Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Детство — важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Другой выдающийся педагог А. С. Макаренко считал наиболее ответственным периодом в воспитании личности раннее детство. Именно в этот период закладываются черты характера, формируются навыки, привычки и склонности. И если вследствие неправильного воспитания они негативны, отрицательны, исправить их в дальнейшем очень трудно, а порою и невозможно. Перевоспитание всегда требует во много раз большей затраты сил и терпения.

Нравственное воспитание предполагает развитие моральных качеств, которые составляют основу и сущность человека, готового к активному и плодотворному участию в жизни общества, умеющего работать в коллективе, обладающим правильным отношением к людям, требовательного к себе и другим, честного и принципиального.

Честность, правдивость важно формировать с самых ранних лет. Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым — это значит открыто заявлять о своем мнение, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенном поступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Дети по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить и обманывать. Правдивость и непосредственность проявляют они в поступках, суждениях, оценках, в откровенных высказываниях. Вот почему чем раньше ребенок овладеет понятиями нравственности, тем вероятнее, что он сохранит в себе прямодушие и искренность.

Честность — это открытое, искреннее отношение к людям и вещам.

Проявление лжи — это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых. Многие дети лгут, потому что догадываются, что сделали что- то не так и попросту не хотят разочаровать взрослых или быть наказанными. Дети боятся наказания за свой неправильный поступок, стремятся переложить свою вину на другого ребенка. Девочка шести лет утром пришла в группу и стала показывать педагогу огромный синяк на ноге, комментируя, что это ее старшая сестра обидела. Взрослые и окружившие ее сверстники, сочувствовали ей, жалели ее, осуждали старшую сестру. Вечером пришла мама этой девочки и прояснила ситуацию: дочка прыгала на кровати и упала на пол, получив синяк на ноге. У детей дошкольного возраста проявляется огромное желание получить незаслуженную награду. Подготовительную группу детского сада посещает агрессивный мальчик, которому мама пообещала: если не будешь обижать детей, то поедешь со мной в выходные в Москву. В течение дня Глеб толкал детей, отбирал у них игрушки. А вечером, подошел к воспитателю и попросил: скажите маме, что я себя хорошо вел. Не получив желаемого от педагога, ребенок расплакался.

Наблюдения показывают, что семилетние дети стали чаще всего перекладывать свою вину на другого ребенка, не хотят ее признавать. Особенно часто это проявляется в спорах за игрушку: я первый взял, а он у меня отобрал, нет — это я первый взял, а он стал отбирать у меня. В этой ситуации целесообразно лишить этой игрушки обоих детей, объяснив при этом: правда дороже всего. Но возможно иногда понять, кто же из детей говорит правду. Известный психолог Лоренс Шапиро, изучивший секретный язык детей, отмечает несколько сигналов, указывающих на явную ложь собеседника:

— отводит взгляд, старается не смотреть в глаза или потирает глаз;

— чаще обычного дотрагивается до лица: потирает виски, подбородок, нос, поддергивает мочку уха, почесывает шею;

— движения скованны и неестественны;

— отворачивает голову в сторону двери или окна, пытаясь отстраниться; на подсознательном уровне пытается скорее уйти;

— держит ладони, перевернутыми вниз или подкладывает их под себя, если сидит;

— начинает что- то говорить, подносит руки ко рту, как бы прикрываясь;

— говорит ровным голосом, без интонаций, часто покашливает во время разговора;

— теребит одежду, крутит пуговицу или оттягивает воротник;

Необходимо всегда помнить, что дети дошкольного возраста любят фантазировать. Фантазируя, ребенок выражает подчас те желания, которые ему недоступны в жизни. Вот почему он часто выдает желанное за действительное, не имея ни малейшего намерения обмануть: с легкостью придумывает истории, в которых он главное действующее лицо; рассказывает о приключениях, где он выглядит храбрым и умным, находчивым и ловким. Я папе сломал машину, когда он меня вез в детский сад. Или детям группы предлагалось рассказать, как они дома помогают своей маме. Ответы были самые разнообразные: мою полы, стираю, готовлю, мою посуду и т. д. Далее детям предлагалось выполнить все, о чем они рассказали. На практике оказалось, что дети не умеют это делать, у них не сформированы элементарные навыки.

Задача воспитателя в этой ситуации, не обижая ребенка, щадя его самолюбие, дать понять: всем ясно, когда он правильно передает событие, а когда искажает их, т. е. деликатно показать — выдумке не верят. Ребенку не говорят: Ты выдумываешь! Это неправда! Врешь! Открытое недоверие унижает в нем чувство собственного достоинства, особенно если это говорится в присутствии товарищей.

Жажда самоутверждения, развивающиеся чувство собственного достоинства, стремление выглядеть сильным, храбрым, а значит, и быть признанным в обществе товарищей толкают ребенка на явные преувеличения. Особенно ярко это можно наблюдать в подвижных играх. Каждый ребенок стремиться выиграть, быть первым. Ради победы дети нарушают правила игры. Приходиться прекращать игру, напоминать детям о честном выполнении правил. Медали в спорте получают самые достойные. В играх с настольно-печатным материалом, где участвуют несколько детей, повторяется то же. Кто- то из детей ради выигрыша нарушает ход игры, спорит, не хочет признавать свою ошибку. Обычно с такими детьми остальные общаются не охотно и в дальнейшем стараются обходиться без них. Наблюдения за играми детей старшего дошкольного возраста показывают, что большинство детей не хотят признаваться, что сломали игрушку, порвали настольно-печатный материал и т. д. Обычно происходит так: мальчики играют на ковре с крупным пластмассовым строителем, девочки в игровом уголке с куклами. Через некоторое время можно услышать: а кто-то кубик сломал или: у куклы рука оторвалась. Педагог начинает выяснять: кто же это сделал? Дети не признаются, начинают обвинять друг друга. В этом случае остается сказать только одно: все это сделала я. Наступает абсолютная тишина: дети в растерянности смотрят на воспитателя и друг на друга. Ситуация анализируется. Детям предлагается объяснить, почему они не хотят признаться: ведь вещь была сломана не специально, к тому же ее можно починить, и игрушки иногда портятся. Проходит несколько минут и слышится честное признание. Если же вы знаете или догадываетесь, кто сломал игрушку, скажите: я знаю, кто это сделал, расскажи, как это случилось. Такая определенность исключает вариант обмана со стороны ребенка. К тому же, если педагог в этот момент доброжелателен, ребенку незачем говорить неправду. Целесообразно в нравственном воспитании детей использовать прием — вознаграждение за честность. Таким вознаграждением может быть похвала, проявление радости от того, как хорошо поступает ребенок, сказав правду. Но надо помнить, что дети любят похвалу и поощрения, и поэтому важно, чтобы они были честными не ради того, чтобы их получить, а понимали, что хорошие и правильные поступки нужно делать, потому что они правильные, а не потому, что за них будет награда. Ведь в будущем за честность они не всегда получат вознаграждение. Не стоит так же поощрять за честность материально — это может выработать у ребенка привычку получать благо за свои действия и сместить его моральные ориентиры.

Организуя жизнь ребят в детском саду, руководя различной их деятельностью, воспитатель влияет на их поведение и взаимоотношения, нравственное развитие в целом, ибо правдивость, честность не формируются изолированно от моральных основ личности. Именно вместе с расширяющимся кругом нравственных представлений дети более глубоко осмысливают, что значит быть правдивым, честным в действиях. В детском коллективе всегда присутствуют определенные правила, которые необходимо выполнять и которые ориентируют детей на развитие и воспитание у них положительных черт характера.

Эти правила одинаковы для всех детей:

— игрушки и вещи детского сада принадлежат всем детям;

— в распределение ролей в играх, в установлении очередности будь честен и справедлив;

— соблюдай правила игры;

— любое поручение выполняй добросовестно;

— дал слово — держи его;

— умей открыто признаться в своей вине, не перекладывай вину на другого;

— не бери без спросу чужого;

— сломал игрушку, открыто признайся воспитателю.

Стараясь добиться от детей осмысленности и устойчивости в выполнение правил, воспитатель раскрывает их нравственную сущность. (Ты не признался, а из-за этого могли подумать на другого и в следующий раз остальные дети не захотят с ним играть). Наблюдения показывают, что большинство детей старшего дошкольного возраста не умеют держать обещанное. Яркий пример: одна девочка каждый день давала слово, что не будет называть обидными словами своих сверстниц. Но все повторялось изо дня в день. И в один момент, когда она претендовала на главную роль в игре, ей было отказано. Дети напомнили ей, что она не выполняет свои обещания. Девочка явно расстроилась таким поворотом событий.

И в этом плане неоценимый помощник — художественная литература. На примерах художественной литературы и жизненных ситуаций, а также опираясь на стремление самого дошкольника быть хорошим, воспитатель подводит детей к очень важным понятиям: хороший человек честен, правдив, справедлив; он честен и добросовестен в труде; справедлив и правдив в отношениях с людьми на работе и у себя дома. Хорошие дети поступают так же.

Эти правила станут жизненным правилом, регулирующим поступки детей, если воспитатель опирается на их чувственный опыт: любое правило, эмоционально пережитое, осмысливается более глубоко. В этой связи особое значение приобретают беседы на этические темы. Воспитатель может ставить детей перед решением этических задач, опираясь на конкретные, доступные для них ситуаций. Не надо забывать и о малых фольклорных жанрах, роль которых неоценима в воспитании детей. На каждый случай у нашего народа есть меткое слово — мудрая мысль — это пословица или поговорка. Пословица учит, как надо поступать и как не надо, высмеивает хвастунов, лгунов:

— Кто один раз соврет, тому больше не верят.

— Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

— Соврешь — не помрешь, да и впредь не поверят.

— Раз соврал — навек лгуном стал.

— У лжи короткие ножки.

— Правда светлее солнца, правда глаза колит.

Русская пословица не только осуждает плохие поступки людей, но и подсказывает, как следует поступить, чтобы их исправить: умел ошибиться, умей и исправиться.

Решающую роль в воспитании честности, правдивости играет положительный опыт, главным образом приобретаемый детьми в повседневной жизни — в играх, на занятиях, в выполнение трудовых обязанностей.

Задача родителей — воспитывать у детей отрицательное отношение ко лжи, как чему — то запрещенному, некрасивому, унижающему достоинству человека. Слишком строгое наказание дома, завышенные требования и сильное давление со стороны родителей свидетельствует о непонимании характера ребенка, его возрастных особенностей кризисных состояний. Это может привести к тому, что ребенок начинает обманывать из страха неприятностей. Иногда ребенок обманывает, чувствуя бессилие выполнить все то, что требуют от него родители или испытывает дефицит внимания с их стороны. Девочка Соня из многодетной семьи в детском саду постоянно жаловалась: болит голова, болит живот, хотя это не соответствовало действительности. Оказывается, она хотела привлечь к себе внимание взрослых, вызвать к себе сочувствие. Родители должны быть для своих детей образцом правдивости и честности не только в отношениях между собой, но и по отношению к ним. Это явится лучшим залогом воспитания правдивости и честности у детей. Бессмысленно говорить о воспитании у детей честности и искренности, если родители сами допускают в отношениях между собой или с детьми ложь, неискренность, не выполняют обещание, не держат данное слово.

Таким образом, воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста сложный и многогранный процесс, требующий определенных знаний и совместных усилий от педагогов и родителей.

Нравственное воспитание дошкольников не может обойти вниманием воспитание в детях правдивости и честности. Малыш, которому с детства закладывались эти основополагающие качества, во взрослом возрасте умеет отвечать за свои поступки, открыто выражать и продвигать свою точку зрения, быть честным не только перед другими людьми, но и перед самим собой. Такое поведение поможет человеку стать успешным и самодостаточным.

Воспитанием малыша всегда занимаются две стороны: родители и дошкольное учреждение. Только их совместные, слаженные, действия помогут маленькому человеку встать на правильный путь.

Воспитание в семье:

Ребёнок рождается искренним и непорочным, а испортить его характер можно только неправильным воспитанием или неподобающим примером (как известно, дети копируют поведение родителей). Поэтому в первую очередь в воспитании малыша родители должны руководствоваться девизом: «Не навреди!».

Чтобы малыш не начал обманывать, родители не должны наказывать его в тех случаях, когда он сказал правду. Например, ребёнок совершил проступок, но честно в этом признался. В этом случае родители должны похвалить его за честность, но объяснить, что он совершил плохой поступок и рассказать, почему так делать не надо. Если же в данной ситуации малыша наказать, то есть большая вероятность в следующий раз услышать ложь.

Родители не должны забывать, что подают ребёнку пример. Можно долго рассказывать о том, как нехорошо обманывать окружающих, но, если родители сами не всегда честны, особого толку от разговоров и даже наказаний не будет. Напротив, малыш потеряет точку опоры (родители, самые главные в его жизни люди, говорят одно, а делают другое – чему теперь верить?), и будет прятаться за ложью.

Важно также научиться отличать ложь от фантазий ребёнка. Фантазируя, ребёнок не старается обмануть – он действительно стремится пережить события, которые ему в данный момент недоступны. Умение фантазировать – важный навык, который будет способствовать развитию ребёнка в будущем, поэтому важно не мешать ему фантазировать, а, наоборот, побуждать его к этому. Часто фантазии ребёнка выражаются в преувеличении собственных способностей. В этом случае нельзя говорить обидные фразы вроде: «Ты всё выдумал», «Врёшь» и подобные. Но тактично показать, что всем понятно, когда малыш говорит реальные вещи, а когда преувеличивает – необходимо.

Воспитание в детском саду (ДОУ):

В дошкольном учреждении ребёнок проводит значительную часть своей жизни, поэтому работа воспитателей в процессе воспитания моральных качеств личности, в том числе правдивости и честности, также чрезвычайно важна.

Воспитание происходит посредством различной деятельности детей: игровой деятельности, взаимодействия их между собой и с воспитателем. Воспитатель старается донести до детей следующие правила морали, осознание и принятие которых будет регулировать поступки детей в будущем, в том числе и во взрослой жизни. Вот некоторые из них:

  • порученную работу следует выполнять хорошо;
  • в общественных местах (например, в детском саду) все вещи – общие;
  • необходимо выполнять обещания;
  • важно признавать свои ошибки;
  • нельзя брать без спросу чужие вещи и др.

Принятие данных правил происходит легче при наличии эмоционального переживания и положительного опыта. Поэтому часто основой воспитательного процесса здесь становится моделирование различных ситуаций, в которых ребёнок должен предлагать их решения. И ситуации, и предложенные решения обсуждаются с педагогом, который должен дать каждому действию оценку – положительную или отрицательную.

Общей целью воспитателей и родителей будет вырабатывание у малыша резко негативного отношения ко лжи, полное её непринятие как от других членов общества, так и от себя.

Социальный педагог Детина Е.В.

Порекомендовать к прочтению:

Жил на свете помещик. Человек он был пустой и никчемный и все свое имение на ветер пустил. Но зато без меры чванился он своим знатным родом и считал, что хоть и обеднел он, а жить без слуги ему не пристало. И принялся он подыскивать себе слугу. Много всякого люда к нему приходило, только никто ему угодить не мог. Вот однажды пришел к нему наниматься один паренек. Помещик ему и говорит:

— Мне нужен слуга честный и послушный. Чтобы всегда правду говорил и чтобы все мои приказания в точности исполнял.

— Не сомневайтесь, господин, — отвечает ему паренек. — Честнее и послушнее слуги, чем я, вам вовек не сыскать.

Как-то явились к помещику знатные гости. Привел он их в горницу, усадил за стол и кричит слуге:

— Эй, ты! Принеси-ка нам скатерть тонкого голландского полотна стол накрыть!

— Так ведь у нас их и в заводе нет, — отвечает слуга. Помнил он, что хозяин велел ему всегда правду говорить. Отозвал помещик слугу в сторонку и шепчет ему:

— Дурень ты! Надо было сказать: «Она в лохани с бельем мокнет».

— Виноват, господин! В другой раз так и скажу.

Решил помещик себя хлебосольным хозяином перед гостями показать. Позвал он слугу и говорит ему:

— Эй, ты! Подай нам сыру!

А тот отвечает:

— Он в лохани с бельем мокнет.

Помнил он, что помещик велел ему все его приказания в точности исполнять. Разозлился помещик и зашептал на ухо слуге:

— Олух ты! Надо было сказать: «Его крысы съели».

— Виноват, господин! В другой раз так и скажу.

Тут решил помещик показать гостям, что у него в погребах и вино водится. Позвал он слугу и говорит:

— Эй, ты! Принеси нам бутылку вина!

А тот отвечает:

— Ее крысы съели.

Помещик от злости чуть не лопнул. Выволок он слугу на кухню, влепил ему затрещину да как закричит:

— Дубина! Надо было сказать: «Я ее с полки уронил, и она на мелкие кусочки разбилась».

— Виноват, господин! В другой раз так и скажу.

Тут захотел помещик показать гостям, что у него полон дом прислуги. Позвал он слугу и говорит:

— Эй, ты! Приведи-ка сюда стряпуху.

А тот отвечает:

— Я ее с полки уронил, и она на мелкие кусочки разбилась.

Поняли гости, что помещик только пыль в глаза пускает. Высмеяли они его и отправились по домам.

А помещик того парня вон со двора прогнал и с той поры закаялся себе честных и послушных слуг искать.

КОНЕЦ

Поделитесь ссылкой на сказку с друзьями:Поставить книжку к себе на полку
Находится в разделе: Шведские сказки[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *