• | Печать |

Воцерковить — значит, освятить светом веры весь круг понятий и практической жизни человека, положить в основу жизни не цель развития личности, а цель спасения человеческой души…
Священник Е. Шестун

Радостная встреча с дивным градом Божиим

Педагоги, однажды побывавшие в Печорах на Корнилиевских Православных образовательных чтениях, вспоминают об этом незабываемом событии целый год, используют уникальный опыт известных ученых и коллег, а на следующий год стараются непременно принять участие в духоподъемном Право-славном форуме Северо-Запада.
23-24 февраля 2017 года великолукским учителям и воспитателям дошкольного образования посчастливилось участвовать в работе XIX Корнилиевских духовно-просветительских чтений на тему: «Под Державным Пок-ровом Царицы Небесной. 1917-2017 гг.». В этом году девятнадцатый раз на святой печорской земле собрались ученые, священнослужители, краеведы, педагоги и воспитатели, жаждущие воспринять сердцем «разумное, доброе, вечное». По благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Порховского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноар-химандрита, талантливыми и гостеприимными организаторами чтений выступают Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Печорская гимназия и Детское православное движение «Вестники».
Дорога в Печоры — одна из самых желанных и радостных дорог на земле. Мысли о встрече с дорогими святынями Свято-Успенского монастыря наполняют душу теплом и тихой, светлой духовной радостью. Это одна из любимых святынь нашего Отечества. Говоря о Родине, мы имеем в виду отцов, дедов и прадедов; здесь корни государственные, державные, духовные, уходящие глубоко в историю…

Добрый пример благочестия и боголюбия

По доброй традиции, Чтения открылись молебном в Успенском соборе монастыря у мощей святого преподобномученика Корнилия, неусыпаемого стража, Небесного покровителя обители, немеркнущего светильника святой Церкви. Особые, неземные чувства испытываешь в этом благолепном древнем храме… В феврале 1472 года — 545 лет назад в святых, Богом зданных пещерах была явлена икона Божией Матери «Успение». Сколько раз монастырь был сохранен Богом — изначальным источником всех чудес — и защитою крепкою, нерушимою Пресвятой Богородицы!… Сколько раз несметные рати хорошо вооруженных, сильных врагов (немцев, шведов и венгерцев, поляков и литовцев) обращались в бегство, как повествует III Псковская летопись, «гонимые неведомой силой».
Молебен преподобномученику Корнилию служил архимандрит Тихон (Секретарев) — настоятель Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Народ Божий молился, внимая волнующему сердце чтению и пению монастырской братии. У главных святынь собора — древней чудотворной иконы Матери Божией «Успение» и раки с мощами святого игумена, преподобномученика Корнилия, Псково-Печерского Чудотворца, — вот уже шестое столетие люди изливают беды и скорби, умоляют о милости, помощи, защите, просят благословения. Благодаря игумену Корнилию, чья «доброта жития воистину превосходит похвалу человеческую», дивный град Божий на земле неземной красотой напоминает людям о возвышенном, нетленном, вечном. А прекрасное в душе человека — восприятие Бога как наивысшей красоты и мудрости. Трудами и молитвами святого игумена строился, укреплялся и украшался монастырь на границе с Ливонскими немцами.
Поэтому всякий, кто попадает в таинственный пещерный храм Успения Пресвятой Богородицы, изрытый в горе, с узкими коридорами-переходами, ищет глазами гробницу славного X игумена Корнилия, превратившего обитель в неприступную крепость, ведущий духовный, культурный и оборонный центр. Не забыты его доброе имя и благородные дела. А ежегодные Православные образовательные чтения именуются Корнилиевскими в память о святом игумене — добром примере благочестия и боголюбия для наших современников. С трепетом прикладывались мы к чудотворным иконам Матери Божией и святым мощам преподобномученика Корнилия, чувствуя, как в благоговейной тишине, в сумерках храма уходит прочь никчемное, суетное. Желанный мир и покой обретает душа.

Заслуженная награда

Торжественное открытие Пленарного заседания Корнилиевских чтений состоялось в уютном, светлом конференц-зале Паломнического центра Свято-Успенского монастыря. Молитву «Царю Небесный» участники Чтений и гости пели вдохновенно и радостно. Ведущий, игумен Хрисанор (Липилин), радушно представил гостей. В.В. Емельянова, первый заместитель губернатора Псковской области; Г.И. Барышников, первый заместитель начальника Государст-венного управления образования; С.В. Васильев, глава Пе-чорского района, тепло поздравили участников Корнилиевских чтений. «Ваше Высокопре-подобие, уважаемый Отец-наместник…», — почтительно обращались светские руководители к архимандриту Тихону, сердечно поздравляя с высокой правительственной наградой — орденом Святого благоверного князя Александра Невского. Все присутствовавшие, выражая признательность, встали и с искренним уважением аплодировали отцу Тихону, который более 40 лет верно и преданно служит Господу и народу Божию, сохраняя и приумножая духовные традиции Свято-Успенского монастыря, радующего глаз и сердце образцовым порядком, просветительской деятельностью, социальным служением, деятельным участием в военно-патриотическом воспитании молодежи, благотворительностью.

Под Державным Покровом Царицы Небесной

С интересом, очень внимательно слушал зал выступления архимандрита Тихона — кандидата богословия, члена Союза писателей России: «Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь в XX веке: под Державным Покровом Царицы Небесной 1917-2017 гг.». Отец-наместник поздравил присутствовавших с юбилейным годом явления иконы Матери Божией Державной, со 100-летием избрания Святейшего Патриарха Тихона, 100-летием начала подвига сонма Новомучеников и Исповедников Русской Православной Церкви. Слушая глубокое и мудрое выступление отца Тихона, мы глаз не отрывали от прекрасного образа Державной иконы Пресвятой Богородицы из Успенского собора Псково-Печерского монастыря, установленной на сцене.
Наверное, вечно будут тревожить и вдохновлять сердца воспоминания о милости и помощи Пресвятой Богородицы к Свято-Успенскому монастырю: как не раз защитники святого места сего, слабые мощью и числом, но сильные духом, оказывались не-победимыми великою силою ве-ры и крепостью молитвы.
…В 1581 году чудотворная икона Матери Божией по велению Самой Пресвятой Богородицы была поставлена перед монастырской оградой во время осады святой обители войском Стефана Батория. Польский ко-роль послал к Печорам многочисленное войско поляков и немцев с мощными стенобитными орудиями, а позже — еще и отряд храбрейших венгерцев, приказав не возвращаться без победы. Они напали на монастырь с двух сторон, рассчитывая, что горстка защитников не сможет выдержать осады и натиска несметных сил… Именно тогда благочестивому юноше Иулиану явилась в тонком сне Пресвятая Богородица и сказала: «Встань и скажи иконам и всем людям, чтобы они шли к проломному месту…, что-бы постоянно были вооружены и стояли крепко… Я же не оставлю места сего и не предам его в руки врагов». Подобные явления, как повествует Псковская летопись, были «другим монахам и духовным лицам»: одни видели Святителя Николая, другие, не видя никого, слышали голос, взывающий к ним: «Не ужасайтесь, но, как добрые воины Христовы, подвизайтесь за Дом Пречистыя Богородицы…» Враги, всякий раз видя при входе в монастырь соборных старцев в священническом облачении, на молебном пении, с кадильным курением, возносящих пламенные молитвы ко Пречистой Божией Матери, встречали мужественный отпор со стороны вооруженных иноков и стрельцов — и принуждены были со срамом оставлять безуспешные попытки захватить и разорить монастырь.
Дивно совершалась сила Божия ходатайством Пресвятой Богородицы и молитвами святых и угодников Божиих, почивающих в монастырских пещерах, — верных защитников святой Печерской обители.
Своим надежным Покровом и милостью Матерь Божия защищала монастырь от многочисленных нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на его западных рубежах.
В XX веке монастырь вместе с Отечеством прошел через две войны, но бережно хранимые древние традиции не нарушались даже в самые страшные времена для русского монашества. Молитвами Пречистой Богородицы Псково-Печерская Свято-Успенская обитель вместе с городом Печоры по Тартусскому договору отошла к буржуазной Эстонии и оставалась в ее составе до 1940 года, чем была спасена от разорения и осквернения.
В годы Великой Отечественной войны Матерь Божия хранила Свято-Успенский монастырь и весь Псковский край. Поражают воспоминания немецких летчиков: Своим любвеобильным омофором Пресвятая Владычица укрывала святую обитель — откуда ни возьмись над монастырем вдруг подымался густой туман. Обитель становилась невидимой для фашистских бомбардировщиков… И в эти трудные годы монастырь оставался негасимым светильником Православной веры, надежной опорой, которая помогла нашим землякам и соотечественникам выжить и выстоять.
И хотя в мае 1945 года святая обитель лежала в руинах, помощь Царицы Небесной, труд и молитвы Великого наместника, воина и художника Алипия (Воронова) и всей сплоченной монастырской братии одолели очередную разруху и снова привели град Божий к благоустройству и благолепию.
Пречистая Богородица сберегла монастырь и во время хрущевских гонений. Архимандрит Тихон привел живые свидетельства печерских старцев, ставшие неоценимыми страницами истории монастыря.
В 90-е годы прошлого века Матерь Божия открыла путь к преподаванию Закона Божия в православных школах и гимназиях, уроков православной культуры — в школах. Владыка Тихон выразил благодарность директору Печорской гимназии О.М. Тумановской, коллективу педагогов города и района за плодотворное сотрудничество в воспитании молодежи. Отецнастоятель закончил выступление молитвой Материй Божией Державной. С волнением мы смотрели замечательный фильм «Державная», созданный любительской киностудией «Летописец» Свято-Успенского монастыря.

Уроки столетия: «урагану зла можно противостоять только силой святости»

Очень полезным было выступление А.Л. Беглова «Русская Православная Церковь в XX веке: жизнь в тени смерти». Слушая кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, мы задумались над уроками минувшего столетия, убеждающими: общество, построенное на противлении Богу и Его разумному, доброму и вечному нравственному закону, обречено на саморазрушение. В этом были твердо уверены наши неученые прадеды, знавшие: без Бога не до порога. 100 лет назад Россию потрясли две революции, в результате чего власть в стране незаконно захватили радикальные политические силы, в основе программы которых лежали идеи атеизма и материализма. Революционные события — государственный переворот — привели к трагическим последствиям. Избрание на Патриарший Престол нашего земляка Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России Чудотворца, происходило под грохот пушек и пулеметов большевистского переворота. Святитель Тихон, жребием Божиим избранный, был живым символом духовного единства православной России и неумирающей Святой Руси — «Ангелом Русской Церкви в дни испытаний, хранителем чистоты веры».
Жестокие репрессии на Церковь обрушились в июне 1918 года, а декрет о «красном терроре» еще более усугубил антицерковную политику государства. Без суда и следствия расстреливали митрополитов и архиереев, священников, диаконов, монахов и иноков. Закрывали, разоряли, оскверняли храмы, монастыри, часовни, секвестировали имущество причтов и монастырей, подвергали тюремному заключению за «контрреволюционность» епископов, игуменов, священнослужителей, запрещали и разгоняли Крестные ходы, препятствовали Богослужению не-пристойными выходками…
Тяжелым ударом для церковного народа явилась святотатственная кампания по вскрытию мощей святых угодников Божиих. До 1922 года в стране было закрыто свыше 600 монастырей, а число жертв среди духовенства и мирян с октября 1917-го до конца 1921 года превысило 10 тысяч человек.
Страшное бедствие, постигшее ряд регионов России летом 1921 года, — голод — стало для большевиков «удобным» случаем наступления на Церковь. 22 марта 1922 года по предложению В.И. Ленина был принят план Л.Д. Троцкого по разгрому РПЦ. Вождь российской революции писал: «Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть проведено с беспощадной решительностью, ни перед чем не останавливаясь …Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не могли и думать…» Насильственное изъятие церковных ценностей в Москве, Петрограде, Смоленске, Старой Руссе сопровождалось судебными процессами. Святейший Патриарх Тихон больше года находился в заточении в Донском монастыре, объявленный «саботажником № 1» по отношению к советской власти. Было подготовлено лживое обвинительное заключение о приговоре Святейшего, открывавшего «Список врагов народа», к высшей мере наказания — расстрелу — «за саботаж и контрреволюционную деятельность».
В мае 1922 года в РПЦ возник раскол: ряд священнослужителей при поддержке ГПУ предпринял попытку захватить церковную власть и устранить Патриарха Тихона. К концу 1922 года обновленческая организация «Живая церковь» захватила 2/3 из 30 тысяч храмов, действовавших в стране. И лишь простой народ, в отличие от многих высоких церковных иерархов, остался до конца верен истинной Церкви и своему Патриарху.
Мы впервые увидели многие редчайшие фотографии, ставшие слайдами презентации А.Л. Беглова, — рассказывающие жестокую правду о раскулачивании, коллективизации, раскрестьянивании.

О. КОНЕЕВА, учитель православной культуры МБОУ СОШ № 9

(Окончание в следующем номере)

  • < Сотрудники спецназа «Зубр» УФСИН России по Псковской области почтили память товарищей, погибших в командировке на Северном Кавказе

«Вестник РХД» – долгожитель среди русских журналов. Это старейший православный журнал, где публикуются произведения из области богословия, религиозной философии, литературы и общественной мысли. Первый его номер вышел в Париже в далеком 1925 году тиражом в 300 экземпляров.

В ранний период своего существования «Вестник» был связующим органом Русского студенческого христианского движения (РСХД): в нем рассказывалось о жизни Движения, разрабатывалась его идеология, его редакторы следили за борьбой Церкви в Советской России. Журнал несколько раз менял названия. Долгое время он назывался «Вестник русского студенческого христианского движения» (или «Вестник РСХД»). С 1970-х годов он перестал быть органом РСХД в строгом смысле этого слова, хотя и остался тесно связан с Движением. С 1974 г. (с номера 112–113) эта перемена отразилась и в его имени: по предложению А.И.Солженицына, в названии журнала было опущено слово «студенческого».

Поистине «звездным» можно назвать состав авторов журнала. На его страницах публиковались выдающиеся представители русской православной мысли и литературы. Среди авторов «Вестника» можно найти имена Николая Бердяева, матери Марии (св. Марии Парижской), отцов Сергия Булгакова, Георгия Флоровского, Василия Зеньковского, Николая Афанасьева, Александра Шмемана, Иоанна Мейендорфа, митр. Антония Сурожского, В.В.Вейдле, А.И.Солженицына, С.С.Аверинцева, О.А.Седаковой и многих-многих других. Впрочем, «Вестник» не боялся публиковать и малоизвестных, но интересных богословов, писателей, публицистов.

За долгие годы существования «Вестника» сменилось несколько его редакторов, среди которых были такие важные для русской культуры личности, как И.А.Лаговской (прославлен в лике святых), Н.М.Зёрнов, Г.П.Федотов, В.В.Зеньковский и И.В.Морозов. С 1952 по 2016 годы главный редактор журнал – Н.А.Струве (в 1952–69 годы совместно с И.В.Морозовым). С 2017 года главный редактор – Т. Викторова.

С №169 «Вестник РХД» стал издаваться в легендарном парижском издательстве «YMCA-press». С 1990-х годов журнал печатается в Москве с составленного в Париже макета-оригинала. С 2000 года он издается совместно с издательством «Русский путь».

Ответственный редактор – Татьяна Викторова (Париж)

Секретарь редакции – Наталья Ликвинцева (Москва)

Редакционная коллегия:

Сотрудниками ФГБУ «Российский научный центр рентгенорадиологии» МЗ России (Котляров П.М. и соавт.) усовершенствована методика виртуальной колоноскопии с помощью мультитсрезовой спиральной компьютерной томографии. Достоинствами методики является минимальная травматичность и высокая информативность.
Показания к ее применению:
1. Скрининг (поиск) новообразований толстой кишки у пациентов из групп среднего и высокого риска.
2. Невозможность осмотра всех отделов толстой кишки с помощью оптической колоноскопии из-за обтурации ее просвета.
3. Затруднений в осмотре всех отделов толстой кишки при проведении ирригоскопии.
4. Уточнение локализации и распространенности опухолевого поражения толстой кишки в том числе за ее пределами.
5. Подозрение на поражение толстой кишки при опухолях органов брюшной полости и малого таза.
6. Мониторинг состояния опухолевого процесса после хирургического лечения рака толстой кишки.
Противопоказанием к проведению виртуальной колоноскопии являются состояния, сопровождающиеся высоким риском перфорации толстой кишки при её раздувании.
Опыт применения методики в РНЦРР показал, что ее использование значительно повышает информативность МСКТ и позволяет провести углубленное обследование толстой кишки с высокой специфичностью и чувствительностью для полипов и злокачественных новообразований. Хорошая подготовка к исследованию является залогом успешного проведения ВК, что в свою очередь сокращает сроки обследования пациента и является экономически целесообразным.
Результаты работы оформлены в виде методических рекомендаций, опубликованных в электронном журнале «Вестник РНЦРР» и содержащих детали подготовки больных, сканирования и постпроцессинговой обработки данных.
Рекомендации предназначены в качестве учебно-методического пособия для систем послевузовского профессионального образования и врачей – рентгенологов, работающих в ЛПУ, оснащенных мультислайсовыми компьютерными томографами (не менее 16 срезов) и рабочими станциями для построения виртуальных изображений.

Рисунок 1. Ирригоскопия, и виртуальная колноскопия толстой кишки б-ного Ч. При ирригоскопии (вверху справа) ректосигмоидный отдел кишки невозможно осмотреть из-за наложения петель. При виртуальной колоноскопии в этом отделе видна полиповидная опухоль (указано стрелками). При оптической колоноскопии подтверждено наличие аденокарциномы сигмовидной кишки.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *