Основные характеристики детского воспитательного коллектива: признаки, структура, этапы и уровни развития

Коллектив — это взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью. Латинское слово «коллективус» ᴨереводят по-разному — сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало очень нечетким. Ясно лишь то, что коллектив — это группа людей. Но не каждая группа людей может называться коллективом. В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив»:

  1. Коллектив — любая организованная группа людей (например, коллектив предприятия);

  2. Коллектив — только высокоорганизованная группа.

Современный школьный коллектив представляет собой органическое единство двух коллективов — педагогов и учащихся. Их функционирование — взаимообусловленный процесс: ученический коллектив не может успешно развиваться без целенаправленного воздействия педагогов, педагогический коллектив, как и каждое производственное объединение, достигает цели по результату, в данном случае — сплочению учащихся. Педагогический коллектив имеет свои признаки, позволяющие рассматривать его как самостоятельное образование. Он стабилен по составу, действует в системе единых установок, обусловленных профессиональной направленностью деятельности. В нем нет той разветвленности связей, которая существует в ученическом коллективе. Соподчиненность в условиях педагогического коллектива осуществляется на сознательном уровне принятия принципов функционирования коллектива. Система отношений ответственной зависимости устанавливается в среде взрослых людей, имеющих равный служебный статус, осуществивших свой профессиональный выбор.

Основные функции педагогического коллектива по отношению к ученическому определяются общей целью всестороннего развития личности, требованиями, предъявляемыми обществом к школе как воспитательному институту. Эти функции постоянно усложняются в связи с возрастающими требованиями общества к школе и новыми воспитательными свойствами ученического коллектива в каждом новом поколении школьников.

Рассмотрим основные признаки коллектива:

  1. Общая социально-значимая цель. Цель есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства.

  2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.

  3. Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются сᴨецифические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними ᴨереживаний и оценочных суждений (моральное единение).

  4. Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Отдельные из этих характеристик могут быть присущи и другим видам групповых объединений (ассоциации, корпорации и т.д.) Но особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации.

Кроме названных признаков коллектив отличается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик — сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества.

В коллективе, обладающем всеми ᴨеречисленными признаками, формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия.

Наиболее стабильное звено в официальной структуре школьного коллектива — коллектив класса, в рамках которого протекает основная деятельность школьников — учение. Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. В силу этого он выполняет роль того своеобразного фундамента, на базе которого формируются различные школьные коллективы.

Для практической работы в школе большое значение имеет вопрос о структуре коллектива и его органов. Опыт показывает, что общешкольный коллектив должен иметь не более 400 — 500 учащихся. Кроме того, он не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности. Это осуществляется только через ᴨȇрвичный коллектив, т.е. такой, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.

При организации коллективной жизнедеятельности школьников необходимо стремиться к сочетанию различных форм ᴨервичных коллективов, одни из котоҏыҳ могут быть постоянными, а другие временными. По характеру деятельности все многообразие ᴨервичных коллективов можно разделить на три группы:

  1. Организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.);

  2. Организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.);

  3. Организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства.

По возрастному составу ᴨервичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными. Принципиально важно, чтобы сочетание ᴨервичных коллективов было таким, чтобы позволяло наилучшим образом решать не только практические, но и на этой основе воспитательные задачи, стоящие ᴨеред ᴨедагогической системой.

Усᴨешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оᴨеративных задач, как правило, формируется актив и избирается староста. Во многих случаях для организации и осуществления какого-либо мероприятия создаются временные и коллективные органы (советы, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные учащиеся, которым ᴨервичный коллектив поручает планирование, разделение поручений, проверку исполнения и другие управляющие функции.

Проецируя на школьный класс выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что ученический коллектив — это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Детский воспитательный коллектив – это высокоразвитая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. «Нельзя представить себе коллектив, — писал он, — если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».

Объединенные единством общественно значимой цели и деятельности, члены детского коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. Воспитательный коллектив имеет свои органы управления, которые избираются коллегиально.

Характерными признаками детского воспитательного коллектива являются:

  1. Наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед;

  2. Систематическое включение детей в разнообразную социальную деятельность;

  3. Соответствующая организация совместной деятельности;

  4. Систематическая практическая связь детского коллектива с обществом.

Значимы такие признаки коллектива, как наличие стабильного численного состава, традиций и увлекательных перспектив жизнедеятельности, взаимопомощи и доверия, требовательности членов коллектива друг к другу, развитых критики и самокритики, сознательной дисциплины.

К отличительным признакам детского воспитательного коллектива можно отнести мажор (постоянную бодрость, энергичность детей, их готовность к действию); ощущение каждым членом коллектива его ценности, гордости за свой коллектив – наличие коллективного достоинства; дружеское единение членов коллектива, наличие положительных межличностных отношений, определяющих у каждого чувство личностной защищенности в коллективе; активность в коллективе каждого и в то же время привычка к сдержанности в эмоции, в слове, в движении.

Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива, не возникают автоматически в только что созданных детских группах. Только высокоразвитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции:

  1. Организационную (детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельности);

  2. Воспитательную (он становится носителем нравственных убеждений);

  3. Функции стимулирования (коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения), объединения (консолидации) и регулирования.

Как организованное объединение учащихся коллектив формируется постепенно, в результате специальных усилий педагогов. Чтобы создать здоровый и сплоченный детский коллектив – дело весьма сложное, требующее продолжительного времени и знаний о структуре высокоразвитой группы детей, о методике формирования коллективистских отношений.

Для работы в школе большое значение имеет вопрос о структуре коллектива и его органов. Существует общешкольный коллектив, оптимальный количественный состав которого должен быть не более 500 учащихся. Значение общешкольного коллектива велико, но он не оказывает непосредственное воздействие на каждого воспитанника в отдельности. Непосредственное воспитательное влияние на развивающуюся личность оказывает первичный коллектив, то есть такой, в котором дети постоянно находятся в деловом и межличностном взаимодействии.

Первичные воспитательные коллективы существуют постоянные и временные. По характеру деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы:

  1. Организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (школьный класс, пионерский отряд и т.п.);

  2. Организованные на основе какого-то одного вида деятельности, к которой учащиеся имеют склонности, выбирают ее добровольно (кружки по интересам, предметные кружки, клубы, спортивные секции и т.д.);

  3. Основанные на игре, либо каком-то другом виде деятельности по месту жительства (детские комнаты, дворовые футбольные команды и т.п.).

По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными. Ребенок может быть членом сразу нескольких первичных коллективов. Важно, чтобы их сочетание содействовало решению задачи гармоничного и всестороннего развития личности воспитанника.

Первичный коллектив в свою очередь имеет собственную внутреннюю структуру. Успешное функционирование детского воспитательного коллектива требует наличия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность детей по достижению общественно значимых целей. Главным органом детского коллектива является общее собрание воспитанников.

Для решения оперативных задач в коллективе формируется актив. Он, как правило, состоит из старосты (класса, отряда, бригады), из ответственных за разнообразные поручения (физорги, звеньевые, члены редколлегии и т.д.). Им первичный коллектив поручает планирование, распределение поручений, проверку их исполнения и другие функции управления. Актив является органом ученического самоуправления, наличие и функционирование которого во многом определяет уровень развития коллектива.

В число активистов подбираются наиболее деятельные и пользующиеся уважением сверстников школьники. Обычно актив избирают сами учащиеся. Естественно, что и педагог не может стоять в стороне при выборе и определении актива, поэтому он обязан изучать деловые и личные качества воспитанников и их положение в коллективе, чтобы предотвратить появление коллективных лидеров с отрицательной общественной направленностью.

В последнее время в теории и методике работы по формированию детского воспитательного коллектива в его структуре стали выделять так называемые малые группы (иногда их называют неформальными), в которых отношения учащихся носят эмоционально-психологический характер, то есть развиваются на основе личных симпатий, предрасположенности друг к другу. Эти микро группы могут занимать в коллективе различное положение: лидирующее, ситуативно лидирующее, обособившееся; положение группы, замкнувшейся, отделившейся от коллектива по своим личным интересам. Задача педагога состоит не в борьбе с неформальными группами (их существование обусловлено самой жизнью и не всегда противоречит требованиям коллектива), а в объединении всех микро групп на основе общих интересов, в создании здорового общественного мнения, положительных межличностных отношений.

Особенно устойчивый характер неформальные группы приобретают в подростковых классных коллективах. Это связано с усиливающимся в этом возрасте стремлением к самопознанию и самоопределению. В тех случаях, когда неформальные группы являются носителями позитивных социальных ценностей, когда их авторитет не противоречит жизни здорового коллектива, они обогащают процесс социального развития личности, дополняя и углубляя влияние коллектива.

Могут возникать ситуации, когда влияние микрогруппы разрушает коллективистские отношения. При этом процесс социального развития членов коллектива (особенно из неформальных групп) затрудняется, требуются дополнительные усилия коллектива, педагогов по преодолению сложившейся ситуации. Классный коллектив является нередко важнейшим средством, которое может уберечь личность от воздействия негативных неформальных групп. Он усиливает воздействие всех имеющихся в распоряжении педагогов воспитательных влияний (личного примера, убеждения, наглядности) и становится естественной средой, где подростки приобретают положительный социальный опыт, включаясь в совместную со сверстниками общественно-полезную деятельность.

Коллектив как специально организованное объединение, высокоразвитая группа учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет его существенных признаков. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Каждый этап сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти. Педагог определил принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, наличие перспективных линий, принцип параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований (стадий).

Первая стадия– становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива – педагог, он организовывает жизнь и деятельность группы, объясняя цели и смысл деятельности и предъявляя прямые, ясные по смыслу и содержанию, решительные требования. Актив только выявляется и определяется, уровень самостоятельности членов коллектива очень низкий. Преобладают развивающиеся личностные отношения, они еще неустойчивы, нередко конфликтны. Субъект воспитания на этом этапе – учитель.

Вторая стадия характеризуется тем, что требования педагога поддерживаются активом, эта наиболее сознательная часть группы предъявляет их товарищам, требования педагога становятся опосредованными. Второй этап – это переход воспитанников к самоуправлению. Для второй стадии формирования коллектива характерна стабилизация его структуры. Коллектив уже выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и само регуляции. Он уже способен требовать от свои членов определенных норм поведения, при этом круг требований расширяется. На второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

На этом этапе преодолеваются противоречия: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с разными ценностными ориентациями.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. В эти периоды большая часть членов детской группы предъявляет требования к себе и товарищам и помогает педагогам корректировать развитие каждого в отдельности. Требования коллектив предъявляет в форме общественного мнения. Общественное коллективное мнение – совокупность оценочных суждений, выражающих отношение коллектива (или большей его части) к событиям и явлениям в жизни общества и данного коллектива. Появление способности к формированию общественного мнения свидетельствует о высоком уровне развития группы, превращения ее в коллектив.

В нем формируются гуманистические взаимоотношения, вырабатываются социально значимые общие ценности и традиции, складывается благоприятный социально-психологический климат, присутствуют полная самоуправляемость и самоуправление. Субъект воспитания на этих этапах – сама личность. Педагог совместно с активом, опираясь на общественное мнение детского коллектива, поддерживает, сохраняет и стимулирует потребность в самовоспитании и самосовершенствовании у каждого члена коллектива. Учителю на этом этапе следует отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу принцип параллельного действия. Сущность этого принципа заключается в том, что воспитательное воздействие на школьника осуществляется не непосредственно, а опосредованно, через общественное мнение, через друзей, сверстников, через первичный коллектив. Каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием по крайней мере трех сил – воспитателя, актива и всего коллектива. При повышении уровня сформированности коллектива непосредственное воздействие воспитателя на каждого отдельного воспитанника ослабевает, а воздействие коллектива усиливается.

Процесс развития коллектива не идет как плавный переход от одного этапа к другому. Возможны остановки и скачки в развитии, движение вспять. Между этапами нет четких границ: возможности для перехода к следующему этапу создаются в рамках предыдущего. Уже развитый коллектив не должен останавливаться в своем движении, которое обеспечивают новые цели, перспективы коллективной жизни.

Выбор цели считается важным моментом в обеспечении жизнедеятельности коллектива. Практическую цель, достижение которой способно увлечь всех, он называл перспективой. Педагог исходил из того, что «истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость».

А.С. Макаренко разработал систему перспективных линий в методике формирования и воспитания коллектива. Он выделил близкую перспективу (воскресный поход, проведение коллективного творческого дела (КТД); высший уровень близкой перспективы – радость от общения и совместного труда).

Средняя перспектива, по мнению А.С. Макаренко, заключается в проекте события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы необходимы некоторое время и определенные усилия (проведение предметных и досуговых вечеров, спортландий, трудовых дел, позволяющих на заработанные деньги приобрести необходимую коллективу вещь или отправиться в турпоездку и т.д.). Среднюю перспективу целесообразно выдвигать тогда, когда в классе уже сформирован действенный актив, способный выступить с инициативой и повести за собой других.

Далекая перспектива – это цель, отодвинутая на значительное время, наиболее социально значимая и требующая больших усилий для достижения. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности. Пример наиболее распространенной далекой перспективы – цель успешного окончания школы и правильного выбора профессии. Воспитание на далекой перспективе дает эффект лишь тогда, когда главное место в коллективной деятельности занимает труд, когда коллектив увлечен совместной деятельностью, когда для достижения цели требуются совместные усилия.

Знание сущности детского воспитательного коллектива, структуры и этапов развития позволяет определить основные условия для его формирования.

По мнению И.Ф. Харламова, коллектив создается не путем разговоров и бесед о коллективизме. Методика создания коллектива базируется на двух положениях: условия

1. Коллективистские отношения возникают в разнообразной и содержательной совместной деятельности, в которую нужно вовлекать учащихся.

2. Необходимо организовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся.

Отсюда следуют важные выводы о том, что:

а) в качестве основных средств воспитания детского коллектива выступают учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественная, игровая, культурно-массовая деятельность учащихся;

б) в процессе организации учебной, внеклассной работы и разнообразных видов деятельности школьников необходимо применять специальную методику, направленную на создание детского воспитательного коллектива.

Основу этой методики составляют:

1. Умелое предъявление педагогом требований к учащимся.

2. Формирование и воспитание ученического актива.

3. Организация перспектив в жизнедеятельности класса либо другой группы детей.

4. Формирование в группе здорового общественного мнения.

5. Создание и развитие хороших традиций коллективной жизни.

Методика предъявления требований начинается с четкого определения норм и правил поведения учащихся на уроках и переменах, по отношению к старшим и друг к другу, вне школы и т.д. Обычно это делается на первоначальном этапе на классном часу или во время специальной беседы. К тактичному и благожелательному предъявлению требований к учащимся необходимо прибегать и в дальнейшем, побуждая ребят к преодолению недостатков.

Существенное значение имеет соблюдение меры в предъявлении требований к учащимся. Еще К.Д. Ушинский писал: «Приучите дитя сначала повиноваться 2 – 3 легким требованиям, не стесняя его самостоятельности ни множеством, ни трудностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчиняться и новым нашим постановлениям. Если же стесните дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нарушению того или другого из них…»». В этом смысле важно выдвигать требования с учетом индивидуальных особенностей школьников: мера требований изменяется по отношению к слабым по состоянию здоровья учащимся; иной она должна быть для детей с низким уровнем обученности и воспитанности, обучаемости и воспитуемости. В процессе предъявления требований педагог должен учитывать специфику детской группы.

Вопросы методик воспитания ученического актива, использования принципа параллельного действия и системы перспективных линий, формирования здорового общественного мнения были нами уже освещены выше.

В формировании и воспитании детского коллектива большую роль играют традиции (от лат. traditio – передача), устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, положительный опыт деятельности, желания воспитанников. В общешкольном коллективе традиционны праздники, посвященные первому и последнему звонку, вечера встреч с выпускниками, традиционны трудовые десанты и т.д. Первичный коллектив вырабатывает свои традиции. А.С. Макаренко утверждал: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций, не может быть хорошей школой». Важным условием развития коллектива и его нормального функционирования является жизнерадостный тон и стиль отношений, атмосфера доверия и требовательности, наличие критики и самокритики.

Условия правильного тона и стиля в коллективе:

  1. Мажор – бодрость, радость, красота;

  2. Гордость за свой коллектив и чувство собственного достоинства;

  3. Дружеское единение членов коллектива;

  4. Активность, готовность к упорядоченному деловому действию;

  5. Привычка к сдержанности в словах, движениях, эмоциях;

  6. Высокая сознательная дисциплина.

В отличие от взрослых деятельность детских воспитательных коллективов должна быть пронизана элементами игры, романтики и красочности, характеризоваться целеустремленностью, активностью и инициативой воспитанников. Это условие существования детского коллектива непременно должно быть осознано педагогом и сам он должен уметь играть с детьми, жить их интересами, быть романтиком и хотя бы немного ребенком. Педагог осуществляет руководство организацией коллективных отношений на первоначальной стадии возникновения коллектива, в дальнейшем ему необходимо стать его членом и всегда помнить, что «все мы родом из детства».

Важную роль в развитии личности ребенка-дошкольника играет влияние, оказываемое на него общением со сверстниками. Симпатия к другим детям, возникающая в раннем детстве, переходит у дошкольника в потребность общения со сверстниками. Эту потребность хорошо выразил шестилетний ребенок, который, возражая, матери, предложившей заменить собой отсутствующего товарища, сказал: «Мне надо ребенков, а ты не ребенок”.

Потребность в общении развивается на основе совместной деятельности детей в играх, при выполнении трудовых поручений и т.д.

В условиях общественного дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения в коллективе, установления взаимоотношений с окружающими, которые являются не наставниками, а равные ему участниками совместной жизни и деятельности.

Влияние группы сверстников на развитие личности ребенка заключается, прежде всего, в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не считаясь с правами сверстников.

Общение и совместная деятельность обеспечивают упражнение детей в правильности поступках, которое совершенно необходимо для того, чтобы ребенок не только знал нормы поведения, но и практически ими руководствовался.

Другим путем влияния детского общества на развитие личности детей, усвоение ими норм поведения служит складывающееся в группе общественное мнение.

В группе трехлетних детей еще нет общего мнения о тех или иных предметах, событиях, поступках. Мнение одного ребенка обычно не влияет на мнение другого. Но в четыре-пять лет дети начинают прислушиваться к мнению сверстников и подчиняются мнению большинства, даже если оно противоречит их собственным впечатлениям и знаниям. Такое подчинение мнению большинства носит название конформности. Конформность обнаруживается в опыте, когда нескольких детей специально подговаривают сказать, например, про черную и белую пирамидки, стоящие на столе, что обе белые. Ребенок, не участвовавший в сговоре, выслушав мнение двух-трех сверстников, на вопрос «Какого цвета пирамидки?” тоже отвечает: «Они белые”.

В шесть лет комфортность у детей значительно снижается. Конформность у дошкольников является переходным этапом в овладении умением согласовывать свои мнения. Но у некоторых детей она закрепляется и может стать отрицательным свойством личности.

Оценки, которые дети дают своим сверстникам, первоначально являются простым повторение оценок воспитателя. Когда трех-, четырехлетних детей спрашивают: «Кто у вас в группе самый хороший?”, они дают ответы типа: » Лена, потому что она быстро кушает” или «Витя, потому что он всегда слушается”. Но постепенно оцениваются дети, которые знают много игр, делятся игрушками с товарищами, защищают слабых и т.д.

Оценка со стороны группы особенно важна для детей, начиная с четырех-, пятилетнего возраста. Они стараются воздержаться от поступков, вызывающих неодобрение сверстников, заслужить их положительное отношение.

Каждый ребенок занимает в группе определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Обычно выделяются два-три ребенка, многие хотят дружить, сидеть рядом на занятиях, им подражают, охотно выполняют их просьбы, уступают игрушки. Наряду с этим имеются и дети, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки. Остальная часть детей располагается между этими «полюсами”. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности, физической силы и выносливости и т.д.

Положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы поведения по отношению к сверстникам. Дети с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становятся эгоистичными, замкнутыми. Дети с особенно высокой популярностью могут «заразиться” излишней самоуверенностью, зазнайством. От воспитателя требуется большая работа, направленная на регулирование детских взаимоотношений, создание в группе общей благожелательной атмосферы, выравнивание положения, занимаемого в группе разными детьми.

Полевые рецепты | Проблема взаимоотношений в детском коллективе

Проблема взаимоотношений в детском коллективе

Реальная практика работы с детьми в детских коллективах и изучение трудов психологов В.В.Абраменковой, Л.Н.Башлаковой, Д.П.Лаврентьевой, М.И.Лисиной, Л.П.Почевериной, Е.В.Субботского и т.д. по проблемам взаимоотношений дошкольников в коллективе показывают, что между детьми существуют сложные отношения, которые несут на себе отпечаток реальных социальных отношений, имеющих место во «взрослом обществе».

Дети тянутся к сверстникам, но, попадая в детское общество, не всегда могут установить конструктивное отношение с другими детьми.

Наблюдения показывают, что нередко в группе между детьми возникают взаимоотношения, которые не только не формируют у детей гуманных чувств друг к другу, а, наоборот порождают эгоизм, агрессивность, как качества личности.

В каждой группе есть обычно несколько чрезвычайно активных детей, которых педагоги нередко считают «ядром» группы, поддерживают и опираются на них в своей педагогической деятельности. С другой стороны, в группе есть дети, которые находятся как бы в подчинении у первых. Такая «поляризация» вредно отражается на развитии личности и тех, и других. У первых развивается повышенная самооценка, стремление любой ценой быть впереди всех, жестокость по отношению к более пассивным детям. У тех же детей, которые не входят в «ядро», развивается либо угодничество, стремление любой ценой обеспечить себе покровительство «главного», либо замкнутость, недоверие к людям и т.д. Такие дети чувствуют себя неуверенно, неуютно в группе сверстников и нередко с большой неохотой идут в детский коллектив.

В психологии взаимоотношений отмечается, что дошкольный возраст – начальный этап формирования взаимоотношений между детьми.

Одной из основных потребностей детей дошкольного возраста является потребность в общении, которая удовлетворяется при контактах ребенка со сверстниками.

Уже на третьем году жизни отношения между детьми приобретают избирательный характер: с определенными детьми младшие дошкольники чаще играют, разговаривают, делятся игрушками, хотя еще не могут объяснить свое тяготение к тому или иному ребенку, не предъявляют никаких требований к личным качествам сверстников. «Объект дружбы в этом возрасте часто меняется. Однако этот период дружбы важен и необходим, т.к. именно из него в среднем дошкольном возрасте (4 – 5 лет) вырастают вполне осознанные дружеские привязанности.

В возрасте детей 4 – 5 лет можно наблюдать парную дружбу, отличающуюся глубиной симпатии. Обогащается содержание дружеских взаимоотношений, изменяются и их мотивы. Главным мотивом и условием возникновения дружеских отношений на протяжении всего дошкольного возраста является игра, где ребенок познает нормы и правила поведения, учится взаимодействовать с другими детьми так, чтобы дольше сохранялись их взаимоотношения по поводу игры и сама игра.

Но в среднем (4 -5 лет) и, особенно, в старшем (6 – 7 лет) дошкольном возрасте, наряду с игрой, большое значение начинают приобретать личные достоинства сверстников, их умения, способности, знания. Дети пятого года жизни уже не только имеют друзей, но и могут мотивировать выбор друга.

Правда, дети отмечают не личные качества, привлекательные для них, а лишь внешние проявления. Это объясняется неумением ребенка анализировать собственные чувства.

На стыке среднего и старшего дошкольных возрастов происходит значительная перестройка дружеских отношений. Дети уже пытаются объяснить само понятие «дружба». Они придают большое значение нравственным качествам сверстников, проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Дети начинают оценивать поступки друг друга, пытаются даже разобраться в их мотивах.

Исследованиями обнаружено, что девочки в меньшей степени, чем мальчики, склонны проявлять гуманные отношения к сверстнице в различных ситуациях, в совместной деятельности. У девочек, чаще, чем у мальчиков расходятся вербальное и реальное поведения в ситуации совместной деятельности (говорят одно, а делают другое).

Мальчики больше ориентируются на группу сверстников, т.е. мнение, оценка сверстников для них более значимы, чем мнение и оценка взрослого.

Девочки же больше ориентируются на взрослых, на их мнение и оценку, хотят соответствовать эталону, который задает взрослый.

Для большинства дошкольников характерна позитивная оценка себя и позитивный образ себя. И дети не желают утрачивать этот образ.

Большинство дошкольников к пяти годам отчетливо знают, что хорошо, что плохо во взаимоотношениях, т.е. у них есть знания норм поведения.

В ситуации, когда педагог не занимается проблемами взаимоотношений, либо делает это неумело, у большинства детей до шести лет вербальное поведение расходится с реальным. В этой же ситуации большинство детей до шести лет отличаются ситуативностью, вариативностью поведения в одних и тех же случаях.

Переход к соблюдению норм поведения происходит не постепенно, а всегда в форме качественного скачка от систематического нарушения к устойчивому соблюдению норм поведения.

Дети дошкольного возраста на разных уровнях представления о правилах взаимоотношений, на разных уровнях овладения этими правилами в реальном общении со сверстниками. Правила сами по себе не задают детям взаимоотношения.

Важнее – стиль общения взрослого с ребенком. Если взрослый реализует по отношению к детям альтруистический стиль общения (ценностное отношение к себе и к другому человеку), то между детьми складываются подлинно-гуманные, нравственно-бескорыстные отношения. Нравственная самооценка ребенка становится регулятором его взаимоотношений с другими людьми.

Переломным моментом является возраст пяти лет. Это сенситивный период формирования нравственной самооценки, нравственного самосознания. Конфликт между осознанием и оценкой своих эгоистических действий, как недолжных, и желанием быть, как взрослый, который выступает для ребенка воплощением добра, достигает своей кульминационной точки, и итогом этого противоречия и является возникновение у ребенка элементов нравственной самооценки и основанного на этом мотиве нравственно-бескорыстного поведения.

Исходя из практических наблюдений за развитием взаимоотношений детей, собственных представлений о формировании этих взаимоотношений, мы предполагаем, что на формирование и развитие взаимоотношений влияют следующие факторы: взаимоотношения между взрослыми, взаимоотношения между взрослым и ребенком, уровень освоенности детских видов деятельности, возрастно-психологические особенности ребенка, развитие его эмоциональной сферы.

Развитие субъективности во взаимоотношениях – это длительный и трудный процесс, где человек развивается сам и развивает свои взаимоотношения.

Очень важно побудить педагога, взрослого к осмыслению своих взаимоотношений, встать в рефлексивную позицию по отношению к окружающим.

Если педагог не рефлектирует свои взаимоотношения, не развивается сам, не развивает свои взаимоотношения, он является тормозом в развитии взаимоотношений в детском обществе. Ребенок должен ежедневно обретать новый опыт взаимоотношений. Задача педагога – не препятствовать вхождению ребенка в разные типы взаимоотношений. Ссоры, конфликты, разные ситуации должны обыгрываться детьми, побуждать ребенка рефлектировать свое поведение. Это является мощным регулятором взаимоотношений, способом осознания этих взаимоотношений.

Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «социально-эмоциональное» или «нравственное» воспитание, посвященный формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, взаимопомощи и пр. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, формируются и укрепляются индивидуальные варианты отношений к себе и к другому человеку. Вместе с тем методы такого воспитания не столь очевидны и представляют собой серьезную педагогическую проблему.

В большинстве существующих программ главным методом социально-эмоционального воспитания является усвоение моральных норм и правил поведения. На материале сказок, рассказов и драматизаций дети учатся оценивать поступки героев, качества персонажей, начинают понимать «что такое хорошо и что такое плохо». Предполагается, что такое понимание вызовет соответствующие действия ребенка: например, узнав, что делиться хорошо, а жадничать плохо, он будет стремиться быть хорошим и начнет отдавать свои конфеты и игрушки. Однако жизнь показывает, что это далеко не так. Большинство детей уже в 3 – 4 года правильно оценивают хорошие и плохие поступки других персонажей: они прекрасно знают, что нужно делиться с другими, уступать и помогать слабым, однако в реальной жизни их поступки, как правило, далеки от осознаваемых правил поведения. Кроме того, доброжелательность и отзывчивость вовсе не сводятся к выполнению определенных правил поведения.

Другой формой нравственного воспитания является организация совместной деятельности дошкольников – игровой или продуктивной. В этих методах дети строят общие дома, вместе рисуют картинки или разыгрывают сюжеты. Предполагается, что в такой совместной деятельности дети учатся согласовывать свои действия, сотрудничать, вырабатывать навыки общения. Однако нередко такие занятия детей заканчиваются ссорами, недовольством действиями сверстника. Дело в том, что при отсутствии внимания к сверстнику и чувствительности к его воздействиям, ребенок не станет согласовывать с ним свои действия. Оценки его действий (фиксированные в вербальных определениях) обычно предшествуют видению и непосредственному восприятию другого, что сводит личность сверстника к представлениям о нем. Все это «закрывает» другого и способствует замкнутости, непонимания, обид и ссор. Обладание привлекательными предметами и превосходство в предметной деятельности являются обычной причиной детских конфликтов и традиционной формой демонстрации собственного Я.

Очевидно, что гуманное отношение к другим основано на способности к сопереживанию, к сочувствию, которая проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Значит, нужно воспитывать не только представления о должном поведении и коммуникативные навыки, но и, прежде всего нравственные чувства, которые позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости, как свои.

Наиболее распространенным методом формирования социальных и нравственных чувств являются осознание эмоциональных состояний, своеобразная рефлексия, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств». Основным методом воспитания нравственных чувств, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике являются осознание ребенком своих переживаний, познание себя и сравнение с другими. Детей учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других, распознавать и называть эмоции. Однако все эти приемы концентрируют внимание ребенка на себе самом, своих достоинствах и достижениях. Детей учат прислушиваться к себе, называть свои состояния и настроения, понимать свои качества и свои достоинства. Предполагается, что ребенок, уверенный в себе, хорошо понимающий свои переживания, легко может встать на позицию другого и разделить его переживания, но эти предположения не оправдываются. Ощущение и осознание своей боли (как физической, так и душевной) далеко не всегда приводят к сопереживанию боли других, а высокая оценка своих достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других.

В этой связи возникает необходимость новых подходов к формированию межличностных отношений дошкольников. Основной стратегией этого формирования должна стать не рефлексия своих переживаний и не усиление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственное Я за счет развития внимания к другому ребенку, чувства общности и сопричастности с ним. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей, существующих в современной дошкольной педагогике.

В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка являются главным методом социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что раннее развитие самосознания, положительная самооценка и рефлексия обеспечивают эмоциональный комфорт ребенка, способствуют развитию его личности и межличностных отношений. Такое воспитание направлено на подкрепление положительной самооценки ребенка. В результате он начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе со стороны окружающих. А это, как было показано выше, является источником большинства проблемных форм межличностных отношений.

Такая фиксированность на себе и собственных качествах закрывает возможность увидеть другого. В результате сверстник зачастую начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент и соперник. Все это порождает разобщенность между детьми, в то время как главной задачей нравственного воспитания является формирование общности и единства с другими. Стратегия нравственного воспитания должна предполагать отказ от конкуренции и, следовательно, оценки. Любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Все это порождает желание угодить взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками. Несмотря на очевидность этого принципа, его сложно выполнить на практике. Поощрения и порицания прочно вошли в традиционные приемы воспитания.

Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают яркую демонстрацию, конкуренцию, ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге – разобщенность со сверстниками. Именно по этому для формирования нравственного начала важно исключить игры, содержащие соревновательные моменты и любые формы конкуренции.

Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают из-за игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок видит претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера. В связи с этим на первых этапах формирования гуманных отношений следует по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание детей на сверстников.

Еще одним поводом для ссор и конфликтов является словесная агрессия (всевозможные дразнилки, обзывалки и пр.). Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция и т.п.), то самым обычным и простым способом проявление отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательство, жалобы и т.д.). Поэтому работа педагога, направленная на развитие нравственных чувств, должны свести к минимуму речевое взаимодействие детей. Вместо этого в качестве средств общения можно использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику и т.д.

Кроме того, данная работа должна исключать какое-либо принуждение. Любое принуждение может вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости.

Таким образом, воспитание нравственных чувств на первых этапах должно базироваться на следующих принципах:

Безоценочность. Любая оценка (независимо от ее валентности) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлен и запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка к сверстнику. Минимизация речевых обращений и переход к непосредственному общению (экспрессивно-мимическим или жестовым средствам) может способствовать безоценочному взаимодействию.

Отказ от реальных предметов и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.

Отсутствие соревновательного момента в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкуренцию и ориентацию на оценку окружающих, необходимо исключить игры, провоцирующие детей на проявление данных реакций.

Главная цель нравственного развития заключается в формировании общности с другими и возможность видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность увидеть другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.

Педагог-психолог ЦДО «АТРУМ» Шлыкова Е.А.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Кенсаринова М.В. 1 1 ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» В статье рассматривается не только теория коллектива А.С. Макаренко в контексте педагогической науки, но и педагогический опыт Макаренко в воспитании, развитии, а также коррекции личности с внедрением в практику философских и психологических наук. Внимание педагогов, философов и психологов сосредотачивается на наследии Макаренко, это дает возможность не только построить современную модель воспитания и развития личности на основе макаренской системы, но и увидеть обусловленную педагогически динамику изменений подходов к воспитанию в условиях изменяющейся идеологии отношения к развивающейся личности. 2487 KB коллектив воспитание воспитание в коллективе учение закон жизни коллектива личность педагог философское понимание самосознание самооценка личности 1. Гасымова Г.А. Философско-антропологические основы мировоззрения и творчества А.С. Макаренко: дис… канд. философских наук. – Нижневартовск Н., 2008. – 205 с. 2. Королев Р.И. Педагогика коллективного воспитания / Р.И. Королев, Д.Н. Русанов // Человек: преступление и наказание. – 2013. – № 1. – С. 225-227. 3. Кораблева Т.Ф. Философско-этические аспекты теории коллектива А.С. Макаренко: дис. … канд. философских наук. – М., 2000. – 170 с. 4. Лихачев Б.Т. Педагогика: учеб.пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. – 309 с. 5. Михайленко О.И. Общая педагогика: Принципы и методы обучения : электронный учебник / О.И. Михайленко. – URL: http://kpip.kbsu.ru/pd (дата обращения 16.12.2014). 6. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. – М., 1935. – 604 с. 7. Носаль А.Л. Проблема воспитания и развития личности в практико-теоретической деятельности А.С. Макаренко: Психологической время личности: дис.…канд. психологических наук. – М., 1999. – 140 с. 8. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. – М.: Владос-пресс, 2004. – 365 с. 9. Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко и современность / М.П. Павлова. – М.: Высшая школа: Профпедагогика, 1980. – 240 с. 10. Юдина К.Ю. Проблемы развития личности в практико-теоретической деятельности А.С. Макаренко (Психологическая составляющая педагогической системы): дис.…канд. психол. наук. – М., 1999. – 121 с.

Воспитание в коллективе – это процесс целенаправленного и планомерного воздействия на личность с целью создания условий для раскрытия духовно-нравственных качеств личности и формирования у нее необходимых механизмов для жизнедеятельности в современных российских условиях.

Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания ,. Сегодня великий педагог известен не только в нашем обществе, но и во всем мире. «Великого советского педагога и писателя, чья деятельность оказала значительное влияние на становление педагогики как науки, формирования методов образования, нравственного развития и творческого воспитания подрастающего поколения», – это оценка Генеральной конференции ЮНЕСКО которая приняла в 1988 году резолюцию о международном годе Макаренко. Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение–форма жизни коллектива, остановка–форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельное действие); вычленил этапы (стадии) развития коллектива .

Латинское слово «коллективус» переводят по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив»– первое, под коллективом понимается любая организованная группа людей», и второе, которое приобрело понятие «коллектив» в педагогической литературе, «коллективом называется объединение воспитанников или учеников, отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель, общая совместная деятельность, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган» . Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества. В коллективе, обладающем всеми перечисленными признаками, формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям. В сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия .

«Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке,- это сила и красота. И то и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе. Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной постановке более ценных»,– писал Макаренко в «Педагогической поэме» . Макаренко говорил, что воздействовать на отдельную личность возможно лишь воздействуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение педагог называл «принципом параллельного действия», в данном принципе реализуется требование коллектива – «все за одного, один за всех». «Принцип параллельного действия» не может исключать применения «принципа индивидуального действия» – прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.

«Задача нашего воспитания сводится к тому, чтобы воспитать коллективиста»,- пишет Макаренко в статье «Некоторые выводы из моего педагогического опыта». Воспитание в коллективе и через коллектив, педагог подробно освещает в художественных, педагогических и теоретических произведениях. «Марксизм учит нас, что нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива» – писал Макаренко. Под коллективом он понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде, объединение которое отличается определенной системой полномочий и ответственности а также определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных частей. Макаренко ставил акцент на том, что коллектив это часть советского общества – «через коллектив каждый его член входит в общество».

По окончанию Великой октябрьской революции педагогическая школа стала интенсивно развиваться под влиянием идей марксистской философии. Концепция воспитания была отражена в программе Коммунистической Партии Советского союза – формирование гармонически развитой личности, в которой заложены моральная чистота, духовное богатство и физически развитое тело. Поскольку социализм – это общество коллективных тружеников, то с самых первых лет советской власти встала конкретная задача сформировать человека-коллективиста и общество коллективистов. Важнейшую задачу воспитания, соответствующую духу и потребностям времени, которая, по сути, остается актуальной и сегодня, А.С. Макаренко видел в воспитании человека, способного не только эффективно и творчески действовать при новых формах собственности и организации труда, но и ориентироваться в социально-экономических реалиях общества, быть активным участником и преобразователем культурно-нравственной жизни своей страны. Он разработал подробную технологию воспитания человека через коллектив, где коллектив выступал как средство, инструментформирования человека. В марксистской теории есть понятия «подлинная коллективность» и «формальная, или псевдоколлективность». Макаренко работал на то, чтобы сформировать подлинную коллективность. Принципами подлинной коллективности у него выступают гласность, ответственная зависимость, взаимоответственность .

«Самым прямым образом с этим комплексом вопросов связано у Макаренко философское понимание социализма как упорядоченности и закономерности, противоположных хаосу капиталистического рынка, случайностям судьбы. Оно конкретизируется посредством идеи русской дореволюционной общественной мысли о социализме как солидарном обществе. Человек, по Макаренко, явление культурно-историческое, самоценное на любом отрезке жизни (детство, юность, зрелость, старость). В рассуждениях о природе человека у него проявляется заметная осторожность. Избегая тем биологической предопределённости развития личности, он, тем не менее, указывает на недопустимость связывания биологической наследственности только с негативными проявлениями. Биологическая предопределённость может быть и положительной (физическая сила, ловкость, сообразительность, изобретательность)» . Макаренко был атеист, его отношение к религии основывалось на философском антропоцентризме. Педагог считал, что вера в бога парализует активность личности. «Подход к религии как к патологическому явлению, своеобразной форме душевного недуга, у Макаренко близок пониманию религии в позитивистской традиции русской дореволюционной социологии, определившей его интеллектуальную биографию (П.Л. Лавров). Подобное умонастроение весьма типично для русской интеллигенции рубежа веков. Не случайно совпадение «цивилизаторского» противопоставления религии «электричеству и пару» у А.П. Чехова и аналогичного мотива у Макаренко в материалах к роману «Пути поколения». В то же время в своей педагогической деятельности Макаренко никогда не вёл антирелигиозную пропаганду .

Макаренское воспитание заключалось в преодолении дихотомии индивидуального и социального развития человека. Макаренко реализовал на практике выдвинутую идею КПСС о гармонизации развития личности которая стала основополагающей в его личностной концепции воспитания. Больше шестидесяти лет макаренские методы воспитания воспринимались только как педагогические. Уже позднее в России макаренская система стала восприниматься более широко не имея узко педагогических штампов. Внимание педагогов, философов и психологов сосредотачивается на наследии Макаренко. Обнаруживается глубокая связь педагогического опыта Макаренко в воспитании, развитии и коррекции личности на опыте теории и практики психологической науки.

«А.С. Макаренко рассматривается не только в контексте исторических предтеч, но и с точки зрения психологической концепции самосознания личности, в контексте анализа значений имени, притязания на признание, половой принадлежности. Это дает возможность не только построить модель воспитания и развития личности на основе практической и теоретической деятельности А.С. Макаренко, но увидеть обусловленную исторически динамику изменений подходов к воспитанию в условиях изменяющейся идеологии отношения к развивающейся личности» . «Новые общественно-исторические условия, крупные поворотные периоды в жизни общества порождают новые трудные ситуации. В нашей стране происходят изменения в мировоззрении, пересмотр прежних ценностей и идеалов, частыми становятся акты гражданского неповиновения, обостряются межнациональные отношения. Именно в этот период общественно-политических и экономических кризисов, переосмысления исторического пути развития нашего общества вновь возникла проблема детской преступности и беспризорности. С особой остротой встает проблема правильности ориентации личности в социальных явлениях, раннего приобщения детей-подростков к общечеловеческим ценностям. Социальная ситуация побуждает нас обратиться к опыту А.С. Макаренко – педагогу и психологу, специалисту в сфере воспитания подростков в ситуациях социальных катаклизмов» . Огромное значение в воспитании личности Макаренко придавал формированию самосознания а также самооценки личности. Главный метод педагога в теории и практике воспитания подростков это организация отношения к прошлому, настоящему и будущему личности. Он не связывал прошлое, настоящее, будущее в единую концепцию внутри теории воспитания, однако, на уровне практике время личности для А.С. Макаренко являлось средством воспитания. Данная проблема рассматривалась им, в первую очередь, с точки зрения применения конкретных практических приёмов и техник, связанных с психологическим временем личности в педагогическом процессе. В создании своей педагогической системы А.С.Макаренко ориентировался на современные ему психологические работы созвучных ему научным постулатом практики, через систему эмоционального воздействия все три времени взаимодействовали органически .

«Педагогический процесс влияния на прошлое подростков в воспитательной системе А.С.Макаренко основывается на методе девальвации значения негативного прошлого для формирования социального и личностного статуса в настоящем, и методе взрыва, который сталкивает прошлое и настоящее, и содействует созданию новых условий развития подростков» . Главным фактором формирования здорового психологического и психического будущего подростков в педагогической концепции Макаренко это – система перспективных линий личности: коллективная и личная, близкая, средняя и дальняя.

«Макаренко был одним из первых советских педагогов, поставивших перед педагогической наукой вопрос о необходимости специального изучения проблем, связанных с собственно воспитанием. Это требование он мотивировал тем, что методика воспитательной работы имеет свою логику, сравнительно независимую от логики обучения, образовательной или производственной работы. Но он не противопоставлял воспитание обучению, рассматривал их в единстве, утверждая, что обучение должно быть воспитывающим. Теория Макаренко непосредственно вырастала из практики. Опираясь на традиции прогрессивной отечественной и зарубежной педагогики, Макаренко заявил о решающем влиянии социальной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Все воспитывает – обстоятельства, вещи, действия, поступки людей, иногда и совсем незнакомых. Занимаясь воспитанием подросткового поколения, он боролся прежде всего за гармоническое развитие личности. Личность и коллектив, коллектив и личность. Развитие их взаимоотношений, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимозависимость – в самом центре новой воспитательной системы, которую он всякий раз стремился создать и создание которой он считал главной заповедью педагога» .

Основой педагогической системы Макаренко является педагогическая логика, концепция теории это тезис параллельного действия. Квинтэссенцией методики воспитания великого педагога является идея воспитательного коллектива. Педагогическая система Макаренко базирующаяся на теории коллектива обращена к воспроизводству национальной традиционной русской культуры, формированию типа личности коллективиста с высокой ответственностью за человека и его судьбу.

Библиографическая ссылка

Кенсаринова М.В. ТЕОРИЯ КОЛЛЕКТИВА А.С. МАКАРЕНКО: ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-2. – С. 301-304;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34836 (дата обращения: 25.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

13. Прогнозирование развития педагогических систем на основе познания закономерностей воспитания и обучения — это…

Выберите один ответ:

a. описательная функция дошкольной педагогики

b. объяснительная функция дошкольной педагогики

c. проективно-конструктивная функция дошкольной педагогики

d. прогностическая функция дошкольной педагогики

e. мировоззренческая функция дошкольной педагогики

11. Раскрытие сущности педагогических явлений, т.е. их происхождения, структуры, закономерностей — это…

Выберите один ответ:

a. описательная функция дошкольной педагогики

b. объяснительная функция дошкольной педагогики

c. проективно-конструктивная функция дошкольной педагогики

d. прогностическая функция дошкольной педагогики

e. мировоззренческая функция дошкольной педагогики

10. Накопление педагогических фактов и явлений, их классификация — это…

Выберите один ответ:

a. описательная функция дошкольной педагогики

b. объяснительная функция дошкольной педагогики

c. проективно-конструктивная функция дошкольной педагогики

d. прогностическая функция дошкольной педагогики

e. мировоззренческая функция дошкольной педагогики

02. Процесс активного целенаправленного взаимодействия педагога и детей с целью усвоения ими некоторого отрезка содержания социального опыта — это …

Выберите один ответ:

a. воспитание

b. обучение

c. образование

d. субкультура детства

07. Является естественнонаучной базой педагогики и психологии: чтобы сформировать личность ребенка-дошкольника, необходимо знать его организм, жизнеобеспечивающие системы, высшую нервную деятельность и т.п.

Выберите один ответ:

a. философия

b. социология

c. физиология

d. этика и эстетика

e. экономика

09. Обогащает дошкольную педагогику знанием об экономических процессах, влияющих на образование.

Выберите один ответ:

a. философия

b. социология

c. физиология

d. этика и эстетика

e. экономика

05. Составляет методологический фундамент дошкольной педагогики, давая ей знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию).

Выберите один ответ:

a. философия

b. социология

c. физиология

d. этика и эстетика

e. экономика

02. При оказании помощи семье в организации полноценного общения, необходимо учитывать

Выберите один ответ:

a. как он относится к семье, к ее отдельным членам

b. как относятся в семье к ребенку и как он относится к семье, к ее отдельным членам

c. как относятся в семье к ребенку

03. Можно выделить несколько приемов формирования разумных потребностей, специфичных для воспитания именно дошкольников:

Выберите один или несколько ответов:

a. ребенку предоставляются «блага», в таком количестве, что он перестает их ценить, обращать внимание, ломает и даже избегает их

b. в ребенке воспитывают духовные потребности, и чем они выше, тем более разумны и благородны материальные

c. взрослые предлагают ребенку именно то, к чему он стремился, что он хочет, тогда появляется чувство благодарности к ним, уверенности в том, что взрослые всегда на страже его интересов

d. взрослые ограничивают информацию (рекламные предложения и др.) о материальных объектах, вызывающих неадекватные потребности у ребенка

e. внимание ребенка переводится с одного объекта удовлетворения материальной потребности на другой, более желательный

01. При психолого-педагогическом сопровождении детских сюжетно-ролевых игр воспитателям и родителям желательно придерживаться следующих рекомендаций:

Выберите один или несколько ответов:

a. открыто не вмешиваться в распределение ролей игр, тех которые возникли стихийно в группе детей

b. регулировать справедливое распределение игровых ролей среди детей

c. подбирать сюжетно-ролевые игры с таким расчетом, чтобы; у разных детей были равные возможности проявить себя

d. поддерживать ценность игры как единственной и главной формы жизни ребенка

e. избегать идентификации и фетишизации игры

04. В дошкольном коллективе существует определенные особенности:

Выберите один или несколько ответов:

a. единство целей, норм и правил поведения, выделяются свои «лидеры», «звезды», «предпочитаемые», «отверженные»

b. в детском коллективе выделяются свои «лидеры», «звезды», «предпочитаемые», но нет «отверженных»

c. нет органов управления, как в школьном коллективе, но регулирование отношений, все же происходит по линии неформального лидерства, в рамках своеобразной инфраструктуры связей и взаимодействий

d. в коллективе дошкольников нет неформального лидерства

e. выразителем, носителем руководящих функций актива выступают воспитатели, наиболее заботливые няни, обслуживающий персонал

f. большую роль в формировании и регулировании детских взаимоотношений играют личностные особенности детей и их родителей

g. огромную роль в формировании и регулировании детских взаимоотношений играют родители

01. В «Карту психолого-педагогического сопровождения дошкольника» входят следующие основные пункты:

Выберите один или несколько ответов:

a. результаты анкетирования родителей

b. адаптация к условиям детского сада

c. сенсомоторное развитие ребенка

d. индивидуальная работа с родителями ребенка

e. показатели эмоционального благополучия ребенка в ДОУ

f. социометрический статус ребенка в группе сверстников

g. ориентировочная школьная зрелость

h. готовность к обучению в школе

i. индивидуальная работа с ребенком

j. рекомендации при поступлении ребенка в школу

Для взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, реализующих личностно-ориентированное обучение, характерны следующие особенности:

Выберите один или несколько ответов:

a. равенство психологических позиций субъектов взаимодействия независимо от социального статуса

b. признание авторитета педагога и его ведущей роли в воспитании

c. равное признание активной коммуникативной роли друг друга

d. психологическая помощь детям в их развитии

e. психологическая поддержка друг друга

Обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте) является

Выберите один или несколько ответов:

a. объектом психолого-педагогического сопровождения

b. предметом психолого-педагогического сопровождения

c. целью психолого-педагогического сопровождения

d. задачей психолого-педагогического сопровождения

Образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) является

Выберите один ответ:

a. объектом психолого-педагогического сопровождения

b. предметом психолого-педагогического сопровождения

c. целью психолого-педагогического сопровождения

d. задачей психолого-педагогического сопровождения

В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат:

Выберите один или несколько ответов:

a. возрастные особенности детей на разных периодах развития

b. возможности обеспечения дошкольного учреждения

c. психолого-педагогические направления деятельности

d. профессиональная компетентность педагогов

Понятие «сопровождение» трактуется исследователями по-разному. Определите, кому принадлежат данные определения.

Основными направлениями работы по психолого-педагогическому сопровождению являются:

Выберите один ответ:

a. профилактика

b. диагностика

c. консультирование

d. развивающая работа

e. коррекционная работа

f. психологическое просвещение и образование

g. экспертиза

h. все ответы верны

Формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей — это…

Выберите один ответ:

a. профилактика

b. диагностика

c. консультирование

d. развивающая работа

e. коррекционная работа

f. психологическое просвещение и образование

g. экспертиза

Задачами психолого-педагогического сопровождения в дошкольных учреждениях являются:

Выберите один или несколько ответов:

a. предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка

b. психологическое обеспечение образовательных программ

c. помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации

d. обеспечение готовности к школе

05. Смысл изучения детей воспитателем детского сада состоит в том, чтобы

Выберите один или несколько ответов:

a. понять причины их поведения

b. правильно поставить диагноз аномального развития

c. заметить их склонности и создать условия для их развития

d. правильно подобрать методы и приемы воздействия на малышей и проверить их эффективность

e. правильно оценить их умственное развитие

f. вовремя заметить отклонения в ходе психического развития, его недостатки

g. оптимально подготовить их к обучению в школе

h. спроектировать дальнейшее психологическое развитие воспитанников, учитывая их настоящее, прошлое и будущее

01. Главная потребность ребенка дошкольного возраста состоит в том,

Выберите один ответ:

a. чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними

b. чтобы познавать окружающий мир через имитацию (игру)

c. чтобы подготовиться к обучению в школе

d. чтобы подготовиться к выполнению новых социальных функций

04. В сфере развития личности главным достижением дошкольного возраста является

Выберите один ответ:

a. освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер

b. освоение широкого круга деятельности игровой, трудовой, продуктивной, бытовой, общения, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая

c. возникновение первых этических инстанций, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание

02. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте выступает

Выберите один ответ:

a. сюжетно-ролевая игра

b. предметная манипуляция

c. общение со взрослыми

d. взаимодействие со сверстниками

03. В познавательной сфере главным достижением дошкольного возраста является

Выберите один ответ:

a. освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой природы, растительного и животного мира

b. освоение широкого круга деятельности игровой, трудовой, продуктивной, бытовой, общения, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая

c. возникновение первых этических инстанций, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание

02. С первого дня жизни малыша его жизнь социально опосредована, такое опосредование состоит…

Выберите один или несколько ответов:

a. в уходе за ребенком

b. в социально организованном образе жизни младенца

c. в том, что родители выполняют все функции за ребенка

d. в невозможности коммуникации с ребенком

04. В период новорожденности происходят важнейшие приобретения в плане психического развития:

Выберите один или несколько ответов:

a. выделение материальных объектов окружающей действительности

b. формирование ответных реакций на яркие игрушки

c. зарождение и развитие первой формы поведения — комплекса оживления

d. развитие органов чувств, выражающееся в проявлении зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого

01. Период новорожденности знаменует начало младенческого возраста и охватывает…

Выберите один ответ:

a. первые недели жизни малыша

b. первые месяцы жизни малыша

c. первую неделю жизни малыша

d. первый год жизни малыша

07. Период младенчества делится на два этапа развития. Второй — от 5-6 мес. до 1 года…

Выберите один ответ:

a. характеризуется становлением ситуативно-личностного общения и интенсивным развитием сенсорных систем, зрения, слуха

b. связан с развитием хватания, установлением зрительно-двигательных координации (координации между рукой и глазом)

06. Ведущие достижения в младенческом возрасте в сфере познавательной деятельности:

Выберите один или несколько ответов:

a. возникает представление о предмете как о постоянном, существующем в пространстве и имеющем постоянные свойства

b. развитие памяти расширяет границы опыта ребенка и начинает его формировать

c. появляются зачатки мышления как установления первых простейших причинно-следственных связей

d. возникают предпосылки для освоения речи как пассивной, так и активной, устанавливаются первые связи слова с предметом

e. складываются первые две формы общения со взрослым, начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами

f. появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого

05. Период младенчества делится на два этапа развития. Первый — от рождения до 5-6 мес…

Выберите один ответ:

a. характеризуется становлением ситуативно-личностного общения и интенсивным развитием сенсорных систем, зрения, слуха

b. связан с развитием хватания, установлением зрительно-двигательных координации (координации между рукой и глазом)

03. В период новорожденности происходят важнейшие приобретения в плане психического развития:

Выберите один или несколько ответов:

a. отделение сна от бодрствования, постепенное превращение бодрствования в особый период активности и деятельности

b. формируются сосательный и хватательный рефлексы

c. выделение первого объекта в окружающей действительности

d. заканчивается формирование зрительного анализатора ребенка

e. появление первой ответной реакции в ответ на воздействия взрослого

08. Среди перечисленных ниже, выделите ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности, познания и личности:

Выберите один или несколько ответов:

a. складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности

b. появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним и первое «предличностное» новообразование — активность

c. формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи

d. в сфере познавательной возникает представление о предмете как о постоянном, существующем в пространстве и имеющем постоянные свойства; развитие памяти расширяет границы опыта ребенка и начинает его формировать

e. возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам»

10. Психика отличается пластичностью, что дает возможность…

Выберите один ответ:

a. для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта

b. подвергать ее воспитательному и коррекционному воздействию

c. изменяться человеку на протяжении всей своей жизни

04. Психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени, это значит, что…

Выберите один ответ:

a. каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жизни

b. подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми нарождающимися

c. каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период

01. Психическое развитие — это…

Выберите один или несколько ответов:

a. процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания

b. уменьшение или увеличение каких-либо показателей, простое повторение того, что было раньше

c. очень сложный, часто зигзагообразный процесс, протекающий по восходящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к другой, качественно отличной и своеобразной

02. Детская психология, наряду с другими науками, изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает…

Выберите один ответ:

a. развитие психики на протяжении детства

b. развитие личности на протяжении детства

c. развитие детей

d. развитие психики

03. Для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность, это значит, что…

Выберите один ответ:

a. каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления

b. важные для жизни психические функции созревают первыми

c. созревание психических функций у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков

08. В ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Интеграция…

Выберите один ответ:

a. состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности

b. обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики

c. не связана с интеграцией

05. В качестве возрастных новообразований выступают:

Выберите один или несколько ответов:

a. новый тип строения личности и ее деятельности

b. психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь

c. позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития

06. Под социальной ситуацией развития Л.С. Выготский понимал…

Выберите один ответ:

a. соотношение внешних и внутренних условий развития психики

b. особенности социальной ситуации в которой находится ребенок

c. внешние условия созданные для оптимального развития ребенка

09. На протяжении психического развития происходит смена детерминант — причин, которые его определяют:

Выберите один или несколько ответов:

a. меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант

b. становится иным и соотношение разных социальных детерминант

c. меняется ведущая деятельность

d. становится иным и соотношение психических новообразований

07. В ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Дифференциация…

Выберите один ответ:

a. состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности

b. обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики

c. не связана с интеграцией

04. Чрезмерное упрощение и обеднение, когда развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений, называется…

Выберите один ответ:

a. симплификацией

b. амплификацией

c. акселерацией

08. Педагогическая интеграция — это …

Выберите один или несколько ответов:

a. принцип современного состояния педагогической теории, который вскрывает взаимосвязь различных сторон развития и воспитания детей

b. процесс непосредственного установления связей между объектами и создания новой целостной системы, объединение форм и методов познавательной деятельности

c. результат, форма, которую обретают объекты, вступающие во взаимосвязь друг с другом, интегрированные занятия, модульное обучение

05. Обогащение детского развития за счет максимально полного проживания возраста называется…

Выберите один ответ:

a. симплификацией

b. амплификацией

c. акселерацией

05. Раскрытие потенциала каждого ребенка, его способности к активности, творчеству, инициативности отражает…

Выберите один ответ:

a. аксиологический подход

b. культурологический подход

c. системный подход

d. деятельностный подход

e. деятельностно-творческий подход

f. личностный подход

g. синергетический подход

04. Определяет особое место ведущих деятельностей, обеспечивающих возможность реализации различных потребностей ребенка, осознание себя субъектом.

Выберите один ответ:

a. аксиологический подход

b. культурологический подход

c. системный подход

d. деятельностный подход

e. деятельностно-творческий подход

f. личностный подход

g. синергетический подход

08. Система знаний, описывающая и объясняющая строго очерченный круг педагогических явлений, структурными элементами которой являются идеи (исходные положения), понятия; законы и закономерности, принципы, правила, рекомендации — это…

Выберите один ответ:

a. педагогическая теория

b. педагогическая концепция

c. педагогическая методология

06. Развитие запросов, желаний, интересов, склонностей ребенка. Предпочтение отдается гуманному, демократичному (помогающему) стилю воспитания, отдает…

Выберите один ответ:

a. аксиологический подход

b. культурологический подход

c. системный подход

d. деятельностный подход

e. деятельностно-творческий подход

f. личностный подход

g. синергетический подход

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *