Адрес: Донская пл., 1.

Донской монастырь был основан в конце XVI века. По разным источникам, это произошло или в 1591г., или в 1592-1593гг. в честь освобождения Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея. По преданию, на том месте, где стоит старый собор Донской Иконы Божией Матери, находилась походная церковь преподобного Сергия в главном стане русских. Из-за этого сразу после основания монастырь называли монастырем Пресвятой Богородицы Донской «что в Обозе». Есть предположение, что старый собор был построен зодчим Федором Конем (как и церковь Троицы в Хорошево). По некоторым источникам, заказчиком и монастырского собора, и храма в Хорошево был Борис Годунов.

История самой иконы (написанной в 1392г. Феофаном Греком), которой посвящены и старый (Малый), и новый (Большой) соборы монастыря, с ним также тесно связана. До революции она находилась в Благовещенском соборе Кремля, а в монастыре хранилась копия, выполненная в 1668г. Симоном Ушаковым. В советское время, когда монастырь закрыли, копия (как и подлинник) была передана в Третьяковскую галерею, где и хранится поныне. В Малом соборе Донского монастыря находится современная копия.

Монастырь подвергался разорению в Смутное время, его осаждал гетман Хоткевич, которому противостояло ополчение под руководством князя Дмитрия Трубецкого. Монастырь был захвачен поляками и разграблен. Возобновилась обитель уже при Романовых, при поддержке и Михаила Федоровича, и Алексея Михайловича. С этих пор цари ходили сюда на богомолье. В 1771г. во время чумного бунта в монастыре был убит народом архиепископ Амвросий, убравший от Варварских ворот чудотворную икону, к которой прикладывались и больные в надежде на исцеление, и здоровые в надежде уберечься от заразы. Народ углядел в этом злой умысел, и скрывшийся в Донском монастыре архиепископ был убит. После подавления бунта его убийцы были повешены на Красной площади по приказу Екатерины II.

В конце XVIII века монастырь принял значение первостепенного, в 1834г. нем было устроено духовное училище, готовившее в семинарию. Дети духовных лиц обучались в нем бесплатно, дети же из светских семей — за 95 рублей в год.

Первый собор Донского монастыря (ныне называемый Малым или старым) был построен одновременно с основанием монастыря, в 1591-1593гг. Сильно обедневший после разорения, монастырь долго не обустраивался заново. Только в 1684г. был заложен новый храм, в северной части монастырской территории, посвященный также Донской Иконе Божией Матери. В одно время с ним возведены и стены и башни, близкие по виду Новодевичьему монастырю. Ограда строилась с 1686г. по 1711г. на средства из царской казны, а позднее на пожертвования вдовы думного дьяка Якова Аверкиевича Кириллова. Всего было построено 12 башен – круглых и квадратных.

За исключением Малого собора, весь огромный комплекс монастыря был выстроен в течение примерно 70 лет и позднее лишь дополнялся незначительными служебными постройками. В монастыре были и духовная семинария, и свои конюшни, и квасоварня. В 1745-1750гг. были возведены архимандритские покои.

Уже в «Истории» Карамзина Донской монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества. На памятниках можно найти такие громкие фамилии, как Вяземские, Голицыны, Долгорукие, Трубецкие, Черкасские. В некрополе погребены и выдающиеся люди России — писатели, поэты, архитекторы, ученые. Здесь можно встретить такие имена, как А.П.Сумароков, М.М.Херасков, В.Л.Пушкин, П.Я.Чаадаев, В.Ф.Одоевский, В.И.Майков, О.И.Бове, В.И.Шервуд, Н.Н. и Д.Н.Бантыш-Каменские. Сюда же, в некрополь Донского монастыря, в 2000г. был перенесен прах писателя Ивана Шмелева, а в 2005г. – прах генерала Деникина и философа Ильина с женами.В августе 2008 года с востока от церкви Иоанна Лествичника был погребен писатель А.И.Солженицын. Схема обширного некрополя стоит невдалеке от нового собора. Новое кладбище при Донском монастыре было устроено в начале ХХ века. В церкви Серафима Саровского, выстроенной при новом кладбище, в советское время был создан первый в Москве крематорий. Сейчас церковь снова действует.

В самом же монастыре после революции до 1925г. служил знаменитый патриарх Тихон. После смерти он был погребен в Малом Донском соборе, потом перезахоронен на Немецком (Введенском) кладбище, а в 1940-х возвращен обратно в собор. После этого следы захоронения надолго затерялись.

В советское время, в 1934г. в Донском монастыре был открыт музей архитектуры Академии архитектуры СССР. С 1964г. он был превращен в филиал научно-исследовательского Музея архитектуры им. Щусева.

Достопримечательности Москвы. Донской монастырь

При этом продолжал оставаться действующим Малый собор: до 1960-х гг. он был открыт ежедневно, и старожилы помнят о прекрасном хоре, певшем в нем. Во время правления Хрущева давление на церковь усилилось, и храм хотели закрыть, но по настоянию митрополита Пимена (тогдашнего главы церкви в СССР) вместо этого объединили два прихода – монастырского собора и церкви Ризположения на Донской. Собор с этого времени стал действовать только по праздникам, а хор прекратил свое существование.

За время существования в монастыре музея архитектуры в его стенах собралось немало фрагментов уничтоженных памятников архитектуры. Наиболее известны, конечно, шесть фрагментов фриза храма Христа Спасителя. Но кроме них, сюда были свезены наличники Сухаревой башни, церкви Успения на Покровке и трапезной Калязинского монастыря, а также скульптуры из имения Демидовых на Шаболовке и бывшего дома Апраксиных на Шаболовке.

В 1982г. Брежнев подписал указ о передаче Донского монастыря Патриархии для создания в нем официальной резиденции Патриарха Московского. Но последовавшая через несколько дней смерть генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в конце концов церкви был передан не Донской, а Данилов монастырь, где и поныне размещается резиденция Патриарха.

В 1991г. монастырь был передан РПЦ. В том же году,  18 ноября, неизвестным злоумышленником был подожжен Малый собор. Во время его ремонта велись раскопки, при которых было обнаружено захоронение патриарха Тихона, долгое время считавшееся неизвестным и порождавшее множество легенд. Сейчас его надгробие находится у южной стены Малого собора.

При входе в монастырь, удивляя посетителей своей несовместимостью с местом, стоит военная техника – танк «Дмитрий Донской», пушка и БТРы. Эта техника оказалась здесь не случайно. Во время Великой Отечественной войны на средства верующих и священнослужителей была построена целая танковая колонна из 40 единиц техники. На броне машин было написано имя одного из величайших русских князей-полководцев, Дмитрия Донского. Уцелевшие машины после войны хранились в музеях Вооруженных сил в Москве, Ленинграде и Туле. В 2003г. было принято решение передать их в дар Донскому монастырю.

Сейчас Донской монастырь – один из самых известных и процветающих и в Москве, и, пожалуй, во всей России. Может быть, из-за этой известности в монастыре введены и ограничения, каких прежде не было. Так, например, полностью перекрыт проход к северной части стен монастыря, где за Большим собором стоят палаты архимандрита, церковь-усыпальница Первушиных в византийском стиле и надвратная церковь Тихвинской Иконы Божией Матери, предположительно построенная И.П.Зарудным. Нельзя также и попасть в будние дни в некрополь монастыря. Зато его стены и башни всегда открыты для обозрения…

Храмы и постройки монастыря

Название Годы Расположение
Донской Иконы Божией Матери старый соборный  храм (Малый) 1591-1593 посреди южной части монастырской территории
Донской Иконы Божией Матери новый соборный  храм (Большой) 1684-1698 посреди северной части монастырской территории
Тихвинской Иконы Богоматери надвратная церковь 1713-1714 над северными воротами монастыря
Архангела Михаила больничная церковь с усыпальницей Голицыных 1714 в углу южной части монастырской территории
Соборная колокольня Донского монастыря (надвратная) 1730-1753 над западными воротами
Александра Свирского круглый храм-усыпальница сенатора А.Н.Зубова 1796-1798 с востока от нового собора
Иоанна Златоуста храм-усыпальница Первушиных 1888-1891 близ северных ворот
Иоанна Лествичника храм-усыпальница семьи Терещенко 1898 — нач. ХХв. на северо-восток от церкви Александра Свирского
Серафима Саровского и Анны Кашинской 1904-1914 на новом кладбище Донского монастыря
Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского храм-усыпальница 1997 на месте бывших братских огородов
Георгия Победоносца храм-усыпальница 2000 на месте бывших братских огородов
Часовня кон. XIXв. снаружи монастыря, при северных воротах
Стены и 12 башен ограды 1686-1711  
Корпус наместника кон. XVII — 1 пол. XVIIIв. у западных ворот
Архимандритские покои (настоятельский корпус) 1745-1750 у северных ворот
Братские кельи 1 четв. XVIIIв. у северных ворот
Здание духовной семинарии XVIIIв. у западных ворот
Настоятельская кухня XVIIIв. у северных ворот

Красным цветом помечены несохранившиеся постройки

Входит в проекты:  монастыри Москвы

Пред.ОглавлениеСлед.

Его возникновение связано с чудом. И он сам стал своего рода чудом, хранящим память о минувших веках.

Донской монастырь основан в 1591 году в память об избавлении города от нападения крымского хана Газы II Гирея. Хан отступил без боя, что и было расценено как чудо.

В тот год крымцы появились между Даниловым и Новодевичьим монастырём, в самом незащищённом месте. Для отражения неприятеля царь Фёдор Иванович направил московские рати во главе с Борисом Годуновым. В короткий срок за Калужскими воротами земляного города была сооружена передвижная крепость – гуляй-город. В гуляй-городе была устроена походная церковь с Донской иконой Божией Матери. По преданию, это была та самая икона, которой в 1380 году преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича на битву на Куликовом поле, что вблизи Дона. В честь той великой победы в народе икону стали именовать Донской, как и самого князя Дмитрия.

Монастырь по указу царя Фёдора Ивановича был заложен вблизи старой Калужской дороги, на месте расположения гуляй-города и походной церкви. И от Донской иконы он и получил своё имя.

В 1591 году начал строиться и главный собор монастыря. Собор во имя иконы Божией Матери Донской, названный впоследствии Малым, храм-памятник русскому воинству, стал главной святыней монастыря. Возводил собор, по-видимому, «государев мастер» Фёдор Конь.

Изначально глава храма была шлемовидная, а нынешние барабан и глава луковичной формы сооружены в XVIII веке. В 1678 году к собору были пристроены приделы Сергия Радонежского, Фёдора Стратилата и трапезная. Через год после этого завершилось строительство шатровой колокольни.

В Смутное время монастырь был разорён польскими войсками под предводительством гетмана Ходкевича. После разорения монастырь долгое время продолжает пребывать в запустении.

В 1650 году по указу царя Алексея Михайловича Донской монастырь был приписан к Андреевскому монастырю. В 1678 году, при царе Фёдоре Алексеевиче, восстановил самостоятельность. К концу XVII века монастырь уже один из крупнейших в России. Увеличились его земли, возводились новые каменные постройки.

В 1684–1698 годах рядом с Малым собором по обету сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и поэтому названный Большим. Считается, что царевна дала обет в связи с подписанием Бахчисарайского мира России с Турцией и Крымским ханством. Строительство финансировалось «из царских сокровищ».

Большой собор был освящён в августе 1698 года. Правда, расписали храм только при императрице Екатерине II в 1782–1785 годах. Настенные росписи на библейские сюжеты сделаны по эскизам архитектора Василия Ивановича Баженова.

Стены алтаря на протяжении почти двух веков украшала роспись под мрамор. С возрождением монастырского служения в алтаре была выполнена роспись в традициях древнерусской живописи. Сюжет росписи традиционно связан с таинством евхаристии.

В Большом соборе был установлен семиярусный резной иконостас. Его выполнили в стиле «московского барокко» мастера Посольского приказа и Оружейной палаты в Кремле Карп Золотарёв, Абросим Андреев, Илья Фёдоров. Несмотря на то что иконостас неоднократно поновляли и реставрировали, он до сего дня почти полностью сохранил свой первоначальный облик.

Иконы иконостаса в большинстве своём сохранились с конца XVII века. В местном ряду иконостаса установлена Донская икона Божией Матери. Она выделяется сделанной над ней нарядной сенью.

В конце XVII – начале XVIII века башни стен монастыря увенчались декоративными ажурными коронами.

В 1712 году под алтарем Большого Донского собора освятили церковь Сретения Господня.

В 1745 году монастырь был причислен к ставропигиальным. То есть он подчинялся непосредственно Святейшему Синоду и имел право самостоятельного выбора архимандрита.

В 1758–1760 годах были построены братские кельи. Они окончательно сформировали парадную часть монастыря. В 1891 году над кельями был надстроен второй этаж. В конце XIX века в здании братского корпуса размещались не только монашеские кельи, но и монастырская гостиница, трапезная которой была расписана сюжетами из истории основания монастыря.

Ещё в середине XVIII столетия стала особенно заметна роль Донского монастыря в развитии отечественной культуры. В 1747 году в него из Заиконоспасского монастыря была переведена Славяно-греко-латинская академия, первое высшее общеобразовательное учебное заведение в Москве. До открытия университета академия была центром учёности того времени. В XIX веке при монастыре открылось Донское духовное училище и иконописная школа. Монастырь славился высокой музыкальной культурой. Его хоры, принимавшие участие в богослужении, высоко ценили прихожане, отмечал царский двор.

Во время наполеоновского нашествия в 1812 году строения обители не пострадали, но французы уничтожили ценнейший архив монастыря, похитили оклады с икон и церковную утварь.

После октябрьского переворота 1917 года монастырь был закрыт. Несмотря на это, духовная жизнь продолжалась в обители до середины 1920–х годов. Более того, когда начались ожесточенные гонения на религию и её служителей, Донской монастырь превратился в духовный центр Русской православной церкви. Весной 1922 года сюда был привезён в качестве узника патриарх Тихон. Отсюда патриарх управлял Церковью в самый тяжелый период ее истории. Патриарх призывал всех православных «встать на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей», осуждал изъятие государством церковных ценностей. Здесь он провел под стражей большую часть своего заключения. С именем святителя Тихона связаны надвратный Тихвинский храм Донского монастыря и кельи у северных ворот. С площадки гульбища патриарх Тихон благословлял народ, в Тихвинском храме совершал молитву. Церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери была построена в 1713–1714 годах над северными вратами обители. Два яруса храма завершены ярусом звона и сложного рисунка главкой.

В начале 1925 года патриарх тяжело заболел, а 25 марта, на праздник Благовещения, скончался. Погребение патриарха Тихона состоялось в Малом соборе Донского монастыря. Сегодня в бывших покоях патриарха Тихона открыт мемориальный музей.

Затем в помещениях монастыря разместились различные советские учреждения, а позднее детская трудовая колония.

Донской мужской монастырь в Москве

В храме работали курсы пчеловодов, клуб, а с конца 1940–х годов – фонды Музея архитектуры.

Донской монастырь – один из немногих, где сохранился уникальный некрополь с храмами и усыпальницами.

В мае 1991 года, в год четырёхсотлетия со времени основания, монастырь был возвращен Русской православной церкви. Всё-таки не зря история возникновения обители связана с чудом.

В настоящее время возрождены все храмы Донского монастыря. Донской монастырь вновь стал одним из центров духовной жизни Москвы, и во всех его двенадцати храмах совершается богослужение.

Донской ставропигиальный мужской монастырь

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *