Рекомендую к прочтению (материал не мой).

В наши дни набирание «земельки с могилки» того или иного почитаемого подвижника нередко воспринимается как неотъемлемая часть или даже цель паломничества. В среде православных из уст в уста передаются советы о том, как именно нужно использовать «земельку». Обычно рекомендуют прикладывать ее к больному месту, добавлять в чай или суп. Считается полезным также просто хранить ее дома у икон.

Подобное отношение к «земельке с могилки» святых генетически связано с фольклорной традицией использования земли в ритуально-магической практике. В свою очередь, в представлениях о свойствах земли, отраженных в народных обычаях, прослеживаются языческие корни.

Земля в народной магической практике

«Черная и сырая земля представлялась нашим предкам воплощением сакральной чистоты» . По народному убеждению, земля «настолько свята и чиста, что не держит в себе ничего нечистого и в особенности враждебного людям. Лихих недоброхотов, в виде ведьм и колдунов, земля “не принимает”, и… требуются особые обряды, чтобы прекратить выход из могил этого сорта покойников и посещение ими живых людей и заветных мест» .

С традиционными представлениями о земле связана, в частности, так называемая «исповедь земле». «С XIV века известен обычай новгородских стригольников, позднее распространившийся и существующий по сей день среди старообрядцев-беспоповцев, исповедать грехи земле. Согласно этому обычаю, исповедник становится на колени, наклоняется к земле и перечисляет грехи, прося у земли прощения» . В XIX веке усть-цилемские старообрядцы на приглашение православных священников исповедоваться отвечали: «Мы исповедуемся Богу и матери сырой земле» или «Я приложу ухо к сырой земле, Бог услышит меня и простит» .

Приписывание земле свойства освобождать от грехов отразилось и в обычае «прощаться» с землей — просить прощения у земли перед смертью . В ряде местностей ходили «прощаться» с землей, чтобы излечиться от болезни, приставшей где-нибудь в дороге, или от ушиба. Заболевший отправлялся на перекресток или на то место, где случилось несчастье, и говорил: «Прости, матушка сырая земля, раба Божия такого-то!» или «Прости, мать-сыра земля, в чем я тебе досадил!» .

Земля широко использовалась в лечебной магии (например, земля «с двенадцати полос, с двенадцати полей» ). В Олонецкой губернии принято было брать землю с того места, где ушибся человек, зашивать ее в тряпочку и носить у нательного креста трое суток. Затем землю в тряпочке опускали в котел с водой, кипятили и окатывали больного, а землю относили туда, где взяли. В этой же губернии землю носили при себе для ограждения от опасностей .

Известен обычай русских крестьян брать с собой горсть родной земли перед отправлением в путь (например, при переселении, уезжая бурлачить и т. п.). Как правило, родную землю зашивали в ладанку и носили рядом с крестом. Верили, что таким способом можно избавиться от тоски по родине, защититься от болезней .

«2-го августа 1897 года, из села Яковлева (Орловского уезда), отправились на переселение в Томскую губернию 24 семейства и каждая семья взяла с собой несколько горстей родной земли.

— Может случиться, — говорил один из переселенцев, — что на новом месте мы попадем на такую воду, которая для питья не годится, — так мы положим в воду нашу землю, вода и станет вкусной» .

Если человек умирал в чужих краях, родную землю клали с ним в могилу. После революции 1917 г. эта традиция перешла к русским эмигрантам, которые вывозили с собой на чужбину русскую землю для того, чтобы быть похороненным вместе с ней .

Народные представления о целебной силе «родимой землицы» связаны с ощущением своего кровного единства с землей, в которой похоронены предки. «Лежащие в земле предки как бы сливались с ней, становились ее частью. От их благоволения к живым зависело плодородие земли…, к ним обращались за помощью в самых разнообразных случаях» . «Вся та земля, куда схоронены кровные и близкие, — замечал С. В. Максимов, — называется родительскою и считается священною: она могущественна до такой степени, что горсточка ее, взятая с семи могил, укрывающих заведомо добродетельных людей, спасает всех родичей, оставшихся в живых, от всяких бед и напастей. Почти такой же силой обладает и вообще родная земля…»

Земля с могилы повсеместно применялась в магии. Согласно фольклорным представлениям, эта земля несет заряд смертной силы, поэтому ее используют как средство, которое дает забвение, помогает побороть страх, тоску и болезнь . В народном похоронном обряде земля с могилы до сих пор используется в качестве очистительного и охранительного средства. Очень распространен обычай брать землю с могилы домой, чтобы не бояться покойника и не тосковать по нему. Чтобы покойник не снился, берут горсть земли с могилы в мешочек и кладут его себе под подушку. С этой же целью поят водой, в которую кладут землю с могилы, разбрасывают эту землю по полу в доме, бросают ее через плечо, уходя с кладбища. Разбрасывая землю с могилы у дверей и окон, родственники умершего стремятся также защититься от «ходячего» покойника . Таким образом, «чтобы предотвратить появление мертвеца, живым делают своеобразную “прививку” смерти… Небольшая “доза” смерти, содержащаяся в земле с могилы, способна вытеснить значительно бóльшую — визиты мертвеца» .

Песок, взятый с могилы никем не оплакиваемого покойника, сыпали за ворот рубашки страдающего бессонницей . Могильная земля использовалась и в качестве магического средства от лихорадки: «Потихоньку от больного идти на кладбище, отсчитывать от первой могилы, какая попадется, девять могил, с девятой могилы взять земли, завязать в три узла и надеть на больного так, чтобы он не знал. После 12 дней снять, и лихорадка бросит» .

Обладая особой силой, земля с могилы «умерщвляет болезни лучше любой другой, но она же опасна для живого человека» , и может использоваться во вредоносной магии. В народе верят, что, подбросив в чужой дом земли с кладбища, можно извести всех его обитателей . Землю с могилы тайно берут с собой на суд, чтобы «нейтрализовать» судей и противную сторону: «На суд вот идешь – берут из кладбища землю, с могилки, кладут ее в карманчик, когда кто идет на суд, и тогда замиряются вопросы, но землю бери из свежей могилки и говори три раза: “Все вопросы утихаются, другие не загораются”» (ср. в этой связи такой, например, текст заговора к власти: «Царь славы и я царя не боюся и я царя не блюдуся как у мертвеца сердце не взрыдает и руки не подымаются, как от земли суда нет так бы у судей серцы бы не взрыдало и руки бы не подымались на меня раба Божия имярека аминь» ).

«Святая земелька»

Как отмечает Ю. А. Бондарькова, народные представления о земле и ее ритуально-магических функциях перенесены на так называемую «отпетую» землю (например, в похоронном обряде как средство от «ходячего» покойника равно используется земля с могилы и «отпетая» земля) . Фольклорные представления о земле повлияли также на формирование верований о «земельке с могилки» святых и на использование этой «святой земельки» в магических целях.

Один из наиболее известных советов по использованию «землицы с могилки» святых и земли с Дивеевской канавки — разводить «землицу» в стакане с водой или добавлять в чай, в суп или в другую пищу . Посыпание в углах квартиры «песочком с могилки» предохраняет от сглаза и порчи (ср. с разбрасыванием по углам «отпетой» земли или земли с могилы, чтобы не бояться покойника ). Земля с могилы почитаемого о. Максима (с. Пятино Инзенского района Ульяновской области), запиваемая крещенской водой, «исцеляет» от зубной боли . Землю с могил преподобного Иоанна Затворника Святогорского и духовника Санаксарского монастыря схиигумена Иеронима (Верендякина), а также, например, песок с того места, где преподобному Александру Свирскому было явление Святой Троицы, прикладывают к больным местам . Землю с Дивеевской канавки рекомендуется хранить над дверью или под кроватью, как оберег, или, размешав с водой, пить .

Фольклорные представления о земле, в том числе о якобы присущем ей свойстве освобождать от грехов, отразились на тех формах, которые приняло в среде некоторых лиц почитание Псково-Печерского старца схиигумена Саввы (Остапенко). Еще при его жизни духовные чада составили ему акафист. «После же его кончины, когда тело батюшки было погребено в пещерах, куда не было свободного доступа, его почитательницы устроили фальсифицированную могилу о. Саввы на городском кладбище, поставили крест, поместили фотографию и соответствующую надпись. К этой могиле они ходят исповедоваться. Бумажки с записанными на них грехами они зарывают в “могилку”, а о том, отпущен им грех или нет, узнают через вытягивание жребия» .

В Дивеево же паломники оставляют на могилах (а также втыкают в кресты и надгробия) записки «с желаниями» .

В псевдоправославной литературе предписываются даже архаические ритуалы «прощания» с землей: «Духи леса голосеевского были почтительны к матушке . И земля была для нее живая. Одна женщина упала, ушиблась. “Поезжай туда, где споткнулась, скажи: Мать-земля, прости меня. Она наказала, а ты смирись, мать у нас справедливая”» .

Убеждение в силе «землицы» или «песочка» с могил подвижников было распространено в народе и в XIX–нач. XX в. Так, существовал обычай брать землю с могилы св. прав. Алексия Бортсурманского и принимать ее с водой в случае тяжелой болезни. В Санкт-Петербурге «для исцеления душевных и телесных болезней» брали землю с могилы юродивой Анны (Лукашёвой), в Калуге – песок с могилы игумении Агнии (Десятовой). С той же целью в Иркутском Вознесенском монастыре богомольцы брали песок с могилы старца схимонаха Герасима; с этого песка пили воду. Песок с могилы иеромонаха Василия (Кишкина) в Площанской пустыни добавляли в воду или прикладывали к больным местам (с возобновлением паломничества к могиле старца Василия в конце 1940-х гг. возродился и этот обычай) .

В 1900 г. стало известно о паломничестве в село Черленково Волоколамского уезда к могиле «богоугодного человека именем Филипп». Богомольцы брали с могилы землю: «здоровые для здоровья, больные в надежде исцеления. Стали говорить, что земля от всего помогает, что ее можно есть, и ее брали и ели, настаивали ею водку и пили, и подбавляли в чай» . Массовый характер внезапно начавшегося паломничества в Черленково и слухи о чудесах привлекли внимание как епархиального, так и светского начальства. «Сначала был вызван в Москву старый священник и после опроса устранен от места; затем поручено прокурорскому надзору произвести строжайшее расследование причины слухов, влиявших на массу, и если окажется, что они распространялись с целью получить материальную выгоду, то привлечь виновных к законной ответственности» .

* * *

В народных верованиях чудесными свойствами может наделяться не только «землица» с могилы святого, но также и песок и мелкие камни, находящиеся на территории монастыря, около храмов и часовен. Так, в конце XIX века сила врачевать болезни, преимущественно глазные, приписывалась песку и мелким камешкам, рассыпанным на земле близ часовни, построенной в честь явления иконы святой великомученицы Параскевы Пятницы неподалеку от деревни Ильеши Петербургской губернии . «Камни, обладающие чудотворной силой, ничем не отличаются от обыкновенных булыжников, — писал С. В. Максимов. — Сливая с них воду, врачуют болезни, приключившиеся от дурного глаза. Такой же силой обладает и песок, взятый из св. колодцев и около рек св. угодников (например, преп. Евфросинии, в Московском Вознесенском женском монастыре)». Этим песком «лечили» от запоя, тайком подсыпая в питье страждущему от пьянства .

В наши дни исцеляющая сила приписывается траве, сорванной возле почитаемой часовенки в с. Коноплянка Инзенского района Ульяновской области. Эту траву дают скотине, а также заваривают и пьют сами. Камешки из родника близ часовни берут, чтобы положить к иконам. Эти камешки (на которых якобы можно увидеть лик святого или крестик) тоже «лечат» от болезней …

Верование в силу земли и камней с могилы занимает значительное место в псевдоправославном культе «отрока Славика Чебаркульского» (В. Крашенинникова). Как отмечено в официальном Заявлении Миссионерского отдела Челябинской епархии Русской Православной Церкви о деятельности религиозной группы В.А. Крашенинниковой и ложном почитании отрока Вячеслава Крашенинникова, земля, взятая с могилы В. Крашенинникова, «используется в магических, отвергаемых Православной Церковью, ритуалах» . Почитатели «святого отрока Славика» приезжают на его могилу, собирают землю, снег, камни оттуда, а затем прикладывают все это к больным местам или носят на себе в качестве оберегов и амулетов .

«Святые» деревья и «исцеляющие» щепочки

Издревле на Руси верили, что деревья способны исцелять различные заболевания. Некоторые деревья и целые рощи почитались как священные. Считалось, что кора и щепа священных деревьев обладают силой врачевания от зубной боли и от других болезней, «помогают и в сыром виде, и в настоях, и в виде талисмана, зашитого в нагрудных ладанках и в тряпичках, завязанных узлом и подвешенных в избах под матицу, чтобы не посещали те дома черти» . К «священным» деревьям «приходили больные, пролезали сквозь расщепленный ствол, через сквозное дупло или между корнями, вешали на ветки части своей одежды, грызли ствол при зубной боли. Понятны магические цели этих действий: передать болезнь дереву, заключить ее внутри него, а также обновить свое естество, как бы заново родиться, оставив болезни по ту сторону ствола, и приобщиться к силе и свежести дерева» .

Священными могли считаться и деревья, росшие на том или ином святом месте. По свидетельству С. В. Максимова, «в Леушинском женском монастыре люди, страдающие зубной болью, изглодали с заповедной и врачебной сосны всю кору и успокоились только тогда, когда чудесные свойства иссохшего дерева перешли на другую сосну» .

Такой же силой, как и «целительные» деревья, наделялись в народе гробницы святых. В предреволюционные годы паломники в Иркутский монастырь кусали край гробниц чтимых угодников, например, гробницу святителя Софрония, епископа Иркутского. «Откушенные “щепочки” (их хранят с особенной тщательностью) кладут на зубы во время приступов боли» .

В XVII веке недалеко от Александро-Свирского монастыря стоял «деревянный сруб, якобы срубленный самим преподобным Александром. В начале XVIII века от сруба осталось только пять нижних венцов, а верхняя часть и крыша были “новоделами”. Архиепископ Феофан (Прокопович) сообщал в Синод, что “народ имеющиеся в ней старые древние бревна зубами грызет для исцеления зубной болезни”. По предложению Феофана Синод постановил сжечь этот сруб» .

Даже предметы, имевшие косвенное отношение к храму, могли наделяться в народном сознании сакральной силой: «В некоторых уездах Казанской губернии больному лихорадкой дают пить воду, постоявшую некоторое время на щепах, отодранных краем нового колокола от тех бревен, по которым его втаскивают на колокольню» .

продолжение

Достопримечательности

Многих туристов интересует вопрос о том, что посмотреть за один день в Дивеево. Достопримечательности этого удивительного места действительно впечатляют и поражают. Чтобы все успеть, лучше всего приехать сюда утром. Если же нужно приехать в монастырь как паломник, то лучше всего прибыть вечером, чтобы успеть на службу. Сразу же нужно обратиться в паломнический центр, где организуют ночлег и выдадут талоны на ужин.

Кроме того, рекомендуется купить экскурсию, чтобы можно было полностью оценить все преимущества этого монастыря. Осматривая святыню, можно посетить Преображенский, Троицкий и Казанский соборы. Очень сложно попасть на территорию Троицкого собора, так как обычно на входе в него всегда большая очередь. Особенно много паломников по утрам, поэтому лучше всего посещать его вечером.

Затем стоит пройтись к Святой Канавке. Старец Серафим говорил, что сама Богородица ежедневно проходит по определенному пути, четко обозначенному Канавкой, поэтому паломники следуют по строго очерченному маршруту один или два раза, все время читая молитвы. Канавка расположена за главной площадью монастыря. У самого ее начала стоит указатель, а рядом расположено много лавок, поэтому отыскать ее довольно просто. Если пройти немного дальше, то можно посмотреть на домик блаженной Паши Саровской. Его экспозиция рассказывает о жизни монастыря.

Свято-Троицкий монастырь

Куда обязательно надо попасть в Дивеево? Этот вопрос интересует очень многих туристов, так как имеется очень много достопримечательностей. Само село, кажется, ориентировано на паломников. Около монастыря расположились продавцы, торгующие тем, что нужно паломникам. При посещении Свято-Троицкого собора в Дивеево женщины обязательно должны быть в платье или юбке, а также с покрытой головой.

Монастырь считается одним из 4 уделов Богородицы. Первый расположен в Грузии, второй – на Святой горе Афон, а третий – в Киево-Печерской лавре. Четвертый собор находится в Дивеево. Перед входом в него имеется большая схема, по которой очень просто ориентироваться. Напротив Троицкого собора возвышается колокольня. Она состоит из 5 ярусов высотой в 70 метров. Именно здесь находятся мощи Серафима Саровского. В Дивеево очень много различных святынь, привлекающих паломников со всего мира.

Правильно заходить на территорию собора именно через колокольню. Место для строительства собора указала Богородица. Землю преподобный Серафим купил на свои собственные деньги, а купчий документ на нее повелел сохранить до тех пор, пока не наступит благодатное время. Возведением собора руководил архитектор Резанов, по проекту которого он и был создан. Он также принимал участие при постройке храма Христа Спасителя в Москве. Именно поэтому многие отмечают определенные сходства между ними.

Изначально он возводился как летний храм, чтобы можно было принимать одновременно большое число паломников в теплое время года. Внутреннее его убранство действительно уникально, так как украшено искусной живописью на огромных холстах, а не на стенах. Основной ценностью собора считается икона Божией Матери «Умиление», перед которой старец Серафим молился всю жизнь. Икона в Дивеево была привезена из Саровских пустынь после телесной смерти преподобного.

Она оформлена золотом и драгоценными камнями. На этой святыне Дева Мария изображена именно в момент Благовещения перед архангелом Гавриилом. Многие паломники приезжают сюда, чтобы поклониться мощам Серафима Саровского в Дивеево, однако для этого нужно выстоять большую очередь.

Домик блаженной Паши Саровской

Поехав в Дивеево на 3 дня, обязательно нужно посетить домик блаженной Паши Саровской. Это одна из святынь, где молятся паломники. В свое время Паша Саровская предсказала неминуемую погибель семьи Романовых. Она все время молилась за весь род людской. Домик состоит из 3 залов.

Первый – комната, где имеется мебель царских времен. Она украшена многочисленными иконами и куклами, которые так любила Прасковья Ивановна. Во втором расположены образа и платья, а третий посвящен жизни Серафима Саровского.

За советом к Прасковье Ивановне приходили толпы людей из разных сословий, а из пряжи, которую она плела, вся дивеевская обитель изготавливала четки и пояски, так как она была не обычная, а намоленная ежеминутными молитвами.

Хозяйка этой обители всегда была рада гостям. Она любила очень красочные яркие сарафаны и могла надеть сразу несколько для особо почетных гостей. Сейчас в домике выставлено в качестве экспозиции несколько ее одеяний, а именно синее платье и бело-розовая рубашка. В них Прасковья принимала причастие.

Кроме того, здесь есть вещи и другой блаженной – Анны Бобковой, а в самом большом зале этого музея расположена витрина с церковно-монашеским одеянием первых игумений обители. В домике имеется экспозиция, которая полностью повторяет часть кельи Серафима Саровского. Этот элемент посвящен прославлению старца.

Среди самых известных экспонатов также имеются различные старинные фотографии, а также архивные документы, различные сувениры. Сохранилось даже покрывало, которая вышивала императрица Александра Романова. Также можно увидеть деревянную мебель, сделанную преподобным Серафимом. Во время паломнических поездок в Дивеево за молитвой приходит в домик много верующих.

Святые источники

Отправляясь на экскурсию в Дивеево, обязательно нужно посетить купальни, которые исцелили многих людей. Это самое настоящее сокровище известного Дивеевского монастыря. Около хутора Хитрый на границе Саровского леса исполняли свой долг служивые. Они жили своей привычной жизнью и ничего необычного не происходило. Однако один раз им посчастливилось увидеть самое настоящее чудо. Они заметили необычного старца небольшого роста, облаченного в белоснежное сияющее одеяние.

В руках у него был очень высокий посох. Его неожиданное появление сильно удивило солдат, и они решили расспросить его, откуда он к ним пришел. Однако старец не хотел замечать служивых и отвечать на их вопросы. Он трижды ударил в землю волшебным посохом и исчез, а из земли забил чудотворный источник. Сейчас там выстроили большие купальни, окунуться в целебную воду в которых можно буквально с головой.

Доступ к источнику открыт всегда, но наиболее многолюдно здесь во время религиозных праздников. Неподалеку работает ярмарка, где можно приобрести рубашки для купания, полотенца и изображения преподобного Серафима. Вода в источнике всегда холодная. Именно поэтому купаться в целебной воде рискуют только закаленные люди.

Казанский источник Дивеево – одна из самых древнейших достопримечательностей монастыря. Старинный целебный ключ бил из недр еще во времена Дивея. Во второй половине 19-го столетия была выстроена небольшая часовня, из которой до сих пор стекает святая вода. Она несколько раз перестраивалась и ее вид изменялся.

Однако несмотря на это, продержалась в хорошем состоянии почти столетие. В самом начале войны ее полностью разрушили. Несколько лет она простояла нетронутой. На этом месте во льду была найдена икона Казанской Божьей Матери, которая словно посылала тайный знак. Только лишь в конце 90-х годов целебный Казанский источник приобрел именно тот вид, который известен сейчас. С разных уголков планеты съезжаются люди, которые свято верят в чудотворную силу этой святой воды.

Еще одним исцеляющим источником Дивеево является Иверский. История его существования началась сравнительно недавно. В 70-х годах в селе увяз трактор. Люди прибежали вытаскивать его из канавы. Тяжелую машину вытянули из земли, но на месте трактора осталась выемка, в которую постепенно начала стекать свежая, чистейшая вода. Постепенно выемка превратилась в криницу. Местное население очень часто применяло эту воду, которая впитывала в себя всю силу земли и превратилась в лечебный источник.

Со временем люди на месте источника выстроили купальню из камней. Чтобы окунуться в нее, люди приезжают со всех концов света. Много есть отзывов о чудесах Дивеево, так как это святая земля, которая обладает животворящей силой.

Колокольня Дивеевского монастыря

Посетив экскурсию в Дивеево, можно увидеть одну из интереснейших достопримечательностей села – колокольню монастыря. Она величественная, таинственная и притягательная. Возвышается над святыми землями на целые 70 метров.

Запланировано возведение колокольни было еще в 19-м веке. Однако примерно 8 лет прошло, прежде чем расположили в ней самые первые колокола. Многие различные факторы мешали довести строительство колокольни до конца. При ее возведении возникло множество различных споров, так как строители заметили, что часовня идет немного под наклоном. На некоторое время ее строительство было прекращено. Однако со временем колокольня все же была возведена.

Как и другие постройки, колокольня также не лишена своих определенных чудес. На здании установлены огромные часы. На весь Дивеевский монастырь ежечасно раздавался звонкий бой. Со временем они сломались и не издавали звуков очень долго. Буквально через несколько лет после окончания Первой мировой войны эту обитель постепенно начали распускать, и со временем здание превратилось в обычную мастерскую. Однако с конца 20-го века началась ее реставрация. Сейчас каждый человек может увидеть красоту этого сооружения.

Другие достопримечательности

Куда обязательно надо попасть в Дивеево? Этим интересуются очень много туристов, которые желают прикоснуться к святыне. Рекомендуется побывать в Серафимо-Дивеевском монастыре. О нем имеется много преданий, объясняющих происхождение святынь. Одно из них относится к основанию Спасо-Пеображенского собора.

Считается, что старец Серафим приобрел купчую на землю и завещал возвести в этой местности второй храм в самом конце Святой Канавки, около Троицкого собора. На указанном месте установили небольшую деревянную церковь, которая со временем сильно обветшала, а немного позже сгорела после пожара. Спасо-Преображенский собор должен был в итоге стать очень теплым храмом, и его основание заложили в 1907 году по другую сторону от Канавки.

Совершая паломнические поездки в Дивеево, обязательно нужно посетить эту святыню. Свято-Преображенский собор очень необычный и интересный в своем архитектурном исполнении, так как он возведен в оригинальном неорусском стиле и всем своим видом олицетворяет воздушность небесного храма, который как будто устремляется ввысь.

Внутренний декор – роспись сестер иконописной школы. Эта удивительная и кропотливая работа просто поражает своей красотой. Среди имеющихся святынь этого собора – мощи преподобной Марфы Дивеевской и блаженной Паши Саровской. Много чего повидал этот собор. В военное время его закрыли и расположили внутри строения гараж. После этого на кровле крыши выросли большие деревья как символ истинной веры и продления жизни.

Даже приезжая на Крестный ход в Дивеево, многие паломники предпочитают найти время, чтобы посетить все святые места. Здесь, кстати, сейчас идет строительство Благовещенского собора. Его возведение началось в 2012 году. Пока что строительство не закончено. Паломники надеются, что в скором времени смогут посетить и эту святыню.

Согласно преданию, строительство этого храма завещала сама Дева Мария, которая явилась старцу в видениях. Для внешнего вида храма был выбран несколько витиеватый стиль барокко. Массивные стены буквально сияют белым камнем. Размеры постройки совсем не случайны. Они избраны по параметрам Пояса Святой Девы. Начало возведения этого собора стало для всех важным событием. Многие были приглашены на церемонию. Землю окропили святой водой, и только после этого был заложен первый камень.

В селе Дивеево все буквально проникнуто духом святости, которая подкреплена искренней верой паломников, которые приезжают прикоснуться к чудотворным мощам великого старца. Когда-то небольшая женская обитель превратилась в самый богатейший архитектурный комплекс, куда приезжают паломники, чтобы поклониться мощам Серафима Саровского, искупаться в святых источниках и посетить местные храмы.

Недалеко от Дивеево расположен закрытый город Саров, на месте которого ранее была известная Саровская пустынь, где в течение 55 лет паломник нес все тяготы духовного совершенства жизни инока в безмолвии и затворе. Как свидетельствуют сохранившиеся религиозные документы, за свой духовный путь он удостоился от Господа исцеления и мудрости.

Можно организовать для себя просто незабываемую поездку в Дивеево. Что нужно знать при посещении святых мест и как правильно себя вести? Это интересует очень многих туристов. Это село ежегодно посещают тысячи паломников, даже тем, кто очень далек от религии, очень интересно будет погрузиться в удивительную историю, посмотреть святыни, а также искупаться в источниках.

Посещая Дивеевский монастырь, можно также посетить знаменитые источники. Считается, что вода в этих родниках обладает особыми целебными качествами, поэтому за ними ухаживают особенно тщательно. Задаваясь вопросом о том, что взять с собой в Дивеево, можно однозначно сказать, что все зависит от того, какие именно святыни нужно посещать. При посещении святых источников женщинам можно купаться в родниковой воде в нижнем белье и рубашке. На источнике запрещено курить, шуметь и употреблять спиртные напитки.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *