Василий Иванович Демут-Малновский родился в 1779 году в семье «резных дел мастера» и уже с детства выказывал живейший интерес к творчеству. Поэтому после смерти отца юношу отправили постигать азы искусства в Воспитательном училище при Императорской Академии. Василию посчастливилось стать учеником, а в дальнейшем и основным подопечным самого Михаила Козловского.
Под руководством знаменитого скульптора были выполнены первые успешные работы Василия, а за одну из них он даже удостоился звания «классного художника». Именно поэтому когда умер Михаил Козловский, Василий Демут-Малиновский принял живейшее участие в конкурсе на выполнение надгробного памятника учителю, и победил. Будучи молодым и неопытным, но весьма талантливым человеком, Василий сумел создать уникальное изваяние, в котором уже тогда можно было разглядеть особый стиль будущего мастера и учителя Василя Ивановича. Надгробная композиция состояла из пьедестала с погребальной урной, покрытой драпировками. Но центральной фигурой изваяния стала фигура Гения Смерти, который гасит огонь жизни.
Как и было положено лучшему выпускнику в своем классе, Демут-Малиновский отправился за границу для повышения квалификации. Возвращаясь из Италии, Василий вез с собой много успешно выполненных работ, но из-за военных действий в Европе почти все они были навсегда утрачены.
Сразу же по приезде, он включается в работу над украшением Казанского собора, для которого выполняет статую Андрея Первозванного. За эту его работу совет академии присваивает ему звание адьюнкт-профессора, и приглашает занять преподавательский пост.
После этого Василий Иванович принимается за статую «Русского Сцеволы», которая изображала героическую и самоотверженную борьбу простого русского народа против армии Наполеона. За эту работу мастеру присваивается звание профессора в Императорской Академии.
А в 1809 году начинается плодотворное многолетние сотрудничество с не менее знаменитым и успешным скульптором С.С. Пименовым. Вместе они занимались отделкой Горного института, здания Адмиралтейства, создавали интерьеры Елагина дворца, Михайловского дворца (здесь Демут-Малиновский оформлял парадную лестницу), Михайловского сада, Публичной библиотеки и Александрийского театра, а так же арки Главного штаба. Как правило, им заказывали большие, монументальные скульптуры, работа над которыми проводилась в едином творческом порыве. Тесная дружба и единство восприятия мира привели к тому, что друзья скульпторы стали даже ваять практически одинаково. По сей день искусствоведы спорят о том, какие детали совместных композиций принадлежат Демут-Малиновскому, а какие Пименову.

В строительстве и оформлении Казанского собора принимали участие самые известные и талантливые скульпторы и архитекторы того времени. Для парадного портика, расположенного со стороны Невского проспекта, совместно с другими мастерами Демут-Малиновский изготовил статуи святых: Александра Невского, Иоанна Крестителя, Владимира I Святославовича, Андрея Первозванного. Также историки предполагают, что автором статуи пророка Илии тоже является Демут-Малиновский.

Мастер был задействован в оформлении строящегося на Васильевском острове здания Горного института. Он выполнил скульптурную группу «Похищение Прозерпины Плутоном”. По мнению современников, монументальная статуя прекрасно сочетается с величественным зданием. Созданные Демут-Малиновским барельефы «Апполон приходит к Вулкану за изготовленной для него колесницей” и «Венера приходит к Вулкану за доспехами Марса” связаны с общим архитектурным решением, не нарушают вертикали и плоскости стены.

Одним из украшений здания Биржи стала композиция «Триумф Нептуна” («Балтийское море”), занявшая достойное место на фасаде здания.

При оформлении Михайловского дворца от мастера требовалось решение сразу нескольких задач: создание барельефного фриза из 44 рельефов, объединяющих колонны портика, и изготовление объемной скульптурной группы, которая должна была расположиться на аттике дворца со стороны Михайловского сада. С этими задачами скульптор великолепно справился.

Для здания Публичной библиотеки Василий Иванович несколько статуй: Минерва, Демосфен, Евклид, Гиппократ и скульптурный фриз.

В содружестве со Степаном Степановичем Пименовым мастер занимался оформлением арки Главного штаба. Даже современникам было сложно разобрать, кто из великолепного тандема выполнил какие детали скульптурной композиции. Известно доподлинно только то, что Демут-Малиновский является автором колесницы, молодого возницы и двух коней.

Здание Сената и Синода украшают 8 статуй гениев, выполненные скульптором в 1832-1833 годах.

Благодаря творческому содружеству с Пименовым Нарвские триумфальные ворота, воссозданные на месте обветшавших деревянных, приобрели строгий и простой вид, лишенный сложных и аллегорических образов. В скульптурной композиции Славы Демут-Малиновский выполнил колесницу.

Менее значимыми, но не менее интересными, стали скульптуры бронзовых быков, выполненные мастером для оформления Петербургской скотобойни и украшающие в настоящее время въезд на территорию Санкт-Петербургского мясокомбината. Мастер является автором чугунных скульптур, расположенных на фасаде Белой башни в Царскосельском Александровском парке, и 43 медных статуй, выполненных для Готической капеллы Петергофа.

НОВОСТИ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БИБЛИОТЕКА КАРТА САЙТА О ПРОЕКТЕ
Биографии мастеров Живопись Скульптура Архитектура Мода Музеи

Василий Иванович Демут-Малиновский (1779 — 1846). (Кузнецова Э. В.)


Василий Иванович Демут-Малиновский. М. И. Теребенев. Портрет В. И. Демут-Малиновского. 1830-е гг. Государственный Русский музей.

Среди мастеров русской монументальной скульптуры первой половины XIX века Василий Иванович Демут-Малиновский занимает одно из наиболее значительных мест. Его произведения были созвучны героической эпохе Отечественной войны 1812 года, близки мыслям и чувствам народа. Он родился в 1779 году в Петербурге, в семье резчика по дереву. Первое знакомство с искусством мальчик получил дома, наблюдая за работой отца. В 1785 году, шестилетним ребенком, он был отдан в Академию художеств.

В 1799 году за барельеф «Ангел выводит апостола Петра из темницы» Демут-Малиновский был удостоен золотой медали 2-й степени, в 1800 году за исполненные вместе с другими художниками барельефы к памятнику Петру I работы Растрелли — Первой золотой медали. В том же году он окончил Академию художеств. Через два года на конкурсе его проект надгробного памятника скульптору М. И. Козловскому был признан лучшим. Музыкальность линий, классическая строгость силуэта, ритмическая выразительность отличают эту барельефную аллегорическую композицию, исполненную подлинной грации и тонкого лиризма. Демут-Малиновский сумел найти выразительные художественные средства для того, чтобы передать сильные человеческие чувства, глубокую скорбь об умершем учителе.

«В этом памятнике, — писал один из исследователей, — есть все, что развивалось в таланте Демут-Малиновского, — простота и серьезность мысли, чувство и понимание красоты человеческого тела, этой основы основ классики».

В 1803 году Демут-Малиновского вместе с другими воспитанниками Академии художеств отправили в заграничную командировку в Италию. Изучение памятников западноевропейского искусства, знакомство с архитектурой древнего Рима он сочетал с углубленным и упорным трудом. В альбомах появлялось множество рисунков с натуры и «антиков», возникали композиции на мифологические темы. В Риме он начал работать над созданием барельефа «Геркулес и Омфала». Много времени и сил отдал художник постижению сложнейшего искусства обработки мрамора, которым в совершенстве овладел к концу пребывания в Италии.

Демут-Малиновский вернулся на родину в 1806 году. Все его работы, выполненные за границей, погибли в пути и ему предстояло создать новые произведения. За эскиз статуи «Илья-пророк» он был удостоен звания академика. Основная же деятельность скульптора по приезде в Петербург заключалась в создании декоративного оформления строившихся тогда Казанского собора и Горного института. Для Казанского собора он исполнил статую Андрея Первозванного, а для Горного института-скульптурную группу «Похищение Прозерпины Плутоном» на сюжет античной мифологии. Плутон уносит сопротивляющуюся Прозерпину в подземное царство. Левой рукой она пытается оттолкнуть своего похитителя, а правой рукой в отчаянии прикрывает голову. У их ног лежит трехголовый пес, легендарный страж подземных богатств. Группа полна бурного, энергичного движения и вместе с тем величественна и монументальна. Мощные формы статуи, несколько тяжеловатые пропорции обусловлены назначением и местом установки. Группа Демут-Малиновского, как и скульптурная группа С. Пименова, установленная перед массивным портиком Горного института, по масштабу и пропорциям удивительно удачно сочетается со зданием. Барельефные фризы работы Демут-Малиновского также связаны с архитектурой и не нарушают плоскости стены. В оформлении Горного института ярко проявился синтез архитектуры и монументальной скульптуры, характерный для русского градостроительства первой половины XIX века.


В. И. Демут-Малиновский. Похищение Прозерпины Плутоном. 1811. Группа перед портиком Горного института, Ленинград.

Демут-Малиновский, сотрудничая с Воронихиным, участвовал в создании одного из красивейших интерьеров Павловского дворца «Кабинета-фонарика» с фигурами кариатид (1808). В 1812 — 1814 годах он совместно с Пименовым принимал участие в скульптурном оформлении строящегося Адмиралтейства.


В. И. Демут-Малиновский. Русский Сцевола. 1813. Государственный Русский музей.

Наиболее выдающимся произведением периода патриотического подъема в стране, вызванного Отечественной войной, является статуя «Русский Сцевола» (1813, ГРМ). В качестве сюжета скульптор использовал действительный факт: русский крестьянин, вырвавшись из плена, предпочел остаться без руки, чем иметь клеймо — след рабства. Этот случай вызвал в памяти современников подвиг легендарного римского юноши Муция, который в 507 году до н. э. на глазах императора Порсены, осадившего Рим, положил свою руку на огонь жертвенника в доказательство верности клятве убить врагов родины. Потрясенный мужеством юноши, император отпустил его и снял осаду города. Юношу, лишившего себя правой руки, стали звать «Сцевола», что означает «Левша». Демут-Малиновский запечатлел в своем произведении момент, когда крестьянин только поднял топор. В широком развороте фигуры, в энергичном взмахе руки, в суровом выражении волевого лица переданы огромная внутренняя решимость, мужество и благородство. Следуя традициям времени, художник представил фигуру почти обнаженной, одежда напоминает классические драпировки. И вместе с тем в трактовке образа скульптор стремился подчеркнуть национальные русские черты. Чтобы почувствовать это, достаточно взглянуть на широкоплечую коренастую фигуру крестьянина, далекую от классических образцов, на открытое лицо героя, обрамленное короткой бородкой и вьющимися прядями волос. Пожалуй, впервые в русской монументальной скульптуре с такой значительностью был воссоздан образ простого человека из народа. За это произведение Демут-Малиновский был удостоен в 1813 году звания профессора.

Одним из ранних произведений мастера в области надгробной скульптуры явился памятник Е. И. Барышниковой (Музей архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР). В 1814 году он исполнил памятник-надгробие А. Н. Воронихину («Некрополь XVIII в.», Ленинградский музей городской скульптуры). Но наиболее плодотворно работал скульптор в искусстве монументально-декоративной пластики. Здесь его деятельность была неразрывно связана с С. С. Пименовым, сотрудничество с которым началось в 1820 — 1821 годах. Первой крупной работой было скульптурное оформление ансамбля Елагинского дворца в Петербурге. Демут-Малиновскому принадлежит декоративная скульптура Овального зала и Столовой.

При украшении Михайловского дворца на долю Демут-Малиновского выпало создание фриза между колоннами портика, состоящего из сорока четырех отдельных рельефов, а также большой скульптурной группы на аттике здания со стороны Михайловского сада. В интерьере дворца ему же принадлежит оформление парадной лестницы, отличающейся торжественностью и нарядностью.

С большим творческим подъемом Демут-Малиновский вместе с Пи-меновым работал над созданием скульптур для арки Главного штаба. Оба художника осуществляли замысел в тесном сотрудничестве, и порой трудно определить автора отдельных деталей композиции. Лишь из: отчетов Академии художеств можно узнать, что колесница в группе Победы на арке создана Демут-Малиновским. Он же исполнил фигуры молодого воина и двух лошадей.

Позднее Демут-Малиновский принимал участие в оформлении здания! Публичной библиотеки. Им выполнены статуя Минервы над фронтоном, фигуры Демосфена, Гиппократа, Эвклида и скульптурный фриз. Для здания Александрийского театра он создал статуи Терпсихоры и Эрато,, которые, к сожалению, не сохранились. Из поздних работ Демут-Малиновского и Пименова следует отметить их совместное участие в оформлении Нарвских триумфальных ворот, построенных архитектором В. П. Стасовым в ознаменование победы русского оружия в Отечественной войне 1812 — 1814 годов. На долю Демут-Малиновского выпало исполнение колесницы в группе Славы, фигур воинов и двух коней. Скульптура Нарвских ворот отличается строгостью и простотой, лишена аллегорической усложненности образов, столь характерной для монументально-декоративных произведений этого времени.

Смерть Пименова в 1833 году прервала долголетнее творческое содружество двух выдающихся скульпторов.

В последние годы Демут-Малиновский много сил и энергии отдает созданию лепных украшений для интерьеров Зимнего дворца и оформления здания Академии художеств. В 1833 году скульптору присуждается звание заслуженного профессора. С 1836 года после смерти И. П. Мартоса Демут-Малиновский становится ректором Академии художеств по скульптуре.

В первой половине XIX века Демут-Малиновский после Мартоса был наиболее известным и популярным скульптором и имел много заказов. Интересны его работы в области монументальной пластики. Памятник Екатерине II в селе Троицком-Кайнарджи (1833 — 1834) был задуман как гимн русскому оружию, одержавшему победу над Турцией. Последняя крупная работа художника — памятник Ивану Сусанину в Костроме (1838 — 1846).

В. И. Демут-Малиновский умер 16 июля 1846 года. Его имя осталось навсегда связанным с красотой и величием архитектурных ансамблей Петербурга.

1813. Бронза. 268 х 131 х 92 см
______
В центре зала установлена скульптура «Русский Сцевола», исполненная в 1813 году Василием Демут-Малиновским. Поводом для ее создания послужил один из эпизодов Отечественной войны 1812 года, описанный в печати того времени: русский крестьянин, попав в плен, отсек себе топором руку, на которой французские солдаты поставили позорное клеймо Наполеона. Этот героический поступок имел свою аналогию в античной истории. Римский юноша Муций Сцевола, захваченный при неудачной попытке убить этрусского царя, положил свою руку на огонь жертвенника, не проронив при этом ни слова и явив тем самым образец мужества, стойкости и решимости бороться с врагом.
Подвиг крестьянина, незнакомого с античной историей, но поступившего так же, как древний герой, восхитил соотечественников. Впервые образ простого русского человека был воспет в искусстве в монументальных, патетических формах, в традициях возвышенной классической красоты. В мощной пластике полуобнаженного тела крестьянина, напоминающего внешне античного Геракла, выражено состояние высокого напряжения духовных и физических сил.
В 1813 году Демут-Малиновскому за эту работу было присвоено звание профессора скульптуры.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *