• Дерзновение Сокровищница духовной мудрости
  • Дерзновение Библейский словарь
  • Дерзновение игумен Марк (Лозинский)

***

Дерзнове́ние – христианская добродетель, заключающаяся, по слову св. Иоанна Златоуста, в решимости отваживаться на опасности и смерть ради угождения Богу (дерзновение, интерпретируемое в этом значении, следует отличать от дерзости); 2) дерзское устремление, дерзость (2Цар.6:7); 3) дерзновение к Богу (1Ин.3:21) — особая форма свободы обращения праведного человека к Богу (1Ин.3:21).

Христианское дерзновение неразрывно связано со смирением. Источник христианского дерзновения в познании Бога как Любящего Существа, желающего спасения всех людей и пребывания в каждом человеке. Познание Божественной любви делает христианского подвижника дерзновенным, – «не так, чтобы дерзал кто о себе как добрый и достойный, но чтобы воспарял к надежде божественной, воодушевляясь помышлением о неизреченном человеколюбии, любви и незлобии к нам Божием» (Каллист Тиликуд).

Христианское дерзновение возрастает по мере возрастания познания любви Бога и соединения с Ним: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он» (Ин.4:16-17).

Дерзновенность как качество личности – способность проявлять вызывающую смелость, отвагу, решимость; смело стремиться к чему-либо благородному, высокому, новому.

Как-то, когда Николай I проезжал по Невскому проспекту, дорогу его коляске перебежал какой-то человек. Царский кучер растерялся, и не миновать бы беды, если бы физически сильный царь не выхватил у него вожжи и не сдержал лошадей. Движением руки Николай поманил к себе горе-пешехода, но тот, не придав значения царскому жесту, кинулся бежать дальше. Узнав о случившемся, обер-полицмейстер Кокошкин поставил на ноги всю полицию, виновного отыскали и доставили к императору. — Ты что, не узнал меня на Невском, когда сунулся под мою коляску? — спросил Николай у дерзновенного, оказавшегося мелким чиновником. — Как же я мог не узнать моего государя? — ответил тот. — Ты видел, что я звал тебя? — Да, государь. — Тогда почему же ты посмел убежать? — Виноват, государь, но моя жена мучилась в тяжелых родах, и я спешил к повивальной бабке. — Ну, раз так, вины на тебе нет. Ступай за мной! Николай привел опешившего чиновника в покои императрицы и сказал ей: — Рекомендую тебе примерного мужа. Он так любит свою жену и печется о ее здоровье, что не побоялся в заботах о ней нарушить царскую волю. А через несколько дней императрица прислала «на зубок” новорожденному тысячу рублей. Жалованье же того чиновника составляло четыреста рублей в год. В счастливый для своего семейства час перебежал он дорогу царской коляске и проявил дерзновенность!

Дерзновенный человек – это отважный, пытливый ум, мускулистый разум, энтузиазм, смелость мысли, воодушевление и вдохновение. Дерзать – не дерзить, дерзновенность – сокровище души, а дерзость — способность мысленно, вербально или не вербально атаковать кого-то или что-то, значительно превосходящего дерзкого по силам. Дерзкий человек – генератор конфликтов в чью-либо сторону: непочтительно, грубо или оскорбительно высказываться, например. Или открыто неповиноваться, устраивать саботаж. Дерзай, но не дерзи! Георгий Александров пишет: «Учись, пока живёшь, дерзай, врубая разум, пытайся что-то новое, прекрасное творить».

Дерзновенность – великий дар души, нежно подталкивающий человека к прогрессу. Виктор Гюго писал: «Дерзать! Ценой дерзаний достигается прогресс. Все блистательные победы являются в большей или меньшей степени наградой за отвагу». Человек «дерзновенный» делает то, что кажется его современникам, либо фантазийным и невозможным, либо абсурдным и опасным, либо неподъёмным и нереальным. Несмотря на внешнее неодобрение, дерзновенная личность упорно пытается реализовать свою цель.

Когда возникает какая-то принципиально новая идея, люди, как правило, первым делом ее высмеивают, потом начинают осуждать, а, после того, как автор добился ее осуществления, относятся к нему с большим уважением. Аналогичный алгоритм реализуется, когда человек отказывается от какой-то привычки, распространенной в данной среде. Например, человек в обществе мясоедов, становится вдруг вегетарианцем или в пьющей среде резко бросает пить – уходит в «завязку». Бывшие собутыльники сначала смеются над ним: — Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким умрет; Не пьет, либо больной, либо сволочь. На второй стадии начинают его провоцировать на «сто капель», открыто осуждая за то, что он ведет себя не так, как все. Когда он успешно проходит две стадии, окружающие по достоинству оценивают его дерзновенность – относятся к нему с большим уважением.

Дерзновенная личность выходит из общего строя и смело идет туда, куда еще никто не ходил. Чего в ней начисто нет, так это боязни перемен. Она решительно выходит за рамки комфортного, привычного и повседневного. Отложив в сторону все страхи и сомнения, она рискует, творит, делает. Косность ума и закостенелость разума – это не про нее.

Дерзновенность проявляется на эмоциональном уровне и на уровне разума. Дерзать эмоционально – значит, делать своё дело на волне ярких эмоций, вдохновения, энтузиазма и воодушевления. Например, под влиянием эмоционального порыва дерзнуть выступить на многотысячном митинге. Дерзать на уровне разума – значит, взвесить все «за» и «против», посоветоваться и получить благословение у духовного наставника или старших, принять решение и действовать без оглядки – решительно и настойчиво.

Если подыскивать кандидатуру для демонстрации дерзновенности, то лучше Михаила Ломоносова не найти. Борис Щергин в книге «Слово о Ломоносове» пишет: «Живой творческий ум и ученая любознательность Ломоносова не имели границ. По монастырским книгохранилищам разыскивал он древнерусские летописи. По ним составили «Историю Российскую». За этой работой следил Шувалов. Он ценил Ломоносова больше всего как поэта, который «чистый слог стихов и прозы ввел в Россию». Ревниво и капризно требовал стихов и гишторий поэтических: «Брось, брось, Михайло Васильевич, свои стеклянные дудки и блюдки, пусть их перемывает Дарья. Плюнь в свою химическую кухню. Твое место Парнас, а орудие – лира…»

Поэт отвечал: «Великие люди, Невтон и Франклин, Эйлер и Вольф, тем дышут, что вы кухонным делом величать изволите. Сказывают: делу время, потехе час. Этот час иной посидит за картами, иной за бильярдом. Мне мой потешной час да позволено будет провести в моей кухне. С тем живу и умираю…»

Сильная рука Шувалова по возможности отодвигала от Ломоносова козни завистников. Ученому было пожаловано поместье. В петербургском его доме жена Лизавета Генриховна с дочкой учинили весь обиход на русский образец. Но хозяин мало бывал дома. Под его команду был отдан университет с гимназией, и «семеро капралов над одним рядовым» заменились иною картиной. Ломоносов был как матка в улье. Памятуя трудности, с какими ему пришлось добывать образование, Михайло Васильевич много хлопотал о допущении в университет крестьян. Но Шумахер с компанией ощетинились, как звери. – Нам не десять Ломоносовых надобно, довольно одного! Великую я прошибку сделал в своей политике, – кричал Шумахер, – что допустил в Академию Ломоносова!

Горячечность, страстность, вспыльчивость, готовность ежечасно умереть за свою правду, праведный гнев, движимый на всех, кто мешает и не радеет об умножении наук в России, – эти свойства Ломоносова и врагов ему создавали и ярость их поддерживали. – Мужик! Грубиян! Колотило деревенское! – дразнил Михаила Васильевича из-за угла спорщик его Тредьяковский. Однако гений архангельского мужика сиял столь светло, что загородить этот свет уже было не под силу никому.

В области литературы Ломоносов знаменит не только торжественными одами, стихами. Он явился первым преобразователем русского литературного языка. До Ломоносова приняты были в литературе формы церковнославянской речи. Писатель подбирал слова особливые, книжно-старинные, и склонял и спрягал эти словеса на церковнославянский манер. – «Прочтоша, написаша», «беззаконновахом, неправдовахом». Вместо «еще, если, тотчас» писали «паки, аще, абие». Письменная речь пестрела славянизмами: «Иже, якоже, понеже…» Говорили русские люди тем же языком, что и мы говорим, но употреблять «простой» язык в сочинении книжном считалось невежеством и необразованностью.

Ломоносов отделил, разграничил русский язык от церковнославянского. Составили первую грамматику языка русского. Народный русский язык получил достойную честь и самостоятельность. Но преобразователь все же советует поэтам учиться красотам и важности церковных книг. Поэты наши вплоть до Пушкина писали: дщерь, власы, брада, праг (порог), млеко, злато, младый, драгий… По заветам ломоносовского «высокого штиля» поэты наши долго конфузились слов «низких», уличных, простонародных. Оберегая от низкости поэзию, ученый наш для прозы разрешает – «на щи и на квас» – язык народный. Ломоносов восхищался явлениями природы как поэт и вникал в них как ученый. Исследовал грозы и бури, звезды и северное сиянье и попутно слагал о том же торжественные песни. Такова возвышенная ода «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния»:

Лице свое скрывает день,

Поля покрыла мрачна ночь,

Взошла на горы черна тень,

Лучи от нас склонились прочь.

Открылась бездна, звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна!

Как первостатейному поэту, Михаилу Васильевичу поручено было составление поздравительных стихов «на случаи знатных происшествий придворных и всенародных». Ко двору императрицы Елизаветы, затем Екатерины постоянно требовались «именинные», «новорожденные», «салфет» — стихи. Великий ученый бросал свою лабораторию, прерывал лекции и шел сочинять куплеты. Он шутил над собой:

У физики с химией

Пот проливаю.

А за вирши, за басни

Хвалы пожинаю…

Одним из самых славных деяний Ломоносова было основание и устройство университета в Москве. «Я сие великое училище задумал и обдумал, охлопотал, выносил его и породил; горячими слезами воспитал и жить пустил, и за гробом стану о нем бога молить…» Ломоносов и план чертил, и кирпич сортовал, и за кладкой следил, создал образцовый университетский устав, излюбовал и избрал профессоров, экзаменовал студентов. Для подготовки юношества устроил две гимназии. Шувалов помогал здесь особенно ревностно и ходатайством, и покровительством, и безотказной денежной казной.

Всякий год в июне месяце у Ломоносовых бывали морские гости – земляки из Архангельска. Они привозили гостинцы: рыбу, житные колобки, ягоду морошку. Однажды привезли и племянника. Сестра писала: «Научи, милый брателко, на дела на добрые, на речь на умильную, на походку постатную…» Брат отвечал сестре: «Государыня моя Мария Васильевна, здравствуй на множество лет с мужем и детьми! Мишенька приехал в добром здоровье, и то мне на него добре радостно, что научен читать хорошо, и пишет для ребенка нарочито. Сделали ему кафтан василькового сукна, петербургского шитья. Волосы полюбил убирать по-нашему и пудрить, и кланяется пышно по-французски. На Колмогорах его бы теперь и не узнали. Удивительно, что Мишенька и виду не показал, чтобы тосковать или плакать. Тотчас к нам и к нашему кушанью привык, как век у нас жил. При Академии наук есть гимназия, состоящая под моею командою. Здесь Мишенька будет жить и учиться. По воскресным дням и праздникам будет у меня гостить с ночевкою. От меня приказано учить его латийскому языку, арифметике, письму и танцам. Будь спокойна, сестрица, я стараюсь о нем, как добрый дядя и отец крестный. Хозяйка моя всплакнула не раз, каково-де тебе было с детищем расстаться. Так же и дочь моя нянчится с малым и жалеет его. Не сомневайся, сестра, что сын твой через науки счастлив будет».

Этот Мишенька Головин пошел по стопам дяди. Был впоследствии математиком и физиком, членом Академии наук. Была в гостях у Ломоносова и императрица Екатерина Вторая. В знак благоволения к наукам приказывала хозяину ходить и сидеть по правую руку около себя. Михайло Васильевич не дожил до старости. Весною 1765 года он простудился и 4 апреля умер. Перед смертью говорил другу своему Штелину: – Я пожил, потерпел и умираю спокойно. Жалею только, что не мог завершить все, что делал для родины, для блага науки в России, для славы Академии. Не тужу о смерти, дети отечества вспомнят обо мне и пожалеют… Удивительная была жизнь Ломоносова, прекрасно дело его жизни, незабываемы слова к русскому юношеству:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих,

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте, ныне ободренны,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать!»

«Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евреям 4:16).

Смиренная молитва не исключает дерзновения. В нашей молитвенной жизни смирение и дерзновение не противоречат друг другу. Смирение приходит, когда мы смотрим внутрь себя; дерзновение – когда взираем на Христа.
Дерзновение необходимо для того, чтобы предстать пред престолом земного царя, символом Его власти и величия. Но насколько больше мы нуждаемся в дерзновении, когда мы предстаем перед престолом Царя царей! Кто же дерзнет подойти к тому месту, где даже ангелы закрывают свои лица, как это видел Исаия в видении и возопил: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами» Мы не имеем ввиду дерзость фарисея, который входил в храм Божий без тени сомнения. То – лжедерзновение. Мы обращаемся к тем, кто перед святостью Божьей увидел свою испорченность и, кто, глядя на свою повседневную жизнь, задается вопросом: «Неужели Бог еще не устал от меня?» Они не дерзнут приблизиться, и чем больше они осознают Божью святость и величие, тем меньше дерзновения у них, чтобы приблизиться к престолу благодати.

Автор Послания к Евреям знает, что этого дерзновения в грешнике нельзя найти. Однако он побуждает грешников приблизиться и войти. Вот почему он указывает на основание дерзновения, используя слово «посему». «Посему да приступаем», – говорит он. Основание этого слова находим в предыдущих стихах, в которых Христос представлен как великий Первосвященник, ходатайствующий за грешника пред Отцом Небесным.

В Ветхозаветные времена первосвященник стоял между Богом и человеком ради искупления грехов. Пророки также были посредниками между Богом и народом. Различие между пророком и священником состояло в том, что пророк, находясь на стороне Бога, говорил от имени Бога с народом, а первосвященник, находясь на стороне народа, говорил от лица народа с Богом – однако то были не столько слова, сколько жертвы искупления за грех. Вот почему в Послании к Евреям особым образом подчеркивается, что первосвященник должен быть подобен человеку во всем, кроме греха, чтобы испытать на себе все человеческие нужды и быть искушаемым теми же самыми грехами. Этот Первосвященник – Иисус. Он восседает одесную Бога на небесном престоле не только как Пророк, Который обращается к человеку от имени Бога, но и как Священник, Который обращается к Богу от имени человека. Он не приносит в жертву волов и козлов, как это делали Аарон и его сыновья, но Он Сам стал совершенной Жертвой на Голгофском кресте. Христос стал Жертвой, Которую потребовал Бог, чтобы полностью загладить вину за грех. Ни один ветхозаветный первосвященник не мог бы принести подобной жертвы. Даже если бы он решил принести в жертву себя, его кровь не смогла бы стать платой за грех, ибо он сам был человек грешный) Бог же требовал совершенной жертвы.

Вот для чего Иисусу пришлось стать человеком – чтобы стать Ходатаем, Заступником, Посредником. Он был зачат от Духа Святого, и потому был без греха. Он родился от Девы Марии и потому Он подпал под наказание за грех и под проклятие, которое навлекло на себя человечество. Как человек Он был искушаем во всем, однако не согрешил. Христос знает, сколь сильны и неистовы искушения; Он знает, какой силой обладает грех. Бог почему Он проявляет сострадание к грешнику, приходящему к Его престолу.

Христос – ходатайствующий Первосвященник, Который становится на сторону виновного грешника. Будучи нашим божественным Адвокатом, Он не потворствует греху, как это порой делают земные адвокаты, но взывает к божественному Судье, напоминая Ему о той плате, которую Он внес за грех.

«Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати». Это – исполненное силы ободрение для тех, кто смиренно молится. Смирение и дерзновение могут идти вместе. Каждый может прийти к престолу по благодати, которая есть дар, обретаемый через смерть Христову. Нигде не сказано, что кто-то не может подойти к Божьему престолу. Еще никого из приходящих к нему Господь не отверг.

Сатана пытается убедить грешника, что ему следует держаться подальше от Божьего престола. «Вначале ты должен победить грех, вначале ты должен стать лучше», – говорит он им. Если бы мы верили его голосу, то ни один грешник так и не смог бы приблизиться к Богу, ибо сами себя очистить мы не можем. Дитя Божье, ты сам, все твои дела и молитвы лишены дерзновения. Ни одно из всех твоих дел не способно открыть вход к престолу благодати. Наступает время, когда Бог закроет небеса, дабы научить тебя, что без Христа пути к Богу нет; и тогда ты начнешь понимать, что твоя молитва не стоит ничего, если только твой Первосвященник не заступится за тебя.

Не один только Сатана нашептывает, что к престолу Божьему невозможно прийти, – сам грешник убеждает себя в том же. Чем больше спадает с него шелуха его самоправедности, тем меньше он осмеливается подходить к престолу. О том, как Он примет нас, Бог сказал: «Когда увижу кровь» Христову, а не «Когда увижу тебя». Для того, чтобы измениться, вы не способны сделать ничего. Дерзновение – только во Христе. Когда мы приходим к Богу своими силами. Он становится «Огнем поядающим». Когда верующий зависит от Христа, он получает дерзновение, святую смелость, побуждающую его приблизиться к Богу. Тот, Кто сидит одесную Отца и пребывает вечно, дабы ходатайствовать за свой народ, – это Тот, Кто сходил в недра человеческого греха. Превознесенный Христос страстно желает быть путем для тех, кто признает себя грешником. Когда таковые не осмеливаются при близиться к престолу, Христос дает им понять, что Он и есть престол благодати. Да соединится же смирение с дерзновением! Да держатся они крепко за Великого Первосвященника, обращаясь к Его же словам: «Приходящего ко Мне не изгоню вон!»

Пусть никого не пугает, что смирение пострадает от дерзновения. Чем дерзновеннее мы во Христе, тем смиреннее мы в себе. Если дело обстоит иначе, то это уже не истинное дерзновение, а свидетельство духовной гордыни или, по крайней мере, признак бесчувственности или отсутствия теплоты. Такое может случиться даже в жизни верующих.

Дерзновенная молитва прославляет Христа. Тот, кто учится видеть во Христе Путь и Дверь, позволяет Христу трудиться. Ходатай более всего прославляется через ходатайственный труд, ибо Он пришел не для того, чтобы Ему служили –пускай даже молитвой, но чтобы послужить другим, в том числе и молитвой. Дерзновенная молитва также прославляет Бога-Отца. Богу благоугодно, когда грешники приходят к Нему через Иисуса Христа, так как Сам Отец сказал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Если вы не видите Сына, вы никогда не увидите и Отца. Здесь Дух Святой прославляется в равной степени. Тот же Дух, Который облекает в смирение, облекает и в дерзновение. Истинное дерзновение – это не процесс доведения себя до некоего состояния, когда мы считаем себя достойными перед Богом; истиной является диаметрально противоположное. Б свете сказанного, внимательнее рассмотрим понятие дерзновение в том значении, в котором оно употреблено в греческом оригинале. Буквально оно означает «ничего не утаивать, не скрывать»; другими словами, оно означает признаваться во всем. Слова «ничего не утаивать» напоминают об искреннем отношении, свойственном детям. Таким образом, правилом спасения и молитвы являются слова; «Кто умалится как это дитя». Мы понимаем, что истинное дерзновение не делает умалившегося гордым, но делает гордеца умаленным. Мы нисходим в глубины смирения. Вот почему дерзновение пролегает в долине смирения и эти два идут рука об руку.

Если мы ничего не утаиваем и открываем все, это препятствует гордыни. Наши грехи покрывает ложный стыд. Сколько грехов не исповеданы перед всезнающим Богом! Как необходим непрестанный, обнажающий труд Святого Духа! Псалмопевец хорошо понимал это, когда молился: «От тайных моих очисти меня».

Безусловно, отсутствие дерзновения свидетельствует об отсутствии отношения, присущего ребенку. Если мы избавимся от желания возрастать в собственной значимости, то обретем больше дерзновения в долине смирения. Христос и труд Его Духа явлены в глубинах смирения.

Такое искреннее дерзновение, присущее ребенку, приносит обильные плоды. Исследуемый нами библейский стих говорит: «Чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Милость – это глубокое сострадание Бога, которым Он движим через Христа. Благодать – это то, что ученик получает в ответ на молитву и, возможно, во время молитвы. Милость и благодать вседостаточны. Одна их крошка стоит больше всех богатств мира. Они восполняют все, даже если путь и труден.

Поразмыслим над словами «благовременная помощь». Те, кто молится, как написано выше, обретают помощь в Господе, а не в себе. «Благовременная помощь» – это благое время, установленное Богом. Божье время всегда лучше нашего. Бог никогда не приходит слишком рано или слишком поздно. Часто дети Божьи говорят: «Должно быть, настало Божье время». Но порой Бог дает нам время ожидания. Часто нам открывается больше во времена ожиданий, нежели когда получаем помощь. Если бы Бог отвечал на все молитвы незамедлительно, то народ Божий мог бы подумать, что это происходит благодаря их правильным молитвам.

Мы узнали, что все еще существует престол благодати, время, когда никто не может сказать, что ему не позволено подойти к нему. Бог нигде не говорит, что мы не можем подойти. Однако мы также читаем: «Ты не подойдешь ко Мне». Поэтому, если молитва вам чужда, это происходит не потому, что Бог закрыл вход к Своему престолу благодати. Бог продолжает взывать к вам: «Обратись ко Мне и будешь спасен». Однажды престол благодати станет престолом суда и уже никогда не будет благодати для благовременной помощи. Помните: престол благодати не вечен. Пусть ныне же этот призыв Божий приведет вас к престолу благодати!

В рубрике #памятныедаты сегодня:
НАЧАЛО КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ

4 октября 1957 года, в 22 часа 28 минут 34 секунды по московскому времени с научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР Тюра-Там, позже получившего название «космодром Байконур», ракета-носитель Р-7 «Спутник» весом 7,5 тонны была запущена на орбиту.

На 315 секунде от нее отделился спутник, и жители Земли впервые услышали «голос» из космоса. Позывные аппарата были так же просты, как и его конструкция: «Бип, бип». Но люди на полигоне две минуты (пока ИСЗ не ушел за горизонт) ловили их с замиранием сердца. Их восторг не поддавался описанию. Все присутствовавшие на космодроме выбежали на улицу, кричали «Ура!», качали конструкторов и военных.

Практически сразу, уже на первом витке аппарата, по радио прозвучало сообщение ТАСС: «В результате большой напряженной работы научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро создан первый в мире искусственный спутник Земли. По-видимому, нашим современникам суждено быть свидетелями того, как освобожденный и сознательный труд людей нового социалистического общества делает реальностью самые дерзновенные мечты человечества».

Немного иначе написал об этом событии Рэй Брэдбери: «Тот огонек в небе сделал человечество бессмертным. Земля все равно не могла бы оставаться нашим пристанищем вечно, потому что однажды ее может ожидать смерть от холода или перегрева. Человечеству было предписано стать бессмертным, и тот огонек в небе надо мной был первым бликом бессмертия. Я благословил русских за их дерзания…»

Аппарат находился на орбите 92 дня. 4 января 1958 года из-за трения о верхнюю кромку атмосферы спутник потерял скорость, вошел в плотные слои и сгорел. Но он успел совершить 1 440 оборотов вокруг Земли (около 60 млн км), а его радиопередатчики работали в течение двух недель после старта.
В сентябре 1967 г. Международная федерация астронавтики провозгласила 4 октября Днём начала космической эры человечества. Именно в этот день в 1957 г. на околоземную орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *