Улицкая Людмила

Дочь Бухары

Людмила УЛИЦКАЯ

Дочь Бухары

В архаической и слободской московской жизни, ячеистой, закоулочной, с центрами притяжения возле обледенелых колонок и дровяных складов, не существовало семейной тайны. Не было даже обыкновенной частной жизни, ибо любая заплата на подштанниках, развевающихся на общественных веревках, была известна всем и каждому.

Слышимость, видимость и физическое вторжение соседствующей жизни были ежеминутны и неизбежны, и возможность выживания лишь тем и держалась, что раскаты скандала справа уравновешивались пьяной и веселой гармонью слева.

В глубине огромного и запутанного, разделенного выгородками дровяных сараев и бараков двора, прилепившись к брандмауэру соседнего доходного дома, стоял приличный флигель дореволюционной постройки, с намеком на архитектурный замысел и отгороженный условно существующей сквозной изгородью. К флигелю прилегал небольшой сад. Жил во флигеле старый доктор.

Однажды, среди бела дня, в конце мая сорок шестого года, когда все, кому было суждено вернуться, уже вернулись, во двор въехал "опель-кадет" и остановился возле калитки докторского дома. Ребята еще не успели как следует облепить трофейную новинку, как распахнулась дверца и из машины вышел майор медицинской службы, такой правильный, белозубый, русо-русский, как будто только что с плаката спрыгнувший загорелый воин-освободитель.

Людмила Улицкая — Дочь Бухары

Он обошел горбатую машину, распахнул вторую дверку — и медленно-медленно, лениво, как растекающееся по столу варенье, из машины вышла очень молодая женщина невиданной восточной красоты, с блестящими, несметной силы волосами, своей тяжестью запрокидывающими назад ее маленькую голову.

Над цветочными горшками в разнокалиберных окнах появились старушечьи лица, соседки уже высыпали во двор, и над суматошными строениями завис высокий торжествующий женский крик: "Дима! Дима докторский вернулся!"

Они стояли у калитки, майор и его спутница. Он, засунув руку сбоку, пытался вслепую отодвинуть засов, а навстречу им по заросшей тропинке, хромая, спешил старый доктор Андрей Иннокентиевич. Ветер поднимал белые пряди волос, старик хмурился, улыбался, скорее догадывался, чем узнавал.

Свет после полумрака его комнаты был каким-то чрезмерным, неземным и стоял столбом — как это бывает с сильным ливнем — над майором и его женщиной. Обернувшись к соседям и махнув им рукой, майор шагнул навстречу деду и обнял его. Красавица с туманно-черными глазами скромно выглядывала из-за его спины.

Этот флигель, и прежде существовавший наособицу, с возвращением докторского внука так и запылал особенной, красивой и богатой жизнью. Со слепоглухотой, свойственной всем счастливчикам, молодые как будто не замечали душераздирающего контраста между жизнью барачных переселенцев, люмпена, людей не от города и не от деревни, и своей собственной, протекавшей за новым глухим забором, сменившим обветшалую изгородь.

Бухара — так прозвал двор анонимную красавицу — не терпела чужих взглядов, а пока забор не был выстроен, ни одна соседка не упускала случая, проходя, заглянуть в притягательные окна.

И все-таки соседи по двору, полуголодные и нищие, вопреки известным законам справедливости вселишения, всеобщей равной и обязательной нищеты прощали им это аристократическое право жить втроем в трех комнатах, обедать не в кухне, а в столовой и работать в кабинете… И как им было не прощать, если не было во дворе старухи, к которой не приходил бы старый доктор, младенца, которого не приносили бы к старому доктору, и человека, который мог бы сказать, что доктор взял с него хоть рубль за лечение…

Это была даже не семейная традиция, скорее семейная одержимость. Отец Андрея Иннокентиевича был военным фельдшером, дед — полковым лекарем. Единственный сын, молодой врач, умер от сыпного тифа, заразившись в тифозном бараке и оставив после себя годовалого ребенка, которого дед и воспитал.

Пять последних поколений семьи обладали одной наследственной особенностью: рослые и сильные мужчины рода рождали по одному сыну, как будто было какое-то указание свыше, ограничивающее естественное производство этих крепких профессионалов, гуляющих тугими резиновыми перчатками по операционному полю.

Зная об этом семейном малоплодии, старый Андрей Иннокентиевич с ожиданием смотрел на хрупкую невестку в розовых и лиловых шелковых платьях, с грустью отмечал подростковую узость таза, общую субтильность сложения и вспоминал свою давно ушедшую Танюшу, какой та была в восемнадцать лет,мужского роста, плечистую, с самоварным румянцем и крутой лохматящейся косой, которую она остригла безжалостно и весело в день окончания гимназии…

Пока Дмитрий колебался, принимать ли ему отделение в городской больнице или идти на кафедру в военно-медицинскую академию и перебираться в Ленинград, жена его кропотливо и рьяно занялась домом, потеснив Пашу, старую больничную няньку, которая уже чуть не двадцать лет вела незамысловатое докторово хозяйство.

Паша оскорбилась и перестала ходить. Доктор впервые в жизни отправился к Паше в Измайлово, разыскал ее, сел на венский стул, подвязанный шпагатом, положил перед собой на стол свою мятую шляпу и, разглядывая прямым, но подслеповатым взглядом обвешанную полотенцами икону, сказал:

— Не знал, что ты верующая, — покачал головой и строгим докторским голосом закончил: — Я тебе, Паша, отставки не давал. Кухню сдашь, а комнату мою убирать, стирка — это на тебе останется. И получать будешь, сколько получала.

Паша заплакала, сложив губы мятой подковой.

— Ну чего ты ревешь? — строго спросил доктор.

— Да чего там у вас убирать, в кабинете-то? Мне там раз махнуть, и вся работа.. А варит-то она как — ни борща сварганить, ни каши… — Она вынула из вылинявшего черного халата белую тряпочку и вытерла глаза.

~ 1 ~

Следующая страница

Пересказ рассказа Л. Улицкой «Дочь Бухары»

Рассказ Людмилы Улицкой был написан в 1994 году. Очень сильно поражает, что многие рассказы современности посвящены не сегодняшнему времени, а именно времени начала века, войне и послевоенному времени. События в рассказе происходят в конце мая сорок шестого года, когда люди еще не оправились от военных потрясений. Описывается бедная «архаическая и слободская московская жизнь, ячеистая и закоулочная». После таких описаний читатель сразу погружается в простую и в то же время как-то угнетенную жизнь людей, в их проблемы.

В Москве много нищих и полуголодных, и резкий контраст возникает при появлении сына старого доктора Димы: «…во двор въехал «опель-кадет» и остановился возле калитки докторского дома». Может быть, события рассказа несколько неправдоподобны, но здесь четко показаны возможные проблемы и беды героев. Так, например, сложно представить, что в Москву после войны можно привезти «красавицу» с Востока, однако впоследствии образ Бухары (так назвал Дима свою жену) вписывается в повествование, и черта между московской обыденностью и появлением девушки с Востока вскоре стирается.

Но после прочтения рассказа возникает очень тяжелое чув ство. Даже сейчас люди редко обращают внимание на нищих, инвалидов, которые встречаются им на улице. Лишь немногие люди действительно понимают беду конкретного человека и то поверхностно, не подозревая, что же может быть у него в душе. Но если войти хоть на миг в этот мир, посмотреть на проблемы таких людей, то можно ужаснуться, закрыть лицо руками и сразу убежать оттуда.

Бухара родила Дмитрию дочь, которую они назвали Милочкой, но сразу же после появления ребенка в доме отец Димы увидел, что девочка была вялая, отечная, у нее наблюдалась мышечная расслабленность и полное отсутствие хватательного рефлекса. Уже после смерти отца Дмитрий отвез Милочку в Институт педиатрии, где доктор «провозгласил диагноз по тем временам редкий — классический синдром Дауна». Конечно, сложно было выдержать такое потрясение, и скоро Дима оставил Бухару с дочерью и ушел к другой женщине. В этом он проявил свою невыдержанность, отсутствие силы воли, а может, он и не любил Бухару и его прельщала в ней только красота?

Но Бухара смогла достойно воспитать Милу: она водила ее в школу для отсталых детей, куда и сама устроилась работать. Она сопровождала дочь везде, старалась научить ее как можно более разнообразным вещам: готовить, держать иголку в руках. Сразу после ухода мужа Бухара заболела и знала, что скоро умрет. Она очень боялась за Милу, которая останется в этой жизни совсем одна, такая беспомощная. Бухара свозила дочь на родину и привезла оттуда травы и различных сухих фруктов. Она знала, что если будет пить отвар из травы, то проживет дольше, и всячески старалась не думать о том, что же будет дальше.

Еще одно затеяла мать Милы — выдать дочь замуж. Работая в больнице, она видела много больных и однажды увидела доброго старика, который пришел к ней со своим больным сыном. Позже старик узнал о намерении Бухары, и он не был особенно против. Сразу после свадьбы Бухара уехала на родину и там умерла, оставив Милу и Григория совершенно одних. Казалось бы, что жизнь для них была кончена, ведь они должны были скоро умереть, но они были счастливы. Здесь как-то невольно просыпается жалость.

Людмила Улицкая: Дочь Бухары

Григорий каждый день провожал Милу до остановки и встречал ее: «…они шли по улице, взявшись за руки, маленькая Милочка на каблуках, в девичьем розовом платье Бухары, и ее муж, большеголовый Григорий с поросшей пухом лысиной, оба в уродливых круглых очках, выданных им бесплатно, — не было человека, который не оглянулся бы им вслед». Многие показывали на них пальцем и даже смеялись. Но они не замечали чужого интереса. Ведь сейчас есть множество здоровых, полноценных людей, которые могли бы только позавидовать их счастью!

Необходимо запомнить информацию? Сохраняйте — » Пересказ рассказа Л. Улицкой «Дочь Бухары». И все в закладках.
Разработка урока на тему: Пересказ рассказа Л. Улицкой «Дочь Бухары», опубликована: 16 Янв 2012 в рубрике: Презентации

/ Сочинения / Сочинения на свободную тему / 11 класс / Рецензия на рассказ Л. Улицкой «Дочь Бухары»

Рецензия на рассказ Л. Улицкой «Дочь Бухары»

    Рассказ Людмилы Улицкой был написан в 1994 году. Очень сильно поражает, что многие рассказы современности посвящены не сегодняшнему времени, а именно времени начала века, войне и послевоенному времени. События в рассказе происходят в конце мая сорок шестого года, когда люди еще не оправились от военных потрясений. Описывается бедная “архаическая и слободская московская жизнь, ячеистая и закоулочная”. После таких описаний читатель сразу погружается в простую и в то же время как-то угнетенную жизнь людей, в их проблемы.
    В Москве много нищих и полуголодных, и резкий контраст возникает при появлении сына старого доктора Димы: “…во двор въехал “опель-кадет” и остановился возле калитки докторского дома”. Может быть, события рассказа несколько неправдоподобны, но здесь четко показаны возможные проблемы и беды героев. Так, например, сложно представить, что в Москву после войны можно привезти “красавицу” с Востока, однако впоследствии образ Бухары (так назвал Дима свою жену) вписывается в повествование, и черта между московской обыденностью и появлением девушки с Востока вскоре стирается.
    Но после прочтения рассказа возникает очень тяжелое чув ство. Даже сейчас люди редко обращают внимание на нищих, инвалидов, которые встречаются им на улице. Лишь немногие люди действительно понимают беду конкретного человека и то поверхностно, не подозревая, что же может быть у него в душе. Но если войти хоть на миг в этот мир, посмотреть на проблемы таких людей, то можно ужаснуться, закрыть лицо руками и сразу убежать оттуда.
    Бухара родила Дмитрию дочь, которую они назвали Милочкой, но сразу же после появления ребенка в доме отец Димы увидел, что девочка была вялая, отечная, у нее наблюдалась мышечная расслабленность и полное отсутствие хватательного рефлекса. Уже после смерти отца Дмитрий отвез Милочку в Институт педиатрии, где доктор “провозгласил диагноз по тем временам редкий — классический синдром Дауна”. Конечно, сложно было выдержать такое потрясение, и скоро Дима оставил Бухару с дочерью и ушел к другой женщине. В этом он проявил свою невыдержанность, отсутствие силы воли, а может, он и не любил Бухару и его прельщала в ней только красота?
    Но Бухара смогла достойно воспитать Милу: она водила ее в школу для отсталых детей, куда и сама устроилась работать. Она сопровождала дочь везде, старалась научить ее как можно более разнообразным вещам: готовить, держать иголку в руках. Сразу после ухода мужа Бухара заболела и знала, что скоро умрет. Она очень боялась за Милу, которая останется в этой жизни совсем одна, такая беспомощная. Бухара свозила дочь на родину и привезла оттуда травы и различных сухих фруктов. Она знала, что если будет пить отвар из травы, то проживет дольше, и всячески старалась не думать о том, что же будет дальше.
    Еще одно затеяла мать Милы — выдать дочь замуж.

«Дочь Бухары» — Людмила Евгеньевна Улицкая

Работая в больнице, она видела много больных и однажды увидела доброго старика, который пришел к ней со своим больным сыном. Позже старик узнал о намерении Бухары, и он не был особенно против. Сразу после свадьбы Бухара уехала на родину и там умерла, оставив Милу и Григория совершенно одних. Казалось бы, что жизнь для них была кончена, ведь они должны были скоро умереть, но они были счастливы. Здесь как-то невольно просыпается жалость. Григорий каждый день провожал Милу до остановки и встречал ее: “…они шли по улице, взявшись за руки, маленькая Милочка на каблуках, в девичьем розовом платье Бухары, и ее муж, большеголовый Григорий с поросшей пухом лысиной, оба в уродливых круглых очках, выданных им бесплатно, — не было человека, который не оглянулся бы им вслед”. Многие показывали на них пальцем и даже смеялись. Но они не замечали чужого интереса. Ведь сейчас есть множество здоровых, полноценных людей, которые могли бы только позавидовать их счастью!

  Беру!

30388 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Сочинения на свободную тему / 11 класс / Рецензия на рассказ Л. Улицкой «Дочь Бухары»

Сочинение: Сочинения на свободную тему — Рецензия на рассказ л. улицкой дочь бухары

Рассказ Людмилы Улицкой был написан в 1994 году. Очень сильно поражает, что многие рассказы современности посвящены не сегодняшнему времени, а именно времени начала века, войне и послевоенному времени. События в рассказе происходят в конце мая сорок шестого года, когда люди еще не оправились от военных потрясений. Описывается бедная “архаическая и слободская московская жизнь, ячеистая и закоулочная”. После таких описаний читатель сразу погружается в простую и в то же время как-то угнетенную жизнь людей, в их проблемы.
В Москве много нищих и полуголодных, и резкий контраст возникает при появлении сына старого доктора Димы: “… во двор въехал “опель-кадет” и остановился возле калитки докторского дома”. Может быть, события рассказа несколько неправдоподобны, но здесь четко показаны возможные проблемы и беды героев. Так, например, сложно представить, что в Москву после войны можно привезти “красавицу” с Востока, однако впоследствии образ Бухары (так назвал Дима свою жену) вписывается в повествование, и черта между московской обыденностью и появлением девушки с Востока вскоре стирается.
Но после прочтения рассказа возникает очень тяжелое чувство. Даже сейчас люди редко обращают внимание на нищих, инвалидов, которые встречаются им на улице. Лишь немногие люди действительно понимают беду конкретного человека и то поверхностно, не подозревая, что же может быть у него в душе.

Но если войти хоть на миг в этот мир, посмотреть на проблемы таких людей, то можно ужаснуться, закрыть лицо руками и сразу убежать оттуда.
Бухара родила Дмитрию дочь, которую они назвали Милочкой, но сразу же после появления ребенка в доме отец Димы увидел, что девочка была вялая, отечная, у нее наблюдалась мышечная расслабленность и полное отсутствие хватательного рефлекса. Уже после смерти отца Дмитрий отвез Милочку в Институт педиатрии, где доктор “провозгласил диагноз по тем временам редкий — классический синдром Дауна”. Конечно, сложно было выдержать такое потрясение, и скоро Дима оставил Бухару с дочерью и ушел к другой женщине. В этом он проявил свою невыдержанность, отсутствие силы воли, а может, он и не любил Бухару и его прельщала в ней только красота?
Но Бухара смогла достойно воспитать Милу: она водила ее в школу для отсталых детей, куда и сама устроилась работать. Она сопровождала дочь везде, старалась научить ее как можно более разнообразным вещам: готовить, держать иголку в руках. Сразу после ухода мужа Бухара заболела и знала, что скоро умрет. Она очень боялась за Милу, которая останется в этой жизни совсем одна, такая беспомощная. Бухара свозила дочь на родину и привезла оттуда травы и различных сухих фруктов. Она знала, что если будет пить отвар из травы, то проживет дольше, и всячески старалась не думать о том, что же будет дальше.
Еще одно затеяла мать Милы — выдать дочь замуж. Работая в больнице, она видела много больных и однажды увидела доброго старика, который пришел к ней со своим больным сыном. Позже старик узнал о намерении Бухары, и он не был особенно против. Сразу после свадьбы Бухара уехала на родину и там умерла, оставив Милу и Григория совершенно одних. Казалось бы, что жизнь для них была кончена, ведь они должны были скоро умереть, но они были счастливы. Здесь как-то невольно просыпается жалость. Григорий каждый день провожал Милу до остановки и встречал ее: “… они шли по улице, взявшись за руки, маленькая Милочка на каблуках, в девичьем розовом платье Бухары, и ее муж, большеголовый Григорий с поросшей пухом лысиной, оба в уродливых круглых очках, выданных им бесплатно, — не было человека, который не оглянулся бы им вслед”. Многие показывали на них пальцем и даже смеялись. Но они не замечали чужого интереса. Ведь сейчас есть множество здоровых, полноценных людей, которые могли бы только позавидовать их счастью!

Скачать реферат

Урок внеклассного чтения «Женские образы в современной литературе. Образ матери в рассказе Л. Улицкой «Дочь Бухары»

Название Урок внеклассного чтения «Женские образы в современной литературе. Образ матери в рассказе Л. Улицкой «Дочь Бухары»
Дата публикации 18.12.2015
Размер 100.18 Kb.
Тип Урок

p.120-bal.ru > Литература > Урок

Урок внеклассного чтения «Женские образы в современной литературе. Образ матери в рассказе Л. Улицкой «Дочь Бухары»

Разработка учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №47» г. Чебоксары Григорьевой Е.И.
Введение.

Самой популярной теорией в первом десятилетии 21 века стало учение западных психологов «Пять кругов счастья», в котором говорится о том, что, если хочешь быть счастливым, думай в первую очередь о собственном комфорте и интересах, а потом – о других. Бестселлером стала книга Элизабет Гилберт «Есть, молиться, любить»: семья, рождение ребенка становятся пережитками прошлого, утомительной обязанностью женщины, превращающей ее в совершенно несчастного человека. Движение «Чайлдфри»(«Свободные от детей») на фоне укоренившегося и повсеместного потребительского отношения к жизни угрожает человечеству медленным самоистреблением. Христианские заповеди, общественные идеалы остались в далеком прошлом, в литературе, которую теперь нужно читать исключительно для того, чтобы использовать в качестве аргументов на сочинении во время ЕГЭ.

Родители мечтают, чтобы их дети были успешными, поэтому воспитывают в них прежде всего лидерские качества, которые помогут им взять от жизни все, как следствие, «лузер» для нас становится самым страшным словом.

Безусловно, каждый вправе выбирать то, что считает важным для себя в этой жизни, но всегда надо помнить, что мировая трагедия может разгореться только от одной фразы: «Падающего толкни».

В пестрой реальности современной жизни, лишенной моральных ценностей, в эпоху тотальной безответственности и пропаганды необременительной ничем жизни, когда сама жизнь заменяется глянцем, необходимо говорить о долге, верности, терпении, сострадании, искать характеры сильные, способные заставить новое поколение задуматься над смыслом своего существования, ролью человека в обществе, семье, сформировать здоровый образ мыслей.

Современная литература, к сожалению, не может похвастаться многочисленными героями, которые способствовали бы воспитанию дефицитных на сегодняшний день качеств человека. Это закономерно. Что такое литература? Художественное отражение действительности. Замкнутый круг, казалось бы. Но все же есть писатели, сумевшие восхититься ЧЕЛОВЕКОМ и показать его остальным. Одним из таких писателей является Л. Улицкая. Просто и ненавязчиво, рассказывая одну незамысловатую историю за другой, она создает галерею своих героев, отнюдь не идеальных, но удивительно искренних.

Рассказ Л. Улицкой «Дочь Бухары» служит прекрасной иллюстрацией таких понятий, как родительский долг, любовь, терпение, милосердие. Он учит ребят принимать правильные решения, достойно проходить через любые испытания, разбираться в проблемах, поставленных самим временем.

Работа над рассказом предполагает домашнее прочтение повести, подготовку презентации о жизни и творчестве автора, разбор произведения на уроке и написание домашнего сочинения.
Конспект урока
Образ матери в рассказе Л. Улицкой «Дочь Бухары».
Цели и задачи:

— познакомить учащихся с образами и проблемами современной литературы на примере творчества Л. Улицкой;

— закрепить навыки анализа текста;

— способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Эпиграф:

Все хотят быть богатыми, здоровыми и красивыми. Но мир состоит почему-то главным образом из бедных и больных. Но чудесные дары – сострадания, милости, верности – чаще всего являются именно там, в тени жизни, на ее обочине. Открытие это невелико, но когда оно происходит, немного изменяется картина мира, возникает новая точка отсчета и другая система координат…

Л.Улицкая (к сборнику рассказов «Бедные родственники»)
Ход урока
1.Слово учителя
Сегодня на уроке внеклассного чтения разговор пойдет о темах, проблемах и образах современной литературы, мы познакомимся с рассказом Л. Улицкой «Дочь Бухары».

Произведения Л. Улицкой затрагивают самые разные грани человеческого бытия, разные исторические этапы 20-21 в. Ее герои разные по национальности, вероисповеданию, политическим убеждениям, мировоззрению, социальному статусу, поступкам. Но чаще всего это все-таки женщины, легкомысленные, одержимые, эксцентричные, милосердные, сильные и слабые, любящие и любимые, – разные. Можно сказать, что женский образ – это главный образ в творчестве писателя, а так как женщина, как правило, связана с материнством, то на страницах Л. Улицкой мы часто сталкиваемся с женщиной-матерью. Автор неоднозначно подходит к этому образу, как в жизни, так и в произведениях современного писателя мы встречаем и инфантильную мать (Верочка из романа «Искренне ваш Шурик»), и добрую, отзывчивую на чужое горе (Мириам из рассказа «Перловый суп»), и «ужасно толерантную» к нетрадиционной ориентации своего сына (Эва Манукян из романа «Даниэль Штайн, переводчик»), и, конечно же, верную своему материнскому долгу (Алечка из рассказа «Дочь Бухары»). Последняя героиня заслуживает особого внимания. Ее история – это урок любви и верности.

2.Краткая биография писателя
Выступление ученика, презентация
Людмила Улицкая родилась 21 февраля 1943 г. в Башкирии, где находилась в эвакуации её семья. После войны Улицкие вернулись в Москву, где Людмила окончила школу, а потом и биофак МГУ.

Людмила Евгеньевна два года проработала в Институте общей генетики АН СССР, откуда её уволили в 1970 году за перепечатку самиздата. С тех пор Улицкая, по её собственному утверждению, никогда не ходила на государственную службу: она работала завлитом Камерного еврейского музыкального театра, писала очерки, детские пьесы, инсценировки для радио, детского и кукольного театров.

Публиковать свои рассказы в журналах Улицкая начала в конце восьмидесятых годов, а известность пришла к ней после того, как в «Новом мире» вышла повесть «Сонечка» (1992). В 1994 это произведение было признано во Франции лучшей переводной книгой года и принесло автору престижную французскую премию Медичи. Во Франции же вышла и первая книга Людмилы Улицкой (сборник «Бедные родственники», 1993) на французском языке. Литературные премии Л. Улицкой: Премия Медичи (1994), Русский Букер (2001), Большая книга (2007), Гринцане Кавур (2008).

Произведения Людмилы Евгеньевны переводились на двадцать пять языков. Литературоведы называют её прозу «прозой нюансов», отмечая, что «тончайшие проявления человеческой природы и детали быта выписаны у нее с особой тщательностью. Ее повести и рассказы проникнуты совершенно особым мироощущением, которое, тем не менее, оказывается близким очень многим».
3. Вопросы для аналитической работы с текстом
1)Сюжет рассказа

После войны в московский дом к старому доктору Андрею Иннокентьевичу приезжает его внук, молодой врач, Дмитрий с женой Алечкой, которую соседи прозвали Бухарой. Вскоре в счастливой семье появляется на свет ребёнок. Очень скоро родители узнают, что их дочь Милочка неполноценная, у неё классический синдром Дауна. Дмитрий уходит из семьи, оставив жену и больного ребенка. Заботится о девочке Бухара, до конца своих дней думая только о своей дочери.
2)Характеристика героев
— Дайте характеристику героям рассказа

У героев много общего: они оба молоды, красивы, связаны с медициной (он – врач, она – медсестра) принадлежат к уважаемым семьям, где ценились образование, свободомыслие, бескорыстное отношение к своему делу.

Семья Дмитрия

Полуголодные и нищие соседи прощали доктору и его семье «аристократическое право жить втроем в трех комнатах, обедать не в кухне, а в столовой и работать в кабинете.. И как им было не прощать, если не было во дворе старухи, к которой не приходил бы старый доктор, младенца, которого не приносили бы к старому доктору, и человека, который мог бы сказать, что доктор взял с него хоть рубль за лечение…»

Семья Бухары

Ее отцу «все не могли определить правильного места в новом пантеоне советских узбекских деятелей, выбирая между образом востоковеда-полиглота, исследователя и знатока фольклора и широко образованного в восточной медицине врача…»

На этом сходство героев заканчивается, и уже в портретной характеристике мы видим противопоставление.

Дмитрий

«…из машины вышел майор медицинской службы, такой правильный, белозубый, русо-русский, как будто только что с плаката спрыгнувший загорелый воин-освободитель».

Бухара

«…и медленно-медленно, лениво, как растекающееся по столу варенье, из машины вышла очень молодая женщина невиданной восточной красоты…», «не терпела чужих взглядов», «скромно выглядывала».
Герои разной национальности, воспитаны в разных культурных традициях. Автор делает акцент: Дмитрий — «русо-русский воин-освободитель» — Бухара — «восточной красоты, скромности».

О смирении и покорности восточных женщин вспоминает и дед Дмитрия: «Знал он, что даже самая образованная азиатская женщина, слагающая стихи на фарси и арабском, по движению брови свекрови отправляется вместе со служанками собирать кизяк и лепить саманные кирпичи…»

Легкое противопоставление, наметившееся в начале рассказа, усугубляется со временем.

Молодой семье предстоит пройти испытание. Их дочь Милочка рождается с классическим синдромом Дауна. Быстро меняется жизнь Дмитрия и Бухары, потому что герои по-разному относятся к своему родительскому долгу.

Дмитрий

«Возвращаясь домой, он испытывал привычное ежевечернее отчаянье, и

жена его, так сильно прилепившаяся к дочери, что черты Милочкиной

неполноценности как бы проникали и в нее, становилась ему все более чуждой».

Дмитрий не может полюбить неполноценную дочь, уходит из семьи.
Бухара

«Жена Дмитрия словно и не замечала неполноценности девочки. Она наряжала ее в цветные шелковые платьица, повязывала нарядные бантики на жидкие желтые волосы и любовалась плоской бессмысленно-жизнерадостной мордочкой с маленьким раздавленным носом и всегда приоткрытым мокрым ртом».

Она принимает свою дочь такой, какой она родилась, любит ее, пытается обучить доступному для таких людей ремеслу. Когда героиня понимает, что смертельно больна, она все отмеренное ей время посвящает будущему своей дочери

«Бухара уволилась из школы и поступила в диспансер, в регистратуру, чтобы находиться рядом с дочерью и помогать ей в трудовой деятельности.

Бухара разносила медкарты по кабинетам и целеустремленно изучала посетителей. Времени у нее было мало. Она торопилась, как торопится обреченный художник завершить перед смертью великое полотно».

Ей удается выдать Милочку замуж за инвалида Гришу Бермана, выстроить защиту для своей дочери, окружив ее порядочными, добрыми людьми. До конца своей жизни все мысли матери были связаны с больной дочерью, всю свою жизнь она безропотно подчинила своему материнскому долгу. Так хрупкая восточная женщина оказалась сильнее бравого «русо-русского» мужчины.
3)Композиция рассказа

— Вспомните структурные элементы рассказа. Как композиция рассказа помогает раскрыть образы героев?
Экспозиция: описание места действия, описание героев

«В архаической и слободской московской жизни, ячеистой, закоулочной… не существовало семейной тайны… Слышимость, видимость и физическое вторжение соседствующей жизни были ежеминутны и неизбежны…»

В картине послевоенной слободской московской жизни, на фоне которой и разворачиваются события рассказа, Улицкая делает акцент на полной открытости героев для общественного суда. Таким образом, общественное мнение становится определяющим в оценке героев. Как же оно меняется на протяжении рассказа?

Сначала соседи проявляли простое любопытство: «…ни одна соседка не упускала случая, проходя, заглянуть в притягательные окна». Но уже из слов обиженной Паши становится ясно, что любопытство сменяется неприятием, в основу которого положена национальность Алечки: «Да смотреть-то

обидно. Женился на головешке азиатской…Одно слово – Бухара!»

Завязка: рождение Милочки с синдромом Дауна.

С этого момента Дмитрий и Бухара и демонстрируют свой характер в полной мере, обнажая суть своей личности.

«Деньги Дмитрий Иванович переводил по почте. Милочку не навещал никогда»

Оставшись без мужа и отца, Алечка и Милочка начинают испытывать со стороны соседей агрессию: «Круто изменилась жизнь. Прежнее жадное любопытство соседей к Бухаре и ее дочери… теперь сменилось агрессивным желанием потеснить пришелицу…» Не принимает Алечку и ее помощница Паша, называя ее «ведьмой азиятской», когда та лечится пахучими травами от своей болезни, чтобы не умереть и не оставить свою дочь одну, без помощи и поддержки.

Кульминация: Бухара перед смертью находит мужа для своей дочери.

Развязка: У Милочки появляется новая семья, после смерти матери ее окружают добрые люди. «Все произошло, как задумала Бухара».

Оценку героине дает Паша: «Да Бухара всех нас умней оказалась!»

В экспозиции рассказа завсегдатаи двора слышат радостное сообщение о приезде Дмитрия: «…над суматошными строениями завис высокий торжествующий женский крик: «Дима! Дима докторский вернулся!» Но в конце рассказа о нем никто даже не вспоминает, он исчезает не только из семьи, но и из поля общественного интереса, памяти. Происходит нивелирование образа, как значимой единицы для социума.

А вот Бухара получает восторженную характеристику в развязке рассказа.

Ее образ остается в памяти людей даже после ее смерти, он становится значимым для общества. Она поражает всех своей стойкостью, умом, терпением, любовью, силой характера.
4) Основной прием
— Какой прием использует автор в рассказе для раскрытия темы и идеи?
Антитеза, контраст

Противопоставление мы наблюдаем в характеристике героев, в жизни соседей и семьи доктора, в отношении героев к родительскому долгу.
5) Деталь

— Определите деталь и ее роль в произведении.

В рассказе неоднократно появляется упоминание о заборе, за которым протекает жизнь героев. Он появляется вместо обветшалой изгороди после приезда Бухары и Дмитрия.

Забор – это защита. Но в данном случае защита отсутствует. Жизнь героев не

защищена от вторжения любопытных, не защищена она и от испытаний. Отгородиться глухим забором от судьбы и людского суда невозможно. Эта деталь подталкивает нас к философскому осмыслению ситуации, описанной в рассказе и расставить правильные акценты в системе образов. Дмитрий прячется от трудностей, психологического дискомфорта, связанного с присутствием в его жизни неполноценного ребенка, и он исчезает за глухим забором человеческой памяти. Бухара не прячется от трудностей и остается у всех на виду.
6)Тема и идея

— Определите тему и идею произведения.
Это рассказ о материнстве как одной из граней женской сущности, воплотившей безусловную любовь к ребенку и осознанный долг перед своим потомством. Это восхищение человеком, чья сила и величие в умении жить для другого, когда милосердие, жертвенность становятся основой человеческого существования
7)Вывод

Образ матери в рассказе Л Улицкой «Дочь Бухары» является главным, так как именно этот образ является воплощением того нравственного идеала, который являет собой силу, сострадание, верность, любовь.
8)Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение по одной из проблем, заявленных в рассказе.
Заключение.
Данная работа предполагает реализацию как литературных, так и воспитательных задач. К литературным задачам относится закрепление навыков анализа текста (характеристика героев, литературные приемы, композиция рассказа, тема, идея, проблема, образ), знакомство с современной литературой. Также урок предполагает ориентацию учащихся на такие нравственные понятия, как милосердие, долг, сострадание. Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:

Право

p.120-bal.ru

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *