Даже когда он обращался к темам русского эпоса или библейским образам, даже в пейзажах и натюрмортах сквозила излишняя страстность, буйность — вольность, опровергающая устоявшиеся каноны. Что уж говорить о демонах и духах!

В душе этого невысокого человека с внешностью венецианца «с картины Тинторетто или Тициана» жила постоянная неутоленность миром здешним и тоска по миру иному. Вот, наверное, почему тема Демона стала главной в его творчестве, даже тогда, когда он этого еще не осознавал.

Демон первый. «Оттуда не возвращаются»

Может ли ребенок, потерявший мать, встретиться с ней? Да, Сереже Каренину повезло: однажды, когда он спал, мать прорвалась в детскую и подхватила сына на руки, впиваясь в него взглядом — прощаясь навсегда.

Часто ли представлял себе встречу с матерью Миша Врубель? Мать умерла, когда ему было три года, а через несколько лет покинули этот мир сестра и брат. Осталась только Анна — старшая сестра, самый близкий человек на всю жизнь.


Анна Каренина — первая демоническая женщина в творчестве Врубеля. Брошенные в порыве зонтик и перчатки. Страстность и трагичность.

Демон второй. «Мне скучно, бес»

Отец Михаила был военным, семья переезжала с места на место — Омск, Саратов, Астрахань, Петербург, Харьков, Одесса… Все это не способствовало длительным привязанностям.

В Одессе задержались надолго. Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих. Он преуспевает в литературе и языках, увлекается историей, читает римских классиков в оригинале и оканчивает одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Семья поощряет Мишино увлечение рисованием, он посещает Одесскую рисовальную школу.


Михаил Александрович Врубель. Автопортрет.

Общительный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, молодой человек легко сводит знакомство с людьми искусства и науки. В письмах сестре он подробнейшим образом описывает открывшийся ему взрослый мир.


Мемориальная доска на доме, в котором в 1884-1889 гг. жил М. Врубель.

«…в Одессе была летом Петербургская оперная русская труппа… я слышал: „Жизнь за царя“, „Жидовку“, „Громобоя“ и „Фауста“; познакомился через Красовского с Корсовым и Дервизом»; «Теперь в Одессе «Передвижная художественная выставка, с смотрителем которой Де-Вилье я недавно познакомился; это очень милый человек, жандармский офицер, сам прекрасный пейзажист; он просил меня приходить к нему во всякое время писать и обещался для копировки достать картин в галерее Новосельского».

И вместе с тем:

«Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется, и веет свежестью Невы»; «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб… часы досуга… проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты».

…Возможно, это все юношеский максимализм и жажда жизни, но вспоминается пушкинский Фауст: «Мне скучно, бес».


Михаил Александрович Врубель. Фауст. Триптих. 1896

Демон третий. Безумная техника и странная эстетика

В Петербурге, учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и… в поиск истины: штудирует философию и навсегда проникается теорией эстетики Канта. Творчество становится для него единственной возможностью примирить бытие с духом.

В Академии художеств Врубель попадает в мастерскую П. Чистякова, учениками которого были И. Репин, В. Суриков, В. Поленов, В. Васнецов и В. Серов.

Знаменитая врубелевская обрисованность и «кристаллообразность» — от Чистякова. У него художник научился структурному анализу формы и разбивке рисунка на мелкие плоскости, стыки между которыми образовывают грани объема.

«Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено».


Михаил Александрович Врубель. Роза.


Михаил Александрович Врубель. Белый ирис.

Много лет спустя художник М. Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника:

«…маэстро быстрыми, угловато-рублеными штрихами возводил на листе бумаги тончайшую графическую паутину. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. …Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму. Но врубелевский метод был совершенно иной; в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком… и мы уже предвкушали неудачу художника… И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму. …перед взором моим предстал плод высочайшего мастерства, произведение удивительной внутренней экспрессии, ясного конструктивного мышления, обличенного в орнаментальную форму».


Михаил Александрович Врубель. Богоматерь с младенцем.

Демон четвертый. Неразделенная любовь

Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. В. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну.

К. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «…я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».

Демон пятый. «Демон сидящий»

Лечиться от любовной тоски Врубель уехал в Одессу. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего. Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «…в опрокинутом виде снимок представлял удивительно сложный узор, похожий на угасший кратер или пейзаж на луне». Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета.

Отцу Михаила Александровича работа не понравилась:

«Демон этот показался мне злою, чувственною… отталкивающею… пожилою женщиной».

Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве.

Из письма сестре:

«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а „демоническое“ — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».


Михаил Александрович Врубель. Демон сидящий.

В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. Примечательно, что Анна Врубель вспоминала об увлечении брата в гимназии естествознанием и выращиванием кристаллов.

Демон шестой. Лермонтовский

В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева. Конечно же, он начал с «Демона»! Художник рисовал его бесконечно, сделав множество набросков.


Михаил Александрович Врубель. Голова демона.


Михаил Александрович Врубель. Демон (рисунок 2).


Михаил Александрович Врубель. Демон летящий.


Михаил Александрович Врубель. Летящий Демон.

И дик и чуден был вокруг
Весь божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье Бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего,


Демон у монастря.

Поныне возле кельи той
Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой!..

Публика оказалась не готова встретиться лицом к лицу с таким Демоном: после выхода книги иллюстрации Врубеля подверглись жесткой критике за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».


Михаил Александрович Врубель. Тамара и Демон


Михаил Александрович Врубель. Тамара в гробу

Ни одному иллюстратору не удалось воплотить с такой силой мятущуюся безысходность, тоску и ожесточенность этого неземного существа.


Для примера: Демон в представлении К. Маковского

Демон седьмой. Несбывшаяся «Грёза»

В 1896 году Савва Мамонтов заказал Врубелю два панно размером 20×5м для Всероссийской нижегородской выставки, приуроченной к коронации Николая II. Долой демонов! Врубель задумывает образ Грёзы — музы, вдохновляющей художника. Тоже нездешний дух, но вполне дружественный.

Комиссия признала оба панно Врубеля — «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза», — чудовищными. В ответ Мамонтов построил к приезду императорской четы специальный павильон под названием: «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Правда, пять последних слов пришлось закрасить.


Михаил Александрович Врубель. Принцесса Грёза. 1896

Газеты взорвались критикой, особенно отличился Максим Горький (кстати, много позже написавший в советской прессе чудовищную статью против джаза), — в пяти статьях о выставке он разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника.


Впоследствии один из фронтонов гостиницы «Метрополь» был украшен майоликовым панно «Принцесса Грёза» А. Врубеля.

Демон восьмой: кто в облике таком?

В разговоре с отцом по поводу первого, уничтоженного Демона Михаил объяснял, что демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Вероятно, это и отпугивало заказчиков и зрителей в женских образах художника. Тревожила завораживающая тайна, зов в неизведанное. Его «Гадалка», дух «Сирени» и даже «Девочка на фоне персидского ковра» чужды русской эстетике, здесь «переночевал» восток с его губительной Шамаханской царицей.


Сирень


Михаил Александрович Врубель. Девочка на фоне персидского ковра (отец девочки — Маши Дохнович — от портрета отказался)


Михаил Александрович Врубель. Гадалка.


Михаил Александрович Врубель. Царевна-Лебедь.

В этом лице, глазах в пол-лица, повороте головы — та же демоническая тоска? Не унес ли Демон, вопреки Лермонтову, Тамару в свой безрадостный мир? Не превратил ли в Царевну-Лебедь? Эта «инаковость» сделала «Царевну-Лебедь» любимой картиной Александра Блока, но не остальной публики — она тоже подверглась ожесточенной критике.

Демон девятый. Духи разных миров


Михаил Александрович Врубель. Утро. 1897

Илья Репин с трудом отговорил Михаила Александровича от уничтожения отвергнутого заказчиком панно «Утро», где в образах духов и вовсе стирается грань между мужским и женским.

Обращение к духам леса, рек, гор очень характерно для врубелевской «формулы живого отношения к природе». И он снова и снова возвращается к мифологическим образам.


Михаил Александрович Врубель. Пан.

В имении Тенишевой, куда чета Врубелей приглашена на отдых, художник под впечатлением новеллы Анатоля Франса «Святой Сатир» за один день создает «Пана».


Михаил Александрович Врубель. Валькирия.

Хозяйка имения — княгиня Мария Тенишева, — предстает в образе Валькирии — воительницы, переправляющей павших воинов в Валгаллу.

«Валькирия» вместе с «Болотными огнями», как символ возвращения в город юности художника, попала в коллекцию Одесского художественного музея (дар М. В. Брайкевича). Также в музейной коллекции находятся два рисунка художника — «Семья Я. В. Тарновского за карточным столом», «Портрет неизвестной» и две майолики — «Волхова» и «Морская царица» (из собрания А.П. Руссова).


Волхова 1.


Морская царица.

Демон десятый. Демон – Ангел.

Врубель объяснял, что его Демона не надо путать с традиционным чертом, демоны — это «мифические существа, посланники… Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый».

Демоны, ангелы, серафимы для художника — божественные сущности, наделенные величием. На его картинах они восстают во весь свой огромный рост, возвещая о мире ином.


Михаил Александрович Врубель. Демон.


Михаил Александрович Врубель. Ангел с кадилом и свечей.

Двойственная природа и у шестикрылого серафима – Азраила – ангела смерти.


Михаил Александрович Врубель. Шестикрылый Серафим.


Михаил Александрович Врубель. Демон и ангел «в одном флаконе».

Демон одиннадцатый – вознесшийся и поверженный.

В 1898 году Врубель, спустя десятилетие, возвращается к лермонтовскому «Демону» (сам Лермонтов до конца жизни переделывал своего «Демона», сохранилось девять его редакций): он колеблется между сюжетами «Демон летящий» и «Демон поверженный».

В 1900 году к художнику приходит признание: на Всемирной выставке в Париже ему присудили золотую медаль за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».

«Летящий Демон» остается незавершенным. Над «Демоном поверженным» он работает неистово, без передышки, без конца переделывая…
Дальше — диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» и психиатрическая лечебница.

«Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов…», — пишет Врубель своей жене, находясь в больнице.


Михаил Александрович Врубель. Летящий Демон.


Михаил Александрович Врубель. Демон поверженный.

У этого изломанного Демона — пустые остекленевшие глаза, оперение когда-то мощных крыльев обратилось в декоративные павлиньи перья.

Двенадцатый демон. Пророк

Последний из его «потусторонних сюжетов» — «Видения пророка Иезекииля» — остается незавершенным: в начале 1906 года художника Врубеля не стало — он ослеп.


Михаил Александрович Врубель. Видения пророка Иезекииля. 1905

Доктор Усольцев писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления — эстетические — погибают первыми; они у него погибли последними, так как были первыми»


Михаил Александрович Врубель. Автопортрет, 1885 год.

Демон тринадцатый. Посланник иных миров

Быть может, Александр Блок был единственным, кто при жизни полностью принял врубелевский мир:

«Возвращаясь в своих созданиях постоянно к „Демону“, он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением… Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Нам — через столетие — кажется, что Демон другим и не может быть. Он нас тревожит и потрясает…

Дьявольская живопись

Адская сторона изобразительного искусства и образ дьявола в искусстве.

Помимо картин, посвященных религиозным сюжетам и природным красотам, существуют полотна, навеянные пугающими и мистическими образами всяческих чудищ. Часть из них тоже основывается, например, на библейских историях, а часть создана исключительно воображением художников.

Безусловно, образы злых духов диктуются сформировавшимся культурным кодом народа и его традициями, но кроме того, в большей мере, зависят от воображения автора.

Ярким примером бурной фантазии живописца служат работы Иеронима Босха, в которых художник создал массу запоминающихся и ни на что не похожих образов.

Страшный суд. Триптих.

Религия

Ужасные сцены убийств, кошмарные антропоморфные птицы, демоны, вобравшие в себя черты зверей и предметов обихода, напоминали религиозному зрителю о том, что праведная жизнь избавит его от страшных мук, выполняя функции, которые перед живописью ставила церковь. Особенно это чувствуется в средневековых работах.

Адская прогулка. Босх.

Демоны в разных культурах

Традиционный стиль, фольклор и классические идеи искусства определенной страны, обычно отчетливо отражаются в работах местных мастеров. Например, китайские и японские художники наполняют картины и скульптуры необыкновенным азиатским колоритом, а европейские композиции очаровывают своей светотенью и пугающей реалистичностью.

Демоны. Каванабэ.

Мучения святого Антония

Говоря о распространенной в японском искусстве теме демонов и злых духов, нельзя не упомянуть творчество невероятно продуктивного и смелого мастера — Каванабэ Кёсай. Фигуры, вышедшие из под его руки бывают абсурдными или ужасающими, но обязательно свежими и новаторскими.

Ящик Пандоры

Танец львов

В европейском искусстве на колдовству и всякого рода бесовщине посвящены сотни работ, и хотя многие из них связаны с ролью церкви, существуют и более современные картины. Темные и атмосферные “черные” работы Франсиско Гойи дополняются серией капричос и рядом работ для Герцога Осуна и вместе образуют внушительный ряд работ, в которых красной нитью проходит колдовство, дьявольские сущности и загадочные ритуалы.

Шабаш ведьм

Великий козел

Ночной кошмар

Немалый интерес 1780-х годах вызывала работа швейцарца Фюссли, изображающая инкуба, сидящего на животе спящей женщины.

Ночной кошмар. Фюссли.

В России

Самая популярная серия картин, посвященная теме демонов, вероятно, принадлежит кисти Михаила Врубеля. В определенный момент идеи, зарождавшиеся для иллюстрирования поэмы Лермонтова, поглотили художника.

Демон сидящий

Поверженный демон

В культуре

Как и Бог, дьявол является собирательным образом, обладающим похожими особенностями. Многих людей Сатана и его приспешники привлекают благодаря своим идеалам и необычным чертам. Такое влияние можно видеть не только в поступках человека, но и в его творчестве. Действительно, мрачный лорд со свитой вдохновлял музыкантов, скульпторов, писателей, художников и других мастеров, поэтому существует внушительно количество пьес, опер, фильмов, граффити и других продуктов искусства, посвященных этому образу.

Дьявольская живопись обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб

10 неизвестных: художники, изгоняющие дьявола

Франсиско Гойя «Сатурн, пожирающий своих детей», 1819

Обычно мы посвящаем рубрику «10 неизвестных», которая выходит на сайте m24.ru каждый понедельник, забытым и малоизвестным произведениям искусства, хранящимся в собраниях московских музеев или представленным в экспозициях временных выставок. Но в отдельных случаях мы создаем для вас гиды по виртуальному музею одного мастера, жанра или темы в искусстве.

31 октября во всем мире отмечают Хэллоуин. Этот праздник, история которого восходит к традициям древних кельтов, стал одним из самых ярких культурных феноменов современности. Он уже давно не считается религиозным и не имеет ничего общего с церковными обрядами, тем не менее его идеи связаны с основами христианства. Считается, что в ночь с 31 октября на 1 ноября злые духи и потусторонние силы проникают в реальный мир. На самом деле, интерес к разного рода нечисти существовал всегда, и даже в самые религиозные времена находил отражение в живописи.

Франсиско Гойя «Шабаш ведьм», 1823

Франсиско Гойя «Шабаш ведьм», 1823

Франсиско Гойя – один из трех главных испанских художников наряду с Эль Греко и Веласкесом, которых нужно знать, даже если вы совсем не разбираетесь в искусстве. На протяжении всей своей блистательной карьеры он писал парадные портреты испанских грандов и королевских особ и заслужил небывалую славу и богатство. Пережив инквизицию, революцию, свержение и реставрацию испанских Бурбонов, в 1820 году Гойя тяжело заболел и совершенно оглох. Тяжелый недуг и паралич сильно поменяли его живопись: в 1823 году художник расписал интерьеры своего дома поверх уже существовавших пейзажей. Один из 14 сюжетов, изображающих страхи, безумие и пороки человечества, получил название «Шабаш ведьм». В нем старухи-ведьмы подносят тела мертвых младенцев демоническому козлу.

Джон Генри Фюссли «Ночной кошмар», 1781

Джон Генри Фюссли «Ночной кошмар», 1781

Джон Генри Фюссли – английский современник Гойи. Серия «Ночной кошмар», состоящая из четырех картин – типичный пример английской неоготики. Демон, сидящий на груди девушки, служит воплощением кошмаров и бессознательных страхов. Еще одним символическим элементом оказывается голова слепой лошади, которая выглядывает из-за штор. Неизвестно, какое именно литературное произведение стало источником сюжета, но его корни нужно искать в классике: все картины Фюссли служили иллюстрациями к сюжетам готических рассказов, «Божественной комедии» Данте, трагедий Шекспира или древнего эпоса Гомера.

Джованни Канавессио «Иуда», 1492

Джованни Канавессио «Иуда», 1492

Одно из самых страшных изображений Иуды принадлежит кисти итальянского художника Джованни Канавессио. Вообще такая натуралистичность с выпущенными кишками не была характерна для итальянской живописи эпохи Возрождения, а такой сюжет более понятно смотрелся бы в нидерландских работах. Художник изображает, как дьявол буквально вытаскивает душу Иуды из живота.

Питер Брейгель Старший «Триумф смерти», 1562

Питер Брейгель Старший «Триумф смерти», 1562

Иконография смерти в образе скелета с косой сложилась еще в Средневековье и сохранилась до наших дней. Она появилась в рамках религиозного и крайне набожного протестантского искусства: именно таким было все Северное Возрождение, а живопись Брейгеля и Босха стала его наивысшей точкой расцвета. Но, возможно, «Триумф смерти» является самой мрачной из брейгелевских работ.

Картины Брейгеля требуют длительного внимательного изучения: чем дольше смотришь, тем больше скелетов замечаешь, при этом все они заняты разными «повседневными» обязанностями. Художник ничего не изобретает: все сюжеты того, как смерть мучает человека, существовали и раньше, просто раздельно. Заслуга Брейгеля в том, что он объединил их все в одной картине.

Микеланджело «Мучения Святого Антония», 1487

Микеланджело «Мучения Святого Антония», 1487

«Мучения Святого Антония» – картина, написанная на сюжет позднеготической гравюры немецкого рисовальщика Мартина Шонгауэра. В июле 2008 года на аукционе Sotheby’s эта картина была продана за 2 миллиона долларов как произведение мастерской итальянского художника Доменико Гирландайо. Это означало, что работа могла быть создана одним из учеников мастера, имя которого кануло в лету. На основе различных хроник и документов сотрудники нью-йоркского Метрополитен-музея установили, что полотно может принадлежать кисти самого Микеланджело, который действительно являлся учеником Гирландайо. Если это предположение верно, тогда перед нами самое раннее из известных произведений великого художника, созданное им в возрасте 12 или 13 лет.

Давид Рейкарт «В кругу демонов», 1650-е

Давид Рейкарт «В кругу демонов», 1650-е

Давид Рейкарт на сегодняшний день остается малоизвестным фламандским художником первой половины XVII века. Большая часть его картин представляет собой грубоватые жанровые сценки из жизни крестьян, но среди них встречаются совершенно удивительные работы с фантастическими сюжетами. Его демоны – это оживленные скелеты полусобак-полукуриц. Такая «одомашненность» неудивительна: в жанровых сценах Рейкарта крестьяне часто изображаются с кошками или собаками, поэтому художник, очевидно, хорошо был знаком с анатомией этих животных.

Михаэль Пахер «Сделка с дьяволом Феофила Аданского», XV век

Михаэль Пахер «Сделка с дьяволом Феофила Аданского», XV век

«Сделка с дьяволом Феофила Аданского» – старейший апокрифический сюжет заключения договора с сатаной, который стал источником легенды о докторе Фаусте. Феофил вел смиренную жизнь и отрекся от высокого церковного положения, но был изгнан из церкви Аданы. Тогда он обменял свою душу у дьявола на сан епископа, а после раскаялся и просил отпущения грехов у Девы Марии. Михаэль Пахер изображает на картине момент заключения сделки, но при этом Феофил оказывается уже одетым в епископские одежды. Такой прием совмещения событий, разделенных во времени, часто встречается в живописи Раннего Возрождения.

Ханс Мемлинг «Страшный суд» (фрагмент), 1473

Ханс Мемлинг «Страшный суд» (фрагмент), 1473

Демоны, терзающие юных дев и мужей, изображены на правой створке алтарного триптиха, какие художники в бесчисленном количестве создавали для церквей. Ханс Мемлинг трактовал религиозные сюжеты достаточно свободно, не опираясь на строгие каноны, и поэтому его творчество выделяется на фоне остальной фламандской живописи.

Джеймс Энсор «Скелеты, сражающиеся за тело повешенного», 1894

Джеймс Энсор «Скелеты, сражающиеся за тело повешенного», 1894

Джеймс Энсор – бельгийский современник Мунка и Ван Гога, который изображал маски, скелеты или скелеты в масках. На этом нехитром сочетании построен практически весь сюжетный ряд художника. С одной стороны, это, безусловно, была отсылка к средневековой религиозной живописи, к Брейгелю и к Босху, с другой стороны – философия символизма рубежа XIX – XX веков оказала на него не меньшее влияние.

Мартино ди Бартоломео «Легенда Святого Стефана», XV век

Мартино ди Бартоломео «Подменыш», XV век

В средневековом европейском фольклоре, наполненном страхами и суевериями, можно набрать целый опус легенд и преданий о подменышах – существах, которых злые духи, мифические существа или демоны оставляли вместо похищенных детей. В живописи фабула встречается не так часто, тем не менее произведения с аллюзиями на нее можно найти не только в средневековом искусстве, но даже в живописи XVIII–XIX века. Мартино ди Бартоломео совмещает два момента в одном изображении: внизу справа дьявол забирает младенца из люльки, оставляя вместо него маленького беса с рогами, а слева наверху – он уже уносит младенца, вылетев через окно.

Сюжет: 10 неизвестных: шедевры московских музеев

Тайные знаки на известных картинах (14 фото + 1 видео)

Шедевры живописи могут нести в себе некую тайну, которую не всегда удается разглядеть и расшифровать.
Предлагаю посмотреть на произведения искусства, на которых видно тайные знаки.

1. «Мона Лиза»: в её глазах есть скрытый код

Как правило, силу «Моны Лизы» приписывают интригующей улыбке, изображённой на лице женщины. Тем не менее, историки из Италии обнаружили, что, если рассмотреть глаза Джоконды под микроскопом, то них можно разглядеть буквы и цифры.
Эксперты утверждают, что эти едва различимые цифры и буквы представляют собой нечто вроде «Кода да Винчи» в реальной жизни: в правом глазу видны буквы «LV», которые вполне могут означать имя художника, Леонардо да Винчи, и в левом глазу тоже есть символы, но их пока не получилось опознать. Ясно увидеть их очень сложно, но, скорее всего, это или буквы «CE», или буква «B».
В арке моста на заднем плане можно увидеть число 72, или же это может быть буква «L» и двойка. Кроме того, на картине видно число 149 с затёртой четвёркой, что может означать дату создания картины — да Винчи нарисовал её во время своего пребывания в Милане в 1490-х годах.
Важно помнить, что картине уже почти 500 лет, так что скрытые знаки видны не так чётко и ясно, как могли быть сразу после её создания.

2. «Тайная вечеря»: в картине скрыты математические и астрологические головоломки и музыкальная мелодия

«Тайная вечеря» является объектом многочисленных спекуляций, сосредоточенных, как правило, на предполагаемых скрытых сообщениях и намёках, зашифрованных в картине.
Слависа Пеши, информационный технолог, добилась интересного визуального эффекта, наложив зеркальную полупрозрачную версию картины поверх оригинала. В результате на обоих концах стола появились две похожие на тамплиеров фигуры, а слева от Иисуса стал виден ещё один человек — возможно, женщина с младенцем на руках.
Итальянский музыкант Джованни Мария Пала указал, что положение рук и хлеба можно интерпретировать как ноты в музыкальном произведении, и если читать справа налево, как это было характерно для манеры письма Леонардо, то они образуют музыкальную композицию.
Исследователь из Ватикана Сабрина Сфорца Галиция, заявила, что расшифровала «математическую и астрологическую» головоломку, содержащуюся в «Тайной вечере». По её словам, художник предсказал всемирный потоп и грядущий затем конец света, который начнётся 21 марта 4006-го года и завершится 1 ноября того же года — она считает, что это станет началом новой эры для человечества.

3. «Сотворение Адама»: божественное происхождение разума

«Сотворение Адама» кисти Микеланджело выдержала испытание временем не только как самая знаменитая фреска Сикстинской капеллы, но и как один из самых знаковых образов в истории человечества.

Микеланджело признан одним из величайших художников и скульпторов эпохи итальянского Возрождения, однако не так широко известно, что он тщательно изучал анатомию и в возрасте 17-ти лет расчленял трупы, выкопанные на церковном кладбище.
Американские эксперты по нейроанатомии считают, что Микеланджело действительно использовал некоторые анатомические познания при работе над фресками Сикстинской капеллы.
Хотя некоторые могут счесть это совпадением, специалисты предполагают, что написать подобное на картине Микеланджело вряд ли мог случайно: на фреске можно увидеть даже очертания таких сложных частей мозга, как мозжечок, зрительный нерв и гипофиз. А в самой фигуре Адама, протягивающего руку Богу, можно разглядеть очертания варолиева моста и позвоночника.

4. Фрески Сикстинской капеллы: на некоторых из них видны части человеческого мозга

Как и в случае с «Сотворением Адама», среди фресок Сикстинской капеллы есть и другая роспись с фигурой Бога, содержащая секретное послание.

Эксперты заметили, что грудь и шея Бога имеют анатомические нарушения, которых нет больше ни у одной человеческой фигуры на росписях. Кроме того, в то время как большинство фигур освещены по диагонали от левого нижнего края, на шею Бога солнечные лучи падают под прямым углом — исследователи пришли к выводу, что подобную неточность гений допустил намеренно.

Если наложить изображение странной шеи Бога на фотографию человеческого мозга, то становится заметно, что контуры обоих изображений почти полностью совпадают, а странный прямоугольник ткани, простирающийся до центра Божьего одеяния, может символизировать спинной мозг.
Микеланджело также изображал другие анатомические особенности в некоторых местах на потолке, в частности почку, которая представляла для Микеланджело особый интерес, поскольку художник страдал от камней в почках.

5. «Мадонна со святым Джованнино»: следы НЛО

«Мадонна со святым Джованнино» кисти Доменико Гирландайо имеет интересную деталь: над левым плечом Марии в небе парит капля странной формы.
В этом месте картины отчётливо виден доскообразный объект, возможно, блестящий — этот объект художник изобразил до мельчайших деталей, постаравшись поместить его в своё произведение так, чтобы тот бросался в глаза. Кроме того, в правой части картины мы видим человека, поднёсшего правую руку к глазам, показывая, насколько ярким является этот объект, а в верхнем левом углу мы видим предмет, похожий на солнце.
«Мадонна со святым Джованнино» — лишь одна из многочисленных средневековых картин, где изображены странные, тревожные неопознанные летающие объекты, парящие в небесах.

6. «Пророк Захария»: власть религии

Напряжённость в отношениях между папой Юлием II и Микеланджело описана в исторических документах. Историки отмечают, что Микеланджело изобразил папу на одной из своих картин в образе пророка Захарии, и один из ангелов позади него показывает крайне непристойный жест.

Фигура, в которую сложены пальцы прелестного маленького ребёнка, называется «фига», но его значение вовсе не такое сладкое, как название: держа большой палец между указательным и средним пальцами, он показывает жест старого мира, который сохранил своё значение до наших дней. На Западе жест не так распространён, но в России его значение хорошо известно.

7. «Давид и Голиаф»: мистические знаки Каббалы

Анализируя расположение фигур на потолке Сикстинской капеллы, площадь которого составляет 1300 км², учёные обнаружили формы, похожие на буквы иврита: например, фигуры Давида и Голиафа образуют букву «гимель», символизирующую «силу» в мистической традиции Каббалы.
Исследователи полагают, что Микеланджело познакомился с иудаизмом во время пребывания при дворе Лоренцо Медичи во Флоренции, а вся Сикстинская капелла, возможно, построенная с соблюдением тех же пропорций, что и Святой Храм в Иерусалиме, является «потерянным мистическим посланием о всеобщей любви», предназначенной для расшифровки.

8. «Фламандские пословицы»: в картине содержится 112 нидерландских идиом

«Фламандские пословицы» — это написанная маслом на дубовой панели картина кисти Питера Брейгеля-старшего, она наполнена символами, относящимися к нидерландским пословицам того времени.
Всего в картине найдено и расшифровано 112 идиом: некоторые из них до сих пор используются, например, «плыть против течения», «большая рыба ест маленькую рыбу», «стучаться головой о стену» и «вооружиться до зубов».
Другие пословицы указывают на человеческую глупость. Некоторые символы, кажется, отображают смысл более чем одной фигуры речи, например, человек, стригущий овец, левее центра в нижней части картины сидит рядом с человеком, режущим свинью, и эта сцена символизирует выражение «Кто-то стрижёт овец, а кто-то — свиней», что означает, что у одного человека есть преимущество над другими. Также сцена может означать и «Стриги, но шкуры не снимай», то есть предупреждает не заходить слишком далеко при использовании своих возможностей.

9. «Ужин в Эммаусе»: христианский обет молчания

«Ужин в Эммаусе» — картина Караваджо, итальянского художника эпохи барокко. На картине изображен момент, когда воскресший Иисус инкогнито пребывает в город Эммаус, но встречает там двоих своих учеников и преломляет с ними хлеб, после чего те узнают его.
Картина необычна уже тем, что фигуры людей изображены на тёмном пустом фоне в натуральную величину, а на самом краю стола стоит корзина с едой, которая, кажется, вот-вот упадёт. Есть также странная тень, похожая на силуэт рыбы, что может указывать на обет молчания как обязательный для христиан.

10. «Портрет юного Моцарта»: знаки масонов

Конечно, произведения искусства не обошли стороной тему масонства: портреты людей, прячущих руки, могут указывать на преданность делу или уровень иерархии. Примером может служить портрет Моцарта, нарисованный Антонио Лоренцони.

Тайные знаки на шедеврах мирового искусства

Искусство общается с людьми на языке знаков и символов. Символы в искусстве – художественные образы. Они имеют множество значений, и их смыслы можно раскрывать бесконечно долго, в отличие от знаков, которые всеми воспринимается одинаково. Знаки – это общепринятые обозначения явлений и предметов, которые помогают разобраться человеку с непонятными, чуждыми ему вещами. Но зачастую понятия знака и символа в искусстве переплетаются, и становятся одним целым.

Многие произведения Эпохи Возрождения носят скрытных характер, который часто передается представленными в них знаковыми предметами: хлебом, бокалами с вином, увядшими цветами, животными и пр. Иногда повседневные предметы, затейливо закомпанованные, представляют интересные для разгадывания образные коды.

Скрытые знаки и символы на картине «Весна» Сандро Ботичелли.

Рисунок 1. Картина «Весна» Сандро Ботичелли. 1482 г., Флоренция

На картине Сандро Ботичелли «Весна» (рис.1) было найдено множество знаков и символов, с помощью которых, человечество оказалось ещё ближе к пониманию идеи, которую заложил сам художник в свою работу.

На работе можно увидеть зашифрованные инициалы заказчика. Лавровое дерево на латинском – Laura (рис.2 а). Апельсины – Mela medica (рис. 2 б) . Используя первые буквы LM, понимаем, что картина является анаграммой для заказчика – Lorenso Medici (рис. 2 с).

а) б) с)

Рисунок 2.Фрагменты картины Сандро Ботичелли «Весна», 1482 г., Флоренция

В эпоху Ботичелли особой популярностью пользовались картины на религиозную тему, изображающие Деву Марию и младенца Иисуса. И в Э «языческую» Весну, Ботичелли привнёс религиозные образы.

Центр композиции – Венера, она расположилась посреди апельсинового сада (апельсин служит символом целомудрия). Вокруг неё листва мирта и лавра как бы создаёт естественную арку (рис. 3). И у любого флорентийца того времени, Богиня ассоциировалась с Девой Марией в обрамлении арки. Также на картине можно проследить динамику «снизу-вверх». В этой динамике прослеживается развитие человеческой души. Её движение от низкой, плотской любви к цивилизованной, человеческой, в какой-то степени, даже божественной.

Две эти крайности символизируют Зефир, опускающийся по одну сторону, и Меркурий, поднимающийся по другую Таким образом Венера является воплощением гуманности, отделяя плотскую любовь от материализма.

Рисунок 3. Фрагменты картины «Весна» Сандро Боттичелли, 1482 г., Флоренция

После замужества, Хлорис (барвинок, вьющийся из её рта, символизирует верную супружескую любвь) превратилась в Флору – в богиню цветов и весны, которую художник изображает сразу, используя прием симультанности(одновременне изображения последовательно происходящих событий). Тщательное изучение цветов на картине раскрыло их смысл: Флора разбрасывает розы, как всегда было принято на богатых итальянских свадьбах. Ее платье украшают красные и синие васильки – символамы добродушия и приветливости. Также можно разглядеть в букете и в венке на шее богини землянику- символ обольщения, лютик – символ достатка и ромашку- символ нежности.

Весна, при всех её тайнах по- прежнему «смотрит» на нас и обольщает, ведь некоторые её загадки навсегда останутся известны лишь самому Ботичелли.

Скрытые знаки и символы на картине «Венера Урбинская» Тициан.

Рассмотрим картину «Венера Урбинская» художника Тициана (рис. 4). Ещё один яркий пример того, как с помощью тайных посланий автора, в виде неприметных знаков и символов можно начать смотреть на шедевр совершенно другими глазами . С первого взгляда кажется, что Тициан преподносит зрителю портрет куртизанки, предлагающей себя публике, но при тщательном рассматривании деталей, ошибка первого впечатления становится очевидной.

Рисунок 4. «Венера Урбинская» Тициан 1538 г., Флоренция

Местом действия автор обозначил комнату, где все пропитано уютом дома: служанка перебирает вещи сундуке, другая смотрит на нее (рис. 4), на окне стоит зелёный мирт, как символ супружеской жизни, белые простыни и белые подушки на кровати, символизируют чистоту лежащей на них девушки, в ногах которой свернулся пёс (рис.5), как знак преданности. Исходя из вышесказанного, скрытый смысл произведения следует понимать как аллегорию брака.

Рисунок 5. Фрагменты картины «Венера Урбинская» Тициан 1538 г., Флоренция

Каждая картина – это поистине глубокий тончайший символ, скрывающий в себе нераскрытый замысел художника, и влекущий своей таинственной силой чего-то неизвестного, загадочного и потому такого привлекательного и манящего. Не потому ли даже спустя многие века мы вновь и вновь стараемся разгадать эту вечную тайну? …

Список литературы: 1. Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре. – М.: Академия, 2001. 2. Куприянова В. Креативность в психологии и генетике: состояние проблемы. Статья. // «Креативное пространство культуры». Культурологический конгресс «Креативность в пространстве традиции и инновации». Отв. редактор А.В. Ляшко. – СПб: Эйдос, 2012. 3. Энциклопедия.Великие художники. Том 6. Сандро Ботичелли / И: Москва. Директ медиа, 2009. – 8с.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *