Содержание

Компенсация депривированных расстройств у детей-сирот

Название Компенсация депривированных расстройств у детей-сирот
Т.Е. СУММА ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ И КИНЕТИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ТЕЛА, ОСТАЕТСЯ
Дата 16.10.2013
Размер 381.66 Kb.
Тип Презентации

Компенсация депривированных расстройств у детей-сирот

Депривация

  • — психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей.

Психологическое состояние депривированной личности

  • Повышенная тревога

  • Страх

  • Чувство неудовлетворённости собой, своим окружением, своей жизнью(часто необъяснимой)

  • Снижение жизненной активности

  • Устойчивой депрессии, прерываемой иногда всплесками неспровоцированной агрессии

Основные депривированные расстройства у детей-сирот и их компенсация

  • Двигательная депривация является следствием резкого ограничения в движениях, вызванного либо болезнью, увечьем, либо такими специфическими условиями жизни, которые приводят к ярко выраженной хронической гиподинамии. Психологические (собственно личностные) деформации, к которым приводит двигательная депривация, по своей глубине и труднопреодолимости ни в чем не уступают, а порой и превосходят те физиологические аномалии, которые являются прямым следствием болезни или травмы. Способы преодоления последствий двигательной депривации, равно как и способы ее профилактики, очевидны — необходимо создавать условия, всемерно способствующие развитию двигательной активности ребенка.

  • Проявляется: испытывают состояние депрессии, которое может приводить к взрывам ярости и агрессивности

Сенсорная депривация — следствие "сенсорного голода", т. е. психическое состояние, вызванное невозможностью удовлетворить важнейшую для любого индивида потребность во впечатлениях в связи с ограничением зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и др. стимулов. Депривационная ситуация здесь может порождаться, с одной стороны, определенными индивидуальными физическими недостатками, а с другой – комплексом экстремальных обстоятельств жизнедеятельности субъекта, препятствующих адекватному "сенсорному насыщению". В психологии подобные условия описываются с помощью термина "обедненная среда". Обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности, всех сторон психики.

  • Сенсорная депривация — следствие "сенсорного голода", т. е. психическое состояние, вызванное невозможностью удовлетворить важнейшую для любого индивида потребность во впечатлениях в связи с ограничением зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и др.

Влияние психической депривации на развитие детей-сирот

стимулов. Депривационная ситуация здесь может порождаться, с одной стороны, определенными индивидуальными физическими недостатками, а с другой – комплексом экстремальных обстоятельств жизнедеятельности субъекта, препятствующих адекватному "сенсорному насыщению". В психологии подобные условия описываются с помощью термина "обедненная среда". Обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности, всех сторон психики.

Социальная депривация – это утрата в силу каких-либо обстоятельств общения, нахождения в социуме, перенятия форм и правил поведения и т.д.

  • Социальная депривация – это утрата в силу каких-либо обстоятельств общения, нахождения в социуме, перенятия форм и правил поведения и т.д.

  • Проявляется:

  • назойливости

  • потребности в любви

  • внимании

  • проявление чувств, характеризуется бедностью

  • перебивают

  • страсть к чужим вещам

Материнская депривация – синдром патологии детского психического и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от материи.

  • Материнская депривация – синдром патологии детского психического и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от материи.

  • Приводит:

  • Интеллектуальному отставанию

  • Неумение вступать в значимые отношения с другими людьми

  • Вялость эмоциональных реакций

  • Агрессивность

  • Неуверенность в себе

Причины деприваций:

  • Внешние причины:

  • Ситуация крайней изоляции ребенка (одичавшие дети, крайне жестокое обращение с детьми.

  • Госпитализм — помещение ребенка в закрытые учреждения (детский дом, дом малютки. Нет потери связи с социумом, есть потеря связи с семей. Госпитализация в больницу, помещение в санаторий.

  • Депривация развивается при условии нахождения в семье, но когда близкие не могут обеспечить нормальное развитие ребенка (психически больные родители, родители, имеющие сенсорные дефекты, родители, игнорирующие родительские обязанности.

  • Наличие сенсорных дефектов у ребенка (слепота, глухота, умственная отсталость, аутизм).

  • Внутренние причины:

  • Индивидуально типологические особенности и свойства — темперамент.

  • Возраст ребенка (чем раньше происходит депривация, тем тяжелее последствия). Необходимо учитывать существование сензетивных периодов — формирование привязанности к матери, пик привязанности к матери в полтора года. В этом возрасте крайне нежелательна разлука с матерью. К трем годам период формирования привязанности к матери завершается, повышается интерес к событиям социально широкого круга, отпечаток накладывают индивидуальные особенности.

Компенсация это

  • Процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных и перестройки частично нарушенных.

  • Компенсация, разворачиваясь во времени, осуществляется на разных уровнях своей организации:

  • 1. биологический или телесный уровень, компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно

  • 2. психологический способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания

Основные пути компенсации деприваций:

  • Создать положительное, доверительное отношение к миру у ребёнка

  • Заботиться, окружить теплом и любовью

  • реактивация — увеличение количества стимулов (зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических)

  • Развивать целостно ребёнка (когнитивная, эмоциональная, физическая сфера)

  • ресоциализация — это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.

Похожие:

Разместите кнопку на своём сайте:

rpp.nashaucheba.ru

rpp.nashaucheba.ru

2.1. Депривация — психическое состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не представляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного времени.

2.2. Причины:

— социальная изоляция — недостаточное поступление стимулов (социальных, чувственных, сенсорных и др.);

— сепарация — прекращение создавшейся ранее связи между ребенком и его микросредой.

На депривацию ребенка в семье влияют:

— недостаток взаимодействия между ребенком и матерью (как результат нежелательного ребенка);

— искажение связи (патернальная семья — семья без отца);

— прерывание связи (смерть матери);

— сепарационные реакции:

а) анаклитическая депрессия — синдром, развивающийся у новорожденных и грудных младенцев в связи с их изоляцией от матери. Обычно возникает после 3месяцев разлуки. Чаще наблюдается в возрасте после 6 месяцев, когда привязанность к матери полностью сформирована;

б) госпитализм — синдром психической и физической отсталости в результате долгой изоляции в стационаре.

2.3. Типы депривации:

Д. стимульная (сенсорная),

Д. значений (когнитивная),

Д. эмоциональных отношений (аффективная),

Д. идентичности (социальная),

По степени выраженности

полная (сочетание всех частичная (преобладание какого-

четырех типов депривации) либо одного типа депривации)

2.3.1. Депривационные поражения:

— задержка речевого развития: косноязычие, крикливость, алалия;

— депрессивные проявления;

— тревожность, фобии, энурез;

— задержка интеллектуального развития;

— изменения в личности;

Мальчики дают реакцию на депривацию в 2 раза чаще девочек.

2.4. Типы депривированной личности ребенка в социальных учреждениях:

— социальная гиперактивность;

— социальная провокация: (агрессивность, конфликтность);

— подавленный тип;

— хорошо приспособленные;

— замещенный тип — замещение аффективных и социальных потребностей биологическими (обжорство).

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите основные причины аутизма.

2. Посмотрите художественный фильм "Человек дождя". Выпишите основные признаки аутизма.

3. Каковы причины депривации в семье?

4. Приведите примеры (широко известные в психологии) различных типов депривации.

5. Почему различия в интеллектуальном развитии детей, воспитыва­ющихся в семье и в социальном учреждении, заметны в возрасте 3 лет?

6. Каковы последствия полной депривации?

Задача

Даниил К., 8 лет. Обращение к психологу по инициативе матери и учительницы. Заканчивает 1 класс. Учительницу беспокоят странности в поведении ребенка, неравномерная успеваемость. Со слов мамы известно, что ребенок родился путем кесарева сечения. В течение первого года жизни был пассивен, часто раскачивался в кровати, играть не пытался, водил руками перед глазами. Ходить стал в 15 мес., первые слова — в 1,5 года. Фразовая речь сформировалась к 4 годам, к этому возрасту он считал до 20, знал много стихов и сказок, но не пересказывал их по просьбе. В 5 лет свободно читал. Употребление слова "я" появилось в 6 лет, до этого называл себя "он". В 6 лет впервые начал самостоятельно есть и одеваться. С детьми не общается, на уход матери не реагирует. В 7 лет пошел в школу, долго не мог привыкнуть к дисциплине: терял ранец, вскакивал с места, ходил по классу, мог молча уйти в середине урока. Письмо грамотное, счет без ошибок. При пересказе с трудом передает последовательность событий. Детей избегает, на переменках остается в классе.

При патопсихологическом обследовании контакт остается формальным, отношение к заданиям безразличное. Произвольная концентрация внимания несколько затруднена. Механическое запоминание успешно: 8, 10. Вербальный интеллект — 118 баллов, невербальный — 80 (по методике Векслера). Самооценка противоречивая, нет представлений об отношении к себе со стороны окружающих, не сформировано отношение к ним.

Влияние психической депривации на формирование личности ребенка-сироты

Реакция на поощрение отсутствует, при оказании помощи — полное прекращение деятельности. Эмоции проявляются слабо.

1. Какой тип нарушений психического развития у Даниила?

2. Какова может быть психологическая помощь ребенку?

Литература

1. Гиллберг К., Хеллгрен Л. Психиатрия детского и подросткового возраста.- М., 2004.

2. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. — СПб., 1996.

3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок.- м., 2005.

4.Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста.-СПб, 2001.

5. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. — М., 1990.

6. Ремшмидт Х. Аутизм.- М., 2003.

Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 2168; Нарушение авторских прав?;

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………2

ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ВАРИАНТЫ ……………………….3

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ И СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ ……………………..4

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ …………………………………………………9

ДЕПРИВАЦИОННЫЕ СИТУАЦИИ ……………………………………………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………16

ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………………..17

Введение

Депривация — термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation) и означает «лишение или ог­раничение возможностей удовлетворения жизненно важ­ных потребностей». Для понимания сути этого термина важно обратиться к его этимологии. Латинский корень privare, что значит «отделять», лежит в основе англий­ских, французских, испанских слов, переводимых на русский язык как «частный, закрытый, отдельный». Префикс в данном случае передает усиление, движение вниз, снижение значения корня (по аналогии со словом «депрессия» — «подавление»).

Таким образом, уже этимологический анализ показы­вает, что, говоря о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источ­ников их удовлетворения. В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации — двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и другие.

В этой работе более подробно будет описана психическая депривация в детском возрасте.

Психическая депривация и ее варианты

Психическая депривация — это психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере в течение длительного времени.

Психические потребности ребенка наилучшим образом удовлетворяются, несомненно, его ежедневным общением с окружающей средой. Если по какой -либо причине ребенку препятствуют в подобном контакте, если он изолирован от стимулирующей среды, то он неизбежно страдает от недостатка стимулов. Эта изоляция может носить разную степень При полной изоляции от человеческой среды в течение длительного периода можно предполагать, что основные психические потребности, которые с самого начала не удовлетворялись, развиваться не будут.

Одним фактором при возникновении психической депривации является недостаточное поступление стимулов — социальных, чувствительных, сенсорных. Предполагается, что другим фактором при возникновении психической депривации является прекращение связи уже создавшейся между ребенком и его социальной средой.

Выделяют три основных варианта психической депривации: эмоциональная (аффективная), сенсорная (стимульная), социальная (идентичности). По степени выраженности депривация может быть полной и частичной.

Й. Лангмейер и З. Матейчек подчеркивают некоторую условность и относительность понятия психической депривации – ведь существуют культуры, в которых считается нормой то, что будет аномалией в другой культурной среде. Помимо этого, конечно, встречаются случаи депривации, имеющие абсолютный характер (например, дети, воспитывающиеся в ситуации Маугли).

Эмоциональная и сенсорная депривация.

Проявляется в недостаточной возможности для установления интимного эмоционального отношения к какому либо лицу или разрыве подобной связи, когда такая уже была создана. В обедненную среду часто попадает ребенок, оказав­шись в детском доме, больнице, интернате или другом

учреждении закрытого типа. Такая среда, вызывая сенсорный голод , вредна для человека в любом воз­расте. Однако для ребенка она особенно губительна.

Как показывают многочисленные психологические исследования, необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлении, так как именно в процессе поступления в мозг и пере­работки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответству­ющих структур мозга.

Большой вклад в разработку этой проблемы внесла группа советских ученых, объединившихся под руко­водством Н. М. Щелованова. Они установили, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, пере­стают нормально развиваться и начинают атрофиро­ваться. Н. М. Щелованов писал, что если ребенок на­ходится в условиях сенсорной изоляции , которую не­однократно наблюдал в яслях и домах ребенка, то про­исходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.

Данные, полученные Н. Н. Щеловановым и его сотрудниками, были настолько яркими и убедительными, что послужили основанием для разработки некоторых фрагментарных положений психологии развития ре­бенка. Известный советский психолог Л. И. Божович выдвинула гипотезу о том, что именно потребность во впечатлениях играет роль ведущей в психическом раз­витии ребенка, возникая примерно на третьей—пятой неделе жизни ребенка и являясь базой для формиро­вания других социальных потребностей, в том числе и социальной по своей природе потребности в общении ребенка с матерью. Эта гипотеза противостоит представ­лениям большинства психологов о том, что исходными выступают либо органические потребности (в пище, тепле и т. п.), либо потребность в общении.

Одним из подтверждений своей гипотезы Л. И. Бо­жович считает факты, полученные при изучении эмоцио­нальной жизни младенца. Так, советский психолог М. Ю. Кистяковская, анализируя стимулы, вызывающие положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни, обнаружила, что они возникают и развиваются лишь под влиянием внешних воздействий на его органы чувств, в особенности на глаз и ухо. М. Ю. Кистяковская пишет, что полученные данные показывают «неправиль­ность той точки зрения, согласно которой положитель­ные эмоции появляются у ребенка при удовлетворении его органических потребностей. Все полученные нами материалы говорят о том, что удовлетворение органи­ческих потребностей лишь снимает эмоционально-от­рицательные реакции, создавая этим благоприятные предпосылки для возникновения эмоционально-положи­тельных реакций, но само по себе их не порождает… Установленный нами факт — появление у ребенка пер­вой улыбки и других положительных эмоций при фик­сация предмета — противоречит точке зрения, согласно которой улыбка представляет собой прирожденную социальную реакцию. Вместе с тем, поскольку возник­новение положительных эмоций связано с удовлетво­рением какой-то потребности организма… этот факт дает основание считать, что у младенца наряду с орга­ническими потребностями имеется также потребность в деятельности зрительного анализатора. Эта потреб­ность проявляется в положительных, непрерывно со­вершенствующихся под влиянием внешних воздействий реакций, направленных на получение, сохранение и усиление внешних раздражении.

Депривация чувств у детей

И именно на их основе, а не на основе безусловных пищевых рефлексов возни­кают и закрепляются положительно-эмоциональные ре­акции ребенка и происходит его нервно-психическое раз­витие». Еще великий русский ученый В. М. Бехтерев отмечал, что к концу второго месяца ребенок как бы ищет новых впечатлений.

Безучастность, отсутствие улыбки у детей из прию­тов, домов ребенка замечались многими уже с самого начала действий таких учреждений, первые из которых датируются IV веком нашей эры (335 г., Цареград), а их бурное развитие в Европе датируется примерно XVII веком. Известно изречение испанского епископа, относящееся к 1760 году: «В приюте ребенок становится грустным и многие от грусти умирают». Однако как научный факт отрицательные последствия пребывания в закрытом детском учреждении стали рассматриваться лишь в начале XX века. Эти феномены, впервые систе­матически описанные и проанализированные американским исследователем Р. Спитцем, были им названы фено­менами госпитализма . Суть сделанного Р. Спитцем открытия состояла в том, что в закрытом детском учреж­дении ребенок страдает не только и не столько от плохого питания или плохого медицинского обслуживания, сколько от специфических условий таких учреждений, один из существенных моментов которых — бедная стимульная среда. Описывая условия содержания детей в одном из приютов, Р. Спитц отмечает, что дети посто­янно лежали в стеклянных боксах до 15—18 месяцев, причем до того времени, пока сами не вставали на ноги, они не видели ничего, кроме потолка, так как по сторо­нам висели занавески. Движения детей были ограничены не только постелькой, но и вдавленным углублением в матрасе. Игрушек было крайне мало.

Последствия такого сенсорного голода, если их оце­нивать по уровню и характеру психического развития, сравнимы с последствиями глубоких сенсорных дефек­тов. Например, Б. Лофенфельд установил, что по резуль­татам развития дети с врожденной или рано приобретен­ной слепотой сходны с депривированными зрячими детьми (детьми из закрытых учреждений). Эти резуль­таты проявляются в виде общего или частичного запаз­дывания развития, возникновения некоторых двига­тельных особенностей и особенностей личности и пове­дения.

Другая исследовательница, Т. Левин, изучавшая личность глухих детей с применением теста Роршаха (известной психологической методики, основанной на интерпретации испытуемым серии картинок с изобра­жениями цветных и черно-белых клякс), обнаружила, что характеристики эмоциональных реакций, фантазии, контроля у таких детей также сходны с аналогичными особенностями детей-сирот из учреждений.

Таким образом, обедненная среда отрицательно влия­ет на развитие не только сенсорных способностей ре­бенка, но и всей его личности, всех сторон психики. Конечно, госпитализм — явление очень сложное, где сенсорный голод выступает лишь одним из моментов, который в реальной практике невозможно даже вычле­нить и проследить его влияние как таковое. Однако депривирующее воздействие сенсорного голода сегодня можно считать общепризнанным.

Гендерная идентичность подростков в условиях материнской депривации

В тоне дискуссий о феминизации мужчин и маскулинизации женщин звучит тревога едва ли не за биологическое вырождение тех и других. Идеалы маскулинности и фемининности сегодня, как никогда, противоречивы. Во-первых, традиционные черты в них переплетаются с современными чертами. Во-вторых, они значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных вариаций. В-третьих, что особенно важно, отражают не только мужскую, но и женскую точку зрения.

Современные процессы, происходящие в обществе, влияют на усвоение образов мужчин и женщин у подростков. Сами того, не осознавая, подростки перенимают различные роли и модели поведения, которые им предлагает общество, что приводит к появлению в последнее время различных видов сексуальных отклонений (гомосексуализм, женский гомосексуализм, транссексуализм и т.д.)

В рамках данного исследования был проведен эксперимент, цель которого была направлена на изучение особенностей гендерной идентичности воспитанниц детских домов подросткового возраста.

Исследование было проведено на выборке 90 человек (ученицы общеобразовательных школ и детских домов г. Челябинска). Для сбора данных использовались: "Полоролевой опросник С. Бем", методика "Личностный дифференциал", шкала "маскулинность — фемининность".

Наши результаты исследования показывают, что у воспитанниц детского дома более выражены маскулинные характеристики. Выраженность степени андрогинии как у детдомовцев, так и у школьниц не сильно различны (24% и 20%). Андрогинная личность оказывается более гибкой. В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие гендерной идентичности. В этот период происходит формирование чувства принадлежности к мужскому или женскому полу.

Симптомы проявления депривации у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

И становление осуществляется под влиянием биологических, социальных и культурных факторов.

На основе полученных результатов можно предположить, что для формирования женской сексуальности в детстве и подростковом возрасте необходимо, чтобы девочка имела различные модели проявления как "мужественного" так и "женственного" типа поведения и отношений. При чем желательно, чтобы и та и другая формы были представлены в ее опыте разнообразными моделями. Гармоничное развитие сексуальности, очевидно, возможно при параллельном развитии как "мужественного", так и "женственного" типа сексуальности, а не в условиях конфронтации одного типа с другим.

Таким образом, выборка с андрогинным типом гендерной идентичности включает в свой образ маскулинные и фемининные черты, и считает себя достаточно адаптивными, успешными и адекватными. Маскулинные девушки включают в свой образ черты, традиционно приписываемые мужчине, в идеале же стремятся оставаться "девочкой". В выборке фемининных девушек наблюдается обратная тенденция: они воспринимают себя как слабых, пассивных, безынициативных, а в идеале стремятся быть сильными. Существование противоречивости в восприятии себя у маскулинных и фемининных качеств может служить источником внутриличностного конфликта и снижать возможности адаптации к условиям социальной среды.

У воспитанниц детских домов по всем методикам обнаруживается высокая степень выраженности маскулинных черт. Они склонны защищать свои взгляды, независимы, склонны к риску, самостоятельны, быстрые в принятии решений. У подростков из полных семей наблюдаются более высокие показатели выраженности фемининных черт, таких как спокойствие, невозмутимость, женственность, заботливость, зависимость, эмоциональность.

Отсутствие положительного влияния семьи, реального образа родителей является критическим фактором, который определяет особенности развития гендерной идентичности у воспитанниц детского дома. Результаты данного исследования позволяют более четко сформировать представления о трудностях современного подростка, выявить соответствующие реакции и более детально разобраться в причинах возникновения нарушений гендерной идентичности. Это, в свою очередь, позволит оказать конкретную помощь эмоционально неустойчивым подросткам адаптироваться в окружающем их мире общения за рамками семьи.

Генкина Виктория Александровна

Куба Елена Андреевна

Также читайте:

Представления старшеклассников и студентов о смысле любви Взаимосвязь механизмов психологической защиты с ценностными ориентациями у онкологических больных Копинг-стратегии в семье в период ожидания ребенка Копинг-поведение и контроль поведения в механизме саморегуляции Кросскультурное исследование гендерных стереотипов студенческой молодежи

Понятие депривации. Нужно отметить, что понятие «депривация» в научной литературе трактуют по-разному. Д. Хебб раскрывает ее как специфическое состояние, связанный с биологически полноценным, но психически недостаточным средой. И. Боулби в своей монографии «Материнская забота и психическое здоровье» подчеркивал, что депривация — это ситуация, при которой субъект страдает от недостаточности эмоциональных связей, что предопределяет ряд нарушений психического здоровья различных степеней устойчивости. Г. Шпиц и В. Голдфарб подчеркивали в основном тяжелые последствия долговременного полной депривации, ее драматический ход, устойчивость и глубокое вмешательство в структуру личности, что предопределяет склонность к правонарушениям или даже психоза.

И. Лагмйеєр, С. Матейчек отмечают: «Депривация — это психическое состояние, когда субъект не имеет возможности удовлетворять свои основные (жизненные) психические потребности в достаточной мере на протяжении длительного времени». То есть речь идет о потере чего такого, что необходимо индивиду для удовлетворения определенных важных потребностей. Это приводит к различным моральных и психологических отклонений в поведении и деятельности.

В науке проблема социальной депривации остается недостаточно изученной. Однако в ее исследовании можно выделить четыре периода:

  • «Эмпирический» — начинается примерно со второй половины XIX в. и продолжается до 30-х годов XX ст. В настоящее время фактически только накапливают факты, без четкого их анализа и систематизации.
  • «Мобилизующее» — 30-е и 40-е годы XX века. Его начальной вехой стали труда так называемой венской школы: Т. Мюллер со своими сотрудниками систематически изучала психическое развитие детей в различных неблагоприятных условиях жизни. Г. Гетер рассматривает вопрос депривации шире. Она вела наблюдение за детьми, которые проживали в плохих социальных и экономических условиях, росли без семьи или были под опекой родственников и других людей, а также воспитывались в детских учреждениях.
  • «Критический», который приходится примерно на 50-е годы XX века. Суть его, в отличие от второго, в том, что было выяснено существование ряда ситуаций, в которых возникала депривация. Изучать депривацию начали в условиях семьи. Кульминацией этого периода была публикация Всемирной организации здравоохранения в Женеве в 1962 году под названием «Отсутствие материнской заботы». В ней рассмотрены в различных аспектах результаты исследований депривации, проанализированы классические концепции с позиции методологии исследования. Депривация вышла за узкие пределы, ее стали рассматривать с точки зрения сфер общественной жизни. Был сделан вывод о негативном влиянии технократизацїї общества на социальное поведение молодежи, увеличение количества социальных отклонений.
  • «Экспериментально-теоретический», который начался в 60-е годы. От предыдущих отличается более глубоким изучением взаимодействия между организмом и социальной средой в условиях депривации. Начали интенсивно изучать небольшие группы в социальных ситуациях, за которыми наблюдали и которые контролировали. Сделан вывод, что социальная среда влияет на организм не непосредственно, а преломляется сквозь закономерности его развития.

Психическая депривация — это психическое состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставлены возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей на протяжении длительного времени. В психологии существует несколько теорий психической депривации. Под понятием «психическая депривация» понимают различные неблагоприятные воздействия, которые случаются в жизненных ситуациях.

Проявления психической депривации могут охватывать широкий диапазон изменений личности — от легких, что совсем не выходят за пределы нормальной эмоциональной картины, в очень грубых поражений развития интеллекта и характера. Психическая депривация может проявлять определенную картину невропатических признаков, а иногда — выраженные соматические особенности.

Различные формы психической депривации в жизни случаются одновременно. Изолированно обнаружить их можно только экспериментально.

Чаще всего выделяют следующие формы психической депривации:

  • депривация стимульна (сенсорная): пониженное количество сенсорных стимулов или их ограничена изменчивость;
  • депривация значений (когнитивная): слишком ясно хаотичная структура внешнего мира без четкого составления и содержания, что не дает возможности понимать, предвидеть и регулировать информацию, которая поступает извне (И. Лангмейер, С. Майєчек);
  • депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какой-либо лица, или развитие подобного эмоционального связи, если такой уже было создано;
  • депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли.

Проявление депривации, ее виды и последствия. Депривация — это временная или постоянная, полная или частичная, искусственная или обусловлена жизнедеятельностью изоляция человека от взаимодействия ее внутреннего психического с внешним психическим. Депривация — это процесс и результат.

По содержанию, на наш взгляд, депривацию можно разделить на:

  • сенсорную;
  • эмоциональную;
  • психомоторную;
  • духовную;
  • социальную;
  • познавательную;
  • психокультурну.

По продолжительности депривация бывает:

  • скоротечной (работа водолаза несколько часов на дне моря, отдых на необитаемом острове, болезнь и т.п.);
  • затяжной (например, пребывание космонавтов на околоземной орбите);
  • долговременной (отсутствие физической нагрузки в течение лет, отречение светской жизни путем самоизоляции в монастыре, членство в культовых организациях (сектах) и др.).

Будь-яка депривация имеет разные уровни развития: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень депривации доступный, когда изоляция человека достигла полной замкнутости, то есть полностью отсутствует взаимодействие ее внутреннего психического с внешним психическим соответствующего характера; средний — когда взаимодействие человека с внешним психическим соответствующего характера осуществляется или редко, время от времени и в малом объеме; низкий — когда взаимодействие с внешним психическим соответствующего характера осуществляется систематически, хотя и не в полном объеме и не активно.

СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ — это длительное, более-менее полное лишение человека сенсорных впечатлений. В условиях сенсорной депривации актуализируется потребность в ощущениях и аффективных переживаний, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода. В ответ на недостаточность афферентации активизируются процессы воображения, определенным образом влияя на образную память. Возникают яркие представления ейдетичні, спроекційовані извне, которые оценивают как защитные реакции (компенсаторные).

По мере увеличения времени пребывания в условиях сенсорной депривации на этапе неустойчивой психической деятельности появляется эмоциональная лабильность со сдвигом к пониженного настроения — заторможенность, депрессия, апатия, которые на короткое время меняются эйфорией, раздражительностью. Имеющиеся нарушения памяти, напрямую зависящие от цикличности эмоциональных состояний. Нарушается ритм сна, развиваются гипнотические состояния с появлением гипнотических представлений; в отличие от состояний передсонних, которые бывают в обычных условиях, они затягиваются на сравнительно продолжительное время, проектируются извне и сопровождаются иллюзией мимовільності. Что более жесткие условия сенсорной депривации, то скорее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. Фиксируют снижение функции экстраполяции и производительности во время выполнения несложных умственных действий.

В случае увеличения времени воздействия депривации ейдетичні представления могут выйти из-под контроля актуального «Я» и проявляться в форме галлюцинаций. В генезе этого процесса четко прослеживаются ассенизация нервной системы и развитие гипнотических фаз в коре полушарий головного мозга.

Негативным фактором также является духовная, эмоциональная и психомоторная депривация. На наш взгляд, влияние на психическое здоровье людей в обществе оказывает чрезмерное материализация социальной жизни, которая требует большой затраты времени, отказ от овладения духовными ценностями. Одни граждане часто работают в нескольких местах без перерыва на отдых, по 10-14 часов, без выходных, отпуска. Другие вынуждены выезжать на длительное время на заработки в чужие страны. Третьи ограничивают себя только материальным, не интересуясь ни духовным, ни физическим состоянием, ни состоянием души. У многих людей отдых ограничивается длительным сидением перед телевизором, столом и т.д.

Во всех ситуациях люди ограничивают количество и качество духовного, эмоционального и физического нагрузки, что приводит, на наш взгляд, к духовной, эмоциональной и психомоторной депривации.

Отсутствие позитивного духовного (духовная депривация) и эмоционального (эмоциональная депривация) нагрузка на психику человека обусловливает постепенное увеличение отрицательного психоэнергетического потенциала, который сформировался в результате действия негативных эмоций (через конфликты, поклонение деньгам, ссоры, неудачи, разочарования, страхи, невозможность быстрого обогащения, потерю близких, несправедливость, негативизм, обман ради материального обогащения, отсутствие перспективы, неудовлетворенности своим положением в обществе и т.п.). Этот негативный психоэнергетический потенциал вызывает психические расстройства, нервные срывы, депрессивные состояния и т.п., что снижает психическое здоровье человека.

Недаром Л.А. Богданович акцентирует внимание на том, что психогигиена «означает сохранение психического здоровья. Она касается только состояния мозга, но и чувств человека». На это обращал внимание еще римский врач Гален, который писал о «гигиену страстей, или о моральной гигиену».

Негативное психологическое воздействие также имеет отсутствие необходимого организму физической нагрузки. В целом для поддержания психического здоровья человека необходимо, чтобы она постоянно получала сбалансированное положительное познавательное (умственное), духовное, эмоциональное и физическое нагрузки. их диспропорция или отсутствие обязательно негативно влияет на психическое здоровье человека. М. Аргайл отмечает: «Счастье, как и душевное и физическое здоровье, увеличивается при наличии социальных связей индивида; с их потерей и под влиянием других стрессовых ситуаций наступает состояние депрессии».

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ — это отклонение от реальных социальных норм в обществе и в разных социальных сообществах, которые отражают определенную степень изоляции индивида от социального круга и социальной среды.

Исследован механизм отклонения субъекта и его последствия в пределах социальной системы. Социальное развитие субъекта происходит не только через обучение отдельных видов социальной деятельности. На самом деле субъект является составной частью всей социальной системы. Он всегда постепенно усваивает формулу всей организованной социальной системы со всеми ее многочисленными ролями (поведением, которая отвечает определенным социальным позициям и статусам). Субъект учится не только тех ролей, которые он сам постепенно перенимает и осуществляет, но и тех, которые касаются других лиц. Знание этих ролей субъект усваивает путем непосредственного участия в социальных взаимодействиях.

Поэтому, если в социальной структуре субъекта нет некоего существенного элемента, который определяет четкую социальную роль других субъектов социальной действительности (например, если в семье нет отца или матери, брата или сестры, или не хватает общения со сверстниками), то индивид не приобретает опыт взаимодействия с ними. Депривацию можно в этом случае расценивать прежде всего как недостаток незнание социальных ролей. Последствия такой депривации влияют на ход социализации: депривований субъект плохо подготовлен к соответствующему выполнения ряда ролей, которых будут ожидать от него в обществе.

Социальная депривация существенно зависит от степени удовлетворения потребностей человека.

Точнее, она возникает тогда, когда потребности удовлетворить невозможно или их удовлетворяют частично, односторонне и т.д.

В детстве проблемы психо-социального развития имеют более прямую связь с окружающей средой, чем в другие возрастные периоды. Многие, став взрослым, имеет различные отклонения, которые влияют на их поведение. Эти тенденции поведения имеют способность становиться хроническими и часто превращаются в расстройства личности. Долговременные наблюдения ученых показали, что люди с отклонениями в поведении испытывают серьезные трудности в различных жизненных ситуациях. Эти социальные ситуации влияют на возникновение социальной депривации.

Материнская депривация

В таких жизненных ситуаций можно отнести: а) приостановление по разным причинам уже созданного связи между субъектом и его социальной средой; б) недостаточное получения социальных, чувственных, сенсорных стимулов, когда субъект развивался и жил в условиях социальной изоляции.

Похожая изоляция затрагивает практически все социальные ситуации, например: ребенка отдают в детский сад; смена персонала; рождение младших членов семьи; переход субъекта из одного заведения в другое; развод родителей; смерть хотя бы одного из родителей; призыв на службу в армию; влияние на субъекта или его семью экономических, социокультурных и социальных факторов (семьи с низким экономическим или культурным уровнем, асоциальные семьи, социально дискриминированы семьи, семьи так называемых привилегированных лиц, семьи переселенцев, членство в сектах и т.п.), природные катастрофы, наводнения, землетрясения, общественные события, война, государственные катаклизмы, эвакуация, аномальные травмирующие позиции, на которых были взрослые во время развития и воспитания ребенка, пребывание личности в среде людей, которые говорят на другом языке, неприятие группой личности по причинам, длительное пребывание в камерах одинокого заключения, физические недостатки (толстый, длинный, низкий) и т.д.

На развитие социальной депривации в значительной мере влияет социально-психологическое состояние общества, уровень его развития и процесс социализации конкретной личности.

Социальная депривация — это специфические отклонения от реальных социальных норм поведения и общения, которые образовались на основе отсутствия определенных условий социализации и возможностей всесторонне усваивать социокультурные общественные ценности.

Исследования свидетельствуют о различное влияние социальной депривации на поведение и деятельность человека.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ заключается в изоляции (самоизоляции) человека от процессов решения различных интеллектуальных задач. Речь идет о «умственная нагрузка», отсутствие которого приводит к торможению умственного развития или даже его регресса. Развивается умственная «лень».

ПСИХОКУЛЬТУРНА ДЕПРИВАЦИЯ заключается в долговременном отчуждении личности от усвоения чисто человеческих культурных ценностей, прежде всего произведений искусства, литературы, фольклора, обычаев, обрядов, традиций и т.п.

 

Литература

1.  Виготский Л.С. Избранные психологические произведения. — М.: Изд. АПН РСФРС, 1956.

2.  Лангмейер И, Матейчек С. Психологическая депривация в детском возрасте. — Авиценум: Мед. изд — во Прага, 1984.

3.  Новинский И.И. Философские проблемы биологии и дарвинизма. — М., 1959.

4.  Обуховский К. Психология влечения человека. — М.: Прогресс, 1972.

5.  Рихта Г. Научно-техническая революция и развитие человека / Вопр. филос. 1970. №2. -С. 56-66.

6.  Maslow A.H. A theory of human motivation. — Psyhol. Rev. 1943.

Назад  

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *