Ольга Сакун — Град Ватикан

«Благоухание и ладан радуют сердце»: эти слова из Книги Притчей Соломоновых вдохновили сотрудников Ватиканской аптеки на создание новых эссенций под названием «Золото», «Ладан», «Смирна» и «Роза таинственная». Это первая коллекция духов, произведенная аптекарями в монашеских облачениях из Ордена бонифратров.

Духи продаются в упаковке, включающей четыре флакона, на которой указан год выпуска – 2018. Как пояснил директор Ватиканской аптеки Томас Биниш Мулакаль, 2018-й год стал особенно важным для предприятия: идет процесс реформы, который позволит усовершенствовать обслуживание тысяч посетителей, ежедневно обращающихся в аптеку Ватикана.

Ладан и смирна с древнейших времен были сопряжены с богопочитанием. В Новом Завете мы также находим рассказ о Волхвах, приносящих в дар Младенцу Иисусу золото, смирну и ладан. В этих веществах Отцы Церкви видели символы царствования, божественности и страданий Христа. Для создания новых духов сотрудники аптеки решили вернуться к древним эссенциям, упомянутым в Священном Писании, используя те же самые растения, известные в средиземноморском регионе и в особенности на Святой Земле: коричное дерево, алоэ, нард, халван, мирт, шафран, розу, иссоп, сандал, аир («благовонную трость»), герань, бергамот.

Таким образом, ароматы несут специальное послание, в котором священное встречается с природой, божественное с человеческим.

Ладан, используемый в Божественном культе, символизирует присутствие Бога, очищение, жертву. Язычники также воскуряли ладан перед изображением божеств и императора. Многие христиане претерпели мученичество из-за того, что они отказывались совершать этот идолопоклоннический жест. Что касается смирны, то она использовалась в древности прежде всего для бальзамирования тел. Поэтому смирна символизирует страдания и смерть Иисуса Христа.

Смирна и ладан употреблялись также в качестве лечебных средств, причем их принимали не только по отдельности, но и в виде смеси. Созданный на их основе в 1719 году знаменитый Иерусалимский бальзам обладает противовоспалительными свойствами.

Золото также играет большую роль в домостроительстве спасения. Оно было преподнесено в дар Младенцу как самое ценное, что было у Волхвов. Кроме того, в определенных дозах золото помогает в лечении некоторых заболеваний: речь идет о так называемой ауротерапии.

Благоухание является аспектом христианской мистики. Не случайно Пресвятая Дева Мария почитается также под титулом «Роза таинственная»: именно так назван один из новых ароматов производства Ватиканской аптеки. Можно вспомнить святого Пия из Пьетрельчины: многочисленные свидетели рассказывают об особом цветочном благоухании роз, фиалок и жасмина, которое они ощущают во время молитвы или при обретении чуда заступничеством этого святого. Этот сверхъестественный феномен, присущий харизме святости Падре Пио, называется осмогенезом.

– В Святом Евангелии «волхвами» названы мудрецы-ученые, которые занимались наблюдением за небесными светилами, — говорит отец Василий. — Им было известно древнее пророчество о предстоящем рождении Бого-человека, которое должно быть отмечено появлением на небе новой яркой звезды. Когда такое небесное светило вдруг обнаружилось, мудрецы отправились в путь, чтобы увидеть родившегося Сына Божия и поклониться ему. Куда им следует идти, волхвы определяли просто: они шли «на свет звезды».

Хотя ни одно каноническое Евангелие не упоминает о количестве волхвов, однако в других раннехристианских источниках можно найти эту информацию. Пришедших на поклонение новорожденному Иисусу волхвов было трое. Причем они были разного возраста и разных рас: темнокожий «безбородый юноша» африканец Балтазар, европеец зрелого возраста Мельхиор и весьма пожилой представитель азиатской расы Каспар. Такая «раскладка» весьма символична. Свое почитание только что пришедшему на Землю Сыну Божьему показали в лице этих троих народы всех основных континентов.

В церковной литературе можно найти упоминания и о последующей судьбе волхвов. По преданию, позднее все трое были крещены апостолом Фомой и приняли муки за проповедь христианства в восточных странах. Впоследствии волхвы причислены к лику Святых, их мощи были найдены Святой Равноапостольной императрицей Еленой и привезены в Константинополь. Там они хранились вплоть до V века. Потом перенесены были сперва в Милан, а позднее – в германские княжества и с той поры хранятся в Кельнском соборе.

Теперь о дарах. Их тоже три – по числу волхвов. Подарки Младенцу-Христу также имеют глубокий смысл. Волхвы принесли ему золото, ладан и смирну.

Золото – классический «царский подарок», дань, которую платят подданные своему властелину. Он указывал на то, что Младенец рожден, чтобы быть Царем.

Ладан – ценная древесная ароматическая смола, традиционно используемая в христианских обрядах при каждении, являлся подарком Христу-Богу.

А смирна – еще одно тоже очень дорогое ароматическое вещество, применявшееся для бальзамирования тел при погребении, принесено Христу, как будущему Спасителю рода человеческого, которому предсказаны «многие страдания и погребение».

Согласно преданиям, полученные от волхвов Дары, Богородица долгое время хранила у себя, а незадолго до своего Успения передала христианской общине Иерусалима. В последствии их перенесли в храм Святой Софии в Константинополе. Когда этот город в XV веке был завоеван турками, одна из жен султана Мурада – дочь сербского князя Мария Бранкович (она, даже выйдя замуж за турецкого владыку, не отреклась от христианской веры) – перевезла Дары волхвов на Афон, где они уже более 500 лет хранятся в монастыре Святого Павла.

Первоначально принесенные волхвами золотые Дары представляли собой небольшие сосуды из драгоценного металла. Ладан и смирна были принесены волхвами раздельно.

В XVI веке, когда Дары уже находились в монастыре на Афоне тамошние монахи решили придать реликвии более символический вид, соответствующий представлениям того времени. Дары стали выглядеть, как подвески. Это 28 небольших пластин в форме трапеций, четырехугольников и многоугольников, украшенных разнообразным орнаментом. К золотым подвескам прикреплены темные бусины из смеси двух смол: ладана и смирны. Такое объединение очень символично. Ладан и смирна, принесенные Богу и Человеку, соединены так же неразрывно, как во Христе соединились две природы – Божественная и человеческая.

Сейчас эти святые реликвии хранятся в десяти ковчежцах. Согласно устоявшейся традиции, после торжественного ночного богослужения Дары выносят из ризницы в небольшом серебряном ковчеге на поклонение паломникам. Дары источают сильное благоухание, и когда их открывают, этим ароматом наполняется вся церковь.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

— (Мф. 2:9—11)

У доброй традиции дарить друг другу подарки на Рождество — евангельские корни. Да, чаще всего в эти дни мы вспоминаем и чтим образ Святого Николая, который стал прототипом сказочного героя Санта-Клауса (в русской традиции — Деда Мороза), но первыми «подарками на Рождество» были дары волхвов.

Дары волхвов: что это было?

Как и было сказано в Евангелии, новорожденному Младенцу Христу пришли поклониться три мудреца с Востока. Этими мудрецами были волхвы, так называли язычников-колдунов, которые обладали тайными знаниями и по звёздам могли предсказывать судьбы. Господь так милостив, что даже язычников хотел призвать к Себе. Звезда взошедшая на Востоке привела их к яслям Младенца Христа, позже все три волхва стали христианами. Волхвы принеси Мессии дары:

  • золото,
  • ладан,
  • смирну.

Почему именно эти дары вручили волхвы Каспар, Вальтасар и Мельхиор?

Дары волхвов: золото

Золото символизировало дары Царю земному. Ладан — это дар Царю Небесному, Богу. Смирна — это символ будущих страданий Христа, и Его смерти на Кресте за грехи человечества. Маслами, смешанными со смирной в те времена помазывали умерших.

Христиане почитают волхвов за то что те были первыми людьми, которые увидели божественную природу Христа. Волхвы не принадлежали к избранному народу Израиля, не были иудеями, тем не менее, именно они в числе первых пришли ко Христу и признали его Мессией. Дары волхвов — это дары подданных своему правителю. Золотом уже тогда украшали самые роскошные и дорогие вещи в царском дворце, но и в храме оно было символом Божественной славы Так золотыми были многие священные реликвии — херувимы на Ковчеге Завета в иерусалимском храме, золотыми пишут нимбы на иконах, изображая лики Святых. Этот металл — символ мудрости и вечности, золото не теряет своих свойств со временем.

Все это дает глубокое понимание того, за Кого Волхвы почитали Христа. Они увидели что перед ними Царь царей. Тот, Кто имеет Небесную власть, которая выше любой земной.

Дары волхвов: ладан

Ладан — это ароматическая смола, ее всегда использовали в храме. Обычно это делал Первосвященник. Ладан был благовонием для каждения, которое совершает священнослужитель. В дарах волхвов он символизировал благоговение человека перед Господом. Каждение — это напоминание о том, что всюду веет Святой Дух, ипостась Бога Троицы.

Дары волхвов: смирна

Смирна — это погребальное благовоние. Волхвы вручили его Христу, Тому, Кто умрет за людей и примет на себя их грехи. Мы не знаем точно, ведали ли волхвы то, какой будет земная судьба Мессии. Знали ли, что он потерпит гонения и страдания, взойдет на Крест и отдаст жизнь для избавления людей от смерти. Но по тому, что они следовали за Ним, отправились в долгое и опасное путешествие, чтобы принести свои дары, мы можем судить, что волхвы поняли: за смертью Христа последует Воскрешение и Спасение для всего человечества.

Где хранятся Дары волхвов?

Дары волхвов дошли до наших дней и хранятся в ковчегах на Святой горе Афон (Греция) в монастыре св. Павла.

По преданию, дары волхвов – это драгоценные благовония, которые три мудреца‑волхва преподнесли младенцу Иисусу. Они увидели, как вспыхнула звезда на востоке, и поняли, что родился спаситель мира. Отсюда пошел обычай в Рождество дарить своим близким подарки.
В рассказе О. Генри все происходит по‑другому. «Меблированная комнатка за восемь долларов в неделю. В обстановке не то, чтобы вопиющая нищета, но скорее красноречиво молчащая бедность. Внизу, на парадной двери, ящик для писем, в щель которого не протиснулось бы ни одно письмо, и кнопка электрического звонка, из которой ни одному смертному не удалось бы выдавить ни звука», – так описывается маленькая квартирка, в которой проживают молодые супруги. Юная Делла хочет выбрать подарок на Рождество для мужа, ведь Рождество – праздник, который принято отмечать в кругу семьи, с близкими и любимыми людьми и делать друг другу подарки. Они любят друг друга, и никакие сокровища не кажутся Делле достойными мужа. Но вся несправедливость и правда жизни заключается в деньгах: «Один доллар восемьдесят семь центов. Это было все. Из них шестьдесят центов монетками по одному центу. За каждую из этих монеток пришлось торговаться с бакалейщиком, зеленщиком, мясником так, что даже уши горели от безмолвного неодобрения, которое вызывала подобная бережливость… Один доллар восемьдесят семь центов. А завтра Рождество…» А как хотелось бы подарить своему любимому человеку гораздо больше, чем можно себе позволить. Это печально, но с этим ничего не поделаешь.
Делла не жалеет свое сокровище – волосы, ведь «сколько радостных часов она провела, придумывая, чтобы такое ему подарить к Рождеству! Что‑нибудь совсем особенное, редкостное, драгоценное, что‑нибудь, хоть чуть‑чуть достойное высокой чести принадлежать Джиму». Она ничуть не жалеет, когда идет продавать свои волосы, чтобы купить понравившуюся цепочку для часов и подарить ее мужу. Хотя одно мгновение страха все же было. «Господи, сделай так, чтобы я ему не разонравилась!» – прошептала она, услышав шаги Джима на лестнице. А сколько радостных предчувствий было в ее голове: «При такой цепочке Джиму в любом обществе не зазорно будет поинтересоваться, который час».
Оказалось, что и Джим думал о том же. Его самая драгоценная вещь – золотые часы, принадлежавшие его отцу и деду. Но и он горячо желал сделать самый лучший подарок своей любимой, чтобы исполнить ее мечту. «На столе лежали гребни, тот самый набор гребней – один задний и два боковых, – которым Делла давно уже благоговейно любовалась в одной витрине Бродвея. Чудесные гребни, настоящие черепаховые, с вделанными в края блестящими камешками, и как раз под цвет ее каштановых волос. Они стоили дорого…»Финал рассказа и грустен, и счастлив одновременно. Печальный момент заключается в том, что подарки для обоих оказались слишком хороши. Нет больше волос, которые переливались и блестели, «точно струи каштанового водопада», «спускались ниже колен и плащом окутывали почти всю ее фигуру». Но нет и золотых часов, к которым с такой любовью и нетерпением подбиралась цепочка. Неужели все старания зря и подарки так и останутся дорогими, но ненужными? Счастливым же моментом является то, что муж и жена сделали друг другу бесценные подарки, они подарили любовь, преданность, показали готовность пожертвовать друг для друга самыми большими сокровищами.
О. Генри лишь в последнем абзаце рассказа как бы проясняет смысл его названия. Волхвы преподнесли мудрые и щедрые дары, предрекавшие величие Иисуса. Здесь же рассказано о величайшем самоотречении, готовности ради своей любви на любые жертвы. Простая человеческая любовь, которую автор возносит на высоту мудрости волхвов, – это огромный подарок, который не купить ни за какие деньги.
О. Генри с улыбкой одобряет поступки своих героев. В тексте есть авторское отступление: «А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей… Из всех дарителей эти двое были мудрейшими». Способность отказаться от сокровища ради любимого, ради того, чтобы в праздник доставить ему (или ей) наибольшее удовольствие – вот смысл отношений между людьми. И чем больше жертва, тем сильнее наша любовь.

«Вот идёт из Галеада караван измаильтян, и верблюды их них навьючены камедью, бальзамом и ладаном: идут они отвезти это в Египет» (Бытие гл. 37:25)

Гай Эрлих – израильский фермер-новатор. Однако его интересуют не повышение урожайности или новейшие биотехнологии. Цель его работы – возвращение в Израиль древних растений, упомянутых в Писании.

На своей ферме в киббуце Альмог, в двух шагах от города Иерихона и нескольких километрах от Мертвого моря, Эрлих разводит и выращивает растения, которые в древности использовали для приготовления священных воскурений, натуральных лекарств и парфюмерии.

Гай Эрлих (Фото: сайт фермы «Ха-Афарсемон”)

В знаменитой легенде о дарах волхвов упоминаются золото, ладан и смирна. Однако если ладан никогда не был дефицитом, смирна практически исчезла после падения Римской империи. Деревья, точнее кустарник, чья смола служила для изготовления этого благовония, больше не растут на берегах Мертвого моря, где в древности жили и трудились еврейские крестьяне. Несмотря на то, что различные виды этого растения, известного в науке как Коммифора (Commiphora), были обнаружены и в других местах на Ближнем Востоке, а также в Азии, Африке и даже Америке, в Палестине производство смирны прекратилось.

Восемь лет назад Эрлих услышал о легендарном «гилеадском бальзаме», производимом из Гилеадской смирны – виде коммифоры, которая прежде в изобилии росла в районе Мертвого моря и использовалась для изготовления лекарств и благовоний в эпоху Второго Храма. «Тогда я как раз думал о новом бизнес-проекте, и во время семейной поездки на Мертвое море решил, что это то, что нужно», – рассказывает Эрлих.

Когда Эрлих занялся поисками нужного растения, многие называли его сумасшедшим. Сегодня это исчезающий вид, т.к. даже в тех местах, где эти деревья росли в изобилии, таких как Йемен и Сомали, их ресурсы исчерпываются. Эрлиху удалось узнать, что некий ботаник контрабандой вывез его из Саудовской Аравии. Так или иначе, один экземпляр оказался в иерусалимском Ботаническом саду, но местный климат оказался для него слишком холодным. Тогда растение переправили на юг, в институт «Арава”, где его оживила, а затем занялась его изучением и разведением Элайна Соловей, специалист по библейским растениям.

«В свое время караванщики специально делали остановку, чтобы закупить благовония, сделанные из растений, росших в районе Мертвого моря – в основном, ладан, мирру и «гилеадский бальзам”. Кроме того, растения имели и медицинское значение – известно, например, что ладан обладает антиканцерогенным и противовосполительным действием. Поэтому вклад Гая Эрлиха в возрождение этих растений является важным шагом в поисках древних лекарств, которым нет достойной современной альтернативы», – объясняет Соловей.

Эрлих познакомился с Соловей восемь лет назад, и она одолжила ему несколько растений, положивших начало его бизнесу. Сегодня на его плантации растет около тысячи коммофор, а так же Босвеллия и множество других растений, упомянутых в Библии. Эта плантация находится во влажной и пыльной Иорданской долине, значительно ниже уровня моря. Благодаря этому, а так же близости Мертвого моря, ее почва достаточно песчаная и соленая.

(Фото: сайт фермы «Ха-Афарсемон”)

Эрлих работает один – нанимать работников, по его словам, слишком дорого. Помимо плантации, он организовал центр посетителей, где желающие могут увидеть образцы его растений. Свои саженцы, приобретенные в Мексике, Омане, Йемене, Индии и Сомали, он в шутку называет «моя команда». Несмотря на то, что они связаны между собой, ладан и смирна выглядят совсем по-разному. Мирра является тернистым растением с кожистыми листьями, чей высушенный сок выглядит как красноватые кристаллы.


Коммифора- мирра (Commiphora myrrha). (Фото: Википедия)

Ладан же более древовидный, а его смола имеет молочный оттенок, создавая мутноватые шарики при сушке. При сгорании, оба сока производят сильнодействующие запахи, начиная от мускусных и до цитрусовых, в зависимости от вида.

Ладан (Фото: Википедия)

Цель фермера Гая Эрлиха, естественно, прибыль, но он полагает, что дело его может послужить гораздо более возвышенной цели: «Ведь это важно и для евреев, и для христиан, и для мусульман», – говорит Эрлих.

«Возьми лучших специй: жидкой смирны пятьсот (шекелей), благовонной корицы в два раза меньше, двести пятьдесят (шекелей), и кассии пятьсот (шекелей) в шекелях святилища, и гин оливкового масла и сделай из них священное масло, искусно приготовленную смесь, масло для священного помазания и помажь им шатер Встречи и ковчег Договора…» (Исход гл.30:23-25)

По мнению некоторых исследователей, именно масло смирны (мирры) использовалось еврейскими первосвященниками для помазания царей Израиля.

«И взял Шемуэль сосуд с елеем, пролил ему на голову, поцеловал его и сказал: Вот, Господь помазал тебя» (I Сам. 10:1)

Мусульмане по сей день используют ладан как в богослужениях, так и в медицинских целях.

К сожалению, несмотря на миротворческие мечты хозяина, само расположение плантации Эрлиха ставит под вопрос ее будущее, ведь плантация находится на оккупированных территориях, и является, в глазах многих, одним из незаконных израильских поселений.

Дело Эрлиха привлекло внимание тех, кто мечтает о строительстве Третьего Храма. Так, директор «Института Храма” рабби Хаим Ричман утверждает, что «гилеадский бальзам» является одним из ингредиентов, необходимых для изготовления храмовых курений.

«Я человек нерелигиозный, однако мне приятно вернуть частицу прошлого, – говорит Эрлих. – Тысячи людей использовали эти растения на протяжении тысячелетий. Должно же это означать, что в них есть нечто особенное».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *