Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь. Расположен в г. Далматово Курганской области. Наместник — игумен Варнава (Аверьянов). Исторически своеобразной «визитной карточкой» зауральской земли считался Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь, который до начала XX в. именовали «Золотыми вратами Сибири». К сожалению, в двадцатых годах XX в. монастырь был закрыт, а насельники изгнаны. Долгое время в стенах обители располагалось закрытое режимное предприятие «Старт» и охраняющая его воинская часть. За это время два главных храма монастыря — Успенский собор и храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» были переоборудованы под заводские цеха, а внутренняя территория беспорядочно застроена котельной, гаражами, новыми цехами и др. подсобными зданиями. В 1989г. завод «Старт» прекратил свою работу в стенах обители, была выведена и воинская часть. В том же году первой была возвращена Церкви сильно пострадавшая от «индустриализации» Скорбященская церковь, в которой и разместился Свято-Успенский приход г.Далматово, позже вновь преобразованный в монастырь. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Определением Священного Синода от 6 мая 1992 г. был воссоздан Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь тогда еще Свердловской и Курганской епархии. Наместником был утвержден иеромонах Василий (Ожерельев) с возведением его в сан игумена. В данный момент наместником монастыря является игумен Варнава (Аверьянов). В монастыре действует своя пекарня. В монастырской трапезной паломникам и нуждающимся странникам предоставляется пища, работает монастырская гостиница. При возможности монастырь старается снабжать нуждающихся одеждой и обувью.

Далматово – один из интереснейших городов Зауралья. Здесь сосредоточены одни из главных достопримечательностей Курганской области. Так сложилось, что жизнь города Далматова всегда была тесно связана с Далматовским Успенским монастыре

Этот монастырь был основан еще в 1644 году, спустя чуть более полувека после легендарного похода Ермака. Связь с Ермаком у этих мест куда больше, чем может показаться. Ведь Далматовский монастырь основан прямым потомком одного из казаков ермаковской дружины – Дмитрием Ивановичем Мокринским. Ударившись после смерти горячо любимой жены в веру, он присвоил себе имя Далмат. Первое время Далмат жил на берегу Исети в вырытой им в глине пещере. Затем основал монастырь, возле которого вскоре возникло поселение – Служняя слобода. В 1691 году по названию возведенной в центре селения деревянной церкви Николая Чудотворца слободу переименовали в село Николаевское.

Раскинувшийся на высоком левом берегу реки Исеть Далматовский монастырь не раз сжигали дотла башкиры, татары и калмыки, пытавшиеся вытеснить русских со своих прежних земель.

С 1707 по 1720 годы здесь строили первое в этих зауральских местах каменное здание – трехпрестольный Успенский собор. В те же годы монахи возвели неприступные каменные стены с двумя высокими башнями. Строительством руководил сын Далмата — архимандрит Исаак. Строили добротно, на века. Стены Далматовского монастыря стали самым надежным укреплением этих мест. Много чего им пришлось испытать. В 1762 году восставшие крестьяне почти полгода осаждали Далматовский монастырь, отрезали его от внешнего мира. Это восстание прозвали «Дубинщина». В середине февраля 1774 года – еще более серьезная напасть. Практически весь Урал охватила «пугачевщина».

К стенам Далматовского монастыря подошло огромное пятитысячное пугачевское войско под руководством атамана Пестерева. Защитников монастырской крепости было на порядок меньше – всего около 400. Ожесточенная борьба за Далматовский монастырь продолжалась с 11 февраля по 2 марта 1774 года. Пугачевцы обстреливали монастырь из пушек, пытались подобраться к стенам, спрятавшись за возами сена, но получали ожесточенный отпор. Далматовцы поджигали возы сена, а бунтовщиков обстреливали из ружей и закидывали камнями.

Этой осаде выдающийся уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк посвятил одну из своих интереснейших повестей – «Охонины брови». Прототип описываемого там Прокопьевского монастыря – это и есть Далматовский мужской монастырь!

Как же смогли монахи Далматовского монастыря не раз продержаться так долго, будучи полностью отрезанными от внешнего мира? Исследователи объясняют это наличием целой сети тайных подземных ходов, которые соединяли как внутренние постройки монастыря, так и вели за его пределы. Монахи в любой момент могли незаметно покинуть монастырь и пополнить запасы еды и воды.

В памяти далматовцев сохранились как легенды о подземных ходах, так и реальные рассказы очевидцев. Немало их приведено в книге В.М. Слукина «Тайны уральских подземелий». В частности вот рассказ, касающийся юго-западной башни монастыря:

«В 1926 году в бывших апартаментах архимандрита состоялась учительская конференция. Молодые участники этого форума загорелись желанием проверить рассказ одного местного жителя о подземной связи подвалов настоятельского дома с юго-западной башней. И они отыскали эту связь, пройдя коридором путь до самой башни. Вход в башню запирала большая железная дверь, открыв ее, искатели попали в подвальную часть крепостного сооружения — помещение размером примерно 4 на 3 метра. Тяжелый воздух, на ржавых цепях висят какие-то коромысла, в стены вделаны кованые кольца. Кому-то показалось, что обрывки цепей на полу похожи на кандалы узников. Другим чудились в ржавых потеках на стенах пятна крови. Помещение окрестили «пыточной».

Позже, в 1952 году, когда готовили площадку под фундамент литейного цеха, экскаватор вдруг провалился в подземную пустоту. Когда его подняли, оказалось, что внизу – подземный ход с деревянной крепью. По направлению можно было предположить, что он шел от Успенского собора к старой часовне за пределами монастырских стен…

Но вернемся к истории этих мест. За заслуги в подавлении пугачевского бунта Екатерина II в 1781 году пожаловала селу Николаевскому статус уездного города, названного по имени основателя монастыря Далматовым. Однако продлилось это недолго. Вскоре Далматовский уезд объединили с Шадринским и город превратился в обычный, заштатный. В начале XX веке его и вовсе преобразовали в село.

Тем не менее, жизнь в Далматово кипела. Проходившая здесь ежегодно 6 декабря богатая Никольская ярмарка была широко известна. В Далматово жило немало купцов. В центре города и сейчас сохранилось много старых купеческих домов, украшающих город.

В действовавшем при монастыре Далматовском духовном училище получили образование такие известные люди, как изобретатель радио А.С. Попов, писатель и путешественник К.Д. Носилов, основатель Томского университета В.М. Флоринский, глава русской миссии в Иерусалиме архимандрит Антоний.

Далматово отличилось еще и тем, что здесь возникла первая в Зауралье женская школа. Ее открыла в 1861 году у себя дома жена священника П.И. Черемухина. В октябре 2010 года благодарные потомки установили в Далматово памятник первой учительнице. Деньги на памятник собирали буквально «всем миром».

До революции монастырь располагал богатой библиотекой и ценнейшим архивом. В революционные годы, когда дорвавшиеся до власти крестьяне уничтожали малейшие напоминания о прошлом, известному краеведу В.П. Бирюкову немалыми усилиями удалось спасти уникальный монастырский архив и часть старых книг.

Переживший немало тяжелых испытаний и восстаний, Далматовский монастырь пал под гнетом большевиков. В 1928 году по решению Шадринского окрисполкома монастырь ликвидировали. В разные годы в монастырских стенах размещались детский дома, музей, драмтеатр, средняя школа. Во время войны здесь разместили госпиталь, а после – завод «Молмашстрой», изготовлявший оборудование для переработки и хранения молока. Вскоре этот завод стал градообразующим и в 1947 году Далматово вновь обрел статус города.

Самое удивительное, что населенный пункт, названный в честь основателя монастыря, в советское время не разделил судьбу многих подобных и не был переименован в какой-нибудь Октябрьск, Комсомольск или Ленинск. Монастырские стены, башни, постройки во времена «похода к светлому будущему» пришли в упадок, потрескались, обветшали. Сейчас Далматовский Успенский монастырь действующий, его неспешно пытаются отреставрировать, но процесс этот, похоже, затянется надолго.

На территории монастыря находятся три храма (Собор Успения Пресвятой Богородицы, Церковь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», церковь Иоанна Богослова) и часовня. Сейчас в монастыре, как и в прежние времена, живут монахи, идут церковные службы, здесь есть кузница, столярная и швейная мастерские.

С 1994 года в церкви «Всех Скорбящих Радость» хранится рака с мощами основателя монастыря – старца Далмата. Далмат был причислен к лику святых, правда, по церковной иерархии лишь местного значения.

Есть в Далматово и святой источник. Несколько веков назад из этого водного источника на берегу Исети пил сам Далмат. По легенде, именно благодаря этой воде старец Далмат прожил более 100 лет. Над источником возвели часовню. В настоящее время комплекс Далматовского Успенского монастыря и Николаевская церковь в Далматово имеет статус памятников архитектуры республиканского значения

Каменная Николаевская церковь была построена в 1763 году. В советское время ее колокольню снесли, а в стенах церкви до сих пор размещается краеведческий музей. В музее вы сможете узнать об истории города Далматов, о монастыре, жителях города.

Интересна здесь и геология. В частности в 1979 году близ города открыли Далматовское месторождение урана. Уран добывают с глубин 360-510 метров методом подземного выщелачивания.

В наши дни в Далматово действует необычное предприятие по производству гриба вешенки. Этот удивительный гриб содержит все необходимые человеческому организму вещества: белки, жиры, углеводы, минералы, витамины. Итак, побывав в Далматово, вы увидите такие любопытные достопримечательности, как широко известный старинный Далматовский монастырь, святой источник, краеведческий музей, старые купеческие дома, памятник первой учительнице этих мест. Поездка в Далматово – прекрасный познавательный маршрут выходного дня.

Если этого вам покажется мало, то можно посмотреть достопримечательности городов Шадрински Каменск-Уральский. Также по пути находятся порог Ревун и Смолинская пещера. В Курганской области можно посмотреть Чимеевский монастырь, озера Горькое и Медвежье.

Как доехать до Далматово?

Город Далматово расположен примерно на одинаковом расстоянии от Екатеринбурга, Кургана, Тюмени и Челябинска, поэтому добраться на автомобиле из всех этих городов не составит никакого труда. Также до Далматово можно доехать на автобусе, следующем до Кургана или Шадринска. Если же вы поедете на поезде (следующем до Кургана или через Курган), то ехать нужно до станции Далматово.

Автор фотографии: artista343 Внутри Скорбященской церкви. Слева — рака с мощами святых, справа — Далмата Исетского. Автор фотографии: artista343 Место обретения мощей Далмата Исетского. Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Успенский храм. Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Памятник просветителю А. Н. Зырянову. Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Памятник Черёмухиной П. И., организатору и учителю первой женской школы Зауралья. Автор фотографии: artista343 Николаевская церковь. Автор фотографии: artista343 Памятник бойцам 4-го Уральского полка, павшим в бою с белогвардейцами Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Артель в аллее Славы. Автор фотографии: artista343 Памятник пограничникам. Автор фотографии: artista343 Памятник погибшим в локальных войнах. Автор фотографии: artista343 Памятник павшим в Великой Отечественной войне. Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Далматовский элеватор. Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Александро-Невская часовня. Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: С.М. Прокудин-Горский Автор фотографии: С.М. Прокудин-Горский Автор фотографии: С.М. Прокудин-Горский Автор фотографии: С.М. Прокудин-Горский Автор фотографии: С.М. Прокудин-Горский Автор фотографии: С.М. Прокудин-Горский

Далматово и Далматовский монастырь на карте:

Интересно? Расскажи друзьям! Нам нужна ваша помощь! Проект «Наш Урал» долгое время существовал на деньги от продажи наших книг. К сожалению, бумажные книги пользуются с каждым годом все меньшим успехом. Если вам хочется, чтобы в регионе был такой портал, как «Наш Урал», поддержите нас финансово. Любая помощь от вас будет ценной, а из капелек дождя сначала образуются ручейки, а потом мощные реки, которые впадают в моря. Спасибо Вам!

Наверняка, у каждого есть места, которые не отпускают: увидев раз, хочется еще сюда вернуться через какое-то время, убедиться, что всё на месте, всё так, как надо, как оставил несколько лет назад. Или наоборот: что-то изменилось, постарело, обветшало или, напротив, расцвело, обновилось, начало жить новой жизнью. Таковы для меня нерукотворные природные объекты – горы, реки, степи… Таковы для меня рукотворные – малая родина, волжские города, древние северные храмы.

Далматовский монастырь: история и люди

Таковым оказался Далматовский мужской монастырь. Впервые мы приехали сюда в 2011 году из чистого любопытства: в Зауралье настоящий монастырь с мощными крепостными стенами!

Вход в монастырь с надвратной церковью Иоанна Богослова

Почитала историю. История монастыря началась с середины XVII века, когда бывший тобольский городничий, а позднее инок Невьянского монастыря «ископал себе пещеру в раге на левом берегу реки Исети при впадении реки Течи». Место это называлось «Белое городище» и принадлежало тюменскому татарину Илигею. Татарин, знамо дело, хотел выдворить непрошеного старца (а «старцу» было к тому времени уже 50 лет, и жить ему оставалось, как фиксируют документы, еще столько же и три года сверху), да вмешалась в это дело Божья Матерь (во сне Илигею приснилась) и внезапно всплывшее родство по материнской линии Илигея и Далмата. И татарин Илигей стал первым благотворителем монастыря, добровольно пожаловав ему собственные угодья длиной около 90 верст и шириной 25–30 верст.

История традиционно поработала над монастырем: набеги калмыков, башкир, несколько пожаров практически стирали монастырь с лица земли, пока к середине XVIII века монастырь не отгородился от внешнего мира крепостной стеной, такой, что даже Емельяну Пугачеву она оказалась не по зубам (Белогорская крепость из «Капитанской дочки» — это в другом месте – южнее).Все каменные постройки внутри монастыря относятся к XVIII–XIX векам: Успенский собор, церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», надвратная церковь во имя св. апостола Иоанна Богослова. Это внутри, за крепостной стеной. А снаружи – монастырские угодья, простирающиеся на несколько сот верст: «Вплоть до Атяша все наше», — говорили монахи о своей вотчине. Именно на землях Далматовского монастыря основан славный город Каменск-Уральский.

А еще именно Далматовский монастырь стал центром духовного просвещения и образования в Сибири. Здесь было открыто первое в Зауралье училище для детей церковнослужителей, потом славяно-греко-российская школа, в XIX веке уездное духовное училище и училище для служительских и поселянских детей и т.д. В монастыре имелась богатая библиотека («книгохранилище»), первое упоминание о которой относится к 1679 г.

А какие имена связаны с монастырем! Конечно, далеко не всем известно имя первого архиепископа Архангельского и Холмогорского Афанасия (Любимова) и даже имя начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме и известного церковного ученого архимандрита Антонина (Капустина). Но перечисляю дальше: Далматовское училище закончили изобретатель радио А.С. Попов, домашний учитель Лермонтова А.Ф.Мерзляков, организатор Томского университета и попечитель Западно-Сибирского учебного округа В.М. Флоринский, полярный исследователь К.Д.Носилов. В монастыре похоронены сын Далмата архимандрит Исаак, дядя архимандрита Антонина (Капустина) епископ Екатеринбургский Иона (Капустин), зауральский краевед, просветитель и писатель А.Н. Зырянов. Да… Великая история, великие люди.

Могила писателя-краеведа А.Н. Зырянова

Далматовский монастырь: последствия 1917 года

И вот – великий переворот 1917 года. Монастырь передают в ведение краеведческого музея. Достойно. Единственный на Урале и в Зауралье музей-монастырь. И пусть бы так было. Потомки должны помнить славную историю своего края. Но нет! Не такова Советская власть: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья…» И полетели купола вниз. Дальше – больше: «…а потом мы наш, мы новый мир построим».

Главный храм обители переоборудовали в производственные цеха «Молмашстроя» (завод «Старт»). На территории построены корпуса заводских цехов, городская котельная. Вместо куполов трубы стали торчать из-за крепостных стен. Да и стены стали разбирать за ненадобностью. Большего надругательства над святым местом я не встречала нигде. Да, многие монастыри приспосабливали под тюрьмы, детдома, какие-то другие городские учреждения, но чтобы так радикально разрушать! Какое слово подобрать? Святотатство? Варварство? Кощунство?

Панорама монастыря 2011 г.

Останки братского корпуса внутри крепостной стены

Когда я переступила порог обители в 2011 году, сердце сжалось от боли. Это как изувеченную собаку увидеть: лапы переломаны, глаз затек кровью, ухо оторвано, а она все равно остатком хвоста машет при виде человека и улыбается. На следующий день на занятии я показывала своим первокурсникам слайд-фильм о восстанавливающейся обители: какие там лексико-грамматические разряды прилагательных, когда душа кричит: как это можно сделать человеку!

Что ж, оставалось только надеяться: после калмыков и башкир монастырь отстроился, под натиском Пугачева устоял, значит, и после советского безбожия восстанет. И вот в чем парадокс: в 1952 и 1974 гг. комплекс Далматовского монастыря признан памятником истории и культуры республиканского (общероссийского) значения и при этом продолжал обрастать промышленными трубами.

Церковь во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость». 1688 г. Успенский собор. 1707 — 1720. Первая каменная постройка в Зауралье. Фрагменты Успенского собора

Далматовский монастырь сегодня

Вернулись сюда через семь лет. Очень хотелось посмотреть на богоугодное дело восстановления обители. Сегодня монастырь не узнать. Крепостные стены восстанавливаются, построена гостиница для паломниц (мужчины ночуют в братском корпусе), работает библиотека и воскресная школа, 17 монахов ведут хозяйство: теплицы, скотный двор, мастерские. Украшение монастыря – Скорбященская церковь с золотыми крестами. Вокруг Успенского храма место уже расчищено, потихоньку ведутся восстановительные работы, на которые уйдет не два, не три года, а может, даже не один десяток лет. Но главное – монастырь идет на поправку. И впереди у него, я уверена, такое же славное будущее, каким было его великое прошлое.

Вид на надвратную церковь во имя апостола Иоанна Богослова со стороны Скорбященской церкви. 2018 год Церковь во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость». 2018 год

В ХVII в. монастырь не раз подвергался разрушению от калмыков и башкир (1651, 1662 гг.) и снова восстанавливался. Еще при жизни старца Далмата настоятелем монастыря стал его сын архимандрит Исаак (+1724 г.). Его трудами в 1705-1719 гг. возведен каменный Успенский собор с придельной Димитриевской церковью и колокольней. В 1713-1763 гг. вместо прежней деревянной построена каменная монастырская стена с башнями. Это настолько укрепило монастырь, что он был в состоянии выдержать осаду восставших крестьян («Дубинщина» 1762-1763 гг.) и штурм отрядов Е.Пугачева (1774 г.). Обладая значительными земельными владениями с жившими на них монастырскими крестьянами, многочисленными хозяйственными заимками, в том числе железноделательным заводом (впоследствии на его месте основан г. Каменск-Уральский), к середине ХVIII в. по ряду экономических показателей монастырь занимал первое место среди обителей восточной части Российской Империи.<br>
<br>
Далматовский монастырь был также центром духовного просвещения и образования в Сибири. В 1714 г. в монастыре открыто первое в Зауралье училище для детей церковнослужителей, в 1735 г. учреждается славяно-греко-российская школа, в 1761 г. – семинария, в 1816 г. – уездное духовное училище, в 1846 г. – училище для служительских и поселянских детей, в 1884 г. – церковно-приходская школа с тремя отделениями, в 1899 г. – «второклассная» церковно-приходская школа с образцовой одноклассной с учреждением общежития для учеников в монастырских зданиях. В монастыре имелась богатая библиотека («книгохранилище»), первое упоминание о которой относится к 1679 г.<br>
<br>
В первой половине ХIХ в. над северными святыми вратами строится каменная надвратная церковь во имя св. апостола Иоанна Богослова вместо сгоревшей деревянной, срубленной в 1673-1674 гг. над восточными святыми вратами. В 1871-1881 гг. в монастыре строится церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с приделами во имя святителя Стефана, епископа Великопермского и прпп. Исаакия, Далмата и Фавста, к которой в 1896 г. пристроена каменная часовня-усыпальница над могилой преподобного Далмата (здесь хранились его портрет, монашеское облачение, шишак и кольчуга). В 1904 г. в обители принят общежительный устав, а в 1912 г. монастырь стал второклассным.<br>
<br>
Почитание основателя Успенской обители старца Далмата среди жителей окрестных губерний Урала и Сибири было довольно велико. В 1864 г. Пермская духовная консистория своим указом установила в селе Далматово 24 июня, в день его преставления ежегодный крестный ход. В 1871 г. была попытка обрести мощи подвижника, в это время записываются свидетельства о его чудесах, исцелениях и явлениях. <br>
<br>
Среди знаменитых насельников монастыря – сподвижник Далмата и постриженник обители будущий первый архиепископ Архангельский и Холмогорский Афанасий (Любимов); учились в Далматовском училище будущий начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме и известный церковный ученый архимандрит Антонин (Капустин), изобретатель радио А.С.Попов, домашний учитель М.Ю.Лермонтова А.Ф.Мерзляков, организатор Томского университета и попечитель Западно-Сибирского учебного округа В.М.Флоринский, полярный исследователь К.Д.Носилов; в монастыре похоронены сын Далмата архимандрит Исаак, дядя архимандрита Антонина (Капустина) епископ Екатеринбургский Иона (Капустин), зауральский краевед, просветитель и писатель А.Н.Зырянов.<br>
<br>
После революции в начале 20-х гг. монастырь превращен в музей, в конце 20-х гг. службы прекращены. Сведений о репрессиях братии не имеется. В 1930 г. единственный на Урале Далматовский музей-монастырь был закрыт; в этом же году со Скорбященской церкви снесли купола. Главная святыня – чудотворная Далматская икона Божией Матери исчезла (в настоящее время ее местонахождение неизвестно). Стараниями местного краеведа и ученого В.П.Бирюкова удалось спасти и вывезти в Шадринск большую часть монастырского архива. В годы советской власти на территории монастыря располагались различные учреждения (в т.ч. театр); главные разрушения приходятся на послевоенные годы (с 1945 г.), когда монастырский комплекс отдан заводу «Молмашстрой» (завод «Старт»). Главный храм обители – Успенский собор был обезглавлен, переоборудован под цех, колокольня снесена. Частично разрушена монастырская стена, разобрана северо-западная башня – «Красный бастион». На территории монастыря построены корпуса заводских цехов, городская котельная. Постановлениями Совета Министров РСФСР от 1952 и 1974 гг. комплекс Далматовского монастыря признан памятником истории и культуры республиканского (общероссийского) значения.<br>
<br>
В сентябре 1989 г. в г. Далматово была зарегистрирована православная община и ей передан Скорбященский храм, а 6 мая 1992 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви возрожден монастырь и возобновлена монашеская жизнь. Завод «Старт» покинул территорию монастыря. 23 февраля 1993 г. в связи с выделением самостоятельной Курганской епархии из Свердловской монастырь сменил епархиальное подчинение. В 1994 г. обретены мощи преподобного Далмата Исетского (местночтимый святой, с 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 11 – в лике Собора Сибирских святых; к 300-летию преставления святого в 1997 г. были составлены ему служба и акафист). В том же 1994 г. в монастыре произошел сильный пожар, выгорели юго-западные корпуса. В настоящее время в братии монастыря 17 человек (в т.ч. 15 монашествующих), наместник – игумен Варнава (Аверьянов). Действующие храмы: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с крестильной церковью в честь собора свв. 70-ти апостолов, надвратная церковь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Устроена деревянная часовня с купальней над источником преподобного Далмата близ монастыря. Имеются тепличное хозяйство, скотный двор, пекарня, мастерские. Действует воскресная школа и православная библиотека. Имеется гостиница для паломниц, мужчины-паломники размещаются в братском корпусе.

Мiръ Россия Курганская область Далматово Далматовский Успенский мужской монастырь

Идёт загрузка карты…

Мужской монастырь, основанный в 1644 старцем Далматом, к 1-й пол. XVIII в. на левом берегу р. Исети. При монастыре действует гостиница. Один из крупнейших монастырей Зауралья, большинство построек отстроено в камне, сооружена крепостная стена с башнями и кельи. С XVIII в. при монастыре существовала «славяно-российская школа», с 1816 — духовное училище. В 1922 преобразован в музей-монастырь, в 1930 окончательно закрыт. С 1945 занят заводом молочного машиностроения «Старт», часть построек сломана. Вновь открыт в 1992. Ансамбль Далматовского монастыря и входящие в него строения — Успенский собор, церковь Всех Скорбящих Радость, крепостные стены, монастырские кельи — являются объектами культурного наследия Российской Федерации федерального значения.

История

Прп. Далмат широко почитается на Урале и в Сибири. Его иконы, частицы его мощей находятся во многих храмах Курганской, Екатеринбургской, Челябинской, Омской, Новосибирской и других епархий. С 1871 года в монастыре велись записи чудес по молитвам преподобного, в монастырском архиве сохранилось около 30 таких свидетельств начала ХIX века.

Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской епархии Русской Православной Церкви, был основан в XVII веке, на землях татарского мурзы Илигея, и стал первой территорией русских в чужеземном крае. Монастырь 3-го класса основан в 1644 году на берегу реки Исети в месте, называемом «Белое городище», старцем Невьянского Богоявленского монастыря иноком Далматом, в миру — тобольский городничий Димитрий Иванович Мокринский (1594-1697). А началось всё когда старец Далмат ископал себе пещеру в овраге, на берегу Исети, при впадении реки Течи, тогда же была принесена им чудотворная Далматская икона Успения Божией Матери. Сначала эта обитель называлась Успенской Исецкой пустынью, иногда Далматовскою пустынью.

Ведя миссионерскую деятельность, монастырь мирным путем осваивал пустынные безлюдные места, расселяя прибывающих христиан в создаваемых поселениях и деревнях.

Далматовский Успенский мужской монастырь, снимок в журнале

Становление и развитие монастыря было не легким и часто сталкивались монахи с ожесточенной борьбой, нередко стены монастыря подвергались атакам со стороны недругов его, в течение долгих лет монастырь жил в страхе в ожидании нападения. С помощью Божией и с помощью людей добрых, монастырь выстоял в лишениях и тяготах, не один раз приходилось отстраиваться чуть ли не заново.

В монастыре было три церкви: Успенская главная, Дмитриевская придельная, и над восточными святыми вратами — во имя Иоанна Богослова. Внутри ограды стояли: деревянная игуменская келья, келья старца Далмата, четыре деревянные братские кельи, между кельями — сараец малый, где помещался гроб старца Далмата, келарня с сеньми и погребом, келья хлебенная, поварня квасная, солодовня, келья кожевенная, погреб, десять амбаров.

В октябре 1666 года в монастыре учреждается настоятельство и из среды иноков, первым священнодействователем назначается игумен Исаак. В этом же году пострижен в монашество Алексей Артемьев (наречен Афанасием). В 1669 году игуменом стал старец Никон, а через год — Иосиф, а потом игуменом стал Афанасий.

Далматовский Успенский мужской монастырь, вид сверху

Далматовский монастырь, возникший из одинокой пустыни отшельника и превратившийся в общину монахов, имел огромное значение в христианизация края. Во многих селениях началось возведение храмов и часовень. Монастырские земли — богатые природные угодья, привлекают пришлых людей и они оседали здесь. Начинают образовываются деревни и поселья, а уже в них строятся церкви. Преодолевая многодневный путь, крестьяне-переселенцы, добравшись сюда получали возможность жить и трудиться на привольных и благодатных приисетстких землях. Обширные леса были для многих и кормильцем и кровом, расчистив поляну или вырубив деляну в лесу, устраивали здесь для себя и своих семей прибежища земные.

Привлекая на свои земли пришлых людей, монастырь предоставлял им «льготы» и всячески старался помогать. Со временем монастырь обзавелся постройками — конюшенными и скотными дворами, амбарами, овинами, мельницами, кузницами, помещениями для выделки кож, шитья обуви, платья.

Трудами монастырской братии и крестьян, а также вкладами доброохотных христолюбивцев, святая обитель становилась сильной и все более продвигаясь к благоденствию и процветанию. Но были у монастыря и трудные времена.

После примирения с Илигеем, для Далмата явились другие враги – также из инородцев. Бродившие по степям калмыки приблизились к южным границам земель сибирских и совершили внезапный набег на берега Исети и Течи, близ Белого Городища. Они, подобно диким зверям, напали на жилище Далмата с братиею, сожгли часовни, потом подвергли пыткам самих пустынников, некоторых убили, а других увезли в неволю. Немногие смогли сохранить свою жизнь. Среди них – старец Далмат, захвативший с собой икону Успения Божией Матери. Икона почти не пострадала в огне, на ней был опален один только угол, к которому прикасалась дерзкая рука врага иноверца.

Далматовский Успенский мужской монастырь, так выглядела обитель

После восстановления обитель, еще три раза была осаждаема врагами калмыками. Первый раз в 1662 году, когда бунт, произведенный, по заговору Сеита — «Сеитский бунт», князьями Давлет-Гиреем и Кучуком, происшедшими из фамилии Кучума, последнего Сибирского Хана. Второй раз в 1704 году, во время бунта Адларь-Бая Исекеева. Третий раз монастырь был осаждаем в 1736 году, во время бунта, зачавшийся под влиянием Пепени, Майдора и Тулчусура.

Но после калмыцких набегов монастырь был осаждаем и другими вражинами — двумя бандами разбойников, известных под именем Дубинщины и Пугачевщины. Первая шайка образовалась в 1762 году из монастырской Исетской волости по случаю учреждения штатов, под предводительством ссыльных сюда крамольников. Спустя 10 лет после Дубинщины, монастырь был осажден во время бунта, произведенного самозванцем Пугачевым. В середине феврале 1774 года к Далматовскому монастырю подошло трехтысячное войско пугачевцев. За стенами крепости укрылось всего четыре сотни защитников. Началась двадцатидневная осада монастыря. Бунтовщики пытались взять монастырь штурмом, однако получили ожесточенный отпор. Не раз пугачевцы под прикрытием артиллерийского и ружейного огня пытались подобраться к стенам, спрятавшись за возами сена, но защитники монастыря поджигали сено горящей паклей и буквально засыпали противника пулями и камнями. К восставшим подходило подкрепление, и их число превысило пять тысяч. Ситуация складывалась критическая, но монастырь спасло стремительное наступление правительственных войск под командованием генерала Деколонга. В продолжение 15-дневной осады (с 15 февраля по 1 марта), пугачевцы не смогли проникнуть внутрь монастырского укрепления. Лишившись под монастырскими стенами 4-х пушек и 200 человек, утром 1 марта бунтовщики отступили.

Внутренний двор, вид на юго-западную башню

Опустошительные пожары деревянных строений после набегов кочевников и по людской неосторожности с 1651-1852 г.г. подвигли монахов на строительство каменного монастыря. В 1704 году было «принято благословение Архиерейское строить на Белом городище церковь каменную во имя Пресвятые Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, в отстранение от огненного запаления». Каждый камень великолепного ансамбля был вынянчен руками крестьян Далматовской волости. Монастырская стена, построенная почти 300 лет назад – главная достопримечательность города Далматово.

В истории монастыря сотни имен, известных и неизвестных, вносивших богатые и скудные дары, в надежде на Божие покровительство, множество исторических лиц связанных судьбой с монастырем. Это настоятели и строители монастыря, это ссыльные, отбывавшие здесь срок, это искусные мастера и иконописцы, чьё мастерство пронеслось через годы пренебрежения.

После революции в начале 20-х гг. монастырь превращен в музей, в конце 20-х гг. службы прекращены. В 1930 г. единственный на Урале Далматовский музей-монастырь был закрыт, в этом же году со Скорбященской церкви снесли купола. Главная святыня — чудотворная Далматская икона Божией Матери исчезла, в настоящее время ее местонахождение неизвестно. Стараниями местного краеведа и ученого В.П.Бирюкова удалось спасти и вывезти в Шадринск большую часть монастырского архива. В годы советской власти на территории монастыря располагались различные учреждения в т.ч. театр, основные разрушения приходятся на послевоенные годы с 1945 г., когда монастырский комплекс отдан заводу «Молмашстрой» — завод «Старт». Главный храм обители — Успенский собор был обезглавлен, переоборудован под цех, колокольня снесена. Частично разрушена монастырская стена, разобрана северо-западная башня — «Красный бастион». На территории монастыря построены корпуса заводских цехов, городская котельная. Постановлениями Совета Министров РСФСР от 1952 и 1974 гг. комплекс Далматовского монастыря признан памятником истории и культуры республиканского (общероссийского) значения.

Братия монастыря

В сентябре 1989 г. в г. Далматово была зарегистрирована православная община и ей передан Скорбященский храм, а 6 мая 1992 г. решением Священного Синода РПЦ возрожден монастырь и возобновлена монашеская жизнь. Завод «Старт» покинул территорию монастыря. 23 февраля 1993 г. в связи с выделением самостоятельной Курганской епархии из Свердловской монастырь сменил епархиальное подчинение. В 1994 г. обретены мощи прп. Далмата Исетского — местночтимый святой, с 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 11 — в лике Собора Сибирских святых, к 300-летию преставления святого в 1997 г. были составлены ему служба и акафист. В том же 1994 г. в монастыре произошел сильный пожар, выгорели юго-западные корпуса. В настоящее время в братии монастыря 9 человек, в т.ч. 4 монашествующих, наместник — игумен Варнава (Аверьянов). Действующие храмы: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с крестильной церковью в честь собора свв. 70-ти апостолов, надвратная церковь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Действует воскресная школа и православная библиотека. Имеется гостиница для паломниц, мужчины-паломники размещаются в братском корпусе.

Современное состояние

В настоящее время монастырь является действующим, активно восстанавливается и привлекает множество паломников к своим святыням. Многие постройки монастыря находятся в неудовлетворительном состоянии. Ведутся восстановительные и реставрационные работы.

В братии Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря состоит 19 человек, в том числе 14 монашествующих (из них 5 священнослужителей – все штатные), 5 послушников. Игумен Варнава (Аверьянов) — наместник монастыря. Есть в обители свое тепличное хозяйство, столярная мастерская, монастырская кузница и пр.

Храмы

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»

Церковь Иоанна Богослова

Часовня

Святыни

Далматская икона Успения Пресвятой Богородицы

Мощи прп. Далмата Исетского

Кроме мощей преподобного Далмата Исетского, в монастыре имеется ковчеги с частицами мощей прпп. Киево-Печерских и разных святых, то есть более ста частиц мощей угодников Божиих.

Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская)

Святой источник в честь преподобного Далмата Исетского.

Престольные праздники

Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа

и памятные дни

28 февраля н.ст. — Далматской иконы Божией Матери,

8 июля н.ст. — преставление прп. Далмата Исетского,

6 августа н.ст. — обретение мощей прп. Далмата Исетского,

Икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» — 6 ноября. На праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» совершается крестный ход вокруг храма, в остальные монастырские праздники — крестный ход вокруг обители. Водосвятные молебны в праздничные дни совершаются, как правило, в часовне на источнике прп. Далмата.

Фото

  • Икона преп. Далмата

  • Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 1871–1881 гг. Фото кон. XIX в.

  • Надгробие прп. Далмата. Фото С. М. Прокудина-Горского. 1912 г.

  • Успенский собор монастыря

  • Помещение купели

  • Монастырская гостиница

Видео

Далматовский монастырь начало Зауралья Свято — Успенский Далматовский мужской монастырь.mp4 Свято — Успенский Далматовский мужской Монастырь

Как добраться

Город Далматово расположен примерно на одинаковом расстоянии от Екатеринбурга -180 км, Кургана -190 км, Тюмени — 256 км и Челябинска — 209 км, поэтому добраться на автомобиле из всех этих городов не составит большого труда.

Из г.Челябинска от дворца спорта «Юность» в понедельник, пятницу и воскресенье 15.30ч. отправляется автобус на Далматово. Номер маршрута 538/1. В дороге 4.38ч.

Между городами Курганом и Екатеринбургом осуществляется ежедневное автобусное сообщение От Екатеринбурга до поворота на Далматово время в пути 4.12 ч. От Кургана 3.20 ч.

Возле автобусной остановки всегда стоят такси. От Екатеринбурга или от Кургана точные маршруты – на сайте обители. По железной дороге до Далматово можно доехать пригородными электропоездами и поездами дальнего следования. Примерное расстояние от вокзала 700 метром в южном направлении можно пройти пешком.

Адрес

Индекс 641730, Курганская обл. г. Далматово, ул. Советская 194,

Паломнику

Желающим потрудиться и узнать о доме паломника есть информация на сайте обители. Получивших помощь по молитвам прп. Далмата Исетского тут просят оставить письменное свидетельство об этом, оформленное надлежащим образом – с указанием своей фамилии и инициалов, места проживания, даты, подписи. Прислать его можно по почте. В монастыре можно передать через иконную лавку или оставить в храме у дежурного алтарника.

В марте 2012 года «Дом паломника» монастыря принял первых своих гостей. Разместиться в нем могут 80 паломников. Две большие келии по 15 мест для небольших групп. Одна келия для паломников остальные 6-ти местные. Монастырь может принять и разместить немного скромнее гораздо больше паломников. Ночлег и пищу найдёт каждый приехавший к прп.Далмату.

ВАЖНО: Приём заявок на проживание и экскурсии ежедневно с 9.00 до 17.00

Групповые заявки паломников с питанием и ночлегом принимаются по предварительной договорённости за 2 недели до приезда по телефону.8-922-67-86-913 8-352-52-3-17-06.

Одежда паломников должна соответствовать православным традициям: женщины в юбках и с покрытой головой, мужчины – в одежде соответствующей святости места.

Богослужебная деятельность монастыря

Богослужения совершаются в дни воскресные, праздничные (бдение, полиелей), поминовения усопших (родительские субботы), а также по усмотрению наместника и иные дни, но, как правило, не менее двух-трех Божественных Литургий в неделю. В воскресенье вечером (кроме периода Великого поста, тогда в течение четырех воскресных дней вечером совершается чин Пассии), если не служится на следующий день Божественная Литургия, неопустительно служится вечерня с пением акафиста иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Во время Великого поста ежедневно совершаются богослужения в первую и Страстную седмицы, все субботние и воскресные дни, во все дни, когда полагается совершать Божественную Литургию Преждеосвященных Даров. Ежедневно совершаются богослужения также во всю Светлую седмицу. В престольный праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», в дни памяти преп. Далмата Исетского (8 июля, 6 августа н.ст.) праздники Успения Божией Матери (28 августа н.ст.) Далматской иконы Успения Божией Матери (28 февраля н.ст.) по обычаю служится водосвятный молебен на источнике преп. Далмата и совершается крестный ход вокруг стен обители (в праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» — вокруг храма), служится акафист празднику

Вечернее богослужение начинается в 17.00 ч. Как правило, совершаются вместе 9-й час, вечерня, утреня и 1-й час. Начало исповеди – 7.30 ч. После окончания исповеди (но не позднее 10 ч.) – начало Божественной Литургии. В монастыре ежедневно совершается братское правило: утреннее – с 5.30 ч. (полунощница, утренние молитвы, молебен с пением акафиста преп. Далмату Исетскому перед его мощами); вечернее – после окончания вечерней трапезы (с 19.30 ч., если не было вечерней службы, — малое повечерие с тремя канонами и вечерние молитвы; с 21.00 ч., если была вечерняя служба, — вечерние молитвы). В воскресные дни по окончании Божественной Литургии служатся заказные молебны, панихида (и заочное отпевание). В 14.00 ч. в воскресенье (в остальные дни – по договоренности) совершается таинство Святого Крещения (а накануне, по воскресным дням в 14.00 ч. проводятся огласительные беседы в храме). Поскольку в г. Далматово и Далматовском районе помимо монастырского храма иных действующих нет, в монастыре совершается также в установленные по церковному уставу дни таинство Венчания. Таинство Елеосвящения совершается, как правило, еженедельно в дни многодневных постов, а в частных случаях – по мере необходимости.

Все богослужения обычно совершаются в Скорбященском храме, таинство Св. Крещения – в крестильной церкви во имя собора свв. седмидесяти апостолов (южная галерея Скорбященского храма); Божественная Литургия в крестильной и надвратной церквях совершаются в исключительных случаях.

Телефон

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *