ПИР ИРОДА

(Танец Саломеи)

(Матфей, 14:6 – 9; Марк, 6:21 – 26)

(21) Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, дал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, —

(22) дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня чего хочешь, и дам тебе; (23) и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. (24) Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. (25) И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. (26) Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.

(Мк. 6:21-26)

Сюжет, популярный как в Средневековье, так и в эпоху Возрождения, имел в каждую эпоху свои особенности живописной интерпретации. Так, в средневековом искусстве Саломея, дочь Иродиады (евангелисты, кстати, не называют ее имени, но оно встречается у Иосифа Флавия в труде «Иудейские древности», 18, 5:4), могла изображаться не только танцующей, но также выполняющей акробатические трюки. В эпоху Возрождения она предстает танцующей в полуобнаженном виде (на самом деле, как отмечают исследова­тели, она могла исполнять свой танец и вовсе обнаженной). По традиции Саломея изображается юной (Марк называет ее девицей), хотя в действитель­ности к этому времени она была не молодой девушкой, а уже успевшей овдоветь женщиной.

Спинелло Аретино. Пир Ирода (1385). Будапешт. Музей изобразительных искусств

Этот сюжет, как и Брак в Кане и Пир в доме Левия, давал художникам повод изобразить многолюдное и пышное застолье (Филиппо Липпи) с часты­ми участниками пиршества — музыкантами (Джотто; к несчастью, стены капеллы в XVIII веке были побелены; после расчистки фресок в XIX веке они были настолько переписаны, что в настоящее время восстановить их джоттов-ский колорит не представляется возможным; Донателло).

Филиппо Липпи. Пир Ирода (1452—1464). Прато. Собор.

В таких случаях мы получаем представление о многих современных художнику музыкальных инст­рументах (у Джотто и Донателло, например, музыкант играет на Фиделе) и традиционных для того времени ансамблях.

Буквально каждый момент описываемого евангелистами кровавого пира, как и все, что связано с Иродами — Великим (см. ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ В ВИФЛЕЕМЕ) и Антипой (см. сюжеты Страстного цикла), — нашел отражение в живописи: танец Саломеи; получение Саломеей наставления от своей матери (Иродиады); преподнесение головы Иоанна Крестителя Ироду (Саломея несет голову Иоанна на блюде).

Порой на одной картине изображаются несколько сцен, последовательно разворачивавшихся во времени, например сцена усекновения головы Иоанна Крестителя и следующая — преподнесение Саломеей головы Иродиаде (Липпи). Так соединил их Спинелло Аретино. Эта картина является частью левой створки алтаря оливетанского монастыря Санта Мария Нуова в Риме. Художник воскре­шает перед нами дворец Ирода и объективно излагает события. Пир — это предыстория, сама история изображена в соседнем зале, где уже совершилось усекновение головы Иоанна Крестителя: из тела святого брызжет кровь, а Саломея несет голову святого матери и Ироду (правильнее было бы — и так чаще изображается — одной Иродиаде). Идеализированно красивую голову Иоанна Крестителя, словно нимб, обрамляет блюдо (другие изображения казни Иоанна Крестителя см. СМЕРТЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ).

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Джотто. Пир Ирода (1320-е). Флоренция. Церковь Санта Кроче. Капелла Перуцци.

Спинелло Аретино. Пир Ирода (1385). Будапешт. Музей изобразительных искусств

Донателло. Пир Ирода (ок. 1425). Сиена. Баптистерий. Рельеф купели.

Филиппо Липпи. Пир Ирода (1452—1464). Прато. Собор.

Андреа дель Сарто. Пир Ирода (1515—1526). Флоренция. Монастырь Скальцы.

Паоло Веронезе.

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

Приятным открытием проекта стала певица Ирина Морева-Половинкина Новая Опера

В этом году Крещенский фестиваль объединен любопытной идеей, которой театр дал название «Диалоги и двойники». Что важнее в опере – сюжет или музыка? Конечно, музыка, ответит любой меломан. Но ведь одна из задач музыки в опере – интерпретировать сюжет. В программе собраны пары опер, написанных на один и тот же сюжет разными композиторами.

К примеру, «Ромео и Джульетта» Гуно, имеющиеся в репертуаре театра, сопоставлены с оперой Беллини «Монтекки и Капулетти», которую разучили специально к фестивалю и дают в концертном исполнении. Любопытна и другая пара – «Алеко» Рахманинова и «Цыганы» Леонкавалло, обе написаны на сюжет поэмы Пушкина.

Не менее выразительную пару составили две оперы, героями которых являются Ирод, Иродиада, Саломея и пророк Иоанн (Иоканаан). «Саломея» Рихарда Штрауса появилась в репертуаре театра в начале этого сезона. На московской сцене это редкое произведение: последний раз кроваво-эротический шедевр модерна ставился в Москве в 1925 г. Но опера, пришедшаяся «Саломее» в пару, не звучала в России вообще никогда – и вот только сейчас было поправлено это досадное историческое упущение.

«Иродиада» Жюля Массне (Брюссель, 1881) представляет собой произведение много более гармоничной эпохи, нежели драматичный рубеж веков, когда работал Рихард Штраус. Считается, что она написана по повести Флобера, однако в главных сюжетных поворотах она отступает и от нее, и от Нового Завета, и, если верить римским историкам, от исторической правды. В опере Массне нет и намека на знойный танец, в награду за который Саломея потребовала у Ирода голову Иоанна Крестителя. Напротив, она влюблена в него так пылко, что готова сама идти вместе с ним на казнь, лишь бы не разлучиться в вечной жизни. Пророк, конечно, отвергает земную любовь – но ближе к финалу проникается ответным чувством: Бог, как ни сложно это понять, взирает на возникшую страсть пророка снисходительно. Возвышенное романтическое чувство, в котором через 25 лет Штраус отказал своей героине, обуревает здесь и самого Ирода: он влюблен в Саломею, как пылкий юноша, а пророка чтит и не лишает головы до тех пор, пока ревность не побеждает государственное мышление. Последовательно отрицательным персонажем оказывается только Иродиада, изменившая первому мужу, бросившая дочь, а теперь люто ненавидящая Иоанна за направленную в ее адрес обличительную критику и добивающаяся его казни.

Младшая сестра

«Саломея» Рихарда Штрауса будет тоже показана в программе Крещенского фестиваля. Спектакль пройдет 31 января. Оперу поставили главный дирижер театра Ян Латам-Кениг, режиссер Екатерина Одегова и художник Этель Иошпа.

Однако нельзя сказать, что Иродиада, чье имя вынесено в заголовок оперы, наделена самой важной партией – хотя меццо-сопрано Татьяна Табачук и постаралась поразить зал широким диапазоном, силовым напором и экспрессией. На первом же плане оказалась лирическая героиня – Саломея, поначалу распевающая любовно-мечтательные арии и вдруг превращающаяся в героиню, способную на самопожертвование ради любви. Ее партию спела недавно принятая в труппу «Новой оперы» певица Ирина Морева-Половинкина, обладающая полнозвучным и пластичным сопрано. Тенор Михаил Губский исполнил роль пророка Иоанна в подчеркнуто героической манере, поднимая высокие ноты, как тяжелые гири. А самым привлекательным героем получился влюбленный Ирод в исполнении Артема Гарнова, нежно выводящего имя Саломеи под трепетный оркестр.

Партитуру «Иродиады» можно назвать каталогом нежных красок, представленных во всех оттенках, – чего стоит один солирующий саксофон. В других эпизодах оркестр «Новой оперы», ведомый опытной рукой Валерия Крицкова, обрушивал на головы публики эффектные тутти, скрепленные рычащими эскападами тубы и тромбонов.

Концертное исполнение удалось. Четвертого февраля его повторят с другим составом (судя по именам солистов, не менее, а то и более сильным) и с главным дирижером театра Яном Латамом-Кенигом за пультом. О возможной постановке пока ничего не слышно – между тем «Иродиада» могла бы стать истинным украшением репертуара, а не только фестивальной афиши.

САЛОМЕЯ, ИУДЕЙСКАЯ ПРИНЦЕССА

Биографические сведения о Саломее отличаются неполнотой и множеством разночтений. Без указания имени она упоминается в Библии (Евангелие от Матфея 14:3-11 и Евангелие от Марка 6:17-29). Более подробный рассказ о Саломее содержится в сочинении историка Иосифа Флавия «Иудейские древности».

Г.Климт. Саломея (ЮдифьII). Фрагмент, 1909

Мать Саломеи – Иродиада, младшая дочь Береники (Вероники) и Аристобула, казненного сына Ирода Великого. Оставшись сиротой, Иродиада вышла замуж за собственного дядю Ирода Филиппа I. Образцом для подражания Иродиада избрала Клеопатру и легендарную ассирийскую царицу Семирамиду. Подобно Ливии, жене императора Августа, она подыскивала стареющему мужу любовниц-девственниц, чтобы упрочить свое влияние.

Иродиада. Фрагмент росписи Рождества Пресв. Богородицы Антониева монастыря в Вел. Новгороде. 1125 г.

Ее дочь Саломея с детских лет находилась в Риме, обучалась танцам и музыке. Честолюбивая Иродиада жаждала власти, поэтому вскоре бросила Ирода Филиппа ради галилейского тетрарха Ирода Антипы (Антиспас или Сосипатр), сводного брата бывшего мужа. В библейские времена близкородственные связи отнюдь не были чем-то исключительным. Тем не менее, народ глухо роптал: «Иродиада ведь не вдова, к тому же имеет ребенка, вот в чем мерзость!» Особенно сильно досаждал Иродиаде иудейский проповедник ессейского толка Иоканаан, прозванный Иоанном Крестителем. Одной из главных тем его критики было обличение безнравственности Иродиады.

Мазолино да Паникале. Обличение Иоанна Крестителя. 1435

Согласно Библии: «Иродиада же, злобясь на него, желала убить его: но не могла. Ибо Ирод боялся Иоканаана, зная, что он муж праведный и святый, и берег его: многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его». Тем не менее, дерзкого еретика на всякий случай заключили в темницу. Вскоре Иродиаде представился весьма удобный случай расправиться с Иоанном. В 39 (?) Ирод Антипа справлял свой день рождения в крепости Махерон на границе Палестины и владений аравийского царя Ареты. На торжество пригласили многочисленных гостей, «вельмож, тысяченачальников и старейшин Галилейских». Среди них была и Саломея. Она привлекла всеобщее внимание своей внешностью и смелыми манерами.

В Евангелиях от Матфея, Марка и Луки каноническая история Саломеи излагается почти одними и теми же словами: «Дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним. Царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе. И клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства».

Беноццо Гоццоли. Танец Саломеи. 1461-1462 Филиппо Липпи. Пир Ирода. 1452—1464 Донателло. Пир Ирода. Бронзовый рельеф. ок. 1425

В Библии не содержится описания танца, который Саломея исполнила пред своим отчимом. В позднейших сочинениях он называется танец семи покрывал (dance of the seven veils). Античные авторы Дион Кассий, Павсаний, Демосфен и др. упоминают реально существовавший в древности эротический танец кордак: ритмические покачивания бедрами, сопровождающиеся сбрасыванием одежды.

Г. Буссье. Танец семи покрывал Г.Моро. Танец Саломеи. 1874-1876

По мнению некоторых историков, Саломея вообще не могла танцевать на пиру. На тот момент ей едва исполнилось пять-шесть лет и она просто играла сама с собой, а Ирод восхитился наивной прелестью ребенка.
В любом случае, Саломея была так молода, что не смогла выбрать себе награду без подсказки матери: «Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя» (Евангелие от Марка 6:24-25).

П. Деларош. Иродиада

«Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей». (Евангелие от Марка 6:26-28). По преданию, отрубленная голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Тогда Иродиада исколола язык пророка булавкой и бросила голову в выгребную яму.

Караваджо. Усекновение главы Иоанна Крестителя. 1608 В. Суриков. Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде . 1872 П. де Греббер. Иродиада над отрубленной головой Иоанна Крестителя, поддерживаемой Саломеей. 1640

Бессмысленное убийство Иоанна не принесло Иродиаде никакой выгоды. Народ Галилеи возмущался и откровенно сочувствовал проповеднику. Незадачливая чета иудейских интриганов окончила свои дни в изгнании, бедности и забвении.
Достоверная информация о дальнейшей судьбе Саломеи отсутствует. По некоторым данным, она вернулась в Рим, где продолжила беззаботную светскую жизнь. Через некоторое время вышла замуж за своего дядю, тетрарха Ирода Филиппа II. Этот брак оказался бездетным. Овдовев, Саломея повторно вышла замуж, на этот раз за Аристобула, сына Ирода Халкидского, своего двоюродного брата по матери. Супруги прожили долгую жизнь и произвели троих сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула. Об этом периоде жизни Саломеи свидетельствуют сохранившиеся монеты с ее изображением, датируемые 56-57. На лицевой стороне монет отчеканен профиль её мужа и надпись ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΣΤΟΒΟΥΛΟΥ (царь Аристобул), на обратной изображена сама Саломея и надпись ΒΑΣΙΛΙΣ ΣΑΛΟΜΗΣ (царица Саломея).

Точная дата и обстоятельства смерти Саломеи неизвестны.
Образ легендарной искусительницы и роковой женщины древности породил целую традицию в европейской художественной культуре.

Лукас Кранах Старший. Саломея. 1530 Андреа Солари. Саломея с головой Иоанна Крестителя Тициан. Саломея. ок. 1510 О. Бердсли. Иллюстрация к пьесе О.Уайльда «Саломея» Ф. фон Штук. Саломея. 1906

Как звали дочь Иродиады, танец которой вынудил Ирода обезглавить Иоанна Крестителя?

  • Резюме
    • Копилка портфолио
    • Resume (eng)
  • Об авторе
    • Частная жизнь
    • Фотки
      • Семейный фотоальбом
        • Мы растем
        • Свадьба
        • Бабушкин фотоальбом
        • Валентин Степанович
        • Заплыв маленькой акулы.
      • 30 лет в Карнавале
      • Сплав с ЕАКС в 2007 г.
      • Избранное
    • Работа
      • Контейнерный сервис
      • ЕАКС
      • Ways LTD
    • Хобби
      • RPG
        • О том, что было…
        • Мысли о …
        • Модели популяций
        • AD & D правила, руководства
      • Музыка
        • Analog Pussy
        • Astral Projection
        • Infected Mashrooms
      • Классическая задача о комиивояжере
        • Основной модуль программы задача о коммивояжере
      • Шашки
        • Шашки. Описание. Версия 1.60
        • Шашки. История версий.
        • Исходный код unit1
        • Исходный код модуля structures
      • Шарики
        • Описание симулятора
        • Модуль рассчета движения шариков
      • UO Shra’s Pilot
        • Описание пилота
        • Команды скриптоязыка пилота
      • Игра жизнь
      • Плагины для веб-движков (web-engines)
        • WordPress: Alpha Cache
        • WordPress: Core Settings
        • WordPress : Genzel Breadcrumbs
        • WordPress: Inactive User Deleter
        • WordPress: References
        • WordPress: Counters Integration
        • Drupal : Menu Administration Tool
    • Писанина
      • Зарисовка
      • Я и пустота
      • Непутевые заметки
      • Пробуждение
      • Сказ про Сергуна, молодого пострелуна
      • Сказочка
    • Биография
  • Cервисы
    • Календарь
    • Знаки зодиака по годам и датам рождения
    • Определите пол ребенка
    • Расчет прибыльности банковского депозита
    • Фаза Луны в текущий момент
    • Dragons of Atlantis fight calculator
    • Бросить кубик
    • Молярная масса, расчет по формуле вещества
  • Гостевуха
  • Оплата услуг

Усекновение. Ирод, Иродиада, Саломея: кто виноват? Размышления к празднику

11 сентября Православная Церковь отмечает удивительный праздник — Усекновение главы Пророка Иоанна Крестителя.

Усекновение

В этот день был лишен жизни великий подвижник и праведник, проповедник, очень почитаемый в народе. Причем, жизнь его оборвалась вследствие стечения абсурдных, казалось бы, обстоятельств: Саломея, дочь незаконной жены Ирода Иродиады, потребовала голову Крестителя на блюде в вознаграждение за танец на пиру…

Три человека — Ирод, Иродиада, Саломея — стали виновниками его смерти. У каждого была возможность эту смерть предотвратить, но ни один этого не сделал.

Кто из них виноват больше? В контексте именно такой постановки вопроса мы предложили посмотреть на грядущий праздник нашим постоянным комментаторам — епископу Обуховскому Ионе и протоиерею Александру (Авдюгину).

Епископ Иона (Черепанов): «Для всех нас это повод еще раз задуматься о том, сколько раз в угоду общественному мнению мы поступались своей верой»

Любой праздник Православной Церкви всегда глубоко назидателен для православного человека, стремящегося к духовному росту, к совершенству. В ситуации, которая произошла много лет назад во дворце у Ирода, тоже есть много поучительного.

Что для себя нужно взять из этого события?

Например, что зачастую лучше пожертвовать своей репутацией — или деловой, или еще какой-угодно другой, но остаться верным Христу. Все-таки часто люди, когда находятся перед решительным выбором — со Христом они или с миром, который лежит во зле, — или по малодушию, или в силу инерции выбирают мир. Подобных случаев происходит множество, и, наверное, каждый человек сталкивался с подобной ситуацией.

Мы знаем, что Ирод с большим уважением относился к Иоанну Предтече и с большим вниманием всегда его слушал. Однако, опьяненный, он так увлекся танцем дочери Иродиады Саломеи, что пообещал ей в награду всё, что она захочет, даже до полцарства. Молодая девчонка пошла к матери, а та подговорила ее просить на блюде голову Иоанна Предтечи.

Когда Ирод услышал такую «просьбу», то, думаю, он мгновенно протрезвел, пришел в себя, но… Поступил «чисто по-пацански»: «пацан сказал – пацан сделал». Он не отрекся от своих слов в угоду своей гордыне и царской репутации, и в итоге – умертвил праведника, о котором Сам Христос говорил: «Над рожденными женами выше не было человека».

Действительно, на что только люди способны в угоду общественному мнению, в угоду тем окружающим, мнением которых они дорожат, даже если эти люди не имеют отношения ни к вере, ни к Церкви, а просто находятся рядом с ними.

Так и в этой ситуации: нужно не осуждать Ирода в очередной раз, что вот, он такой-сякой, так поступил. Этот праздник – в назидание всем нам. Это повод задуматься: а готовы ли мы пожертвовать своей репутацией ради Христа? И сколько раз в своей жизни в угоду общественному мнению мы поступались своей верой…

***

Кто из троих виноват больше? Думаю, все в равной степени. Но больше — виноват объединивший их воедино грех. Этот грех соединил сначала Ирода и Иродиаду в незаконном сожительстве, а затем получил продолжение на пиру через поступок Саломеи.

Всегда так бывает: оступившись раз и не имея желания измениться, продолжая жить греховной жизнью, упорствуя в своем заблуждении, человек доходит до того, что совершает еще больший грех.

***
Протоиерей Александр Авдюгин: «Там, где связь основана на грехе, на страдании другого, ничего доброго вырасти не может»

Гордыня Ирода и основанная на похоти злоба Иродиады породили то, что дочери, Саломее, было все равно, что попросить, лишь бы выполнить желание матери. Там, где связь основана на грехе, на страдании другого, ничего доброго вырасти не может. Ей, наверное, никто и никогда не показывал и не рассказывал, что такое грех и что высшее в мире есть образ Божий – человек.

Вина лежит и на Ироде, и на Иродиаде. И вот такое сочетание, можно сказать, мужского и женского греха в высшем обществе, основанное на неправде, на богатстве, на власти, на буйстве страстей — обязательно порождает таких исполнительниц, как Саломея, которые в своем грехе тоже будут беспредельны. Ради любого желания они согласны пойти на любое преступление, на любой грех.

Вывод какой может быть? Любое неправильно приобретенное богатство, любая неправильно приобретенная должность (неважно – маленькая или большая) будут вести за собой прогрессивно увеличивающийся грех. Чем выше будешь подниматься, тем тяжелее будет его сбросить, и тем сильнее будешь грешить. Много примеров можно привести. Единственный выход здесь – остановиться.

Грех подразумевает все больший разрыв между внутренним состоянием человека и внешним его деланием. К чему это может привести сегодня? Человек становится абсолютно двуличным: может иметь прекрасное образование, поведение, манеры, а внутри — гнилой, способный на любой поступок, на любую гадость, вообще не совместимую с понятием человека как образа Божия.

Жены царя Ирода

Историк, журналист и экскурсовод Игорь ТРИБЕЛЬСКИЙ — о тех, кто на законных основаниях делил ложе с иудейским монархом
Чтобы ощутить евангельские события как часть реальности своего времени, необходимо свободно ориентироваться в хитросплетениях той им эпохи. И, среди прочих деталей, знать историю правителей из династии Ирода Великого.
В 40 г. до н. э. римский Сенат назначил этого человека царем союзной Иудеи. В 37 г. до н. э. после жестокой гражданской войны он добился власти и уверенно правил в течение следующих 33-х лет. Но сейчас нас интересуют не его деяния, за которые он получил прозвище «великий», а только семейные связи: жены, дети, внуки. Сестра. Для удобства восприятия предлагаю представить историю их взаимоотношений как сценарий вечернего телесериала. В качестве дополнительного пособия я добавил карту генеалогического древа с двумя видами связей: муж – жена и родители – дети. И прошу ниже второго ряда не смотреть: сегодня мы ограничимся женами. В конце концов, и это не мало.
За всю жизнь в разные времена у Ирода было 10 жен. Рожали 8. Но только потомки пятерых из них оставили после себя что-то большее, чем однократное упоминание в «Древностях» Иосифа Флавия. Этой частью семьи я и ограничил свое «древо».
Дорис. О ней сказано немного, хотя время их совместной жизни должно быть продолжительным. Впервые Флавий упоминает о ней, как о досадном обстоятельстве при помолвке Ирода с Мариамной I из рода Хасмонеев.

«Впрочем, раньше он успел уже взять себе жену из простонародья, некую Дорис, от которой у него родился старший сын, Антипатр» (ИД, XIV, 12:2).
Ирод легко решил эту проблему: отослал Дорис вместе с сыном. Но не навсегда! Позже он вернул Антипатра, а заодно, и его маму. В какой-то момент он настолько приблизил к себе первенца, что сделал его наследником. После этого Антипатр решил приблизить сладостный миг своего помазания и попытался отравить отца. Заговор был раскрыт, Антипатр арестован и казнен за день до смерти отца. Чтобы знал в следующий раз.
Мариамна I. Последняя представительница прежней династии Хасмонеев. Ее родители были тезками и кузенами. Мать, Александра, была дочерью Гиркана II, а отец, соответственно, Александр – сыном Аристобула II. Сказочная красавица, которую Ирод страстно любил, что не помешало ему ее казнить. Мариамну дважды оклеветали в измене, отчего его любовь превратилась в ненависть, вот он и разнервничался… Одним словом, с кем не бывает? Трагически оборвавшийся брак оказался благословенным в отношении потомства. «Впоследствии она родила ему трех сыновей (Александра, названного в честь отца и матери Мариамны, и Аристобула в память ее деда, третий остался неизвестным) и двух дочерей (Салампсио и Кипрос в честь матери Ирода)»(ИД, XIV, 12:1). Учитывая, что их совместная жизнь продолжалась 6-7 лет, Мариамна I должна была рожать детей, практически, каждый год. Старшие из них, которые для нас важны больше других, родились в 36-35 гг. до н. э.
Мариамна Первая Просьба ко всем, кто читает эту публикацию: запомните Аристобула! Ради его детей. Именно эта ветвь династии дала наибольшее количество ярких личностей, обладавших реальной властью и оставивших тот или иной след в истории зарождения христианства.
Мариамна покидает суд Ирода (Джон Уотерхаус, 1887 год)Мариамна II. Не известно, кого следует больше жалеть: казненную Мариамну I или казнившего ее Ирода? Ей-то что, она умерла, а он из-за этого очень страдал! И довольно долго. Существует ли «лекарство от любви»? Как повезет. Для Ирода им стала другая Мариамна. Мало того, что она обладала неземной красотой, у нее и с родовитостью было все в порядке. Ее дедушка, священник Боэтос, переехал в Иерусалим из Александрии. А ее папу, Симона, Ирод назначил первосвященником, так что он стал вторым человеком в государстве.
Единственный сын Мариамны II, Ирод Боэтос, на короткое время стал главным наследником – после казни Александра и Аристобула и заключения в темницу Антипатра, так как он был самым старшим из оставшихся в живых сыновей. Но ему не повезло: его мать оказалась замешанной в «деле об отравлении», которое возникло в последний год жизни Ирода Великого. И хотя главным виновниками в попытке ускорить смерть царя оказались Антипатр и его мать Дорис, «карающий меч» взбешенного Ирода не обошел и Мариамну II.
«Вместе с тем подверглась обвинению также и жена царя, дочь первосвященника, в том, что она, зная обо всем, захотела скрыть все. В силу этого Ирод прогнал ее с сыном (Иродом Боэтосом) и вычеркнул его из своего завещания, где он первоначально фигурировал в качестве претендента на царский престол».(ИД, XVII, 4:2). Но еще важнее, что в этот момент вместе с мужем лишилась возможности стать царицей Иродиада, дочь Аристобула, а по женской линии внучка Саломеи Старшей, родной сестры Ирода и главной души Дворцовой Интриги.
Дорогие друзья, вы правы! Да, да, это та самая Иродиада! Пометьте ее для себя и постарайтесь понять. В юности перед этой женщиной на мгновение мелькнул отблеск царской короны (точнее, венца) и померк. Навсегда. Представляете, как это обидно! А ваш Иоанн Креститель совсем не учитывал этих тонких движений чувствительной женской души.
Остальных жен Ирода Великого Флавий упоминает односложно. И ничего не сообщает об их внешних данных – никакого уважения к читателю, который держит его книгу две тысячи лет спустя после написания!
«В числе его жен находилась также одна самаритянка (Мальтака), от которой он имел двух сыновей, Антипу и Архелая, и дочь Олимпиаду, которую впоследствии взял в жены Иосиф, племянник царя. Архелай и Антипа воспитывались у одного частного лица в Риме. Кроме того, женой Ирода была также иерусалимская гражданка Клеопатра, от которой у него были сыновья Ирод и Филипп, также воспитывавшиеся в Риме. Другая жена его была некая Паллада, родившая ему сына Фацаеля. Помимо этих жен он жил еще с Федрой и Эльпидой, родившими ему двух дочерей, Роксану и Саломею» (ИД, XVII, 1:3).
Последние просьбы, перед тем, как закончить этот пост. Не обращайте внимания на Палладу, Федру и Эльпиду и их детей. Берегите ячейки памяти своего головного мозга! Но отметьте где-то у себя на полях, что Мальтака была самаритянкой. Уверен, что из приличной семьи, раз попала в царскую опочивальню. Предупреждаю – эта деталь еще понадобится!
Не то чтобы так важен порядок рождения последних сыновей, но любопытно. Следует учесть, что новое женское пополнение вступило в большую дружную семью царя Ирода после того, как он казнил двух старших сыновей, Александра и Аристобула, и был весьма озабочен созданием нового потомства. И делал для этого все, что мог. И не удивительно, что ему везло! Сначала Мальтака забеременела Архелаем (он единожды упомянут в Евангелии от Матфея). Ирод не стал дожидаться его рождения, взял в жены Клеопатру и быстренько отправил ее «в декрет» с Филиппом (его знают Матфей и Марк). А потом Мальтака пришла в себя и отыгралась. Да еще как! Ее второй сын – Ирод по прозвищу Антипа. Желающие могут посчитать, сколько раз он упоминается в евангелиях. Сами. А от себя добавлю, что он реально «забил» Понтия Пилата. Да и наместнику Сирии, Луцию Вителлию, «фитиль вставил». http://www.isrageo.com/2016/07/24/irodajeny/

Что стало с Саломеей, Иродиадой и Иродом, после казни Иоанна Крестителя

Библейская история о мученической кончине пророка Иоанна Крестителя известна многим. Упоминание о ней встречается у евангелистов Матфея и Марка. Приведем отрывок одного из них:

«Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, 7 посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, 10 и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей”. (Мф.: 14:6-11) Икона Усекновение главы Иоанна Предтечи

Мы видим, что здесь не упоминается имя дочери Иродиады. О том, как ее на самом деле звали нам известно из труда историка Иосифа Флавия «Иудейские древности” (93-94 год н.э.). Флавий был мудрым историком и описал эти события достаточно подробно. Именно от него мы узнаем, что дочь Иродиады звали Саломея.

Это имя стало нарицательным, а история эта настолько поражает, что многие художники с мировым именем писали на эту тему картины. Среди них Джотто, Боттичелли, Тициан, Караваджо, Рембрандт и многие другие.

Но все тот же Иосиф Флавий ничего не пишет о танце, исполненном Саломеей и умалчивает о том, что просьба убить Иоанна Крестителя была произнесена из ее уст. Древний историк считал, что святой был умерщвлен царем Иродом по политическим мотивам и женщины в этом участия не принимали.

Но некоторые христианские богословы считают, что Флавий намеренно умолчал о пророческих способностях Иоанна Крестителя и о его влиянии на общество, так как его труд предназначался для римлян.

Как сложилась судьба Ирода, Иродиады и Саломеи?

Между Иродом Антипой и Иродиадой была блудная связь, за которую их и обличал Иоанн Креститель. Для женитьбы на Иродиаде Ирод бросил свою супругу Харису, которая была дочерью царя Ареты Четвертого. В 36 году армия Ареты Четвертого вторглась во владения Ирода и нанесла его войскам сокрушительный удар.

Сам царь и его супруга закончили свою жизнь в бедности и нищете. Их современники были уверены, что это ни что иное, как «небесное возмездие”.

Саломея дожила до глубокой старости, она была замужем за сыном Ирода Халкидского Аристобулом и родила ему троих детей. До нас дошли монеты с изображением Саломеи, датированные 57-м годом н.э.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *