День памяти: 26 июня (9 июля)

Дионисий (в мире Давид), архиепископ суздальский, митрополит московский и всея России, причтенный к лику святых (память его празднуется 15 октября и 26 июня), родился около 1300 г. в пределах киевских, но кто были его родители и где они жили, точно не известно. Постригшись в Киево-Печерском монастыре и рукоположенный в иеромонахи, Дионисий ушел к Нижнему Новгороду и в «трех поприщах» от него основал в 1330 г. Печерскую обитель с храмом во имя Вознесения Господня. В этом монастыре Дионисий был сперва игуменом, а затем архимандритом. Обитель приобрела всеобщее уважение, сделалась «училищем христианской веры и благочестия», и в ней считалось до 900 иноков.

В 1371 г. Дионисий был хиротонисан в епископа суздальского и нижегородского, а в 1375 г., при избиении нижегородцами послов Мамая, ему пришлось много поработать для умиротворения смуты. Через три года после этого скончался св. митрополит Алексий и в русской церкви настали сильные замешательства.

Великий князь Димитрий Иоаннович желал возвести на митрополичий престол своего духовника, архимандрита Новоспасского монастыря Михаила (которого называли Митяем), но духовенство противилось желанию великого князя. Дионисий также протестовал против поставления Михаила без санкции Константинопольского патриарха и, приехав в Москву, не явился с поклоном к нареченному митрополиту.

Когда Михаил послал ему за это выговор, то Дионисий пришел к нему и сказал: «Ты присылал сказать мне, что ты мой начальник, но ты мне нисколько не начальник; не мне к тебе, но тебе ко мне надлежало прийти с поклоном: я епископ, а ты поп, но кто больше – епископ или поп?» Михаил ответил угрозой «сделать из Дионисия меньше чем попа», а затем, как говорит летописец, «многа брань бысть и молва промеж их». Дионисий решился идти в Константинополь, чтобы самому добиваться митрополии, но великий князь приказал схватить его и посадить в заключение. Однако Дионисий «преухитрил» великого князя: дав обещание не ездить в Константинополь и выпущенный на поруки прп. Сергия Радонежского, он вскоре из Нижнего Новгорода бежал Волгой в Константинополь, чем причинил много бед и неприятностей св. Сергию. Тогда же отправился в Константинополь и Михаил, но в пути умер. Посвящения на русскую митрополию добился подкупом переяславский архимандрит Пимен, бывший в свите Михаила, но великий князь отослал его в Чухлому. В то же время кандидатом на московскую кафедру выступил киевский митрополит Киприан, но и его домогательства не были успешны. Дионисий вернулся в 1383 г. с саном архиепископа и в следующем году был послан великим князем в Константинополь «управления ради митрополии русския». Патриарх низложил Пимена и, нарекши Дионисия митрополитом, отправил с ним в Москву двух греческих митрополитов для доставления его на кафедру. Но по дороге, по проискам Киприана, Дионисий был схвачен в Киеве князем Владимиром Ольгердовичем и заточен в тюрьму, где и умер 15 октября 1385 года. Дионисий между прочим много сделал в борьбе против стригольников.

А. Б.

Источник: Русский биографический словарь. А. А. Половцов

Тропарь святителю Дионисию Суздальскому

Православия ревнителю, благочестия наставниче, / ищущим спасения добрый кормчий, / монашествующих Богодухновенное украшение, / Богоноснаго Евфимия собеседниче, святителю Дионисие, / ученьми и добродетельми отечество твое просветил еси, / не забуди нас, чтущих тя, // но в мире управи живот наш.

Свт. Дионисий Суздальский

Дионисий Суздальский (+ 1385), митрополит Киевский и всея Руси, святитель

Память 26 июня, 15 октября, в Соборах Владимирских, Киевских, Костромских, Нижегородских и Радонежских святых

В миру Давид, родился на Киевщине, в начале XIV столетия. Он с ранних лет посвятил себя подвигам иноческой жизни в Киево-Печерской Лавре.

Из любви к уединению, с благословения настоятеля, Дионисий удалился на север России. На берегу Волги, ниже Нижнего Новгорода, святой выкопал себе пещеру и поселился в ней. Сначала он жил здесь один отшельником, а потом, когда собрались к нему искатели безмолвия, около 1335 года, основал монастырь. Обширным знанием правил веры и строгой подвижнической жизнью приобрел себе всеобщее уважение. Современники видели в нем «мужа кроткого, рассудительного, знающего Священное Писание, учительного, славного постничеством и исполненного любви ко всем.»

Под его руководством воспитывались преподобный Евфимий Суздальский, преподобный Макарий Желтоводский.

В 1352 году посылал 12 человек из своей братии в «верхние грады и страны, идеже Бог кого благословит» для духовного просвещения народа и основания новых обителей.

Высокое благотворное влияние оказывала обитель святого Дионисия на жителей Нижнего Новгорода. В 1371 году святой постриг в монашество сорокалетнюю вдову князя Андрея Константиновича, по примеру которой приняли монашество многие «болярины: жены, и вдовицы, и девицы».

Нижегородские князья дорожили его мудрыми советами и наставлениями, преподобный Дионисий лично был известен и всероссийским митрополитам.

11 февраля 1374 года, в первое воскресенье Великого поста («на Збор») был рукоположен лично знавшим его митрополитом Алексием во епископа «Суждалю, и Новугороду Нижнему, и Городцю» .

Годы его святительского служения падают на знаменательное время — Русь поднималась сбросить татарское иго. 31 марта 1375 года плененный жителями Нижнего Новгорода татарский военачальник, оказавшись на епископском дворе, выстрелил из лука в святителя Дионисия. Но Господь хранил Своего избранника — стрела задела лишь епископскую мантию. В 1377 году по благословению и, возможно, под редакцией святителя Дионисия иноком Лаврентием была составлена знаменитая Лаврентьевская летопись, вдохновлявшая Русь на освободительную борьбу.

Святитель был ревностным борцом за чистоту Православия. Он много сделал в борьбе против ереси стригольников.

По смерти свт. Алексия преподобный Сергий Радонежский указывал великому князю Димитрию Ивановичу Донскому избрать св. Дионисия на митрополию. Но великий князь желал видеть митрополитом в Москве своего любимца, придворного священника Митяя (Михаила).

В 1379 году, оберегая честь первосвятительской кафедры, святитель Дионисий, один из всех епископов, собранных в Москве по повелению князя, выступил против избрания в митрополиты княжеского ставленника — печально известного архимандрита Митяя. Свт. Дионисий угрожал своими руками спороть у него скрижали с мантии, т. е. лишить его сана.

По поводу этой распри и ради других церковных дел св. Дионисий задумал поездку в Константинополь, к патриарху. Великий князь, по просьбе своего любимца, решился воспрепятствовать этой поездке и посадил Дионисия в заточение. Освобожденный по просьбе преподобного Сергия Радонежского и отданный ему на поруки, св. Дионисий все-таки бежал в Константинополь в том же 1379 году, несмотря на свое обещание не делать этого. Этим он, по выражению летописца, причинил себе «поношение и негодование», а своему святому поручителю — много бед и неприятностей.

На греков святитель произвел сильное впечатление своей высокой духовной настроенностью и глубоким знанием Священного Писания. Патриарх Нил, называя святителя «воистину Божиим и духовным человеком», писал, что сам видел его «пост и милостыни, и бдение, и молитвы, и слезы, и вся благая ина.» Патриарх Нил почтил святителя Дионисия саном архиепископа. Из Константинополя святитель Дионисий прислал для соборов Суздаля и Нижнего Новгорода два списка с иконы Богоматери — Одигитрии, и многие мощи святых. От патриарха он привез грамоту против новгородских стригольников и был в Новгороде по делу этих еретиков. В 1382 году был уже в Суздале и в Нижнем.

Так как Димитрий Донской был недоволен митрополитом Пименом, приобретшим от патриарха сан обманом, после внезапной смерти Митяя, то теперь он желал видеть митрополитом в Москве святого Дионисия и с этой целью отправил его в Константинополь.

Есть основания полагать, что поездка Дионисия была связана с заключением в 1383 году московско-литовского соглашения, по которому Литовский великий князь Владислав (Ягайло) обязался принять православие и жениться на дочери великого князя Димитрия Донского. Очевидно, в связи с этим соглашением было принято решение о ликвидации установившегося в 1375 году раздела Киевской митрополии на московскую часть, которой управлял митрополит Пимен, и литовскую во главе с митрополитом Киприаном. Предполагалось, что во главе воссоединившейся общерусской митрополии должен был встать Дионисий.

В 1384 году святитель Дионисий был поставлен патриархом Нилом «митрополитом на Русь». Но, по возвращении в Киев святитель был схвачен по приказанию киевского князя Владимира (Василия) Ольгердовича, так как к этому времени Ягайло разорвал соглашение с Димитрием Донским, утратила силу и договоренность о занятии митрополичьей кафедры Дионисием. Литовские князья были недовольны тем, что князь московский изгнал из Москвы Киприана, поставленного по настоянию литовского великого князя Ольгерда в митрополиты всей Руси. Дионисий был обвинен в том, что поехал в Константинополь «без повеления» литовских князей и подвергнут заключению, в котором скончался 15 октября 1385 года.

Погребен святитель в Антониевых пещерах Киево-Печерской обители. 26 июня память святителя Дионисия празднуется ради тезоименитства с преподобным Давидом Солунским, имя которого он носил в миру. В Синодике 1552 года Нижегородского Печерского монастыря святитель Дионисий назван «преподобным чудотворцем». Упоминается в 9 песни канона Киево-Печерским преподобным иеромонаха Мелетия Сирига от 1643 года.

Тропарь

Православия ревнителю, благочестия наставниче, / ищущим спасения добрый кормчий, / монашествующих Богодухновенное украшение, / Богоноснаго Евфимия собеседниче, святителю Дионисие, / ученьми и добродетельми отечество твое просветил еси, / не забуди нас, чтущих тя, / но в мире управи живот наш.

Литература

  • «Дионисий» // Православная Энциклопедия, т. 15, с. 241-246:

Использованные материалы

  • Страницы календаря портала Православие.ру:
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Православная Энциклопедия, т. 15, с. 241-246.

Аудио

Церковный календарь. 9 июля (26 июня ст. стиль).

Идет Петров пост.

Сегодня память святых: прп. Давида Солунского (Фессалоникийского), подвижника (V–VI). Прп. Иоанна, епископа Готфского (VIII). Свт. Дионисия, архиепископа Суздальского (XIV). Обретение мощей прп. Тихона Луховского, Костромского чудотворца в 1569 году. Сщмч. Георгия Степанюка, пресвитера убиенного в 1918 году. Перенесение мощей прп. Нила Столобенского в 1995 году.

Прославляются иконы Божией Матери: Тихвинская; «Одигитрия» Седмиезерная; Лиддская (Римская) и Нямецкая.

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

Братья и сестры, сегодня мы молитвенно почитаем святителя Дионисия, архиепископа Суздальского. В миру носивший имя Давид, будущий подвижник родился на юге России, в Киевских пределах, в начале XIV столетия. Он стал пострижеником Киево-Печерской обители. Из любви к уединению с благословения настоятеля Дионисий удалился на север России. На берегу Волги, недалеко от Нижнего Новгорода святой Дионисий выкопал себе пещеру и подвизался в полном безмолвии. К святому подвижнику постепенно стекались братья, и около 1335 года он основал монастырь в честь Вознесения Господня. Дионисий приобрел себе всеобщее уважение. Современники видели в нем «мужа кроткого, рассудительного, знающего Священное Писание, учительного, славного постничеством и исполненного любви ко всем». Учениками святого Дионисия были преподобные Евфимий Суздальский и Макарий Желтоводский, Унженский. В 1352 году святой старец послал двенадцать человек из своей братии в «верхние грады и страны, идеже Бог кого благословит», для духовного просвещения народа и основания новых обителей. Высокое благотворное влияние оказывала обитель святого Дионисия на жителей Нижнего Новгорода. В 1371 году святой постриг в монашество сорокалетнюю вдову князя Андрея Константиновича, по примеру которой приняли монашество многие «болярины: жены, и вдовицы, и девицы».

В 1374 году святой Дионисий был рукоположен митрополитом Алексием во епископа Суздальского. Святитель был ревностным борцом за чистоту православия. Он много потрудился в борьбе против ереси стригольников. Также годы его святительского служения падают на знаменательное время – Русь поднималась сбросить татарское иго. 31 марта 1375 года плененный жителями Нижнего Новгорода татарский военачальник, оказавшись на епископском дворе, выстрелил из лука в святителя Дионисия. Но Господь хранил Своего избранника – стрела задела лишь епископскую мантию. В 1377 году по благословению и, возможно, под редакцией святителя Дионисия иноком Лаврентием была составлена знаменитая Лаврентьевская летопись, вдохновлявшая Русь на освободительную борьбу.

В 1379 году, оберегая честь первосвятительской кафедры, святитель Дионисий, один из всех епископов, собранных в Москве по повелению князя, выступил против избрания в митрополиты княжеского ставленника – печально известного архимандрита Митяя. Для утверждения сана митрополита Митяй был вынужден совершить поездку в Константинополь, во время которой и скончался. По смерти Митяя Никоновская летопись отмечает: «Инии глаголаху о Митяи, яко задушиша его, инии же глаголаху, яко морскою водою умориша его, понеже и епискупи вси, и архимариты, и игумены, и священницы, и иноцы, и вси бояре, и людие не хотяху Митяя видети в митрополитех; но един князь великий хотяше».

В том же 1379 году святитель Дионисий уехал в Константинополь с протестом по поводу намерения избрать Митяя и по делу еретиков-стригольников. Стригольники, носившие название в честь парикмахера по имени Карп, решили, что они вправе отделить грешных по их мнению священников, объявив их еретиками. Идеалом для стригольников был иерей-бессребренник. По словам святителя Стефана Пермского, стригольники заменяли исповедь в церкви покаянием земле. Стригольники отрицали хождение в храмы, собирали свои отдельные собрания, отрицали совершение таинств и треб у нечестивых дли них иереев, и как следствие, совершенно лишили себя и Евхаристии и церковного погребения. Их взгляды напоминали взгляды современных старообрядцев-беспоповцев. На греков святитель Дионисий произвел сильное впечатление своей высокой духовной настроенностью и глубоким знанием Священного Писания.

Патриарх Нил, называя святителя «воистину Божиим и духовным человеком», писал, что сам видел его «пост и милостыни, и бдение, и молитвы, и слезы, и вся благая ина». Из Константинополя святитель Дионисий прислал для соборов Суздаля и Нижнего Новгорода два списка с иконы Богоматери Одигитрии. В 1382 году святитель получил от патриарха титул архиепископа. Вернувшись на Русь, святитель ездил в Псков и Новгород для борьбы с ересью стригольников. Вторично он посетил Константинополь в 1383 году для обсуждения с патриархом вопроса об управлении русской митрополией.

В 1384 году святитель Дионисий был поставлен патриархом Нилом «митрополитом на Русь». Но по возвращении в Киев святитель был схвачен по приказанию киевского князя Владимира Ольгердовича и подвергнут заключению, в котором скончался 15 октября 1385 года. Погребен святитель в «киевской печере великого Антония».

Сегодня, 26 июня по старому стилю, память святителя Дионисия празднуется ради тезоименитства с преподобным Давидом Солунским, имя которого он носил в миру. В Синодике 1552 года Нижегородского Печерского монастыря святитель Дионисий назван «преподобным чудотворцем».

Святителю отче Дионисие, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *