Злой дух у буддистов — слово из 4 букв

Определения из сканвордов слова МАРА

  • южноамериканский грызун родственник морской свинки
  • Ночной демон славян
  • богиня зимы и ночи у славян
  • буддийское божество зла и смерти
  • в буддийской мифологии божество, персонифицирующее зло (мифическое)
  • грызун из свинковых
  • грызун семейства свинковых
  • грызун, патагонский заяц
  • густой туман
  • дымка
  • дымка или грызун
  • ж. мана, блазнь, морок, морока, наваждение, обаяние; греза, мечта; призрак, привидение, обман чувств и самый призрак; напр. в олон. род домового или кикиморы, который путает и рвет кудель и пряжу. То мара, не верю! говор. мужик о фокуснике. Мара или марена малорос. чучело, которое носят при встрече весны, марта, по улицам, и поют веснянки. Марить безличн. сев. вост. Марит в знойное лето, когда все изнемогает от припека солнца, земля накаляется, нижние слои воздуха пламенеют и струятся, искажая отдаленные предметы, которые мельтешат, играют; марит перед грозою, когда воздух душный, пот и слабость одолевают; также во время лесных палов, когда воздух становится мутным, горкнет, и среди мглы солнце стоит тусклым багровым шаром; марит и в раннюю весну, когда солнце знойно припекает груды рассыпчатого снега, полои и топкую грязь, а волнистые пары производят то же, что знойные летние испарения. глаг. марить спутаны два понятия: морить и морочить. Меня марит, клонит ко сну, развязало все суставы, и отуманивает,
  • злой дух в мифах
  • злой дух у буддистов
  • колдунья в Воронежской губернии России
  • крупный грызун семейства свинковых
  • морская свинка
  • наваждение (устар.)
  • патагонский заяц
  • по Далю — видение, призрак
  • призрак, привидение
  • роман румынского писателя Йоана Славича
  • российская рок-певица
  • сорт овса
  • туман, дымка
  • туман, марево
  • свинка-грызун
  • грызун сем-ва свинковых
  • туман

Учебно-исследовательская работа по основам мировых религиозных культур на тему: «Добро и зло в религиях мира»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3

сл. Большая Орловка Мартыновский район Ростовская область

Учебно-исследовательская работа по основам мировых религиозных культур на тему:

«Добро и зло в религиях мира»

Авторы: ученица 4а класса Крутевич Ангелина.

Руководитель: учитель начальных классов Вожжова Виктория Александровна.

сл. Больщая Орловка

Стр

I. Введение.

1.1. Цель работы …………………………………………………………………………3

1.2. Задачи ………………………………………………………………………………..3

1.3. Объект исследования ……………………………………….……………………….3

1.4. Гипотеза ………………………………………………………………………………3

1.5. Методы исследования …………………………………….………………………..3

II. Основная часть

2.1. Что такое добро и зло?…………………………………………………………………………………..4-6

2.2. Энциклопедия мудрых мыслей………………………………………………………6-7

2.3.Понятия добра и зла в религиях мира……………………………………………….7-10

  • Библия о происхождении добра и зла.
  • Обозначение добра и зла в христианстве.
  • Обозначение добра и зла в иудаизме.
  • Обозначение добра и зла в исламе.
  • Обозначение добра и зла в буддизме.

III. Практическая часть

3.1. Тест «Добрый ли я»…………………………………………………………………..10

3.2. Анкетирование и результаты анкетирования………………………………………10-11

3.3. Дерево добрых дел……………………………………………………………………11-12

IV. Выводы……………………………………………………………………………….12-13

V. Список литературы…………………………………………………………………13

VI. Приложение…………………………………………………………………………14-17

  1. Введение.

Когда я готовилась к уроку «Основы мировых религиозных культур» по теме: «Добро и зло», то в интернете нашла притчу «Два волка». Предлагаю вам прослушать её.

Слайд 1. ПРИТЧА

Я задумалась над вопросами: что означают понятия добро и зло, почему о добре помнят, а зло стараются забыть, что порождает добро и зло, какой он, добрый человек, в чем выражается доброта, как стать добрым человеком?

Слайд 2. Так возникла тема моего исследования «Добро и зло в религиях мира».

Слайд 3.

Цель:

  • рассмотреть соотношение добра и зла в мире.

Задачи:

  • определить добро и зло как категории этики, как понятия морального сознания;
  • расширить знания о таких качествах, как добро и зло;
  • формировать представления о добре и зле в разных религиозных культурах;
  • подвести к мысли о необходимости совершать добрые дела.

Объект исследования: добро и зло.

Гипотеза:

  • если ребята будут знать о понятиях добра и зла, то будут добрее.

Методы исследования:

  • наблюдение;
  • сбор необходимой информации;
  • анкетирование;
  • анализ, обобщение.

II. Основная часть

Слайд 4.

2.1. Что такое добро и зло?

Чтобы узнать, что такое добро и зло я обратилась в библиотеку. В библиотеке из энциклопедий, словарей я узнала следующее:

  • Словарь С.И. Ожегова.

ДОБРО

  1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла(посл.).
    ЗЛО
    1. Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить злом за добро. Не помнит зла кто-н. (о том, кто незлопамятен). 2. Беда, несчастье, неприятность. От его помощи только зло. Из двух зол выбрать меньшее (склониться к тому, что хотя и плохо, но немного лучше другого). 3. ед. Досада, злость. Сделать что-н. со зла 3ло берет. Иметь (держать) зло на кого-н. Зла не хватает на кого-н. (очень зол на кого-н.; разг.)

Слайд 5.

  • Большая Советская энциклопедия.

Добро и зло — нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщённой форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой — нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности.

Слайд 6.

  • Словарь Д.Н. Ушакова.

ДОБРО, добра, мн. Нет, ср.

1. Положительное начало в нравственности, противоп. зло. Люди стремятся к истине, добру и красоте.

2. То, что хорошо, полезно, приятно. Добра вам, добра желаю. Из этого добра не выйдет. Нет худа без добра. Пословица. От добра добра не ищут. Пословица.

3.Доброе дело, добрые поступки. Делать много добра.

ЗЛО

1. Дурное, греховное, вредное; противоп. добро. Причинить Зло. Сделать Зло. Большое Зло. Платить злом за добро. Полковые командиры смотрели на меня, как на необходимое Зло. Пушкин.

2. Беда, напасть, несчастье (книжн. устар.). Это Зло еще не так большой руки. Крылов. Из двух зол выбирать меньшее.

3. Злость, злое чувство, досада, преимущ. в выражениях: со зла; Зло берет, взяло или разбирает кого (разг.). Я дал слово, в ту же ночь, к вам не ходить никогда и пришел к вам вчера поутру только со зла, понимаете вы, со зла. Достоевский. Зло меня берет, когда вспомню свою оплошность.

Слайд 7.

Древние мудрецы говорили, что каждый человек состоит из двух частей: добра и зла, белого и черного.

Правая половина тела — добрая. Неслучайно говорят наше дело правое, справедливо. Верующие люди говорят, что за правым плечом находится ангел-хранитель. И все приметы, связанные с правой стороной, положительные: правый глаз чешется — хорошего человека видеть, правая рука — с хорошим человеком здороваться, правая ступня — к хорошей дороге.

А вот левая сторона человека — темная, за левым плечом скрывается черт-искуситель. И приметы не очень приятные: левый глаз чешется — плакать, левая рука — деньги отдавать, левая ступня — к плохой дороге. И не случайно, когда мы задумываем хорошее дело, плюем через левое плечо, на черта.

Добро – это то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

Зло – это то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу.

Добро и зло
Два разных направленья
Которые враждуют многие века
Не устают выказывать сопротивленья,
Пусть даже участь одного из них предрешена
Сомкнутся силы две в борьбе
Исход её всегда не зная
Так будет вечно на земле
Пока живут одна, другая

Слайд 8.

2.2. Энциклопедия мудрых мыслей.

Проблема добра и зла волновала человечество всегда и лучшее доказательство

этого высказывание великих мыслителей.

  • «Есть только один способ положить конец злу — делать добро злым людям»

Л.Н. Толстой

  • «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его»

Л.Н. Толстой

  • «Только сойди с пути добра — и не успеешь опомниться, как завязнешь в зле»

Л.Н. Толстой

  • «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла»

В. О. Ключевский

  • «Отнимите у нашего сердца любовь к добру — вы отнимете всю прелесть жизни»

Ж.-Ж. Руссо

  • «Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней»

О. де Бальзак

  • «Злой человек вредит самому себе прежде, чем вредит другому»

В. Гюго

  • «Всякое доброе дело несёт награду в самом себе»

А. Дюма

  • «Делайте, что и как можете: только любите добро, а что есть добро — спрашивайте у совести»

Н. Карамзин

  • «Там, где нет различия между счастьем и несчастьем, между радостью и
    горем, там нет различия и между добром и злом. Добро — это утверждение; зло — отрицание стремления к счастью»

Л. Фейербах

Слайд 9.

2.3.Понятия добра и зла в религиях мира.

Я ознакомилась с религиозной литературой, прочитала страницы учебника «Основы религиозных культур и светской этикой. Основы мировых религиозных культур» и пришла к выводу, что вопросы добра и зла всегда волновали человечество, разные религии по-своему отвечали на них.

В древних религиях многих народов существовали добрые и злые духи, боги, равные по силе, появившиеся одновременно с миром.

Древние греки считали, что на Земле существовало только добро. А зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик (ларец), в котором находилось зло.

Слайд 10.

  • Библия о происхождении добра и зла.

Первые люди Адам и Ева жили в раю. Они знали Бога лично и постоянно общались с ним. Человек должен был управлять миром, был прекрасен и бессмертен. Все дозволялось человеку, кроме одного: нельзя было вкушать плодов с дерева познания добра и зла. Но человек не был послушен Богу. Он нарушил данную ему заповедь. Дьявол, принявший образ змея, убедил Еву попробовать запретный плод. Нарушив волю Господа, Ева согрешила. Потом она дала попробовать плод и Адаму. Связь между Богом и людьми прервалась. Люди перестали быть бессмертными и были изгнаны из рая. Еве было определено в болезни рождать детей и находиться в подчинении у мужа. Адаму было назначено в поте лица трудиться все дни его жизни. Непослушание человека Богу стали называть грехом, а первое нарушение заповеди – грехопадением. Первородный грех – это первый грех, который совершили Адам и Ева. В дальнейшем люди уже потеряли прямую связь с Богом и были открыты для воздействия зла. Даже ветхозаветные праведники не могли исцелить человека от первородного греха. Нужен был Спаситель, который искупил бы человеческие грехи и освободил людей от власти зла.

Слайд 11.

  • Обозначение добра и зла в христианстве.

Бог никогда не забывал о человеке. Его любовь к раскаявшемуся грешнику не знает границ. Не случайно одно из значений слова “грех” — ошибка, погрешность. Об отношении Бога к грешному человеку написано в Евангелии

В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от добрых целей. У слова “зло” в православии есть синоним – “грех”. Всякое преступление есть грех. Человеку на его грех указывает его собственная совесть. После ошибки каждый слышит голос совести: “Так нельзя, исправься!”

Слайд 12.

  • Обозначение добра и зла в иудаизме.

В представлении иудаизма, борьба добра и зла происходит в человеке постоянно. Поэтому задача иудея — бороться со злым началом в своей душе. И если невозможно достичь полной победы (это удаётся лишь праведникам), то можно хотя бы уменьшить количество зла. Свобода выбора между добром и злом и ответственность за свои поступки — величайший дар, полученный человеком от Всевышнего.

Тора учит евреев великому искусству творить добро, делиться добром с другими людьми. Если мы умножим в мире силы добра, мы изменим окружающий мир.

При этом понятно, что человек может совершить и злой поступок. Можно ли это исправить? Для исправления существует раскаяние. Проси прощения у Бога и живи по заповедям Бога.

В иудаизме считается, что в завершение истории еврейским народом будет править Мессия, который принесёт ему избавление от всех бед, а всему человечеству — мир и благоденствие.

Слайд 13.

  • Обозначение добра и зла в исламе.

Мусульмане считают, что добро и зло существуют в мире по воле Бога. Он указал в Коране, что есть добро, а что есть зло, и заповедал людям следовать путём добра и справедливости.

Добро – то, что приносит пользу окружающим. А что оно даёт тому, кто его совершает? «Если вы творите добро, то совершаете его для себя» (из Корана). Это означает, что добро всегда отзовётся добром. Добро возвратится к вам, может быть, даже не от того человека, кому вы помогли.

Зло – то, что приносит людям страдания, горе и слёзы. Тот, кто приносит зло другим, причиняет его и себе. И оно вернётся к тому, кто заставляет страдать других.

«Будьте братьями, помогайте друг другу, не обижайте людей, не ссорьтесь» (из Корана)

Поэтому для мусульман важно, чтобы человек верил в Бога, пославшего Коран. Вера в Единого Бога и следование его предписаниям даёт человеку право надеяться на избавление от ада. Добрые дела, которые совершает человек, а также искреннее раскаяние искупают его грехи.

Примеры из Корана: нужно всегда и со всеми быть приветливым, терпимым и не осуждать людей; плохо поступает тот, кто насмехается, издевается над другими людьми, злословит, сплетничает. «Стягиваются раны от копья, но не заживают те, которые нанёс язык».

Воздаяние: мусульмане верят, что Бог окончательно решит судьбу людей в Судный день в зависимости от того, как они вели себя в земной жизни. Верующим он обещает вечное блаженство в раю, а неверующим — вечные муки ада.

Слайд 14.

  • Обозначение добра и зла в буддизме.

Для буддистов зло – действия, которые увеличивают страдания. Добро — действия, которые уменьшают страдания.

Зло — это страдание, которым пронизана вся жизнь: муки рождения (ведь ребенок всегда плачет, когда входит в этот мир), болезни, ссоры с близкими, разлука с любимыми людьми, невозможность достичь поставленной цели и, наконец, старость и смерть. Буддисты верят, что душа бесконечное число раз рождается в этом мире в облике разных существ и каждое новое перерождение продлевает и увеличивает страдание. Поэтому подлинное спасение для буддиста — это именно освобождение от страдания.

Для достижения спасения необходимо уничтожить в себе ненасытную жажду желаний, отказаться от суетного мира. Тогда наступит просветление и перерождения души прекратятся. Такое состояние непроходящего покоя и удовлетворённости в буддизме именуется «нирвана».

Для достижения нирваны нужно идти путем добра. Путь добра: забота о других, доброта, сострадание, щедрость, правильная речь — воздержание от лжи, сквернословия, грубых выражений… Слова не должны причинять вред другим. «Никому не говори слов, переданных сплетником, хотя поверишь ему. Поступишь разумно, если, не выронив из уст, удержишь те слова в душе» (из «Дхаммапады»).

Путь зла отдаляет нирвану: убийство, воровство, гнев, ложь, грубость… Одно из самых плохих деяний в буддизме — это гнев. Состояние гнева Будда сравнивал с ситуацией, когда человек голыми руками собирает раскалённые угли и бросает их в другого человека. В результате боль испытывают оба. Обычно гнев возникает из чувства обиды и боли. Мы думаем, что если ответим на обиду, то испытаем облегчение. Но это совершенно не так. Отвечая злом на зло, мы испытываем ещё больше боли. Гнев обычно вызывается каким-нибудь пустяком, однако его последствия поистине ужасны. Лучшее противоядие от гнева, считают буддисты, — сострадание и доброта к тем, кто вызвал в нас гнев.

III. Практическая часть.

Слайд 15.

3.1. Тест «Добрый ли я»

Пообщавшись с одноклассниками, я заметила, что они ценят доброе отношение к себе и решила проверить, а на сколько они добры к другим. Я провела тестирование «Добрый ли я». (Приложение 1.)

(см. Диаграмму 1 «Добрый ли я»)

В опросе участвовали 20 человек.

14 человек стараются быть добрыми со всеми, у них много друзей, они умеют общаться с людьми и быть любезными. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь.

Для 6 человек – доброта вопрос случая, добры они далеко не со всеми. Это не так уж плохо, но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.

3.2. Анкетирование и результаты анкетирования

Прежде, чем приступить к творческой работе я решили провести в классе анкетирование. Обучающиеся 4а в ходе анкетирования должны были ответить на следующие вопросы:

1.Верите ли вы в добро?

2.Каковы истоки вашей доброты?

3. Часто ли вы совершаете добрые поступки?

(Приложение 2.)

В ходе анкетирования были получены следующие результаты.

На вопрос № 1. Верите ли вы в добро? — 20 ученика ответили «Да».

Слайд 16.

На вопрос № 2. Каковы истоки вашей доброты? — было предложено 3 варианта ответов, здесь мнения ребят разошлись:

8 — семья,

7 – школа,

5 – общество.

(см. Диаграмму 2 «Истоки вашей доброты?»)

Слайд 17.

На вопрос № 3. Часто ли вы совершаете добрые поступки? – ответы также были неоднородными:

Часто – 12,

Иногда –8,

Почти никогда – 0.

Данные также представлены в виде круговых диаграмм.

(см. Диаграмму 3 «Часто ли вы совершаете добрые поступки?»)

3.3. Дерево добрых дел

Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся
Все земные труды…
Может, вырастил деревце?
Иль очистил пруды?

Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
(Л. Татьяничева)

Слайд 18.

С одноклассниками мы решили изготовить в классе творческую поделку «Дерево добрых дел», на котором каждое сердечко – сделанное нами — доброе дело. Чтобы украсить нарисованное дерево бумажными сердечками, ребята сначала должны были вспомнить, а какое доброе дело они совершили в недавнее время? Написав на сердечках ответы, ребята приклеивали их к ветвям. И вскоре дерево обрело роскошную крону: «Я покормила голодных птичек», «Я помогал папе ремонтировать забор», «Я каждый день помогаю маме присматривать за младшим братиком», «Я помог своему другу решить задачу», «Я ходила к бабушке и помогала ей убирать в комнате», «Мы вместе с классом ходили к памятнику Неизвестного солдата собирать листву», «Вместе с одноклассниками посещаем Дом — интернат для престарелых и инвалидов – готовим поделки, участвуем в концертах», «Выступаю в ДК сл. Б-Орловка на всех праздниках»… Сколько сердечек на дереве – столько добрых дел! Ребята удивились, как много добрых дел они сделали.

(Приложение 3. Дерево добрых дел.)

  1. Выводы

В моем исследовании я ответила на вопрос, что означают понятия «добро» и «зло», рассмотрела соотношение добра и зла в мировых религиях мира. Убедилась, что люди хотят видеть рядом добрых людей, но и сами совершают немало добрых поступков. Подводя итог моего исследования, хочу верить, что оно принесёт большую пользу. Мои одноклассники уже другими глазами посмотрят на окружающий мир, станут внимательнее и добрее друг к другу.

ПОМНИТЕ:

Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили сказал:

Слайд 19

Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его — Твори добро.

Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его — Твори добро.

Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его — Твори добро.

Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом — Твори добро.

Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,

Ибо никто не властен над твоим добром.

Слайд 20. Спасибо за внимание!

  1. Список литературы
  1. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. — Москва, АСТ, 2014 г.
  2. Д.Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка.- М.: Альта-Принт, 2005. — 1216 с.
  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007
  4. Крылатая мудрость / сост. А.П. Куцко/ — Ростовское книжное издательство, 1978.
  5. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.

А. Л. Беглов, Е.В. Саплина. –М.: Просвещение, 2010.

Основы мировых религиозных культур. Тема: «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»

Предмет: Основы мировых религиозных культур

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Цели урока:

  • Образовательные: сформировать представления учащихся о добре и зле, рассмотреть, как понимают добро и зло в разных религиозных культурах.
  • Развивающие: развивать умения работать с текстом, выделять главное, сравнивать, формулировать вопросы, делать обобщения и выводы; развивать коммуникативные умения и навыки в процессе индивидуальной, фронталь-ной и групповой деятельности.
  • Воспитательные: сформировать духовно-нравственные ценности, уважите-льное отношение ко всем религиозным культурам.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная (работа с книгой, рассказ, работа с дидактическим материалом, демонстрация, практическая работа, беседа).

Методы: частично-поисковый, иллюстративно-репродуктивный.

Форма проведения: урок с применением ИКТ.

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация (Microsoft Office PowerPoint 97-2003.
  • Урок № 9 “Добро и зло.”).
  • Компьютер
  • Проектор
  • Учебник “Основы мировых религиозных культур” — 4 класс.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1. Звучит песня из мультфильма. Песня маленького Мука “Дорогою добра” сл. Ю. Энтина муз. М. Минкова ( слайд 1).

Учитель:

— Какая хорошая, добрая песня! — слайд № 2. Как прекрасно жить в мире, где все люди любят и понимают друг друга, умеют прощать обиды, поддержат, помогут в трудную минуту, порадуются твоим успехам. Все религии мира, все правила этики ведут человека по дороге добра. Ребята, скажите, что такое добро? Какого человека мы называем добрым?

(учащиеся отвечают с места).

II. Целеполагание и мотивация.

Учитель:

— Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества и рассмотрим понятия добра и зла, греха и покаяния в разных религиях.

III. Изучение нового материала.

1. Работа со словарем и фронтальная беседа с учащимися.

Учитель:

— Все религии мира выясняют вопрос о добре и объясняют людям, что значит быть добрым. Давайте рассмотрим, как объясняется лексическое значение слов: добро, добрый, добродетель в Толковом словаре С. И. Ожегова.

Работа со словарем ведется индивидуально, через 2-3 минуты ребята с места комментируют лексическое значение слов, приводят примеры.

Материалы из словаря С. И. Ожегова (слайд № 3).

Добрый:

1. Делающий добро другим, отзывчивый, выражающий эти качества. Добрый человек. Доброе сердце. Добрые глаза. Он добр ко мне.

2. Несущий благо, добро, благополучие. В добрый час. Добрые известия.

3. Хороший, нравственный.

4.Дружески близкий, милый. Наши добрые друзья.

5. Хороший, безукоризненный, отличный. Пожелание доброго здоровья. Добрый конь. Добрый молодец.

6. Безукоризненный, честный. Доброе имя.

Учитель:

— Добро – Все положительное, хорошее, полезное; противоположное зло. Желать добра. Сделать много добра людям.

— А что означает ребята — поминать добром?

(ответы учащихся: вспоминать с благодарностью, с хорошим чувство)

— Добродетель – положительное нравственное качество, высокая нравственность (слайд №4).

Добродетельный – высоконравственный, проявляющий добродетель, полный добродетели. Добродетельный человек, поступок.

— Вопросы добра и зла всегда волновали человечество (слайд № 5). Разные религии по-своему отвечали на них. Давайте послушаем сообщения на эту тему и выясним, что общего в рассуждениях о добре.

Сообщения учащихся.

Сообщение № 1(слайд № 6).

Библия о происхождении добра и зла.

Первые люди Адам и Ева жили в раю. Они знали Бога лично и постоянно общались с ним. Человек должен был управлять миром, был прекрасен и бессмертен. Все дозволялось человеку, кроме одного: нельзя было вкушать плодов с дерева познания добра и зла. Но человек не был послушен Богу. Он нарушил данную ему заповедь. Дьявол, принявший образ змея, убедил Еву попробовать запретный плод. Нарушив волю Господа, Ева согрешила. Потом она дала попробовать плод и Адаму. Связь между Богом и людьми прервалась. Люди перестали быть бессмертными и были изгнаны из рая. Еве было определено в болезни рождать детей и находиться в подчинении у мужа. Адаму было назначено в поте лица трудиться все дни его жизни. Непослушание человека Богу стали называть грехом, а первое нарушение заповеди – грехопадением. Первородный грех – это первый грех, который совершили Адам и Ева. В дальнейшем люди уже потеряли прямую связь с Богом и были открыты для воздействия зла. Даже ветхозаветные праведники не могли исцелить человека от первородного греха. Нужен был Спаситель, который искупил бы человеческие грехи и освободил людей от власти зла.

Учитель:

— Бог никогда не забывал о человеке. Его любовь к раскаявшемуся грешнику не знает границ. Не случайно одно из значений слова “грех” — ошибка, погрешность. Об отношении Бога к грешному человеку написано в Евангелии, в притче о блудном сыне.

Сообщение № 2 (слайд № 7).

Притча о блудном сыне. (Евангелие).

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Учитель и ученики делают выводы.

— В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от добрых целей. У слова “зло” в православии есть синоним – “грех”. Всякое преступление есть грех. Человеку на его грех указывает его собственная совесть. После ошибки каждый слышит голос совести: “Так нельзя, исправься!” (слайд № 8).

Учитель:

Мусульмане также рассуждают о добре и зле (слайд № 9). О моральных качествах человека можно прочитать в главной книге мусульман, Коране. В Коране слово “добро” повторяется много раз. Добрые дела нужны всегда и всем. Их совершают для друзей и близких, для знакомых и незнакомых, для всех, кто нуждается в помощи. “Если вы творите добро, то совершаете его для себя”, — написано в Коране. Ребята, объясните, как вы понимаете эти слова? (Добро всегда отзовется добром. Оно вернется к вам, может быть, даже не от того человека, которому вы помогли.) Послушайте дагестанскую притчу о добре, определите ее главную мысль.

Притча о добре (слайд № 9)

Учитель предлагает творческое задание: Ребята, объясните смысл этой притчи. Продолжите притчу, как вы думаете, что произойдет дальше?

(Учащиеся работают самостоятельно, продолжая домысливать сюжет притчи. Через 5-7 минут по желанию они рассказывают, что они придумали).

Учитель:

Послушайте стихотворение великого поэта Саади. Он жил в 13в., но его размышления о судьбе человека, об отношении к миру не устарели и сегодня.

(Ученик читает наизусть стихотворение) — слайд № 10.

Когда добро и мир несем мы людям,
То и в земле спокойно спать мы будем.
Ты здесь о жизни будущей своей
Заботься, не надейся на друзей.

Все, что имеешь, миру открывай
И в землю, словно клад, не зарывай.

Мудрец, благодеяний грех чуждаться!
Твори добро, чтоб после не нуждаться.

Иди, давай бальзам больным сердцам,
Кто знает, вдруг больным ты будешь сам.

Учитель:

Мусульмане стараются быть добрыми и щедрыми (слайд № 11). Делать добро, с точки зрения мусульманина, означает проявлять веру и любовь к Аллаху.

3. Добро и зло в буддизме.

Учитель:

В буддизме добро и зло всегда идут вместе (слайд № 12). Маленький Гаутама (Будда) жил в прекрасном гармоничном мире, который искусственно создал ему отец. Но четыре встречи разрушили гармонию, перевернули всю его жизнь. Из первой встречи со стариком Будда узнал, что есть на свете старость. Вторая встреча раскрыла, что существует болезнь. После третьей встречи юноша осознал, что все люди смертны. Четвертая встреча с отшельником открыла путь избавления от бед. Гаутама оставил своих близких и поехал прочь из родного дома, чтобы избавить мир от страданий и зла. В буддизме зло – это болезни и беды, ссоры, старость, смерть. Человек может избавиться от зла, если достигнет духовного просветления и перерождения. У буддистов это называется состоянием нирваны.

Учитель:

Давайте послушаем джатаку ( притчу) буддистов, сформулируем ее главную мысль и объясним, как здесь раскрывается понятие добра.

Сообщение № 3.

Джатака об одиноком слоне (слайд № 13) — ребята читают по ролям.

Давным-давно в Гималаях жил прекрасный белый слон. Все восемьдесят тысяч гималайских слонов сошлись и сделали его вожаком. Но недолго он правил слонами, увидев в стаде грех, он удалился и стал жить один. Он никогда не выходил из леса, чтобы не вытоптать посевы земледельцев.

Однажды один из жителей Варнаваси заблудился в чаще. Слон, вы уже догадались, что это был переродившийся Будда, привел человека к себе, накормил его досыта вкусными плодами, посадил его на спину и привез в город. Горожане удивились такому чуду, все восторгались красотой и силой слона. Спасенного человека уже считали погибшим. Но, кажется, никто не обрадовался ему, кроме ростовщика, который ждал долг. Подойдя к слону, ростовщик потрогал его клыки и сказал, обращаясь к спасенному:

— Эти клыки – настоящее сокровище!

Слон покачал головой, словно соглашаясь с этой оценкой, а затем удалился с царственным достоинством.

Спасенный отправился на рынок, чтобы узнать, сколько стоят бивни живого слона. Он очень обрадовался, когда понял, что они дорогие.

Вскоре спасенный вернулся в лес и нашел там убежище одинокого слона.

— Ты снова заблудился? – воскликнул удивленный Будда в образе слона.

— Нет, — ответил человек. – Я пришел к тебе за помощью. Я бедный человек, мне не на что жить. А у тебя два клыка, которые стоят очень дорого. Отдай мне один клык, я его продам и буду кормиться, а ты можешь обойтись одним.

— Что ж, — сказал слон. — Сходи за пилой.

— Я ее захватил, я знал, что ты добрый слон и поможешь мне.

Слон подогнул ноги, чтобы человеку было удобно работать. А спасенный отпилил сначала один клык, а потом ,подумав, и другой.

— Ты не думай, — сказал слон, — что клыки мне не дороги. Знай, с их помощью можно достигнуть спасения и просветления.

Но человек, кажется, не понял смысла сказанного. Он спрятал бивни в мешок и зашагал к городу, даже не поблагодарив слона.

В городе он продал клыки, рассчитался с ростовщиком и некоторое время жил в роскоши на оставшиеся деньги. Когда они закончились он снова пошел в лес отыскал слона и сказал ему:

— Почтенный! Я продал твои клыки, но деньги пришлось отдать за долги. Мне снова не на что жить. Дай мне остатки твоих клыков.

— Возьми, — сказал слон, опускаясь на землю.

Он спилил клыки и отправился восвояси. Вскоре он снова пришел к слону и потребовал корни его клыков. Слон молча лег на землю. Отбив корни клыков, негодяй ушел. Слону было очень больно, но он не пошевелился и не застонал. Человек шел и думал, что купит он на вырученные деньги. Но шел он не далеко. Земля, которая выдерживает тяжесть гор дрогнула под его ногами. Из трещины в земной коре вырвалось пламя в форме хобота, и злого человека швырнуло в преисподню.

А Будда произнес: “Глаза неблагодарного повсюду так и рыскают. Людская жадность низкая.”

IV. Первичное закрепление.

Беседа по вопросам.

— Что такое добро? Приведите примеры добрых поступков своих близких, родных, знакомых (слайд № 14 – показать после ответов детей).

— Как называется непослушание человека Бог?

— Что значит быть добрым?” (слайд № 15)

— Легко ли быть добрым? Аргументируйте свое мнение примерами, которые вы услышали сегодня на уроке.

V. Домашнее задание (по выбору) – слайд № 16.

Напишите сочинение в форме эссе на тему:

“Быть добрым не всегда бывает просто”.

Подготовьте устные сообщения на тему: “Добрые поступки моих близких, родных, друзей”.

VI. Подведение итогов и рефлексия.

Ребята самостоятельно заполняют карточки, продолжая предложения

(слайд № 17):

“Доброта это….”

“О добре рассуждают во всех религиях, потому что…”

Учитель:

Скажите, что было на уроке самым: (слайд № 18):

— интересным

— важным

— трудным

Используемый учебный материал:

1. Книга для учителя (Справочные материалы для общеобразовательных учреждений) Под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой, М., “Просвещение”, 2010.

“Основы мировых религиозных культур” (Учебное пособие для общеобразовательных учреждений) Под редакцией Е.С. Токаревой, А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, А.Я.Данилюк, М., “Просвещение”, 2010.

А. И. Немировский “Мифы и легенды Древнего Востока” М., “Просвещение”, 1994.

3. Электронное приложение к учебному пособию “Основы религиозных культур и светской этики”. Модуль “Основы мировых религиозных культур” 4-5 кл. – М. Просвещение, 2010 г.

Ады в Колесе сансары

В буддийской мифологии понятие ада (санскр. naraka) вводится для характеристики нижнего из шести миров обусловленного существования — сансары. Все шесть миров можно встретить в символике Колеса сансары: мир богов Дэвов — дэвалока, мир демонов и/или полубогов Асуров, мир людей, мир животных, мир голодных духов Претов — преталока, мир адских существ Нараков — наракалока.

В каждом из миров сансары обусловленное существоварние различно по качеству, лучше всего чувствуют себя боги, хуже всех — обитатели адов — нараки. То, в каком из миров воплотится сушество, целиком зависит от его прежних деяний (кармы).

В нараку существа (в том числе и люди) попадают за тяжкие преступления: убийства (включая животных), обман, самоубийства, клевету на будд и бодхисатв и т.д.

Категории мучений различаются в зависимости от вида нараки (разрезание, сжигание, раздавливание, замораживание и т.д.). Однако после смерти мучившиеся в нараке существа оживают и жизнь начинается сначала.

Общее описание нараки во всех школах буддизма одинаково.

Главными нараками считают восемь жарких и восемь холодных. Кроме того, имеются ещё второстепенные, так называемые соседствующие и случайные нараки. По своей структуре ады напоминают глубокую усечённую пирамиду из восьми слоёв, нижние слои значительно больше верхних. Ады уходят глубоко под воду под континентом до самого дна. Самые страшные ады расположены внизу, самые лёгкие — сверху. На каждом уровне центральную часть занимает горячий ад, а по периферии расположен холодный ад.Жаркие расположены под Джамбудвипой (в мифологии буддизма соотносимой с Индией) один под другим, причём ужасающие свойства их нарастают в соответствии с удалённостью от поверхности земли (самым ужасным считается ад Авичи). В четырёх сторонах от жарких нарак находятся соседствующие ады (например, наполненная кипятком и пеплом река Вайтарани). Холодные нараки расположены на краях мира, случайные нараки могут находиться в любых местах (в горах, в реках, пустынях и т.п.). При этом отмечается, что в неисчислимом количестве миров существует также неисчислимое количество адов. Продолжительность пребывания в нараке колеблется от относительно малого количества лет в случайных до целых кальп в Авичи. В народном буддизме нараки считаются реально существующими, но в философском буддизме (особенно в ваджраяне) их рассматривают как сотворение собственной психики.

Восемь холодных адов

Арбуда-нарака (Arbuda) — ад волдырей: в окружении холодных гор существа находятся в темной промерзшей долине, где постоянно метет метель и налетают снежные бури. Жители лишены одежды и одиноки, и от холода их тело покрывается волдырями. В этом аду пребывание длится столько, «сколько займёт опустошить бочку зёрен кунжута, если раз в сто лет брать по одному зерну». Нирарбуда-нарака (Nirarbuda) — ад разбухающих волдырей. Этот ад ещё холоднее и волдыри разбухают и взрываются, оставляя тела покрытыми кровью и гноем. Атата-нарака (Atata) — еще более холодный ад, его жителей постоянно трясет от холода. Хахава-нарака (Hahava) — холод таков, что существа плачут и стонут. Хухува-нарака (Huhuva) — ад стучащих зубов. Страшный озноб и зубы стучат. Утпала-нарака(Utpala) — ад голубого лотоса, когда постоянный холод заставляет всю кожу посинеть подобно лилии. Падма-нарака (Padma) — лотосовый ад. Снежная пурга овевает замёрзшее тело, оставляя кровавые раны. Махападма-нарака (Mahāpadma) — великий лотосовый ад, в котором тела трескаюся от холода, даже внутренние органы от страшного мороза становятся ломкими. Пребывание в каждом следующем из этих адов в 20 раз дольше, чем в предыдущем.

Восемь горячих адов

Санджива-нарака (Sañjīva) — ад оживления. В этом аду земля состоит из раскалённого железа, а жители находятся в постоянном унижении и страхе. Испытывая ужас и страх, они провоцируют тем самым возникновение существ, которые их атакуют железными копьями. Или же слуги Ямы появляются и нападают на жертв с колющим оружием. Те теряют сознание и испытывают предсмертные муки, но тут же восстанавливаются в сознании и их снова атакуют. На них могут также лить по каплям расплавленный металл, разрубают их на кусочки, они страдают также от раскалённого железа под ногами. Пребывание здесь очень длительно.

Каласутра-нарака (Kālasūtra) — ад чёрных сечений. Помимо мучений в предыдущем аду, чёрные линии проводят вдоль тела, и слуги Ямы рассекают по этим сечениям жертвы зазубренными секирами и острыми топорами. Пребывание в этом аду тянется еще дольше. Сангхата-нарака (Saṃghāta IAST) — сокрушающий ад, расположен над раскалённым железом и окружён массивными скалами, которые сталкиваются и перемалывают существ в кровавое крошево. Когда скалы раздвигаются, жизнь восстанавливается и всё начинается сначала.. Раурава-нарака(Raurava) — ад воплей. Здесь под жертвами горит земля и они пытаются укрыться. Когда же они находят укрытие, они оказываются запертыми в нём и их поражает жар со всех сторон, и они орут от ужаса. Махараурава-нарака (Mahāraurava) — ад великих воплей. Подобно предыдущему, но связан с великими терзаниями. Тапана-нарака (Tapana) — жаркий ад. Слуги Ямы тыкают жертвы раскалённым копьём, пока пламя не пойдёт изо рта и из носа. Пратапана-нарака(Pratāpana) — ад великого жара. Мучения похожи на те, что в аду Тапана, но жертв вдобавок более жестоко колют трезубцем. Авичи-нарака (Avīci) — самый глубокий ад, его высота сравнима с со всеми семью предыдущими адами вместе взятыми. Пребывание в этом аду самое долгое, до конца антаракальпы. Поэтому этот ад называется «непрекращающейся наракой». Существа палятся на постоянном огне, это сопровождается страшными мучениями. В этот ад попадают те, кто «отсёк корни благого» — уничтожил в себе всякие ростки не-алчности, не-вражды, не-невежества.

Буддийское понимание ада

Буддийская интерпретация адов, а также других сфер обусловленного существования сансары, включая божественную, отличается тем, что пребывание в них носит временный характер.

Когда исчерпываются кармические причины, заставляющие существо переживать счастливые или мучительные состояния, одна «реальность» сменяется другой, так из мира богов существо может попасть в ады.

Все сферы сансары являются иллюзорными — это сон неведения Авидья, пробудиться от которого можно лишь полностью избавившись от обусловленного восприятия, достигнув уровней архата или бодхисаттвы.

А пока сильны тенденции неведения, обусловленное восприятие порождает шесть миров сансары, или иными словами «шесть путей перерождений». Поэтому их иногда называют «шестью путями страданий», «шестью уровнями», «шестью низшими реальностями-локами». Среди них ады — самое неблагоприятное место для рождения. В них различают восемь холодных и восемь горячих адов. Все эти шестнадцать сфер также различны по степени мучительности, наиболее ужасен самый нижний горячий ад Авичи, куда приводят самые серьезные неблагие действия — убийство матери или отца, раскол сангхи. Будды и бодхисаттвы из сострадания могут являться жителям наракалоки, чтобы избавить их от страданий и направить в более высокие состояния, показав Путь освобождения вплоть до нирваны.

>Литература[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *