Храмы России

Вход
Храмы России |  Новости |  Поиск |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
 

Церковь Димитрия Солунского в Дмитровском

У Ч Е Т Н А Я   К А Р Т О Ч К А (утверждена)
Название

Церковь Димитрия Солунского в Дмитровском

Обиходные названия

Дмитровская церковь

Тип постройки церковь
Дата основания не позже 1-й пол. XVI в.
Дата постройки последнего здания 1683-1689   (см. постройки той же эпохи)
Архитектор нет данных
Персоналии
Историческое исповедание Православная
Современная принадлежность РПЦ МП
Статус действ.
Адрес на 1917 г. Московская губ., Звенигородский у., с. Дмитриевское-на-Истре
Современный адрес Московская обл., Красногорский р-н, с. Дмитровское
Web http://dimitrovskoe.ru/
Краткое описание Одноглавый храм с небольшим южным Никольским приделом, надстроенным шатровой колокольней, выстроен на средства патриарха Иоакима, новая колокольня нач. XIX в. Не закрывался.
Примечания В настоящее время является Патриаршим подворьем.
Основная публикация Машков И. Церковь во имя св. Дмитрия Солунского в селе Дмитровском на реке Истре … // Древности. Тр. Комис. по сохр. древних памятников Имп. Моск. археол. о-ва. Т.

Дмитровское. Церковь Димитрия Солунского.

2. М., 1908, с. 148-152

Изображение
Местоположение
Дата создания карточки 16 июля 2008 года
Дата обновления карточки 2 сентября 2016 года
Составитель Бокарёв Александр

Знаете ли вы

что такое "Киот"?

Помогите храму!

В вашей помощи нуждается
"Михайло-Клопский Троицкий мужской монастырь"
см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня

Рекомендуем

Контакты

   

Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!

1999-2018 © «Храмы России»

Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.

Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL

                                  Святыни.

1.   В храме имеется чудотворная икона БожиейМатери «Иерусалимская», написанная в 1500(1550) году с первообраза Иерусалимской иконы, подаренной князю Владимиру при Крещении Руси. После написания сия икона пребывала в селе Бронниче(нынешний город Бронницы) в городской часовне.

     В 1771 году, по преданию, в Москве одной больной девице, болезнь которой признана всеми врачами неизлечимой, в сновидении три раза являлась Пречистая Богородица, к Которой болящая обращалась с теплой молитвой об исцелении, и открыла ей, чтобы она, если хочет получить исцеление, отправилась в село Бронниче(город Бронницы) и там помолилась бы пред святой иконой «Иерусалимской» Божией Матери об исцелении. При сем эта девица увидела и самую икону, от которой она должна была получить исцеление. И действительно, болящая по приезде в город(тогда еще село), после молебна пред иконой Царицы Небесной, которая в это время находилась в городской часовни, получила исцеление. Бронницкие священнослужители и жители, увидев такое чудо, принесли святую икону в храм и на другой день, торжественно при молебне, обнесли кругом своих домов и, по молитвам Пречистой Богородицы, Господь избавил жителей от моровой язвы, которая в это время сильна была распространена в нашем отечестве и от которой умирали тысячи людей. В 1840 году был построен храм во имя иконы Божией Матери «Иерусалимская», где она и прибывала до самой революции. После революции и закрытия храма икона пропала. 

После закрытия храма "Иерусалимской иконы Божией Матери" в г. Бронницы чудотворная икона была утеряна, а в 1943 году житель с. Малахова 13 летний мальчик Виктор Федосеев обнаружил эту икону, ей был закрыт выбитый оконный проем в складском помещении г. Бронницы, где хранилось зерно.

После возвращения в село Виктор рассказал прихожанам Димитриевского храма о том, чтго видел чудотворную икону, после чего прихожане в месте с Виктором отправились за иконой в г. Бронницы. Добравшись до места, прихожане стали уговаривать солдат, которые охраняли этот склад, чтобы они отдали икону. А вместо нее обещали поставить деревянный щит на место выбитого окна. После длительных переговоров солдаты согласились отдать икону, а взамен получили обещанный щит из теса, на который прихожанами были собраны не малые деньги, так как во время войны стройматериалов не хватало. С благоговением вынув икону, они положили ее на телегу и привезли на лошадке в с. Малахово и поставили ее в Димитриево-Солунском храме около правого клироса. В этом же году Священный Синод Р.П.Ц. благословил пребывание иконы в Димитрие-Солунском храме в селе Малохово. 

День празднования:  10 воскресенье после Пасхи  и  25 октября (н.с.).

2.      Находящаяся в храме икона Божией Матери«Отрада и Утешение» имеет свое происхождение, написание и освящение на св. горе Афона и оттуда по морю и по суше доставленна в 1888 году к открытию пристроенного бокового придела в честь «Отрады и Утешения» Божией Матери при священнике Димитрие Ивановиче Малинине.

День празднования престола: 3 февраля(н.с.)

3.      Кровоточивая икона св. Иоанна Крестителя.

На иконе отчётливо видны следы изтекания крови.

Икона кровоточила перед такими событиями как:

Моровая язва, Великая Отечественная Война, эпидемия чумы и т.д.

 

4.      Икона Божией Матери «Солнечная».

5.      Икона Свт. Льва Катанского, имеющюя благодатную силу от бесовских нападений.

6.      Икона св. вмч. Димитрия Солунского с частицой святых мощей.

7.      Икона прп. Иосифа Волоцкого с частицой святых мощей.

8.      Икона свв. Оптинских старцев с частицами святых мощей всех старцев.(12 мощей)

9.      Ковчег-мощевик с частицами святых мощей преподобных Киево-Печерских старцев и др.

 1.прп. Моисей чудотворец, 2.прп. Вениамин затворник, 3.прп. Игнатий архм., 4.прп. Иларион схимник, 5.прп. Арсений трудолюбивый, 6.прп. Лонгин вратарь, 7.прп. Иоанн, 8.прп. Никтарий, 9.свт. Нифонт Новгородский, 10.прп. Илья Муромец, 11.прп. Сергий послушливый, 12.прп. Ануфрий молчаливый, 13.прп. Тит иеромонах. 14.прп. Мартирий диакон, 15. Евфимий схимник, 16.свмч. Владимир (Богоявленский) митр.Киевский, 17.прп. Феодор Острожский, 18.прп. Тит воин, 19.прп. Иоанн постник, 20.свмч. Кукша, 21.прп. Савва, 22.прп. Пимен постник, 23.свт. Ефрем Переяславский, 24.прп.

Церковь Великомученика Димитрия Солунского (Дмитровский Погост)

Нестор летописец, 25.прп. Алипий иконописец,  26.прп. Нестор некнижный, 27.свт. Феофил Новгородский, 28.прп. Ахила диакон, 29.прп. Прохор чудотворец, 30.прп. Зинон постник, 31.прп. Паисий, 32.прмч. Феодор, 33.прп. Пимен многоболезненный, 34.прп. Анатолий затворник, 35.прп. Иоанн многострадальный, 36.прп. Онисифор исп., 37.прп. Силуан схимник, 38.прп. Григорий чудотворец, 39.прп. Меркурий постник, 40.св. Иулиания кн. Ольшанская, 41.прп. Ипатий целебник, 42.прп. Макарий диакон, 43.прп. Дамиан целебник, 44.прмч. Евстратий, 45.прп. Спиридон просфорник, 46.свт. Лаврентий Туровский, 47.прп. Марк гробокопатель, 48.прп. Никон иг.Печерский, 49.прп. Варлаам, 50.сщмч. Лукиан, 51.прп. Пимен постник, 52.прмч. Василий, 53.прп. Иосиф многоболезненный, 54.прп. Леонтий канонарх, 55.прп. Никодим просфорник, 56.прп. Моисей Угрин, 57.свт. Симеон Суздальский, 58.прп. Лука эконом, 59.мч. Григорий чудотворец, 60.прп. Макарий, 61.прп. Григорий иконописец, 62.прп. Павел послушливый, 63.прп. Геронтий канонарх, 64.прп. Поликарп Печерский, 65.прп. Сисой схимник, 66.прп. Захарий постник, 67.прп. Еразм, 68.прп. Никола святоша, 69.прп. Феофан постник, 70.прп. Феофил, 71.прп. Аврамий трудолюбивый, 72.мч. Иоанн младенец, 73.прп. Сильвестр чудотворец, 74.свт. Филарет (Дроздов), 75.прп. Феодор молчаливый, 76.прп. Агафон чудотворец, 77.прп. Агапит врач, 78.прп. Исаия чудотворец, 79.прмч. Анастасий диакон, 80.прп. Никон сухой, 81.прп. Лаврентий затворник. 

10.  Периодичски мироточивое древнее распятие.

11.Икона Божией Матери « На аспида наступишияко льва и змия»

Храм Димитрия Солунского в ДмитровскомСтраница Патриаршего подворьяРусская Православная Церковь, Московская епархия (городская), Благочиние Ставропигиальных приходов и Патриарших подворий Московской области

  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Краткая историческая справка:Древнее село Дмитровское упоминается в летописях с XVI века, когда оно значилось за Троице-Сергиевой Лаврой. В 1677 году царь Федор Алексеевич пожаловал село Дмитровское в Горетовом стане князю Юрию Долгорукому «за многие его службы, которые злые замыслы вора и богоотступника Стеньки Разина со единомышленниками его в низовых городах искореняли…». По смерти сына Долгорукого в 1683 году село было пожаловано патриарху Иоакиму.

    В 1689 году здесь строится каменная одноглавая церковь с приделами и восьмигранной шатровой колокольней на двухъярусном основании, заключающем так называемую келью Никона. По преданию, в ней патриарх останавливался по пути в Саввино-Сторожевский монастырь.

    Маленький храм с большой историей

    Памятник зодчества с его сложнейшей декорацией из кирпича, почти сплошь покрывающей стены здания, барабан главы и шатер колокольни, чрезвычайно характерен для узорчатого стиля. Разнообразны по формам оконные наличники, из них особенно любопытен рисунок наличника с «рогами» на южной стене.

    Нарядности внешнего облика храма способствует его двухцветная окраска. Завершающие фасады декоративные кокошники и широкая лента карниза с побеленными деталями кирпичного узорочья смотрятся на красном фоне стен как наброшенная на здание кружевная накидка. Позднейшая трехъярусная в стиле классицизма колокольня скрывает портал входа в невысокую сводчатую трапезную. В глубине ее через арочный проем поблескивает позолотой многоярусный иконостас, заключающий ряд икон мастеров XVIII и XIX веков

    С марта 2014 года храм св.вмч. Димитрия Солунского — Патриаршее подворье в д.Дмитровское Красногорского р-на, МО является подворьем Высоко-Петровского монастыря г. Москвы.

  • Настоятель:игумен Петр (Еремеев)
  • Расписание богослужений (общее кратко):Богослужение в храме совершаются регулярно: суббота с 16,30 до 20,00, воскресенье с 8,00 до 12,00; в праздничные дни: накануне с 16,30 до 20,00, в день праздника с 8,00 до 12,00ч. На Пасху, Рождество и Богоявление храм открыт в течение всего дня.
  • Престольные праздники:
  • Димитрия Солунского — Ноябрь 8 (день преставления)
  • Святыни:Чтимые иконы:
    — Св.вмч. Димитрия Солунского,
    — икона Николая чудотворца,
    — икона преподобного Серафима Соровского,
    — св.вмч. Пантелеймона.
  • Назад

    Церковь Дмитрия Солунского в Довмонтовом городе

    г. Псков, Довмонтов город, территория Кремля

    Димитрий Солунский – второй Апостол Павел. Так называют Святого Димитрия Солунского. В восьмой день ноября 306 года Димитрий был убит за то, что открыто заявил о себе как о христианине.

    Обычное для того времени дело – умереть за веру в то, что десятилетия назад Сын Божий ходил по земле.

    Так получилось, что в России Святого Димитрия Солунского почитали особо. С одной стороны, это святой-воин, а воевать нашим предкам приходилось немало. С другой, передавали, будто по происхождению Димитрий, хоть и жил в греческих Салониках, был славянин.

    Родители Дмитрия верили во Христа, строили свою жизнь по заповедям и имели в доме небольшую церковь. В ней и крестили сына Димитрия. Отец был влиятельным человеком – проконсулом (верховным правителем) Фессалоник, христианство исповедовал тайно.

    Икона Дмитрия Солунского

    Когда он умер, император познакомился с Димитрием и передал ему место проконсула: молодой человек был умен и талантлив и наверняка хорошо знал все, что полагается проконсулу. Существовало одно «но», о котором Галерий Максимиан не подозревал: новый правитель Фессалоник был христианином.

    В сердце его жила вера, в руках были огромные возможности, которые давало место проконсула. И Димитрий решил использовать их для проповеди. В «Житии» он именуется «вторым Апостолом Павлом». Павел основал в Фессалониках общину христиан, Димитрий значительно ее увеличил. И, как и Павел, погиб смертью мученика.

    Император был в гневе, узнав о проповедничестве проконсула.

    Церковь Димитрия Солунского в Дмитровском

    Максимиан как раз возвращался из похода в Причерноморье и решил вместе со всем войском посетить Салоники.

    Димитрий же спокойно велел слуге раздать все имущество нищим («Раздели богатство земное между ними – будем искать себе богатства небесного») и стал постом и молитвой готовить себя к неминуемой смерти.

    По приказу императора низложенного проконсула заточили в темницу. А на рассвете 26 октября (8 ноября) пронзили его тело копьями.

    Тело Святого великомученика Димитрия выбросили на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле.

    При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой Святого Димитрия выстроили церковь. Сто лет спустя стали возводить новый храм и обрели его нетленные мощи.

    С VII века при раке великомученика Димитрия началось чудесное истечение благовонного мира. Поэтому Святого Димитрия называют Мироточивым.

    Церковь Дмитрия находилась в стене, позднее называемой Домантовой (1352 г. – ПЗЛ). Выходящим из общего ряда является сообщение 1453 г., где говорится о церкви как стоящей на «Торгу в Домантове стене».

    Фрагмент плана Пскова в конце XV в начале XVI в. 1740 года в публикации Н.Ф. Окулевича-Казарина "Новые данные по топографии города Пскова"
    Объекты связанные с крепостным строительством:
    II – Перси;
    III – Гребля;
    V – костер в торгу (костер на верху Великих врат каменных);
    VI – Домантова стена;
    XVIII – костер над Псковою на Крому (против Лубянского всхода);
    XXIV – костер на Персях от Великой реки;
    XXV – Великие ворота в городе на Крому;
    XXVI – Малые ворота в городе на Крому;
    XXVII – охабень;
    XXX – захабень;
    XXXI – Смердьи ворота
    Частные топографические объекты:
    2 – Смердий мост над Греблею;
    3 – мост на Пскове;
    4 – Радчин всход;
    6 – мост над Греблей на Кром к Троице;
    8 – погреба в охабне
    Церкви приходские:
    2 – Дмитрия в Домантове стене;
    4 или 10 – Воскресения Иисуса Христа в Домантове стене;
    5 – Феодора Стратилата;
    7 – Власия в Торгу;
    12 – Благовещения Богородицы;
    14 – (4. 10?) возможно Софии;
    15 или 19 – Покрова Богородицы в Домантове стене;
    17 – Кирила у Смердия моста над Греблею;
    19 или 19а — сошествие св. Духа в Домантове стене;
    21 или 15 – Рождества Иисуса Христа в Домантове стене;
    35 – Алексея в Домантове стене;
    36 – возможно входа в Иерусалим;
    37 – не атрибутируется (Тимофея? Афанасия?)

    Подобное указание на местоположения церкви, вероятно, отражает более раннее положение Торга на месте Домантовой стены. Во второй половине XIV–XV в.в. территория Торга и Домантовой стены не совпадали, хотя они находились по соседству.

    Первое упоминание церкви Дмитрия содержится в известии 1138 г. ПЗЛ (Архивский 2-й список). Здесь сообщается о погребении князя Всеволода в им же созданной церкви Дмитрия. Дата 1138 г. как время создания церкви близка к истинной.

    В летописных известиях XVI в. имеется запись, указывающая на время сооружения первого каменного храма Дмитрия: «В лето 7032 поставлена бысть церковь святыи мученик христов Дмитреи, новая, в Домантове стене: и священа бысть на его празник, октября в 26; а старая церковь первая бысть во Пскове каменая с кирпичем, а пставил ее благоверный князь Авед, нареченыи во святоо крещении Дмитреи, а мощи его лежать оу святого Спаса на Мирожи, на левой стране под стеною; а стояла первая церковь в Домантове стене великомученик христов Дмитреи 400 лет без 20 лет».

    Общий план раскрытых расколками каменных сооружений по В.Д. Белецкому
    I-II — фрагменты здания средневекового владычного архива
    III — поповская изба XV в.
    IV — остатки "гражданской постройки" (XII — XIII веков) и "караульного помещения" (XIII века)
    1 – церковь Воскресения Христова – 1395 г.
    2 – церковь Георгия – 1269 г.
    3 – церковь Кирилла над Греблей – 1374 г.
    4 – церковь Тимофея Газского – 1268 г.
    5 – церковь Дмитрия Солунского – XII в.
    6 – церковь Федора Стратилата – 1272 г.
    7 – церковь Алексея Митрополита – XVI в.
    8 – церковь Покрова Богородицы – 1352 г.,1398 г.
    9 – церковь Рождества Христова – 1383 г.
    10 – церковь Николы над Греблей – вторая половина XIV в.
    11 – церковь Сошествия Святого Духа – 1383 г.

    Сходные известия имеются в Копенгагенском списке и в ПЗЛ. Таким образом, постройка первой каменной церкви относится к 1143 г. О расположении церкви Дмитрия в Доматове стене трижды (1352, 1453, 1523 г.г.) повторено в летописях и неоднократно — в источниках XVI–XVII в.в.

    Из летописного свидетельства 1352 г. известно, что церковь Покрова Богородицы была поставлена «в стране» св. Дмитрия. Кроме того, из последующих известий ясно, что церковь Покрова Богородицы находилась между двумя другими — Рождества Христова и св. Духа.

    Следовательно все эти четыре церкви (вместе с церковью Дмитрия) надо искать в одной «стороне» территории Домантовой стены. Местоположение церквей Рождества Христова и Покрова в восточной части рассматриваемой территории, между Рыбницкими и Кремскими воротами, устанавливается по описи 1701 г.

    В названии Рождественской батареи, отмеченной на плане 1740 г., отразилось наименование одной из церквей, погребенных под ее насыпью в 1701 г.

    Фундамент церкви Дмитрия Солунского

    Раскопками на месте Рождественской батареи были открыты остатки храмов, среди которых, вне сомнения, есть церкви Рождества Христова, Покрова Богородицы и св. Духа. Следовательно, в этой же, восточной, части Довмонтова города находилась церковь Димитрия Солунского.

    По ряду документов выясняется судьба церкви в последний период ее существования – в конце XVIII – начале XIX в.

    в 1793 г. она на ряду с 19 другими каменными церквями была упразднена, но оставлена в ведении епархии. В 1825 г. упразднение было подтверждено с оговоркой, что церковь находится в ведении епархиального начальства и при ее разборке камень должен быть использован на ремонт других церквей.

    Разборка церкви произведена в промежутке между 1825 и 1828 г.г. Годовиков поместил в своем атласе рисунков чертежи плана и фасада церкви с указанием на плане меcта гробницы Всеволода в южной части четверика.

    Чертежи опубликованные Годовиковым, были передана ему наследниками губернского архитектора Ябса, заставшего церковь Дмитрия еще в целости. Остатки церкви Дмитрия еще в начале XX в. сохранялись под деревянным павильоном.

    Макеты Довмонтова города

    Местоположение церкви подтверждено раскопками экспедиции Эрмитажа под руководством В. Д. Белецкого в 1965 г. Главным археологическим документом найденного храма являются находки плинфы (с клеймами и без них) как строительного мусора и кладка нижней части ряда конструкций, выполненная из чередующихся слоев известняковой плиты на цемяночном растворе – в технике, свойственной XII в.

    О кладке древней Дмитриевской церкви из плиты с кирпичом говорит и псковская летопись, отмечая этот необычный для XVI в. прием. В.Д. Белецкий ссылается также на обнаруженную в диаконнике яму, прикрытую плитяной вымосткой, предполагая, что эта первая могила Всеволода.

    В этой церкви он был погребен. На одной из плинф археологи обнаружили знак Рюриковичей – клеймо мастера-зодчего этого храма. При раскопках были найдены осколки древнего глиняного сосуда с портретным изображением лица бородатого мужчины – князя Всеволода-Гавриила или псковского мастера-гончара?

    Хотя приводятся и дополнительные аргументы в пользу такого объяснения ямы, все же оно остается гипотетическим, в первую очередь из-за необычности для XII в размещения погребения в алтаре.

    В XIV–XV в.в. церковь Дмитрия входила в состав территории, окруженной крепостными стенами. В период возникновения церкви эта территория была занята посадом, о чем можно судить на основании археологических раскопок, обнаруживших в западной и центральных частях Довмонтова города деревянные жилые и производственные помещения.

    Назад&nbsp&nbsp&nbsp Вверх страницы

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *