Название этого монастыря переводится как «Крестовоздвиженский монастырь». Чтобы узнать о грузинском монастыре в Иерусалиме с тем же названием, см. Монастырь Креста .

Монастырь Джвари

Монастырь Джвари

Религия

Принадлежность

Грузинский православный

Расположение

Расположение

Мцхета , Грузия

Архитектура

Тип

Церковь

Стиль

Тетраконх

Завершено

586-605 гг. , Король Картли Стефан I (Иберия)

Высота (макс.)

25 м

Официальное название: Исторические памятники Мцхеты.

Тип

Культурный

Критерии

iii, iv

Назначен

1994 (18-я сессия )

Номер ссылки

Область

Европа

Монастырь Джвари ( грузинский : ჯვრის მონასტერი ) — грузинский православный монастырь шестого века недалеко от Мцхеты , восточная Грузия. Наряду с другими историческими сооружениями Мцхеты, он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Джвари — редкий случай раннесредневековой грузинской церкви, сохранившийся до наших дней почти без изменений. Церковь стала основоположником своего типа церковной архитектуры Джвари , распространенного в Грузии и Армении . Построенный на вершине горы Джвари (656 м над уровнем моря), монастырь является образцом гармоничного соединения с природной средой, характерного для грузинской архитектуры.

История

Монастырь Джвари стоит на скалистой вершине горы у слияния рек Мтквари и Арагви , откуда открывается вид на город Мцхета, который ранее был столицей Иберийского королевства .

Согласно традиционным источникам, на этом месте в начале 4 века святая Нино , евангелистка, которой приписывают обращение короля Иберии Мириана III в христианство , установила большой деревянный крест (или виноградный) на месте языческого храма. Сообщается, что крест мог творить чудеса и поэтому привлекал паломников со всего Кавказа . Небольшая церковь была возведена на остатках деревянного креста в 545 году во время правления Гуарама I и названа «Маленькая церковь Джвари», которую до сих пор можно увидеть рядом с главной церковью с севера.

Небольшая церковь не удовлетворяет потребности популярного места паломничества, и нынешнее здание, или «Большая церковь Джвари», как правило , проводятся, были построено между 590 и 605. Guaram в сыне Erismtavari Stepanoz I . Это основано на надписях Джвари на фасаде, в которых упоминаются основные строители церкви: Стефан Патриций, Деметрий Гипатос и Адарнас Гипатос. Профессор Кирилл Туманов не согласен с этой точкой зрения, идентифицируя этих людей как Степаноз II , Деметра (брат Степаноза I) и Адарнас II (сын Степаноза II), соответственно. Крест Нино остался внутри церкви, и здесь до сих пор находится его оригинальный постамент.

В 914 году, во время вторжения Саджидов в Грузию , церковь сожгли арабы , но ей удалось уцелеть после небольшого ремонта.

Со временем важность комплекса Джвари возросла и привлекла множество паломников. В позднем средневековье комплекс был укреплен каменной стеной и воротами, остатки которых сохранились до наших дней. В советский период церковь была сохранена как национальный памятник, но доступ к ней был затруднен из-за строгой охраны на близлежащей военной базе. После обретения Грузией независимости здание было восстановлено для активного религиозного использования. Джвари был внесен вместе с другими памятниками Мцхеты в 1994 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Однако на протяжении веков строения пострадали от дождевой и ветровой эрозии и ненадлежащего ухода. Джвари был внесен в список Всемирного наблюдения за памятниками 2004 года Всемирным фондом памятников .

Архитектура

Монастырь Джвари. Вид с юго-востока

Церковь Джвари была построена на самом краю обрыва, а ее западный фасад почти нависал над пропастью, где он был укреплен контрфорсированной стеной. Храм выглядит как растущий из горы, что, очевидно, было задумано архитектором. Джвари — один из лучших примеров гармоничного взаимодействия архитектуры с природой.

Имеет два входа: с севера и с юга. Здание имеет форму креста, вытянутого с востока на запад, каждое плечо которого оканчивается полукруглыми апсидами . Церковь Джвари является ранним примером «четырехапсидной церкви с четырьмя нишами» куполообразного тетраконха . Между четырьмя апсидами расположены трехчетвертные цилиндрические ниши, которые открыты в центральное пространство, а переход от квадратного центрального пролета к основанию барабана купола осуществляется через три ряда скосов , что является архитектурным достижением своего времени. Нижний ряд состоит из четырех больших сквинов, два верхних — из меньших и, наконец, ряда из 32 граней, удерживающих купол. Таким образом, купол опирается на стены, а не на столбы, как в более поздних церквях, создавая единое целое пространство и иллюзию больших размеров, хотя высота церкви менее 25 м. Наличие высоких переходных ниш между основным пространством и четырьмя маленькими комнатами — еще одна уловка архитектора, который хотел уменьшить контраст между большими и маленькими пространствами. Церковь Джвари оказала большое влияние на дальнейшее развитие грузинской архитектуры и послужила образцом для многих других церквей.

Вид на купол и сквиши внутри церкви

Ведущий элемент здания — купол — имеет 8-гранный болт . Под куполом, недалеко от центра интерьера, стоит постамент, окруженный восьмиугольником, важным художественным дополнением, которое первоначально было у основания креста Нино, но теперь держит новый деревянный крест. Четыре цилиндрических ниши между апсидами ведут к четырем комнатам: двум в восточной части, алтарю и ризнице , и двум в западной, молитвенным комнатам правителя (северо-запад) и женщинам (юго-запад). Надпись над последней комнатой говорит о том, что ее строительство финансировала неизвестная Тимишия. Также имеется плоский рельеф с изображением Вознесения Христова. Внутренние стены первоначально были покрыты тесаной , а позже оштукатурены и расписаны фресками, от которых сохранились немногие.

Крестовоздвиженский барельеф над южным входом в монастырь Джвари

Разнообразные барельефные скульптуры с эллинистическим и сасанидским влиянием украшают его внешние наблюдаемые восточный и южный фасады, некоторые из которых сопровождаются пояснительными надписями на грузинском письме Асомтаврули . Входной тимпан на южном фасаде украшен рельефом с изображением Креста Прославления, на этом же фасаде изображено Вознесение Христа , довольно распространенная тема в раннехристианском искусстве. Крест, который является традиционным крестом Болниси , держат два ангела. Северный фасад закрывает небольшая ранее построенная церковь, а западный, видимый издалека, не украшен. Каждое окно восточного фасада имеет декоративную ручку. На каждой из трех граней восточной апсиды есть барельеф , изображающий правителей и дворян. Левые шоу Деметра , брат Stepanoz I . В центре изображен Степаноз I перед Христом , что также поясняется на письме. На правом барельефе изображен Адрнерс Гипатос с его сыном и архангелами Гавриилом и Михаилом, летающими над ним, но личность неясна, и некоторые связывают его с Адарнасом I или Адарнасом II . Еще один барельеф со Степанозом II перед Христом находится на южной апсиде. Возможно, на южной грани толобата изображен церковный зодчий, стоящий на коленях .

Украшения восточной апсиды: ручки и барельефы

Небольшая церковь Гуарама, четырехугольная в общих пропорциях, имеет крестообразный интерьер. Он соединен с порталом с севера, с входом в церковь здесь и с юга. Стены церкви облицованы хорошо обработанными блоками. Раковина была покрыта мозаикой, но только фрагмент остается. Украшенная ниша предназначена для католиков Грузии. Южный вход украшен капителями с орнаментальными листьями. Портал также соединяет две церкви.

Монастырский комплекс окружен остатками стен с башнями. Вход с воротами был с востока.

Неопределенность и споры относительно даты строительства церкви приобрели националистический оттенок в Грузии и Армении, причем призом является то, какая нация может утверждать, что изобрела форму «четырехапсидной церкви с четырьмя нишами».

  • Деметра Гипатос. Восточный фасад.

  • Степаноз I перед Христом. Восточный фасад.

  • Адарнас с сыном. Восточный фасад.

  • Степаноз II перед Христом. Южный фасад.

Угрозы

Эрозия играет свою роль в разрушении монастыря: его каменные блоки разрушаются ветром и кислотными дождями.

Галерея

  • Панорамный вид на церковь и окрестности.

  • Мцхета, монастырь Джвари, вид с юга.

  • Грузия, Мцхета, монастырь Джвари. Каменный резной рельеф на внешней южной стене.

  • Монастырь Джвари, Мцхета. Внутренний вид с большим деревянным крестом.

  • Вид на крест и купол.

  • Монастырь Джвари, Мцхета, Грузия. Дерево с тканевыми лентами и маленькими кусочками холста, привязанными к его ветвям.

  • Вид на монастырь Джвари

внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы по теме монастыря Джвари .

  • Сайт правительства Грузии
  • Институт Макса Планка
  • Сайт ЮНЕСКО

Монашество — сердце Православия, и для Грузинской Православной Церкви на протяжении истории оно имело не меньшее значение, чем для других Поместных Церквей.
В настоящее время у Грузинской Православной Церкви насчитывается 134 монастыря — 72 мужских и 62 женских.
Ниже будет представлен краткий обзор главных грузинских обителей, своим основанием восходящих к глубокой древности.
Ахали Шуамта
Время основания: XVI век.
Местонахождение: недалеко от г. Телави.

Современное состояние: действующий женский монастырь.
История: По преданию был построен кахетинской царицей Тиной, которая увидела в детстве пророческий сон об этом, и узнала показанное во сне место уже когда была женой кахетинского князя Левана. Здесь был построен монастырь, в котором впоследствии приняла постриг и сама Тина.
Атенский Сиони
Время основания: VII век.
Местонахождение: в селе Атени, в 12 км к югу от г. Гори.

Современное состояние: действующий монастырь.
История: Главный храм, посвящённый Пресвятой Богородице, построен в начале VII века, росписи датируются XI веком, также на территории монастыря сохранились древние храмы Орбелиани (VIII-IX века) и Цминда Гиорги (XI век).
Бетания
Время основания: XI век.
Местонахождение: в ущелье реки Вере, в 16 км от Тбилиси, около села Самадло.
Современное состояние: действующий мужской монастырь в честь Рождества пресвятой Богородицы.

Святыни: мощи неизвестных мучеников.
История: Обитель названа в честь селения Вифания, где жили Марфа и Мария и где Господь воскресил Лазаря. Здесь, по преданию, часто отдыхала святая царица Тамара. В средние века монастырь пришёл в запустение, и был случайно обнаружен в середине XIX века художником Г. Гагариным, после чего в нём поселился иеромонах Спиридон, восстановивший Бетанию. В советское время это была единственная обитель, в которой продолжалась монашеская и богослужеюная жизнь (официально монахи были оформлены как музейные смотрители). Последний насельник, старец Георгий (Мхеидзе), скончался в 1962 году, а в 1978 году сюда прибыли новые монахи и Бетания стала первым монастырём, открывшимся в советское время.
Бодбе
Время основания: IV век.
Местонахождение: в двух км. от г. Сигнахи, около села Кедели

Современное состояние: действующий женский монастырь.
Святыни: Мощи св. равноапостольной Нины, которая была погребена здесь, чудотворный источник в честь св. Нины.
История: в IX веке был построен главный монастырский храм в честь св. Нины, в нём сохранились фрески того же времени. После монгольского разорения XIII века сведений о монастыре нет, вплоть до XV века, когда он снова обрел славу религионого центра. В связи с персидским нашествием в XVI веке монашеская жизнь здесь прерывается. В следующем столетии монастырь начинает действовать как мужской, известно, что при нём действовала более двух столетий школа. Последний монах скончался в 1837 году, и лишь через полвека по указу императора Александра III обитель возродилась как женский монастырь, который вскоре стал одним из самых крупных в Грузии. В советское время монастырь был закрыт и снова открылся только в 1995 году.
Вардзиа
Время основания: XII век.
Местонахождение: около села Вардзия в долине р. Кура, в 70 км к югу от г. Боржоми.

Современное состояние: действующий мужской монастырь.
История: Эта пещерная обитель была построена в 1156-1205 годах при поддержке св. царицы Тамары, которая часто молилась здесь. Также здесь подвизался святой Ианн Шавтели. В 1551 г. монастырь был разрушен войсками персидского шаха Тахмаспа, а в конце XVI века его захватили турки, которые сожгли монахов прямо в храме. В XIX веке, после освобождения этого региона русскими войсками, в Вардзиа пришли греческие монахи и возродили здесь монашескую жизнь. В 1938 г. монастырь закрыли и превратили в музей, в 1990-е годы сюда вернулись монахи.
Вачнадзиани
Время основания: XV-XVI века.
Местонахождение: в 8 километрах от деревни Вачнадзиан района Гурджаани.
Современное состояние: не действует.

Гелати
Время основания: XII век.
Местонахождение: в пяти км к северо-востоку от г. Кутаиси.

Современное состояние: действующий монастырь.
Святыни: мощи св. благоверного царя Давида Строителя.
История: Был основан св. царём Давидом Строителем в 1106 г., в честь присоединения к грузинскому государству Кахетии и побед над турками-сельджуками. Здесь же царь создал Гелатскую академию, крупнейший просветительский центр Грузии, в котором трудились такие выдающиеся умы как святые Иоанн Петрици, Арсений Икалтоели и др. Монастырь стал усыпальницей грузинских царей. Действовала при нём и больница. В 1510 г. турки разорили Кутаиси и опустошили Гелатский монастырь. Но очень быстро имеретинский царь Баграт III восстановил его. Со второй половины XVI в. до 1814 г. здесь находилась резиденця католикоса. В 1860-е годы монатырь был ограблен. В советское время был превращён в музей, в 1990-е годы передан Церкви.
Гурджиани
Время основания: VIII век.
Местонахождение: в двух км от села Гурджаани, район Кахетии.

Современное состояние: действующий женский монастырь в честь Успения Божией Матери.
Святыни: святой источник.
История: Основана обитель в VIII веке. В советское время здесь располагался санаторий. В настоящее время идёт возрождение обители.
Гурия
Время основания: VI век.
Местонахождение: Чохатури, Аджария.
Современное состояние: действующий мужской монастырь в честь св. Иоанна Крестителя.
История: это древнейшая обитель края Гурии. В прежние столетия была очагом культуры и просвещения, при ней была богатая библиотека, действовала школа. В советское время обитель была закрыта, один из насельников принял мученическую смерть от большевиков. Возрождение пустыни началось в 2001 г.
монастырский комплекс Давидо-Гареджи
Время основания: VI век.
Местонахождение: на границе Грузии и Азербайджана, в горах Кахетии, в 60 км от г. Тбилиси.
Современное состояние: действующий мужской монастырь.
История: Преподобный Давид Гареджийский, придя в эти края в начале VI века, основал здесь первый пещерный монастырь, именуемый Давидовой Лаврой. Его ученики святые Давид и Лукиан основали еще два монастыря — Додос Рка и Натлисмцемели. В IX веке привёл обитель к процветанию преподобный Иларион Ивер. В XI-XIII веках появляются монастыри Удабно, Бертубани и Чичхитури. Это время расцвета Давидо-Гареджийских монастырей. Монастыри сильно пострадали при нашествии Тамерлана в конце XIV века, а в 1615 г. войска шаха Аббаса I за одну ночь истребили всех монахов — тогда пострадали шестьсот (по другим данным — шесть тысяч) преподобномучеников Гареджийских. Возродилась монашеская жизнь здесь только после 1690 г., трудами святого Онуфрия Гареджийского. В XIX веке лишь в монастыре Натлисмцемели жили монахи.
Джвари (монастырь Святого Креста)
Время основания: VI век.
Местонахождение: у слияния рек Куры и Арагви, возле г. Мцхета.
Современное состояние: дейстующий мужской монастырь.
История: Первый храм был построен во второй половине VI века рядом с установленным ранее св. Ниной поклонным крестом.
Зедазени
Время основания: VI век.
Местонахождение: на левом берегу р. Арагви, к востоку от г. Мцхета.
Святыни: мощи прп. Иоанна Зедазенийского.
История: обитель была основана преподобным Иоанном Зедазенийским в начале VI века на месте бывшего здесь прежде капища идола Задена. Сохранившиеся до наших дней здания построены в VII-VIII вв. Известен святой источник, истекающий возле монастырского храма. В XVII веке монастырь пришёл в запустение и возрождён был только в 1849 году. К концу XIX века епископ Александр Окропиридзе полностью реставрировал монастырь. В советское время, до 1946 г. в обители оставался смотрителем последний монах — о. Евфимий.
Икалто
Время основания: VI век.
Местонахождение: рядом с селом Икалто, в 7 км от Телави.
Святыни: мощи прп. Зенона Икалтийского.
История: Монастырь основан преподобным Зеноном Икалтийским. В XII веке св. царь Давид Строитель построил при нём Академию, которая была разрушена во время нападения войск шаха Аббаса I в 1616 г.
Кахтувни
Время основания: VIII-IX века.
Местонахождение: на левом берегу реки Кахтувни, Картли.
Современное состояние: действующий мужской монастырь.
История: Древний монастырь опустел во время нашествия войск шаха Аббаса — братия покинула его, спрятав при этом чтимую икону Божией Матери. В XIX веке новые монахи по указанию свыше обрели спрятанную икону. Во время коммунистических гонений монастырь был закрыт и икону спрятал у себя кто-то из верующих, до сего времени она не найдена. В 1993 году здесь возобновилась богослужебная и монашеская жизнь.
Кватахеви
Время основания: ХII век.
Местонахождение: вблизи деревни Кавтисхеви, в 55 км. к западу от г. Тбилиси.
Современное состояние: не действует.
История: Основан в ХII веке, был значительно повреждён во время нашествия Тамердана в конце XIV века, полностью был восстановлен уже в середине XIX века.
Кинцвиси
Время основания: XII век.
Местонахождение: ущелье реки Дзама в 7 км к юго-западу от поселка Карели.
Современное состояние: действующий мужской монастырь.
История: сохранившийся доныне главный храм монастыря построен в конце XII века.
Козифа
Время основания: VII век.
Местонахождение: ущелье Дзами, недалеко от г. Гори.
Современное состояние: действующий мужской монастырь.
История: Первая церковь была построена здесь в VII веке, позднее монастырь обстраивался в XIII столетии. В разные века от вражеских нашествий пострадало много монахов. В XVII веке монастырь упоминается как недействующий. Восстановление монастыря началось в 1997 году.
Мартвили
Время основания: VI-VII века.
Современное состояние: действующий мужской монастырь.
История: Был основан на месте страдания древних мучеников. Монастырь на протяжении многих веков являлся религиозно-просветительским центром, здесь трудились Иоанн Гимнограф (X в.), архиепископ Иоанн (XI в.), святой Антоний (Цагарели) (XVII в.) и многие другие. Развитие и строительство монастыря было продолжено и в XIX веке. Его красотой восхищался святой Евфимий (Такаишвили) (+1953). После запустения советского времени монастырь снова открылся в 1998 г.
Моцамета
Время основания: X век.
Местонахождение: недалеко от г. Кутаиси
Современное состояние: не действует.
История: Главный храм посвящён в честь святых братьев-мучеников Давида и Константина Аргветских, погибших от рук арабского захватчика Мурвана Ибн Мухаммеда в VII веке. Здесь же, в монастыре, почивают их мощи.
Некреси
Время основания: IV век.
Местонахождение: за рекой Алазани в Кварельском районе Кахетии.
Современное состояние: недействующий монастырь.
История: сохранилась древнейшая базилика, построенная здесь в конце IV в. В VI веке святой Авив, один из прибывших из Сирии святых, стал епископом Некресским и имел здесь резиденцию. Монастырь являлся важным культурным центром Кахетии.
Питарети
Время основания: XIII век.
Местонахождение: в районе Тетрицкаро, далеко от населённых пунктов.
Современное состояние: не действует.
История: построен в 1216-1222 г. во время правления царя Лаша-Георгия. После неоднократных набегов и разрений монастырь был закрыт в 1731 г. Здания сильно пострадали от землетрясения 1988 г.
Преображенский монастырь г. Тбилиси
Время основания: XVIII век.
Местонахождение: г. Тбилиси.
Современное состояние: действующий женский монастырь.
История: В 1789 г. Церкви были переданы здания древней тюрьмы и дворца, где был основан монастырь, освящённый в 1824 г., а также духовная семинария и приходская школа. В этой обители долго жил святитель Александр (Окропиридзе), а с 1906 по 1908 — священноисповедник Амвросий (Хелая). При коммунистической власти монастырь был закрыт. В 1991 году возвращён Церкви, тогда же возобновилась в его стенах монашеская жизнь. С 2003 г. при нём действует школа сестёр милосердия.
Ркони
Время основания: VII век.
Современное состояние: не действует.
История: Строительство монастыря, начатое в VII веке, продолжилось и завершилось уже на протяжении XI-XII веков.
Самтавро
Время основания: XI век.
Местонахождение: г. Мцхета.
Современное состояние: действующий женский монастырь в честь Преображения Господня.
Святыни: мощи св. царя Мириана и св. царицы Наны, мощи св. Абибоса Некресского, мощи прп. Шио Мгвимского.
История: первый храм здесь был построен святым царём Мирианом, крестителем Иверии, который и был здесь погребён. Позднее образовался монастырь. В XIX веке при обители действовало женское училище. На территории монастыря погребён старец Гавриил, один из наиболее почитаемых подвижников нового времени, на могилу которого приходит множество паломников.
Сапара
Время основания: XIII век.
Местонахождение: в горах недалеко от Месхетии.
Современное состояние: действующий мужской монастырь.
История: основан святым Саввой в XIII веке.
Тимотес Убани
Время основания: XIII век.
Местонахождение: неподалеку от курорта Цагвери в Боржоми.
Современное состояние: действующий мужской монастырь.
История: Главная церковь была построена в X веке, а монастырские здания в XIII веке.
Шио-Мгвимский монастырь
Время основания: VI век.
Местонахождение: на северном берегу р. Кура, примерно в 30 км от г. Тбилиси.
Современное состояние: действующий мужской монастырь.
Святыни: Мощи прп. Шио Мгвимского. В этой обители также почивают перенесённые сюда мощи шестисот преподобномучеников Давидо-Гареджийских.

История: основан преподобным Шио (Симеоном) Мгвимским, одним из тринадцати святых просветителей, пришедших в Грузию из Сирии в VI веке. Быстро стал крупнейшим грузинским монастырём. Старая церковь сохранилась с VI века, позднее были построены другие здания. Сохранившиеся фрески относятся к XVI веку. Монастырь был разорён при вторжении войск шаха Аббаса в 1616 г., шестьдесят лет спустя восстановлен, но в 1720 г. снова опустошён теперь уже турками. Впоследствии монастырь был снова возрождён, в советское время, как и другие, закрыт, а в настоящее время имеет новых насельников.
Составил диакон Георгий Максимов

Если есть на земле рай, то я попала в него. Это первая мысль, которая приходит в голову, когда ты попадаешь в Джихетский монастырь. Я никогда не соблюдала постов, не причащалась и не исповедовалась. Не воцерковленный я человек, одним словом. Но готова поклясться чем угодно, что ни разу в жизни не чувствовала себя безопаснее и спокойнее, чем в этом месте. И чем дальше я отдалялась от монастырских ворот и продвигалась вглубь зеленых зарослей и монастырских келий, тем острее я это ощущала. Будто кто-то нашептывал: «Эй, не трусь, я с тобой! Я всегда с тобой!» И я шла, оставляя там, у ворот, что-то важное. Нет, не что–то, а кого-то! И этот кто-то был не кто иной, как я сама. Я уходила от самой себя, объятой непонятной тревогой и беспочвенными страхами. Уходила туда, где все понятно и ясно до конца: что главное, а что может отойти на второй план…

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze Дорога к главному храму Пресвятой Богородицы

Мелодия наступающего дня

Знакомо ли вам, как занимается утро в горах? Это сказочное явление. Под ногами — росистая трава, над головой шелестящая листва, а вдалеке трель редкой птицы, перебивающая журчание ручейка. И все эти звуки не заглушают друг друга, а дополняют и сливаются в одну красивую мелодию. В мелодию наступающего дня. Это весеннее утро и есть самое священное и важное, а не то, что люди выдумывают, чтобы властвовать друг над другом. И вот тут, на высоте 225 метров над уровнем моря, осознаешь это с особой ясностью.

На территории монастыря несколько храмов. Тропинка, усыпанная щебнем и отороченная по бокам засохшими ветвями, ведет к самому старому из них — храму Пресвятой Богородицы.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze Дорога к главному храму Пресвятой Богородицы

В этих местах бытует легенда, согласно которой царица Тамар, путешествуя по Гурии, заночевала на одной из здешних гор. Монахини, узнав про это, посчитали место святым и основали на нем храм. Многие годы монастырь тот служил матушкам пристанищем. Но со временем строения начали разрушаться, к тому же земля, на которой трудились монахини, давала скупые всходы. И тогда матушки, обращаясь с молитвами к Богу, попросили послать им более благодатное место для возведения храма. Они выпустили трех голубей, которые, пролетев расстояние, начали кружить над этим самым местом.

Храм Пресвятой Богородицы построили тут в 1896 году. Хотя монашеские поселения появились задолго до этого. Первой на этой территории поселилась монахиня Елена Мгалоблишвили — в 1886 году. Постепенно там образовался целый монашеский приход, который построил храм. В монастыре функционировала школа, где учили грамоте и рукоделию.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze Храм Пресвятой Богородицы, построенный в 1896-м году

В храме хранится чудотворная икона Богородицы. Она была пожертвована в 1905 году мужским монастырем Иоанна Богослова с Афонской горы. Икона писалась специально для действующего женского монастыря в Гурии. Перед храмом много могильных камней. После смерти тела монахинь предавали земле тут же. Многие из надгробных камней датированы XIX веком. Толщина ствола раскинувшего ветви дерева наводит на мысль, что и оно из той же эпохи.

По левую сторону от храма приземистые, одноэтажные кельи. Сохранилась и самая первая из них, построенная еще в XIX веке. В ней проводили службы еще до того, как построили храм Пресвятой Богородицы. Келья действующая. В ней и по сей день живут монахини.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze Самая первая келья, построенная на территории монастыря в XIX веке

Монашеский постриг вместо мирской суеты

Во двор заезжает машина. Сидящая за рулем монахиня лихо подруливает к храму. Багажник джипа открывается, и затворницы начинают вытаскивать из нее различную снедь. Cказать по правде, затворницами их можно назвать с большой натяжкой. Улыбки и доброжелательность не сходят с их лиц и невольно передаются мне.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze В монастырь доставили продукты

«Женщины приходят сюда с разными судьбами, у каждой свой путь до храма. Кого-то бог приводит сюда через испытания, кого-то через поиски. Я жила долгое время церковной жизнью. И в какое-то время поняла: все, готова отказаться от мирской жизни», — говорит моя собеседница матушка Тамар.

Это имя, благодаря царице Тамар, возведенной в лик святых, тут настолько популярно, что так зовут почти каждую вторую монахиню. Сама она служит с 2003 года. Поднялась в монастырь 4 декабря, в день Джихетоба — празднования храма. И осталась, приняв монашеский постриг.

«Это происходит у каждого по своему, — продолжает матушка. – А готовность к постригу и принятию другой жизни измеряется тем, что в тот самый момент ты вдруг понимаешь, что мирское тебя уже не интересует и теряет для тебя всякую цену. Не все, переступая порог монастыря, уверены в том, что они хотят выбрать этот путь. К некоторым это решение приходит с течением времени», — говорит матушка.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze Матушка Тамар

— Ну что, прогуляемся по нашему лесу? – спрашивает матушка Тамар. И мы начинаем уходить в чащобу, туда, где зелень становится гуще, и тропинка сужается и становится извилистой.

На сегодняшний день Джихетская женская община состоит из 25 насельниц. В летнее время в монастыре людей гораздо больше. Приезжают на время пожить монастырской жизнью.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze Хвойная аллея

Джихетский монастырь примечателен, как поведала мне матушка, еще одной историей. В одной из его келий проживал иеромонах Федор (Темур Чихладзе), расстрелянный в 1984 году как соучастник скандального дела об угоне самолета в Тбилиси. Эта трагическая история легла в основу романа грузинского писателя Дато Турашвили, а в 2017 году состоялась премьера художественного фильма российского режиссера грузинского происхождения Резо Гигинеишвили, снятого по мотивам этой истории.

Проходим несколько метров, и из густой листвы выныривает маленький храм с разбитым перед ним крохотным бассейном. Церковь Иоанна Крестителя возвели в 2002-м, тогда же построили и бассейн, в который стекается родниковая вода. По словам матушки Тамар, вода в нем чудодейственная, помогает избавиться от бесплодия.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze Храм Иоанна Крестителя, построенный в 2002 году

Напившись родниковой воды, следуем дальше. Проходим мимо парников, пчелиной пасеки, выгона для скота, всего здешнего хозяйства, которое ведут обитатели монастыря. У пчелиных ульев замечаю нескольких мужчин. Их пребывание тут не ограничено. Есть работы, которые требуют физической силы. И тогда на помощь приходят мужчины. У них отдельная келья за оградой монастыря.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze Парники, расположенные на территории монастыря

Без технических благ цивилизации

Где-то вдалеке пасется скот, звеня колокольчиками, журчит ручеек… На всем лежит такой отпечаток безмятежности, что кажется, время замедлило ход. Наш обратный путь пролегает через аллею, образованную сосновыми деревьями. Солнцу проникнуть сюда непросто. И те редкие лучи, которые находят брешь в цепких сосновых объятиях, весело с тобой заигрывают. Издалека слышится звон колокола…

— У нас тут свое, монастырское время. Вот сейчас три часа. Взгляните на свои часы, — говорит матушка. Я кидаю взгляд на стрелки наручных часов – они показывают четыре. — Мы давно живем по одному времени, не переходя на летнее время или зимнее. И оно отличается от мирского времени.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze Ворота Джихетского монастырского комплекса

«Многие, попадая сюда, желают остаться. Если не навсегда, но хотя бы на время, — рассказывает матушка, скорее предвосхищая вопрос, который мучал меня с того момента, как я переступила порог монастыря. — Для того, чтобы попасть в монастырь, человек должен быть близок к Богу. Причащаться, молиться. Договориться с наставником и остаться тут. Монастырь для всех открыт. И живут тут по монастырскому укладу. Тот образ жизни, который мы ведем, не так прост. Мы поднимаемся в четыре часа утра, до рассвета молимся. Служба идет в храме каждый день. В советское время, когда монахи поднимались сюда, здешние жители забрасывали их камнями. Тут даже воды не было, и им приходилось платить три рубля за ведро воды. Слава богу, проблема воды решена. В монастыре у каждого из нас есть свои повинности. Архимандрит, игуменья распределяют, кому сегодня чем заняться. К слову, сегодня ты можешь работать в огороде, в парниках, завтра убирать храм, а послезавтра заниматься трапезой», — рассказывает матушка Тамар.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze Храм Пресвятой Богородицы, построенный в 1896 году

— У нас нет электроосвещения, — продолжает она. — Года три назад, при содействии благотворительного фонда «Карту», который и кельи новые строит, были установлены солнечные батареи. Мы стараемся максимально использовать дневной свет. Зимой мы бодрствуем до девяти-десяти часов. Летом ложимся позднее. По воскресеньям отдыхаем, тогда можем читать книги, заниматься духовным развитием. В основном, читаем духовную литературу. Можно почитать грузинских авторов – поэтов, прозаиков. Делать это удается лишь вечером, но если ты просыпаешься в четыре утра, то и спать ложишься пораньше. Монаху шесть часов сна должно хватать. Когда ты делаешь этот шаг, то должен быть готов к тому, что в твоей жизни будет меньше комфорта. Раньше тут было намного сложнее. Условия жизни были тяжелее. Сегодня у нас есть газ, в кельях тепло. От того, что у нас нет света, мы не можем тут стирать и содержать стиральные машины. Мы приобрели участок внизу, где живут две наших послушницы. Они и занимаются этими делами. Монастырь обрел жизнь после прихода настоятеля Андрея Кбилашвили. Он провел воду, построил храмы. Говорит, что мы столько рушили за времена Советского Союза, что сейчас время строить. Отец Андрей — очень трудолюбивый человек. И сам не отдыхает и нам не дает отдохнуть, — улыбается монахиня.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze Экспонаты музея в Джихетском монастыре

Напоследок мы заходим в музей, который тоже находится на территории монастырского комплекса. В нем фотографии монахинь, служивших в монастыре, предметы быта, использовавшиеся в кельях в XIX веке. Фотография священника Темура Чихладзе, того самого «героя» из «Поколения джинс», старейший молитвенник, монастырская печать. Есть даже патефон, принадлежавший Иосифу Сталину. Отец одного из прихожан был секретарем Ланчхутского района. Патефон – личный подарок Иосифа Виссарионовича. Сын решил передать патефон в музей. Экспонаты музея, в основном, являются пожертвованиями прихожан.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze Патефон вождя народов, товарища Иосифа Виссарионовича Сталина

— Вот так мы и живем, — говорит, мягко улыбаясь и закрывая на замок двери музея, матушка Тамар. – У нас нет ни телевизоров, ни Интернета. Но мы не испытываем их нехватки. С одной стороны, провести тут интернет стоит больших денег, с другой — будет отвлекать от серьезных дел. Все здесь хорошо, кроме климата, который очень сырой в этих краях. Для перемены климата ездим в высокогорное место Бахмаро. Там есть храм, кельи, в которых мы некоторое время живем.

— Приезжайте к нам еще, — говорит, прощаясь, матушка. – Летом тут особенно хорошо. Сюда поднимаются и местные, и туристы. Устраиваются прямо на лужайках. Отдыхают, обретают спокойствие…

Остаться тут. Взять и выпасть из привычного уклада жизни, став временно недоступным абонентом… Вот чего больше всего хочется.

Но вместо этого я медленно направляюсь к ограде, за которой меня ожидает машина. Джип насилу отпыхтелся, одолев подъем по горному бездорожью. Ему, кажется, вообще не хочется двигаться с места. Так же, как мне. Но обстоятельства, как мы любим повторять, сильнее нас. Единственное, что меня утешает в эти минуты, так это мысль о том, что когда-нибудь я обязательно вернусь сюда. Не знаю, на день, два или на неделю, но вернусь. Хотя бы для того, чтобы снова обрести себя…

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *