Yu.S. Ratmanova Classification

and Systematization of Religious Associations in Modern Russia: Basic Problems and Risks of Application

Показаны попытки построения конфессиональной систематизации религиозных объединений на территории России. Особое внимание уделяется ранжированию религиозных сообществ исходя из их «традиционности».

Ключевые слова и словосочетания: светский характер государства, церковно-государственные отношения, нетрадиционные религиозные организации, религиозная классификация.

УДК 2-78:342.4 ББК 86.2:67.400.2

Ю.С. Ратманова

КЛАССИФИКАЦИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ ПРИМЕНЕНИЯ

Российская Федерация — поликонфес-сиональное государство, на территории которого официально зарегистрированы десятки религиозных организаций. Здесь обеспечивается равенство перед законом граждан различных вероисповеданий и законодательно исключается дискриминация по религиозным мотивам.

Национапьное российское право, регулирующее сферу религиозных отношений, сегодня определяет равные права и возможности для осуществления своей деятельности как исторически устоявшимся, так и новым религиозным организациям, что, однако, не гарантирует отсутствия в обществе конфессиональной напряженности и религиозной ксенофобии, так как принцип равенства всех конфессий в России, к сожалению, часто нарушается. В качестве одной из причин того религиоведы и социологи называют появление и стремительное распространение религиозных новообразований, не типичных для нашей страны.

Нередко отечественные ученые, как и религиозные деятели, придерживаются позиции, что государство должно исполнять роль «контролера», ограничивающего возникновение и развитие новых религиозных направлений на канонической территории так называемых «традиционных» конфессий. Од-

нако следует четко понимать, что контроль и ограничение деятельности религиозных объединений со стороны государства допустимы лишь в случае обнаружения противоправных действий религиозного объединения. В правовом государстве они никак не могут и не должны быть связаны с отстаиванием любым конфессиональным сообществом своего права на существование.

Новые религиозные объединения в обществе воспринимаются неоднозначно, а многие государственные и религиозные деятели видят в существовании подобных организаций серьезную проблему для России. Большинство отечественных специалистов считают, что новые конфессиональные объединения в обыденном сознании людей зачастую имеют негативный имидж и на бытовом уровне вызывают опасение, волнение и негативную реакцию. Как следствие, в обществе неоднократно поднимались вопросы о необходимости принципиального изменения подходов и законодательном разграничении правовых статусов религиозных организаций в зависимости от их исторической укорененности на территории России и количества приверженцев.

Ожидаемым результатом разрешения проблемы может стать принципиальная дифференциация религиозных объединений на «традиционные» и «нетрадиционные». В таком случае можно говорить о попытке построения правовыми инструментами некоей иерархии конфессий, создающей потенциальные возможности установить монополию отдельных религиозных объединений и максимально ограничить иные религиозные общности в их правах. Введя конфессиональную иерархию, государство отказывается от реализации принципа равенства религиозных объединений и легализует деление на привилегированные и непривилегированные религии. Тенденция к этому уже имеется в действующем Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях» .

Лидеры ведущих российских конфессий поддерживают идею об особых, тесных отношениях государства с четырьмя традиционными для нашей страны религиями — христианством, исламом, буддизмом и иудаизмом, поэтому не удивительно, что именно они наиболее заинтересованы в законодательном введении типологизации конфессиональных объединений.

Необходимо признать, что в научно обоснованной классификации нуждается и государство и общество. В то же время актуальная идентификация и систематизация действующих в стране религиозных объединений значительно осложнилась. Обоснованное предложение как ответ на имеющийся запрос должно предоставить, в первую очередь, отечественное религиоведение. Фридрих Макс Мюллер, по праву считающийся одним из основателей этого направления науки, писал: «…если мы не сможем составить удовлетворительную классификацию различных диалектов веры, мы должны признать, что наука о религии действительно невозможна» .

Российские религиоведы предлагают собственные типологии и классификации. Наиболее тривиально, на первый взгляд, выглядит деление религий на «традиционные» и «нетрадиционные». По мнению И.Я. Кантерова, определяющим критерием в таком случае является возможность отнесения религиозной

общности к уже существующему типу религии — православию, исламу, буддизму, иудаизму: именно их и надо считать «традиционными». Если же религиозное объединение имеет существенные или кардинальные отличия в своем вероучении от перечисленных конфессий, то его следует относить к новому типу религии и считать «нетрадиционным» .

Изложенная позиция является дискуссионной, и сегодня в религиоведении единой точки зрения по этому вопросу не существует. Ученое сообщество не выработало четкого видения, что в религиозной сфере следует считать традиционным, а что — нетрадиционным. Тем не менее, подобная классификация наиболее часто и привычно употребляется; она находит применение не только в научных или научно-популярных работах, но и в законопроектах, направленных на совершенствование взаимоотношений между государством и религиозными сообществами.

В последние годы на рассмотрение Государственной Думы неоднократно вносились законопроекты, содержащие предложения о законодательном закреплении ключевых терминов («традиционная религия», «традиционная религиозная организация»), об определении перечня традиционных религий (с включением в него либо только православия, ислама, буддизма, иудаизма, либо всех религий, зарегистрированных на территории Российской Федерации на момент формирования перечня) .

В числе наиболее значимых законопроектов подобной направленности особо следует отметить разработанный в 1999 г. группой депутатов В. И. Шандыбиным, В.У. Корниенко, В.А. Лисичкиным, С.В. Житинкиным. Авторами предлагалось в качестве традиционных для России религий признать только православное христианство и ислам. Законодательное закрепление статуса «традиционной религиозной организации» непосредственно связывалось с традиционностью бытия соответствующих конфессиональных институтов на территории Российской Федерации.

Множество споров и обсуждений вызвал представленный в 2002 г. депутатом А. Чуевым законопроект, в котором классификация конфессий была внутренне усложненной. Так, традиционные религиозные организации автор предлагал подразделить на четыре вида: традиционная религиозная организация России, традиционная религиозная организация отдельных народов России, историческая традиционная религиозная организация и представительство иностранной традиционной религиозной организации. Однако законопроект был отвергнут, поскольку, по мнению аналитиков, его принятие могло привести к краху свободы совести в России и фактическому прекращению деятельности большинства церквей в нашей стране .

Схожая ситуация сложилась и с инициативой председателя Совета Федерации С. Миронова, который в 2006 г. совместно с главой парламента Бурятии А. Лубсановым выступил с предложением упорядочить деятельность религиозных объединений, не являющихся «традиционными», путем ограничения их прав. Однако Федеральная регистрационная служба, сославшись на действующий закон «О свободе совести», заявила, что не намерена применять какие-либо ограничительные меры подобного рода .

Большинство светских религиоведов считают, что подобные законотворческие инициативы являются неконституционными и, безусловно, несут в себе угрозу дискриминации по религиозному признаку, а понятия «традиционный», «нетрадиционный» уместно было бы использовать только в публицистике. Такая точка зрения высказывается, например, С.А. Бурьяновым и С.А. Мозговым. Эксперты опираются на юридическую практику и считают, что правовых критериев «традиционности» в принципе не существует, а любые попытки их создания являются антиправовыми и способствующими антиконституционному направлению развития отношений государства и религиозных объединений. Факт же законодательного закрепления термина «традиционные религиозные организации», по их мнению, приведет в конечном итоге к конкуренции уже среди «традиционных» религиозных организаций, тем самым еще более осложнив межконфессиональные отношения .

Противоположных взглядов придерживается И.А. Куницын, полагающий, что сохранить традиции, воспрепятствовать проникновению и укреплению западных ценностей и духовно-нравственной дезориентации российского общества можно путем вертикальной дифференциации правового статуса конфессий. Он предлагает установить статус традиционности на федеральном и региональном уровнях путем принятия законов, обоснованных волеизъявлением народных избранников и их ответственностью перед избирателями. Религиозные же объединения, которые принадлежат к конфессиям, не вошедшим ни в федеральный, ни в региональные «списки традиционных», должны быть уравнены в правах с некоммерческими организациями . Такая позиция, на наш взгляд, открывает прямой путь к нарушению прав и свобод граждан, дискриминации значительной части религиозных объединений; создает объективированные условия для их конфронтации.

Сейчас в понятие «традиционные религиозные организации» зачастую вкладывают характеристики длительности осуществления деятельности религиозной организации на территории России. Определяющим критерием в таком случае выступает степень / уровень ее укорененности в российском обществе и связи с национальной идентификацией людей, историческим и духовным наследием народов страны.

Однако такие оценки могут оказаться весьма субъективными и сомнительными в своей достоверности, не учитывая не бросающихся в глаза, но важных для религиозно настроенного человека сторон вероучения. Например, многие из конфессиональных новообразований свою деятельность на территории России осуществляют достаточно длительное время и имеют значительное количество приверженцев — это может быть расценено как свидетельство укоренения «нетрадиционной» веры в обществе. Естественным образом возникает вопрос о возможности такого религиозного вероучения легитимироваться в качестве неотъемлемой части духовного пространства российского народа.

При решении столь сложных вопросов, как законодательное определение правовых статусов религиозных объединений, логично обратиться к опыту иных государств. Думается, что регулирование государственно-конфессиональ-

ных отношений в Литовской Республике в этом отношении может стать позитивным примером оправданной гибкости подхода к решению вопроса. Здесь на протяжении уже пятнадцати лет действует закон «О религиозных общинах и объединениях», который в ст. 5 закрепляет разделение религиозных сообществ на традиционные (с четким определением девяти конфессий) и нетрадиционные. Тем не менее ст. 6 допускает возможность признания нетрадиционной религиозной общины в качестве составной части литовского исторического, духовного и общественного наследия, если она поддерживается обществом и ее институты и ритуалы не противоречат национальным законам и морали .

В Российской Федерации в настоящее время отсутствие деления религиозных общностей на «традиционные» и «нетрадиционные» организации все еще служит гарантом того, что в стране пока существует конфессиональное равноправие, гарантированное Конституцией РФ. Несоблюдение конфессиональной паритетности и создание иерархической религиозно-правовой системы в нашей стране может способствовать разжиганию конфессиональной вражды и искоренению религиозной толерантности в российском обществе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Систематизация конфессиональных объединений требует особого внимания и ответственности. Подобного рода классификация должна создаваться только путем терпеливого межконфессионального диалога, основанного на тщательном соблюдении этических норм и действующего законодательства. При этом полученный результат допустим, по крайней мере в настоящее время, исключительно для научных целей.

Библиографический список

2. Классики мирового религиоведения: антология: в 2 т. / пер. с англ., нем., фр. М., 1996. Т. 1.

3. Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). М., 2006.

4. Здоровец Я.И. Российское законодательство и религиозные организации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2008. № 2 (347).

5. Лиценбергер O.A. Традиционные религиозные организации в России: анализ действующего законодательства // Управление общественными институтами и процессами в России: вопросы теории и практики. Саратов, 2002. Ч. 2.

8. Куницын И. Уничтожение религиозной идентичности народа: требуется защита // Радонеж. Православное обозрение. 2004. № 2.

9. О религиозных общинах и сообществах: Закон Литовской Республики от 4 окт. 1995 г. № I-1057 // Ведомости Литовской Республики. 1995. № 21.

X 7 ПОТЕРПЕВШИЙ

у ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

У УДК 340.6 Виктимология 1(15) / 2018, с. 50-57

Ильюк Е. В.

ДЕСТРУКТИВНАЯ СЕКТА КАК «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ» ТЮРЬМА (МЕТОДЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ В ДЕСТРУКТИВНЫХ СЕКТАХ1)

Существуют виктимные качества, повышающие риск быть вовлеченными в деструктивную секту, и отработанная методика вовлечения. Вначале происходит «бомбардировка любовью», затем активируются подсознание и подавляется сознание, подавляется «Я» человека, затем осуществляется «перепрограммирование» сознания по образцу «Учителя». Деструктивные секты и группы совершают ритуальные убийства, членовредительство, склоняют к самоубийствам, совершают преступления против собственности.

Ключевые слова: религиозное помешательство, paranoia religiosa, ритуальные убийства, деструктивные секты, управление сознанием, промывание мозгов.

Чтобы не стать жертвой вербовки, дезинформации и манипулирования, нужно знать о приемах, которые используют вербовщики из сект. Информированность — это защита от деструктивных сект.

Деструктивность секты проявляется в совершении ритуальных убийств, причинии вреда либо склонению к причинению вреда здоровью (самопричинению вреда); в склонении к суициду; причинению имущественного вреда, склонению к передаче имущества или денег организации или лидеру организации.

В 2016 г. в Уфе расследовали деяния секты «Наследие предков», было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 239 УК РФ

(создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью). Для «открытия дара целительства» сектантов возили по святым местам, во время поездок запрещалось спать. Методами лечения были отказ медицинского лечения, «лечение» плеткой, святая вода, молитвы. По рассказам родственников адептов, в еду в секте было принято добавлять белену, от которой у людей начинались галлюцинации.

В 2012 г. в Оренбурге расследовалось дело о деяниях секты психиатра Веснина, потерпевшими стали 14 мальчиков, причем некоторых привели в секту роди-

1 Автор не рассматривает философские, политические и религиозные аспекты ритуальных убийств, а только психолого-психиатрические аспекты и выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Автор не рассматривает понятия «секта», «тотатитарная секта», «культ», используя понятие «деструктивная секта».

тели, в отношении мальчиков совершались половые преступления. Следствием выявлено 180 преступных эпизодов.

В 2010 г. Верховный суд республики Мордовия рассматривал уголовное дело молодых людей, создавшими «Благородный орден Дьявола», которые считали себя сатанистами, проводили сексуальные оргии, занимались самоистязанием, призывали к убийствам.

В 2009 г. Верховный суд Хакассии рассматривал уголовное дело о ритуальном убийстве. «Поклонники сатаны» совершали ритуальные убийства — жертвоприношения — сначала животных (кошки, козленка), а затем — человека.

В 2017 г. в г. В. Пышма Свердловской области был вынесен приговор Байрам-бекову, совершившему ритуальные убийства четырех человек, недалеко от Гани-ной Ямы. Оккультизмом он начал заниматься с 2013 г., вначале для ритуалов использовал куски мяса, купленные в магазине, затем стал приносить жертвоприношения мелких животных (кошек, кур), затем — крупных (коз). Осенью 2014 года Байрамбеков приготовил в лесу специальные площадки для человеческих жертвоприношений с выложенными по кругу камнями, связанными с определенными богами, и с сентября по ноябрь 2014 г. убил четырех людей, перерезая горло и сливая кровь. Ритуал осуществлялся при разведенном костре, с чтением молитв. Байрамбеков пытался оживить свои жертвы и создать из них армию зомби. «Зомби» — легенда, по которой западно-африканские и гаитянские племена называют «оживших мертвецов», людей, впавших по приказу колдуна в летаргическое состояние. Спустя некоторое время они поднимаются и начинают двигаться, как автоматы, слепо выполняя команды человека, который всецело подчинил себе их волю. В ходе следствия было проведено три психолого-психиатрические экспертизы. Почему ритуальные убийства — жертвоприношения совершаются долго, с длительными мучениями жертвы, с особой жестокостью? Потому что проводящий ритуал от страданий жертвы ожидает усиления своей «магической силы» и магических возможностей.

При расследовании таких аномальных, нетипичных уголовных дел следователям необходимо знать группу риска

(возможных потерпевших), виктимные факторы, знать распространенные методы воздействия руководителей сект на новичков, привлекаемых в секту.

Группа риска. Виктимные качества потерпевших, которые привлекают организаторов ритуальных действий или деструктивных сект:

1) низкая самооценка, у включенных в секту ее еще более снижают, усиливая мысли о греховности. В секте активизируется паническое ощущение беспомощности, ощущение «пешки». Но рядом всемогущий Лидер, Учитель, который защитит.

Если вовлекаемый в секту — «омега», то лидер секты — «альфа». Многие лидеры сект страдали сильным комплексом неполноценности. В детстве они были замкнутыми и одинокими детьми. Эти люди жаждут не только материальных благ, но и внимания и власти. Власть как наркотик, и лидеры сект приобретают зависимость от власти, им необходимо все больше и больше власти. Они психически неуравновешенны и сами начинают верить в то, что пропагандируют, они действительно считают себя «Богом», «Мессией», «гуру» или просветленным Учителем .

Власть лидера абсолютна. Каждый человек в секте запрограммирован останавливать все «негативные» мысли о лидере, доктрине или организации. Процесс остановки мыслей запускается всякий раз, когда член секты считает, что кто-то ставит под сомнение общественную значимость его группы и групповой миссии, критикует группу или подвергает сомнению;

2) активируется чувство вины, для этого применяются систематические исповеди; полученная информация используется для дальнейшей активизации чувства вины;

3) страхи, фобии, которые активируются.

Фобии — навязчивое состояние страха.

а) Самая распространенная — ожидание «конца света». Этот страх систематически поддерживается «мессией», он же и отодвигает им же ранее «установленные» даты. Заполняются хранилища на случай конца света, все члены секты считают себя «армией Господа».

б) Прививается фобическая реакция

на мысль о выходе из секты. Данные фобии связаны с одной из основных, базовых потребностей человека- потребности в безопасности. Фобии возникают в результате травмирующего жизненного опыта. Фобии лишают свободы выбора. Принадлежность к секте дает иллюзию защищенности;

4) повышенная внушаемость;

5) аддиктивность как склонность к зависимому поведению;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) слабый тип нервной системы;

7) несовершеннолетний возраст (когда сознание еще не полностью сформировано) или пожилой возраст (когда нарушаются функции сознания);

8) низкий уровень образования и культуры, который влечет снижение способности к критическому восприятию информации.

Вербовщик получает как можно больше информации о вербуемом, чтобы узнать, на какие «кнопки» нажать, чтобы затянуть человека в секту. Хороший вербовщик умеет «задеть за больное» и эффективно воздействовать на человека через его слабые места. Слабым местом могут быть проблемы с любимым, родителями, членами семьи, в школе, в университете, на работе, смерть родного или близкого человека, переезд в новый город.

Термин «промывание мозгов» возник в 1950-е годы. В сентябре 1950 года вышла статья Эдварда Хантера, в которой использовался термин «Тактика промывания мозгов». К методам, используемым в Китае для «промывания мозгов», относились жестокие условия физического ограничения и социального отчуждения. Позднее разрабатывались методы, которые бы разрушили бы индивидуальность человека и его способность в отношении обработки и запоминания информации, в отношении сохранения нравственных ценностей. Методы включали: доведение людей до животного состояния путём лишения сна, частичного сенсорного лишения, психологического преследования, внушения вины, группового социального давления. Это особенно эффективно при апеллировании к националистическим или религиозным чувствам, в условиях низкой образованности населения и ограниченного доступа к независимым СМИ. В 60-е годы техники «промывания мозгов» или «управления сознанием» совершенствовались.

Первый этап воздействия: при

первых контактах «насадить на крючок» через «бомбардировку любовью» — окружить заботой, добротой, показать светящиеся счастливые лица, использовать поглаживание, объятия, улыбки. Первое время после вступления в деструктивную секту человек, как правило, переживает состояние эйфории. Это фаза «медового месяца», на которой бомбардируют любовью, окружают заботой и вниманием.

Второй обязательный момент: изоляция, чтобы вырвать жертву из привычного окружения, дезориентация во времени и пространстве.

Один из методов — ограничения доступа к независимым источникам информации. Многие из этих методов часто используются в обыденной жизни в сфере рекламы, политики, образования, в общественных и семейных взаимоотношениях. Техники отрабатывались в новых религиозных движениях в 1960-х годах, когда молодым людям сделали «промывание мозгов», изолируя их от их родственников и друзей, устраивая программу лишения сна (встречи с наставником в 3 часа утра) и устанавливая практику громких и повторных пений.

Нужно лишь несколько минут полной изоляции, чтобы возникло беспокойство, лишь несколько часов, чтобы появились галлюцинации.

Если вы пришли на собрание не один, а с другом, то первым признаком того, что вы находитесь в деструктивной секте, послужит то, что вас постараются под любым предлогом рассадить. Обычно это делается незаметно: один из членов деструктивной секты вступает в беседу с вашим приятелем, а другой в это время начинает задавать вопросы вам. Ни в коем случае нельзя не расставаться с другом, нужно быть все время вместе .

Третий этап воздействия: ставится задача отключить сознание, активировать бессознательное. Когда призывают «отключить» ум, человек уже находится в опасности.

Для этого применяются следующие техники:

1) прыжки, хороводы, вращения, ритмичные движения, хлопки руками в течение определенного времени;

2) ритмичные песнопения, мантры, молитвы (минимальное число прочтений — 7-8, оптимальное для воздействия от 12

раз), включают лингвистическое программирование, медитативная музыка с монотонно усыпляющей мелодией, при этом происходит подмена понятий и перевод на другую лексику;

3) возможно применение психотропных веществ, алкоголя, галлюциногенов, слабых наркотиков, вызывающих расслабление и затуманивание сознания;

4) лишение нормального сна, программы лишения сна (например, встреча с наставником в 3 часа);

5) резко изменяется режим приема пищи и рацион питания. Особая диета — вегетарианство, отказ от сахара и соли; голодание; посты; либо строгое вегетарианство при избыточном потреблении сахара, создающего у членов секты ощущение «подъема»;

6) создание состояния хронической усталости от непосильной работы;

7) усиление навязчивых страхов — по поводу близкого конца света;

8) изоляция от внешнего мира, запрет на общение с семьей, на просмотр телевизора, запрет на получение информации извне, т.е. контроль и ограничение поступающей информации;

9) контроль мыслей, контроль эмоций, контроль поведения;

10) строгий режим, моления — до 65 часов в неделю;

11) изменение ориентации во времени. Например, навязывается новое летоисчисление, где начальной точкой является дата зачатия или рождения Мессии, Учителя.

Осознание «Я» начинается с 3 лет, в последующие годы ребенок в ходе социализации учится гармонично взаимодействовать с другими людьми, учится определять свои истинные цели и не идти на поводу у «манипуляторов». Целью воздействия в деструктивной секте является отказ от собственного «Я», своей системы ценностных ориентаций, приоритетов, целей и своего жизненного пути. «Я» полностью подчинено МЫ или лидеру (Гуру, мессии, Учителю). Происходит приобретение групповых стереотипов мышления с потерей самоидентификации и формированием зависимости.

Дети родителей, вступивших в деструктивную секту, часто воспитываются «коммуной» и им только изредка разрешают видеться с родителями. Детей учат хранить верность и преданность лидеру

секты или группе, а не родителям. Часто они не получают образования. Так же, как и их родителям, им внушают, что мир за стенами группы чудовищен и враждебен. В некоторых группах провинившихся детей подвергают телесным наказаниям и запугиванию. В секте Дэвида Кореша детей принуждали к сексуальным контактам .

Обстановка и средства, которые используются: 1) за городом, отрыв от семьи; 2) «магический круг»; 3) пламя костра, пламя факелов.

Четвертый этап после снятия контроля сознания — перепрограммирование:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) внедрение бредовых идей (сделать из людей бесполых ангелов путем ампутации половых органов);

2) подмена понятий (любовь ^ групповой секс; Иисус пострадал, значит счастье — в страдании…);

3) неправильное восприятие мира — измененная система ценностных ориен-таций;

4) смена имени;

5) другая лексика, на которой легко общаться с сектантами, но трудно с друзьями и родными;

6) приемы нейролингвистического программирования.

Осуществляется изменение половой роли и правил полового поведения: стать бесполым ангелом, отказ от половой жизни («невесты Христа») или наоборот, отказ от ограничений и запретов. В некоторых сектах интимные отношения членов группы регламентируются лично Учителем.

Преподобный Сан Мюн Мун как минимум дважды отбывал наказание в тюрьме в Корее за отправление церковных обрядов с совершением половых актов . В сектах скопцов и хлыстов реализовывалась бредовая идея о том, что человек должен быть подобен ангелу и стать бесполым существом, поэтому удалялись половые органы.

Самоистязание — это насаждение и культивирование садомазохизма. Унизительные поручения руководителей секты воспринимаются как вид «мученичества» (например, сбор пожертвований).

Для стратегий манипулятивного психологического воздействия в деструктивных сектах и новых религиозных учениях характерна нацеленность на формирова-

ние виктимных качеств, социально-дезадаптирующих индивида; служащие самоуничижению и самодискредитации личности; навязывающие заведомо негативную самооценку; формирующие нефоку-сированное и необоснованное чувство вины и психологическую зависимость перед лидером секты, формирующие установку к отказу от нормального поло-ролевого функционирования, формирующие установку на позитивное эмоциональное состояние при любых личных контактах, что обеспечивает социально-благоприятный имидж членов секты; некоторые установки способствуют возникновению выученной беспомощности индивида.

Происходит психологическое перепрограммирование человека, реформирование его сознания и рождение новой личности. Для этого используются такие основные приемы, как контроль поведения, контроль мыслей, контроль эмоций и контроль поступающей информации .

Приведем отрывок из заключения экспертов по делу о сектантах-пятидесятниках, в котором эксперты отвечая на вопрос, как отразилось на детях участие в деятельности секты и соблюдение ими религиозных обрядов, отметили следующее: «Обследовано 30 детей сектантов. Они резко отстают от своих сверстников в физическом и психическом развитии. Обнаруживают эмоциональную неустойчивость (замкнутость, плаксивость, пугливость), узкий кругозор, примитивность суждений. Не посещают кино, театров, культурных и спортивных мероприятий. На молениях испытывают страх. Исполнение обрядов, сопровождаемых плачем, криками и трясками верующих, глубоко расстраивает легко ранимую нервную систему ребенка, длительное пребывание в этой обстановке приводит к психическому истощению детей. Сектанты воспитывают своих детей в духе религиозного фанатизма, в постоянном страхе, о чем свидетельствует и содержание таких гимнов, как «День великий, страшный близко», «Расстанутся дети и родители». Участие несовершеннолетних в сборищах и молениях, соблюдение ими обрядов этой секты пагубно влияет на физическое и психическое развитие детей, приводит к ограничению их кругозора, задержке в развитии интеллекта и уродливому формированию личности» .

Пятый этап: удержание в секте.

Почему рядовые члены секты поддерживают деструктивные действия руководителей, совершающих действия, которые идут вразрез с нравственными нормами?

1) В секте поощряется слежка за другими участниками: объединение по парам по системе «приятельства» для наблюдения и контроля; доносительство лидеру об отклоняющихся от (культовых доктрин) мыслях, чувствах и действиях (поступках);

2) Групповой конформизм. Когда человек поддается влиянию всеобщего действия и начинает вести себя вовсе не так, как делал бы это в одиночку, он проявляет групповой конформизм. Зигмунд Фрейд писал, что эволюция толпы базируется на побуждении людей поступать так же, как остальные, чтобы «быть в гармонии с большинством», участникам группы свойственно следовать за лидером и отождествляться с ним.

Милгрэм не только выяснил, что люди демонстрируют подчинение авторитету, но и выяснил условия, вызывающие подчинение. Это эмоциональное отстранение от жертвы, близость к легитимному авторитету и престиж авторитета. По мнению Милгрэма, для устранения или уменьшения такого противоречия «многие испытуемые начинали давать жертве резко отрицательную и заниженную оценку, стараясь оправдать жестокие действия, которые они совершали против нее. Решившись действовать против жертвы, испытуемые вынуждены рассматривать ее как малоценную личность, чье наказание неизбежно из-за дефектов интеллекта и характера самой жертвы» .

3) Материальная зависимость от секты, когда отдают секте все имущество, возникает безысходность.

4) Оказывается внушающее воздействие: если уйдешь, с тобой случится беда.

Последствия пребывания в сектах.

Привитые в секте фобии, которые находятся в подсознании в виде фиксированных установок, могут стать «бомбами замедленного действия». Человеку, который в секте был отрезан от общества, очень трудно вернуться к обычной жизни. Поэтому некоторые снова возвраща-

ются в секты в поисках безопасности. Обычно это очень ранимые люди, которые в отсутствие психологического контроля секты ощущают себя брошенными на произвол судьбы.

Люди, страдающие фобиями, как и остальные жертвы деструктивных сект, панически боятся встречи с «внешним миром». Им кажется, что жизнь кончена и, чтобы избавиться от страданий, они думают о самоубийстве.

В некоторых оккультных сектах в подсознание людей вводят «программу самоуничтожения», которая должна сработать, если они покинут секту. После выхода из секты такие люди абсолютно убеждены, что их духовное тело распалось, и они постепенно умирают.

В первые месяцы после выхода из секты бывшие последователи страдают тяжелыми формами депрессии и видят жизнь в черном свете. Они замечают только плохое и трактуют все события только негативно. В секте наносится психическая травма, а затем сектанты переживают «посттравматический стресс».

При оказании им психологической помощи им нужно помочь осознать, что при всех негативных обстоятельствах они приобрели в секте жизненный опыт.

Бывшие члены сект крайне зависимы от чужого мнения. Они утратили самостоятельность мышления (свое «Я»), у них нет собственного мнения, они ждут руководства. Им нужно, чтобы кто-то их направлял. В секте за них думал лидер, а они были послушными исполнителями чужой воли, усмиряли гордыню, отказывались от собственного «Я», не имели своего мнения. В секте формируется полная зависимость от лидера и заниженная самооценка, человек утрачивает способность самостоятельно принимать решения.

Многих бывших членов сект мучают ночные кошмары, стыдятся того, что в секте занимались мошенничеством, проституцией и продажей наркотиков.

«Перепрограммирование» нередко приводит к нарушению целостности психики, к развитию психических расстройств. «Живые боги» и «пророки» страдают психическими отклонениями и искренне верят в реальность собственных видений и галлюцинаций .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характерные признаки шизофрении — слуховые, зрительные и тактильные галлюцинации (народное выражение — «напился до чертиков»); голоса, разговаривающие между собой в голове или приказывающие, диктующие человеку, что ему следует сделать; спутанность или нелогичность мыслей; бредовые идеи (например, «создание армии зомби» из убитых им людей — у Арсена Байрамбекова). Фундаментальные бредовые идеи: величия (мистический бред, бред мессианства, бред реформаторства), преследования и воздействия (бред колдовства), ипохондрические и вины (бред греховности и одержимости) .

Религиозно-архаический бредовой комплекс отражает искаженные болезненным процессом религиозно-мистические переживания и включает религиозный (бред мистический, мессианства, реформаторства, греховности) и архаический (бред колдовства, одержимости) компоненты. «Наиболее брутальные формы — физическая агрессия и гомицидное поведение чаще всего наблюдаются при бреде колдовства» . На основе бредовых идей строятся ритуалы. Возможны такие психические расстройства, как шизофрения, гомицидомания и па-рафилии (некрофилия, некрофагия, педофилия).

Категория «религиозное помешательство» (paranoia religiosa) была описана В.П. Сербским в 1906 году. Синдром включал зрительные и слуховые галлюцинации религиозного содержания и религиозный бред о божественном призвании. Мужчины чаще отождествляли себя с пророками, женщины — с Христовыми невестами, поведение соответствовало фабуле бреда . Э. Блейлер утверждал, что религиозное помешательство, «религиозные психозы» встречаются при всех психических заболеваниях, но чаще при шизофрении .

Содержание бреда отражает не только культуру определенного времени и значимые общественно-политические события, но и те особенности общественной жизни, которые обычно не освещаются прессой, а также господствующие страхи и суеверия, агрессивное возрождение религии, древних ритуалов и язычества .

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Блейлер Э. Руководство по психиатрии / пер. изд. А.С. Розенталь. — Берлин: Изд-во «Врач», 1920. — 536 с.

2. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза. — М., 1977. — 57 с.

4. Милгрэм С. Подчинение авторитету. Научный взгляд на власть и мораль. Изд. Альпина Диджитал, 1974; Милгрэм С. Как хороший человек становится негодяем. Эксперименты о механизмах подчинения. Индивид в сетях общества. АСТ, 2017. — 320 с.

6. Сербский В.П. Руководство к изучению душевных болезней. — М.: Студ. мед. изд. комис. им. Н.И. Пирогова, 1906.

1. Bleyler E. Rukovodstvo po psikhiatrii / per. izd. A.S. Rozental’. — Berlin: Izd-vo «Vrach», 1920. — 536 s.

2. Kochenov M.M. Sudebno-psikhologicheskaya ekspertiza. — M., 1977. — 57 s.

6. Serbskiy V.P. Rukovodstvo k izucheniyu dushevnykh bolezney. — M.: Stud. med. izd. komis. im. N.I. Pirogova, 1906.

Ilyuk E. V.

THE DESTRUCTIVE SECT

AS A «PSYCHOLOGICAL» PRISON

(METHODS OF INVOLVING

AND REFORMING CONSCIOUSNESS

IN DESTRUCTIVE SECTS)

По теме:

Штаб «Справедливой России» на выборах в Госдуму возглавит ГартунгСМИ: мандат Вахи Агеева могут передать экс-губернатору Иркутской области Сергею ЛевченкоВ Госдуме предложили увеличить штрафы за повторный ложный вызов скорой помощиВ Югре за месяц наказали уже второго человека за публикацию экстремистской символикиДепутат Госдумы от КПРФ умер от коронавирусаРегистрация — через «Госуслуги». В России хотят ужесточить правила пользования каршерингомВ Госдуму внесен законопроект об изъятии любого жилья для сноса и реновации по всей РоссииКурганский губернатор опубликовал выдержки из «плана Даллеса», но вскоре удалил постНазваны 10 депутатов Госдумы, которые чаще остальных пропускают голосованияКомиссия Госдумы отправила в генпрокуратуру и Минюст данные о вмешательстве НКО в выборыРПЦ ждет покаяния от кавказцев, помывших обувь в святом источнике в КалининградеНовосибирского священника после критики храма Минобороны попросили уехать из регионаВ Госдуму внесен законопроект о внесудебной блокировке силовиками сайтовСпикер Госдумы потребовал, чтобы депутаты Терешкова и Чилингаров покинули зал заседанийПожаловавшийся на Лебедева в ФСБ активист рассказал, что ждет извиненийМинюст предлагает создать информационный банк экстремистских материаловФСБ проводит проверку из-за слов Артемия Лебедева о сносе памятника русским солдатамВ Ишиме на уроке против терроризма школьникам устроили имитацию захвата заложниковОбвиненного в изнасиловании детей российского священника отдали под судЛавров заявил, что в Белоруссии находятся 200 натренированных украинских экстремистовЮристы: почему в России заводят дела за еще не признанные экстремистскими посты в соцсетяхЧитинская епархия просит следствие проявить милосердие к подростку, прикурившему в храмеАктеры клипа Alai Oli выступили в поддержку девушки, обвиненной в экстремизме за видеоВ Екатеринбурге подсудимым по «делу АУЕ» запросили 16 лет на троих. Они заявили о давленииПротоиерея Димитрия Смирнова отправили в отставкуВолодин о ситуации с Навальным: возможна провокация со стороны ЗападаСвященный синод РПЦ перевел главу белорусской церкви на КубаньВ Совфеде анонсировали работу над законом, ограничивающим суррогатное материнство в РФФСБ заявила, что нашла человека, финансировавшего ИГИЛ и вербовавшего россиянРоссиянин оспорит в ЕСПЧ арест за чужую публикацию, появившуюся на его странице в FacebookКак депутаты «Единой России» в Госдуме «переписывают» законопроекты других партий»Мемориал» признал журналистку Светлану Прокопьеву преследуемой по политическим мотивамВ Госдуме предлагают кратно повысить штрафы для владельцев чересчур шумных мотоцикловВ Югре для прихожан разрешили посещение храмовГосдума разослала запросы о возможном двойном гражданстве депутатовФигурант дела «Нового величия» передал открытое письмо с оценкой приговораИзгонявший бесов архимандрит Герман скончался от СOVID-19Председатель церковного суда РПЦ митрополит Исидор скончался от коронавирусаВ России задерживают участников пикетов в поддержку челябинских нацболовЧелябинская епархия предупредила о распространении опасных оккультно-неоязыческих практикПамфилова заявила, что ЦИК не станет проверять депутатов на наличие второго гражданстваСМИ рассказали об уроженце Таджикистана, готовившем теракт в московском парке, и его планахНастоятельницу столичного монастыря обязали продать Mercedes, купленный за ₽10 млнГосдума приняла закон о приравнивании отчуждения территорий РФ к экстремизмуВ Госдуму внесли законопроект, облегчающий положение заключенныхПринят закон, обязывающий росгвардейцев представляться и показывать удостоверениеВ Госдуме хотят сделать уголовно наказуемым продажу и ношение футболок с портретом ГитлераГосдума приняла в третьем чтении законопроект о голосовании на выборах в течение трех днейЕпархия и схиигумен Сергий провели два крестных хода в Екатеринбурге во время вспышки COVID-19. Репортаж Znak.comВ Госдуме нашли способ помочь фитнес-центрам — раздать малоимущим ваучеры на посещениеПреступления против стариков старше 75 лет хотят сделать отягчающим обстоятельствомАвтобус, который должен был везти к схиигумену Сергию его поклонников, сняли с маршрутаВ Госдуме хотят попросить Турцию передать России православные храмы и подворьяВ Госдуму внесли законопроект о штрафах до ₽500 тыс. за призывы к отчуждению территорийВ Омске на отрицающего распад СССР пенсионера-инвалида завели дело об экстремизмеВ Госдуме предлагают разрешить дополнительные места для голосования на обычных выборахРосгвардейцам могут разрешить не представляться во время задержанийПрофильный комитет Госдумы одобрил трехдневное голосование на выборахМВД отчиталось о росте более чем на 40% числа случаев экстремизма в 2020 годуВ ЯНАО прошли обыски у членов секты «СССР». Возбуждены уголовные дела об экстремизмеНастоятельница столичного монастыря купила Mercedes-Benz S-класса почти за ₽10 млнЭрдоган своим указом вернул мечеть в храм-музей Святой Софии в СтамбулеМИД подготовил ответ на ЛГБТ-флаги посольств. Гей-комьюнити в РФ могут ждать новые запретыВ Госдуму внесли еще один законопроект о сроках за пропаганду в интернете наркопотребленияВолодин призвал к ревизии международных договоров РФ, а Матвиенко — региональных законовВ РФ заметно ужесточат ответственность по статье о нарушении территориальной целостностиГосдума призвала парламент Турции «проявить мудрость» в вопросе о статусе Святой СофииВ РПЦ прокомментировали ответ схиигумена Сергия на открытое письмо митрополита КириллаВ Алтайском крае накажут священников за крестный ход в разгар пандемии коронавирусаВ Госдуме предлагают объявить 1 июля новым Днем Конституции и сделать его выходнымВ Троицке руководителя местных баптистов оштрафовали за незаконные проповедиТолстой затребовал правовую оценку демонстрации ЛГБТ-символики иностранными посольствамиСхиигумен Сергий призвал не голосовать за поправки в КонституциюСвердловский депутат Госдумы предложил отдать мобильные номера в собственность абонентамВ РПЦ приветствуют увеличение налога на высокие доходы. Это «нравственно оправданная мера»В Госдуму внесен проект закона об отмене единого госэкзаменаРаскритиковавшего храм Вооруженных сил священника запретили в служении»Единая Россия» предложила в 1,5 раза увеличить число моногородов. Им положена госпомощьБывший вице-губернатор Кировской области попросил проверить слова Навального на экстремизм»Это вариант из выдуманной реальности». В епархии заявили, что Сергий не готов к диалогуНеверов заявил о готовности думского большинства поддержать повышение налогов для богатыхСхиигумен Сергий дал первое интервью и объяснил свой конфликт с РПЦТроих нацболов из Челябинска обвинили в создании экстремистской организацииПротодиакон Андрей Кураев раскритиковал главный храм Минобороны России. Интервью Znak.comДвижение нацболов сообщило об аресте троих активистов в ЧелябинскеВ Госдуме сломалась электронная система голосования. Депутаты голосовали, поднимая рукиВ Челябинске сотрудники ФСБ провели обыски у лидера местных нацболовВ Санкт-Петербурге разрешили посещение храмов»Подъем»: основатель паблика «Мужское государство», возможно, зарезан в СтамбулеВ Москве открывают храмы для прихожанПочти 40 общественников и ученых подписали письмо в защиту пакта Молотова — РиббентропаПутин утвердил стратегию борьбы с экстремизмом. Там появился термин «идеология насилия»РЖД готовится развернуть строительные работы на месте обнаружения останков Николая IIРоспотребнадзор разработал рекомендации для храмовГенпрокуратура может получить право на блокировку СМИ без суда за оправдание экстремизмаВнесен проект закона о дистанционном обучении за счет бюджета в условиях карантинаВ Госдуму внесен закон об отмене документа, осудившего пакт Молотова — Риббентропа в СССРРоссиян хотят законом обязать уведомлять соседей о ремонтных работах. Иначе — штраф

В юридическую службу Московской Патриархии поступают многочисленные обращения из епархий по проблемам, связанным с наименованием религиозных организаций. Руководитель юридической службы инокиня Ксения (Чернега) на страницах «Журнала Московской Патриархии» (№7, июль 2011 г.) дает разъяснения по вопросам регистрации религиозных организаций, заключения ими гражданско-правовых договоров и включения наименования религиозной организации в платежные документы.

Полное наименование религиозных организаций

Полное наименование религиозных организаций должно быть указано в учредительных документах, в печати (штампе), на бланках, при заключении сделок, в тексте маркировок выпускаемых религиозными организациями литературных произведений, печатных изданий, аудиовизуальных произведений и в других случаях. Так, согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация должна иметь печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке; кроме того, она вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием. В соответствии с положением п. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» на религиозную организацию возлагается обязанность указывать ее полное наименование при осуществлении своей деятельности.

Правило об обязательном использовании полного наименования религиозной организации закреплено законодателем для того, чтобы довести до участников гражданского оборота, прежде всего граждан, максимально полную и достоверную информацию о вероисповедании соответствующей религиозной организации.

Перечень сведений, которые должны быть указаны в полном наименовании религиозной организации, является закрытым. Он включает в себя сведения о

  • организационно-правовой форме (религиозной организации);
  • характере деятельности (например, приход, подворье, монастырь);
  • вероисповедании религиозной организации (к примеру, православной).

П. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливается, что наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», «некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности».

Поэтому регистрирующий орган не вправе требовать от религиозной организации включения в наименование дополнительных сведений, не предусмотренных законодательством. Соответственно, неправомерным будет являться и отказ в регистрации религиозной организации по причине невключения в наименование сведений, не установленных законом. Правильность такого подхода к вопросу о регистрации религиозной организации подтверждается судебной практикой.

К примеру, Первомайский районный суд Кировской области в решении от 13.07.2001 года признал неправомерным отказ управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области в государственной регистрации религиозной организации «Волго-Вятский христианский центр», мотивированный тем, что в наименовании данной религиозной организации не определена ее принадлежность к централизованной религиозной организации.

Вместе с тем следует отметить, что, согласно ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в государственной регистрации некоммерческой, в том числе религиозной, организации может быть отказано, если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием.

Существенное значение имеет то обстоятельство, что религиозная организация, зарегистрированная в установленном порядке, имеет исключительное право на использование своего полного наименования в соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Это исключительное право защищено законом. Поэтому лицо, неправомерно использующее полное наименование религиозной организации, обязано по ее требованию прекратить использование данного наименования и возместить причиненные убытки.

В этой связи следует также учитывать положения Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года. Согласно ст. 8 данной Конвенции, наименование юридического лица охраняется во всех странах — участницах Конвенции «без обязательной подачи заявки или регистрации». Таким образом, юридическое лицо, в том числе религиозная организация, имеет исключительное право использования собственного наименования без регистрации последнего в силу самого факта его использования.

Сокращенное наименование религиозной организации

Закон не запрещает религиозным организациям использовать собственное сокращенное наименование в различных хозяйственных отношениях. При этом не требуется вносить соответствующие изменения в устав. Например, при заключении гражданско-правового договора религиозная организация вправе определить сокращенное наименование, которое будет применяться исключительно в рамках конкретного договора, в частности при заполнении документов, связанных с исполнением данного договора. Для этого в преамбуле договора должно быть указано полное наименование религиозной организации, а также сделана ссылка на последующее употребление сокращенного наименования для обозначения религиозной организации как стороны договора.

Обоснованность данного вывода подтверждается письмом Центрального банка Российской Федерации от 07.02.2011 года № 14-27\38. В письме указывается, что в договоре с кредитной организацией (или ее филиалом) допускается установить сокращенное наименование религиозной организации с целью осуществления безналичных расчетов и заполнения расчетных документов. Данное письмо особенно важно в связи с многочисленными обращениями из епархий в юридическую службу Московской Патриархии по вопросам включения полных наименований религиозных организаций (епархий, приходов, монастырей) в платежные документы. Например, банк N ответил отказом на обращение местной религиозной организации по вопросу осуществления безналичных денежных расчетов на том основании, что, согласно учредительным документам, полное наименование данной организации превышает 200 символов, тогда как сокращенное наименование отсутствует. В соответствии же с банковскими правилами осуществления безналичных расчетов наименование плательщика или получателя в расчетном документе не должно превышать 160 символов.

Свобода совести и вероисповедания не является абсолютной

Запрет на включение в уставы религиозных организаций сокращенных наименований основывается на уже упоминавшемся положении п. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Дело в том, что Министерство юстиции Российской Федерации обязано следить за исполнением данного требования закона, в том числе в целях противодействия деятельности нетрадиционных религиозных организаций, которые заинтересованы в сокрытии от граждан и организаций своих полных наименований, содержащих указание на их конфессиональную принадлежность.

Как указал Верховный суд в определении № 41-Г09-29 от 08.12.2009 года, свобода совести и вероисповедания не является абсолютной. Существуют определенные ее ограничения. Они установлены в ч. 2 ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года, ч. 3 ст. 18 Международного пакта от 16.12.1966 года о гражданских и политических правах и ч. 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19, ч. 2 ст. 29 Конституции Российской Федерации. Верховный суд Российской Федерации отмечает, что, поскольку вероисповедание в подавляющем большинстве случаев связано с деятельностью того или иного религиозного объединения, Конституция Российской Федерации запрещает создание объединений, цели или действия которых направлены на разжигание религиозной розни, пропаганду или агитацию, возбуждающие религиозную ненависть и вражду, пропаганду религиозного превосходства.

Использование слов «Россия», «российский» и т.п. в наименовании религиозной организации

Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее 50 лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них, согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Как устанавливается в определении Конституционного суда Российской Федерации от 13.04.2000 года № 46-О, при исчислении 50-летнего срока осуществления деятельности религиозной организации на территории Российской Федерации не следует принимать во внимание приостановление деятельности соответствующей религиозной организации, если она была лишена возможности осуществлять свою деятельность по причинам, зависящим не от нее, а от неправомерных решений и действий государственных органов и их должностных лиц. Кроме того, согласно п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, религиозные объединения освобождены от уплаты государственной пошлины за право использования соответствующих наименований.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях»

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации.

4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Статья 4. Наименование и местонахождение некоммерческой организации.

1. Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

Статья 23.1. Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации.

1. В государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям:

…2) если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием…

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Статья 8. Религиозная организация.

5. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них.

…8. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

Конвенция по охране промышленной собственности

Статья 8.

Фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод

Статья 9. Свобода мысли, совести и религии.

1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Конституция Российской Федерации

Статья 19

3. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 29

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

ТИУ принял участие в лекции на тему «Религиозная безопасность”, лектор Иван Тарасевич

30 March 2018 года Тюменский индустриальный университет принял участие в лекции на тему: «Религиозная безопасность”, которая проходила в Тюменском Доме науки и техники. Лектором выступил Иван Тарасевич.

На лекции были рассмотрены основные правовые модели государственно-религиозных отношений, существующие в современном обществе и их характеристика. Нормативно-правовая база государственно-религиозных отношений в зарубежных государствах. Богословские основы установления различных моделей государственно-религиозных отношений. Российская модель государственно-религиозных отношений.

Религия и геополитика. Во что верит мировая элита? Границы Цивилизаций и религия. Место религии в жизни российского общества. Сколько в мире верующих? Границы религиозности. Религиозное мировоззрение и нравственность. Роль религиозной мотивации в жизни человека. Попытки классификаций религиозных объединений в России. Генезис религиозных объединений. Феномен псевдорелигиозных объединений.

Соотношение терминов «религиозная безопасность», «государственно-конфессиональная безопасность» и «духовная безопасность». Религиозная безопасность как правовой институт современной России. Определение религиозной сферы. Субъекты и объекты религиозной безопасности. Связь религиозной безопасности с иными видами национальной безопасности России.

Классификация угроз безопасности России в религиозной сфере:
1) религиозный экстремизм, представляющий угрозу как отдельной личности, так и российскому государству в целом;
2) прозелитизм как угроза личности;
3) угроза потери религиозных традиций народа России как результат процесса глобализации, что является угрозой личности и государству;
4) религиозные преступления;
5) деятельность нетрадиционных для российского общества религиозных объединений деструктивной направленности отечественного и зарубежного происхождения, являющаяся опасной как для государства в целом, так и для отдельной личности;
6) принятие руководством России ошибочных решений во внешней политике без учета религиозного фактора;
7) эндогенные угрозы личности в религиозной сфере.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *