Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка. Под музыкальным образованием в детском саду подразумевают «первые шаги» в этой области, которые раскрывают дошкольникам содержание элементарных сведений и знаний о музыке, видах, способах музыкальной деятельности.

Развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у дошкольников развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Программа воспитания в детском саду построена с учётом комплексного подхода к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребёнка. Детям предоставляется возможность проявить себя в разных видах музыкальной деятельности. Дошкольники приобщаются к музыке не только на занятиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений и досугах. Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на детских музыкальных инструментах, импровизируют. Музыка звучит в сюжетно-ролевых играх, на занятиях по физкультуре, на прогулке.

С каждым годом все больше внимания уделяется развитию творческой активности ребенка. Мы открываем детям дверь в мир музыки, помогаем делать первые шаги к прекрасному. Как говорил В. Сухомлинский: «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки».

Развивающая игрушка «Умный телефон» 0101RU — это обучающая, развивающая игрушка выполненная в виде яркого и цветного телефона.

Данный дизайн развивает зрительное восприятие и концентрацию внимания, помогают малышу различать цвета и формы предметов.

«Умный телефон» 0101 включает в себя 3 режима игры:

— Буквы:при нажатии на клавиши 1-9 происходит произношение букв алфавита; при нажатии на «0» телефон просит найти нужную букву, если буква выбрана верно, телефон говорит: «правильно», при ошибке, предлагает попробовать еще раз; при нажатии на «*» проигрываются все мелодии; при нажатии на «#» звучит забавная песенка про алфавит, если не нажимать на кнопки в течении 3-х секунд, включается имитация телефонного разговора.

— Цифры:при нажатии на цифровые кнопки произносится цифра и воспроизводится звуковой сигнал; при нажатии на «*» проигрываются все звуковые сигналы; при нажатии на «#» происходит имитация телефонного разговора с родственниками, если не нажимать на кнопки в течении 3-х секунд, телефон просит найти нужную цифру.

— Фигурки:при нажатии на кнопки голос произносит названия фигурок; при повторном нажатии на кнопку называются дополнительные характеристики фигурки(цвет или количество углов), если не нажимать на кнопки в течении 3-х секунд, телефон просит найти нужную фигурку.

Музыкальное развитие в период раннего детства

Волчегорская Е. Ю. доктор педагогических наук, профессор заведующая кафедрой ФГБОУВПО ЧГПУ Челябинск, Россия

Ногина О. А. ассистент ФГБОУ ВПО ЧГПУ Челябинск, Россия

Аннотация: Целью статьи является рассмотрение специфики раннего музыкального развития детей, трактуемого авторами как процесс музыкально-интонационного развития детей раннего возраста, опирающийся на комплекс музыкально-интонационных моделей, в основе которых лежат архетипические базисные формы коммуникации. Показана роль раннего музыкально-интонационного развития в формировании различных компонентов музыкальности, креативности и аффективного благополучия детей раннего возраста.

Ключевые слова: Музыкальное развитие детей раннего возраста, музыкально-интонационные модели.

Ранний возраст — особый этап в жизни ребенка, характеризующийся быстрым темпом физического, психического, социального развития ребенка, активным формированием разнообразных умений и поведения. Многое в дальнейшей жизни и характере человека зависит от того, как прошло его раннее детство, насколько полно были реализованы богатейшие возможности этого периода. По оценкам современных исследователей разных стран мира период раннего детства признан уникальным по силе эмоционально-чувственного восприятия. В раннем возрасте эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, играют ведущую роль во всех видах деятельности малыша: только то, что эмоционально впечатлило малыша, вызывает интерес, становится источником активного исследования, взаимодействия с предметами, вещами и явлениями окружающей действительности. При этом сами эмоциональные проявления — эмоционально-выразительные возгласы и движения (мимика, жесты, пантомимика) -выступают для ребенка в качестве носителей информации, выполняя функцию «сигналов», позволяющих ему почувствовать, что происходит вокруг, а также показать, проявить те ощущения и переживания, которые испытывает он сам. Не случайно в педагогике раннего детства музыку и музыкальную деятельность, главное содержание которых составляют чувства и эмоции, относят к одним из первых естественных и доступных для малышей средств активного освоения окружающего мира, специфических «инструментов» выражения ребенком своих мыслей, чувств, желаний. Подтверждением этому являются современные отечественные и зарубежные психолого-педагогические и музыкально-педагогические исследования. Так, раннее музыкальное развитие сравнивается с овладением детьми таких базовых жизненных навыков как ходьба и речь (J.Peery, L.Levinowitz, К.Guilmartin), оно сопоставляется по значению с логико-математическим, лингвистическим, телесно-кинестетический развитием малышей (О.Оагёиег). Музыка в период раннего детства признается особой, первичной системой познания, которая способствует развитию пространственного мышления, активизации зрительного восприятия, внимания, кратковременной памяти у детей (Т.Аш81хоп§, 1Но1аЬап, L.Davidson).

Многие исследователи отмечают, что все дети рождаются с высоким потенциалом музыкального восприятия, позволяющего малышам уже в раннем возрасте чувствовать и понимать язык музыки (^.Впё§ег, Б.ТгеЬиЬ, .Г^апШеу, С.МаёБеп, М.2еп1;пег), При этом первичным в онтогенезе музыкального восприятия признается эмоциональное реагирование на интонационно-выразительные элементы музыкального языка, способность к «интонационно-слуховому различению, отождествлению, узнаванию» . Музыкальные интонации представляют собой синтез всех выразительных средств музыкальной речи и выступают в роли эмоционально-смыслового, содержательного начала в музыкальном произведении. По мнению ряда исследователей (Б.В. Асафьев, М.Г. Арановский, А.А. Леонтьев, А.Н. Сохор, Б.Л. Яворский, Д.К. Кирнарская, А.В. Торопова) интонационный слой музыки содержит ряд априорных значений, восходящих к истокам слуховой коммуникации — древним возгласам, голосовым сигналам, которые служили человеку ориентирами в окружающем мире. Они «расшифровываются» человеком подсознательно, с первых дней жизни, являясь информационными компонентами коммуникативной системы более древнего происхождения, чем речь. Поэтому музыкальные интонации без усилий распознаются малышами, вызывая у них палитру ощущений, эмоций, образов.

Особую роль в эмоциональном и адекватном восприятии интонационной стороны музыки играет присущая малышам моторно-двигательная активность — непроизвольная двигательная реакция, которая является для детей раннего возраста своего рода эквивалентом переживания музыкального времени (ощущения ритма пульсации) и зрительно-пространственных представлений (ощущения темного или светлого оттенка звука, близости или удаленности музыкального объекта, чувства плотности, насыщенности или разреженности звучания представления о музыкальных линиях и т.п.) Кроме того, за восприятием музыкального звука в процессе музыкального интонирования у детей раннего возраста стоит непроизвольное внутреннее пропевание интонации, «сопровождающее особого рода поисковый процесс» . При этом музыкальная интонация не только ощущается ребенком на слух, но и двигательно «проживается», «соинтонируется» в активном взаимодействии с музыкой.

Способность детей раннего возраста воспринимать музыку на интонационно-образном уровне, идентифицировать и эмоционально реагировать на музыкальные интонации как смысловые единицы музыкального языка позволяет рассматривать музыкальное развитие в раннем возрасте как процесс музыкально-интонационного развития. Ключевым звеном данного процесса является комплекс музыкально-интонационных моделей, в основе которых лежат архетипические базисные формы коммуникации, представленные в музыке в виде обобщенных конструктов, стереотипов общения . Являясь сенсорно-образными эталонами, они помогают ребенку правильно «расшифровать» получаемую музыкально-сенсорную информацию, адекватно воспринять музыкальный образ.

Музыкально-интонационные модели представляют собой устойчивые мелодические образования интерсенсорного характера, с определенным звуковысотным, ритмическим, динамическим и тембральным соотношением звуков. Они ассоциируются с определенным визуальным образом и имеют двигательно-пространственное игровое отображение. Например, музыкально-интонационная модель «Плача», состоящая из нисходящих, близко расположенных мелодических ходов-вздохов имеет визуальный образ плачущего зайки, которого ребенок «изображает», закрыв ладонями глаза и слабыми наклонами головы вниз. Интонационный профиль музыкально-интонационной модели «Маятника», построенный на чередовании двух звуков в спокойном размеренном темпе, ассоциируется с образом часов с маятником, двигательно-пространственным отображением которого являются укачивание на руках воображаемой куклы или покачивание из стороны в сторону.

В процессе раннего музыкально-интонационного развития музыкально-интонационные модели выступают в качестве объектов музыкальной деятельности и служат источником активного включения детей в процесс восприятия и воспроизведения музыки. В игровых заданиях малыши пропевают музыкально-интонационные модели, озвучивая музыкальные образы. С помощью мимики, движений корпуса и рук, отражающих характер интонаций, дети «перевоплощаются» в воспринимаемый образ. Используя музыкально-интонационные модели, придумывают инструментальное сопровождение музыкальным произведениям и исполняемым песням, иллюстрируют рассказы, стихи, сказки; пробуют интерпретировать музыкально-образные представления в продуктивной и игровой деятельности.

Процесс раннего музыкально-интонационного развития, основанный на восприятии и понимании малышами музыкально-интонационных моделей как интонационных единиц музыкального языка, опирающихся на образно-смысловые, символические коммуникативные архетипы, способствует вовлечению детей в процесс общения с музыкальным искусством, активизирует у них потребность в выражении своих ощущений, впечатлений, эмоций, желание создавать новые музыкальные образы.

Сфера музыкально-интонационных образов, задействуя весь сенсорный, эмоциональный опыт ребенка, не только активизирует развитие таких компонентов музыкальности ребенка как звуковысотный слух (способность различения детьми низких и высоких звуков и способность звуковысотного воспроизведения музыкальной фразы) и интонационно-образное восприятие (умение ребенка находить визуальные и двигательные ассоциации интонационным характеристикам музыкальных звуков), но и побуждает ребенка к активной творческой деятельности. Музыкальный образ посредством воображения изменяется, трансформируется. За счет комбинирования, вариативного использования выразительных средств и технических приемов он может быть дополнен, перенесен в сферу других видов искусств. В результате малыш создает собственный субъективный образ — новый «продукт», новую единицу в сфере личного мировосприятия, расширяющую его представление об окружающей действительности. При этом соотношение между музыкально-интонационным развитием и креативностью ребенка тем яснее и определеннее, чем выше интонационно-слуховая активность, которая и порождает заинтересованное, творческое отношение к музыке и музицированию. По-видимому, сфера музыкально-интонационных образов, задействуя весь сенсорный, эмоциональный опыт малыша, активизирует и процесс творческого самовыражения ребенка в различных формах деятельности .

Процесс создания нового — песенки, танца, рисунка или сказки — вызывает у ребенка чувство свободы и радости, ощущение удовольствия от своей созидательной деятельности. Особенно важно, что осуществляемое в раннем возрасте музыкальное развитие позволяет создавать ситуации эмоциональной комфортности, выступая доминантой в комплексе воспитательных средств, направленных на формирование позитивного, гармоничного мироощущения ребенка. Общение с музыкой приносит детям радость, насыщает жизнь яркими впечатлениями и положительными эмоциями. Закрепляясь в раннем детстве, позитивные эмоциональные проявления являются показателем полноценности жизни, удовлетворения внешних и внутренних, психологических потребностей ребенка.

Существенным моментом является и то, что раннее музыкальное развитие реализует естественную потребность малыша выражать свои эмоциональные переживания в действии — простейших танцевальных движениях, вокализации, пластических импровизациях. Переживание радостных состояний в голосовом и двигательном самовыражении в процессе музыкальной деятельности можно рассматривать как важнейшее, природосообразное средство формирования оптимистического мировоззрения . Это подтверждается выводами современной гуманистической педагогики и психологии, утверждающей, что первичная,

биологическая ориентация жизни направлена на получение телесно-двигательного удовольствия, поскольку это способствует физическому и психическому здоровью.

Таким образом, раннее музыкально-интонационное развитие, осуществляемое на основе активного восприятия детям в период раннего детства интонационного слоя музыки, содержащего основную смысловую, эмоционально-образную музыкальную информацию, дает малышам коммуникативный, двигательный, интерсенсорный опыт, оказывая огромное влияние на становление эмоционально-ценностного отношения к миру, актуализацию личностного потенциала каждого ребенка.

Библиография

2. Арисменди А.Л. 1989. Дошкольное музыкальное воспитание. М.

3. Кирнарская Д.К. 2004. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Красова Т.Д. 1 Мартынова Л.Н. 1 1 ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» В представленной статье раскрыто влияние игры на музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста. В статье обозначены актуальность и значимость музыкального развития дошкольников в игре как составляющей общего развития детей. Основываясь на результатах исследований Н.А. Ветлугиной, Р.И. Жуковской, Л.Н. Комиссаровой, Э.П. Костиной, Н.Я. Михайленко, Н.Ф. Тарловской, В.И. Турченко, А.П. Усовой и иных, авторы подчеркивают многоаспектность игры и обозначенных видов деятельности для детей дошкольного возраста. Выявлены принципы, создающие возможность эффективного музыкального развития дошкольников в игре, определяющие их особенности развития. Цель исследования заключается в разработке и реализации педагогических условий, направленных на повышение уровня музыкального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе игры в дошкольных образовательных организациях. Результаты проведенного исследования показали, что разработанные педагогические условия позволили обеспечить эффективность музыкального развития детей старшего дошкольного возраста в игре. В процессе исследования использовались только классические произведения либо фрагменты из них и музыка разных народов. В эксперименте приняли участие 98 детей старшего дошкольного возраста из 6 дошкольных образовательных учреждений Липецкой области. Использованные методы беседы, анкетирования, экспертной оценки и иные позволили выявить отношение детей старшего дошкольного возраста, музыкальных руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций к использованию игры в процессе музыкальной деятельности. Значимость проведенной экспериментальной работы определяется полученными результатами и основными выводами. Нами установлено, что существует значимая корреляция между выделенными нами педагогическими условиями и уровнем музыкального развития старших дошкольников (0,421 при p≤0,05 по коэффициенту корреляции Пирсона). 156 KB дошкольное образование педагогические условия музыкальное развитие музыка игра дети старшего дошкольного возраста 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» . URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155 (дата обращения: 20.03.2019). 2. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. СПб.: Детство-Пресс, 2005. 384 с. 3. Райцева Т.Е. Формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности: автореф. дис…. канд. пед. наук. Владикавказ, 2005. 23 с. 4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 2014. 305 с. 5. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках.1987. №1. С. 29-32. 6. Ветлугина В.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. М.: Педагогика, 2010. 208 с. 7. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебник. М.: Академия, 2017. 288 с. 8. Богданов И. В., Лазарев С. В., Ануфриенко С. С., Чмыхова Е. В., Усольцева И. В., Калинина Н.В. Психология и педагогика . URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Pedagog/bogd/index.php. (дата обращения 03.03.2019). 9. Музыка как вид искусства. Возрастные особенности музыкального развития дошкольников. . URL: http://studopedia.org/8-173035.html (дата обращения 01.08.2018). 10. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: учебник для студентов высших учебных заведений. Дубна: Феникс +, 2011. 352 с. 11. Смирнов В.И. Теория и методика воспитания. Часть II. Воспитательные технологии: учебное пособие. Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012. 483 с. 12. Чернобровкин В.А., Пустовойтова О.В. Сущность и значение проектной деятельности для современных дошкольных образовательных организаций // Современные наукоёмкие технологии. 2018. № 6. С. 261–265.

Актуальность исследования обусловлена активными инновационными процессами обновления качества системы дошкольного образования. Одной из центральных проблем современной психолого-педагогической науки является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. В Концепции модернизации российского образования на период до 2025 г. особо подчеркивается важность усвоения ребенком не только определенной суммы знаний, но и развития его личности. В отечественной и зарубежной педагогической науке практически стала аксиомой мысль о том, что становление личности ребенка-дошкольника происходит прежде всего в игре.

Задачи творческого развития и формирование творческой самореализации детей определены как приоритетные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Проблема музыкального развития детей в игровой деятельности в дошкольной педагогике продолжает оставаться актуальной, особенно в связи с разработкой и реализацией в образовательном процессе дошкольных организаций требований федеральных государственных документов в области образования .

Г.А. Праслова отмечает, что музыкальное воспитание всегда останется особым, уникальным средством развития детей дошкольного возраста, процессом передачи и освоения знаний, умений и способов действий, необходимых для успешного осуществления музыкальной деятельности .

Как показывает в своем исследовании Т.Е. Райцева, в основе музыкальной деятельности лежат социально-психологические и организационно-педагогические принципы успешности, удовольствия, синкретизма, элементарности, диалогизма, коммуникативной направленности, поликультурности, толерантности, сотворчества, импровизации, персонификации, создающие целостность системы и обеспечивающие возможность эффективного музыкального развития старших дошкольников .

Музыка стимулирует проявление творческого отношения к действительности, оказывая при этом прямое воздействие на духовно-нравственное развитие личности в целом. Наиболее благоприятным средством музыкального развития детей, формирования музыкального опыта и воспитания ценностного отношения к музыкальной культуре является игра.

Игра для дошкольника имеет особое значение, поэтому выделение особенностей взаимосвязи игры и музыкального развития целесообразно начать с определения того, что с педагогической точки зрения может быть названо игрой.

По словам Л.С. Выготского, игра — это переработка пережитых впечатлений, построение на их основе новой действительности, которая отвечает запросам и влечениям самого ребенка .

Во ФГОС ДО игровая и музыкальная деятельности обозначены как основные . Они являются комфортными, интересными и дающими ребенку дошкольного возраста возможность личностного и познавательного развития. В основе большинства концепций музыкального развития ребенка лежит убеждение в том, что обеспечить эффективное музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста возможно с помощью игры и при создании особых педагогических условий .

Исследования Н.А. Ветлугиной, Р.И. Жуковской, Л.Н. Комиссаровой, Э.П. Костиной, Н. Я. Михайленко, Н. Ф. Тарловской, В. И. Турченко, А. П. Усовой, посвященные изучению различных проблем детской игры, подчеркивают значимость игры в музыкальной деятельности. Указанные авторы считают, что структурные компоненты игр (содержание, правила и действия) подчиняются задачам последовательного развития музыкального восприятия, ритмическим движениям, моторным способностям детей дошкольного возраста, т.е. имеют развивающий характер.

По мнению Н. А. Ветлугиной, интерес к игре можно усилить включением в реализацию игрового действия эмоционально насыщенного сюжета, поскольку «фабульный элемент, соотнесенный с эмоционально-образным и смысловым содержанием музыкального произведения, облегчает ребенку процесс постижения музыкального образа и средств его художественного воплощения» . Полноценного развития детская игра достигает лишь тогда, когда воспитатель регулярно и систематически формирует эту деятельность, отрабатывая вместе с детьми все ее компоненты и наполняя ее эстетически ценным содержанием.

В своих работах белорусский исследователь Л.С. Ходонович делает акцент на использовании целых игровых комплексов, направленных на развитие музыкально-творческих способностей дошкольников. В игровых комплексах игры объединены единым сюжетом и задачами, что значительно усиливает эффективность воздействия сюжетных музыкальных игр на проявление музыкального творчества.

Изучение и интерпретация взглядов названных авторов в ракурсе задач нашего исследования дали возможность обозначить и научно обосновать наиболее перспективные пути их решения. Избранная методология позволила раскрыть содержание, установить взаимосвязь и выработать комплексное понимание следующих понятий: «музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста», «музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста в игре». Анализ существующих определений подвел нас к следующему пониманию изучаемого процесса: под музыкальным развитием старших дошкольников мы понимаем индивидуальные достижения детей старшего дошкольного возраста, новообразования, связанные с развитием восприятия, исполнительства, творчества и иного в процессе активной музыкальной деятельности. А диалогичный стиль общения педагога и ребенка, авторские педагогические условия, разработанные с учетом требований ФГОС ДО, обеспечат эффективное, полноценное музыкальное развитие каждого дошкольника.

Музыкальное развитие старших дошкольников в игре – это процесс направленного комплексного воздействия на развитие музыкального восприятия, исполнительства и творчества посредством использования игровых технологий.

Педагогические условия музыкального развития дошкольников базируются на принципах развивающего и воспитывающего характера, профессионального сотрудничества и сотворчества, системности и последовательности в овладении опытом деятельности, доступности, поддержки и положительной оценки, что является залогом успешного музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.

Анализ специальной литературы и открытых источников позволил провести экспериментальную работу по музыкальному развитию старших дошкольников в игре в дошкольных образовательных организациях. Основой при прогнозировании и проектировании результатов экспериментальной работы послужили исследования В.И. Андреева, Г.А.Прасловой, Н.В. Ипполитовой, Н.М. Яковлевой и иных авторов, были разработаны педагогические условия, обеспечивающие эффективное музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста в игре.

Базами для проведения экспериментальной работы стали МДОУ № 127 (г. Липецк), МБДОУ «Детский сад № 39» и МБДОУ «Детский сад № 4» (г. Елец), МБДОУ детский сад п. Елецкий Елецкого района Липецкой области, МБДОУ детский сад с. Воронец Елецкого Муниципального района Липецкой области и МБДОУ детский сад с. Гнилуша Задонского района Липецкой области.

В эксперименте приняли участие 98 детей старшего дошкольного возраста. Мы предположили, что успешное музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста в игре может быть осуществлено при разработке специальных педагогических условий. Учитывая требования ФГОС ДО, мы разработали и реализовали следующие педагогические условия: активное использование игр с музыкальным сопровождением; соблюдение старшими дошкольниками правил игры; создание предметно-игровой среды для игр с музыкальным сопровождением. Обозначенные педагогические условия мы реализовывали одновременно. Объясняется этот момент тесной интеграцией и взаимосвязанностью педагогических условий, невозможностью отделения одного педагогического условия от другого.

Материалы и методы исследования. В процессе экспериментальной работы были использованы методы беседы, анкетирования, диагностические задания, экспертная оценка.

В начале эксперимента была определена цель, которая заключалась в выявлении уровней музыкального развития детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим экспериментальная работа началась с выявления отношения детей старшего дошкольного возраста к музыкальной деятельности.

В процессе проведения 7 диагностических заданий (авторы Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, О.А. Ногина, Т.В. Чередникова) использовалось музыкальное сопровождение. Это музыкальные произведения П.И. Чайковского «Марш оловянных солдатиков», «Полька»; В. Салманова «Голодная кошка и сытый кот», Д.Б. Кабалевского «Клоуны», Т. Ломовой «Тема с вариациями», Д. Львова-Компанейца «Великаны и гномы», «Хороводный шаг»; Г. Струве «Песенка о гамме»; Е. Тиличеевой «Лошадки»; В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже», а также русские народные песни «Во поле береза стояла», «Ах ты, береза», румынская народная песня «Кап-кап» и многие другие.

На основе разработанных авторами критериев и показателей: интерес (внимание и увлечение музыкальной деятельностью, адекватное реагирование на характер музыки; наличие музыкальных предпочтений и вкусов дошкольника; активное участие в разных видах музыкальной деятельности); самостоятельность (наличие музыкального опыта, готовность старших дошкольников самостоятельно определять жанр и характер музыкального произведения; передача музыкального образа (стремление передать характер услышанного музыкального произведения, своеобразие музыкального образа в движении, действиях под музыку; музыкальный кругозор ребенка и элементарная музыкальная эрудиция) были определены уровни музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.

По результатам проведения диагностических заданий были зафиксированы уровни музыкального развития старших дошкольников. Низкий уровень музыкального развития показали 56% старших дошкольников; средний уровень музыкального развития детей обнаружен у 22% детей, и 22% детей старшего дошкольного возраста показали высокий уровень музыкального развития.

56% старших дошкольников с низким уровнем музыкального развития не предпочитали музыкальную деятельность, не проявляли интереса к предлагаемым играм, не знали и не называли музыкальное сопровождение, авторов музыки, отдавали предпочтение другим видам деятельности; дидактический материал к играм детьми практически не был использован, иногда дошкольники не знали, как можно им воспользоваться. Дети совершенно не соблюдали и не выполняли правила игры, не запоминали, потому не соблюдали сюжет, хотя были с ним знакомы. Они постоянно отвлекались, не использовали дидактический материал и нуждались в помощи взрослого или сверстников.

22% детей показали средний уровень музыкального развития. Они проявляли переменный, ситуативный интерес к предлагаемым играм, но часто путали музыкальное сопровождение, путали авторов, иногда нуждались в помощи взрослого или сверстников, периодически отказывались участвовать. Они эпизодически соблюдали правила игры, часто отвлекались. Временами дети безошибочно называли музыкальное сопровождение, авторов музыки, принимали участие и отвечали на вопросы, давали однозначные ответы, но в отборе дидактического материала допускали ошибки. Иногда дети не выполняли правила игры, не всегда запоминали сюжет. Отвечали на вопросы с осторожностью, ожидая наводящих вопросов взрослого или подсказки со стороны сверстников.

У 22% детей старшего дошкольного возраста был отмечен высокий уровень музыкального развития потому, что они проявляли постоянный интерес к играм, просили поиграть несколько раз, всегда соблюдали правила игры и сюжет, обращались к взрослым за разрешением поиграть в них, сопровождая разрешение взрослого бурными адекватными яркими эмоциями (радостью, восторгом). Дети безошибочно называли музыкальное сопровождение, авторов музыки, активно отвечали на вопросы, не раздумывая, давали четкие развернутые ответы, в помощи взрослых не нуждались. Они стремились вовлечь в игры других детей, помогали сверстникам.

Для подтверждения полученных данных мы провели беседы с музыкальными руководителями и педагогами дошкольных образовательных организаций.

В ходе бесед обнаружилось, что все музыкальные руководители и педагоги отмечали влияние игры на музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста (100%); большое значение педагоги ДОО отводят формированию у детей старшего дошкольного возраста специальных представлений о композиторах, их жизни, музыкальных жанрах, средствах музыкальной выразительности (о мелодии, высоте, ритме, аккомпанементе) – 85%.

В процессе анкетирования были получены следующие результаты. По вопросу использования игр под музыкальное сопровождение 60% педагогов дошкольных организаций дали положительный развернутый ответ. Они называли возможные игры, знали временные рамки их проведения, учитывали возрастные особенности дошкольников. К тому же 20% педагогов детских садов пояснили, что игры под музыку могут повлиять на повышение музыкального развития старших дошкольников, соблюдение ими правил и условий игр, получение специальных знаний. 20% респондентов указали на то, что музыкальное развитие должно осуществляться совместно с другими видами деятельности, т.е. основываться на принципе интеграции.

Полученные результаты показали необходимость проведения формирующего этапа эксперимента, целью которого являлись разработка и внедрение педагогических условий музыкального развития детей в процессе игровой деятельности.

В процессе проведения формирующего этапа эксперимента детям предлагались игры под высокохудожественную музыку разных стилей, направлений и эпох: П.И. Чайковского, Р. Шумана, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова и иных с яркой, выразительной мелодией, эталонных с точки зрения содержащихся в них художественных образов. Были реализованы педагогические условия музыкального развития детей старшего дошкольного возраста в игре.

Первое педагогическое условие – активное использование игр с музыкальным сопровождением – особо влияло на музыкальное развитие старших дошкольников, так как дети играли в процессе звучания музыки. Во время проведения ир дошкольники были очень активными, выразительно передавали эмоции, чувства, настроение, изображали героев, осваивали способы их внешнего выражения, осознавали причины того или иного настроения героя или образа.

В процессе игры под музыку М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» (из сюиты «Картинки с выставки») старшие дошкольники, используя элемент костюмов, показывали неуклюжих, неловких, неповоротливых маленьких птенцов, по окончании игры давали развернутую характеристику музыке, настроению произведения, услышанным эмоциям («Как будто кто-то плачет» и т.д.). У них возникали внемузыкальные ассоциации, образы, целые сюжеты, навеянные музыкой, которые они и реализовывали в игре. Положительным моментом можно считать то, как по окончании игры дошкольники активно обсуждали, делились впечатлениями, соотносили музыкальные образы с собственными эмоциями и давали им подробную, развернутую оценку.

Во время реализации второго педагогического условия – соблюдение старшими дошкольниками правил игры – дошкольники с удовольствием играли, соблюдали правила в соответствии с ролью. Но мы заметили, что иногда дети испытывают определенные трудности. Например, не всеми детьми соблюдались правила, некоторые игры оказались достаточно сложными в реализации сюжета. Так, некоторые дошкольники отказывались принимать участие в играх, у них возникли сложности с исполнением сюжета, выполнением правил игры.

Для того чтобы помочь детям в реализации сюжета игры, были предложены различный дидактический материал, элементы костюмов, детские книги музыковедческого содержания, буклеты, альбомы, репродукции картин. Старшие дошкольники умело пользовались предложенным дидактическим материалом в процессе игровой деятельности.

В процессе реализации третьего педагогического условия – создание предметно-игровой среды для игр с музыкальным сопровождением – среда были обогащена музыкальными игрушками-инструментами с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, клавесин, аккордеон, орган, флейта); иллюстрациями по теме «Времена года», выставкой детских рисунков, элементами костюмов. Дети активно включались в сюжетные музыкальные дидактические игры («Музыкальная капель», «Бубенчики», «Лошадки», Лесные шаги», «Дождик» и др.). Нельзя не отметить значение использования наглядного материала, который помогал детям более глубоко прочувствовать музыкальные образы, понять их, передать в движении, изобразить фигуры и т.д.

Как показал контрольный этап экспериментальной работы, высокий уровень музыкального развития обнаружен у 48% детей, средний – у 40% респондентов, низкий уровень показали только 12% дошкольников. Таким образом, игровая деятельность и разработанные педагогические условия оказали эффективное влияние на музыкальное развитие старших дошкольников.

Для проверки выдвинутой нами гипотезы был проведен статистический анализ полученных результатов с помощью t-критерия Стьюдента с целью выявления различий особенностей музыкального развития детей старшего дошкольного возраста до и после проведения формирующего эксперимента (табл. 1).

Таблица 1

Уровень музыкального развития детей старшего дошкольного возраста (среднее значение и стандартное отклонение)

Параметр

Констатирующий эксперимент

Контрольный

эксперимент

Уровень музыкального развития

1,61±0,80

2,29±0,68*

Примечание: *– различия уровня музыкального развития детей старшего дошкольного возраста при уровне значимости p≤0,05 (t-критерий Стьюдента).

Выявлено, что уровень музыкального развития старших дошкольников имеет достоверные различия до и после проведения формирующего эксперимента. Показано, что уровень музыкального развития детей старшего дошкольного возратста на этапе контрольного эксперимента достоверно выше (2,29±0,68 при p≤0,05 по t-критерию Стьюдента), чем на констатирующем этапе исследования (1,61±0,80 при p≤0,05 по t-критерию Стьюдента). Следовательно, разработанная нами программа формирующего эксперимента позволяет эффективно повышать уровень музыкального развития старших дошкольников.

Анализ влияния педагогических условий на уровень музыкального развития детей старшего дошкольного возраста представлен в таблице 2.

Таблица 2

Влияние педагогических условий на уровень музыкального развития детей старшего дошкольного возраста

Параметр

Уровень музыкального развития

Педагогические условия

0,421*

Примечание: *– значимая корреляция исследуемых параметров при уровне значимости p≤0,05 (коэффициент корреляции Пирсона).

Нами установлено, что существует значимая корреляция между выделенными нами педагогическими условиями и уровнем музыкального развития старших дошкольников (0,421 при p≤0,05 по коэффициенту корреляции Пирсона).

На основании этого можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтвердилась. Реализация разработанных нами педагогических условий, таких как активное использование игр с музыкальным сопровождением, соблюдение старшими дошкольниками правил игры, создание предметно-игровой среды для игр с музыкальным сопровождением, позволяет эффективно повышать уровень музыкального развития старших дошкольников в игровой деятельности.

Библиографическая ссылка

Красова Т.Д., Мартынова Л.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28738 (дата обращения: 25.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *