Плюсов у компьютера и Интернета множество. Но не меньше и минусов, это, безусловно, при неразумном его использовании. Однако, наши дети, к сожалению, большую часть дня находятся дома одни, без нашего присмотра, и вряд ли можно рассчитывать на то, что это время они посвятят исключительно чтению умных книг или подготовке уроков. Скорее всего, они будут «зависать» в интернете, общаясь со своими сверстниками или состязаясь в он-лайн играх. И это самые безобидные компьютерные развлечения. Так что вред компьютера для детей, это все же больше реальность. Разложим все по полочкам. В юном возрасте человеческий организм находится в стадии активного развития и физического, и эмоционального, и интеллектуального, и духовного. Так вот, неограниченный доступ к компьютеру и в Интернет, вполне может изуродовать ребенка по всем этим составляющим.

С физиологической точки зрения опасности две:
Гиподинамия и искривление позвоночника. Вместо того, что бы заниматься спортом, играть на свежем воздухе в активные игры: футбол, бадминтон, волейбол с друзьями или кататься на скейтборде или велосипеде, ребенок сидит по нескольку часов подряд перед экраном монитора, иногда неподвижно застыв в одной позе. Результат: неразвитые мышцы, сутулость (в лучшем случае), низкая физическая активность, повышенная утомляемость, раздражительность.
Нарушения зрения. Доказано, что длительное созерцание изображений на экране монитора способно нанести ущерб зрению в несколько раз быстрее, чем неограниченный просмотр телевизора и сильнее на несколько порядков. Если же у вашего чада и так понижена острота зрения и астигматизм, то вы можете в дальнейшем столкнуться с очень большими проблемами.

С эмоциональной точки зрения, все может быть ещё хуже. В возрасте, когда формируются и закрепляются основные нервные реакции человеческого организма на различные внешние раздражители, негативная информация и импульсы, которыми переполнен интернет, могут нанести непоправимый ущерб психике ребенка. К тому же многочасовое нахождение перед монитором повышает раздражительность маленького человечка одновременно делая его апатичным к развлечениям и занятиям вне компьютера. Более того, будучи свободным в виртуальном общении, ребенок часто не может наладить контакт со своими сверстниками в реальной жизни.

С интеллектуальной точки зрения, опасность также имеет две составляющие. Во-первых, не все то, что можно найти в интернете является истиной в последней инстанции. А учитывая, что зачастую для интернет-сайтов даже определенной узконаправленной специализации пишут отнюдь не специалисты в этой области, а рерайтеры, можно поставить под большой знак вопроса качество информации. Во-вторых, доступность и быстрота получения ответов на возникающие вопросы, не дают у ребенка развиваться способности к глубокому изучению материала. Полученные знания становятся поверхностными.

Вред компьютера для ребенка есть и с духовной точки зрения. Ведь доступность сайтов с порнографическим содержанием очень высока. Да, многие такие ресурсы защищены кодами, но их так легко сломать, да и главные страницы этих сайтов, просто кишат фотоматериалами для тех, кому 18+. Можно только предполагать, какой вред для нормального духовного развития и становления могут нанести такие сайты. Это же относиться и к ресурсам, содержащим шокирующую информацию о различных культах, ритуалах, субкультурах.

Вред компьютера для детей: что делать
Вы спросите: но что же делать? Запретить? Но, как известно, запретный плод наиболее сладок! Конечно, система запретов в сегодняшнем мире, где отовсюду кричат о свободе человека во всех ей проявлениях – просто не действует. Поэтому во главу углу нужно ставить качество воспитания ребенка, основанное на взаимном доверии, уважении и личном примере.

В детском и подростковом возрасте организм только развивается, все системы еще пластичны и неустойчивы. С одной стороны, такая гибкость и восприимчивость организма – это положительный фактор. Известно, что в детском возрасте тренировки и занятия по развитию каких-либо способностей гораздо эффективнее, чем у взрослых. Спортсмены и музыканты, ученые и художники обычно рано начинают свой путь к вершинам именно потому, что в юном возрасте быстрее и легче формируются необходимые навыки, развиваются нужные группы мышц, реакция и так далее.

Но, с другой стороны, организм ребенка оказывается беззащитным перед длительными негативными воздействиями, например, перед перенапряжением различных органов и систем во время продолжительных занятий за компьютером.

1. Напряжение органов зрения
Работа на компьютере требует значительного напряжения зрения. Это ведет не только к устойчивому утомлению мышц глаз, но и негативно сказывается на сетчатке и внутриглазных сосудах.
2. Влияние компьютера на центральную нервную систему ребенка
Исследования, проведенные отечественными учеными, показали, что у детей среднего возраста (5-7 классы), пользующихся компьютером 5-6 часов в неделю количество жалоб на головокружение и утомляемость возрастает на 15-25% по сравнению с детьми, которые компьютером не пользуются.
Чем младше ребенок, тем выше риск возникновения нарушений со стороны вегето-сосудистой системы, связанных с негативным влиянием компьютера на ребенка. У части детей вегето-сосудистые нарушения могут выражаться в повышенной утомляемости, слабости, трудностях засыпания и дневной сонливости, апатии и пугливости. У других в излишней темпераментности, вспыльчивости, быстрой отвлекаемости, рассеянности.
3. Негативные последствия для мышц рук
Во время занятий за компьютером возникает значительное статическое и динамическое напряжение кистей рук. Однотипные движения и длительное нахождение рук в одной позиции приводят к стойкому утомлению мышц рук, нарушению кровообращения, ухудшению нервной проводимости. В результате, помимо болей в суставах рук, могут возникать нарушения координации пальцев, судороги кисти и предплечья. Очень неприятные последствия, не правда ли?
4. Перенапряжение шейного отдела позвоночника
Длительное напряжение мышц шеи, особенно при неправильной позе во время работы за компьютером, приводит к ухудшению кровоснабжения. В свою очередь, это приводит кислородному голоданию мозга. У ребенка могут развиться стойкие головные боли, мигрени.
5. Другой вред компьютера для детей
Помимо физического перенапряжения органов зрения, мышц рук и шеи, отмечают также и вред, связанный с изменением образа жизни детей, много часов проводящих за компьютером.

Фанатично увлеченный компьютером ребенок, мало, по сравнению со сверстниками, двигается, плохо развивается физически. Как следствие, возникают проблемы с аппетитом и весом. Одни дети часто забывают поесть вовремя, отчего страдают недостатком веса и роста. Аппетит у других становится неконтролируемым, возникают проблемы избыточной массы тела, и связанные с лишним весом проблемы со здоровьем. Отдельного разговора заслуживает вопрос влияния компьютера на психику ребенка. Особенно влияние компьютерных игр.

Кроме того, у детей, излишне погрузившихся в компьютерный мир, могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками, а также затруднения личностного становления и социализации. Безусловно, необходимо знать и понимать, какой вред может нанести детям общение с компьютером. Но это совсем не означает, что компьютер – это такой невиданный монстр, который из жизни ребенка нужно исключить полностью. Вряд ли это разумно в наше компьютеризированное время. Однако знать правила безопасного обращения детей с компьютером и своевременно проводить профилактику вредного влияния компьютера на ребенка необходимо.

Остановить приход компьютерной эпохи невозможно. Уменьшить опасности, подстерегающие ребенка перед экраном компьютера, необходимо!

Родители! Отвлекитесь на минуту от своих дел и обратите внимание, как Ваш ребенок сидит за столом при работе с компьютером. Голова наклонена вперед или в стороны, плечи приподняты, некоторые дети сидят вполоборота, подавшись одним плечом вперед, изогнув позвоночник. В результате: напряжены мышцы шеи, мышцы головы, руки и плечи, что способствует развитию сколиоза.

Длительное пребывание в подобной позе приводит к застойным явлением в системе позвоночных артерий, нарушению нормального кровообращения мозга и, как следствие, может привести к головным болям, снижению памяти, болям в сердце, и к нарушениям сердечного ритма за счет перераздражения сплетений нервных узлов, расположенных вдоль позвоночного столба.

Воздействие на зрение:

Глаза регистрируют самую легкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения, появлению слезотечения, рези в глазах, коньюктивиту, быстрой утомляемости глаз. При анализе медицинских данных обследования учащихся школ отмечается, что более четверти учащихся имеют сниженную остроту зрения, а при работе на компьютере зрение еще больше ухудшается.

Перегрузка суставов кистей рук:

Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникает онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки.

Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, и в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Влияние компьютера на психику ребенка:

Бесчисленные компьютерные игры создали целый мир виртуальных образов. Яркие картинки, динамичные ситуации и необычные герои привлекают ребенка.- Пройдя через множество компьютерных битв, победив всех чудовищ, ребенок и наяву продолжает виртуальный поединок: ставит себя выше родителей, мнит себя хозяином Вселенной.

Поскольку детская психика очень неустойчива, снижается успеваемость, дети становятся капризными и перестают интересоваться чем-либо, кроме компьютера, теряя навыки общения и социальную ориентацию в обществе.

Чтобы снизить вредное влияние компьютера на здоровье ребенка, нужно соблюдать следующие рекомендации:

1) Контролируйте время компьютерных забав. Максимальная длительность одноразовой непрерывной работы на компьютере не должна превышать:

Для детей:

  • 6 лет — не более 15 минут в день;
  • 8-10 лет — не более одного часа в день;
  • старше 11 лет — не больше полутора часов в день, с перерывами, через каждые 15 минут.

Важным условием перерывов должен быть активный отдых: самомассаж пальцев, сжимание резинового мячика, физкульт. паузы, упражнение для глаз.

2) Необходимо выдерживать расстояние от глаз до экрана монитора, оно должно быть 60-70 см.

3) Не рекомендуется дотрагиваться до экрана руками, так как у экрана монитора образуется электростатическое поле.

4) Перед началом занятий следует протирать пыль с экрана, которая способствует увеличению потенциала электростатического поля, что отрицательно сказывается на нервной и сердечно-сосудистых системах.

5) Играть в компьютерные игры перед сном абсолютно не допустимо.

6) Надевайте на ребенка вещи из натуральных тканей, таких, как хлопок, избегайте синтетических.

7) Правильная осанка максимально разгружает мышцы и позволяет работать без утомления и усталости.

Определите подходящую высоту стула, посадите ребенка и положите руки на клавиатуру: ноги должны касаться пола или подставки, бедра чуть выше колен, спина упирается в спинку стула, а предплечья располагается параллельно полу.

8) Комната, где занимается ребенок, должна быть всегда освещена, необходимо стремиться к уменьшению контраста между светлым экраном и освещением.

При подсвете настольной лампы свет ее не должен попадать в поле зрения ребенка и отражаться на экране монитора. Лучше всего разместить лампу за компьютером, что обеспечивает рассеянное освещение вокруг него.

9) Компьютер излучает электромагнитное поле в основном с торцевой части монитора и системного блока. Поэтому его разумнее устанавливать в углу комнаты, чтобы пореже обходить вокруг. Направляйте тыловую часть монитора на внешнюю стену: часть излучения минует вас и ваших домашних.

10) Хорошо, если в комнате, где стоит компьютер, есть аквариум, растения, которые часто поливают, что повышает влажность в помещении.

Большое значение для сохранения зрения и здоровья имеет гимнастика для глаз и оздоровительные комплексы физических упражнений.

Упражнения для глаз выполняются сидя или стоя, спиной к экрану при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Физкультурная пауза повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.

Физкультурная пауза:

Вопрос: Мой ребенок все время старается «сидеть» в компьютере — играет в компьютерные игры. Меня это бесит, я понимаю, что это неправильно. Мы с мужем с этим боремся, пока совершенно безуспешно. Что можете подсказать?

Отвечает детский психолог Роза Хазиева: Вы, вероятно, хотели бы получить какие-либо рецепты изменения вашего ребенка.

Но я скажу вот что: изменитесь сами — изменится ситуация. Почему? А вот почему. Первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью! Поэтому вам необходимо в первую очередь выяснить, что же побуждает ребенка уйти «в компьютер».

Причины могут быть разные. Я их перечислю вкратце, только основные:

Во-первых, если родители не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются его делами, мало спрашивают о том, что действительно волнует и тревожит ребенка, то вероятность ухода в виртуальный мир резко возрастает. Интересуетесь ли вы вашим ребенком в должной мере? Я ни в коем случае не обвиняю вас, а просто отвечаю на ваш вопрос. Возможно, вы – очень заняты работой, какими-то другими проблемами, и ребенок не чувствует необходимого количества внимания к себе. Больше общайтесь с вашим ребенком! Проявляйте интерес к жизни ребёнка как можно чаще, дайте понять, что вы любите его и заботитесь о нём. Покажите, что реальное общение, забота и любовь здесь в реальном мире, а не в виртуальном.

Во-вторых, если у ребенка есть серьезные увлечения или какие-то серьёзные занятия, у него не будет возможности сидеть за компьютером часами. Чем увлекается ваш ребенок? У ребенка должно быть увлечение, хобби, не связанное с компьютером. Посещает ли он спортивные секции, ходит ли в бассейн, посещает ли кружки по интересам? Рисует ли он акварелью, лепит ли он из глины и пластилина, вышивает ли он бисером, увлекается ли он робототехникой? Лишая ребенка возможности часами играть в интернете, надо предлагать ему альтернативу! Ребенка необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Все должно быть спланировано так, чтобы не оставалось свободной минуты. Совместные дела, разные игры, праздники, походы в музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками и т.д. Если мальчик и папа в выходные целый день с утра до вечера делали полку, например, или скворечник, то когда же ему играть в компьютерные игры?

В третьих, стремление уйти в виртуальный мир может возникать по причине неумения ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствия друзей. Создаете ли вы возможность вашему ребенку иметь друзей? Замкнут ли ваш ребенок или общителен, доброжелателен или агрессивен? Если ребенка не устраивают отношения со сверстниками, если у него нет хороших друзей и увлечений, если у ребенка заниженная самооценка, нет успехов хоть в каких-либо областях, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он — главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель или созидатель, в общем, где он – первый.

В четвертых, дети подражают друг другу. Другие играют, и он играет. Желание быть таким же, как одноклассники, не отставать от них тоже может быть первопричиной непомерного увлечения компьютерными играми. Поэтому я не рекомендую вам совсем запретить играть вашему ребенку. Просто пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать. Недопустимо, чтобы дети играли по нескольку часов. Детям младшего школьного возраста — не более получаса, старшего школьного возраста — не более часа в сутки на игры. Кроме того, надо ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. Вам можно и нужно вникнуть в суть игр ребенка, разделив его интересы. Это сблизит вас, увеличит степень доверия к вам. С другой стороны, вы будете знать, во что играет ваш ребенок. Всегда сможете сказать свое веское слово в пользу игры или против. Также важен личный пример родителей. Если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера часами в социальных сетях!

В пятых, учите вашего ребенка ставить перед собой цели и добиваться их в реальной жизни! Вместе задумывайтесь о том, кем он будет, чем он будет заниматься, что для достижения этого он должен начать делать уже сейчас. Отдавайте предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждайте с ребенком те игры, в которые ему было бы, по вашему мнению, полезнее играть.

Итак, что нужно делать:

1.Больше общайтесь с ребенком.

2.Займитесь чем-нибудь физическим с ребёнком, поделайте какие-то поделки.

3. Поддерживайте общение ребенка со сверстниками: их игры на свежем воздухе, общие увлечения (без компьютера).

4. Используйте компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.

5. Поиграйте вместе с ребёнком. Во время игры общайтесь, разговаривайте — так вы завоюете утраченную коммуникацию с ребёнком. Так вы потихоньку восстановите общение.

6. Помогите вашему ребенку найти хобби, чтобы появились интересы в реальном мире. Покажите, что в реальном мире есть масса интереснейших занятий, которые намного полезнее компьютера. Напоследок хочу сказать, что нет смысла критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером, ничего не предлагая взамен. Это озлобит его и ещё больше отдалит от вас.

Вам будет полезна моя книга «12 упражнений для детей и родителей для позитивного настроя» и книга «Растим ребенка счастливым и успешным», обе книги издательства «Литера».

Электронные игрушки (игровые приставки, тама- гочи, «говорящие» и «живые» куклы, радиоуправляемые игрушки, мини-роботы и т. п.) по данным мировых рейтингов продаж занимают первые позиции среди самых продаваемых игрушек для детей. Компьютер, став неотъемлемым атрибутом жизни каждой семьи, используется не только взрослыми и не только для работы, но и детьми. Сегодня мы можем наблюдать интенсивную компьютеризацию и электронизацию детской игрушечной среды. И уже раннего возраста дети начинают играть в компьютерные игры.

Характеризуя занятия ребенка, сидящего за компьютером, мы, как правило, употребляем слово «играет». Но можно ли назвать игрой взаимодействие ребенка с электронными и компьютерными игрушками, когда такого рода игрушки, несомненно, поражают детей своими возможностями и функциональностью. Но именно «запрограммированность» компьютерных «игрушек», ориентация ребенка на их технические функции практически лишают их развивающих возможностей. Во время игры в электронные игрушки ребенка начинает интересовать вопрос: не во что можно играть, а то, что они «умеют делать», их возможности, заложенные разработчиками и программистами. Ребенок сам превращается в «робота», нажимающего на разные кнопки с целью получить внешне наблюдаемый результат. В этом и есть ключевое отличие таких игрушек от традиционных игр. Играя с ними, ребенок не проявляет инициативу, не фантазирует, не придумывает, не воображает. Он только исследует и реализует технические функции таких игрушек.

Что же такое компьютерная игра? Что происходит с ребенком, когда он играет за компьютером?

Какое влияние оказывают на него компьютерные игры? О чем важно помнить, подбирая для ребенка компьютерные программы, как правильно организовать деятельность ребенка за компьютером?

Знакомство ребенка с компьютером, чаще всего, начинается со специально купленных взрослыми компьютерных интерактивных дисков. И настоящее время рынок предлагает обилие компьютерных программ для дошкольников — аркад, квестов, стратегий, симуляторов. Такие программы называются развлекательными. Многие из них разработаны с коммерческой целью и не отвечают психолого-педагогическим требованиям. Более того, они могут нанести вред ребенку, так как не ставят интеллектуальных задач, а стимулируют желание соревноваться и агрессивность, рассчитаны на внешний эффект. Эти программы ориентированы на стимуляцию эмоций ребенка, вызванных ощущением азарта и состоянием эйфории, достигаемой за счет ярких анимационных эффектов, специфических звуков, высококачественной графики, системы поощрений. С помощью таких программ ребенок попадает в мир, где все можно, все дозволено, не существует запретов и табу, где играющие имеют «несколько жизней», им предоставляется возможность, при нежелательном результате начать все сначала и прийти к верному ходу можно методом проб и ошибок. Попадая в виртуальный мир, ребенок чувствует себя свободным, легко и гораздо более защищенным, чем в реальном мире. Это соблазнительное чувство может способствовать развитию компьютерной зависимости. Результатом избыточного погружения в компьютерные игры может явиться появление таких качеств, как неспособность планировать и прогнозировать свои действия, доводить дело до конца, концентрироваться и регулировать свое поведение.

Для дошкольников затягивающие, азартные, эмоционально привлекательные сюжеты вредны еще и тем, что часто не позволяют прекратить работу на компьютере через короткое время. Согласно санитарным требованиям, взаимодействие дошкольников с компьютером не должно превышать 10-15 минут. Более длительное пребывание перед компьютером может вредить здоровью ребенка: при статичной позе и длительном всматривании в экран монитора зрительная, костно- мышечная и нервная системы ребенка получают недопустимые сверхнагрузки. А это те самые физиологические системы, которые как раз и формируются в период дошкольного детства.

Но компьютерная «игра» затягивает детей, сулит им бонусы, предлагает повторить неудавшиеся попытки. И если взрослый пробует принудительно положить конец игре, ребенок может отреагировать на его действия резким негативным аффектом.

В ходе игры на компьютере ребенок взаимодействует не с реальными объектами, а с символами, рисунками, изображениями на экране. Они не обязательно связаны с реальностью. Это фантазийные виртуальные миры, несуществующие персонажи, предметы с нереальными свойствами и функциями и т. п. Все действия ребенка осуществляются в результате нажима на клавиатуру или кнопку компьютерной мыши, основная активность происходит в умственном плане. Смысл деятельности ребенка определяется теми задачами, которые перед ним ставит компьютерная игра. Ребенок начинает оперировать понятиями, установками, правилами, которые диктует ему компьютерный мир. Он всегда в той или иной степени ведом компьютерной программой. Компьютерный мир приучает ребенка к своим правилам — правилам «выживания» в виртуальном мире, а не вводит в мир реальных отношений и смыслов человеческого взаимодействия. Поэтому длительное времяпрепровождение ребенка за компьютером в младшем возрасте может затормозить социальное развитие и адаптацию ребенка в мире реальных отношений, овладение свойствами реальных предметов, привести к уходу от реальности.

Допускать ребенка к работе на компьютере можно не ранее 5-6 лет. За компьютером ребенку приходится осуществлять достаточно сложные интеллектуальные действия, требующие определенного уровня психической зрелости. Дошкольник должен действовать руками, нажимая пальцами кнопки клавиатуры или мыши и наблюдать за изменениями изображенных на экране предметов и явлений. Чтобы следить за происходящим на экране, ребенок должен уметь опираться в ходе мышления только на изображения (а не на действия, не на чувственный опыт обращения с предметами), уметь читать и понимать образы и символы.

Кроме того, ребенок, «допущенный» к компьютеру, должен обладать достаточно развитой способностью концентрировать внимание, произвольно воспринимать, запоминать, т. д.

Перечисленные выше предпосылки для овладения первоначальной компьютерной грамотностью формируются к 5 – 6 годам в многообразной предметно-практической и игровой деятельности ребенка! В играх — подвижных, сюжетно – ролевых, режиссерских, настольно – печатных, дидактических и в непосредственном общении с взрослыми и сверстниками.

Освоение ребенком разных видов традиционной игры создает базу для овладения компьютером. Слишком раннее введение компьютера в жизнь ребенка может затормозить и обеднить нормальное развитие традиционных форм игры, обеспечивающих полноценное личностное и психическое развитие дошкольника.

По мнение психологов и физиологов, ребенка дошкольного возраста наиболее целесообразно приобщать к работе на компьютере с помощью программ, содержащих набор интерактивных развивающих и обучающих заданий. Такие программы стимулируют интеллектуальную активность ребенка, позволяют без стресса прекращать работу на компьютере через 10-15 минут. При этом ребенок успевает завершить задание, получить или увидеть результат своей деятельности, оценку (или поощрение) со стороны компьютера.

Выбирая ребенку компьютерную программу, помните о следующем:

  1. 1. Программа не должна являться развлекательной игрой с затягивающим сюжетом.
  2. 2. Прежде, чем предлагать программу ребенку, родителям необходимо внимательно прочесть описание, просмотреть игру, убедиться, что она подходит ребенку по возрасту и по интересам. На современном рынке компьютерных программ есть вполне хорошие по своему развивающему потенциалу, но присутствие какого-нибудь «мультяшного» героя, который периодически «кривляется» и издает неэтичные звуки, перечеркивает всю пользу от игровой программы. При этом разработчики, создавая такой проект, несомненно, стремились сделать программу «прикольной», забавной и привлекательной для ребенка. Наблюдение за детьми, играющими в такую программу, показало, что основное их внимание переключается на «забавного» персонажа, основной целью становится не верное выполнение учебной задачи, а эмоциональный эффект от реакций героя, которые к тому же еще становятся все более оригинальными и эффектными, если ребенок выполнил ошибочное действие.
  3. 3. На современном рынке можно встретить компьютерные программы, в которых заявляемый на обложке возраст не соответствует уровню сложности внутреннего содержания. Одновременно в одной программе могут предлагаться задания, ориентированные по своей сложности на разный возраст. Например, выполняя задание на сложение, ребенок сталкивается сначала со сложением в пределах первого десятка, потом второго, а к концу задании уже пятого десятка.

Еще пример. Необходимо завершить последовательность из карточек, выявив закономерность: сначала ребенок получает карточки с картинками (звездочка, сердечко, кружок и т.п.), далее появляются карточки с цифрами в пределах десяти, и их предлагается расположить в порядке возрастания (то есть 1,2,3…), затем — в порядке убывания, с переходом через два (то есть 10, 8,6…). Т. е. многие задания дошкольнику просто недоступны.

Несоответствие возрасту в построении компьютерной программы может проявляться и в расхождении между формой подачи материала и содержанием задания. Например, внешне игры ориентированы на детей 3-4-летнего возраста (сказочность, кукольность, детские голоса, крупные рисунки), а по содержанию задача рассчитана на возраст 6-7 лет: прочитай слова на карточках, помести вправо все слова с буквой «А», а влево — с буквой «У», или наоборот.

Нарушение возрастной адресации может вызывать у ребенка ситуации непонимания, неопределенности при работе на компьютере. А это, в свою очередь, может привести ребенка к переживанию негативных эмоций, к снижению его работоспособности.

Итак, прежде чем предлагать малышу компьютерную программу, взрослый должен обязательно ее просмотреть.

Какие же типы развивающих и обучающих программ предлагаются сегодня производителями для детей?

Каковы их особенности и развивающая ценность?

Подавляющее большинство компьютерных программ можно разделить на программы:

  • · закрытого типа
  • · открытого типа.

Компьютерные программы закрытого типа характеризуются наличием полного внешнего контроля со стороны компьютера. Инструкция определяет и направляет конкретные действия ребенка: выбрать правильный вариант ответа на вопрос, соединить подходящие фигуры, выбрать только требуемые картинки, сосчитать и выбрать правильный ответ, отметить только изучаемую букву и т. п. Чаще всего это задания на отработку навыка, тренировку познавательных процессов (отработка навыка счета, знания алфавита и звуков речи; различение фигур; клавиатурный тренажер и т. п.; тренировка зрительной и слуховой памяти, т д.

В программах закрытого типа часто встречаются задания на скорость, связанные с напряженным темпом развития событий, например: в течение 15 секунд выполнить определенное задание, при этом ошибки фиксируются. Не рекомендуется использовать такие компьютерные программы для детей дошкольного возраста. Результаты наблюдения за детьми, выполняющими задания с привязкой ко времени и связанных с быстротой скорости реагирования, показали: у детей, уже с первых минут выполнения заданий, появлялась напряженность в позе. По истечении 5-7 минут работы у большинства из них наблюдались внешние признаки утомления: смена позы на стуле, раскачивание, вставание со стула и стремление работать стоя, громкое комментирование вслух своих действий и переживаний. В некоторых случаях дети отказывались от работы. Компьютерные задания, связанные с быстротой реагирования или стимулирующие к быстрому выполнению (по типу «быстрее сделаешь — выше оценка», «не уложишься в указанное время — проиграешь»), вызывают сильное возбуждение и способствуют нервному напряжению, повышению тревожности. Это приводит к быстрому утомлению и снижению работоспособности ребенка.

В заданиях открытого типа (или творческих), наоборот, отсутствует внешний контроль со стороны компьютера. Решаемые ребенком задачи могут быть разнообразными, а возможные действия — индивидуализированными и вариативными. Такие задания позволяют ребенку максимально проявлять инициативу. От него требуется самоконтроль и самоанализ своих действий. Выполнение таких заданий активно задействует воображение — ведущий познавательный процесс дошкольного возраста.

Примеры заданий открытого типа:

  • • конструирование, моделирование из готовых объектов, форм, предметов;
  • • рисование, разукрашивание с помощью специальной палитры и набора инструментов;
  • • экспериментирование со свойствами объектов и предметов (виртуальные опыты);
  • • проектирование сюжетов, мультфильмов.

Компьютерные задания открытого типа более соответствуют потребностям возраста и несут в себе больший развивающий потенциал. Но выполнение таких заданий не ограничено временем, и компьютер не может оценить работу ребенка, поэтому для регулирования продолжительности занятий необходимо вмешательство взрослого.

Нельзя утверждать, что электронным играм нет места в жизни дошкольника, но они должны занимать минимум игрового времени.

Использование компьютера связано с большим количеством рисков для здоровья ребенка. Длительная статичная поза, напряженное всматривание в экран могут негативно сказаться на физическом здоровье, привести к общему нервному напряжению. Поэтому применять компьютер можно только как дополнительное средство развития и обучения. Компьютер никогда не заменит развивающую значимость таких традиционных видов деятельности дошкольника, как игра и экспериментирование.

Санитарные нормы жестко регламентируют режим работы дошкольников за компьютером. Не рекомендуется допускать ребенка к компьютеру чаще 1 -2 раз в неделю, а также поздно вечером или перед сном.

Существуют компьютерные программы со встроенным таймером, фиксирующим время работы конкретного ребенка и, по истечении установленного лимита, сообщающим: пора заканчивать игру. Такие программы могут помочь вовремя завершить работу с компьютером.

Очень важно правильно организовать работу ребенка за компьютером, чтобы не допустить перегрузки и не навредить здоровому физическому и физиологическому развитию. Ребенок при работе за компьютером должен сидеть правильно:

  • • стул должен быть со спинкой;
  • • клавиатура и мышь должны располагаться так, чтобы предплечья рук лежали на столе;
  • • глаза должны быть на уровне середины или 2/3 экрана монитора;
  • • расстояние от глаз до экрана монитора не должно быть менее 60-70 см;
  • • источники освещения в комнате не должны вызывать блики на экране.

После игры за компьютером полезно провести зрительную гимнастику и сделать физические упражнения.

Нежелательно оставлять ребенка одного за компьютером, особенно если он впервые знакомится с конкретной компьютерной программой. Обсуждение с родителем хода игры, возможных действий, способов выполнения заданий поможет снять напряжение у ребенка в ситуации непонимания, чувствовать себя более спокойно, если ребенок еще плохо владеет навыками работы с компьютером

Содержание компьютерной программы не должно дублировать уже имеющиеся традиционные достаточно эффективные дидактические средства и игры (настольные, карточные и т.п.). Компьютер должен привносить в деятельность ребенка что-то новое, давать ему новые возможности. Например, вариативность задач, подсказки, настройка под успехи ребенка или такие задачи, которые в реальности сложно реализовать (моделирование собственного мультфильма и т.п.). Только в таком случае использование компьютера в дошкольном возрасте может быть оправданным.

Рекомендации родителям:

  1. 1. Не спешите знакомить своего малыша с электронными игрушками, компьютером и электронными играми до школы, когда мозг ускоренно растет и, благодаря этому, ребенок быстрыми темпами развивается социально, эмоционально и физически. И не будет никакого вреда для ребенка, если он начнет осваивать компьютер в шесть — семь лет. К семи годам в головном мозге ребенка происходят огромные изменения. В этом возрасте дети действительно способны делать интересные и полезные вещи на компьютере.
  2. 2. Научите ребенка проводить время, не прибегая к помощи электронных игр.
  3. 3. Стремитесь к тому, чтобы дети дошкольного возраста обходились без видеоигр в течение учебной недели. В выходные дни организуйте как можно больше возможностей для игр с семьей и друзьями
  4. 4. Продемонстрируйте ребенку интересные занятия, и тогда он сам ограничит время, которое он проводит у экрана.

Помните, что привычки и предпочтения, заложенные в раннем детстве, проявляются в юности и остаются на всю жизнь. В подростковом возрасте, когда влияние электронных игр усиливается, дети становятся более независимыми в поведении. Вы не сможете запретить ребенку играть в электронные игры у друзей или в школе, да и не нужно: в современном мире многие из нас должны разбираться в технике в той или иной степени. Но если вы заложили фундамент беспроводной игры в раннем детстве, можно гарантировать, что ребенок ни на что ее не променяет, поскольку ему известно из первых рук, какое удовольствие можно получить, создавая что-то самостоятельно, занимаясь или играя без проводов.

Психологи говорят о том, что проблемы компьютерной зависимости не существует!

Это всегда проблема взаимоотношений.

Когда родители не могут или не хотят общаться с ребенком, не удовлетворяют его потребности в любви и приятии, утверждении себя среди окружающих, в уважение со стороны взрослых и сверстников, взаимопонимании и сопереживании, то ребенок уходит в виртуальный мир, где находит подмену настоящей жизни.

Компьютерная проблема решается просто. Тут всего-то и надо, что поставить ребёнка впереди — впереди своих дел, проблем и страданий. И настроиться на одну волну — такую, когда хорошо вместе. И из каждого промаха делать полезные выводы, и координировать свои шаги, и сверять их с детьми, и исправлять ошибки, и зарабатывать очки. И выходить на новый уровень. Как в игре.

Кстати, основатель корпорации Стив Джобс ограничивал своим детям пользование продукцией своей компании, как и любыми другими цифровыми устройствами. А ряд сотрудников Силиконовой долины (одного из ведущих в мире центров разработки компьютеров и их составляющих) отдают своих детей в школы, где в образовательном процессе компьютеры не используются совсем.

3инаида Гиппиус в замечательных стихотворении «Игра» очень точно выразила великое значение игрового опыта ребенка, который проносится через всю его дальнейшую жизнь:

«Совсем не плох и спуск с горы:

Кто бури знал, тот мудрость ценит.

Лишь одного мне жаль: игры

Ее и мудрость не заменит.

Игра загадочней всего

И бескорыстнее на свете.

Она всегда — ни для чего,

Как ни над чем смеются дети.

Котенок возится с клубком,

Играет море в постоянство,

И всякий видел — за рулем —

Игру бездумную с пространством.

Играет с рифмами поэт,

И пена — по краям бокала,

А здесь, на спуске, разве след —

След от игры остался малый.

Пускай! Когда придет пора

И все окончатся дороги,

Я об игре спрошу Петра,

Остановившись на пороге.

И если нет игры в раю,

Скажу, что рая не приемлю.

Возьму опять суму мою

И снова попрошусь на землю»

Литература:

  1. 2. Некрасовы З., Н., «Как оттащить ребенка от компьютера», М. ООО издательство «София», 2007
  2. 3. Кочетков Н. «Патологическое пристрастие или новая реальность», «Школьный психолог», № 4, 2015

Материал подготовила педагог – психолог Центра «Диалог» Антонова Вера Григорьевна

Материал взят с сайта http://dialog-eduekb.ru

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *