Авторизованная статья.
Внесение правок возможно только после обсуждения.

Автор В. Ю. Катко

Николай Петрович Храпов – известный служитель братства евангельских христиан-баптистов, пастор, многолетний узник за веру, христианский поэт, писатель, автор книги «Счастье потерянной жизни».

Биография

Родители Николая Храпова – выходцы из православия. Его отец, Пётр Иванович, 1888 года рождения, уверовав, принял крещение в церкви баптистов г. Москвы в 1921 году. Почти одновременно с ним обратилась и его мать Степанида Ефимовна. Они присоединились к Коломенской общине, которая была основана в 1922 году. В ней отец нёс служение благовестника.

За распространение евангельского учения его отец, а вместе с ним и вся их семья, перенесли много страданий. В 1929 году по особому совещанию НКВД, без суда и следствия, отец был сослан на Север в распоряжение Управления Соловецких лагерей особого назначения (УСЛОН). После восьмилетнего лишения свободы, отец, находясь на нелегальном положении, продолжал нести служение в церкви, за что в 1937 году был вновь арестован и по постановлению «Тройки» расстрелян 21 августа 1937 года.

Николай Храпов родился 17 марта 1914 года в Коломне Московской губернии. Его духовное воспитание проходило в баптистской семье и в общине баптистов. Первое осознанное его раскаяние пред Богом было в ночной молитве в девятилетнем возрасте.

Из автобиографии Н.П.Храпова

«Ещё в 1929 году, когда отец был сослан, я пятнадцатилетним мальчиком вынужден был оставить разоренное родительское гнездо и искать средств к существованию. Находясь в разлуке с семьёй и церковью, я из религиозного подростка превратился в юношу безбожника, но встреча с отцом и другими изгнанниками-христианами произвела на меня потрясающее впечатление. В конце января 1935 года я глубоко раскаялся пред Господом и получил прощение от Него. В моём сердце загорелось желание свидетельствовать другим об имени Божьем. Мне тогда было 20 лет».

Николай Храпов, будучи юношей, работал на машиностроительном заводе в г. Коломна в штате инженерно-технических работников, а в вечернее время занимался на третьем курсе рабочего факультета при Московском Государственном Университете. Он с пламенем в груди и присущей ему неиссякаемой энергией начал проповедовать окружающим людям о дарованном ему спасении в Иисусе Христе.

Аресты и дальнейший путь служения

10 февраля 1935 года, через две недели после своего обращения к Богу, Николай Храпов в двадцатилетнем возрасте был арестован органами НКВД Московской области за свидетельство о своей вере лишен свободы сроком на 5 лет и отправлен изнуряющим этапом на Крайний Север, на Колыму.

Ссылка. Ангарск. 1952 год. Н.Храпов справа.

По истечении пятилетнего срока заключения, в 1940 году Николай Храпов был закреплён на жительство на Крайнем Севере «до особого распоряжения». Ждать его Храпову пришлось ещё более 7-ми лет. Там, на Колыме, спустя 10 лет после покаяния, в ноябре 1945 года в ясный морозный день Николай вступил в завет с Господом в ледяных водах реки Детрин (приток Колымы).

По персональному ходатайству местной администрации Николаю было разрешено выехать в центральные районы страны, чтобы жениться и привезти жену на место его закрепления.

Его скитания на Крайнем Севере разделила девушка-христианка Елизавета Андреевна Чекашкина (10.02.1921–22.04.1980) из города Ташкента. Их бракосочетание состоялось 3 марта 1946 года. В совместном браке супруги имели семерых детей.

Свидетельство Николая Храпова

«Много ужасов пришлось пережить за это время, но и в тех условиях Господь давал сил свидетельствовать о Христе, приобретая души для Него… Бог благословил наше совместное пребывание на Севере. За короткое время там образовалась группа, человек около десяти, из обращенных к Господу душ. В 1947 году нам было разрешено покинуть Крайний Север и мы переехали на жительство в Ташкент, предоставив группу оставшихся возрожденных христиан благодати Божьей».

В 1947 году Храповы переселились в Ташкент. Посвятив себя делу благовестия и видя отступление от истины среди служителей церкви, они не могли присоединиться к официально действующей общине ВСЕХБ города Ташкента и стали собираться отдельной группой, где Николай Храпов был рукоположен старцем служителем А.И.Чекашкиным на дело благовестия, которое совершал около 3-х лет.

В октябре 1950 года Николай Храпов был вновь арестован органами МГБ, которые возвели на него вымышленные обвинения в антисоветской пропаганде и осудили сроком на 25 лет с последующим лишением права голосования на 5 лет. Заключение отбывал Николай Храпов в Восточной Сибири в Ангарске и на Дальнем Востоке в Хабаровском крае, где вместе с ним находились и другие братья-узники, так что их узническая церковь состояла из 15-16 членов, к которым присоединялись обращенные к Богу души из заключенных.

В апреле 1956 года Николай Храпов был освобожден и реабилитирован, отбыв 5 лет и 6 месяцев из 25-летнего срока.

Слева направо: С.А.Броницкий, Н.П.Храпов, В.И.Козлов, Ю.Ф.Куксенко. 1958 г.

Летом 1957 года, по приглашению братьев, Храпов с семьёй выехал для служения среди марийского народа (черемисы), где прожил более года, участвуя в деле евангельского пробуждения. Осенью 1958 года семья Храповых возвратилась в Ташкент. Николай Петрович совершал служение по разным городам страны, особенно в тех церквях, общинах и группах, которые власть притесняла и которым отказывала в регистрации. Храпов был приглашаем с проповедью и словом назидания, поддерживал гонимых и утверждал в вере, участвовал в деле домостроительства церкви и пробуждения верующих. Девизом его жизни, как в неволе, так и на свободе были слова Писания: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?» (Прит.24:11). Сердце его горело преданно служить Господу, проповеди его были пламенными, глубокими и тематичными. Господь наделил Его музыкальными способностями, он имел прекрасный голос — баритон, любил петь, его искреннее и содержательное пение никого не оставляло равнодушными.

18 марта 1961 года Николай Храпов в очередной раз был арестован за распространение евангельского учения и по политической статье приговорён к заключению в спецлагерь на территории Мордовской АССР (ст. Потьма) сроком на 7 лет. По истечении трёх лет дело было пересмотрено прокуратурой СССР, политические обвинения сняты и он был освобожден.

После освобождения из заключения в 1964 году, Николай Храпов возвратившись в Ташкент, присоединился к братству Совета Церквей ЕХБ.

В этом же году ташкентская незарегистрированная община единодушно вверила Храпову служение пресвитера церкви. Одновременно с этим, на расширенном совещании служителей общин СЦ ЕХБ по югу Средней Азии, Николай Храпов был избран руководителем совета южного объединения.

В 1966 году Николай Петрович в четвёртый раз был арестован органами КГБ и осужден к 5-ти годам заключения, которые отбыл полностью в лагере города Бухары на юге знойного Узбекистана.

Последнее десятилетие его жизни (1971 – 1982)

Освободившись из заключения в мае 1971 года, Николай Храпов вновь возвратился к служению, и летом 1971 года был избран в члены Совета Церквей ЕХБ.

В том же, 1971 году, Храповы всей семьёй переехали в город Ростов-на Дону. Через полгода работы на Быткомбинате, по настоянию работников КГБ Храпов был уволен, и в дальнейшем не имел возможности устроиться на работу, в связи с чем был вынужден уйти на нелегальное положение.

Из некролога: «Самой яркой чертой характера Н.П.Храпова была его бескомпромисность, любовь к правде и евангельской чистоте. Он был мужем правды, жертвуя ради неё всем: свободой, семьёй и самой жизнью. Все остальные качества, такие как островыраженный индивидуализм, свобода мысли, независимость суждений, прямота, часто граничившая с резкостью, непримиримость к лицемерию — были как бы производными от главного. Не в его духе было считаться с мнением толпы, следовать большинству, льстить высокому лицу, раболепствовать перед авторитетами. Всё это резко выделяло его среди окружающих людей, вызывало непомерную зависть и служило источником всех его бед и лишений. Серая толпа платила ему презрением, власти – гонением, ВСЕХБ – поношением, Совет Церквей – отвержением».

Храпов прошёл периоды духовной молодости, духовной зрелости и свойственные каждому возрасту несовершенства, которые проявлялись в его взглядах и резких выражениях. Он крайне негативно относился ко ВСЕХБ, называл его «станом отступников». Таким он с самого начала увидел ВСЕХБ ещё по пути следования с Колымы через работу печально известных старших пресвитеров, таких как Раевский, Арыскин и особенно Л.М.Каракай, который вершил беспредел в церквах Средней Азии. Храпов крайне резко отзывался об «оппозиции», о чём свидетельствует его статья «Они поражены были в пустыне».

Но, с 1976 года его взгляды на многие вещи изменились. Его постигли тяжёлые переживания отвержения, которые сопровождали его до самой смерти, и о которых он говорил, что по своей тяжести они составляют «сумму всего пережитого».

Н.П.Храпов с супругой Елизаветой Андреевной. 1971г.

Из воспоминаний бывшего члена СЦ ЕХБ служителя М.Т.Шапталы

«За каждым членом СЦ ЕХБ и благовестником Крючков установил негласный надзор, закрепив за ними по два «соглядатая», а их доносы подшивал в заведенное на каждого «дело»… Крючков, при всех его достоинствах, возомнил о себе до такой степени, что не терпел никаких возражений и замечаний в свой адрес… Все возражения он выслушивал внешне спокойно, но потом с осмелившимися ему перечить расправлялся самым решительным образом.

Однажды Николай Петрович Храпов на очередной встрече СЦ ЕХБ, проходившей в присутствии Крючкова, предложил Геннадию Константиновичу двоих сестёр, которые обслуживали его, заменить братьями. Это он хотел сделать во избежание как соблазна для него самого, так и повода к соблазну других. Крючков ничего не ответил на это предложение, но в последствии поставил вопрос о выводе Н.П.Храпова из состава СЦ ЕХБ, в котором он находился с 1971 года. Вскоре Николай Петрович, был по настоянию Геннадия Константиновича без существенных причин, лишен права решающего голоса в СЦ ЕХБ. С этим решением не согласились церкви Азиатского региона братства, что повлекло за собой появление прозванной Крючковым «азиатской болезни».

Крючков не терпел так же равных себе по авторитетности. Если о ком-либо из служителей в церквах восхищались, то он находил повод принизить его. Когда Н.П.Храпов писал книгу «Счастье потерянной жизни», то её черновой вариант раздал для рецензии некоторым братьям, в том числе и мне. Надо сказать, что эта книга завоевала сердца читателей. Её можно поставить рядом с книгой Солженицина «Архипелаг ГУЛАГ». Но когда Николай Петрович спросил у Крючкова, каково его мнение об этой книге, тот с раздражением заявил: «Я не хотел бы, чтобы эта книга посрамила вашу седую голову».

Воспоминания служителя среднеазиатского Совета Ю.Куксенко

«Мало того, что после встречи с подпольным председателем СЦ в 1976 году Храпова лишили права рукополагать служителей и участвовать в разрешении вопросов домостроительства, оставив за ним только литературу и проповедь, его решили совсем убрать с глаз долой.

Весной 1979 года, после совещания Совета Церквей и благовестников в Подмосковье, около двух часов ночи брат П.В.Румачик привёз меня на какую-то московскую квартиру, где нас ожидали члены Совета Д.В.Миняков, М.И.Хорев, Н.Г.Батурин и благовестник А.А.Петренко. Я не знал, для чего была устроена эта встреча: все братья стали убеждать меня, как ответственного в Совете служителей Средней Азии, чтобы я согласился на вывод Н.П.Храпова из состава Совета Церквей. Было приведено несколько аргументов – как основание для того, чтобы отправить его домой… Выслушивая все приводимые против Николая Петровича доводы, я опровергал их, как мог… Одним словом, на меня давили со всех сторон, и я защищался один против пяти. Но не дал согласия на вывод из Совета Церквей Николая Петровича Храпова. Я подчеркнул, что всё среднеазиатское братство доверяет ему представлять их в Совете Церквей и никого другого взамен его не пошлёт. Тогда братья постучали в дверь соседней комнаты, и оттуда вышел Николай Петрович. Увидев его, я испугался. Он был измученный, осунувшийся, бледный… Ему сказали, что пока всё остаётся по-прежнему. Закончили молитвой и разъехались.

Мы поехали с Н.П.Храповым в аэропорт Домодедово. Летели самолётом в Ташкент. Сидели рядом. Я дремал, а он… тяжело вздыхал. Когда объявили снижение, перед посадкой, я ему сказал: «Вы знаете, что над вашей головой занесён меч и его осталось только опустить?». Он ответил: «Знаю».

Следующее совещание Совета Церквей было назначено в г.Шахты Ростовской области через 2 месяца. Мы приехали с ответственным служителем П.Г.Петкером. Хозяева дома сказали, что совещание прошло в Ленинграде, а вам просто забыли сообщить… Вскоре я встретился в Ташкенте с Николаем Петровичем. Он рассказал, что без среднеазиатских братьев Совет Церквей окончательно с ним расправился. «Тот меч, о котором ты, Юрий Фёдорович, говорил, они опустили»

Тем не менее, в Средней Азии Николай Петрович Храпов продолжал совершать духовный труд. Его жизнь была школой мужества, сомоотвержения и любви: какую бы работу ему не поручали братья, он никогда не отказывался и выполнял её со всей аккуратностью и честью, принимая в этом самое сердечное участие. Он был немногословен, но когда его спрашивали, говорил по существу, чётко и ясно, обычно не оставляя никаких вопросов. Глубокое смирение и кротость, как венец, украсили его седую голову. Сердце его вмещало всех братьев, излишняя строгость к другим сменилась пожеланиями добра и благодати.

3 марта 1980 года был его последний, пятый арест со сроком три года лишения свободы, откуда Николай Петрович уже не возвратился, отойдя к Господу в Вечные обители. Причиной ареста послужило молодёжное общение в городе Караганде, где он, как духовный наставник, принимал непосредственное участие, а так же написанная им автобиографическая трилогия «Счастье потерянной жизни».

Через полтора месяца после его ареста, 22 апреля 1980 года, после внезапного инсульта-паралича, отошла в вечность пережившая всю тяжесть многострадальной жизни и горечь разлуки, его верная спутница Елизавета Андреевна, оставив шестерых детей одинокими сиротами.

Храповы. Последний семейный снимок. Ташкент. 1980г.

Из последних писем Н.П. Храпова из заключения

«Меня постигло горе в скорби моей и одиночестве… Прошу вас, и всех друзей, кто нелицемерно хранит добрую память обо мне, прошу, помните меня в молитвах. В чём только я непоколебимо уверен, что Бог ко мне весьма милосерд и сострадателен и очень любит, судя по тем благословениям, какие испытываю теперь. Хочу больше и глубже смиряться под крепкую руку Божию… О Елизавете Андреевне и о будущности при помощи Божьей стараюсь не думать, да и думать нечего. Всё уже определено, и Бог приведёт к этим определениям… (14 марта 1982 г).

…Ваши переживания, то есть уничижения от тех, кто (…) очень и очень понятны для меня, так как остались позади. И Бог мой, да и моя милая подруга Лиза могла испытать и знать их глубину. У неё они окончились, как знаете. Моя милая ушла на вечный покой и унесла на себе эти глубокие шрамы от «близких», а у меня они остались пережитыми и, думаю, что позади, — благослови Господь! Узы мои определили всё и разрешили многое… узы мои безмолвными сделали всех моих оппонентов. Осуждая помазанника, пусть знает всякий, он касается его Первосвященника… (15 февраля 1982 год).

О сидящем в блиндаже (Г.К.Крючкове – Ред.). Видимо, допускает Бог до времени его, но меры непременно примет. Ведь не может же Бог оставить на произвол Своё дело. Придёт и его время, а дело Божие дороже всего, и его надо совершать со всем усердием… Запачкал он себя и в моём деле, как и сторонники его. Но о себе я не знаю планов Божиих. Скорбь моя весьма велика…» (Ваш Н.П. 4 октября 1982 года)»

6 ноября 1982 года, на 68-м году жизни, находясь в лагере усиленного режима Мангышлакских степей в г. Шевченко, в результате повторившегося инфаркта, Николай Петрович Храпов скончался. Гроб с телом с большими трудностями позволили доставить домой. Похороны состоялись в Ташкенте 13 ноября при многолюдном стечении верующих, родных и друзей из разных городов страны. Организацию траурного богослужения взяли на себя И.Д.Бондаренко и Ю.Ф.Куксенко при горячем содействии братьев и сестёр церквей Средней Азии.

Творческое наследие

Гимн Н. П. Храпова «Закат обагрился», входит в сборник «Песнь Возрождения»

28 лет своей земной жизни Николай Петрович Храпов провёл в заключении в различных местах России от Крайнего Севера до знойного юга, так что большая часть его стихотворений и прозы была написана в узах, за колючей проволокой. Вся поэзия Н.П. Храпова – это правдивая история любящего, исстрадавшегося сердца, искренне верующего в Иисуса Христа.

Несомненно, вся жизнь Храпова была постоянной и отчаянной борьбой со штормами, подводными и надводными течениями и скалами, о чём он отобразил в одном из своих первых стихотворений:

«Буря лохмотьями сизыми дробится,

Мокрою пылью лицо обдаёт.

Воет, лютует и яростно злобится,

Грудью о скалы высокие бьёт.

Да, я устал от всего пережитого,

Стой же, уймись хоть на долю минут!

Дай мне забыться! Да сердца разбитого

Раны забыть мне тебя не дают.

С молоду знаю, стихия, тебя я.

Битва с тобою дана мне в удел.

Вся ты от лютости стала седая,

Да уж и я-то с тобой поседел.»

Написанная Николаем Храповым трилогия «Счастье потерянной жизни» является автобиографической повестью, которая демонстрирует воплощение в жизнь евангельской истины: «Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её» (Мар.8:35). Жертвенная жизнь и смерть отца оставили неизгладимый след в душе юноши. В его детской памяти на всю жизнь запечатлелись светлые образы посещавших их дом, старых братьев, таких как М.Д.Тимошенко, П.В. Иванов-Клышников, П.В.Павлов, С.П.Макаров, В.В.Скалдин и другие. Мысль написать книгу вынашивалась ещё с молодых лет. Первые рукописи книги «Счастье потерянной жизни» были изъяты в Бухарской тюрьме, повторно создавалась книга уже на свободе, в домах верующих, где он, скрываясь от преследований, находил приют. Данная книга отражает волнующую и правдивую историю его жизни.

Евангельская истина, которую выразил Н.Храпов так: «Без креста невозможно обнять Христа. Без креста невозможно понять Христа», осознана им, испытана его жизнью и отражена в его стихах и прозе.

Всего им было написано около 55-ти произведений. Многие из его стихотворений стали христианскими гимнами. Наиболее известные из них: «Гимн страдальцев», который начинается словами: «Закат обагрился кровавой зарею», «Привет вам Христово, цветущее племя», «Два друга» и другие. Значительное место в поэзии Н.П.Храпова занимает поэма «Подруга», состоящая из четырёх частей, которая посвящена жёнам узников христиан, а так же наиболее известны прозы: «За что?», «Моление о чаше», аллегория «Любящее сердце».

Очерк о Храпове бывшего члена СЦ ЕХБ служителя Г.П.Винса:

«Николай Петрович Храпов – его имя широко известно среди христиан России, Украины, Белоруссии и других государств бывшего Советского Союза. Проповедник Евангелия, духовный наставник и искренний друг христианской молодёжи, поэт и писатель, христианин в самом высоком смысле этого слова и многолетний узник за Слово Божие – таким был Николай Петрович Храпов, мужественный глашатай евангельской истины в стране воинственного атеизма.

Н.П.Храпов родился в 1914 году, за три года до революции, а отошёл в вечность в 1982 году. Вся его сознательная жизнь прошла в эпоху… когда главной задачей была провозглашена борьба с Богом и Его церковью. Всего несколько лет он не дожил до большой свободы проповеди Евангелия на своей родине»

«Дорога в очах Господних смерть святых Его!» Псалом 115: 6.

Литература

— «Голос правды». Автор Н.П.Храпов. Сборник: стихи, гимны, проза. Изд-во «Евангельское слово». Wheaton, Illinois, USA. 1996 год.

— Книга «Дом Божий и служение в нём». Н.П.Храпов. 1972-1974 гг. Издание СЦ ЕХБ.

См. также

Сталинские репрессии (1928-1941) и ЕХБ

Примечания

главная / религии мира / Всемирная церковь Бога ВСЕМИРНАЯ ЦЕРКОВЬ БОГА, одна из маргинальных протестантских конфессий, относящихся к так называемым британским израилитам. Конфессия заимствовала многие адвентистские доктринальные положения, однако отошла от основополагающих принципов классического протестантизма гораздо дальше, чем сами адвентисты, включив некоторые элементы, характерные для учений свидетелей Иеговы и мормонов.
Всемирная церковь Бога была основана выходцем из квакерской семьи, бывшим специалистом по рекламному бизнесу Гербертом У. Армстронгом (1892—1986). Вначале он состоял в Церкви Бога (седьмого дня), однако затем, не порвав (до 1937) формальную связь с этой церковью, создал в 1934 независимую Радиоцерковь Бога, которая стала вести религиозную радиопропаганду. В 1968 организация Г. У. Армстронга была переименована во Всемирную церковь Бога.
Как и другие британские израилиты, последователи Всемирной церкви Бога придают большое значение судьбе 10 потерянных колен израилевых. Они различают понятия «израильтяне» и «иудеи», считая, что под ними подразумеваются два разных народа, причём еврейский народ отождествляется только с иудеями. Предполагается, что после завоевания Израиля ассирийцами в VIII в. до н. э. 10 колен израилевых откочевали на запад и, попав в Северную Европу, стали прародителями саксов, которые затем вторглись в Британию. Говорящие на английском языке белые люди, таким образом, признаются богоизбранным народом. Считается, что жители Великобритании происходят от колена Ефрема, а жители Северной Америки — от колена Манассии.
Весьма специфичны и многие другие догматические положения Всемирной церкви Бога. Так, ею фактически отвергается христианская тринитарная доктрина, поскольку отрицается личность Святого Духа. Утверждается, что все верующие станут в конце концов частью Бога-семьи, то есть фактически допускается возможность достижения человеком божественности.
Для Всемирной церкви Бога характерны эсхатологические тенденции (вера в скорый конец света). Согласно Г. У. Армстронгу, в недалёком будущем произойдёт возрождение Священной Римской империи, которая будет состоять из 10 государств или из 10 объединений государств с теократическим правлением. Деятельность империи приведёт к войне с Россией, которая завершится финальным катаклизмом — концом света в его современном виде. Этот конец возвестит второе пришествие Иисуса Христа.
Для спасения человека, согласно вероучению Всемирной церкви Бога, требуется соблюдение ряда условий, в частности водное крещение, вера, совершение добрых дел. Спасение не считается исключительной привилегией лиц, связанных с Всемирной церковью Бога. Верующие не попадут после смерти в небесный рай, а с наступлением Царства Божьего на Земле будут вечно существовать на ней вместе с Иисусом Христом. Грешники после смерти и суда не будут подвергнуты вечным мукам в аду, а просто уничтожены. Таким образом, бессмертие души как всеобщее явление не признаётся.
Обряды во Всемирной церкви Бога кое в чём напоминают адвентистские. Крещение совершается над лицами, достигшими такого возраста, когда они могут иметь сложившиеся убеждения. Причащение (незаквашенным хлебом и вином) совершается раз в год в день еврейской Пасхи на специальном собрании или дома. Как и у адвентистов седьмого дня, во Всемирной церкви Бога перед причащением совершается взаимное омовение ног. Существуют также обряд заключения брака, похоронный обряд. Обряды совершаются священниками, посвящёнными в сан путём наложения рук.
Члены Всемирной церкви Бога проводят в специальных центрах или арендуемых помещениях ежегодные собрания. Без какой-либо чёткой регулярности проводятся и другие религиозные собрания. На этих собраниях верующие поют гимны, читают молитвы, отрывки из Библии.
В отличие от основной массы христиан, приверженцы Всемирной церкви Бога отмечают не воскресенье, а субботу, причём часами молитвы считается время от захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу. Всемирная церковь Бога не признаёт Рождество Христово и Пасху, считая их языческими праздниками, и в то же время отмечает иудаистские праздники.
Ещё недавно этические предписания во Всемирной церкви Бога были достаточно жёсткими. Например, прежде женщинам не разрешалось использовать косметику, члены церкви не имели права праздновать день своего рождения, запрещалось даже лечиться у врачей. Принимавшиеся в церковь лица, состоявшие во втором браке, должны были его расторгнуть. Из-за положения о богоизбранности англосаксов членам церкви не разрешалось вступать в брачные отношения с представителями другой расы. С 1975 эти строгие предписания были существенно смягчены. Тем не менее членам Всемирной церкви Бога по-прежнему советуют придерживаться ветхозаветных правил употребления пищи (в частности, не есть свинину). Курение продолжает рассматриваться как нежелательная привычка. Азартные игры, как и ранее, категорически запрещены.
Всемирная церковь бога является в высокой степени централизованной организацией. Управленческие структуры церкви находятся в городе Пасадена в штате Калифорния.
Общая численность сторонников Всемирной церкви Бога (вместе с детьми) — более 0,2 млн. чел. Самые крупные её филиалы находятся в США (около 200 тыс.), Великобритании (20 тыс.), Канаде (7 тыс.), есть также отделения в Австралии и Новой Зеландии.
Реклама:

По надписанию еврейской Библии (в Вульгате и у 70-ти имени автора не указано) этот псалом принадлежит Давиду. Написание его должно относить к тому времени, когда Кивот Завета был уже перенесен во вновь построенную скинию в Иерусалим, когда этот город обстроился и когда начались и были установлены путешествия евреев к этой национальной святыне, каковое путешествие поддерживалось и поощрялось Давидом. Место этого псалма среди той группы их, большинство из которых написано во время плена или вскоре после него, не противоречит надписанию, так как этот псалом, как общенародная песнь, мог употребляться евреями особенно усиленно во время возвращения из плена и после плена при путешествиях в Иерусалим. Считать же его написанным в позднейшую эпоху (плена или после него) не дозволяют те места содержания псалма, где говорится о полном благоустроении и величии Иерусалима, об установлении в нем суда и укреплении дома Давидова (сл. 2-5), чего тогда не было, а было много нестроений. Название скинии «домом Господним» не противоречит происхождению псалма от Давида, так как последний часто это название прилагает к скинии и даже Моисеевой (ср. Пс V:8; XXII:6; XXVI:4 и др.)

Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем.

Я возрадовался, когда сказали мне идти в дом Господень

Указание на обычай «троекратного в продолжение года хождения в Иерусалим на великие праздники для поклонения Господу». Этот обычай, соблюдавшийся даже во время Судей, был с особенной силой восстановлен во времена Давида. Слова эти могли, конечно, повторяться и евреями, возвращавшимися из плена или даже пред окончанием его, когда они исполнены были пламенного желания возвратиться в родную Палестину и увидеть священные места.

Храм – дом божий

Автор-составитель: Плюснин А. И

Храм и его значение

Храмы с древнейших времен украшали города и села. Они стали символом одухотворенного мира, прообразом грядущего обновления вселенной.

В этой брошюре рассказывается о значении, истории возникновения храма и его архитектурных форм, внутреннем устройстве храма и значении различных предметов в нем, о главных богослужениях и правилах поведения в храме.

Храм – это здание, посвященное Богу и предназначенное для богослужений. В храме невидимо присутствует Господь и принимает наши молитвы: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 20). Храм есть образ скинии, которую видел святой Иоанн Богослов в видении, о которой говорил ему громкий голос с неба: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними, они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их (Откр. 21: 3).

Храм – центр нашей духовной жизни. В нем совершается наше духовное рождение и развитие, достижение цели нашей жизни; здесь мы принимаем Причастие, дающее жизнь вечную, получаем благословение и помощь Божию на семейную жизнь, исцеляемся от разных болезней души и тела, приносим молитвы Богу во всяких нуждах и жизненных обстоятельствах, получаем благословение для успеха во всех наших добрых начинаниях; здесь же нас провожают в жизнь загробную. В храме особенно чувствуется и сугубо подается благодать Божия. Помолившись в храме, верующий человек выходит очищенным, утешенным, укрепленным духовно.

Побуждаемые любовью к Богу, живой душевной потребностью, верующие люди всегда стремились прийти в храм, как сказано в Писании: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея… Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем (Пс. 25: 8; 121: 1), где Господь наш Иисус Христос, пришедший на землю спасения нашего ради, невидимо присутствует и подает нам все необходимое для жизни вечной, где Божия Матерь, Ангелы и все святые с нами предстоят и возносят нашу молитву к Престолу Господню. Здесь преподается учение пророков и апостолов, говоривших по внушению Духа Святого, учение Самого Господа. И как пища телесная непременно необходима для поддержания жизни нашего тела, так духовная пища – для укрепления и развития сил души: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4: 4). Верующие учатся в храме небесной мудрости, узнают подробности жизни Спасителя, знакомятся с жизнью и поучениями угодников Божиих, принимают участие в молитве церковной. А соборная молитва верующих – великая сила!

Если человек искренне ищет Бога, то обязательно придет в храм, потому что именно в храме Господь ближе всего к нам. Здесь Небо соприкасается с землей, ибо Церковь – Небо на земле.

Возникновение храма и его архитектурных форм

Устройство православного храма основано на многовековой традиции, восходящей к первому храму – палатке, или скинии, сооруженной пророком Моисеем у горы Синай по воле Божией задолго до Рождества Христова.

Примерно через пятьсот лет после этого царь Соломон заменил переносную скинию каменным храмом в городе Иерусалиме, устроенным по образу скинии Моисея. Во время освящения храма слава Господня в виде облака наполнила храм, и Господь обещал Соломону пребывать в нем во веки. С тех пор до времени пришествия Христа Иерусалимский храм был центром религиозной жизни всего еврейского народа. Сам Господь Иисус Христос посещал этот храм и молился в нем. Он требовал и от евреев благоговейного отношения к храму. Апостолы и первые христиане, по примеру Спасителя, также молились в нем, а по воскресеньям собирались по домам верующих, где совершали «преломление хлеба», т. е. причащались Тела и Крови Христовых. Так возникли первые домашние церкви. Позже, во время гонений со стороны языческих правителей, христиане собирались в катакомбах (подземных помещениях) и там совершали литургию на гробах мучеников.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *