист, занимаясь разысканиями для тульской истории, открыл для себя прелесть «узнавания русской народности». Он вспоминал: «Ходя по селам и деревням, я вглядывался во все сословия, прислушивался к чудной русской речи, собирая предания давно забытой старины». Определился и род деятельности Сахарова. В 1830–1835 г. он побывал во многих губерниях России, где занимался фольклорными разысканиями. Итогом его исследований стал многолетний труд «Сказания русского народа».
Исключительное для своего времени (длиною в четверть века) «хождение в народ» с целью изучения его творчества, быта, совершил фольклорист П. И. Якушкин (1822–1872), что и отразилось в его неоднократно переизданных «Путевых письмах».

Верность Преданию есть верность творческая. Источник Предания – Божье откровение и творчество человека. Во Христе истина дана сразу и вся, но человек может выбирать формы для её выражения. Это – соработничество.

Господь даёт человеку содержание и Сам предлагает нам найти форму. Он видит в человеке не пассивного воспринимателя истин, а зовёт нас к сотворчеству.

Пример: Господь даёт молитвенный дух, но как разно он выражается в разных молитвах.

Это можно сравнить с разными стихами великих авторов, которые не схожи во всём, кроме гениальности, высоты и единого живящего их духа. Каждый духовный человек выражает Предание своим неповторимым, лишь ему одному присущим образом.

Святой Иустин Сербский говорит, что каждый верный христианин является важной частью Предания, ведь живёт он в Том же Духе Святом, в Котором жили и апостолы. У каждого человека разная мера благодати, зависящая от его труда перенесённых скорбей, жизни для других и любви. Каждый человек выражает образ Божий по-своему, а потому Предание бесконечно разнообразно, и это тот случай, когда мы можем благодарно повторить латинскую поговорку «Да здравствует разница!».

Святой Иустин Сербский: «Предание – Христос и вся Его Богочеловеческая жизнь, реализованная в каждом члене Церкви Духом Святым через святые таинства и святые добродетели… Предание богочеловечески едино и богочеловечески неделимо. Дух Святой через всех и через каждого из них (святых) благовествует одну и ту же истину Спасителя».

При всём видимом различии людских путей к Богу всех живущих Преданием напояет один и тот же дух.

Иоанн Дамаскин говорит: «Мы не изменяем вечных границ, установленных отцами, а храним Предание таким, каким получили его». Это значит, что мысль православного человека не должна сходить с пути истины, завещанного нам Христом. Но внутри самого пути мы должны обратиться к словам старца Иоанна Миронова, однажды сказавшего: «Евангелие у нас одно, а исцеление все получают по-разному». Обратим внимание и на слова Иоанна Златоуста: к Богу ведёт столько путей, сколько существует людей. Конечно, все эти пути только в пределах верного православного духовного пути. Поэтому дороги, по которым к Богу приходили святые отцы, порою столь разнообразны, что, бывало, это даже рождало непонимание одного отца другим. Хотя, конечно, такое непонимание случалось довольно редко.

Предание есть Дух Святой, живущий в Церкви. Поэтому основная форма выражения Предания есть человек, приобщающийся к благодати Господней.

Как пишет патролог Каллист Уэр, Предание имеет также и формы своего выражения на земле. К ним он причисляет: «книги Библии, Символ веры, постановления Вселенских соборов и писания св. отцов, каноны, богослужебные книги, святые иконы. Иначе говоря, это вся система вероучения, церковного управления, культа, духовности и искусства, выработанная Православием на протяжении веков».

Однако, митрополит Каллист делает важную оговорку: «Не всё воспринятое из прошлого равноценно, и не все непременно истинно. Как заметил один из епископов на Карфагенском соборе 257 г., «Господь сказал: Я есмь истина. Он не сказал: Я есмь обычай». Есть разница между преданием и традициями: многие унаследованные от прошлого традиции имеют человеческую и случайную природу. Это благочестивые (или неблагочестивые) мнения, но не истинная часть предания – основания христианской вести».

Рассмотрим по порядку те внешние формы, в которых выражается Предание. Внешние в данном случае означают именно форму выражения, а не отрыв от содержания и не внутреннюю пустоту, чего, конечно же, никогда не бывает в Предании.

Библия

Каллист Уэр: «Библия – это Писание народа: его нельзя рассматривать как нечто стоящее над Церковью, ибо оно живет и понимается внутри Церкви (вот почему не следует разделять Писание и Предание). Именно от Церкви в конечном счете получает Библия свой авторитет, ибо именно Церковь изначально решала, какие книги принадлежат к священному Писанию; и только Церковь вправе авторитетно толковать Священное Писание».

Почему так? По единству Духа, напояющего Церковь и Писание. Духовный опыт Церкви и опыт, зафиксированный в Писании, – это единый опыт. Православие рассматривает Библию как словесную икону Христа.

Писание, по святому Симеону Новому Богослову, – часть Предания. Писание не есть основа религиозной веры, оно само основано на религиозном опыте и отражает этот опыт.

Святой Симеон Новый Богослов говорил: «Только то чтение полезно, которое сопровождается исполнением прочитанного»; «Во время чтения необходимо вглядываться в себя, рассматривая и изучая душу свою как в зеркале».

Библия – это послание, адресованное каждому читателю непосредственно и персонально. Святые отцы верили в живое присутствие Христа в Писании.
Каждое слово Евангелия обращено к нам лично. Христос пришел спасти всех – но не все хотят, чтоб Он их спасал. Это те, кому хватает для счастья животной жизни, и Бог ждёт особого момента, направляя их жизнь так, чтоб дать им шанс услышать то, что Он говорит. Поэтому Христос не сразу пришёл спасать, а через несколько тысячелетий, поэтому Он и апостолам говорит не тратить усилий там, где это невозможно.

Если даже выучить всё Писание наизусть, знать его историю и все толкования, то нисколько не приблизимся к Богу, ведь не приближает это знание к Нему врага человеческого рода и протестантов.

К Богу приближает нас только следование тому, чему учит Евангелие.
Поэтому единственное условие правильного истолкования – это знание того, что Писание не книга, а жизнь.

Святой Иустин Сербский: «Это книга, которая читается жизнью и понимается деланием».

Святой Марк Подвижник: «Писание читай делами».

Причем понимание того, как исполнять прочитанное, должно быть не своё, а апостолов и святых, пришедших к Богу.

Смысл Евангелия – человек может соединиться с Богом. Возможно же это только при исполнении того, чему учит Христос.
К чтению слова Божьего христиане всегда относятся как к одному из самых важных дел христианской жизни. Все самые знаменитые толкования – проповеди, а не кабинетные творения. Они рождались в молитвенном вслушивании в Бога, даже когда их писали в кабинете.

Это чтение – семя, бросаемое в человеческую душу для взращивания плодов. Поэтому с первых лет православные читали Писание во время службы в Церкви. Вначале, конечно, Ветхий Завет, потому что Нового Завета ещё не было.

Правила при чтении слова Божьего

1. Чтение всегда должно начинаться с молитвы к Тому, Чьё слово сейчас собираемся читать. Мы нуждаемся в духовном просвещении, чтобы понять и принять Его слово.
«Господи, Иисусе Христе, спаси и помилуй раба твоего (имя) словесами Божественного учения Твоего, читаемыми о спасении раба Твоего (имя). Попали, Господи, терние всех грехов его, да вселится в него благодать Твоя, очищающая, освящающая во веки веков. Аминь».

2. Постоянство. Ежедневно читать. Когда епископ Митрофан Никитин преподавал на отделении духовной культуры, он всех студентов благословлял читать в день по главе из Нового Завета. Всего одна глава, но и это сделает своё доброе дело.
Ведь мы после грехопадения непостоянны, и, если редко читать слово Божие, оно никогда не принесёт плода. А нужно, чтоб оно в один из дней проникло в наше сердце и изменило его.

3. Честность и непредвзятость. Всё Писание обращено лично к каждому человеку. Евангелие гораздо умнее нас, а мы понимаем только в меру своего духовного роста, очень до многого мы не доросли.
Великий современный старец, ученик святого Силуана Афонского Софроний Сахаров говорил, что всю жизнь читал Евангелие, но вначале просто его читал, хотя и с доверием тому, что там написано. А потом, когда пережил множество откровений от Господа, он понял, что за каждым словом Нового Завета онтологическая, бытийная, несомненная реальность.

4. При чтении Писания необходимо обращаться к Церковному Преданию. Важно знать, как его правильно понимать. Даже апостол Петр писал в своём Послании, что для него в Посланиях апостола Павла есть что-то неудобопонятное. Писание – письменная часть Предания. А Предание проверено жизнью святых.

5. Необходимо благоговение при чтении. Даже положение тела должно быть благоговейным. Раньше переписчики переписывали Евангелие стоя. Можно и сидеть, но не закладывая при этом ногу за ногу, не кушать при этом.

Люди часто приходят к вере просто читая Евангелие. Знаю одного человека, который уверовал читая Евангелие от Иоанна.

В советские времена, когда Евангелие в СССР не издавалось, люди выписывали цитаты из атеистических книг, и чувство было при этом такое, как напился живой воды посреди пустыни. То же самое мы можем испытать, когда читаем книгу «Сектоведенье». Читая лживые учения сект, духовно задыхаешься, а когда встречаешь в тексте слова Писания, то душа снова дышит Духом Святым.

Это происходит потому, что Христос Сам присутствует в Писании.

Писание – средство, позволяющее жить с Богом и в Боге. Оно вносит свет в нашу жизнь.

Писание – часть Предания. Писание не есть основа религиозной веры, оно само основано на религиозном опыте и отражает этот опыт.

Артём Перлик

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *