<<<   БИБЛИОТЕКА   >>>

Антология изречений святых отцов церкви

Об отношении к миру и поведении в миру

Что вы детей по-французски, по-немецки, по-итальянски не научите, за то вас Бог не спросит, а что их в добрых нравах не наставите — суда Божия и истязания не избегнете. Помните вы это; я вам просто, да правду говорю: ежели дети Ваши злы будут, то внучата злейшии, а правнучата и того злейшии. Злой отец добру не научит сына, и так зло будет расти, пока судом Божиим искоренится, а всему тому злу корень и начало есть злое наше воспитание.

Святитель Тихон Задонский

О том, чтобы дети получили внешнее образование и поступили в службу, мы заботимся, тратим деньги, просим друзей и много ходим и туда, и сюда, а о том, чтобы они были угодны Господу (знали Закон Божий и жили по Божьему), не оказываем никакого попечения, заботы… О маловажном мы много заботимся, а на важнейшее не хотим обратить внимания.

Святитель Иоанн Златоуст

***

Главнейший враг жизни в Боге — многозаботливость.

Святитель Феофан Затворник

***

Нерадение о христианском воспитании детей есть величайший из всех грехов и в нем крайняя степень нечестия.

Святитель Феофан Затворник

***

Когда люди или дьявол будут внушать тебе, что ты погибнешь за грехи своих детей, тогда отвечай им так, как сказал Сам Бог через пророка Иезекииля, что родители не будут отвечать за детей, а дети за родителей, потому что как добрые, так и злые дела остаются при том человеке, кто их делал и каждый по делам своим получит достойную часть. (Впрочем, если в детском возрасте не научили детей закону Божию, то надо об этом покаяться на исповеди). Одних слов да наставлений еще мало для детей — нужно учить своим собственным примером, нужно и самим родителям жить и поступать по-христиански, ибо юные люди более научаются от дел, нежели от слов и наказания.

Святитель Тихон Задонский

***

Чаще приводите и приносите своих детей в храм Божий для причащения Святых Тайн, — это духовная пища, это врачевство от всех болезней душевных и телесных.

Святитель Иоанн Златоуст

***

Мир со своими утехами рассеянные люди считают раем, а внимающие своему спасению — мучением.

***

Правило для внимательной жизни — меньше говорить, а больше думать о духовном и божественном, меньше суетиться и разбрасываться.

***

Не должно противиться власти (начальству), чтобы не согрешить перед Богом и не подвергнуться Его праведному наказанию. Где Провидением Божиим поставлены на должность, там, по возможности, трудиться и действовать.

Святитель Филарет Московский

***

Опасно искать общественного служения, когда знаем свои недостатки, препятствующие проходить его с успехом: но и того, думаю, остерегаться надо, чтобы не оставить служения, к которому призван. Надо испытать себя, прежде нежели оставим свое место. Если точно видим, что способности и силы наши не позволяют нам исполнить, чего требует служение наше, можно решиться оставить его, чтобы не быть виною ущерба общего блага.

Митрополит Филарет (Мечков)

***

Все внешнее: пища, одежда, обстановка — безразлично для человека, если к ним нет пристрастия.

Святитель Феофан Затворник

***

Все, что не относится к Богу, должно трогать тебя мало, должно быть чуждо тебе. Ибо только уединившись в самого себя, ты можешь с истинной свободой духа мыслить о Боге и заниматься Богом. Все свои дела одушевляй памятованием о Боге. Ибо без Бога ты не можешь сделать ничего, кроме греха.

***

Может быть старость не глубокая, но очень почтенная, как скоро украшается опытностью, мудростью, честной и полезной деятельностью.

***

Нельзя вам брать на себя то, что под силу только людям, от мира отрекшимся. Совершенное беспопечение — их дело, а вам — дела и дела. Вы муж и отец и другое, может быть, еще.

Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам духовной жизни

Всякое из этих названий на вас налагает обязанности, заповедями Божиими определенные. Исполнять их есть ваш труд во спасение.

Святитель Феофан Затворник

***

Надлежит знать, что все обращают внимание не на то, что говорим, а на то, что делаем.

Святой Исидор Пелусиот

***

Грозное слово в Евангелии против тех, которые скрывают талант свой. Тебе дано дарование и способность, а ты хочешь все это бросить и уйти… Страшно подпасть такой беде под благовидным предлогом.

Преподобный Амвросий Оптинский

***

В сравнении с любовью ко Господу не должно отдавать преимущества ни брату, ни жене, ни сыну, ни другу, ни всякой другой привязанности, которая может нас отлучить от Царства Небесного.

***

Зрелищные дома и конские ристалища — общая пагуба для вселенной.

Святой Исидор Пелусиот

***

Замечать дни (счастливые или несчастливые) — это дело заблуждения.

***

Будь смирен во всем: в осанке, в одежде, в сидении, в стоянии, в походке, в постели, в келии и во всех принадлежностях ее.

***

Не смотри на тех, которые живут безразлично и с небрежением, чтоб не возгордиться над ними и осудить их, но и не садись с ними, чтобы не дойти до бесполезных речей; хвали осуждателей твоих.

***

Нельзя пред всеми и во всем быть совершенно откровенными, нельзя о всем говорить всякому, иное нужно и умолчать, скрыть.

***

Охраняйтесь от знания о чужих делах.

***

Святые отцы жребий бросать не советуют, ибо нам Бог дал разум; если это и делается, то очень редко и то с благословением духовных отцов и в неизбежной нужде.

Старец Арсений Афонский

Ничто не убеждает людей лучше примера.

***

Чтобы отвлечь от Христа (не было времени ходить в храм, читать Божье Слово, вообще заниматься духовными делами), мир изобрел театр, кино, и кто их любит, в том, очевидно, нет любви к Богу.

Святитель Иоанн Кронштадтский

***

С собою класть Евангелие или икону в гроб — это не вредно.

Старец Арсений Афонский

***

Эта жизнь требует более всего, чтобы не тяготиться, когда говорят и открывают наши погрешности, которых сами в себе не видим: не досадуй на это, но еще благодари.

***

Кто премудр? Тот, кто везде и всегда с рассуждением поступает.

Святитель Тихон Задонский

***

Старицу Рахиль уговаривали выпить вина, а она отказалась. Так и вы отказывайтесь от неподходящих предложений, хотя они и будут исходить от важных особ.

***

Деньги держать для доброй цели — не есть сребролюбие, а после, когда дело будет сделано, можно не сберегать, на Бога возложив все упование.

Святитель Феофан Затворник

***

Есть много должностей (или занятий), которые или едва могут быть исполняемы без грехов, или решительно не могут. Поэтому должно уходить от них на другие.

***

В собраниях предпочитай молчание, потому что оно удерживает от многого вреда.

***

При веселье, нарядах, еде и питье не забудь бедного Лазаря.

***

Имеющий суровый и обличительный характер не может быть спокоен тогда, когда будет умалчивать, а имеющий характер мягкий и уклончивый может потерять мир душевный, если будет других резко обличать.

Преподобный Амвросий Оптинский

***

Различные знания и искусства, образование — дар Божий; сан, власть и все доброе, что мы имеем — это дары милости Божией, за пользование которыми нужно будет отдать Богу в свое время строгий отчет; следовательно, нам нечем тщеславиться или гордиться.

***

В древнее время многие подвижники и вовсе грамоты не знали, а Богу угодили (т.к. более старались и интересовались о духовном, нежели о мирской грамотности).

Иеросхимонах Александр Гефсиманский

***

Почитай потерянным тот день, в который не преодолевал своих худых склонностей и пожеланий.

***

Вы по тому можете узнать о своих успехах в духовном совершенстве, если у вас ослабнет пристрастие к миру и его соблазнам.

***

Старец Даниил Ачинский разговоров мирских, политических и исторических не терпел.

***

Должно изучать искусства не пустые, но необходимые.

Святитель Иоанн Златоуст

***

Кто не помогает человеку в горе, нужде и несчастье, потому что он иудей, турок или лютеранин, — тот не христианин.

***

Деньги или приобретенное добро проматывать на пустяки и другие прихоти — значит нарушать восьмую заповедь Божию.

***

Ныне люди стали жить по своей воле и разуму и оставили заповеди Божии, и без Господа думают найти радость на земле, не зная, что только в Господе веселится душа человека.

Преподобный Силуан Афонский

***

Чем кто услаждается, т.е. любит, тому и порабощается.

***

Не должно роптать ни при недостатке потребного, ни при утомлении от дел.

***

Старательно избегай развлечений, которые удаляют от богомыслия и раздражают страстные движения.

***

Никому безрассудно и до излишества не вверяйся; незнакомым или еще неиспытанным не открывай своих намерений и тайн и не заводи дружбы с ними.

***

Сладости мира — это мясо, вина, бани, лакомства и вкусные блюда.

Преподобный Феодор Студит

***

Принимать к себе людей надо с рассуждением.

Старец Макарий Оптинский

***

Бегай всякого развлечения, всякой заботы, праздности, роскоши, красоты лица, поползновения очей; сладкая речь — стрела для слуха, она предает члены сладострастию.

Святой Нил Синаит

***

Опасайтесь дружбы с людьми подозрительными.

***

Ничего нет хуже, когда детские проступки не исправляются и через это в детях обращаются в привычку. Эти проступки, будучи запущены, обыкновенно настолько портят ребенка, что впоследствии уже не бывает возможности никакими увещаниями его исправить.

***

Мужу с женой, или жене с мужем (разумеется, повенчанным священником), разлучаться не должно, разве кто из них уличен в прелюбодеянии, или находит препятствие благочестию.

Святитель Василий Великий

***

Супружество без священнического благословения беззаконно.

***

Не будь привержен к своим родственникам более, нежели к Богу.

***

От суетных бесед происходит рассеянность ума и сердце теряет духовную теплоту … Должно особенно хранить себя от знакомства с такими людьми: посещать их и к себе принимать.

Святитель Игнатий Брянчанинов

***

При перемене квартиры (или покупке дома) должно смотреть на соседство.

Святой Варсонофий Великий

***

Не должно посещать кого-либо без доброй цели или полезного дела. Вообще посетитель должен быть благоразумным слушателем и мудрым на ответы, принося душевную пользу своим посещением.

***

Остерегайся частых и долгих посещений.

Старец Макарий Оптинский

***

Иноверию мы не должны сочувствовать, но добрым делам иноверцев должны подражать.

Старец Макарий Оптинский

***

Всеми силами души удаляйся от людей, чуждых разума и совета.

***

Если любишь духовную жизнь, не входи в круг тех, у коих вся забота о суетностях.

Святой Антоний Великий

***

Живя в мире, нельзя вовсе не заботиться о потребном для жизни, но заботы эти должны быть на втором плане.

Старец Арсений Афонский

 Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

<<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>>

Подтверждением тому, что Господь Бог Отец Небесный, относится к людям, и даже грешникам, как Любящий Отец и являются последующие слова Иисуса Христа о том, что Отец Небесный “повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных” (Матф.5:45).

Любовь Господа Бога к грешникам в первую очередь проявляется в том, что Он перед воздаянием за грехи указывает им путь к исправлению и помогает покаяться при помощи любви и милосердия, побеждая зло в душах людских. Так и мы, люди, чтобы стать достойными сынами Отца нашего Небесного, должны уподобиться Ему во всем. И также, как Отец Небесный, Бог наш, должны избегать гнева и ненависти, должны любить всех людей (так как они ближние наши) и проявлять милосердие, заботу и любовь даже к врагам нашим. Поэтому последователи Иисуса Христа, желающие стать достойными сыновьями Отца Нашего Небесного, также как и Он, должны любить всех людей окружающих их, как праведных так и не праведных, в том числе и врагов своих.

Из всего вышесказанного и можно сделать вывод о том, что именно так и нужно понимать слова Спасителя о любви к врагам. Призывая к тому, чтобы человек любил врагов своих, Иисус Христос этой заповедью продолжает развивать мысль о непротивлении злу. Рекомендуя не противиться злу, Иисус Христос привел примеры такого непротивления в виде подставления второй щеки, отдавания рубашки и одежды, хождения двумя поприщами и давания просящим и хотящим занять. В заповеди о любви к врагам Иисус Христос также, в виде примеров, уточняет формы проявления вражды. Спаситель говорит “любите врагов ваших”. Можно предположить, что в этих словах Иисуса Христа говорится о наглядно выраженном виде агрессивной, открытой вражды. Ведь враг может проявлять к вам как скрытую, так и открытую вражду, агрессию, непримиримость. Иисус Христос дает совет о том как нужно относиться к врагу. Его нужно любить, то есть сострадательно, заботливо, милосердно относиться к ближнему, и при помощи любви сделать из врага друга.

В словах Иисуса Христа о проклинающих вас говорится о тех людях, которые отрицательно относятся к вам настолько, что проклинают вас. Проклятие – это тоже проявление вражды, неприязни, агрессии. Как и в предыдущем случае, Иисус Христос указывает на то, как нужно поступить в данной ситуации. Проклинающих вас надлежит благословлять, и видя ваше смирение и доброе отношение, проклинающие вас, могут стать вместо ваших врагов друзьями.

В словах Иисуса Христа о ненавидящих вас говорится о тех людях, которые исполнены к вам агрессивных и негативных чувств в виде ненависти.

Ненависть также является разновидностью вражды и неприязни. А в этом случае Иисус Христос также указывает на то, как нужно поступить в данной ситуации при встрече с такими людьми. Ненавидящим вас нужно творить (совершать) благие (добрые) дела и таким способом изменить их отношения к вам.

В словах Иисуса Христа об обижающих вас, говорится о людях, причиняющих вам различные огорчения, страдания в виде обид. Сознательно причинять обиду может только враг. В данном случае Иисус Христос также указывает на то, как нужно вести себя в подобной ситуации. За обижающих вас нужно молиться. При помощи ваших молитв Господь вразумит тех людей, которые вас обижают и они прекратят нанесение своих обид. А обидчик, видя ваши мольбы за него, то есть ваше хорошее отношение к нему, изменит свое поведение к вам.

В словах Иисуса Христа о гонящих вас, говорится о людях, которые подвергают вас всяческим притеснениям, ущемлению, изгоняют вас, противодействуя вам в делах. Гонение также является разновидностью враждебного отношения к вам. И в этом случае Иисус Христос указывает на то, как нужно поступить в данной ситуации. За гонящих вас также нужно молиться. Внемля вашей молитве, Бог смягчит сердце гонящего. Увидев то, что вы в ответ на гонения, молитесь за него, то есть отвечаете добром на зло, гонящий прекратит свои репрессии и прекратит гонения.

Проклятия, ненависть, обиды и гонения являются разновидностью враждебного отношения к вам. Излагая Свои поучения, Иисус Христос, как и в заповеди о непротивлении злу, также дает понять слушателям, что речь идет о виновном человеке, который совершил какой-то плохой поступок, за который его проклинают, ненавидят, обижают и гонят. Для исправления вины человека Иисус Христос указывает конкретные действия, совершая которые человек искупит свой грех и улучшит свои отношения с людьми. В качестве исправления человек должен благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим, молиться за обижающих и гонящих его. Этими действиями человек проявит любовь к врагам своим и прекратит вражду. Поступив так, человек поступит, как надлежит поступать сынам Отца Небесного. Иными словами, ответив добром на зло, он продемонстрирует свою любовь к врагам. То есть человек при помощи кротости, милосердия и добра победит зло вражды в виде проклятий, ненависти, обид и гонений. Сам Иисус Христос в Своей земной жизни многократно исполнял заповедь, предписывающую проявлять любовь к врагам. Так, например, Иисус Христос молился за людей, враждебно относящихся к Нему и распявших Его. “Отче! прости им, ибо не знают, что делают” (Лука 23,34). В качестве подтверждения того, что Господь Бог проявляет Свою Любовь, Милосердие и Заботу ко всем людям мира, как к праведным, так и неправедным, помогая злодеям исправиться и стать добрыми, а добрым людям помогая служить Богу, Иисус Христос сказал такие слова: “Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию” (Матф.9:13). И к падшему человечеству Господь, Иисус Христос, проявил такую любовь, что спасая людей, отдал за них Свою жизнь. А ведь среди спасенного человечества были и такие люди, которые враждебно относились к Иисусу Христу и Его учению, то есть будущие враги христианства. Продолжая излагать Свое учение в Нагорной проповеди, Иисус Христос призвал Своих учеников и последователей проявлять возвышенную, чистую любовь к врагам своим. Проявление такой любви и дает право людям стать сынами Отца Небесного.

Но наряду с этим, Иисус Христос предостерег Своих последователей от себялюбия, то есть от любви корыстной и эгоистической, которая была свойственна грешникам и язычникам. Продолжая пояснение заповеди о любви к врагам, Иисус Христос сказал: “Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?” (Матф.5:46). В этих словах Иисус Христос не имеет в виду взаимность в искренней любви, возникшей между мужчиной и женщиной. Этими словами Иисус Христос осуждает любовь эгоистическую, неискреннюю, построенную на стяжательстве и расчете. О правильности такого толкования говорит указание на мытарей. Слово “мыто” означает подать, налог. Мытарем в древнееврейском государстве назывался человек, собирающий мыто, то есть подать, налоги. Но так как налоги были очень высокие, люди мытарям давали взятки, за получение которых мытари брали меньший налог. В Своих словах Иисус Христос в качестве красноречивого символа приводит любовь мытарей к тем людям, от которых мытари получали подарки, взятки и таким образом имели личную выгоду. Людей, дающих им подношения, подарки и взятки, мытари любили. И относились к таким людям как к друзьям. Как правило, любовь мытарей проявлялась в занижении взимаемых налогов к тем людям, которые им преподносили подарки.

Иисус Христос высмеивает такую “любовь” (то есть хорошее отношение) мытарей к преподносителям взяток и подношений (к дарильщикам). Иисус Христос показывает, что такая любовь не искренна и полностью основывается на личной выгоде обеих сторон. Внешне мытарь и подноситель взяток сохранили друг с другом хорошие дружеские отношения, как бы любили друг друга. Но на самом деле под этими дружескими отношениями, разыгранными с показной заботливостью друг о друге, скрывалась обыкновенная сделка. Поэтому проявление заботы мытаря к подносителям взяток не может являться проявлением любви к ближнему и исполнением этой заповеди потому, что забота и любовь мытаря к ближнему основана на выгоде и представляет собой выражение не искренних, а ложных чувств. Если мытарь и подноситель взятки (дарильщик) раньше друг с другом враждовали, а затем помирились, так как преподнесенная взятка исчерпала их конфликт, устроила их обоих, то установившиеся мирные отношения между мытарем и взяткодателем нельзя рассматривать как проявление любви к врагу или любви к ближнему. Так как их отношения фальшивы, не искренни, и строятся на взаимной выгоде и корысти, вопреки проявлению искренних, чистых чувств друг к другу.

Продолжая дальнейшее пояснение заповеди о любви к врагу, Иисус Христос сказал: “И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?” (Матф.5:47). Эти слова нужно понимать следующим образом. Любая языческая религия характеризовалась многобожием. Например, в античных религиях таких стран как Древняя Греция и Древняя Италия в честь разных языческих божеств воздвигались отдельные, посвященные им храмы. Поэтому люди, исповедовавшие языческую религию, наряду с тем, что чтили главных богов, все же могли по своему усмотрению отдавать предпочтение в поклонении тому или другому языческому божеству. Кто-то выказывал наиболее ревностное поклонение Венере, а кто-то Аполлону или другим божествам.

Оптинские старцы и их изречения

Люди, считавшие себя наиболее стойкими приверженцами в поклонении определенному языческому божеству, собирались для служения ему в храме, выстроенном в честь этого божества. И там они приносили свои жертвы этому божеству и возносили свои просьбы. Люди, объединенные поклонением к определенному языческому божеству и собиравшиеся в храмах для моления этому божеству, называли друг друга братьями по вере. Братья по вероисповеданию, связанному с поклонением определенному языческому божеству, относились друг к другу с особым уважением, симпатией и заботой. Братья по вере помогали друг другу в делах и поддерживали друг с другом теплые дружеские отношения как единоверцы, соратники, разделяющие общие взгляды, связанные с культом определенного языческого божества. Также заботливо люди относились друг к другу в кругу семьи, к своим кровным братьям и родственникам. Именно такие отношения возникали между людьми среди братьев по вероисповеданию и среди кровных братьев родственников. Приводя этот пример, Иисус Христос говорит о том, что так поступают только язычники. Истинные же христиане должны любить, то есть с любовью, милосердием и заботой относиться не только к братьям по вере или кровным братьям, но и к остальным людям. Нужно любить не только братьев по вере или кровных братьев, но даже злодеев и врагов, потому что эти люди ближние наши. Согласно учению Христову добрые отношения и любовь, проявляемая ко всем людям (ближним), является высшей формой поведения, основанного на самой совершенной в мире христианской философии и морали. Любовь к ближним, даже злодеям и врагам, признак принадлежности человека к Царству Небесному.

Продолжая пояснять заповедь о любви к ближнему, Иисус Христос провозглашает: “И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают” (Лук.6:33). Эти слова Иисуса Христа нужно понимать следующим образом. Во всех странах мира и во все времена грешники совершали добрые поступки всегда вынужденно и только тогда, когда им это было выгодно. Только выгода и корысть вынуждали грешника делать добро и только тем людям, которые в ответ тоже делали что-либо полезное и доброе. Такое корыстное совершение добра, сделанное ради выгоды в виде сделки, осуждается Иисусом Христом потому, что в основе такого поступка нет искренности и бескорыстия, а лежит расчет и нажива. Поэтому, такое совершение доброго поступка, сделанного взамен за ответное добро, по учению Иисуса Христа христианским поступком не является. А считается деянием, совершаемым грешниками, строящими свои поступки на расчете, выгоде и корысти.

В Своих последующих словах Иисус Христос обращается к этой же теме, и дальше, развивая Свою мысль, говорит: “И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за это благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же” (Лук.6:34). Эти слова Иисуса Христа нужно понимать так. Раньше, до появления Иисуса Христа, люди совершали бескорыстное добро очень редко. В первую очередь это объяснялось языческой этикой и идеологией, которая была основана на страхе перед многочисленными языческими божествами, на корысти и расчете в отношениях между людьми. Иудеи, в отличие от язычества, признавая Единого Бога Творца и Вседержителя, редко придерживались исполнения заповеди о любви к ближнему. И даже между собой строили свои отношения как язычники, на выгоде и корысти. Свои добрые дела евреи, вместо бескорыстной любви даже друг к другу, очень часто совершали только по расчету, заменяя бескорыстие выгодой. За это их и обличает Иисус Христос, сравнивая евреев с грешниками, которые дают взаймы тем людям, от которых надеются получить обратно. Такой поступок по учению Христову бескорыстным не является и благодарности не достоин, так как в таком поступке отсутствует не только самопожертвование, но и бескорыстная любовь к ближнему.

Придя в мир людей, Иисус Христос напомнил евреям о выполнении заповеди любви к ближнему и добавил новые заповеди о том, что истинные христиане должны любить не только ближних, но и злодеев и врагов своих. Иначе они не попадут в Царство Небесное. “Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное” (Матф.5:20). А “праведность” фарисеев и книжников заключалась в том, что они, попирая заповедь о любви к ближнему и призывая к ненависти к врагам, бескорыстную и всепрощающую любовь к ближнему заменили наживой, и делали добро по расчету только взамен на приобретение какой-либо выгоды. Иисус Христос, осуждая такое фальшивое отношение к ближним, учит о том, что истинный христианин должен проявлять бескорыстную любовь ко всем ближним, даже к злодеям и врагам. Именно в этом и состоит истинный Дух Закона Божьего, который книжники и фарисеи превратили в строгий свод правил, стремясь следовать букве закона, но не духу его.

Заповедь о любви к врагам не означает того, что люди должны любить врагов, завоевателей их страны, или врагов-еретиков, искажающих истинное вероучение. Спаситель заповедовал любить личных врагов, но быть непримиримым к врагам общественным, захватчикам отечества и еретикам. До прихода Иисуса Христа евреи считали себя лучше языческих народов потому, что полагались на свою богоизбранность и на то, что на их народе пребывает благословение Господне. Иисус Христос сказал евреям о том, что только бескорыстная всепрощающая любовь является путем достижения богоизбранности. И только бескорыстная любовь к ближнему является отличительной чертой от мытарей, язычников и грешников, которые совершают добро только из корысти и выгоды.

Изложив эти истины евреям, Иисус Христос сказал: “Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный” (Матф.5:48). Эти слова следует понимать таким образом. Слово “итак” указывает на то, что теперь должен последовать вывод из всего ранее сказанного. Перед тем как сделать вывод Иисус Христос рассказал евреям о безграничной любви и милосердии Отца Небесного, Который “благ и к неблагодарным и злым” (Лук.6:35). Иисус Христос сказал Своим слушателям, что Господь одинаково заботится о людях, как злых так и добрых. Доказательством тому является то, что Господь “повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных” (Матф.5:45). Иисус Христос рассказал людям о том, что высшей формой отношений между людьми может быть только всепрощающая, бескорыстная любовь к ближним, направленная к злодеям, врагам, проклинающим, ненавидящим, обижающим и гонящим человека людям. Иисус Христос указал на то, что любовь (то есть помощь и забота) мытарей к тем, кто дает в ответ какую-либо выгоду, приветствие (то есть хорошее отношение), а у язычников только к братьям своим, совершение добра грешниками тем, кто отвечает им добром, давание взаймы грешниками тем, от которых можно получить обратно, – все эти поступки не являются бескорыстными делами, заслуживающими награды или благодарности, так как основаны на выгоде и корысти. Только бескорыстная, всепрощающая любовь к ближнему, даже к злодею и врагу, и есть проявлением истинно христианского поступка, делающего человека сыном Отца Небесного.

Сделав вывод из всего вышесказанного, Иисус Христос и говорит о том, чтобы люди достигали совершенства и стали совершенными, как Отец их Небесный. Иными словами, чтобы люди через свою бескорыстную любовь к ближнему, через проявление милосердия, заботы и соблюдения заповедей Божьих, через свою праведную жизнь уподобились в совершении добра Своему Отцу Небесному, то есть Богу. Для того, чтобы достигнуть такого совершенства Господь прислал к людям Своего Сына Единородного, Который помогает людям стать на путь совершенствования и идти по нему. Сам же Иисус Христос, с одной стороны, примерами из Своей земной жизни, с другой стороны, заповедями и притчами, рассказал и наглядно показал человечеству методы и возможности духовно-нравственного совершенствования человека.

«Любите врагов ваших» – изречения святых отцов

Рубаи. Сборник высказываний святых отцов в стихах

Александр Мороков

1
Спеши о смерти чаще вспоминать!
Навыкнешь — будешь меньше согрешать.
Живи одним насущным днём. О завтрашнем — не думай!
И сможешь с лёгкостью все страсти побеждать!
(Прп. Антоний Великий)

2
Когда святые видят, что мы к молитве нерадим,
Тогда скорбят ко Господу и плачут вместе с Ним.
Когда мы исправляемся и возрастаем в совершенстве,
Тогда Сам Бог о нас благовествует всем святым Своим!
(Прп. Антоний Великий)

3
Господь не обещал нам здешних воздаяний.
Наоборот, здесь много искушений и страданий.
Тут нужды, скорби… Воздаянье — там…
А эта жизнь для подвигов, падений, покаяний…
(Прп.

Изречения святых отцов и учителей Церкви

Антоний Великий)

4
Я всеми силами души молю о вас Творца —
Пусть пламенный огонь пошлёт в ваши сердца.
Тот самый, что пришёл Сын Божий низвести на землю,
Чтоб отличали вы добро от зла до самого конца.
(Прп. Антоний Великий)

5
Кто в малых, невысоких подвигах всю жизнь проводит,
Тот от нужды в предосторожностях уходит.
И побеждая множество сердечных пожеланий,
Удобный путь ко Господу находит.
(Прп. Антоний Великий)

6
Кто в жизни восхотел стать ближе к Богу,
От мiра должен удаляться понемногу.
Не телом! Но умом бежать от дел мiрских!
Смотреть внимательно, чтоб не было подлога…
(Прп. Исаак Сирин)

7
Всё то, что сочеталось глубоко с душой твоей,
Пойдёт с тобой в век будущий. Поверь!
И если это что-то доброе, то веселись,
А нет — освободись сего скорей!
(Прп. Исаак Сирин)

8
Кто в полной мере чистоты достиг?
Лишь тот кто видеть всех хорошими привык!
Никто не представляется тому нечистым
Ни на секунду, ни на миг.
(Прп. Исаак Сирин)

9
Когда дознаешь, что такое мiр,
Тогда поймешь как крепко ты завязан с ним.
Скажу короче: мiр есть житие плотское!
Живи по духу и не будь мiрским.
(Прп. Исаак Сирин)

10
О том кто злей, а кто добрей не должен ты судить,
Пока в себе добро от зла не сможешь отделить.
Познавший Бога человек, не может быть не добр,
Ведь доброта в богопознании связующая нить.
(Прп.   Антоний Великий)

11
Уж если от телесной смерти мы стремглав бежим,
Тем паче от душевной мы бежать должны.
Ибо для тех, кто возжелал спасения — препятствий нет!
Ну разве только нерадение и лень души…
(Прп.   Антоний Великий)

12
Когда войдешь в дом Божий — не пари умом,
А лучше совершенствуйся молитвенным трудом.
Молясь, произности молитву «Отче наш»,
Чтобы умом не помышлять о чем-либо дурном…
(Прп.   Ефрем Сирин)

13
Плотская жизнь — услада роскошью и властью,
Как правило, бавает смертью для души, к несчастью…
Напротив: труд, терпенье, бедность, умерщвленье тела —
Есть жизнь души и вечных благ причастье.
(Прп.   Антоний Великий)

14
По человеколюбию создавшего нас Бога,
В небесное отечество есть не одна дорога.
За добродетель Бог даёт награду,
За зло и беззаконие наказывает строго.
(Прп.   Антоний Великий)

15
Любовь ко ближним мысленные очи просвещает.
А тот кто возлюбил вражду и в ссорах утешенья чает,
Напоминает человека безрассудной жизни,
Который руку в нору к аспидам влагает.
(Прп.   Ефрем Сирин)

16
Господь не виноват, что мiр лежит во зле,
Он дал свободу выбора тебе и мне.
Он дал нам мудрость различать добро и зло…
А злые страсти в нас вошли по нашей же вине.
(Прп.   Антоний Великий)

17
Жизнь в непрестанном попеченьи о душе,
Сама собою производит добродетельных мужей.
Кто ищет Бога и молитвой побеждает похоть,
Тот не боится демонов уже.
(Прп.   Антоний Великий)

18
О славе всех святых полезно размышлять —
Их ревность к подвигам нас будет привлекать.
Полезно думать и о поношениях, что грешникам достались
— Их участь от лукавства будет нас предохранять.
(Авва Исаиа)

19
Святым лишь тот назваться сможет,
Кто злые страсти в сердце уничтожит.
Такой подвижник и себе дарует совершенство,
И славу Бога, без сомнений, преумножит!
(Прп.   Антоний Великий)

20
Как те, кто на себе одежду замарали,
Марают платье тех, кои коснутся их едва ли,
Так злые люди, говоря худые речи,
Как грязью оскверняют душу, через слух, словами…
(Прп.   Антоний Великий)

21
А если истинно желаешь Бога возлюбить,
И к достиженью Царства Божьего старанье приложить,
То помни суд и вечные мученья,
Со страхом об исходе скором понавыкни жить.
(Прп. Ефрем Сирин)

22
Когда луч солнца, через скважину, проникнет в дом,
То освещает всё, до самой мелкой пыли, в нём.
Так страх Господень, только лишь проникнет в сердце,
Как обнаружит грех, которым ты пленён.
(Прп. Иоанн Лествичник)

23
Лишь страхом начинается любовь к Равви Исусу.
Но только не животным страхом подлеца и труса.
Не Бога бойся, сын мой, но отпасть от Бога.
Лишь этим страхом ощутишь любовь по вкусу.
(Св. Климент Александрийский)

24
Когда приемлющий благодарит, то эта благодарность
В дающем пробуждает щедрость, безотказность.
Несправедлив и лжив, окажется и в большем,
Кто не умеет благодарным быть за малость.
(Прп. Исаак Сирин)

25
В то время, когда ветер дует ровно,
Любой моряк управит судно превосходно.
И только при внезапной перемене ветра,
Искусство рулевого раскрывается подробно.
(Прп.   Антоний Великий)

26
Ведь покаяние для нас — вторая благодать.
Оно от веры и от страха рождается опять.
Страх — Отчий жезл, ни на миг от нас не отходящий,
Пока мы благо рая не сподобимся принять.
(Прп. Исаак Сирин)

27
А покаянье совершенное и строится на том,
Чтобы отнюдь не жить раскаянным грехом.
А доказательством прощения греха от Бога,
Послужит нам отсутствие сочувствия о нём.
(Прп. Иоанн Кассиан)

28
Тот, кто ступени богосозерцания достиг,
Тот к жизни добродетельной навек навык.
Такой и в здешней жизни утешается небесным.
Ему чужда мирская радость о благах земных.
(Филон Александрийский)

29
Бог есть огонь для сердца и утробы.
И если в сердце холодно — молитесь Богу!
Пусть разогреет Он его скорей любовью
К Себе и к ближнему. Хотя б немного…
(Прп. Серафим Саровский)

30
Как можем мы преодолеть всю власть греховных услаждений?
Ничем иным, как только подвигом посильных самопринуждений.
Всегда старайся возводить все помыслы горе — к святыне,
Насилие греха бори насильем добрых устремлений.
(Прп. Иоанн Карпафский)

31
Как непрерывно в теле совершается дыханье,
Так пусть о смерти будет непрерывным поминанье.
Такое устроенье даст плоды бесстрастья,
И к жизни добродетельной сугубое желанье.
(Прп. Исихий)

© Copyright: Александр Мороков, 2017
Свидетельство о публикации №117071208394

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Александр Мороков

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Александр Мороков

<<<   БИБЛИОТЕКА   >>>

Сокровищница духовной мудрости

Мудрость

От ведения же, т. е. мудрости, происходит воздержание и терпение. Ибо мудрый удерживает свою волю и терпит происходящее от сего огорчение, но, почитая себя недостойным наслаждений, бывает благоразумен и благодарен Благодетелю, боясь, чтобы ради многих благ, которые даровал ему Бог в нынешнем веке, не лишиться в будущем. Итак, он трудится в воздержании и в добродетелях, считая себя должником во всем. И ничего, даже и малого, не находит, что мог бы воздать своему Благодетелю, но и самые добродетели почитает большим долгом; ибо получает, а не отдает. Самое то, что он удостоился приносить благодарение Богу, и Бог принимает его благодарение, почитает он большим долгом и всегда благодарит, делая всякое добро, и, всегда смиренномудрствуя, считает себя большим должником и ниже всех (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 21-22).

***

…Начало всех добродетелей есть духовная мудрость, хотя она же составляет и конец их; ибо если она не приблизится к уму, то человек не может сделать ничего доброго, никогда не слышав о ней, а если услышит сколько-нибудь, — это самое и есть уже мудрость (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 1).

***

…Всякая добродетель имеет нужду в сих четырех <мудрость, целомудрие, мужество и правда>, и всякое начинание нуждается в первой из них, т. е. в мудрости, и без нее не может осуществиться. Ибо как может какое-либо дело исполниться без мудрости? Она рождается от разумной части души и находится между лукавством, т. е.

Прихожанка.ру — женский православный форум

чрезмерным мудрствованием, и неразумением. Одно из них влечет мудрость к тому, чтобы поступать лукаво и вредить душе, ее имеющей, и другим, кому возможно. Другое же делает ум нечувствительным и суетным и не допускает его заботиться ни о Божественных вещах, ни о чем-либо полезном для души его самого или ближнего. И одно уподобляется высочайшей горе, а другое — пропасти; мудр же тот, кто идет по равнине, между ними находящейся. А кто совращается (со среднего пути), тот или падает вниз, в пропасть, или же старается взойти много вверх и, не находя пути, невольно падает вниз… потому что не хочет через покаяние возвратиться к мудрости с высоты горы. Падший же в пропасть умоляет со смирением <Господа>, могущего вывести его на царский путь добродетели. А мудрый не восходит с возношением… (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 88-89).

***

Люди обычно именуются умными, по неправильному употреблению сего слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа — умна, которые могут рассудить, что добро и что зло; и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением. Эти одни по истине должны именоваться умными людьми (прп. Антоний Великий, 89, 63).

***

Истинно умный человек одну имеет заботу, вседушно повиноваться и угождать Богу всяческих. Тому и единственно тому поучает он душу свою, как бы благоугодить Богу, благодаря Его за Его благое промышление, в каких бы ни находился случайностях по жизни (прп. Антоний Великий, 89, 63).

***

Чья душа действительно умна и добродетельна, — это обнаруживается во взоре, поступи, голосе, улыбке, разговорах и обращении. В ней все изменилось и приняло благообразнейший вид. Боголюбивый ум ее, как бодренный привратник, затворяет входы для злых и срамных помышлений (прп. Антоний Великий, 89, 67).

***

Умен тот, кто Богу угождает и больше молчит, или, если говорит, то говорит немного — и только нужное и Богу угодное (прп. Антоний Великий, 89, 69).

***

Добрым и мудрым человеком вдруг сделаться нельзя; но сие достигается внимательным обсуждением, упражнением, опытом, продолжительным подвигом и (главное) сильным желанием доброго дела (прп. Антоний Великий, 89, 70).

***

…Не тот мудр, кто много говорит; но тот, кто знает время, когда должно говорить (прп. авва Исаия, 59, 217).

***

Больше всех знает тот, кто говорит: ничего не знаю (прп. авва Исаия, 89, 454).

***

Венец мудрости — себя укорять и ставить себя ниже всех (прп. авва Исаия, 89, 454).

***

Сколько уподобляются глазам совы упражняющиеся в суетной мудрости! И у совы зрение ночью остро, но помрачается, как скоро воссияет солнце; и у них <мудрецов мира сего> весьма изощрено разумение для пустых умозрений, но омрачено к познанию истинного света (свт. Василий Великий, 5, 132).

***

…Мудрость мира сего, введя в обман принявших ее и будучи признана истиною, производит неведение спасительных догматов. Посему мудрость, удаляющая от истины, обращается в ничто… (свт. Василий Великий, 6, 318—319).

***

… Премудрость есть знание вещей божественных и человеческих, так же и их причин (свт. Василий Великий, 8, 168).

***

…Есть и человеческая некая премудрость; это — опытность в делах житейских, по которой называем премудрыми сведущих в одном каком-нибудь из полезных искусств (свт. Василий Великий, 8, 169).

***

…Кто намерен приступить к принятию премудрости, тот приходи, очистив срамоту греха спасительным страхом (свт. Василий Великий, 8, 171).

***

Истинная же мудрость есть распознание того, что должно делать и чего не должно (свт. Василий Великий, 8, 174).

***

О мудрости знаем, что она есть одна из родовых добродетелей, посредством которой мы (люди) делаемся сведущими в том, что добро, и что зло, и что безразлично (свт. Василий Великий, 8, 174).

***

…Ни один благомыслящий не будет высоко думать о своей мудрости… (свт. Василий Великий, 8, 268).

***

Умудрение во всякой о Христе добродетели, служащей к славе Божией, есть сокровище благое… (свт. Василий Великий, 9, 277).

***

Мудр, как змий, кто предлагает учение с осмотрительностью и с разумением, как успешно привести слушателей к благопокорности (свт. Василий Великий, 9, 279).

***

…Косность разумения бывает не по нерадению благодетеля, но по неверию получающих благодеяние. И справедливо обвиняется неразумный, как смежающий очи при восхождении солнечном, чтобы жить во тьме, и не подъемлющий взора для принятия света (свт. Василий Великий, 9, 281).

***

…Можно ли тому, кто несмыслен, не быть мудрым о себе?.. Если кто хочет не быть и несмысленным, и мудрым о себе, тот должен уразуметь волю Господню верою в Него… (свт. Василий Великий, 9, 285).

***

Истинная мудрость делает все по Богу (прп. Ефрем Сирин, 30, 179).

***

Не умудряйся по ветхому человеку, ибо написано: кто хочет мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает (1 Кор. 3, 18) (прп. Ефрем Сирин, 31, 143).

***

Путь Господень — первый путь; им шествуют мудрые; а кто не сим путем ходит, тот блуждает в неисходных бедствиях (прп. Ефрем Сирин, 33, 95).

***

Мудрые никогда не отступают от слова Божия, потому что оно источник благ, изливающийся из учений Его (прп. Ефрем Сирин, 33, 95).

***

Не скорби, невежда, что ум твой не подкреплен наукой; жизнь твоя может сделать тебя столько мудрым, что самая простота твоя в состоянии будет умудрить и разумных (прп. Ефрем Сирин, 33, 218).

***

Пусть своею ученостию останавливаешь ты солнце и можешь определить окружность моря; но ежели не имеешь дел, ты еще не премудр и не достиг степени разумных (прп. Ефрем Сирин, 33, 218).

***

Не предавайся много учености, чтобы величаться своею мудростию. Не тот один мудр, кто берется изъяснить сокровенное. Заботься наипаче о том, чтобы на деле исполнить прочитанное, а не объяснить написанное (прп. Ефрем Сирин, 33, 220).

***

Многие читают до утомления, однако же в поступках своих оказываются юродивыми. Другие трудятся, работая, и в мудрости превосходят мудрецов (прп, Ефрем Сирин, 33, 220).

***

Избери себе Божий страх, начало всякой премудрости, и почитай родителей своих, потому что молитва их охраняет тебя (прп. Ефрем Сирин, 33, 354).

***

Предел мудрости смертного — смерть его (прп. Ефрем Сирин, 34, 231).

***

В том состоит мудрость мудрых, чтобы приуготовить себе блаженный конец (прп. Ефрем Сирин, 34, 233).

***

Тот — мудрец, кто прилежно наказывает плоть свою голодом и жаждою, чтобы приучить ее к деятельности, кто душу свою исправляет и упражняет чтением Писания. Тот прекрасен духом и телом, кто очищает себя в сих двух горнилах; чем больше очищает он себя в них, тем паче усугубляется красота его (прп. Ефрем Сирин, 34, 258).

***

…Не хвалитесь мудростию <мира сего>, ибо написано о ней, что она есть глупость пред Богом (см.: 1 Кор. 3, 19)… (прп. Ефрем Сирин, 36, 68).

***

Обуздывай наглость, и будешь великий мудрец (свт. Григорий Богослов, 16, 210).

***

Под мудростию разумей созерцание Сущего (свт. Григорий Богослов, 16, 338).

***

…Мудрые мира сего, Аристотель, или Платон, или Сократ, при основательном своем ведении уподоблялись большим городам, но опустошены были врагами, потому что не было в них Божиего Духа. А люди неученые, став причастниками благодати, подобны малым городам, укрепленным крестного силою (прп. Макарий Египетский, 67, 274).

***

Мудрость занимает середину между хитростью и простотою. Не похвальны ни мудрость змия, ни простота голубя, если каждое из сих свойств взять одно, само по себе, но поведение, держащееся средины между тем и другим, делается добродетелью (свт. Григорий Нисский, 18, 265).

***

…Вся человеческая мудрость, и все знание существующего, и всякая созерцательная сила, и всякое мысленное представление не могут устоять в сравнении с простейшею пищею божественных уроков; потому что млеко истекает из сосцев и есть пища младенцев, а вино по силе и горячительному свойству делается наслаждением совершеннолетних, однако же совершенное во внешней мудрости ниже младенческого учения в Божественном слове (свт. Григорий Нисский, 20, 30—31).

***

Нельзя стяжать мудрости без борьбы, и нельзя успешно совершить борьбу без благоразумия (авва Евагрий, 89, 577).

***

Мудрость в содружестве с покоем, а благоразумие — с трудом (авва Евагрий, 89, 577).

***

Дело мудрости — в том, чтоб возбуждать ум к непрестанному внимательному бодрствованию (авва Евагрий, 89, 607).

***

Дело разумности состоит в том, чтоб созерцать умные святые Силы… (авва Евагрий, 89, 637).

***

Не занятием, но благодатию приобретается небесная мудрость, по мере веры каждого (свт. Иоанн Златоуст, 49, 295).

***

Истинная мудрость есть вера (свт. Иоанн Златоуст, 49, 732).

***

Особенность мудрых состоит в том, чтобы обличать худо делающих; ничто так не обнаруживает дела мудрости, как то, чтобы жить с пользой для других (свт. Иоанн Златоуст, 55, 116).

***

Господь повелевает нам быть мудрыми подобно змее, во всяком искушении соблюдать главу свою, т. е. веру нашу. Ибо змея, в каких бы затруднительных обстоятельствах ни находилась и каким бы ударам ни подвергалась, сохраняет голову свою невредимою. И ухищренно также совлекает с себя ветхость, проползая сквозь какое-либо тесное отверстие и там слагая свою старость. Посему Господу угодно, чтобы и мы на тесном пути и злострадании совлекались ветхого человека и облекались в человека нового, обновляемого… по образу Его (Кол. 3, 10) (прп. Исидор Пелусиот, 60, 85—86).

***

Мудрость, срастворенная с простотою, есть некое божественное достояние, и скажу даже, составляет самую совершенную добродетель. Но если одна от другой бывает отделена; то мудрость впадает в лукавство, а простота кончает глупостию; потому что первая способна делать злое, а последняя обманываться (прп. Исидор Пелусиот, 60, 444—445).

***

Подлинно самая высокая мудрость — правильное понятие о Боге… (прп. Исидор Пелусиот, 62, 90).

***

Мудрые, по моему определению… суть те, которые украшены умными добродетелями; таковы были имеющие дар слова и мудрость ведения (прп. Исидор Пелусиот, 62, 206).

***

…Нет ничего столько углубленного, низкого и пресмыкающегося по земле, как мирская мудрость, хотя но бесстыдству и берется она парить в высоту (прп. Нил Синайский, 73, 21).

***

В собственном смысле и по естеству премудр единый Господь, Ангелы же и человеки имеют мудрость по причастию (прп. Нил Синайский, 73, 385).

***

Некоторые называют мудрыми тех, которые умеют рассуждать о чувственных вещах; мудры же те, кои обладают <управляют> своими пожеланиями (прп. Марк Подвижник, 69, 24).

***

Делами показывай себя мудрецом, ибо нет слова, которое было бы мудрее дела (прп. Марк Подвижник, 89, 543).

***

Кроткий по Богу из мудрецов мудрец… (прп. Марк Подвижник, 89, 548).

***

Не признавай того истинным мудрецом, кто ради сей жизни порабощает ум свой боязни и страху (прп. Исаак Сирин, 58, 16).

***

Пути премудрости нет конца; она шествует выше и выше, пока не соединит последователя своего с Богом (прп. Исаак Сирин, 58, 89).

***

Будь невеждою <простым> в мудрости своей; а не кажись мудрым, будучи невеждою (прп. Исаак Сирин, 58, 302).

***

О, как удивительна ты, мудрость, как издалека все предусматриваешь? Блажен, кто обрел тебя (прп. Исаак Сирин, 58, 374).

***

Начало Божественной премудрости — скромность и кротость, которая свойственна великой душе и носит на себе немощи людей (прп. Исаак Сирин, 58, 410).

***

Праведник немудрый — светильник при солнце (прп. Исаак Сирин, 58, 414).

***

Мудрый советник — стена упования (прп. Исаак Сирин, 58, 415).

***

Мудр муж тот, кто внимает себе и спешит очиститься от всякой скверны (авва Фалассий, 91, 300).

***

Христианин умудряется сими тремя путями: заповедями, догматами и верою. Заповеди отрешают ум от страстей, догматы вводят его в познание Сущего, а вера — в созерцание Святой Троицы (прп. Максим Исповедник, 91, 220).

***

Мудрый, и уча и учась, желает учиться и учить одному полезному; а кажущийся мудрец, и вопрошая и вопрошаемый, предлагает одно то, что питает любопытство (прп. Максим Исповедник, 91, 232).

***

Явно же, что тот премудр, кто, оставя плоть, как тленное нечто, весь прилепляется к духу, как нетленному (прп. Максим Исповедник, 91, 235).

***

…Того называю я мудрым, кто ведет незапятнанную и безукоризненную жизнь (прп. Феодор Студит, 92, 173).

***

…Любовь… оказывается иной помощницей уму, почившему от неразумного пристрастия к чувственным вещам, тем, что возбуждает ум к словесам премудрости (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 177).

***

…Будь буй из любви к Богу, если желаешь быть премудрее Соломона (прп. Никодим Святогорец, 70, 35).

***

Что такое плотское мудрование? — Образ мыслей, возникший из состояния, в которое приведены человеки падением… (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 90).

***

…Хотящий получить небесную премудрость должен оставить свою собственную, земную, <и> как бы она велика ни была, отречься от нее… (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 116).

***

Земная мудрость — вражда на Бога: она закону Божию не покоряется и не может покоряться (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 116).

***

Когда веру в Бога заменят соображения человеческие, тогда бедствует человек в волнах житейского моря… Способов человеческих к исшествию из затруднительных обстоятельств он не видит, а воспоминание о Боге выкрадывается непостижимым забвением (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 185).

***

Запечатленных плотским мудрованием, упорно пребывающих в нем, недугующих неисцельно, Господь  оставляет: предает их самим себе, предает погибели, принятой произвольно, удерживаемой произвольно (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 295).

***

Однажды авва Иоанн шел из (жита с братиями. Была ночь, и проводник их сбился с пути. Братия сказали авве Иоанну: «Авва, что нам делать? Брат сбился с пути, как бы нам не умереть, блуждая!» Старец отвечал: «Если скажем ему об этом, он опечалится и будет стыдиться нас. Вот что сделаем: я скажусь больным и откажусь от дальнейшего путешествия, и останемся здесь до утра». Они просидели на том месте до утра и не обличили брата (106, 290-291).

***

Паисий, брат аввы Пимена, нашел небольшой сосуд со златницами и сказал старшему брату своему Ануву: «Ты знаешь, что слово аввы Пимена очень жестоко. Пойдем, выстроим себе в другом месте келью и будем там вместе безмолвно жить». Авва Анув отвечал: «Нам не на что выстроить келью». Тогда Паисий открыл ему о своей находке. Это очень опечалило авву Анува, который понял, что находка может послужить причиной душевной погибели Паисия. Однако, не желая смутить брата, он сказал: <Пойдем и выстроим себе келью на той стороне реки». Авва Анув взял у Паисия золото и завернул себе в куколь. Когда они переправлялись через реку и были уже на середине, авва Анув сделал вид, что оступился, и выронил золото в реку. Он начал скорбеть, а Паисий утешал его, говоря: «Не скорби, авва, о златницах, пойдем опять к брату нашему Пимену». Они возвратились и жили в мире (106, 320).

***

Сказывали об авве Зеноне, что сначала он ни от кого не хотел ничего принимать. И посему делавшие ему приношения уходили от него, скорбя о том. А другие приходили к нему, желая получить от него что-нибудь как от великого старца; но ему нечего было дать им, и они отходили со скорбью. Видя сие, старец сказал: «Что мне делать? И те скорбят, которые приносят, и те, которые хотят получить. Вот что будет лучше: если кто принесет — возьму, а если кто попросит — отдам ему». Так и делал, и сам был спокоен, и все им были довольны (97, 80).

***

Когда спрашивали авву Памво о чем-либо из Писания или касательно жизни, он никогда не отвечал на вопрос тотчас, но говорил, что еще не нашел ответа. Часто проходило месяца три, а он не давал ответа, говоря, что еще не знает, что ответить. Авва Памво из страха Божия был весьма осмотрителен в своих ответах, так что и принимали их с благоговением как изречения Самого Бога. Этой добродетелью, т. е. осмотрительностью в слове, говорят, он превосходил даже Антония Великого и всех святых (101, 34).

***

Авва Нистерой Великий однажды прохаживался по пустыне с одним братом. Увидев дракона, они побежали. Брат потом спросил его: «И ты, отец, боишься?» Старец отвечал ему: «Нет, сын. Я не боюсь, но польза требовала, чтобы я бежал; иначе мне не убежать бы от духа тщеславия» (97, 177).

 Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

<<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>>

Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота 1-й седмицы по Пятидесятнице

Мф., 15 зач., 5, 42–48

Сказал Господь: просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

«Просящему у тебя дай, – говорит Господь, – и от хотящего занять у тебя не отвращайся». Смотри на просящего у тебя как на того, кто дает тебе милость подать Самому Христу. Однако и дела милосердия должны быть растворены рассудительностью. Чтобы не получилось, что мы даем не желающим трудиться и недостойным то, что следовало бы дать нуждающимся. Слова, которые Бог говорит нам: «Просите, и дастся вам», мы должны быть готовы сказать нашим ближним.

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Величайший долг христианина – любить своих врагов. Мы должны иметь сострадание к ним, желать им добра и молиться за них. Мы не должны злословить их и отвечать оскорблениями на оскорбления. Если в наших устах закон добра, мы можем найти добрые слова к говорящим нам злые. Мы должны делать им добро, и это будет большим доказательством любви, чем все добрые слова. Мы должны молиться за обижающих нас и гонящих нас. Всякий раз, когда мы оказываемся в подобных обстоятельствах, нам дается возможность засвидетельствовать, что мы христиане не только по имени.

Невозможно жить по-евангельски, оставаясь только на естественном человеческом уровне. Господь требует от нас то, что превосходит естественные человеческие возможности. Если Христос говорит нам любить наших врагов, то это потому, что Бог первым возлюбил нас. Мы должны постоянно перечитывать эти слова апостола Павла из Послания к Римлянам: «Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (). Когда мы предстоим перед трудной, по-человечески невозможной любовью, мы не можем уже оставаться только на плоскости психологии, социологии и даже морали. Мы должны поставить себя перед распятым Христом. Господь наш Иисус Христос, Сын Отца Небесного, восхотел высшего блага для тех, кто соделал Ему зло. Он пострадал и умер за всех людей – за тех, кто предал Его страданиям и смерти.

Цитаты и высказывания святых отцов

Любовь к врагам может исходить только от Бога! И это то, что Бог не перестает делать, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над полями безбожников и гонителей так же, как над монастырскими садами. Всякий раз, когда мы видим солнечный свет и дождь, будем вспоминать слово Христово, что это Божие благословение всему миру. И пусть дары Божией щедрости к людям, восстающим на Бога, учат нас делать добро ненавидящим нас. Вот ответ на вопрос, как любить тех, кто не любит нас. Для этого надо увидеть, как Бог нас любит. Прощая без конца. Эту невозможную любовь к врагам Господь не смел бы требовать от нас, если бы Он Сам не явил ее: «Отче, прости им, не знают, что творят».

Чтобы стать христианином – Божиим человеком – надо идти до той любви, которая не есть просто взаимная любовь: «я люблю тебя, потому что ты любишь меня». Так поступают и язычники, говорит Христос. Он, Бог наш, перед абсолютным отвержением Его любви будет непоколебимо следовать абсолютной любви. Христианская любовь не может сводиться только к чувствам, влечениям, переживаниям. Господь не говорит ничего плохого об этой любви, в которой мы так нуждаемся. Кто может жить без нее? Господь только говорит, что на этом нельзя останавливаться. Потому что христианство – это больше чем человеческая доброта. Это очень серьезный вопрос, и мы должны часто задавать его себе: делаем ли мы что-нибудь людям больше, чем другие? Бог сделал для нас несравненно больше, чем для не знающих Его людей. Делаем ли мы большее, чем они, по отношению к другим? Любить тех, кто не любит нас, – уподобляться Богу. Творить добро тем, кто делает нам зло, – Божественная черта.

Что значит быть христианином? Это не значит просто ждать, когда осуществится Божий замысел о мире, и все заполнит Христова любовь. Это значит пытаться каждый день устремляться к этой любви. Речь не идет о добреньком морализаторстве для слабых, сентиментально настроенных людей. Мы – чада Отца Небесного, Который содержит в недрах Своей любви весь человеческий род – злых и добрых. Принося на Кресте молитву за всех, Христос воспринял от Отца власть дать нам эту заповедь.

Протоиерей Александр Шаргунов

02 / 06 / 2007

Смотри также:

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *