Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции. Родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.

Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий — христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.

Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить, как победителя, но вместо этого его казнили, как христианина.

По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.

С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В XIV веке Димитрий Хризолог писал о нем: миро «по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ… Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.

Житие святого великомученика Димитрия Солунского

Икона Святого великомученика
Димитрия Солунского

Дата рождения святого великомученика Димитрия Солунского точно неизвестна, но родился он в конце III века от Р.Х. в благородной и родовитой семье римского проконсула, иначе – наместника императора в Фессалоникийской провинции. Центр ее, Фессалоники, в славянском звучании Солунь, был основан на полуострове Халкидики на севере Греции, на месте этого древнего города теперь расположен современный город Салоники.
Это было время, когда Рим, с его язычеством и распутной жизнью, жестокими увеселениями, нравственной распущенностью аристократической верхушки и постоянным ведением захватнических войн, неминуемо шел к угасанию и распаду. И чем яснее была агония империи, тем деспотичней и жестокосердней становились гонения на последователей Христовой веры. Несмотря на преследования, повсеместное истребление через мучительные казни первых христианских страстотерпцев, что должно было бы, глядя со стороны, отвратить каждого от желания принять веру в Бога Единого, христианство прирастало новыми и новыми членами Господней Церкви. Духовный кризис превращал гнев римских правителей в безумие обреченных, и христианство, сила и слава Господня уже проникали не только в сердца простого народа, но и римской знати. Так и семья римского проконсула, где родился сын Димитрий, тайно исповедовала христианство. В скрываемой от всех домовой церкви проконсула мальчик был крещен и, взрослея, получал от родителей наставления в вере.
Святой Димитрий был хорошо образован и, как и все римские дети из высокопоставленных семей, был рано призван на воинскую службу. Вскоре после достижения юношей совершеннолетия отец ушел из жизни. Император Галерий Максимиан, который в 305 году занял императорский престол, вызвал юношу к себе, беседовал с ним, увидел, что тот хорошо образован, осведомлен в делах Фессалоникийской провинции, и потому поставил его на место отца. Максимиан не знал одного – он возвысил тайного христианина. Главные задачи, которые он поставил перед молодым проконсулом, – защита вверенных ему земель от варваров, большую часть которых составляли славянские племена, поселившиеся в Халкидии. Требование императора относительно судьбы христиан звучало бескомпромиссно: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого». Новый проконсул же действовал изначально с обратным намерением. Он не только не истреблял христиан и не препятствовал им ни в чем, но всячески поощрял их. Первый составитель «Житий святых», византийский писатель и государственный деятель Симеон Метафраст, живший в конце X века, писал, что святой Димитрий стал для Солуни «вторым апостолом Павлом», поскольку до этого именно апостол Павел был первым основателем общины верующих в Фессалониках еще в I веке, о чем свидетельствуют его отеческие Послания к Фессалоникийцам.
Итак, вновь назначенный проконсул, вместо того чтобы вести массовое истребление последователей Христа в Фессалоникии, способствовал их прирастанию, бесстрашно ведя откровенную проповедь, и обратил многих, поскольку обладал силой искренней веры и данным от Бога даром духовного убеждения. Безусловно, он понимал, что в тех условиях такое положение не могло длиться долго, даже с учетом его статуса, и заранее был готов к тому, чтобы пострадать за веру, за Христа, но, как и все христианские мученики, думал об этом с радостью, неведомой ни одному из живущих, чье сердце еще не приняло Господа безоговорочно и со всей душевной полнотой.
Вскоре Максимиану донесли о неприемлемых для Рима действиях проконсула в Фессалониках в защиту христианства и успешности его деяний. В то время император окончил военный поход в Причерноморье, но, крайне разгневанный, двинулся не в Рим, а решил пройти через Фессалоники, чтобы самому допросить и наказать мятежного наместника, а также учинить расправу над новообращенными христианами.
Святой Димитрий узнал об этом и, в ожидании прихода Максимиана, велел своему верному слуге Луппу все его имущество раздать нуждающимся и нищим, и при этом сказал: «Раздели богатство земное между ними – будем искать себе богатства небесного». После этого приказания святой начал приготовление к будущему мученичеству, укрепляя дух молитвой и постом.
Войдя в Фессалоники, Максимиан приказал привести к нему бывшего проконсула, и тот, представ перед ним, не таился, а открыто признал, что исповедует Христа, а также без страха объявил, что римское поклонение многим идолам разрушительно, и те, кто следует ему, обречены в будущем на муки вечной тьмы. Император разгневался еще более и велел бросить святого Димитрия в темницу, а сам распорядился назначить гладиаторские бои, но не только для развлечения его испорченной неверием и злодейством души. Он устроил это жестокое представление, чтобы таким образом уничтожить всех солунских христиан, причем публично, чтобы никому в дальнейшем неповадно было следовать вере, которую проповедовал святой Димитрий. Он собрал всех христиан мужского пола и поставил биться с ними его лучшего силача, германца по имени Лий. Равных по силе и боевому умению Лию не было, и, к удовольствию Максимиана, христиане Солуни один за другим падали бездыханными с помоста, сооруженного для жестокого зрелища. Если же они были еще живы и падали, не удержавшись на краю площадки для боя, то оказывались на копьях поставленных вокруг помоста воинов.
В то время как святой Димитрий пребывал в темнице, Господь послал к нему Своего Ангела, который утешал и подкреплял духовные силы мученика. Кроме этого, Бог дал святому еще одно утешение как свидетельство о том, что имя его будет не забыто у Господа. Среди христиан был отважный юноша, которого звали Нестор. Никто бы не подумал, что, хрупкий с виду, он сможет одолеть в бою один на один германского силача. Однако перед боем Нестор проник в темницу к Димитрию и просил его благословения на бой с Лием. Святой благословил его именем Божиим, и случилось чудо: в неравном бою Нестор с молитвой на устах победил умудренного мрачным опытом убийства гладиатора, и тот, подобно убиенным им, упал с помоста прямо на копья стоявших вокруг воинов.
Максимиан пришел в несказанную ярость, тут же казнил победителя-христианина, память которого мы празднуем теперь на другой день после празднования памяти святого Димитрия Фессалоникийского – 27 октября/9 ноября, и затем послал в темницу к Димитрию стражников, которые пронзили копьями и его, благословившего Нестора на подвиг. Было это 26 октября 306 года по юлианскому календарю. Тогда еще, кроме Господа, никому не было известно, что через 4 года, в 310 году император Константин Великий, первый император – защитник христиан, разобьет войско Максимиана под Массалией (ныне Марсель на юге Франции). С той победы святого равноапостольного царя Константина над сыном Максимиана Максенцием на Тибре в 312 году начнется эпоха развития и всемирного распространения христианства, окончания которой не предвидится и в наши дни.
Максимиан приказал отдать останки святого Димитрия на съедение диким зверям, чтобы ничто не напоминало о его существовании, но оставшиеся в живых христиане тайно вынесли их из места казни и похоронили согласно обычаю. До того как тело святого великомученика было предано земле, верный слуга его, святой Лупп, собрал на ткань капли его святой крови, снял с руки святого Димитрия императорский перстень – знак власти, омочил в крови и затем тем перстнем исцелял по воле Божией многих от различных недугов. Узнав о таких исцелениях, Максимиан не оставил в живых и Луппа.
Позже, при святом равноапостольном Константине Великом, над местом упокоения святого великомученика Димитрия Солунского по велению царя воздвигли церковь. Через сто лет церковь обветшала, на ее месте начали строить большой красивый храм, и обретенные мощи святого, к великому удивлению и радости всех, нетленные, были торжественно положены в раку. В VII веке в храме случился пожар, после чего драгоценная рака была утеряна, но мощи сохранились, оставаясь по-прежнему нетленными.
Теперь к мощам Солунского великомученика и исповедника веры Димитрия стекается огромное число паломников со всего христианского мира. Они приходят сюда для молитвенного обращения к святому и благодарственного поклонения ему за его подвиг во славу Божию.
Позже, в период раннего Средневековья, не раз делались попытки перенести святые останки Димитрия Солунского в Константинополь, но святой таинственным способом являл волю остаться в городе, который он взял навсегда под свою небесную опеку. Однако в XII–XIII веках, во времена, когда Фессалоники на время стали частью латинских земель, мощи святого были вывезены в Италию и какое-то время считались утерянными. Лишь в 1520 году мощи святого Димитрия Солунского были вновь обретены в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо.
Останки святого были возвращены в Салоники лишь в конце прошлого века: в 1978 году – честная глава святого, и прочие мощи – в 1980 году. Причем из Италии святого мученика Димитрия отпустили не совсем – там осталось еще шесть больших частиц его честных мощей. На Крещеной Руси же издавна стремились как-то приобретать самые малые частички останков святого, его одежды, мира от его гробницы, оттого в результате этих трудов во многих древних обителях и храмах хранятся такие святыни от святого Димитрия Солунского.
В ранней истории на Солунь-Фессалоники часто нападали языческие племена славян, и, по сохранившимся свидетельствам, они многократно видели, как юноша светлый, подобно ангелу, но грозный ликом обходил городские стены. Это зрелище устрашало нападавших, и они с трепетом отступали. Возможно, что в числе прочего, когда произошло Крещение славянских земель, память о тех набегах и Божественном видении, которое являлось нашим языческим предкам, стала причиной тому, что святой Димитрий Солунский обрел в православии особое почитание.
Какое чудо произошло
Согласно записям святителя Димитрия Ростовского, взявшего за источник сведений записи Димитрия Хризолога из XIV столетия, с VII века до пожара, уничтожившего раку с мощами святого, причем, как сказано выше, мощи оставались нетленны и положены затем в мраморную гробницу, от них началось необычное мироточение. Миро, в виде елея истекавшее от раки, было столь благовонным и чудотворным, что святого мученика Димитрия Солунского стали величать Мироточивым. Однако Иоанн Скилица, византийский историк-хронописец, первым оставил письменные свидетельства о том, что мироточение от гробницы началось с 1040 года. Миро набирали в ампулы, использовали при исцелении тягчайших недугов, и в целительную силу его верили и испытали ее на себе не только православные, но и мусульмане.
C XIV века источение мира от гробницы прекратилось, зато началось от колодца в крипте (сводчатом помещении под алтарной частью храма) источение мира-воды. В XV веке после исчезновения мощей, когда позже они оказались в Италии, и оно прекратилась.
Ныне мироточения не зафиксировано, однако на вечерне накануне дня памяти святого раку открывают и раздают пришедшим на богослужение верующим кусочки ваты, пропитанные благовонным миром, которое, впрочем, не считается тождественным тому миру, что истекало от раки века назад.
Кроме этого, существуют два Собрания, где изложены рассказы о чудесах Димитрия Солунского. Первое в VII веке создал архиепископ Фессалоникийский Иоанн, и в нем засвидетельствовано 15 чудес. Второе Собрание хранится в Париже, автор его неизвестен, так как первый лист с его именем и началом записей утрачен, но из текста ясно, что автор был уроженцем Фессалоник. Всего в Собрании упомянуто 6 чудес, и все они связаны с защитой города от варварских нападений.
Мы приведем некоторые из чудес, изложенных в Собрании I.
В 412–413 годах нашей эры один вельможа по имени Леонтий возводил в Фессалониках церковь в честь своего чудесного избавления от паралича. Во время строительства были обретены мощи святого Димитрия Солунского. Возвращаясь на родину в Иллирию, Леонтий взял с собой плащаницу с кровью святого, чтобы у себя дома построить еще один храм в честь святого. Там он с помощью молитвы и крови святого помог исцелиться правителю Иллирии от тяжкого недуга.
Однажды святой явился пресвитеру родного святому города и пообещал заботиться о родном городе и его жителях. Когда на Фессалоники напали враги, горожане готовились к гибели. На седьмой день осады враги отступили. Оказывается, противники увидели сияющего огнем мужчину, на нем были белые одежды, и восседал он на белоснежном коне. За ним показалось огромнейшее войско, которое ринулось на них и заставило от страха пуститься в бегство. Так святой Димитрий Солунский защитил родной город от уничтожения, а потом он спас горожан от голода, направив корабли с пшеницею к Фессалоникам.
Как-то две солунские девушки попали в плен к царю одного из варварских племен. Узнав, откуда они, он потребовал, чтобы они вышили ему лик святого Димитрия, а за отказ пригрозил им смертью. Когда полотно было готово, девушки заплакали и стали просить у святого прощения, так как знали, что образ нужен царю для поругания. Так они уснули, а наутро оказались у себя дома в родных Фессалониках.
Помимо чудес, описанных в «Жития святых» Димитрием Ростовским, известно множество других свидетельств заступничества святого.
Чудо «Об имевшем кровотечение» повествует о военачальнике, у которого случилось желудочное кровотечение. Лечение не помогало, находясь при смерти, он попросил отнести его в храм святого Димитрия Солунского. Там ему сразу стало лучше, он выздоровел.
Когда чума поразила Фессалоники, многие люди погибли. В живых остались только те, кто отправился в одну из ночей на молитву в храм. Об этом нам рассказывает чудо «О чуме».
В чуде «О демонах» отражена история о воине, потерявшем рассудок. Им словно овладели демоны. Силой его отвели в храм и заперли в нем на всю ночь. Наутро людей встретил совершенно здоровый человек.
Фессалоники неоднократно подвергались нападениям. Благодаря заступничеству святого захватчики терпели поражение. Один раз горожанин написал на камне имя святого Димитрия Солунского и бросил его в осаждавших город врагов. Этот камень столкнулся с другим, и оба они полетели в катапульту варваров и разрушили ее. В другой раз нападающим показалось, что стены крепости рухнули от землетрясения, они бросились грабить уцелевшие постройки, но стена снова стала перед ними, и с нее обрушился град стрел защитников Фессалоник.
Одним из чудес было обращение язычника в христианина. Один мастер построил эффективную машину для военных действий. Ночью к нему явился святой Димитрий Солунский и ударил его по лицу. Мастер убежал в горы, а когда пришел в себя, принял христианство.
В начале XIII века болгары вознамерились захватить Фессалоники. Царю Калояну нужны были мощи святого Димитрия Солунского. В ночь перед штурмом его войско расположилось под стенами города на отдых. Во сне Калоян увидел воина на белом коне, который приблизился и ударил его копьем. Царь проснулся от боли, на груди его была рана. Перед смертью он успел рассказать о своем видении. Его войско в ужасе разбежалось подальше от Фессалоник.
Значение иконы и почитание святого в православии
На иконе кузнецовского письма святой великомученик Димитрий Солунский изображен в виде безбородого юноши с крестом – символом исповедания Христовой веры – в правой руке и мечом и щитом – знаком воина-защитника – в левой. Этот список восходит по атрибутике к образу XV века. Сразу заметим, что в католицизме, несмотря на почитание святого и там, оно не столь широко, как в православии. Изображений в восточной иконографии намного больше, и они разнообразней.
С XI века иконы святого великомученика Димитрия Солунского (Фессалоникийского) являют юношу не как мученика в римских одеждах, а как воина в византийских доспехах, в его правой руке изображается копье как знак того, что он пронзил языческий дух. В Болгарии почитание святого Димитрия Солунского почти равенствует с почитанием небесного покровителя этой страны – святого Георгия-воина, и на одной из болгарских икон XIX века святой Димитрий изображен всадником с копьем, поражающим царя Калояна, который осадил Солунь в начале XI века. На позднейших иконах изображался также свиток с надписью-молитвой, возносимой, по преданию, самим святым о его городе: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей – с ними и я спасен буду, если погубишь – с ними и я погибну».

С первых лет христианства с именем изображенного на иконе святого связаны страницы самых ранних русских летописей. В летописи старца Нестора о подвиге Вещего Олега, победившего греков под Константинополем и прибившего свой щит «над вратами Царьграда», сказано: «…убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». В былинном народном творчестве Руси святой Димитрий воспет как русский по рождению – так близок этот святой русскому духу, русскому народу.
Так же рано, практически сразу после Крещения Руси, начинается церковное почитание святого. День его памяти в древности был одним из самых больших церковных праздников, а на Руси Крещеной многие цари и князья – Ярослав Мудрый, Иоанн Грозный, Алексей Тишайший и далее многие другие нарекали именем Димитрий своих наследников, дабы высоким тезоименитством укрепить небесную связь с покровителем воинов – защитников Отчизны. Это почитание подкреплялось и церковными сооружениями – обителями, малыми и большими храмами в честь великомученика, и великолепными образцами русской православной иконографии. В Киеве во второй половине XI века сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием, был основан и устроен Димитриевский монастырь, позже он был переименован в Михайлов-Златоверхий монастырь. Теперь сохранившаяся мозаичная икона из обители хранится в Третьяковской галерее.
В конце XII века великий князь Всеволод III Большое Гнездо, сын князя Юрия Долгорукого, также в Крещении Димитрий, согласно летописи, во Владимире «создал церковь прекрасную на дворе своем святого мученика Димитрия и украсил ее дивно иконами и писанием». Чудотворная икона святого Димитрия Солунского, которая пребывала в иконостасе Успенского собора древнего города, также теперь находится в ГТГ. В том же соборе сохранилась еще одна святыня в честь святого Димитрия Солунского – на одном из столпов храма сохранилась фреска с его изображением кисти Андрея Рублева.
Святой Димитрий особо почитался и в роду благоверного князя Александра Невского, который дал имя Димитрий в честь воина-великомученика своему старшему сыну, младший же сын его, святой благоверный Даниил Московский, небесный покровитель нашей столицы, в конце XIII века воздвиг в честь святого великомученика Димитрия Солунского храм – первый каменный храм Московского Кремля, который при Иване Калите был разобран, а на его месте возвели Успенский собор.
Незабываемо и неописуемо значение почитания святого великомученика Димитрия Солунского и всего, что создано во славу его честного имени, одновременно с почитанием Димитрия Донского, князя Московского. Из «Слова о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского» известно, что князь Димитрий Донской «о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил». «Стены чудные» – это стены белокаменные, которыми он оградил Московский Кремль в пору своего княжения, отчего с XIV века Москва стала прозываться Белокаменной, и во всех добродетельных и благочестивых трудах его высоким помощником и духовным наставником ему от Бога был небесный покровитель праведного князя – святой великомученик и воин Димитрий Солунский.
Дмитриевская родительская суббота
В субботу седмицы (в нашем современном понимании недели), предыдущей перед Дмитриевым днем, празднуется Дмитриевская родительская суббота, связанная с именами и Димитрия Солунского, и Димитрия Донского. Тогда в церквах совершается память о всех православных христианах, в вере скончавшихся, и особенно – на полях военных сражений с неприятелем. Православные миряне на Дмитриевскую приходят в церковь, молятся об упокоении их душ, а затем посещают могилы родных, устраивают поминальные трапезы. Эта традиция берет начало со времен Сергия Радонежского, когда после Куликовской битвы 1380 года князь Димитрий Донской прибыл в обитель святого Сергия для благодарения «сильному во бранях» Господа Бога нашего. Из Жития святого Сергия знаем: «В бытность свою на этот раз в Троицкой обители Великий князь велел петь панихиды и служить заупокойные литургии по всем убиенным на Куликовом поле». Позже на государственном уровне было установлено совершать в Дмитриевскую субботу панихиды везде, где в воинских частях, учебных заведениях, частях были свои священники. За неимением своих священников все свободные от несения службы чины обязаны были присутствовать на панихидах в приходских храмах. Со временем здесь стали поминать воинов, павших в главных исторических сражениях более позднего времени: Полтавской, Бородинской и других битвах, принесших России воинскую славу.
Вот какие замечательные действия произвело почитание святого великомученика Димитрия Солунского на Святой Руси за истекшие столетия от исторического момента ее Крещения. Теперь, молясь перед его иконами, поклоняясь связанным с его личностью святыням, мы можем и должны помнить и подвиг святого, и чтить величие эха этого подвига, которое пронизало через века всю церковную и общественную историю Богоспасаемого Государства Российского.

Cвятой великомученик Димитрий Солунский (Фессалоникийский), почитается в православном мире наравне с св. Георгием Победоносцем, он — один из самых любимых на Руси святых-воинов. В Греции св. Димитрий считается покровителем Фессалоник (Солунь). Его часто называют Мироточивым или Мироточцем (ὁ μυροβλύτης / μυροβλήτης), т. к. его мощи обильно источали миро.

Житийные тексты часто нарекают св. Димитрия Победоносцем, это связано с тем, что большая часть сотворенных им чудес, это вмешательства в ход военных действий на стороне православного воинства. День его памяти празднуется Церковью 8 ноября (26 октября по старому стилю).

Великомученик Димитрий Солунский
Школа или худ. центр: Мстера
Вторая половина XIX в.
Дерево, темпера.
31 × 26.5 см
Центральный музей древнерусской культуры и искусства
им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 4019

Как воин, святой Димитрий Солунский стяжал себе особую славу на Руси.

Интересный фактУстановления дня родительской субботы связано с традицией поминовения погибших воинов. Она установилась после Куликовской битвы, день стал называться Димитриевской родительской субботой. Великий князь Димитрий Донской, считал, что его небесный патрон участвовал в битве на стороне, существует иконография, святого Димитрия, повергающего Мамая.

Дмитрий изображен фронтально, в рост. Правой рукой придерживает копье, левой — опирается на щит, за спиной у пояса — меч в ножнах. Одет в розовую рубаху с золотой каймой, золотые доспехи, украшенные разноцветными пластинами на плечах и у пояса, в синие порты с золотым орнаментом. Поверх доспехов накинут длинный голубой плащ, завязанный узлом на правом плече и украшенный золотой полосой с темно-красным орнаментом (тавлием). На груди белая перевязь со светло-голубой контурной обводкой. Сапоги внизу светло-серые, вверху — желтые с красными тенями. Щит светло-серый с белым треугольником блика, пурпурными и черными линиями теней, в центре его — золотой квадрифолий с темно-красной обводкой, по краю — золотая полоса с темно-красным геометрическим орнаментом.

Лик набран из светлых кубиков естественных пород с матовой поверхностью, по контуру и в тенях — оливкового тона, на светах — цвета охр, розовые и белые. Контурные линии верхних век, носа, губ выложены темно-красной блестящей смальтой. Усы тонкие, борода короткая, раздвоенная. Волосы короткие, лежат симметричными чуть волнистыми прядями. Нимб выложен концентрическими рядами кубиков золотой смальты и обведен пурпурной полосой, фон — тонкими горизонтальными рядами золотой смальты с вкраплениями цветных и прозрачных кубиков. По контуру фигуры Дмитрия смальта фона положена в два или более ряда, повторяющих очертания изображения. Внизу у позема фон желтый. Позем низкий, зеленый. Рамка вокруг золотого фона выполнена из белого камня.

Сохранность. Большие утраты в нижней части (на левой ноге выше колена, на обеих ногах ниже колен, на фоне и поземе в левом нижнем углу и в нижней части позема от ступеней и до правого угла), небольшая утрата в верхнем правом углу: отдельные выкрошки и утраты смальты.

Реставрация. В 1935 мозаика была снята со стены, укреплена на цементную основу и заключена в чугунную раму профессором В. А. Фроловым.

Происхождение. Из церкви Архангела Михаила (1108–1113) Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве1. Изображение Дмитрия Солунского находилось на южной лопатке крестчатого алтарного северо-восточного столба, напротив архидиакона Стефана, т. е. в том же ряду, что и «Евхаристия», на высоте 5,65 м от уровня пола. Рядом с фигурой Дмитрия, на северной стене вимы, были размещены четыре фронтальные фигуры апостолов2.

1 Здание собора было взорвано и разобрано в 1935–1936. Мозаики и фрески сняты со стен профессором В. А. Фроловым и П. И. Юкиным. Мозаики «Евхаристия» , «Архидиакон Стефан», фресковые фрагменты с изображениями архангела Гавриила и Богоматери из Благовещения, отдельные орнаментальные мотивы хранятся в Софийском соборе в Киеве, некоторые фрагменты находятся в ГЭ, ГРМ, ГИМ, Новгородском музее и четыре фрагмента в ГТГ (Кат. 1, 2–5).

2 Лазарев В. Н. Михайловские мозаики. М., 1966, с. 41, 71.

Поступление. В 1938 из Киевского музея3.

3 Мозаика была обменена на 11 картин — ОР ГТГ, ф. 8 II (1941), ед. хр. 4, л. 173–181.

Иконография. Св. Дмитрий почитался как патрон города Солуни (Фессалоник), Македонии и Иллирии. Согласно солунскому преданию, муж знатного рода, проконсул древних Фессалоник исповедовал христианскую веру, за что претерпел мученическую смерть 26 октября 306 г. при императоре Максимиане. В Солуни культ Дмитрия сложился в V в. Он прославлялся не только как мученик, но и как доблестный воин. В Византийской империи его культ получил широкое распространение в IX–XI вв. Согласно другим версиям жития, Дмитрий был славянин и происходил из Панонии или Фракии (Филарет 1882, с. 218, 219). Славянские народы особо почитали его как своего покровителя и военного защитника.

  • Филарет 1882 = Филарет, епископ Харьковский. Святые южных славян. Опыт описания жизни их. Изд. 2-е. СПб., 1882

О культе Дмитрия см.

  • Филарет, епископ Харьковский. Святой великомученик Димитрий Солунский и солунские славяне // Чтения в Имп. обществе истории и древностей Российских при Московском университете. М., 1848, кн. 1, отд. 1;
  • Delehaye H. Les légendes greques des saints militaires. Paris, 1909, p. 103–108;
  • Delehaye H. Les origines du culte des martyrs. 2e éd. Bruxelles, 1933;
  • Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces Danubiennes de l’Empire Romain. Paris, 1918, p. 81–83;
  • Бегунов Ю. К. Греко-славянская традиция почитания Дмитрия Солунского и русский духовный стих о нем // Byzantinoslavica. , 1975, № 35 (2), с. 149–172.

В Киевской Руси культ Дмитрия Солунского утвердился при князе Изяславе-Дмитрии Ярославиче, который основал первый на Руси Дмитровский монастырь (после 1054).

На древнейших изображениях Дмитрий Солунский представлен как мученик в хитоне и плаще с тавлием. См.

Образ Дмитрия-воина в византийском искусстве получает распространение с Х–XI вв. Об иконографии Дмитрия Солунского см.

См. также изображения Дмитрия-воина в монументальной живописи:

  • мозаика в Хозиос Лукас в Фокиде, XI в.,
  • мозаика в Чефалу, середина XII в. (Лазарев 1966, табл. 106, 109).

Иконографической особенностью киевской мозаики является изображение усов и небольшой бородки, окаймляющей лицо, что встречается и на византийских иконах (например, иконы XII в. в ГЭ; см. 1975 Ленинград / 1977 Москва, т. 2, № 469, 471), и на иконах Дмитрия, возникших на русской почве (Кат. 1, 14). Мозаика Дмитрия Солунского, возможно, прославляла святого патрона князя Изяслава-Дмитрия Ярославича, основателя находившегося вблизи Дмитровского монастыря, отца Святополка — строителя церкви Архангела Михаила. Этим часто объясняется положение мозаики напротив хор, где стояла княжеская семья во время службы (Антонова, Мнева 1963, т. 1, № 2, примеч. 2, с. 50). В. Н. Лазарев принимает это объяснение, однако предостерегает от преувеличения патронального значения образа Дмитрия. Он указывает на то, что изображения святых воинов в росписях византийских церквей часто помещались либо в алтарной части, либо вблизи алтаря, например воины в мозаиках Чефалу (Лазарев 1966, с. 73, 74).

  • Лазарев 1966 = Лазарев В. Н. Михайловские мозаики. М., 1966
  • 1975 Ленинград / 1977 Москва = Искусство Византии в собраниях СССР: Каталог выставки / Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. М., 1977
  • Антонова, Мнева 1963 = Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея: Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII века. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963, т. 1, 2

Атрибуция. Исполнение внутреннего убранства церкви Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря определяется двумя датами: 1108 — временем закладки князем Святополком церкви Архангела Михаила (Повесть временных лет 1950, ч. 1, с. 187) — и 1113 — датой смерти Святополка. Сохранилось свидетельство о его погребении в церкви Архангела Михаила, из которого явствует, что она к тому времени была уже освящена (Повесть временных лет 1950, ч. 1, с. 196). В. И. Антонова называет 1113 год датой окончания мозаичных работ (Антонова, Мнева 1963, т. 1, № 2). В. Н. Лазарев считал наиболее вероятными годы 1111–1112 (Лазарев 1966, с. 25). М. К. Каргер неоднократно высказывал мнение о том, что Михайловский собор, стоявший в Киеве до 1935, в действительности представлял собой собор Дмитрия Дмитровского монастыря, построенный князем Изяславом-Дмитрием около 1060–1062 (Каргер 1961, с. 261–282). Однако принята точка зрения Ю. С. Асеева, доказавшего, что сохранившиеся мозаики украшали храм Архангела Михаила (Асеев 1961, с. 291–296; Антонова, Мнева 1963, т. 1, № 2, с. 50; Лазарев 1966, с. 25–28). Мозаики церкви Архангела Михаила, как убедительно доказал В. Н. Лазарев, представляют совместную работу приезжих константинопольских и местных киевских мастеров (см. Лазарев 1966, с. 9–37; Лазарев 1986, с. 93, 94, 225). По его мнению, изображение Дмитрия Солунского — одно из наиболее совершенных, и автором его был главный мастер среди мозаичистов, работавших в церкви Архангела Михаила (Лазарев 1966, с. 73).

Выставки.

  • 1938–1939 Москва = Выставка в честь 750-летия «Слова о полку Игореве». Государственный литературный музей. 1938–1939. Москва (без кат.; см. Виноградова, Меллер 1939)
  • 1974 Москва, № 19, с. 86–88 = Живопись домонгольской Руси: Каталог. М., 1974

Литература.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа №19 городского округа-город Камышин Волгоградской области.

Ученический проект

«Дмитрий Солунский – покровитель нашего города. От иконы до памятника».

Работу выполнили:Салаутин Дмитрий учащийся9в класса МБОУ СШ №19; Штрикер Юлия учащаяся 9в класса МБОУ СШ №19; Романова Дарья учащаяся 9в класса МБОУ СШ №19.

Руководитель проекта:Лебедев Василий Прохорович — учитель биологии МБОУ СОШ №19.

Консультанты:

Виславская Вероника Ивановна –

научный сотрудник КИКМ;

Караичев Николай Игоревич –

настоятель Успенской церкви.

КАМЫШИН 2016

1.Введение………………………………………………………. с. 2 – 3

2.Глава 1. Кто же такой Дмитрий Солунский?……………..с. 4 — 6

3.Глава 2. Почитание Дмитрия Солунского на Руси……….с. 6 — 8

4. Глава 3. Дмитрий Солунский и наш город…………………с.8 – 10

5. Глава 4. Открытие памятника великомученику Дмитрию

Солунскому в Камышине…………………………..с. 1 – 12

6. Глава 5. Молитвы Святому великомученику Дмитрию

Солунскому, Мироточивому……………………….с. 12 – 13

7. Народный календарь: поговорки и приметы

на Дмитриев День…………………………………………….. с. 13

8. Заключение…………………………………………………….с. 14

9. Список приложений……………………………………….…..с. 15

10. Список используемой литературы…………………….…….с. 16

11. Электронные источники………………………………………с. 16

12. Приложения.

Введение.

Всем известно, что у каждого города есть свой небесный покровитель к которому обращается народ и в суровые годы, прося о помощи и в мирное время, благодаря за то, что у него есть. Покровителем нашей столицы – Москвы является Святой благоверный князь Даниил Московский — сын Александра Невского. Москвичи к святому князю Даниилу обращаются за помощью в благословении Божием (приложение 1).1

Святой Благоверный Великий князь Александр Невский –покровительВолгограда (приложение 2).2

У нашего города тоже есть свой небесный покровитель о котором вы конечно же знаете – это святой великомученник Дмитрий Солунский(приложение 3).3

Почему же именно Дмитрий Солунский – римлянин по происхождению, стал небесным покровителем нашего города? В христианстве много славян, которых канонизировала церковь. Нашим покровителем мог бы стать Серафим Саровский или Сергий Радонежский, но так сложилась судьба нашего города, что покровитель для нас – камышан стал Дмитрий Солунский. Почему же сложилось именно так?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос мы встретились с научным сотрудником камышинскогоисторикого-краеведческого музея Виславской Вероникой Ивановной, посетили музей — часовенку в МБОУ СОШ №6 и побеседовали с заведующей этого музея Васильевой Еленой Васильевной, посетили Свято-никольский кафедральный собор, Свято-Димитриевский приход (за 14 школой), Успенскую церковь (на 3-ем городке) и беседовали с настоятелем этого храма.

Совсем скоро будем праздновать юбилей – 350 лет (через 2 года). И если мы узнаем про свой город чуточку больше, то от этого станем только богаче душой. Ведь покровительство Дмитрия Солунского вплетается не только в летопись нашего города и делает его историю крайне интересной, но и в жизнь каждого жителя города Камышина.

Дерево целей и задач проекта

Глава 1. «Кто же такой Дмитрий Солунский»?4

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название — Солунь). Шел третий век христианства. Римское язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя, усиливало гонения. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император ГалерийМаксимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали наши предки славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. Существует мнение, что и родители Димитрия были славянского происхождения. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого». Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель Жития, Метафраст, говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности «вторым апостолом Павлом», потому что именно апостол Павел основал когда-то в этом городе первую общину верующих.

Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул — христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними — будем искать себе богатства небесного». А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.

Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу. Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор одолел молитвами святого угодника свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора и послал стражу в темницу — пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия.

На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитриям, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.

Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика (приложение 4). С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира, в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого.5Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах.

Глава 2. «Почитание Дмитрия Солунского на Руси».

С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению — так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием. Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее (приложение 6).В «1197 году была принесена из»Солуни во )»Владимир великим князем )»Всеволодом Юрьевичем икона великомученика Димитрия, написанная, по преданию, на его гробовой доске (приложение 6).

http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/2612 6. Одно из ценнейших изображений святого — фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева. Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Александра Невского. Святой Александр назвал старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский, воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор.

В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, «создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием» (т. е. фресками). Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира.6Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее.Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках.

Память святого Дмитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества.

В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви великого князя Московского Димитрия Донского. «Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского», написанное в 1393 году, как и другие древние источники, ублажает его как святого. Духовный сын и воспитанник Митрополита Алексия великий князь Димитрий «о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил». Со времен построенного великим князем Димитрием белокаменного Кремля (1366) Москва стала называться Белокаменной. «Процвела земля Русская в лета княжения его»,- свидетельствует названное «Слово». Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих военных побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368,1373), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г. в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) между реками Доном и Непрядвой. Накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора — икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого.

Куликовская битва, за которую народ назвал Димитрия Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы русского народа.

В старинных русских стихах великомученик Димитрий представляется помощником русских в борьбе с «Мамаем. У русских и вообще у всех славянских народов мы видим с древнейших времен особенное чествование святого Димитрия. Сербы и болгары чтут его как патрона славянской народности, называют «отечестволюбцем» славянских народов. В русских летописях имя Димитрия встречается на первых же страницах, прежде чем было упомянуто имя какого-либо другого святого.

Особое почтение к памяти святого Димитрия видно из того, что русские князья часто называли своих первенцев именем этого святого. Так было у «Ярослава I, «Юрия Долгорукого, «Иоанна II, «Иоанна Грозного, %87″Алексея Михайловича. В древней Руси день великомученика Димитрия считался в числе больших праздников, службу совершал обычно сам «патриарх, в присутствии царя.

Изображения Димитрия Солунского наиболее распространены в православных странах, уступая по своему количеству (среди изображений святых) лишь изображениям великомученика %86″Георгия Победоносца.В западноевропейской живописи изображения Димитрия практически неизвестны.

Изначально Димитрия изображали как мученика в патрицианских одеждах (например, «мозаики V—VII веков в F»базилике Святого Димитрия, «Салоники). Поскольку согласно жития святой Димитрий был воин и правитель Солуни, то сообразно с этим с %BA»XI века он стал изображаться в военном облачении, с копьём и мечом, но более ранний вариант иконографии продолжал использоваться (приложение 8).

Святого славнаго великомученика Димитрия Селунскаго, иже прободен в ребра копием, млад, вооружен доспех санкир с белилом, пернат верх празелен, препоясан ширинкою, в руцекопие да свиток, а в левой меч в ножнах, колени голы, а в свитке писано: «Господи, не погуби град и людей, аще град спасеши, с ними и аз спасен буду, аще погубиши, с ними и аз погибну». Храмы Дмитрия Солунского есть во Владимире, Москве и других городах (приложения7,9,11).

Глава 3. Дмитрий Солунский и наш город.

Основанный в 1668 году Камышин был полностью уничтожен отрядом Игнатия Некрасова по приказу Степана Разина уже через два года, в июне 1670-го. Заново город возродился как Дмитриевск только к 1697 году. На берега Камышинки город тогда «приехал» из Казани. «Казанская» же история нашего города такова. В 1692 году государи и самодержцы всероссийские Пётр и Иван повелели собирать по городам и сёлам казанской земли стрельцов в новый полк. Поручили это важное дело князю Черкасскому.
А в 1694 году на «сидении с боярами» цари решили, что «воевать турка» и выходить к Чёрному морю надо, перебросив корабли с Волги на Дон и далее к Азову. Для успеха дела сего необходим судоходный канал. Следовало «прокоп учинить», там, где переволока древняя между реками Иловля (приток Дона) и Камышинка (приток Волги). Но чтобы канал построить без помех, должны были строительство охранять служивые люди.
Вот тут-то и пригодился собранный в городе Казани новый полк. В полку этом почиталась особо икона Святого великомученика Димитрия Солунского, отчего полк тот Дмитриевским и назвали. Так на берегах Волги и Камышинки началось строительство новой крепости.
В 1697 году от казанского причала отправляли суда на далёкую Камышинку. По этому случаю совершили богослужебный молебен. И с благословения духовенства казанского стрельцы под командованием воеводы Якова Буша отправились в новопостроенный город на Камышинке.
Стрельцы взяли с собой список с чудотворного образа Божией Матери, знаменитой Казанской иконы, да икону святого Димитрия Солунского и, покинув уютную обжитую Казань, отправились в полную неизвестность — нести службу на юге России, охранять строительные работы на канале.
Новый город на Камышинке был назван в честь полка Дмитриевском. Казанские поселенцы стали первыми жителями возрождённого города. Они основали здесь два первых (деревянных) храма. Один во имя Казанской чудотворной иконы Божией Матери, а второй, пятиглавый, во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Эти храмы погибли в пожаре 1740 года.

С иконой Дмитрия Солунского связано два чуда, произошедших в нашем городе.Первое чудо произошло, предположительно, в 1704 году. Пётр I, как всем известно, издал указ брить бороду и носить немецкое платье, но наши предки воспротивились указу Петра I и отказались выполнять его требования. Тогда Пётр I за непослушание велел наказать горожан, а город — разорить. Тут обнаружилось, что икона святого великомученика Дмитрия Солунского исчезла из церкви и чудесным образом оказалась на правом берегу реки Камышинки там, где были заболоченные земли. На том месте, где была обнаружена эта икона, был построен первый храм в честь Дмитрия Солунского, который позднее сгорел. Позже в Камышине была построена еще одна церковь – Дмитриевская, которая так жн была разрушена уже в 20 веке (приложение 13).

Второе чудо связывают с самым крупным набегом кубанских и крымских татар в Поволжье, который произошел в 1717 году. Его возглавил Бахты-Гирей. Татары разграбили окрестности Царицына, Саратова, Пензы, Симбирска. Такая же участь ждала и наш город. Подступили к городу великое множество крымских и кубанских татар и решили разорить город Дмитриевск. К ним в стан явился великомученник Дмитрий Салунский в доспехах воина и сказал татарам, что пришли они к городу напрасно и, что он никак не допустит их до разорения его города и не даст в обиду своих граждан. Напоследок все татары были поражены слепотою и сделалось в их полку замешательство, и не стали они друг друга узнавать, и стали они сами себя убивать. Жители же Дмитриевска, видя такую картину, вышли из ворот и прогнали татар.

Судьба иконы Дмитрия Солунского, которую привезли с собой стрельцы из Казани, неизвестна.

Глава 4. Открытие памятник великомученику Дмитрию Солунскому в Камышине.7

8ноября на Комсомольской площади состоялось открытие памятника покровителю Камышина, святому великомученику Димитрию Солунскому.Сегодня знакомство с городом Камышином для приезжих начинается не просто с привокзальной площади, как прежде, а с памятника православному великомученику Дмитрию Солунскому. Скульптуру открыли в день памяти святого. Жители Камышина, который некогда носил имя Дмитриевск, считают его своим небесным покровителем и заступником.
Дмитрий Солунский – в Камышине это имя на слуху не только у верующих людей. Святой великомученик является покровителем города со дня его основания. Поэтому на церемонии открытия памятника, несмотря на плохую погоду, пришло множество людей. Высота композиции более 10 метров. Фигуру Святого Дмитрия решено было расположить на высокой колонне. Так его будут видеть все, а он будет простирать над городом свое покровительство. Место для святого выбрали на привокзальной площади – здесь всегда многолюдно. И именно с этой скульптуры начнется знакомство с городом для приезжающих.
Сергей Щербаков, скульптор, заслуженный художник России: «Я считаю, правильно расположилась скульптура на этой площади. Въезд с моста, и он очень хорошо встречает гостей города».
Александр Чунаков, глава городского округа г. Камышин: «Памятник будет монументом, который камышан объединит и по духу и по делам. Я думаю, что он будет сподвигатькамышан на творческий, на созидательный дух».
Юрий Сизов, заместитель председателя правительства Волгоградской области: «Дмитрий Солунский всегда будет с нами, всегда поможет. Тот ареол святости, который вы видите над головой, будет наш путь озарять. Поздравляю с этим знаменательным событием, и дай Бог, чтобы наши православные святыни были в душе каждого».
Камышане с большой любовью относятся к своему небесному покровителю. Он известен благими делами и заступничеством. С его образом местные жители всегда совершали крестные ходы – во времена, когда город еще носил название Дмитриевск. Кстати, эта традиция жива до сих пор.
Игумен Арон, настоятель Свято-Дмитриевского храма, г. Камышин: «Этот памятник нашего небесного покровителя теперь установлен в нашем городе и имеет великое духовное значение для нас. Теперь мы можем приходить к этому памятнику и от него идти крестным ходом».8

Пямятник Дмитрию солунскому есть не только в Камышине, но и в Дмитрове и Пензе (приложение 10).

Сегодня пришло то время, когда возрождение духовности становится все более востребованным российским народом. И нашим городом в частности. Видимо поэтому и было принято решение о строительстве в Камышине кафедрального собора Святого Великомученика Дмитрия Солунского.

Собор планируется возвести на пересечении улиц Ленина и Некрасова, на месте расположившейся пока автостоянки. Готовится эскизный проект храма. Задача облегчается тем, что за его основу взят уже существующий проект. По мнению разработчиков необходимо сделать привязку к местности, а также проектирование всех внутренних построек и коммуникаций (приложение 12).Всем известно, что в Камышине есть Свято-Димитриевский приход Русской Православной Церкви (за 14-й школой (приложение14), но данная церковь расположена в неприспособленном помещении.

Задача на сегодня — это создание положительной «ауры» вокруг идеи храма, формирование общественного мнения, чтобы, когда дело дойдет до практического участия, никто не остался в стороне от этого благого начинания.9

Святой великомученик Дмитрий Солунский – Небесный покровитель нашего города. В его честь с 2001 года в Камышине происходит ежегодный праздник. Отмечается 8 ноября, в день, когда Русская Православная Церковь чтит память этого святого. Теперь в Камышине этот день считается именинами города. Учреждена высшая городская награда – Памятный знак с изображением святого великомученика Дмитрия Солунского, который вручается почётным гражданам Камышина в день города.

Глава 5. Молитвы Святому великомученикуДмитрию Солунскому, Мироточивому.10

Молитва первая.

Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя со дерзновением небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших, и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, храм сей и всякую страну христианскую.Исходатайствуй у Царя царствующих на враги победу и одоление, всей же державе нашей мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии: нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоугодноеВладыце нашему Христу Богу здетворяще, сподобимся молитвами твоими наследовати царствие небесное, для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь

Молитва вторая

Святыйвеликомучениче Христов Димитрие! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам, окаянным (имена) от всегубительныя язвы, огня и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити приход (или дом) сей и храм наш. Испроси нам благодатное укрепление на дела благая, да благоугодноеВладыце нашему Христу Богу здетворяще, сподобимся молитвами Твоими наследовати Царствие Небесное и тамопрославляти Его, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь

Народный календарь: поговорки и приметы на Дмитриев День.

•Дмитриева суббота — кутейникам работа (поминки, по Куликовой битве и общие). Живы родители — почитай, умерли — поминай.
•Начинается дедова неделя.
•Коли отдохнут на дедовой неделе родители (случится оттепель), то и всей зимушке-зиме быть с мокрыми теплинками.
•В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит.
•Дмитриев день перевоза не ждёт.
•Дмитриев день — зима уже лезет на плетень.
•Пришел к нам святой Дмитрий на белом коне.
•Коли на Дмитрия холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель — зима и весна теплые.
•Коли Дмитровский день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, а ежели Дмитрий по голу, и Свята по тому.
•У восточных славян Дмитриев день отмечал завершение осеннего брачного сезона, так как только до этого дня (в преддверии рождественского поста) можно было засылать сватов.
•До Дмитрадевка хитра, а после Дмитра, как замуж выйдет, еще хитрее.

Заключение.

Подводя итоги нашего проекта, мы считаем, что цель, поставленная в начале работы, полностью достигнута. Основаниями к данному заявлению являются выводы:
1) На основе используемых нами источников мы создали историческую справку.

2)Справка выполнена в популярной форме и является доступной для общего ознакомления

В ходе исследования нами был приобретен опыт общения с незнакомыми людьми, опыт работы с архивными данными, а самое главное мы узнали много нового и интересного об истории нашего города.

В ходе выполнения проекта было выявлено, что тема интересная, обширная и актуальная, поэтому мы планируем продолжить работу в этом направлении на следующий год.

Практическое применение нашей работы мы видим в следующем:

1.Она может быть использована в качестве материала для проведения классных часов и тематических мероприятий краеведческого характера.

2. Работа может быть использована при проведении экскурсий по современному Камышину.

3. Работа может быть использована на уроках географического и исторического краеведения.

4.Работа может быть использована на факультативных занятиях «Люби и знай свой край».

Примечание:

Данный проект мы разместим на сайте «Сетевой город», а также на сайте школы.

Список приложений

  1. Приложение 1. Копия фотографии — покровитель Москвы Святой благоверный князь Даниил Московский.

  2. Приложение 2. Копия фотографии — Святой Благоверный Великий князь Александр Невский –покровительВолгограда.

  3. Приложение 3. Копия фотографии — Святой великомученик Дмитрий Солунский – покровитель Камышина.

  4. Приложение 4. Копия фотографии — рака с мощами Святого великомученика Дмитрия Солунского. Базилика. Солоники.

  5. Приложение 5. Копия фотографии — икона ДммитрияСолунского в Третьяковской галерее.

  6. Приложение 6. Копия фотографии — мозаичная икона Дмитрия Солунского в Третьяковке.

  7. Приложение 7. Копия фотографии — Дмитриевский собор во Владимире.

  8. Приложение 8. Копия фотографии — варианты изображения Дмитрия Солунсмкого на иконах.

  9. Приложение 9. Копия фотографии — храм святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше. Москва.

  10. Приложение 10. Копия фотографии — Памятники Дмитрию Солунскому.

  11. Приложение 11.Базилика Дмитрия Солунского построена в раннехристианском эллинистическом стиле и имеет форму четырёхугольника. Греция. Солоники.

  12. Проект кафедрального собора Дмитрия Солунского в Камышине.

Список используемой литературы.

Электронные источники:

Приложение 1.

Покровитель Москвы Святой благоверный князь Даниил Московский.

Приложение 2.

Святой Благоверный Великий князь Александр Невский –покровительВолгограда.

Приложение 3.

Святой великомученик Дмитрий Солунский – покровитель Камышина.

Приложение 4.

Рака с мощами Святого великомученика Дмитрия Солунского. Базилика. Солоники.

Приложение 5.

Икона ДммитрияСолунского в Третьяковской галерее.

Приложение 6.

Мозаичная икона Дмитрия Солунского в Третьяковке.

Приложение7.

Дмитриевский собор во Владимире.

Приложение 8.

Варианты изображения Дмитрия Солунсмкого на иконах.

1

Приложение 9.

Храм святого великомученика Димитрия Солунского

на Благуше. Москва.

Приложение 10.

Памятники Дмитрию Солунскому.

Камышин.

Дмитров. Болгария.

Кострома.

Приложение 11.

Базилика Дмитрия Солунского построена в раннехристианском эллинистическом стиле и имеет форму четырёхугольника. Греция. Солоники.

Проект кафедрального собора Дмитрия Солунского в Камышине.

3http://images.yandex.ru/yandsearch

4http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E8%EC%E8%F2%F0%E8%E9_%D1%EE%EB%F3%ED%F1%EA%E8%E9

5http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E8%EC%E8%F2%F0%E8%E9_%D1%EE%EB%F3%ED%F1%EA%E8%E9

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *