Недавнее исследование Колина Маклеода (Colin Macleod) и Ноа Форрина (Noah Forrin) в Университете Ватерлоо (University of Waterloo), опубликованное в журнале «Memory», показало, что чтение вслух существенно облегчает процесс запоминания слов по сравнению с чтением про себя.
Однако это не значит, что теперь стоит заменить всю свою библиотеку аудиокнигами. В данном исследовании было проведено четыре различных эксперимента, чтобы точно определить, какие факторы отвечают за лучшее запоминание информации. Группе студентов было предложено на выбор: читать про себя, читать вслух, слушать аудиозапись чтения других людей, либо слушать их собственную аудиозапись чтения.
Способность удерживать информацию в памяти максимально проявилась при чтении вслух, что говорит о том, что влияние на запоминание оказывает не только услышанное, но и произнесенное слово.
Это происходит потому, что произнесенное слово создаёт незабываемый опыт или впечатление. К тому же, активный когнитивный процесс кодирования слова в речь помогает кодировать его в долгосрочную память. Более того, когда испытуемые слушали аудио запись, то они лучше запоминали информацию, если она была произнесена собственным голосом. По мнению авторов, это говорит о том, что прослушивание собственного голоса обеспечивает особый стимул самопознания, что также помогает запоминать контент.
Эти выводы основаны на предыдущих исследованиях, которые показали, что положительное влияние на запоминание информации оказывает впечатление, созданное чем-то необычным. В более раннем исследовании 2010 года, проведённом Маклеодом и другими, было показано, что если все слова в тексте читать вслух, то никакого воздействия не происходит, потому, что чтение вслух становится стандартным, а не отличительным опытом. И наоборот, воздействие возрастало, когда испытуемым давали задание, в котором какие-то слова надо было читать про себя, а какие-то вслух. Еще одно исследование, проведенное Маклеодом в 2011 году, показало, что когда два человека читают вслух одновременно, то сила воздействия на запоминание прочитанного снижается. Это происходило потому, что повторение слов другим участником эксперимента снижало восприятие собственного произношения.
Этот результат образует интересный контраст с исследованием 2015 года Виктора Буше и Алексиса Лафлера в Университете Монреаля. Группе из 44 франкоговорящих студентов исследователи предложили читать текст про себя, читать про себя двигая губами и читать вслух. Для четвертого эксперимента студентов просили прочитать текст вслух другим испытуемым в комнате, что оказало наибольшее влияние на улучшение вербальной памяти у читающих. Наличие аудитории сделало этот момент исключительным и произвело сильное впечатление.
Хотя в исследованиях проверялись различные аспекты эффективности работы памяти при разных условиях, все результаты подтверждали, что в случаях отличия условий или сопутствующих событий от обычных, память у испытуемых улучшалась. Задействуя нашу двигательную систему и самосознание, произнося слова вслух, мы кодируем их как уникальные переживания, формируя тем самым дополнительные нейронные связи в областях мозга, ответственных за память. И, как указывает Маклеод, это также согласуется с исследованиями, показывающими, что физические упражнения и движения могут способствовать развитию когнитивных навыков как у детей, так и у взрослых, увеличивая приток крови к мозгу.
Конечно, чтение про себя имеет свои преимущества — особенно в библиотеках. Но если ситуация позволяет, повторение важной информации вслух себе — или, еще лучше, партнеру по учебе — может быть чрезвычайно продуктивной.

Не бывает детей, которые не любят читать, просто они ещё не нашли свою книгу, считает лучший молодой библиотекарь России Елена Денежкина. Молодая и яркая — она напрочь разбивает все стереотипы о библиотекаре как о старой деве в очках, уютно сидящей среди пыльных книг. А ещё она точно знает, как увлечь детей чтением.

«Не упустить момент»

Екатерина Деревяшкина, «АиФ-Черноземье»: Елена, принято считать, что современных детей интересует что угодно – интернет, компьютерные игры, только не книги.

Досье Елена Денежкина родилась в 1993 году в Липецке. Окончила ЛГПУ институт культуры и искусств, библиотечное отделение. В 2015 году устроилась в Центральную городскую детскую библиотеку. С 2017 года работает заведующей детской библиотекой «Солнечная». Победитель Всероссийского конкурса «Библиотекарь 2018 года» в номинации «Лучший молодой библиотекарь».

Елена Денежкина: Не соглашусь. Я ежедневно вижу читающих ребят. Дети любят читать, и читают много, и классику в том числе. Вообще самая читающая категория – это дошколята и младшие школьники. Они находятся как раз в том возрасте, когда им всё интересно, но в то же время им ещё сложно удерживать внимание на чём-то одном. Вот здесь самое важное для родителей – не упустить момент и предложить ребёнку хорошую книгу, а не планшет, как делают многие.

— Но как понять, что книга хорошая? Ведь сейчас выходит много всякой литературы.

— Вообще хорошая литература – понятие относительное. Есть авторы, которые действительно пишут всякие глупости, но при этом их книги безобидные. Прочитал, поставил на полку и забыл. А есть авторы, которые и пишут вроде бы хорошо, и книги у них достойные, но ситуации, которые в них описываются, могут отрицательно повлиять на маленького человечка. Например, прочитав о том, как папа ушёл из семьи, ребёнок будет думать, что это нормально. И такая книга может нанести даже больший вред, чем просто плохо написанная. Поэтому к выбору литературы для детей нужно подходить очень серьёзно.

Понятие о самостоятельном детском чтении.

Чем, на Ваш взгляд, различаются понятия «самостоятельное детское чтение» и «несамостоятельное детское чтение»? (студенты высказываются).

Самостоятельное детское чтениеэто индивидуальное, без

непосредственной помощи учителя или другого лица (родителей, товарищей, библиотекаря и т.п.) общение ребёнка с доступным миром книг. Весь путь осмысления своего отношения к книге (осознанный выбор книги и её прочтение ) ребёнок проходит только с помощью книги. На помощь ребёнку приходят все службы и элементы книги.

Пока же ребёнок не овладел книгой как инструментом, он может читать новое произведение с помощью учителя.

Показатели готовностик самостоятельному чтению новых детских книг.

1) сформированность интереса к книге — объекту;

2) владение грамотой и хорошим темпом чтения (45 — 60 слов в минуту про себя и 32 — 45 слов вслух);

3) широта читательского кругозора;

4) упорядоченность накопленного кругозора (книга — автор, книга — тема);

5) глубина (способность вспомнить, представить, назвать героев и т.д.).

Элементарный (пороговый) уровень

обеспечить к концу 1 класса — середины 2-го.

Поданным психологов и наблюдениям педагогов, наиболее продуктивным для приобщения детей к книге и чтению является дошкольное детство и младший школьный возраст.

Необходимо обеспечить и соблюдать в процессе обучения одновременности и единства трёх аспектовподготовке учащихся к чтению книг:

1) раскодирование текста;

2) осмысление юным читателем содержания прочитанного;

3) осознание учащимся личной и общественной значимости книги в его жизни.

Каждый из аспектов читательской деятельности совершенствуется всю жизнь.

Нельзя требовать от детей самостоятельного чтения новых книг без наблюдения и помощи учителя, дома, прежде времени.

Круг доступных ребёнку книг, с которыми его знакомит учитель должен быть так широк и разнообразен, чтобы любой ребёнок мог встретить тех героев, которых ему недостаёт.

Читательская самостоятельность- это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшей затратой сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью.

Объективным показателемтого, что читательская самостоятельность сформирована следует считать устойчивую потребность и способность читать книги по осознанному выбору, применяя в процессе чтения все

знания, умения и навыки, которыми читатель располагает к моменту деятельности с книгой.

Когда вы в последний раз читали с листа вслух?

Почему люди плохо читают вслух? Из-за чего так происходит? Почему кажется: «Сейчас, ах, как прочитаю!», а выходит сухое чтение? Об этом и поразмышляем.

А когда вы читали в последний раз вслух?

Давно это было?

В этой статье

  • почему люди плохо читают вслух,
  • как правильно читать вслух
  • практические упражнения
  • где этому обучают

Что такое чтение

Как пишет Википедия: Чтение — сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста.

Почему люди плохо читают вслух.

Когда мы читали вслух? Наверное, еще в школе.

Причем, не в старших классах, а в начальных. Когда заставляли читать вслух.

Потом всем мы перешли на чтение «про себя». И в этом достигли хороших успехов.

Неудивительно, что ораторы с трибуны не могут хорошо и красочно прочитать вслух текст. Почему?

Потому что невостребованная функция, как говорят медики, она атрофируется. С чтением «вслух» происходит тоже самое.

Сейчас как прочитаю!

Оратору кажется:

— Сейчас как прочитаю! Я ведь читаю красиво и красочно. Прочитал сотни книг!

А что выходит в результате?

Монотонное чтение. Маловыразительное. Без желаемых переливов голоса.

Так?

Во всяком случае, так слышится со стороны.

Что делать, чтобы улучшить качество чтения вслух?

Обычно, ассоциируют оратора с таким образом. Оратор читает, звучит пламенная речь, жесты устремлены вперёд к публике, листики разлетаются с трибуны… А как на самом деле происходит?

Полезно осознать, что навык «чтения вслух» мы уже давно не развивали, а упражнялись в чтении «про себя». А это, хоть и похожие, но разные навыки нашего мозга.

И начать читать вслух.

Можно читать разные тексты: и красочные тексты великих писателей, и «сухие» тексты энциклопедий.

Ведь многие тексты хорошо написаны. Они тщательно продуманы писателями. В них содержатся слова, мало используемые в быту, слова, которые полезны для развития словарного запаса.

Как оратор должен читать с листа перед публикой

Посмотрите это видео, где рассказывается о том, как оратор должен читать текст на публике. Впрочем, это касается не только оратора

В советские времена читать «по бумажке» было принято.

Вспомните, к примеру, речи Леонида Ильича Брежнева.

Как, обычно, происходит выступление оратора. Оратор занят текстом — публика занята своими делами.

Впрочем, бывает, современные ораторы которые читают речи очень хорошо.

А что, хорошие ораторы с листа не читают? – Читают. И еще как читают.

Вспомните Альтова, Жванецкого, и других эстрадных юмористов. Читают, и очень хорошо читают с листа.

Даже Барак Обама часто выступает, глядя в лист бумаги.

Но читает он так, что никто и не замечает чтения.

Вот, к примеру, одно из видео, где Барак Обама выступает, используя написанный текст. Но ведь это выглядит красиво. Почему? — Потому что он умеет читать.

Публичное чтение

Правильное публичное чтение.

Почему «правильное» — потому что есть правило: нужно смотреть в глаза тем людям, которым адресуется речь, не важно, написанная или нет.

Нужно читать вслух так, чтобы и публику видеть, и текст перед собой.

Публичное чтение (чтение перед аудиторией), действительно сложнее обычной речи, и требует особых навыков.

Почему сложнее? Потому что, как и при любом публичном выступлении, здесь важен зрительный контакт с аудиторией, а во время чтения с листа создать, а тем более, удержать этот контакт сложно.

И читать, и видеть тех, кому читаешь.

И не только видеть, но и чувствовать, насколько хорошо аудитория принимает и усваивает ваш материал.

Увидеть, почувствовать, поняли ли предыдущее слова мои дорогие слушатели.

Часто, очень часто, оратор не замечает, как быстро он перегружает восприятие слушателей.

Вспомним наши замечательные лекции в институте…

Так как же читать вслух с листа, не теряя зрительного контакта?

На что обратим внимание: паузы, зрительный контакт и скорость нашей речи. С какой скоростью вы, можете читать вслух? Предполагаю, что быстро, а нам нужно так, чтобы каждое ваше слово было воспринято аудиторией.

Важная техника: читайте во время паузы, а когда говорите – смотрите в зал. И так попеременно.

Нужно отрегулировать скорость речи, длительность пауз и фраз. Все это достигается упражнениями.

Упражнения

Как правильно читать вслух

Итак, подытожим всё выше написанное.

Не проблема.

Ну кто же так читает? А где эмоции?

Если вы (или кто-то другой) плохо читаете вслух — это не проблема. Это — задача. Нужно начать читать вслух, и этот навык быстро разовьется.

Причем, очень быстро. Только нужно начать это делать.

Чтобы научиться читать вслух (или научить другого), нужно читать любые тексты. Как правило, написанные тексты хорошо продуманны. В них присутствуют «новые» слова для нашего разговорного словарного запаса.

О том, как как увеличить словарный запас очень подробно написано здесь:

Как увеличить словарный запас

Что читать вслух

Можно читать сказки, читать истории, читать притчи.

Очень рекомендую читать именно притчи. Это — короткие рассказы. И нет желания читать быстро, чтобы дочитать до конца. Как правило, они очень хорошо написаны.

  • Рекомендую эти притчи
  • А это — целый сайт хороших притч

Как читать вслух

Желательно читать не спеша, медленно. Не более 100 слов в минуту. Лучше: 60. Еще лучше (хотя это трудно) — 40 слов в минуту.

Да. Именно. Сомневаетесь? И — правильно делаете. Ведь в Инете есть много рекомендаций где рекомендуют читать со скоростью «120 слов в минуту». Но я — тренер по ораторскому искусству, знаю, что рекомендую.
При обычной скорости чтения нет времени уделять внимание паузам, интонациям, жестам, мимике. При такой скорости, 120 и более, мозг успевает только читать.
А когда же запоминать слова?
При такой скорости (120 слов в минуту) можно читать, только глядя в текст. Но ведь смотреть нужно не в текст, а прямо, на слушателя или слушателей, или на себя в зеркале.

  • Об этом подробно написано в моей книге «Ошибки ораторов»: Как читать текст перед публикой.

Читая вслух медленно, вы сможете читать красиво.

Прочитай вот это! 🙂

Сможете контролировать и свою речь и голос.

Старайтесь, чтобы фразы были разные: что-то громче, что-то тише, что-то быстрее, что-то размеренно, рас-стягивая звуки, что-то интонационно выше или ниже.
Читая медленно, можно успевать переключать эмоции, и — любоваться ими в зеркале.

Сначала потренируйтесь читать вслух сами себе.

Без диктофона, но глядя на свое лицо в зеркале. Следите за тем, чтобы каждую фразу, которую вы произносите вы говорили глядя себе в глаза.

Ошибкой считается (в данном упражнении) произнесение слов, подымая глаза. когда вы начинаете говорить, но свои глаза еще не увидели. На публике будет тоже самое, только вместо своих глаз в зеркале вы увидите глаза публики.

  • Зачем смотреть в глаза публике во время выступления подробно написано здесь: Ошибка №1. Куда смотрит оратор?

Послушайте (посмотрите) как вы читаете вслух.

Включите видеокамеру (сейчас она есть в любом смартфоне). Или веб-камеру на запись. Прослушивайте себя. Корректируйте свою речь.

Проверьте, есть ли мусорные звуки «э-ээ», «м-мм».

  • Если есть, то рекомендую прочитать: Мусор в словах, и как с этим бороться

Обратите внимание на то, чтобы голос не был монотонным, чтобы были интонации.

Учитесь на одном тексте

Более полезно перечитывать один и тот же текст, нежели постоянно читать новые страницы.

Так вы будете видеть свой результат.

Не переживайте, если вам не нравится ваш голос.

Чтение вслух. Практические упражнения на тренинге по ораторскому искусству.

Это нормальная реакция нашего подсознания на услышанный голос.

90% учеников нашей Школы Ораторского Мастерства утверждают, что им нравятся голоса других учеников, но совершенно не нравится свой собственный.

Наверное вы знаете, что мы себя слышим «внутренним ухом» (это такое устройство в нашей ушной раковине), а других людей — «внешним ухом». И вдруг — мы и себя услышали «внешним ухом». Это совсем другой звук, другой голос. Вот подсознание и «возмущается»: «Это не я говорю! Это чужой человек!».

К своему голосу из динамиков нужно привыкнуть. Привыкание происходит быстро, хоть и не сразу. Как правило, после седьмого прослушивания ни у кого из моих учеников не происходит «неприятия» своего голоса.

То же самое можно сказать и о видео.

Вы ведь видели выступления моих учеников, на моем канале Ютуб, например с рассказыванием притч. Так вот, с первого раза эти видео всем, кроме… самих участников. Самих участников приходится убеждать, что видео хорошее, что вот всем участникам тренинга оно нравится, что это одно из лучших выступлений группы… Но на лицах ораторов написано обратное: «Ужас какой!». Проходит время, и уже спустя несколько таких просмотров ораторы привыкают к своему видео-изображению со стороны.

В подтверждении моих слов, посмотрите это видео известного артиста кино, который рассказывает, как он сам не любил смотреть на себя со стороны:

Когда я впервые себя увидел на экране – волосы встали дыбом

Сделайте анализ своей речи.

Поставьте себе новые задачи.

И… читайте, читайте, читайте вслух.

Где можно обучиться правильно читать вслух

Тренеры нашей Школы Ораторского Мастерства обучают взрослых и детей ораторскому искусству. В том числе и правильному чтению вслух. Это не дорогое, но эффективное практическое обучение. Можно попробовать только один урок.

  • Онлайн-обучение ораторскому искусству

Уважаемый читатель! На сайте есть много других полезных статей.

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Читать далее: как развить словарный запас у ребёнка →

Оглавление книги

/ Чтение вслух / Как правильно читать вслух / Книги для чтения вслух /

Не секрет, что чтение – весьма полезное для человеческого ума и души занятие. Все люди читают. Кто-то – модные журналы и рубрики новостей в газетах, кто-то научную, а кто-то художественную литературу. Но мало кто знает, что чтение вслух намного полезнее, что чтение «про себя».

Читая вслух, человек учится не только дикции, но и совершенствует интонацию речи, её яркость и эмоциональную окраску, что позволяет легче и точнее выражать мысли, избавляя от слов-паразитов и иных речевых недостатков.

Некоторым людям сложно подобрать нужные, самые выразительные и подходящие к ситуации слова, наиболее чётко выражающие чувства и мысли. Чтение вслух способствует выработке гладкой речи, привлекающей внимание к собеседнику, увеличению словарного запаса, развитию памяти и повышению грамотности человека.

Вопреки распространённому мнению, что люди, любящие читать, замкнуты в себе, на практике заметно, что коммуникационные способности у таких людей намного выше и общение с ними приятнее и живее. Благодаря чтению повышается эрудиция человека, что позволяет убедительнее отстаивать своё мнение, делает человека более уверенным в себе и является своеобразным антистрессом, отвлекая от проблем.

Чтение вслух оказывает положительный эффект на дикцию и помогает наладить навыки общения не только между детьми и взрослыми, но и между супругами. Главное, чтобы книга была интересна обоим.

Рекомендуется читать вслух неторопливо, хорошо выговаривая фразы и слова, выразительно расставляя акценты и паузы и артистически озвучивая различных персонажей. Лучшим тоном является тон живого рассказа.

Литература подойдёт любая — та, которая вам интересна. Детям, конечно же, мы будем читать сказки и детские рассказы, а вот для взрослых круг жанров более широк – от поэзии и романов до научно-публицистических статей.

Оптимальное время для чтения каждый определяет индивидуально, но в среднем, чтение вслух должно занимать не менее получаса в день. Постепенно речь станет более выразительной и гладкой, а слова сами будут «подбираться» к ситуации.

На начальном этапе полезно воспользоваться диктофоном, чтобы замечать недостатки дикции и вовремя исправлять их. Подобная «обратная связь» значительно улучшит речь и даст высокие результаты за более короткое время.

Чтение вслух позволяет непрерывно совершенствовать память и речь и навсегда останется одним из полезнейших занятий, позволяющих правильно организовать свободное время и провести его с удовольствием.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *