Бог, родители, ребенок

Иерей Кирилл Иванов, клирик храма Вознесения Господня в Колпино, отвечает на самые распространенные, самые существенные для православного человека вопросы, связанные с беременностью и родами.

Фотограф: Станислав Марченко

Как рождается душа?

— Отец Кирилл, есть ли какая-нибудь общецерковная точка зрения на то, как формируется человеческая душа? Когда и как это происходит?

— У богословов разные точки зрения. Мне больше импонирует взгляд Феофана Затворника. Он говорит о том, что в создании, в появлении человеческой души и тела, как со-творцы участвуют, вместе с Богом, и родители. Мы знаем, что тело формируется из клеток отца и матери. Но это не значит, что Бог не принимает участия в сотворении тела. Точно так же каким-то образом в создании души принимают участие и родители. Именно поэтому склонность к добродетелям или ко грехам часто наследуется от родителей. То состояние, в котором родители зачинают своих детей, — состояние благодати или, наоборот, состояние греховности, — неизбежно отражается на потомстве, на детях.

— С какого момента можно считать, что ребенок — это уже отдельный человек, уникальная личность?

— Известно — сейчас даже гинекологи и эмбриологи с этим, в общем-то, не спорят, — что на генетическом уровне с момента зачатия это уже уникальный организм с уникальным набором хромосом, которые отвечают за гены, характерные для конкретного человека. С момента зачатия определяется пол ребенка. Мы не можем сказать, что мужской организм является частью организма женщины. Но даже если это девочка, понятно, что у нее может быть другой резус-фактор, другая группа крови. Поэтому ребенок однозначно является уникальной личностью и не является частью тела женщины, которой она могла бы распоряжаться как, скажем, опухолью или чем-то другим.

— Обязательно ли, чтобы рождение детей происходило в венчанном браке?

— Я бы сказал, что желательно. Когда у человека есть благословение на рождение детей, то понятно, что это именно дар Божий. Конечно, Господь посылает детей и тогда, когда родители о Боге совершенно не думают. Более того, именно через детей многие и приходят к Богу. Но в том случае, если брак не благословлен Церковью, дети оказываются как бы похищенными. Знаете, если ребенок хочет от отца получить что-то, он говорит ему: «Папа, я хочу машинку». Тогда отец эту машинку покупает или не покупает. Но ребенок ведь может и не обращаться к отцу, а стащить деньги у него из кошелька и купить эту игрушку. Но той радости, которую он мог бы получить, когда бы отец сам подарил игрушку, он уже не получит, потому что ему придется ее прятать, играть ею тайком. Нечто подобное, мне кажется, возникает и в случае с семьей, с беременностью. В одном случае родители молятся о том, чтобы у них были дети, берут благословение, просят Бога, чтобы Он благословил их брак, благословил чадородие и многочадие, как мы молимся в таинстве Венчания. Совершенно другая ситуация возникает, когда ребенок — побочный продукт взаимоотношений мужчины и женщины. Уже не будет, конечно, той радости, которая бывает у родителей, осознавших, что Бог услышал их молитвы и даровал им ребенка.

— Но бывает же так, что родители венчаются, но о даровании детей не молятся. А бывает наоборот: молятся о рождении детей не венчанные…

В первом случае молитва совершалась во время венчания и супруги молились вместе со священником. Во втором — людям необходимо осознать, что самая сильная молитва о детях — именно венчание. Мне довелось повенчать супругов, которые считали себя бесплодными… Через год я крестил их двойню!

Особый путь, но не единственный

— Существует точка зрения, что чадородие это особый путь женщины ко спасению. Насколько она корректна?

— Об этом прямо говорит апостол Павел: «…жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (2 Тим. 2, 14-15). Но как это понимать? Есть такая поговорка в Православии: воспитать ребенка — всё равно, что храм построить. Ведь мы относимся, по словам апостола Павла, к нашим телам как к храмам Духа Святаго (1 Кор. 3, 16). Поэтому, если мать воспитывает ребенка в вере, в благочестии, в чистоте, прививает его к Церкви, то ребенок на самом деле становится храмом Божиим. Это путь ко спасению и для нее, и для ребенка, и, возможно даже, для тех людей, которые потом будут с ее ребенком общаться, и которых он, может быть, приведет ко спасению. Мои небесные покровители Кирилл и Мария Радонежские воспитали Сергия Радонежского. И, конечно, воспитание преподобного — это был путь ко спасению не только Марии и Кирилла, и самого Сергия, но и тысяч и миллионов русских людей.

Икона Богородицы «Поможение в родах» почитается как заступница рожениц. Образ получил распространение в России в XVII-XVIII вв., возможно, под влиянием итало-греческой иконописи. В Санкт-Петербурге почитаемый список находится в в Свято-Троицком Измайловском соборе. — Но ведь очевидно, что у женщин есть другие призвания. Она может и не иметь детей, и при этом быть хорошей христианкой.

— Каждый человек имеет уникальные таланты, дары от Бога. Вне зависимости от того, мужчина он или женщина, он должен их реализовать. Очень мне нравятся слова Иоанна Лествичника о том, что каждый человек, вне зависимости от пола и возраста, может быть священнослужителем в своем сердце. Сердце — это тот храм Божий, в котором мы можем приносить жертву хвалы Богу. В зависимости от духовного устроения и от духовного подвига и роста человека, он в своем сердце может быть дьяконом, или священником, или епископом. Такое служение Богу гораздо важнее и приятнее, чем служение внешнее без внутреннего.

— То есть, чадородие не единственный путь спасения для женщины?

— Не единственный. Скажу больше. Некоторые — особенно это касается каких-нибудь сектантов, иноверных — говорят, что создание семьи и вообще интимные взаимоотношения, близость между мужчиной и женщиной нужны только для того, чтобы иметь детей. Но это противоречит учению Православной Церкви, учению апостола Павла, который говорит: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7, 2). Конечно, рождение детей — это важная и необходимая цель брака. Но на первое место апостол поставляет не его, а сохранение чистоты и целомудрия. То есть — ограничение нашей естественной потребности тем, что благословил Бог.

Предохранение от Бога

— С Вашей точки зрения, сколько должно быть детей? Как определить, сколько их нужно и можно иметь этой вот конкретной паре?

— Человек это не может определить, это определяет Бог. Сколько Он пошлет, столько и должно быть. Другое дело, что встает вопрос о предохранении. В чем его смысл? В том, что, предохраняясь от посылаемого Богом, человек предохраняется от Самого Бога. Он Ему не доверяет, считая, что у него есть какие-то обстоятельства, о которых Бог не знает: низкая зарплата, маленькая жилплощадь, планы карьерного роста. Он рассуждает так: дети у нас появятся в зависимости только от того, имеем ли мы с супругой близость или не имеем, а Бог, может быть, об этом и не узнает. Как-то это само собой получится. И Бог, действительно, нам не навязывается, в стороночке стоит, и люди живут без Бога.

— Когда все-таки предохраняться можно?

— В тех случаях, когда люди не могут воздерживаться, а у супруги, у мамы, есть какие-то болезни, которые не надуманно, а действительно ставят под угрозу жизнь и ее, и ребенка, которого она, может быть, будет вынашивать. Второй вариант: если уже есть дети, несколько детей, и жена находится в истощенном состоянии, а воздержание невозможно. Разумеется, речь может идти только о том, чтобы предохранялся мужчина, поскольку всё остальное либо является абортивным средством, либо вредит здоровью женщины, либо и то и другое…

— Но воздержание — это все-таки универсальный способ предохранения…

— Да, конечно. Универсальный. И только такое «предохранение» может быть благочестивым. Но супруги должны быть к этому готовы. Апостол Павел говорит: «Не уклоняйтесь друг от друга (речь идет именно о близости), разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7:5). Когда одно из этих условий не выполняется, то супруги не могут друг от друга уклоняться, не могут отказывать друг другу в близости. Каким образом это с исповедью связано? Часто приходят люди и говорят: «Вот, мы в пост допускали близость». Здесь важно понимать, что отказываться от близости супруги имеют право только по взаимному согласию. Поэтому, если один из супругов хочет поститься, а другой не может этого делать, то тот, который хочет поститься, не имеет права воздерживаться. Он может сам не провоцировать другого, пытаться жить воздержанием, но если другому необходимо это, мужу или, наоборот, жене, то первый, который постится, уже не имеет права отказывать. Греха здесь не будет. И я обычно говорю прихожанам, что если не вы были инициатором близости в пост, то вы можете даже в этом не исповедоваться, потому что, наоборот, будет грехом, если вы будете отказывать, и из-за этого, может быть, семья будет разрушаться, ваша вторая половиночка будет куда-то в другую сторону смотреть, разжигаться какими-то помыслами, не дай Бог, до измены дойдет.

Встреча Марии и Елисаветы (Лк. 1, 39-56), состоявшаяся сразу после Благовещения, не только укрепила Богородицу в Ее служении, не только прославила Ее родственницу как пророчицу и мать пророка, но и показала христианину, что ребенок от зачатия избран и любим Богом. «Иоанн, когда еще был в чреслах Захарии, — пишет преподобный Ефрем Сирин, — подобно и Левию в чреслах Авраама, уже служил Господу и ожидал Его, как цвет месяца арекк, молчаливо возвещающий о грозди, которая источена среди Иерусалима».

— Мы знаем сколько угодно неблагополучных семей с множеством детей. Мы знаем и очень благочестивые семьи, где один-два ребенка, и явно не потому, что родители больны, а потому что они решили, что у них будет столько-то детей. Они кормят их, воспитывают в вере, дают образование. Получается, что вот те неблагополучные семьи более безответственно подходят к «детскому вопросу». При этом они вопросами предохранения не обеспокоены. В этой логике они доверяют Богу больше, чем благополучные и благочестивые?

— Те люди, про которых Вы говорите, рожают детей не потому, что они волю Божию исполняют, а потому, что они, как животные, следуют инстинктам. Другое дело, что дети-то тоже не из воздуха появились — Господь их послал. И мы не знаем, почему у одних благочестивых, которые хотели бы много детей, родился всего один, два или вообще ни одного, а у каких-нибудь пьяниц — много. Возможно, одна из причин — то, что Господь хочет через детей, через многочадие, вот этих людей, которые живут неблагочестиво, как-то заставить задуматься и изменить свою жизнь.

Еще ближе к Нему

— Самый распространенный «православный» вопрос: можно ли беременным поститься?

— Я здоровых молодых женщин всегда благословляю поститься. Но без надрыва: если какие-то проблемы возникают, можно послабление сделать. Но сколько постились мои прихожанки, роды всегда нормально проходили, и даже легче было рожать. Потому что если беременная постится, у нее размягчаются родовые пути и возникает гораздо меньше осложнений, чем у женщины, которая питается всем. Но одно дело — воцерковленная здоровая женщина, которая постилась до беременности. Другое дело — здоровая женщина, которая не постилась. Одно дело — больная, которая постилась. Другое дело — больная, которая не постилась. Всё индивидуально. Кстати, в некоторых случаях, сам организм женщины в начале беременности начинает поститься: я имею в виду токсикоз первого триместра, когда возможна не только тошнота, но и рвота.

— Нужно ли женщине чаще причащаться во время беременности?

— Мария Египетская сколько раз в жизни причастилась? Один раз, наверное, когда была крещена, второй — когда покаялась, в третий — перед смертью. Тем не менее — она одна из самых великих святых. Поэтому, дело не частоте причащения, а в качестве, в том, как мы готовимся к причастию, как относимся к нему. Конечно, для человека, который живет не в пустыне, как Мария Египетская, а рядом с храмом, который воспринимает Бога не как нечто далекое, а как нечто близкое и родное, как члена семьи, частое по возможности причащение является насущной потребностью. Ну а во время беременности, когда женщина думает уже не только о себе, а и о ребенке, у нее, у православной мамы, должно быть постоянное желание стать еще ближе к Богу, еще больше молиться, еще чаще причащаться.

— А есть какие-то ограничения для беременных, по аналогии с «обычным женским»?

— Не причащаться, не приходить в храм? Нет, это предрассудки. Женщины иногда задают вопрос: «А можно ли во время беременности венчаться?» Если уж до беременности не испросили благословения Божия на зачатие и на рождение детей, то лучше, конечно, это раньше сделать, чем позже. Лучше венчаться во время беременности, чем после.

Мама и другие

— Как правильно сообщить о беременности мужу и родителям?

— Это зависит от взаимоотношений в семье и от отношения в ней к чадородию. Бывает так, что семья даже православная, в ней уже несколько детей, но бабушки-дедушки полагают: «куда уж там больше». В этом случае, может быть, попозже стоит говорить, чтобы не вызвать негативной реакции, от которой сама мама (которая вынашивает ребенка) будет расстраиваться и нервничать.

— У беременных женщин бывают разные, скажем так, чудачества, частые перемены настроения. И окружающие от этого тоже страдают. Как это преодолеть? Что нужно делать?

— Вся жизнь наша — страдание. Через какие-то скорби мы совершенствуемся в терпении и в смирении. Для женщины это подвиг, для близких — тоже подвиг, возможность лишний раз проявить свою любовь к этому человеку, к этой женщине, к супруге, к дочери, к матери, к сестре.мы должны иметь к беременной женщине соответствующее снисхождение. Вот часто пожилые люди говорят: «Мне бы хотелось уже умереть, потому что я только обуза для ближних. Я инвалид», или: «…я уже старая, не могу за собой ухаживать». Приходится объяснять: «Вы поймите, вы нужны вашим ближним, потому что, ухаживая за вами, они учатся любить». Точно так же, и, может быть, еще в большей степени, мы учимся любить, терпя немощи беременной женщины.

— Как Вы относитесь к присутствию мужчин во время родов? Такая практика сейчас достаточно распространена, в том числе платно эту услугу оказывают в роддомах. Это хорошо или нет?

— Я — консерватор. Мне кажется, это сугубо женские дела — пусть рядом с роженицей будут мать, сестра, близкая подруга — мужчине там делать совершенно нечего. Я, правда, присутствовал при родах второго и третьего ребенка, но я был немножечко в стороне, просто молился, роддом окроплял. Мужчина в этот момент должен быть не столько с женой, сколько с Богом. Потому что именно Он посылает ребенка, хотя и не без участия родителей.

Мама и ребенок

— Как относиться к УЗИ, скринингу, анализам на патологии, в общем, к способам врачебного мониторинга беременности. Нужны ли они?

— Я своим студентам всегда говорил: «перед лабораторными и инструментальными методами исследования снимайте шляпу, но не голову»! Мне самому приходилось много раз ставить диагнозы вопреки исследованиям. К сожалению, сейчас и врачи и беременные «снимают голову». Взять хотя бы тест на АФП (альфафетопротеин). Это скрининговый тест на патологию плода. Делают почти всем. За рубежом он добровольный, и о нем подробно рассказывают. Да, действительно, изменение количества этого белка может свидетельствовать о повышенном риске пороков. Например, понижение — о риске болезни Дауна. Что сделает женщина, если ей скажут, что риск болезни Дауна у ребенка повышен в 50 раз? Она решит, что ребенок — Даун и пойдет на аборт! Теперь обратимся к цифрам. Повышение риска в 50 раз означает, что женщина имеет примерно 0,5% риск родить дауненка, или 199 против 1, что родится здоровый! Это уже совсем другой разговор. А женщине говорят, что у нее Даун! Я много таких успокаивал после направления на аборт. Во всех случаях родились здоровые. Поэтому надо с умом подходить к исследованиям. И делать их не для уничтожения «неполноценных», а для того, чтобы помочь женщине родить.

— Есть различные рекомендации, которые сводятся к тому, что будущая мать должна активно воздействовать на ребенка: классическую музыку слушать, читать ему хорошие книжки вслух, разговаривать с ребенком. Что из этих рекомендаций имеет реальную пользу?

— В медицине есть такие направления, как арт-терапия и музыкотерапия. Известно, что искусство влияет на организм человека, на его настроение, на его психику. И, конечно, ребенок в утробе матери тоже ко всему этому приобщается и на всё это реагирует. Я перед Крещением ребенка говорю, что он, этот ребенок, не белый чистый лист, на котором можно писать всё, что угодно. Нет, написать, конечно, можно всё, но надо понимать, что, во-первых, ребенок уже поврежден грехом, несет на себе последствия того, что совершили Адам и Ева. А во-вторых, он девять месяцев находился в утробе у мамы и вместе с ней либо ходил в храм и молился, либо слушал концерты классической музыки, либо смотрел боевики, либо сидел в соцсетях. Опять же, если у мамы с мужем лады, и они любят друг друга, друг другу уступают — и ребенку легче. А если мама ругалась с папой во время беременности, то и ребенок каким-то образом это всё переживал. Все поступки мамы отражаются на ребенке.

— Я слышал от многих женщин (хотя это не абсолютное правило), что им тяжело любить ребенка до того, как его положат на живот после родов. Тогда только она начинает думать о нем, а не о себе. А до того она сосредоточена больше на своем здоровье. Это нормально или нет?

— Но женщина ведь может чувствовать ребенка и до родов! Мы же любим Бога, Которого не видим, по крайней мере, стремимся к тому, чтобы любить Его. Но, действительно, с того момента, как ребенка приложили к груди первый раз, очень сильно что-то меняется в матери. В центре «Жизнь», который я возглавлял, был такой случай. Наша сотрудница, которая в роддоме работала, узнала, что одна из женщин хочет отказаться от ребенка. Вокруг нее уже ходили доктора, подписывали какие-то документы, был «покупатель», который был готов забрать ребенка. Она, врач, пошла на хитрость. После того, как ребенок родился, она принесла его к маме, которая совершенно не собиралась его принимать, не готова к этому была, и сказала: «Вы знаете, ребенка сейчас мы не можем покормить. Не могли бы вы его один раз к груди приложить. А мы потом решим проблему». Она приложила… и не смогла отдать. Конечно, врача этого потом уволили, было много истерик, криков, ругани. Но мама выписалась с ребенком.

* * *

Священник Кирилл Иванов

Отношение к бездетности во все времена было однозначным. В наше время семей, где нет детей, становится все больше. Как относиться к тому, что ребенка невозможно зачать и родить? Как понять — почему? На эти и другие вопросы отвечает Ирина Мошкова, кандидат психологических наук.

— Очень важно понять, что рождение ребенка — это чудо, это милость Божия. Современные люди этого часто не понимают, у них нет такого отношения к детям, потому что нет крепкой веры, нет понимания христианской традиции. Сейчас укоренилась совсем другая практика: «МЫ» делаем ребенка, «МЫ» его рожаем. И относиться к ребенку люди начинают как к собственности. Появилось словосочетание «завести ребенка», как будто речь идет о кошке или собаке. Во всем звучит какая-то произвольность…

Появились новые технологии, новые подходы к организации жизни, и это таит в себе большой соблазн. Человеку начинает казаться, что он все может, всем может управлять в соответствии со своими желаниями. Хочешь мальчика — будет тебе мальчик, хочешь девочку — будет девочка. Хочешь, чтобы был здоровый ребенок — это тоже можно устроить.

Многие вообще относятся к рождению ребенка как своей прихоти. Вот, например, некоторые одинокие женщины рассуждают так: «Рожу ребенка для себя». Это неверная, циничная предпосылка. Потому что ребенок рождается не для матери, не для ее утешения. Ребенок — это личность, которую Господь вызывает из небытия к бытию ради осуществления какого-то определенного, только Ему известного, предназначения. И жизнь, и смерть — все в руках Божиих. И рождение ребенка — тоже в Его руках. Господь может дать дитя, а может и не дать…

Из Священного Писания нам известны такие супружеские пары, которые всю жизнь прожили в любви и согласии, но у них не было детей. Вот, например, Авраам и Сарра. Вспомним, что Господь не давал им ребенка, пока в их дом не пришли три путника, точнее пока Сам Бог, Пресвятая Троица, не явился перед ними в виде трех ангелов. Только когда воля Божия была определена, Аврааму и Сарре было сказано, что у них, у престарелых уже людей, родится сын, который не только продолжит их род, но от которого произойдет многочисленный народ.

Аврааму и Сарре было трудно в это поверить, ведь в возрасте почти ста лет дети уже не рождаются. Получение такого обетования казалось бессмыслицей. Сарра даже засмеялась в этот момент, но один из Ангелов строго сказал ей: «Ты скоро поймешь, что твой смех — это результат неверия, недоверия Промыслу Божию». И у них действительно через некоторое время родился сын Исаак.

Еще примеры: Захария и Елисавета, родители Иоанна Крестителя, или Иоаким и Анна — отец и мать Пресвятой Богородицы. Рождение Божией Матери тоже произошло, вопреки всем законам человеческого естества, совершилось уже у престарелых родителей, в том возрасте, когда дети у людей уже не рождаются.

Если есть на то воля Божия, ребенок появляется на свет. Однако, при этом иногда это событие по какой-то причиние откладывается. В это время родители молятся, и, доверяя Богу, не перестают надеяться на Его милость. Родившийся ребенок получает от Бога особое предназначение. Раньше люди понимали, что дитя — это дар Господа, и когда оно появлялось на свет, родители его Богу и посвящали. Эта древняя традиция нынче совершенно утрачена. Сейчас людям кажется, что они все могут сами сделать, все могут купить и определить произвольно. Как будто бы есть какая-то «индустрия по производству детей».

— Фактически, к этому и идет сейчас наше государство: к какой-то индустрии. Все больше распространяются ЭКО и прочие технологии.

— Да. Появилось такое понятие, как «планирование рождения» ребенка, существуют Центры планирования. Они, конечно, выполняют определенную положительную функцию: проводят занятия, дают знания, способствующие наступлению беременности, заботятся, чтобы супруги были к этому психологически подготовлены. Но люди забывают, что дар жизни — за пределами человеческих возможностей. Возникает такое технократическое, прагматичное отношение к рождению: раз я хочу — «вынь да положь». И, естественно, пары очень нервно реагируют, когда у них сразу что-то не получается. Если дитя не появляется мгновенно, по первому желанию, у женщин нередко начинается истерика: они плачут, нервничают, идут к психологу, к священнику… Я знаю несколько примеров, когда пары прибегают к ЭКО — искусственному оплодотворению, технология срабатывает, ребенок рождается, но семья все равно потом разрушается. Попытка соединить отношения за счет ребенка оборачивается в дальнейшем слишком серьезными издержками, это ломает людские судьбы.

Часто бывает и так, что невозможность зачать дитя, бесплодие, побуждает супругов к обращению, к молитве, к посещению святых мест. У меня на консультации было несколько супружеских пар, которые родили детей именно после того, как совершили паломничество к мощам Серафима Саровского, Сергия Радонежского или Матронушки, искупались в источнике.

Одного желания родить ребенка, каким бы большим оно ни было, — еще недостаточно. Нужно еще что-то к этому прибавить: нужно стать в особую позицию по отношению к Богу, нужно смириться с тем, что именно Господь является источником и подателем всякого блага.

В том, что Господь медлит и ждет, что не дается сразу осуществление наших желаний, есть очень большой смысл. Опыт показывает, что невозможность родить желанного ребенка часто возникает тогда, когда люди к этому нравственно и психологически еще не готовы.

Ведь ребенок, по учению Церкви — это плод любви. Самое главное, для чего создается семья — чтобы люди могли восполнить несовершенства друг друга в любви. Муж и жена, две личности, соединяются в браке, создавая единую, совершенную личность. Но опыт показывает, что, поскольку у людей нет понимания сущности брака, они пытаются связать понятие «семья» с понятием «рождение детей». А вед на самом деле брак и семья даны человеку не только для продолжения рода. Продолжение рода, рождение ребенка — это вторичное событие, это скорее следствие той супружеской любви, ради которой брак заключается. Сколько бы детей ни родилось, главным человеком для жены остается муж. Эта истина расходится с нашими житейскими представлениями.

В многодетных семьях часто возникает перекос внимания женщины в сторону детей: жена рожает и занимается ребенком, потом опять рожает — и опять занимается ребенком… При этом она может потерять контакт с мужем. От него произошло зачатие ребенка, а дальше он, вроде уже, и не нужен; дальше жена все может сама, ведь у нее уже есть навыки по рождению и воспитанию детей. Поэтому даже многодетные семьи часто бывают несчастливы из-за того, что дети-то есть, а любви супружеской нет. Появляются взаимные претензии: она его упрекает: «Ты мне не помогаешь!», а он ей в ответ: «Я тебя, что, просил рожать»? Многие многодетные семьи переживают такой кризис.

Кстати, православные молодые люди, которые восприняли позицию «брак только для чадородия», зачастую очень горячо этим увлекаются: один ребенок, другой, третий… Сейчас еще и льготы есть, и выплачиваются разные пособия. Но увлекаясь рождением детей, супруги нередко теряют качество отношений. Потому что в период беременности и родов, когда женщина занята младенцем, ее отношения с мужем уходят на второй план. И потом оказывается, что детей трое-четверо, шестеро, а он семью бросает…

Нужно помнить, что не только количеством детей семья не созидается, а качеством отношений, в которых есть любовь.

— Ирина Николаевна, что же не так в тех семьях, которым не удается родить ребенка?

— Прежде всего, брак — это любовь супружеская. Брак создается на основе любви и во имя любви к тому человеку, с которым ты соединяешься. Именно с этим человеком предстоит создать счастливую семейную жизнь. Этому человеку ты доверяешь, ради него живешь, дышишь, существуешь. А продолжение рода и рождение детей — это уже следствие отношений между супругами, основанных на любви.

Часто при ближайшем знакомстве с ситуацией видно, что в тех бездетных семьях, у которых нет возможности зачать и родить ребенка, муж и жена не полностью понимают и принимают друг друга. Между ними существуют какие-то барьеры в общении: бывают, что люди вступают в брак по каким-то меркантильным соображениям, по рекомендации родственников или из соображений, что «возраст уже подпирает», есть усталость от одиночества и иные подобные причины, — в общем, без особого чувства любви.

Но чтобы брак был полноценным, очень важно, чтобы люди испытывали и чувство любви, и сексуальное влечение, и имели готовность понимать, уважать и принимать другого человека. Ведь в браке люди становятся родными: между мужем и женой такая степень близости, что ближе уже некуда. Люди должны принять друг друга и психологически, и духовно, и телесно, должны понять, что этот человек — это твоя судьба, он послан тебе на всю жизнь, а не только на ближайшие пять-десять лет.

Есть такое определение, аксиома: «Мы только тогда хорошие родители, когда мы — любящие друг друга муж и жена». Супружество и родительство между собой логически взаимосвязаны. Неправильно гоняться за рождением ребенка и не заботиться о том, чтобы полюбить, принять, понять своего супруга. Нужно научиться жалеть, прощать и чувствовать другого человека так же как самого себя.

— Получается, упражняться в любви, взращивать любовь, можно и без ребенка?

— Бывают случаи, когда люди никак не могут родить, и с этим ничего не поделаешь: генетическая несовместимость, тяжелая болезнь, перенесенная серьезная операция. Но бесплодие — не причина для того, чтобы разбежаться в разные стороны, возненавидеть друг друга или начать обвинять. Ведь если люди любят друг друга, они могут эти проблемы пережить вместе, могут поддерживать друг друга или взять приемных детей из детского дома.

Но когда люди пытаются за счет ребенка создать иллюзию счастливой жизни, дитя становится средством, компенсирующим недостаток супружеской близости. И на ребенка накладывается слишком тяжелая ноша: от него требуют, чтобы он соединил супругов. Досужие родственники иногда советуют молодой женщине: «Ты роди ему ребенка, он тебе тогда не будет изменять и никуда не уйдет». При таком отношении к семейной жизни, ребенок становится именно инструментом, средством построения супружеских отношений. Опыт показывает, что рождение ребенка не удерживает от развода. Сейчас семьи рушатся, когда в них даже трое, четверо детей. А, если нет гармонии супружеских отношений, мужчины все равно уходят.

— То есть, ребенок иногда решает какие-то личные вопросы мамы, например, содействует повышению ее самооценки?

— Да, порой мать самоутверждается через ребенка. Если он родился здоровенький, умненький, красивенький, им можно похвалиться, можно нарядить его, показать: вот какая хорошая я мама, какой красивый у меня сынок или дочка. А ведь бывает, что ребенок не очень здоров, или не очень сообразителен, или не очень ловок. У него может быть с детства какое-нибудь заболевание: аллергия, проблемы с легкими или внутричерепное давление… Посмотрите, сколько проблем у нас с семьями, где есть дети-инвалиды. Потому что родители часто стыдятся своих детей, боятся выходить с ними на улицу. Наше общество таково, что выйти на прогулку с ребенком-колясочником считается постыдным! Многие люди сидят по домам: дети-инвалиды иногда вообще не гуляют, не бывают в кино, театре и не посещают общеообразовательную школу вместе с другими детьми.

У родившихся детей могут быть различные, в том числе и ограниченные возможности. Бывает, ребенок похож на мать, а бывает — на отца. Есть люди, которые даже здорового ребенка не принимают, если он похож, скажем, на родню мужа. Мать, которая не находит общего языка со своим супругом, затем, как правило, начинает отвергать и ребенка, просто потому что он напоминает отца.

Такие женщины часто кричат на ребенка: «Да ты такой же дебил, как твой отец! Ты вырастешь и в тюрьму сядешь! Ничего из тебя путного не выйдет!». Многие женщины, вроде бы, хотят стать матерью, рожают младенца, но не принимают его, поскольку ребенок не связал семью. Женщина, которая не обрела счастья в супружестве, часто становится злобной и агрессивной матерью.

— У многих женщин, которые в данный момент не могут реализовать себя в материнстве, начинается какая-то зацикленность на рождении ребенка. Как в этой ситуации сохранить рассудок и трезвую голову?

— Именно таким способом: понять, что есть вещи, которые не в нашей власти. Рождение детей, так же как жизнь и смерть, находится в руках Божьих.

Ведь мы теряем близких людей. Конечно, нам хочется, чтобы человек жил, жил и жил, но у Бога есть свой Промысл. Не знаем мы также и сроков окончания своей собственной жизни. И ничего, от этого мы не сходим с ума! Живем и надеемся, что у нас есть какая-то жизненная перспектива. Я думаю, что точно также нужно подходить к рождению ребенка.

Мы же очень торопимся! Нам хочется, чтобы все было как у всех, причем, как можно скорее! Ведь женщина, имеющая семью и детей, имеет более высокий статус в современном обществе. Молодая женщина хочет себя почувствовать более уверенно: вот она начинает завидовать другим женщинам, которые находятся в беременности или с колясками гуляют по улицам. Кроме того, сейчас различные пособия и льготы установлены государством для тех, кто имеет детей.

Но это чисто внешний подход к решению своих семейных проблем. Он в дальнейшем оборачивается колоссальными издержками: если дитя есть, а женщина к материнству не готова, если она вообще эмоциоанльно-холодная мать, то наличие ребенка станет для нее не радостью, а тяжелым жизненным крестом. Она хотела — она получила, но как она этим распорядится? Бог подарил ей младенца, но что она дальше будет с ним делать, если психологически и духовно она еще не восприняла ценность этого подарка?

Здесь много разных тем для размышления возникает: о понимании женского предназначения, понимании материнства как такового, и, вообще, об осознании целей воспитания.

Как о. Димитрий Смирнов говорит в проповедях: «Бог тебе дает ребенка для чего? Чтобы ты его воспитала, чтобы ты потом его же Богу смогла вернуть в качестве христианина».

А мы ведь хотим «ребенка для себя». И тогда начинаются истерики, бурные страсти, рождается переживание горя, неполноценности. Женщине кажется, если я буду иметь ребенка — все у меня будет замечательно, я буду хорошей матерью. Но чаще всего человеком движут фантазии, иллюзии. И когда ребенок рождается, выясняется, что женщина совсем не готова собой жертвовать.

Ведь нужно вставать по ночам, кормить грудью, когда ребенок болеет, — лечить. А это непросто, поэтому часто молодая женщина чувствуют свою беспомощность. Она не понимает, почему младенец плачет, и этот крик начинает ее раздражать. Некоторые женщины говорят на консультации: «Ох, он родился такой плаксивый, он такой нытик был, я прямо не знала, что с ним делать!». А иногда можно услышать: «Мне прямо задушить его хотелось: по ночам ревет и ревет, ревет и ревет!». Ну что это такое!?

Да, женщина, которая хотела ребенка, но не была подготовлена к решению задач воспитания, становится плохой матерью. Рождение ребенка дает дополнительный шанс на спасения души родителей. Плохая, неласковая, нечуткая мать не использует этот шанс, чтобы изменить себя, чтобы самой развиваться духовно. А ведь она могла бы научиться жертвовать собой, любить, могла бы наставлять ребенка, помогать ему в освоении окружающего мира.

Женщина, нелюбящая своего ребенка, постоянно хочет его переделать, кричит на него, шлепает его без всякой причины. Сколько таких примеров на улице? Малыш, бедный, на что-то засмотрелся, в лужу зашел, а она: «Ага! Ты зачем ноги промочил?» и как даст ему — ребенок чуть ли не подлетает от этих шлепков.

А потом дети начинают учиться в школе… Нечасто матери садятся рядом с ребенком и помогают ему с уроками? Они хороших отметок от него требуют, а помочь — не собираются. Вместо того, чтобы подсесть к ребенку и сказать: «Давай разберемся в этой трудной задачке. Я тебе сейчас объясню, как она решается», — мать читает нотации, может кричать, упрекать ребенка в бестолковости и невнимательности. И поэтому многие дети неуспешны в учебе.

Мы живем в обществе, которому свойственны признаки вопиющей некомпетентности людей в вопросах семейной жизни. Попытка свести вопрос о семейной жизни к проблеме рождения детей, на мой взгляд, — неправильна. Рождение ребенка — это только один из аспектов проблемы становления семейных взаимоотношений. Еще неизвестно, как люди, родив младенца, себя поведут, кого они вырастят из этого ребенка. Откуда у нас появляются бандиты, наркоманы? Это, как раз, является результатом той самой некомпетентности в вопросах семейной жизни. Все социальные пороки зарождаются в кругу семьи.

— Ирина Николаевна, отдельно хотелось бы спросить о православных семьях. Бывают же пары, которые сохраняли невинность до брака, у них не было других половых партнеров, они все сделали правильно: венчались, все соблюдают, а детей нет. Год проходит, два, три, люди и молятся, и по святым местам ездят, но ребенок не дается. И вроде оба здоровые. Как не впасть в ропот в такой ситуации?

— Бывает всякое. Иногда не то, что два-три года, а целых десять лет супруги не могут зачать и родить ребенка, я знаю такие примеры. Детям важна не ритуальная чистота, не соблюдение всех обрядов и порядков, которые Церковью рекомендуются. Самое главное — это не просто «все сделать правильно», а стяжать любовь, принять в свою жизнь другого человека.

Я знаю одну семью, точь в точь как вы говорите: верующие, православные молодые люди, в брак вступили по благословению священника. Батюшка хотел вырастить из молодого юноши будущего пастыря, а эта девушка была благочестивая, чистая, не замеченная в какой-либо фривольности.

Молодые люди поженились, повенчались. Естественно, они вели благочестивый, церковный образ жизни, у них не было никаких вредных привычек. Но начинается первая беременность… и происходит выкидыш. Женщина плачет, переживает. Проходит какое-то время — и снова выкидыш. Еще несколько лет — то же самое. Когда эта женщина пришла ко мне, пережив три выкидыша, она рыдала навзрыд и думала, что ее семейная жизнь на этом закончилась.

В такой ситуации, естественно, портятся отношения между супругами, и даже вера может пошатнуться, потому что это достаточно тяжелое испытание. Ведь оба — здоровые, молодые люди, ничто не препятствует рождению детей, а беременность заканчивается трагически.

Однако мы с ней поговорили о разных вещах, в том числе и о том, как они живут, что происходит у них в семье (а жили они с его матерью, со свекровью). И стало ясно, что ей в этом доме достаточно тяжело психологически.

Она вступила в этот брак, послушавшись благословения священника, можно сказать, по послушанию вышла замуж, но еще не полюбила, не приняла до конца своего мужа. И поэтому эта обстановка в доме ее угнетала, ведь ее муж там, в первую очередь, был сыном своей матери и часто принимал сторону мамы, а не ее поддерживал. Возникало множество микроскопических недомолвок, несогласий друг с другом, а когда человек поступает не так, как нам хотелось бы, это откладывается в душе тяжелым переживанием. Отношения были напряженными, шла притирка характеров, и Господь не давал в это время родиться новой жизни.

Мы с ней обстоятельно поговорили, и я посоветовала ей отвлечься от мыслей о ребенке, от желания родить любой ценой. Я сказала, что сейчас их задача — просто понять, принять, пожалеть, пощадить друг друга, не обвинять один другого за то, что произошло что-то неприятное.

Прошло некоторое время, она успокоилась, утихла, они уехали. А позже я узнаю, что у нее сначала один малыш родился, потом другой, третий… Молодой человек стал батюшкой, в общем, жизнь наладилась.

Есть такое выражение: до настоящей любви нужно дожить. Но поскольку у нас утрачены многие ценности семьи и брака, то и понятие любви у нас девальвировано. Мы знаем словосочетание «заниматься любовью», знаем про дружескую, слепую, страстную любовь, но настоящая, подлинная — христианская любовь, к сожалению, для нас труднодоступна. Это предполагает подвиг. Мы идем к этому долгим путем, витками, и даже через душевную боль.

Может быть, такое, попущенное Господом страдание — троекратный выкидыш, сблизило эту семью. Возможно, Бог так усмотрел, чтобы они на фоне переживания общего горя особенно сильно друг друга почувствовали, стали особенно близки.

Она искренне хотела стать матерью — и она поняла, что он действительно ее жалеет, ни в чем не обвиняет и не упрекает. Ведь чувство вины, которое испытывает женщина в такой ситуации, колоссально.

— А как мужчина может поддержать женщину, если она не беременеет или у нее не получается выносить ребенка?

— Тем, что будет заботлив, нежен, ласков. Тем, что не пойдет налево и направо. Потому что мужские поступки бывают довольно жестокими. Многие женщины мне говорили, что муж их бросил именно во время беременности.

— Какова специфика бездетности в так называемом «гражданском браке», то есть сожительстве?

— Люди считают, что гражданский брак предшествует заключению официальных отношений, хотя многие мужчины к регистрации в загсе вовсе не стремятся. И женщины часто обольщаются, думая, что если они забеременеют и родят ребенка, это скрепит их отношения с любимым, свяжет их, и потом они обязательно поженятся.

Конечно, есть определенное количество молодых мужчин, которые действительно так рассуждают: мол, куда деваться? Это же мой ребенок. Наш храм стоит в парке Царицыно, и по воскресеньям, когда идут венчания, здесь часто гуляют женихи и невесты — почти все современные невесты — беременные. Это тоже последствие «гражданского брака»: в лучшем случае, отношения оформляются законным браком, именно в тот момент, когда есть факт беременности. Но это еще не означает, что люди уживутся после того, как брак будет заключен официально. Ведь семьи, если в них не было любви, распадаются и при наличии детей.

Но чаще всего происходит по-другому: пока люди живут вдвоем, им кажется, что они очень любят друг друга, очень нужны друг другу. Бывает, мужчина снимает квартиру, женщину содержит, балует, делает ей подарки и так далее. И женщина привыкает к такому комфорту, заботе, вниманию к себе и считает, что теперь самое время рожать, это счастье продлится и только умножится.

А на самом деле все выходит наоборот: как только она объявляет о своей беременности, их отношения заканчиваются. Я помню случай, когда женщина, имевшая весьма комфортную жизнь, благодаря материальной поддержке своего мужчины, утром проснулась и нашла записку: «Оставь ключи на столе». Вот тебе деньги на «решение проблем». На этом «любовь» закончилась. Своими действиями мужчина подталкивает женщину к убийству ребенка. Поэтому в нашей стране огромное количество абортов, это последствия таких свободных отношений.

— А бывает и наоборот — мужчина хочет ребенка, но у них не получается. Что можно сказать о мужчинах, у которых нет детей от жены, и они хотят реализоваться с другой женщиной?

— Я думаю, что это потребительство, демонстрация своей сексуальной мужской силы. Рождение ребенка здесь становится неким фетишем, сверхценностью. Мужчина рассуждает в таком ключе: «Мужик я или не мужик?» Как будто в этом проявляется мужская состоятельность.

А некоторые вообще похваляются: «А у меня много детей: и от той, и от этой!» А ведь мужественность состоит, прежде всего, в том, мужчина верен своей супруге, что он разделяет с ней все: и радость и горе, что он принимает ответственность за все происходящее с семьей на свои плечи.

Ведь бывают случаи, когда супружеская пара бездетна, и с этим ничего не поделаешь. Бывает, люди сходятся уже в зрелые годы, и это не первый их брак. Одни пары берут на воспитание ребенка из детского дома, другие честно и благородно живут вдвоем, третьи помогают другим людям, четвертые — храму…

Мне встречались люди, которые, раз у них не было ребенка, ежемесячно делали какие-то пожертвования в детский дом. Они понимали, что так получилось, и с этим ничего не поделаешь, и хотели просто помочь другим детям, хотя бы материально. Ведь тема нерождения детей может быть рассмотрена и как служение, как покаяние. Многие люди, которых Господь не удостоил счастья отцовства и материнства, пытаются подарить хоть немного радости другим детям или другим семьям.

— Какие еще проблемы психологического или духовного плана могут быть причиной отсутствия детей?

— Причиной может быть болезнь. Я знаю одну пару, где у жены изначально была ослаблена психика. Когда он на ней женился, он не знал, что она ранее лечилась по этому поводу, все выяснилось только после венчания.

У этой женщины начались серьезные депрессии, а он не был к этому готов, не ожидал этого. (Сейчас, вообще, часто встречаются как дородовые, так и послеродовые депрессии, потому что у нас очень много людей с ослабленной психикой).

Семейный путь этой пары был совсем не гладким, они тоже пережили три выкидыша, но недавно я узнала, что и у них родился ребенок. Супруга успокоилась, подлечилась, попила лекарства, пришла в норму, и все-таки, слава Богу, смогла родить.

— Ирина Николаевна, и последний вопрос. Как бездетной паре правильно реагировать на навязчивые вопросы и замечания родственников: «Почему? Когда? Что? А вот та пара уже ждет ребенка…»

— Никак. Знакомые поговорят, поговорят, да и бросят. А разумные люди вообще говорить не будут. Самое главное — не попасть в колесо зависимости от чужого мнения. Все эти вопросы: «Ну, когда же, когда?» очень сильно давят на психику, и если люди этому поддаются, они и сами начинают нервничать.

Опираясь на Господа, все можно перенести, все можно разумно истолковать. Но многие страдают из-за того, что ничего не знают о Боге либо просто не хотят веровать. Ведь чтобы веровать, требуется мужество, вера — это нелегко, это подвиг: от многих вещей нужно отказаться, многое следует пересмотреть, многое в себе изменить. И это на раз-два не сделаешь, на это уходит много лет жизни, и на этот подвиг нужно решиться. Просто решиться идти вперед. Вот и все, а больше тут ничего не скажешь.

Конечно, можно фантазировать, пытаться втиснуть эту ситуацию в какие-то общие рамки, но у каждого человека, у каждой семьи есть своя особая судьба, а самое главное — есть Промысл Божий. Верующие люди понимают, что все, что ни делает Бог — к лучшему. Воля Божия — это всегда благо, и надо принимать ее как благо: без подозрений, без ропота. А если мы хотим сосредоточиться на себе, сделать так, чтобы нам было удобно жить, мы не приобретаем, а теряем.

Нам нужно различать три уровня человеческой природы: плотской, физический уровень, уровень душевный и уровень духовный. Если люди болтаются где-то внизу, на физическом уровне, и отношения строятся в плоскости «самец — самка», то это одно дело. Если они находятся на душевном уровне, здесь включаются уже более тонкие вещи. Ну а если подняться еще на этаж выше, все проблемы выглядят совершенно по-другому. С помощью Божией, нет ничего невозможного. Можно и инвалида воспитать, можно взять к себе чужого ребенка и сделать его счастливым. Сколько есть примеров, когда священники усыновляют 15-20 детей, вот, в Оренбургской области есть такая семья: там только двое или трое своих детей, а остальные — приемные. И от этого люди получают удовлетворение, в этом обретают счастье. А можно ведь и с одним ребенком мучиться и даже ненавидеть его.

Некоторые люди, даже если у них рождается ребенок-инвалид, так его любят, развивают, так о нем заботятся, что это компенсирует его недуг. А у других рождается здоровый ребенок, а они его доводят до состояния инвалидности, до нервно-психического срыва. Что лучше?

Все дело в любви. Можно и то хорошее, что тебе дано, своим небрежным отношением разрушить и уничтожить. А можно изначально получить ребенка слабого, чувствительного, нервного, но так с ним обращаться, что он наберет силы и станет полноценной личностью.

Просто нужно воспитывать ребенка с любовью, ведь родительская любовь — это целительный покров над его головой. Он вырастет и, возможно, перерастет свои проблемы, окрепнет. Посмотрите, какой пример подают нам параолимпийские игры! Здоровые спортсмены едут на олимпиаду — и проигрывают соревнования, а параолимпийцы, люди с дефектами, зачастую без ног и без рук, сражаются так, что занимают первые места. Если люди живут на духовном уровне, то на свой недуг они смотрят совершенно по-другому, живут с ним и бывают счастливы.

Ирина Мошкова, кандидат психологических наук
Realove.ru

Дети Божьи, кто они?

Кратко (основные тезисы).
Дети Божьи – это РОЖДЕННЫЕ СВЫШЕ люди, принадлежащие Богу на правах УСЫНОВЛЕНИЯ.
Усыновленными могут быть люди любых возрастов, рас, сословий, находящиеся в здравом уме (могут самостоятельно заключить Договор или Завет с Богом).
Люди усыновляются Богом исключительно ПО ЖЕЛАНИЮ ЛЮДЕЙ. Бог НИКОГДА НАСИЛЬНО не принимает людей в Свою Семью. Поэтому люди должны поставить свою «устную подпись» на Договоре усыновления, т.е. ВСЛУХ принять Христа, как своего Господа, Спасителя и Руководителя в этой жизни и в вечности (подробнее см. http://www.proza.ru/2014/06/11/895).
Детьми Божьими могут стать АБСОЛЮТНО ВСЕ ЛЮДИ, и это право дается ТОЛЬКО ОДИН РАЗ (родиться свыше можно только один раз) и ТОЛЬКО ПРИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (при переходе в духовный мир после земной смерти душа НАВСЕГДА ТЕРЯЕТ ЭТО ПРАВО).
Стать дитем Божьим зависит только от человека (Бог со Своей стороны Договор на усыновление УЖЕ ПОДПИСАЛ для каждого человека земли Кровью Иисуса Христа). Поэтому все, кто пожелает войти в Семью Божью будут приняты СРАЗУ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ СВЫШЕ для Бога и Царства Божьего (как родиться свыше, см. http://www.proza.ru/2014/06/18/395).
Исключение — Бог усыновляет людей без их согласия по Своей милости только в исключительных случаях: не достигших духовного совершеннолетия (младенцы и малолетние дети), за все время жизни на земле никогда не бывшие в здравом уме, или по другим причинам людей никогда не имевших возможность самостоятельно решить свою судьбу и сделать свой выбор. Этих людей Бог усыновляет в момент их земной смерти. Все остальные ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ ВЫБОР самостоятельно: принять или не принять Христа и Царство Божье при жизни на земле.
Итак, все РОЖДЕННЫЕ СВЫШЕ люди автоматически становятся ДЕТЬМИ Божьими. В этом случае Всемогущий Бог, усыновивший рожденного свыше человека, становится для него ОТЦОМ, а человек – УСЫНОВЛЕННЫМ членом Божьей Семьи и ИМЕЕТ ПРАВО называть Бога Отцом. А все рожденные свыше для этого человека становятся БРАТЬЯМИ и СЕСТРАМИ во Христе (благодаря Крови Христа, которой Бог подписал Договор усыновления), т.к. ИМЕЮТ ОДНОГО НЕБЕСНОГО ОТЦА в Лице Бога по Договору усыновления.
Для всех не рожденных свыше Бог НИКОГДА не был ОТЦОМ (а является для них Всевышним Богом, Создателем и Творцом) и они НИКОГДА не были между собой братьями и сестрами во Христе (т.к. не имеют ЕДИНОГО Отца), хотя и ходят в Церковь и даже проводят служения. Эти люди НИКОГДА НЕ ПРИНАДЛЕЖАЛИ И НЕ ПРИНАДЛЕЖАТ БОГУ И ЦАРСТВУ БОЖЬЕМУ. Но ЛЮБОЙ человек, живущий в земном теле, ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ родиться свыше, если только успеет это сделать, т.к. своего ПОСЛЕДНЕГО часа не знает НИКТО.
Если Вы не рождены свыше, то сделайте это НЕМЕДЛЕННО (http://www.proza.ru/2014/06/18/395), т.к. физический возраст НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ, и множество молодых людей НЕОЖИДАННО уходят из земной жизни и НАВСЕГДА ТЕРЯЮТ ПРАВО стать детьми Божьими и войти в Царство Божье. Для них остается только одна дорога — в ад и после смерти второй — в озеро огненное, см. Откр.20:14-15.
Для тех, кто желает получить доказательства — следующая глава.
Библейское доказательство на основании Слова Божьего (аналитика).
Дети Божьи – это РОЖДЕННЫЕ СВЫШЕ люди, принадлежащие Богу на правах усыновления.
Это ПРАВО люди получают в новозаветное время, когда ВЕРОЮ (рождение от воды, см. подробнее: «Учение о воскресении мертвых. Рождение от Воды» — http://www.proza.ru/2015/03/23/272; «Рождение свыше» — http://www.proza.ru/2014/06/18/395) принимают Христа, как своего Спасителя:
Иоан.1:
12 А тем, которые приняли Его, ВЕРУЮЩИМ во имя Его, дал ВЛАСТЬ <право на усыновление> быть ЧАДАМИ Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа <это не физическое рождение>,
но от Бога родились <а рождение от Духа Святого, Ин.3:5 при наличии рождения от воды, т.е. ВЕРЫ в Бога>.
Усыновленными могут быть люди ЛЮБЫХ возрастов, рас, сословий, находящиеся в здравом уме (могут самостоятельно заключить с Богом Договор или Завет). Стать дитем Божьим зависит только от человека (Бог со Своей стороны Договор на усыновление УЖЕ ПОДПИСАЛ для каждого человека земли Кровью Иисуса Христа):
Иоан.3:16 Ибо так возлюбил Бог МИР <т.е. ВСЕХ живущих в физическом МИРЕ на земле>,
что отдал Сына Своего Единородного <Христос умер вместо ВСЕХ людей, Договор уже подписан Его Кровью>,
дабы всякий верующий в Него <но только ВЕРУЮЩИЙ, рожденные от воды, см. «Учение о воскресении мертвых. Рождение от Воды» — http://www.proza.ru/2015/03/23/272>,
не погиб, но имел жизнь вечную <а вот получат вечную жизнь НЕ ВСЕ, но только ВЕРУЮЩИЕ в Христа и рожденные свыше>.
Люди усыновляются Богом исключительно ПО ЖЕЛАНИЮ ЛЮДЕЙ. Бог НИКОГДА НАСИЛЬНО не принимает людей в Свою Семью. Детьми Божьими могут стать АБСОЛЮТНО ВСЕ ЛЮДИ, и это право дается ТОЛЬКО ОДИН РАЗ (родиться свыше можно только один раз) и ТОЛЬКО ПРИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (при переходе в духовный мир после земной смерти душа НАВСЕГДА ТЕРЯЕТ ЭТО ПРАВО):
Евр.6:4 Ибо НЕВОЗМОЖНО — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго,
5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,
6 и ОТПАДШИХ, ОПЯТЬ ОБНОВЛЯТЬ покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются .
Рим.10: 9 Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом <это устная «подпись» человека на Договоре усыновления, говорящая о ЖЕЛАНИИ человека принять Христа своим Господом, Спасителем и Руководителем в этой жизни и в вечности – это условие для рождения от Духа, подробнее — http://www.proza.ru/2015/03/24/219>
и сердцем твоим веровать <это условие для рождения от воды, подробнее — http://www.proza.ru/2015/03/23/272>,
что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься <тогда в будущем после совершения спасения войдешь в Царство Божье, см. подробнее — http://www.proza.ru/2015/05/13/703>,
10 потому что сердцем веруют к праведности <через веру люди становятся праведниками, но этого НЕ ДОСТАТОЧНО для спасения>,
а устами исповедуют ко спасению <для спасения кроме праведности нужно принять ВСЛУХ Христа своим Спасителем и родиться от Духа>.

13 Ибо всякий, кто ПРИЗОВЕТ имя Господне, спасется <только те, кто ВСЛУХ ПРИЗОВУТ Христа — спасутся, см. как принять спасение — http://www.proza.ru/2014/06/11/895>.
Библия однозначно указывает, что детьми Божьими могут быть ТОЛЬКО ВОДИМЫЕ Духом Святым:
Рим.8:
14 Ибо все, ВОДИМЫЕ Духом Божиим <Духом Святым>,
суть сыны Божии <только водимые Духом Святым являются ДЕТЬМИ Божьими, остальные НЕ ПРИНАДЛЕЖАТ Богу и «мертвы» для Него — http://www.proza.ru/2014/06/13/1769>.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, опять в страхе, но приняли Духа усыновления <при рождении свыше Бог не только принимает человека в Свою Семью, но и дает чудесный подарок – это ПОСТОЯННУЮ И НЕРУШИМУЮ СВЯЗЬ с Духом Святым>,
Которым взываем: «Авва, Отче!» <Который и ходатайствует через дух человека на иных языках НАПРЯМУЮ Отцу>
16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии <так же и человеку Дух Святой постоянно что-то говорит и направляет в соответствии с волей Божьей, напоминает, что рожденный свыше – это ДИТЕ Божье, находящееся ПОД ОСОБОЙ ЗАЩИТОЙ Отца Небесного, как и наши родные дети – под ОСОБОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ опекой с нашей стороны>.
17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, СОНАСЛЕДНИКИ же Христу <рожденные свыше не просто дети Божьи, а ЛЮДИ, ИМЕЮЩИЕ ТОЖЕ САМОЕ НАСЛЕДСТВО, что и Единородный Сын Иисус Христос!!!>, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.
Только водимые Духом становятся ДЕТЬМИ Божьими, а это значит ТОЛЬКО ИСПОЛНЯЮЩИЕ ВОЛЮ БОЖЬЮ (см. подробнее «Кто такие «водимые Духом»?» — http://www.proza.ru/cgi-bin/login/page.pl)
Рекомендую:
Молитва для рождения свыше: http://www.proza.ru/2014/06/11/895
Рождение свыше: http://www.proza.ru/2014/06/18/395
Мертвые для Бога: http://www.proza.ru/2014/06/13/1769
Что такое спасение?: http://www.proza.ru/2015/05/13/703

Кто такие дети Божьи? Их характеристики.

03.07.2011 — Библейская модель развития церкви 3 — «Качества детей Бога»

1.3. Дети Божьи — Ин.3,3-6, Евр.9,13-14, Рим.5,5, Еф.2,1-10

Это выражение настолько широко употребляется сегодня, что его смысл давно уже утрачен и затерян. Что значит дети Божии? Какими качествами они обладают, и какие у них взаимоотношения с Богом, каковы их цели и задачи?

Мы сегодня не успеем, да и не будем затрагивать все сферы, касающиеся детей Божиих, затронем только некоторые из них: рождение, процесс рождения, смысл рождения.

1.3.1. Возрождение / рождение свыше / второе рождение

Иоан.3:3-6 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. 4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? 5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. 6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

  • · Как происходит возрождение?

Рим.5:5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Еф.2:1-10

1.3.2. Роль Духа Святого в возрождении

  • Запечатление Святым Духом

Еф.1:13-14 В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, 14 Который есть залог наследия нашего, для искупления удела , в похвалу славы Его.

  • Погружение Духом Святым в Тело Христа
  • Наполнение Духом Святым

1Кор.12:13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.

1.3.3. Главные задачи детей Бога

  1. o Оставление прежнего образа жизни / начало служения Богу Евр.9:13-14
  2. o Служения Богу и ожидание Христа 1Фесс.1:9,10

1.3.4. Их движущее стремление (мотор) – стремление угодить Христу

  1. o Быть безупречными

Вернёмся с вами к «нашему» Посланию церкви в Филиппах. Апостол Павел пишет такие слова:

Фил.2:14-15 Все делайте без ропота и сомнения, 15 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире

Часто, когда мы слышим такие слова, как безупречный, непорочный, совершенный, то у нас возникает внутренний дискомфорт. Мы понимаем, что теоретически это выглядеть должно так, но на деле всё иначе.

  • · Мы иногда раздражаемся,
  • · имеем нечистые помыслы,
  • · говорим не всегда хорошие слова,
  • · осуждаем других,
  • · не прощаем,
  • · язвим и многое другое,

что не славит Бога, не отображает Его характер, образ и суть.

Как можно понять эту реальность? Часто любящим Бога людям приходят мысли, что они — не возрождённые люди, что похулили Духа Святого (чего они сделать не могут), что потеряли спасение (тогда Христос останется в поругании) и прочее. На это есть ответ в Библии.

Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Давид, Соломон, некоторые цари Иудеи, Апостол Пётр делали грехи, однако Бог не отрекается от них, а наоборот, называет Себя их Богом или же их называет Своими рабами. Почему?

Почему Бог не представил нам героев веры (Евр.11) чистыми и безукоризненными? Все они имели такие недостатки, что сегодня, за такие поступки, людей бы исключили из церкви.

  • · Ной – пьяный и нагой лежал на всеобщее обозрение (Быт.9,20-27)
  • · Авраам, Исаак и Иаков – обманывали людей
  • · Сара не доверяла Богу (смеялась) (Быт.15,12)
  • · Иосиф разгневался (Быт.42,15)
  • · Моисей осудил народ, когда Бог его помиловал (Числ.20)
  • · Раав–блудница (Нав.2,1-21)
  • · Гедеон сделал Ефод — идола, и люди поклонялись ему (Суд.8,27)
  • · Давид, прелюбодействал с Вирсавией и повелевший убить Урию (2Цар.11)

Однако некоторых из них Бог называет Своими рабами…

Раб Божий (Мой) – это самый высший титул (звание), который может дать Бог грешному человеку на земле. Почему? Потому, что раб будет делать всё, что хочет от него Его Господин. Через раба Бог может беспрепятственно действовать на земле. Бог знает, что если Он обратиться к рабу, тот без споров, требований объяснений и несогласий исполнит всё абсолютно, что желает Всевышний. Было бы очень хорошо, если мы – дети Божии стремились получить от Бога именно это звание, звание раба Божьего.

Не является ли причиной радости то, что я – дитё Бога? Проданный греху и его порочности, враг Божий, живший удовлетворением своей похоти дитём Святого Бога?! Мало того, абсолютно не заслужив это…

o Преображение в образ Христа, отражая Славу Христа

2Кор.3:18 Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.

Раб Божий – это не Бог! Он стремиться со своей стороны сделать всё, чтобы быть похожим на Бога, при этом делая грехи, ошибаясь, неточно исполняя повеления своего Господина.

«Даже в самом лучшем моём поступке Бог найдёт больше зла, чем я в самом моём злом».

У детей Бога есть одно качество, отличающее их от всех остальных людей – стремление быть угодными Богу!

Выражается оно в трёх составляющих:

  • · Внутреннее стремление познавать Бога (Отношение к Богу)
  • · Внутреннее стремление познавать Его Слово (жажда) (Отношение к Библии)
  • · Внутреннее стремление быть полезным Богу среди людей (Отношение к людям)

Закончить я хочу словами псалмопевца Асафа, бывшего певцом и музыкантом при царе Давиде. Асаф оставил нам в наследие 12 Псалмов. Посмотрите, как он описывает свои взаимоотношения с Богом в одном из них:

Пс.72:24-29 Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; 25 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу. 26 Кто мне на небе (кроме Тебя)? и с Тобою ничего не хочу на земле. 27 Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек. 28 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя. 29 А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои.

Итак, дети Бога:

  • · Рождённые Богом через Духа Святого грешные люди
  • · Их движущее стремление (мотор) – стремление угодить Христу

Да поможет нам Бог стремиться к такому состоянию всей своей душой. Быть дитём Бога – это самоё большое счастье, которое только можно иметь на этой грешной земле!

С любовью во Христе

пастор церкви «Благодать» Иван Гернер

Ефод : 1) часть облачения первосвященника, надеваемого при богослужении. Е. изготовляли из двух полотнищ дорогой материи, сотканной из золотых нитей, виссона (тонкого крученого льна) и шерсти голубого, пурпурного и червленого цветов. Он покрывал только грудь и спину. В нек-рых местах Библии Е. упоминается в сочетании с домашними идолами (терафимами) — Суд 17:5; 18:14,17 и след.; Ос 3:4. В этих случаях речь может идти об одеянии идола и, возм., о самом идоле (Суд 8:27);

Дети от Бога

Появление детей на свет – это чудо. И каких бы высот не достигла наука, вокруг нас полно случаев, которые можно объяснить только Божественным промыслом. Богу лучше известно, когда дарить или не дарить людям ребенка – и наши планы, слова врачей, возраст и другие обстоятельства для Него как пылинки на ветру. Бог всесилен в этом вопросе, а вот медицина может только помочь или навредить.

Многие женщины вопреки заверениям врачей о бесплодии стали счастливыми мамами. Многие легко и благополучно родили в том возрасте, когда самим впору быть бабушками. Есть семьи многодетных инвалидов и совершенно здоровые люди, которым пока не посчастливилось стать родителями.

Можно бесконечно гадать, почему так происходит и как Бог принимает решение – кому давать детей, а кому нет. Однако, это не повод ставить на себе крест. В один прекрасный день чудо может поселиться и в вашем доме.

Одна моя знакомая в 25 лет стала жертвой ужасной автомобильной аварии. Врачи буквально собирали ее по частям и спасли ей жизнь, что уже было чудом. Но диагноз поставили неумолимый: «Детей у вас не будет. Вы перенесли много операций на животе». Через несколько лет она стала супругой мужчины с ребенком, обрела семейное счастье на долгие годы. Только грустила иногда, что ей не судьба родить.

И вот в 50 лет пришла менопауза – так она тогда подумала. Возраст все-таки. А потом наступила тошнота, и живот стал увеличиваться. Бедная женщина перепугалась, что это опухоль, и пришел ее конец. Она помчалась в поликлинику, а ее «опухоль» к тому времени уже начала шевелиться. Врач сказал: «А вы, бабушка, беременны!» — и стал писать направление на аборт. «Вы с ума сошли! Я буду рожать – всю жизнь этого ждала!».

В 51 год у нее появился сын. Ему сейчас 25, как ей на момент роковой аварии. Но все здоровы и счастливы.

Однажды я лежала в больнице на сохранении. И тут к нам в палату подселили беременную 47 лет. У меня тогда в голове не умещалось – как можно рожать в таком возрасте! Мои молодые соседки по палате тоже были удивлены. Но это еще не все. Пока мы ползали, как сонные мухи со своими устрашающими диагнозами и токсикозами, наша «старушка» порхала бабочкой и вздыхала, что позволила врачам уговорить себя лечь в больницу. Она чувствовала себя замечательно.

В молодости друг за другом от нее отказались двое мужей – потому что она не могла родить. Беременности заканчивались неудачно, а потом и вовсе не наступали. Она поставила крест на себе в качестве матери и женщины, но тут ей выпал подарок свыше. Ее полюбил мужчина на 5 лет моложе, дарил ей всю нежность и тепло, на которое был способен, а потом женился на ней.

Возможно, именно трогательное отношение изменило ее жизнь. Она сразу забеременела, 9 месяцев ожидания и роды прошли идеально. Новоиспеченный отец каждый день стоял под окнами роддома и не мог налюбоваться на славную дочурку.

Алина была гораздо моложе. Врачи уговаривали ее сделать аборт, так что ей даже хотелось пустить в ход кулаки. А дело было в том, что в 21 год ей удалили одну из маточных труб, к тому же с придатками было не все в порядке. «Даже не мечтайте о детях!» — услышала она, очнувшись после операции.

Так и прожила Алина с мужем 17 лет. А потом взяли ребенка из детского дома, получив благословение батюшки. Удочерили Наташу. А спустя год наступила беременность – сразу двойней. И на свет появилось двое замечательных мальчишек.

Меня умиляет количество «бесплодных» многодетных мам. Такое впечатление, что медики что-то проворонили и не глядя поставили пугающий диагноз каждой второй.

Знаю одну даму с мужем, у которых врачи выявили полную несовместимость и, как итог, невозможность иметь детей. Это не считая порока сердца и отрицательного резуса у будущей мамочки. Сейчас у них 7 детей, и они хотят рожать еще.

Еще одной моей подруге эндокринолог сказал: «У тебя серьезное гормональное нарушение, о детях и думать забудь». Но свекровь заверила ее, что все дети от Бога. Вся семья у них церковная. Подруга вскоре родила дочку и зашла с ней к тому врачу. «Это чудо! – развел он руками. – Вам просто один раз повезло». А потом родилось еще две очаровательных дочки…

Другой мамочке провели операцию на яичниках, поставили диагноз «бесплодие» и посоветовали кого-нибудь усыновить. У них с мужем теперь трое детей, а врачи только пожимают плечами: «Так не бывает!».

Валерию называют «Чудо Божие». А дело в том, что когда-то у нее плохо работало сердце – от малейшей нагрузки начинала задыхаться. И внезапно забеременела. Вся в слезах она обратилась к знакомому священнику. Они долго беседовали, после чего Валерия набралась смелости и пошла в женскую консультацию. Там ее пытались «вразумить» и рьяно отправляли на аборт. Акушеры роддома «обнадеживали» — «Если и доносите беременность, помрете на родовом кресле!».

Лера с мужем уехала рожать в другой город. Батюшки храма, который они посещали, вместе с прихожанами служили молебен Богородице. Случилось невероятное: Валерия родила чудную дочку, а ее сердце практически выздоровело. Затем у них родились еще два мальчика. «Чудо» — недоумевали врачи…

А еще я сильно сомневаюсь в надежности контрацепции. Раз уж Бог решил дать людям ребенка, Ему очень трудно помешать…

Одна моя подруга, кормя грудью и предохраняясь, стала мамой троих. Дети появились друг за другом с мизерной разницей, что глубоко изумило всех знакомых и друзей. Супруги решили, что им в качестве контрацепции способно помочь только полное воздержание.

Другая моя знакомая – опытная и осмотрительная в вопросах предохранения дама. После рождения второго ребенка они с мужем решили остановиться. Вели супружескую жизнь с величайшей осторожностью, но… презерватив все время рвался, как заколдованный! Теперь у них пятеро детей, и они бросили всякие попытки препятствовать Божьей воле.

Третья моя подруга всегда мечтала о многодетной семье, но муж хотел только одного ребенка. Он даже научился высчитывать безопасные дни. Но жена все время молится и втайне от него просит еще детей. У них родилось уже три дочки. Папа боится теперь лишний раз прикоснуться к супруге и принимает успокоительное. Она не унывает и верит, что если Богу угодно – четвертый ребенок все равно появится, даже если спать порознь и ходить в скафандрах.

Я верю, что Бог слышит каждого и всем желает помочь. А вопросы продолжения рода находятся строго в Его ведении, и вмешиваться здесь нужно как можно меньше. Разумеется, медицина часто спасает жизни, но не следует всю ответственность перекладывать на врачей. Или считать, что наши человеческие планы должны быть неукоснительно исполнены Высшими силами. Богу виднее, что нам необходимо. Для Него нет ничего невозможного – разве что нашим испытаниям и трудностям есть какая-то весомая причина. В наших силах молиться и верить в лучшее, а также делать все, что зависит от нас.

Я не гарантирую, что чудо произойдет с каждым. Что все без исключения многодетные семьи будут счастливы, что молитвой можно однозначно вытащить больного ребенка с того света. Молитва и вера могут помочь, но это не панацея. На нашу долю выпадает достаточно слез и потерь. Только Богу ведомо, за что и для чего Он награждает людей страданиями, но они никогда не бывают напрасны.

Одна прихожанка нашей церкви потеряла три беременности за короткий срок. Ей было невыносимо трудно и больно, практически невозможно благодарить Бога за Его каждодневные дары. А потом у нее родилась двойня. Она считает, что все было не случайно.

Некоторые люди торопятся родить. У них полно личных трудностей и вопросов, которые следовало бы решить, и Бог долго не дает им ребенка… но потом они его все же вымаливают, а жизнь от этого не становится проще, внутренние проблемы не уходят. Моя знакомая долго не могла забеременеть, а когда это все же случилось – роды были трудными, и материнство тоже давалось тяжело. Родители ее и мужа с радостью помогают. Вторую беременность она пролежала на сохранении. Наверняка дети принесли им счастье, но были ли они готовы к их появлению? Почему Бог решил, что эти малыши должны прийти в этот мир именно так?

Почему дети приходят в неблагополучные и неполные семьи, когда один из родителей отворачивается от другого, считаясь только со своими интересами? Почему малыши вообще остаются сиротами? А некоторые люди, даже очень любящие и хорошо понимающие детей, никак не могут стать родителями? Почему некоторые умирают в младенчестве, даже если весь приход горячо молится за них? Порой невозможно найти ответ на эти вопросы, остается только принять все, как есть.

Рано или поздно Божьи замыслы нам откроются, как и смысл нашего извилистого пути. Уж точно не стоит поучать человека и указывать на его грехи (даже если они очевидны со стороны), когда боль утраты свежа. Разве можно заявить людям, потерявшим ребенка, что «так надо» или «Бог так решил»? Можно только помочь им пережить горе. А со временем они сами, возможно, примут мысль, что так для чего-то было нужно…

Вот бы Бог оберегал всех от страданий. Но иногда людям выпадает «пуд соли», и он тоже служит чему-то. Я думаю, что Бог каждому уготовил счастливую долю, прекрасную и неповторимую. Нужно только поверить и впустить это счастье в свою жизнь, доверившись Его воле.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *